Переходные и непереходные глаголы – в русском языке, правило, примеры

Переходные и непереходные глаголы

О чем эта статья:

Определение переходности глаголов

Переходность глагола — грамматическая категория, которая показывает, может ли глагол присоединить прямое дополнение. Другими словами, может ли глагол управлять существительными без предлога, которые обозначают объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

Примеры прямых дополнений: посетить (что?) театр, есть (что?) торт.

Примеры непрямых дополнений: подойти (к чему?) к дому, стоять (возле чего?) возле стены.

Особенности переходного типа глаголов

Переходные глаголы — это глаголы, действие которых переходит на другой предмет или объект.

Что могут означать переходные глаголы:

  • процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • чувственное восприятие (ощущать холод, слышать шум);
  • воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить родителей, гладить одежду);
  • отношение к объекту (ненавидеть хамство, предпочитать чай).

Действие, которое обозначает переходный глагол, предполагает наличие объекта. Объект, на который направлено действие, может быть выражен:

1. Существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:

  • встретить (кого?) подругу;
  • нарисовать (что?) картину.

2. Существительным в форме родительного падежа в значении части от целого:

  • выпил (чего?) молока, кофе, чаю;
  • купила (чего?) картошки, хлеба, мяса.

3. Существительным или местоимением в форме родительного падежа при сказуемом с отрицанием:

  • не знал (чего?) адреса;
  • не услышал (чего?) названия.

Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, которые обозначают признак предмета. При этом на признак направлено действие со стороны другого предмета. Примеры:

  • засеять грядку — засеянная стариком грядка;
  • покинуть дом — покинутый семьей дом.

Особенности непереходного типа глаголов

Непереходные глаголы обозначают действия, которые не направлены на какой-либо предмет. Они не могут (и не должны) управлять прямым дополнением без предлога.

Примеры непереходных глаголов:

  • беспокоиться (о ком?) о друге;
  • размышлять (над чем?) над вопросом.

Что могут означать непереходные глаголы:

  • психическое, физическое состояние, положение в пространстве (радоваться, привстать);
  • движение и существование (бегать, быть, являться);
  • профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).

Непереходные глаголы можно использовать с существительными и местоимениями с предлогами и без них в формах:

1. Родительного падежа:

  • отвыкнуть (от чего?) от телефона;
  • проходите (мимо чего?) мимо магазина;

2. Дательного падежа:

  • скучать (по чему?) по дому;
  • подтолкнуть (к чему?) к знакомству;

3. Винительного падежа с предлогом:

  • верила (во что?) в мечты;
  • войти (во что?) в комнату;

4. Творительного падежа:

Читайте также:
Некролог ударение на какой слог - объяснение правила на примерах

5. Предложного падежа:

  • плавать (в чем?) в озере;
  • думать (о чем?) о планах.

Мы разобрались, какие глаголы называются переходными и непереходными. Осталось научиться определять переходность глагола.

Как определить переходность глагола

Есть несколько признаков, по которым можно отличить переходный глагол от непереходного.

  • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды).
  • Непереходные глаголы в сочетании с существительными в винительном падеже могут быть только с предлогом (пересесть в машину, поссориться из-за ерунды).
  • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, влюбиться).

Чтобы научиться различать переходные и непереходные глаголы, можно использовать такой алгоритм:

Переходные и непереходные глаголы

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 4002.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 4002.

В русском языке определенные категории глаголов могут присоединять прямое дополнение. В этом случае речь идет о переходности глаголов. В статье подробно описаны особенности переходных и непереходных глаголов с приведением наглядных примеров.

Что такое переходность глаголов?

Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Особенности переходных глаголов

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

которые читают вместе с этой

С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

  • Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
  • Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
  • Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).

От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Особенности непереходных глаголов

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.

С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

  • Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
  • Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
  • Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).

Как определить переходность глагола?

Подводя итоги, можно выделить 3 основных способа определить переходность глагола:

  • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды);
  • Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора).
  • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, строиться, влюбиться).

Глаголы переходные и непереходные

Глагол — самостоятельная часть речи, которая передает действие, процесс или состояние, отражает динамическую природу явлений и предметов, составляет основу языка. Исходная форма не имеет числа и лица, отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?».

Самая сложная часть речи в русском языке характеризуется множеством морфологических признаков: постоянных и непостоянных. Многие из них мы уже изучили, так, вам уже должно быть известно, как определять лицо глагола, его возвратность и как отличать совершенный вид глагола от несовершенного. Отдельно мы рассматривали и его морфологический разбор. Сегодня же поговорим о переходности.

Переходность глагола является постоянным признаком и относится к основной грамматической категории. Что такое переходные глаголы, как научиться их распознавать и правильно использовать, рассмотрим далее.

Определение переходности глаголов

Переходность глагола — это его свойство (либо его отсутствие), переносить описываемое им действие на сторонний предмет, объект.

В случае переходного глагола, разбирая предложение по его членам, мы увидим, что предмет или объект, на который он способен переносить действие выступает в качестве дополнения, чаще всего в форме винительного падежа, и их связь реализуется без использования предлогов или местоимений: нести (что?) службу , осудить (кого?) преступника , читать (что?) книгу . Здесь мы видим, что действие переходит непосредственно на предмет или лицо.

В обратном случае, глагол обозначает действие, но оно не направлено на тот предмет, который связан с ним и также выступает в качестве дополнения. Связка может иметь форму любого другого падежа и имеет необходимость задействовать предлоги: встретимся (с кем?) с одноклассниками , размышлять (над чем?) над задачей , стоять возле (чего?) балкона . Здесь связь опосредована, нет прямого переноса на дополнение.

Переходность и непереходность глаголов можно определить по любой форме и признаку. При этом обращают внимание на падеж части речи, с которой они употребляются, и возможность задать вопрос без предлога.

Переходные глаголы и их особенности

При наличии переходности глагол требует после себя дополнение в каком-либо падеже без предлога. Действие, которое он выражает, «переходит» непосредственно на предмет. Дополнение может быть выражено: существительным; местоимением; любой частью речи (в значении существительного).

Второстепенные члены предложения, выраженные «беспредложным» дополнением, должны отвечать на вопросы косвенных падежей:

  • Родительного: «кого?», «чего?» (часть от целого, при отрицании): выпить чаю , поесть сладкого ;
  • Винительного: «кого?», «что?»: увидеть собаку , ожидать троллейбус , предупредить коллег .

Законченный смысл появляется только в сочетании с объектом. При этом переходный глагол приобретает конкретное значение. Сравните два примера:

Бабушка вяжет (идет процесс, объект не назван).

Бабушка вяжет (что?) варежки (происходит действие на объект).

Переходные и непереходные глаголы могут быть образованы с помощью приставок. При этом присоединение приставки меняет значение: от процесса до совершения конкретного действия.

  • играть (процесс, нет объекта) – выиграть (что?-в.п.);
  • работать (процесс) – заработать (что?-в.п.);
  • служить – заслужить;
  • бить – выбить.

Несколько предложений с примерами переходных глаголов.

Новые жильцы торопились обставить (что?) квартиру новой мебелью.

Нужно было отстоять (что?) мнение , обосновать (что?) способ решения .

Маленькая Лиза плохо раскрашивала (что?) рисунок красками, поэтому ей дали (что?) карандаши .

Студент зачитал (что?) доклад и завершил (что?) его вопросом к аудитории.

Время шло, а он всё смотрел (что?) фотографии и никуда не торопился.

Непереходные глаголы и их особенности

Непереходные глаголы требуют после себя предлог. Они не употребляются с прямым дополнением и не оказывают влияния на объект. Хотя, стоит признать, что некоторые непереходные глаголы всё же могут иметь «беспредложное» дополнение в форме косвенных падежей, отличных от винительного, которым они не могут управлять, например:

  • Дательного: «кому?», «чему?»: показаться гостю , служить Родине , помочь старику ;
  • Творительного: «кем?», «чем?»: пренебрегать рекомендациями , запахло осенью .

К категории непереходных относятся также все возвратные глаголы (оканчиваются на –ся). С их помощью описывают происходящее: бросаться , браться , купаться , удивляться , примириться и пр.

Примеры предложений для лучшего запоминания.

Через неделю он уже возвращается из командировки .

Анна стояла на пороге и удивлённо смотрела на Дарью Степановну .

Дети ходили в школу пешком, она находилась на соседней улице .

Они встретились у парка , долго о чём-то говорили, затем разошлись.

Дети играли на площадке , пока родители сидели на лавочке .

В исключительных случаях дополнение всё же может стоять в винительном падеже без предлога, но глагол при этом будет непереходным, так как дополнение не является предметом действия.

До отъезда пришлось ждать (что? – в.п.) месяц.

К данной категории относятся глаголы, которые употребляются с инфинитивом (неопределенной формой) и означают разрешение на действие, долженствование или возможность его совершения, например: позволять; разрешать; запрещать; мочь, уметь .

Мама не позволяет играть на улице.

Безличные формы также относятся к непереходным.

Влияние многозначности на переходность

В зависимости от значения глагол может быть переходным и непереходным и употребляться с предлогом или без него. Большинство таких слов означают занятия человека чем-либо.

Как определить переходный или непереходный глагол, если имеется несколько значений?

  1. Убедиться в наличии (отсутствии) предлога.
  2. Задать вопросы винительного падежа: «кого?», «что?».

Например: писать письмо (переходный), писать в редакцию (непереходный);

К таким словам также относятся: встречать, принимать, назначать, присылать, направлять и пр.

Как определить переходность у глагола

Определение переходных и непереходных глаголов в русском языке часто вызывают затруднения. Для того чтобы не было путаницы следует запомнить, если на предмет совершается воздействие, в результате которого он меняется, перемещается – применяется переходный глагол.

Несколько советов, как отличить переходный глагол от непереходного:

  • обратить внимание на предлог;
  • определить слово, на которое направлено действие;
  • задать правильный вопрос;
  • проанализировать значение.

Переходность глагола также определяет семантическое значение.

  1. Созидание. Строить, складывать, конструировать, изобретать, составлять.
  2. Разрушение. Ломать, сбивать, разбивать, жечь, портить, рвать, мять.
  3. Уничтожение. Убивать, травить, разрывать, срезать, давить.

Глаголы, передающие состояние человека, также являются переходными: испытывать горечь утраты , ощущать прилив сил , чувствовать гордость и пр.

Непереходные глаголы означают:

  1. Перемещение. Летать, ходить, бегать, ползать, передвигаться.
  2. Положение в пространстве. Висеть, лежать, сидеть, стоять.
  3. Передача звуков . Звонить, звенеть, шуметь, кричать, стонать, звучать.
  4. Изменение состояния . Высыхать, намокать, затвердевать, затухать, худеть, толстеть.

Среди перечисленных слов есть такие, которые могут иметь несколько значений. При определении переходности следует обратить внимание на конкретные случаи употребления.

Если соблюдать все рекомендации о том, как определить переходный или непереходный глагол, можно избежать затруднительной ситуации.

Переходные и непереходные глаголы

Одним из постоянных грамматических признаков глагола является переходность. Глаголы в русском языке бывают переходными и непереходными.

Посмотрим, что такое переходность глагола?

Переходность — это грамматическая категория глагола, которая демонстрирует отношения между субъектом и объектом.

Переходные глаголы

Переходные глаголы – это глаголы, действия которых переходят на другой объект. Данные глаголы управляют прямым дополнением, которое обычно выражено существительным в форме винительного падежа без предлога или местоимением.

Например:

  • победить (кого?) соперника
  • поднять (что?) платок
  • различать (что?) цвета
  • рассмотреть (кого?) воспитателя

Как видно из примеров, действия перечисленных глаголов переходят на другой предмет или объект, поэтому они и называются переходными.

Запомните, что обязательным признаком переходности глагола является наличие объекта, на которое направлено действие.

Теперь выясним, какими членами предложения могут быть выражены данные объекты:

1. существительным в форме винительного падежа без предлога

  • поцеловать (кого?) маму
  • написать (что?) картину

2. местоимением

  • поблагодарить (кого?) её
  • увидеть (что?) кого-либо

3. существительным в форме родительного падежа, которое обозначает часть от целого.

  • попробуйте (чего?) гречки, сиропа
  • выпил (чего?) вина, воды
  • купил (чего?) огурцов, мороженого

4. существительным в форме родительного падежа или местоимением при сказуемом с отрицанием:

  • не подождешь (кого?) друга
  • не убрал (чего?) посуды
  • не увидел (кого?) её
  • не вижу (чего?) никого

Также, запомните, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов.

Например:

  • засеять – засеянный отцом огород
  • разбросать – разбросанные дочкой вещи
  • расколоть – расколотый сильным ударом зуб

Непереходные глаголы

Непереходные глаголы – глаголы, действия которых не направлены на какой-либо предмет. Данные глаголы не управляют прямым дополнением, в отличие от переходных глаголов.

Например:

  • переживать (о ком?) о родителях
  • поверить (во что?) в чудо
  • думать (над чем?) над задачей

Запомните, что все возвратные глаголы являются переходными:

вернуться, показаться, тревожиться и др.

Посмотрим, с какими словами употребляются непереходные глаголы:

1. с существительными в форме родительного падежа

  • отвыкнуть (от чего?) от машины
  • достичь (чего?) высот
  • идите (мимо чего?) мимо дома

2. с существительными в форме дательного падежа:

  • сочувствовать (кому?) близкому
  • служил (чему?) Родине
  • соскучился (по чему?) по городу

3. с существительными в форме винительного падежа с предлогом:

  • верила (во что?) в любовь
  • попасть (во что?) в историю
  • войти (во что?) в дом

Примечание: переходные глаголы также употребляются с существительными винительного падежа, НО без предлогов.

4. с существительными в форме творительного падежа:

  • повеяло (чем?) холодом
  • утомила (чем?) присутствием
  • гордимся (чем?) успехом

5. с существительными в форме предложного падежа:

  • плавать (в чём?) в купальнике
  • стоять (на чём?) на площадке
  • думать (о чём?) о море

Чтобы правильно определить, глагол переходный или непереходный, предлагаем следующий алгоритм.

Переходный или непереходный глагол? Как определить?

Является ли глагол переходным или нет, определяется по предложению.

Воспользуемся следующим алгоритмом:

  1. Найти дополнение к глаголу (если дополнения нет, то глагол – непереходный).
  2. Определить падеж дополнения.
  3. глагол является переходным:
  • если дополнение выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.
  • если дополнение выражено существительным в форме родительного падежа или местоимением при сказуемом с отрицанием.
  • если дополнение выражено существительным в форме родительного падежа, которое обозначает часть от целого.
  • если дополнение выражено местоимением.

Во всех остальных случаях глагол – непереходный (смотреть выше).

Пример: “За годы жизни в мегаполисе я уже успел отвыкнуть от машины.”

Нам нужно выяснить, является ли глагол “отвыкнуть” переходным или непереходным. Находим в предложении дополнение – “от машины”.

Теперь нужно определить падеж дополнения (от машины).

От чего? – от машины – родительный падеж.

Согласно правилу, если дополнение выражено существительным в форме родительного падежа, то глагол является непереходным.

Переходные и непереходные глаголы: правило с примерами, таблица, особенности. ВИДЕОУРОК

В русском языке определенные категории глаголов могут присоединять прямое дополнение. В этом случае речь идет о переходности глаголов. В статье подробно описаны особенности переходных и непереходных глаголов с приведением наглядных примеров.

Что такое переходность глаголов?

Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).Например: посетить выставку, есть конфеты (прямое дополнение); расти на глазах, стоять возле двери (непрямое дополнение).

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Особенности переходных глаголов

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

Примеры переходных глаголов: приглашать (кого?) подруг, испытывать (что?) радость, не читать (чего?) книг, не получить (чего?) благодарности, выпить (чего?) воды.

С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

  • Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
  • Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
  • Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).

От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Особенности непереходных глаголов

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.Непереходные глаголы примеры: лежать на диване, жить с родителями, радоваться новому дню, учительствовать в школе, разместиться в машине.

С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

  • Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
  • Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
  • Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).

Различия переходных и непереходных

Теперь нужно узнать, чем отличается переходный от непереходного. Прежде всего это его значение. Переходные обычно обозначают:

  1. Создание, видоизменение или уничтожение объектов (построил дом, уменьшил дозу),
  2. Чувственное восприятие объектов (слышу музыку, вижу город),
  3. Контактирование с объектом без его изменения (потрогал стену, погладил кота),
  4. Отношение к объекту (люблю фантастику, обожаю контрастный душ).

Отличить переходный также возможно, попытавшись образовать от него страдательное причастие. Если получится – глагол переходный, не получится – непереходный. Обожать-обожаемый

Словосочетания с переходными глаголами всегда состоят из глагольной формы и прямого дополнения, иногда может включаться определение, обстоятельство: рубить деревья, водить автобус, найти пиратский клад, быстро выучить урок.

Переходные и непереходные глаголы в русском языке

Алгоритм определения переходности/непереходности глагола

Переходность многозначных глаголов

Глагольные формы слова могут иметь несколько значений. При этом в первом значении имеет место переходный тип, а во втором значении это же слово – непереходный тип. «Он говорит (что?) неправду» переходный, но «ребёнок уже говорит (разговаривает)» непереходный. «Оркестр играет (что?) марш» переходный, но «ребёнок играет (занят игрой)» непереходный.

В юмористических текстах возможна ситуация, когда в норме непереходный приобретает переходность: «Водку пьянствовать и дисциплину хулиганить».

На этом строится комический эффект, глаголы при этом как бы приобретают значения тех, вместо которых они поставлены – «хулиганить» вместо «нарушать» и т. д.

Устаревшие значения непереходных глагольных форм могут иметь переходность.

«Торговать» в современном русском языке непереходный глагол, однако ранее, имея значение «прицениваться», он был переходным: «Торговать лошадь». Такое употребление осталось в фольклоре.

Видеоурок

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Русский язык

Глаголы переходные и непереходные

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Особенности переходных и непереходных глаголов.

2. Употребление переходных и непереходных глаголов в речи.

3. Правописание глаголов.

Переходные глаголы – глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

У переходных и непереходных глаголов в русском языке различные значения.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.

Брал (что?) книгу (винительный падеж).

Встречать (кого?) его (винительный падеж).

В некоторых случаях дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:

• при отрицании: не выпить (чего?) молока (родительный падеж);

• при указании на часть предмета: отрезал (чего?) хлеба (родительный падеж).

Все остальные глаголы в русском языке непереходные.

Обычно непереходными являются глаголы с суффиксами:

  • -ся, -сь (торопиться, готовиться, познакомиться, бояться, надеяться, гордиться, очнуться, смеяться, стараться, оперилась, унеслось);
  • -е- (краснеть, обессилеть, висеть);
  • -нича-(-ича) (сотрудничать, капризничать, жадничать).

Непереходные глаголы могут обозначать:

1) психическое, физическое состояние, положение в пространстве (мечтать, заболеть, прилечь);

2) движение (летать, бежать);

3) профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, рукодельничать);

4) становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).

Обратимся к примерам. Определим переходность и непереходность глаголов в предложениях.

Я всегда говорю правду.

Наш ребёнок уже разговаривает.

Вечером буду учить уроки.

Я выращиваю цветы.

Я попросила его поторопиться.

Дедушка принёс воду из колодца.

Выделим глаголы с существительными в винительном падеже без предлога:

Я всегда говорю правду.

Вечером буду учить уроки.

Я выращиваю цветы.

Дедушка принёс воду из колодца.

Глаголы говорю, буду учить, выращиваю, принёс являются переходными.

В остальных предложениях глаголы непереходные.

Наш ребёнок уже разговаривает.

Я попросила его поторопиться.

Разговаривает, поторопиться, иду.

Можно что-то говорить, учить, выращивать (переходные глаголы). Но нельзя что-то идти, разговаривать, торопиться – непереходные глаголы.

Тренировочные задания

Сортировка элементов по категориям

Распределите словосочетания по принципу: глагол + сущ. в Р. п. и глагол + сущ. в В. п.

Собрать грибов, выпить чаю, угостить друзей, любить сына, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася, купить конфет.

Глагол + сущ. в Р. п.: выпить чаю, купить конфет, собрать грибов.

Глагол + сущ. в В. п: любить сына, угостить друзей, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Определите, что обозначают глаголы в словосочетаниях и распределите их по группам.

Действие, которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него.

Действие, не переходящее на прямой объект.

Покупать игрушки, дует ветер, накрывать стол, летит птица, приглашать родственников, идёт дождь.

Правильный ответ:

Действие, которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него: покупать игрушки, накрывать стол, приглашать родственников.

Действие, не переходящее на прямой объект: идёт дождь, дует ветер, летит птица.

Определительные местоимения

Определительные местоимения — это слова, указывающие на определённые, но не конкретные признаки предмета. К определительным местоимениям относятся:

сам, самый, весь, всяк, всякий, каждый, любой, иной, другой.

Склонение

Определительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам. Местоимения самый, всякий, каждый, любой, иной, другой склоняются, как обычные прилагательные:

Единственное число Множ. число
М. род Ж. род Ср. род
И. иной иная иное иные
Р. иного иной иного иных
Д. иному иной иному иным
В. иного,
иной
иную иное иных,
иные
Т. иным иной иным иными
П. об ином об иной об ином об иных

Местоимение всяк не склоняется.

Склонение местоимений весь и сам :

Единственное число Множ. число
М. род Ж. род Ср. род
И. весь вся всё все
сам сама́ само́ са́ми
Р. всего́ всей всего́ всех
самого́ само́й самого́ сами́х
Д. всему́ всей всему́ всем
самому́ само́й самому́ сами́м
В. весь, всего́ всю всё все, всех
сам, самого́ саму́ само́ са́ми, сами́х
Т. всем всей, все́ю всем все́ми
сами́м само́й сами́м сами́ми
П. обо всём обо всей обо всём обо всех
о само́м о само́й о само́м о сами́х

Значение местоимений

Все определительные местоимения указывают на какой-то обобщённый признак, но каждое из них имеет и своё строго определённое значение:

Значение Пример
сам Указывает на лицо или предмет, который совершает действие самостоятельно (без посторонней помощи). Я сам построил дом!
Трактор едет сам .
самый 1) Подчёркивает важность предмета (лица), обладает значением именно, как раз . В тот самый день.
2) Указывает на близость к предмету. Дом стоит у самого леса.
3) Обозначает наивысшую степень признака. самый сильный, самая быстрая
весь Указывает на что-то, взятое целиком, нераздельное. весь народ, вся жизнь
всякий Обозначает разный, всевозможный . В сумке лежали всякие мелочи.
каждый Указывает на одного, но обращение направляет на всех. Это должен знать каждый из вас.
любой Обозначает какой угодно на выбор . Это можно нарисовать любым карандашом.
иной, другой Указывает на отличие от остальных . иное мнение, другая книга
другой Имеет значение следующий . другой раз, в другой жизни

Слова всякий, каждый и любой, помимо своих персональных значений, имеют общее значение — один из множества одинаковых . Например:

это может всякий, это может каждый, это может любой.

Синтаксическая роль

Определительные местоимения выполняют в предложениях роль подлежащих, определений или дополнений:

Каждый работал на пределе своих сил.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: