Социальная защита населения – основные направления и формы

Лекция 4. Социальная защита населения

Формы социальной защиты

Принципы социальной защиты

Социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В России за социальную защиту отвечает: Министерство здравоохранения и социального развития России.

Социальная защита – соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др. Профессиональным социальным деятелям, работающим в области социальной защиты населения минимум 15 лет, присваивается почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения РФ».

Основные цели

избавление от абсолютной нищеты,

оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях,

содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики

Социальная защита состоит: социальное обеспечение; социальное страхование ;

социальная помощь (поддержка)

Формы социальной защиты – законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; социальное вспомоществование; социальные услуги; целевые социальные программы. Государственные формы соц. защиты – льготы.

Льгота – это скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.

Налоговая льгота – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц (реже физических).

Основные направления и формы социальной защиты :

защита трудовых прав и охрана труда

социальная поддержка безработных

развитие социального обслуживания

социальная поддержка граждан, уволенных в запас

социальная поддержка женщин, детей и молодежи и др.

социальное обеспечение нетрудоспособного населения

пенсии и пособия

услуги, носящие характер общественного обслуживания и др

оптимизация структуры денежной формы обеспечения пенсионеров и инвалидов

укрепление страховых начал в практике социального обеспечения

формы и методы социальной поддержки безработных

регулирование занятости в направлении обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы

государственная служба занятости

поощрительности – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те, или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения;

заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Главная функция социальной защиты

поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции,

оперативный механизм защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.

Правовые способы поддержки

пенсии на детей в случае потери кормильца;

отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок;

содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в яслях и детских садах за небольшую плату или бесплатно;

бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста;

дополнительные меры социальной защиты многодетных семей;

предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.

ФЗ от 19 мая 1995 г.«0 государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

пособие по беременности и родам;

пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

ежемесячное пособие на ребенка;

единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот.

Социальное обеспечение – государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

материальное обеспечение граждан в старости, в период временной не

трудоспособности, при потере кормильца в семье;

обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям,

семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Здравоохранение – это отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения.

Принципы государственной системы здравоохранения – бесплатность и

Социальное страхование – система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

– установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов

Социальное страхование – форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

особенностью является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Виды социального страхования

Добровольное социальное страхование.

Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды (принцип неполного самофинансирования).

В случае дефицита данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета.

а) обязательное общее страхование

Читайте также:
Генеральная совокупность в статистике, в социологии, основные понятия

б) обязательное профессиональное страхование

Социальное страхование

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым

по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом.

Цель Фонда социального страхования Российской Федерации – финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в составе Единого социального налога, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

Деятельность Фонда социального страхования относится к сфере государственных (публичных) финансов.

Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики

Социальная помощь – введена в России Федеральным законом «О государственной социальной помощи», принятым 17 июля 1999 г.

Цель оказания государственной социальной помощи – поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Эта помощь адресная, она обеспечивает использование средств на ликвидацию крайней бедности (федеральный бюджет, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов).

Формы государственной социальной помощи

денежные выплаты – социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

натуральная помощь (топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Государственная социальная помощь (независимо от ее вида) предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания малообеспеченной семьи или малообеспеченного одиноко проживающего гражданина.

Решение о ее назначении принимает орган социальной защиты населения.

Программа социальных реформ в России

Основные направления и формы социальной защиты:

защита трудовых прав и охрана труда

социальная поддержка безработных

развитие социального обслуживания

социальная поддержка граждан, уволенных в запас

социальная поддержка женщин, детей и молодежи и др.

социальное обеспечение нетрудоспособного населения

пенсии и пособия

услуги, носящие характер общественного обслуживания и др

оптимизация структуры денежной формы обеспечения пенсионеров и инвалидов

укрепление страховых начал в практике социального обеспечения

формы и методы социальной поддержки безработных

регулирование занятости в направлении обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы

государственная служба занятости

Социальная защита

Забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

Социальная помощь проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

Социальная помощь это предоставление льгот и преимуществ, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот

Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием

В широком смысле социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Более узкое понятие социальной защиты состоит в том, что это – соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.

Основные цели – избавление от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономит.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.

Центральный субъект социальной защиты – государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Основные формы социальной защиты:

законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

регулирование доходов и расходов населения;

целевые социальные программы.

Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Система социальной защиты населения в Российской Федерации: основные направления деятельности и организационно-правовые формы

Понятие и сущность социальной защиты населения. Социальная политика государства и социальная защита населения: Социальные гарантии, льготы, выплаты и минимальные социальные стандарты.Социальная помощь и социальная поддержка.

Основные направления социальной защиты населения: индексация доходов, обеспечение социальных гарантий по доходам, предоставление льгот, социальное страхование, социальное обеспечение, социальная помощь, социальное партнерство и др.

Модель российской системы социальной защиты населения. Источники финансирования системы социальной защиты населения: бюджетное финансирование, внебюджетные государственные фонды, негосударственное финансирование.

Ответ:

СЗН – деятельность государства, направленная на реализацию законодательно-закрепленных экономических, правовых и соц. гарантий, обеспечивающих каждому человеку соблюдение соц. прав (на достойный уровень жизни).

В России право граждан на СЗ гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.

СЗН для трудоспособного населения:

1. минимальная з/п.

2. обязательное медицинское страхование – система соц. гарантий, создающая равные условия для повышения благосостояния каждого гражданина за счет личного трудового вклада.

СЗН для нетрудоспособных:

Читайте также:
Социология Сорокина - типы мобильности, концепции

1. пособия по безработице, на ребенка, по инвалидности.

2. льготы при поступлении в ВУЗ.

4. обязательное мед. страхование.

5. соц. помощь и поддержка всем гражданам, находящимся в ТЖС.

Соц. гарантии – предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав и свобод граждан. Именно ч/з систему соц. гарантий СЗН распространяется на все население.

Основа соц. гарантий – мин. соц. стандарты – это закрепленные законодательством нормативы, которые закрепляют мин. уровень СЗН. Их обеспечивают за счет бюджетной системы РФ (мин. прожиточный минимум, мин. з/п).

Соц. помощь – это система общественных отношений, складывающаяся м/у нуждающимися гражданами и государством по поводу предоставления денежных выплат, жизненно необходимых товаров и услуг, пенсий, стипендий и др. Она может быть правовой, педагогической, а не только материальной.

Соц.поддержка – меры по предоставлению помощи гражданам или семьям, имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающихся в дополнительных средствах в связи с ТЖС (пособия, кредиты).

Основные направления СЗН:

1. Индексация доходов – это меры по повышению реального содержания основных доходов населения (пенсии, з/п) в связи с ростом цен. В 1991 г. ФЗ «Об индексации доходов и сбережений населения».

2. Обеспечение мин. соц. гарантий по доходам. Главный мин. стандарт – прожиточный минимум – был утвержден вс1997 году. Понятие «прожиточный минимум» был введен в 1992 году. Это стоимостная оценка потребительской корзины (мин. набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья, а также обязательные платежи и сборы).

Прожиточный минимум – официальная черта бедности.

3. Предоставление льгот – это особое, по сравнению с действующим порядком, преимущество распределения льгот на конкретную группу населения. Льготы устанавливаются более чем на 200 категорий граждан, а претендует около 100 млн. человек. Сложность в предоставлении льгот в том, что у государства нет денег, усиление адресности предоставления льгот, монетизация льгот.

4. Социальное страхование – это организационно-правовая форма образования денежных фондов для обеспечения соц. благополучия: взимание взносов с застрахованных и работодателей при участии государства, а также наличие установленной системы страховых случаев, при наступлении которых у застрахованных возникает право на соц. обеспечение. В РФ страхование бывает: государственное, пенсионное, обязательное мед. страхование, соц. страхование.

5. Социальное обеспечение – направлено на содержание нетрудоспособных членов общества. Источники: государственные внебюджетные фонды и бюджет.

– Внебюджетные страховые взносы – только застрахованные граждане (трудовые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности).

– Бюджетные взносы – нетрудоспособные, незастрахованные в обязательном порядке (дети без кормильца, военные). За счет бюджета осуществляется стационарное СО.

6. Соц. помощь – не носит постоянного характера, не распространяется на всех нуждающихся. Носит заявительный характер. Адресная помощь – введена в 1999 году.

7. Социальное партнерство – м/у работниками и работодателями. В соглашение м/у ними могут включаться вопросы, связанные с увеличением з/п, с проведением индексации з/п в связи с ростом цен.

– бюджетные (федеральный, региональный, местный бюджет);

– внебюджетные (государственные фонды: пенсионный фонд (1990г.), фонд ОМС, фонды соц. страхования, фонд соц. поддержки населения: федеральный или региональный).

Система социальной защиты населения в РФ: основные направления деятельности и организационно-правовые формы.

· Содержание понятий «социальная защита населения» и «социальная защищенность».

Социальная защита — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.

Сущность социальной защищенности состоит в законодательномобеспечении экономических, политических, социальных и иных прав,свободи интересов граждан.

· Цель и задачи современной системы социальной защиты населения в РФ.

Основные задачи социальной защиты:

§ реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий;

§ адаптация системы социальной защиты к изменившимся социально-экономическим условиям;

§ дифференцированный подход к различным категориям населения.

Основные целисоциальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

· Предупреждение социальных рисков как одна из важнейших задач социальной защиты населения.

В качестве основных этапов системы предупреждения рисков можно выделить следующие:

• идентификацию факторов риска;

• классификацию и группировку факторов по уровню влияния, выявление наиболее значимых;

• разработку программы управления риском;

• анализ результатов реализации программы и совершенствование процесса управления риском

· Этические (гуманизм и социальная справедливость) и организационные (системность, комплексность, адресность, доступность) принципы социальной защиты населения.

Справедливость и гуманизм в соц.защите – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада.

С системностью в организации и содержании соц.защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня соц.защиты.

· Взаимосвязь социальной политики и системы социальной защиты населения.

Социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов котоҏыҳ не обесᴨȇчивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Читайте также:
Индустриальное общество - определение, особенности, отличия

· Социальное обслуживание и социальное обеспечение как основные направления реализации системы социальной защиты населения.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обеспечение – государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потерекормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети.

· Роль социальной работы в осуществлении социальной защиты населения.

Социальная защита это политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

· Управление социальной защитой населения: федеральный, региональный и муниципальный уровень.

Федеральный уровень(базовый) гарантирует своевременное получение государственных пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставление льгот определенным категориям населения, финансируемых из федерального бюджета и соответствующих фондов.

Региональный уровень – предусматривает конкретную адресную поддержку нуждающихся, малообеспеченных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в виде единовременной денежной, натуральной, социально-бытовой помощи как из внебюджетных источников префектуры, региона, различных коммерческих и благотворительных организаций.

Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне.

· Нормативно-правовая база социальной защиты населения.

Конституция РФ (1993); Федеральные законы: О ветеранах; О социальной защите инвалидов в РФ; О государственных пособиях гражданам, имеющим детей; О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; Об основах социального обслуживания населения в РФ; О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; О государственной социальной помощи; Об основах обязательного социаль­ного страхования; Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием; О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде­рации; О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи и др.

В соответствие с Конституцией РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с чем расходы на эти цели возлагаются на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Основные функции управление социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза; реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество; разработка положений по основам социальной политики; анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения; подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ; разработка социальных нормативов и т. д.

Функции управления социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач; плановую и финансово-экономическую деятельность; создание различных фондов социальной помощи; решение экономических проблем и др.

· Современные проблемы социальной защиты населения и перспективы развития.

Среди частных проблем совершенствования социальной защиты основными являются следующие:

§ стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

§ погашение задолженности работникам по заработной плате;

§ расширение источников финансирования социальных услуг;

§ совершенствование адресной системы социальной поддержки населения;

§ введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения

Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.

Расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Читайте также:
Государственная социальная помощь - что это такое

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Основные направления государственной политики Российской Федерации в области социальной поддержки населения Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борщева Алла Викторовна, Ильченко Светлана Владимировна

В статье описываются основные направления государственной политики российского государства в области социальной поддержки населения. Рассмотрены основные элементы социальной защиты населения , инструменты социальной политики государства. Предложены варианты оперативного и стратегического управления социальной сферой , включающих комплекс технологий отслеживания, диагностики социальной ситуации, а также регламент реагирования на них органов управления различного уровня.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Борщева Алла Викторовна, Ильченко Светлана Владимировна

THE MAIN DIRECTIONS OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF SOCIAL SUPPORT OF THE POPULATION

The article describes the main directions of the state policy of the Russian state in the field of social support of the population. The main elements of social protection of the population , instruments of social policy of the state are considered. Options for operational and strategic management of the social sphere are proposed, including a set of tracking technologies, diagnosing the social situation, as well as the rules for responding to them at various levels of government.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной политики Российской Федерации в области социальной поддержки населения»

Борщева Алла Викторовна,

кандидат экономических наук, первый проректор НОЧУ ВО «Московский экономический институт», г. Москва e-mail: aborsheva@mail.ru

Ильченко Светлана Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента НОЧУ ВО «Московский экономический институт», г. Москва e-mail: strelec200763@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ

Аннотация. В статье описываются основные направления государственной политики российского государства в области социальной поддержки населения. Рассмотрены основные элементы социальной защиты населения, инструменты социальной политики государства. Предложены варианты оперативного и стратегического управления социальной сферой, включающих комплекс технологий отслеживания, диагностики социальной ситуации, а также регламент реагирования на них органов управления различного уровня.

Ключевые слова: государственная политика, социальная защита населения, социальная политика, социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная сфера.

Borsheva Alla Viktorovna,

candidate of economic sciences, First Vice Rector of NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow e-mail: aborsheva@mail.ru

Ilchenko Svetlana Vladimirovna,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of Management, NECU VO “Moscow Economic Institute”, Moscow e-mail: strelec200763@mail.ru

THE MAIN DIRECTIONS OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF SOCIAL SUPPORT OF THE

Abstract. The article describes the main directions of the state policy of the Russian state in the field of social support of the population. The main elements of social protection of the population, instruments of social policy of the state are considered. Options for operational and strategic management of the social sphere are proposed, including a set of tracking technologies, diagnosing the social situation, as well as the rules for responding to them at various levels of government.

Keywords: public policy, social protection of the population, social policy, social insurance, pensions, social sphere.

Социальная политика – важнейшая часть деятельности любого государства, и значимая сфера интересов современного общества. В различные эпохальные периоды истории человечества в деятельности государства осуществлялись многообразные варианты социальной политики, которые базировались на основанных религией, моралью и традициями суждениях о долге, справедливости, взаимоотношениях государства и общества.

Социальная политика государства – это система принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут осуществлять личные интересы и разными видами деятельности содействовать личному развитию и развитию общества в целом.

Государственная социальная политика – комплекс мер государства, ориентированных на поддержание нормальных условий жизнеобеспечения, а также социальной справедливости и социальной защиты людей.

Эффективность социальной политики оценивается как показатель уровня жизни жителей Российской Федерации.

Механизм осуществления социальной политики включает такие направления, как: социальное страхование; политика в сфере заработной платы [1]; социальные меры на рынке труда; жилищная политика.

Основным элементом социальной защиты населения является социальное страхование. Сущность системы социального страхования состоит в обеспечении человека экономической защитой в случае болезни и в старости, а также в связи с несчастными случаями и болезнями, наступившими по производственной причине, в связи с безработицей. По этой причине государство является регулятором, которое законодательно устанавливает в сфере заработной платы – минимальную. С помощью принимаемых законов государство устанавливает и режим оплаты труда.

Пенсионное обеспечение – одно из ветвей социального страхования, которое через систему правовых, экономических и организационных мер, должно организованно защищать население страны от материальной необеспеченности вследствие прихода старости или утраты трудоспособности по ряду иных причин (инвалидность, потеря кормильца).

В связи с этим, государство, проводя установленную социальную политику, неминуемо встречается с проблемой организации системы пенсионного обеспечения, которая по функциям и способам организации должна соответствовать сформировавшимся своим национальным обычаям, традициям, суждениям о социальной справедливости, целям, идеологии социальной защиты, модели экономики.

Читайте также:
Анархизм - описание движения, определение, виды, идеи

Проблема занятости – одна из актуальных социальных проблем. Поэтому в государственном регулировании применительно к рынку труда социальная политика занимает особенное место. Принимая различные законы, правовые акты наша российское государство на законодательном уровне устанавливает условия найма и условия заключения коллективных трудовых договоров. Кроме того, государство занимается организацией

системы образования, профессионально-технической подготовкой и переподготовкой работников. За счет субсидий поощряются мобильные работники, стимулируется формирование мелкого и среднего бизнеса, предоставляются льготы предпринимателям, организовывающим новые рабочие места.

Основная задача социального развития российского общества определяется основными направлениями социальной политики, осуществление которых на практике приводит к образованию существенных элементов социального государства в Российской Федерации. К ним относятся:

– охрана труда и здоровья людей;

– установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

– обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

– развитие системы социального обслуживания;

– установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Одна из основных задач органов регионального и местного самоуправления – формирование и реализация региональной и муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, обращённых на обеспечение людей социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика создаётся в соответствии с социальной политикой государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику осуществляются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на

муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере [4, с. 4].

Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей указанного явления. В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:

– субъекты социальной защиты;

– формы и виды социальной защиты граждан;

– органы социальной защиты населения;

– программы социальной защиты населения, а также программы адресной социальной помощи.

Государственная социальная помощь оказывается с целью:

– поддержания уровня жизни малоимущих граждан;

– адресного использования бюджетных средств;

– усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

– создание нужных условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

– снижение уровня социального неравенства;

– повышение доходов населения.

В настоящее время государство показывает свое отношение к институту семьи, которое проявляется в готовности поддерживать семьи, в которых уже родились и воспитываются дети. Сегодня под угрозу попали здоровье и благополучие подрастающего поколения будущего страны. Как показали результаты исследований, уменьшение количества детей в семьях за последние три десятилетия связано со следующими факторами, а именно:

– ростом количества малодетных семей;

– приростом числа молодых семей, в следствии уменьшения возраста вступления в брак;

– тенденцией к отделению молодых семей от родительских;

– увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.

К основным направлениям государственной политики в области социальной поддержки населения страны относятся: уменьшение социального неравенства и сокращение уровня бедности; увеличение эффективности социальной защиты малообеспеченных домохозяйств; изменение роли государства в области социальной поддержки населения. Эти цели полагается достигнуть, обеспечив наибольшую защиту социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможности для самостоятельного решения социальных проблем.

Государственная социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качества и условия жизни для граждан страны независимо от места проживания. В этом случае принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.

Проводя социальную политику, государство использует следующие инструменты:

– минимальные социальные стандарты;

Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу определены следующие основные направления социальной политики:

– создание условий для реализации гражданами своих прав на образование;

– улучшение состояния здоровья населения на базе реально доступной большим слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития физической культуры и спорта;

– развитие культурного потенциала населения государства;

– создание эффективного цивилизованного рынка труда [2, с.29];

– усиление адресности социальной поддержки населения;

– обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;

– создание условий для осуществления прав граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса, в соответствии с социальными стандартами жилищных условий [3].

И, тем не менее, деятельность государства в социальной сфере пока что не является достаточно действенной. В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения.

Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в том числе и в сфере охраны труда и здоровья населения. Об этом, например, убедительно свидетельствуют наблюдаемые в последние годы рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высокий уровень производственных травм, неблагоприятная экологическая обстановка в ряде регионов страны.

Читайте также:
Социальная группа, виды, примеры формальных и неформальных

Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере,

который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией.

Учитывая то, что в различных регионах могут реализовываться различные социальные стратегии и модели социальной политики, что естественным образом будет приводить к разному уровню достижения социальных целей и результатов, важной проблемой, которая сохранит свою актуальность, станет обеспечение единого социального пространства на всей территории России. В условиях территориальной дифференциации единое социальное пространство может быть сформировано путем обеспечения всеобщего и одинакового для всех граждан, независимо от их социального и территориального статуса, минимального уровня социальных услуг и гарантий, что связано с внедрением системы единых минимальных социальных стандартов по всем социальным параметрам и отраслям социальной сферы. Обеспечение функционирования данной системы и контроль за ней должны стать непосредственной сферой деятельности федеральной власти. Наличие такой системы способно создать необходимые условия для повышения степени обоснованности выбора стратегических целей социального развития и распределения бюджетных средств. Система социальной стандартизации предполагает четкую взаимоувязку федеральных, региональных и муниципальных социальных стандартов, при которой, с одной стороны, максимально активизируются социальные ресурсы территорий, но с другой – не допускаются сильные разрывы в уровне и качестве жизни населения в различных регионах и муниципальных образованиях РФ.

Для реализации стратегии социального развития на уровне общества в целом и на уровне отдельных регионов система минимальных социальных стандартов должна быть дополнена системой предельно -критических показателей состояния социальной сферы, фиксирующей ее пороговые значения, которые свидетельствуют о наличии явного или

латентного кризиса в той или иной ее областях и требуют немедленного, активного вмешательства властей, вплоть до банкротства территорий и введения прямого федерального правления.

По сути дела, речь идет о разработке и внедрении в практику оперативного и стратегического управления социальной сферой и развития с учетом реализуемых моделей социальной политики, включающих не только систему индикаторов с их пороговыми и целевыми значениями, но и весь комплекс технологий отслеживания, диагностики социальной ситуации, а также регламент реагирования на них органов управления различного уровня.

1. Борщева А.В. Реформирование системы управления производством предприятия // Экономические и гуманитарные науки. – 2011. – №7 (234). -с. 114-119.

2. Борщева А.В., Герасимов Б.Н. Оценка результативности реформирования системы управления производством предприятия // Вест. Самарского муниципального ин-та управления: теоретический и научно-методический журнал. – Самара: Изд-во «Самарский муниципальный институт управления», – 2011. – №4 (19). – с. 26-34.

3. Ильченко С.В., Кандаурова Т.И. Жилищная проблема – «больной вопрос» социального обустройства России» // Вестник экспериментального образования: научно-методический электронный журнал, № 7, 2015, 7 с.

4. Ильченко С.В. Основные направления совершенствования деятельности органов государственной власти по работе с обращениями граждан (на примере города Москвы) // Вестник экспериментального образования: научно-методический электронный журнал, № 6, 2016, 11 с.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его. Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Между этими понятиями существует большая разница.

1 Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не должна допускать неблагоприятных ситуаций.

2 Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать её обеспечительную функцию, то есть в рамках социального обеспечения осуществляется защита от тех неблагоприятных ситуаций, которые уже реализованы.

Классификация форм социальной защиты:

1) в зависимости от роли субъекта получателя. Социальная защита может быть активной и пассивной. Активная социальная защита предполагает активную позицию субъекта получателя, например, в виде трудоустройства. Если не удается человека трудоустроить, то назначается пособие по безработице;

2) по субъектному составу: государственная, муниципальная, корпоративная, социально-партнерская и общественная, осуществляемая через общественные объединения, благотворительные организации;

3) в зависимости от основания предоставления: договорные и недоговорные формы социальной защиты, последние возникают в силу закона;

4) в зависимости от степени охвата субъектов получателей:

  • общие (распространяются на всех граждан без исключения, например, защита от чрезвычайных ситуаций);
  • специальные (категориальные, они предоставляются определенным категориям населения, которые выделяют по профессиональному, территориальному или иным признакам);
  • исключительные (предоставляются на основании специальных нормативных актов, тем категориям населения, которые попадают в экстраординарные обстоятельства, требующие исключительных мер, например, защита чернобыльцев, защита беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.).

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого1).

Читайте также:
Основные идеи Эмиля Дюркгейма в социологии и их значение

В данной работе мы хотели бы подробнее разобрать такой институт как «социальное обеспечение», так как он ярче отражает конституционно-правовые основы социальных отношений и помогает определить какими же средствами достигается сглаживание социального неравенства в обществе.

Развитая система социального обеспечения – обязательный элемент социального государства. Согласно ст.7 Конституции Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизни и развитие человека. Нормы, прописанные в конституции, являются нормами прямого действия и обязательны для выполнения.

Социальный прогресс требует от государства усиления внимания к решению проблем социального обеспечения, и чем последовательнее станет это внимание, тем стабильнее будет социально-политическая ситуация в России, крепче социальная защищенность граждан, устроеннее их жизнь, комфортнее психологическое самочувствие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.

Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества1).

В юридической литературе можно встретить ряд других определений этого понятия. Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством 2). К. Н. Гусов и М. О. Буянова под социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества»3).

Проанализировав данные определения можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:

1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

К основным функциям социального обеспечения относятся:

1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обес­печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

5) защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

2) негосударственное социальное обеспечение.

Конституция закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспе­чение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль­ца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения ока­зывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработи­цы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой го­сударства (ст. 38).

Таблица 1 – Законодательная база по социальному обеспечению в Российской Федерации

Читайте также:
Влияние культуры на формирование личности на примерах
Федеральные законы, регулирующие отно-шения по социальному обеспечению Категории лиц Предоставляемые виды социального обеспечения
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие от радиационных катастроф, нетрудоспособные Пенсии по старости, по инвалидности, социальные, за выслугу лет

Продолжение таблицы 1

«О трудовых пенсиях в РФ» Застрахованные граждане Пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» Перечисленные в законе категории граждан Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Граждане, имеющие детей Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременное при рождении ребенка, ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ежемесячное на ребенка.
«О занятости населения в РФ» Безработные граждане Пособие по безработице
«О погребении и похоронном деле» Граждане РФ Социальное пособие на погребение
«О беженцах» Граждане, имеющие статус беженцев Единовременное денежное пособие
«О государственной социальной помощи» Граждане, душевой доход которых ниже прожиточного минимума Пособия, субсидии, социальные услуги
«О дополнительных гаран-тиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Пособия, социальное обслуживание

Продолжение таблицы 1

«О статусе военнослужащих» Военнослужащие, уволенные с военной службы без права на пенсию Пособие
«Об основах социального обслуживания населения в РФ» Граждане, нуждающиеся в социальных услугах Социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное обслуживание в учреждениях, медико-консультационная помощь, срочное социальное обслуживание
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Граждане пожилого возраста и инвалиды Те же виды

Как видно из таблицы 1, независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение осуществляется в различных видах: пенсии, пособии, компенсации, социальное обслуживание.

Следует дать определения этим понятиям.

Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей.

В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий (рисунок 3):

Рисунок 3 – Виды пенсий

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационной или техногенной катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию1).

Рисунок 4 – Виды трудовых пенсий

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом (рисунок 4)1).

Пособие – это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах установленных законодательством, с целью оказания дополнительной материальной помощи, и являются дополнительным к иному постоянному и основному источнику существования.

Компенсации – это денежные выплаты, адресованные лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя. Среди них можно назвать следующие виды компенсаций: матерям, осуществляющим уход за ребенком до достижения им полутора лет, студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показателям и др.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовой, социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации1). К основным видам социального обслуживания относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

Таким образом, социальное обеспечение – это сложное, многофункциональное явление. Социальное обеспечение выполняет различные функции, которые определяют целевое назначение социального обеспечения для населения. Государство определяет основные направления деятельности в данной сфере. Комплекс гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства.

Так например, расходы государства на социальное обеспечение в РФ на 2003 год составили 1252,1 млрд. рублей, что составило 6,1 % от общего расхода федерального бюджета. К примеру, в США этот процент от общего расхода федерального бюджета составил – 22,9.

Основные направления выплат идут в сферу пенсионного обеспечения (в 2003 году они составили 878,6 млрд. рублей), размер денежных средств на выплату пособий составил 140,9 млрд. рублей. Однако, социальная напряженность в обществе на современ­ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Читайте также:
Статистическое наблюдение - методы, примеры исследования

Педразвитие

Автор: Стогний Венера Ахвальевна
Должность: социальный работник
Учебное заведение: ГБУ ЯНАО “Центр социального обслуживания населения города Лабытнанги”
Населённый пункт: город Лабытнанги, Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала: статья
Тема: “Виды и формы социальной защиты населения”
Раздел: дополнительное образование

Виды и формы социальной защиты населения

обслуживания. Социальные выплаты включают выплаты пенсий, систему

льгот для особо нуждающихся категорий населения.

престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных и пр. Система

социального обслуживания включает использование различных форм работы

с данной категорией населения, таких как дома-интернаты, территориальные

социальную помощь на дому.

обеспечения минимальными благами населения.

минимальная заработная плата – нижний порог прожиточного

пособия по безработице, пособия на детей;

компенсация потерь от инфляции (индексация доходов населения

в условиях инфляции);

вынужденном отпуске в связи с временным прекращение работы

социальное и медицинское страхование.

социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах:

денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная

технические приспособления для инвалидов);

обслуживание на дому и т.д.);

компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением,

амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и

инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение

отдельных категорий граждан;

По субъектам социального обеспечения можно выделить:

1) граждане нетрудоспособного возраста:

пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;

дети, включая подростков;

2) граждане трудоспособного возраста:

направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан

из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов

в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью

остальными членами общества. К системе социального обеспечения относят

обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Социальное страхование – это основной институт социальной защиты,

Минимальные уровни социальных гарантий определяются в мировой

социальному страхованию, по отношению к каждому отдельному получателю

зависят от продолжительности трудового стажа, величины заработка, степени

утраты трудоспособности и регулируются соответствующими законами.

населения, а социальные пособия представляют единую систему денежных

выплат отдельным категориям граждан, определенных законами РФ.

обществами этой страны начиная с XVII в. были первоначально отработаны и

используются и в настоящее время. Толчком к развитию личного страхования

в Англии стал сильный пожар в Лондоне в 1666 г., унесший жизни более 70

тыс. человек. Именно после этой национальной трагедии в стране возникли

многочисленные взаимные и акционерные страховые общества, было введено

государственное страхование жизни через учреждения почты.

В целом история становления и развития социального страхования

цивилизацией. Повышение уровня рисков утраты заработной платы наемным

персоналом и социальной незащищенности в условиях жизни в городе, где

отсутствовала поддержка большой семьи, явились главными экономическими

предпосылками создания системы социальной защиты.

оплаты труда стали использовать для двух целей: часть – для удовлетворения

(связанные с болезнями, несчастными случаями, старостью и т.п.).

Резервируемая (страхуемая) часть оплаты труда определяется исходя из

зависит от величины заработной платы работника, продолжительности его

трудовой деятельности, т.е. определяется с учетом трудового вклада. При

а) формирование средств самих работников на основе объединения

общих возможностей, когда используется механизм разделения социальных

рисков, наступающих для части работников;

б) выплаты осуществляются лишь в случаях потери трудоспособности,

в) перераспределение во времени, т.е. от времени работы к моменту

прекращения работы, а также между работниками (от здоровых – к больным и

нетрудоспособным; доживающим и не доживающим до выхода на пенсию).

Источниками финансирования страховой части являются как средства

сопровожда ло сь

с о о т в е т с т ву ю щ и м

корпоративными системами – состоит в том, что, во-первых, сами работники

н а ко п л е н и й

(стимулирующий фактор); во-вторых, в высокой степени гарантированности

выплат, защите их от произвольных решений органов, ответственных за их

Социальный риск и другие категории социального страхования. Под

необеспеченности в результате утраты трудового дохода по объективным

причинам, а также необходимости несения лицом дополнительных расходов

общественный характер, и защититься от них индивидуально в большинстве

болезни, инвалидности, безработицы, когда работник не может участвовать в

производственном процессе, для отдельного индивида явление случайное, а

для экономики в целом – массовое и постоянное.

обществе они прогнозируются как с точки зрения их численности (инвалиды,

больные, погибшие, пенсионеры и т.д.), так и с точки зрения стоимостных

затрат. Так как социальные риски носят объективный характер, механизм

социальной защиты от них должен быть надежным, т.е. страхование от них

обязательно для всех работающих, что определяется законодательством, при

этом финансовую нагрузку солидарно несут основные социальные субъекты:

работники и работодатели. Доля финансового участия для тех и других может

быть разной, при этом каждая страна в силу своих специфических социально-

Социальные риски существуют в каждом обществе, в каждой стране.

Однако в условиях социализма они не признавались, а страховыми

пожары, землетрясения, наводнения и т.п. Вместе с тем социалистическое

социальной устойчивости, т.е. брало на себя ответственность за социальные

Читайте также:
Социальный контроль - формы, методы, роль в развитии общества

риски. С развитием частного сектора экономики, формированием рыночных

Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп

Содержание:

Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.

В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.

Характеристики социальных групп и общностей:

  • По демографическому признаку (половозрастная структура);
  • По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
  • По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
  • По территориальному размещению;
  • По профессиональной деятельности;
  • По уровню образования, измеряемого в годах;
  • По вероисповеданию;
  • По классовому признаку (низший, средний и высший);
  • По политическим взглядам.

Классификация социальных групп

Разновидность социальных групп

1) Характер взаимодействия:

  • Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
  • Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.

2) Способ организации и регуляции действий:

  • Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
  • Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.

3) Принадлежность индивидов к группе:

  • Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
  • Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
  • Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

  • малый количественный состав (2-30 человек);
  • межличностные отношения и близость индивидов;
  • длительное время существования;
  • наличие общих целей и задач;
  • наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
  • высокий уровень информативности каждого члена;
  • наличие лидера;
  • разделение социальных ролей;
  • эмоциональное общение индивидов;

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.

Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.

Общество – самая большая социальная группа.

В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.

Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:

  • общность личностных и общественных интересов;
  • общность задач, целей и ценностей.
  • предметная – достижение поставленных задач;
  • социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.

5) Социально-значимые признаки:

Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.

Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.

Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.

Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.

  1. Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
  2. Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.

Функции социальной группы:

  • первичная и вторичная социализация;
  • ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
  • даёт ощущение принадлежности к социальной общности.

Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: