Сила судьбы краткое содержание оперы читать онлайн

Сила судьбы краткое содержание оперы читать онлайн

Дж. Верди опера «Сила судьбы»

Опера «Сила судьбы» говорит с человеком о должном. Сама судьба ведёт героев, уклоняющихся от окончательной постановки всех точек «над i», к трагическому финалу. Сантименты не побеждают представления героев о чести и рока. Война, стены монастыря, дальние расстояние и горы – ничто не может противостоять року судьбы – року вызова, брошенного героям в первом акте оперы. Пронизывающий спектакль сила оформлена в классическое оперное действо, каждая картина которого звучит особым – манящим и пугающим образом всемогущего рока, переламывающего всё на своём пути. Сочетание классических форм сюжета оперы с глубочайшим смысловым посылом, выраженным великой музыкой Джузеппе Верди – это и есть настоящая опера, пробивающая все барьеры и достигающая предельных вопросов.

Краткое содержание оперы Верди «Сила судьбы» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Краткое содержание «Силы судьбы»

Действие происходит около 1750 года, события разворачиваются в Испании и Италии. Завязкой сюжета является противоречие между отцовским представлением маркиза Калатрава о должном женихе для любимой дочери и любовью между дочерью маркиза Леонорой и доном Альваро, чьи притязания на руку Леоноры отвергает глава семейства. Трагическая смерть маркиза Калатрава, в которой в буквальном смысле нет виновного, заканчивается страшным отцовским проклятием в адрес дочери.

Сын маркиза Карлос клянётся отомстить за отца, убив свою родную сестру Леонору и её возлюбленного Альваро. В то же время влюблённые уверены в смерти друг друга и каждый идёт своей дорогой.

Леонора, переодевшись, бежит в монастырь, где с благословения настоятеля поселяется в качестве отшельника. Альваро оказывается в составе испанский армии, воюющей против немцев на территории Италии, пытаясь убежать от судьбы в войну. Но сражения на передовой и воинские подвиги не уберегают возлюбленного Леоноры. Война разворачивается на фоне разгула и страстей в лагере испанской армии, в которых порыв к подвигу сочетается с тягой к низовым удовольствиям. Во время одного из сражений Альваро спасает жизнь Карлоса и они клянутся в вечном братстве. Но когда Карлос узнаёт, что спасший его солдат – это тот самый Альваро, то следует дуэль между героями, после которой действие в итоге переносится в монастырь… дальше начинается неумолимая поступь судьбы .

Продолжительность спектакля
I Акт – II Акт III Акт – IV Акт
80 мин. 85 мин.

Фото :

Интересные факты

  • Либретто оперы «Сила судьбы» написал Франческо Пьяве, с которым Верди работал долгие годы. В основу сюжета легло произведение испанского автора Анхеля Сааведры «Дон Альваро, или Сила судьбы».
  • Заказчиком оперы выступила российская императорская дирекция театров. «Сила судьбы» – это первая и единственная опера Верди, написанная специально для русского театра.
  • Премьера «Силы судьбы» была отложена на один сезон из-за болезни знаменитой сопрано Эммы Лагруа, которая должна была исполнять партию Леоноры. И в итоге прошла 10 ноября 1862 года в Большом Каменном театре столицы Российской империи.

  • После премьеры император Александр II вызвал к себе Верди, дабы поздравить его с успехом оперы.
  • Джузеппе Верди совместно с Антонио Гисланцони внес изменения в оперу, в том числе, отчасти изменив концовку. Премьера новой, измененной и ставшей впоследствии наиболее распространённой, версии прошла 27 февраля 1869 года в Милане, в театре «Ла Скала».
  • В миланской версии отличный от изначальной петербургской сюжет. Вступление заменено увертюрой, в третьем акте поменяли местами третью и четвёртую картины. Сцена первой дуэли между Карлосом и Альваро прерывается солдатами, которых подняли по тревоге. Наконец, была изменена концовка, в которой Альваро выживает, вняв увещеваниям настоятеля монастыря Гуардиано.
  • Мариинский театр сохраняет в своём репертуаре изначальную – каноническую постановку оперы Верди «Сила судьбы». Опера длится четыре часа с двумя антрактами. В то же время другие театры в России ставят и миланскую редакцию оперы.
  • По мотивам оперы итальянский режиссёр снял фильм «Сила судьбы», премьера которого состоялась в 1950 году.
  • Опера «Сила судьбы» легла в основу музыкальной партитуры фильмов «Жан де Флоретт» (1986 год, Франция-Италия), «Манон с источника» (1986 год, Франция-Италия-Швейцария) и «Алая буква» (2004 год, Южная Корея).
  • «Сила судьбы» стала последней совместной работой Верди и Пьяве. В 1867 с Пьяве случился апоплексический удар, после которого он был парализован и не смог продолжать дальнейшую работу.

Популярные арии и номераиз оперы «Сила судьбы»

История создания

Изначально в основу оперы должна была лечь драма «Рюи Блаз» Виктора Гюго, но впоследствии выбор заказчика (Дирекция императорских театров России) и Джузеппе Верди был остановлен на драме «Дон Альваро, или Сила судьбы» Анхеля Сааведры. После премьеры спектакля в Санкт-Петербурге в 1962 году император Александр II наградил Верди императорским и царским орденом Святого Станислава.

Читайте также:
Сочинение на тему - Героическая смерть Тараса Бульбы, описание

После Петербурга оперу ставили в Риме и Мадриде в 1863 году, в Нью-Йорке и в Вене в 1865 году, в Буэнос-Айресе в 1866 году, в Лондоне в 1867 году и в новой редакции в 1869 году в Милане.

Если в «Ромео и Джульетте» любовь попирает смерть, становится выше её, то у Верди сила судьбы попирает всё, становясь над тварным миром. Ни трагическая любовь, ни готовность пойти на смерть, ни воинское братство, ни родственные узы, ни религия – ничто не может остановить рока должного. Такова сила судьбы. Наличие двух альтернативных концовок оперы особенно подчёркивает фундаментальные основания «Силы судьбы». В одной из концовок сила судьбы разрушает всё сопротивляющееся ей, а в другой сохраняется та жизнь, которая преклонится перед ней.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Джузеппе Верди «Сила судьбы»

  • Главная
  • Классика
  • Джаз
  • Музыка для детей
  • Разное
  • Наши музыканты
  • Контакты
  • Симфоническая музыка
  • Балет
  • Опера
    • Спектакли
      • Аида
      • Богема
      • Борис Годунов
      • Дон Жуан
      • Кармен
      • Лоэнгрин
      • Любовный напиток
      • Мадам Баттерфляй
      • Норма
      • Пиковая дама
      • Риголетто
      • Русалка
      • Садко
      • Тоска
      • Травиата
      • Турандот
      • Царская невеста
      • Сила судьбы
      • Трубадур
      • Иоланта
      • Князь Игорь
      • Иван Сусанин
      • Отелло
      • Свадьба Фигаро
      • Евгений Онегин
      • Севильский цирюльник
      • Набукко
      • Хованщина
      • Дон Карлос
      • Паяцы
      • Тристан и Изольда
      • Манон Леско
      • Сельская честь
      • Любовь к трем апельсинам
      • Сказки Гофмана
      • Война и мир
      • Алеко
      • Фиделио
      • Макбет
      • Бал-маскарад
      • Фауст
      • Лючия ди Ламмермур
      • Дон Паскуале
      • Сорока-воровка
      • Симон Бокканегра
      • Джанни Скикки
      • Сон в летнюю ночь
      • Вильгельм Телль
      • Фальстаф
      • Человеческий голос
      • Искатели жемчуга
      • Луиза Миллер
      • Демон
      • Игрок
      • Самсон и Далила
      • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
      • Похищение из сераля
      • Кольцо нибелунга
      • Диалоги кармелиток
      • Так поступают все
      • Псковитянка
      • Вольный стрелок
      • Милосердие Тита
      • Тангейзер
      • А. Дворжак «Русалка»
      • Катерина Измайлова
      • Пуритане
      • Сомнамбула
      • Черевички
      • Итальянка в Алжире
      • Семирамида
      • Анна Болейн
      • Чародейка
      • Мария Стюарт
      • Ромео и Джульетта
      • Мазепа
      • Девушка с Запада
    • opera et cetera
    • Оперетты
  • Камерная музыка
  • Музыкальная шкатулка
  • Мифы и легенды
  • Кантаты, оратории, мессы
  • Старинные музыкальные инструменты
  • Старинная музыка изнутри
  • Театр Возрождения и Барокко

Копирование материалов допускается только с ссылкой на страницу сайта

Сила судьбы

Авторы и постановщики

Музыка Джузеппе Верди
Либретто Франческо Марии Пьяве по драме Анхеля Переса де Сааведры «Дон Альваро, или Сила судьбы»

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Элайджа Мошински
Декорации по эскизам художника Андреаса Роллера,
сделанным к премьере 1862 года, выполнены художником Андреем Войтенко
Художник по костюмам – Питер Дж. Холл
Художник по свету – Ховард Харрисон
Ответственный концертмейстер – Алла Бростерман

Краткое содержание

Действие происходит в Испании и Италии.
Действие I
Картина первая. Замок маркиза Калатравы в Севилье
Маркиз желает спокойной ночи дочери Леоноре. Когда он уходит, Леонора жалуется служанке Курре, что ей трудно решиться на побег из отцовского дома со своим возлюбленным Альваро. Маркиз никогда не согласится на ее брак с этим молодым человеком, единственным оставшимся в живых членом благородного семейства инков, погибшего в борьбе против испанских колонизаторов. Появляется Альваро, проникая в комнату через балкон. С трудом ему удается убедить Леонору бежать с ним. Внезапно входит вооруженный Калатрава в сопровождении двух слуг. Альваро готов погибнуть от руки оскорбленного маркиза. Однако тот приказывает слугам схватить его. Юноша, защищаясь, достает пистолет, но, не желая стоять с оружием против отца любимой, отбрасывает его в сторону. Пистолет ударяется об пол, раздается выстрел. Маркиз ранен и умирает, проклиная дочь. Леонора лишается чувств. Альваро убегает.

Действие II
Картина вторая
Скрывающаяся и теперь переодетая помощником погонщика мулов Леонора через несколько месяцев оказывается в деревне во время крестьянского праздника. Среди гостей она узнаёт своего брата дона Карлоса. Тот, под именем студента Переды, разыскивает сестру и ее возлюбленного, горя желанием отомстить за честь семьи. Цыганка Прециозилла гадает присутствующим и, предсказывая близкую войну с австрийцами, призывает всех отправиться в Италию, чтобы вступить в армию. Увидев Переду, она выражает сомнение, тот ли он, за кого себя выдает, и предрекает ему ужасную судьбу. Леонора молится о спасении от мстительной ярости брата. Карлос тщетно пытается выведать у погонщика мулов Трабуко, кто его спутник, не участвующий в общем веселье. Престарелый алькальд требует, чтобы «студент» сам рассказал о себе. Назвавшись другом сына Калатравы, Карлос, к ужасу Леоноры, рассказывает об убийстве маркиза Калатравы и о жажде мести, сжигающей его сына.

Картина третья
Действие переносится к монастырю Мадонны ангелов. Появляется утомленная, все еще переодетая в мужской костюм, Леонора. В монастыре она мечтает найти душевный покой и провести там остаток дней, искупая свой грех. Леонора молит настоятеля дать ей приют.

Картина четвертая
Монахи совершают в церкви торжественный обряд. Отец-настоятель благословляет Леонору, которая выдает себя за мужчину, на духовный подвиг. Он объявляет о запрете под угрозой проклятия кому-либо приближаться к пещере и разговаривать с отшельником, ему разрешается есть лишь то, что принесет сам настоятель, и только в случае крайней необходимости призывать на помощь звуком колокола.

Читайте также:
Азазелло - характеристика героя Мастер и Маргарита, описание

Действие III
Картина пятая
Прошло несколько лет. В лагере испанских войск в Италии дон Альваро, вступивший в армию в звании капитана под именем Федерико Эррероса и успевший прославиться, размышляет о своих несчастьях и о Леоноре, чья душа, как он думает, находится в раю. Услышав шум ссоры, он устремляется на защиту незнакомого офицера, которому угрожают шпаги азартных игроков. Офицер, представившийся доном Феличе де Борносом, в действительности не кто иной, как дон Карлос, все еще разыскивающий Альваро.
Они не узнают друг друга, и в благодарность за спасение дон Карлос торжественно клянется быть другом Альваро.

Картина шестая
Начинается сражение. Тяжело раненного Альваро спасает его новый друг. Врач, которому предстоит извлечь пулю, поразившую Альваро, не уверен в исходе операции. Видя друга на грани смерти, Карлос, чтобы подбодрить его, обещает ему посвящение в рыцари Калатравы. Альваро доверяет ему ключ от саквояжа: хранящееся в нем письмо необходимо сжечь в случае его смерти.
Удивленный и встревоженный гневной реакцией Эррероса (Альваро) на имя Калатравы, Карлос, борясь с искушением вскрыть письмо, открывает саквояж и находит там портрет Леоноры! Он рад благоприятному исходу операции: враг жив, и ему можно отомстить.

Картина седьмая. Военный лагерь близь Веллетри
Проходит ночной патруль. Брезжит утро. Лагерь пробуждается. Солдаты пьют и веселятся с маркитантками, среди которых и цыганка Прециозилла, предсказывающая всем удачу. Бродячие торговцы предлагают товар, нищие с детьми просят подаяния, рекруты оплакивают свою горькую судьбу, монах Мелитоне грозит грешникам Божьей карой. Всех объединяет призыв Прециозиллы идти в бой за родину.

Картина восьмая
Альваро полностью выздоровел. Он несказанно удивлен тем, что Карлос вызвал его на дуэль, и счастлив узнать, что Леонора жива. Услышав о намерении Карлоса убить и ее, он принимает вызов. На дуэли Альваро ранит Карлоса, но, думая, что тот убит, в отчаянии проклинает свой рок и бросается в битву, надеясь умереть.

Действие IV
Картина девятая
Примерно через пять лет у монастыря Мадонны ангелов брат Мелитоне раздает нищим еду. Нищие огорчены, что не видят брата Рафаэле: тот не может больше служить, так как предается суровому покаянию. Появляется Карлос. Он ищет отца Рафаэле. Тот появляется и оказывается не кем иным, как Альваро. Карлос оскорбляет его и вынуждает взяться за оружие.

Картина десятая
Противники выбирают место для дуэли прямо перед пещерой Леоноры. Карлос падает, смертельно раненный. Альваро – в поисках исповедника для умирающего – обращается к отшельнику. Леонора звонит в колокол, призывая помощь из монастыря. Потом она узнаёт Альваро, понимает, кто его противник, и бросается к умирающему брату. Когда Леонора обнимает его, тот наносит ей смертельный удар кинжалом. Альваро в отчаянии, проклиная судьбу и людей, убивает себя.

Мировая премьера: 29 октября 1862 года, Большой (Каменный) театр, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинском): 26 июля 1963 года (на русском языке, перевод Сергея Левика)
Премьера постановки: 7 июля 1998 года

Продолжительность спектакля 4 часа
Спектакль идет с двумя антрактами

О чём «Сила судьбы» Верди?

Эту оперу Верди написал специально для России, по заказу дирекции русских императорских театров.

Возможно, Верди где-то слышал, что все русские — фаталисты, и поэтому выбрал для этой оперы сюжет с моралью прямо по русской поговорке — «От судьбы не уйдешь». Его автор — испанский романтик Анхель Сааведра — обладал настолько буйной фантазией, что русская публика, услышав «Силу судьбы», осталась в некотором недоумении, и опера не имела того успеха, на который рассчитывал Верди.

Позже он изменил детали сюжета в сторону большего реализма, но на сцене Мариинского театра она до сих пор ставится в этой — первой редакции.

Место действия — Испания (потом Италия), середина 18 века.

Дон Альваро (тенор)

Дон Альваро — главный герой этой кровавой драмы. Никто в Севилье не знает, кто он, откуда прибыл и каково происхождение его немалого состояния. Местные идальго относятся к нему как к чужаку и выскочке без роду и племени.

Поэтому, когда дон Альваро сватается к прекрасной дочери обедневшего испанского аристократа Леоноре, её отец воспринимает это как оскорбление и выгоняет жениха с руганью.

И как это всегда бывает в романтических драмах — это именно тот жених, который его дочери просто ну до смерти нужен! Леонора любит дона Альваро всем сердцем, и соглашается бежать с любимым на край света даже без отцовского благословения.

Читайте также:
Слово о полке Игореве кратко читать произведение

Йонас Кауфман в роли дона Альваро

Дона Альваро есть за что любить. Он благороднейший человек, патриот Испании и ещё красив, как Бандерас и Гойко Митич вместе взятые. Это намёк но то, что его отец — знатный испанец, уехавший в Южную Америку (и по совместительству король Перу), а мать — вы не поверите! — принцесса из племени инков. Но всё это, естественно, дон Альваро держит в глубокой тайне.

Леонора (сопрано)

Она тоже всем хороша, практически идеальна. Но нерешительна. Это и губит всё дело.

Когда дон Альваро пробирается с риском для жизни в её покои, чтобы в соответствии с предварительной договорённостью увезти на край света, она вдруг начинает колебаться. «А может, лучше завтра? Как-то всё же некрасиво получается… Ах, как будет страдать мой несчастный отец!»

Йонас Кауфман и Аня Хартерос

Но есть подозрение, что в глубине души она просто трусит. Потому что это надо ещё знать её отца, старого крепкого испанского вояку с твёрдыми принципами!

Маркиз ди Калатрава (бас)

Так зовут отца Леоноры, и даже имя его не сулит ничего хорошего.

Пока Альваро с пристрастием выяснял у Леоноры, кого же она всё-таки больше любит — его или своего отца, пока они ссорились, а потом горячо мирились, забыв о конспирации и времени, маркиз заподозрил что-то неладное и внезапно явился на шум с вооружёнными слугами. «Руки вверх! Оружие на пол!»

Благородный дон Альваро, конечно, и так не поднял бы руки на отца любимой женщины. Он покорно отбрасывает свой пистолет в сторону. И надо же так случиться, что этот проклятый пистолет самопроизвольно выстреливает прямо в маркиза Калатраву! Такова, видно, воля провидения.

Сцена смерти маркиза Калатравы в постановке Оперы Сиэтла.

Тот умирает на месте, успев только произнести проклятия в адрес неблагодарной и бесчестной дочери. Которая вместе со своим невезучим возлюбленным спешно бежит от расправы, спрыгнув с балкона в совершенном шоке от содеянного.

Дон Карлос (баритон)

Дальше оказывается, что у маркиза есть сын, а у Леоноры, соответственно, брат. Зовут его дон Карлос, и он одержим жаждой праведной мести. Уничтожить дона Альваро — это его первая задача, а вторая собственноручно казнить распутную сестру.

Людовик Тезье в роли дона Карлоса

Но как найти преступную парочку? Тем более, что дон Карлос вообще не знает дона Альваро в лицо. Ему остаётся уповать на судьбу.

Пути судьбы неисповедимы

Каким-то образом во время бегства Леонора и дон Альваро теряют друг друга буквально как дети на ярмарке. При этом по какой-то непонятной причине они считают друг друга погибшими. Объяснения этому сюжетному ходу нет, и мы должны верить на слово либреттисту, что ну вот так как-то оно получилось — в жизни всё бывает.

Леонора, переодетая в мужское платье, скитается по Испании. Наконец, уже в полном отчаянии она добирается до ближайшего мужского монастыря, открывает свою тайну настоятелю и поселяется в пещере неподалёку, намереваясь провести остаток жизни в полном одиночестве, веригах, посте и молитвах. На прощание Леонора поёт прекрасную молитву вместе с хором монахов.

Дальше всё внимание переключается на дона Альваро и дона Карлоса.

Бедный дон Альваро

Он сменил имя и отправился на войну. Жизнь без Леоноры потеряла для него всякий смысл. В итоге он оказывается где-то в Италии в составе испанской армии и в один прекрасный день, гуляя возле военного лагеря, слышит звуки драки. Он не был бы благородным доном Альваро, если бы не вмешался и не спас от верной смерти какого-то юношу.

Спасённый клянётся дону Альваро (который, конечно, называет себя другим именем) в вечной признательности и дружбе до гроба.

Зовут его дон Феликс Борнос. Якобы. На самом деле, вы понимаете, кто это. Конечно, тот самый дон Карлос — брат донны Леоноры. Вот такой поворот судьбы.

Пол Брейди в роли дона Карлоса и Сын Чин Чой в роли дона Альваро

Поскольку дон Карлос не знает своего врага в лицо, а дон Альваро вообще вряд ли в курсе, что у Леоноры есть брат, они становятся верными друзьями и отважно сражаются рука об руку.

До тех пор, пока дон Альваро не попадает с тяжёлым ранением в госпиталь. Перед операцией он поручает другу уничтожить в случае его смерти заветную шкатулку с бумагами.

Вот тут-то всё и выясняется, потому что в той шкатулке любопытный дон Карлос находит медальон с портретом своей сестры.

Первая дуэль и монастырь

Как только дон Альваро становится на ноги, мстительный дон Карлос вызывает его на дуэль. И как не уговаривает его дон Альваро оставить эту затею, всё напрасно. Защищаясь, он пронзает брата любимой Леоноры шпагой и в полном отчаянии бежит прочь, сам не зная, куда. Только одно греет его душу: он узнал от дона Карлоса, что Леонора жива.

Читайте также:
Стихи о неизвестном солдате - сборник о погибших в ВОВ

Он возвращается в Испанию, но почему-то не ищет любимую, а наоборот — постригается в монахи и становится братом Рафаэлем.

Угадайте, какой из десятков испанских монастырей он совершенно случайно выбирает для этой цели? Да, именно тот, куда несколько раньше пришла и Леонора, и по соседству с которым она влачит свои скорбные дни в пещере.

Йонас Кауфман в роли брата Рафаэля

Четыре года провели они совсем рядом, не подозревая об этом, в молитвах и воспоминаниях друг о друге. Такие вот причуды судьбы!

Вторая дуэль и кровавая развязка

Но на пятый год на пороге монастыря появляется восставший из мёртвых дон Карлос (как оказалось, он был только ранен). Падре Рафаэль, он же дон Альваро, искренне рад, что грех смертоубийства снят с его души! Но этот настырный дон Карлос гнёт свою линию и снова хочет дуэли. О небо!

Как ни старался падре Рафаэль смягчить его ожесточённое сердце (он даже на коленях перед ним стоял!), ничего у него не вышло (вот в этом дуэте). И они ищут уединённый уголок для дуэли, где им никто не сможет помешать.

И как-то так получилось, что во всех обширных окрестностях этого монастыря они не нашли другого места, как поляну перед той самой пещерой, где уже несколько лет замаливает свои грехи отшельница Леонора.

Как раз перед их появлением она обращает к Богу свою страстную молитву (знаменитая ария «Мира дай мне, о боже!»).

Роза Понсель в роли Леоноры

Но какой там мир и покой! Концовка этой драмы просто душераздирающая!

Дон Альваро в честном поединке вонзает шпагу в грудь дона Карлоса. Дон Карлос перед смертью закалывает кинжалом оплакивающую его Леонору. Леонора перед смертью прощает их всех.

Йонас Кауфман и Анна Нетребко в постановке Ковент-Гарден.

И что же остаётся несчастному дону Альваро? Он бросается в глубокую пропасть с высокой скалы, кляня свою судьбу!

Во второй редакции оперы он этого не делает и просто смиряется перед силой проклятой судьбы.

Бессмертный шедевр Сила судьбы, опера Верди,

Бессмертный шедевр
“Сила судьбы”, опера Верди, историческая сцена Мариинского театра, 15 октября 2021 года

Есть оперы, которые каждый раз воспринимаешь по-новому, даже их музыку слышишь по-разному. Не в смысле, что не узнаешь ее, а в смысле, что она действует неодинаково! Опера Верди “Сила судьбы ” как раз из таких. Когда-то радуют в ней лишь мелодии и главные арии, в других случаях больше внимания обращаешь на исполнение, иногда сетуешь на погрешности пения. А бывают редкие удачи, как случилось вчера, когда музыка тебя поглощает целиком, ты словно растворяешься в ней и живешь в этой волшебной стране чарующих звуков, и никакие мелкие несовершенства исполнения не мешают тебе наслаждаться дивным миром, созданным гением Верди и воплощенным в спектакле мастерством музыкантов оркестра под управлением Михаила Синькевича, солистами и хором! Редкое везение! Вчера я наслаждалась таким погружением! Музыка, пение и вечность. Из этого состояния меня не вышибла даже беззастенчивая болтовня школьников вполголоса, когда уже возникла в оркестре тихая мелодия органа в интродукции к сцене в храме. Гул голосов перекрывал музыку. Они смолкли только, когда артисты начали петь. Первый раз слышала подобное безобразие в зале Мариинки. Похоже, идея массового продвижения оперы в молодежную среду натыкается на неприятие “принудиловки”. Кажется, такое мы уже проходили в советское время и наступали на эти грабли. Впрочем, чему удивляться? Недавно на занятиях, к моему изумлению, студентки в карты играли, хорошо хоть пиво не пили! И на том спасибо! Давно ведь понятно, что заставить учиться или любит оперу невозможно, можно только вынудить физически присутствовать.
Сегодня я очень люблю “Сила судьбы”. Но это опера затаенных страстей, про нее, как про “Травиату”, не скажешь, что она блестящая, легко ложиться на слух. Ее музыка проникает в душу постепенно, но когда завладеет ею, то поражает своей глубиной и выразительностью. Ее притягательность не явная, не поверхностная, она скорее изысканно сокровенная и просветленно печальная, временами искрящаяся яркими красками, забавными картинами и даже юмором.
Это словно иллюстрация к теории Фрейда о культуре: чтобы приобретенные знания и впечатления стали частью личности, они должны с сознательного уровня восприятия перейти на бессознательный. И тогда человек от музыки просто получает радость и удовольствие. И со мной это произошло уже довольно давно, наверное, после третьего спектакля.
Когда-то я весьма скептически относилась к “Силе судьбы”. Первое время ее музыка меня почти не трогала. А потом вдруг проняло. И теперь время от времени, когда вижу эту оперу в афише Мариинки, мне очень хочется услышать ее вновь. Завораживающую увертюру с тревожными аккордами неумолимой судьбы, хор-молитву, балладу Дона Карлоса и песню цыганки Прециозиллы в таверне, сцену благословения Леоноры в храме монастыря с хором и улетающей в небеса ее мольбой “Внемли мне, Дева ангелов!”, жизнерадостную картину “Лагерь Валенштейна” с бешенной тарантеллой, с игривой песней Прециозиллы и с музыкальной кульминацией оперы – потрясающим хором “Ратаплан” под барабанный бой. И, конечно, я жду арию Дона Альваро в монастыре и его кабалетту после первого поединка с Доном Карлосом, их невероятный дуэт перед второй дуэлью и проникновенную финальную арию Леоноры “Мира, покоя, дай мне, о Боже!”. Эти фрагменты оперы, целые сцены и картины стали у меня любимыми!

Читайте также:
Тема родины в творчестве Маяковского - патриотические произведения

И состав исполнитедей вчера был многообещающим: Татьяна Сержан, Ованес Айвазян, Алексей Марков, Юрий Воробьев, Наталья Евстафьева и дирижер Михаил Синькевич! Все предпосылки для удачного спектакля! И они оправдали мои надежды!
Какое наслаждение было слушать оркестр, в котором одни мелодии плавно сменяли другие, вторили пению, врывались в действие неотвратимым воспоминанием или ярким танцем, военным сигналом горна или баранным боем. Такое удивительное ощущение, когда ухо улавливает многослойность, многоголосность музыки и певческих ансамблей. Вчера в этом смысле был великолепен хор-молитва в таверне! Какие дивные аккорды в нем звучали, просто отрада для уха!
Ну, и, конечно, солисты порадовали! У большинства голоса звучали по-вердиевски мягко и плавно, с прекрасной кантиленой, с необходимой экспрессией и эмоциональностью, с яркими форте и божественными пиано.
Страдающая, растерянная, обреченная на отшельничество Леонора Татьяны Сержан заставляла наслаждаться почти каждым звуком своих арий. Красота голоса певицы и мастерское владение им, как всегда, доставили большое удовольствие.
Блеснул крепким и ярким тенором Ованес Айвазян, его порывистый, искренний и терзаемый воспоминаниями Дон Альваро был настоящим средоточением завораживающих мелодий, энергичных вокальных номеров и инфернальных страстей.
Инстинная поступь судьбы характеризовала действия Дона Карлоса Алексея Маркова. “Помни о мести!” – словно все время говорил себе его персонаж, и ничто человеческое не могло сбить его с этого пути! Как это прекрасно выражено в музыке! Маршевые мелодии в дуэте двух новых друзей, не знающих, что они смертельные враги, траурные мотивы в сцене клятвы Дона Карлоса, яростная непреклонность в его никогда не гаснущей жажде мести, когда он раскрыл тайну Дона Альваро. Он – соблазнитель его сестры и невольный убийца отца. Захватывающе был исполнен дуэт Дона Альваро и Дона Карлоса в монастыре перед финальной трагической развязкой, такой выразительный психологический и вокальный поединок двух главных персонажей! Дон Карлос всячески распаляет самолюбие усмирившего раскаянием свою натуру Дона Альваро. Не может же он просто убить безоружного монаха! И каждый раз, когда Дону Карлосу удается раззадорить противника, он буквально роет себе могилу! Ведь в поединках всегда берет верх Дон Альваро. А сестру Леонору Дон Карлос вообще убивает совершенно подло, обманом, из принципа. Но в музыке это находит отражение в прекрасных мелодиях и ариях! И хотя, как мне показалось, певец был немного простужен, это не мешало мне получать удовольствие от музыки.
Удачно выступила и Наталья Евстафьева. Ее Прециозилла была игривой и веселой, независимой и свободной, а голос звучал уверенно и вполне выразительно и ярко. Понравился и знаменитый хор “Ратаплан”, где она солировала.
Прекрасно звучал мягкий бас Юрия Воробьева в роли настоятеля монастыря. Не первый раз слушаю певца в этой партии и всегда радуюсь его выразительному голосу, плавному пению, без форсирования и напряжения.
Настоящим праздником были массовые сцены в таверне и в “лагере Валенштейн”. Такое многоцветье красок, мелодий, голосов и танцев! Замечательная классическая постановка Элайджи Мошански с декорациями Андрея Войтенко по эскизам Адреаса Роллера к премьере 1862 года этому очень помогает. Она словно переносит нас в прошлое, в XVIII век, когда многолетние войны, хоть и приносили смерть и страдания людям, они и разнообразили их невеселую жизнь и давали подзаработать всем, кто умел. Женщины-маркетантки в военном лагере не были редкостью, как и бродячие торговцы. Мудрено ли, что они прославляют войну (песня Прециозиллы “Да здравствует война!”), которая делает мужчин храбрыми, а любовь обжигающе страстной?! Известно, что самому Верди очень нравилась сцена в военном лагере, писал он ее с воодущевлением, переслоив музыку всевозможными звуковыми военными командами, использовавшимися во всех случаях солдатской жизни и отдававшимися в те времена с помощью трубы, горна и барабана. Их обилие поражает и восхищает!
Забавно вклинена в эту сцену комическая фигура монаха фра Мелитоне, грозящего карами потерявшим страх божий и закаленным войной солдатам и их подругам. И хотя стиль пения Андрея Спехова отличается склонностью к скандированию, это вполне вписывается в ситуацию.
Оживляет происходящее и зазывный клич торговца-саквояжника Трабукко Николая Гассиева. Он же лидирует в своеобразном воплощении зажигательной тарантеллы в массовом танце с “сапожками”.
И эта веселая картина жизни людей, “несмотря ни на что”, “вопреки обстоятельствам”, лишь подчеркивает трагизм личной судьбы главных героев. Свой ад они создали себе сами, а жизнь и нравы эпохи не позволили им найти выход. Судьба их настигла и ввергла всех в пучину гибели! Но под какую феноменальную музыку они умирают! Гений Верди подарил нам возможность испытать катарсис, высшую форму духовного потрясения, и ощутить просветленный трагизм музыкальной истории. Всех настигла судьба, все сполна заплатили за свои вольные и невольные ошибки, все, в конце концов, обрели покой. А мы – ощутили потрясение от очередной встречи с бессмертным оперным шедевром Верди!

Читайте также:
Ермолай Алексеевич Лопахин характеристика героя в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад", описание образа, черты характера, любовь, роль персонажа в произведении

Сила судьбы

Сила судьбы (итал. La forza del destino ) — опера Джузеппе Верди на либретто Франческо Марии Пьяве. Написана для Большого Каменного театра Санкт-Петербурга, где впервые поставлена 10 ноября 1862. Единственная из опер Верди, написанная специально для первой постановки в этом театре. В скором времени опера была также поставлена в Риме, Мадриде, Нью-Йорке, Вене, Буэнос-Айресе и Лондоне. После внесения Верди вместе с Антонио Гисланцони в оперу некоторых изменений премьера новой, используемой ныне, версии состоялась 27 февраля 1869 года в миланском Ла Скала.

Содержание

Персонажи

  • Маркиз Калатрава — бас.
  • Леонора, его дочь — сопрано.
  • Дон Карлос де Варгас, его сын — баритон.
  • Дон Альваро, поклонник Леоноры — тенор.
  • Курра, служанка Леоноры — меццо-сопрано.
  • Прециозилла, молодая цыганка — меццо-сопрано.
  • Мэр — бас.
  • Маэстро Трабуко, погонщик мулов, коробейник, сплетник — тенор.
  • Падре Гвардиано, францисканец — бас.
  • Фра Мелитоне, францисканец — баритон.
  • Врач — бас.
  • Крестьяне, слуги, паломники, солдаты, монахи — хор.

Содержание (по петербургской редакции)

Действие происходит около 1750, первое, второе и четвёртое действия происходят в Испании, третье — в Италии. Ниже излагается содержание оперы в её первой петербургской редакции (1862 года), сохраняющейся до сих пор в Мариинском театре.

Акт I

Дом маркиза Калатравы. Вечером маркиз и его дочь Леонора сидят в гостиной, маркиз говорит дочери о своей любви и заботе, упоминая о том, что ему удалось отвадить от дома недостойного соискателя её руки — Альваро. Между тем, этой ночью Леонора и Альваро готовятся бежать. После ухода отца у Леоноры остаётся лишь несколько минут, чтобы проститься мысленно с домом («Me pellegrina ed orfana» — «Бездомной сиротой»). Появляется восторженный Альваро, готовый увезти Леонору («Ah, per sempre, o mio bell’angiol»), но Леонора умоляет его отложить бегство хотя бы на один день, чтобы проститься с отцом. Альваро упрекает Леонору в том, что она пренебрегает его любовью. Сражённая упрёком Леонора готова бежать («Son tua, son tua col core e colla vita!» — «твоя, твоя всем сердцем и жизнью»), но тут в комнату врывается маркиз Калатрава с вооружёнными слугами. Альваро заявляет маркизу, что Леонора невинна, и бросает на пол пистолет, не желая поднимать руку на отца возлюбленной. Пистолет самопроизвольно выстреливает, сражённый насмерть маркиз умирает, проклиная дочь. В суматохе Альваро удаётся скрыться.

Акт II

Первая картина (таверна)

Таверну заполняют погонщики мулов. Среди них Трабукко, которого сопровождает переодетая в мужское платье Леонора, которая сразу же уходит наверх. Сюда же в поисках Леоноры заходит и её брат Карлос, поклявшийся убить сестру и её соблазнителя. Тщетно Карлос пытается узнать личность спутника Трабукко — последний отшучивается, а затем огрызается. В таверну окружённая поклонниками входит маркитантка Прециозилла, призывающая всех присутствующих отправляться на войну с немцами в Италии («Al suon del tamburo» — «Бой барабанов»). Бурное веселие прерывается паломниками, идущими на богомолье; все присутствующие присоединяются к молитве («Padre eterno Signor, pieta di noi»).

Расспросы Карлоса вызывают встречный вопрос, кто он сам. Карлос рассказывает историю убийства своего отца, при этом, правда, называя себя Передой — другом Карлоса, и безуспешных поисков прелюбодейки-сестры и её соблазнителя («Son Pereda son ricco d’onore»). Леонора слышит эту историю и понимает, что пощады от брата ждать не приходится.

Вторая картина (двор монастыря)

Переодетая в мужское платье Леонора прибывает ночью в монастырь («Sono giunta! Grazie, o Dio!»). Она в смятении, только в монастыре, в строгом уединении она надеется спастись от мести брата и вымолить прощение у Бога за невольное участие в смерти отца. Она уверена в смерти Альваро. На стук в дверь откликается Мелитоне, не желающий впустить незнакомца. Затем выходит настоятель Гуардиано, который согласен переговорить с Леонорой наедине (‘Or siam soli” — «Мы одни»). Леонора рассказывает Гуардиано свою историю (‘Infelice, delusa, rejetta” — «Несчастная, обманутая, брошенная») и умоляет дать ей убежище в уединённой пещере. Гуардиано указывает Мелитоне собрать братию в церкви для участия в постриге нового брата.

Читайте также:
Мальчик-невидимка краткое содержание рассказа Р. Брэдбери - читать онлайн
Третья картина (монастырь)

«Il santo nome di Dio Signore» — «Святым именем Господа» Гуардиано сообщает братии о том, что в уединённой пещере будет жить отшельник. Никому, кроме Гуардиано, не дозволено приближаться к пещере («Maledizione» — «Проклятие»). В случае опасности Леонора оповестит монахов ударом в колокол.

Акт III

Первая картина (лес у Веллетри)

Вопреки мнению Леоноры, Альваро жив и под чужим именем (дон Федерико Эррерос) служит в испанской армии в Италии. Удалившись от играющих в карты солдат («Attenti al gioco, attenti, attenti al gioco, attenti»), Альваро тоскует о разбитой любви («La vita è inferno all’infelice» — «Жизнь — ад для несчастного»), желает умереть и воссоединиться с Леонорой, давно умершей, по его мнению («Leonora mia, soccorrimi, pietà» — «Леонора, сжалься»). Неожиданно в лагере возникает потасовка, Альваро вмешивается в неё и спасает жизнь адъютанта дона Феличе де Бо́рноса, под каковым именем скрывается Карлос. Альваро и Карлос, под вымышленными именами, клянутся в вечной дружбе («Amici in vita e in morte» — «Друзья в жизни и смерти»).

Вторая картина

В сражении Альваро тяжело ранен, он может умереть, не выдержав операции. Альваро передаёт Карлосу шкатулку с личными документами («Solenne in quest’ora»), Карлос, по просьбе Альваро, клянётся уничтожить эти документы, не читая. Оставшись один, Карлос даёт волю своим подозрениям — что-то подсказывает ему, что его новый друг и есть убийца отца. Сомнения легко разрешить, прочтя документы, но клятва священна («Urna fatale del mio destino» — «Роковое вместилище судьбы моей»). Вскрыв шкатулку, Карлос обнаруживает там не только заветные документы, но и медальон. Клятва не распространяется на содержимое медальона, Карлос открывает его и обнаруживает там портрет Леоноры. Ему всё ясно, и остаётся только молить Бога о том, чтобы Альваро пережил операцию, чтобы иметь возможность собственноручно убить врага. Входит хирург и сообщает, что Альваро спасён. Карлос ликует — он сможет отомстить убийце отца («È salvo!» — «Спасён!»).

Третья картина (лагерь в Веллетри)

Массовая сцена, представляющая нравы лагеря испанской армии. Прециозилла предсказывает судьбу солдатам (Venite all’indovina), Трабуко пытается продать свои товары («A buon mercato»), нищие просят милостыни («Pane, pan per carità»), маркитантки во главе с Прециозиллой соблазняют юных солдатиков («Che vergogna! Su, coraggio!»), Мелитоне укоряет солдат в распутстве. В финальной сцене все присутствующие во главе с Прециосиллой под бой барабанов прославляют войну («Rataplan, rataplan, della gloria»)

Четвёртая картина (палатка Альваро)

Альваро оправился от раны, и Карлос приходит, чтобы вызвать друга на дуэль. Альваро, узнав, кто перед ним на самом деле, умоляет Карлоса забыть обиды и стать братьями. Но Карлос неумолим: он желает сначала убить Альваро, а затем найти и убить Леонору (в отличие от Альваро, Карлос догадывается о том, что сестра жива). В ходе поединка шпага Альваро пронзает Карлоса, и тот падает замертво. Понимая, что на нём кровь уже второго Варгаса, Альваро бросается в бой, желая найти там смерть.

Акт IV

Первая картина (монастырь)

Во дворе монастыря многочисленные нищие просят хлеба («Fate, la carità»). От имени братии милостыню раздаёт Мелитоне, но нищие недовольны его надменностью и чёрствостью — они с благодарностью вспоминают отца Рафаэля, подлинно доброго и милосердного («Il padre Raffaele! Era un angelo! Un santo!»). После изгнания нищих Мелитоне в беседе с настоятелем Гуардиано утверждает, что Рафаэле — человек странный и, быть может, одержимый. Гуардиано убеждает Мелитоне быть милосердным и подражать Рафаэле.

В монастырь прибывает неизвестный кабальеро, требующий от встретившего его Мелитоне провести его к Рафаэле. Рафаэле выходит навстречу, и враги узнают друг друга — за прошедшие годы Альваро стал монахом, а Карлос не погиб во время дуэли и по-прежнему жаждет мести. Карлос настаивает на дуэли, Альваро призывает забыть и простить обиды («Fratello! Riconoscimi…») Карлосу удаётся нанести Альваро несмываемое оскорбление — враги уходят из монастыря, чтобы вдали от людей сразиться в смертельном поединке.

Вторая картина (Пещера Леоноры)

Вдали от людей, в пещере живёт Леонора. Прошли годы, но она до сих пор не может забыть Альваро и обрести покой («Pace, pace, mio Dio!»). Внезапно раздаются шаги, Леонора громко предупреждает о том, что здесь место, запретное для людей, и скрывается в пещере, предварительно ударив в колокол.

Читайте также:
Алька краткое содержание рассказа Ф. Абрамова - читать онлайн

Появляются Альваро и Карлос. Силой судьбы они выбрали для поединка место, где столько лет скрывалась Леонора. Карлос смертельно ранен и требует священника («Io muoio! Confessione!»). Альваро не может принять исповедь и просит об этом отшельника. После долгого разговора Леонора выходит из пещеры, и все три участника сцены узнают друг друга. Карлос просит сестру обнять его, наносит ей удар кинжалом и умирает, удовлетворённый. Альваро в отчаянии бежит в горы.

Между тем в гору с пением Miserere поднимаются монахи во главе с Гуардиано и Мелитоне. При свете молнии монахи видят мёртвых Карлоса и отшельника, оказавшегося, к их ещё большему ужасу, женщиной. Нет только отца Рафаэле — но вот он появляется на вершине скалы. На глазах перепуганных братий Альваро (брат Рафаэле) бросается в пропасть. Трагическую сцену завершает Miserere.

Отличия второй (миланской) версии

В 1869 году в Милане опера была поставлена в новой редакции. Именно эта миланская версия является более распространённой на мировой оперной сцене. Главным отличием стал менее кровавый финал — Альваро остаётся жить, послушный призыву Гуардиано смириться перед силой судьбы. Для новой версии Верди заменил вступление увертюрой. В третьем акте третья и четвёртая картины поменялись местами, а мелодраматическая сцена первой дуэли Карлоса и Альваро стала более прозаичной — дуэль прервана солдатами, поднятыми по тревоге.

Наиболее известные фрагменты

  • Увертюра[1]
  • Me pellegrina ed orfana — ария Леоноры (1 действие),
  • Padre eterno Signor, pieta di noi — хор из 1 картины 2 действия,
  • Sono giunta! Grazie, o Dio! — ария Леоноры (2 картина действия) [2],
  • La vita è inferno all’infelice — ария Альваро (1 картина 3 действия),
  • Urna fatale del mio destino — ария Карлоса (2 картина 3 действия),
  • Fratello! Riconoscimi — дуэт Альваро и Карлоса (1 картина 4 действия),
  • Pace, pace, mio Dio! — ария Леоноры (2 картина 4 действия) [3]

Аудиозаписи

  • Леонора — Лейла Генчер, Дон Альваро — Джузеппе ди Стефано, Дон Карлос — Альдо Протти, Гуардиано — Чезаре Сьепи, Прециозилла — Габриэлла Картуран, хор и оркестр театра «Ла Скала», дирижер — Антонио Вотто, 1957 год.
  • Дон Альваро — Хосе Каррерас, Леонора — Розалин Плоурайт, Дон Карлос — Ренато Брузон, Гуардиано — Паата Бурчуладзе, Мелитоне — Хуан Понс, Прециозилла — Агнес Бальтса, Маркиз ди Калатрава — Джон Томлинсон, Лондонский оркестр «Филармония», дирижер — Джузеппе Синополи, 1987 год.
  • Леонора — Рената Тебальди, Дон Альваро — Марио дель Монако, Дон Карлос — Этторе Бастианини, хор и оркестр Академии «Санта-Чечилия», дирижёр — Франческо Молинари-Праделли.

Ссылки

  • Статья об опере на Belcanto.ru
  • Дискография
  • Либретто на итальянском
  • Либретто на английском

Оберто (1839) • Король на час (1840) • Набукко (1842) • Ломбардцы в первом крестовом походе (1843) • Эрнани (1844) • Двое Фоскари (1844)
Жанна д’Арк (1845) • Альзира (1845) • Аттила (1846) • Макбет (1847) • Разбойники (1847) • Иерусалим (1847) • Корсар (1848) • Битва при Леньяно (1849)
Луиза Миллер (1849) • Стифеллио (1850) • Риголетто (1851) • Трубадур (1853) • Травиата (1853) • Сицилийская вечерня (1855) • Джованна де Гусман (1855)
Симон Бокканегра (1857) • Арольдо (1857) • Бал-маскарад (1859) • Сила судьбы (1862) • Дон Карлос (1867) • Аида (1871) • Отелло (1887) • Фальстаф (1893)

Сила и бессилие судьбы. За что Дж. Верди получил орден от русского императора.

Мировые премьеры все чаще становятся поводом для сенсаций. А те, что происходят на Ближнем Востоке вызывают особый ажиотаж, проходят при полных аншлагах и сборе всего бомонда и местных элит. Еще бы это было бы не так, ведь на сцене происходит тоже, что за стенами театра — кровавые войны, борьба за власть, предательство и крушение человеческих судеб.

В мае в Тель-Авивской опере дают «Силу Судьбы» Джузеппе Верди. Дирижер – музыкальный руководитель Израильской Оперы, маэстро Даниэль Орен. Постановка — знаменитого итальянского постановщика Пьера Франческо Маэстрини.

«Сила судьбы» — это трагедия мести, доведенная до абсурда. Единственная опера Верди, написанная в 1861 году специально для русского театра, по заказу Санкт-Петербургской дирекции императорских театров на либретто Франческо Марии Пьяве по драме «Дон Альваро, или Сила судьбы» Анхеля Сааведры и по сценам из трилогии Фридриха Шиллера «Валленштейн» — музыкальная драма, полная страстей, где чувствуется мрачное дыхание судьбы.

В 1861 году Верди прибыл в Петербург для разучивания с итальянской оперной труппой партий «Силы судьбы», но из-за болезни знаменитой сопрано Эммы Лагруа, которая должна была исполнять партию Леоноры, Верди отложил постановку до осени 1862 года. Великий композитор просил ангажировать в Петербург молодую одаренную певицу Каролину Барбо. В итоге, премьера состоялась 10 ноября 1862 года в Большом Каменном (Мариинском) театре столицы Российской империи. В спектакле, роскошно оформленном А.Роллером, пели солисты итальянской оперы. А император пожаловал композитору орден Св. Станислава 2-й степени.

Читайте также:
Стихи подруге - просто так, со смыслом, трогательные до слез

Хотя русская критика была весьма сурова. Русскую общественность возмутил сам факт заказа оперы иностранному композитору при полном пренебрежении отечественной музыкой, тем более что на постановку была израсходована огромная сумма. «Journal de St.-Petersbourg» писали: «Композитор хотел, чтобы во всей его опере чувствовалось властное дыхание судьбы… Основная мелодия — короткая и мрачная; она развивается таким образом, что заставляет вздрагивать от волнения, словно тень простерлась от крыльев ангела смерти, ожидающего на дороге вечности». Из-за мрачности сюжета и сложности музыки опера выдержала в Санкт-Петербурге только 19 представлений.

Композитор отнесся к этому критически: последующие постановки в Риме и Мадриде убедили его в необходимости внесения изменений в партитуру. Через семь лет была создана новая редакция музыки и либретто.

Желая разрядить атмосферу мрака и отчаяния, Верди изменил развязку, написал новую увертюру, перестроил массовые сцены, заново сочинил часть финала. Премьера новой «Силы судьбы» состоялась 20 февраля 1869 года в Милане в театре «Ла Скала». Именно этот вариант пьесы стал наиболее распространенным в мировом оперном репертуаре и с тех пор опера не сходит с театральных сцен мира. В этой версии «Сила судьбы» прозвучит и в Тель-Авиве.

Кстати говоря, «Сила судьбы» долгое время оставалась не самой популярной оперой Верди. Возрождение ее наступило в XX веке — может потому, что в ее сюжете сильна роль фатума, мистическая составляющая. Разгадать, в чем именно заключался тайный замысел Верди, оказалось непростой задачей «Сила судьбы» – одна из самых сложных опер Верди, как для исполнителей, так и для постановщиков. Судьба властвует над людьми, и мы всегда бессильны перед ней.

При этом «Сила судьбы» – одна из самых пафосных, драматически насыщенных, кровавых и страстных опер в творческом наследии Верди. Непредвиденные стечения обстоятельств, острые конфликты и неимоверная череда смертей сопровождают оперу на всем ее протяжении. Сам композитор не раз признавался: «Я мечтаю о новых больших, красивых, разнообразных, смелых сюжетах, причем предельно смелых». В «Силе судьбы» накал страстей зашкаливает за все мыслимые пределы, рискуя обернуться тотальным крахом по неумолимой воле рока, когда шальная пуля приводит в движение череду убийств.

Итальянский постановщик Пьер Франческо Маэстрини уже сотрудничал с Израильской оперой: в 2003-м году он поставил в Тель-Авиве «Набукко» Верди. Он автор многих оперных постановок в Италии и в мире – в основном опер итальянских композиторов, в том числе практически всех опер Верди.

Маэстро Даниэль Орен безусловный авторитет в мире оперного искусства не только на Ближнем Востоке.

Обладая природным талантом, Даниэль Орен развил свой особый интерес к опере, благодаря великому Леонарду Бернстайну. В тринадцатилетнем возрасте он солировал «Чичестерских Псалмах», исполнявшихся в честь открытия Израильского телевидения в 1968.

Свое музыкальное образование Даниэль начал еще в раннем возрасте, обучившись не только игре на фортепиано и виолончели, но и пению и гармонии. Затем Маэстро Орен совершенствовал свое дирижерское образование в Европе. Его международная дирижерская карьера началась в 1975 году, когда он завоевал первую премию на конкурсе Герберта фон Караяна.

После дебюта в США, его репутация утвердилась и в Италии. Он стал постоянным дирижером в Риме, в театрах Сан-Карло в Неаполе и в Карло Феличе в Генуе, а затем музыкальным руководителем в Театре Верди в Триесте. Продолжая успешные выступления в итальянских театрах, он тесно сотрудничает с влиятельными театрами мира, в том числе Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Ковент-Гарден в Лондоне, с Венской государственной оперой, театром Колон в Буэнос-Айресе, с Токийской Оперой, с Оперой Бастилии в Париже… Помимо своей любви к опере, Орен посвятил себя симфонической музыке, дирижируя с огромным успехом оркестром Академии Санта Чечилия в Риме, Флорентийским Оркестром Маджио Музикале, Израильским Филармоническим, Берлинским Филармоническим и оркестрами радиовещания Монако, Кельна. Его участие в постановке оперы Дж. Верди «Набукко» по случаю открытия сезона Новой Израильской оперы в декабре 1994 года представляет поворотный момент в его карьере. Орен как музыкант считает, что музыка является лучшим средством для достижения мира, терпимости и единственным языком, который объединяет всех. Он является художественным руководителем театра Верди в Салерно.

Дж. Верди. Опера «Сила судьбы»

Среди творений Джузеппе Верди российской публикой особенно любимы «Травиата», «Аида», «Риголетто» – оперу «Сила судьбы» к числу наиболее популярных в России отнести нельзя. Между тем, у отечественного слушателя есть все основания по-особому относиться к этому произведению – ведь создавал-то его композитор именно для постановки в России!

Читайте также:
Фирс характеристика лакея из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

В 1861 году Дж. Верди был популярным композитором, чья слава давно перешагнула пределы родной страны, гремела она и в России. С тех пор, как в сезоне 1845-1846 гг. итальянская труппа представила в Петербурге оперу «Ломбардцы в первом крестовом походе», в России каждый год ставилось множество опер Дж. Верди, и любовь публики к ним не ослабевала. Несколько лет их играли только итальянские труппы, но в 1859 году опера «Трубадур» была поставлена силами русских исполнителей.

И вот в 1861 году Дж. Верди получает заказ на оперу от Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге. Выбор сюжета предоставляется самому композитору, и он обращает внимание на драму В. Гюго «Рюи Блаз» – но к великому сожалению выясняется, что это произведение в России под запретом. Дж. Верди, по его признанию, «перелистал великое множество драматических произведений», прежде чем остановился на драме «Дон Альваро, или Сила судьбы». Ее автор – испанский писатель Анхеле Перес де Сааведра – был изгнан из Испании за участие в войне за независимость. Как и в драме «Рюи Блаз», в «Силе судьбы» звучала тема противоречия между любовью и социальными предрассудками – не только сословными, но и расовыми: дон Альваро – выходец из Южной Америки, потомок древнего рода инков – влюблен в Леонору, дочь испанского аристократа. Судьба, воплощаемая проклятием отца Леоноры, которого Альваро случайно убивает, воздействует на героев постоянно, приводя к гибели и влюбленных, и жаждущего мести брата Леоноры.

Либретто написал один из постоянных соавторов Дж. Верди – Франческо Пиаве.

По своему мрачному настрою опера «Сила судьбы» перекликается с «Трубадуром», а герои напоминают персонажей ранних опер Дж. Верди: это не столько живые люди с развивающимися характерами, сколько воплощения определенных чувств: Леонора – страдания, ее брат Карлос – жажды мести. В большей степени развит характер Альваро.

Каждый акт оперы можно условно разделить на две части, в одной из которых действуют персонажи, а в другой – хор: торговцы, солдаты, монахи, нищие. Эти бытовые эпизоды – безусловно, удача автора. Удались композитору и второстепенные персонажи. Особенно интересен фра Мелитоне. Эпизодические комедийные персонажи и раньше появлялись в произведениях Дж. Верди (достаточно вспомнить беспечного пажа Оскара из «Бала-маскарада»), но впервые в его опере предстает перед публикой образец простонародного грубоватого юмора – персонаж «родом» из оперы-буффа. Музыкальная характеристика фра Мелитоне предвосхищает Фальстафа.

Премьера оперы «Сила судьбы» состоялась 10 ноября 1862 года. Первые три спектакля, по словам Дж. Верди, прошли «при переполненном театре». Четвертый спектакль посетил сам император Александр III (присутствовать на первом спектакле он не смог, поскольку был болен). Царь лично поздравил Дж. Верди, несколько дней спустя композитор удостоился Императорского и Царского Ордена св. Станислава 2-й степени.

Но лишь первые спектакли были успешными – вскоре сборы упали, а публика все чаще выражала недовольство. Не было недостатка и в негативных отзывах со стороны критиков – автора упрекали в фрагментарности либретто, которая повлияла на музыку оперы. Определенную роль в неприятии оперы сыграло то обстоятельство, что произведения русских композиторов ставились на отечественной сцене неохотно, средства на них выделялись скудные, в то время как на роскошную постановку оперы «Сила судьбы» была потрачена огромная по тем временам сумма – 60 тысяч рублей.

Впрочем, считать упреки критиков совсем уж необоснованными нельзя. Дж. Верди и сам пришел к мысли о необходимости переработать оперу – и в 1869 году в миланском театре «Ла Скала» была поставлена новая редакция. В период работы Дж. Верди над нею Ф. Пиаве был серьезно болен, поэтому либретто переработал другой драматург – Антонио Гисланцони (впоследствии он написал либретто другой оперы Дж. Верди – «Аида»). В миланской редакции краткое оркестровое вступление было заменено драматичной увертюрой – одной из лучших оперных увертюр Дж. Верди, основанной на мелодическом материале нескольких арий. Чуть менее трагичным стал финал: Альваро – вняв увещеваниям умирающей Леоноры и патера Гуардиано, отказывается от самоубийства, покоряясь силе судьбы. Опера теперь завершалась проникновенным трио, сочетающим в себе декламационную выразительность и мелодическую красоту. Именно миланская редакция вошла в репертуар оперных театров мира, особенно популярна опера «Силы судьбы» в Италии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: