Рыцари история и легенды происхождения, характеристика вооружения

Средневековые рыцари – история появления и забвения

Классическим символом эпохи Средневековья считается рыцарь в доспехах и оружием в руках. Становление культуры рыцарей непосредственно связано с феодальным строем. Это обусловлено тем, что рыцари часто становились феодалами, благодаря верной службе монарху, который впоследствии наделял их землей и деньгами. Ведь средневековые рыцари в первую очередь были профессиональными воинами. Во главе дружин или армий стояли рыцари, имеющие знатное происхождение.

  1. Рыцарство – привилегия дворянства
  2. Возникновение рыцарской конницы
  3. Древние франки – первые рыцари
  4. Средневековые рыцари в разных странах Европы
  5. Воспитание настоящего рыцаря
  6. Кодекс чести средневековых рыцарей
  7. Доблести настоящих рыцарей
  8. Оружие и тактика средневековых рыцарей
  9. Рыцарские замки

Рыцарство – привилегия дворянства

Война в Средневековье была привилегией высшего сословия, которое получало за свою службу не только земли, но и целые деревни и города. Естественно, что рыцарь в средневековой Испании, Франции или Англии был не заинтересован в появлении рыцарей – конкурентов. Многие феодалы запрещали носить оружие не только крестьянам, но и торговцам, ремесленникам и даже чиновникам. Иногда презрение средневековых рыцарей к простолюдинам доходило до абсурда, гордые феодалы отказывались сражаться вместе с простыми пехотинцами, что нередко стоило им жизни.

Настоящий средневековый рыцарь (особенно рыцарь в средневековой Испании) должен был происходить из знатного рыцарского рода и знать свою родословную, как минимум до пятого колена. Доказательством знатного происхождения рыцарей служили фамильный герб и девиз. Титул рыцарей передавался по наследству или давался королём за военные подвиги.

Появление рыцарских сословий возникло в 8 веке у франков, когда там происходил переход от пешего народного ополчения к вассальному конному войску. Под влиянием церкви средневековая конница превратилась в элитное военное сословие, которое служило высоким идеалам. Эпоха крестовых походов окончательно превратила средневекового рыцаря в образец для подражания.

Возникновение рыцарской конницы

Первым эквивалентом рыцарей можно назвать сословие всадников в Древнем Риме. Именно они воевали на конях, часто используя качественные доспехи, но конница в римских войсках никогда не была основой войска. Конные отряды предназначались для преследования убегавших врагов, хотя тяжёлая конница аристократов могла в случае необходимости ударить по врагу.

Началом эпохи рыцарей можно считать 4-6 века, когда Римская империя пала под ударами конных кочевников. Именно сарматские всадники, использующие тяжёлые доспехи и щит, стали прототипом рыцарской конницы Европы.

Так как именно кочевники стали привилегированной кастой на территории бывшей Римской империи, именно их боевой костюм (доспехи и оружие) лежит в основе боевой амуниции, используемой рыцарями Европы. Однако так как пришельцев было достаточно мало, понадобились века, прежде чем их боевые традиции смогли распространиться в Европе.

Древние франки – первые рыцари

История появления рыцарей в том виде, в котором их представляют сейчас, тесно связана с франками. Именно здесь возникла острая необходимость в создании мобильного конного войска, так как участились случаи нападения арабов, которые захватили Испанию. Арабы, которые быстро перемещались на своих скакунах, были недоступны для пешего войска франков. К тому же крестьяне не могли нести службу в дальних регионах, поэтому Каролинги начали создавать конницу из дворян государства.

Так как корона остро нуждалась во всадниках, облачённых в доспехи, Карл Мартел и его сыновья начали раздавать церковные и коронные земли своим дружинникам, требуя от них за это несения конной военной службы. Если при Карле Великом в войне участвовало большое количество пехоты, то войны при Людовике 1 и Карле 2 проходили полностью без участия пехоты.

В 865 году каждый благородный вассал короля должен был иметь кольчужные или чешуйчатые доспехи, щит и меч. Кроме этого, оброчное население могло получить должность при дворе сеньора, неся службу в качестве легковооружённого конника. При должной сноровке и доле удачи, такой всадник мог заслужить бенефиции, перейдя после этого в тяжелую конницу. Новоявленный феодал должен был сразу приобрести рыцарские доспехи, иначе землю могли и отобрать. Так появилось новое средневековое сословие слуг, обязанных участвовать в войне вместе со своим феодалом. Лучшие слуги получали лены и становились рыцарями.

Такой переход в рыцарское сословие практиковался вплоть до 12 века, после чего указом Фридриха 1 (в Германии) рыцари стали полностью наследственным сословием. Крестьянам запрещалось носить меч, щит и копьё, а купцы должны были привязывать меч к седлу, но не опоясываться им.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.
Читайте также:
Лунная соната история создания произведения Людвига ван Бетховена

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Воспитание настоящего рыцаря

Будущих рыцарей начинали готовить с самого детства. Обучение начиналось с 7 лет и продолжалось до 21 года, когда молодого человека официально посвящали в рыцари. Сначала мальчиков учили держаться в седле, потом – владеть оружием. Броня детям не давалась, хотя известны случаи, когда богатые феодалы заказывали уменьшенный комплект брони, которая в точности копировала доспехи взрослых рыцарей.

Кроме этого, дети знатных землевладельцев обучались:

  • Плаванию (когда мальчик становился старше, он должен был уметь плавать в полном боевом снаряжении);
  • Борьбе без оружия;
  • Изящным манерам;
  • Стратегии и тактике;
  • Искусству захвата замков.

Вскоре мальчики становились пажами при дворе короля или могущественного сеньора. Несмотря на то, что пажи щеголяли в красивых костюмах, их тренировки становились с каждым годом сложнее и изнурительнее.

Подросшие пажи поступали в услужение рыцарям в качестве оруженосцев. Их задачей было сопровождение рыцаря во всех его боевых походах. Оруженосец должен был следить за костюмом и доспехами рыцаря, носить его щиты и оружие и следить, чтобы всё было в безупречном состоянии.

Только после этого молодые люди посвящались в рыцари и получали право носить родовой герб на поле своего щита.

Так как кроме войны только охота считалась занятием, достойным рыцаря, молодых людей обучали всем премудростям этого дела.

Кодекс чести средневековых рыцарей

Среди средневековых рыцарей была чрезвычайно развита солидарность. Один из ярчайших случаев проявления такой солидарности произошёл во времена войны между франками и сарацинами. Перед битвой один из лучших рыцарей Карла Великого вызвал на поединок сарацинского рыцаря. Когда французского рыцаря обманом взяли в плен, сарацин добровольно сдался врагу, чтобы его обменяли на пленённого обманом рыцаря.

Кодекс рыцарской чести известен нам по многочисленным письменным источникам. В основе кодекса рыцаря лежит:

  1. Верность своему господину;
  2. Культ Прекрасной Дамы;
  3. Служение идеалам церкви.

Служение церкви привело к созданию рыцарских орденов. Они появились во времена крестовых походов. Рыцари в таких орденах считались монахами-крестоносцами и носили рясы поверх доспехов. Кроме этого, их щит украшался эмблемой креста.

Доблести настоящих рыцарей

Каждый средневековый рыцарь должен был стремиться обладать следующими качествами:

  • Мужеством в бою (настоящий рыцарь, не дрогнув, мог вступить в схватку с целой армией);
  • Верностью (подразумевается верность своему господину);
  • Щедростью;
  • Умеренностью;
  • Утончённостью в общении.

Главные рыцарские заповеди заключались в следующем:

  • Всегда стоять на защите интересов церкви;
  • Помогать слабым и обездоленным;
  • Сражаться за свою страну и короля;
  • Держать своё слово;
  • Бороться со злом во всех его проявлениях.

Естественно, что достаточно небольшой процент рыцарского сословия обладал набором таких качеств, но многие стремились именно к этому идеалу.

Оружие и тактика средневековых рыцарей

Если меч, щит и копьё всегда являлись главным оружием и защитой рыцаря, доспехи постепенно эволюционировали на протяжении столетий. Начав с кольчуг и лёгких щитов в раннем средневековье, в 14 веке защита рыцаря представляла собой полную броню и тяжёлый щит.

С развитием доспехов эволюционировало и оружие рыцарей. Мечи стали применяться для колющих ударов, что сделало их более тяжёлыми. Копья тоже стали более массивными. Только боевые секиры практически не изменились, их мощи по-прежнему хватало как для прорубания кольчуги, так и для разрубания цельного доспеха.

В бою каждого рыцаря сопровождали оруженосцы, чья задача была помогать рыцарю во время битвы. Богатые феодалы часто брали в бой свой собственный отряд, из преданных себе людей.

Удар рыцарской конницы представлял собой железный клин, сминал неподготовленного врага в мгновение ока. К сожалению, для достаточного разбега рыцарская конница нуждалась в ровной площадке, поэтому рыцарские стычки происходили на равнинах.

В мирное время рыцари тренировались на турнирах, используя затупленное оружие.

Рыцарские замки

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Некоторые замки заслужили дурную славу, во времена «одичания» рыцарей, они становились настоящими разбойничьими гнёздами, откуда рыцарь-разбойник нападал на проезжающим мимо купцов.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.

Рыцари — происхождение, характеристики и вооружение

Эпоха Средневековья покоряет романтизмом и изысканностью, и до сих пор ее продолжают изучать. Но далеко не все ее поклонники знают о том, кто такие рыцари. Кинематограф и литература рассказывают не полностью тонкости жизни и рода деятельности доблестных воинов.

Это сословие сыграло значительную роль в распределении европейских территорий, оно было не менее важным, чем духовенство и крестьяне.

Происхождение понятия

В Западной Европе со времен правления Карла Великого появилось конное войско. Солдаты служили своим вассалам, они полностью отказывались от ведения собственного хозяйства. Воины всю жизнь посвящали службе. Этимология слова «рыцарь» имеет несколько корней.

Читайте также:
Искусство - определение, виды и их характеристика, роль

Практически одинаковым было его значение в разных языках:

  • французский — chevalier, от «шеваль» — лошадь;
  • английский — knight, конный солдат в доспехах;
  • немецкий — ritter, всадник.

В русском языке прижилось измененное немецкое слово. Но в любом случае это понятие означало хорошо вооруженного воина конницы.

Считалось, что рыцари наравне со священниками, феодалами и крестьянами играли значительную роль в формировании общества. Они помогали устранять непорядки, защищали короля, участвовали в войнах и походах. А о романтизме и подвигах всадников и до сих пор ходят легенды.

Воспитание юношей

Рыцарей растили в особых условиях. Согласно информации из исторических документов, главным для юношей было умение владеть оружием, хорошо держаться в седле, танцевать и петь, быть галантным. Необязательным условием являлась грамотность. Рыцарь мог не уметь читать и писать. Семь лет он должен был прислуживать опытному мужчине — чистить его оружие и коня, следить за обмундированием.

Затем будущий всадник проходил особый обряд посвящения. Эта процедура свидетельствовала о том, что юноша переходит к самостоятельности и зрелости. Обряд проходил в несколько этапов. На мальчика надевали шпоры, опоясывали мечом и давали пощечину — единственную в жизни, на которую рыцарь не должен отвечать. После этого юноша должен был ловко вскочить на коня и копьем пронзить установленную мишень.

Позже обряд был изменен под давлением церкви. Перед днем посвящения юноша должен был провести всю ночь в часовне молясь. На рассвете он выкладывал свое оружие на алтарь и посвящал его Богу. Затем на мальчика надевали шелковую белую рубашку и алое сюрко. Эти два цвета символизировали чистоту и кровь, которую рыцарь прольет во имя веры. А также он надевал коричневые штаны, указывающие на то, что после смерти каждый человек возвращается в землю.

Навершие меча украшали серебряным крестом, двухлезвийный клинок означал стойкость при защите бедных и слабых.

Доспехи и оружие

Средневековье еще называют веком кольчуги. Но металла для их производства было мало, поэтому они стоили очень дорого. Да и сам процесс изготовления требовал много усилий и времени. Все обмундирование и вооружение рыцаря Средневековья вместе с конем оценивалось в 15 кобылиц или 45 дойных коров, а это хозяйство одной деревни.

Всадники надевали качественные одежду и оружие:

  • стеганая рубаха;
  • чешуйчатые и пластинчатые доспехи, позже — кольчуга;
  • кольчужные чулки;
  • куполовидные шлемы;
  • щиты;
  • длинное копье;
  • железный меч.

На обнаженное тело юноши надевали длинные стеганые рубахи. Менее богатые рыцари носили броню, пошитую из двух слоев кожи. Надевали этот кафтан через голову или завязывали его на спине. Позже на кожаные детали начали нашивать металлическую чешую.

Затем появилась кольчуга — особое обмундирование, состоящее из одного или нескольких рядов стальных колец. Она свисала до колен, а для удобства имела разрезы сзади и спереди. Кольчуга быстро вытеснила кожаные доспехи.

Появились каплевидные щиты для защиты воинов. Их изготавливали из кожи, обшивая бронзой для крепости. Щиты защищали рыцарей от стрел, мечей и копий.

На ноги юноши надевали металлические чулки, а кольчуги дополнились капюшонами и длинными рукавами. Голову защищал шлем. Его надевали поверх мягкого капюшона. Сначала он напоминал купол с нащечниками и наносником. А в конце XII века появились горшковидные шлемы. Они закрывали не только голову, но и плечи. Верхушку можно было загнуть вперед. При этом внутренний объем расширялся, что снижало риск получения ранения лица.

Основное оружие рыцарей — копье, его использовали для наступления на врага. Снаряжение изготавливали из ясеневого древка и наконечника из железа. Но использовать копье всадники могли только после изобретения стремян. До этого у них не было опоры, чтобы приподняться в седле. Хотя оружие можно было назвать крепким, оно редко переживало один турнир.

Копья не хватало для ведения полноценного боя. Рыцари использовали также мечи, изготовленные из железа. Оружие было длинным и массивным, ему давали прозвища. У короля Артура — Экскалибур, у Ролланда — Дюрандаль. Рукояти украшали драгоценными камнями, а сами мечи передавали от отца к сыну, как семейную реликвию.

Особенности гербов

Герб рыцаря изображали на щите и сюрко. Главная его часть была геометрической формы, а расписывали его разными красками, изображая геральдику и символические картинки. Если щит герба состоял из нескольких цветов, то и сюрко шили из материи таких же оттенков. Сначала гербы использовали только во время военных походов, но позже они перекочевали в повседневную жизнь. Их изображали на мебели и костюмах, чтобы подчеркнуть титул и звание рыцаря.

Так как всадники появлялись на ринге или поля боя, закованные в доспехи, их нельзя было различить — они выглядели одинаково. И поэтому изобрели гербы — отличительные знаки, которыми украшали щиты и шлемы. С ними связаны многие истории о рыцарях. Один известный крестоносец, австрийский герцог, во время боя так испачкался в крови, что его белая одежда осталась чистой только под поясом. По возвращении домой он сделал себе новый герб: белый пояс в красном поле.

Знаменитый Арагон получил новый отличительный знак тоже на поле боя.

В качестве восхищения его мужеством король Карл Лысый обмакнул пальцы в рыцарской крови и провел ими по золотому гербу воина. Самые сложные рисунки были у рыцарей, которые совершили выдающиеся поступки.

Основой герба был щит.

Его форма зависела от страны, где проживал воин:

  • овальный — Италия;
  • треугольный — Нормандия;
  • квадратный с закругленным низом — Испания;
  • четырехугольный с заостренным концом — Франция;
  • фигурный — Германия.
Читайте также:
Культура Древней Греции основные этапы развития древнегреческой культуры, классический, гомеровский периоды, характерные черты и особенности

Гербы отделывали мехами, драгоценными металлами и камнями, эмалью. Они могли быть однотонными или разноцветными, скошенными или пересеченными. Используемые оттенки символизировали качества, которыми обладал рыцарь.

Красный — страсть и мужество, зеленый говорил о свободолюбии и надежде, голубой означал ясность ума и величие, пурпурный — власть, золото указывало на знатность и богатство, серебро подразумевало благородный характер, черный — скромность и печаль.

Чем древнее и богаче род всадника, тем больше узоров изображали на его гербе.

Определение распространенных рисунков:

  • журавль — осторожность;
  • лев — отвага и сила;
  • гриф — свирепость;
  • единорог — непобедимость;
  • волк — злость;
  • кошка — независимость;
  • петух — воинственность;
  • павлин — хвастовство;
  • кабан — бесстрашие.

Изображали не только животных, но и растения. Лилия означала расцвет, роза — чистоту, тюльпан — открытость.

Устройство замков

В период Средневековья было построено много замков. Только в Англии за несколько лет их возвели более 300. В эту эпоху первыми замками стали прямоугольные деревянные башни, обнесенные садом, рвом и валом. Донжон состоял из нескольких этажей, а переходить с одного на другой можно было с помощью приставной лестницы. На первом хранили балласт, второй служил складом, а на третьем предпочитал жить феодал со своей семьей.

Каменные сооружения появились в конце XI века. Этот материал начали использовать, чтобы враги не могли сжечь и разрушить замки. Хотя в первые годы столетия переходы между этажами оставались деревянными, из-за чего часто случались пожары. Центральную башню дополняли угловыми, а ров перед крепостной стеной наполняли водой. Добраться до входа в замок можно было по подъемному мосту.

А также необходимо было преодолеть одну или несколько кованых металлических решеток. Обычно входов было два: один для пешеходов, а второй для рыцарей-всадников. Некоторые замки сохранили изначальный вид и до современных времен, об остальных осталось только описание в документах и книгах.

Воины были очень отважными. Для захвата замка им нужно было засыпать рвы, поставить лестницы к стенам и забираться по ним наверх. Осажденные часто сталкивали их с крыши, а женщины плескали им в лицо кипятком и горячей смолой, сыпали золу и известь. Из-за таких трудностей замки пытались сжечь, а злобу выплескивали с помощью грабежей, пьянства и насилия.

Позже изобрели новые и усовершенствовали старые стенобитные орудия. Популярными были античные тараны и дома на колесах, а затем появилась петрария. Эта машина путем противовеса бросала груз по стенам замка.

Нередко использовали и греческий огонь. Специальными сифонами запускали в башни горючую смесь из смолы, нефти и серы.

Рыцари занимались только военным делом, отказывались вести хозяйство самостоятельно, но при этом у них было свое имущество — замки, конюшни, усадьбы. Все дела вместо них вели управляющие и приказчики. Они отчитывались перед рыцарями о состоянии имущества, следили за полями и садами, домами и драгоценностями.

Деятельность рыцарей

Большую часть жизни рыцари проводили на войне: участвовали в сражениях с другими государствами, а также в междоусобных битвах.

Но когда в стране все было спокойно, то находили себе другие занятия:

  • охота;
  • пиры;
  • светские встречи;
  • турниры.

Быт рыцарей был хорошо устроен. Так как они не занимались ведением хозяйства (это противоречило этике военного класса), приходилось искать себе другие развлечения. Самые трудные времена наступали зимой.

Приходилось сидеть у каминов, чтобы согреться. Комнаты замков были хорошо натоплены, но в коридорах стены изнутри покрывались льдом. Вечерами рыцари играли в кости и шахматы, устраивали пьяные драки.

Летом замки оживали, становилось гораздо теплее. В города приходили бродячие циркачи, их приглашали к рыцарям. А путешествующие монахи часто становились источниками новой информации. Изучение истории и политической обстановки — вот чем занимались рыцари в свободное время.

Характеристика пиршеств отличается от тех, что будут проводиться спустя 2−3 века. Столы в рыцарских замках были лучше, чем у крестьян, но зимой даже воинам приходилось голодать. Повара готовили дичь и птицу, добытую на охоте, — оленей, кабанов, зайцев, куропаток, фазанов, речную рыбу. А также на столах всегда были свежие овощи и фрукты, сыры, сладкие пироги. Воду пить было не принято, поэтому жажду утоляли молоком, сидром, пивом.

Есть один интересный факт о рыцарях: они не умели стрелять из лука. Это оружие считалось низшим, предназначенным только для крестьян. На птиц охотились с соколами, а на кабанов и оленей ходили с копьями и кинжалами.

Для упражнения в воинском ремесле юноши участвовали в турнирах. Они преследовали разные цели: стремились стать известными, получить денежную награду, влюбить в себя знатную даму. Обычно рыцари выступали в составе команды, которой покровительствовал капитан или тренер. До самого конца они оставались верными своему вассалу. Но случались и восстания по разным причинам.

Большое значение для рыцарей имели любовные отношения. Женились чаще всего по расчету, редко супругу выбирали из-за чувств. Но у каждого всадника была дама сердца, которую он восхвалял — посвящал стихи и бился на турнирах ради ее признания. Тема любви была популярной в то время. Чем больше побед у рыцаря, тем успешнее он считался в своих кругах.

Средние века отражаются и в современной культуре. А юноши возрождают рыцарские турниры — шьют кольчуги, производят модели оружия, осваивают езду верхом. Проводят эти мероприятия ради развлечения, приобщаясь к древним традициям.

История рыцарей: варварские корни

Как связаны варварские военные традиции и образ средневекового рыцаря?

Рыцари — это одна из самых популярных тем в истории: их статус и быт в средневековой Европе обсуждали всегда, а этические и моральные представления этого сословия часто идеализировались. С годами было развеяно огромное количество мифов и догадок, связанных с европейскими рыцарями. Однако до сих пор существует ряд спорных вопросов, которые имеют прямое отношение к знатным воинам. К примеру — генезис этого явления общественной жизни эпохи Средних веков.

Читайте также:
«Мона Лиза» - описание картины Леонардо да Винчи история создания

Откуда же «растут ноги» у рыцарства как сословия? Да и как они сами относились к своему прошлому?

Качества рыцаря и идолы для поклонения

На пике расцвета рыцарства, в XII веке, знатные воины полагали, что их родословная восходит к графам Карла Великого. Также часто упоминались в семейной истории рыцарей франкские воины эпохи Меровингов. Особенно сильно это проявилось во времена крестовых походов: средневековые авторы проводили связь между суровостью и справедливостью в бою франкских дружинников и деяниями рыцарей креста в Святой земле. «Песня об Антиохии» рассказывает нам подобную историю.

Обращение к античному наследию дало свои плоды — сочинения Тацита во многом помогли углубить «корни» рыцарства. Военная знать раннего Нового времени нашла себе других предков — древних германцев. Их традиционный уклад жизни, представления о войне, доблести и преданности делу оказал влияние на культуру конных воинов средневековой Европы. Скажем так, германцы немного не дотягивали до шевалье: им явно не хватало чувства меры и порядочности. Хотя и этот тезис по отношению к отдельным представителям рыцарского сословия можно оспорить.

Варварские традиции

Но мы никоим образом не должны замыкаться только на древних германцах. Был ещё и другой пласт культуры: в рыцарском эпосе прослеживаются также и кельтские традиции.

Гай Юлий Цезарь в своём сочинении «Записки о Галльской войне» отмечал особую храбрость галлов, которая превосходила лучшие боевые качества германцев. Страбон также писал об отваге и боевом задоре кельтов. Но, к 52 году до н. э. пальму первенства перенимают германцы как самые неистовые и смелые враги Рима и армии Юлия Цезаря.

Гай Юлий Цезарь и Верцингеториг. Источник: wikipedia.org

Античные авторы зафиксировали характерную черту воинственных варваров: да, им безусловно свойственна отвага, но также в их действиях было много чванства и безрассудства. И, конечно же, тяга к роскоши и украшениям.

Знаменитый полководец выделял у галлов две уважаемые прослойки населения: друидов и всадников. Последние занимались только войной и выступали в походы со своими клиентами и подданными. Главным критерием их статуса была воинская доблесть и отвага.

Людовик IX во главе крестоносцев. Источник: wikipedia.org

Образ германцев в римских исторических сочинениях был более брутальным. Их жизнь состоит только из охоты или войны. Истинным показателем доблести и храбрости германцев является то, насколько далеко их соседи живут от германских поселений. Чем больше страха — тем дальше соседи. Хотя они гостеприимны и целомудренны, живут в гордом одиночестве. Их основной доход — набеги и войны. Ведение домашнего хозяйства и обработка земли — удел рабов, женщин и детей. Конечно, и Тацит, и Цезарь идеализируют германцев. Война не могла длиться вечно: охота сменялась широкими застольями с яствами, хмельными напитками и весельем. Постоянные попойки и чревоугодие — удел скорее верхушки племенной организации. Свободные члены общины жили в умеренности и вместе с зависимыми категориями населения германских деревень, пока не получали право носить оружие или же пока их авторитет в общине не возрастёт.

Поиск отличий

Оружие получено — потеря его равносильна смерти. Величайший позор для германских воинов. Следующий шаг — вступление в дружину. Состязание в силе и присяга, с последующим приобретением звания от вождя. Но всё же главные критерии в отборе — это знатность и доблесть. Положение в обществе, престиж семьи, репутация и заслуги отца воина — всё это сказывается на положении новоиспечённого дружинника. Нельзя не соответствовать уровню храбрости и доблести своего вождя. Выйти из боя с потерей главы дружины — позор и непростительная вещь.

Битва римлян с германцами. Источник: pinterest.com

Как содержать такое боевое подразделение? Конечно же, хорошим жалованием и долей в грабежах, лошадьми и обильными пирами.

Вопросы в плоскости кровнородственных отношений решались в обязательном порядке. Воин никогда не манкировал честью семьи. Подобные характеристики также можно отнести к рыцарским фамилиям Средневековья.

Жизненный уклад германцев не претерпел сильных перемен и к исходу античной эпохи. Усиливался лишь импульс: германские ватаги стремительно прошивали территорию Римской империи в III-IV веках. Романо-германский синтез набирал обороты. Христианство также наложило свой отпечаток на общественную жизнь германских племён и первых варварских королевств, но представления о войне и боевые традиции остались, по сути, незыблемыми. Эпоха Карла Великого и время становления Священной Римской империи явно показало преемственность конного ополчения от дохристианских предков. Влияние воинских порядков варваров на культуру средневекового рыцарства не поддается никаком сомнению.

П роисхождение рыцарства

Происхождение рыцарства

Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов – VI – VII вв. Но, фактически, некий прообраз рыцарства сформировался еще в позднеримский период, когда на фоне ослабления централизованной власти крепли образования феодального типа. Они обычно представляли собой некие общины крупных землевладельцев, которые обеспечивали вокруг себя подобие порядка, что было жизненно важно в те смутные времена. Фактически, вся власть сосредотачивалась в их руках. Позднее на базе этих общин формировались основные ядра будущих раннесредневековых земельных объединений – государств.

Сначала возвышение сеньоров над соплеменниками было относительным: последние оставались свободными и полноправными людьми. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых затем заставляли признать себя зависимыми людьми. Надо заметить, что в то время, когда с разложением античного мира были утрачены почти все торговые связи, военные акции оставались почти единственным источником обогащения.

Читайте также:
Эпоха Ренессанса - представители и выдающиеся деятели, особенности

Культура рыцарства

Если поначалу “рыцарем” мог стать почти любой воин, как-либо проявивший себя на фоне других, то позднее служить сеньору на ратном поприще стало огромной привилегией, передававшейся по наследству. Этому в немалой степени содействовало крайне выгодное положение рыцарей, которых сюзерен одаривал всевозможным имуществом, покупая их верность. Обычному воину становилось все труднее попасть в столь привилегированное положение, сулившее земли и богатство.
Постепенно сформировалась особая культура рыцарства, резко ограничивавшая это сословие от простолюдинов. Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви.
На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян “неотесанными мужланами”. Разве что священнослужители, образуя свою, не менее могущественную, касту, могли поддерживать к себе некоторое уважение в них.

Феодальные отношения

Мир в средневековом понимании был вечен и неизменен, а в нем таким же вечным и неизменным представлялось господство владетельных сеньоров и рыцарского сословия.
Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное – безобразно и аморально. Таково распространенное суждение того времени, и, надо сказать, отчасти оно было справедливо, так как в данном сословии некое подобие культуры имело возможность сохраняться и развиваться. Простой же крестьянин не знал ничего, кроме нескончаемой борьбы за существование.

Сеньор имел достаточно широкие права на своих крестьян и значительно меньшие – на своих вассалов, однако и он сам должен был выполнять целый ряд определенных обязанностей.
Во-первых, для сохранения своего образа жизни ему просто необходимо было всесторонне защищать как своих крестьян, так и своих вассалов. Это касается и военной защиты от внешних или внутренних врагов путем организации обороны замка, города или феода, и юридической защиты от посягательств другого сеньора, церкви или даже короля.
Кроме того, за службу сеньор был обязан предоставить вассалу феод (лен), т.е. поместье, а крестьянину – надел земли, а вот отобрать их при условии добросовестного выполнения вассалами и крестьянами своей службы он не мог.
Также сеньор должен был помогать своим вассалам выкупиться из плена и дать рыцарское воспитание их сыновьям. В континентальной Европе сеньор не мог требовать службы от вассалов своего вассала – это отчасти практиковалось лишь в Англии.
С другой стороны, необходимо учитывать, что в таком обществе почти все феодалы (за исключением короля и мельчайших рыцарей) одновременно были чьими-нибудь сеньорами и чьими-нибудь вассалами. Поэтому почти каждый сеньор одновременно выполнял и обязанности вассала по отношению к более высокопоставленному сеньору.

Роль рыцарей в жизни средневекового общества

Доля рыцарского сословия в Европе была невелика. В среднем они составляли не более 3% населения той или иной страны. В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной.
Средние века были временем, когда все решала сила, а сила была в руках рыцарства. Рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства – землей, и именно они сосредоточили в себе всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяло его знатность. Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон Средневековья.
Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь, так и военные конфликты, и дипломатические отношения. Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимания всех сторон жизни средневекового общества. Но нельзя не сказать, что, на самом деле, их отношение как к простым людям, так и к представителям своего круга (в том числе членам своей семьи), было далеко от идеала, венчающего рыцарство особым ореолом благородности.

Детство рыцаря продолжалось до 7-8 лет. После 8 лет игры сменялись подготовкой к военной службе. Старшие сыновья обычно изучали азы грамотности, но основное внимание уделялось военному образованию. Около 21 года юношу посвящали в рыцари, после чего он уже считался совершеннолетним. Вторых сыновей часто готовили к церковной карьере, и после получения минимальных знаний в родительском доме их отдавали в монастырь или на теологические факультеты университетов.

Первые рыцари

Первые рыцари. В IV веке н.э. Западная Римская империя пала под ударами варваров – германских племён. Многочисленная часть Европы была завоёвана франками. В 800 г. их король Карл Великий стал императором. Многочисленные военные походы нуждались в увеличении числа конницы. Карл и его предшественники, жаловали всадникам новые земли. В IX веке империя Карла распалась. Европа поделилась на много враждующих государств. Крестьяне стали зависимыми от богатых землевладельцев и им пришлось работать на их землях. Воины, служившие у богатых личностей, оберегали крестьян от враждебных набегов. Таким образом в Европе зародилась феодальная система, при котором владельцы земель служили сеньору за полученные от него земли – феоды и были связаны клятвой верности. И землевладельцы, и служившие им вассалы считались – рыцари. К XI веку рыцарство обрело определённость: зависимые крестьяне трудились на рыцаря, а тот нёс службу знати (графу, герцогу или королю).

Сердце рыцаря

Сердце рыцаря. В малом (примерно 7-летнем) возрасте мальчика знатного происхождения отдавали жить родственнику, в качестве пажа,где он обучался дисциплинарным манерам. Будучи подростком юноша становился оруженосцем рыцаря и набирался навыком владения боя (метания дротиков,cтойкости,поднятия тяжестей, акробатики, борьбе, бою с различным видом холодного оружия) и ухода за военными атрибутами. Оруженосец помогал одевать рыцарю доспехи и даже прикрывал его в случае ранения. При исполнении 20-летнего возраста юноша,овладевший всем мастерством посвящался в рыцари.

Читайте также:
Импрессионизм ️ определение, история возникновения, основоположники, современные работы знаменитых художников-представителей, основные черты направления в живописи, искусстве, литературе

Доспехи рыцаря

Первые рыцари надевали боевое облачение собственноручноn (одевали кольчугу через голову и застёгивали доспехи на своём nтуловище). При появлении пластинчатой брони,облачаться воину приходилось nпри помощи оруженосца. Рыцарские доспехи крепились на тело с помощью nшнуровки, ремней и застёжек. Только надёжная защищённость железной бронёй, могла осуществлять выход рыцаря на полную боевую готовность.

Первые рыцари надевали боевое облачение собственноручно (одевали кольчугу через голову и застёгивали доспехи на своём туловище). При появлении пластинчатой брони,облачаться воину приходилось при помощи оруженосца. Рыцарские доспехи крепились на тело с помощью шнуровки, ремней и застёжек. Только надёжная защищённость железной бронёй, могла осуществлять выход рыцаря на полную боевую готовность.

Оружие рыцаря

Рыцарь фото

Оружие рыцаря. Несомненно, что главным оружием и символом рыцарства был меч. До конца XIII века воины бились режущими мечами, но вот когда у рыцарей появилась пластинчатая броня, то режущие мечи уступили место колющим, которые пробивали доспехи между плаcтинами. Для оглушающего удара иногда использовали палицу, но по началу рыцарь на коне с разбегу атаковал врага копьём. В средние века копья удлинялись, а позднее ни них появились маленькие, круглые щитки, которые прикрывали руку. В бою также использовались короткие топоры у всадников, а у пехотинцев длинные, двуручные топоры.

Рыцарь фото

Копьё

Иногда в бою воины выстраивали целую “колючую” барикаду из высталенных наперёд копий, что позволяло в какой-то мере остановить натиск бегущей конницы. Поэтому атакующая армия противника старалась поначалу сбить пикинёров, чтобы те не мешали остановить их быстрых всадников.

Лук и арбалет

Лучник мог достигать скорость до 12 выстрелов в минуту(стрелы большого лука достигали далность стрельбы до 300 м), а арбалетчик всего 2 выстрела за это время. Но стрелы арбалета били сильнее. Иногда натяжение арбалета требовало очень большой физической силы, да такой большой, что стрелкам приходилось использовать для этого специальные приспособления. Стрельба из арбалета требовало гораздо меньшей подготовки, чем из лука.

Рыцарские турниры

Рыцарские гербы

Первые нанесённые изображения, nбыли достаточно простыми и не содержали сложных орнаментов. Гербы могли nпередаваться по наследству от отца к сыну. После 1180 года nсимволика начала распространяться в города. Эмблему могли иметь nнаселённые пункты, ремесленные мастерские, религиозные общины и даже nцерковные служители. Появились даже штамповые печати, имеющие такое же nизображение, что и гербы.

В рыцарских турнирах, гербовым nрисункам отводилась определённая роль. Перед состязаниями, устраивались nцелые парады разнообразных изображений с вступительным, духовым nаккомпанементом. В такие праздничные зрелища, живописными рисунками nукрашали: знамёна, лошадей, покрывала, копья, доспехи, плащи и nразнообразные накидки.

Символ той или иной принадлежности nкрасивого рисунка, демонстрировали участники, представляющие честь nсвоего сеньора или рыцаря. Переодевшись в шкуры животных или nфантастических существ, они почётно несли большое знамя. В моду входят nизображения с щитодержателями. На них наносились рисунки с nльвами, драконами, cобаками, птицами или просто людьми, которые держат nщит. Такие орнаменты, ещё больше подчёркивали духовную силу её nсовладельца.

К XVIII веку популярность гербов nзначительно снижается, а вскоре и вовсе вытесняется с появлением мелких nукрашений в виде монограмм, значков и орденов.
n”>”>

Первые нанесённые изображения, были достаточно простыми и не содержали сложных орнаментов. Гербы могли передаваться по наследству от отца к сыну. После 1180 года символика начала распространяться в города. Эмблему могли иметь населённые пункты, ремесленные мастерские, религиозные общины и даже церковные служители. Появились даже штамповые печати, имеющие такое же изображение, что и гербы.

В рыцарских турнирах, гербовым рисункам отводилась определённая роль. Перед состязаниями, устраивались целые парады разнообразных изображений с вступительным, духовым аккомпанементом. В такие праздничные зрелища, живописными рисунками украшали: знамёна, лошадей, покрывала, копья, доспехи, плащи и разнообразные накидки.

Символ той или иной принадлежности красивого рисунка, демонстрировали участники, представляющие честь своего сеньора или рыцаря. Переодевшись в шкуры животных или фантастических существ, они почётно несли большое знамя. В моду входят изображения с щитодержателями. На них наносились рисунки с львами, драконами, cобаками, птицами или просто людьми, которые держат щит. Такие орнаменты, ещё больше подчёркивали духовную силу её совладельца.

К XVIII веку популярность гербов значительно снижается, а вскоре и вовсе вытесняется с появлением мелких украшений в виде монограмм, значков и орденов.

Настоящая «История рыцаря»

Все ценности в одном собрались месте,
И вот теперь возможность нам дана
Изведать радость вежества сполна:
Тем большая учтивость всем нужна,
Кто хочет даму покорить без лести.

Дары, щедроты, милость в каждом жесте
Любовь лелеет, словно рыб-волна,
Мила любезность ей, благие вести,
Но также – двор, турниры, брань, война:
В ком тяга к высшей доблести сильна,
Не оплошай, ибо судьбой она
Нам послана с донной Гвискардой вместе.
(«Песня нa прибытие дoнны Гвискaрды» Бертрaн де Бoрн (1140—1215 гг.) )

На страницах TOPWAR мы уже не раз знакомились и с рыцарскими доспехами, и с описаниями битв, в которых облаченные в них рыцари участвовали. Но… если вы думаете, что рыцари только тем и занимались, то вы ошибаетесь. Они, прежде всего, «просто жили». Ели, спали, заворачивали на спину юбки крестьянкам, ездили на охоту, случалось – валялись пьяными, иногда приезжали во дворец к королю. Завидовали… Радовались, что и «короли тоже плачут». Льстили им, когда можно… Страдали животом, объевшись на пиру. Вот так и жили. А воевали… дай бог, если 40 дней в году. Хотя были и такие, что воевали буквально с утра и до вечера. Да-а, вот еще что – они волочились за женщинами. То есть имели «даму сердца», которую следовало любить платонически, а вот физически… для этого были и жены, и служанки, и базарные шлюхи – где спрос, там всегда бывает предложение.

Читайте также:
Скульптура определение, история происхождения изобразительного искусства

Но… а вот как бы нам узнать о жизни хотя бы какого-нибудь рыцаря, причем так, чтобы это был не вымысел, не «роман», а историческое свидетельство. Что ж, оказывается можно и это сделать, причем рассказать не просто о рыцаре, а о человеке весьма известном, в том числе и благодаря… кино!

Турнир из кинофильма «История рыцаря» (2001 г). Судя по доспехам и общему антуражу, это даже не Столетняя война, а, по крайней мере, начало XVI века.

Ну, кто, скажите на милость, у нас не видел художественный фильм «История рыцаря» с Хитом Леджером в главной роли? Однако мало кто знает, что персонаж, которого он в нем играет, действительно существовал! Вот только настоящий рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн родился, жил и умер в ХIII веке, примерно в 1200 – 1275 гг., а совсем не во время Столетней войны, как это явствует из этого кинофильма. И был он отнюдь не беден, как это нам показали создатели картины, а даже очень богат! Ну и доспехи, в которые его облачили «киношники», тоже ни в малейшей степени не соответствовали его эпохе, так как были заимствованы из… следующего ХVI века! Но тут нам очень даже повезло. Есть, как выяснилось, рукопись XIII века, хранящаяся в Мюнхенской государственной библиотеке, и в которой сам рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн рассказал о своих приключениях. Называется она “Frauendienst”(«Служение дамам»). Правда, «рассказал» звучит не совсем правильно, так как писать он не умел (хотя и обладал счастливым даром слагать прекрасные любовные сонеты!), и описание своей жизни ему пришлось надиктовать своему писцу. Но хуже его «история рыцаря» от этого не стала! Хотя, может быть, он ее и немного приукрасил. Но если и приукрасил, то совсем немножко, прежде всего, потому что «врать в письменном виде» в то время считалось страшным грехом, а кроме того, есть и перекрестные ссылки, подтверждающие его сообщения.

Вот так Ульрих фон Лихтенштейн был изображен на страницах знаменитого Манесского кодекса из библиотеки Гейдельбергского университета.

Итак, вот она – жизнь настоящего рыцаря, рассказанная им самим.
Ну, а начать ее следует с того, как уже в ранней юности он… влюбился в некую знатную даму, причем старше своих лет и, будучи ее пажом (и тогда рыцари отдавали своих отпрысков в пажи ко дворам более богатых и знатных сеньоров) и постоянно ей прислуживая, выпивал воду, в которой она мыла свои руки. Как звали эту даму, сегодня с точностью сказать нельзя, но ясно, что по знатности рода она превосходила «бедного юношу». Ну и по отдельным намекам автора можно сделать такой вывод, что это могла быть и жена австрийского герцога Леопольда, являвшегося сюзереном Ульриха фон Лихтенштейна.

А вот это еще одно столь же старое изображение рыцаря-миннезингера Бертрана де Борна, автора стихотворения, вынесенного в эпиграф. Миниатюра из рукописи Национальной библиотеки Франции.

Будучи посвящен в рыцари, Ульрих тут же посчитал, что наконец-то настало время предложить своей даме сердца и нечто большее, чем обычные пажеские услуги. Но вот беда – рыцарь не мог так легко приблизиться к своей возлюбленной, как незаметный паж, поэтому ему понадобился посредник. В качестве сводни решила выступить одна из его теток, бывшая подругой знатной дамы, и, видимо, вполне могло быть и так, что обе дамы просто изнывали от скуки и таким образом решили повеселиться. Любовная интрига началась с обмена посланиями. Ульрих сочинял стихи и посылал их через свою тетку даме; а та их не только благосклонно принимала, даже их хвалила. Однако дальше признания его заслуг, как поэта, дело не шло. На все его призывы дама отвечала, что господин Ульрих может даже и не мечтать о том, чтобы его услуги были ей приняты. То есть все происходило по тогдашнему обычаю, когда госпожа вроде бы и отталкивала своего воздыхателя, однако и не настолько, чтобы совсем его оттолкнуть, и поощрять его при этом так, чтобы несчастный любовник ровным счетом ничего бы не получил, но постоянно терзался бы сомнениями. Ну, а затем она вдруг сказала, что у него очень выпирает его верхняя губа, которая, видимо, действительно была, ну, скажем так – несколько великовата.

Что и говорить – доспехи на «киношном» Ульрихе вполне историчны, но… время выбрано совсем не то.

Едва только Ульрих об этом узнал, как тут же отправился к лучшему местному хирургу, и тот, разумеется, без наркоза излишнюю плоть ему отрезал! Причем наш рыцарь не позволил себя связывать – ведь он же был настоящим рыцарем, а потому он просто уселся на скамью и молча терпел все то время, пока лекарь срезал у него чуть ли не полгубы. А после еще и полгода стоически терпел муки голода, так как после операции он был не в состоянии ни есть, ни пить. Дело было в том, что губу ему постоянно смазывали какой-то весьма дурно пахнущей мазью, поэтому его сразу же тошнило, когда он принимал пищу, так как эта мазь, как он не старался, все равно попадала ему и в еду и питье, а затем и в рот, а вкус и запах у нее были прегадостные! Однако он нисколько не пал от этого духом, а, напротив, написал, вернее, продиктовал следующие строки: «Тело мое страдало, но зато сердце было преисполнено счастья».

Читайте также:
Массовая культура - признаки, функции, влияние, плюсы и минусы

Когда дама узнала про то, что ради нее сделал Ульрих, то… разумеется, решила посмотреть, «насколько он себя исправил», и согласилась с ним встретиться, но волновался он на этом свидании так, что и слова не мог вымолвить. В результате разгневанная дама вырвала у него с головы клок волос со словами: «Это тебе за трусость!» Но и этого ей показалось мало, и она еще и написала ему оскорбительное письмо, попрекая его совсем не рыцарской трусостью. Человек нашего бы времени послал бы такую даму куда подальше и пошел бы «рубить дерево по себе», но рыцаря Ульриха такое отношение в тот раз не остановило.

Он стал появляться на рыцарских турнирах и всюду объявлял, что сражается за честь своей возлюбленной дамы сердца, имени которой не может открыть. И все относились к этому с пониманием! И он уже сломал сто копий в поединках, вышел победителем во всех схватках, стал упоминаться среди лучших бойцов, когда копье его противника, ударило его в правую руку, и почти оторвало ему. мизинец. Лекарь, однако, заявил, что, так как палец все еще висит на обрывке кожи, то его можно еще попытаться спасти и… взял, и пришил его на прежнее место! Ульрих после этого лечился целых полгода, но мизинец – прямо фантастика, все же прирос к кисти, хотя и криво. Когда об этом рассказали его злобной пассии, та написала ему, что все это неправда, и что мизинец (она, мол, это точно знает из самых достоверных источников) никуда и не девался и вся эта история выдумка, чтобы ее разжалобить. Поистине, коварству женщин не границ! Но как на это отреагировал Ульрих? Вы думаете, поехал к хирургу, чтобы тот клятвой на кресте и свидетельскими показаниями достойных людей засвидетельствовал правдивость этого сообщения? Ничего подобного! Поехал он к своему другу и попросил его… отрубить ему только что вылеченный палец! Тот его просьбу исполнил, а Ульрих поехал к ювелиру и попросил изготовить золотую застежку для книги, причем в форме мизинца, куда и спрятал этот свой отрубленный палец, а книгу отослал своей даме сердца в подарок! Вы только себе представьте, что она испытала, когда открыла золотой футляр, и из него прямо ей в руки вывалился… отрубленный мизинец ее обожателя, к этому времени еще и, скорее всего, порядком «испортившийся»? Поэтому вряд ли нас с вами удивит ее ответ: «Я никогда не думала, что разумный человек способен на такие глупости!» Однако он-то как раз и был способен и, что самое интересно, тот же его друг ведь не стал его отговаривать, а поспешил выполнить его просьбу!

Затем Ульрих фон Лихтенштейн отправился в Венецию, и тамошним портным заказал множество женских платьев, но не для своей дамы, а… для самого себя! Было сшито двенадцать юбок и тридцать блуз с расшитыми рукавами, целых три белых бархатных мантии и множество всяких других предметов дамского туалета, а под конец еще и две длинных косы, украшенными жемчугом. Экипировавшись таким образом, он отправился путешествовать по Европе, при этом впереди него ехал герольд, рассказывал куда он едет и зачем, а также громко зачитывал письмо, в котором сообщалось, что господин Ульрих хочет весь путь проделать инкогнито (хорошее же он себе придумал инкогнито!), и участвуя при этом в поединках, при этом обязательно в женском платье, как якобы сама богиня Венера! Кроме того, впереди него еще скакали пять слуг, а позади ехал знаменосец с белым знаменем. По обеим сторонам ехали два трубача, трубившие в трубы. Далее за ним вели трех верховых лошадей в полном снаряжении и еще трех лошадей парлефруа. Потом пажи несли его шлем и щит. После них ехал еще один трубач и четыре оруженосца, которые везли связку копий, покрашенных в серебряный цвет. Две девушки, одетые в белые платья, ехали верхом на лошадях, так же, как и два скрипача, тоже верхом и при этом игравшие на скрипках. В конце столь удивительной процессии ехала сама богиня Венера, одетая в белую мантию из бархата, с надвинутым на лицо капюшоном; а на голове у нее была шляпа, украшенная жемчугом. А еще из-под шляпы ниспадали две длинные косы, и они тоже украшены жемчугом! Вот уж поистине сцена, которую надо было бы снимать в Голливуде! И… что денег что ли у них не хватило, если они не решились снять именно «это», а почему-то придумали свой собственный сюжет? Неужели он зрелищнее?

И все же отметим главное: такое это тогда было, скажем так – «странное время», что сего достославного рыцаря никто и не подумал связать и запереть в сумасшедшем доме, а напротив, куда бы он не приезжал, везде встречали его с ликованием, а другие рыцари почитали за честь сразиться с ним на поединке. В итоге он сломал на них 307 копий, а своим соперникам подарил 270 перстней в память о своей даме сердца. Сам при этом он не получил даже царапины, а вот четырех рыцарей выбил из седла. Однажды он нарвался на точно такого же, как он сам, ненормального. Некий словенский рыцарь решил в честь своей дамы нарядиться в женское платье и выпустить фальшивые косы из-под шлема. Однако этот маскарад ему не помог и Ульрих сшиб его на землю.

Читайте также:
Художественная культура Японии - своеобразие, особенности

Для того чтобы копья в фильме красиво разлетались от удара вдребезги, они, во-первых, как и настоящие турнирные копья, были внутри пустыми, и вдобавок надрезаны, а во-вторых, наполнены «сырыми» макаронами и опилками!

И девушки, и женщины повсюду встречали Ульриха с почти безграничным энтузиазмом так же, как сейчас, наверное, встречают разве что только рок-звезд, популярных артистов и спортсменов, так им понравилось его благородство и «истинная любовь»! Как-то раз 200 женщин встретили его у дома, где он ночевал, только чтобы проводить в церковь. И при этом никто так и не возразил, что мужчина, рыцарь, был одет в женское платье и в таком вот маскараде входил в церковь, сидел там на специально отведенных женщинам местах и, опять-таки, одетый как женщина, принимал в ней святое причастие!

Вот как следовало бы обрядить героев кинофильма, если бы он соответствовал реалиям истории.

За время этого своего турне Ульрих успел жениться и народить четырех детей. Но ни дети, ни любящая жена не могли служить преградой его любви к совершенно другой женщине. Обычно зимой он приезжал в свой замок, там жил со своей женой, но сразу по весне вновь отправлялся на поиски романтических приключений. И жена ему в этом ничуть не препятствовала и даже не считала, что муж у нее явно ненормальный! Хотя, возможно, что и у неё был столь же одержимый нрав, и в ту эпоху воспринималось такое поведение как норма?

И вот, в конце концов, жестокое сердце возлюбленной Ульриха смягчилось, и она послала ему известие, что хочет с ним встретиться. Но при этом он должен был показать ей свое смирение: надеть нищенское платье, и вместе с толпой прокаженных, ожидающих у замка ее милостей, ждать приглашения, пока сверху из окна ему не будет спущена веревка, свитая из простынь.

Рыцарь и романист Вольфрам фон Эшенбах, живший примерно в то же время, что и Ульрих фон Лихтенштейн, и вовсе носил на шлеме… нет, не рога, а два топора, правда, сильно стилизованные.

От отвращения (вы поживите-ка среди прокаженных!) Ульриха чуть было не стошнило, но в итоге он все-таки был вознагражден: его дама сердца позволила ему к себе подняться, любезно его приняла, похвалила за верность и вообще вела себя с ним очень ласково, вот только рукам воли не давала и поставила странное условие: чтобы доказать свою любовь, ему нужно было повисеть за окном все на той же самой простыне. Те, кто читал «Дон-Кихота» М. Сервантеса, сразу догадаются, откуда он этот эпизод списал, и что там произошло после того, как наивный Ульрих на это с радостью согласился. Ульрих был жестоко обманут: служанка госпожи отпустила конец простыни, и несчастный герой-любовник упал прямо к основанию довольно высокой башни и при этом сильно ушибся! Но безграничной любви Ульриха не угасил даже такой конец его любовной эпопеи, и только лишь впоследствии, немного подумав, он наконец сообразил, «…что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Американскому фильму до подлинной «истории рыцаря» ну просто бесконечно далеко, не так ли? Хотя, как «кино», его вполне можно один раз посмотреть. Не больше.

Рыцарство

Эта страница использует материалы Википедии. Оригинальная статья располагается на Рыцарство. Список авторов можно увидеть там же на странице истории. Как и на Средневековье вики, текст Википедии доступен в соответствие с Creative Commons Licensed.

Рыцарство — братство, привилегированное военно-землевладельческое сослов

Битва при Кресе

Западной Европе курили наркотические средства

расценивалось как королевская награда за государственную службу. В средние века в Европе братства рыцарей делились на религиозные и светские

К первому классу можно отнести рыцарей, принявших религиозный обет, например, членов ордена тамплиеров и рыцарей Св. Иоанна (госпитальеры), рыцарские ордена, воевавшие против сарацинов (арабов) и других нехристиан. Второй класс возник из рыцарей, бывших на королевской службе или служившим высокой знати. Рыцарство происходит из средневековой Франции и Испании, распространившись впоследствии на всю Европу, достигло наибольшего расцвета в 12-13 веках. Усилилось во времена крестоносцев

Рыцарство можно так же рассматривать как кодекс поведения и чести, которого придерживались средневековые рыцари. Принципиальными ценностями рыцарства были: вера, честь, доблесть, благородство, целомудрие и верность.

История рыцарства [ ]

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с

Дама помогает рыцарю надеть доспехи.

переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля.

Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.

Читайте также:
Скульптура определение, история происхождения изобразительного искусства

Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео

«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.

далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.

В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.

Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.

Обряд посвящения [ ]

Уже во времена Тацита вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека. Карл Великий в 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».

Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство д

«Посвящение в рыцари», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)

авалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то-есть до 21-го года. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.

В XI—XII ст. к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространялся с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.

Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.

Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: