Сжала руки под темной вуалью анализ стиха Ахматовой – тема, идея

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»

Автор: Guru · 11.02.2018

А. Ахматова – особенный лирик, поэт, наделенный даром проникать в те закоулки человеческой души, которые скрыты от посторонних глаз. Причём душа эта, богатая на чувства и переживания, – женская. Главной особенностью её творчества принято считать создание принципиально новой любовной лирики, открывающей перед читателем самобытный характер женщины.

История создания

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» написано Ахматовой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Оно вошло в первый поэтический сборник поэта «Вечер», отразив идейную направленность книги в целом. В начале творческого пути Анна Андреевна участвовала в поэтическом объединении «Цех поэтов», декламировала свои стихи на «башне» Вячеслава Иванова, а несколько позже примкнула к акмеистам. Принадлежность к акмеистическому направлению находит отражение в её лирике, особенно в сборнике «Вечер», в котором основной темой становится любовная драма, столкновение характеров, нередко превращающееся в демоническую игру. Трагические мотивы, контрастные образы, их предметность – всё это характерно как для акмеизма в целом, так и для творчества Ахматовой.

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — стихотворение, написанное Ахматовой спустя год после их свадьбы с Николаем Гумилевым. Оно не имеет посвящения, однако представляет собой идеальный образец психологической лирики, отражающей аспекты сложных человеческих взаимоотношений и личные переживания.

В 1911 – 1912 гг. Ахматова путешествует по Европе. Впечатления от поездок влияют на стихотворения её первого сборника, накладывая на них отпечаток разочарованности и мятежа, свойственный романтическому мироощущению.

Жанр, размер, направление

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — произведение лирического жанра, которому свойственна передача субъективных впечатлений и переживаний, отражение полноты чувств, построенное на эмоциональности и экспрессии.

Стихотворение написано анапестом – трехсложным стихотворным размером с ударением на последнем слоге. Анапест создает особую мелодику стиха, придавая ему ритмическое своеобразие и динамику. Тип рифмовки – перекрестный. Строфическое деление осуществляется по традиционному образцу, представляя собой четверостишие.

Творчество Ахматовой приходится на первую половину 20 века, условно названного Серебряным. В 1910 – е гг. получила развитие принципиально новая эстетическая концепция в литературе и искусстве, получившая название модернизм. Ахматова принадлежала к акмеистическому течению, которое стало одним из основных в модернистском направлении. Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» написано в традициях акмеизма, оно отражает драму чувств через конкретику вещей, создавая субъективный образ на основе динамичных деталей.

Образ героини

Лирическая героиня стихотворения переживает любовную драму, которую сама же невольно приводит к трагической развязке. Кто повинен в разрыве, неизвестно, однако героиня винит себя в уходе возлюбленного, отмечая, что «напоила» печалью сердце любимого, причинив ему боль.

Стихотворение сюжетно, поскольку наполнено движением, как душевным, так и физическим. Раскаиваясь в случившемся, героиня вспоминает лицо и движения возлюбленного, полные страдания. Она стремится остановить его, сбежав по лестнице, «перил не касаясь». Но попытка догнать уходящую любовь только усугубляет боль потери.

Окрикнув героя, она со всей искренностью признается: «Шутка всё, что было. Уйдешь, я умру». В этом порыве она показывает всю силу своего чувства, которое отказывается отпустить. Но он отвергает возможность счастливого финала, бросив ей в ответ незначительную фразу. Угасание любовных отношений неизбежно, поскольку слишком велика её вина перед героем. В заключительной реплике возлюбленного героиня слышит хоть и горькое, но спокойное равнодушие. Диалог героев становится, вероятно, последним.

Подлинный трагизм образам и ситуации придает цветовое решение и динамика изображения. События сменяют друг друга с точностью кадров, в каждом из которых есть деталь, определяющая состояние героев. Так, мёртвенная бледность героини вступает в контраст с «чёрной вуалью» — украшением, символизирующим скорбь.

Темы и проблемы

Проблематика стихотворения, несомненно, любовная. Ахматова – мастер любовной лирики, содержащей в себе глубокий психологизм. Каждое ее стихотворение представляет собой блестящую композицию, в которой есть место не только личному восприятию, но и сюжетной линии.

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — история разрыва двух любящих людей. В небольшом по размеру стихотворении Ахматова поднимает целый ряд проблем, связанных с человеческими взаимоотношениями. Тема расставания приводит читателя к проблеме прощения и покаяния. Любящим людям свойственно ранить друг друга в ссоре обидными и жестокими словами. Последствия такой опрометчивости могут быть непредсказуемыми, а подчас и печальными. Одна из причин расставания героев – обида, стремление скрыть истинные чувства под маской безразличия к горю другого. Равнодушие в любви – одна из проблем стихотворения.

Смысл

Стихотворение отражает невозможность обретения счастья и любовной гармонии там, где царят непонимание и обида. Оскорбление, нанесенное любимым человеком, переживается тяжелее всего, а душевное напряжение приводит к усталости и безразличию. Основная идея Ахматовой — показать хрупкость любовного мира, который можно разрушить одним лишь неверно или грубо сказанным словом. Неизбежность трагической развязки подводит читателя к мысли о том, что любовь – всегда принятие другого, а значит и прощение, отказ от эгоизма и показного равнодушия.

Читайте также:
Пересолил краткое содержание рассказа Чехова читать онлайн

Поэтесса, ставшая одним из символов своего поколения, впервые показала общечеловеческий характер именно женских чувств, их полноту, силу и такую непохожесть на мотивы и проблемы мужской лирики.

Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» Ахматовой

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 59.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 59.

Анна Ахматова – не только гениальный поэт, но и исследователь взаимоотношений мужчины и женщины. Герои её стихов обладают внутренней силой, как и сама поэтесса. Стихотворение, о котором пойдёт речь, изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сжала руки под тёмной вуалью» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сжала руки под тёмной вуалью.

История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.

Тема стихотворения – разрыв отношений влюблённых людей.

Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые постепенно раскрывают тему.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,

Эпитеты«тёмная вуаль», «ты сегодня бледна».

История создания

Несмотря на то, что на момент создания стихотворения Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями. Стихотворение раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.

Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но Анна Андреевна никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.

В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит её с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подаёт всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Её внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.

В первой строчке автор рассказывает о сжатых под тёмной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно. Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль. Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее. Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.

Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «тёрпкой печалью напоила его допьяна» . Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.

Сцена у ворот ранила теперь её. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сослалась на шутку, но любимого не убедила. Даже вечный аргумент: « Уйдёшь, я умру » не остановил его. Избранник лирической героини, видимо, был таким же сильным, как и она, так как сумел совладать с собой, когда внутри металась буря. Его ответ выглядит необыкновенно спокойным и холодным. Единственное, что указывает на его настоящие переживания – нотка заботы в последних словах.

В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что складывалось годами.

Композиция

Произведение А. Ахматовой по смыслу делится на две части: описание «погони» за любимым после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его уходом. Начинается стихотворение с небольшого вступления, которое подводит читателя к дальнейшим событиям. Для передачи всех деталей в тексте используется прямая речь. Также поэтесса вводит второстепенный образ невидимого собеседника.
Данное стихотворение сюжетное: в нём можно выделить все элементы сюжета. Стихотворный размер – трехстопный анапест. А. Ахматова использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы

Жанр произведения можно определить как элегию, так как в нём чувствуется печальное настроение. Есть в произведении и признаки лирического стихотворения, так как в центре – переживания лирической героини. В конце стихотворения темп ускоряется, что не характерно для элегии.

Читайте также:
Хаджи Мурат краткое содержание повести Толстого читать

Средства выразительности

Внутреннее состояние лирической героини передаётся при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи. В тексте есть несколько метафор: «тёрпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот» . Они придают обыденной ссоре художественность. Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэт не использует.

Психологическое состояние передаётся и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции. Некоторым строкам выразительности придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…» (А. А. Ахматова)

Анна Андреевна Ахматова очень тонко чувствовала все перипетии любви, что четко выражается в ее поэтическом творчестве. В ее поэзии перед нами предстает сильная, но очень несчастная женщина, которая испытывает глубокие эмоции и переживания. Так и в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» — лирическая героиня пытается предотвратить уход возлюбленного, что становится для нее трагедией. Многмудрый Литрекон предлагает свой разбор данного произведения.

История создания

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» было написано поэтессой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Оно входит в первый сборник Ахматовой «Вечер», неким образом отражая общую идейную направленность книги. В то время она заинтересовалась акмеизмом, о котором пойдет речь дальше. Это модернистское течение найдет свое отражение как раз в сборнике «Вечер», где Ахматова рассмотрит любовную драму с разных сторон.

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» было написано всего спустя год после ее свадьбы с Николаем Степановичем Гумилевым. Поэтесса не посвящает его мужу, оно в принципе не имеет посвящения, поэтому, скорее всего, подобная ситуация – лишь плод авторского воображения. Такая психологическая лирика обычно основывается на личных переживаниях, однако с Гумилевым Ахматова прожила около восьми лет, а другой мужчина не был замечен около нее в те времена.

Жанр, направление, размер

  • Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» можно отнести и к любовной, и к психологической, и даже к сюжетной лирике. Если говорить о жанровой принадлежности, то оно очень напоминает элегию — лирическое стихотворное произведение, в котором рассказаны глубоко личные, очень интимные переживания человека, окутанные состоянием грусти, печали и ностальгии. Очень часто элегии являются отражением авторских мечтательных и философских раздумий о человеческой жизни.
  • В то время, когда Ахматова писала анализируемое стихотворение, она увлекалась акмеизмом – одним из модернистских течений русской поэзии начала XX века, для которого нет аналога в европейской литературе. Акмеизм формировался как некая реакция на крайний символизм, который тогда процветал. Его антипод призывал вернуться к более конкретным описаниям. Так, акмеизм декларировал возврат к изначальному смыслу слова, а не символическому. И действительно, в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» нет каких-либо многозначных слов, все образы достаточно просты для трактовки и не требуют дополнительной информации для разбора.
  • Произведение написано анапестом – это трехсложный стихотворный размер с ударением на последний слог. Благодаря этому оно приобретает своеобразную мелодичность и динамику. Тип рифмовки – перекрестный (abab).

Образы и символы

В тексте представлено два образа – женщины и мужчины, которые переживают расставание. Героиня чувствует себя виноватой из-за того, что причинила боль любимому человеку: «…что я терпкой печалью / Напоила его допьяна». Для нее ситуация трагическая, потому что она все еще любит, она пытается его догнать, чтобы все исправить, в то время как для мужчины любовь уже закончилась: «Улыбнулся спокойно и жутко / И сказал мне: «Не стой на ветру»». Он не смог простить возлюбленную и будто прощается с ней навсегда. Улыбка кажется женщине жуткой именно потому, что она знает – это конец их отношений. Однако будет ошибочно считать, что герою все равно. Для него происходящее тоже было ударом, о чем свидетельствуют следующие строки: «Он вышел, шатаясь, / Искривился мучительно рот». Просто он не смог простить героиню и отпустил чувства раньше, чем она. Лирическая героиня тяжело переживает утрату, но не теряет достоинства и лишь «сжимает руки», то есть делает над собой мучительные усилия.

Единственным символом в стихотворении становится темная вуаль – символ траура, смерти. Такие вуали часто надевали вдовы, оплакивающие своих умерших мужей. Кроме того, вуаль ассоциируется с мистикой, загадочностью и неоднозначностью – именно такими словами можно описать любовную связь двух людей. Поэтому эпитет «темная» в данном случае точно приобретает оттенок мрачности и отчаяния.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» – разрыв отношений двух влюбленных. Болезненное для обоих расставание отражено Ахматовой в динамике жестов и чувств. По факту поэтесса изображает момент осознания, что все кончено, при этом не используя типичные приемы – выражение обвинения, обилие восклицаний, описание слез. Это говорит о том, что и герой, и героиня очень сильны духом и могут достойно пережить свои чувства внутри себя, быстро совладать с собой. И от этого читатель чувствует особенную трагичность, ведь эмоции героев нельзя назвать показушными.

Читайте также:
Набукко краткое содержание, герои, сюжетная линия

В тексте косвенно затронуты темы раскаяния и прощения. Героиня чувствует себя виноватой, как было отмечено ранее, она подмечает каждое движение, каждое изменение в мимике некогда любимого человека. Она надеется, что он ее простит, быстро сбегает по лестнице за ним, «перил не касаясь», задыхаясь, умоляет остаться: «Уйдешь, я умру». Но герой не прощает и даже игнорирует ее слова, будто не слыша и спокойно отвечая: «Не стой на ветру».

Грустным, даже трагическим мотивом проникнуты все действия и слова в стихотворении. Этого Ахматова добивается с помощью средств выразительности, о которых пойдет речь далее.

Смысл

Основную идею, которую пыталась выразить Ахматова, можно выразить так: любовь – это очень хрупкая, почти хрустальная материя, неоднородная по своему содержанию и восприятию для любящих, и оттого любовный мир очень легко разрушить. Читатель так и не узнает, за что себя корит героиня, но можно предположить, что именно ее поступки и слова стали началом конца.

Поэтесса как будто предостерегает: оскорбление и обида, нанесенные избранником или избранницей, пережить тяжелее всего, они порождают усталость, отчаяние и безразличие. И не всегда мольбы о прощении могут восстановить ту удивительную и хрупкую связь, которая когда-то казалось нерушимой. Это и есть главная мысль стихотворения «Сжала руки под темной вуалью».

Средства выразительности

Ахматова использует разные приемы для создания атмосферы и образов героев. Среди них:

  • метафора («терпкой печалью напоила его допьяна»),
  • антитезы («тёмной вуалью» — «ты сегодня бледна», «задыхаясь» — «крикнула»),
  • эпитеты («темной», «терпкой», «бледна»),
  • риторический вопрос («Как забуду?»),
  • аллитерация (Он вышел, шатаясь, / Искривился мучительно рот… / Я сбежала, перил не касаясь, / Я бежала за ним до ворот»),
  • оксюморон («спокойно и жутко»).

Таким образом, Ахматова представила в русской поэзии тему расставания с женской точки зрения. С помощью деталей и довольно однозначных слов она передает отчаянное состояние героев во время расставания. Поэтесса нарочно не говорит нам ни о дальнейшем развитии отношений героев, ни о ее мнении – возможно ли было счастье? Мог бы герой простить свою возлюбленную? Подобная недосказанность позволяет читателям самим решить для себя, как бы они поступили в такой ситуации, и поразмыслить о судьбе героев. Возможно, именно поэтому стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» стало одним из самых трогательных и узнаваемых произведений поэтессы.

Анализ стиха «Сжала руки под темной вуалью» Ахматова

Посвященное, как и многие стихотворения Анны Андреевны, взаимоотношениям мужчины и женщины, произведение «Сжала руки под темной вуалью» получилось у Ахматовой особенно пронзительным и глубоким.

Сочинение и анализ «Сжала руки под темной вуалью» рекомендуем использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

  1. Текст стиха «Сжала руки под темной вуалью»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стиха «Сжала руки под темной вуалью»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихе Сжала руки под темной вуалью

Текст стиха «Сжала руки под темной вуалью»

Анна Ахматова

Сжала руки под темной вуалью

Сжала руки под тёмной вуалью…

“Отчего ты сегодня бледна?”

– Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.”

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Краткий анализ произведения

Анна Ахматова – не только гениальный поэт, но и исследователь взаимоотношений мужчины и женщины. Герои её стихов обладают внутренней силой, как и сама поэтесса. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сжала руки под тёмной вуалью» по плану.

  • История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.
  • Тема стихотворения – разрыв отношений влюблённых людей.
  • Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые постепенно раскрывают тему.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,
  • Эпитеты – «тёмная вуаль», «ты сегодня бледна».
Читайте также:
Комедия Недоросль - смысл названия, в чём заключается трагизм

Личность человека, о котором Анна Андреевна написала столь проникновенные строки, до сих пор не раскрыта. Считается, что он был лишь плодом воображения Ахматовой, которая на протяжении всего своего несчастливого брака хранила верность мужу.

Однако ей не хватало настоящих эмоций. Выход, как человек творческий, она нашла в порождении эмоций воображаемых. Они-то и воплотились в стихотворении.

Мне нравится 11

Анализ стиха «Сжала руки под темной вуалью»

Стихотворение Анны Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» посвящено теме любви. В основу сюжета положена история разрыва двух любящих людей.

В стихотворении Ахматова рисует нам картину последних мгновений ссоры двух влюбленных. Лирическая героиня переживает и страдает из-за разрыва («Сжала руки под тёмной вуалью…», «бледна»).

Женщина признает то, что сама виновата в случившемся. Она понимает, что не сможет забыть ту боль, которую причинила возлюбленному («Как забуду? Он вышел, шатаясь,//Искривился мучительно рот…) и пытается исправить совершенную ошибку.

Лирическая героиня, понимая, что может потерять любимого человека, бежит за ним, «не касаясь перил». Однако это не спасает их отношения.

Женщина пытается остановить возлюбленного криком «Шутка//Всё, что было. Уйдешь, я умру.», однако в ответ слышит лишь равнодушное «Не стой на ветру». Герои не хотят понять друг друга, они равнодушны и эгоистичны, поэтому их отношения уже невозможно спасти.

Выразительные средства, используемые Анной Ахматовой в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…», помогают передать весь накал чувств и переживания героев.

С помощью эпитетов («терпкая печаль», «искривился мучительно», «улыбнулся спокойно и жутко») и метафор («печалью напоила допьяна») поэтесса показывает боль героев от разлуки, а благодаря образу «черной вуали» читатели понимают, что любовь погибла навсегда.

Таким образом, А. А. Ахматова подводит нас к выводу о том, что любовь – это сильное и глубокое чувство, которое невозможно сохранить там, где царят эгоизм, непонимание и обида.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Несмотря на то, что на момент создания стихотворения Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями.

Стихотворение раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.

Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но Анна Андреевна никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.

Тема

В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит её с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подаёт всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Её внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.

В первой строчке автор рассказывает о сжатых под тёмной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно. Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль.

Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее. Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.

Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «тёрпкой печалью напоила его допьяна». Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.

Сцена у ворот ранила теперь её. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сослалась на шутку, но любимого не убедила. Даже вечный аргумент: «Уйдёшь, я умру» не остановил его.

Избранник лирической героини, видимо, был таким же сильным, как и она, так как сумел совладать с собой, когда внутри металась буря. Его ответ выглядит необыкновенно спокойным и холодным. Единственное, что указывает на его настоящие переживания – нотка заботы в последних словах.

В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что складывалось годами.

Композиция

Произведение А. Ахматовой по смыслу делится на две части: описание «погони» за любимым после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его уходом. Начинается стихотворение с небольшого вступления, которое подводит читателя к дальнейшим событиям.

Читайте также:
Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" характеристика

Для передачи всех деталей в тексте используется прямая речь. Также поэтесса вводит второстепенный образ невидимого собеседника.

Данное стихотворение сюжетное: в нём можно выделить все элементы сюжета. Стихотворный размер – трехстопный анапест. А. Ахматова использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы

Жанр

Жанр произведения можно определить как элегию, так как в нём чувствуется печальное настроение. Есть в произведении и признаки лирического стихотворения, так как в центре – переживания лирической героини. В конце стихотворения темп ускоряется, что не характерно для элегии.

Средства выразительности

Внутреннее состояние лирической героини передаётся при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи.

В тексте есть несколько метафор: «тёрпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот». Они придают обыденной ссоре художественность. Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэт не использует.

Психологическое состояние передаётся и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции.

Некоторым строкам выразительности придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».

Сочинение о стихе Сжала руки под темной вуалью

Известная поэтесса Анна Ахматова смогла создать такие прекрасные стихотворные работы, которые доказали целому миру факт о том, что особы слабого пола не только испытывают волнующие трепетные чувства, они могут мастерски выражать их при помощи пера и бумаги.

На счету у писательницы десятки работ, которые можно отнести к любовной лирике. Одной из них является «Сжала руки под темной вуалью».

Данное стихотворение можно назвать загадкой. Оно считается образцовым для работ интимной лирики. Кому посвящено стихотворение? Кто тот незнакомец, о котором пишет поэтесса?

Имя его не известно и до сих пор. Данная работа была написана после годовщины замужества Ахматовой и Гумилева. Но, их недолгий и не очень счастливый брак не давал повода Анне для измен и романов. Литературные критики считают, что герой, которому посвящена не одна работа, просто был выдуман Ахматовой. Его и вовсе никогда не существовало.

Тема стихотворения – ссора возлюбленных.

Оба героя переживают последние минуты после ссоры. Они огорчены, опечалены. Героиня стихотворной работы осознает, что наговорила множество горьких слов своему любимому. Однако иначе она поступить не могла. Иначе, она предала бы саму себя.

Такими же терзаниями переполнена душа и самого героя. Однако Ахматова обещала писать только о женщинах, поэтому, никак не характеризует обиженного мужчину.

Из последних строк читатель узнает о том, что возлюбленные расстаются. Героиня пыталась догнать любимого остановить его. Однако он ответил ей отказом. Он не хочет быть с той, которая делает так больно обычными фразами и словами.

На этом, творческая работа поэтессы обрывается. Она дает каждому из нас возможность поразмыслить, а возможно ли вообще примирение после такой серьезной, болезненной ссоры.

Читайте также: Анализ стихотворения «Песня последней встречи» А.А. Ахматовой.

Таким образом, А.А. Ахматова подчеркивает тему ответственности любимых людей друг перед другом. Любовь — не только радость, но еще и страшная, порой смертельно опасная сила, и с нею нельзя безнаказанно шутить.

Стихотворение и анализ «Сжала руки под темной вуалью…»

Сжала руки под тёмной вуалью…

“Отчего ты сегодня бледна?”

– Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.”

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: “Не стой на ветру”

Краткое содержание

Иллюстрация к стихотворению. Неизвестный художник

В данном стихотворении Ахматова повествует о восприятии акта расставания с любимым мужчиной с точки зрения женской психологии. Посредством множества нюансов, деталей и определённой лексики поэтесса мастерски транслирует читателям отчаяние лирической героини непосредственно в момент расставания. Ахматова осознанно не сообщает нам ни о чём конкретном: ни о дальнейшей судьбе участников несчастной любовной истории, ни о развитии их отношений после разлуки. Поэтесса не даёт ответов на волнующие всех читателей вопросы: имели ли отношения влюблённых счастливую перспективу? Мог ли возлюбленный простить свою избранницу? Смогут ли мужчина и женщина примириться? В чём причина их разрыва? Подобная осознанная недосказанность со стороны автора даёт читателям уникальную возможность предаться собственным рассуждениям и самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы.

История создания

На момент создания данного поэтического шедевра, Ахматова уже год состояла в гармоничном браке с поэтом Николаем Гумилёвым. Поэтому исследователи творчества поэтессы убеждены, что история написания стихотворения не имеет прямой связи с личной жизнью автора. Поэтические строки поднимают проблему горького и болезненного расставания влюблённых, в то время как Ахматова и Гумилёв смогли прожить в гармоничных отношениях порядка десяти лет. Год написания стихотворных строк – 1911. Исходя из года написания, произведение следует отнести к раннему периоду творчества поэтессы.

Читайте также:
Швабрин и Гринев - характеристика героев повести Капитанская дочка

Безусловно, будет несправедливым назвать брачный союз двух творческих людей – Ахматовой и Гумилёва – безоблачным и бесконечно счастливым. Но, доподлинно известно, что Анна Андреевна была верна своему супругу и ни разу не опустилась до измены ему. В связи с этим, несправедливо утверждать, что за стихотворными строками скрыт образ какого-то конкретного мужчины.

Скорее всего, герои данного произведения являются плодами богатого творческого воображения поэтессы. Возникает стойкое впечатление, что описывая сцену расставания лирической героини с любимым мужчиной, Ахматова примеряла на себя «платье» одинокой женщины, подсознательно готовясь к будущему расставанию с мужем, которое случится спустя девять лет. В момент расставания, по мнению поэтессы, женщина должна быть сильной и гордой.

Жанр, направление, размер

Перед нами прекрасный образец произведения, которое можно отнести к трём жанровым направлениям одновременно – это любовное стихотворение, психологическая лирика и сюжетная поэзия. Помимо всего вышеперечисленного, в произведении присутствуют заметные черты элегии: стихотворение передаёт личные переживания человека, окутанные эмоциями ностальгии, грусти и печали. В произведении отражены раздумья лирической героини о сути любовных отношений.

Стихотворные строки написаны в рамках литературного направления «акмеизм», постулатам которого следовала Ахматова. Для неё был важен возврат к изначальному смыслу каждого использованного слова, а не к символическому его значению. Поэтому в произведении отсутствуют многозначные лексемы, а образы прозрачны для понимания и трактовки.

Поэтический размер – анапест. Это трёхсложный размер, предполагающий постановку ударения на последнем слоге. Благодаря анапесту, стихотворные строки звучат мелодично и динамично. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

С семантической точки зрения произведение можно разделить на две самостоятельных части:

  1. Часть первая – повествование о тщетной попытке догнать любимого мужчину и вернуть.
  2. Часть вторая – воспроизведение финального диалога, происшедшего непосредственно перед расставанием и уходом мужчины.

Повествование начинается с небольшой вступительной части, которая подводит читателей к последующим событиям. С целью передачи всех подробностей Ахматова использует прямую речь и вводит в повествование образ невидимого собеседника.

Образы и символы

В стихотворении представлено два ключевых образа, посредством которых Ахматова доносит до читательской аудитории основную идею. Этими образами являются:

  • образ женщины (лирической героини) – центральный. Героиня ощущает себя виновной в произошедшей размолвке с избранником. Она осознаёт, что своими действиями (словами) причиняет мужчине боль. Поэтому героиня искренне признаётся: «…я терпкой печалью… напоила его допьяна…». Для женщины сложилась трагическая ситуация: её сердце всё ещё любит, она пытается догнать любимого, всё исправить, но, при этом, осознаёт горькую правду – в сердце мужчины больше нет любви;
  • образ мужчины – центральный. Мы понимаем, что мужчина не смог простить свою избранницу, и готов расстаться с ней окончательно. Но, ошибочно считать, что герою абсолютно всё равно в момент расставания. Для него случившееся становится не меньшим ударом, чем для женщины. Об этом красноречиво говорят следующие строки: «Он вышел, шатаясь… Искривился мучительно рот…». Мужчина не смог простить любящую женщину, поэтому смог отпустить свои чувства из сердца раньше, чем она.

Помимо двух центральных образов, в произведении представлен и важный второстепенный образ:

  • образ тёмной вуали – вуали чёрного цвета чаще всего носили вдовы, оплакивающие своих усопших супругов. В данном аспекте, образ тёмной вуали символизирует траур и смерть. Помимо этого, вуаль ассоциируется с загадочностью, неоднозначностью и мистикой. Подобными эпитетами можно охарактеризовать чувственную связь мужчины и женщины. В связи с этим, определение «тёмная» имеет оттенок отчаяния и мрачности.
Темы и настроение

Основная тема, которую поднимает автор в произведении – это весьма традиционная для любовной лирики тема разрыва отношений двух любящих сердец. Ахматова изучает эту тему с определённого ракурса: с позиции брошенной женщины, являющейся главной героиней произведения. Чтобы полноценно раскрыть интересующую тему, Анна Андреевна демонстрирует всего лишь несколько сцен ссоры, возникшей между влюблёнными. Вектор внимания поэтессы устремлён на детали: её интересуют жесты героев, их мимика, позы… Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями трагизма, горечи расставания, душевного смятения и безысходности. Читатели испытывают искреннее участие и жалость к героине.

Основная идея

Основная мысль, которую транслирует читателям Ахматова, заключается в следующем утверждении: чувство любви – это невероятно хрупкая материя, практически хрустальная. Поэтому к любви следует относиться с максимальной бережностью и тактом, чтобы не разрушить и не нарушить гармонию этого волшебного чувства. Ахматова своими поэтическими строками словно бы предостерегает людей: обиды и оскорбления, нанесённые любимым человеком, фатальны, так как порождают безразличие, усталость и отчаяние. К сожалению, слово «Прости» не всегда способно возродить любовь и воссоединить хрупкую связь, оборванную невниманием и плохими поступками.

Читайте также:
Полтава - краткое содержание поэмы, история создания, план, сюжет
Средства выразительности

Поэтесса пользуется разнообразными приёмами с целью создания необходимой психологической атмосферы внутри стиха и образов главных героев. В произведении присутствуют следующие тропы:

  • эпитеты – «бледна», «терпкой», «тёмной»;
  • метафора – «терпкой печалью напоила его допьяна»;
  • антитезы – «тёмной вуалью» – «ты сегодня бледна»; «задыхаясь» – «крикнула»;
  • риторический вопрос – «Как забуду?»;
  • оксюморон – «спокойно и жутко»;
  • аллитерация – «… он вышел, шатаясь… Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь… Я бежала за ним до ворот».

«Сжала руки под темной вуалью» анализ стихотворения Ахматовой по плану

Посвященное, как и многие стихотворения Анны Андреевны, взаимотношениям мужчины и женщины, произведение “Сжала руки под темной вуалью” получилось у Ахматовой особенно пронзительным и глубоким. Краткий анализ “Сжала руки под темной вуалью” по плану покажет ученикам 11 класса, почему. Он используется на уроке литературы для углубленного объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сжала руки под тёмной вуалью.

История создания – написанное в 1911 году, это стихотворение несет в себе важную тайну: точно известно, что посвящено оно не мужу поэтессы, но кто является таинственным незнакомцем, о котором она писала – загадка. Опубликовано это загадочное произведение спустя год после его написания.

Тема стихотворения – ссора между влюбленными.

Композиция – одночастная, все три строфы целостно описывают один эпизод.

Жанр – интимная лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты“темная вуаль”, “терпкая печаль”.

Метафора – “печалью напоила допьяна”.

История создания

Современники Анны Ахматовой говорили, что она никогда не любила своего первого мужа Николая Гумилева. Однако, боясь, что поэт исполнит свою угрозу о самоубийстве, она все же дала согласие на брак с ним.

Косвенным подтверждением этого является стихотворение “Сжала руки под темной вуалью”. Оно написано в тот период, когда поэтесса уже была замужем, но посвящено явно не супругу. Личность человека, о котором Анна Андреевна написала столь проникновенные строки, до сих пор не раскрыта. Считается, что он был лишь плодом воображения Ахматовой, которая на протяжении всего своего несчастливого брака хранила верность мужу. Однако ей не хватало настоящих эмоций. Выход, как человек творческий, она нашла в порождении эмоций воображаемых. Они–то и воплотились в стихотворении.

Посвящено оно ссоре двух влюбленных. Инициатором ее, очевидно, являлась женщина, которая, как это свойственно импульсивным представительницам прекрасного пола, наговорила много лишнего. Заканчивается история печально – мужчина явно не желает видеть возлюбленную.

Композиция

Ахматова использовала простую одночастную композицию, показав читателю зарисовку ссору двух людей, очевидно, связанных любовными отношениями. Стих не показывает, с чего началась эта ссора, но каждая строфа по-своему пронзительна.

Так, первая строфа показывает переживания лирической героини, которая даже побледнела от них. Она сама признает, что виновата – обидела своего возлюбленного.

Что бы она ни сказала, ее слова произвели на него ужасное впечатление – настолько, что даже уходит он от нее шатаясь. При этом женщина, не желая отпускать его, бежит следом до самых ворот – таков сюжет второй строфы.

Третья показывает ее неловкие извинения – она то говорит, что пошутила, то угрожает, что умрет, если ее покинут. Но мужчина только велит ей не стоять на ветру – и эта фраза выражает не заботы, а нежелание видеть свою возлюбленную. Она сделала ему слишком больно, чтобы он мог остаться.

Это чудесный образец интимной лирики, ориентированный на женскую аудиторию. Всего в трех строфах Анна Андреевна смогла передать и драматизм ситуации, и переживания обоих героев, но все же она говорит от лица лирической героини, и переживания женщины выписаны куда ярче.

Трехстопный анапест и краткие реплики делают произведение резким, почти репортажным, но в то же время невероятно глубоким.

Средства выразительности

Чтобы не сбить эту резкость, Ахматова использует всего несколько тропов, но все они максимально выразительны. Это эпитеты – “темная вуаль”, “терпкая печаль” и метафора – “печалью напоила допьяна”.

Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» Ахматовой

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сжала руки под тёмной вуалью.
История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.

Тема стихотворения – разрыв отношений влюблённых людей.

Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые постепенно раскрывают тему.

Читайте также:
Артемий Филиппович Земляника - характеристика и образ персонажа

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,

Эпитеты – «тёмная вуаль», «ты сегодня бледна».

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»

29 декабря 2009

А.А. Ахматова является поэтом особого дарования. Она начинает свое творчество как модернист и заканчивает писателем, овладевшим мастерством реалистического метода изображения действительности.

В истории русской поэзии осталось очень немного женщин-поэтов. Ахматова — одна из них. До конца дней Анна Андреевна гордилась тем, что «научила женщин говорить».

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» — блестящий образец ее любовной лирики, для которой характерна, как правило, неразрешимость любовного конфликта, особая острота чувства и в то же время зримость, выстраданность переживаний.

Ахматову интересуют самые драматичные минуты в развитии отношений ее героев. Ведущими приемами, выражающими глубину их переживаний, в этом произведении являются детали портрета: жест («сжала руки под темной вуалью»), гримаса («искривился мучительно рот»), походка («он вышел, шатаясь»).

В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» есть определенная сюжетная незавершенность, которую подчеркивает обилие многоточий: читатель так до конца не понимает истинных причин произошедшей ссоры. Очевидно, это не очень существенно для автора. Здесь важна сама тема переживания, страдания, мучительного непонимания героев.

Образ «темной вуали» в первой строфе словно набрасывает тень таинственности на весь последующий сюжет, а также вводит читателя в атмосферу современной автору эпохи, когда дамы носили шляпы и вуали, а отношения между мужчиной и женщиной имели несколько иной, более романтический, трепетный характер, чем в наши дни. Женщина чувствовала себя прекрасной дамой, созданной для любовных романов. Ей многое позволялось, но смысл ее существования все-таки сводился лишь устройству своей личной жизни, поэтому ею так много внимания уделялось отношениям с мужчиной.

При создании образа лирической героини А.Ахматова любила тщательно прописывать детали внешности. В связи с этим темную вуаль можно поставить в один ряд с такими атрибутами романтического женского гардероба, как кольца и перчатки, придающим образу ахматовской героини утонченную завершенность.

Первая строфа построена на диалоге. С кем откровенничает лирическая героиня, тоже остается тайной. Доминирующее настроение в произведение — терпкая печаль. При этом печаль уподобляется вину, хмельному наважденью. Ею, словно вином, напоила возлюбленного лирическая героиня.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» написано в 1911г. и принадлежит к раннему периоду творчества А.А.Ахматовой. В нем сильно проявилось влияние модернизма. Высока и степень художественного обобщения. Основной же в произведении является идея о том, что в мире любовных отношений все так хрупко, так неповторимо и сложно, что малейшая оплошность, ошибка, заблуждение могут их разрушить. В таких случаях, как правило, ничего уже нельзя исправить и изменить.

Стихотворение А.А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» можно рассматривать, как своеобразное предупреждение для тех, кто любим и любит. В последней строфе произведения сопрягаются две темы: тема любви и тема смерти:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Любовь для ахматовской героини — единственная форма земного существования. Угроза потерять ее равносильна смерти. Уход возлюбленного поверг героиню в отчаяние. До конца не ясно, то ли от бега она задыхается, то ли от невозможности жить без любимого. Душевное расстройство приносит поистине физическое страдание, воспринимается в обоих героев как болевая мука. Сам строй стихотворения органично передает это. При прочтении слов героини в центре фразы неизбежно возникает пауза в центре фразы, словно у героини срывается дыхание от горя и отчаяние, от невозможности удержать любимого.

Самое тяжелое для нее — понимать, что ее герой все еще продолжает заботиться о ней, даже в прощальные минуты:

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Таким образом, А.А.Ахматова подчеркивает тему ответственности любимых людей друг перед другом. Любовь — не только радость, но еще и страшная, порой смертельно опасная сила, и с нею нельзя безнаказанно шутить.

История создания

Несмотря на то, что на момент создания стихотворения Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями. Стихотворение раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.

Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но Анна Андреевна никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.

Читайте также:
Мой любимый поэт серебряного века Есенин - пример сочинения о Сергее Есенине, рассуждение чем мне близка поэзия Есенина

История написания

Анна Андреевна написала произведение «Сжала руки…» в 1911 году. Эта работа относится к раннему творчеству поэтессы. Литературный шедевр вошел в цикл стихотворений «Вечер», отразив направленность сборника в целом.

В начале своей творческой деятельности Ахматова состояла в союзе «Цех поэтов», читала свои произведения на башне Иванова, а позднее присоединилась к объединению акмеистов. Принадлежность к этому движению нашла отражение в лирических работах женщины, особенно в цикле «Вечер», главной темой которого были любовные переживания, столкновение характеров, часто превращающихся в своеобразную демоническую игру.

Контрастные персонажи, их предметность, трагические мотивы — такие черты характерны не только для акмеизма в общем, но и для творчества Анны Андреевны. Рассматриваемое стихотворение Ахматова написала через год после бракосочетания с Гумилевым. В произведении нет посвящения кому-либо, однако оно является идеальным образцом лирики, которая отражает личные чувства, а также различные аспекты людских взаимоотношений.

На протяжении года начиная с 1911 поэтесса путешествовала по европейским городам. Впечатления от поездок оставили след в произведениях ее дебютного сборника. В стихотворениях чувствовался след разочарования, характерный для романтического мироощущения.

В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит её с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подаёт всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Её внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.

В первой строчке автор рассказывает о сжатых под тёмной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно. Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль. Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее. Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.

Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «тёрпкой печалью напоила его допьяна». Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.

Сцена у ворот ранила теперь её. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сослалась на шутку, но любимого не убедила. Даже вечный аргумент: «Уйдёшь, я умру» не остановил его. Избранник лирической героини, видимо, был таким же сильным, как и она, так как сумел совладать с собой, когда внутри металась буря. Его ответ выглядит необыкновенно спокойным и холодным. Единственное, что указывает на его настоящие переживания – нотка заботы в последних словах.

В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что складывалось годами.

«Сжала руки под темной вуалью. », анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение «Сжала руки. «, как и многие другие произведения Анны Ахматовой, посвящено непростым отношениям женщины и мужчины. В данном сочинении будет проведен подробный анализ этого проникновенного стихотворения. В нем рассказывается о том, что женщина, которая обидела своего возлюбленного и решила с ним расстаться, вдруг передумала (и в этом вся женская натура, не так ли?!). Она бежит за ним и просит остаться, но он лишь спокойно отвечает «Не стой на ветру.» Это и приводит женщину в состояние отчаяния, депрессии, она чувствует неимоверную боль от расставания.

Героиня стихотворения является сильной и гордой женщиной, она не рыдает и не проявляет своих эмоций слишком бурно, ее напряженные чувства можно понять только по сжатым «под темной вуалью» рукам. Но когда она понимает, что действительно может потерять любимого человека, она бежит за ним, «перил не касаясь». Стоит отметить, что и возлюбленный героини обладает не менее гордым и самодостаточным характером, он не реагирует на ее вскрик о том, что без него она умрет, и отвечает кратко и холодно. Суть всего стихотворения заключается в том, что двое людей с непростым характером не могут быть вместе, им мешает гордость, собственные принципы и т.д. Они одновременно и близки, и находятся по разные стороны бескрайней пропасти. Их смятение передается в стихотворении не длительным разговором, а действиями и краткими репликами. Но, несмотря на это, читатель сразу может воспроизвести в своем воображению полную картину.

Поэтесса смогла передать весь драматизм и глубину переживаний героев всего в двенадцати строчках. Стихотворение создано по всем канонам русской поэзии, оно логически завершено, хотя и немногословно. Композиция стихотворения — это диалог, который начинается с вопроса «Отчего ты сегодня бледна?». Последняя строфа является кульминацией и одновременно развязкой, ответ героя спокоен и вместе с тем смертельно обиден своей повседневностью. Стихотворение наполнено выразительными эпитетами («терпкая печаль» ), метафорами («печалью напоила допьяна» ), антитезами («темной» — «бледна». «крикнула, задыхаясь» — «улыбнулся спокойно и жутко» ). Размер стихотворения — трехстопный анапест.

Читайте также:
Сказки по телефону краткое содержание - читать онлайн

Несомненно после анализа «Сжала руки. » вы пожелаете изучить сочинения по другим стихотворениям Ахматовой:

Композиция

Произведение А. Ахматовой по смыслу делится на две части: описание «погони» за любимым после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его уходом. Начинается стихотворение с небольшого вступления, которое подводит читателя к дальнейшим событиям. Для передачи всех деталей в тексте используется прямая речь. Также поэтесса вводит второстепенный образ невидимого собеседника. Данное стихотворение сюжетное: в нём можно выделить все элементы сюжета. Стихотворный размер – трехстопный анапест. А. Ахматова использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы

Композиция, жанр и литературное направление

Изучая анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки…», важно упомянуть о его жанровой принадлежности. Произведение относится к жанру лирики. Для таких работ характерна передача всей полноты чувств, которые строятся на экспрессии и эмоциях.

Произведение написано трехсложным размером с постановкой ударения на последний слог — анапестом. Последний придает стихотворению динамику и особую мелодику. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку. Деление на строфы осуществляется по классическому образцу. Так формируются четверостишия.

Анна Ахматова творила в период Серебряного века. В это время в литературе стала развиваться абсолютно новая концепция, которую впоследствии назвали модернизмом. Основателями этого направления считались именно акмеисты. Произведение поэтессы отражает весь драматизм чувств через конкретику определенных вещей. Таким образом, на основании динамичных мелочей создается субъективный образ. По смыслу стихотворение делится на части:

  • сначала женщина описывает погоню за возлюбленным после скандала;
  • затем воспроизводит последнюю беседу перед уходом мужчины.

Стих начинается со вступления, подводящего читателя к последующим событиям. Чтобы максимально точно передать все подробности, поэтесса применяет прямую речь. А также она вводит второплановый персонаж — невидимого собеседника.

Средства выразительности

Внутреннее состояние лирической героини передаётся при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи. В тексте есть несколько метафор: «тёрпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот». Они придают обыденной ссоре художественность. Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэт не использует.

Психологическое состояние передаётся и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции. Некоторым строкам выразительности придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».

Выразительные средства

В стихотворении Анна Андреевна использует различные средства художественной выразительности для передачи образов персонажей и атмосферы. Некоторые из них:

  • антитеза — «задыхаясь» — «крикнула», «темной вуалью»;
  • риторические вопросы;
  • оксюморон — прослеживается во фразе «спокойно и жутко»;
  • метафоры;
  • эпитеты — «бледна», «темной»;
  • аллитерация — «Я бежала до ворот».

В своем стихотворении Анна Андреевна раскрыла тематику расставания с точки зрения представительниц прекрасного пола. С помощью мелочей и однозначных слов поэтесса передала отчаяние героев в момент расставания. Ахматова специально не рассказывает читателям о последующем развитии отношений. Кроме того, женщина умалчивает собственное мнение о дальнейшем видении ситуации. Такая недосказанность позволяет каждому поразмышлять над тем, как бы он поступил в сложившейся ситуации. Возможно, поэтому произведение стало одной из самых трогательных работ великой поэтессы.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

В каком году было написано стихотворение А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью»?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Темы и проблемы

Проблематика стихотворения, несомненно, любовная. Ахматова – мастер любовной лирики, содержащей в себе глубокий психологизм. Каждое ее стихотворение представляет собой блестящую композицию, в которой есть место не только личному восприятию, но и сюжетной линии.

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — история разрыва двух любящих людей. В небольшом по размеру стихотворении Ахматова поднимает целый ряд проблем, связанных с человеческими взаимоотношениями. Тема расставания приводит читателя к проблеме прощения и покаяния. Любящим людям свойственно ранить друг друга в ссоре обидными и жестокими словами. Последствия такой опрометчивости могут быть непредсказуемыми, а подчас и печальными. Одна из причин расставания героев – обида, стремление скрыть истинные чувства под маской безразличия к горю другого. Равнодушие в любви – одна из проблем стихотворения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: