Социализация личности – этапы, факторы, определение в педагогике

Социализация личности в педагогическом процессе

Социализация в педагогике – это процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования.

Определение социализации в педагогике разных авторов:

  • И.С.Кон: социализация – «усвоение социального опыта, создающего конкретную личность»;
  • Н.Смезлер: социализация – «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям»;
  • Э.Гидденс: социализация – «процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился» и т.д.

Социализация в рамках педагогической теории включает в себя такие элементы:

  • формирование сознания и мировоззрения при помощи овладения языком, привития социальных ценностей и идеалов;
  • передача культуры и культурного наследия, присущих группе социума, к которой относит себя человек;
  • присвоение социальной роли, приобретение навыка коммуникаций, самореализации;
  • аккумулирование социального опыта.

Социализация как процесс, явление и результат

Педагогическая теория рассматривает социализацию в трех аспектах: как процесс, как явление и как итог формирования личности.

Социализация как процесс ставит целью формирование и развитие личности, определяемые взаимодействием человека и социокультурной среды, способами приспособления к условиям этой среды, а также самореализацией, которая имеет зависимость от особенностей индивидуума. Таким образом, социализация как процесс обусловливает формирование личности как элемента общества, в котором она существует.

Социализация как явление служит обозначением факта наличия общества, представляющего из себя среду развития социальной сущности человека.

Социализация как результат есть общая социально-педагогическая характеристика человека в разные возрастные периоды как члена общества.

Процесс формирование личности заключен в возрастании и углублении социальных интересов, побуждающих к деятельности; в приобретении идеалов и ценностей, служащих основой функционирования; в осознании стремлений, которые являются отражением потребностей индивидуума; в появлении ценностных ориентиров, в том числе, выражающих значимые социальные явления; в выполнении человеком социальных ролей, возникающих при реализации той или иной социальной функции; наконец, в приобретении опыта социального поведения – накопления умений и навыков, их воспроизводство и дальнейшая передача.

Социальный опыт призван помочь человеку в его социальном изменении, становлении его как личности, получении знаний социальных норм и передаче имеющегося опыта следующему поколению.

Ранее мы уже говорили о том, что социализация есть процесс взаимодействия индивидуума и социума.

Люди, социальные группы, социальные институты, взаимодействующие с человеком в ходе социализации, называются агентами социализации.

Агенты социализации

Педагогическая теория подразделяет агентов социализации на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Агенты первичной социализации: это все социальные структуры, которые непосредственно взаимодействуют с личностью, оказывая на него прямое влияние – родители, родственники, друзья, детский сад, школа и пр. Здесь в основном речь идет о ранних этапах жизни человека.

Агенты вторичной социализации: социальные структуры, оказывающие влияние на человека опосредованно – армия, религиозные общины, СМИ, государство. Агенты вторичной социализации воздействуют на личность в более поздние этапы развития: зрелость и старость.

Виды социализации в педагогике

Педагогическая теория выделяет следующие виды социализации;

  1. полоролевая социализация подразумевает освоение человеком социальных ролей, исходя из его половой принадлежности. Проявление этого вида, конечно, различны в разные возрастные периоды: в детстве человек самоидентифицирует себя как мальчика или девочку; в юности – как жениха или невесту; в зрелом – муж или жена, мать или отец и т.д.
  2. семейно-бытовая социализация предполагает овладение социальными ролями в рамках семьи согласно существующему социальному положению;
  3. профессионально-трудовая социализация заключается в освоении социальных ролей в рамках профессиональной деятельности;
  4. субкультурно-групповая социализация включает в себя выполнение социальных ролей согласно культуре окружения человека, пространства, в котором он живет, обучается, развивается и трудится.
Читайте также:
Окно Овертона, или как можно сделать нормой даже каннибализм

Предрасположенности в процессе социализации

Педагогика также рассматривает индивидуальные предрасположенности личности к социальному развитию, которые могут быть врожденными или приобретенными.

Социализация позволяет реализовать и усилить или, напротив, ослабить эти предрасположенности. Согласно социальной важности, индивидуальные предрасположенности подразделяют на:

  • позитивные – способствуют целенаправленному и осознанному развитию человека в самые благоприятные моменты. Особенно важно учитывать позитивные предрасположенности в работе с детьми с особенными потребностями;
  • негативные – отличительные черты личности человека, которые ограничивают возможности его развития, негативно влияют на возможность реализации.

Педагогическая теория выделяет два направления, определяющих особенности социального развития человека:

  1. биогенетическое направление: гласит о том, что развитие обусловлено наследственностью. Однако, существенных оснований это направление не имеет: было бы правильнее сказать, что наследственность задает возможный путь развития человека, недостаточный и необязательный для выполнения;
  2. социогенетическое: предполагает, что человек – пластичный материал, способный под влиянием воспитания принять нужную форму. Данное направление также не отличается совершенством: влияние воспитателя ограничено способностями и возможностями ребенка к изменениям.

Замечание 1

Резюмируя, скажем о том, что социализация – многогранный процесс, который должен учитывать разнообразные факторы: особенности и возможности человека, его предрасположенности. Биогенетическое и социогенетическое направления должны дополнять друг друга, и в этом единстве кроется понимание социализации в педагогике.

Социализация личности в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие социализации в педагогике

Социализация в педагогике рассматривается как процесс социального включения человека на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста, окружения, среды функционирования, особенностей возраста и воспитания.

Социализация, с точки зрения педагогической мысли, состоит из следующих элементов:

  • формирование и становление сознания и мировоззрения посредством обучения языку, социальным ценностям и идеалам
  • обучение культуре, которая присуща той социальной группе, тому обществу, к которым относит себя человек
  • овладение социальными ролями и навыками общения, самореализации
  • аккумулирование социального опыта

Социализация как процесс, явление и результат

В рамках педагогики социализация понимается в трех значениях: как процесс, явление и как итог формирования личности.

Рассматривая социализацию как процесс, ей придают значение социального формирования и развития личности человека, обусловленное характером отношений человека и социокультурной среды, приспособления к условиям этой среды и самореализации, зависящих от особенностей человека.

Социализация как процесс формирует человека как элемент общества, в котором он существует.

Рассматривая социализацию как явление, педагоги понимают ее как свидетельство существования общества, необходимого для естественного развития социальной сущности человека.

Социализация как результат означает социально-педагогическую характеристику человека в качестве элемента общества в соответствии с возрастным периодом.

Читайте также:
Самооценка - что это такое и как ее скорректировать

Формирование личности человека предполагает увеличение и углубление социальных интересов, являющихся реальным мотивом к деятельности, идеалов, определяющих основную цель деятельности, стремлений, отражающих потребности человека, ценностей, которые выражают наиболее существенные и влиятельные социальные явления, отвечающие требованиям общества, социальные роли, которые выполняет человек в рамках выполнений какой-либо социальной функции, приобретает опыт социального поведения, т.е накапливает усвоенные знания, умения, навыки с последующим воспроизводством и передачей.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальный опыт оказывает помощь в социальном изменении человека, формировании и развитии личности человека, обучении социальным нормам, а также передаче уже накопленного опыта последующему поколению.

Как было отмечено ранее, социализация является процессом взаимодействия человека и социума. Люди,социальные группы, социальные институты, которые взаимодействуют с человеком в ходе социализации называются агентами социализации.

Агенты социализации

В педагогике принято выделять агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Под агентами первичной социализации принято понимать все то, что непосредственно взаимодействует с человеком, влияя на его социализацию. Это родители, родственники, школа, друзья и т.д., т.е все те, с кем приходится сталкиваться человеку на ранних этапах своей жизни, в детстве.

Агенты вторичной социализации – те, кто влияет на процесс социализации человека опосредованно. Это различные учреждения, армия, церковь, СМИ, государство и т.д. Агенты вторичной социализации действуют в более поздний этап развитии человека, их влияние попадает на период зрелости и старости.

Виды социализации в педагогике

В педагогике принято выделять следующие виды социализации:

  • полоролевая, заключается, исходя из названия, в освоении социальных ролей человеком, обусловленных его принадлежность к тому или иному полу и их проявление в тот или иной возрастной этап. В детстве это самоидентификация себя как мальчика или девочку, в юности невеста или жених, в зрелом возрасте муж или жена, в старости отец или мать и т.д.);
  • семейно-бытовая социализация заключается в усвоений социальных ролей, выполняемых в семье в соответствии с существующим социальным положением;
  • профессионально-трудовая социализация рассматривается как выполнение социальных ролей в рамках профессиональной деятельности;
  • субкультурно-групповая заключается в выполнении социальных ролей в зависимости от культуры его окружения, среды жизнедеятельности, обучения и т.д.

Предрасположенности в процессе социализации

В педагогике принято выделять индивидуальные предрасположенности человека к социальному развитию и достижению совершенства, имеющих врожденную или приобретенную основу.

В процессе социализации эти предрасположенности могут быть реализованы или угнетены, усилиться или ослабеть. В зависимости от социальной важности, предрасположенности делят на позитивные и негативные:

  • позитивные предрасположенности – основа социальных способностей для целенаправленного и осмысленного развития человека в процессе социализации в момент, когда он имеет возможность достичь наилучшего результата саморазвития и самореализации. Наибольшее значение имеет учет позитивных предрасположенностей в работе с детьми, имеющими особенные потребности.
  • негативные предрасположенности – особенности человека и его личности, ограничивающие его в возможностях развития или негативно влияющие на его развитие.

Анализируя социализацию человека, педагогами было выделено два направления, которые определяют особенности социального развития, обучения и воспитания человека:

  • Биогенетическое направление поддерживает идею обусловленности развития человека наследственностью. Между тем, данное направление не имеет достаточных оснований, наследственность определяет только возможное, но еще не достаточное для социального развития личности.
  • Социогенетическое направление рассматривает человека как динамичный материал, поддающийся влиянию воспитателя и способный принять необходимую форму. Данный подход также не идеален, поскольку влияние воспитателя ограничивается способностями и возможностями ребенка к каким-либо изменениям.
Читайте также:
Теория Пиаже о стадиях развития детского интеллекта основные положения

Таким образом, при социализации человека следует учитывать его особенности и возможности, предрасположенности к изменениям, в этом отражается единство биогенетического и социогенетического направлений к пониманию социализации в педагогике.

Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности.

Понятие социализации.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды и этапы социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).
Читайте также:
Направленность личности - определение, виды, структура

Основными институтами социализации являются:

  • семья;
  • сверстники;
  • образовательные учреждения;
  • религия;
  • правовая система;
  • средства массовой информации.

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Социализация личности в педагогическом процессе

Процесс социализации в педагогике представляет собой вступление человека в общество в разных возрастных категориях, при этом учитывается возраст, образованность, окружающая среда и функциональная.

В курсе педагогике каждый автор по своему передает значение данного определения, к примеру:

  • По И. С. Кону определение адаптации означает заимствование социального знания, которое создает данную личность;
  • Процесс социализации по Н. Смезлеру – это процесс, при котором происходит накопление опыта и социальных механизмов, что аналогично их социальным функциям;
  • Э. Гидденс говорит, что самоорганизация является этапом жизни, на протяжении которого маленький ребенок вырастает до разумного существа, обладающего самосознанием, что помогает постичь сущность своей культуры и т. д.

В рамках научной концепции, адаптация делится на несколько элементов:

  • Становление сознания и идеологии в процессе познания языка, овладения социальными ценностями и идеалами;
  • Воспитание и передача фольклора, что характерно для определенной социальной группы, в которую входит человек;
  • Получение роли в обществе, развитие техник коммуникации и самореализации;
  • Накапливание общественного опыта.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Процесс, проявление и результат социализации

Согласно педагогической концепции самовоспитание рассматривается в трех факторах: процесс, проявление и результат становления личности.

Адаптация человека является процессом, что преследует цель сформировать личность через ее взаимодействие с окружающим миром. В том числе процесс становления личности подразумевает привыкание к данной среде обитания с последующей самореализацией, которая напрямую зависит от характера личности. Проще говоря, процесс самореализации представляет собой становление личности как звена общества, к которому принадлежит.

Проявление саморазвития характеризуется наличием общества, что является важным элементом в ходе развития социальной природы человека.

Процесс становления личности заключается в следующем:

  • Увеличение и расширение общественных интересов, что становиться мотивом к действию;
  • Перенимание идеалов и традиций, которые являются основами для жизнедеятельности;
  • Постижение стремлений, которые отражают потребности особы;
  • Определение целей, к которым так же относятся важные общественные явления;
  • Реализация индивидуумом нескольких общественных ролей, которые возникают при выполнении какой-либо общественной функции;
  • Накапливание опыта поведения в обществе, в том числе способностей и знаний, для последующего их использования и передачи.

Получение общественного опыта помогает индивидууму в его становлении как личности, а так же в приобретении общественных норм. Это делается для того, чтобы передать накопленный опыт будущему поколению.

Читайте также:
Перфекционизм - что это такое и чем опасно читать в статье онлайн

Посредниками социализации называются люди, общественные группы, социальные заведения, которые контактируют с индивидуумом в процессе становления его личности.

Агенты процесса становления личности

В педагогическом мире выделяются два типа агентов социализации человека: первичные и вторичные.

К агентам первичной общественности относятся любые общественные структуры, которые контактируют непосредственно с человеком и напрямую влияют на него. В период раннего созревания к этой группе относятся родители, родственники, знакомые, школа и прочее.

Агентами вторичного самосовершенствования являются те, что оказывают на индивидуума косвенное влияние, к ним относятся – религия, армия, СМИ и т. д. Эти посредники оказывают свое влияние на формирование личности в зрелом возрасте и старости.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Типы социализации в педагогике

Научно выделено несколько типов адаптации личности в обществе:

  • Вхождение в общественную роль согласно половому признаку является полоролевской адаптацией. Данный вид проявляется во всех возрастных категориях, то есть в детстве происходит деление людей на мальчиков и девочек, в юности разделение переходит на невест и женихов, после чего на матерей и отцов и так далее;
  • Семейно-бытовое становление личности происходит путем принятия социальной роли в пределах семьи;
  • В границах профессионального общества действует профессионально-трудовая адаптация, где личность так же играет социальную роль;
  • Адаптация субкультурно-групповая подразумевает овладение роли, которая соответствует окружению человека и среде обитания, обучения, развития и работы.

Предрасположение в период адаптации

Педагоги выделили специфические предрасположенности человека к адаптации в обществе, в свою очередь они разделяются на приобретенные и врожденные предрасположенности.

Адаптация человека в обществе усиливает или угнетает индивидуальные предрасположенности. В зависимости от общественного значения, специфические предрасположенности можно разделить на два вида:

  • Положительные особенности помогают целенаправленно и осознано развиваться личности своевременно. Положительные предрасположенности исполняют большую роль при взаимодействии с детьми некоторыми слабостями;
  • К негативным предрасположенностям личности относятся те, что ограничивают развитие человека в социуме и не дают ему реализоваться.

Существует два направления развития человека в социуме:

  • Биогенетическое направление основывается на том, что любое развитие имеет наследственный характер. Но основательно это не доказано. Однако стоит отметить, что наследственность влияет на развитие личности, но недостаточно для определения будущего пути;
  • Социогенетическое направление в развитии заключается в том, что человек здесь представляется как пластилин, таким образом, он под влиянием различных факторов принимает определенную форму. Но и это направление не совершенное, так как развитие индивидуума ограничивается его способностями и знаниями.

Итак, социализация личности является сложным процессом, в котором сочетают много факторов: особенности человека, его умения и предрасположенность. Только объединивши биогенетическое и социогенетическое направления в развитии личности можно понять социализацию как единое целое.

Социализация личности – этапы, факторы, определение в педагогике

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Читайте также:
Конфликт - классификация, причины возникновения, пути разрешения

Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдается первому (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик и др.).

Наблюдения показывают, что названные подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняется тем, что многими исследователями и практиками не осознан двусторонний характер социализации (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов).

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.

С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях.

Обе названные тенденции социальной типизации и автономизации личности, объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой – реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

Читайте также:
Пограничное расстройство - что это, симптомы, последствия, особенности поведения

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

  • дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
  • трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
  • послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

Отмечая, что социализация – процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Социализация личности: этапы, виды. Агенты и институты социализации личности.

Социализация личности — это процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит. Социализация подразумевает передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирует ценности, идеалы, нормы и правила социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям:

· Агенты первичной социализации- родители, братья, сестры, близкие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Читайте также:
Психодиагностика понятие, история развития, виды и классификация

· Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Институты социализацииучреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

· Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.

· Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

1. Стадия адаптации (от рождения до подросткового периода). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

3. Интеграция — внедрение в жизнь общества.

4. Трудовая — происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст) — передача социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией.

Десоциализация может быть добровольной и вынужденной. Примером добровольной десоциализации могут выступать: уход в монастырь, революционная деятельность. Этот процесс не ведёт к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее.

В случае вынужденной десоциализации её причиной яв­ляется резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личные проблемы. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству.

Социология семьи. Понятие и виды семей в социологии.

Семья — основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью за воспитание детей.

По количеству проживающих поколений

a) Нуклеарная (двухпоколенная): её образует только семейное ядро (жена, муж, дети)

b) Расширенная (многопоколенная): семья, состоящая из родителей, их детей и совместно проживающих с ними других родственников

По числу детей в семье

b) Малодетная (1-2 ребёнка)

c) Среднедетная (3-4 ребёнка)

d) Многодетная (5≤ детей)

По полноте состава членов семьи

По типу власти в семье

a) Патриархальная (глава – мужчина)

b) Матриархальная (глава – женщина)

c) Эколитарная (присутствуют элементы патриархата и матриархата. В такой семье не ущемляются права ни мужчины, ни женщины)

По выбору места жительства

a) Патриархальная (супруги проживают в доме мужа)

b) Матриархальная (супруги проживают в доме жены)

c) Неолокольная (супруги живут самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников)

d) Унилокальная (супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе, снимая жильё)

По родословной и наследованию имущества

a) Патрилинейная (наследование фамилии, имущества и социального положения ведётся по отцу)

Читайте также:
Эмоции и чувства: функции, отличия и примеры проявления

b) Матрилинейная (наследование фамилии, имущества и социального положения ведётся по матери)

c) Билинейная (человек может считать и определять своими родственниками родных или по женской, или по мужской линии, в зависимости от ситуации)

По социальному составу семьи

a) Гомогенная (супруги – выходцы из одной социальной страты)

b) Гетерогенная (супруги – выходцы из разных социальных страт)

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) – это явление, которое возникает, когда неверное убеждение одного человека при восприятии другого человека (или цели), заставляет его действовать так, чтобы проявилось ожидаемое поведение. Например, если вам говорят, что новый сотрудник, допустим Петр, недружелюбен, вы начнёте вести себя с ним более сдержанно, будете воздерживаться от разговоров и сведёте к минимуму с ним контакт. Затем Петр в ответ на ваше поведение, которое, безусловно, для него выглядит холодным, не инициирует бесед или действий с вами. Тем самым подтверждая мнение и ожидания, что он недружелюбен. Этот интересный эффект можно назвать самоисполняющимся пророчеством, возникающим в межличностном общении.

История выявления

Самоисполняющиеся пророчества давно были отмечены и изучены социологами. Банкротства во времена Великой депрессии в США часто приводятся в качестве классического примера – неточные слухи распространяют информацию о банкротстве банка. Это вызывает сбой в его работе, когда клиенты начинают стремительно снимать свои средства со счетов, до того, как у банка кончаются деньги. Банки, конечно же, не имеют достаточного количества наличных, для покрытия всех своих депозитов, поэтому вывод средств в конечном итоге приведет к банкротству. Так банк становится жертвой ложных ожиданий клиентов.

Изучение эффекта началось с работы американского психолога Роберта Розенталя, который наблюдал предполагаемые результаты экспериментов. Розенталь продемонстрировал, что иногда ученые могут получать свои результаты отчасти потому, что их ожидания побудили относиться к своему эксперименту или к участникам, предвзято.

Его работа привела к окончательному осознанию того, что исследователи должны планировать свои опыты таким образом, чтобы предотвратить влияние ожидания экспериментатора. К счастью, существует простое решение этой проблемы: если проводятся исследования, в которых ученые не наблюдают принадлежность участников (не знают, какие респонденты входят в экспериментальные и контрольные группы), то тогда невозможно исказить результаты. Двойной слепой метод остается на сегодняшний день, золотым стандартом в экспериментальных процедурах.

Изучая эффект Розенталя, психологи обратили свой взгляд и на другие межличностные ситуации. Классический пример «Пигмалион в классе» показал, что учащиеся, чьи учителя были названы академическими кудесниками (на самом деле их случайным образом просто так назвали), показали значительный прирост IQ в течение учебного года по сравнению со студентами других преподавателей.

Текущие исследования эффекта Пигмалиона

На сегодняшний день исследования вышли за рамки простых демонстраций того, как эффект происходит, чтобы идентифицировать и понять теоретические и методологические значения, смягчающие его действие. Другими словами, для каких людей и в каких ситуациях вероятнее всего произойдет эффект?

Рассмотрение этих вопросов, показывает, что, хотя существуют индивидуальные различия, которые влияют на эффект умеренного ожидания, такие как самооценка, пол и когнитивная окостенелость, появляются ситуативные факторы, такие как относительная сила воспринимающего и целевого объекта и то, как долго они знают друг друга.

Читайте также:
Окно Овертона, или как можно сделать нормой даже каннибализм

Эффект Пигмалиона, скорее всего, произойдет, когда воспринимающий находится в положении большей силы, чем цель (например, в отношениях учителя и ученика). А также если они ранее не были знакомы. Чем дольше люди знают друг друга, тем меньше вероятность того, что они окажутся под влиянием неверных предположений.

Кроме того, часть недавних исследований в этой области были посвящены вопросу определения того, насколько сильно действие эффекта в естественных условиях в отличие от лабораторных. Лабораторные эксперименты демонстрировали значительные показатели. В реальном же мире достоверность оказалась более распространенной, чем эффект Розенталя, который возникал реже или имел показатели проявления ниже по величине.

Еще один важный вопрос касается поведения – с помощью чего предположения воспринимающих лиц доводятся до цели? В то время как конкретные участники и их поведение зависят от контекста взаимодействия, подавляющее большинство может быть классифицировано как подпадающее под влияние и усилие.

Влияние относится к социально-эмоциональному климату, который создается воспринимающим, и он включает в себя невербальные сигналы, связанные с теплотой и дружелюбием. Учитель, возлагающий надежды на ученика, будет больше улыбаться, использовать дружелюбный тон голоса и смотреть в глаза учащемуся.

Усилие же относится к частоте и интенсивности взаимодействия. Учитель с положительным восприятием ученика будет пытаться преподавать этому ученику усложнённый материал, задавать больше вопросов и стараться уделять ему больше времени.

Важность эффекта ожидания

Поскольку неточные предположения могут иметь довольно серьезные последствия, эффект Пигмалиона остается важной темой в социально-психологических исследованиях и до сих пор играет заметную роль как в методологической, так и в реальной сфере жизни. Например, знание того, что ученый способен непреднамеренно исказить результаты эксперимента, привело к значительным улучшениям в том, как теперь планируются и проводятся научные изыскания как в психологии, так и в других научных областях.

Серьезное социальное значение имеет понимание роли, которую играют предположения человека относительно других людей, что сказывается на результатах его жизни. Начиная от самых незначительных событий (как поладить с новым сотрудником и т.д.), до вопросов, имеющих огромную ценность (как преуспеет человек или потерпит неудачу в университете и т.п.)

Именно поэтому знать, что у предположений есть и самореализующиеся последствия, значит быть осведомленным и предупрежденным. Говоря проще, понимание эффекта Пигмалоиона способно предупредить возникновение разных проблем во многих жизненных ситуациях, и его всегда стоит иметь в виду, применяя это знание в любой сфере жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: