Символизм в литературе – основные черты и особенности направления

Русский символизм как литературное направление — основные черты и характеристики

Символизм в литературе — идеи, представители, история

Символизм как литературное направление возник в период начавшегося кризиса России конца XIX – начала XX века и по праву принадлежит культуре Серебряного века нашей страны.

В русском символизме различают:

  • «старшее поколение» — представители: Д.Мережковский, А.Добролюбов, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Н.Минский, Ф.Сологуб, В.Брюсов
  • «младшее поколение» — младосимволисты — А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов, С.Соловьев, Ю. Балтрушайтис и др.

Практически каждый из этих поэтов и писателей испытал на себе процессы бурного роста духовного самоопределения личности, стремления приобщиться к исторической действительности и поставить себя перед лицом народной стихии.

У символистов были свои издательства («Скорпион», «Гриф») и журналы («Весы», «Золотое руно»).

В той или иной степени они объединялись в группы или сообщества («Религиозно-философское общество»), собирались вместе, чтобы поделиться стихами, новыми взглядами и идеями ( «Воскресения» Ф.Сологуба, «Башня» Вяч. Иванова).

Основные черты символизма

  • идея о двух мирах (реальном и потустороннем)
  • отражение действительности в символах
  • особый взгляд на интуицию как посредника в постижении и изображении мира
  • разработка звукописи как особого поэтического приема
  • мистическое постижение мира
  • поэтика многоплановости содержания (иносказание, намеки)
  • религиозные искания («свободное религиозное чувство»)
  • отрицание реализма

Русские символисты по-новому осмыслили роль личности не только в творчестве, но и в русской действительности, да и жизни вообще.

Интерес к личности поэта, писателя, человека привел поэтов этого направления к своеобразному «расширению» личности. Такое понимание человеческой индивидуальности свойственно всем русским символистам. Но отражалось это по-разному — в статьях, манифестах, в поэтической практике.

У Д.Мережковского — поэт погружался в бездну «темного и бессознательного» психики человека.

В.Брюсов проникал и проникался сам

К. Бальмонт стремился отобразить в стихах стремление к изменениям, чувственным переменам, выразить свое, чувственное понимание мира, личность становилась в своих проявления как бы выше и разнообразней понимания добра и зла

Ф. Сологуб провозглашал единство и равноценность настроений человека, говорил об этической нейтральности художника.

Для всех этих поэтов в той или иной степени и в жизни, и в творчестве было характерно чувство артистической игры, мистификации, смена личин и масок (примером может служить мистификация Волошина и Елизаветы Васильевой со стихами Черубины де Габриак).

Такой подход к личности художника в широком смысле слова требовал развития индивидуальности, ее особости, «единичности».

Об этом писал К.Бальмонт в предисловии к сборнику «Горные вершины» /1904 /.

«Горные вершины единичны…Вершины сознания и творчества следуют тому же великому принципу личности, отъединения, уединенности, отделения от общего».

Русские символисты по своему мироощущению не могли не отказываться от так называемого превознесения среднего человека, характерного для реализма, они не признавали социально-исторического, конкретно-временного.

Бальмонт превозносил личность

в «беззаветности» всех ее желаний и в «безвременности», Человек существует вне истории, для поэта «нет ни вчера, ни завтра».

О том же говорит и В.Брюсов:

«…если бы тот же художник явился позже на два столетия, он сказал бы, хотя и в иной внешности, то же, совсем то же».

Эллис назвал такой подход «артистическим индивидуализмом». Это взгляд на личность свойствен и старшим поэтам направления, и младосимволистам.

Отсюда их отрицание общепонятного, доступного в искусстве и поиск в нем необыкновенного, изысканного, «артистического».

Но такой подход к личности, которая в сущности сталкивалась с реальной действительностью, не мог не вызывать трагического мироощущения жизни, своеобразного творческого пессимизма.

А.Волынский видел трагедию

«в самом принципе существования – в индивидуализме», и считал, что «трагическое миропонимание – единственно верное, единственно возможное, потому что отношение между индивидуальным началом личности и безымянным началом божества разрешается трагически».

В то же время превознесение личности было связано с гуманистическим представлением о человеке, гуманизмом, пусть и трагическим.

Эстетика у символистов

  • «аристократический индивидуализм»
  • трагический гуманизм
  • идея преображения « свободной личности».
Читайте также:
В добрый час краткое содержание читать за несколько минут онлайн

В их манифестах выражались главные требования к новому искусству – мистическое содержание, многофункциональность возможностей художественного воображения и преображения действительности.

Подлинная личность, по мнению Мережковского,-

это мистик, творец, которому дано непосредственно постигать символическую природу жизни и мира.

На рубеже эпох Д.Мережковский был озадачен двумя идеями:

  • «идеей нового человека»
  • «идеей жизнетворчества» — создания второй реальности.

Обе эти идеи неразрывно связывают символистов с духовными исканиями и философскими системами конца XIX – начала XX века.

Тема несоразмерности Вечной Вселенной и мгновенности бытия человека, мира человека, характерная для представителей творческой интеллигенции Серебряного века, присутствует у многих символистских поэтов:

Например, у А.Блока:

«Миры летят. Года летят. Пустая/ Вселенная глядит в нас мраком глаз.// И уцепясь за край скользящий, острый,/ И слушая всегда жужжащий звон,- / Не сходим ли с ума мы в смене пестрой/ придуманных причин, пространств, времен..// Когда ж конец? Назойливому звуку/ не станет сил без отдыха внимать…/ Как страшно все! Как дико! – Дай мне руку,/ Товарищ, друг! Забудемся опять./.

Характерные признаки символистского направления

  • индивидуализм
  • идеализм
  • осознание трагичности мира, кризиса русской действительности
  • романтические поиски смыслов
  • содержательное и структурное единство поэзии
  • преобладание общего над частным
  • тематическая циклизация творчества каждого автора
  • поэтически- философские мифологемы (например, образы Софии и Вечной Женственности у В. Соловьева)
  • образы-доминанты (например, образ метели, вьюги у А.Блока)
  • игровой характер творчества и жизни

Таким образом, символизм как таковой видит действительность в бесконечных, многообразных по содержанию и форме символах.

Наша презентация по теме

Понимание символа

У русских поэтов — представителей этого направления- оно сильно различалось.

  • философский символизм видит в нем соединение чувственного и духовного (Д.Мережковский,Вл.Соловьев).
  • Мистический символизм склоняется к преобладанию духовного, к достижению царства духа, неистового стремления к иным мирам, отрицает чувственность как нечто ущербное, то, от чего должно освободиться (таков, поэтический мир А.Белого).

Роль символистов в создании новых поэтических форм, новых веяний и новых идей, новых тем и нового осмысления жизни как таковой для истории русской литературы, и шире – русской культуры, бесценна.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Особенности символизма в литературе

  • Символизм в литературе
    • История появления течения
  • Главная цель символизма
  • Основные признаки
  • Характерные черты произведений символистов
  • Жанры символизма в литературе
  • Примеры произведений символистов

Символизм в литературе

Символизм — это художественное течение в литературе, живописи и остальных видах искусства, которое характеризуется идеалистическим созиданием мира, акцентированием на индивидуализме и личной свободе, тягой к экспериментальным формам творчества через использование символов, недосказанности и загадочности.

История появления течения

История возникновения символизма как литературного направления восходит к концу XIX — началу XX века и берет свое начало во Франции. В литературе появление символизма ассоциируется с изданием «Манифеста символизма» Жана Мореаса в 1886 году, где он выступил против прямого изображения реальности, уверяя, что только благодаря символам можно постичь тайны мира. Тем самым он отказывался от художественного образа и воплощал идею. Символизм помогал писателям отстраниться от жестокой реальности, отправившись в загадочный мир поэзии.

В России это течение обрело особенную популярность к началу XX столетия среди поэтов Серебряного века русской литературы. К его представителям относятся такие поэты как Александр Блок, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский и другие.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Главная цель символизма

Поэты и прозаики, принадлежавшие этому литературному движению в отличие от своих предшественников, определяли свою цель не как возвращение к вечным идеалистическим символам эпохи Возрождения, а как формирование более глубокого и вдумчивого взгляда на привычные слова и предметы.

Само слово «символ» в литературе было знаком иной, недосягаемой вселенной, которая невидимо присутствовала в привычной реальности, проявляясь в самых обыденных предметах и явлениях. Свою основную цель символисты видели в постоянном поиске неочевидных символов и знаков в простоте человеческой повседневности.
Например, если они писали о цветах, то подразумевали не просто растение, но в том числе и рождение новой жизни или увядание старой. Почти каждое слово в стихотворении хранило в себе множество образов, которые разгадывал читатель.

Читайте также:
Сочинение на тему: "Чацкий: победитель или побежденный" рассуждение

Основные признаки

К главным особенностям символизма можно отнести:

  • мистическое и философское постижение реальности;
  • индивидуализм и исключительная ценность личной свободы;
  • осознания трагичности мира;
  • в основе лежат философские работы и мистицизм;
  • вера в искусство, как в инструмент преобразования;
  • вечный поиск смыслов;
  • акцентирование на стихотворном ритме;
  • многоплановый характер образов-смыслов, которые поддаются разнообразной трактовке;
  • собственная поэтическая мифология;
  • тематическое структурирование произведений авторов и т. д.

Взгляды символистов основывались на передаче идей, неподдающихся объективному и рациональному постижению. Они приписывали искусству главенствующую роль в процессе познания загадок вселенной, ее последующего преобразования и совершенствования.

Характерные черты произведений символистов

Творчество символистов основано на идее о двух мирах: реальном и нечеловеческом мире, который можно разглядеть, если внимательно присмотреться к обыденным вещам. Непознаваемый человеком мир находится за рамками понимания и обладает божественным началом. По мнению приверженцев литературного течения, лишь избранные могут увидеть скрытые знаки и передать их другим людям через произведения искусства.

Отображение символистами своих удивительных открытий придавало их творчеству следующие отличительные черты:

  • описание действительности через символы;
  • разработка и применение звукописи как особого поэтического приема (использование различных фонетических приемов для усиления звуковой яркости речи, для символистов это могло быть повторение одних и тех же слов);
  • использование символов-намеков, иносказаний;
  • религиозные искания, особенно свойственный русскому течению символизма (например, поэт Дмитрий Мережковский придавал символу религиозное значение);
  • отрицание реального мира, стремление выйти за его пределы.

Жанры символизма в литературе

Философия символизма воплощалась писателями в различных жанрах литературы:

  • эпические (рассказ, сказка, повесть);
  • лирические (стихотворение, ода, элегия);
  • драматические (трагедия, драма);
  • лироэпические (поэма и др.)

Однако само понятие жанра отличалось от его классического определения и зачастую использовалось в качестве прикладной характеристики, не имеющей особое значение. Специфика творческой деятельности символистов состояла в создании новых жанровых структур, которые, основываясь на классической системе, смешивали жанры и меняли их смысловое значение.

Исследователи русского символизма выделяют новый жанр «книги», придуманный символистами. Его появление обусловлено тем, что произведения писателей выходили всегда целыми сборниками и были объединены одной тематикой. При этом опубликованные стихотворные циклы могли читаться как роман, а стихотворения замещали главы, свойственные классическому произведению. Например, главный цикл любовной лирики Александра Блока «Письма к прекрасной даме», который состоит из 129 произведений. Он представляет собой поэтический дневник, посвященный становление и развитию чувств к своей жене Любови Менделеевой.

Примеры произведений символистов

Религиозные искания русского символизма осмысливаются одним из наиболее значимых поэтов течения Дмитрием Мережковским в его известном произведении «Бог»:

Везде я чувствую, везде,
Тебя Господь, — в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.

Эти строки отражают один из главных смыслов символизма — присутствие иного мира, божественного начала, которое мы не способны увидеть. Это знание открылось лирическому герою поэта, и он благодарит Бога за возможность прикоснуться к тому, что всегда чувствовал сердцем.

Двоемирие и таинственность вселенной описаны в стихотворении поэта-символиста Вячеслава Брюсова «Каждый миг»:

Этот мир — иного мира тень,
Эти думы внушены оттуда,
Эти строки — первая ступень.

В нем автор объявляет начало своего пути в загадочное пространство другого мира посредством своего творчества. Этот мир манит его, и даже строки стихотворения вдохновлены размышлениями о нем.

Символизм

Символизм ( франц. symbole — знак, примета) — эстетическое направление, сформировавшиеся во Франции в 1880 — 1890 гг. Шарлем Бодлером (сборник «Цветы зла», «Поэмы в прозе»). Получило широкое распространение в литературе, живописи, музыке. Огромное значение символизм имел в период «Серебряного века».

Читайте также:
«Денискины рассказы» В. Драгунского пересказ для читательского дневника

Символизм С.Н. Лукьянов

Предпосылки возникновения символизма:

  • кризис позитивного мировоззрения и морали (1870 — 1890 гг.)
  • обостренное религиозное чувство

Символизм в России

Период существования — 1890 — 1910-е гг.

Как литературное течение, символизм в России появился в 1892 году, когда Дмитрий Мережковский выпустил сборник ( в последующем его признали как манифест) «Символы. Песни и поэмы». Именно в этом сборнике наблюдается острое религиозное чувство, необычайное и незамеченное ранее ощущение «мистической тайны бытия». Еще одним манифестом символизма принято считать лекцию того же Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» ( Главная идея лекции — необходимость соединить религию с искусством). В ней он также обозначил признаки нового искусства, утверждая, что мистическое содержание и символы помогут расширить восприятие читателей и русскую словесность в целом. Его манифесты не только произвели фурор, но и получили поддержку в лице многих литераторов. Таким образом символизм получил развитие и приобрел некую долю популярности в России.

К началу 20 века появляется лидер символистов — Валерий Брюсов. Он основал концепции символизма, опираясь на философию Канта и идеи А.Шопенгауэра. Брюсов считал, что главное в искусстве — выражение личности художника.

Поэты, которые выступали со своими произведениями в 1890-х г., основали единый кружок символистов. Многие из них в последующем стали представителями «старосимволистов». Те поэты, которые вошли в данное течение в 1900-х г., стали представителями «младосимволистов».

Два потока символизма в России:

  • «Старшие символисты» (Дата возникновения: первая половина 1890 гг.). Представители «старосимволистов»: Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Федор Сологуб (Тетерников).

  • «Младшие символисты» (Дата возникновения: 1900- е годы). Представители «младосимволистов»: Андрей Белый (Борис Бугаев), Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский).

На содержание символизма в России также заметно повлияла философия Владимира Соловьева. Образ Святой Софии, воспетый Соловьевым, и послужил источником вдохновения для символистов. Его Святая София — это одновременно ветхозаветная премудрость и идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Дума. Культ Софии с большой трепетностью восприняли А. Блок и А. Белый. Александр Блок называл Софию Прекрасной Дамой, а псевдоним Белого (Бугаева) предполагал посвящение Вечной Женственности.

Печатные издания символистов в России

В введении символистов ( или только печать их произведений) были печатные издания: журналы «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», издательства «Скорпион», «Оры».

Предтечи символизма

Общепризнанные предшественники символизма в России А. Фет и Ф. Тютчев.

Литература. Теория. Символизм.

Символизм.

Символизм – литературное направление, появившееся в России в конце XIX-начале XX века.

Отличительные особенности символизма.

  • В основе взглядов символистов – идея создания искусства, свободного от задачи изображать ре­альность. Цель искусства — не в изображении реального мира, а в передаче «высшей реальности».
  • Интерес к высшим сферам жизни (к «абсолютным идеям»), которые неподвластны рациональному познанию. Именно искусство обладает свойством проникать в эти сферы, а обра­зы-символы с их бесконечной многозначностью способны отразить всю сложность мирового уни­версума.
  • Постигнуть истинную, высшую реальность способны только избранные.
  • Использование символов. Символ — выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире.
  • Образ -символ может иметь многообразные трактовки. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов); «Символ — окно в бесконечность» (Ф. Сологуб).Читатель может лишь догадываться о том, что хотел сказать поэт.
  • Представление о непознаваемости мира, его законов. Единственное «орудие» познания мира – духовный опыт человека и творческая интуиция художника.
  • Возвышенность тематики.
  • Экспериментаторство, поиск новых стихотворных размеров.
  • Недосказанность, намёки.
  • Таинственность, загадочность, мистическое содержание.
  • Двоемирие (то есть изображение реального и потустороннего мира).
  • Иносказание.
  • Музыкальность.
  • Использование звукописи как особого поэтического приёма.
Читайте также:
«Ворона и лисица» анализ и мораль басни И.А. Крылова, история создания

Из истории символизма в России.

  • За основу были взяты идеи символистов Франции, который появился там в 1860—1870-е годы в поэтическом творчестве А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме. Родоначальником, основате­лем, «отцом» символизма считается французский писатель Ш. Бодлера.
  • Общепризнанные предтечи русского символизма – Ф. Тютчев, А. Фет.
  • Основоположником символистского метода в русской поэзии Вяч. Иванов называл Ф. Тютчева. В. Брюсов высказывался о Тютчеве как об основоположнике поэзии нюансов. Знаменитая строка из стихотворения Тютчева Silentium (Молчание) Мысль изреченная есть ложьстала лозунгом русских символистов. Тютчев оказался близок русскому символизму своей устремленностью к иррациональному, невыразимому, бессознательному.
  • Как и Ф. Тютчев, А. Фет говорил о невыразимости, «несказанности» человеческих мыслей и чувств, мечтой Фета была «поэзия без слов», считал, что поэт должен не изобразить, а навеять настроение, не «донести» образ, а «открыть просвет в вечность» К. Бальмонт учился у Фета овладению музыкой слова, а А. Блок находил в лирике Фета подсознательные откровения, мистичность.
  • На содержание русского символизма повлияла и философия Вл.Соловьева. Источником вдохновения для символистов послужил образ Святой Софии, воспетый Соловьевым. Святая София Соловьева – одновременно ветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – тонкое незримое духовное начало, пронизывающее мир. «Младосимволистам» была созвучна соловьевская обращенность к незримому, «несказанному» как истинному источнику бытия.
  • Первым манифестом русского символизма стала статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», опубликованная в 1893 году. В ней были обозначены три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация и «расширение художественной впечатлительности».
  • Художественным и публицистическим органом символистов был журнал “Весы” (1904 – 1909).
  • Издательство «Скорпион», журнал «Золотое руно» (изд. с 1905 по 1910 при поддержке мецената Н. Рябушинского), издательства «Оры» (1907–1910), «Мусагет» (1910–1920), «Гриф» (1903–1913), «Сирин» (1913–1914), «Шиповник» (1906–1917, основано Л .Андреевым), журнал «Аполлон» (1909–1917, ред. и основатель С. Маковский).

Выделяют два течения символистов в России:

1) «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и другие), заявившие о себе в 1890-е годы;

2) «младшие» символисты, начавшие творческую деятельность в 1900-е годы (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие).

  • Художественным и публицистическим органом символистов был журнал “Весы” (1904 – 1909).

Различия и сходства во взглядах.

Различия касаются не возраста поэтов, а их взглядов на сущность творчества.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Литература. 11 класс

Конспект урока

Урок № 8. Тема: Символизм в русской литературе.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • особенности символизма.
  • раскрытие художественных открытий поэтов-символистов;
  • поиски новых форм, способов лирического самовыражения, символ как прием;
  • использование терминологии, связанной с темой урока.

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Модернизм – (фр. новейший, современный)– искусство, рождённое XX веком. Это понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Символизм – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.

Основная литература:

1. Смирнова Л. А., Михайлов О. Н., Русская литература ХХ века для 11 класса в 2 частях, составитель Е. П. Пронина. Под редакцией Журавлёва В. П. М.: Просвещение, 2015, Ч 2. С. 22-24.

Дополнительная литература:

1. Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Русская литература. 10-11 классы. М.: Феникс. 2017. С.154- 169

Читайте также:
Андрей Штольц характеристика героя в романе И.А. Гончарова Обломов

2. Цитаты из произведений школьной программы по литературе. 9-11 классы. Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. М.: «Феникс», с. 31

Открытые электронные ресурсы:

1. Салоны и кружки Серебряного века. // culture.ru : Портал Культура.рф. 2013 URL: https://www.culture.ru/movies/2879/salony-i-kruzhki-serebryanogo-veka (дата обращения: 09.07.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Символизм как литературное течение зарождается во Франции в 80-х годах XIX века. Поэзия приобретает характер импровизации, на передний план выступают ощущения, а предмет теряет ясные очертания.

В Россию символизм приходит в 90-х гг. XIX века и на начальном этапе развивается аналогичного французскому, на основе уходящего импрессионизма. Представителями течения первой волны становятся Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Дмитрий Мережковский и ряд других. Так, Валерий Брюсовстремится «создать поэзию, чуждую жизни, воплотить построения, которые жизнь дать не может». По его эстетической концепции, жизнь – это лишь «материал», медленный и вялый процесс существования, который поэт-символист должен претворить в «трепет без конца». Он пишет:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Валерий Брюсов и Дмитрий Мережковский выступают идеологами «старших символистов». Мережковский утверждает: «Куда бы мы ни уходили, как бы мы не прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, близость Океана». Поэт видит предпосылки победы новых литературных течений над старыми в тематической «изношенности» реалистической литературы, в её несоответствии мироощущению своего времени. Мережковский утверждает, что мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности – это три главных элемента нового искусства.

Символизм избегает логического раскрытия темы, лирика получает особую смысловую насыщенность. В манифестах «старших символистов» сформулированы основные аспекты нового течения:

– приоритет духовных идеалистических ценностей (Дмитрий Мережковский);

– медиумический характер творчества (Константин Бальмонт);

– искусство как наиболее достоверная форму познания (Валерий Брюсов).

Развитие творчества представителей старшего поколения символистов в России идёт в соответствии с этими положениями.

В лагере русских символистов Мережковский представляет идею неохристианства, ищет нового Христа (не столько для народа, сколько для интеллигенции) – «Иисуса Неизвестного». Он стремится доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Для того чтобы спасти общество, русской интеллигенции необходимо, по его мнению, преодолеть атеизм. «Хама грядущего победит лишь Грядущий Христос».

Наиболее ярко отражает творчество Мережковского, стихотворение «Поэту».Автор словно пишет заповеди для поэта:

Не презирай людей! Безжалостной и гневной

Насмешкой не клейми их горестей и нужд,

Сознав могущество заботы повседневной,

Их страха и надежд не оставайся чужд.

Как друг, не как судья неумолимо-строгий,

Войди в толпу людей и оглянись вокруг,

Пойми ты говор их, и смутный гул тревоги,

И стон подавленный невыразимых мук.

И, жаждущую грудь роскошно утоляя,

Неисчерпаема, как нектар золотой,

Твой подвиг тягостный сторицей награждая,

Из жизни сумрачной поэзия святая

Польётся светлою, могучею струёй.

Автор говорит, что сердце поэта должно быть всегда открыто для чужих бед и болей.

«Младшие» символисты –Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов– не принимают идею разрыва с «бренной землёй». Неслучайно один из своих ранних циклов Блок назовёт «Пузыри земли», заимствовав этот образ из трагедии Шекспира «Макбет»: соприкосновение с земной стихией драматично, но неизбежно.

Разбор заданий из Тренировочного модуля.

  1. Какая черта не относится к символизму?
  • идея о двух мирах (реальном и потустороннем),
  • отражение действительности в символах,
  • отрицание мистического,
  • отрицание реализма,

Алгоритм выполнения задания:

1) прочитайте задание;

2) вспомните характерные черты символизма – обращение к потустороннему, мистицизм;

3) определите верный вариант.

Правильный вариант ответа – отрицание мистического (особенность акмеизма).

  1. Кто автор этих строк:
Читайте также:
Анна Павловна Шерер - характеристика, описание внешности, атмосфера

Что такое Символизм

Определение символизма

Символизм (от др. греч. symbolon — знак, символ) — это направление в искусстве (в литературе, живописи и др.), когда автор использует символы для обозначения идей, придаёт им символическое значение, которое абсолютно отличается от их буквального смысла.

Для выражения своих идей автор показывает не реальный мир, а использует силу слов и образов, создаваемых им.

Символизм в искусстве

Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.

Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.

Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).

В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.

Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.

Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.

Особенности символизма

Мастера этого стиля не пытаются построить свои работы на реализме, они отображают эмоции и чувства, идеи и субъективность. Их работы выражают их собственные идеологии, они верят, что способны раскрывать правду.

В своих работах символисты часто обсуждают такие темы:

  • оккультизм;
  • религиозная мистика;
  • мир снов;
  • извращение;
  • эротика;
  • меланхолия;
  • патология;
  • зло;
  • декаданс;
  • смерть.

Художники-символисты, также как и писатели и музыканты этого движения, стремились указать лишь нюансы и намёки в личных, наполовину заявленных, неясных упоминаниях.

Символизм дал возможность перехода мирового искусства от романтизма (начало 19-го в.) к модернизму (начало 20-го в.).

Русский символизм

В промежутке между 1886 и 1900 символизм преобладал в большинстве видов искусств Европы. Художник начала 20 века, который оказал сильнейшее влияние на русское изобразительное искусство этого направления — Михаил Александрович Врубель.

Символизм в русской литературе

В русской литературе, как течение, символизм продлился приблизительно до 1910 года.

В России символизм стал первым, и самым главным, модернистским течением в поэзии. У нас его принято делить на два этапа: по времени становления, и по манерам мировоззрения.

“Старшие символисты” — это те, которые сделали свои первые шаги в поэзии в 1890-е годы. Они начали развивать русскую поэзию. Например: В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб (Тетерников), К. Д. Бальмонт.

“Младосимволисты” (“младшие символисты”) — поэты, которые появились в литературном обществе в 1900 – 1904 годах. Считается, что они превратили символизм в самостоятельное направление, придав ему законченный вид. Например: В. С. Соловьёв, А. А. Блок, А. Белый (Б. Н. Бугаев).

Представители символизма

Символисты в литературе

Примеры русских писателей и поэтов-символистов:

  • К. Д. Бальмонт (1867 — 1942);
  • В. Я. Брюсов (1873 — 1924);
  • Ю. К. Балтрушайтис (1873 — 1944);
  • И. Ф. Анненский (1855 — 1909);
  • А. А. Блок (1880 — 1921);
  • А. Белый (1880 — 1934).

Примеры иностранных поэтов-символистов:

  • Поль Верлен (1844 — 1896);
  • Артюр Рембо (1854 — 1891);
  • Стефан Малларме (1842 — 1898);
  • Граф де Лотреамон (прозаик и поэт, 1846 — 1870).

Символисты в изобразительном искусстве

  • Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910);
  • Эдвард Мунк (1863 — 1944);
  • Гюстав Моро (1826 — 1898);
  • Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 — 1911);
  • Обри Бёрдслей (1872 — 1898);
  • Джеймс Энсор (1860 — 1949);
  • Фелисьен Ропс (1833 — 1898);
  • Фердинанд Ходлер (1853 — 1918);
  • Макс Клингер (1857 — 1920);
  • Лайош Гулачи (1882 — 1932);
  • Арнольд Бёклин (1827 —1901);
  • Франц фон Штук (1863 — 1928);
  • Поль Гоген (1848 — 1903);
  • Одилон Редон (1840 — 1916);
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898);
  • Яцек Мальчевский (1854 — 1929).
Читайте также:
Саша Некрасова - заметки для читательского дневника

Символисты серебряного века

Серебряный век русской культуры — это фаза русской культуры с 1890 года до начала 1920-х. Принято считать, что литература этого времени уступает “золотому веку” (пушкинская эпоха), т. к. название было придумано по аналогии. Например:

Старшие символисты (ещё их называют “декаденты”) — старшее поколение символистов конца XIX века. Например:

  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт;
  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • А. Добролюбов;
  • Н. Минский;

Младшие символисты (“младосимволисты”) — младшее поколение символистов начала XX века.

  • А. Блок;
  • А. Белый;
  • С. Соловьёв;
  • Вяч. Ив. Иванов;
  • И. Анненский;
  • Ю. Балтрушайтис.

Также к этой эпохе причисляют некоторых художников того времени. Например:

  • М. Врубель;
  • B. Бopиcoв-Mycaтoв;
  • художественное объединение “Гoлyбaя poзa” (например, П. Кузнецов);
  • художественное объединение “Mиp искусства” (например, К. Петров-Водкин).

Символизм в живописи

После того, как символизм был принят литературным миром, он появился и в работах молодого поколения художников, которые тоже отвергали условности натурализма.

Художники-символисты считали, что искусство не обязано отображать объективность, оно может показывать человеческие идеи и эмоции.

Они вернулись к Романтизму XIX века, когда ценность произведения было в воспроизведении эмоционального опыта у зрителя через композицию, цвет, линии и т. д.

Символизм в музыке

Александр Скрябин (1871 — 1915) знаменит как гениальный русский пианист и композитор. Но не только. Его также помнят и по той магии, которая окутывала его в момент выступлений, представляя зрителю, казалось, весь мистицизм тайн Вселенной.

Он превращал аккорды в символы. Таким стал “прометеев” аккорд или “прометеевский” аккорд, который впоследствии использовался и другими композиторами.

Этот звуковой комплекс был абсолютно новаторским для того времени. Когда музыковеды говорят про его музыкальные творения, вспоминают такие слова, как: врата в авангардное мышление, мелодия-воздушность, хрустальность, стремление к звёздам и др.

Прометеев аккорд построен из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.

История символизма

Основоположником стал французский поэт Шарль Бодлер, когда в 1857 году опубликовал свой сборник стихотворений “Цветы зла” (“Les Fleurs du mal”). Таким образом, направление началось с литературы.

Эта книга оказала огромное влияние и на других авторов. Притом суд посчитал книгу непристойной, оштрафовал Бодлера и заставил убрать из сборника несколько стихотворений.

Жан Мореас (французский поэт греческого происхождения, настоящее имя Иоаннес Пападиамантпулос) сыграл ведущую роль во французском символистском движении, опубликовав в сентябре 1886 года в литературном приложении французской газеты Le Figaro один из своих манифестов.

Жан Мореас не только впервые использовал название “символизм”, но и описал его основные принципы (нового, на то время, направления).

Именно эта публикация помогла утвердить символизм как движение и заменить популярный в то время декаданс.

В том же 1886 году было основано периодическое издание Le Symboliste (Жаном Мореасом вместе с Густавом Каном и Полом Адамом), но долго оно не просуществовало.

В 1890-х годах символизм продолжил своё развитие с такими знаменитыми именами как: французские поэты Стефан Малларме, Артюр Рембо и Поль Верлен; бельгийский писатель Морис Метерлинк.

После символизм пленил и другие виды искусства, начиная с французского живописца Одилона Редона.

Акмеизм, футуризм и имажинизм

Акмеизм — модернистское течение русской поэзии, которое появилось в начале 20 века как ответ на максимализм символизма.

Ему характерны: ясность и чёткость образов, выразительность деталей, отрицание туманностей и др.

Футуризм — это авангардистское художественное направление начала 20 века, которое характеризуется почитанием будущего и отрицанием прошлого, отказом от реализма, для формирования собственного, нового стиля.

Имажинизм — авангардистское литературное направление 1920-х, существовало прежде всего в русской поэзии.

  • анархические мотивы;
  • применение метафоры для построения литературного образа;
  • использование шокирующих литературных приёмов;
  • сопоставлением несхожего (“ресницы стучат как копыта”).

Символизм в русской литературе: отличительные черты, представители

В конце 19 века в искусстве и литературе России сформировалось новое направление – модернизм. В нем слилось несколько течений, и одно из самых мощных было символизмом. Однако это течение было свойственно не только русской литературе, но и зарубежной. Строго говоря, зародилось оно не у нас, а во Франции, однако русский символизм отличался от французского и был более многогранным. Без понимания этого течения и художественного метода невозможно составить представление о литературе Серебряного века. Поэтому сегодня я напомню вам, как проявлялся символизм в русской литературе, каковы были его основные черты. Вкратце расскажу и об основных представителях этого направления в русской литературе.

Читайте также:
Бобчинский и Добчинский - характеристика героев Ревизор, описание

История появления и развития символизма в русской литературе

Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе связывают с именем Жана Мореаса, который в 1886 году опубликовал манифест «Le Symbolisme». Ключевыми понятиями поэтики, если принимать во внимание эту работу, нужно признать символ и идею. Все явления этого мира, по мнению теоретика французского символизма, являются отражениями мира идей, и именно с этой точки зрения представляют интерес для символизма.

Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.

Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.

Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

  • В. Брюсов, один из первых русских символистов, называл Ф. Тютчева основоположником поэзии нюансов, а строчка из стихотворения Федора Ивановича Silentium стала девизом представителей русской символистской школы («Мысль изреченная есть ложь»).
  • А. Фет полагал, что цель поэта – «открыть просвет в вечность», а не создать образ. Он старался не изображать в своих стихах реальность, а навевать настроение. Такой подход к искусству как раз и был близок символистам. В частности, именно у Афанасия Афанасьевича учился символист К. Бальмонт музыке слова.

Манифестом русского символизма стала книга Д.М. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», изданная в 1893 году в Санкт-Петербурге, где и проживал ее автор. Это была публикация его лекции, впервые прочитанной в 1891 году. В этой работе Дмитрий Мережковский обозначил ключевые элементы символизма (или «нового искусства»): мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности и символизацию.

Параллельно в Москве В. Брюсов и его сокурсник А. Митропольский работали над альманахом «Русские символисты» (1894—1895 гг.).

С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.

Д. Мережковский и З. Гиппиус

Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.

Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.

Площадкой, объединяющей символистов старой и новой школы, стал журнал «Весы» (1904 – 1909 гг.), который выпускался издательством «Скорпион». Также художественно-печатными органами русских символистов были журналы «Аполлон» и «Золотое руно».

Читайте также:
Барсучий нос краткое содержание, анализ,основная мысль

Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.

В. Брюсов и К. Бальмонт

Основные черты русского символизма

Приведу основные черты русского символизма:

  • концепция двоемирия, то есть признание существования двух миров: реального и идеального;
  • стремление постичь тайны идеального мира с помощью мистики или теологии;
  • преставление о том, что постичь высшую реальность в состоянии только избранные;
  • отражение идеальных сущностью с помощью символов;
  • многоплановость содержания;
  • музыкальность и звукопись;
  • давление формы над содержанием (искусство ради искусства);
  • экспериментаторство (поиск новых форм);
  • мифотворчество.

Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.

В. Брюсов: «Этот мир – иного мира тень,

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень».

Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».

Вяч. Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении».

«Образы выпотрошены, как чучела, и набиты чужим содержанием, – критиковал символистов О. Мандельштам. – Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Символистским произведение можно назвать, основываясь на характерных признаках символизма. Вот они:

  • использование символов;
  • двоемирие;
  • возвышенные темы;
  • мистицизм;
  • иносказания;
  • недосказанность;
  • многозначность;
  • наличие собственной поэтической мифологии;
  • внимание к форме, структуре произведений, музыкальности стихотворного ритма, звукописи.

Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но использовались и другие:

  • эпические (рассказ, новелла, сказка, повесть);
  • лироэпические (поэма);
  • драматические (трагедия, драма).

Причем пьесы могли писаться в стихах.

Исследователи русского символизма выделяют еще один жанр, присущий именно этому течению. Это книга (или цикл стихотворений). Произведения символистов часто издавались сборниками, и были связаны друг с другом. Это помогало создавать собственную мифологию.

А. Белый, А. Блок, В. Иванов

Представители русского символизма

Представителей символизма в русской литературе принято делить на две группы. Это «старшие» и «младшие» символисты. К первым относят Д. Мережковского, З. Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова и Ф. Сологуба, ко вторым – А. Белого, А. Блока, В. Иванова, С. Соловьева, И. Анненского, М. Волошина и других авторов.

«Старших» и «младших» символистов разделял не только период, на который пришлось начало их творческого пути, но и разный взгляд на искусство. Различия между концепцией символизма «старших» и «младших» символистов я занесла в таблицу.

Концепция символизма «старших» символистов Концепция символизма «младших» символистов
Поиск тайн осуществляется в мире сокровенного «я», По словам В. Брюсова, секрет «нового искусства» заключается в осознании «глубокой мысли, что весь мир во мне». Во главе угла – самовыражение художника. Эгоцентризм (поэт – гений, теург, Бог) Поиск тайн осуществляется в «туманной Вечности». Развивая учение В. Соловьева, младосимволисты ожидали воплощения в этом мире небесной мудрости и красоты, освобождения «мировой души» как женского начала из плена косной материи. Во главе угла – теологические и философские искания. Поэт – пророк, призванный помочь спасти человечество (в духовном плане)
Искусство – возможность скрыться от обыденности в мир фантазий и глубинного «я» Миссия искусства – спасение мира
Искусство существует ради искусства (отсюда и давление формы над содержанием) Искусство дает возможность приобщиться к религии и через нее обрести спасение
Невозможность изменения реальности Искусство может и должно изменять реальность
Религиозно-мистическое содержание произведений Религиозно-нравственное содержание произведений
Читайте также:
«Калевала» краткое содержание карело-финского эпоса, характеристика

Концепция «старших» символистов опиралась на философию Ницше и Шопенгауэра, а «младших» символистов – на учение В. Соловьева.

Вкратце расскажу об основных представителях обоих течений русского символизма.

  • Дмитрий Мережковский (1865—1941 гг.). Для него символизм был способом постижения и Бога, и действительности. В его творчестве были противопоставлены «правда земная» и «правда небесная». Прозаическая трилогия писателя называлась «Христос и Антихрист». Главными символами в поэтическом творчестве Мережковского были бездна и мгла;
  • Зинаида Гиппиус (1861 – 1945 гг.) – супруга и литературный последователь Д. Мережковского. Современниками она обвинялась в декадентстве (упадничестве), и соответствующие мотивы на самом деле прослеживаются в ее публицистическом и прозаическом творчестве. Однако лирика З. Гиппиус выдавала в ней автора, верящего в светлое. В стихотворении «Все вокруг» она противопоставляет его грязи и серости обыденной жизни;
  • Валерий Брюсов (1873 – 1924 гг.). Один из основоположников и теоретиков русского символизма, издатель альманаха «Русские символисты», был фактическим руководителем редакции «Весов». Для него характерен постоянный поиск новых форм. Его стих звучный, чеканный, живописный. Его поэзия полна намеков. Одним из мотивов его творчества было подчинение природы воле человека-творца;
  • Константин Бальмонт (1867 – 1942 гг.). Его поэзии характерны резкие и пламенные тона. В одном из стихотворений он восклицал: «Я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь. », а изданный им в 1902 году поэтический сборник назывался «Будем как солнце». Поэт уделял большое внимание звукописи, удачно пользовался аллитерацией (повторением согласных звуков);
  • Федор Сологуб (1863 – 1927 гг.). Настоящая фамилия писателя и поэта – Тетерников. Основными темами его поэзии были нищета и смерть. Для этого автора характерно внимание к теме противоборства света и тьмы, воплощения Люцифера. Одним из самых известных произведений Ф. Сологуба является роман «Мелкий бес»;
  • Андрей Белый (1880 – 1934 гг.). Под этим псевдонимом вошел в историю литературы Борис Бугаев. В 1903 году вокруг него образовался кружок «Аргонавты». Как поэту ему свойственно мистическое и гротескное восприятие действительности, эксперименты со стихотворной формой. Известно и его прозаическое произведение – роман «Петербург»;
  • Александр Блок (1880 – 1921 гг.). Был одним из самых плодовитых поэтов-символистов. Его творчеству характерно сочетание бытового и мистического. Музыкальность его стихов убаюкивала аудиторию. Наиболее известны его стихотворный сборник «Стихи и Прекрасной Даме», с которым он дебютировал в начале 1900-х годов, драма «Балаганчик» и поэма «Двенадцать»;
  • Вячеслав Иванов (1866 – 1949 гг.). В его творчестве соединились две тенденции: возвращение к духовным основам христианства и переосмысление художественных архетипов Античности, Средневековья и Возрождения. Выступал за «хоровое» начало в литературе, за преодоление индивидуализма через мифотворчество. Как поэт-символист он дебютировал со сборником «Кормчие звезды», получившим одобрение идеолога младосимволистов Владимира Соловьева. Является автором множества работ по теории символизма;
  • Иннокентий Анненский (1855 – 1909 гг.). Его называют поэтом-экзистенциалистом. Его творчеству характерны такие мотивы как мука мысли, отчаяние, тоска земного существования, неудовлетворенность, совесть, Бог. Символ для него не был средством постижения высшей истины, он использовал его для отображения реальности. Символизм Анненского называют психологическим и эротическим, считают заслугой этого поэта создание нового типа лирического героя.

Символизм в России просуществовал менее четверти века. Для литературного направления это очень небольшой срок. Однако на дальнейшее развитие литературы творчество символистов оказало огромное влияние. Без него литература 20 века была бы совсем другой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: