Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина: проблемы и мотивы

ЕГЭ. Литература. Материал к заданию 16. АРГУМЕНТЫ. Философская, вольнолюбивая лирика, тема мечты и реальности, человека и общества, быстротечности жизни.

Часть 2

1.А.С.Пушкин « К Чаадаеву»

«К Чаадаеву» — это одно из лучших стихотворений вольнолюбивой лирики поэта. Автор верил в будущее страны и народа, что «Россия вспрянет ото сна», что не напрасны жертвы тех, кто отдал жизнь или лучшие годы борьбе за свободу. Об этих людях будет помнить Россия , «… И на обломках самовластья Напишут наши имена!». Поэт призывал своих соотечественников, обращаясь к ним, как к друзьям, все силы отдать борьбе за свободу народа, за справедливость. «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!»

С осуждением пишет о российской действительности, о николаевской России в данном стихотворении М.Ю.Лермонтов. называя страну «немытой» , страной «рабов» и «господ». Примитивная, без лоска и изящества, страна с её «мундирами голубыми»- полицией, пресекающей любое свободомыслие, — такую Россию поэту не жаль оставить , он прощается с нею, скрывается «за стенами Кавказа». Боль у поэта вызывает и «преданный народ», не стремящийся к лучшей жизни, к свободе. Не такой хотел видеть поэт Россию, а свободной. Сквозь картину такой неприглядной родины виден образ глубоко любящего её человека, страдающего , что так несправедлив порядок в стране.

Жить — так на воле,

Умирать — так дома.

Очень короткое стихотворение, но полное такого желания жить на воле, не подчиняться никому, кто решит лишить воли человека или целую страну. Написано стихотворение в первый день объявления войны в 1939 году. Впереди — миллионы жертв, несчастья, ужасы войны. Но не сломить народы, не лишить их свободы никогда. Это -основной мотив свободолюбивой лирики А.Ахматовой.

Поэт принимает жизнь со всеми её радостями, даже обманами. Всё, что в ней было — «мило». Надо всегда верить, что всё будет хорошо, «День веселья, верь, настанет». Смысл жизни в самой жизни, в каждом её мгновенье, в вере в лучшем будущее, несмотря на то, то «прошлое уныло». Найден ли героем «перстень счастья»? Скорее всего, нет, во мгле жизни он не смог его найти, прожив жизнь «кстати», случайно, не найдя истинной цели. Даже любовь уже не приносит лирическому герою спокойствия души. « И тебя любил я только кстати, Заодно с другими на земле».Противоречивое по мыслям, чувствам стихотворение. Но главный мотив- желание жить.

«Просто, мудро» жить нужно на земле, считает А.Ахматова, радоваться простым житейским радостям — видеть красоту природы, писать весёлые стихи. Жизнь тленна, но так прекрасна. Нужно просто научиться забывать обиды, ведь жизнь так быстротечна. «И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу».

Поэт пытается понять, кто он, каков смысл его жизни на этой земле. Вопросы он задаёт не случайно. Растерянность, непонимание происходящего, да и всей своей жизни испытывает он. Жизнь — «обман», на сердце- тоска. Счастье было там, в далёкой молодости. Всё исчезло, ничего хорошего от жизни уже он не ждёт.

Автор пишет о быстротечности времён, о том, что ничего не останется от деятельности человека, со временем исчезнут цари, царства, народы. И даже если что-то на время уцелеет, то и это «вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы» Пессимистический настрой у лирического героя, нет ничего вечного, всё исчезнет, считает он.

Человек смертен, всегда приходит конец жизни, такой быстротечной. Но поэт находит слова восхищения ею, благословляет её. Конечно, жаль прошлого, ушедшей молодости, и сердце уже бьётся не так сильно, и желанья стали скупее. Жизнь промчалась, «словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне», она словно приснилась человеку. Но жизнь была и ещё есть, пусть и немного мгновений её осталось. Благодарность за жизнь звучит в этом стихотворении за то, что человек получил такую возможность – жить на земле.

Жизнь – это череда мгновений, так она быстротечна. Одни проходят бесследно, другие становятся судьбоносными в жизни человека и целого народа. Необходимо помнить, что человек в ответе за каждое мгновенье прожитой долг, не нужно забывать о своём долге. Автор не пишет о том, останется или нет в памяти потомков жизнь человека, но прожить нужно достойно «от первого мгновенья до последнего».

Мечта и действительность в любви. Часто образы любимого человека не совпадают с реальностью. Иной показано соотношение мечты и реальности в данном стихотворении. Лирический герой восхищён возлюбленной. Она — «гений чистой красоты». В разлуке он забыл «голос нежный», «небесные черты», жизнь без неё просто тянулась. И вот снова встреча, реальная, а не в мечтах и грёзах. И то же сильное чувство , « чудное мгновенье» повторилось, для сердца воскресли «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»,мечта стала реальностью, и это принесло счастье герою.

Одинокая сосна, живущая в суровом северном климате, мечтает о пальме, свете, солнце. Её образ, созданный в фантазиях, нереальный, недостижимый, но он так прекрасен, так согревает сосну в этом мире холода и одиночества. Главный мотив человека- стремление мечтать, пусть мечты и не всегда осуществимы, но они согревают душу.

Реальный мир, изображённый в стихотворении, полон невежества, грубости. Мир мечты — светлый, радостный. Незнакомка — символ мечты о лучшем, чистом, светлом, чего так мало в реальной жизни. Этот образ пробудил в лирическом герое желание понять свою жизнь, проанализировать её, появились мечты о лучшем будущем: «И вижу берег очарованный И очарованную даль».Человек счастлив только тогда, когда его душа чиста, далека от суетной грязи, когда он может любить, понимать, что в его душе « душе лежит сокровище».Мечта далека от реальности, но человек может её приблизить, если захочет , ведь ему поручен «ключ» от неё.

Читайте также:
Лес краткое содержание пьесы Островского - читать онлайн

Поэт создал портрет эпохи, в которой жил, очень критично показав общество и человека в нём. Будущее его современников «иль пусто, иль темно». Жизнь без цели, стремлений, равнодушие поколения приведёт к ранней старости. «И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…».
Людям не свойственно пылкое чувство, они не могут полностью насладиться жизнью. Человек, живя в таком обществе, не может реализовать себя, проявить свой талант. Стихотворение наполнено болью за целое поколенье.

Поэт пытается дать картину веку, в котором он жил. С горечью он понимает, что нет в людях духовной опоры, поэтому они осознают, что их жизнь пуста. Самое страшное — это потеря веры в любовь, в жизнь, в Бога. Поэт просит этой веры у Бога: «Приди на помощь моему неверью. » Людям всегда было свойственно желание выйти к свету. Этого хочет каждый человек в отдельности и целое поколение, «век». Только вера и любовь могут спасти человека.

Н.А.Некрасов — истинный гражданин , любивший свою страну. По его мнению, любой человек должен служить Отечеству:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Человек может посвятить себя любому делу, но кем бы он ни был, прежде всего он должен служить обществу. Только так, и не иначе. Не должен человек противопоставлять себя обществу, а тем более чувствовать своё одиночество, неспособность что-то делать. Надо действовать- это долг каждого.

В ком чувство долга не остыло…
Тому теперь не должно спать…

Общее

Человек живёт в определённую эпоху. Он связан с судьбой страны, народа, должен быть её гражданином, служа Отечетсву. Эта мысль звучит во всех данных стихотворениях. Горестно, если нет единения, понимания, веры и любви. Тогда жизнь становится одинокой. Все поэты пытаются понять место отдельного человека среди современников. Им хочется, что бы люди жили по законам любви и веры. А если этого нет- то поэты подвергают резкой критике и себя, и своё время, и целое поколение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

План-конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

“Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина”.

Скачать:

Вложение Размер
tema_bystrotechnosti_chelovecheskogo_bytiya_v_lirike_esenina.doc 104.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина.

1. Выявить особенности творений С. А. Есенина.

2. Дать ученикам возможность почувствовать предельную искренность и глубокий лиризм стихотворений С. Есенина, осознать быстротечность человеческого бытия на примере стихотворения «Отговорила роща золотая…».

3. Способствовать формированию у одиннадцатиклассников чувства любви к природе родного края на примере творчества великого поэта.

4. Подготовка к ЕГЭ.

1. Портрет С. Есенина.

2. Текст стихотворения «Отговорила роща золотая…».

3. Грамзапись романса Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая…».

4. Распечатка КИМов в формате ЕГЭ для проверки знаний учащихся.

I. Вступительное слово учителя.

– Великий поэт, отражая и пересоздавая жизнь, творит не чисто художественный, а художественно-философский мир. Произведения С. А. Есенина, как и каждого большого писателя, – это оригинальная художественная философия, выявляющая в созданном им мире социально-политическое, нравственное, эстетическое, познавательное и ценностное отношение поэта ко всему сущему.

Такие философские мотивы, как смена поколений, мотив одиночества, духовного разлада, мотив быстротечности человеческого бытия, подведения жизненных и творческих итогов характерны для поздней лирики Есенина. Наиболее значимым представляется мотив быстротечности человеческого бытия и как следствие мотив подведения итогов, увядания, прощания с жизнью. Лирический герой воспринимает утрату юности, свежести, радости жизни спокойно, как должное. Недаром в этот период его творчества возникает образ-метафора «осень в природе» – «осень жизни» . Осень жизни – это период зрелости, готовности благодарно принять свой уход. Эта тема прослеживается в ряде стихотворений 20-ых годов: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «По-осеннему кычет сова…», «Цветы мне говорят прощай…» и др.

Обратимся к одному из них, к стихотворению 1924 г. «Отговорила роща золотая…».

II. Реализация домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Отговорила роща золотая…» одним их учащихся.

III. Анализ стихотворения. Беседа.

1. Какой образ возникает в первой строфе стихотворения? Каково настроение лирического героя? (В первой строфе дана обобщённая картина поздней осени, которая передаёт печальное настроение лирического героя.)

2. Каковы ключевые образы второй строфы? ( Во второй строфе содержится своеобразная формула жизненного пути человека:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.)

3. Какой герой появляется в 3-ей строфе и как нарисованы в 3-ей и 4-ой строфах прошлое и настоящее? (В третьей строфе появляется одинокий герой («Стою один среди равнины голой…» – «один» и «голая» равнина – тавтология, вызывающая чувство предельного одиночества), который говорит о том, что ему «в прошедшем ничего не жаль».)

4. Почему именно «не жаль»? (В четвёртой строфе слова «Не жаль» повторяются ещё два раза:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

Но эти настойчивые повторы не убеждают. Невозможно не жалеть тех лет, которые растрачены напрасно.)

5. Назовите кульминационные строки стихотворения. Каким настроением они проникнуты? Каков их философский смысл? (Кульминационны незабываемые строки стиха –

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Кажется, в словах «никого не может» – высшая степень безысходности. Но здесь возникают другие, противоречащие этим отрицаниям слова, утверждающие, что роща не может отговорить навсегда, и человек не может не жалеть прошедшей молодости. Ничто не проходит бесследно:

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава.)

6. Какое сравнение содержится в предпоследней строфе и в чём его смысл? (И когда лирический герой сравнивает себя с облетевшей рощей («Как дерево роняет тихо листья, // Так я роняю грустные слова…»), мы понимаем, что эти стихи о том, что и его поэзии суждена жизнь, такая же вечная, как окружающей его природе, потому что на смену осени и зиме всегда приходит весна.)

7. Обратите внимание на слова:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Какая особенность есенинской пейзажной лирики в них заключена? Как называется этот приём? (В них заключена главная особенность есенинской пейзажной лирики. Осыпающаяся осенняя роща оказывается прямым двойником лирического «я» – человек и природа как бы прорастают друг в друге. Слитный образ человека-дерева здесь держится идеей «узловой завязи» (как любил говорить Есенин). И уход лирического героя также закономерен, как закономерно увядание и падение листьев с деревьев.

Стихотворение построено на своеобразном приёме – «олицетворении наоборот», когда то, что происходит с живым миром природы, отождествляется с состоянием человека.)

8. А какие строки возвращают нас к началу стихотворения? Как их можно истолковать? (Строки «Как дерево…слова» возвращают нас к началу стихотворения. «Роща золотая» – это и сам поэт, и его поэзия, потому и «не обгорят рябиновые кисти, не пропадет трава».)

9. Каково внутреннее состояние лирического героя в последней строке? С каким логическим ударением звучат начальные и заключительные строки стихотворения? (С жизнью поэт прощается «негромко, вполголоса». В начале стихотворения фраза «отговорила роща золотая» звучит с логическим ударением на слове «отговорила», а в заключительной строфе возникает иной акцент.

Скажите так… что роща, золотая

Отговорила милым языком.

Логическое ударение теперь падает на «милый» – то есть на то слово, которое хочется услышать от людей.)

9. Какой композиционный приём использован для построения стихотворения? (Есенин использует характерный для лирики его зрелого творчества приём кольцевой композиции, который придаёт переживанию, выраженному в стихе, завершённую форму – повторение начальных и завершающих строк в изменённом виде, когда варьируется вторая часть кольца. Такое движение мысли и переживания логически вытекает из всего предшествующего развития темы, становится ответом на поставленный в начале вопрос, объясняет её или опровергает высказанный ранее тезис:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…

Скажите так. что роща золотая

Отговорила милым языком.)

IV. Заключительное слово учителя с элементами беседы.

– Итак, о чем это стихотворение? Это пейзажная зарисовка или философское осмысление быстротечности жизни? Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим на дату создания стихотворения: 1924 год.

Поэту скоро 30. Как многие поэты, Есенин пророчески предвидит скорую гибель. И вот он подводит итоги. Это прощальное стихотворение, как мы понимаем.

– Кем чувствует себя поэт? Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:

Облетает моя голова,

Куст волос золотых вянет…

Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень». И вот когда мы поняли главный образ стихотворения, становится понятным, почему «отговорила роща золотая и березовым, веселым языком». Открывается смысл последних строк:

…Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сметет их все в один ненужный ком…

– Что сметет? Стихи, конечно.

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.

В этих последних строках поэт поднимает вопрос о своём творчестве ( рожа золотая – золотоголовый поэт (автобиографический образ неоднократно встречается в поэзии Есенина); падающие листья – слова – строки – стихи ). Поэт полон сомнений и раздумий не только о жизни, но и о судьбе своих стихов.

Как видим, финал в стихотворении Есенина пушкинский. Вспомните, Пушкин за год до смерти пишет в знаменитом «Памятнике»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

…Скажите так, что роща золотая

отговорила милым языком.

– Итак, можно ли это стихотворение отнести к философской лирике? (Конечно, это стихотворение философское, в основе которого – осмысление быстротечности жизни, её соотнесённости с жизнью природы, с периодами расцвета и увядания.)

V. Подведение итогов урока. Проверочная работа в формате ЕГЭ. Выполняются задания тестовые задания А8 – А 14 и В 7 – В 12. А часть С 2 даётся в качестве домашнего задания.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и

выполните задания A8 – A14; B7 – B12; C2.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком.

Скажите так. что роща золотая

Отговорила милым языком.

При выполнении заданий А8 – А14 в бланке регистрации и ответов № 1 под кодом выполняемого вами задания поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Творческая биография С.А. Есенина охватывает

Как раскрыть тему быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина?

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина “Не жалею не зову не плачу”.

Если брать в качестве материала для сочинения только стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу. “, то тут нужно будет обратить внимание на общее настроение автора в момент его написания – в каждой строке сквозит тема некоей безысходности, печали, даже обречённости:

Лирического героя угнетает это состояние, он чувствует, что молодость остаётся позади:

Здесь можно обратить внимание на образ жизни поэта – известно, что Сергей Есенин любил жизнь невероятно, не отказывал себе ни в чём, что позволяет прочувствовать её вкус и полноту.

Важно, что от самого героя ничего не зависит – он просто чувствует приближение зрелости, которая наступает неотвратимо и неизбежно, он ощущает её проявления:

Сергей Есенин не прожил долго, его судьба оборвалась трагически. И тема смерти витала в его стихах, несмотря на молодой возраст – он не хотел стареть, и не постарел.

Сергей Есенин словно бы предчувствовал близкий конец, понимал, что будет жить недолго. В своей лирике он передал лихву молодости, полноту чувств, широту русской души, вместе с тем в его более поздних стихах сквозит грусть, ощущение бренности бытия. Это стихотворение можно назвать неким подведением итогов жизни, понимание, что молодость уходит, что все в мире быстротечно. Это некий итог жизни, подведение черты, когда нельзя вернуться в прежнее время, а впереди неотвратимо приближается закат жизни. Нужно обратить внимание на то, что средства выразительности связаны в природой, поскольку поэт был тесно с ней связан. Уход молодости он связывает с осенью, но благословляет то, что тленно.

Ну, “Не жалею, не зову, не плачу. ” хватит на вполне приличное сочинение по теме, а если ещё “Отговорила роща золотая” прибавить-то с лихвой.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» – это монолог. В нем лирический герой подводит итоги жизни, ипытывая при этом противоречивые чувства . С одной стороны, все лучшее – в прошлом. Сердце остыло, утрачена свежесть и сила мировосприятия. Но с другой стороны, жизнь – это великое счастье и благо.

Есенин символически окрашивает свою прощальную песнь по уходящей молодости в тона среднерусского пейзажа: «дым белых яблонь», «березовый ситец», «половодье чувств», и «весенняя гулкая рань», и листья кленов. Трехкратный повтор отрицательных конструкций («Не жалею, не зову, не плачу») усиливает оттенок прощания. Оригинальные метафоры («золото увяданья», «буйство глаз»), сравнение молодости и жизни с весенним всадником на розовом коне создают яркий образный ряд произведения.

Розовый цвет переливается в медь кленовых листьев. Поэт благословляет «что-то», видимо, олицетворяющее самые лучшие и светлые мгновения. Центральные строфы построены, как разговор автора с собой. Он использует три последовательных обращения: к сердцу, к бродяжьему духу и к собственной жизни.

Редкостная звуковая гармония стиха создается повтором в строфах гласных «а», «и», «е», снова «а» и «е».

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Есенин
  • Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина

Нелегкая жизнь Есенина, наполненная переездами и переменами образа жизни, сформировали разнообразие мотивов и тем лирики поэта. Есенин много времени в творчестве посвящает описанию природы родных мест, причем он олицетворяет ее, оживляет и придает ей черты животных и людей.

Тема природа и любовь протекают в творчестве поэта рядом друг с другом и в основном пересекаются. Произведение «Гой ты, Русь…» показывает, что описание природы может перерасти в самую главную проблему для Есенина, тема Родины. Поэт выражает свои чувства любви к ней и практически превозносит ее выше всего в мире.

Есенин переезжает в столицу и это родило рождение двойственности тем в творчестве поэта. Можно встретить работы, которые относят к эпатажному творчеству «Я нарочно иду нечесаный….». Другие произведения относятся к любви к Родине и родной природе. К таким работам относятся «Русь советская», «Возвращение на Родину».

Есенина народ почему-то не воспринимает как творческую личность и не считает нужным ставить поэта на уровень с другими русскими поэтами. Хотя сам Есенин именует себя последним деревенским поэтом. После этого в творчестве Есенина просматривается больше трагических строк и разочарований. Внутри себя поэт перераспределил приоритеты.

Произведения, посвященные Родине в позднем творчестве, также имеют тесное переплетение с темой любви. Если анализировать лирику поэта того времени, то она насыщенна более несчастными чувствами любви, присутствует легкая обреченность в строках. Это видно в произведении «Письмо женщине».

Одни из последних работ Есенина также наполнены трагизмом. Поэт дает понять, что его любовь к Родине, природе является несчастной, безответной. Чувство любви является незаменимым в жизни, но с годами у людей это чувство по-разному выражается. В раннем творчестве это чувство более яркое, светлое, наполненное позитивом.

Но приходит время, когда поэт по-философски воспринимает такие понятия как счастье и жизнь. В его поэзии появляется много философских строк. Последние стихотворения являются практически выводом о прожитых годах, где автор уже мудро и вдумчиво рассуждает об этом.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике есенина

Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века. Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина «закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:

Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.

Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим («Береза», «Пороша»). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным («Коровка»,- «Лисица», «Сукин сын»). Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви («Выткался на озере алый цвет зари…»), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:

Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. («Хаты — в ризах образа», «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас».) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении «Запели тесаные дроги» (1916 г.):

И на известку колоколен Невольно крестится рука.

В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку…

Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: «…Россия! Роса и сила и синее что-то…»). Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем — Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика («Я нарочно иду нечесаный…»), с другой — воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях «Письмо матери», «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину». Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь «поют агитки Бедного Демьяна»:

Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец.

Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя «последним поэтом деревни». Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:

Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались… ( «Русь советская» ) И вот сестра разводит, Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»… ( «Возвращение на Родину» )

Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:

Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Тема поэта и поэзии здесь тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » Есенин пишет:

Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий.

Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. («Я помню, любимая, помню…», «Письмо к женщине».) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:

В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. («Заметался пожар голубой…») Я сердцем никогда не лгу, И потому на голос чванства Бестрепетно сказать могу, Что я прощаюсь с хулиганством. («Пускай ты выпита другим…»)

Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки («Сукин сын», «Письмо к женщине»). И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, «роком событий». И все же в некоторых стихотворениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихотворении «Собаке Качалова» поэт пишет (обращаясь к собаке):

Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.

Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви. Любовь — это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:

Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат. (1918 г.) …моя тихая радость — Все любя, ничего не желать. (Тогда же.)

Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что «Все мы, все мы в этом мире тленны». Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения «Отговорила роща золотая…» и «Не жалею, не зову, не плачу…». Смысл их и основные идеи сходны:

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком…

Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: «роща» — это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами («души сиреневая цветь»), старость — кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:

Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:

В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. («До свиданья, друг мой, до свиданья»)

Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь — гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя «последним поэтом деревни», было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, «последнего поэта деревни», Сергея Александровича Есенина.

  • А. С. Пушкин
  • А. С. Грибоедов
  • А. Н. Островский
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блок
  • А. А. Фет
  • А. П. Чехов
  • Б. Л. Пастернак
  • В. В. Маяковский
  • Г. Р. Державин
  • Д. И. Фонвизин
  • И. А. Бунин
  • И. А. Гончаров
  • И. А. Крылов
  • И. С. Тургенев
  • К. Д. Бальмонт
  • Л. Н. Толстой
  • М. А. Булгаков
  • М. А. Шолохов
  • М. В. Ломоносов
  • М. Горький
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • М. И. Цветаева
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Н. В. Гоголь
  • Н. С. Гумилев
  • Н. С. Лесков
  • С. А. Есенин
  • Свободная тема
  • Сочинения по картинам
  • Ф. И. Тютчев
  • Ф. М. Достоевский
  • Автор: С. А. Есенин
  • Произведение: Лирика Есенина
  • Это сочинение списано 49 765 раз

Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.

Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина «закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим («Береза», «Пороша»). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным («Коровка»,- «Лисица», «Сукин сын»). Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви («Выткался на озере алый цвет зари…»), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. («Хаты — в ризах образа», «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас».) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении «Запели тесаные дроги» (1916 г.):

И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку…

Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: «…Россия! Роса и сила и синее что-то…»).

Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем — Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика («Я нарочно иду нечесаный…»), с другой — воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях «Письмо матери», «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину». Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь «поют агитки Бедного Демьяна»:

Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя «последним поэтом деревни». Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:

Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались…
( «Русь советская» )
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»…
( «Возвращение на Родину» )

Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Тема поэта и поэзии здесь тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » Есенин пишет:

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. («Я помню, любимая, помню…», «Письмо к женщине».) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:

В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
(«Заметался пожар голубой…»)
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
(«Пускай ты выпита другим…»)

Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки («Сукин сын», «Письмо к женщине»). И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, «роком событий». И все же в некоторых стихотворениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихотворении «Собаке Качалова» поэт пишет (обращаясь к собаке):

И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви.

Любовь — это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:

Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
(1918 г.)
…моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать.
(Тогда же.)

Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что «Все мы, все мы в этом мире тленны». Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения «Отговорила роща золотая…» и «Не жалею, не зову, не плачу…». Смысл их и основные идеи сходны:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: «роща» — это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами («души сиреневая цветь»), старость — кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:

Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(«До свиданья, друг мой, до свиданья»)

Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь — гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя «последним поэтом деревни», было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, «последнего поэта деревни», Сергея Александровича Есенина.

–>Класс –>

Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.

Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина «закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим («Береза», «Пороша»). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным («Коровка»,- «Лисица», «Сукин сын»). Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви («Выткался на озере алый цвет зари…»), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. («Хаты — в ризах образа», «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас».) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении «Запели тесаные дроги» (1916 г.):

И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку…

Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: «…Россия! Роса и сила и синее что-то…»).

Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем — Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика («Я нарочно иду нечесаный…»), с другой — воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях «Письмо матери», «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину». Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь «поют агитки Бедного Демьяна»:

Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя «последним поэтом деревни». Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:

Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались…
( «Русь советская» )
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»…
( «Возвращение на Родину» )

Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Тема поэта и поэзии здесь тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » Есенин пишет:

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. («Я помню, любимая, помню…», «Письмо к женщине».) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:

В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
(«Заметался пожар голубой…»)
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
(«Пускай ты выпита другим…»)

Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки («Сукин сын», «Письмо к женщине»). И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, «роком событий». И все же в некоторых стихотворениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихотворении «Собаке Качалова» поэт пишет (обращаясь к собаке):

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви.

Любовь — это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:

Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
(1918 г.)
…моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать.
(Тогда же.)

Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что «Все мы, все мы в этом мире тленны». Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения «Отговорила роща золотая…» и «Не жалею, не зову, не плачу…». Смысл их и основные идеи сходны:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: «роща» — это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами («души сиреневая цветь»), старость — кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:

Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(«До свиданья, друг мой, до свиданья»)

Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь — гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя «последним поэтом деревни», было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, «последнего поэта деревни», Сергея Александровича Есенина.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина: проблемы и мотивы

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

C12.1. Какие нравственные ценности заключает в себе любовная лирика А. С. Пушкина?

C12.2. Что противопоставляет Катерина «жестоким нравам» калиновского мира? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

C12.3. Какова роль композиции в раскрытии главной идеи рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?

12.4. Как в поэзии Сергея Есенина решается проблема быстротечности жизни?

Комментарии к сочинениям

C12.1. Какие нравственные ценности заключает в себе любовная лирика А. С. Пушкина?

Тема любви к женщине звучит во многих произведениях Пушкина и представлена многогранно: любовь — чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления, любовь как мимолетное влечение, любовь человека, умудренного жизнью, любовь и чувства, сопутствующие ей (радость, печаль, грусть, ревность и т. д.). Шедеврами пушкинской любовной лирики, в которых говорит «язык сердца», являются немало стихотворений. Среди них «Признание» («Я вас люблю — хоть я бешусь. »), «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье» и другие. Любовная лирика Пушкина не связана с конкретной личностью, а выявляет философские раздумья поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил.

C12.2. Что противопоставляет Катерина «жестоким нравам» калиновского мира? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

Мотив совершенной замкнутости калиновского мира постоянно нагнетается по ходу пьесы. Жители не видят нового и знать не знают других земель и стран. О своем прошлом они сохранили только смутные, утратившие связь и смысл, предания. Жизнь в Калинове замирает, иссякает, о прошлом забыто, новости из большого мира приносит им странница Феклуша. Композиционно в центр пьесы выдвинуты два героя: Катерина и Кабаниха, представляющие собой два полюса калиновского мира. Образ Катерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они максималистки, обе никогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе, наконец, верят одинаково, религия их сурова и беспощадна — греху нет прощения, и о милосердии они обе не вспоминают. Только Кабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей страшно подумать о давно исчезнувшем, отлетевшем духе этой формы. На примере Катерины Островский показал, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характер поразительной красоты и силы, вера которого основана на любви, на мечте о справедливости, красоте, какой-то высшей правде. Катерина и чувствует по-новому, уже не по-калиновски, хоть и не отдает себе в этом отчета. У Кабанихи (и в этом они с Катериной похожи) нет никаких сомнений в моральной правоте отношений патриархального быта, но уверенности в их нерушимости также нет. Для Кабанихи публичное признание Катерины — страшный удар, к которому вскоре присоединяется опять-таки открытый, на людях, бунт ее сына. В финале «Грозы» не только гибель Катерины, но и крушение Кабанихи.

C12.3. Какова роль композиции в раскрытии главной идеи рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям А. М. Горького. По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей. Герои первой (Ларра) и третьей (Данко) новелл являются по характерам противоположными друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано, что смысл человеческой жизни — служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим. Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изергиль.

Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца. Ведь сердце — это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.

12.4. Как в поэзии Сергея Есенина решается проблема быстротечности жизни?

Жизнь человеческая быстротечна. Но наступает момент, когда человек вдруг останавливается в бесконечной суете и задумывается, зачем он жил, что он сделал на этой земле. Стихотворения, поднимающие эти вопросы, относят к философской лирике.

Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» словно оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). В природе смерть одного человека компенсируется продолжением рода, появлением новых живых душ: детей, внуков, правнуков. У Есенина же конечность человеческого бытия звучит вдвойне пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Жизнь коротка, молодость безвозвратно уходит — об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями — и это прекрасно.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с клёнов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть, —

говорит поэт в последней строфе и от этих слов остается ощущение покоя и света.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: