Русский язык – анализ, история создания, основная мысль

«Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева

История создания

Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» было создано в 1882 г. и напечатано в «Вестнике Европы» № 12 за 1882 г.

Это стихотворение в прозе вместе с остальными сорока девятью было прислано редактору «Вестника Европы» Стасюлевичу. Тургенев дал стихотворениям в прозе подзаголовок, который переводится с латыни как «Старческое». Вся мудрость 65-летнего писателя воплотилась в этих произведениях. «Русский язык» написал стихотворение одним из последних, и оно было расположено в публикации последним.

Литературное направление и жанр

Писатель-реалист Тургенев определил жанр этих маленьких произведений, которые даже не сразу оформились в цикл, как «стихотворения без рифмы и размера». Стасюлевичу он объяснял, что такие произведения подобны эскизам или этюдам с натуры, которые пишет художник перед созданием большой картины. Но исследователи сходятся во мнении, что Тургенев лукавил и романов на эти сюжеты писать не собирался. К тому же многие стихотворения в прозе бессюжетны, как «Русский язык».

Тема, основная мысль и композиция

Если все стихотворения в прозе Тургенев в письме к Стасюлевичу назвал последними тяжкими вздохами старика, то «Русский язык» – самый горький его вздох. «Стихотворения в прозе» – прощание писателя с жизнью, родиной и творчеством. В последние годы Тургенев зимы проводил в Париже, а на лето переезжал в Буживаль под Парижем, где находилось имение Виардо. Он часто приезжал в Россию, но мог посмотреть на события, происходящие на родине, со стороны.

В марте 1881 г. было совершено покушение на царя Александра II, закончившееся его смертью. После этого события в Росси наступила реакция. Александр III отменил конституционную реформу. Все ведомства обязаны были выполнять распоряжения начальника охраны. Были закрыты не только революционные, но и либеральные издания, вводилась жесточайшая цензура. Исчезла надежда на любые демократические преобразования.

Стихотворение «Русский язык» – переживания писателя по поводу событий на родине. Обращаясь к языку, Тургенев указал на ту роль языка в жизнь человека, о которой до сих пор не было сказано. Родной язык – это стержень, который помогает пережить невзгоды в тот момент, когда рядом нет никого близкого, ни семьи, ни соотечественников, когда сам ты находишься далеко от родины и не слышишь родной речи. Родной язык – это все поколения людей, на нём говорящих, все их мысли и чувства, чаянья, все произведения литературы на этом языке. Каждый русский чувствует себя частью ныне живущих и прошлых поколений. В этом надежда Тургенева.

Тема стихотворения – роль русского языка в жизни русского человека. Основная мысль: русский язык вобрал в себя всю мудрость великого народа, он – последняя надежда и опора любого говорящего на нём. Стихотворение целиком отражает всё богатство мысли Тургенева. Это единое афористическое выражение. Стасюлевич назвал 5 строк стихотворения золотыми строками, более ёмкими, чем целый трактат.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – олицетворение. Язык для лирического героя, который в стихотворении близок к автору, – это живое родное существо, друг, в котором нуждаются.

В стихотворении существительные с отрицательной окраской и эпитеты при них противопоставлены положительным: сомнения и тягостные раздумья, отчаянье – поддержка и опора (метафоры). Располагая эпитеты в порядке возрастания ценности лично для себя, Тургенев использует градацию. Великий и могучий – это почти синонимы. Мощь языка в том воздействии, которое он может оказывать. Эпитеты правдивый и свободный тоже связаны между собой. Свобода языка, как и человека, как раз и заключается в возможности говорить правду.

Только язык помогает лирическому герою пережить реакцию, происходящую на родине. Употребление синонима слова родина (дома) передаёт восприятие лирическим героем всей России как собственного дома, о котором печёшься. В последнем предложении эпитету великий (народ) соответствует местоимение такой (язык). Местоимение заменяет четыре эпитета, перечисленных в первом предложении.

Для создания художественного образа важен синтаксис стихотворения в прозе. Стихотворение состоит из трёх предложений, первое предложение простое распространённое, второе бессоюзное. Тургенев стремится к краткому и афористичному высказыванию. Последнее сложноподчиненное предложение своей синтаксической конструкцией приводит в недоумение современного читателя. Мысль понятна, но высказана она странно. Действительно, Тургенев использует галлицизм – конструкцию, свойственную французскому языку. В русском языке существует двойное отрицание, которого нет во французском. Для русского читателя нужно было бы добавить второе не: но нельзя не верить. Такое двойное отрицание заменяет утверждение: можно верить. Отрицание во второй части предложения: не был дан – это просто фигура речи. Последнее предложение значит следующее: можно верить, что русский язык был дан великому народу. Многочисленные не – это попытка уговорить оппонентов, тех, кто сомневается в величии народа, а значит, и языка.

«Русский язык» — анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Немного об авторе

Анализ стихотворения «Русский язык» не будет полным в части своего философского содержания без нескольких слов из биографии писателя. Иван Сергеевич Тургенев (1818−1883) — знаменитый талантливый деятель русской литературы девятнадцатого века, публицист и переводчик, поэт и драматург. Ключевой темой творчества классика являлся реализм.

Именно работая в этом направлении искусства, Иван Сергеевич, несмотря на свое знатное дворянское происхождение, обнажал всю горькую правду о тяжелой жизни простого крестьянского народа.

Помимо служения литературе, писатель посвящал немало сил и театрально-сценарному направлению. Из-под руки Тургенева вышло немало пьес о крестьянской жизни, в число которых вошли:

  • «Нахлебник»;
  • «Провинциалка»;
  • «Месяц в деревне».
Читайте также:
Швабрин и Гринев - характеристика героев повести Капитанская дочка

За свои обличающие истинное положение вещей в государстве произведения Тургенев был выслан из России, что было для писателя настоящей пыткой. Автор истово скучал по родине, но, увы, умер и был похоронен далеко за ее пределами — во Франции.

Очень схож во взглядах на русской народ классик был со своим соратником Н. А. Некрасовым, с которым они познакомились в издательстве литературного журнала «Современник».

Тургенев, получивший блестящее образование в Московском университете на словесном факультете, а затем и в Петербурге, писал о родном языке со знанием дела.

Именно в русской речи и ее богатстве писатель видел духовную силу своей нации.

История создания

В 1882 году, за год до своей кончины Иван Сергеевич издает ряд стихотворений в прозе, но в цикл они были объединены значительно позже. Он даже дал ему название – «Старческое». Автор, отметивший свой шестидесятипятилетний юбилей, решил изложить все знания прожитых лет на бумаге. Всего цикл насчитывал пятьдесят творений, «Русский язык» из которых было заключительным. В более преклонном возрасте автор жил в Париже, но достаточно часто посещал родные края. Будучи в России он видел все то, что происходило в стране на тот момент. Страна переживала не самые лучшие моменты. Александр 2 был убит, место его занимает Александр 3, который вводит строжайшую цензуру. Ни о каких демократических преобразованиях не могло быть и речи. Иван Сергеевич очень остро переживал за родное государство, тогда и появилось творение «Русский язык».

Предпосылки для создания

Невозможно глубоко понять произведение без хотя бы краткого экскурса в историю его написания. Стихи в прозе Тургенева, анализ которых представлен в сочинении, были написаны в 1882 году и изданы в «Вестнике Европы». Опус относится к позднему периоду творчества автора и отражает зрелую жизненную концепцию писателя. Более того, строки создавались в период длительного нахождения за пределами родины и пронизаны патриотизмом и тоской по России и всему, связанному с ней.

Стихотворение «Русский язык», как и весь цикл «Стихотворения в прозе», в рамках которого оно было создано, написано Иваном Сергеевичем за несколько месяцев до собственной кончины. Именно в этот период писатель особенно остро испытывал гордость за родную страну и ее народ, сожалея, что уходит из жизни, так и не посетив России вновь.

Накануне создания стиха на Руси происходит тревожное событие — покушение на монарха, а затем и убийство императора Александра II. Подобный государственный форс-мажор приводит к появлению революционной реакции в стране и жесточайшей цензуры, коснувшейся близких друзей и коллег поэта по литературному цеху.

Все это в комплексе и сподвигает писателя на создание лирического гимна русскому языку.

Литературная направленность и жанр

Тургенев смог выявить жанр небольших произведений, которые не сразу стали именоваться «циклом стихотворений без размера и рифмы». Он утверждал, что работы такого рода напоминают наброски, применяемые талантливым художником при создании картины. Тем не менее, по мнению исследователей, автор не намеревался брать за основу будущих романов образы, использованные в стихотворениях, поскольку большинство из них бессюжетны.

Делая анализ стихотворения Тургенева, стоит отметить, что автор утверждает, занимается творчеством в дни, которые народ переживает, нелегко. Его одолевает тревога даже тогда, когда Родина находится за тысячу миль. Переживая за судьбу страны, писатель-реалист ищет отраду, обращаясь к родному языку. В нем отражена безмерная сила народа, надежда на счастливое будущее. Автор уверен: на происходящее влияет развитие языка, дарованного лишь тем, кто проявляет небывалую отвагу.

Стихи в прозе Тургенева, анализ которых стоит сделать перед написанием сочинения, очень важно понять, чтобы кратко и правильно изложить мысль. Описываемое прозаическое стихотворение не подразумевает наличия сюжетных линий, однако его суть ясна. Творение Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык» поражает глубиной мысли, чистосердечностью и эмоциональностью, имеет несколько основных фрагментов.

Временные условия и основания, позволившие литератору воспринять родной язык как духовную защиту и настоящее спасение. Отношение к нему, связь с родным домом и близкими людьми, которые находятся далеко. Убежденность в том, что только смелый народ наделен такой речью. Лишь великие вправе говорить на почетном языке храбрых воинов и красноречивых поэтов.

Прозаические стихотворения Тургенева лиричны, их приятно учить наизусть. Творческие стандарты предполагают наличие главной идеи, для которой необязателен подбор традиционного ритма. Например, в произведении «Враг и друг» не присутствуют ритм и рифма, однако «Русский язык» имеет античный стихотворный образец.

Средства выразительности

Стих Иван Сергеевича Тургенева «Русский язык», хоть и состоит всего из нескольких фраз, вне всякого сомнения, полно воплощает в себе основную авторскую мысль. В этом писателю помогают классические литературно-изобразительные приемы, такие как композиция и ритм.

Читайте также:
Леди Макбет краткое содержание, история создания, смысл

Несмотря на то что как такового стихотворного размера произведение не имеет, прочитать его без определенного торжественного настроения просто невозможно. Вот почему писательский талант Тургенева настолько уникален. Сам классик сравнивал стихотворения в прозе с эскизами и небольшими этюдами в живописи.

Названные средства выразительности Иван Сергеевич дополняет и литературными тропами.

Среди традиционных приемов автор использует:

  • эпитеты: «тягостных раздумий», «великому народу», «могучий язык», «свободный и правдивый язык»;
  • метафору: «впасть в отчаяние»;
  • олицетворение: «язык, ты мне поддержка и опора».

Тургеневым используется и риторический вопрос как метод усиления художественной выразительности произведения: «Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?».

Примечательно, что автор отождествляет Россию с домом, прямо называя родину этим словом в строках своего стихотворения.

Анализ стихотворения «Русский язык» Тургенева

Иван Тургенев в 1882 году создает прекрасное и необычное стихотворение в прозе. Гениальное произведение «Русский язык» было опубликовано в двенадцатом номере известного и популярного журнала «Вестник Европы». В тургеневском стихотворении есть и подзаголовок, написанный на латыни. В переводе он означал «Старческое». Когда стихотворение вышло из печати, писателю уже исполнилось 65 лет.

Свои заметки к этому произведению автор делал на протяжении практически всей своей жизни. Он много путешествовал, часто бывая за границей. Поэтому он не только сам становился участником этих событий, но и часто смотрел на все происходящее со стороны. Это позволило Ивану Сергеевичу анализировать их и отображать в своих произведениях. Результатом таких переживаний за судьбу своей Родины стал стих «Русский язык».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей

Связаться с нами:

Обращаясь к своему родному языку, известный писатель указывал на то, какова роль русского языка в жизни каждого человека. А ведь до Ивана Тургенева никто не мог сказать так искренне и проникновенно про свой родной язык. Именно этот сложный и меткий язык является тем стержнем, который всегда поможет преодолеть все трудности и невзгоды в самые сложные периоды человеческой жизни. Писатель утверждает мысль о том, что «свободный русский язык» помогает ему вдали от родины.

И сам писатель, находясь за границей, вдали от родины, не слыша русской речи, переживал, что нет рядом тех людей, которые ему так близки. И только работа спасала его в эти дни, в дни «тягостных раздумий», «во дни сомнений». Родной язык помогает передать все произведения, которые были написаны раннее, понять общество, которое складывалось веками и узнать мысли, взгляды, чаянья и чувства других людей. Ведь только русский язык способен объединить и показать, насколько прекрасна Родина, родная земля.

Каждый человек, живущий на этой земле, — это часть истории прошлых поколений, которая несет в себе информацию. И это надежда и вера будущего поколения. Вот об этом и рассказывает Иван Тургенев в своем небольшом прозаическом стихотворении. Русский язык — это опора, вера и надежда самого автора. Поэтому и основная и важная тема этого прозаического стихотворения — роль русского языка в жизни человека. Главная мысль тургеневского произведения заключена в строках, где говорится о том, что русский язык это не только последняя надежда, но и необходимая опора любого гражданина нашей страны. Русский язык, по мнению писателя, вобрал в себя и всю мудрость великого и сильного народа, и все качества прекрасной речи.

Несмотря на то, что стихотворение небольшое по своему объему, но каждый живущий в России знает его и понимает, насколько важно его содержание. По мнению редактора Стасюлевича, тургеневские строки можно назвать не только емкими и содержательными, но и «золотыми».

Чтобы правильно, ярко и образно выразить свои мысли и чувства, которые испытывает к родной земле, к великому и могучему русскому языку, Иван Тургенев использует и выразительные средства. Часто в тексте можно встретить олицетворение. Автор и лирический герой произведения становятся близки, так как они разговаривают на одном языке, находятся вдали от родины и нуждаются в поддержке, которую может дать лишь только друг.

Эпитеты помогают увидеть эмоциональное состояние автора. Иван Сергеевич использует не только слова с отрицательной окраской, но и существительные, которые имеют положительную оценку всего происходящего. Например, тягостные раздумья и поддержка, отчаянье и опора. Все эти метафоры помогают почувствовать автора, его раздумья и переживания. Иван Сергеевич старается располагать эпитеты по возрастанию, чтобы читатель смог почувствовать всю мощь и силу русского языка. Так, вначале он использует эпитеты: великий и могучий, правдивый и свободный.

Чтобы правильно понять это стихотворение в прозе, необходимо обратить внимание и на синтаксис. Все произведение Ивана Тургенева состоит их трех предложений, которые различны по своему синтаксису. Первое предложение, имея одну грамматическую основу, является простым. Но зато оно распространенное. Второе сложное бессоюзное. А третье — это сложноподчиненное. Синтаксическое построение последнего предложения и сейчас вызывает различные разногласия у критиков, так как автор решил использовать построение предложение такое, как во французском языке.

Читайте также:
Подснежник краткое содержание рассказа Бунина - читать онлайн

Эта конструкция интересна и дает возможность понять основную мысль всего стихотворения в прозе. Автор использует большое количество частиц «не», чтобы доказать свою мысль о том, что только русскому народу, великому и одаренному, мог быть дан такой язык. И писатель не дает возможности никому сомневаться в том, что это могло быть как-то иначе. Сам Иван Сергеевич рад, что является носителем этого могучего языка, на котором и созданы его великие и замечательные произведения.

Родина — это дом писателя, поэтому он так печалиться о том, что происходит с Россией. Ведь такой язык, могучий и правдивый, мог быть дан лишь только его великому народу.

Идейное содержание

Анализ стихотворения Тургенева позволил выделить основные литературные приемы, с помощью которых классику удалось всего в трех предложениях записать всю суть и могущество родного наречия. В интерпретации Ивана Сергеевича язык народа воплощает в себе его духовное единение и истинную силу.

Возможно, что трагичное стечение обстоятельств, не позволившее автору посетить родину перед смертью, послужило катализатором создания этого талантливого произведения.

И, хотя для Тургенева не настал столь счастливый день, школьники до сих пор учат строки о русском языке наизусть, значит, основная мысль опуса классика живет спустя столетия. Душевная боль автора, которая так и не смогла стихнуть, подарила русской литературе еще одно наследие Тургенева, пополнив и без того немалое культурное достояние, оставленное писателем своей стране.

Таким образом, стихотворение в прозе «Русский язык» — это крик души Ивана Сергеевича Тургенева, отразивший тоску автора по покинутой вынужденно родине и одновременно ода русской словесности, в которой он, как истинный мастер слова и патриот, видел силу народного духа.

История написания «Стихотворений в прозе» И. Тургенева

«Стихотворения в прозе» — последнее слово И. Тургенева в русской литературе. Всего было написано 83 произведения, и, скорее всего, Тургенев не думал их печатать. Позднее, поддавшись на уговоры, он опубликовал к 1882 г. 50 стихотворений в журнале «Вестник Европы». Все 83 стихотворения увидели свет только в 1931 г.

Произведения имеют два названия (оба даны Тургеневым). Первое – Senil­ia (лат. «старческое»), второе «Стихотворения в прозе». В одном из писем 1882 г. Иван Сергеевич так объясняет название: «Собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи (вежливо выражаясь) старика». Он не рассчитывал на долгую жизнь своих стихотворений, но они полюбились читателю.

Стихотворения в прозе Тургенева — глубоко личные произведения. В них высказалось самое сокровенное — то, что пережито, передумано и перечувствовано. Первые читатели стихотворений сразу уловили «личное» в них и откликнулись. По сути, стихотворения в прозе — это взгляд человека на своё прошлое в конце пути. Рассмотрим некоторые из произведений.

История создания

Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» было создано в 1882 г. и напечатано в «Вестнике Европы» № 12 за 1882 г.

Это стихотворение в прозе вместе с остальными сорока девятью было прислано редактору «Вестника Европы» Стасюлевичу. Тургенев дал стихотворениям в прозе подзаголовок, который переводится с латыни как «Старческое». Вся мудрость 65-летнего писателя воплотилась в этих произведениях. «Русский язык» написал стихотворение одним из последних, и оно было расположено в публикации последним.

Полный анализ стихотворения «Русский язык» (И.С. Тургенев)

В последние годы жизни Иван Сергеевич Тургенев пишет серию стихотворений в прозе, одним из которых и было «Русский язык», но понять, что именно пытался донести до нас автор – поможет полный анализ стихотворения.

  1. История создания
  2. Литературное направление, жанр
  3. Тема произведения
  4. Композиция
  5. Образы
  6. Смысл произведения

История создания

В 1882 году, за год до своей кончины Иван Сергеевич издает ряд стихотворений в прозе, но в цикл они были объединены значительно позже. Он даже дал ему название – «Старческое». Автор, отметивший свой шестидесятипятилетний юбилей, решил изложить все знания прожитых лет на бумаге. Всего цикл насчитывал пятьдесят творений, «Русский язык» из которых было заключительным.
В более преклонном возрасте автор жил в Париже, но достаточно часто посещал родные края. Будучи в России он видел все то, что происходило в стране на тот момент. Страна переживала не самые лучшие моменты. Александр 2 был убит, место его занимает Александр 3, который вводит строжайшую цензуру. Ни о каких демократических преобразованиях не могло быть и речи. Иван Сергеевич очень остро переживал за родное государство, тогда и появилось творение «Русский язык».

Литературное направление, жанр

Сам Тургенев назвал эти произведения, как «стихотворения без рифмы и размера». Редактору Вестника Европы, где впервые был опубликован данный цикл стихотворений, он объяснял это тем, что это лишь наброски будущего произведения. Такие же, как использует художник, рисуя зарисовки перед написанием шедевра. Но позже критики пришли к выводу, что Иван Сергеевич был не совсем честен, и, на самом деле, в его планы не входило использовать их для романа. Прямым доказательством этому является хотя бы то, что в них не просматривается никакая сюжетная линия.

Читайте также:
Мальчик у моря краткое содержание читать онлайн бесплатно

Тема произведения

Основной мыслью произведения является то, какую немаловажную роль играет русский язык в жизни русского человека. Тургенев доносит то, что русский язык сумел впитать нашу огромную мощь и мудрость. Это стихотворение показывает богатство мыслей Ивана Сергеевича. Редактор «Вестника Европы» охарактеризовал данное произведение, как золотые строки. В них говорится больше, нежели в огромном трактате.

Композиция

Приступая к описанию композиции данного стихотворения, хочется заметить, что каждое слово пронизано переживаниями автора относительно событий на Родине. Он поднимает до сих пор никем не озвученную проблему – это роль языка в жизни каждого человека. Для него это были не просто слова, так как он не понаслышке знал и чувствовал то, о чем пишет. Поскольку автор жил далеко от Родины, то он придавал огромное значение русскому языку в своей жизни. Когда остаешься один, а в доступной близости нет земляков, то единственное что помогает – это наш великий и могучий русский язык. Он придает силы пережить все неурядицы и двигаться дальше. Именно поэтому Тургенев так высоко ценил язык, боготворил его и не стеснялся показать, насколько высоко ценит родную речь.

Образы

Автор сам представляет себя в роли лирического героя, который, используя олицетворения, общается с языком, как с одушевленным существом.

Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

Язык становится ему другом, самым верным товарищем, родным. Автор старается использовать эпитеты по нарастающей, тем самым выделяя то, что важно именно для него. Этим он добивается эффекта градации.

Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Во всем стихотворении «Русский язык» невооруженным взглядом заметно огромную любовь автора к своему языку. Чувствуется его гордость о том, что он относится к такому великому народу и говорит на языке своих предков – великих русских людей!
Тургенев считает, что истинная свобода человека, как и языка, заключается в том, что он имеет возможность смело говорить правду.

Смысл произведения

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Всего в нескольких строках Иван Сергеевич Тургенев умудрился донести до нас величайший смысл. Не зря эти строки были названы «золотыми».
Находясь в Париже очень далеко от родных мест, Тургеневу очень тяже даются переживания о родной стране. Он обращается к своему родному языку как к живому со словами благодарности. Благодарности за то, что та сила, что объединилась в русском языке – огромна. Его роль в нашей жизни невероятно важная. Он является нашим стержнем, опорой, надеждой. Он поможет при любых невзгодах, независимо от того, где ты находишься. Когда нет рядом ни семьи, ни друзей, не стоит забывать, что рядом с нами всегда будет русский язык.
Автор старается донести до нас всю ценность и важность языка в нашей жизни. Данный язык наполнен вековой мудростью, величием и могуществом! Он всегда будет опорой тому, кто на нем говорит. На нем говорили наши далекие предки. Действительно огромная история лежит за плечами русского языка.
Автор прекрасно передал весь смысл, заложенный в данных строках. Его мысли ясны и емки. Лишь настоящий патриот и ценитель великого языка мог так хорошо охарактеризовать все величие и мощь тех слов, которыми говорили его предки.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

«Русский язык» — анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Немного об авторе

Анализ стихотворения «Русский язык» не будет полным в части своего философского содержания без нескольких слов из биографии писателя. Иван Сергеевич Тургенев (1818−1883) — знаменитый талантливый деятель русской литературы девятнадцатого века, публицист и переводчик, поэт и драматург. Ключевой темой творчества классика являлся реализм.

Именно работая в этом направлении искусства, Иван Сергеевич, несмотря на свое знатное дворянское происхождение, обнажал всю горькую правду о тяжелой жизни простого крестьянского народа.

Помимо служения литературе, писатель посвящал немало сил и театрально-сценарному направлению. Из-под руки Тургенева вышло немало пьес о крестьянской жизни, в число которых вошли:

  • «Нахлебник»;
  • «Провинциалка»;
  • «Месяц в деревне».
Читайте также:
Мертвые души - краткое содержание по главам, история создания

За свои обличающие истинное положение вещей в государстве произведения Тургенев был выслан из России, что было для писателя настоящей пыткой. Автор истово скучал по родине, но, увы, умер и был похоронен далеко за ее пределами — во Франции.

Очень схож во взглядах на русской народ классик был со своим соратником Н. А. Некрасовым, с которым они познакомились в издательстве литературного журнала «Современник».

Тургенев, получивший блестящее образование в Московском университете на словесном факультете, а затем и в Петербурге, писал о родном языке со знанием дела.

Именно в русской речи и ее богатстве писатель видел духовную силу своей нации.

Предпосылки для создания

Невозможно глубоко понять произведение без хотя бы краткого экскурса в историю его написания. Стихи в прозе Тургенева, анализ которых представлен в сочинении, были написаны в 1882 году и изданы в «Вестнике Европы». Опус относится к позднему периоду творчества автора и отражает зрелую жизненную концепцию писателя. Более того, строки создавались в период длительного нахождения за пределами родины и пронизаны патриотизмом и тоской по России и всему, связанному с ней.

Стихотворение «Русский язык», как и весь цикл «Стихотворения в прозе», в рамках которого оно было создано, написано Иваном Сергеевичем за несколько месяцев до собственной кончины. Именно в этот период писатель особенно остро испытывал гордость за родную страну и ее народ, сожалея, что уходит из жизни, так и не посетив России вновь.

Накануне создания стиха на Руси происходит тревожное событие — покушение на монарха, а затем и убийство императора Александра II. Подобный государственный форс-мажор приводит к появлению революционной реакции в стране и жесточайшей цензуры, коснувшейся близких друзей и коллег поэта по литературному цеху.

Все это в комплексе и сподвигает писателя на создание лирического гимна русскому языку.

Изобразительно-выразительные средства русского языка (окончание)

Пень — тупой, бесчувственный, несообразительный человек. — Попробуй объяснить этому пеньку

, как тяжело жить вдали от дома, когда вокруг всё чужое, даже язык чужой, — сидит, хлопает глазами, улыбается, ничего до него не доходит.

Мартышка — человек-клоун, копирующий и передразнивающий других. — В классе Машку не воспринимали всерьёз, считая её мартышкой

, способной только повторять чужие глупости и передразнивать учителей.

Липа — обман, фальшивка, подделка. — Экспертиза документов во время расследования подтвердила догадку следователя, что большинство накладных — липа

, как и обнаруженных на складе расписок.

Все выделенные слова употреблены в переносном значении. Перенос значения произошёл на основе исторически устоявшегося представления в народе о характерах животных и качествах предметов.

1. С моря тянет

лёгкий бриз (
дует, веет
— перен. знач. — метафора). — Паровоз
тянет
вагоны (
везёт за собой
— прямое, знач.). 2. С гор ласково
течёт
запах цветов (
доносится
— перен. знач. — метафора). Время
течёт
быстро (
идёт, движется
— перен. знач. — метафора). — Из раны
течёт
кровь (
льётся
— прямое знач.). 3. Все
флаги
в гости будут к нам (
представители государств
— перен. знач. — метонимия). —
Флаг
развевался на-ветру (
отрезок ткани, прикреплённый к древку
, — прямое знач.). 4. Синие волны залива
бьют
в камень набережной (
плещутся о
— перен. знач.). — Яркий свет
бьёт
в глаза (
светит
— перен. знач. — метафора).

    Крепкий город, вставленный в расселины, Белый город, на камнях расставленный, Как платок

, на берегу расстеленный,
Словно краб
, на берегу расправленный.

Сравнение города с платком и крабом помогают представить при экономии языковых средств его формы и очертания, а также характерные признаки, переходящие от краба. Например, цепкость, надёжную закреплённость.

И. С. Тургенев. Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных

раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан
великому
народу!

Эпитеты, которые употребляет Тургенев в стихотворении «Русский язык», не только характеризуют определяемое слово, но и отражают авторскую позицию по отношению к сказанному.

Так, раздумья о судьбах родины связаны для автора с искренним беспокойством за её благополучие и процветание, поэтому они тягостны

; а в эпитетах великий, могучий, правдивый и свободный (русский язык) слышатся гордость и восхищение. Заключительный эпитет
великому
(народу) звучит торжественно и оптимистично, он вселяет уверенность в победе во всех будущих испытаниях.

Средства выразительности

Стих Иван Сергеевича Тургенева «Русский язык», хоть и состоит всего из нескольких фраз, вне всякого сомнения, полно воплощает в себе основную авторскую мысль. В этом писателю помогают классические литературно-изобразительные приемы, такие как композиция и ритм.

Несмотря на то что как такового стихотворного размера произведение не имеет, прочитать его без определенного торжественного настроения просто невозможно. Вот почему писательский талант Тургенева настолько уникален. Сам классик сравнивал стихотворения в прозе с эскизами и небольшими этюдами в живописи.

Читайте также:
Теория Раскольникова в Преступлении и наказании - анализ смысла

Названные средства выразительности Иван Сергеевич дополняет и литературными тропами.

Среди традиционных приемов автор использует:

  • эпитеты: «тягостных раздумий», «великому народу», «могучий язык», «свободный и правдивый язык»;
  • метафору: «впасть в отчаяние»;
  • олицетворение: «язык, ты мне поддержка и опора».

Тургеневым используется и риторический вопрос как метод усиления художественной выразительности произведения: «Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?».

Примечательно, что автор отождествляет Россию с домом, прямо называя родину этим словом в строках своего стихотворения.

Краткий анализ «Русский язык» И. С. Тургенев

Вариант 1

Иван Сергеевич Тургенев – истинно русский автор ХIХ столетия, умевший в нескольких строках раскрыть житейскую мудрость. Несмотря на дворянское происхождение, Тургенев был близок простому народу. Он глубоко переживал за судьбу крепостных, не боялся уличить в излишней жестокости и скупости помещиков. За такую правдивость Тургенев побывал в ссылке, вынужден был выехать за границу. Но при этом он никогда не забывал о Родине, важной частью которой считал русский язык. Ведь язык народа – это его духовная сила.

Лирика Ивана Сергеевича Тургенева не всегда привязана к рифме, есть у него и стихотворения в прозе. Это философские миниатюры, написанные прозой, но по эмоциональности, душевности они не уступают лирическим произведениям.

Наиболее ярким примером является стихотворение, написанное прозой — «Русский язык». В данном произведении автор раздумывает о сути и предназначении родного языка. Тургенев признается, что пишет миниатюру в тяжкие и смутные для его народа дни. Даже находясь в другой стране, он переживает за судьбу Родины.

Поддержку автор находит в русском языке, правдивом и свободном. Родной язык – это сила и нравственность народа. Не будь его – не осталось бы надежды на лучшее будущее. Писатель точно знает, что судьба людей тесно связана с развитием языка. В конце стихотворения звучит вера в то, что только великому народу в дар был дан такой язык.

Данное стихотворение в прозе не имеет сюжета, но оно понятно всем благодаря своей композиции и четко обозначенной позиции автора. Искренность чувств, глубина мысли, эмоциональная окраска – вот чем ценно произведение.

Стихотворение можно разбить на несколько значащих частей:

— время и причина обращения автора к родному языку, как к нравственной опоре;

— высокая оценка русского языка, что подтверждается эпитетами «великий, могучий, правдивый и свободный»;

— вера в то, что только великий народ может обладать таким языком.

Стихотворения в прозе можно назвать творческой кульминацией Тургенева. Он их писал уже будучи опытным автором, повидавшим жизнь. Несмотря на краткость формы, лирические миниатюры отражают искрометность мысли, глубину чувств, искренность переживаний автора за судьбу народа. Иван Тургенев также был талантливым переводчиком, благодаря чему многие иностранцы могут ознакомиться с русской литературой, а значит приобщиться к русской культуре.

Вариант 2

Обращение Тургенева к теме русского языка предполагает не только, разумеется, восхваление родного языка за его богатство, красоту, выразительную силу. Русский язык для Тургенева, как и для любого русского человека, — это прошлое своего народа, представленное в письменных памятниках, его настоящее, звучащее в живой речи. Родной язык — это среда нашего существования, столь же необходимая, как воздух. Язык — это наши мысли, чувства, наша связь с родиной, без него не могла бы существовать наша культура.

Русский язык для Тургенева — источник силы и веры в жизнь в трудные времена, «во дни сомнений… тягостных раздумий». Каждое из четырёх определений, данных Тургеневым русскому языку, выражает конкретную мысль. Эпитет «великий» характеризует его богатство; «могучий» — силу, весомость русского слова в мировой культуре; «правдивый» утверждает его нравственную основу, пророческую суть; «свободный» означает, что русский язык и народ, на нём говорящий, едины и ничто не может подчинить их себе.

Обратим внимание на то, что абстрактная, возвышенная тема русского языка в стихотворении пронизана чувством гражданской тревоги автора, переплетена с личными, биографическими мотивами. В этом проявляется важнейшая особенность творчества Тургенева и его индивидуального стиля: созвучность своему времени, «современность».

Стихотворение «Русский язык» наиболее показательно для ответа на вопрос: почему же всё-таки тексты, написанные прозой, называются стихотворениями? Прежде всего проза и стихи различаются характером повествования, поэтому в литературе возникают подчас переходные жанры, такие как стихотворный роман или прозаическая поэма и другие. Ключевым для жанрового определения является наличие в произведении эпических, лирических и драматических элементов, их сочетание. Источником прозаических миниатюр Тургенева оказывается лирическое переживание — основа любого лирического произведения.

Стихотворения в прозе Тургенева насыщены лиризмом, по канонам лирической поэзии всё содержание произведения организуется вокруг главного чувства и мысли и даже соблюдение традиционного стихотворного ритма для них не обязательно. Например, стихотворение-притча «Враг и друг» написано, как рассказ, без ритма и рифмы, а вот стихотворение «Русский язык» во многом сохраняет ритм и форму античной поэзии.

Читайте также:
«Нет, я не Байрон, я другой» ️ анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Вариант 3

Лирическая миниатюра «Русский язык» – размышление писателя об особенностях русского языка и его связи с простым народом.

Подводя некий итог своим размышлениям, в последние годы жизни И.С. Тургенев пишет «Стихотворения в прозе», с помощью которых доносит до читателя свои мысли и чувства. Небольшие лирические миниатюры не имеют рифмы, но отражают переживания, настроения автора. Одна из самых известных тургеневских миниатюр цикла «Стихотворения в прозе» – «Русский язык».

В этом лирическом этюде И.С. Тургенев размышляет о сущности русского языка, о необходимости родного языка особенно «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах… родины». Русское слово является поддержкой и опорой автору, находящемуся вдали от родины, ведь во время написания лирических миниатюр И.С. Тургенев жил за границей. Писатель характеризует русский язык с помощью следующих эпитетов: «великий, могучий, правдивый и свободный».

Размышляя о тяжелой судьбе своего народа, И.С. Тургенев пишет: «…как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома». Но финал стихотворения в прозе не трагичен, писатель верит в душевную силу, нравственную мощь, духовную стойкость своего народа: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поражает своей глубиной и красотой.

Таким образом, лирическая миниатюра И.С. Тургенева «Русский язык» вмещает огромное содержание: размышления писателя об особенностях родного языка и его связи с простым народом.

Идейное содержание

Анализ стихотворения Тургенева позволил выделить основные литературные приемы, с помощью которых классику удалось всего в трех предложениях записать всю суть и могущество родного наречия. В интерпретации Ивана Сергеевича язык народа воплощает в себе его духовное единение и истинную силу.

Возможно, что трагичное стечение обстоятельств, не позволившее автору посетить родину перед смертью, послужило катализатором создания этого талантливого произведения.

И, хотя для Тургенева не настал столь счастливый день, школьники до сих пор учат строки о русском языке наизусть, значит, основная мысль опуса классика живет спустя столетия. Душевная боль автора, которая так и не смогла стихнуть, подарила русской литературе еще одно наследие Тургенева, пополнив и без того немалое культурное достояние, оставленное писателем своей стране.

Таким образом, стихотворение в прозе «Русский язык» — это крик души Ивана Сергеевича Тургенева, отразивший тоску автора по покинутой вынужденно родине и одновременно ода русской словесности, в которой он, как истинный мастер слова и патриот, видел силу народного духа.

«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

Алина Косова

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.

Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Чем различаются тема и главная мысль текста?

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓

Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Читайте также:
Остров погибших кораблей краткое содержание читать онлайн

Как определить тему и главную мысль текста?

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

  • Подчеркнуть ключевые слова
  • Выделить микротемы по абзацам
  • Постараться мысленно пересказать текст, постараться в 4-5 предложениях передать его суть

Поработаем с примером

«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-раному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло в тексте?
  2. О чем мы задумались после прочтения текста?
  3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!

Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!

Анализ стихотворения «Русский язык» Тургенева

Иван Тургенев в 1882 году создает прекрасное и необычное стихотворение в прозе. Гениальное произведение «Русский язык» было опубликовано в двенадцатом номере известного и популярного журнала «Вестник Европы». В тургеневском стихотворении есть и подзаголовок, написанный на латыни. В переводе он означал «Старческое». Когда стихотворение вышло из печати, писателю уже исполнилось 65 лет.

Свои заметки к этому произведению автор делал на протяжении практически всей своей жизни. Он много путешествовал, часто бывая за границей. Поэтому он не только сам становился участником этих событий, но и часто смотрел на все происходящее со стороны. Это позволило Ивану Сергеевичу анализировать их и отображать в своих произведениях.
Результатом таких переживаний за судьбу своей Родины стал стих «Русский язык».

Читайте также:
Мальчик у моря краткое содержание читать онлайн бесплатно

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Обращаясь к своему родному языку, известный писатель указывал на то, какова роль русского языка в жизни каждого человека. А ведь до Ивана Тургенева никто не мог сказать так искренне и проникновенно про свой родной язык. Именно этот сложный и меткий язык является тем стержнем, который всегда поможет преодолеть все трудности и невзгоды в самые сложные периоды человеческой жизни. Писатель утверждает мысль о том, что «свободный русский язык» помогает ему вдали от родины.

И сам писатель, находясь за границей, вдали от родины, не слыша русской речи, переживал, что нет рядом тех людей, которые ему так близки. И только работа спасала его в эти дни, в дни «тягостных раздумий», «во дни сомнений». Родной язык помогает передать все произведения, которые были написаны раннее, понять общество, которое складывалось веками и узнать мысли, взгляды, чаянья и чувства других людей. Ведь только русский язык способен объединить и показать, насколько прекрасна Родина, родная земля.

Каждый человек, живущий на этой земле, — это часть истории прошлых поколений, которая несет в себе информацию. И это надежда и вера будущего поколения. Вот об этом и рассказывает Иван Тургенев в своем небольшом прозаическом стихотворении. Русский язык — это опора, вера и надежда самого автора. Поэтому и основная и важная тема этого прозаического стихотворения — роль русского языка в жизни человека. Главная мысль тургеневского произведения заключена в строках, где говорится о том, что русский язык это не только последняя надежда, но и необходимая опора любого гражданина нашей страны. Русский язык, по мнению писателя, вобрал в себя и всю мудрость великого и сильного народа, и все качества прекрасной речи.

Несмотря на то, что стихотворение небольшое по своему объему, но каждый живущий в России знает его и понимает, насколько важно его содержание. По мнению редактора Стасюлевича, тургеневские строки можно назвать не только емкими и содержательными, но и «золотыми».

Чтобы правильно, ярко и образно выразить свои мысли и чувства, которые испытывает к родной земле, к великому и могучему русскому языку, Иван Тургенев использует и выразительные средства. Часто в тексте можно встретить олицетворение. Автор и лирический герой произведения становятся близки, так как они разговаривают на одном языке, находятся вдали от родины и нуждаются в поддержке, которую может дать лишь только друг.

Эпитеты помогают увидеть эмоциональное состояние автора. Иван Сергеевич использует не только слова с отрицательной окраской, но и существительные, которые имеют положительную оценку всего происходящего. Например, тягостные раздумья и поддержка, отчаянье и опора. Все эти метафоры помогают почувствовать автора, его раздумья и переживания. Иван Сергеевич старается располагать эпитеты по возрастанию, чтобы читатель смог почувствовать всю мощь и силу русского языка. Так, вначале он использует эпитеты: великий и могучий, правдивый и свободный.

Чтобы правильно понять это стихотворение в прозе, необходимо обратить внимание и на синтаксис. Все произведение Ивана Тургенева состоит их трех предложений, которые различны по своему синтаксису. Первое предложение, имея одну грамматическую основу, является простым. Но зато оно распространенное. Второе сложное бессоюзное. А третье — это сложноподчиненное. Синтаксическое построение последнего предложения и сейчас вызывает различные разногласия у критиков, так как автор решил использовать построение предложение такое, как во французском языке.

Эта конструкция интересна и дает возможность понять основную мысль всего стихотворения в прозе. Автор использует большое количество частиц «не», чтобы доказать свою мысль о том, что только русскому народу, великому и одаренному, мог быть дан такой язык. И писатель не дает возможности никому сомневаться в том, что это могло быть как-то иначе. Сам Иван Сергеевич рад, что является носителем этого могучего языка, на котором и созданы его великие и замечательные произведения.

Родина — это дом писателя, поэтому он так печалиться о том, что происходит с Россией. Ведь такой язык, могучий и правдивый, мог быть дан лишь только его великому народу.

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
Читайте также:
Швабрин и Гринев - характеристика героев повести Капитанская дочка

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: