Сочинение Слово о полку Игореве русская земля – примеры

Сочинение Образ Русской земли в Слове о полку Игореве (образ Руси) 9 класс

В поэме «Слово о полку Игореве» ярко выражен образ Русской земли. В поэме говорится о любви к своей Родине и его народу. Русская земля описана с такой нежностью и трепетом, что читая произведение, представляешь всю эту красоту.

В творении русского народа, говорится насколько война, уничтожила их родную землю, но она от этого не стала не привлекательной. Множество сожженных нив, полей и лесов разразилось диким плачем и стоном природы. На протяжении всего произведения можно наблюдать насколько русский народ чтит и уважает место, где они живут. Каждый листочек, цветочек, дерево, поле было любимо народом.

Автор поэмы призывает к единству, к единству народа и народа с природой. В «Слово о полку Игореве» автор пишет о том, что зря Игорь сам пошел сражаться с врагом. Нужно было воссоединиться с воинами и дать отпор вражеской стороне.

С душевной проникновенностью описываются опустевшие нивы и пашни, где нет работников, а лишь летают вороны и выклевывают глаза павшим солдатам. Любовь к родине раскрывает всю скорбь павших солдат, о том, что стоит беречь свою жизнь.

В поэме пишется не об одном герое и его поступках, а о великой Русской земле, о ее народе. В произведении, где идут описания природы, образ Русской земли завораживает и увлекает с собой в увлекательное путешествие по городам, рекам и морям.

Автор пишет о том, что Игорю надо было обратиться за помощью к другим князьям и защитить свою отчизну, но он слишком упрям и жажда славы и признания в итоге привели к тому, что его не многочисленное войско разбили. Святослав Киевский очень любил свою родину и огромные необъятные земли своей Великой родине.

Ведь образ красоты рек, которые текут через всю страну и наполняют собой озера и моря противопоставлен пустой выгоревшей степи. Вся поэма пропитана сочувствием и любовью к жизни на просторах родной земли.

В то время велись междоусобные войны, князья пытаются воевать друг с другом. Каждый из них пытается забрать себе как можно больше земель. Никого кроме Святослава Киевского действительно не интересует воссоединение всех князей. Его волнует проблема своего народа и Русской земли.

Описание того как природа ведет себя после того как Игорь проигрывает, впечатляет. Как ведут себя тучи и моря, как гремит гром, и вся природа стонет от боли и переживаний. Она разбита и опечалена тем, что так все закончилось. Природа принимает главное участие в жизни людей, она делит радости и печали вместе с человеком. В произведении главный герой Игорь разговаривает с реками, а птицы, словно люди наделены человеческими качествами и прозорливым умом.

Автор произведения призывает к тому, чтобы весь народ был един и находился в гармонии с природой. Ведь только единством Великий и могучий народ может дать отпор внешней угрозе.

Вариант 2

Главной фабулой выдающегося произведения «Слово о полку Игореве» является огромная любовь к Родине, к своему народу и русской земле.

Неизвестный автор одушевляет русскую землю, она в его поэме является одним из главных героев произведения, захватывая историю Руси с незапамятных времён до времён правления князя Игоря. Описывая события войны Игоря с половцами, автор «Слова» с великой любовью и почитанием говорит о природе, которая всеми силами помогает отстоять и защитить родную землю, политую потом и кровью предков.

И ветер, и солнце, реки и птицы, весь мир величественной природы вносят свой вклад в победу русского народа, так как Русская земля—это и есть русский народ, населяющий её.

Это великий и могущественный народ, всей душой любящий свою родную землю, делающий всё для её дальнейшего процветания. Народ, готовый в любую

Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» минуту встать на защиту своей прекрасной и необъятной земли.

Русская земля показана в поэме в глобальном объёме, она достойна любви и поклонения.

Сила и мощь родной земли целиком и полностью зависит от сплочённости и единства народов, её населяющих, к чему и призывает автор. Образ русской земли неотрывно связан с героями этого произведения, он присутствует везде.

На каждом шагу нашим героям встречается милый сердцу каждого русского человека образ родимой земли, это быстрые реки, и густые леса, бескрайние степи и высокие горы. Это вольные птицы, призывающие к свободной и независимой жизни.

Красота русской земли, сильные, смелые люди, закалённые в трудах и бою, великолепие живой природы, всё это неразрывно связано между собой и представляет единое целое.

Превыше всего для русского народа стоит свобода и независимость своей Отчизны. Испокон веков русский человек не разрушитель, но созидатель, и вся его жизнь неразрывно связана со своей землёй, которую он холит и лелеет, ибо земля — это начало начал, колыбель всего живого.

Талантливому автору «Слова» с большим успехом удалось заставить читателя почувствовать гордость за свою Родину, ощутить силу и мощь великой Русской земли.

Сочинение образ Руси в Слове о полку Игореве

Во многих литературных произведениях древней Руси, будь то поэма или сказка, постоянно упоминаются добрые молодцы, которые защищают Русь от всех напастей и угроз. Многие из этих поэм и сказаний дошли и до нас, благодаря чему о Руси сложилось мнение, что на ней жили одни лишь добрые богатыри и славные войны, готовые отдать жизнь за родину. Как не прискорбно, но в реальности было не совсем так. Настоящих богатырей на Руси было очень мало, можно буквально по пальцам пересчитать, и то мы знаем это только из поэм и сказаний, а они как правило чересчур романтизированы.

Реальная Русь же была отнюдь не гостеприимным местом. Постоянные набеги со стороны различных племен кочевников, царский деспотичный режим, и прочие проблемы государства по типу древней Руси изрядно портили жизнь как приезжим из других стран, так и коренным жителям страны. Из-за всего этого население было очень придирчиво к иностранцам и даже к их родным и близким, из-за чего долгая жизнь в таких натянутых отношениях друг с другом привела к тому, что коренное население Руси как бы очерствело по отношению ко всему.

Читайте также:
Ассоль Алые паруса характеристика образа в повести Грина, что означает

В поэме же Русь показывают сначала как каноничную богатырскую державу, но затем на поверхность всплывает та самая, черствая Русь. Никто не желает отправиться на помощь Игорю или хотя отправить кого – нибудь туда. Всех заботит только лишь собственная безопасность и их благополучие. Таков образ реальной Руси в поэме, и это очень хорошо, из-за того что даёт читателю реальную достоверную информацию, не навязанную стереотипностью мышления более поздних или находившихся под влиянием власти писателей.

Подведём итоги. Проблема интерпретации Русской земли в поэме раскрыта очень хорошо, благодаря чему можно получить развёрнутый ответ на вопрос состоянии древней Руси. Русь показана как неприветливое, ожесточенное постоянными набегами место, что даёт хорошее представление о том, как там нелегко жилось, и на что шли некоторые героические личности, чтобы спасти отчизну от полного уничтожения кочевниками и прочими противниками. Далее из этого следует, что на Руси может и были так называемые богатыри, но их было настолько мизерно количество, что можно по пальцам одной руки пересчитать. Исходя из этого, можно понять все масштабы всей трагичности положения древней Руси.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

Популярные сегодня темы

Михаил Шолохов сохранился в человеческой памяти, как гений в писательской среде,с самым обыденным раскладом к творчеству. Известность во всем мире ему принес известный «Тихий дон».

Если говорить о том, почему существование нынешнего поколения интересное, нельзя не отметить значимость компьютера и книг. Ни о каком противостоянии тут речи идти не может. Каждый из них информирует нас о событиях прошлых и нынешних лет

Двух героев романа, Григория Печорина и Максима Максимыча, судьба сводит на Кавказе, где они вместе служили около года.

В главе «Княжна Мери» появляется персонаж, которого позднее часто будут называть двойником Печорина — доктор Вернер. Действительно, эти персонажи очень похожи, именно поэтому они и обратили друг на друга внимание. Каковы были их отношения?

27.01.1826 – Михаил Евграфович Салтыков (печатался как Николай Щедрин). родился в Тверская губерния (село Спас-Угол) в семье дворян.

Образ Русской земли в Слове о полку Игореве 9 класс

  • Разные
  • Образ Русской земли занимает важное место в произведении «Слово о полку Игореве», ведь герои произведения защищали родную землю. Русская земля — это то, на что направлено действие персонажей произведения.

    Русская земля — это главная ценность для всех воинов. Она важна им как духовная ценность, символ единства народа. Земля — это то, что объединяет их и сближает. Это какая-то возвышенная материя, самое высшее благо на свете.

    Но земля имела для народа не только духовное, но и практическое значение. Славяне были по своей природе крестьянами и занимались земледелием, выращивали растения и ухаживали за ними. Земля была для них источником жизни и энергии для существования. На земле также существовали стада скота, которые имели важное значение для людей.

    В произведении неизвестный автор под понятием Русская земля понимает не только почву, но и леса, реки и озера, горы и все другие особенности рельефа, а также животных, которые обитают на ней. Русская земля — это совокупный образ природы, окружающей человека в те времена.

    Автор под этим термином понимает многочисленные географические объекты. В тексте часто упоминаются названия городов, рек, озер и других объектов. Например, Русской землей являются Дон, Волга, Дунай, Днепр, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород. Это отличительная особенность произведения. По перечисленным объектам можно понять, что в тот определенный исторический этап эти земли входили в состав Руси. Русская земля — это огромные просторы, которые включают в себя многообразные объекты.

    В тексте образ Русской земли выступает также как и религиозный символ, если считать, что Русская земля — это вся природа. В документе сохраняются элементы язычества, когда люди придавали силам природы божественное происхождение. Это видно в монологе Ярославны, когда женщина молиться ветру, реке и просит у них помощи и совета. Она надеется, что силы природы помогут ей в ее непростой ситуации. Этот пример подчеркивает важную роль Русской земли в жизни человека того времени, пусть уже и крещеного. Христианство не успело вытеснить фундаментальные языческие ценности.

    Русская земля показывается неизвестным автором с нескольких сторон. Это и важная духовная ценность, это и источник жизни, это и вся природа, окружающая человека, это и объединяющее людей благо, это и бог. Иными словами, для восточных славян Русская земля — это и есть жизнь во всех ее проявлениях.

    Другие темы: ← Поэзия 60-х годов 20 века↑ РазныеПрирода в творчестве Фета и Тютчева →

    Вариант 2

    Главной фабулой выдающегося произведения «Слово о полку Игореве» является огромная любовь к Родине, к своему народу и русской земле.

    Неизвестный автор одушевляет русскую землю, она в его поэме является одним из главных героев произведения, захватывая историю Руси с незапамятных времён до времён правления князя Игоря. Описывая события войны Игоря с половцами, автор «Слова» с великой любовью и почитанием говорит о природе, которая всеми силами помогает отстоять и защитить родную землю, политую потом и кровью предков.

    И ветер, и солнце, реки и птицы, весь мир величественной природы вносят свой вклад в победу русского народа, так как Русская земля—это и есть русский народ, населяющий её.

    Читайте также:
    Репетилов характеристика героя в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", описание образа, суть противопоставления с Чацким, значение фамилии, роль персонажа в произведении, реплики

    Это великий и могущественный народ, всей душой любящий свою родную землю, делающий всё для её дальнейшего процветания. Народ, готовый в любую

    Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» минуту встать на защиту своей прекрасной и необъятной земли.

    Русская земля показана в поэме в глобальном объёме, она достойна любви и поклонения.

    Сила и мощь родной земли целиком и полностью зависит от сплочённости и единства народов, её населяющих, к чему и призывает автор. Образ русской земли неотрывно связан с героями этого произведения, он присутствует везде.

    На каждом шагу нашим героям встречается милый сердцу каждого русского человека образ родимой земли, это быстрые реки, и густые леса, бескрайние степи и высокие горы. Это вольные птицы, призывающие к свободной и независимой жизни.

    Красота русской земли, сильные, смелые люди, закалённые в трудах и бою, великолепие живой природы, всё это неразрывно связано между собой и представляет единое целое.

    Превыше всего для русского народа стоит свобода и независимость своей Отчизны. Испокон веков русский человек не разрушитель, но созидатель, и вся его жизнь неразрывно связана со своей землёй, которую он холит и лелеет, ибо земля — это начало начал, колыбель всего живого.

    Талантливому автору «Слова» с большим успехом удалось заставить читателя почувствовать гордость за свою Родину, ощутить силу и мощь великой Русской земли.

    Образ Родины в произведении

    Главными персонажами произведения являются не только Олег и Всеволод. Русская земля – вот главный герой всего повествования. Неизвестный автор мастерски описывает небывалые просторы нашей Родины, ее поля, моря и степи. Он гордится не только богатствами, но и людьми: сильными бесстрашными воинами, мирными пахарями.

    После поражения от половцев автор упрекает Игоря в неосмотрительности и импульсивности, ведь подготовься он получше и возьми в союзники других князей, исход мог бы быть совсем другим. Ведь из-за розней и междоусобиц правителей разных областей, половцы будут продолжать осквернять Родину, тогда как объединившись, они могли бы одержать победу. Автор настаивает, что единение – единственное, что может спасти русские земли.

    В главных героях Игоре и Всеволоде соединяются образы храбрых и сильных мужчин, способных защитить свою страну. Они являются олицетворением мужественности. Автор одновременно восхищается ими, но и не боится упрекнуть их в необдуманности некоторых поступков. Ведь до сражения с половцами царил относительный мир, и князь, собравшийся в поход, нарушил мирное соглашение. Он не пожалел ни себя, ни павших в бою солдат, ни свою Родину, стремясь выйти победителем и удовлетворить свои амбиции.

    Сочинение образ Руси в Слове о полку Игореве

    Во многих литературных произведениях древней Руси, будь то поэма или сказка, постоянно упоминаются добрые молодцы, которые защищают Русь от всех напастей и угроз. Многие из этих поэм и сказаний дошли и до нас, благодаря чему о Руси сложилось мнение, что на ней жили одни лишь добрые богатыри и славные войны, готовые отдать жизнь за родину. Как не прискорбно, но в реальности было не совсем так. Настоящих богатырей на Руси было очень мало, можно буквально по пальцам пересчитать, и то мы знаем это только из поэм и сказаний, а они как правило чересчур романтизированы.

    Реальная Русь же была отнюдь не гостеприимным местом. Постоянные набеги со стороны различных племен кочевников, царский деспотичный режим, и прочие проблемы государства по типу древней Руси изрядно портили жизнь как приезжим из других стран, так и коренным жителям страны. Из-за всего этого население было очень придирчиво к иностранцам и даже к их родным и близким, из-за чего долгая жизнь в таких натянутых отношениях друг с другом привела к тому, что коренное население Руси как бы очерствело по отношению ко всему.

    В поэме же Русь показывают сначала как каноничную богатырскую державу, но затем на поверхность всплывает та самая, черствая Русь. Никто не желает отправиться на помощь Игорю или хотя отправить кого — нибудь туда. Всех заботит только лишь собственная безопасность и их благополучие. Таков образ реальной Руси в поэме, и это очень хорошо, из-за того что даёт читателю реальную достоверную информацию, не навязанную стереотипностью мышления более поздних или находившихся под влиянием власти писателей.

    Подведём итоги. Проблема интерпретации Русской земли в поэме раскрыта очень хорошо, благодаря чему можно получить развёрнутый ответ на вопрос состоянии древней Руси. Русь показана как неприветливое, ожесточенное постоянными набегами место, что даёт хорошее представление о том, как там нелегко жилось, и на что шли некоторые героические личности, чтобы спасти отчизну от полного уничтожения кочевниками и прочими противниками. Далее из этого следует, что на Руси может и были так называемые богатыри, но их было настолько мизерно количество, что можно по пальцам одной руки пересчитать. Исходя из этого, можно понять все масштабы всей трагичности положения древней Руси.

    Русская душою Татьяна

    Одним из центральных образов женщины в русской поэзии является незабываемый образ Татьяны Лариной, созданный А. С. Пушкиным. На протяжении всего романа «Евгений Онегин» автором подчеркивается то, что она – «русская душою». Показывается, как она любит русский народ, русскую природу, патриархальную старину, ее обычаи, предания.

    Татьяна предстает перед читателем как человек, которому свойственна глубина натуры и страстность чувств. Она отличается такими качествами, как цельность, искренность, простота. Поэт пишет, что любит Татьяна «без искусства», она поддается влечению чувств.

    В тайну своей любви к Евгению она не посвящает никого, кроме няни. Но глубина любовного чувства не может перевесить чувства уважения и долга по отношению к мужу. Она не хочет лукавить и сообщает Евгению, что любит его, но всю жизнь будет верна своему законному супругу.

    Читайте также:
    Латунский - характеристика критика в романе Мастер и Маргарита

    В этом романе А. С. Пушкин дал образ русской женщины, которая очень серьезно относится к жизни, к любви и долгу. Она отличается глубиной переживаний, сложностью душевного мира. Автор дает понять, что эти черты напрямую связаны с русской природой, русским народом, под влиянием которых сформировалась поистине русская женщина, человек с большой и красивой душой.

    Светлый луч — Катерина

    Нельзя не отметить и этот образ русской женщины, который полон одновременно красоты и трагизма. Это Катерина из «Грозы» Н. А. Островского. По мнению Н. А. Добролюбова, в ней отразился ряд лучших черт, характерных для русского народа. Речь идет о душевном благородстве, стремлении к свободе и правде, готовности к протесту и борьбе.

    Все помнят, что критик назвал Катерину лучом света, который пробился сквозь темное царство удушливого патриархального купеческого мира Кабанихи и Дикого. Эта женщина характеризуется как исключительная, обладающая поэтической, мечтательной натурой. Очутившись в атмосфере ханжества, лицемерия, будучи выданной замуж за нелюбимого, она испытывает неподдельные глубокие страдания.

    Но когда она в «темном царстве» встречается с человеком, близким ей по ее настроениям, в ней ярко вспыхивает романтическое чувство. Любовь становится для героини главным и единственным смыслом ее жизни. Однако чувство долга в ней побеждает, и она кается перед мужем. И хотя в финале Катерина погибает, бросившись в Волгу, тем самым она бросает «вызов самодурной силе».

    Знаток женской души И. С. Тургенев

    Еще одним большим мастером в создании образов русских женщин является И. С. Тургенев. Он был тонким знатоком женской души и сердца и вывел изумительную галерею образов. В «Дворянском гнезде» перед читателем предстает чистая, светлая и строгая Лиза Калитина. С женщинами Древней Руси ее сближают такие черты, как глубокое религиозное чувство, чувство долга и ответственности за свои поступки.

    Однако писателем изображены и женщины нового типа. Такими являются Елена Стахова из романа «Накануне» и Марианна из «Нови». Так, Елена пытается вырваться из узких семейных рамок, окунуться в бурный поток общественной деятельности. Однако условия жизни, существовавшие в то время, не давали женщинам такой возможности. После смерти любимого человека Стахова посвящает жизнь святому делу. Она участвует в освобождении народа Болгарии от турок.

    Женщина для семьи

    Одним из любимейших и наиболее разработанных образов женщины в русской литературе является образ Наташи Ростовой в «Войне и мире» Льва Толстого. Великий писатель противопоставляет его образу Веры Павловны у Чернышевского в романе «Что делать?». Будучи несогласным с идеологией демократов-разночинцев, Толстой рисует образ женщины, созданной не для общественной деятельности, а для семьи.

    Наташа – девушка решительная и жизнерадостная, близкая к народу. В ней присутствует хозяйственность и практичность. При вступлении в Москву Наполеона она, как и многие представители самых разных слоев русского общества, испытывает неподдельный патриотический подъем.

    Но жизненные идеалы героини не являются сложными, они находятся в области семейной сферы и ярко проявляются в конце романа, когда читатель видит Наташу в окружении счастливого семейства.

    Таким образом, крупнейшим из русских поэтов и писателей удалось вывести целую плеяду прекрасных образов русских женщин, во всем богатстве раскрыв все их качества, к которым относятся ум, чистота, стремление к счастью, борьбе, свободе.

    Скромная Маша Миронова

    В «Капитанской дочке» А. С. Пушкин вывел образ русской скромной девушки – Маши Мироновой. Казалось бы, он совсем не является выдающимся. Но если рассмотреть его более внимательно, то можно увидеть, и глубину ее чувств, и серьезное отношение к любви. Она не может выразить их словесно, но всю жизнь хранит им верность. Маша проявляет готовность пойти на все, чтобы спасти любимого человека, пожертвовать собой ради жизни родителей.

    Крестьянки и декабристки

    Особняком в отечественных поэтических произведениях стоят образы русских женщин Некрасова. Этого замечательного поэта называют их певцом. До этого и после этого ни один из стихотворцев не уделял им так много внимания.

    С неподдельной болью Николай Алексеевич рассказал о трудных судьбах русских крестьянок. Он писал, что ключи от их женского счастья являются давно утерянными. Но, несмотря на это, рабская приниженная жизнь не сломила присущие им чувства гордости, собственного достоинства. Такой является Дарья, знакомая нам по поэме «Мороз Красный Нос». Образ этой русской крестьянки – это образ светлого человека, чистого душой и сердцем.

    Большая любовь и теплота чувствуется в изображении Некрасовым женщин-декабристок, которые, нисколько не сомневаясь, последовали в Сибирь за мужьями. Княгини Волконская и Трубецкая готовы в полной мере разделить с ними все невзгоды, бедствия и лишения, тюрьму и каторгу.

    Доклад по литературе ««Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

    В поэме «Слово о полку Игореве» ярко выражен образ Русской земли. В поэме говорится о любви к своей Родине и его народу. Русская земля описана с такой нежностью и трепетом, что читая произведение, представляешь всю эту красоту.

    В творении русского народа, говорится насколько война, уничтожила их родную землю, но она от этого не стала не привлекательной. Множество сожженных нив, полей и лесов разразилось диким плачем и стоном природы. На протяжении всего произведения можно наблюдать насколько русский народ чтит и уважает место, где они живут. Каждый листочек, цветочек, дерево, поле было любимо народом.

    Автор поэмы призывает к единству, к единству народа и народа с природой. В «Слово о полку Игореве» автор пишет о том, что зря Игорь сам пошел сражаться с врагом. Нужно было воссоединиться с воинами и дать отпор вражеской стороне.

    С душевной проникновенностью описываются опустевшие нивы и пашни, где нет работников, а лишь летают вороны и выклевывают глаза павшим солдатам. Любовь к родине раскрывает всю скорбь павших солдат, о том, что стоит беречь свою жизнь.

    Читайте также:
    Стихи на ночь детям - короткие четверостишия перед сном для детей

    В поэме пишется не об одном герое и его поступках, а о великой Русской земле, о ее народе. В произведении, где идут описания природы, образ Русской земли завораживает и увлекает с собой в увлекательное путешествие по городам, рекам и морям.

    Автор пишет о том, что Игорю надо было обратиться за помощью к другим князьям и защитить свою отчизну, но он слишком упрям и жажда славы и признания в итоге привели к тому, что его не многочисленное войско разбили. Святослав Киевский очень любил свою родину и огромные необъятные земли своей Великой родине.

    Ведь образ красоты рек, которые текут через всю страну и наполняют собой озера и моря противопоставлен пустой выгоревшей степи. Вся поэма пропитана сочувствием и любовью к жизни на просторах родной земли.

    В то время велись междоусобные войны, князья пытаются воевать друг с другом. Каждый из них пытается забрать себе как можно больше земель. Никого кроме Святослава Киевского действительно не интересует воссоединение всех князей. Его волнует проблема своего народа и Русской земли.

    Описание того как природа ведет себя после того как Игорь проигрывает, впечатляет. Как ведут себя тучи и моря, как гремит гром, и вся природа стонет от боли и переживаний. Она разбита и опечалена тем, что так все закончилось. Природа принимает главное участие в жизни людей, она делит радости и печали вместе с человеком. В произведении главный герой Игорь разговаривает с реками, а птицы, словно люди наделены человеческими качествами и прозорливым умом.

    Автор произведения призывает к тому, чтобы весь народ был един и находился в гармонии с природой. Ведь только единством Великий и могучий народ может дать отпор внешней угрозе.

    Вариант 2

    Главной фабулой выдающегося произведения «Слово о полку Игореве» является огромная любовь к Родине, к своему народу и русской земле.

    Неизвестный автор одушевляет русскую землю, она в его поэме является одним из главных героев произведения, захватывая историю Руси с незапамятных времён до времён правления князя Игоря. Описывая события войны Игоря с половцами, автор «Слова» с великой любовью и почитанием говорит о природе, которая всеми силами помогает отстоять и защитить родную землю, политую потом и кровью предков.

    И ветер, и солнце, реки и птицы, весь мир величественной природы вносят свой вклад в победу русского народа, так как Русская земля—это и есть русский народ, населяющий её.

    Это великий и могущественный народ, всей душой любящий свою родную землю, делающий всё для её дальнейшего процветания. Народ, готовый в любую

    Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» минуту встать на защиту своей прекрасной и необъятной земли.

    Русская земля показана в поэме в глобальном объёме, она достойна любви и поклонения.

    Сила и мощь родной земли целиком и полностью зависит от сплочённости и единства народов, её населяющих, к чему и призывает автор. Образ русской земли неотрывно связан с героями этого произведения, он присутствует везде.

    На каждом шагу нашим героям встречается милый сердцу каждого русского человека образ родимой земли, это быстрые реки, и густые леса, бескрайние степи и высокие горы. Это вольные птицы, призывающие к свободной и независимой жизни.

    Красота русской земли, сильные, смелые люди, закалённые в трудах и бою, великолепие живой природы, всё это неразрывно связано между собой и представляет единое целое.

    Превыше всего для русского народа стоит свобода и независимость своей Отчизны. Испокон веков русский человек не разрушитель, но созидатель, и вся его жизнь неразрывно связана со своей землёй, которую он холит и лелеет, ибо земля — это начало начал, колыбель всего живого.

    Талантливому автору «Слова» с большим успехом удалось заставить читателя почувствовать гордость за свою Родину, ощутить силу и мощь великой Русской земли.

    Статья «Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве». статья по литературе (10 класс) на тему

    Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве».

    Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве»- центральный. Рассказывая о неудачном походе на половцев «Игорева храброго войска», автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые имена с настоящим. В круг повествования автора введены огромные географические пространства: половецкая степь, Дон, Чёрное и Азовское моря, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина; города, Корсунь, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль и др. К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие её народы: немцы и венецианцы, греки и моравы. В ход русской истории втянуты литва, финны, половцы. Огромность Русской земли подчёркивается В «Слове…»одновременностью действия в разных концах страны:

    «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле», «девицы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева».

    Ощущение бескрайних просторов передаёт и пейзаж. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки – это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движение.

    Автор «Слова…» хорошо знает природу степи , её флору и фауну. Но реальные образы животного мира, явления природы приобретают в «Слове…» символический художественный смысл. Приём олицетворения сил природы указывает на связь с устным народным творчеством.

    Вся русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. «Солнце… тьмою путь заслоняет» князю – предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: « Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось». Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зелёном берегу, одевает его тёплым туманом.

    Читайте также:
    Улыбка кратко читать рассказ за несколько минут бесплатно

    Охватывая всё пространство Русской земли, автор тем не менее наблюдателен и точен в деталях. Он рассказывает о подробностях походной жизни , приёмах защиты и нападения, деталях вооружения, о поведении птиц и зверей. Героем «Слова…» становится вся Русская земля. Княжеские крамолы и распри допустили «поганых со всех сторон ходить с победами на землю Русскую». И вот все князья призываются в «Слове…» к единению и общей защите Русской земли от половецкой опасности.

    В образе Русской земли объединяется для автора «Слова…» ее история и современность, села и города, реки и просторы степей, а главное — люди, ее населяющие, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» — пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь. Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя.

    Войско Игоря — это на просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.

    Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово…», главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.

    Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизма.

    Сочинение образ Руси в Слове о полку Игореве

    Во многих литературных произведениях древней Руси, будь то поэма или сказка, постоянно упоминаются добрые молодцы, которые защищают Русь от всех напастей и угроз. Многие из этих поэм и сказаний дошли и до нас, благодаря чему о Руси сложилось мнение, что на ней жили одни лишь добрые богатыри и славные войны, готовые отдать жизнь за родину. Как не прискорбно, но в реальности было не совсем так. Настоящих богатырей на Руси было очень мало, можно буквально по пальцам пересчитать, и то мы знаем это только из поэм и сказаний, а они как правило чересчур романтизированы.

    Реальная Русь же была отнюдь не гостеприимным местом. Постоянные набеги со стороны различных племен кочевников, царский деспотичный режим, и прочие проблемы государства по типу древней Руси изрядно портили жизнь как приезжим из других стран, так и коренным жителям страны. Из-за всего этого население было очень придирчиво к иностранцам и даже к их родным и близким, из-за чего долгая жизнь в таких натянутых отношениях друг с другом привела к тому, что коренное население Руси как бы очерствело по отношению ко всему.

    В поэме же Русь показывают сначала как каноничную богатырскую державу, но затем на поверхность всплывает та самая, черствая Русь. Никто не желает отправиться на помощь Игорю или хотя отправить кого — нибудь туда. Всех заботит только лишь собственная безопасность и их благополучие. Таков образ реальной Руси в поэме, и это очень хорошо, из-за того что даёт читателю реальную достоверную информацию, не навязанную стереотипностью мышления более поздних или находившихся под влиянием власти писателей.

    Подведём итоги. Проблема интерпретации Русской земли в поэме раскрыта очень хорошо, благодаря чему можно получить развёрнутый ответ на вопрос состоянии древней Руси. Русь показана как неприветливое, ожесточенное постоянными набегами место, что даёт хорошее представление о том, как там нелегко жилось, и на что шли некоторые героические личности, чтобы спасти отчизну от полного уничтожения кочевниками и прочими противниками. Далее из этого следует, что на Руси может и были так называемые богатыри, но их было настолько мизерно количество, что можно по пальцам одной руки пересчитать. Исходя из этого, можно понять все масштабы всей трагичности положения древней Руси.

    Былинный образ русской земли


    Рассматривая былинные образы русской земли в фольклоре восточных славян, необходимо обратить внимание на тот факт, что само понятие «былины» несет в себе не только стихотворно- поэтическую направленность, но и представляет собой изложение древних исторических событий, происходивших на русской земле. Образ земли в былинах, включает в себя не только патетическое воспевание Земли – матушки, но и представляется многочисленными образами богатырей — защитников земли, одухотворенностью рек и озер, и прославлением победы над врагами русской земли. Примечательно, что исходя из смысловой нагрузки текста русских былин, можно познакомиться не только с документально подтвержденными событиями, но и узнать об отношении человека к земле, его обрядовости и социально-значимых для человека событий.

    Читайте также:
    Облако в штанах - анализ поэмы, краткое содержание, история

    Основными героями образа земли в русских былинах, являются богатыри, к которым проявлялось особое почтение, ввиду действий по защите родной земли и отражению нападения врагов. Наиболее ранними упоминаниями о богатырях являются былины о Дунае, Волхве Всеславьевиче и конечно мифологическом богатыре Святогоре. Позднее, были созданы былины с подвигами, известных по сей день богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. На сегодняшний момент, былины имеют несколько циклов. Наиболее известные своими событиями в былинах являются Киевский и Новгородский циклы. В киевском цикле былин, богатыри идут на службу князю Владимиру, а в новгородском цикле, богатырями и защитниками представляются князья, крестьяне и купцы – Микула, Вольга, Садко. Все героические образы богатырей циклов былин, как никогда подчеркивают общий образ русской земли.

    Образ земли русской, также представлен в былинах и городами, наиболее известными защитой от нападения вражеских войск. Наиболее часто упоминаемы – Киев, Галич, Муром, Новгород. Интересен факт создания собирательного образа Князя Владимира в былинах, часто упоминаемого как Владимир «Красно Солнышко». Этот образ является совокупностью черт образа князя Владимира Святославовича и образа князя Владимира Всеволодовича Мономаха, являющимися правителями земли Новгородской.

    Отличительной особенностью русской былины от других древних поэтических произведений, является форма изложения с характерными ударениями и наличием запевов, предшествующих началу происходящих в былинах событий. Обязательным, является и описание социально-бытовых проявлений в исторических условиях. Образ русской земли в былинах также представлен в упоминании Могучего Днепра, Волги – матушки, Ильмень – озера и Белого моря, которые являются одними из важнейших исторических мест, в коих разворачиваются все события.

    Также, стоит обратить внимание на представление образа земли и ее отождествление с крестьянским пахарем и земледельцем. Так, например, былинные богатыри Илья Муромец и Микула Сельянинович, описываются как пахари, занимающиеся «крестьянской работушкой».

    Исследуя образ русской земли в былинах, читатели сталкиваются не только с образами «славных богатырей русских», но и с духовностью окружающего мира, с описаниями, указывающими на отношение восточных славян ко всему происходящему вокруг них. Образ земли в былинах и сказаниях, представлен также и описаниями окружающей русской природы. Довольно часто встречаются такие словоформы, как: «трава – мурава», «мать сыра земля», « ветер – владыка», свидетельствующие об особом почитании славянами природных явлений. Образ земли русской, также представлен в былинах отношением славян к земле, как к «матушке», помогающей справляться со всеми бедами и напастями. В подтверждение этих слов, говорят неоднократные обращения богатырей и защитников к русской земле о помощи и, своего рода благословения на защиту от «врага — супостата».

    Былинный образ земли многообразен, но основным качеством смысла любой русской былины является высокая патриотичность и общее Единение славянского народа против ненавистного врага. Былины являются основой русского фольклора, благодаря им, произошло последующее развитие сказаний, эпосов и русских исторических баллад.

    Образ русской земли в слове о полку Игореве сочинение 9 класс (три примера)

    ­Примеры сочинений об образе русской земли

    “Слово о полку Игореве” было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. “Слово о полку Игореве” проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.

    Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.

    Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.

    В основе гениальной наблюдательности автора “Слова”, в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм “Слова о полку Игореве”.

    Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие “Слова”, передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.

    Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.

    При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж “Слова о полку Игореве” тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в “Слове”, усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).

    Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа “Слова” – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.

    Читайте также:
    Три Толстяка краткое содержание читать за несколько минут

    Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все “Слово” от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.

    Призывом к единению служит и центральный образ “Слова” – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в “Слове” русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.

    “Слово о полку Игореве” полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.

    Пример №2

    «Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Это произведение написано неизвестным писателем в 12 веке. В «Слове» отражены события неудачного похода Князя-Игоря на половцев в 1185 году. Князь Игорь Святославович с немногими силами, очертя голову, выступил против половцев, чтобы «поискать» себе «чести и славы», не договорившись с другими князьями, потерпел страшное поражение от этого.

    Рассказ о походе Игоря построен так, чтобы мы смогли увидеть и восхититься дерзкой смелостью князя, услышать мудрый голос правителя и задуматься о судьбе русской Земли и Русского народа. К единению князей призывает Святослав Киевский, который осуждает бездействие и раздоры всех князей. Болью, чувством тревоги и заботой о родной земле пронизано «Золотое слово» Святослава Киевского. Героем «Слова» является не только князья, но весь русский народ, Русская земля. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает Родину как единое, огромное и живое существо. В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: перед битвой с половцами кровавые зори свет поедают, черные тучи с моря идут, быть грому великому, земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется, После поражения войска Игоря глубокая печаль идет по Руси. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, дождевые облака, утренний туман – все скорбит о случившемся. Также широки образы из плача Ярославны. Ярославна обращается к ветру, лелеющему корабли, веющему под облаками, к солнцу, от которого всем тепло и прекрасно. Женские образы овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом. В них воплощена печаль и забота родины о своих воинах. В идейном замысле автора эти женские образы занимают очень важное место, подчеркивая мирное и созидательное начало, противостоящее войне и разрушению.

    Необыкновенная чуткость к человеческому горю, большое и умное сердце автора «Слова» не могли не привлечь его к народному горю – к страданию русского населения.

    Народность и гуманизм автора – это, в сущности, две стороны одного и того же, поэтому «Слово» живет и для нас, продолжает волновать нас до сих пор.

    Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей противопоставлен образу пустынной половецкой степи. Русская земля для автора «Слова» – это, конечно, народ. Идеал автора – это могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.

    Пример №3

    «Слово о полку Игореве…» было создано чуть более восьми столетий назад. Это произведение описывает неудачный поход русского войска, возглавляемого князем Игорем, на половцев.

    Одним из основных героев «Слова…» является Русская земля. Знакомясь с содержанием произведения, становится понятно, что его автор принимал активное участие в этом походе, был его свидетелем, так четко и красочно изобразил он тот древнерусский пейзаж. Автор словно наделил землю человеческими чувствами, мыслями, действиями, ведь читая это произведение, мы не раз видим, как Русская земля помогает войску князя Игоря. Она бьется с врагом наравне с русичами. Земля прославляет победы русского войска и печалится его поражениям. Примером могут служить эти строки: «Стоном стонет мать-земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется …».

    Этими словами автор «Слова…» проявил чрезвычайную наблюдательность к природе родного края, создав незабываемый образ своей земли.
    Кроме всего прочего, Русская земля, словно гадалка, предвещает беды и неудачи войску князя Игоря в этом походе. Так в день начала похода случилось полное солнечное затмение, животные вели себя очень встревожено. Из описания той сцены, мы узнаем, что скорее всего случилось полное затмение солнца, ведь днем на землю опустилась ночная тьма. Высшие силы природы словно предупреждали князя о грядущем поражении и хотели остановить его.

    Когда князь Игорь попал в плен, Русская земля и тут не отвернулась от него. Она помогла ему бежать, указывая путь домой. Чайки предупреждали его о погоне, дятлы указывали путь в родной край.

    В образе Русской земли автор «Слова…» хотел показать нам, что мы сильны только тогда, когда едины. Ведь в годы создания этого произведения, Русь достигла наибольшего феодального дробления. Автор показал, к чему привела такая раздробленность, где каждый сам за себя, где нет единства страны и нации.

    Русская земля в «Слове о полку Игореве»

    Русская земля в «Слове о полку Игореве».

    «Слово» описывает события похода князя Игоря на Поло­вецкую землю в 1185 г. Это было смутное время феодальной раздробленности, внутренних раздоров (князья враждовали друг с другом), кровопролитных сражений с внешними вра­гами.

    Читайте также:
    Швабрин и Гринев - характеристика героев повести Капитанская дочка

    На юге, на территории русских земель, Киевской Руси посто­янно угрожали половцы, кочевые воинственные племена. Автор «Слова о полку Игореве» прекрасно знал историю своей много­страдальной родины. Это произведение не только о неудавшегося походе на половцев князя Игоря, Святослава Олеговича и младших княжичей. Это произведение о Руси XII в., об одном из очень важных исторических моментов, переживаемых авто­ром и его современниками.

    Русская земля богата и благодатна. Главные ценности её — прежде всего люди, те, которыми автор восхищается и которые создают славную историю будущего Русского государства. Яр­кие личности.

    Вместе с тем это и близкие Игорю люди, его родные и друзья, его соратники по боевым делам. Автор описывает дружинников князя курского Всеволода, которые «под трубами взлелеяны», «с конца копья вскормлены», которые идут «путями незнаемыми», ища себе чести, а князю славы.

    Автор также рисует образы нежных и любящих жён князей Игоря и Всеволода, княгинь Ярославны и Глебовны.

    С именем своей жены на устах идёт в битву Всеволод, хра­брец, «буй-тур»; ему дороги её «свычаи и обычаи» (её привязан­ности и привычки). А когда Игорь попадает в плен, когда убиты сотни русских дружинников на бранном поле, то вся земля русская стонет и рыдает от понесённых потерь. «Дева-обида» расплескала, словно белая лебедь крылья, горечь и слёзы по русской земле. И в первую очередь оплакивают своих близких их жёны, дочери и невесты, называя их «ладами» («милыми»).

    А Игорь, взятый в плен половцами, вызволен не только Овлуром. Плач жены Игоря Ярославны «на забрале», городской стене в Новгороде, звучит так жалобно и призывно. Именно этот плач, мольба, помогли Игорю найти силы для побега. Ярославна на­зывает Игоря «милым мужем», умоляет силы природы: солнце, ветер и Днепр — помочь ему.

    Суровы и мужественны русские князья Игорь, Всеволод, Свя­тослав Ольгович, а также молодое поколение — княжичи, сын и племянник. Это настоящие воины, «четыре солнца», люди, которые берут на себя ответственность и за свои судьбы, и за судьбы своих воинов-дружинников, и за судьбы оставшихся дома близких людей.

    Но их торопливость, их честолюбие послужили причиной неудачи в походе. Игорь и Всеволод намерены и славу преж­них походов себе присвоить, и новую славу только себе при­писать.

    Действительно, феодальная раздробленность, эгоизм и не­согласованные действия князей, бесконечные военные кон­фликты становились причинами разорения Руси.

    От разобщённости князей гибнет русская земля. Эта идея просматривается в «золотом слове» (монологе) князя Святос­лава. Именно киевский князь Святослав, сильный, мудрый, во­левой, упрекает своих младших сподвижников в том, что они своими раздорами разорили Русь.

    Когда же Игорь освобождается из плена, Русь ликует, все люди славят князя, видя в нём надежду на возрождение Руси.

    Образ Русской земли как родового гнезда, дорогого для ге­роев домашнего очага, часто встречается в повествовании.

    Когда дружина Игоря всё более удаляется от дома, печали воинов нет границ. «О русская земля, ты уже за холмом!» В этих словах — чувства князя и его дружинников, оставляющих род­ной дом для поисков чести и славы.

    Природа — очень яркий и выразительный образ в повести. Она, живая, вместе с героями повести печалится и радуется, она их союзник. Именно природа предупреждает Игоря об опасно­сти (затмение солнца); бескрайние степи впитали в себя кровь павших русских воинов, а ветер высушил их кости. Опустив­шаяся на землю ночь помогает Игорю бежать из плена.

    По пути домой необозримые зелёные степи, шумные ду­бравы, прозрачные реки сопутствуют герою, делают его воз­вращение счастливым.

    «Слово» заканчивается настоящим гимном, здравицей в честь князя Игоря и всей Русской земли.

    Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»

    сочинение по литературе 9 класса

    «Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу князя Игоря Святославича против половцев, предпринятого в 1185 году. Это произведение проникнуто настоящим патриотизмом, искренней любовью к своей Родине. Именно поэтому значительное место в «Слове» занимает образ Русской земли.

    Любовь к Родине

    Всё произведение посвящено любви к Родине и искренним переживаниям за её процветание. Глубокую тоску навевает описание опустелой пашни. Горестные картины заброшенной нивы, на которой привольно разгуливают вороны, ассоциируются автором с судьбой русского народа. Он не мог пройти мимо народного горя, его сердце переполнено любовью к Русской земле. Именно она и является главным героем «Слова о полку Игореве». И именно любовь к родной земле стала вдохновителем для создания одного из величайших древнерусских литературных памятников. Любовь к Родине позволила автору прочувствовать переживания Ярославны, наполнила его душу скорбью о павших воинах. Любовь помогла ему ощутить то, что чувствовал князь Игорь и его дружина накануне сражения.

    Целостность Русской земли

    Русские князья не задумывались о сохранении целостности своей земли и единстве. Каждый хотел заполучить себе больше владений, а внешней угрозой не интересовался. Заботясь о собственном благополучии, князья не думали о защите Русской земли, чем и воспользовались половцы. Только единство и желание отстоять свою Родину могли способствовать победе над вражеским войском.

    Значение Русской земли в «Слове»

    Русская земля в «Слове о полку Игореве» имеет очень большое значение. Она является центральным образом в произведении. Во время чтения «Слова» начинаешь сопереживать ей, восхищаешься её удивительной природой, восторгаешься мужеством и отвагой русских воинов, готовых отдать собственную жизнь ради свободы и независимости родной земли.

    Образ Русской земли прослеживается в «Слове о полку Игореве» в каждой детали, ведь именно благополучие и независимость Родины – главное достояние любого народа.

    Идея патриотизма

    «Слово о полку Игореве» — очень патриотичное произведение. Автору трудно даётся изображение княжеских междоусобиц, потому что он лично переживает за разобщенность своего народа. В «Слове» не раз говорится о том, что врага можно будет победить только, если русский народ объединится.

    Читайте также:
    Краткое содержание Шуточка - можно прочитать онлайн на нашем сайте

    Автор с любовью описывает родные пейзажи, удивительную русскую природу. Перед битвой русская земля волнуется, а после поражения оплакивает погибших.

    Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве» — это образ сильной и могущественной державы, которая сможет выстоять, несмотря на неразумное поведение своих сыновей.

    Центральное место в «Слове о полку Игореве» занимает образ земли. Именно она становится причиной, по которой половцы решили напасть на русские княжества. Кроме того, Русская земля становится свидетелем тех ужасных событий, которые описаны в «Слове».

    Всё произведение пронизано беспредельной любовью к своей родине, желанием уберечь её от вражеского посягательства.

    Особенности Русской земли в «Слове о полку Игореве»

    В «Слове» Русской земле приписываются качества и черты живого человека, земля – это не просто часть природы, это образ, находящийся в центре всего повествования.

    Русская земля представляется могущественной и сильной. Она является совершенно неуязвимой, когда ею управляет мудрый правитель. Кроме того, у этой земли благоприятное расположение, о чём неоднократно упоминается в «Слове о полку Игореве». Она просторна, необычайно красива, и обладает множеством полезных ресурсов и своими климатическими особенностями.

    Именно на русской земле появляются такие достойные и благородные воины, готовые до последнего вздоха защищать свою Родину.

    Русская земля и природа

    Для автора Русская земля неделимо связана с русской природой. Солнце, ветер, Днепр, тучи, море, овраги и поля являются тем фоном, на котором происходят события, описанные в «Слове о полку Игореве». Искусное описание пейзажа позволяет увидеть не маленький участок природы, а необъятные просторы всего государства.

    Особенно явно этот пейзаж вырисовывается в третьей части «Слова», в плаче Ярославны, которая умоляет силы природы помочь ей вернуть любимого. И это неудивительно, ведь русский человек всегда чувствует свою зависимость от родной земли – и в радости, и в горе.

    Природа внимает мольбам безутешной княжны, указывая князю Игорю путь домой после его побега из плена. Автор описывает, как русская земля радовалась его освобождению, и как благодарил её Игорь за своё спасение и укрытие.

    Главная мысль «Слова о полку Игореве»

    Через образ земли автору удаётся провести свою главную мысль. Только после посягательств на Русь половцев, Святослав сказал своё «золотое слово», и призвал русских князей к объединению.

    Автор не раз обращается к образу Русской земли, когда хочет подчеркнуть необходимость объединения.

    Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает всё произведение. Его необходимость лишается всяческих сомнений после неудачного окончания похода князя Игоря. Он потерпел поражение только потому, что отправился в этот поход один, без поддержки других княжеств.

    Родная природа в «Слове…»

    «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, открывающий перед читателями мир культуры, истории Древней Руси, традиции и события того времени.

    В каждой строке этого незабвенного произведения мы чувствуем любовь к Русской земле. Мы не знаем, кто был автором древней поэмы, но отчетливо видим его преданность родине, его любование русской природой.

    Мир природы в «Слове…» вторит потребностям и желаниям человека. Природа олицетворяется автором, становится внутренним голосом автора, убегающего от бед и призывающего к единству.

    Главный герой «Слова…»

    Перед читателями раскрывается образ русской земли во всей ее красе. Главным действующим лицом поэмы выступает не отдельно взяты человек, а именно родина, со всеми ее необъятными просторами, с ее многострадальным народом.

    В представлении автора русская земля – центральный образ, главный организм, живущий по своим законам. Автор вводит в произведение огромные пространства: моря, реки, большие города – вся страна перед глазами читателя.

    Величайшая ценность земли русской

    Родные просторы рек и озер, городов и их жителей противопоставляются в повествовании земле половецкой, ее горам и топям, болотам и грязи.

    Русская земля в представлении автора – это, несомненно, не только почва, не только реки, леса, города, но и народ, который ее населяет. Автор повествует о прерванной из-за войны с половцами работе простых крестьян, о судьбе русских женщин, ждущих мужей с поля боя, оплакивающих погибших близких, об общем горе русского народа, скорбящего после разгрома войска князя Игоря.

    История в «Слове о полку Игореве»

    Для автора «Слова…» большое значение имеет история Русской земли. Давая описание похода Игоря, автор обращается к событиям прошлых лет. Он вспоминает события за последние полтора века, его рассказ постоянно обращается от современности к прошлому и наоборот, так автор сопоставляет происходящие события, приводя в пример славное прошлое родины.

    Под пером автора «Слова…» русская земля словно оживает. В поэме предстает вся Русь – ее народ, ее просторы, ее история. Образ страдающей Родины помогает автору вызвать сочувствие у читателя, заставить его ощутить ненависть к ее недругам, призвать его к защите земли русской.

    Заключение

    Главная тема «Слова о полку Игореве» — любовь к Родине. Автор призывает людей русских, в особенности князей, к объединению во благо земли Русской. Тема патриотизма сделала произведение бессмертным. В нашей современности национальные и социальные конфликты тоже имеют место быть. Я думаю, что «Слово…» это своеобразное завещание давно живущего поколения поколениям будущим. «Золотое слово» Святослава никогда не утратит уникальности, оно учит каждого бережно и заботливо относиться к родине, хранить ее честь перед лицом других государств.

    Образ русской земли на страницах «Слова о полку Игореве»

    «Слово о полку Игореве» — это уникальный памятник древнерусской литературы, созданный, по мнению большинства именитых исследователей-литературоведов, в промежуток с 1185 по 1190 г, однако точная дата его создания по-прежнему остаётся неизвестной.

    Сам жанр слова пришёл на Русь из Византии и стал ораторским жанром, близким к проповеди, — именно эта особенность произведения позволяет гораздо глубже понять его смысл и значение для современников оставшегося анонимным создателя «Слова…».

    Читайте также:
    Лошадиная фамилия, Чехов: читать онлайн бесплатно

    Учитель проверяет на плагиат?
    Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

    Связаться с нами:

    Главным героем Памятника по существу является не князь Игорь, не его войско и даже не прочие феодалы и жители Руси — центральное место «Слова…» занимает образ Русской земли, который представляет собой основу композиции и даже является своего рода действующим лицом.

    Так, текст произведения (как сохранившиеся списки, так и переводы) содержит огромное количество упоминаний, связанных с этим образом. Так, например, лейтмотивом текста, значительно повышающим напряжённость описываемых событий, является обращение-восклицание:

    «О, Русская земля! Ты уже за холмом!»

    Несмотря на то, что автор «Слова…» явно был христианином, поэтику своего произведения он черпает в первую очередь из язычества, а потому Русская земля выступает у него одухотворённым, живым персонажем. Также можно сказать, что одновременно с этим образ земли является своего рода авторским комментарием к происходящему, в которых создатель выражает личное отношение к описываемым событиям. Так, элементы флоры, фауны, описания природных явлений обретают под пером анонимного автора «Слова…» символический смысл и наполняются языческой, народно-поэтической эстетикой.

    Русская земля выступает своего рода защитницей, матерью всех русичей. Именно земля пытается предостеречь Игоря от неудачного похода: она посылает ему знамение — затмение солнца, однако и это не останавливает Игоря. Предостережения становятся всё более и более суровыми: начинается гроза, воют дикие звери, пробуждается дух Див:

    …Солнце тьмою путь ему закрыло,
    Ночь грозою птиц перебудила,
    Свист зверей несется, полон гнева,
    Кличет Див над ним с вершины древа…

    Природа предчувствует поражение Игоря и стремится посылать ему всё новые знаки, однако он слишком увлечён идеей добыть себе славы и золота:

    Игорь к Дону движется с полками,
    А беда несется вслед за ним:
    Птицы, поднимаясь над дубами,
    Реют с криком жалобным своим…

    Русь готова защитить своего сына, однако тот покидает её — и «из-за холма» Русская земля не может помочь Игорю.

    Однако первая битва проходит очень успешно: войско половцев разбито, смелый Святославич побеждает противника и даже добывает себе хоругвь и серебряное копьё: большей награды ему и не требуется.

    Земля опять высылает своему смелому сыну предостережение. Она будто советует Игорю возвратиться и напускает кровавые зори, сильные ветры. Разражается гроза, предупреждающая о поражении Игоря. Когда же войско смелого князя было разбито, земля, точно родная мать, тяжко переживала поражение. На Руси бушевала непогода, бились птицы, оглашая земли печальным криком, «поникли степи». «На Руси веселье полегло» — именно так характеризует автор «Слова…» то горе, которое обрушилось на государство.

    Стоит отметить, что создатель «Слова…» отрекается от религиозно-аскетичного восприятия женщины, которая по религиозным канонам часто описывалась как носительница греха Евы. Ярославна же в «Слове…» выступает как носительница русских национальных женских черт, она становится подругой и верной спутницей, опорой собственного мужа — и именно это приближает её к пониманию сил природы, и потому Земля, к которой Ярославна обращается со своего рода языческой молитвой, прислушивается к искреннему плачу, внимает просьбам и мольбам, и помогает Игорю вернуться домой. Плач Ярославны — это не только один из первых женских образов в древнерусской литературе и великолепный поэтический образец, это ещё и собирательный образ всех русских жён, матерей, объединённых великою скорбью.

    Магическое заклинание Ярославны будто доходит до Игоря, и Русская земля решает возвратить ей родного мужа. Дон ласкает Игоря в своих волнах, стелет ему мягкую зеленую траву, укрывает под сенью деревьев тёплыми туманами.
    Природа помогает Игорю при побеге:

    …И едва
    Смолк Овлур, как от ночного гула
    Вздрогнула земля,
    Зашумела трава,
    Буйным ветром вежи всколыхнуло.

    Природа сделала бегство Игоря незаметным, укрыла его от половцев. Когда же Русь оказалась совсем близко, природа вдруг умолкла — и только дятлы своим стуком помогли князю найти правильную дорогу. Соловьи же сопровождали Игоря пением, радуясь его скорому возвращению.

    …Автор «Слова о полку Игореве» изображает Русь единым пространством, рисуя её необъятные просторы, широкие степи и леса, могучее спокойствие земли Русской. Несмотря на то, что в процессе повествования он несколько раз меняет локации, общая картина изображаемой земли остаётся цельной — в отличие от противоборства враждующих и ослабляющих Русь феодалов.

    Кроме того, Русь изображена не только в географической, но и в исторической полноте, широте: недаром автор упоминает о веке Троянове, Олеговых походах — вплоть до похода Игоря. Создатель изображает Русь в прошлом — могучей великой державой. Ныне же это ослабленная страдающая Родина, спасти которую может только объединение — как это было в старину.

    «Слово о полку Игореве» — это современное, реакционное произведение, полное патриотического пафоса. Как уже отмечалось выше, образ Русской земли в нём становится центральным — упоминания о Руси сопровождают каждый эпизод повествования. Помимо высочайшей поэтичности письма стоит отметить и глубокий философский смысл описаний природы, которые не только добавляют тексту художественности, но и являются авторским комментарием, через который создатель выражает отношение к происходящим событиям, глубоко сочувствует Родине, представляет Русь в образе матери, любящей и принимающей своих детей в любой ситуации, и проводит главную мысль — мысль о необходимости покончить с междоусобицами на Руси, чтобы вернуть ей былую мощь и силу.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: