Стилистически нейтральные синонимы в русском языке определение, как подобрать и чем заменить, примеры употребления в предложениях

статья Стилистические синонимы. Подготовка к ОГЭ.
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку наряду с формированием коммуникативной компетенции, развитием грамотной связной устной и письменной речи является важнейшей задачей учителя-словесника. Начало данной работе должно быть положено в 5–6 классах . В данной статье приведены упражнения для работы в 5-6 классах с целью подготовить учащихся к выполнению заданий 3,6 в экзаменационной работе ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Скачать:

Вложение Размер
подготовка к ОГЭ в 5-6 классах 26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ОГ Э по русскому языку.

Стилистические синонимы (задание 6)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей «Технико-экономический»

Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку наряду с формированием коммуникативной компетенции, развитием грамотной связной устной и письменной речи является важнейшей задачей учителя-словесника. Начало данной работе должно быть положено в 5–6 классах .

На что же должен обратить особое внимание учитель русского языка, работая с пяти-шестиклассниками, чтобы уже на этой ступени обучения организовать эффективную подготовку к государственной итоговой аттестации. Остановимся на некоторых ключевых моментах.

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Московского государственного педагогического университета Т. М. Пахнова утверждает:

«Экзамен по русскому языку в 9 классе – это сосредоточенная,

интенсивная работа, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет,

если умеет вести диалог с текстом…».

Другими словами, для успешной сдачи экзамена по русскому языку нужен осознанный подход ученика к фактам и явлениям этого языка, нужна не столько память, сколько языковое чутье и умение логически мыслить.

В экзаменационные тесты по русскому языку включены задания по лексике. Это задание 3 (выразительные средства языка) и задание 6 (стилистические синонимы). Задание 6 ориентировано на умение выпускников заменять указанное слово стилистически нейтральным синонимом.

Еще из курса 5 класса ученики знают, что синонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.

Например, метель – пурга , сверкать – сиять , трудный – сложный .

Синонимы могут отличаться оттенками значений или сферой употребления. Например, смеяться и хохотать .

Слово «смеяться» означает издавать смех, а «хохотать» – громко смеяться.

Стилистические синонимы принадлежат к разным стилям речи. Например, глаза – очи – гляделки.

Слово «гляделки» явно разговорное, слово «очи» – книжное, так как может встретиться в художественном произведении, чтобы выразить возвышенное отношение к какому-либо герою. А вот слово «глаза» – нейтральное: оно может употребляться в любом стиле.

Слово «бродить» является стилистически нейтральным синонимом разговорного «шататься» и книжного «блуждать».

Таким образом, стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях, а стилистически нейтральные синонимы – это синонимы, которые не прикреплены к одному стилю.

Для работы с учениками можно предложить такие задания:

Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам:

1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.

Определите значения просторечных слов, замените литературными.

Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.

Выпишите из “Словаря русского языка” С. И. Ожегова по пять слов со стилистическими пометами: бран., высок., ирон., книжн., ласк., неодобр., офиц., презр., пренебр., прост., разг., спец., унич. Проверьте, какие пометы имеют эти слова в “Толковом словаре русского языка” под редакцией Д. Н. Ушакова.

Выпишите из “Толкового словаря русского языка” под редакцией Д. Н. Ушакова по пять слов с пометами: вульг., газетн., канц.. офиц., поэтич., публ., ритор., спец., торж. Укажите, с какими пометами эти слова даются в “Словаре русского языка” С. И. Ожегова. Прокомментируйте разночтения в стилистической оценке лексики, если вы столкнулись с этим явлением.

Также ученикам можно предложить такое задания: «Заполните первую графу таблицы примерами».

Стилистически нейтральный синоним

Разговорный слово (просторечное)

Слова книжной лексики

При анализе примеров ученики делают вывод, что нейтральная лексика лишена эмоциональности, экспрессии, тогда как разговорные слова придают речи непринужденность, неофициальность. Разговорная лексика не выходит за пределы литературных норм. Просторечная же используется лицами,

которые не владеют или владеют в меньшей степени нормами литературного языка. В зависимости от контекста она служит средством характеристики явлений, предметов, персонажей.

Лексические задания включаются в задания комплексного

анализа текста. Приведу несколько примеров.

— Огурец! — позвал Таракан.— Иди сюда!

Славик растерянно поднялся, сделал шагов пять и остановился.

— Ну чего застыл? Топай! — звал его Таракан. Иди, не

трону. У меня к тебе клёвое предложение. Хочешь голубей водить?

Славик выпучил большие серые глаза.

— Чего зенки вылупил? Хочешь?

— Хочу, — сказал Славик тихо.

Таракан открыл дверцу. Два голубя мраморной масти важно вышли на травку. (С. Антонов.)

Данный текст представляет из себя диалог, состоящий из простых предложений. Есть прозвища (Огурец, Таракан). В тексте употреблены разговорные (топай, выпучил) и просторечные (вылупил, зенки, клёвое) слова. Детям предлагается подумать над тем, как эти слова характеризуют героев.

Использование автором просторечных слов «зенки вылупил» и разговорных конструкций «Ну чего застыл?» показывает грубое и пренебрежительное отношение героя по прозвищу Таракан к Славе».

«С. Антонов намеренно использует в речи Таракана просторечные слова «зенки», «вылупил», «клевое». Они помогают дать точную характеристику мальчику: показывают его грубость, невоспитанность».

Такая работа, ведущаяся в системе, начиная с 5 класса, поможет ученикам справиться с экзаменационным заданием №6. Кроме того, они могут легко использовать это задание в качестве аргумента в сочинении на лингвистическую тему, если в высказывании речь идет о лексике. Приведу несколько примеров.

Задание : «Замените разговорное слово «выуживал» из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним». (10) Зажав в когтях шишку, он (клёст) вонзал клюв под каждую чешуинку и выуживал оттуда смоляное семечко.

Отрывок из сочинения:

«В предложение 10 автор включил разговорное слово «выуживал», его он употребил вместо нейтрального«доставал». Выбор этого слова не случаен. Оно показывает, как невыносимо трудно было птице вытаскивать каждое

семечко из шишки».

Задание : «Замените разговорное слово «возиться» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним». (19) Нет. у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец.

Отрывок из сочинения:

«В речи человека отражаются его мысли, чувства. Поэтому в предложении 19 автор неслучайно использует разговорное слово «возиться» вместо нейтрального «заниматься». Оно помогает полнее обрисовать речевую ситуа-

цию. Нам становится понятно, что отец в отсутствии сына совершенно равнодушно и бессердечно отнесся к раненой чайке, не ухаживал за ней».

А уже в 6 классе можно предложить и тестовую работу:

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

1) бежать
2) четыреста
3) гипотенуза
4) время

2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

1)клевый
2) классный
3) крутой
4) отличный

3. Какое слово не относится к книжной лексике?

1) абсолютно
2) конференция
3) учитель
4) перпендикуляр

4. Какое из слов является разговорным?

1) планетарий
2) начертать
3) картошка
4) усыновитель

5. Какое из слов является просторечным?

а) голова
2) глава
3) головушка
4) башка

6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.

1) (27)Казалось бы, что за беда?
2) (24)А те, что вытиснены, враньё.
3) (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
4) (33)А есть книги, без которых жить трудно.

7. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.

1) (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».
2) (13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.
3) (18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.
4) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.

8. Укажите предложения, в котором есть книжная лексика.

1) (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.
2) (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
3) (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств.
4) (27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой.

9. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.
2) (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
3) (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
4) (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?

10. Укажите предложения, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.
2) (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером.
3) (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.
4) (12)Сплетник вынужден был осторожничать.

11. Укажите предложение, в котором есть термин.

1) (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
2) (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто. рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
3) (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
4) (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».

12. Укажите предложения, в котором есть термины.

1) (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?
2) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
3) (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.
4) (12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности.

13. Укажите предложение, в котором есть разговорное слово.

1) (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать!
2) (25)А дальше начались поистине сказочные события.
3) (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.
4) (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой.

14. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.

1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.
3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.

15. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)

1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.
4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
5) Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
А) Разговорные слова
Б) Термин
В) Эмоционально-оценочное слово
Г) Книжная лексика
Д) Просторечные слова

Каждый педагог стремится найти ответ на вопрос «Как качественно подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ?» Ответ в народной мудрости – готовь сани летом. Хочется добавить – и будешь на коне. Долгий и кропотливый путь проходит ученик под началом своего учителя, прежде чем получит результат, удовлетворяющий его самого и его родителей. Если этот путь упрощать, сокращать – финиш может стать печальным для всех. Вот почему уже с 5 класса обязательно следует начинать подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. И не так уж это и страшно или трудно. Пятиклассники-шестиклассники, к удивлению, как раз с большим удовольствием включаются в такую серьёзную работу, как подготовка к экзамену. Это их настраивает на рабочий ритм, вдохновляет, тем более, если учитель разнообразит задания.

Стилистически нейтральный синоним: как заменить слово нейтральным синонимом

Что такое стилистически нейтральный синоним?

Стилистически нейтральный синоним – это слово с аналогичным значением, но лишенное характерной стилистической окраски.

Например, нейтральными синонимами к просторечным выражениям «парень» или «пацан» будут литературные слова «мальчик» или «юноша». Нейтральный синоним к книжному слову «изваяние» – «статуя».

Стилистически нейтральными называются слова, которые употребляются во всех стилях языка (просторечном, разговорном, книжном), в устной и в письменной речи. Например, «лицо» – стилистически нейтральный синоним к грубо-просторечному «морда» или книжно-устаревшему «лик».

Нейтральный синоним – слово, не прикрепленное к какому-то одному стилю речи, не имеющее характерной эмоционально-экспрессивной окраски.

Как заменить слово стилистически нейтральным синонимом?

Чтобы заменить слово нейтральным аналогом, для начала необходимо понять смысл этого слова. Например, в предложении из повести О.В. Богомолова «Иван» нам нужно заменить нейтральным синонимом слово «паренёк»:

Я, при­встав, у самых две­рей уви­дел ху­день­ко­го па­рень­ка лет один­на­дца­ти, всего по­си­нев­ше­го от хо­ло­да и дро­жав­ше­го.

Пареньком можно назвать и маленького мальчика, и почти взрослого юношу, молодого человека. В данном случае нужно учитывать контекст – пареньку всего 11 лет, так что это еще не юноша.

Стилистически нейтральным синонимом будет «мальчик». Это слово употребляется и в разговорной речи, и в книжной. Оно не относится к какому-то одному стилю, не является оценочным и не выражает никаких эмоций.

Подберите стилистически нейтральный синоним к слову – задание из ОГЭ

«Замените разговорное слово/словосочетание стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним» – ранее такое задание входило в ОГЭ (основной государственный экзамен) по русскому языку под номером 6. Однако в ОГЭ-2020 этого задания нет .

Замените книжное слово «покоилась» из предложения 23 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(22)На топ­ча­не по­лу­ле­жал Вася, при­крыв глаза левой рукой. (23)На груди его по­ко­и­лась скрип­ка, длин­ная па­лоч­ка-смы­чок была за­жа­та в пра­вой руке.
Ответ: покоилась = лежала, находилась

Замените разговорное слово «крохотный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(3)За­пас­ных струн у му­зы­кан­та Его­ро­ва не было, до­стать их было негде, по­то­му что дело про­ис­хо­ди­ло осе­нью 1941 года на кро­хот­ном ост­ров­ке в Бал­тий­ском море, где со­вет­ские воины от­би­ва­ли не­пре­рыв­ные атаки нем­цев.
Ответ: крохотный = маленький, небольшой

Список стилистически нейтральных синонимов к различным словам:

без натуги – легко
благоговейно – почтительно
болтали – разговаривали
боязно – страшно
ввязываться – вмешиваться
ведает – знает
влепить – ударить
во всеуслышание – громко
впрямь – действительно
вранье – обман
вторгаться – вмешиваться
голосишь – кричишь
грохнулся – упал
дубасить – бить
дурацкие – глупые
дуться – обижаться
живо – быстро
загвоздка – помеха
затеяли – начали
захохотал – засмеялся
зашушукались – зашептались
кабы – если бы
классная – отличная
коли – если
ликует – радуется
ляпнуть – сказать
небось – наверное
невзначай – случайно
неказистый – некрасивый
нынешние – современные
окоченев – замерзнув
орава – толпа
орать – кричать
осерчал – рассердился
отныне – теперь
питомцы – воспитанники
поведать – рассказать
подевались – пропали
пробурчал – сказал
продул – проиграл
пронюхал – узнал
прыснули – засмеялись
разом – мгновенно
смахивал – был похож
стремглав – быстро
ступай – иди
тащились – шли
трепет – волнение
угомонилась – успокоилась
украдкой – тайно
урвать – присвоить
утлый – старый
чудились – казались
швырнул – бросил
шлепнуться – упасть
щуплый – худой
экий – какой

Синонимы Что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции

Чтобы убедиться в том, насколько необходимыми и ценными являются для нашей речи синонимы, достаточно попытаться рассказать о чем-нибудь. Грамотный человек с большим лексическим запасом даже не задумывается об этом – использует десятки синонимов ежедневно и интуитивно чувствует, какое слово можно употребить, а какое – нет.

Что такое синонимы?

Синонимами называются слова, относящиеся к одной части речи, значения которых совпадают полностью либо частично. Основное предназначение их заключается в обогащении речи, повышении ее разнообразия, выразительности. Например: смеяться – хохотать – заливаться и т.п.

Определение синонимов

Если говорить о синонимах в широком понимании данного термина, то в их роли могут выступать другие ярусы языковой системы. К ним принадлежат морфемы, фразеологизмы и синтаксические конструкции. Также у каждого синонима имеется собственный оттенок значения. Благодаря этому слова отличаются друг от друга. Например: алый – багряный – красный.

Понятие о синонимах

Наряду с антонимами, омонимами и паронимами, синонимы служат лексическими средствами языка. Их знание и правильное употребление позволяют сделать речь логичной и точной, избежать повторения одних и тех же слов. Термин «синонимы» происходит из греческого языка и означает «одноименность». Такие слова пишутся и звучат по-разному, а также имеют уникальную стилистическую окраску.

С синонимами связано несколько законов, действующих в языке:

  1. Явления и предметы, которые имеют существенное значение для языкового коллектива, отличаются большим количеством синонимов.
  2. Закон «притяжения». Если одно слово в синонимическом ряду приобретает переносное значение, то оно возникает и у других слов.
  3. Закон распределения (Шарля Бреаля). Слова, считающиеся синонимами в прошлом, постепенно приобретают разные значения, стилистическую окраску и прочие признаки.

Примерами первого закона являются слова «говорить», «еда», «деньги» – у каждого из них очень много синонимов.

Примеры синонимов к слову “еда”

Интерес вызывает слово «красный» в плане закона притяжения. Сейчас оно обозначает цвет, но исторически первым значением считалось «красивый, яркий». Слово «розовый» – один из синонимов. Причем у него тоже есть как прямое значение, так и переносные: розовые мечты, розовые очки и т.п.

Третий закон предполагает, что дублеты (полные синонимы) держатся в языке относительно недолго, поскольку они не обогащают его. Например, купец – гость уже не заменяют друг друга по значению, а град – город имеют разную стилистическую окраску.

Классификация. Виды синонимов

В русском языке используется несколько классификаций синонимов. Прежде всего, их различают по способу словообразования на два вида:

  • однокорневые – расследование и следствие;
  • разнокорневые – незрячий и слепой.

Разница между синонимами:

  1. Стиль. Относятся к разным сферам общения, литературным стилям (украсть – стащить – похитить).
  2. Оттенок лексического значения. Слова могут выражать конкретизацию действия (готовить – жарить), характер действия (открыть – распахнуть), степень проявления (жара – пекло).
  3. Степень современности. В любом языке присутствуют устаревшие, выходящие из употребления, используемые и новые слова (ладонь – длань, надеяться – уповать).
  4. Образность. Употребление художественных приемов с целью охарактеризовать что-либо. Например, благородного, доброго, щедрого человека можно назвать просто хорошим, а образно – «золотым».
  5. Лексическая сочетаемость. Критерий показывает, насколько легко синонимы объединяются с разными словами. «Опрометью» можно совместить лишь с глаголами-синонимами «бежать» (помчаться опрометью), а «быстро» – с огромным количеством разных слов.
  6. Эмоционально-оценочная окраска. Некоторые синонимы помогают показать отношение говорящего. Например, облако – тучка (ласково).

Три основных вида синонимов

Основные виды синонимов в лексике:

  • семантические;
  • стилевые;
  • семантико-стилистические;
  • абсолютные;
  • контекстуальные.

Семантические

По-другому их называют идеографическими или смысловыми. Это слова, которые имеют разные оттенки значений. Например: мокрый – влажный – сырой – указывают на разную степень проявления одного и того же признака. Кажется, что такие синонимы обозначают практически одно и то же. Но их важность становится особенно заметной в определенном контексте. Например, старый и ветхий – синонимы. Однако слово «старый» может употребляться по отношению к человеку, а «ветхий» – лишь относительно какой-то вещи.

Стилевые (стилистические)

Синонимы, которые указывают на один и тот же объект либо явление, но при этом используются в разных сферах, поскольку имеют разную эмоциональную и экспрессивную окраску. Они принадлежат к разным стилям речи (книжному, разговорному, устаревшему, деловому и др.) и не могут заменять друг друга. Например: ходить – слоняться – бродить или узнать – испытать – испить чашу до дна.

При употреблении таких синонимов особенно важно правильно подобрать слово по отношению к той или иной ситуации. Для этого нужно чувствовать его экспрессивный оттенок. Кроме того, следует учитывать сферу употребления. Например, слово «провинция» считается нейтральным, а «глухомань» можно использовать лишь в беседе.

Семантико-стилистические

Больше всего отличаются синонимы данного типа – и по стилю, и по оттенку в значении. Для сравнения: сердиться – нейтральное, злиться – разговорное (очень сильно сердиться), серчать – разговорное (немного сердиться). Еще один пример: идти – плестись. Оба слова указывают на одно действие. При этом «идти» может употребляться в любых ситуациях, а «плестись» обладает дополнительными оттенками, такими как идти медленно, с трудом и т.д.

Абсолютные (полные, дублеты)

Относительно небольшая группа синонимов, которые при разном написании и звучании не несут в себе особой стилистической окраски, а также не имеют семантических отличий. Эти слова могут заменять друг друга в любом контексте, никак не влияя на общую суть. Большинство полных синонимов являются существительными.

Примеры дублетов

В современном русском языке дублетов становится все меньше по причине того, что слова начинают приобретать новую стилистическую окраску и отличаться по смыслу. К примеру, все реже используются термины «языковедение» или «языкознание» – на смену им пришла «лингвистика».

Контекстуальные

Особая группа слов, значения которых сближаются лишь в определенном контексте, а во всех остальных случаях они не являются синонимами. Большая часть таких слов отличается экспрессивной окраской. Их функция состоит в том, чтобы охарактеризовать процесс, явление или признак, а не просто назвать их.

В качестве примера можно привести синонимы слова «говорить» или «сказать»: проронить – выдать – бросить – уронить и т.п. В предложении: «Мы не проронили больше ни слова». В обыкновенном употреблении их прямое значение никак не связано с говорением.

Фразеологизмы-синонимы

Фразеологизмы-синонимы – обороты, значения которых совпадают полностью или частично. Это возможно, поскольку каждый фразеологизм представляет собой отдельную семантическую единицу. При использовании таких синонимов важно учитывать их грамматическую сочетаемость, а также уместность в том или ином контексте.

  • добрая душа – прекрасной души человек – человек с большой буквы (про хорошего человека);
  • кладезь премудрости – ходячая энциклопедия (про умного человека);
  • как кошка с собакой – быть на ножах – на дух не переносить (про вражду).

Синонимия морфем

Морфема – это самая маленькая единица языка, которая несет в себе определенный смысл. Среди морфем встречаются многие языковые явления, в том числе – синонимия. Например, большое количество синонимов образовалось на основе одного корня, но с разными суффиксами. Такие слова хоть и похожи, но все же имеют разный стиль, семантику, а не просто дублируют друг друга. Примеры:

  • абрикосный – абрикосовый (суффиксы -н, -ов);
  • ананасовый – ананасный;
  • учеба – учение;
  • вражий – вражеский;
  • волчица – волчиха (оба варианта верны, первый – литературный, второй – разговорный).

Синтаксические синонимы

Синтаксические синонимы – это параллельные конструкции, которые имеют похожее строение, а также близкое значение. Отличаются по стилю и смыслу. К параллельным конструкциям относятся следующие:

  1. Бессоюзные и союзные сложные предложения («Я поняла: он не увидел мое сообщение» и «Я поняла, что он не увидел мое сообщение»).
  2. Простое предложение с определением в виде причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным определительным («Парень, сидящий за первой партой, мой друг» и «Парень, который сидит за первой партой, – мой друг»).
  3. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Я пришел домой, а папа уже спал» и «Когда я пришел домой, папа уже спал»).
  4. Простое предложение с распространенным обстоятельством в форме причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным времени, цели и т.п. («Ужиная, он смотрел телевизор» и «Когда он ужинал, он смотрел телевизор»).

Примеры синонимов

Примеры синонимов разных частей речи:

  • существительное «странник» – путник, путешественник, турист, паломник;
  • глагол «спать» – уснуть, дремать, прилечь, отдохнуть;
  • прилагательное «счастливый» – беззаботный, радостный, безмятежный;
  • наречие «красиво» – изящно, эффектно, роскошно, изысканно;
  • деепричастие «рисуя» – вырисовывая, изображая, воображая;
  • междометие «ах» – ох, ух, ахти.

Что такое синонимичный ряд? Примеры

Синонимичный ряд – это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Они могут быть как одно-, так и разнокоренными. Количество слов в ряду может быть разным – от 2-3 до 10 и более. В составе всегда присутствует доминанта – это главное слово, которое имеет стилистически нейтральный окрас, общее значение и может легко сочетаться с другими. Например: обманывать (доминанта) – хитрить – врать – жульничать – юлить.

Особенностью синонимичного ряда является то, что все слова принадлежат к одной части речи. При этом у них разный стиль и оттенок значения. Также ряд может состоять из фразеологизмов, например: много – куры не клюют – через край – тьма тьмущая.

Синонимы обычно являются представителями одной и той же части речи. Но у каждого из них имеются родственные слова, которые могут относиться к другим частям речи. Причем между ними тоже возникают синонимические связи. Например:

Красивый – неотразимый, очаровательный, обаятельный.

Красота – неотразимость, очарование, обаяние.

Мысли – помыслы, размышления, раздумья, думы.

Мыслить – помышлять, размышлять, раздумывать, думать.

Если речь идет о производных словах, то между ними тоже наблюдается устойчивая синонимия. Например:

Гармония – благозвучие; гармонично – благозвучно, гармоничный – благозвучный, гармоничность – благозвучность.

Данная закономерность лучше всего отображает системные связи, которые присутствуют между лексическими единицами.

Пример разбора синонимичного ряда

В русском языке очень много синонимов. Редко можно встретить синонимический ряд, состоящий всего из 2-3 членов – как правило, их намного больше. Тем не менее, при составлении словарей лексикографы пользуются разными критериями выделения синонимов. Именно по этой причине у разных авторов зачастую не совпадают ряды – каждый их них по своему воспринимает суть синонимии.

К примеру, один специалист уверен в том, что синонимы обязательно должны обозначать одно и то же понятие, и принимает это явление за ключевой признак. Другой же считает более важной способность синонимов заменять друг друга. А, согласно третьему мнению, решающее условие – близость слов по лексическому значению. Причем эта точка зрения может быть реализована в нескольких вариантах:

  • тождественность лексических значений;
  • тождественность или близость лексических значений;
  • только близость лексических значений.

По мнению известного советского лингвиста Розенталя, автора множества учебных пособий по русскому языку, самым важным условием для слов-синонимов является их семантическая близость, в особых ситуациях – тождественность.

Синонимия может проявляться меньше или больше в зависимости от семантической близости. Например, глаголы «торопиться – спешить» ярче демонстрируют эту схожесть. А в синонимичном ряду «смеяться – фыркать, заливаться, хохотать» заметны более существенные отличия в плане смысла и стиля.

Полная синонимия характерна для тождественных слов: лингвистика – языкознание или тут – здесь. Впрочем, в русском языке не так много слов, имеющих полное тождество. Со временем у них появляются и развиваются определенные стилистические оттенки и черты, которые делают данные слова уникальными, своеобразными. К примеру, даже термины «лингвистика» и «языкознание» не всегда взаимозаменяемы. Можно сказать только «структурная лингвистика» или «отечественное языкознание».

Синонимы чаще всего указываются на одно и то же явление объективной действительности. Постепенно у слов возникают новые значения, происходит развитие языка. Номинативная функция синонимов предоставляет возможность создавать из них незамкнутые ряды, которые иногда пополняются новыми словами.

В то же время имеет место и противоположное явление – разрыв синонимических отношений. При этом отдельные слова перестают быть частью ряда и приобретают новые семантические связи. Например, в прошлом слова «щепетильный» и «галантерейный» считались синонимами. Теперь же «щепетильный» стоит в одном ряду со словами «деликатный, тонкий». Похожая ситуация с «мечтой», которая потеряла связь с «мыслью» и стала ассоциироваться с грезами и мечтаниями.

Эти изменения влияют и на остальные уровни синонимии, нарушая или создавая новые системные связи родственных слов. Так появились синонимичные ряды с существительными: утонченность – щепетильность – деликатность и глаголами: мечтать – грезить.

Значение в речи и в тексте

В нашей речи синонимы помогают избежать повторений одних и тех же слов (тавтологии), ярче и точнее выразить мысль, придают сказанному эмоциональную окраску. Также они служат связующим звеном между предложениями.

Значение синонимов

Согласно известному российскому лингвисту Д. Э. Розенталю, синонимы в русском языке повышают выразительность речи. Составляя текст (или речь), мы с легкостью подбираем идеально подходящее контексту и стилю слово-синоним, чтобы не повторяться.

Функции синонимов в тексте:

  1. Замещения. Папа подарил дочери малахитовую шкатулку. Этот ларчик удивительно подходит к ее глазам.
  2. Уточнения. Человек это был простой, ничем не примечательный, обыкновенный.
  3. Усиления (с эффектом градации). Солдаты продемонстрировали в бою храбрость, отвагу, невероятную стойкость.
  4. Сопоставления. Он верил в добро, нет, скорее даже веровал в него.
  5. Противопоставления. Она не смеялась, а звонко хохотала. Он не говорил, а шептал.

Как появляются синонимы?

Новые элементы, обогащающие язык, появляются постоянно. Точно так же непрерывно синонимы меняют свое значение и даже теряют связь друг с другом. Существует несколько путей возникновения синонимов. Один из них – скрещение говоров. Каждому диалекту свойственен определенный запас слов. Когда говоры объединяются между собой, возникают полностью равноправные дублеты.

Еще один путь появления синонимов связан с развитием письменности. При этом слова на другом языке проникают из устной речи в письменную и наоборот. Так было, например, со старославянским языком: ворог – враг, злато – золото.

Также на обогащение лексики языка влияют всяческие изменения общественных отношений, форм производства, классовая и профессиональная разница. Говорящие предпочитают не только как-нибудь обозначить предмет или явление, но и выразить свое отношение к нему.

Таким образом, неизбежно возникает дифференциация слов-синонимов. Чтобы проследить ее, можно сопоставить слово с наиболее нейтральным синонимом, подобрать к нему антонимы, попробовать использовать в разных контекстах и изучить грамматическую структуру.

Чем отличаются синонимы от антонимов?

Синонимы имеют разное написание и произношение, но похожее значение. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они ориентированы главным образом на смысл, в то время как синонимы могут иметь разные оттенки и цель применения. Антонимов в языке гораздо меньше, они образуют пары, а не синонимичные ряды, и демонстрируют контраст.

Примеры антонимов

Как подобрать синонимы к слову?

Первым делом нужно определить значение главного слова, после чего нужно отыскать слова, которые максимально к нему приближены. Важно различать оттенки синонимов и возможность их применения в том или ином контексте, ситуации, стиле. Универсальными считаются лишь нейтральные слова, которые подходят и для разговорной, и для официальной/деловой речи. Облегчить поиск синонимов могут специальные словари – как бумажные издания, так и электронные форматы.

Синонимы – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое синонимы, их примеры и какие они бывают

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о синонимах. Это один из инструментов лингвистики в русском языке, который позволяет сделать нашу речь (как устную, так и письменную) более выразительной.

Синонимы — это яркий пример многообразия русского языка

Попробуйте в англо-русском словаре посмотреть значение того или иного английского слова. В подавляющем большинстве случаев вы обнаружите не один его аналог в русском языке, а сразу несколько (иногда даже десятки).

Это говорит не столько о сложности русского языка, сколько о его богатстве. На каждое иностранное слово у нас найдется как минимум несколько русских и в большинстве случаев это будут слова-синонимы.

Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но при этом имеют схожее или близкое лексическое значение.

Каждое из них передает свои оттенки и благодаря их наличию можно употреблять в разных случаях более подходящие слова, чтобы избежать тавтологии (что это?). Словарь синонимов — это настольная книга любого писателя, публициста, журналиста, да и обычного школьника.

Термин этот, естественно, пришел к нам из Древней Греции, как и многие другие в русском языке. Дословно он переводится как «одноименность».

Все синонимы, как правило, относятся к одной части речи. То есть существительные заменяются существительными, глаголы глаголами, определения определениями и так далее.

Рассмотрим на примерах:

  1. Путник (существительное) – странник, путешественник, паломник, пилигрим;
  2. Бежать (глагол) – торопиться, нестись, мчаться, спешить;
  3. Грустный (прилагательное) – печальный, понурый, мрачный, унылый;
  4. Рисуя (это деепричастие) – малюя, изображая, очерчивая, описывая;
  5. Медленно (наречие) – не спеша, долго, не торопясь, не скоро, еле-еле.

” alt=””>

Причиной появления в языке множества синонимов называют видоизменение (устаревание) некоторых слов, а также наличие в русском языке множества диалектов (что такое диалектизмы), которые тоже вносят свое разнообразие.

Слова-синонимы с одинаковым лексическим значением образуют так называемые ряды (или их еще называют гнезда). Некоторые слова могут включаться в различные ряды. Все их можно найти в современных словарях синонимов (первый из них, кстати, был опубликован ровно 200 лет назад).

Сейчас, наверное, удобнее использовать онлайн-словари, но рекомендовать какой-то из них я затрудняюсь, ибо не было случая их полноценно протестировать. Можете просто ввести этот запрос в Яндексе или Гугле, чтобы получить список наиболее авторитетных из них

Виды синонимов (на примерах)

Знаменитый лингвист Дитмар Розенталь, по учебникам русского языка которого учились все советские дети, делил синонимы на три большие группы:

  1. полные или абсолютные;
  2. семантические;
  3. экспрессивно-стилистические или стилевые.

Полные синонимы

Абсолютными синонимами он называл слова, значение которых полностью совпадают. А значит, при их перестановке смысл всего текста не меняется.

битва – сражение, огромный – громадный, кидать – бросать

Также подобными синонимами можно легко заменять научные термины, и они становятся более понятными:

Семантические синонимы

В данном случае речь идет уже о словах, которые не просто заменяют друг друга, но и придают речи большую глубину, делают ее богаче, насыщают ее нюансами.

красный – алый — пунцовый

В данном случае «красный» — это просто цвет, алый уже более светлый его оттенок, а пунцовый – наоборот, более темный.

ломать – громить – разрушать — крушить

Весь этот ряд синонимов означает, в принципе, одно и то же действие. Вот только интенсивность его различается (или, если проводить аналогию с цветом, можно сказать, что меняются оттенки). Так, «ломают» игрушки, «разрушают» здания, а «крушат» врагов.

Примеры стилевых синонимов

Такие синонимы мы чаще всего употребляем в разговорной речи, когда литературные слова заменяются на жаргонные.

выговор – нагоняй, взбучка, головомойка
ходить – бродить, мотаться, шляться, слоняться
жадный – жмот, скупердяй, скряга, жадина
родители – предки, родаки, старики

Но речь, конечно, не только о жаргоне. К стилевым синонимам относятся все похожие слова, но которые принадлежат к разным стилям речи. Например, если сравнивать общеупотребляемые термины и официальные, то можно вспомнить:

Контекстные и фразеологические синонимы

Есть еще два вида, которые не были рассмотрены выше. Они довольно специфичные, но при этом и очень интересные.

Контекстные синонимы

Этим термином называются слова, которые не являются изначально синонимами, но могут в них превратиться в контексте конкретного предложения. Чтобы проще было объяснить, приведет пример:

«Ваня играл с Шариком во дворе. Он кидал мячик, а пес приносил его обратно мальчику».

В данном случае есть несколько наборов синонимов. Так, по отдельности слова «Ваня», «Он» и «мальчик» не имеют ничего общего друг с другом. Но в данном тексте они взаимозаменяемы, а потому их можно считать синонимами.

То же самое и с парами слов «Шарик — пес» и «мячик – его». И таким образом, можно сделать простой вывод – для чего нужны контекстные синонимы. Они помогают избавиться от тавтологии, делая любой текст более грамотным.

Фразеологические синонимы

Это отдельный вид синонимов, в котором одно слово заменяется сразу целой фразой (отсюда и название). Также и целая фраза будет являться синонимом для другой фразы. Причем это достаточно устойчивые выражения, которые мы используем постоянно.

Например, рассмотрим слово «МНОГО» и его фразеологические синонимы:

  1. хоть отбавляй;
  2. куры не клюют;
  3. полон рот;
  4. хоть пруд пруди;
  5. тьма-тьмущая.

Конечно, каждая из этих фраз применяется под конкретный подтекст. Так, «полон рот» обычно говорят о заботах, а «куры не клюют» — о деньгах.

Вот еще немного примеров:

Синонимами можно заменить и словосочетания. Например, фраза «БЕЖАТЬ БЫСТРО»:

  1. со всех ног;
  2. сломя голову;
  3. высунув язык;
  4. в мгновенье ока.

Более того, подобные фразы могут заменять не только отдельные слова, но и друг друга:

  1. спрятать концы в воду – замести следы;
  2. бить баклуши – сидеть сложа руки;
  3. мало каши ел – кожа да кости;
  4. овчинка выделки не стоит – игра не стоит свеч;
  5. водить за нос – втирать очки;
  6. молчит как партизан – воды в рот набрал;
  7. молоть чепуху – нести ахинею;
  8. тянуть канитель – черепашьим шагом.

Любые фразеологические синонимы служат для того, чтобы украсить речь или текст, сделать их более яркими и эмоциональными.

Примеры использование синонимов в речи и письме

Вспомним еще раз знаменитого Дитмара Розенталя. Он описывал это следующим образом:

«Синонимы выполняют в русском языке важнейшую функцию – выразительности речи. Благодаря им появляются неограниченные возможности более точного употребления слов. Работая над текстами, подбору синонимов нужно уделять особое внимание, чтобы избегать тавтологии. И употреблять то единственное слово, которое лучше подходит под конкретный момент».

На самом деле современные лингвисты выделяют несколько функций синонимов.

Функция уточнения. Синонимы служат, чтобы более точно описать понятия.

Это был простой человек – обычный и ничем не примечательный.

Функция сопоставления. Синонимы употребляются вместе, но один из них усиливает другой.

Я верю в добро. И даже верую в него.

Функция противопоставления. Также синонимы используются вместе, но один одновременно и опровергает предыдущий, и уточняет его.

Он не смеялся, а громко хохотал.

Функция замещения. Это те самые контекстные синонимы, которые позволяют избежать тавтологии.

Мама подарила дочке шкатулку. Этот ларчик был такого же цвета, как и глаза девочки.

Функция усиления. Синонимы как бы «нанизываются» один на другой, усиливая первоначальное слово.

В бою солдаты были храбрые, отважные и необыкновенно стойкие.

В конце хочется отметить, что даже у синонимов бывают исключения. То есть не всегда похожие слова можно заменять друг на друга.

Для примера возьмем пару «жадный – скупой»:

  1. Он помогал бедным, а потому не считался жадным (здесь можно заменить на «скупой»).
  2. Он жадный, все время хочет захватить побольше (здесь «скупой» неприменимо).

Так что синонимами при всем их многообразии еще надо уметь пользоваться.

Синонимы Онлайн

Большой онлайн-словарь синонимов русского языка, база которого состоит более чем из 400 тыс.слов.

Словарь синонимов снабжен многофункциональным поисковиком, который позволяет осуществлять поиск по запросу, алфавиту, первому слогу и словам составного выражения.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Результаты поиска подходящих слов отображаются в виде списка, в котором пользователь может проголосовать за тот или иной синоним. А также добавить собственный вариант.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Для удобства внизу списка синонимическая выдача представлена в форме строкового перечисления.

Полученным перечнем слов можно поделиться в социальных сетях, распечатать или скачать в формате Word-документа.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Кроме этого сервис предоставляет большую коллекцию профессиональных словарей, которые можно скачать на свое устройство.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Перечисленные выше характеристики ресурса говорят о том, что «Синонимы Онлайн» — это профессиональный инструмент для всех, кто работает с текстом, и который следует добавить в закладки своего браузера.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Да в любом языке куча синонимов, я как начал читать английскую литературу в оригинале, так сразу почувствовал, что их не меньше чем в русском.

Подготовка к ОГЭ. Стилистически нейтральные синонимы

Содержимое публикации

Стилистически нейтральные синонимы (задание 6)
Цель: Повторить и закрепить знания по теме. Показать синонимическое богатство русского языка. Создать условия для знакомства с нейтральными синонимами; совершенствования навыков работы с лексическими синонимами; умения подбирать стилистически нейтральные синонимы; подготовки к сдаче ОГЭ.
Ход занятия
1.Вступительное слово.
2.Примерная формулировка задания:
Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом.
(26)А эта книга. (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали. (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят. Напишите этот синоним.

По опыту могу сказать, что это одно из самых трудных заданий ОГЭ по русскому языку. Для начала повторим теорию.
3.Основная теоретическая часть.
-Давайте вспомним, что такое синонимы?
Термин «синоним» пришел в русский язык из греческого, synonymos в переводе означает «одноименный». То есть это слова, которые заметно различаются по звучанию, однако тождественны или близки по своему значению. Следует также отметить, что большинство синонимов принадлежат к одной и той же части речи, хотя и нередко отличаются стилистической окраской. Например, слово «смотреть» имеет следующие синонимы: «взирать», «глазеть», «таращиться» и другие.

-Для чего нужны синонимы?
Как известно, русский язык широк, разнообразен и красив. Именно поэтому во время написания какого-либо текста рекомендуется избегать повторов, используя для этого слова-заменители, то есть синонимы. Таким образом, их основной функцией служит повышение выразительности письма и речи, а также избежание их однообразия.

-Что такое стилистическая окраска синонимов?
Следует особо отметить, что, несмотря на то что синонимы всегда указывают на одно и то же понятие и имеют совершенно одинаковое лексическое значение, они все же различаются между собой экспрессивной окрашенностью, закрепленностью за определенным стилем и частотой употребления. Например, слова «смотреть» и «взирать» являются лексическими синонимами, но принадлежат к разным стилям речи:
«смотреть» – не имеет экспрессивного оттенка, то есть нейтральное;
«взирать» – имеет оттенок книжности, возвышенности;
«глазеть», «таращиться» относятся к разговорной лексике, то есть имеют сниженную стилистическую окраску.

-Что такое стилистически нейтральный синоним?
Стилистически нейтральный синоним – это слово, никак не прикрепленное к определенному стилю речи (разговорному, книжному, просторечному), на фоне которого оно полностью лишено какой-либо стилистической окраски.
-Давайте сравним: Стенать- Плакать. Жалование – Зарплата. Взор – Взгляд.
Сногсшибательный – Поразительный. Жаждать – Хотеть.

-В какой колонке слова не имеют стилистической окраски? Конечно, во второй колонке.

4. Практическая часть.
1)-Вы повторили теорию. Теперь попробуем подобрать стилистически нейтральные синонимы к выделенным словам:
Лихой (человек). Отца все почитали. Это было враньё. Отведать кушанье. Начинать сызнова.

Проверьте себя:
Лихой (человек) – удалой. Отца все почитали – уважали. Это было враньё – ложь.
Отведать кушанье – попробовать. Начинать сызнова – сначала, снова

-Теперь вернёмся к заданию, сформулированному выше, и подберём стилистически нейтральный синоним к слову «долговязый», то есть «высокий». Это слово будет ответом к этому экзаменационному заданию.
-Важно помнить, что полученный синоним должен быть записан в той же форме, что и исходное слово.

2)Перед вами тестовые задания ОГЭ, выполните их и запишите полученные слова. (Задания распечатаны на отдельных листах).
3) Проверьте полученные ответы:
1.Притворялась. 2.Отказаться. 3. Подняли. 4. Ударил. 5.Простую. 6.Удобнее.
7.Действовать. 8.Носил. 9.Учеников. 10.Сочинение. 11.Стучал. 12.Очень. 13.Старый.
14.Следовало. 15.Загадка. 16.Освобожу. 17.Если.

Заключительная часть.
– Итак, мы проверили знания теории, закрепив их на примерах. Вы отлично справились с заданиями. Спасибо за работу! Желаю всем творческих успехов!

1. Замените разговорное слово ПРИКИДЫВАЛАСЬ в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом.
(13)Так, у нашей кошки Мурки были крылья, и она ночами улетала в окно. (14)А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. (15)Но и люди вокруг меня были не теми, кем казались… Напишите этот синоним.

2. Замените книжное слово ОТРЕЧЬСЯ в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом.
(7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. (9)В четырнадцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд. (10)А пьяницей, к счастью, не стал. Напишите этот синоним.

3. Замените разговорное слово ПОЗАДИРАЛИ в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом.
(20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, рассмотреть его. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей. (24)И вот его не стало. Напишите этот синоним.

4. Замените просторечное слово ПОДДАЛ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом.
— (9)Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — (10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. — (12)Павлик сжал кулаки. — (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!
Напишите это слово.

5. Замените разговорное слово НЕЗАТЕЙЛИВУЮ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом.
(5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни.
Напишите этот синоним

6. Замените слово СПОДРУЧНЕЙ в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом.
(7)Я попросил папу купить мне кожаную боксёрскую грушу. (8) А мама вдруг достала откуда-то здоровенного плюшевого Мишку, бросила его на диван и сказала:
— (9)Чем не груша?
(10)Я устроил Мишку на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
Напишите этот синоним

7. Замените разговорное слово ОРУДОВАТЬ в предложении 4 стилистически нейтральным словом-синонимом.
(3)Забавное знакомство получилось у них — у поклонницы балета с бывшей балериной. (4)Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать, отчитывая Татьяну Львовну:
— (5)Ну, что же это вы, а? (6)Или девочки сюда не ходят? Напишите этот синоним

8. Замените разговорное слово ТАСКАЛ в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.
(3)Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним.
Напишите этот синоним.

9. Замените книжное слово ПИТОМЦЫ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом.
(8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. Напишите этот синоним.

10. Замените термин ОПУС в предложении 39 стилистически нейтральным синонимом.
– (36)Есть у тебя что-нибудь новенькое для фортепьяно? – вдруг спросил он, изменив тон. – (37)Ну-ка, выкладывай.
(38)Я раскрыл портфель. (39)Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40)Мне самому он очень нравился. (41)Владимир Константинович снова принялся за чтение.
Напишите этот синоним

11. Замените слово КОЛОТИЛ в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом.
(5)Пеле был необычным котом. (6)Гладить себя он не позволял. (7)Он резко переворачивался на спину, крепко захватывая передними лапами руку, и колотил задними, как заяц-барабанщик. (8)От этого на руке, попавшей в когти, оставались длинные царапины. (9)Царапины быстро заживали, но тотчас появлялись новые. (10)Дружба с котей была испытанием. (11)Впрочем, пощекотать себя под подбородком котя давал.
Напишите этот синоним

12. Замените просторечное слово ЗДОРОВО в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
Напишите этот синоним

13. Замените разговорное слово ДОПОТОПНЫЙ в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом.
(9)Потом лежим на брёвнах и, сощурившись, смотрим на Волгу. (10)Можно часами лежать так и смотреть, как плывут куда-то плоты, как блестят нефтяные разводы, как пыхтит допотопный пароходик, шлёпая колёсами. (11)И я лежу и смотрю. (12)Но Игорь говорит, что ему надоело безделье. Напишите это слово

14. Замените книжное слово НАДЛЕЖАЛО в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом.
(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора. Напишите этот синоним

11. Замените слово КОЛОТИЛ в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом.
(5)Пеле был необычным котом. (6)Гладить себя он не позволял. (7)Он резко переворачивался на спину, крепко захватывая передними лапами руку, и колотил задними, как заяц-барабанщик. (8)От этого на руке, попавшей в когти, оставались длинные царапины. (9)Царапины быстро заживали, но тотчас появлялись новые. (10)Дружба с котей была испытанием. (11)Впрочем, пощекотать себя под подбородком котя давал.
Напишите этот синоним

12. Замените просторечное слово ЗДОРОВО в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
Напишите этот синоним

13. Замените разговорное слово ДОПОТОПНЫЙ в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом.
(9)Потом лежим на брёвнах и, сощурившись, смотрим на Волгу. (10)Можно часами лежать так и смотреть, как плывут куда-то плоты, как блестят нефтяные разводы, как пыхтит допотопный пароходик, шлёпая колёсами. (11)И я лежу и смотрю. (12)Но Игорь говорит, что ему надоело безделье. Напишите это слово

14. Замените книжное слово НАДЛЕЖАЛО в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом.
(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора. Напишите этот синоним

15. Замените разговорное слово ЗАГВОЗДКА в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом.
(18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один.
Напишите этот синоним

16. Замените просторечное слово ВЫЗВОЛИТЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

17. Замените разговорное слово РАЗ в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
– (33)Друзей труднее найти, чем потерять.
– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!

Стилистически нейтральные синонимы в русском языке определение, как подобрать и чем заменить, примеры употребления в предложениях

Выполнение задания 6 на ОГЭ в 2017 году по русскому языку вызывает у девятиклассников трудности и сомнения.

Во-первых, есть ряд слов, к которым не так легко подобрать нужный синоним. Во-вторых, в формулировках задания предлагается заменить не только слова, но и целые выражения, иногда в ответах видно, что слово необходимо было заменить двумя словами, а не одним. В-третьих, ученики спрашивают: «Если не уверен в правильной замене предложенного слова его нейтральным синонимом, можно ли в ответе на всякий случай писать не одно слово, а несколько?»

Разобраться в поставленных вопросах нам поможет анализ заданий из сборника тестов 2017 года И.П. Цыбулько. Начнём, пожалуй, с общей формулировки задания 6: «Замените . слово «_________» в предложении . стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним».

Обычно предлагают для замены какое-либо разговорное слово. Например, слово «щупал» из предложения «Я щупал свои мускулы и думал: “А вдруг не примут?”» нужно заменить нейтральным синонимом.

По своему употреблению слова могут быть разговорными или книжными. К примеру, слово «растратить» нейтральное для разговорных «растранжирить», «угрохать» и книжных «расточить», «израсходовать».

Первое, что по смыслу вспоминается ученику, – это слово «пробовал». Среди его значений следующие: 1. испытывать, проверять (пример: пробовать свои силы); 2. есть/кушать для определения вкуса; 3. пытаться, стараться что-нибудь сделать (пример: пробовал выяснить).

В словаре Н. Абрамова «щупал» имеет 39 синонимов, причём то слово, которое даётся в ответе, третье по счёту («трогал») после слов «искать» и «касаться». Вариант ученика – «пробовал» – оказался неверным.

Для замены нейтральными синонимами предлагаются и просторечные слова. Например, слово «трескать» в предложении «Ладно уж, умойся да садись трескать! – всё ещё непримиримо, но уже без грозы, без громов, оборвала бабушка».

В отличие от разговорной просторечная лексика не входит в литературный язык. К ней относятся слова грубоватые, с той или иной эмоциональной оценкой, которые позволяют выразить коротко и метко своё отношение к явлению или человеку.

Просторечными чаще всего бывают глаголы (слимонить, стибрить, хапать – красть), существительные (дылда, верзила – о высоком человеке), прилагательные (бессердечный, лютый, свирепый – жестокий), наречия (муторно, паршиво – плохо), местоимения (ейный – её).

Вернёмся к заданию и поясним ответ на него: слово «трескать» означает есть с аппетитом, с жадностью. Правильных вариантов два: ученик мог написать как слово «есть», так и слово «кушать». В матрице правильных ответов есть на это случай указание – союз .

В некоторых тестах ученикам предлагается заменить современным нейтральным синонимом устаревшие слова – архаизмы (сущий – существующий, червлёный – красный, отрок – юноша, радеть – стараться, ныне – теперь сейчас, доселе – до сих пор).

Например, девятиклассник должен узнать подчинительный союз «коли», которому соответствует нейтральное слово «если», в предложении «Испугалась даже: ну, говорю, коли ты волк, так иди прочь».

Среди слов, предложенных для замены, встречаются и те, что принадлежат к диалектам – областным словам: «рушник, утирка, ширинка» – это то же, что и полотенце; «балакать, гутарить, калякать» – говорить.

Так, в одном из заданий нужно заменить диалектное слово «пурговать» в предложении «Я вспомнил формулу одного из полярных лётчиков: “Что значит лететь на Север? – Пурговать и греть воду”» стилистически нейтральным синонимом.

Девятиклассники называли слова «ждать», «пережидать», «выжидать». Никто не написал то, что было в ответе: «пережидать пургу». Как можно было узнать, что вместо одного слова, нужно было написать два? И в ответе никаких не было!

Трудно ребятам выполнить и такое задание, где предложено разговорное сочетание: «сбила с толку» – запутала, «на веки вечные» – навсегда, «с какой стати» – зачем почему, «стало не по себе» – плохо, «первым делом» – сначала сразу.

Даются для замены и книжные слова: «отречение» – отказ, «вообразить» – представить, «непреклонны» – стойки, «жаждали» – хотели желали, «благоговейный» – уважительный почтительный, и книжные выражения: «превратился в слух» – прислушался, «петь дифирамбы» – хвалить, «внушало ужас» – пугало, «во всеуслышание» – громко.

Ученикам хорошо известны значения понятий «синонимы» и «синонимический ряд». Однако важно помнить, что слова, близкие по значению, различаются стилистической окраской, поэтому в синонимическом ряду могут стоять разностилевые синонимы.

У нейтрального слова нет оттенков разговорной (просторечия и диалекты) и книжной речи (как правило, это устаревшая, высокая, официальная лексика). Нейтральные слова называются ещё общеупотребительными, межстилевыми, потому что обслуживают все стили речи. Они используются и в непринуждённой беседе, и в газетах, и в теле- и радиопередачах, и в учебниках, и в художественной литературе, и в научных статьях, и в документах.

Обратим внимание и на определённый подбор тех предложений, в которых встречаются стилистически окрашенные слова. Прежде всего, это прямая речь персонажа (в ней много разговорных фраз, устойчивых сочетаний, экспрессивных выражений), фразы из внутреннего монолога героя с разным уровнем образования (школьник, взрослый человек, житель сельской местности, горожанин) или авторские наблюдения и замечания рассказчика.

1)–На что мне? – хрипло спрашивала Манюшка и шмыгала носом. – ТРЯПИЧНИЦА я, что ли?

Синоним к слову «ТРЯПИЧНИЦА» – модница.

2)Мне ПОЧУДИЛОСЬ, будто я услышал, как шелестят о воздух крылья испуганно взметнувшейся ввысь птицы, как рассыпаются сухие комья земли, вынутой плугом, как меж стеблей струится ветер, и, сделай я ещё один шаг, — мои ноги утонут в мягкой, как серый пух, пахоте.

Синоним к слову «ПОЧУДИЛОСЬ» – показалось.

3)Наверное, ОСКОМИНУ НАБИЛА фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку двору, дому.

Синоним к фразеологизму «ОСКОМИНУ НАБИЛА» – надоела.

Когда ученики делают замену, то они должны записывать в ответе слово или словосочетание в той же форме, что и заданное слово.

1)Она была в короткой заячьей ДОХЕ, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал.

«ДОХЕ» – предложный падеж, женский род. Замена возможна словом «шубе», предлог не пишем.

2)Мне кажется, что их здесь ВСЕГО НИЧЕГО, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест.

«ВСЕГО НИЧЕГО» – фразеологизм, значение которого обычно передаётся одним словом. Заменим его словом «мало».

3)Когда ХВАТИЛИСЬ — стали нырять, по дну шарить.

Выделенное слово «ХВАТИЛИСЬ» можно заменить выражением «обнаружили исчезновение».

Не засчитают ответ ученика, если он записал слово с орфографической ошибкой. Например, в предложении: Скоро он убедился, что тот, за кем он пошёл, какой-то ЧОКНУТЫЙ. – слово «ЧОКНУТЫЙ» мы заменим на «сумасшедший», но пропуск буквы «С» обнулит наш ответ.

Точно так же и в другом примере: Мальчик видел, как толпа РУКОПЛЕСКАЛА знаменитому оратору. Здесь в слове «аплодировала» пишется одна буква «П».

Наконец, обращаемся к тем ученикам, кого волнует вопрос: «Можно ли в ответе на всякий случай писать не одно слово, а несколько?»

К сожалению, надо учитывать, что в матрице уже заложены определённые ответы, состоящие как из одного слова, так и из нескольких с указанием варианта выбора . Рисковать ученику нельзя, потому что его неправильный выбор принесёт только 0 баллов.

Тот из ребят, кто написал в бланке ответов рядом с номером задания два слова, не сумев отдать предпочтение одному из них, может получить 1 балл, если одно из выбранных им слов совпадёт с реальным ответом. Когда же ученик одно слово напишет в ответе, а другое в замене ошибочных ответов, то последнее примут, а первое нет.

Литература

1. Калинин А.В. Лексика русского языка. Изд. 2-ое. – М.: Издательство Московского университета, 1971.

2. Назарова Т.Н. ОГЭ 2017. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий 6-14 / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

3. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014.

5. Розенталь и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Издательство «Высшая школа», 1965.

7. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. В четырёх частях / Н. Абрамов. – М.: Русские словари, 1999.

Личные окончания глаголов

О чем эта статья:

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

  • я (что делаю?) играю;
  • ты (что делаешь?) играешь;
  • он, она, оно (что делает?) играет.

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

  • I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
  • II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
  2. Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
  3. Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

  • отличать личные формы глагола от других;
  • уметь ставить глагол в неопределенную форму;
  • знать глаголы-исключения;
  • уметь определять тип спряжения;
  • помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Читайте также:
Речевые ошибки в русском языке понятие, основные виды, типы и классификация, примеры речевых лексических ошибок, таблица, исправления
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: