Со скольки оставлять ребенка одного дома – пояснение родителям

Один дома

Когда и как можно оставлять ребенка дома одного

Надеемся, все помнят комедию «Один дома», где малыш, позабытый в предпраздничной суете, проводит несколько дней в одиночестве. Помимо грабителей, которым он дает достойный отпор (спишем этот сюжетный поворот на фантазию сценаристов), он сталкивается со множеством бытовых и психологических проблем, о которых, уверены, вы до этого даже не задумывались.

Пусть и не таким экстремальным способом, но шаг к самостоятельности и автономности вашему ребенку рано или поздно придется сделать. Когда можно попытаться оставить ребенка дома одного? Насколько это безопасно? Как подготовить ребенка к самостоятельному времяпровождению?

Это вообще легально?

В законодательствах обычно не указан возраст, когда ребенок может оставаться дома один. Исключением, пожалуй, можно считать США где, как вы знаете, действуют собственные правила в каждом из штатов. Там возраст, достаточный для оставления ребенка дома, колеблется от 7 лет в Небраске до 14 лет в Иллинойсе, но и в Америке в 35 штатах нет таких законодательных ограничений.

Большинство стран регулируют этот вопрос рекомендациями органов опеки (обычно подходящим возрастом считается 12-13 лет).

Если нет закона, значит можно оставлять ребенка дома хоть с рождения? Не совсем.

Во-первых, в Уголовном кодексе есть статья №125: «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности» (наказание довольно разнообразно – от штрафа до лишения свободы на срок до года).

Следует отметить, что просто оставление ребенка в квартире – не относится к понятию «опасное для жизни и здоровья состояние», поскольку пребывание дома ничем ребенку не угрожает, Однако если вы оставили малыша запертым на день без еды и воды – вами займутся компетентные органы.

И все же чаще страдают шустрые малыши из вполне благополучных семей, которые в отсутствии (а иногда и в присутствии) мамы и папы добираются до открытых окон, газовых кранов, спичек, таблеток, бытовой химии.

В этом случае вступает в действие статья № 5 – 35 Кодекса административных правонарушений РФ: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей».

Наконец, если вы постоянно оставляете ребенка дома одного, и он рыдает там часами, что, естественно, вызывает беспокойство и опасения соседей, в дело вступают сотрудники органов опеки и попечительства, которые руководствуются статьей №77 Семейного кодекса РФ.

Статья 77 СК РФ: «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

Тут мы должны отметить, что в российской юридической практике толкование понятия «непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка» в статье 77 СК гораздо шире, чем в статье №125 УК, хотя формулировки, казалось бы, одинаковы. По сути, является ли угроза жизни и здоровью ребенка непосредственной, определяют органы опеки и, зачастую, «на глаз».

Однако если ваш ребенок спокоен и весел, не страдает в ваше отсутствие от голода и жажды, не может добраться до окон, ножей, спичек, газовой плиты, то не существует законодательного ограничения, которое не позволило бы вам оставить ребенка дома. Поэтому советуйтесь с собственным здравым смыслом!

Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома

Психологи уверены, что не существует единой возрастной отметки, когда можно оставлять ребенка дома одного. Упомянутый выше возраст 12-13 лет – это, скорее, возраст, когда ребенок достаточно социализирован, чтобы попав в потенциально опасную ситуацию, действовать адекватно.

Однако на деле один ребенок и в пять лет достаточно спокоен, благоразумен и житейски опытен, чтобы провести время дома. Другой и в 10 и даже в 12 лет не готов брать на себя ответственность за собственную безопасность.

Попробуйте определить готовность ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак, ваш ребенок…

умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер и номера экстренных служб?

умеет и любит проводить время самостоятельно, может заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?

не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или чудовищ?

знает и соблюдает запреты, связанные с играми с опасными предметами?

не склонен наносить увечья себе или окружающим?

имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?

знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?

не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать «диверсии» в ответ на запреты или наказания?

Если на все вопросы вы ответили «да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома. Обычно считают, что среднестатистический ребенок может оставаться дома на час и больше, начиная с 7-8 лет.

Потенциально опасные ситуации

Обсудите с ребенком возможные потенциально опасные ситуации. Позаботьтесь, чтобы у него была с собой таблица с важными телефонами.

Сорвало кран (прорвало трубу)

Позвонить вам, позвонить в аварийную службу, отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям, открыть дверь, остаться в безопасном месте.

Пожар

Покинуть квартиру и позвонить в пожарную часть, при возможности предупредить соседей, максимально быстро выйти на улицу, не пользуясь лифтом. Если покинуть квартиру невозможно, то сперва позвонить в пожарную часть, и сразу запереться в ванной, заложив дверь мокрыми полотенцами. Позвонить вам, наполнить ванну водой и забраться в воду, дышать через влажную ткань. Не паниковать!

Запах газа

Покинуть квартиру и позвонить в аварийную службу. По возможности предупредить об опасности соседей (в двери стучать, а не звонить!) Сразу же выйти на улицу и позвонить оттуда вам.

Читайте также:
Нужен ли ребенку детский сад для развития и общения со сверстниками - читать онлайн

Убедитесь, что ваш ребенок знает запах бытового газа.

В дверь кто-то стучит или звонит

Позвонить вам. Если стук продолжается, спросить из-за закрытой двери «кто?», не открывая дверь. Дверь можно открыть, только если визитер хорошо знаком ребенку (родственник, ближайшие соседи) и предупреждает его о реальной опасности (пожар, угроза взрыва).

Если в дверь стучит незнакомец, ни в коем случае не говорить, что родителей нет дома. Объяснить, что они устали и спят, или вернутся с минуты на минуту (у соседки, в ближайшем магазине, выгуливают собаку).

Если визитеры не уходят – позвонить в полицию.

” Никогда не оставляйте ребенка дома запертым без возможности покинуть квартиру! Это небезопасно!

Необходимые навыки для самостоятельного пребывания дома

Если вы оставляете ребенка дома одного, у него должны быть сформированы минимальные бытовые навыки. Прежде чем оставить его, потренируйте малыша на кухне: он должен уметь, как минимум, уметь налить себе питье и приготовить простой перекус (хотя бы бутерброд).

Если вы планируете оставлять ребенка надолго (например, первоклассник несколько часов дожидается дома вашего возвращения), учите его пользоваться бытовыми приборами – разогревать приготовленную вами еду на плите или в микроволновке. Он должен уметь отрезать хлеб, помыть фрукты, наливать горячие напитки.

Нужно отметить, что даже если вы не планируете оставлять ребенка дома, все равно необходимо обучить его бытовой самостоятельности, так что с четырех-пяти лет вы можете доверить ему простую помощь на кухне!

Один дома – в первый раз

Итак, вы впервые решили оставить ребенка дома одного. Как это сделать?

Во-первых, отлучка не должны быть долгой. Придумайте, куда вы можете выйти на 15-20 минут.

Во-вторых, ребенок должен понимать, что контролирует ситуацию, поэтому заранее обговорите с ним время вашего ухода и возвращения. Прекрасно, если ребенок уже умеет определять время по часам, но если он еще плохо это делает – поставьте метки на циферблате.

В-третьих, придумайте, чем ребенок будет занят во время вашего отсутствия. Предложите ему новую книжку или игрушку, дайте какое-то задание, которое его увлечет, но при этом не вызовет затруднений.

Обязательно еще раз обсудите, чего делать категорически нельзя: открывать окна, подходить к плите, играть с огнем, пользоваться электроприборами – список можно скорректировать в зависимости от возраста и навыков ребенка.

И, конечно, будьте на связи!

Мама вернулась!

Вполне возможно, придя домой, вы обнаружите разлитое молоко (хотел попить…), разбитый цветочный горшок (хотел полить…) и гору конфетных фантиков. Прежде всего – не ругайтесь!

Отделите ситуации, представляющие реальную опасность, от неловкости и недисциплинированности ребенка. Если вы обнаружите прожженное пятно на столе, разобранную на составляющие аптечку, следы ревизии ваших запасов алкоголя или сигарет – оставлять ребенка одного дома рано, даже если дети всех ваших знакомых в этом возрасте уже абсолютно автономны.

Не сердитесь, если ребенок хотел, как лучше, а получилось «как всегда». Помните, что его благие намерения искупают неудачные последствия, а остальное – просто вопрос тренировки.

Наконец, если ребенок сознательно нарушил важный, но не опасный для жизни запрет (съел сладкое, включил телевизор…) – обсудите с ним еще раз, почему вы просите не делать те или иные вещи, и почему важно прислушиваться к вашим просьбам. А вам, как педагогу, нужно задуматься – почему ребенок набросился на конфеты и включил телевизор. Может, все же боялся и пытался заглушить страх? Может, вы слишком строги, и соблазн съесть недельную дозу сладкого был слишком велик? Может, ребенок сердится на ваше решение оставить его дома, и хулиганит назло вам? Очевидно, что ваша реакция будет отличаться во всех трех случаях.

Ребенок один дома – это огромное беспокойство для родителей, но ведь это и новая степень свободы, причем и для мамы, и для ребенка. Отпускать от себя ребенка трудно, но нужно. Расскажите о вашем опыте приучения детей к самостоятельному пребыванию дома!

Можно ли оставлять ребёнка одного дома? Законы и мнение психолога

Фильм «Один дома» вызывает восторг у детской аудитории и чувство тревоги у взрослой. Сможет ли ребёнок справиться с ежедневными обязанностями в отсутствии взрослых? Сколько он может пробыть один – час, день, ночь? Да и просто, можно ли оставлять ребёнка дома одного? Чем родители могут помочь ребёнку, чтобы обезопасить его самостоятельность? Так много вопросов, требующих ответов – давайте разбираться вместе!

Содержание:

  • С какого возраста можно оставлять ребёнка одного дома по закону?
  • Как понять, что ребёнок готов оставаться один?
  • Что может случиться? Исключаем все потенциально опасные ситуации
    • Пожар
    • Потоп
    • Запах газа
    • Стук в дверь
  • Как приучить ребёнка оставаться дома без взрослых?
  • Один дома в первый раз!
  • Можно ли оставить ребёнка одного ночью?
  • Для родительского спокойствия
  • Запомнить родителям! Мини-памятка самых основных вещей

С какого возраста можно оставлять ребёнка одного дома по закону?

В Российском законодательстве не существует чётких рамок, определяющих возраст, с которого родители могут оставить ребёнка дома одного. Однако существует ряд статей в уголовном, семейном и административном кодексах, предусматривающих наказание для родителей в ряде случаев.

Статья 125 УК РФ

Во-первых, в Уголовном кодексе есть статья № 125:

«Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, и лишённого возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности».

Простое пребывание дома не является для ребёнка «опасным для жизни и здоровья». Однако, если родители забыли оставить еду и питье, не спрятали лекарства и спички… То подобная халатность может стать для них проблемой с законом. Помните, что ребёнок считается малолетним до 14 лет! Соответственно, если что-то с ним случится, то родители понесут ответственность по статье 125 УК РФ.

Читайте также:
Ребенок матерится - что предпринимать родителям читать онлайн

Статья 5.35 КоАП

Статья № 5.35 Кодекса административных правонарушений РФ:

«Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей».

Эта статья может стать проблемой, даже если родители находятся дома. Шустрые малыши могут подбежать к окну, покрутить ручку газа, найти и поиграть с кухонным ножом… Всё это — ненадлежащие исполнение обязанностей со стороны родителей или опекунов.

Статья 77 СК РФ

Статья № 77 Семейного Кодекса РФ:

«Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью. При непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребёнка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

Самая расплывчатая из всех статей, поскольку «угрозу жизни и здоровья» определяют органы опеки исходя из своих соображений.

Как правило дети 6-8 лет уже остаются дома одни на один-два часа. И чем старше они становятся, тем больше этот интервал. Но опять таки до 14 лет родители несут полную ответственность за всё, что произойдёт в их отсутствие.

Также стоит упомянуть, что по закону дети до 18 лет не могут находиться на улице и в общественных местах с 22.00 до 6.00 без сопровождения взрослых.

Как понять, что ребёнок готов оставаться один?

К сожалению, возраст – это совсем не показатель того, что ребёнок готов остаться дома один. Чтобы понять, действительно ли ваш ребёнок может выдержать отсутствие взрослых, задайте себе ряд вопросов. Они же являются опорными для подготовки самостоятельного поведения:

  1. Ребёнок может набрать ваш номер и номера экстренных служб с помощью телефона?
  2. Умеет ли ребёнок проводить время самостоятельно, сможет найти себе спокойное занятие на час без посторонней помощи?
  3. Не боится темноты или чудовищ, а если боится, может ли справиться со страхом самостоятельно?
  4. Выполняет ваши инструкции и запреты, особенно, связанные с опасным поведением?
  5. Не наносит себе и окружающим увечья специально?
  6. Выполняет свои домашние обязанности самостоятельно без напоминаний?
  7. Соблюдает распорядок дня, знает его?
  8. Может налить себе воды и найти еду в холодильнике (сделать бутерброд, подогреть макароны и т.п.)?
  9. Не склонен мстить и устраивать «диверсии» для родителей за наказания или запреты?

Если на все вопросы вы ответили «да!», то ваш ребёнок готов остаться дома один. Если какие-то вопросы вызвали у вас сомнения или чёткий ответ «нет!», то сначала стоит проработать их и дать ребёнку необходимые навыки: например, научить его пользоваться микроволновкой или выучить вместе с ним необходимые номера телефонов.

Детей, которые тяжело переносят одиночество, привыкших, что их постоянно опекают, развлекают, для начала нужно научить быть более автономными. Не вмешивайтесь в их игру, давайте им возможность проявить свою самостоятельность, привлекайте к домашним делам. Это поможет им легче адаптироваться в жизни и разгрузит вас.

Помните, что дети до 7 лет, по мнению большинства специалистов, могут навредить себе, находясь без присмотра, поскольку не осознают всей опасности предметов вокруг. К тому же детская психика может запаниковать в случае длительного отсутствия родителей дома.

Будьте осторожны: не оставляйте плачущих детей дома одних! Успокойте ребёнка, убедитесь, что он вас слышит и понимает, договоритесь с ним, и только после этого покидайте квартиру.

Что может случиться? Исключаем все потенциально опасные ситуации

Дома может случиться всё что угодно! Однако есть ряд опасностей, которые родители могут и обязаны предотвратить:

Пожар

Пожар может случиться случайно (закоротило проводку) или из-за действий ребёнка (поиграл в индейцев, например). Если с первым, к сожалению, можно справиться только качественным ремонтом, то со вторым – гораздо легче – убрать спички, зажигалки и т.д. подальше от детских рук.

Учим ребёнка при обнаружении запаха дыма или огня покинуть квартиру, спуститься по лестнице на улицу, позвонить вам и в пожарную, а также по возможности сообщить о пожаре соседям. В случае, если квартиру покинуть невозможно (сильное задымление, огонь) – позвонить родителям и пожарным, намочить тряпку водой и дышать через неё.

Также желательно открыть защёлку на двери в квартиру, чтобы облегчить путь спасателям. Ни в коем случае не прятаться под кровать, в шкаф и т.п. Более подробные инструкции можно найти на сайте МЧС.

Потоп

Прорыв трубы в вашей квартире или соседской может стать серьёзной опасностью для ребёнка. Ему необходимо сразу позвонить родителям и в аварийную службу (если он уже достаточно большой), отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям и, оставив дверь открытой для специалистов, отойти от аварии на безопасное расстояние.

Запах газа

Дайте ребёнку понюхать газ, чтобы он знал, что это такое. В случае, если он почувствовал такой запах, научите его следующему алгоритму: покинуть квартиру незамедлительно, позвонить в аварийную службу, предупредить соседей (стучать, звонить, кричать «Газ!»), покинуть дом по лестнице и позвонить родителям.

Стук в дверь

Когда вас нет дома, в квартиру могут постучать или позвонить. Объясните ребёнку, что открывать дверь незнакомым и малознакомым людям нельзя. Первое, что должен сделать ребёнок – позвонить родителям. Открыть дверь можно, только если это хорошо знакомый ребёнку человек (близкий родственник или сосед) или речь идёт об опасности – пожар, угроза взрыва и т.п. Научите ребёнка ни в коем случае не говорить человеку за дверью, что он дома один. Лучше: «Мама спит, папа в душе».

Читайте также:
Развитие памяти у детей - эффективные упражнения читать онлайн

Важно! У ребёнка всегда должна быть возможность покинуть квартиру! Не запирайте ребёнка без возможности выйти. Это спасёт ему жизнь в опасной ситуации!

Чтобы избежать несчастных случаев, убедитесь, что опасные предметы (ножи, спички, мамина плойка и т.п.) лежат в недоступном для ребёнка месте. Научите его пользоваться чайником, плитой, микроволновкой. Поставьте на окна «замки безопасности», чтобы не случилось трагедии.

Как приучить ребёнка оставаться дома без взрослых?

Не важно, планируете вы оставить ребёнка дома одного или нет, необходимо обучать его навыкам безопасного и самостоятельного поведения с раннего возраста. Ребёнок в 3-4 года способен понять, что такое горячо, почему играть с плитой нельзя и т.п. Регулярно проговаривая простые правила и понятные запреты вы сформируете у него чёткие границы дозволенного.

Лет с четырёх привлекайте ребёнка к готовке простых блюд. Покажите, как пользоваться микроволновкой, как сделать бутерброд, как налить себе воды, помыть фрукты и т.п. Разрешите делать эти простые вещи самостоятельно.

Понаблюдайте за ребёнком, откорректируйте его действия при необходимости. Со временем у него появятся необходимые навыки.

Не ругайте детей за ошибки, но хвалите за успехи

И тогда в нужный момент вам будет легче оставить их в квартире.

Играйте в пожарных и спасателей, отрабатывайте на игрушках сложные ситуации, чтобы ребёнок чётко знал порядок действий.

Помогите детям выучить наизусть адрес, номера телефонов родителей и Единый номер службы спасения 112.

Не стоит оставлять ребёнка сразу на весь день

Это может его напугать, вызвать чувство брошенности. Поэтому начинайте процесс приучения ребёнка к самостоятельному нахождению дома постепенно. Скорее всего, в первый раз это произойдёт в возрасте 7 лет, когда вы почувствуете, что ребёнок готов побыть дома один.

Сначала оставьте его на полчаса-час. Не забудьте повторить правила безопасного поведения дома, телефоны родителей и службы спасения. Демонстрируйте спокойствие и уверенность, что ребёнок справится (даже если вам самим очень страшно). Это позволит ребёнку снизить тревожность, ведь дети считывают наши эмоции и неосознанно начинают чувствовать то же самое.

Обсудите с ребёнком пробный час. Понравилось ли ему быть дома одному, какие трудности он встретил, а что было легко. Похвалите ребёнка за смелость. Подумайте вместе, что можно улучшить в следующий раз.

Постепенно увеличивайте интервал своего отсутствия. Не забывайте оставлять инструкции.

И не обманывайте детей!

Если обещали прийти через час – постарайтесь быть вовремя. Иначе рискуете потерять их доверие.

Один дома в первый раз!

Первый раз — самый сложный и ответственный для родителей и детей. Родители делают «прыжок веры», что с ребёнком ничего плохого не случится, а дети приобретают бесценный опыт самостоятельности.

Помогите своему малышу провести это время легко и просто. Продумайте заранее, чем он сможет себя занять – положите бумагу и карандаши на видное место, достаньте давно не использующиеся игрушки. Оставьте в доступе еду и воду. Проверьте зарядку на телефоне.

Когда вернётесь домой, не удивляйтесь бардаку, не ругайте за это ребёнка. Помогите ему всё убрать на места. И объясните, что лучше придерживаться порядка.

Поинтересуйтесь, чем он занимался в это время, было ли ему страшно? Похвалите его за этот опыт. Помните, что независимость и самостоятельность – это важная часть взросления.

Можно ли оставить ребёнка одного ночью?

Бывают ситуации, когда родителям необходимо оставить ребёнка дома одного в ночное время. К сожалению, не всегда есть возможность призвать родственников или друзей на помощь. Как правило, первые самостоятельные ночи приходятся на 10-12 лет, однако, некоторых детей начинают оставлять и в более раннем возрасте. В любом случае надо заранее подготовить ребёнка к такой ситуации:

  1. Ребёнок должен иметь опыт самостоятельного нахождения дома в дневное время.
  2. У ребёнка не должно быть страхов относительно темноты.
  3. Он должен уметь ориентироваться во времени и соблюдать режим дня.

Ни в коем случае не уходите из квартиры не предупредив ребёнка! Иногда существует соблазн уложить детей спать и тихонько уйти по своим делам. Проснувшись в пустой квартире, они могут очень сильно испугаться, что в дальнейшем приведёт к гораздо большим проблемам.

Так или иначе, родителям стоит помнить, что именно они несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей до 18 лет. Оставляя детей без присмотра, необходимо взвешивать все «за» и «против» и очень тщательно готовить детей к этому событию.

Для родительского спокойствия

Как бы мы ни старались обучать детей правилам безопасного поведения, их активность всё равно может привести к нежелательным последствиям, да и от несчастного случия никто не застрахован. Хорошо, что в двадцать первом веке существует множество способов обезопасить детей дома:

  1. Специальные замки на окна и шкафчики с «недетскими» вещами.
  2. Датчики дыма, газа и т.п.
  3. Системы видеонаблюдения.
  4. Мобильные телефоны и специальные приложения для них, например, «Где мои дети» позволит послушать звук вокруг, быстро связаться с ребёнком, даже если он не слышит телефон, и помочь ему в трудную минуту. А в приложении Pingo вы найдёте кучу интересных заданий, которые займут вашего ребёнка на время отсутствия.
  5. GPS-часы, позволяющие отследить местоположение и также послушать, что происходит вокруг ребёнка.

Не забывайте, что безопасность среды для своих детей обеспечиваете только вы сами:

  1. Спрячьте ножи, лекарства, спички, алкоголь, химию подальше.
  2. Убедитесь, что окна безопасны.
  3. Убедитесь, что в случае опасности ребёнок сможет сам открыть двери.
  4. Проверьте уровень заряда на телефоне.

А чтобы ребёнок, оставшись один, не «завис» у экрана надолго, установите новейшее приложение Kids360 от создателей «Где мои дети». Сервис обладает широким функционалом и позволит уберечь ребёнка от нежелательного контента, а также ограничить его время, проведённое в сети.

Читайте также:
Ролевые игры для детей в детскому саду и с родителями

Запомнить родителям! Мини-памятка самых основных вещей

Готовность ребёнка к самостоятельности – это результат воспитания родителей. Не бойтесь учить детей делать всё самим, пусть даже это не всегда получается. Никто из нас не застрахован от внезапных изменений в жизни.

Каждый ребёнок должен знать:

  1. Свой адрес.
  2. Телефоны и полные имена своих родителей.
  3. Единый номер спасательных служб 112.

Оставляя ребёнка одного дома убедитесь, что:

  1. Есть еда и вода.
  2. Квартира безопасна (убрано всё хрупкое, острое, ядовитое).
  3. Ребёнок может связаться с вами.
  4. Ребенку есть, чем заняться.
  5. Ребёнок не боится остаться дома один.

Помните, что самостоятельности невозможно научить, её можно только дать. И этот бесценный опыт позволит вашим детям вырасти более гармоничными и самодостаточными, чем родительские страхи и гиперопека. Научите их правилам безопасного поведения и тогда вы будете оставлять их со спокойствием на душе.

Со скольки оставлять ребенка одного дома – пояснение родителям

Ответственность родителей за оставление детей без присмотра

Актуальность проблемы оставления детей без присмотра как никогда высока: в настоящее время появляется огромное количество новостей о несчастных и трагических случаях с участием детей, оставленных без родительского внимания.

Опасность подстерегает детей где угодно: в водоёмах, на транспорте, при неосторожном обращении с огнем и так далее. Это может произойти и при трагическом стечении обстоятельств: от случайности, к сожалению, никто не застрахован. Но часто к трагедии приводит безответственное поведение родителей: хроника происшествий пестрит сообщениями о детях, выпавших из окон многоквартирных домов, оставленных в припаркованных автомобилях или утонувших в водоемах, будучи с родителями.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

· Административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);

· Гражданско–правовой (ст. 1073 «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет», 1074 «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет», 1075 «Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетними» Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. ст. 69 «Лишение родительских прав», 73 «Ограничение родительских прав», 77 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью» Семейного Кодекса РФ

· Уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», статья 125 УК РФ «Оставление в опасности»).

Ребенок в машине

Родители часто забывают, что любой автомобиль, даже с выключенным двигателем, – источник повышенной опасности. Высокие температуры, масло, топливо, электричество. Оставшись без присмотра, ребёнок в любой момент может оказаться в смертельной ловушке. С июля 2017 года вступило в силу постановление №761 от 28.06.17, согласно которому в пункт 12.8 ПДД был добавлен следующий абзац:

Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствии совершеннолетнего лица.

В КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях) штрафа именно за это нарушение нет, однако водителя могут привлечь по ч. 1 ст. 12.19 КоАП: нарушителю грозит штраф в размере 500 рублей. Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга размер штрафа повышен до 2500 руб. Такая мера применяется, если ребенок не получил травм и ему не угрожала существенная опасность. Оставлять ребенка одного можно до 5 минут: например, если машину нужно заправить на АЗС. Кроме того, в отношении родителей или опекунов органы опеки вправе на основании закона №48- ФЗ «Об опеке и попечительстве» требовать лишения родительских прав за ненадлежащее исполнение возложенных обязательств.

Ребенок в квартире

Одна из наиболее частых причин гибели малолетних детей — выпадение из окон. Обычно это случается в те моменты, когда взрослые отвлекаются. В этом случае к родителям может быть применена Статья 125 УК РФ — «оставление в опасности». В ней говорится о потенциальной угрозе для ребёнка и заведомом оставлении его без помощи, когда есть потенциальная опасность. Опасность представляют противомоскитные сетки, которые создают иллюзию безопасности, но их крепления настолько слабые, что часто не выдерживают даже веса домашнего животного, не то что ребенка.

Бытовая химия, электроприборы, розетки, колющие и режущие предметы, лекарства, спички, ванна с водой — всё это представляет опасность для малыша.

В уголовном кодексе имеется статья 125 УК РФ, которая трактуется как «Оставление в опасности». Согласно ст. 125 УК РФ безответственным родителям могут быть назначены судом различные виды наказаний от штрафа до лишения свободы на срок до одного года.

Ребенок на улице

Существует Федеральный закон 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому несовершеннолетним нельзя находиться на улице одним в общественных местах без сопровождения взрослых с 22:00 до 6:00. Остальные случаи законодательство не регламентирует.

УБЕРЕЧЬ детей от несчастья поможет выполнение несложных правил:

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ детей без присмотра даже на самое короткое время: дети — исследователи, им все интересно: спички в красивом коробке, блестящий нож, ножницы, розетки, открытая дверь на балкон, открытое окно, бутылочка с яркой этикеткой.

НЕ СТАВЬТЕ предметы бытовой химии туда, где их может достать ребенок: бытовая химия вызывает тяжелые отравления, ожоги глаз, кожи, пищеварительной системы.

НЕ ДАВАЙТЕ детям для игры мелкие предметы: пуговицы, шарики, монеты, бусы, конструкторы с мелкими деталями и т.п.: ребенок может взять их в рот и случайно проглотить, засунуть в нос, уши и т.д.

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ в доступном для ребенка месте лекарства, так как ребенок может съесть или выпить их и получить серьезное отравление

Читайте также:
Записка освобождение от физкультуры от родителей - как написать

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ открытыми (поставленными на проветривание) окна в доме(квартире)

НЕ РАЗРЕШАЙТЕ маленькому ребенку включать самостоятельно телевизор, компьютер, другую бытовую технику. Не оставляйте ребенка одного возле включенной бытовой техники.

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ включенными в сеть строительные инструменты (дрели, пилы и т.д.). СЛЕДИТЕ, чтобы в квартире (доме) все бытовые приборы находились в исправном состоянии, электросеть не была перегружена, сетевые фильтры(удлинители) были без повреждений и не были протянуты через всю комнату (т.е. по ним никто не должен ходить, переступать через них и т.п.).

НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ детям играть вблизи строящихся объектов, разрытых теплотрасс, котлованов под инженерные коммуникации и т.д. Пренебрежение этим запретом часто приводит к необратимым трагическим последствиям!

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ детей без присмотра на улице, в лесу и у водоемов — это опасно для их жизни и здоровья!

Если с малолетним ребенком, который остался в одиночестве, произошла трагедия и установлена вина родителей, то они будут наказаны в соответствии с нормами закона. Но вот станет ли кому-то от этого легче — большой вопрос.

Количество показов: 2399
Дата изменения: 24.08.2021 16:53:34

Со скольки оставлять ребенка одного дома – пояснение родителям

Рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Бабушки вспоминают, что в свое время детей оставляли дома на целый день — и ничего. Многие даже не сомневаются, что и годовалого малыша можно оставить одного дома… Но следует понимать, что каждый ребенок уникален и взрослеет по-своему: у каждого свой темперамент, многое зависит и от родителей. Не следует подстраиваться под чужое мнение. Каждый родитель сам должен чувствовать, когда придет время, и ребенок будет готов оставаться дома один. Не обращайте внимания, если соседке или свекрови кажется неправильным, что вы везде и всегда берете ребенка с собой. Психологи уверяют, что детей до семи лет одних дома оставлять нельзя. А в некоторых странах, например в США, существует закон, который запрещает оставлять без присмотра детей в возрасте до 12 лет. А беспечным родителям грозят серьезные неприятности. В нашей стране родители также могут быть наказаны за оставление детей без присмотра в соответствии со ст.159 УК РБ, но только лишь в том случае, если в результате этого пострадал ребенок.

Как обезопасить своих детей от несчастного случая, и стоит ли оставлять ребенка одного дома? На этот вопрос мы и попробуем ответить.

Все дети, по своей натуре, любопытны и, каждый день открывают для себя что-то новое. Увидев, как кто-то из родителей поджигает спичку, они хотят попробовать сделать то же самое. Хорошо, если рядом в этот момент окажутся взрослые. А если дети предоставлены сами себе? Познавая новое, и даже не догадываясь о последствиях, они могут поджечь мебель, ковер или занавески на окнах. А дальше остается надеяться только бдительность соседей и на спасателей.

К сожалению, несмотря на совместные усилия МЧС и других ведомств и организаций, в Беларуси ежегодно на пожарах гибнут десятки детей.

Если задуматься о первопричинах подобных происшествий, становится понятно, что многих трагедий, одна из которых произошла в деревне Великая Кракотка Слонимского района, удалось бы избежать…

В то роковое утро 7-летняя Наташа, 5-летняя Танюша и 3-летний Вадим остались одни дома. Отец ушел на работу, а мать, покормив малышей и закрыв дверь снаружи на замок, отлучилась в город по делам. Проходящая мимо дома женщина, увидела клубы дыма, пробивающиеся из-под кровли и сразу вызвала на помощь спасателей и соседей. Узнав о беде, дедушка малышей, проживающий поблизости, бросился в задымленное здание и на руках вынес троих малышей. Казалось, они просто спят… Огонь не успел коснуться их маленьких хрупких тел, малыши задохнулись в дыму. Спасатели и медики проводили реанимационные действия, но, к сожалению, вернуть ребятишек к жизни не удалось. Работники МЧС, проводившие дознание, установили, что проводка и электроприборы в доме были исправны. Причиной загорания послужила детская шалость с огнем.

Конечно, родители не могут постоянно находиться с детьми и контролировать каждое их движение, поэтому необходимо научить их элементарным правилам безопасности. Проще всего проанализировать, какие неприятности могут произойти. Дом – это не просто стены и крыша. Дом состоит из приборов, механизмов, каждый из которых может стать причиной несчастного случая. Нарисуйте вместе с ребенком схему квартиры, отмечая ярким цветом «опасные» зоны. Опишите каждую зону, объясните, почему именно в этой зоне нужно быть особенно внимательным. И если вы сможете научить ребенка правильно пользоваться электрическими приборами, то несчастный случай будет практически исключен. А к газовой плите детям не нужно даже подходить.

Для того чтобы беда не пришла в ваш дом, сформулируем основные правила, которые должен знать каждый родитель.

Следует объяснить вашему ребенку простые физические законы (поджечь – загорится, не закрыть кран – зальет, сунуть металлический предмет в розетку – ударит током). Правила поведения в экстремальных и экстренных ситуациях (при обнаружении дыма – открыть окно и позвонить пожарным; залить огонь водой или закрыть одеялом). Как пользоваться мобильным и обычным телефоном, вызывая маму, папу, другого родственника или доверенного взрослого. Что надо обращаться за помощью к соседям, в службу МЧС по телефону 101.

Что необходимо делать ребенку, если он почувствовал запах газа? Немедленно сообщить об этом взрослым. Звонить по телефону надо от соседей, так как и в телефонном аппарате может проскочить малейшая искра. Открыть окна, чтобы помещение проветрилось. Не зажигать огонь и не трогать электроприборы, в том числе выключатели света. Срочно покинуть помещение, обратившись за помощью к соседям, если рядом нет взрослых.

Читайте также:
Подготовка рук к письму упражнения для тренирования навыков у дошкольников

Электричество. В каждом современном доме большое количество электроприборов, проводов, розеток. Необходимо объяснить ребенку, что электричество не любит контакта с человеком, а также с металлическими предметами и водой. Главное правило для взрослых: не оставляйте электроприборы включенными, особенно если ребенок остается один дома. Простая привычка выключать приборы из розеток поможет избежать неприятностей.

С чем нельзя играть: спички и зажигалки, розетки, электроприборы (утюг, чайник), газовая плита, бензин и другие жидкости, которые легко воспламеняются.

Итак, подведем итог. Для того, чтобы быть спокойным за свое чадо, желательно не оставлять его без присмотра. Ведь даже соблюдение всех необходимых правил безопасности не способно застраховать от несчастного случая. Если уж взять ребенка с собой не представляется возможным, а оставить его не с кем, то предварительно следует предусмотреть все неблагоприятные сценарии. В первую очередь необходимо спрятать спички и другие зажигательные предметы в надежное место, выключить все электроприборы, ну и, конечно же, поговорить с малышом и рассказать ему о правилах поведения, когда рядом нет взрослых. Ведь зачастую чиркнуть спичкой о коробок под силу даже самому маленькому ребенку, а вот сообразить, что от разгорающегося огонька нужно убегать и звать на помощь взрослых, он не в состоянии.

Сознание того, что ваш ребенок знает о правилах поведения в экстремальных ситуациях, позволит вам чувствовать себя намного спокойнее. Ведь только знание элементарных требований безопасности и уверенность в том, что ваши дети эти требования выполняют, позволит ответить на главный вопрос – «Оставить – не оставить…?»

Специалист группы пропаганды и обучения Советского РОЧС г. Минска Быченок Т.А.

Школьникам – домашнее обучение, родителям – наказание за оставление детей без присмотра

Чтобы предотвратить распространение коронавируса, учеников московских школ перевели на дистанционное обучение. Пока взрослые работают, дети дома предоставлены сами себе. А ведь закон обязывает родителей заботиться о здоровье ребенка. Неисполнение этой обязанности может привести к несчастному случаю и повлечь уголовную ответственность

Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции страна перешла на режим повышенной готовности 1 . В Москве учеников и студентов перевели на дистанционное обучение, многих работников – на удаленную работу. Те же, у кого есть маленькие дети и при этом нет возможности работать на дому и присматривать за ними, оказались в непростой ситуации.

(Что такое режим повышенной готовности и что будет, если введут режим чрезвычайного положения, – читайте в публикации «Коронавирус: как отличить правду от вымысла?»)

На что имеют право трудящиеся родители во время действия режима повышенной готовности?

В Москве режим повышенной готовности к распространению инфекции был введен указом мэра 5 марта 2 . В этом документе для работающих родителей актуален пункт 4.2: работодатели обязаны оказывать работникам содействие в обеспечении режима самоизоляции на дому.

Прежде всего нужно уяснить, что перевод работника на дистанционную форму – это изменение условий трудового договора. До введения режима чрезвычайной ситуации такое возможно только на основании дополнительного соглашения сторон, т.е. при обоюдном желании работника и работодателя. В настоящее время распространение коронавирусной инфекции в Москве к чрезвычайной ситуации не отнесено 3 . Меры, принимаемые государством, являются превентивными 4 , а указ мэра носит скорее рекомендательный характер.

Итак, перевод работника без его согласия на удаленную работу в рамках ст. 72.2 Трудового кодекса невозможен, так как на территории России не установлена эпидемия. А из буквального толкования уже упомянутого п. 4.2 указа мэра следует вывод, что обязанности переводить сотрудников на дистанционную работу у работодателя нет. Однако он должен обеспечить возможность работать удаленно, если у сотрудников появилось такое желание. Решение о переходе на надомный режим работы они принимают самостоятельно и вправе просить об этом работодателя.

Ну а если работодатель не может предоставить такую возможность из-за специфики профессиональной деятельности сотрудника? Что в такой ситуации делать родителям: нанимать няню, если никто из родственников и знакомых не может присмотреть за ребенком, или оставлять его дома одного?

За оставление ребенка без присмотра родителям может грозить уголовная ответственность?

С 21 марта по 12 апреля приостановлено посещение детьми образовательных учреждений. Исключение составляют дошкольники и школьники 1–4-х классов. При наличии согласия родителей обучение их может быть продолжено в группах до 12 человек. Об этом говорится в принятом 16 марта приказе Департамента образования и науки г. Москвы.

Но на практике обучение и младших школьников проходит сейчас дома в режиме онлайн с 9:00 до 13:00, а необходимость очного присутствия ребенка в мини-группах родителям надо обосновать. Первые дни онлайн-обучения демонстрируют положительное отношение детей к таким занятиям: они учатся дома перед компьютером, но при этом сохраняется коллективность урока за счет аудиосвязи с одноклассниками.

Однако есть и один существенный недостаток у домашнего обучения: по истечении учебного времени многие дети оказываются предоставленными самим себе, пока взрослые на работе. А между тем закон обязывает родителей заботиться о здоровье своих детей (ст. 63 Семейного кодекса) и защищать их права и законные интересы (ст. 56, 64 Семейного кодекса). И если неисполнение этих обязанностей привело к трагическим последствиям, на родителей может быть возложена уголовная ответственность.

Например, если малолетний ребенок (до 14 лет) оказался в опасной ситуации, пока находился без присмотра, родителей могут привлечь к ответственности по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности». Если же в это время произошел несчастный случай – действия родителей могут квалифицироваться по ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Например, трагедия произошла на Урале летом 2019 г. Девочку 12 лет оставили дома с младшими братьями. Она решила приготовить ужин, из-за чего произошел пожар. Дети погибли.

Читайте также:
Эмоциональный интеллект ребенка: определение и методики развития

В моей практике был случай, когда девочка 11 лет не захотела идти с родителями за грибами и осталась на даче снимать видео для социальной сети. Вдохновившись просмотром популярного мультика про монстров, она соорудила декорации из подручных материалов и начала выступление на камеру. Результатом стали асфиксия, двое суток в реанимации и многомесячная реабилитация. Девочка оставалась одна всего два часа, и родителей к ответственности тогда не привлекли. Но минимум раз в неделю посещать следственный комитет им приходилось.

Детский психолог Залина Текоева:

«При решении вопроса о том, стоит ли оставлять ребенка дома одного, нужно учитывать уровень его развития и приобретенные социально-бытовые навыки. Без присмотра взрослых ребенка можно оставлять дома с 7–8 лет, но не более 30 минут. Для 9–12-летних можно увеличить это время до двух-трех часов утром или вечером, а для 12–14-летних – до пяти-шести часов. Но только в том случае, если ребенок умеет пользоваться простейшей бытовой техникой, может по необходимости позвонить родителям и ответственно подходит к их просьбам и советам».

Детский психолог Ольга Серебровская:

«Важен не только биологический возраст ребенка, но и его психологическая зрелость. 14 лет – это условная граница самостоятельности. Возраст, в котором ребенок овладевает навыками самоконтроля и самосохранения, зависит от условий его воспитания и внимания, которое родители уделяют этому вопросу, от наличия или отсутствия примеров разумного поведения, демонстрируемого взрослыми.

Если родители постепенно готовят ребенка к самостоятельному времяпрепровождению, обучают его навыкам безопасной жизнедеятельности, развивают его творческие способности, делегируют ему часть ответственности и оказывают поддержку, а не чрезмерно опекают или игнорируют, к младшему подростковому возрасту он становится самостоятельным.

Другой важный момент – условия, в которых остается ребенок без присмотра. И речь идет не только об исправности электроприборов и отсутствии мест, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья, но и о предметной организации среды. Поведение детей, чреватое неблагоприятными последствиями, часто обусловлено скукой. Чтобы досуг был безопасным и продуктивным, ребенку нужно дать необходимые для этого средства и инструменты».

Решение о том, как обеспечить безопасность детей, принимают родители, и ответственность за него лежит на них.

Педагоги и психологи рекомендуют более внимательно отнестись к правилам безопасности: расскажите ребенку, как вести себя в различных ситуациях; попросите соседку-домохозяйку или пенсионерку иногда заходить, пока ребенок один дома, и нелишним будет узнать ее номер телефона на экстренный случай; проверьте исправность электроприборов при выходе из дома и отключите лишние; запретите ребенку пользоваться плитой, если дома есть СВЧ-печь; составьте для него список образовательных, бытовых и досуговых заданий на день и почаще ему звоните.

Юристы советуют рассказывать детям о возможных юридических последствиях опасных игр и противоправного поведения (подробнее об этом читайте в статье «Родителям – о правах и обязанностях детей»).

1 Пункт 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2 Указ мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». Он был изменен Указом мэра Москвы от 10 марта 2020 г. № 17-УМ «О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ».

3 Пункт «м» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4 Статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5 Приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 16 марта 2020 г. № 112 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и науки города Москвы от 6 марта 2020 г. № 89».

Один дома. Как оставить ребенка на несколько дней без присмотра и не сойти с ума?

Обучаем старших подростков жить самостоятельно. Пошаговая инструкция для родителей.

Начинается дачный сезон и пора отпусков. И далеко не всегда подросшие дети могут и хотят поехать в сад или в путешествие со своими родителями. Это значит, что заботливым мамам и папам предстоит впервые оставить своих отпрысков одних в квартире на несколько дней или даже недель.

И, конечно, всякий родитель хочет верить, что когда он вернется, чадо будет , а квартира — цела и невредима.

В каком возрасте можно оставлять ребенка одного?

В России нет закона, который бы внятно отвечал на этот вопрос. Юристы придерживаются мнения, что ребенок может находиться один дома с 14 лет, когда наступает частичная ответственность за свои поступки, при этом продолжительность «одиночества» никак не оговаривается. Если в целом в семье все благополучно и за время вашего отсутствия ребенок не травмируется и не совершит никаких правонарушений, очень маловероятно, чтобы опека обвинила вас в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего.

По мнению многих (опрашивала знакомых, на статистическую достоверность не претендую), к 15–16 годам человек уже вполне готов к тому, чтобы пережить в одиночестве небольшой отпуск родителей.

Внимание! Не стоит оставлять старшего подростка одного в сложные жизненные периоды: потеря близкого, несчастная любовь, серьезная ссора с одноклассниками, подготовка к экзаменам. Ведь в такие минуты поддержка нужна любому человеку, даже возраста «18+».

Безопасность — прежде всего

Проговорите с ребенком, что делать и куда звонить в экстренной ситуации: возгорание, прорыв трубы, пьяный сосед ломится в дверь Прикрепите на видном месте телефоны всех служб (помимо пожарных и скорой, впишите туда вашу управляющую компанию).

Убедитесь, что подросток знает, что нужно проверять в квартире перед каждым уходом из дома и перед сном. Если сомневаетесь, составьте памятку и повесьте изнутри на входную дверь: «Выключить свет, закрыть окна, налить коту свежей воды».

Читайте также:
Детям о войне - подборка стихов, песен, сочинений, загадок

У подростков часто возникает желание проверять обоснованность установленных взрослыми правил, поэтому первый раз лучше подробно объяснить, что ваши требования — не прихоть, а жизненная необходимость.

Например: «Окна нужно закрывать, потому что внезапная гроза может выбить стекло» или «У наших знакомых через открытое окно в квартиру залезли воры».

Оставьте ребенку необходимую сумму наличных денег, все остальные ценности лучше убрать в недоступное место. Передайте из близких запасной комплект ключей от квартиры (вдруг ребенок потеряет свои или дверь нечаянно захлопнется).

Как договориться с подростком

На новом этапе подростку необходимо пересмотреть отношение к миру и близким людям, выстроить себя заново, и родителям нужно помочь ребенку в его становлении: быть рядом, соблюдая дистанцию, любить несмотря ни на что.

Найдите компаньона в городе

Оптимально, если поблизости с ребенком живут или другие родственники, которым вы всецело доверяете. Но важно четко проговорить и со взрослыми, и с самим подростком, как будет организован контроль. Может быть, ваша сестра считает, что «проследить за племянником» — значит, пару раз заглянуть в гости и убедиться, что ребенок здоров и доволен, а вы предполагаете, что она будет каждый день контролировать, что он добрался до школы и вернулся домой, а по вечерам прибегать с горячим ужином. Или наоборот, бабушка решит проявить ненужную активность и начнет терроризировать звонками деточку, хотя вы сами давно не проверяете, что ребенок покушал и надел ли шапку.

Помните, что в путешествии вы не всегда будете на связи. Поэтому попросите ребенка проверить при вас, что в его телефоне записаны контакты близких людей, к которым он может обратиться с вопросом или за помощью в любой момент. Предупредите их о своем отсутствии. А вот всем остальным лучше не знать, что ваш ребенок остается в городе один.

Договоритесь, как будете держать связь

Чем точнее проговорите свои требования ребенку — тем спокойнее будет вам во время отъезда. Оптимально, назначить конкретное, удобное для всех время связи. Допустим, каждый день до восьми вечера ребенок должен написать вам, что он дома и все в порядке.

Не стоит требовать, чтобы подросток был на связи 24/7 — это нереальный груз (он может быть на занятиях, играть в футбол, мыться в душе, спать, в конце концов). И все же разумно будет попросить, чтобы на время вашего отъезда ребенок отказался от привычки постоянно держать телефон на беззвучном режиме.

Не мучайте ребенка ежедневными продолжительными расспросами по скайпу обо всех деталях жизни и быта. Очень скоро чаду будет проще «не слышать» ваших звонков. Конечно, можно и нужно время от времени общаться, но в удовольствие, а не в обязаловку. Будьте чуткими к настроению: интонации ребенка скажут вам куда больше, чем «допрос с пристрастием».

Продумайте питание

До отъезда научите ребенка готовить хотя бы несколько несложных блюд. Расскажите, как правильно хранить продукты, за сколько дней нужно съесть оставленную кастрюлю супа и когда остатки лучше вылить. Если сильно беспокоитесь, за пару недель до отъезда начните делать припасы: готовя второе и гарнир, откладывайте по одной порции в контейнер и замораживайте. Так у ребенка будет разнообразное здоровое питание, которое достаточно только разогреть.

Приобретите достаточное количество молочных продуктов с запасом по сроку годности и консервов, которые ребенок точно ест, заготовьте полезные перекусы. Все это повысит вероятность, что ребенок не станет питаться исключительно чипсами и булками.

А для самых тревожных родителей подойдут сервисы, где можно заказать комплекс сбалансированного питания на целый день.

Конечно, надо стремиться к тому, чтобы ребенок учился готовить сам. Благо, в интернете можно найти любой рецепт и даже к нему. Так почему бы не поручить подростку порадовать родителей к приезду вкусненьким?

5 способов сохранить хорошие отношения с подростком

Как сохранить мир и хорошие отношения с сыном или дочкой в подростковый возраст – ю-мама обратилась к опыту психологов и сделала выводы.

Составьте список дел по дому

Дети часто не замечают ту работу, которую выполняют по хозяйству их родители. Всё происходит как будто само собой. Поэтому не грех напомнить, с какой регулярностью у вас принято выносить мусор, мыть раковины, пылесосить, менять полотенца, прополаскивать заварочный чайник и поливать цветы. На первый раз попросите вашего тинейджера самостоятельно составить и согласовать с вами письменный график, когда и что нужно сделать.

Научите, как пользоваться бытовыми приборами, если вдруг не сделали этого раньше. Расскажите, что существует такая чудесная вещь, как таймер. И лучше им пользоваться, даже если отходишь от включенной плиты «на минуточку». А еще напомните, что одежда быстро закончится, если не запускать время от времени стиральную машину.

Разрешите привести друга

В целом ребенку будет веселее и комфортнее, если, пока вас нет дома, он сможет привести в гости хорошо знакомого вам друга. Если друг ребенка собирается ночевать у вас, приготовьте для него чистое постельное белье и полотенце, напомните, что не разрешаете брать ваши личные вещи и предметы гигиены. Это поможет после возвращения избежать конфликтов в духе: «Кто лежал на моей кровати и помял ее?!»

Но подросток должен уяснить, что устраивать в отсутствие взрослых большие сборища или приводить новых знакомых — опасно. И понимать, что если нарушит запрет, то последствия придется расхлебывать ему самому. Скажите так: «Пожалуйста, ты можешь устроить вечеринку, но если твои друзья испортят в квартире или участковый выпишет штраф за нарушение общественного порядка, то зарабатывать на возмещение ущерба ты будешь сам. Я помогать тебе в этом не собираюсь».

Читайте также:
Как научить ребенка ставить ударение в словах - игры и упражнения

Приучайте к самостоятельности постепенно

Никто заранее вам не скажет, готов ли уже ваш ребенок прожить время один. И вы не узнаете, если не попробуете. Двигайтесь маленькими шагами: для начала можно заночевать у друзей, съездить на уикенд в пригород, потом на три дня в командировку, а уж потом планировать двухнедельный вояж по экзотическим странам, где плохо со связью. А там, глядишь, через , ваше чадо будет готово к тому, чтобы поехать учиться в чужой город.

Не паникуйте!

Очень может быть, что ваш подросток знает и умеет куда больше, чем вам кажется. Просто, когда мама дома, иногда так лень сделать самому… Так что, вероятно, все предосторожности, о которых мы говорили выше, нужны не столько детям, сколько родителям. И правильно: лучше перестраховаться, чем уехать без подготовки, а потом не находить себе места от беспокойства.

Вам кажется, что вы плохой родитель, раз собираетесь оставить почти взрослого ребенка одного на несколько дней? Долой тревоги! Вы замечательный родитель, который учит подростка самостоятельности и умению отвечать за себя; без этого он вырастет «тепличным» и совершенно неприспособленным к жизни, а это действительно опасно. Все равно, рано или поздно каждому человеку предстоит выпорхнуть из родительского гнезда. Так не лучше ли готовиться к этому событию заранее?

Мнение подростков:

• Перед отъездом родителям не надо читать мораль: «Не приводи толпу, не пей, не кури!» Если есть голова на плечах, ребенок и сам это прекрасно понимает. Да и не захочет, чтобы его квартиру разгромил или прокурил. А вот слушать нотации родителей очень обидно. Кажется, что тебе не доверяют. Больше того, некоторые, наоборот, захотят устроить вечеринку из духа противоречия.

• Представьте самое страшное, что может случиться, если ребенок не будет убирать за собой. Ну будут валяться по квартире грязные вещи… И что? Никто ведь не пострадает: ни квартира, ни ребенок. Скорее всего, ему надоест, и он сам начнет убирать. В крайнем случае, заставите всё прибрать, когда вернетесь.

• Когда тебя оставляют одного дома, у тебя просыпается ответственность. Не то чтобы становишься и начинаешь всё драить, но всё равно понимаешь: родители мне доверяют, и я должен это доверие оправдать.

• Чем раздавать кучу ненужных советов, лучше спросите у ребенка, чего он сам боится. Расскажите, что делать в этой ситуации.

• Смотрите на все с позитивной точки зрения. Ну не поест ребенок вовремя, так похудеет, организму будет разгрузка. А захочет кушать — научится готовить. Сплошные плюсы!

Все для развития ребенка

Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками

37 игр для развития мелкой моторики рук у детей

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, сенсорные мячики (Алиэкспресс), тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром! Заготовки для изготовления бизиборда вы можете приобрести на Алиэкспресс, или заказать уже готовый (Алиэкспресс).

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

♥ Посадите ребенка к себе на колени. Возьмите пару блоков Лего или другого конструктора. Покажите как соединять и разъединять блоки. После, соедините детали вместе, держите своей рукой за нижний блок и предложите ребенку отсоединить верхний блок.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне: промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

Читайте также:
Как запомнить формулы - советы для легкого изучения школьниками читать онлайн

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

♥ Шар Орбо — отличный тренажер для маленьких пальчиков. Задача — перекатить все шарики в отверстия соответствующего цвета. Такая игра надолго займет ребенка, научит его логическому мышлению и поспособствует развитию мелкой моторики (Алиэкспресс, Озон: промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ).

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

♥ Всевозможные игры с пинцетами (Алиэкспресс). Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой (Алиэкспресс). Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

♥ Наклеивание мелких наклеек (Алиэкспресс).

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (Алиэкспресс).

Доска «Развиваем основные навыки» в виде сумки поможет вашему малышу научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе).
Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики: шнуровки и застежки (Алиэкспресс), плетение (Алиэкспресс)

Подборка лучших игрушек для развития мелкой моторики на Озоне (промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ).

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: