Скорее всего запятые нужны или нет – правила обособления

Скорее всего запятые нужны или нет – правила обособления

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС). Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение .

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым . Самый яркий при­мер распространённого определения— при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

Пример 1. Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2. Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея| , мороз на­ри­со­вал узоры. От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего ? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения — определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3: Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

Пример 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном. За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5: Человек, |не пом­ня­щий прошлого| , ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6: Были слыш­ны звуки, |похожие на стоны деревьев| .Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7. |Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8. Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Читайте также:
Орфоэпия - что это в русском языке, определение науки, нормы произношения

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки .

Пример 9: |Измученная мно­го­днев­ной засухой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11: Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным. (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами , он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь, об­лач­ная и туманная , оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный , ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом, |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства — это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты . Де­е­при­ча­стие — осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова — деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения .

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Читайте также:
Принял ударение на какой слог правильно ставить?

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И, от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО , то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки , а правой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели , сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде ци­би­ков чая , и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя , барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.

Поставь запятую правильно. Вводные. Часть первая.

Все эти «кроме того», «более чем», «скорее всего», «тем не менее» и пунктуация в случае применения подобных оборотов.

«Кроме того» — выделяется запятыми ВСЕГДА (и в начале, и в середине предложения).

«Скорее всего» в значении «очень вероятно, вероятнее всего» — выделяется запятыми (Конечно, все из-за коньяка и парилки, иначе он бы, скорее всего, промолчал.).

В значении «быстрее всего» — НЕТ (Этим путем скорее всего можно было прийти к дому.).

«Скорее». Если в значении «лучше, охотнее», то БЕЗ запятых. Например: «Она скорее согласилась бы умереть, чем предать его». Тоже БЕЗ запятых, если в значении «лучше сказать». Например: «произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание».

НО! Запятая нужна, если это вводное слово, выражающее оценку автором степени достоверности данного высказывания по отношению к предыдущему (в значении «скорее говоря» или «вероятнее всего»). Например: «Его нельзя назвать умным человеком — скорее, он себе на уме».

«Конечно же», «конечно» — НЕ выделяется запятыми слово конечно в начале ответной реплики, произносимой тоном уверенности, убежденности: Конечно же это так!

В остальных случаях запятая НУЖНА.

Выражения «в общем», «в общем-то» ОБОСОБЛЯЮТСЯ в значении «короче говоря, словом», тогда они являются вводными.

«Прежде всего» обособляются как вводные в значении «во-первых» (Прежде всего, он довольно способный человек).

Эти слова НЕ выделяются в значении «сначала, сперва» (Прежде всего нужно обратиться к специалисту).

Запятая после «а», «но» и т д. НЕ нужна: «Но прежде всего, хочу сказать».

При уточнении выделяется весь оборот: «Есть надежда, что эти предложения, прежде всего со стороны Минфина, не будут приняты или будут изменены».

«по крайней мере», «по меньшей мере» — обособляются только при инверсии: «Этот вопрос обсуждался дважды, по крайней мере».

«в свою очередь» — не выделяется запятой в значении «со своей стороны», «в ответ, когда наступила очередь». А качестве вводных обособляются.

«в буквальном смысле» — не вводное, запятыми не выделяется

«Следовательно». Если в значении «стало быть, таким образом, значит», то запятые нужны. Например: «Так вы, следовательно, наши соседи».

НО! Если в значении «поэтому, вследствие этого, исходя из того что», то запятая нужна только слева. Например: «Я нашла работу, следовательно денег у нас будет больше»; «Ты сердишься, следовательно ты не прав»; «Ты не можешь испечь пирог, следовательно испеку его я».

Читайте также:
Километр ударение на какой слог падает - на ло или метр и почему?

«Как минимум». Если в значении «самое меньшее», то без запятых. Например: «Как минимум вымою посуду»; «Он допустил как минимум десяток ошибок».

НО! Если в значении сравнения с чем-либо, эмоциональной оценки, то с запятой. Например: «Как минимум, такой подход предполагает контроль», «Для этого нужно, как минимум, разбираться в политике».

«то есть если», «особенно если» — запятая, как правило, не нужна

«То есть» не является вводным словом и не выделяется запятыми с обеих сторон. Это союз, запятая ставится перед ним (а если в каких-то контекстах и ставится запятая после него, то по другим причинам: например, чтобы выделить некую обособленную конструкцию или придаточное предложение, которые идут после него).

Например: «До станции еще пять километров, то есть час ходьбы» (запятая ну нужна), «До станции еще пять километров, то есть, если идти не торопясь, час ходьбы (запятая после «то есть» ставится, чтобы выделить придаточное предложение «если идти не торопясь»).

«Во всяком случае» выделяются запятыми как вводные, если они употреблены в значении «по крайней мере».

«Помимо того», «помимо этого», «помимо всего (прочего)», «кроме всего (прочего)» обособляются как вводные.

НО! «Помимо того что» — союз, запятая НЕ нужна. Например: «Помимо того что сам ничего не делает, еще и ко мне претензии предъявляет».

«Благодаря этому», «благодаря тому», «благодаря тому-то» и «наряду с тем-то» — запятая, как правило, не требуется. Обособление факультативно. Наличие запятой ошибкой не является.

«Тем более» — БЕЗ запятой.

«Тем более когда», «тем более что», «тем более если» и т.п. — запятая нужна перед «тем более». Например: «Вряд ли нужны такие аргументы, тем более что это ложное утверждение», «тем более если имеется в виду», «отдыхайте, тем более что вас ждет много работы», «не сидеть же вам дома, тем более если партнер приглашает на танцы».

«Причем» — выделяется запятой только в середине предложения (слева).

«Тем не менее» — запятая ставится в середине предложения (слева). Например: «Он все решил, тем не менее я постараюсь его переубедить».

НО! Если «но тем не менее», «если тем не менее» и т.п., то запятые НЕ нужны.

Если «однако» в значении «но», тогда запятая с правой стороны НЕ ставится. (Исключение — если это междометие. Например: «Однако, какой ветер!»)

«В конце концов» — если в значении «в итоге», то запятая НЕ ставится.

«Действительно» НЕ выделяется запятыми в значении «в самом деле» (то есть если это обстоятельство, выраженное наречием), если оно синонимично прилагательному «действительный» — «настоящий, подлинный». Например: «Сама кора у нее тонкая, не то что у дуба или сосны, которым действительно не страшны горячие солнечные лучи»; «Ты действительно очень устал».

«Действительно» может выступать в роли вводного и ОБОСОБЛЯТЬСЯ. Вводное слово отличается интонационной обособленностью — выражает уверенность говорящего в истинности сообщаемого факта. В спорных случаях вопрос о расстановке знаков препинания решает автор текста.

«Из-за того что». Запятая НЕ нужна, если это союз, то есть если можно заменить на «потому что». Например: «В детстве он проходил медицинскую проверку, из-за того что воевал во Вьетнаме», «может, все из-за того, что люблю, когда поет человек» (запятая нужна, т.к. на «потому что» заменить нельзя).

«Так или иначе». Запятая нужна, если в значении — «как бы то ни было». Тогда это вводное. Например: «Она знала, что, так или иначе, она Анне выскажет все».

НО! Наречное выражение «так или иначе» (то же, что «тем или иным способом» или «в любом случае») НЕ требует постановки знаков препинания. Например: «Война так или иначе необходима».

10 основных случаев постановки запятых: примеры из цитат. Часть 2

В первой части я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!

Итак, где и когда ставится запятая?

4. Запятая всегда ставится перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.

Читайте также:
Прилагательное как член предложения основное определение, на какие вопросы отвечает, как подчеркивать, примеры употребления частей речи в русском языке

Запятая между однородными членами предложения

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

В палисаднике распустились большие красные тюльпаны (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения, между ними нельзя поставить союз «и», поэтому запятую не ставим.

♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
Фрэнк Синатра

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
Фрэнк Синатра

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).

Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому.
Пауло Коэльо «Алхимик»

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К ночи ливень прекратился и стало тише.

К ночи ливень прекратился.

К ночи стало тише.

К ночи — общий член.

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Запятая между союзными словами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

Жизнь не всегда дает вторую попытку, подарки, которые она тебе преподносит, лучше принимать.
Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

Запятая при сложных подчинительных союзах

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

Запятая при сложных подчинительных союзах

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).

9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.

Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора.
Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты

♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.

Читайте также:
Словосочетание - что это в русском языке, виды и признаки, типы связи

Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.

Запятой выделяются сравнительные обороты

Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!

Начало

Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?

Светлана Кравцова, корректор, редактор, автор блога «Грамотно по-русски»

Поиск ответа

Всего найдено: 16

Вопрос № 236030

Привет!
Является ли слово “скорее” вводным и стоит ли мне его выделять запятыми?
Контекст: “Игровая реальность похожа скорее на накатанные рельсы.”

Ответ справочной службы русского языка

В этом примере _скорее_ не требует выделения.

Вопрос № 230548

Нет никаках доказательств, что такая эволюция происходила. Скорее изменения внутри одного вида позволили этим видам адаптироваться к изменениям окружающей среды. – Скажите, пожалуйста, обособляется ли “скорее” и является ли оно вводным словом?

Ответ справочной службы русского языка

Зачастую сложно определить, является ли _скорее_ вводным словом, следует ориентироваться на интонацию. В данном случае, на наш взгляд, слово _скорее_ лучше не обособлять.

Вопрос № 229316

“Среди моих знакомых, конечно, встречались любители рыбалки, однако это (,) скорее (,) было не правило, а исключение” Надо ли в данном случае обособлять запятыми слово “скорее”? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слово _скорее_ в данном случае лучше не обособлять.

Вопрос № 225556

Подскажите, пожалуйста, нужно ли в этом случае выделять слово “скорее” запятыми? Пластырь пригодится скорее для заклеивания мозолей, чем для лечения ранок.

Ответ справочной службы русского языка

Так как в этом предложении используется союз _скорее. чем_, слово _скорее_ обособлять не следует.

Вопрос № 223225

Я убежден, что наука никак не затрудняет веру в Бога и не оправдывает неверия. Скорее она предоставила нам дополнительные свидетельства Его существования. Вопрос: скажите, пожалуйста, следует ли обособлять “скорее”. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 222432

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, каковы правила обособления слова “скорее”. Всегда ли оно обособляется, если это не наречие. Например, надо ли его обособлять в предложении типа “Это скорее рабочее название, нежели научный термин”? И какова должна быть пунктуация в следующем предложении: При переводе этого английского слова даже глаголов будет не один, а два: “пролить” – скорее случайно, “разлить” – скорее обдуманно. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

1. _Скорее. нежели_ выступает в роли союза, поэтому запятая нужна только перед _нежели_. 2. Слово _скорее_ в данном случае может являться вводным (то же, что _скорее говоря_), а может не являться (то же, что _больше_). Поэтому вопрос об обособлении решает сам автор текста.

Вопрос № 221956

Это скорее промежуточный продукт. Нужно выделять “скорее”?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно выделить _скорее_, поскольку имеется в виду значение ‘точнее говоря’.

Вопрос № 219429

В каких случаях следует выделять сочетание “как можно скорее”?

Ответ справочной службы русского языка

Слова _как можно скорее_ знаков препинания не требуют. Обособляться они могут, если этого требует строй предложения.

Вопрос № 219067

пож-та, побыстрее: газета выходит Почти каждому лыжнику(,) да еще и не по одному разу(,) доводилось быть «прихваченным» на этой трассе собаками, по-своему реагирующими на любого, кто осмелится двигаться быстрее черепахи(,) да еще при этом машет руками и палками. Но не только «Алькор» всему виной, скорее(,) лишь отчасти

Ответ справочной службы русского языка

В первом примере запятые в скобках ставятся. Обособление _скорее_ зависит от значения: обособляется как вводное (в значении «вернее») или обособляется в составе уточняющего оборота.

Вопрос № 213378

Заяц еще называется Котом, и я() скорее() кошка, которая гуляет сама по себе где Ваши корни, судя по фамилии() в Польше? Когда ты живешь в большом, пусть даже очень красивом() городе, где Ох() уж эти чиновники Во всяком случае() мест таких стало меньше Потом Дракон включает в себя какое-то позерство, помпезность.

Ответ справочной службы русского языка

1. Если слово _скорее_ употребляется в значении ‘скорее говоря’, то оно выделяется с двух сторон запятыми. Если в ином значении — не выделяется. В данном случае вопрос о постановке запятых решает автор. 2. Запятая нужна. 3. Запятая не требуется: _Ох уж эти чиновники!_ 4. Запятая нужна. 5. Сформулируйте, пожалуйста, вопрос.

Вопрос № 210733

В каких случаях слово “скорее/ скорее всего” будет вводным и будет выделяться запятыми?

Ответ справочной службы русского языка

В значении «вернее, точнее сказать» слово _скорее_ является вводным, сочетание _скорее всего_ становится вводным в значении «очень вероятно».

Вопрос № 206323

Добрый день. Корректна ли фраза “Возращайся со школы поскорей!” или все-таки правильно “ВозВращася ИЗ школы поскорей(поскорее?)!” Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правилен второй вариант. Форма _поскорей_ носит разговорный характер, _поскорее_ — общеупотребительная.

Вопрос № 206100

Здравствуйте. Подскажите, когда обособляется и не обособляется слово “скорее”. Не могли бы ли Вы привести примеры. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слово _скорее_ обособляется, если его можно заменить словами _скорее говоря_. Например: _Он не шёл, а, скорее, бежал на встречу._ Но: _Скорее это можно назвать бегом, чем ходьбой_.

Вопрос № 204130

Это очень срочно! Скажите, пожалуйста, нужно ли выделять с обеих сторон запятыми слово “скорее” в таком предложении: “Кодекс можно читать и толковать на двух разных уровнях, взаимно не исключающих, а, скорее, дополняющих друг друга. ” Большое спасибо!!

Ответ справочной службы русского языка

Как вводное слово корректно выделить _скорее_ с двух сторон, как в примере.

Вопрос № 202025

Напомните им, что это не простое упражнение, а СКОРЕЕ оценка того, насколько эффективным было их обучение. Скажите, “скорее” нужно обособить? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Да, _скорее_ — вводное слово, обособляется: _Напомните им, что это не простое упражнение, а, скорее, оценка того, насколько эффективным было их обучение_.

Вводное слово «например» и пунктуация при нём

Немалую важность в словах, словосочетаниях и предложениях, для выражения тех или иных оттенков чувств либо самого отношения к сообщению автора, играют вводные слова. Они помогают нам показать:

  • степень уверенности («кажется», «несомненно»);
  • порядок мыслей («наконец», «итак»):
  • либо акцентировать внимание на источнике сообщения («говорят», «по мнению»).
Читайте также:
Километр ударение на какой слог падает - на ло или метр и почему?

Однако, способствуя эффективному и более точному выражению своей мысли, вводные слова нередко вызывают сомнения в расстановке пунктуации при их написании.

Обособление запятыми вводных слов, таких как «правда», «например», «однако», «значит» и др. или вовсе их отсутствие зависит от нескольких условий. Интуитивное определение правильности расстановки знаков – способ малоэффективный.

На пунктуацию влияет смысл предложения, определяющий принадлежность к той или иной части речи, и его структура, диктующая место для загадочного слова. Определить уместность запятых поможет лишь чёткое понимание контекста, и места расположения спорного слова.

Пунктуация при вводных словах

Прежде чем изучить расстановку знаков препинания при использовании вводных слов, следует убедиться, являются ли они таковыми.

В случае, если убрав исследуемое слово из синтаксической конструкции, смысл и грамматическое строение не меняется, перед нами вводное слово, и, следовательно, расстановка пунктуации выполняется, применяя соответствующие правила.

В большинстве случаев, на письме вводные слова выделяются запятыми, однако существуют и варианты использования других знаков препинания, либо вовсе их отсутствие. Вводное слово выделяется пунктуацией по следующим признакам:

  • Если стоит в начале или в конце обособленного оборота, то в таком случае запятыми выделяется весь оборот, а не отдельная словоформа.
  • Если вводное слово стоит перед перечислением однородных членов, то ставим после него двоеточие, если стоит после – тире.
  • Для обособления вводных конструкций и предложений, используем скобки и тире.

Ставим запятую с обеих сторон

Расстановка запятых перед и после слова «например» обязательна, если связка находится в середине предложения.

Она умилялась видя, например , маленького котёнка.

Часто, дополняя по смыслу вводное слово « например », в качестве дополнительного вводного слова рядом употребляется союз «так». Эта пара не образует общей конструкции, а является двумя самостоятельными вводными словами, разделёнными между собой запятой.

Знаки препинания перед «так» зависят от предшествующей части предложения, после «так» — от последующей части предложения. Связка преимущественно употребляется в начале или в середине предложения.

  • Он был жесток, – так, например , убитая собака не вызвала никаких эмоций. Слову «так» предшествует тире в силу сложносочинённой связи двух независимых предложений, объединённых в одно. Применяется для усиления завершённости мысли первого;
  • Мои родные чтут традиции. Так, например , отец до сих пор собирает всю семью за пятничным ужином. Здесь мы видим простое предложение, имеющее в своём начале два вводных, обособленных слова.
Читайте также:
Словосочетание - что это в русском языке, виды и признаки, типы связи

Оба предложения включают в себя связку из двух вводных слов, дублирующих друг друга. Их совместное применение в речи объясняется усилением последовательности мысли автора.

По аналогии в речи может употребляться равнозначная вводная конструкция «к примеру». Она выделяется запятыми целиком, в остальном на неё распространяются те же правила пунктуации.

Активный отдых, к примеру, не для меня.

Пунктуация со словами «как», «например»

Как мы уже выяснили, вводное слово может фигурировать не только индивидуально, но и входить в состав вводной конструкции с союзом « как ». Если формулировка предполагает наличие перед ней обобщающего слова, а после – идет перечисление, то запятая ставится перед всей конструкцией.

Я знаю поистине талантливых поэтов, как например : Пушкин, Лермонтов, Есенин.

Я слышал жуткие звуки, как например : стук по крыше, скрип окон, шёпот старухи.

В структуру каждого предложения входит вводная конструкция из двух слов, объединённых одной задачей – выражать порядок мыслей. Необходимо ставить запятую перед всей конструкцией. Двоеточие после неё объясняется последующим перечислением. В случае использования одиночного « например » в предложении с обобщением и перечислением, пунктуация аналогична.

Если в тексте перечислений нет, то меняется и картина знаков препинания. В этом случае «как» не входит в водную конструкцию, а играет индивидуальную роль сравнительного союза. Выполняя разные задачи в предложении, слова отдельно выделяются запятыми.

Я знаю поистине талантливых поэтов, как, например , Пушкин.

Комфортные условия, как, например , тёплый пол, подняли ему настроение.

В обоих случаях видно, как запятые выделяют сравнительный союз и вводное слово.

Запятая перед «например»

Выражая последовательность мыслей автора, в начале или в конце предложения, вводное слово выделяется с одной стороны. Ему характерно отсутствие подчинения членам предложения и связи с содержанием в целом, что и является причиной постановки знаков.

Из десертов я предпочитаю желе, например . (Перед стоящим в конце предложения вводным словом ставится запятая)

В том случае, когда в предложении присутствует обособленный присоединительный член предложения, то запятой от вводного слова он не выделяется.

Он слушал лишь военные песни, например звучащие из части по соседству. (Здесь мы имеем дело с дополняющим причастным оборотом)

Запятая после «например»

Запятая после « например » обязательно ставится, когда исследуемое вводное слово стоит в начале предложения, но после которого нет перечисления, либо на конце обособленного оборота.

Он часто приходил на этот берег озера, вчера например , был.

В России тоже есть выдающиеся исторические города. Например , Санкт-Петербург.

«Например» без выделения запятыми

По правилам русского языка словоформа « например » не требует выделения запятыми в случае, если используется в начале или конце уже обособленного оборота. Чаще всего оборот служит уточнением или пояснением, дополнением основного предложения. В этом случае само слово выступает в качестве присоединительного союза.

Я возьму только один подарок, духи например . (В структуру входит уточняющий оборот, выделенный запятыми).

Если ваша речь подразумевает употребление предлога «на» и существительного «пример», то их обязательно пишут раздельно и не выделяют запятыми, если после существительного нет никакого оборота.

  • Девочка с недоумением смотрела на пример в тетради. В предложении нет оборотов, запятые не нужны;
  • На пример, подразумевающий своей сложностью двойку в журнале, Иванов не хотел даже смотреть. После существительного «пример» стоит причастный оборот, требующий обособления, только поэтому стоит запятая;
Читайте также:
Как пишется рабочий по нормам русского языка - объяснение правила

Мы убедились, что одно и то же слово может являться разными частями речи, входить в конструкции и окружать себя различной пунктуацией. Чтобы не ошибиться с последней, важно чётко понимать смысл написанного текста, который складывает картинку принадлежности, и иметь знания, объясняющие постановку той или иной запятой. В противном случае между автором и читателем может возникнуть недопонимание.

Не стоит преуменьшать значение пунктуации в письменной речи. Ведь чаще всего она имеет решающий смысл, как в пресловутом «Убить нельзя, помиловать!» Не утонуть в сомнениях, к которым всё же нужно прислушиваться, и вывести письменную речь на более высокий уровень поможет чтение и разбор собственных ошибок. Имеет смысл прибегать только к официально опубликованным источникам, где исключены ошибки. Грамотность к лицу любому!

Запятая перед «чем» ставится или нет?

Перед «чем» ста­вит­ся запя­тая, если союз (союз­ное сло­во) при­со­еди­ня­ет срав­ни­тель­ный обо­рот или при­да­точ­ную часть в слож­но­под­чи­нён­ном предложении.

Чтобы понять, когда нуж­но поста­вить запя­тую перед «чем», выяс­ним, какую син­так­си­че­скую кон­струк­цию при­со­еди­ня­ет это сло­во в предложении.

Перед «чем» ставится запятая

Если этот союз исполь­зу­ет­ся в срав­ни­тель­ном обо­ро­те при сопо­став­ле­нии каких -либо пред­ме­тов или поня­тий, то в пред­ло­же­нии перед ним ста­вит­ся запя­тая соглас­но пра­ви­лу пунктуации.

На юге мно­гие цве­ты пах­нут силь­нее, чем на севере.

Артем луч­ше зна­ет мате­ма­ти­ку, чем Дима.

Сизый голубь раз­ви­ва­ет бо́льшую ско­рость полё­та, чем чиж.

Знак пре­пи­на­ния необ­хо­ди­мо поста­вить, если союз или место­име­ние «чем» (союз­ное сло­во) при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ную часть, кото­рая сле­ду­ет за глав­ной в слож­но­под­чи­нён­ном предложении.

После дождя грун­то­вая доро­га ока­за­лась более раз­мы­той, чем мы предполагали.

Хозяин хоро­шо знал, чем уди­вить сво­их гостей.

Среди окру­жа­ю­щих он выде­лял­ся тем, чем не обла­дал никто.

Учтём, что в пунк­ту­а­ции рус­ско­го язы­ка суще­ству­ет мно­же­ство слу­ча­ев, когда перед «чем» запя­тая не ставится.

Перед «чем» не ставится запятая

Перед сло­вом «чем» не нужен знак пре­пи­на­ния в ряде слу­ча­ев. Перечислим их.

1. Это сло­во вхо­дит в состав нераз­ло­жи­мых поня­тий, кото­рые не явля­ют­ся срав­ни­тель­ны­ми оборотами:

  • не ранее (рань­ше) чем;
  • не поз­же чем;
  • не более (боль­ше) чем;
  • не менее (мень­ше) чем;
  • не бли­же чем;
  • не даль­ше чем

Не рань­ше чем через пол­ча­са поезд отпра­вит­ся в путь.

На стек­ле оста­лась не более чем мел­кая изморось.

Станция нахо­дит­ся не даль­ше чем два кило­мет­ра отсюда.

С после­ду­ю­щим сло­вом эти выра­же­ния обра­зу­ют один член пред­ло­же­ния, кото­рый явля­ет­ся обстоятельством.

Не поз­же чем спу­стя мину­ту бел­ка спу­сти­лась с дерева.

Чаше все­го такие обо­ро­ты пред­став­ля­ют собой коли­че­ствен­ное соче­та­ние со сло­ва­ми «час», «мину­та», «месяц», «год» и пр.

Мы встре­тим­ся не рань­ше чем через месяц.

Но в слу­чае, если сло­во «чем» при­со­еди­ня­ет срав­ни­тель­ный обо­рот при сопо­став­ле­нии двух пред­ме­тов или поня­тий, перед сою­зом ста­вит­ся запятая.

Оглушительные рас­ка­ты гро­ма пуга­ют зача­стую боль­ше, чем яркая молния.

Этот хутор нахо­дит­ся не далее, чем наш посёлок.

Слава и Костя вышли из шко­лы не рань­ше, чем их одноклассники.

2. В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии при­да­точ­ная зави­си­мая часть выра­же­на толь­ко с помо­щью союза.

Хочется вас пора­до­вать, но ещё не решил чем.

Надя нас огор­чи­ла, но так и не поня­ла чем.

3. В пред­ло­же­нии исполь­зу­ют­ся нераз­ло­жи­мые понятия:

  • чем угод­но;
  • чем попа­ло;
  • чем ни попадя

Я вижу, ты зани­ма­ешь­ся чем угод­но, но толь­ко не сво­им делом.

Не бро­сай чем попа­ло туда.

4. Запятая не ста­вит­ся в выражениях:

  • есть чем заняться;
  • было о чем подумать;
  • есть над чем поработать;
  • пожи­вить­ся чем можно.

В вашем про­ек­те есть над чем поработать.

5. Составной под­чи­ни­тель­ный союз «преж­де чем» не раз­де­ля­ет­ся запя­той. Он при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ную часть вре­ме­ни в слож­но­под­чи­нён­ном предложении.

Прежде чем отпра­вить­ся в даль­нюю доро­гу, про­ду­май все до мелочей.

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

ХАМЕЛЕОН

Речь пойдёт об интересном животном. Одним глазом хамелеон смотрит вперёд, а другим назад. И всё видит, что делается вокруг.

Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка. 4 Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё. 4 Кажется, хамелеон и не собирается её трогать. Но вдруг мелькнул язык, и бабочки уже нет. Хамелеон не промахивается. Он несёт гибель и быстрой мухе, и тысячеглазой стрекозе, и маленькому комарику.

Читайте также:
Дефис в наречиях - правило и исключения с примерами

На конце длинного липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочка. Когда он касается кончиком языка насекомого, то втягивает воздух через трубочку и крепко держит свою добычу.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё. (1 вариант); Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: длинного, трубочка, посмотрел (1 вариант); тоненькая, комарику, собирается (2 вариант).

3. Фонетический разбор: речь (1 вариант); языка (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

5 класс

ПЁС И ВОРОНЫ

Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. 4 Во дворе деловито разгуливают вороны. Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу. 4 А вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают.

Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь, разбойницы! А то хвосты повыдёргиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не боятся.

Пёс терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал. А в это время другие давно уже его хлеб утащили.

(По Г. Скребицкому.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:
Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. (1 вариант); Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: выбежал, кусочком, дерзкие (1 вариант); погонится, разбойницы, нахальными (2 вариант).

3. Фонетический разбор: всюду (1 вариант); хлеб (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

5 класс

ДЕКАБРЬ

Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки. 4 Ударил ночью мороз. И долго стоит вокруг жалобный скрипучий треск. Это плачут деревья от страшного холода.

Трудная пора наступила для лесных жителей. Не сладко приходится тем, кто коротает длинные зимние ночи на лесных просёлках и в глухих далёких чащобах.

Мороз морозом, но корм добывать нужно. Нет ничего слаще ягод боярышника. И колючие ветки не пугают свиристель. Вот это обед!

Свиристель — птица зимняя, уже привыкла к стуже. Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма. 4

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки. (1 вариант);
Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: снеговые, приходится, просёлках (1 вариант); зимняя, повесил, шапки (2 вариант).

3. Фонетический разбор: елях (1 вариант); ягод (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

5 класс

Сильный голод заставил великана лося пройти по глубокому снегу. Огромные сугробы надёжно спрятали прошлогоднюю, пахнущую летом и жарким солнцем траву.

Лоси обходятся корой елей и берёз. И всё чаще они наведываются к лесным кормушкам. Их поставили на больших полянах заботливые лесничие.

А обычным собакам в деревне горевать нечего. Если станет холодно под пушистой шубкой, можно уйти в тёплую избу к людям. А пока они терпеливо сидят и ждут вкусного обеда. 4

Каждому принесла зима свои радости и печали. 4 И надо пережить эту трудную пору и снова встретить быстрые ручьи и яркое весеннее солнце.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

А пока они терпеливо сидят и ждут вкусного обеда. (1 вариант); Каждому принесла зима свои радости и печали. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: кормушкам, вкусного, принесла (1 вариант); шубкой, весеннее, горевать (2 вариант).

3. Фонетический разбор: солнце (1 вариант); ручьи (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

5 класс

КРУЖЕВА МОРОЗА

Нынче осенью снег лёг внезапно и обильно. 4 В одночасье нахлобучил он гигантские белые папахи на здания города и забил сугробами улицы, сады и парки. 4

Деревья стоят словно вынутые из густой сметаны. Кроны их сверкают под ослепительным солнцем всеми красками радуги. Это «цветёт» на ветвях иней.

Кустарники на газонах напоминают сейчас пышные вологодские кружева. Может быть, знаменитые местные кружевницы в своей работе как раз и оттолкнулись от художества этого самого удивительного на Земле «кружеплёта» — Деда Мороза. Ведь в подлинном творчестве человек всегда учится у природы, перенимает от неё всё наилучшее, интересное и прекрасное.

Читайте также:
Километр ударение на какой слог падает - на ло или метр и почему?

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Нынче осенью снег лёг внезапно и обильно. (1 вариант);
В одночасье нахлобучил он гигантские белые папахи на здания города и забил сугробами улицы, сады и парки. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: гигантские, кружевницы, учится (1 вариант); местные, кружеплёта, сверкают (2 вариант).

3. Фонетический разбор: осенью (1 вариант); ветвях (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

6 класс

КРОХА

Мы прислушались к шороху и разыскали его источник. 4 Маленький шмелик сидел на цветке розового клевера, который вырастал на нашем лугу. Шмелик ещё не приобрёл свою изысканную золотистую окраску. Солнечный цвет только начал проявляться, а пока насекомое было сероватым, как дымка.

Крошка-шмель весь блестел. Казалось, от солнышка отделился кусочек, летел и опустился на цветок. 4 Шмелик, величиной с ноготок мизинца, уже трудился! Он терпеливо обследовал цветок клевера в поисках сладкого нектара.

Я подумала: «Вот бы родители так прививали любовь к посильному труду у наших детей». И потом будет меньше неумех, которые не приспособились к взрослой жизни. (94 слова.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Мы прислушались к шороху и разыскали его источник. (1 вариант); Казалось, от солнышка отделился кусочек, летел и опустился на цветок. (2 вариант)

2. Морфемный и словообразовательный разбор слов: разыскали, золотистую, шмелик (1 вариант); подумала, маленький, ноготок (2 вариант).

3. Выписать по 2 примера именных и глагольных словосочетаний: из 1 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

6 класс

СТОЙКИЙ СОЛДАТИК

Это растение я знаю с детства. Попробуй его сорвать! Крепко стоит он на ногах, цепко держится за землю.

Цветы у него встречаются разные: и белые, и розовые. Листья 3 особенные, узкие, как ресницы. Листьев-ресничек много на стебле. И своё название цветок получил из-за них. Это — тысячелистник!

На крепком стебельке держит он целую охапку мелких белых или розовых цветочков с жёлтой серединкой. 4 Уходит лето, травы никнут. А тысячелистник стоит! Промчится осень, а там зима подступает, снежком 3 заметает. А стойкий луговой солдатик продолжает нести свою вахту. Его не пугает непогода: проливные дожди, снежные бураны да метели. 4

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

На крепком стебельке держит он целую охапку мелких белых или розовых цветочков с жёлтой серединкой. (1 вариант);
Его не пугает непогода: проливные дожди, снежные бураны да метели. (2 вариант)

2. Морфемный и словообразовательный разбор слов: растение, промчится, луговой (1 вариант); непогода, подступает, снежные (2 вариант).

3. Морфологический разбор имени существительного: листья (1 вариант); снежком (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

6 класс

Совы не боятся морозов и носят первосортные пушистые шубки. 4 На лапках у многих из них надеты пуховые бурочки. Но приходит осень, и многие совы 3 вместе с другими птицами улетают в тёплые края. Мало иметь тёплую шубку, надо, чтобы была пища 3 .

После дождливого ноября пришёл суровый декабрь. Температура понизилась до тридцати градусов мороза. Выпал обильный снег. В лесу полёвок было мало, а на лугах добычи больше.

В начале января потеплело, снег подтаял, а через неделю снова ударили морозы и посыпался снег. Полёвки большую часть времени проводили под надёжным настом и редко появлялись на поверхности. 4 Совы голодали.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Совы не боятся морозов и носят первосортные пушистые шубки. (1 вариант);
Полёвки большую часть времени проводили под надёжным настом и редко появлялись на поверхности. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов:
пушистые, приходит, времени (1 вариант); пуховые, проводили, поверхности (2 вариант).

3. Морфологический разбор имени существительного: совы (1 вариант); пища (2 вариант).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: