Сообщение о флейте определение, история создания инструмента

Сообщение о флейте определение, история создания инструмента

Если начинать с самого понятия — духовые музыкальные инструменты, то значение будет таким – инструменты, в которых получает колебания воздушный объем, через который проходит струящийся поток вдуваемого воздуха, рассекающийся о край стенки корпуса.

Духовой музыкальный инструмент флейта выглядит в виде цилиндрической трубки с тонким внутренним воздушным отверстием или каналом, если хотите. В ходе своей эволюции флейта претерпела множество изменений, связанных с поиском нового звука и удобством игры на этом замечательном инструменте. Предшественником флейты, если брать во внимание музыкальные инструменты первобытных людей была свистулька, или вернее свисток.

Разновидностей свистком в те времена было огромное количество, да и в наше время их присутствие тоже заметно, взять например милицейский свисток или спортивно-судейский, или те же глиняные свистульки и т.д. Применялись они в те времена везде, и на крепостных стенах, и в войсках, и во всевозможных ритуальных обрядах, и как детские игрушки, и, конечно же, как музыкальные свистки.

Например, индейцы Северной и Южной Америки важную роль отводили разным звукам и использовали свистки из кости, глины и дерева, как в повседневном обиходе, так и в религиозных обрядах. У других народов находившихся ближе к цивилизации в свистках пробовали делать дырочки для пальцев, тем самым свисток начал превращаться во флейту. Она так и называлась — свистковая флейта, с помощью которой появилась возможность исполнять разные мелодии, и если можно так назвать произведения.

У некоторых народов свистковые флейты могли быть и в двойной форме и в тройной, как у народов Тибета и в старой Европе XVIII века, где исполнитель совмещал игру на двух или на трех флейтах. Есть и другой способ извлечения звука из флейты, с помощью выдоха носа, как это делалось в Индии или Индонезии и вплоть до Китая. Там существуют носовые флейты, как одинарные, так и двойные. А, так как у индийцев есть осознание дыхательной магии, которую связывают между флейтой и душой, к этой связи очень трепетно относились.

Также присутствие флейты наблюдалось и в древнем Египте, ориентировочно около 5000 лет тому назад, причем до сих пор этот инструмент остается основным на всем Востоке. Свидетельство тому найденные исторические документы, в которых есть упоминание и продольной флейте и рисунки. Этот древнейший вид флейты на своем корпусе имеет несколько отверстий для пальцев.

С ее помощью можно спокойно исполнять разные музыкальные произведения, так как ее диапазон умещается в октаву с полным звукорядом, причем изменяться лады могут с помощью работы пальцев, или неполного закрытия отверстий, а также с помощью различной силы и направления потоков воздуха.

Другой вид флейты, более продвинутый как сейчас говорят, называется поперечной флейтой, отличие которой от продольной во вдуваемом отверстии, которое находится на небольшом расстоянии от конца, примерно несколько сантиметров. Эта модификация флейты в истории создания инструмента занимает выше ступень, нежели продольная.

Теобальд Бём (Theobald Böhm)

Первые упоминания о поперечной флейте были примерно 3000 лет назад в древнем Китае, а позднее о ней упоминается, примерно 2000 лет назад в Японии и Индии. В Европу поперечная флейта попала пройдя через Балканы с того самого Востока, но на Балканах она до сих пор самый распространенный народный музыкальный инструмент. В Европе же в основном пользовались продольной флейтой, но уже к концу XVII века, французские мастера усовершенствовали попавшую им в руки поперечную флейту, увеличив ее в размерах.

Также изменения претерпел внутренний воздушный канал, который сузили у головы, а также к шести отверстиям для пальцев был добавлен клапан для расширения звукоряда до хроматического. Теперь поперечная флейта обладала высокими техническими способностями, стала более выразительной и эмоциональной, с точной интонацией и уже в XVIII веке она появилась во всех оркестрах, безжалостно вытеснив продольную флейту.

Впоследствии поперечную флейту постоянно дорабатывали, в каждом десятилетии, пытаясь добиться более устойчивой интонации по всем тональностям. Но только одному умельцу удалось модернизировать поперечную флейту придав ей современную форму. Этим умельцем был баварский изобретатель и музыкант, флейтист и композитор произведений для флейты, создатель современной поперечной флейты Теобальд Бём (Theobald Böhm), который так усовершенствовал ее, что она до сих пор осталась той же формы, и мало чем изменилась внешне. В течении 15 лет Т. Бём работал над инструментом и внес много важных и полезных новшеств, а именно:

  • Усовершенствовал расположение отверстий для больших пальцев согласно акустическим принципам, т. к. до этого они были расположены с точки зрения удобства игры;
  • Внедрил целую систему клапанов и колец, закрывающих отверстия;
  • Вместо конического внутреннего воздушного канала он стал цилиндрической формы и голова флейты стала полукруглой, что ощутимо улучшило интонацию и уровняло звучание в регистрах, но за то исчезла тембральная мягкость, которая была с каналом конической формы;
  • Добавил металлические детали при создании инструмента, что выгодно сказалось на звучании инструмента сделав его мягче и более душевным, в отличии от деревянных инструментов.

Обычным материалом для изготовления флейты стало серебро, но некоторые флейтисты продолжали использовать деревянные инструменты, а в XIX были популярны и часто встречались инструменты, изготовленные из слоновой кости и даже стекла.

Диапазон оркестровой флейты начинается от ноты си малой октавы и располагается на трех октавах выше.

Флейта имеет четыре разновидности:

Большая или сопрановая флейта, в основном используется для соло игры;

Малая флейта или пикколо, по размерам в два раза меньше сопрановой, а звучит на октаву выше сопрановой;

Альтовая флейта – звучит на кварту ниже сопрановой;

Басовая флейта – звучит на октаву ниже сопрановой.

Все эти четыре разновидности флейты имеют одинаковые механизмы управления и похожие пропорции, отличие лишь в разных размерах и по высоте звучания.

Читайте также:
Кино как вид искусства - основы, жанры и приемы, примеры

По всем вопросам и с пожеланиями обращайтесь сюда !

Доклад на тему Флейта (музыкальный инструмент, история) сообщение

Флейта – древний духовой инструмент, издающий прекрасную гармоничную мелодию, которая способна удивить любого.

Первое время флейту изготавливали дерева, но в дальнейшем на смену дереву придет серебро. В XIX же веке, довольно, часто стали производить инструменты из стекла и слоновой кости. Но все флейту относят именно к инструментам, изготовленным из дерева.

Есть нечто такое, что выделяет флейту среди ее конкурентов, мелодия ее возникает вследствие разрушения потока воздуха об грань, что допускает не использовать специальный язычок.

Песня сильно смахивает на волшебство. Удивительные звуки исходят из среднего регистра, они необыкновенно четкие и ясные. Этот инструмент занимает особое положение в историях и сказаниях. Сладкое звучание духового инструмента в руках мастера может восхитить и очаровать такой живой и удивительной мелодией, она на долгое время остается жить в душе человека. Такое пронизывающее и ламповое звучание может помочь расслабиться, успокоить сердце, наполнить человека позитивными и бурными эмоциями.

Чаще всего именно флейта становится тем музыкальным инструментом, который ребенок впервые берет в свои руки. Ведь нередко бывает так, что они ее лично изготавливают из подручных материалов.

Необходимо знать некоторое количество отличительных черт звучания флейты.

Незначительной глуховатостью выделяется нижний регистр, хотя он отличается мягкостью и некой душевностью. Однако верхний ряд нот издает пронзительные звуки, с внезапным присвистом.

Как известно, XVII век стал знаменательны событием для поперечной флейты, мастера из Франции улучшили ее, подарив новую жизнь. Больший вклад в судьбу флейты внес Оттетер, ему удалось прикрепить к отверстиям для пальцев специальные клапаны. Имея такие преимущества, как удивительный звук и повышенные технические возможности, поперечная флейта смогла обогнать блок- флейту и занять особое положение в оркестре.

Вариант №2

Флейта относится к деревянным духовым музыкальным инструментам. Звук получается с помощью воздуха, выдуваемого в трубочку, который рассекается надвое. Но деревянной она была только в древности, сейчас их изготавливают в основном из металла.

Флейта считается одним из самых древних музыкальных инструментов. Историки полагают, что она существовала за 35-40 тысяч лет до нашей эры. Прототипом флейты служил обычный свисток. Со временем люди начали прорезать в свистках отверстия для пальцев, что позволило играть музыкальные произведения.

Существует два вида флейт – продольные и поперечные. В свою очередь, продольные бывают открытые, свистковые и многоствольные. Продольная была известна в Древнем Египте, а сейчас используется на Ближнем Востоке. В Европе использовалась в Средние века. С помощью такого инструмента можно выдуть октаву, а интервалы получаются с помощью неполного закрытия отверстий и перекрещивания пальцев. В наше время иногда применяется для исполнения старинной музыки.

Поперечная флейта была известна в древнем Китае, Индии и Японии. В Европу попала в Средневековье, и сейчас остается в списке лидеров самых популярных народных инструментов.

В 17 веке поперечная флейта была улучшена французскими умельцами. В ней, помимо отверстия, появились клапаны, что позволило исполнять полный хроматический звукоряд. После усовершенствований продольная флейта перестала составлять конкуренцию поперечной, и та заняла свое место в симфоническом оркестре.

Самым известным мастером, который внес усовершенствования в инструмент, является Теобальт Бём. После его модернизаций флейта уже почти не менялась. Инструмент претерпел множество изменений, но самым важным, чего добился мастер, можно назвать то, что благодаря новому клапанному механизму стало возможным воспроизводить произведения во всех тональностях. Также, мастер заметил, что чистоту звучания добавляет серебро. Так что в наше время его используют и для дешевых металлических моделей, и для дорогих сплавов из золота и платины.

В настоящее время в оркестре участвует большая флейта, малая, альтовая и басовая.

Интересные факты о флейте:

– Самая большая флейта имеет длину 3, 62 м.

– Для изготовления инструмента используется более чем сотня разных материалов. К ним относятся кость, дерево, хрусталь, пластик, стекло и другие. Даже существует флейта из шоколада.

– Самая дорогая платиновая флейта стоит более 600000долларов

– Самое продолжительное выступление флейтиста длилось более 25-ти часов.

– Флейта единственный духовой инструмент, где воздух вдувают поперек. Затраты воздуха у флейтистов больше, чем у других исполнителей на духовых инструментах.

– На свете существует более тридцати видов флейт

– Во Вьетнаме во время повстанческого крестьянского движения флейты использовали не только как музыкальный инструмент, но и как оружие.

– Считается, что занятия флейтой способствуют развитию интеллектуальных способностей, иммунитета.

1, 2, 3, 4, 5 музыкальный инструмент

Флейта (музыкальный инструмент)

Популярные темы сообщений

Обоняние – способность человеческого организма с помощью которой мы воспринимаем и различаем запахи в этом мире. Хорошо подметивший Метерлинк Морис своими словами о том, что обоняние – это единственная роскошь в области чувств,

В древние времена в разных странах люди поклонялись Богам. Чаще всего почитали и приносили жертвы Богу Солнца, потому что Солнце всегда обозначало рождение чего-то нового, светлого и теплого, а значит и принесет богатый урожай.

Ночь очень удивительное время суток. Только в это время можно оглянуться вокруг, поднять голову вверх и увидеть звездное небо. Звезды, словно огоньки украшают ночной небосвод. Каждая звезда входит в свое определенное скопление звезд,

Флейта

Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов, повлиявший на множество мировых культур.

Что такое флейта

Тип — деревянный духовой музыкальный инструмент, аэрофон. Принадлежит к группе деревянных духовых, относится к классу лабиальных. В музыке используется во всех жанрах, от фольклорного до эстрадного.

Русское наименование инструмента имеет происхождение от латинского названия – «flauta».

Читайте также:
Лунная соната история создания произведения Людвига ван Бетховена

Строение

Классический вариант состоит из цилиндрического вытянутого тела, пробки, губки, дульца, клапанов и нижнего колена. Самые распространенные цвета — коричневый, серебряный, темно-красный.

Большая флейта характеризуется прямой головкой. На альтовых и басовых моделях используется загнутая. Материал изготовления — дерево, серебро, платина, никель. Вид головки — цилиндрический. Слева расположена пробка, держащая строй инструмента.

Существует 2 дополнительные разновидности конструкции:

  • Inline. Клапаны расположены в одном ряду.
  • Offset. Клапан соль располагается отдельно.

Звучание

Флейта создает звук, когда струю воздуха пересекает отверстие, из-за чего создается колебание. Вдуваемый поток воздуха действует по закону Бернулли. Музыкант меняет диапазон звука открывая и закрывая отверстия на теле инструмента. Так изменяется длина резонатора, что отражается в частоте резонирующей поверхности. Управляя давлением воздуха, музыкант также может менять диапазон звучания с помощью одного рта.

Модели открытого типа звучат на октаву ниже закрытых аналогичного размера. Диапазон звучания большой модели: от H до C4.

В отличие от остальных музыкальных инструментов, разновидности флейт сильно отличаются как строением, так и звучанием.

Флейты без свисткового устройства имеют самую простую конструкцию. Музыкант вдувает воздух в одно отверстие, который выходит из другого со звуком. Звучание регулируется силой дыхания и перекрываемыми отверстиями для пальцев. Пример — традиционная индейская кена. Стандартная длина кены — 25-70 см. Используется в творчестве коренных народов Южной Америки. Схожие вариации без свисткового устроства: японская сякухати из бамбука и китайская деревянная флейта сяо.

Поперечная

Аэрофоны со свистковым устройством выдают звук образованный от прохождения потока воздуха через специальный механизм. Механизм называется мундштуком, в него дует исполнитель. Пример свистковой версии — блокфлейта. В головной части установлен блок. Нижние отверстия двойные. Нота берется с помощью вилочных аппликатур. Характер звучания — слабый, поперечные модели звучат громче.

Похожий тип — свирель. Распространен среди славянских народов. Характеризуется диапазоном звучания в 2 октавы. Длина 30-35 см. Родственные русские народные инструменты: дудка, пыжатка, двойная жалейка.

Двойная флейта представляет собой спаренную конструкцию с двойным свистковым устройством. Белорусский вариант называется парной дудкой. Длина первой трубки 330-250 мм, второй — 270-390 мм. При игре их держат под углом друг от друга.

Многоствольные версии выглядят как ряд скрепленных трубочек разной длины. Музыкант попеременно дует в разные трубочки, конец которых звучит разным тембром. Примеры: сиринга, панфлейта, кугиклы.

Современная флейта изготавливается из металла. Характеристика звука — сопрано. Высота звука меняется передуванием, а также закрытием и открытием клапанов. Относится к поперечным аэрофонам.

История происхождения и развития

История флейты насчитывает около 45 000 лет. Предшественница флейты — свисресток. Так называют примитивные свистковые трубочки с двумя отверстиями — для вдыхания воздуха и его выхода. Возникновение флейты связывают с началом появления отверстий для пальцев.

Останки древнейшей флейты были найдены в Словении, на археологическом объекте Дивье Бабе. Приблизительный возраст находки — 43 000 лет. Считается, что это древнейшая найденная часть музыкального инструмента, а на территория современной Словении он мог впервые появиться. Большинство ученых приписывают изобретение флейты из Дивье Бабе неандертальцам. Исследователь из Словении М. Бродар считает, что находка изобретена кроманьонцами эпохи позднего палеолита.

В конце 2000-х годов была найдена еще одна древняя вариация в Германии возле Ульма. Имеет небольшой размер. Конструкция с пятью вырезами имеет У-образный вырез для рта исполнителя. Изготовлена из костей стервятника. Позже на территории Германии были обнаружены более древние аэрофоны. Находки возрастом в 42-43 000 лет найдены в пригороде Блаубойрен.

Несколько аэрофонов были обнаружены в ущелине Холе-Фельс, недалеко от наскальных рисунков. Рассказывая о находке, ученые выдвинули теорию, что она «показывает существование музыкальных обычаев во времена, когда современные люди колонизировали Европу». Ученые также заявили, что находка инструмента поможет объяснить культурную и умственную разницу между неандертальцем и ранним современным человеком.

Сохранившая игровые свойства костяная флейта была извлечена из склепа Сяху в Хенане, Китай. Вместе с ней находились еще 29 сломанных экземпляров с небольшими отличиями в строении. Возраст — 9 000 лет. Число отверстий для пальцев 5-8.

Древнейшая сохранившаяся китайская поперечная флейта найдена в гробнице князя И. Китайцы называют ее «чи». Изобрести ее могли в 433 году до н.э, во времена поздней Династии Чжоу. Корпус сделанный из лакированного бамбука. Сбоку находятся 5 вырезов. Чи упоминается в текстах Конфуция.

Старейшая письменная памятка о духовом инструменте датируется 2600-2700 годами до н.э. Авторство приписывается шумерскому народу. Также духовые инструменты упоминаются в недавно переведенной табличке с поэмой о Гильгамеше. Эпическая поэма была написана в 2100-600 годах до нашей эры.

Среди интересных фактов: был переведен ряд шумерских табличек известных как «музыкальные тексты». Таблицы содержат инструкции к точным настройкам гамм музыкальных инструментов. Одна из гамм называется «embubum», что в переводе с аккадского означает «флейта».

Флейты занимают важное место в индийской культуре и мифологии. Индийская литература 16 века до н.э. содержит множество упоминаний перекрестной вариации. Исследователями истории музыки считается, что Индия является родиной перекрестной версии.

Продольная флейта появилась на территории современного Египта примерно в 3000-х годах до н.э. В настоящее время она продолжает оставаться главным духовым инструментом в мусульманских странах Ближнего Востока.

Продольная

В эпоху Средневековья в Европе стала популярна поперечная флейта, имеющая популярность по сей день. В XV веке в Европу попали продольные экземпляры.

В XVII веке французский композитор Жак Оттетер улучшил устройство инструмента. Пальцевые отверстия были оборудованы клапанами. Результат — охват полного хроматического звукового ряда. Создание новой конструкции привело к угасанию популярности продольной блокфлейты. С XVII века обновленная флейта в оркестре заняла важную роль. Симфонический оркестр без этого инструмента стал считаться неполноценным.

В XIX веке Теобальд Бём внес значительные изменения в конструкцию. Мастер расположил отверстия по акустическим принципам, добавил кольца и клапаны, установил канал сечения цилиндрической формы. Новая версия была сделана из серебра, став выглядеть дороже. С тех пор инструмент не получил больших изменений в конструкции.

Читайте также:
Эпоха неолита история развития, общая характеристика, признаки

Известные флейтисты

Один из самых известных современных флейтистов — итальянец Никола Мадзанти. Он записал несколько альбомов полностью посвященных флейте-пиколло. Также он издает книги пособия по игре на пиколло.

Советский флейтист Николай Платонов был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его популярные сочинения: опера «Лейтенант Шмидт», «Увертюра для симфонического оркестра», «12 этюдов для соло».

Американская певица Лиззо исполняющая альтернативный хип-хоп, активно использует флейту в своих песнях. В 2020 году Лиззо получила премию «Грэмми» за лучший альбом современной городской музыки.

В рок-музыке первой использовать флейту стала группа «Jethro Tull». На инструменте играет вокалист группы Йэн Андерсон.

Сообщение о флейте 🎺 определение, история создания инструмента

Музыкальный инструмент: Флейта

Этот удивительно виртуозный инструмент с легким, воздушным, как бы «порхающим» звуком, напоминающим пение птиц, относится к группе деревянных духовых. Согласно древнегреческим мифам его изобретение – заслуга сына Гефеста – Ардала. Пожалуй, ни один другой инструмент не подвергался таким преобразованиям и совершенствованиям. Изначально были две разновидности – поперечная и продольная, но позднее первый вариант вытеснил собой продольную и занял достойное место в оркестре. Эти два вида сильно отличаются друг от друга не только внешне, но и по способу звукоизвлечения.

Историю флейты и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук флейты

Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые и светлые чувства.

Флейта или простая дудочка, как правило, становится одним из самых первых музыкальных инструментов, с которыми могут столкнуться дети, и даже способны изготовить ее самостоятельно из подручных предметов подходящей формы.

Стоит несколько слов сказать об особенностях звучания флейты. Нижний регистр отличается небольшой глуховатостью, но нельзя не заметить его мягкость, сердечность и душевную проникновенность, а верхний ряд нот звучит пронзительно, с резким присвистом. Особенность акустики флейты заключается в том, что при игре на «пиано» высота звучания незначительно понижается, а игра на «форте» повышает звук.

Характер высоты звуков можно изменить, регулируя силу воздушной струи на выдохе, ну и конечно с помощью механизма клапанов, которые закрывают отверстия на инструменте.

Диапазон флейты занимает промежуток от ноты «До» первой до ноты «До» четвертой октавы.

Фото

Интересные факты

  • Образцом самой большой поперечной флейты является инструмент, созданный индийским мастером Бхаратом Сином в Джамнагаре в 2014 году. Длина этой флейты составила 3,62 метра. С ее участием исполняли государственный гимн.
  • Флейты изготавливают более, чем из сотни разнообразных материалов, включая кость, древесину, металл, стекло, есть флейты из хрусталя, пластика, и другие. Даже есть флейта из шоколада, на которой можно исполнять музыку.
  • Титул самой дорогой флейты согласно рейтингу «Форбса» принадлежит инструменту, созданному компанией Powell в 1939 году. Эту платиновую флейту оценивают сейчас в 600 тыс долларов.
  • Самое большое количество флейтистов в ансамбле из 3742 участников собралось в Японии 31 июля 2011 года на торжественном праздновании 400 лет замку Хиросаки.
  • Самое длинное беспрерывное выступление флейтиста продолжалось 25 часов 48 минут и было достигнуто Кэтрин Брукес в Бедворте, Великобритания, 17-18 февраля 2012. Кэтрин несколько раз повторила 6-часовую программу, содержащую 92 различных произведения, от классики до современных направлений в музыке.
  • Флейта – единственный оркестровый инструмент, на котором воздух вдувают поперек отверстий. И следует знать, что затрата воздуха у флейтиста гораздо больше, чем на любых других духовых, в том числе таком крупногабаритном, как туба .
  • Древнейшую флейту обнаружили в Любляне, Словения, в 1998 году. Музыкальный инструмент, изготовленный из костей пещерного медведя, содержит четыре отверстия. Палеонтологи полагают, что этой флейте 43,000 — 82,000 лет.
  • Главное божество индуизма Кришна изображается с флейтой из бамбука. Было сказано, что Кришна создал мир через красивое звучание флейты, которая также проповедует любовь и свободу.

  • Существует 30 разновидностей флейты, которые выпускают почти в полусотне стран мира.
  • На флейте играли выдающиеся личности. Леонардо Да Винчи, Иоанн II, Мартин Лютер, император Николай I, Энрико Карузо, Вуди Ален, М. Глинка, и многие другие.
  • Известно, что при дворе английского короля Генриха Восьмого V была собрана целая коллекция флейт – 72 шт.
  • Президент США Г. Кливленд очень ценил свою хрустальную флейту с золотыми элементами.
  • Во Вьетнаме, в горном уезде Иентхе, во время повстанческого крестьянского движения флейта использовалась не только как музыкальный инструмент, но и холодное оружие. Им подавали сигналы тревоги и одновременно убивали врагов.
  • По утверждению исследователей занятия флейтой позитивно воздействуют на интеллектуальное развитие детей, иммунитет, оказывает профилактический эффект к респираторным заболеваниям.

Популярные произведения для флейты

Конструкция флейты

Поперечная флейта – продолговатая трубка цилиндрического типа, имеющая систему клапанов, которые закрывают 16 отверстий. Один конец ее закрыт, на нем есть отверстие, куда прикладывают губы для вдувания воздух. Современные типы флейт включают в себя трехчастную структуру: головка, тело и колено. В отличие от других инструментов духового типа, звук флейты формируется за счет направленного воздушного потока к краю губной пластинки. Огромная роль в правильной технике игры принадлежит форме губ или «амбушюру». Тонко изменять звучание инструмента можно за счет смены степени напряжения и формы губ.

Читайте также:
Последний день Помпеи описание картины Карла Павловича Брюллова

Общий показатель высоты звука изменяют, выдвигая головку из тела инструмента, чем больше выдвинута головка, тем ниже будет звук.

Средний вес флейты – 600 грамм.

Современная концертная большая флейта составляет 67 см в длину, а длина пикколо всего около 32 см.

Разновидности флейты

Поперечная флейта помимо основной большой концертной, имеет три основные разновидности: флейта-пикколо , альтовая и басовая.

Флейта-пикколо – среди духовых самый звучащий инструмент. Строение такое же как и у большой флейты, различие кроется в размерах – она в два раза короче обыкновенной и звучит на октаву выше. Резкость тона флейты–пикколо с легкостью перекрывает звук целого оркестра. В спектакле Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» ей отводится тема белки, разгрызающей орешки. В 1-м акте оперы Бизе «Кармен» пара пикколо составила компанию хору мальчиков, смело вышагивающему за строем солдат.

Альтовая флейта. Напоминают обычную концертную флейту, но несколько больше по размерам и с иным строением системы клапанов. Диапазон ― от «соль» малой октавы до «ре» третьей октавы.

Басовая флейта – в диапазоне от «си» большой октавы до «фа» второй октавы

Следует упомянуть и гораздо более редко используемых образцах — d’Amour, контрабасовая, октобасовая и гипербасовая.

Применение и репертуар

Выразительность звучание флейты привлекала внимание величайших композиторов.

А. Вивальди написал 13 концертов для флейты с оркестром. И.С. Бах, хорошо знающий технические возможности, сочинил огромное число произведений с участием флейты, особенно прекрасны его сонаты, а искрометная «Шутка» и необыкновенно трогательная «Сицилиана» не оставляют равнодушными меломанов всего мира и поныне. К шедеврам флейтовых репертуаров относят произведения Г.Ф. Генделя , К.В. Глюка, И. Гайдна , В.А.Моцарта, Л.В. Бетховена . Очаровательная «Мелодия» – популярнейшее соло в опере « Орфей и Эвридика » продемонстрировала чувственно-выразительный аспект флейт. Значимое место солирующего инструмента флейта получила в произведениях В.А. Моцарта . Действительное понимание тембра и виртуозных возможностей выявил Л. Бетховен по-своему внедрив ее в симфонический оркестр, примером может послужить увертюра к опере «Леонора».

Век романтизма также обозначился развитием исполнительского мастерства игры на флейте. В этот период репертуар флейтистов обогащался шедеврами таких мастеров как К.М. Вебера, Ф. Шуберта , Д. Россини, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса .

В джазе одним из первых стал использовать флейты барабанщик и руководитель джазового оркестра Чик Уэбб в конце 1930-х. Франк Весс был среди первых примечательных джазовых флейтистов в 1940-х.

Jethro Tull – вероятно, самая известная рок-группа регулярно использующую флейту, на которой играет лидер группы Иэном Андерсоном. Альтовую флейту можно услышать в песне Битлз, «You’ve Got to Hide Your Love Away» (Ты должен скрыть свою любовь), на которой играет Джон Скотт. Также в композиции «Пенни-Лейн».

Приемы игры

При игре на флейте используются разнообразные приемы. Зачастую музыканты пользуются двойным и тройным стаккато и очень эффектным приемом фрулато, который впервые применили в симфонии-поэме «Дон Кихот» Р. Штрауса. В дальнейшем изобретательность флейтистов-исполнителей не имела границ:

Мультифоники — одновременно извлекается два и большее количество звуков.
Whistle tones – негромкий свист.
Танграм- звуки, аналогичные хлопанью ладонями.
Jet whistle – реактивный свист.

Стук клапанов, игра шипом без звучания, звуки извлекаются в одно время с пением и разнообразие других приемов.

История флейты

История флейты уносит нас в первобытное время. Все началось с трубочек, на которых поначалу свистели. Сейчас их называют просто дудочками, которые можно сделать из любого подходящего предмета, например, ручки или коктейльной трубки. Затем люди догадались, что если в трубках вырезать отверстия, которые можно перекрывать пальцами, то можно будет исполнить более сложные по структуре музыкальные произведения – многочисленные напевы и мелодии.

Флейта по своим функциям весьма разнообразна. Первоначально она была инструментом из арсенала пастухов, которые с ее помощью управляли животными, а затем ее статус повысился до такой степени, что она принимала участие в духовных обрядах.

Образцы флейты поперечного типа появились очень давно, еще в древнем Китае, в 9 веке до нашей эры, затем в Индии, Японии, Византии. В Европе она распространилась лишь в Средневековье и прибыла с Востока. В 17-м столетии, получившую большую популярность, флейту доработал французский мастер Ж. Оттетер, после чего она стала занимать достойные позиции в инструментальных ансамблях, оперных оркестрах.

Современному виду флейты мы обязаны немецкому мастеру и композитору Т. Бёму, жившему в 19 веке. Он дополняет флейту системой клапанов и колец, разместил большие отверстия под пальцы по акустическим принципам, а также стал использовать в производстве металл, что позволило усилить блеск звучания флейты. С тех времен этот инструмент почти не меняется, да и сложно прибавить к лаконичному по конструкции музыкальному инструменту что-то действительно оригинальное, способное внести новые черты в знакомую форму.

Флейта при всей свое кажущейся простоте имеет не только богатую и славную историю, но и отличается уникально широким диапазоном использования. Это обусловлено тем, что она относится к одним из самых древнейших, если не самым древнейшим инструментам, с помощью которого пытались создавать музыку наши первобытные предки десятки тысяч лет назад. Со времен каменного века флейта начинает завоевывать сердца людей, очаровывая нас своим душевным и волнительным звучанием, который отдается не только в сердце, но и в самых глубоко запрятанных генах, доставшихся нам от наших далеких пращуров. Скромная деревянная или костяная флейта, любовно вырезанная мастером, способна создать целую уникальную вселенную, наполненную непрерывным удивительным звучанием, которое хочется слушать бесконечно.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Флейта

История флейты

С тех пор, как древний человек взял в руки полую трубочку и подул в нее, обнаружив интересный свистящий звук, прошло очень много лет. Наверное, это происходило одновременно в разных уголках нашей планеты, поэтому история флейты началась задолго до её официального признания.

Читайте также:
Массовая культура - признаки, функции, влияние, плюсы и минусы

Самая первая флейта

Первые находки флейты датируются от 30 до 40 тысяч лет до нашей эры. Эти инструменты представляют собой полые трубки с острыми краями и отверстиями, выполненные из костей животных, либо из дерева. Ареал распространения таких находок довольно широк, но самые старые флейты находили на территории современной Германии.

Кроме того, флейты были широко распространены в Египте, и на остальном Ближнем Востоке. Поперечные флейты получили свое распространение в Индии, Японии и Китае, и первые находки таких инструментов имеют возраст около двух-трех тысяч лет.

Флейта по праву считается самым древним музыкальным инструментом. Именно это устройство служило сигнальным приспособлением на охоте, а позже стало использоваться для забавы. Сначала флейту изготавливали из дерева, позже из глины, костей животных, из камня. История флейты обросла легендами, до нас дошли летописи, сказки и рисунки. Стоит вспомнить историю происхождения флейты бога Пана, который влюбился в Сирингу, но она не хотела с ним быть. Об этой истории тут.

История происхождения современной флейты

Первыми появились продольные флейты, имеющие много общего со свистками и дудочками. Более-менее сформированные продольные флейты находят в Египте и на Ближнем Востоке. Такие инструменты были способны воспроизводить полный звуковой ряд: имели возможность использовать октавное передувание и регулировку высоты тона при помощи пяти отверстий в корпусе.

Чуть позже, на территории современной Европы, появились блок-флейты – продольные флейты с так называемым блоком, установленным в головной части инструмента. Типичная блок-флейта имеет семь отверстий на верхней стороне, и одно на нижней, предназначенное для регулирования октавы. Русские народные свирель и сопелка, а также вистл являются подтипами блок-флейты.

Продольные варианты флейты стали постепенно вытесняться поперечными, которые имели более громкий и богатый звук. Но история флейты на этом не закончилась. Первая поперечная бамбуковая флейта появилась в Индии и Японии более чем три тысячи лет тому назад. Такие инструменты имеют входное отверстие не с торца инструмента, а с его боковой стороны. Постепенно этот инструмент проник на территорию Восточной и Западной Европы, где и по сей день является одним из самых распространенных.

Изобретение оркестровой флейты

Поперечная флейта постоянно совершенствовалась. В её доработке участвовали французские и германские мастера. Примерно в 1840е годы немецкий мастер Теобальд Бём внес самый значительный, и на сегодняшний день финальный вклад в устройство этого инструмента: расположил отверстия для больших пальцев музыканта с точки зрения акустики, а не удобства, снабдил флейту сложной системой клапанов, которая позволяет при помощи девяти пальцев закрывать девятнадцать отверстий.

Также он серьезно изменил внутреннее сечение инструмента для улучшения его звуковых характеристик и, путем проб и ошибок, нашел идеальный материал для изготовления корпуса флейты – серебро. Благодаря этим новшествам, присутствующим во всех современных оркестровых флейтах, этот инструмент получил возможность воспроизводить все звуки хроматической гаммы во всех тональностях.

Сегодня продольные флейты – это народные инструменты, их можно обнаружить в культуре любого народа, и каждый такой инструмент имеет своё особенное название. Тогда как поперечный вид флейт используют для концертной деятельности.

“Удивительный мир флейты”

Материал о флейте, истории создания, видах и особенностях этого удивительного инструмента.

Скачать:

Вложение Размер
byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_goroda_omska.docx 196.15 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Гимназия № 12»

ученик 4/2 класса

учитель начальных классов

Гущина Ирина Сергеевна

2. История появления флейты.

3. Разновидности флейт.

4. Флейта – удивительный музыкальный инструмент.

5. Секреты флейты.

Скромна, изящна, невесома,

Но лишь услышишь первый звук,

Наполненный любви истомой,

И всё меняется вокруг.

Как будто с голубиной стаей

Паришь свободно в небесах,

Летишь, несбыточно мечтая,

С улыбкой лёгкой на устах.

Вот голос флейты тише, глуше.

И слышно лишь биение крыл.

Её чарующую душу

Недаром. Моцарт полюбил.

Автор: Jevgenija Taranova

Здравствуйте, меня зовут Васильев Рувим, я ученик 4 класса гимназии № 12, а ещё я ученик детской школы искусств №2 по классу флейты.

Я мечтал научиться играть на музыкальном инструменте. В 5 лет я задумался: « Какой инструмент выбрать?»

Родители мне посоветовали выбрать флейту, так как мой дядя играет на этом инструменте, я слышал его виртуозную игру, и вот уже пятый год я учусь играть на этом замечательном инструменте. Конечно же, у меня не сразу всё получалось, даже бывало, что мне хотелось бросить это занятие, но чем дальше я занимался, тем больше понимал, что флейта – это часть моей жизни.

Но играть на флейте – это одно, а мне хотелось знать, как появилась флейта, есть ли у неё прототип? Стану ли я настоящим флейтистом?

Цель моей работы: узнать, какой инструмент явился прообразом флейты.

– изучить историю возникновения флейты;

– учиться работать с дополнительной литературой, расширять кругозор;

– узнать виды флейт;

– выявить влияние игры на флейте на духовный мир и на здоровье человека;

– рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.

Гипотеза: если каждый день упражняться в игре на флейте, то можно стать хорошим музыкантом?

2. История появления флейты.

Я узнал, что флейта – это удивительный духовой музыкальный инструмент, являющийся символом многих народов мира, а также имеющий отдельно отведенное и весьма важное место в оркестре. Это не просто трубка с клапанами, как принято её считать многими людьми… это настоящий музыкальный инструмент, благодаря которому на свет появились знаменитые и бессмертные произведения искусства, которые и по сей день вызывают у нас громаднейший восторг и несказанные ощущения.

История данного музыкального инструмента корнями уходит в греко-мифические времена и легенды, которые повествуют о том, что флейта была изобретена сыном Гефеста, Ардалом.

Очевидно, обычный свисток и является прототипом современной флейты. Каким же образом свисток смог превратиться в флейту, которая сегодня радует нас великолепными мелодиями и произведениями искусства?

Изначально свисток представлял не более чем простую трубочку с одним отверстием, издающим звуки высокой частоты. С течением времени в свистке появились специальные прорезы для пальцев, что послужило первым толчком к формированию свистковой флейты. Наиболее древнее время изобретения флейты археологи называют 35-40 тысяч лет до н. э., что доказывает древность этого музыкального инструмента.

А также я узнал, что прототипом флейты является и окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

Эта окарина привезена с Алтая (показ и игра на окарине).

Из всех известных сейчас музыкальных инструментов, флейта принадлежит, несомненно, к числу немногих, история которых восходит к глубокой древности. Самое слово “флейта” применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Однако, подлинным предком современной флейты являются отнюдь не такие представители этой “породы”, как флейта простая, флейта фригийская или флейта двойная. Все эти инструменты только именовались “флейтами”, но собственно к флейтам прямого отношения не имели. Не имела прямого отношения к собственно флейте и почитавшаяся долгое время “единственным подлинным предком” современной флейты флейта с наконечником или flute a bес, известная также под именем flute douce или flute d’Angletterre. Наиболее убогим предшественником “флейты с наконечником”, бывшей во всеобщем употреблении до середины XVII столетия, был флажолет—простенькая дудочка с “пищиком-свистком” и несколькими дырочками и очень небольшим количеством клапанов. Эта флейточка была некоторое время в ходу в народе и даже сейчас одна из её разновидностей под именем galoubet пользуется большим вниманием в Провансе. Другая разновидность флейты, известная под общим наименованием “косой” или поперечной флейты, являясь несомненным, хотя быть может и весьма отдалённым потомком античной флейты Пана или сиринкса, возникла, вероятно, в одно время с “прямой флейтой” или “флейтой с наконечником”, и в отличие от неё не имела уже “пищика”, но располагала “боковым отверстием” или амбушюром. Трудно сказать, как протекала жизнь этого инструмента в те годы, когда музыканты были восхищены прямой флейтой и пользовались ею, как единственным представителем этого семейства. Но так или иначе, в начале XVII века косая флейта решительно заявила о себе и вступила в непримиримую вражду со своей соперницей. Очевидно, преимущества косой флейты были скоро осознаны, так как иначе нет возможности объяснить её столь решительное наступление и отнюдь не менее бурное распространение.

Уже к середине столетия косая флейта получила всеобщее признанье и несмотря на упорство, с которым держалась ещё в оркестре флейта с наконечником, косая или поперечная флейта вышла на путь решительного развития и совершенствования. Этим последним свойством прямая флейта явно не обладала и после довольно бесплодной попытки вернуть себе былое положение, она отошла в сторону и сохранила о себе память лишь по произведениям того времени. Сейчас эту флейту с наконечником можно видеть только

Флейта в XVIII столетии пользовалась такой любовью современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их повседневной жизни. Играть на флейте вплоть до середины XIX века почиталось признаком “хорошего тона”, и флейта, так же как и лютня, арфа или фортепиано вскоре появилась на сцене в качестве достойного участника драматического спектакля. На русской сцене, только у А.С.Грибоедова (1795—1829) в его бессмертном Горе от ума флейте суждено было появиться дважды — один раз в действительном звучании, а другой — в беседе старых друзей Чацкого с Платоном Михайловичем.

3. Разновидности флейт.

Ныне существует огромное количество разновидностей, видов и подвидов флейт, которые используются как в качестве солирующего инструмента, так и в качестве одного из инструментов оркестра. Существует продольная флейта, поперечная, блок-флейта, флейта-пикколо и пан флейта (флейта Пана).

Древнему Египту продольная флейта полюбилась еще 5 000 лет назад и с тех пор стала одним из самых известных духовых музыкальных инструментов на всем Ближнем Востоке.

Поперечная флейта зародилась в Древней Японии и Индии еще 2 000 лет назад, а то и раньше. Ну а в Китае она уже имела определенный успех около тысячи лет до нашей эры. Ближе к 18 столетию гениальные французские мастера музыки доработали и усовершенствовали конструкцию флейты, у которой появились дополнительные клапаны. А это способствовало вытеснению блок-флейты, принадлежащей к флейте продольного типа, поперечной «соперницей».

В 30-40 гг. 19 столетия мастер Теобальд Бём, внеся значительные изменения в структуру поперечной флейты, завершил её формирование.

Блок-флейта и флейта-пикколо являются разновидностями продольной и поперечной флейт соответственно. Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента – флейта пикколо (piccolo — по-итальянски — “маленький”) в два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.

Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии. В опере Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” флейта пикколо играет тему белки, грызущей золотой орех. В первом акте оперы Бизе “Кармен” две флейты пикколо сопровождают хор мальчишек, бойко марширующих вслед за солдатами.

Пан флейта, или флейта Пана , была названа в честь древнегреческого бога Пана, неразлучной спутницей которого и был подобный музыкальный инструмент, имеющий в то время название сиринга.

Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.

Давным–давно в Древней Греции жил–был козлоногий бог лесов по имени Пан. Однажды увидел он прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в нее.

Но юной Сиринге Пан пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив: голова бога была увенчана рожками, а ноги были с копытцами.

Дева бросилась прочь от Пана, но он помчался за ней и почти настиг ее на берегу Реки. Сиринга стала умолять Реку укрыть ее от козлоногого бога. Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.

Китайская флейта Сяо – самая длинная из флейт. Как правило, ее длина около метра. Первое упоминание о сяо встречается более 2,5 тысяч лет назад. С тех пор флейта почти не изменилась. Правда, у нее появились дополнительные отверстия, но техника игры осталась прежней.

Необычная длина ее объясняется тем, что в Китае флейта служила не только музыкальным инструментом, но и орудием ближнего боя. И на это были свои причины. Впервые сяо была сделана в Китае, захваченном монголо-татарами. Побежденным китайцам запретили иметь оружие. Тогда оружием для них стали самые разные вещи. Мало кто знает, что знаменитые длинные палки, которыми китайцы машут во все стороны во многих китайских фильмах о боевых искусствах, в оригинале представляли собой музыкальные инструменты.

Флейта сяо является одним из наиболее древних традиционных китайских инструментов. Говорят, что её звук привлекает божественных птиц фениксов, так как подражает их пению. Самые древние упоминания о сяо прослеживаются на рисунках на фарфоровой и глиняной посуде династий Цинь (221 г. до н.э) и Хань. Однако такую форму, в которой этот инструмент дошёл до наших дней, сяо прибрела во время династии Тан.

Продольная (свистковая) флейта сяо также изготавливается из бамбука, при игре ее держат вертикально. Шесть игровых отверстий расположены вдоль всей длины инструмента. Часто встречающаяся флейта из этого семейства дунсяо из черного бамбука имеет довольно толстую трубку. Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий. Они часто используются в сольном исполнении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере.

Современные сяо могут быть разной длины, с разным диаметром и количеством отверстий – 6-ю или 7-ю. Однако традиционно этот инструмент изготавливается из чёрного бамбука длиной 75-80 см с 6-ю игровыми отверстиями (пять – сверху и одно – снизу). Больше трети ее длины составляет совершенно нефункциональный, но традиционный “хвост”, к которому китайцы привязывают различные цветные шнурки и помпоны.

Звучит сяо очень красиво. У нее низкая первая октава с характерным подплыванием. А вторая октава сиплая и заунывная. Не флейта, а воплощенная Инь.

Сначала, когда вы только начинаете знакомиться с флейтой, у вас, как правило, ничего не получается. Вначале никто не умеет. Но очень скоро появится звук. Сначала странный и неуверенный. Потом все лучше, чище. И придет радостное ощущение.

Вы не будете знать нот, не станете сначала учить какую-то определенную мелодию. Она сама родится у вас. Придет из самого сердца. Вы станете импровизировать. Звуками выражать свое настроение и передавать другим. Так вы начнете разговаривать с флейтой сяо. И тогда она станет вашим другом на всю жизнь.

Секрет флейты сяо еще и в том, что она не только прекрасный музыкальный инструмент, способный дарить радость. Она – прекрасное лечебное средство, прекрасный целитель. Вдыхая и выдыхая, вы освобождаете свой организм от негативной энергии, которая нарушает жизненные процессы в вашем организме.

4. Флейта – удивительный музыкальный инструмент.

Еще в 19 столетии флейта считалась элементом высшего общества, эстетичная игра на ней приветствовалась в каждом кругу общения и всегда была признаком прекрасного тона и вкуса.

На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй, русский композитор Александр Бородин.

Изготавливаются флейты из таких материалов, как: дерево, пластик, стекло, слоновая кость и др. А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.

Флейта – это чудесный инструмент. Единственный из всех, который наиболее точно может приблизиться к звуку человеческого голоса. Это совершенно незаменимый инструмент в оркестре. Его партии мелодичны и красивы. Иногда это стремительные темы, иногда мелодичные, спокойные.

Флейта – это инструмент, который прекрасно звучит в ансамбле. Безумно красивы ансамбли флейты и гитары. Эти два инструмента создают необыкновенно мягкое, переливистое звучание, в то же время имеющие способность передать стремительность, яркость, остроту произведения.

Флейте доступны самые сложные пассажи. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с колоратурным сопрано, которое отчасти напоминает и своим тембром. Вспомните “Снегурочку” Римского-Корсакова: колоратурным пассажам дочери Мороза в начале оперы вторят “узорчатые” наигрыши флейты. Римский-Корсаков охарактеризовал звучность флейты так: “Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхостной грусти в миноре”. Нередко композиторы пользуются ансамблем трех флейт. В качестве примера можно привести танец пастушков из “Щелкунчика” Чайковского.

Ещё одна из легенд гласит, что человек придумал флейту, когда услышал, как поёт обломанный ствол тростника под действием ветра. Человек вырезал из этого ствола трубочку, сделал в ней отверстия и стал играть на ней. Название этот инструмент получил от латинского слова flatus – дуновение.

Бамбуковая флейта – это изумительный природный инструмент. Бамбук и тростник являются готовой природной трубкой, и везде, где они растут, из них делают дудки, сопилки, свирели, флуеры, банси, ди, сяо, кены, сякухати – в каждой культуре найдется свое название, но всех их объединяет одно – все это флейты по способу извлечения звука.

5. Секреты флейты.

Секрет флейты ещё и в том, что она не только прекрасный музыкальный инструмент, способный дарить радость. Она – прекрасное лечебное средство, прекрасный целитель. Вдыхая и выдыхая, вы освобождаете свой организм от негативной энергии, которая нарушает жизненные процессы в вашем организме.

Хорошо известно, что врачи Древней Греции лечили своих пациентов при помощи звуков духовых инструментов, а философ Демокрит говорил о пользе флейт. Игра на любом духовом деревянном инструменте рекомендуется детям (и взрослым), страдающим заболеваниями дыхательных путей.

Я очень трепетно отношусь к своему инструменту. Флейту необходимо проветривать после каждого сеанса игры или учебы. Нельзя хранить флейту у батарей центрального и местного отопления, обогревательных приборов, хранить и использовать на холоде. Инструмент надо хранить и переносить из помещения в специальных чехлах по размеру флейты. Конечно, нельзя ронять и бросать вашу флейту, надо относиться к ней бережно и нежно.

Играть на флейте необходимо как можно чаще. Тогда флейта сонастроится с вами и вам будет “разговаривать” с ней легче.

Когда ко мне приходит усталость, делается немного грустно и хочется хотя бы на время уйти от мирской суеты, я беру в руки флейту. Я ещё не профессиональный музыкант, но у меня есть музыкальный слух, я сердцем чувствую звуки, они помогают сосредоточиться.

Сначала, когда вы только начинаете знакомиться с флейтой, у вас, как правило, ничего не получается. Вначале никто не умеет. Но очень скоро появится звук. Сначала странный и неуверенный. Потом все лучше, чище. И придет радостное ощущение.

Я узнал, что прототипами флейты являются свисток и окарина.

Я изучил виды флейт и попробовал на них поиграть.

Я понял, что игра на флейте, это не только красиво, но и полезно для здоровья.

Играя на флейте, духовный мир человека становится богаче.

Чтобы стать настоящим музыкантом, нужно каждый день упражняться в игре на флейте и очень любить своё занятие.

Сообщение о флейте определение, история создания инструмента

Фле́йта — общее название для р яда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Разнообразие флейт

Блокфлейта

Блокфлейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — разновидность продольной флейты. Это духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых. В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются т. н. вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).

Среди разновидностей продольной флейты блокфлейта определяется как важнейшая. В странах Европы она получает распространение, начиная с XI века; впоследствии популярность данного инструмента возрастала, в результате чего в период с XVI по XVIII век блокфлейта являлась наиболее активно используемой и часто встречающейся разновидностью флейты. Для инструмента характерен мягкий, теплый, кантиленный (то есть певучий) тембр, однако в то же время он отличается ограниченными возможностями с точки зрения динамики. Блокфлейта часто применяется в музыкальных произведениях таких композиторов, как И. С. Бах, А. Вивальди, Г. Ф. Гендель и др. В силу того, что звук блокфлейты довольно слаб, ее популярность постепенно сокращалась в связи с распространением поперечной флейты. Тем не менее, в настоящее время данная разновидность пользуется определенным интересом в силу некоторых причин; в их числе — тенденция к возрождению старинной музыки и возможность использования блокфлейты в качестве учебного инструмента (так как техника игры на ней сравнительно проста) [1] .

Поперечная флейта

Попере́чная фле́йта (часто просто флейта; итал. flauto из лат. flatus — «ветер, дуновение»; фр. flûte , англ. flute , нем. Flöte ) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов.

Наименование связано с тем, что в процессе игры музыкант удерживает инструмент не в вертикальном, а в горизонтальном положении; мундштук, соответственно, расположен при этом сбоку. Флейты такой конструкции появились довольно давно, в эпоху поздней античности и в древнем Китае (IX век до н. э.) [2] . Современный этап развития поперечной флейты начинается от 1832 года, когда немецкий мастер Т. Бем подверг ее усовершенствованию; со временем эта разновидность вытеснила популярную прежде продольную флейту. Для поперечной флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, пронзительны и свистящи, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий [3] .

Флейта-пикколо

Фле́йта-пи́кколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte , нем. kleine Flöte ) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от до c 5 (ре второй октавы — допятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать и cis². Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.

Механически малая флейта устроена равнозначно обычной (не считая отсутствия «ре-бемоль» и «до» первой октавы) и в силу этого характеризуется в целом теми же исполнительскими особенностями. Изначально в рамках оркестра (начиная со второй половины XVIII века) малая флейта предназначалась для того, чтобы усиливать и продлевать вверх крайние октавы большой флейты, и применять ее рекомендовалось скорее в опере или балете, нежели в симфонических произведениях. Это было связано с тем, что на ранних этапах своего существования в силу недостаточной усовершенствованности малая флейта характеризовалась довольно резким и несколько грубым звучанием, а также малой степенью гибкости. Следует также отметить, что эта разновидность флейты довольно удачно сочетается со звенящими ударными инструментами и барабанами; кроме того, малая флейта может сочетаться в октаву с гобоем, что также порождает выразительное звучание [4] .

Сиринга

Сири́нга (греч. σῦριγξ ) — древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной флейты. Термин впервые встречается в «Илиаде» Гомера (X,13). Различались одноствольная сиринга ( σῦριγξ μονοκάλαμος ) и многоствольная сиринга ( σῦριγξ πολυκάλαμος ); за последней позднее закрепилось название флейты Пана. Русские переводчики традиционно передают σῦριγξ несколько невнятным словом «свирель» [5] . Греческое слово послужило анатомическим наименованием голосового органа птиц (см. сиринкс).

Сиринга известна как традиционный духовой инструмент пастухов и крестьян в эпоху античности. Данная разновидность часто фигурирует в древнегреческой поэзии; использовалась также в целях музыкального сопровождения сценических представлений, в том числе — в Древнем Риме. Впоследствии инструмент проник также и в позднейшую европейскую народную музыку [6] .

Панфлейта, «флейта Пана»

Фле́йта Па́на (панфле́йта) — класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние — открыты.

Наименование связано с тем, что в эпоху античности изобретение данной разновидности флейты мифологически приписывалось божеству лесов и полей Пану. При игре музыкант направляет поток воздуха от одного конца трубок к другому, в результате чего заключенные внутри воздушные столбы начинают колебаться, и инструмент производит свист определенной высоты; каждая из трубок издает один базовый звук, акустические характеристики которого зависят от ее длины и диаметра. Соответственно, количество и величина трубок определяют диапазон панфлейты. У инструмента может быть подвижная или неподвижная пробка; в зависимости от этого используются различные способы его тонкой настройки [7] .

Ди (笛, 笛子,от старокитайского хэнчуй, хэнди — поперечная флейта) — старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита.

Ди является одним из наиболее распространенных духовых инструментов на территории Китая. Предполагается, что данная разновидность флейты проникла в страну из Средней Азииво II—I веках до н. э. Отверстие для вдувания воздуха у нее располагается вблизи закрытого конца ствола; в непосредственной близости от последнего имеется еще одно отверстие, которое прикрывается тонкой пленкой из камыша или тростника (есть, впрочем, вариант без пленки, который именуется «мэньди»). Для подстройки используются остальные четыре отверстия, которые находятся у открытого конца ствола. Игра на данном инструменте выполняется так же, как на поперечной флейте. В зависимости от его применения в произведениях определенных жанров различают два типа ди: цюйди и байди [8] .

Ирландская флейта

Ирландская флейта (англ. Irish flute ) — поперечная флейта, использующаяся для исполнения ирландской (а также шотландской, бретонской и др.) народной музыки. Представляет собой поперечную флейту т. н. простой системы — основные 6 отверстий её не закрыты клапанами, при игре их закрывают непосредственно пальцы исполнителя. Ирландская флейта встречается в вариантах с клапанами (от 1-го до 10), и без.

Несмотря на соответствующее наименование, ирландская флейта по своему происхождению не имеет непосредственной связи с Ирландией [9] . В сущности она представляет собой английскую версию поперечной деревянной флейты, которая в течение довольно продолжительного периода времени была известна как «немецкая флейта»; англичане подвергли ее определенным модификациям, и наиболее существенные из них были внесены английским изобретателем и исполнителем Ч. Николсоном-младшим [10] [11] . Многие классические и некоторые современные вариации на тему этой флейты включают использование металлических клапанов и дополнительных тоновых отверстий, что позволяет достичь частичного или полного хроматического звукоряда.

Ке́на (кечуа qina , исп. quena ) — продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Обычно изготавливается из тростника. Имеет шесть верхних и одно нижнее отверстие для пальцев. Обычно изготавливается в строе G. Флейта кеначо (кечуа qinachu , исп. quenacho ) представляет собой вариант кены с более низким звуком, в строе D.

В 1960-х — 1970-х годах кена активно использовалась некоторыми музыкантами, работавшими в рамках направления nueva canción. В большинстве случаев инструмент применялся в конкретных песенных композициях, однако отдельные группы, такие, к примеру, как Illapu, прибегали к его возможностям регулярно. Впоследствии, в 1980-х и 1990-х годах, кена задействовалась и рок-группами — например, Soda Stereo или Enanitos Verdes. Встречается инструмент и в этнической музыке.

Свирель

Свирель — русский духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы.

Кроме того, под свирелью может также пониматься и устаревший духовой инструмент, для которого были характерен двойной язычок, вставляемый в специальную чашку; впоследствии на его базе путем некоторого упрощения конструкции (в частности, отказа от использования чашки) был разработан гобой. В этом значении свирель соотносится с бомбардой — деревянным духовым инструментом, который выступил предшественником фагота. Свирель была исторически первым и наименьшим его видом [12] .

Пыжатка

Пыжатка — русский народный музыкальный инструмент, деревянная флейта, традиционная для Курской области России [13] . Представляет собой деревянную трубочку диаметром 15-25 мм и длиной 40-70 см, в один конец которой вставлена деревянная пробка («пыж») с косым срезом, направляющим вдуваемый воздух на заострённый край небольшого квадратного отверстия («свистушки»).

Термин «пыжатка» может также рассматриваться как синоним понятия сопели — разновидности продольной свистковой флейты, которая также является традиционным русским народным духовым инструментом, наиболее древним из числа имевших хождение среди восточных славян. Данная разновидность характеризовалась диатоническим звукорядом и диапазоном вплоть до двух октав; при изменении силы воздушного потока и использовании специальной аппликатуры был достижим и хроматический звукоряд. Активно используется самодеятельными коллективами как в качестве сольного, так и в качестве ансамблевого инструмента [14] .

Вистл

Вистл (от англ. tin whistle, в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл, первое более распространено) — народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.

Наиболее популярными являются малые вистлы в тональности D. Они настроены на октаву выше других духовых (обычной флейты, к примеру, или волынки), и ноты для них, соответственно, записываются на октаву ниже. Впрочем, возрастает также и популярность т. н. лоу-вистла — более длинной модификации инструмента, который звучит примерно в том же диапазоне, что и обычная флейта. Существуют вистлы и в других тональностях; они определяются как транспонируемые (то есть все вистлы считаются инструментами в тональности D, даже если в действительности звучат выше или ниже).

Окарина

Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер). Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

История развития флейты

Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 — 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов [16] .

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. В Европе была широко распространена в XV—XVII вв. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания. Ныне изредка применяется при исполнении старинной музыки.

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом.

К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Оттетер, которые, в частности, добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

Между 1832 и 1847 Теобальд Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он ввёл следующие наиболее важные новшества: 1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей закрывать все отверстия; 3) использовал цилиндрический канал старых времен, но с параболической головкой, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах; 4) перешёл на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания. Флейты обычно делались из серебра, хотя некоторые исполнители все ещё предпочитали дерево; в XIX веке были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости.

В современных оркестрах используют обычную большую флейту (ее тембр разнообразен, но несколько холодноват, и сила звука мала). Малую флейту с резким звуком (октавой выше). Реже альтовую флейту в строе Соль (ее тембр чуть теплее). Крайне редко басовую флейту (октавой ниже)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: