Скульптура определение, история происхождения изобразительного искусства

Скульптура ℹ️ определение, история происхождения изобразительного искусства

Скульптура. Что такое скульптура?

Сам термин происходит от латинского слова «sculptura», что дословно переводится как «ваяние», или «резьба». Кстати, термин «ваяние» очень часто используется в качестве синонима слова «скульптура».

Очень удачно охарактеризовал ее Сергей Соболев, талантливый молодой художник: «это область чувств, связанная с формой». Основой любой скульптуры должна быть именно форма, древний язык которой доступен и понятен любому человеку.

Этапы создания скульптуры

Сначала мастер должен выбрать материал и в какой технике будет работать, определиться с видом объекта. Если это монументальная или монументально-декоративная, то как скульптура будет сочетаться с архитектурным оформлением. Все мастера придерживаются одной технологии:

  1. Разработка эскиза. Необходима для понимания общего вида композиции и вычисления правильных пропорций. Его делают в графике или с помощью компьютерной программы.
  2. Создание рабочей модели в нужном масштабе. Она понадобится, чтобы создать формы для художественного литья. Рабочую модель делают из глины или пластилина. На каркас мастер лепит глину. После этого он приступает к детальной проработке всех частей скульптуры.
  3. Снятие формы с рабочей модели для заготовки. При изготовлении скульптур почти всегда используют технику художественного литья. Ее особенности будут зависеть от выбранного мастером материала.
  4. Художественная обработка объекта, в которую входит шлифование, чеканка, патинирование.
  5. Изготовление постамента.
  6. Установка объекта на возвышение.

Венера и Адонис Антонио Канова

В процессе работы скульптор должен проконсультироваться с заказчиком, чтобы результат соответствовал его ожиданиям. Если мастер работает по своей инициативе, то ему следует четко сформулировать идею, чтобы в процессе не пришлось вносить существенные корректировки.

Видео

Основные виды скульптур

К основным видам скульптуры относятся:

  • круглая скульптура (собственно, статуи и бюсты);
  • рельефная скульптура (барельефы и горельефы);
  • станковая скульптура;
  • монументальная скульптура.

Также выделяются некоторые специфические виды этого искусства: миниатюрная скульптура, кинетическая, ледяная, парковая и другие. По жанру скульптура бывает портретной, бытовой, исторической, символической.

Скульптура как украшение парков

Одним из видов ваяния является парковая скульптура, традиции которой имеют многовековую историю. Сложно представить себе красивый парк или городской сад без скульптурных украшений. Традицию украшать сады скульптурами учредили еще древние греки. Сложно себе представить и сады Древнего Рима без скульптурных изваяний богов или мужественных воинов.

В XVII веке центром по изготовлению скульптур для парков и садов становится Венеция. Целыми партиями покупали скульптуры для своих личных парков знатные люди из Австрии, Польши и России. Парковая скульптура в то время стала важным элементом украшения Петербурга, который как раз активно строился. Самым выдающимся венецианским мастером можно назвать Пьетро Баратта, творения которого и сейчас можно увидеть в Летнем саду Петербурга или в заповеднике Царское Село.

Особую популярность в современных парках приобретает так называемая топиарная скульптура – это создание настоящих шедевров из живых растений – деревьев или кустов.

Функции и классификация

Доисторические народы создавали первые глиняные скульптуры, изображающие фигуры людей или животных и, вероятно, использовали их в религиозных или магических целях. Иногда они были простыми амулетами или исполненными по обету фигурами. Археологи их отыскали в некоторых культурах, могилах или храмах. Отсюда и начали появляться следующие жанры скульптуры:

  • бытовой;
  • портретный;
  • мифологический;
  • символический;
  • анималистический и т. д.

Эта функциональность менялась с исторической эволюцией, приобретая в основном эстетический или просто декоративный характер, и становилась постоянным или эфемерным элементом.

Египтяне считали, что для фараона после смерти нужно его изображение, чтобы способствовать выживанию души. Точно так же символы использовались с сильным смыслом в структуре и ясности сообщения, которое было предназначено для передачи: гармония и порядок должны поддерживаться, так как любое отклонение затрагивало в другой жизни социальную иерархию.

В Древнем Риме статуи императора Августа должны были подарить его людям символ верховной власти.

Позже, в Средние века, во времена романского искусства скульптура имела тесную связь с архитектурой и выполняла, в дополнение к эстетической, дидактическую или педагогическую функцию.

Орнаментальная функция была связана с некоторыми другими функциями, хотя иногда она могла быть главной целью, как в случае с растительным или геометрическим декором. В аниконических стилях, таких как ислам, он играет фундаментальную роль.

Другой функцией скульптуры является коллекционирование, которое стало важным после ренессанса, когда дворяне приобретали скульптуры для украшения своих дворцов или садов. Позже, с XVIII века, монархи, бизнесмены, буржуа и коллекционеры использовали скульптуру как средство экономического вложения, самоудовлетворения и форму подчёркивания престижа.

Типы и виды

Скульптура разделена на две большие ветви — скульптуру как таковую и декоративную. Первая имеет свою идентичность сама по себе. Вторая играет второстепенную роль в качестве помощника первой и декора архитектуры. В свою очередь, эти два типа делятся на следующие виды:

  • Статуи — изолированные скульптуры, которые представляют конкретную трёхмерную сущность.
  • Рельефы — это скульптуры, выпуклые на плоскости.
  • Бюст — изображения головы и верхней части груди, которые обычно представляют собой портреты.
  • Торс, представляющий собой туловище человека без головы, рук или ног.
  • Миниатюрная скульптура (среди искусствоведов более распространено название «мелкая вещь») — вид объёмных изображений небольших размеров.
  • Кинетическая скульптура — включает в себя аспекты физики движения.

Архитектурная скульптура — это термин, который относится к использованию этого вида искусства архитекторами и/или скульпторами при проектировании и строительстве зданий, мостов, мавзолеев или любых других памятников. Такая скульптура, как правило, связана со структурой конструкции. А также любая статуя, помещённая в архитектурное произведение, называется «встроенная скульптура».

Канон пропорций

Канон представляет собой набор идеальных пропорций фигуры человека и правил композиции.

У египтян была норма для представления человеческого тела в рельефах, называемая профильным каноном. Модель была правильной фигурой, а модули связаны с размером руки.

Современные каноны, принятые большинством художников, установил Леонардо да Винчи в конце XV века. Основная мера флорентийского канона, взятая из хорошо сложённого человека, находится в голове. По высоте это рассматривается как восьмая часть всего тела, а лицо является десятой частью тела.

Читайте также:
Эпоха неолита история развития, общая характеристика, признаки

Пока человек стоит и вытягивает руки, он определяет идеальный квадрат с линиями, ведущими вниз и проходящими через концы рук, и теми, которые горизонтально лежат на голове и под ногами. Диагонали этого квадрата вырезаны в последнем поясничном позвонке и зафиксированы в центре всей фигуры.

Проведя горизонталь по указанной центральной точке, человек разделён на две равные части, и каждая из них — на две другие, параллельными линиями, которые пересекают середину груди и колени. Голова разделена на четыре равные части.

Использование материалов

Материалы, применяемые в скульптуре, определяют результат внешнего вида. Детали тонких и ажурных форм лучше всего достигаются с использованием дерева, о чём свидетельствуют, например, готические алтари.

Глина — один из старейших материалов. Её легко моделировать и она не требует специального оборудования, поскольку можно просто пользоваться руками.

Известняк — мягкая осадочная порода, лёгкая в работе. Он широко использовался в монументальной скульптуре, такой как Большой Сфинкс — громадная фигура льва с человеческим лицом.

Мрамор — метаморфический известняк, мелкозернистый и компактный. Обработка его поверхности может быть очень разнообразной, с получением различных текстур. Этот камень был одним из фаворитов великих художников античности и ренессанса.

Песчаник имеет особенность становиться более хрупким с течением времени. Он широко использовался для каменных скульптур романских столиц. В настоящее время этот камень обычно не применяется.

Гранит и диорит являются магматическими породами, намного более твёрдыми, чем мрамор. Они образуются при охлаждении расплавленных вулканических материалов. Их качество превосходно после обработки и полировки и встречается во многих цветах.

Мыльный камень — метаморфическая порода, образованная тальком. Это очень мягкий и лёгкий материал в работе. В Индии есть несколько храмов со скульптурами мыльного камня.

Кварц — твёрдый минерал, с которым очень трудно работать. Несмотря на это, есть примеры сложных скульптур, вырезанных из кварца.

Нефрит. Под этим именем известно два камня — жадеит и нефрит, оба очень похожи. Нефрит используется в Китае для вырезания фигур уже более пяти тысяч лет.

Золото. Вместе с медью это был один из первых металлов, используемых человеком, из-за его красоты и потому, что его легко обрабатывать. Археологические раскопки в Уре, Трое и Микенах, показывали, что золото уже использовалось в неолите.

Бронза чаще всего применяется для отливки скульптурных моделей.

Сталь многие художники используют как один из наиболее подходящих материалов для выставления своих работ на открытом воздухе.

Слоновая кость получается из клыков различных животных, в частности, слонов. Декоративное использование резьбы по кости встречалось в Древнем Египте и Месопотамии.

Использование бетона в скульптуре является относительно новым и стало более важным, поскольку его применение увеличилось в архитектурных фасадах зданий.

Техники исполнения

Скульпторы обычно готовят свои работы, делая вначале рисунок и строя небольшую модель фигуры из глины или гипса. Эта модель эквивалентна плану художника. Интересно то, что методы моделирования почти не менялись с течением времени, по сравнению с изменениями, произошедшими в других видах изобразительного искусства. Только в XX веке начали внедрять новые методы работы.

Ваяние состоит из удаления частей до получения желаемой формы. Раньше это делалось только с помощью металлических инструментов. В настоящее время в дополнение к традиционным инструментам используется алмазный диск для камня.

Обычно для работы с глиняными скульптурами многие культуры использовали те же приёмы, что и для гончарного дела. Влажная глина сжималась в предварительно приготовленных формах, а затем из неё лепили скульптуры, применяя круглую подставку, имеющую возможность вращаться, руки и режущие инструменты.

Воск моделируется как вспомогательный материал для эскизов. Он служит скульптору либо в качестве руководства для визуализации его окончательной работы в другом материале, либо в качестве матрицы для последующего литья в бронзе. Он также используется для создания персонажей, которые выставляются в многочисленных музеях восковых фигур.

Техника, которая относится к производству пресс-форм, называется литьём. Исторически использование выплавки воска было уже известно со II века в Египте и Месопотамии и его систематически применяли с V века до нашей эры в Греции.

Тиснение заключается в том, чтобы с помощью молотка производить в листе металла рельефы и зазоры, необходимые для достижения желаемой формы.

Штамповка — печать на листе металла.

Электросварка характеризуется чрезвычайно прочным и жёстким соединением. Это позволяет соединять различные железные предметы.

СКУЛЬПТУРА

СКУЛЬПТУРА (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.

Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Один из самых древних видов искусства. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. до н.э.). Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н.э., Берлин Государственные музеи; рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н.э., Лондон, Британский музей), Древней Америки. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас).

Читайте также:
Народные промыслы России - виды древнего искусства

Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л.Бернини, А.Гудон, О.Роден, Ф.И.Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А.Майоль, А.Бурдель, Г.Мур, С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.).

Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, называют круглой скульптурой (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Чтобы рассмотреть трехмерный объем скульптуры, представить себе решение статуи в целом или увидеть все фигуры скульптурной группы, зрителю надо обойти вокруг скульптурное произведение. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени. Мирон Дискобол (ок. 450 до н.э., Рим, Национальный Римский музей) (см. также ДИСКОБОЛ), Венера Милосская (ок. 130–120 до н.э., Париж, Лувр) (см. также ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ), Донателло Св. Георгий (1415–1417, Флоренция, Национальный музей), Микеланджело Пьета (1498–1501, Рим, собор св. Петра), Л.Бернини Экстаз св. Терезы (1645–1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория)

Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Часто при создании рельефов используется цвет. Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время. Л.Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424) (см. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф.Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см. также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ).

Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. Выпуклый рельеф, барельеф и горельеф известен с эпохи палеолита, распространен в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, Возрождения и в последующие эпохи как часть архитектурного декора.

Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон – пейзаж, архитектура – намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло).

Рельеф, в котором изображение располагается в нескольких пространственных планах, называется многоплановым рельефом. Это дает возможность изображать множество фигур на архитектурном и пейзажном фоне, который в свою очередь зрительно воссоздает уходящее вглубь пространство с использованием перспективных сокращений. Многоплановый рельеф использует светотеневые контрасты, падающие тени, элементы архитектуры и пейзажа для создания иллюзии пространства. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л.Гиберти).

Вид барельефа, в котором изображение возвышается над фоном в минимальной степени, называется сплющенным рельефом. Требующий особой виртуозности, тонкости пространственных отношений, сплющенный рельеф возник в Италии и получил высшее развитие скульптуре 15 в. (Донателло).

Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа), и койланаглиф (en creux – фр. «полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой. Углубленный рельеф встречается в архитектуре Древнего Египта, на древневосточных и античных инталиях, служивших главным образом печатями. Инталия (ит. intaglio – резьба) – камень с вырезанным углубленным рельефом в противоположность камее, имевшей выпуклое изображение и являвшееся украшением

Станковая скульптура – род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр).

Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов. Марк Аврелий, 161–180, Рим, площадь Капитолия; П.К.Клодт Укротители коней, Санкт-Петербург, Аничков мост, 1849–1850.

Читайте также:
Кино как вид искусства - основы, жанры и приемы, примеры

Род скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом, называется монументально-декоративной скульптурой. Она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой.

Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н.э.) (см. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. также ВЕРСАЛЬ). Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э.М.Фальконе Петр I (1766–1778, Санкт-Петербург), В.И.Мухина Рабочий и колхозница (1935–1937, Москва).

Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм – самый распространенный вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню. Пластика малых форм – это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др., изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику. Глиптикой (греч. glyptike, от glypho – вырезаю) называют искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н.э., С.-Петербург, Эрмитаж). К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в.), фарфоровые статуэтки, народную игрушку.

Основными жанрами скульптуры (фр. genre – род, вид) являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция), анималистический жанр.

Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).

Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.

Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

Развитие скульптуры от истоков и до наших дней

Скульптура, как искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов объемные формы прошло огромный путь от древнейших времен к современности. Попробуем коротко просмотреть как менялась скульптура.

  • Дата публикации: 19 апреля 2011
  • Текст: Катя Карцева
  • Время на прочтение: 6 – 9 мин.

Скульптура Древнего мира

В первобытные времена и древнейшие цивилизации развитие скульптуры представляется нам через разнообразное множество различных идолов и древних статуй. Но особенно интересно обратить внимание на эти примеры, так как мы увидим много общего со скульптурой модерна, авангарда и современности. С той лишь разницей, что древние мастера ваяли свои творения таким зачастую грубым необтесанным, примитивным образом, потому что не обладали достаточными навыками ремесла, а скульпторы ХХ века предумышленно. Но им удавалось создать органичный и цельный художественный образ. Скульптурный объем состоит в очень близком родстве с тем материалом, из которого он создан.

Палеолитические Венеры.

Античная скульптура

Статуя – главная форма греческого искусства. Статуи располагались в храмах, на открытом воздухе, на площадях, на берегу моря, и словно живые участвовали в жизни греческого полюса, в празднованиях, спортивных состязаниях, шествиях. Античные статуи всегда были подчинены человеческим масштабам и пропорциям. Тем самым подчеркивалась антропоморфность греческой мифологии – античные боги были лишь чуть совершеннее людей, и им не было чуждо ничто человеческое. В тоже время, отличительная черта греческого искусства – это идеализация. Греки не отделяли дух от тела, которые, по их мнению, находились в гармонии и представляли собой единое целое. Гармонично развитое тело подразумевало для них и развитое мышление, активную гражданскую позицию. Человеческий облик, возведенный к прекрасной форме, был почти единственной темой греческого искусства. Греки, преклоняясь перед его красотой, создали огромное количество статуй, в которых постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесия человеческого тела.

Читайте также:
Архитектура Древнего Египта - описание храмов и пирамид

Скульптура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима многое переняла из греческой, но в свою очередь выдвинула на первый план – индивидуализацию, которая как способ художественного обобщения постепенно вытесняет идеализацию. Греческое идеальное и совершенное изображение сначала дополняется, а затем и сменяется индивидуальным. На смену совершенным формам греческого изобразительного искусства приходит реализм натуры. Скульптура в Риме использовалась в основном для поддержания престижа военной власти. В результате обычно включала божественные атрибуты – поза, идеализированный торс, венок, но довольно часто неприятное лицо старого человека.

Скульптура Средневековья

Главная особенность средневековой скульптуры, что она стала частью архитектуры (в основном соборов, как главных и единственных общественных пространств для искусства). Свободностоящая скульптура встречалась редко, потому что отражала чуждые христианству ценности, напоминая об языческих идолах, идолопоклонстве. Зато в архитектуре скульптура имела практически полную свободу. Тот факт, что соборы строились не одно десятилетие, а феодальная раздробленность ослабевала тенденции к появлению единых канонов за исключением церковно-христианских, развязывал самостоятельность в искусстве. Хотя все задуманное осуществлялось в лоне христианства, варварские традиции нашли свое отражение в многих скульптурных образах.

Скульптура Ренессанса

Микеланджело говорил о том, что если скатить хорошую статую с горы на ней не останется никаких повреждений. Данная мысль символзирует главную особенность скульптуры эпохи возрождения – компактность композиции.И, конечно, статуи ренессансных мастеров, которые после почти тысячелетней эпохи средневековой схоластики, обратились к античным традициям, имели с ними много общего, воспевая гимн человеческому разуму и духу.

Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буонарроти. XV век. Эрмитаж.

Скульптура Барокко

Отличительными особенностями скульптуры эпохи барокко являются – контрастная проработка объема с обилием глубоких впадин и подчеркнутых выпуклостей. Лучшим примером здесь являются работы Лоренцо Бернини. Обратите внимание на то, как вырезаны, проработаны, узорчаты детали. А объем словно бы стремится ворваться в окружающее пространство.

Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна.

Скульптура Классицизма

Классицизм возвращает искусство скульптуры в строго очерченные пространственные и канонические рамки, заключая ее в тщательно отполированной поверхности пластических форм и самодостаточности, предельной предметности образов.

Антонио Канова. Три Грации

Импрессионизм в скульптуре

Главной фигурой в скульптуре XIX века является Огюст Роден. Роден совершил революцию в академической скульптуре, привнеся в нее несглаженную лепку формы и световоздушные эффекты фактуры. В результате, скульптура начинала активно взаимодействовать с окружающей средой и пространством. С этого момента, скульпторы стали активно использовать само пространство в качестве составного материала своих скульптур, а границы объема стали достаточно размыты.

Огюст Роден. Поцелуй.

Еще более развитие скульптуры предложенное Роденом были разработано в творчестве его последователей. Медардо Россо говорил: «Объемы пропитаны атмосферным светом и не существуют как объемы или массы». Скульптуры Россо имеют размытые контуры, словно растворяясь в световоздушной среде. Как это и характерно для импрессионизма его скульптуры отражают мимолетные мгновения и состояния.

Медардо Россо.

Скульптура ХХ века

Скульптура в ХХ веке отражает внедрение пространства в скульптуру. Они либо дематериализуются под давлением пространства (Джакометти), либо делают его частью себя. Отечественный скульптор Архипенко писал по этому поводу: «Традиционно считают, что скульптура начинается тогда, когда материал соприкасается с пространством, то есть пространство понимается как нечто вроде рамы вокруг массы. Я полагаю, что скульптура начинается тогда, когда пространство окружается материалом».

Альберто Джакометти. Александр Архипенко

Г. Мур говорил: «Блок камня может иметь сквозное отверстие и ничего не терять при этом, если размер, форма и направление отверстия продуманны… Отверстие связывает одну сторону с другой, сразу же делая форму более трехмерной».

Генри Мур.

Конструктивист Н. Габо своими скульптурами и вовсе стремился создать новую реальность. Вот, что он говорил по этому поводу: «Я строю ее образ (ее в смысле скульптуры прим. автора) из ничего. Образ рождается изнутри и пространство также является важной его частью… Произведение не говорит о чем-то; оно существует само по себе … Я говорю о своем произведении, что его могла бы создать природа, но не создала. Однако, она делает это через меня». Таким образом, пустота внутри скульптуры и есть скульптура:

Конструктивистские скульптуры Наума Габо

Стоит сказать, что искусство ХХ века разнопланово и многозначно, как и развитие скульптуры. Новизна в смысле постоянной выработки новых идей и направлений и стала движущей силой искусства ХХ века, в противоположность традиции, как это было ранее. Но не стоит воспринимать это слишком однозначно — многие «новые» идеи представляли собой переработанные заимствования из предыдущих эпох.

Один из самых смелых и знаковых экспериментов в искусстве скульптуры ХХ века «Поцелуй» Бранкузи своей обобщенностью, предельно ясной образностью, материальностью (обращению к массе, как основному материалу скульптуры) напоминает нам древние статуи. «Поцелуй» Бранкузи в скульптуре – нечто вроде «Черного квадрата» Малевича в живописи – нулевая точка отсчета нового искусства. Окружающее пространство здесь не играет совершенно никакой роли.

«Поцелуй» Бранкузи

Примерно ту же плотность и предметность можно наблюдать в работах Ханса Арпа:

Ханс Арп

Масса материала, как основного средства художественного языка скульптуры, понималась и другим величайшим скульптором ХХ века Артистидом Майолем, который подобно Энгру в XIX веке, также выделялся из крайностей его современников, спокойной и ясной гармонией в искусстве. Своим творчеством Майоль отстаивал классическую самодостаточность скульптурных объемов, но при этом свои статуи он предполагал размещать в открытом пространстве: «Когда форма окружена воздухом, видишь форму истинную» — говорил он.

Читайте также:
Дионис бог виноделия в греческой мифологии, описание царства бога вина и веселья, воспитатель Диониса, посох, спутник

Артистид Майоль. Река.

Ассоциации с средневековым романским стилем вызывают экспрессионистические скульптуры Эрнста Барлаха.

Эрнст Барлах.

Четвертое измерение (время) в скульптуре пытались реализовать футуристы, что стало предвестием кинетической скульптуры, появившейся несколько позднее. В 1912-1913 года Боччони создает «разбитие бутылки в пространстве» и «Уникальные формы непрерывности в пространстве».

Умберто Боччони.

Прекрасным примером ультрадинамической скульптуры является работа советского скульптора Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»:

Вера Мухина. Рабочий и Колхозница.

Кинетическая же скульптура, то есть сменяющая статический принцип скульптуры динамическим начинается с конструктивистов. Например, В. Татлина или Н. Габо, который создает скульптуру с вибрирующей пружиной.

Ласло Мохой-Надь. Кинетические скульптуры.

Наиболее известным примером кинетической скульптуры можно назвать «Велосипедное колесо» на табуретке Марселя Дюшана.

Велосипедное колесо. Марсель Дюшан.

Во второй половине ХХ столетия развитие скульптуры происходит под влиянием всех направлений искусства.

Особое значение в скульптуре второй половины ХХ века заняли идеи минимализма, подразумевающие повторяемость, геометричность, отсутствие всякого символизма, использование промышленных материалов:

Дональд Джадд Сол Ле Витт

Хотя скульптура, во многом схожая с архитектурой, с давних времен использовалась для демонстрации в открытом пространстве, в конце ХХ столетия она вступает с окружающим пространством в диалог, став его полноправной частью. Если скульптуры прошлого могли также органично смотреться и в закрытом пространстве, то развитие скульптуры в ХХ веке приводит к тому, что она имеет смысл, лишь в взаимодействии с той средой, где она расположена.

Аниш Капур Дональд Джадд Дэвид Нэш Николай Полисский Франциско Инфанте Энтони Гормли Класс Олденбург

Класс Олденбург

В дальнейшем из поп-арта родился стиль китч, среди наиболее известных последователей которого можно назвать Джеффа Кунса:

Джефф Кунс Джефф Кунс

В рамках культуры пост-модернизма скульптура аккумулирует в себе множество различных направлений. Творчество большинства из них, нельзя однозначно отнести к какому-то одному направлению. Луиза Буржуа к примеру работала в сюрреализме, конструктивизме, кубизме и т.д.

Луиза Буржуа

Тем не менее, общей тенденцией в скульптуре ХХ столетия является ее активное взаимодействие с пространством вокруг.

Работы современной российской художницы Ани Жёлудь вовсе представляют из себя объемную графику, рисунок в пространстве:

Аня Желудь

Скульптура. Классификация и разновидности

Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры – фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).

Круглая скульптура

Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.

Станковая скульптура – вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением.

К станковой скульптуре относятся:

Бюст – погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.

Скульптура малых форм – небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки.

Скульптурная группа

Статуэтка – вид мелкой пластики – статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера.

Статуя – свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте.

Торс – скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

Монументальная скульптура – скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.

К монументальной скульптуре относятся:

Мемориал
Монумент – памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т. п.
Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).
Статуя – произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Однофигурные и многофигурные композиции, бюсты, конные памятники
Стела – вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением.
Обелиск – четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды.
Ростральная колонна – отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей
Триумфальная арка, триумфальные ворота, триумфальная колонна – торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий.

Монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой и природным ландшафтом. Она служит для оформлением фасадов и интерьеров зданий, включается в садово-парковый ансамбль.

Монументально-декоративная скульптура служит опорой в архитектурной конструкции:

Атлант – колонна в виде мужской, скульптурной фигуры, поддерживающей карниз, балкон и т.л.
Канефора (от лат. canephoros – несущая корзину)- органично вписанное в архитектуру здания скульптурное изображение женской фигуры с корзиной на голове. Конструктивно канефоры выполняют функции колонн.
Кариатида (от греч. karyatis, букв. – жрица храма Артемиды в Кариях в Древней Греции) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, служащее опорой балки в здании. Обычно кариатиды прислонены к стене или выступают из нее.
Консоль (от фр. console) – тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и др.
Протома (от греч. – морда, голова) – скульптурное изображение передней части быка, коня, другого животного или человека.
Читайте также:
Культура ислама кратко об особенностях развития мусульманского искусства

Монументально-декоративная скульптура служит для украшения здания:

Акротерий (от греч. akroterion – вершина, край) – скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера.
Бига – скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми на здании или на арке.
Десюдепорт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») – живописное или скульптурное панно, расположенное над дверью и связанное с ней общим декоративным оформлением.
Капитель (от лат. caput – голова) – венчающая часть колонны или пилястры.
Маскарон (фр. mascaron, итал. mascherone – большая маска) – выполненная в виде головы или маски рельефная скульптурная деталь. Маскарон помещается на замковых камнях арок дверных и оконных проемов, на консолях, стенах и т.д.
Метопа (от гр. пространство между глазами) – прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия. Метопы часто украшались рельефами, реже – живописью.
Пандатив, парус (от фр. pendentif)- скульптурное лепное украшение, расположенное в вершине свода.
Пилястр, пилястра (от итал. pilastro от лат. pila – колонна, столб) – вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.
Плафон (фр. plafond – потолок) – лепной орнамент на потолке в виде живописного или лепного орнамента, изображения или композиции из архитектурно-декоративных мотивов.
Портал (от лат. porta – ворота) – архитектурно оформленный вход в здание.
Розетка, розетта – живописный или скульптурный орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка или одинаковых по форме листьев, симметрично расположенных и радиально расходящихся из сердцевины.
Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Фронтон (от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания.

Монументально-декоративная скульптура служит для украшения парков и садов:

Герма – садово-парковое скульптурное изображение в виде головы или бюста на четырехгранной опоре.
Парковая скульптура или садово-парковая скульптура
Фонтанная скульптура

Рельеф

Рельеф (от итал. rilievo – выступ, выпуклость, подъем) – скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения.
На ровной поверхности материала скульптор ваяет изображение фигур и предметов. В рельефе можно изобразить почти все, что доступно в живописи и графике: пейзаж, архитектурный пейзаж, сложные сюжетные композиции и т.д. Поэтому у скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у ваятеля, создающего круглую скульптуру.

Рельеф делят на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф, койланаглиф.

Барельеф (от фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину объема.
Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали и т.д.
Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон (пейзаж или архитектура) намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана.

Скульптура как один из видов изобразительного искусства.
материал (старшая группа)

Скульптура как один из видов изобразительного искусства.

Скачать:

Вложение Размер
skulptura.docx 256.85 КБ

Предварительный просмотр:

Скульптура – (от лат. sculptura, от sculpo) – вырезаю, (высекаю) – вид изобразительного искусства, произведение которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых материалов методом высекания, удаления лишнего из начальной массы каменного или иного блока (способ формовычитания).

Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), ещё реже – природа (пейзаж), и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обработка материала, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовые отношения, выбор пропорций, специфический в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры.

Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, монументально – декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм.

Монументальная и монументально – декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно – пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается, прежде всего, в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и интерьерах в общественных сооружений. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками, способна решать большие идейно – образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения.

Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, анималистический жанр…). К Станковой скульптуре присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм.

Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно – прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики. Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической скульптуры, а он, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин …) служат для лепки. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева…) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металл, гипс, бетон, пластмасса…) служат для отливки произведений скульптуры при помощи, специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получению точных копий электрохимическим способом). В нерасплавленном виде, металл в скульптуре обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки. Цвет в скульптуре применяется с древнейших времён.

Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическим верованиям. Скульптура часто служила украшением утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытно – общинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом: ярчайшие памятники этого этапа – золотые рельефы скифов, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная скульптура народов Океании. В скульптуре Древнего Египта изображались человеческие фигуры – каноном, сфинксы, величественные статуи фараонов. В скульптурах Древней Греции, изображали – образы богов и героев, атлетов и воинов. Реализм древнеримской скульптуры особенно полно раскрылся в искусстве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Христианская религия во многом определила характер европейской средневековой скульптуры. Как необходимое звено, скульптура входит в архитектурную ткань соборов эпохи романского стиля, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, каменное резное убранство храмов Владимиро – суздальской школы).

В ХII – ХVI вв. западноевропейская скульптура, постепенно освобождаясь от религиозно – мистического содержания, переходит к более непосредственному изображению жизни. Совершенствуется техника бронзового литья. Одной из вершин искусства Возрождения явились скульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряжённого драматизма. Из скульпторов возрождения в других странах, выделяют (Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Лахер (Австрия), А. Крафт (Германия).

В скульптуре барокко ренессанская гармония, уступает место стихии изменчивых форм, нередко исполненных торжественной пышности. Скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов. Крупнейшие представители скульптуры барокко – Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Люже во Франции.

В русской скульптуре с начала ХVIII в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским, развиваясь в русле общеевропейских стилей – барокко и классицизма. Символом новых исторических устремлений России стал памятник Петру I в Петербурге работы Фальконе.

Памятник Петру I.

Медный всадник – памятник Петру I на Сенатской Площади в Санкт-Петербурге. Его открытие состоялось 7 (18) августа 1782 г. Памятник изготовлен из бронзы. Название « медный» закрепилось за ним благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768 – 1770гг. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. В августе 1766 г. русский посланник в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом – просветителем Дени Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург 15 (26) октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В начале 1773г. в помощь к Фальконе был назначен Фельтен.

Гром – камень был найден в окрестностях деревни Конная-Лахта. После того, как его извлекли из земли, котлован заполнила вода, и образовался водоём, сохранившийся до настоящего времени – Петровский пруд. Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла выдержать тяжесть. Эта уникальная операция продолжалась с 15 (26) ноября 1769 года по 27 марта (7 апреля) 1770 года. Камень был доставлен на берег Финского залива, где для его погрузки соорудили специальную пристань.

Гигантский «Гром-камень» прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября (7 октября) 1770 года. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив после обработки свои первоначальные размеры.

В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену.

Памятник был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года. Памятник должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой.

Скульптура: виды, жанры, материалы и техники выполнения

Скульптор мысленно создает образ, наделяет его характером и чувствами, а потом «оживляет», превращая твердый камень в одухотворенную, наполненную жизнью и теплом, форму. Пластичное искусство – это целый мир, и каждый его представитель находит свою нишу (монументализм, станковые статуэтки или декоративная пластика) и свои жанры скульптуры (исторический, анималистический, портретный). Мастера работают с разными материалами – высекают из камня и дерева, отливают из бронзы или стали, лепят из гипса.

Сегодня мы поговорим о четырех «основах» мира скульптуры – жанрах, техниках, материалах и видах скульптур , а также о том, где лучше разместить то или иное творение из камня, дерева и глины.

Виды скульптур: круглая

Круглые изваяния размещаются в свободном пространстве, поэтому их можно рассмотреть со всех сторон. С разных позиций такая фигура воспринимается по-разному, что приумножает эстетический восторг зрителя. Существует четыре вида «круглой» пластики.

Монументальная

Монументальные памятники отличаются масштабностью размеров и идеи. Такая композиция может стать органичным элементом природной среды, украшением городской площади или центром архитектурного ансамбля. Она может стать частью целого архитектурного комплекса или организовать городскую среду в месте своего пребывания. Изготавливают такие фигуры из бронзы, стали, меди и гранита.

Существует несколько видов скульптур монументального типа:

  • монументальная статуя – объект рассчитан на восприятие с большого расстояния, поэтому обычно его устанавливают на постаменте и размещают на городской площади;
  • монумент – памятник, посвященный важному историческому событию или выдающейся личности;
  • стела – вертикальная плита с надписью или выпуклым рисунком;
  • триумфальная арка – торжественный архитектурный комплекс, посвященный военной победе или другому важному историческому событию;
  • обелиск – столб-четырехгранник с пирамидальным заострением на конце;
  • ростральная колонна – отдельно стоящая колонна, украшенная выступающими носовыми фрагментами кораблей.

Монументально-декоративная

Используется в оформлении садовых и парковых ансамблей, а также для декора природного ландшафта, интерьеров зданий и фасадов домов. В зависимости от места размещения бывают такие виды скульптуры (масштабные):

  • атланты – мужские изваяния, которые «поддерживают» балконы и карнизы;
  • кариатиды – женские фигуры, которыми украшают балки сооружений (только касаются поверхности или выступают из нее);
  • консоль – художественный объект, который подпирает выступ здания, вертикальный уступ, лоджию;
  • парус – выступающее изображение на своде;
  • фронтон – ансамбль на треугольном фасаде, колоннаде, портике с карнизом-основой и двумя скатами по сторонам;
  • портал – декоративная арка на входе в здание;
  • акротерий – статуя, расположенная над углами фронтона здания;
  • пилястр – выступающая из стены «плоская» колонна с капителью и базой;
  • протома – объемное изображение передней части коня, быка или человека, размещенное на здании;
  • бига – колесница, размещенная на арке или здании.

Существуют также малые объекты:

  • розетка – орнаментальное изображение распустившегося цветка или букета из листьев (его разновидностью является плафон – небольшой круглый декоративный орнамент на потолке);
  • маскарон – маска или голова, размещенная на консоли, выступающем элементе оконного или дверного проема (ее аналогом является герма – портретное изображение головы персонажа, которое обычно размещают в садовой зоне);
  • фриз – групповой ансамбль, который занимает четко обозначенную «полосу» на элементе архитектурного сооружения;
  • капитель – украшение верхней части колонны;
  • десюдепорт – декоративная группа, размещенная над дверью (выполнена в одном стиле с полотном);

Станковая

Отличается метафорическим значением, символизмом, повествовательностью и глубоким психологизмом. Такие статуи по размеру приближены к натуральному (габаритам объекта-образца) и рассчитаны на восприятие с малого расстояния. Станковыми изваяниями чаще всего украшают домашний интерьер или территорию парков и садов. Существует ряд подтипов такой композиции:

  • бюст – оплечное, погрудное или поясное изображение;
  • группа – несколько персонажей, связанных общим сюжетом;
  • статуя – фигура имеет натуральный размер;
  • малые формы – статуэтки, сувениры и коллекционные игрушки для украшения интерьера небольшого размера.

Виды скульптуры: рельефная

Рельефная форма выступает из плоского фона, частично погружаясь в основу. Она рассчитана на фронтальное восприятие и может быть как самостоятельным элементом, так и частью комплексного ансамбля. В рельефах изображают сложные сюжеты, детализированные пейзажи и персонажей, поэтому, создавая такой архитектурный комплекс, мастер имеет больше возможностей для творчества. Существует несколько типов рельефных скульптур.

  1. Барельеф – выпуклый ансамбль, который более чем наполовину выступает из основы. Барельефами украшают стены, стелы, мемориальные доски и памятники.
  2. Художественный рельеф (частично относят к сфере художественного искусства, ведь при его создании используются художественные методики). В таком рельефе фигуры едва выступают над плоскостью, фон обозначен штрихами. Также на плоскости часто присутствует перспектива.
  3. Горельеф – фигура более чем наполовину выступает из основы. В некоторых случая статуя имеет круглые очертания и едва соприкасается с плоскостью.
  4. Контррельеф – изображение не выступает над фоном, а является вогнутым.
  5. Койланаглиф – углубленный рельеф с выпуклой моделировкой.

Жанры скульптуры

В пластичном искусстве выделяют ряд жанров: анималистика и фигуратив – портретный, сюжетный, религиозный, ню, символический, бытовой, исторический, мифологический. Границы между ними очень условны, поэтому чаще всего конкретный образ можно отнести сразу к нескольким жанровым типам.

Портрет

Создавая портрет, автор стремится выразить личностные характеристики и психологические особенности персонажа, показать мир его души. Он показывает зрителю что именно «делает» персонаж, и какие чувства он испытывает. Статуя может пребывать в статическом положении или в динамике. Мастер может создать памятник, посвященный общественному деятелю, сборный образ людей определенной категории (профессии, характера или личностного типа), а также портрет-символ. Ярким примером символизма является греческая фигура «Немезида» (богиня справедливого возмездия), пластичный образ «Сатурн» (Кронос – бог времени), который символизирует неотвратимость хода времени.

Сюжетная многофигурная композиция

Каждый персонаж такого ансамбля выполняет определенную роль, и все они взаимодействуют между собой. Например, на Пергамском барельефе изображена битва греческих богов с гигантами – их старшими братьями и сестрами, детьми богини земли Геи и бога времени Кроноса. Еще один известный пример – «Лаокоон и сыновья». Отец и сыновья борются со змеями, посланными на них Зевсом. На их лицах отображено отчаяние и страдание, вызванное осознанием неотвратимости смерти.

Мифологическая

Чаще всего сказочные образы имеют символическое значение. Они воплощают определенные архетипы, идеи или народные представления о силах природы. Мифологические персонажи сегодня очень популярны, ведь в связи с возрастанием популярности фэнтези этот жанровый тип получил переосмысление.

Историческая

Воплощая исторический образ, автор стремится наделить его личностными чертами, присущими прототипу. Нередко образы политических и общественных деятелей имеют символический смысл и выражают идеи, которые эти люди воплощали в жизнь. Например, по мнению некоторых историков, скульптурные изображения королевы Франции Анны, дочери Ярослава Мудрого, символизируют качественный скачок в культурном развитии Франции в средние века, причиной которого стала деятельность женщины.

Часто такие ансамбли не имеют символического значения, а просто отображают исторические события, например, монументальная композиция «Кий, Щек, Хорив и Лебедь» (исторически-мифологический образ) посвящена истории основания Киева.

Религиозная

Религиозная скульптура обычно отражает идеи, присущие определенному догмату. Ее внутренняя наполненность зависит от выбранного автором сюжета и от принципов конкретной религии. Так, например, христианские образы чаще всего выражают смирение и светлую отстраненность, буддийские – умиротворенность, конфуцианские – строгость и решительность.

Бытовая

Главный сюжет бытовых работ – люди в их повседневной обстановке. Такие изваяния привлекают внимание своей естественностью, поэтому часто используются при создании архитектурно-смысловых городских ансамблей. Например, пластичные фигуры матросов размещают в портах и на пирсах, у входа на рынки очень естественно смотрятся образы продавщиц, а рядом с учебными заведениями – учительниц. Такой памятник можно установить в любой городской локации, и даже в неожиданных местах, например, на крыше старинного здания или на лавочке в парке.

Анималистические жанры скульптуры – это отдельная жанровая группа пластического искусства. Создавая изображение животного, автор часто стремится выразить характер, которым персонаж обладает символически (волки – смелость, олени – благородство, лисы – хитрость).

Материалы и техники

Авторы создают свои работы из разных материалов, выбирая технику обработки в зависимости от используемого материала.

  • Камень. Породы камня обладают различной пластичностью, структурой и текстурой. Например, мрамор отлично передает плавность линий и тонкие детали. К сожалению, он впитывает воду и со временем меняет цвет. Гранит гораздо тверже, крепче и плотнее – он не разрушается из-за воздействия влаги. Структура этого минерала позволяет создавать правильные геометрические формы и прямые линии. Работая с камнем, автор применяет методику под названием резьба.
  • Металл. Бронза позволяет ярко продемонстрировать динамику образа, а сталь – его монументальность. Металлические фигуры часто размещают в открытом пространстве. Из-за влияния влаги бронза быстро покрывается красивой патиной. Чтобы создать бронзовую или стальную статую, мастер сначала делает основу, а затем заливает в нее металл. Изваяние может быть отлито полностью или собрано по частям.
  • Дерево. Деревянные работы размещают только в закрытых помещениях, так как они быстро разрушаются, пребывая на открытом воздухе. Древесина разных пород характеризуется разными оттенками и структурой, что позволяет мастеру создавать композиции, отличающиеся яркой индивидуальностью. Техники обработки древесины – это резьба и высекание.
  • Глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика) и гипс. Эти материалы характеризуются высокой пластичностью и позволяют отобразить любой изгиб. Работая с глиной или гипсом, мастер чаще всего применяет техники лепки и отливания.

Виды скульптуры различают по множеству разных критериев – размещению в пространстве, цвету, стилю. При этом главный критерий качества в любом жанре и материале – это художественная выразительность работы, которая проявляется в параметрах структурной основы – силуэте, фактуре, пластичности, построении форм и объемов.

Если вы хотите украсить помещение, территорию парка, сада или площадку рядом с архитектурным комплексом красивым скульптурным изображением, которое имеет высокую художественную ценность, обращайтесь к мастерам «Art Sculptor» у них можно приобрести скульптуру на заказ. Они подскажут, как преобразить пространство при помощи того или иного образа.

Скульптура определение, история происхождения изобразительного искусства

1. Изобразительное искусство.

2. Скульптура как вид изобразительного искусства.

2.1. Виды и жанры скульптуры.

2.2. Выразительные средства скульптуры.

Список использованной литературы.

Искусство [художественное творчество] – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, созидающие художественные ценности. Искусство – форма художественно-образного освоения мира, выражения духовной сущности человека. Художник в произведениях искусства воплощает свои чувства, мысли, стремления, идеалы, вымысел и т.д. иногда искусством называют только изобразительное искусство.
В процессе труда человек познает мир, появляются знания, искусство и религия, причем на древнейших этапах человеческой истории человеческое сознание было не расчленено, в нем переплетались и религиозные, и нравственные, и эстетические, и научные знания.
Искусство старше науки, старше земледелия, старше государства… оно моложе разве только труда – прародителя всего человеческого. Причем с появлением классов, государств, различных наук, искусство не исчезает, а наоборот еще более развивается и продолжает свой путь в веках. Вслед за социальными переменами видоизменяется его характер, стиль, предметы и способы изображения, а место занимаемое искусством в жизни, остается неизменно огромным. И никогда, какие бы трудные ни были времена, люди не переставали творить бесполезные в бытовом смысле сочетания слов, звуков, красок. Временами искусство переживает кризис, но никогда не умирает, и будет существовать, пока будет жить человек, познавать окружающий мир и результаты своего познания превращать не только в математические, физические и химические формулы, но и в произведения искусства. [5, с.7]

1. Изобразительное искусство.

Изобразительное искусство – совокупность пластических видов искусств, представленных живописью, графикой и скульптурой, отображающих реальность в визуальных образах.[2, с. 116]
В изобразительном искусстве художественный образ воплощает зрительное восприятие мира в пространстве и на плоскости, не развиваясь во времени так, как это происходит в литературе или в музыке. Однако, это не значит, что мир фиксируется статично. Произведения изобразительного искусства способны передать динамику жизни, воссоздать духовный облик человека. Выхватывая из действительности порой одно мгновение, художник способен сделать в нем большой силы обобщение, показать самое существенное и типичное. Поэтому, глядя на картину или на скульптуру, можно представить, что предшествовало данному моменту и что произойдет в последующем.
Основными видами искусства являются живопись, графика и скульптура. Границы между ними имеют относительный характер, они связаны между собой целым рядом переходных форм. [5, с.186].

2. Скульптура как вид изобразительного искусства.

Скульптура [от лат. skulpo – вырезаю, высекаю] – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов.
Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.
Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность.
Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия.
Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который обретая форму, перестает быть объективной реальностью для человека и становиться материальным носителем художественной идеи.
Скульптура – это искусство преображения пространства посредством объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века – пространство как ирреальный мир, эпоха барокко – пространство как среда, захваченная скульптурным объемом и покоренная им, классицизм – равновесие пространства, объема и формы. XIX век позволил пространству “войти “ в мир скульптуры, подарив объему текучесть в пространстве, а XX век, продолжив этот процесс, сделал скульптуру подвижной и проходимой для пространства.
Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности. Поэтому ее можно назвать выразителем отвлеченного в конкретном. Легкость восприятия скульптуры – только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит сложна и глубинна для восприятия.

2.1. Виды и жанры скульптуры.
Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров.
Виды скульптуры:
– мелкая пластика [древние глиптики – резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т.д.];
– скульптура малых форм [статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия];
– станковая скульптура [статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером];
– монументально-декоративная скульптура [рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т.д.];
– монументальная [надгробия, монументы, памятники].

Жанры скульптуры:
– Самый популярный жанр в скульптуре – портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма [четырехгранный столб с портретной головой] у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.
– Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира.
– Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента – отдельных частей тела человека. Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив. Родоначальником этого жанра считают О. Родена.
– Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в монументальных формах. [5, с.118-119]

2.2. Выразительные средства скульптуры..
Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное пространство.
Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет.
Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения в скульптуре – человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.
Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Нет случайности в том, что одна работа выполняется в дереве, другая – в мраморе, третья – в бронзе. Бронза, например, дает возможность большой детализации; дерево обладает пластичностью, мрамор – теплотой, камень – образным обобщением. Однако работа не сразу появляется в материале. Вначале скульптор уточняет свой замысел на бумаге, затем лепит в глине, пластилине или гипсе. И лишь после этого переводит замысел в окончательную жесткую пластику выбранного материала. [3, 287]
Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Эта особенность мрамора использовалась древними художниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечивающий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передает нежность и упругость тела женщины.
Заключение.
Скульптура как вид искусства имеет большую художественную и историческую ценность в эстетическом воспитании. В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несущий на себе печать всего предшествующего и последующего. Пластическая выразительность скульптуры передает красоту движения и тела и способна оказывать сильное эмоциональное влияние на человека.

Гений скульптура преобразовывает материю… Еще вчера камень лежал на земле, его попирали ногами. Назавтра толпы людей преклоняются перед ним.

Пьер Жан Давид де Анжи

Скульптура – это сила, выраженная в материале.

Генри Мур.
Литература.

1. Борев Ю. Эстетика. – 4 изд.,доп. – м.: Политиздат, 1988. – 496 с.

2. Каржаницкая Т.В. Эстетика: Учеб. пособие. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. – 351 с.

3. Куренкова Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Вдладос

4. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры: Часть 1. – Мозырь: РИФ «белый Ветер», 1997. – 212 с.

5. Эстетика / Под ред. Радугина А.А. – М.: Изд. Центр, 1998.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: