Рок опера преступление и наказание кратко читать

«Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание»

Эдуард Николаевич Артемьев (1937) является лидером отечественной электронной музыки, известным кинокомпозитором, озвучившим фильмы режиссеров А. Тарковского, А. Кончаловского, Н. Михалкова.

Одним из значительных сочинений Э. Артемьева является рок-опера «Преступление и наказание» по мотивам романа русского писателя XIX в. Ф. М. Достоевского (1821 — 1881). «Человек есть тайна. Её надо разгадать. я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», — так Достоевский определил суть своего творчества.

Э. Н. Артемьев

Рок-опера является переосмыслением романа с позиций нашего современника, человека XXI в. Вечная внутренняя борьба, сомнения, горькие ошибки, накал чувств в поисках истины — всё это воплотилось на страницах романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и в концентрированном виде нашло преломление в одноимённой рок-опере Артемьева. Её драматургия вскрывает социальную болезнь, связанную с потерей человеком ощущения различий между добром и злом, добродетелью и грехом, смирением и гордыней.

Ее главный герой — Родион Раскольников — думал, что он царь и бог, а оказалось, ничтожество, червь. Убивая старуху-процентщицу, он убивает себя. Грех Раскольникова вбирает в себя не только поступки, но и затаённые помыслы, ведёт его по пути саморазрушения. И только с помощью Сони Мармеладовой через страдание, очищение и любовь он находит ключ к спасению. Эта героиня является символом бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего.

Ф. М. Достоевский

Рок-опера состоит из двух актов. Первый — это рассказ о том, как Раскольников задумывает и совершает убийство. Во втором акте он признаётся в содеянном следователю Порфирию Петровичу. Лирическим центром оперы становится тема любви Раскольникова к Соне.

Почти всё действие рок-оперы происходит на Сенной площади дореволюционного Петербурга, где кипит пёстрая, многоликая, шумная жизнь. Композитор передаёт характеры героев, внутренне неуравновешенных, недоумевающих, ищущих выхода из жизненных ситуаций, раскрывающих противоречия между романтикой мечтаний и прозой жизни.

Открывает рок-оперу «Баллада Шарманшика». Она вводит слушателей в мир образов, характерных для эпохи. Именно его глазами зрители, слушатели видят всё происходящее. Узловые события оперы комментируются другими шарманщиками, которые дают оценку всему, что наблюдают. В финальном эпизоде на Петербург обрушивается грозная стихия — наводнение.

Музыка Артемьева, как и роман Достоевского, держит слушателя в постоянном напряжении, вынуждает его спрашивать себя: «А нет ли и в твоей душе стремления к такому душевному спокойствию, которое означает безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в тебе самом голос совести?»

Рок-опера ближе к классической оперной традиции: у каждого персонажа есть свои темы (арии, романс, дуэт). Композитор трактует образ Раскольникова как образ рок-музыканта с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером.

В основу музыкального языка положен именно рок в самых разных его направлениях: от тяжёлого до балладного и даже популярного. При этом мелодика оперы не просто пронизана русской интонацией — она вся построена на ней, даже в самых ярких эпизодах. В музыке звучат и подлинно народные мелодии, и джазовые композиции, и темы для солирующего фортепиано. Автор либретто Ю. Ряшенцев, почти не меняя текст Достоевского, сумел его ритмически организовать, написал «белые стихи», а Артемьев придумал специальную технику для речитативов: певцы в заданных пределах могли импровизировать. Исполнителями стали рок- или эстрадные певцы. Ни одного классического оперного голоса в рок-опере нет.

На вопрос, что же получилось — классическая опера, рок-опера, мюзикл, композитор ответил: «Как сейчас говорят, полистилистика. »

Долгие годы рок-опера «Преступление и наказание», которую Э. Артемьев создавал более двадцати лет, существовала только в аудиозаписи. В мае 2016 г. состоялась премьера рок-оперы в постановке А. Кончаловского, приуроченная к 150-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.

Рок-опера «Преступление и наказание» в постановке А. Кончаловского

  • Найдите в Интернете описания характеристик главных героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — Родиона Раскольникова, Сони Мар-меладовой, Порфирия Петровича и др. Выпишите ключевые слова, раскрывающие особенности этих образов. Сравните их с музыкальными характеристиками в рок-опере Э. Артемьева.
  • Послушайте вокальные фрагменты из рок-оперы Артемьева. С помощью каких жанрово-стилистических особенностей музыки (рок-н-ролл, романс, плясовая, частушка, рэп, эстрадная песня) раскрываются образы действующих лиц?
  • Оцените значимость эпизодов/сцен с шарманщиком в драматургии оперы.
  • Послушайте инструментальные эпизоды оперы. Каков в них удельный вес звучания симфонического оркестра, народных музыкальных инструментов, электронной музыки?
Читайте также:
Обезьяний язык краткое содержание читать за несколько минут

Рок-опера «Преступление и наказание»

Все течет, все изменяется; но человеческие добродетели и пороки остаются неизменны. Они живут в веках, лишь принимая новые очертания и обличья. Произведение великого мастера психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тому живое доказательство. Его герои – это собирательные образы реальных людей. Эти образы вне времени: они были, есть и будут. Ярко и зрелищно демонстрируется одноименная рок-опера на сцене «Московского театра мюзикла».

Рок-опера «Преступление и наказание» – это принципиально новая трактовка великого романа, адаптация к реалиям современности. Жанр постановки способствует многоплановому раскрытию знакомого со школьной скамьи произведения, что получается весьма эффектно. Ведь над спектаклем работал блестящий творческий союз – А.С. Кончаловский (режиссер-постановщик), Ю.Е. Ряшенцев, (либретто), Э.Н. Артемьев (композитор). Премьера спектакля состоялась в 2016 году.

В рок-опере удивительным образом сочетаются разные периоды нашей истории: имперская Россия с крестьянскими забавами, суровые 90-е годы и современность. Причем превалирует в постановке именно стилистика 90-х. Возможно, это связано с тем, что именно на эти годы в истории нашей страны пришелся пик падения морали и обнажения самых неприглядных сторон жизни.

Главный герой, Родион Раскольников (Александр Казьмин) – неистовый бунтарь. Его комната как бы висит над сценой, находясь в верхнем правом углу. Обстановка комнаты говорит сама за себя: тусклые желтые обои в цветочек, плакаты Ленина и серпа с молотом, революционные книги. В этой тягостной обстановке герой томится, вынашивая свои идеи об избранных мира сего.

О том, что действие происходит именно в Петербурге, говорит табличка, будто бы снятая со станции метро «Сенная площадь». В подземном переходе метро располагаются различные магазины, в одном из которых обитает старуха-процентщица. Ее образ безвкусно одетой прожженной торговки в исполнении Татьяны Токаревой, безусловно, неприятен. Однако он не вызывает той бури отвращения, что поднималась в герое Достоевского в романе.

Стойкое неприятие вызывают в постановке неприглядные стороны человеческой жизни, с необычайной яркостью и доскональностью демонстрирующиеся на сцене. Не раз в постановке мы видим вызывающе одетых дам легкого поведения и циничных мужчин, пользующихся их услугами. Среди девушек особняком стоит героиня Сони Мармеладовой. Ее образ, в исполнении Галины Безрук, более скромный в отличие от всех остальных. На девушке белое платье и небольшая сумочка, а все ее нутро передает глубокое страдание от такой нелицеприятной жизни. Музыкальная партия Сони в спектакле наиболее громкая, с сильным надрывом в голосе.

Над разгулом цинизма и разврата царит фигура господина Свидригайлова. Его партию блестяще исполняет актер Евгений Вальц. Стоит отметить, что это одна из самых запоминающихся ролей в спектакле. Каждый раз герой появляется на черном автомобиле в сопровождении суровой охраны в черных костюмах и цепях на шее. В своих музыкальных партиях Свидригайлов как бы воспевает низменные страсти и удовольствия.

В постановке есть несколько особенно впечатляющих и зрелищных моментов. Накануне убийства в кромешной темноте одинокий шарманщик ходит со светящимся, как бы парящим в воздухе топором. Он задает людям в толпе один и тот же вопрос: «А ты убил бы?» Все с ужасом отрицают такую возможность, и тогда топор оказывается в руках Раскольникова.

После сакрального убийства все горит черно-красным светом. Земля как будто сотрясается, демонстрируя весь ужас произошедшего. Кругом в черных масках бегают вандалы, неистово громящие витрины. Из правого угла сцены появляется горящая машина. А из левого угла – полицейский грузовик, из которого выскакивают полицейские с противоударными щитами для того, чтобы утихомирить толпу.

Читайте также:
Аришка-Трусишка - краткое содержание, основная тема и мысль

Первый акт спектакля очень насыщен зрелищами. Очень много событий, мгновенно сменяющих друг друга. На сцене задействовано множество актеров, которые виртуозно поют и танцуют.

Второй акт, повествующий о событиях после убийства старухи-процентщицы, более сдержанный и спокойный. Полным ходом идет следствие по делу, а в душе Раскольникова все больше страха и самоистязания.

Весьма интересно в постановке обыгрывается персонаж Порфирия Петровича в исполнении Ефима Шифрина. В первом акте он символично появляется с завязанными глазами и ловит преступников. В момент следствия Порфирий Петрович виртуозно выводит Раскольникова на чистую воду, время от времени играя соло на фортепиано.

В конце спектакля звучит тема покаяния и обращения к библейским заветам двух заблудших душ – Сони и Раскольникова. Души этих людей воссоединяются в любви и раскаянии, когда они символично идут навстречу друг другу в полутьме, а над ними появляется небольшой луч света.

Рок-опера “Преступление и наказание”

  • 12+
  • Топор
  • Сюжет
  • СПГС
  • Исполнение
  • Обсуждение

Еще до ноябрьского локдауна сходил на рок-оперу. Посмотрел, послушал, подумал и задался вопросом “Что это вообще было?“. Вот примерно такое впечатление вызывает данное творение.

Запомнилось много чего, много-чего странного. Но обо все по порядку.

Данное произведение предназначено для лиц старше 12 лет – так говорится в начале мюзикла. Утверждение достаточно спорное, как по мне.

Возможно, я излишне морализирую, но сегодняшним детям этот мюзикл смотреть не рекомендуется. По крайней мере до тех пор, пока не станет реальностью и одновременно с этим убитым штампом анекдот:

– Доча, я хочу поговорить с тобой о сексе.

– Да пап, что ты хочешь узнать?

Топор

С чем ассоциируется Раскольников в широких народных массах? Правильно, с топором. Однако в данном произведении топору придано чуть ли не сакральное значение.

Топор незримо следит за героем чуть ли не в каждой сцене. А в одной из сцен является главным действующим лицом! Как по мне, это достаточно бафосная сцена. Её я бы еще раз посмотрел)

Ну вот зачем так много времени уделять топору, а?

Сюжет

Вот с ним серьёзные проблемы.

Для начала действие перенесено в современность или около того. Из-за этого статейка, которую писал Раскольников в оригинале, нафиг никому не нужна. Знаете ли, в нашем мире есть труды Ницше.

Далее эту статью, судя по первой сцене с Порфирием Петровичем, Раскольников написал через одно место. Родион сам говорит, что посыл его заметки не типа я Ницше, а то, что не все люди быдло. Далее идет критика власти, считающей иначе.

Как Раскольников умудрился опубликовать это? Самиздат я исключаю, поскольку многие просто не будут читать такую макулатуру, ИМХО.

А теперь загибаем пальцы:

  • Раскольников не знаком с трудами Ницше – раз.
  • Все приняли его творение не как критику власти, а как извод ницшеанства, – два.
  • Нашлось издание, которое решило вот это поделие МТА опубликовать, – три.

Бываю же совпадения, скажу я вам.

То, что Родион в этом мюзикле именно молодой и талантливый автор, я совсем не сомневаюсь. Донести идею так, чтобы её поняли вообще не так как надо, это, знаете ли, надо уметь.

Что еще бросается в глаза, так это сцена в квартире между Соней и Раскольниковым. Тут он в отличие от книги заставляет Соню читать, чтоб спасти её душу! Нормально так, не?

Я уж молчу, что Соню сделали достаточно тёмным персонажем. Но хорошо это или плохо, судить не буду.

Читайте также:
Недоросль - краткое содержание по действиям и явлениям

И еще сцена воссоединения Сони и Раскольникова в тюрьме шита белыми нитками. Из предшествующих событий это никак не следует.

Синдром поиска глубокого смысла – вероятная проблема, которую может подхватить человек, посмотревший эту рок-оперу.

Дело в том, что ряд мелких деталей как бы должны привнести в голову зрителя некие идеи. Вот только авторский посыл вызывает. недоумение что ли?

Вот нам показывают комнату Родиона. На двери висит плакат с Лениным, который плавно перетекает в гриб. Да, сочтём за отсылку на творчество Курёхина. Вот и оно, кстати.

Но вот зачем в комнате плакат? Надеюсь это просто отсылка, а не штрих к образу Раскольникова.

Есть ещё сцена, где Раскольков ищет библию, перебирая свои книги. Из этого мы знаем, что у нашего антигероя есть такие замечательные произведения как:

  • “Маркс”,
  • “Ленин”,
  • “Майн кампф”.

Придирка № 1: почему вначале идут 2 автора, а потом автобиография Гитлера? Лучше бы после “Ленина” сказали бы “Гитлер”, логичнее было бы.

Придирка № 2: что этот перечень должен означать? То что, они подтолкнули Родиона на убийство?

Я, как читавший “Капитал”, отвечаю, что книга хоть и отличается тяжелым слогом, но оставляет приятное послевкусие. Представляете, призыв свергать буржуев там встречается всего один раз. Больший же объём сего труда это теория прибавочной стоимости, интересные исторические примеры экономической деятельности, разбор некоторых явлений (луддизма, например) и пр. Причём тут проблематика рок-оперы?

Сцена со Свидригайловым тоже интересна в этом плане. Он сообщает, что уезжает в Америку, а потом стреляется, прижавшись к Раскольникову. Вот что это было?

Справедливости ради, вот это можно объяснить тем, что у Раскольникова едет крыша. Ещё в оригинале встаёт вопрос – Раскольников убил старуху, поскольку бредил, или он начал бредить после убийства старухи? В общем с безумца взятки гладки.

Исполнение

Вот к чему, а вот к этому претензий нет. Все играют хорошо, только играют они слабосюжетное месиво, к моему великому сожалению.

Особая находка – это сцены с лошадью. К сюжету также пришиты белыми нитками, но смотреть приятно.

Рок-опера «Преступление и наказание»

Создатели:
Композитор: Эдуард Артемьев
Оригинальная идея: Андрей Кончаловский
Либретто: Андрей Кончаловский, Марк Розовский, Юрий Ряшенцев
Стихи: Юрий Ряшенцев

Исполнители:
Родион Раскольников – Владимир Ябчаник
Соня – Наталья Сидорцова
Господин – Александр Маракулин
Порфирий Петрович – Юрий Мазихин
Мармеладов – Петр Маркин
Жена Мармеладова – Ольга Веселова
Старуха-процентщица – з.а. России Галина Борисова
Мать Раскольникова – Светлана Белоклокова
Мужик в красной рубахе – Николай Парфенюк

Год выхода CD: 2007
Презентация диска: 28 октября 2007 г.

«Преступление и наказание» – опера Эдуарда Николаевича Артемьева, написанная по мотивам романа Фёдора Михайловича Достоевского. Эдуард Артемьев работал над оперой «Преступление и наказание» в течение 28 лет, первые музыкальные эскизы появились еще в конце 70-х годов.

В конце октября 2007 в Центральном Доме Литераторов, а именно в Каминном зале, состоялась презентация двойного CD с записью всего произведения. С вступительным словом выступили министр культуры Александр Соколов, Андрей Кончаловский и Эдуард Артемьев, а затем присутствующих познакомили с музыкальным материалом. Так как прослушивалась не вся опера целиком, а лишь наиболее яркие моменты (хотя и это заняло около полутора часов), между сценами зачитывался поясняющий текст. Последнее взял на себя Юрий Ряшенцев.
Также в качестве слушателей на презентации присутствовали и сами исполнители: Петр Маркин, Александр Маракулин, Наталья Сидорцова, Юрий Мазихин.

9 февраля 2009 года оперы Э.Артемьева «Преступление и наказание» прозвучала в эфире радио «Орфей». Сценического воплощения опера так пока и не получила.

15 мая 2006 г. на телеканале “Культура в цикле «Острова» вышел фильм об Эдуарде Артемьеве и его работе над оперой “Преступление и наказание”.

Читайте также:
Ода на день восшествия кратко читать произведение Ломоносова

Александра можно услышать в следующих сценах:
Соня, Господин, Раскольников и городовой (Акт первый, сцена 4)
Романс Господина (Акт первый, сцена 6)
Что Вам здесь надо? (Акт второй, сцена 13)
Кредо Господина (Акт второй, сцена 13)
Самоубийство Господина (Акт второй, сцена 13)
Перейти в раздел Аудио >>>

СМИ о новом «Преступлении и наказании»

Российский государственный музыкальный телерадиоцентр “Орфей” [1, 2]
Запись музыки была произведена на Мосфильме с большим оркестром, дирижером, электроникой и хором.
Опера состоит из двух актов. Первый акт – это рассказ о том, как Раскольников задумывает и совершает убийство. Во втором акте он признается в содеянном следователю Порфирию Петровичу. Особого внимания заслуживает тема любви Раскольникова к Соне – это поразительная лирическая часть оперы.
Замечательно так же и актерское исполнение. Все образы отточены до совершенства. «Я крайне удовлетворен тем, как все исполнили свои партии, – рассказывает Артемьев. – Главные герои для меня – просто счастье». Одной из основных задач здесь было – не брать известных певцов, что бы избежать ассоциирования с их прежними ролями. Партии поют молодые талантливые исполнители, и им действительно веришь. Они настоящие, потому что родились из образов Достоевского. А главное, они поют с потрясающей энергетической эмоциональной отдачей, которая заряжает.
Опера «Преступление и наказание» не является слепым и покорным следованием канве повествования романа Ф.Достоевского. Это, прежде всего, его переосмысление с позиций современного человека начала 21 века.
Манеру, в которой написана опера «Преступление и наказание», композитор называет полистилистической. Раскольникова он сделал рок-музыкантом “с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером”, а Свидригайлова – “эстрадным” исполнителем.

Журнал «Итоги»: «Площадь преступления» [3]
Почти все действие перенесено на Сенную площадь. На площади кипит жизнь дореволюционного Петербурга – истерическая и надломленная. Цыгане, студенты, шарманщики, пьяницы, проститутки. Вот выступает сумрачный Раскольников (Владимир Ябчаник) с голосом трубным и решительным. Начинаются раскатистые роковые риффы. “В ком совесть, тот и слаб. ” Вот появляется слегка осипший Мармеладов (Петр Маркин) с тяжелым штофом в руке – а на саундтреке громовой аккордеон с подчеркнутыми басами. “Супруга моя благородная дама, я зверь прирожденный, я просто свинья. Кто скажет мне, дерзкий, что я не свинья? Знамо, свинья!” Вслед вступает визгливая скрипочка – под нее липкий от грязи стол и глумливые хари ощущаешь физически. А вот томным тенором поет романсы Господин, аналог Свидригайлова (Александр Маракулин): “Уж так замыслил нас Господь, что каждый день мы на охоте. Ничто не остановит плоть, хотящую отведать плоти”. Итого: рок-н-ролл, романс, плясовая, частушка, рэп, эстрадная песня. Такая она, печальная и мучительная русская соборность. Сенная площадь – величиной в целую Россию.
Артемьев позволил себе невиданную по нынешним временам роскошь – говорить с публикой серьезно. То есть не превратил старушку-процентщицу в стареющую бизнес-леди, а Раскольникова – в террориста, не отправил Свидригайлова в Куршевель. Если надо, Артемьев отходит от сюжетной канвы – взять хоть финальный эпизод, в котором Петербург смывается наводнением. Есть и “интерпретация”: тот же Порфирий отягощен негативом куда сильнее Раскольникова. Социальность предельно усилена, и “пищи для ума” – ешь не хочу.

Российская Газета: Родион Раскольников – суперзвезда [4]
(Фрагмент из интервью c Эдуардом Артемьевым)
РГ: И что же получилось? Классическая опера, рок-опера, мюзикл?
Артемьев: Как сейчас говорят, полистилистика. Раскольников – это как бы рок-музыкант с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером. А вот Свидригайлов дан в эстрадной стилистике. Это для меня две стороны одного героя. И все положено на большой состав симфонического оркестра. Есть элементы народной музыки: на Сенной площади гармошки играют.
РГ: Рок-музыкант – согласно осовремененному сюжету или это у вас такая фигура речи?
Артемьев: Нет-нет, сюжет прежний, но тип характера я представлял именно так.
РГ: Вы пережили этап увлечения электронным авангардом. Потом выяснилось, что вы мелодист, замечательный симфонист. К какому этапу ближе эта опера, которая писалась так долго?
Артемьев: К классической оперной традиции: у каждого персонажа есть свои темы. Но стиль вырабатывался сложно. Все начиналось как рок-опера – я был под впечатлением от “Иисуса Христа – суперзвезды”. Потом наметился крен в авангардную академическую музыку – особенно в народных сценах. Но от этого предостерег Кончаловский: он требовал мелодий. Есть фрагмент, написанный в джазовых традициях. Электроника присутствует все время. Плюс рок-группа, плюс народный оркестр. Большая фортепианная партия: стиль жесткой “роковой” игры, но гармонии – джазовые.
РГ: Какой же театр потянет такую постановку?!
Артемьев: На сцене это можно поставить только в записи. Впрочем, продюсер Александр Вайнштейн надеется, что первые спектакли можно будет дать и “вживую”. Но потом – это просто разорение.
РГ: Так и запись такую осуществить нелегко.
Артемьев: Мы долго мучились, почти год все сводили. Записывал на “Мосфильме” превосходный звукорежиссер Геннадий Папин.
РГ: Почему на “Мосфильме”? Предполагаете делать фильм?
Артемьев: Сначала надо, чтобы вышел CD, потом спектакль, а потом уже, возможно, и фильм. А на “Мосфильме” мы записывали потому, что это единственная в стране студия, где есть современные условия – и технические, и акустические. Она соответствует мировым стандартам. Все остальное пришло в упадок: аппаратура не обновлялась чуть ли не с середины прошлого века.
РГ: Кто поет?
Артемьев: Ни одного классического оперного голоса нет. Только рок-певцы или с эстрады. Раскольникова поет Владимир Ябчаник, Сонечку – Наталья Сидорцова, участвуют Юрий Мазихин и Петр Мирков из “Норд-Оста”, Александр Маракулин из спектакля “Нотр-Дам”.
РГ: Метражная вещь?
Артемьев: Три с лишним часа. Но в таком объеме она, думаю, не пойдет никогда – есть пределы восприятия.

Читайте также:
«Калевала» краткое содержание карело-финского эпоса, характеристика

Журнал “Коммерсантъ Weekend”: Есть такая ария [5]
“Преступление и наказание”, уж конечно, предлагается величать не иначе как оперой. А Андрей Кончаловский, говорят, высказался в том смысле, что опера эта вполне достойна сцены Большого театра. Тут именитый режиссер, мягко говоря, значительно переоценил способность теперешнего Большого к компромиссам: поскольку “Преступление и наказание” — однозначный и стопроцентный мюзикл. В представленной на суд публики студийной записи в качестве солистов — сплошь мюзикловые артисты, притом не то чтобы потрясающего уровня. Хотя играть-то у них получается, и, насколько можно судить, играют они именно то, что им предписывает либретто.

Газета.ru: Ох и трудно девушке достаются денежки [6]
Оперу «Преступление и наказание» Эдуард Артемьев писал 28 лет. Первые эскизы появились в 1979, после того, как к нему пришел Андрей Кончаловский, принес либретто, написанное вместе с Марком Розовским и поэтом Юрием Ряшенцевым.
Запись на диск продолжалась два года. Александр Вайнштейн, сопродюсер мюзиклов «Метро» и «Нотр-Дам», рассказал корреспонденту «Газеты.Ру», что вложил в проект около двухсот тысяч долларов, настоял на том, чтобы в опере не пели драматические актеры и оперные солисты, набрал состав из молодых людей, засветившихся за недолгую историю мюзикла в России и совсем никак не вмешивался в запись, оставив все Артемьеву.
И вот вам результат: презентация и публичное прослушивание оперы, записанной на двух дисках, состоялась в крошечном каминном зале ЦДЛ при большом стечении публики и телекамер. В зале, как и было обещано, сидел Тим Райс, автор текстов в мюзиклах «Иисус Христос-суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера и «Король-лев» Элтона Джона. Он уже и до прослушивания ознакомился и с оперой, и с ее английским подстрочником.
«Преступление и наказание» старомодно до последней степени, премьера его должна была состояться не позднее 1979 года. Несмотря на то, что Артемьев – самый прогрессивный и электронный из всех современных композиторов, никаких новых стилей и примочек, появившихся за последние 28 лет, мы на диске не услышим – и слава Богу! Кому они нужны?
. в этом протонуар-детективе и раньше не было положительных героев, а теперь все мужские персонажи превратились в дьяволов: Свидригайлов, которого в опере зовут просто «Господин», Порфирий Петрович, контроль-фрик, садист и ловкач, Мармеладов – бас, болезненно ищущий внимания мелкий бес. Раскольников мечется между этими тремя и пытается им по очереди продать свою героическую бессмертную душу, а в это время народ – коллективное бессознательное в лице студентов, нищих, пьяниц и авторского альтер-эго, Шарманщика, его уличает на нарочито простонародном русском языке: «вы, значить, и убили-с».

Читайте также:
Чацкий и Фамусов сравнительная характеристика героев в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", отношение к службе и крепостному праву, к богатству и чинам, идеалы, причины конфликта

Рок-звезда с топором: Кончаловский превратил Достоевского в мюзикл

История у этого проекта почти такая же длинная, как у мультфильма Норштейна «Шинель». Она тянется больше тридцати лет, поэтому объективно оценивать его сложно. Идея поставить рок-оперу по роману Достоевского «Преступление и наказание» возникла у режиссера Андрея Кончаловского еще в 1979 году. Вместе в Марком Розовским (автором сценария кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетера») и Юрием Ряшенцевым (автором всех текстов песен в этом фильме) он сочинил либретто рок-оперы. Композитор Эдуард Артемьев получил задачу написать к нему музыку. А дальше все рассыпалось. Кончаловский уехал в Америку на десять лет, проект завис на неопределенное время, но работа над ним не прекращалась. В 2007 году вышел диск с оперой Артемьева «Преступление и наказание», спустя два года он прозвучал по радио «Орфей» и собрал хорошие отзывы. Но постановка так и не была начата. Когда Кончаловский наконец к ней приступил, те молодые люди, для которых она когда-то задумывалась, стали пенсионерами. «И нам пришлось думать, как сделать спектакль для нового поколения», — объяснил режиссер в одном из своих выступлений накануне премьеры.

Сцена из спектакля (пресс-служба Театра мюзикла)

Сцена из спектакля (пресс-служба Театра мюзикла)

Новое поколение, как правило, романа Достоевского не знает, и постановка по Кончаловскому должна была восполнить этот пробел. Отчасти ей это удалось — томик «Преступления и наказания» продается в фойе в антракте и расходится на ура. Сюжет романа, осложненный боковыми линиями и второстепенными персонажами, которые сами по себе тянут на отдельный спектакль, здесь спрямлен до любовной истории — не совсем простой, конечно, с убийством, но какая же любовная история без насильственной смерти? Топор-убийца сначала висит в воздухе, подсвеченный, как деревья на московских бульварах, а потом обрушивается на голову старухи-процентщицы. В спектакле она превращена в бандершу, которая скупает краденое, дает деньги под залог паспорта, да и на счетчик может поставить.

Характер Раскольникова за тридцать лет тоже несколько раз менялся. Артемьеву даже пришлось переписывать музыку, потому что режиссер хотел сделать Родиона Романовича более жестким. На фоне ежедневных новостей о захватах городов, бомбежках и терактах убийство старушки уже не производит нужного впечатления, поэтому в Раскольников здесь — не просто бунтарь-одиночка, а революционно настроенный рэпер. Под кроватью у него сложены стопкой «Капитал» Маркса, томик Ницше и «Майн Кампф», а на стене висит плакат «Ленин-гриб», привет из девяностых.

Ефим Шифрин (Порфирий Петрович) и Александр Казьмин (Раскольников) (пресс-служба Театра мюзикла)

Сенная площадь, на которой происходит большая часть событий, в первой части спектакля выглядит как в те годы, на которые указывает плакат — бомжи, проститутки, уличные певцы. Когда на ней появляется спецназ с дубинками и пластиковыми щитами, становится понятно, что действие переместилось в более близкое к нам время. По замыслу режиссера, Сенная символизирует Россию. Когда-то при Некрасове и Достоевском тут били кнутом крестьянку молодую, а сейчас хлещут лошадь, которая никак не может сдвинуть с места тяжелый воз с запрыгнувшим на него народом.

Читайте также:
Гости Обломова и цель их прихода характеристика и описание посетителя

Станислав Беляев (Раскольников) – Мария Биорк (Сонечка Мармеладова) (пресс-служба Театра мюзикла)

При постановке опера сократилась на треть: исчезла Катерина Ивановна, супруга отца Сонечки, а сам Мармеладов получился довольно невнятным типом. Нет картины наводнения, которая завершает оперу Артемьева. Сокращен дуэт Раскольникова и Сони. Сам композитор с сокращением согласен — законы восприятия не позволяют держать публику в напряжении три с половиной часа. Но работа над постановкой продолжается, несмотря на то, что премьерные спектакли уже прошли, и, вполне возможно, через пару месяцев образ Раскольникова станет немного другим. Ведь так не бывает, чтобы у главного героя оперы не было ни одной лирической арии.

Преступление и наказание

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать. »

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Читайте также:
Сочинение Слово о полку Игореве русская земля - примеры

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

Читайте также:
Любить иных тяжелый крест анализ, жанр, основная тема

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Рок-опера “Преступление и наказание”

Содержимое разработки

В музыкальном театре.

Рок-опера «Преступление и наказание»

Плавинская О.Э., учитель музыки МБОУ «Школа №22»

Артемьев Эдуард Николаевич

Народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, лидер отечественной электронной музыки, известный кино-композитор, озвучивший фильмы Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова.

Читайте также:
«Князь Игорь» описание и краткое содержание оперы А. Бородина, история создания, жанр произведения, характеристика действующих лиц, сюжет, интересные факты

«Преступление и наказание»

Одним их самых значительных

произведений композитора

является рок-опера

«Преступление и наказание»,

написанная по мотивам

одноимённого романа русского

писателя Фёдора Михайловича

Достоевского.

Первая постановка рок- оперы

Мировая премьера рок-оперы состоялась 17 марта 2016 года в Москве, в «Театре мюзикла».

Автор либретто поэт и сценарист Юрий Ряшенцев, режиссёр – постановщик рок-оперы Андрей Кончаловский, режиссёр театра и кино, президент киноакадемии «Ника».

Андрей Кончаловский

«Человек есть тайна»

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и, ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» – так определил писатель суть своего творчества.

Ф.М. Достоевский

(1821 – 1881гг.)

Драматургия рок- оперы

Драматургия рок-оперы вскрывает социальную болезнь, связанную с потерей человеком ощущения различий между добром и злом, добродетелью и грехом, смирением и гордыней.

«Преступление и наказание»

Рок-опера «Преступление и наказание» – это принципиально новая трактовка великого романа, адаптация к реалиям современности.

Рок опера состоит из двух актов.

Первый акт – это рассказ о том, как Раскольников задумывает и совершает убийство.

«Баллада Шарманщика»

Открывает рок-оперу «Баллада Шарманщика». Она вводит слушателей рок-оперы в мир образов, характерных для эпохи.

Родион Раскольников

Главный герой рок-оперы Родион

Раскольников, неистовый бунтарь

имел свою теорию о том, что люди

делятся на обычных людей, плыву-

щих по течению, и людей, подобных

Наполеону, которым дозволено всё.

Раскольников до убийства

старухи процентщицы причисляет

себя ко второй категории; однако

после убийства обнаруживает, что

в полной мере относится к

Соня Мармеладова

Эта героиня является символом бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего.

Только с помощью Сони Мармеладовой через страдание, очищение и любовь Раскольников находит ключ к спасению.

«Преступление и наказание»

Во втором акте он признается в содеянном следователю Порфирию Петровичу.

Драматургия рок- оперы

Лирическим центром оперы становится тема любви Раскольникова

к Соне Мармеладовой.

«Преступление и наказание»

Рок-опера ближе к классической оперной традиции: у каждого персонажа есть свои музыкальные темы (арии, дуэты).

Композитор трактует образ Раскольникова, как образ рок-музыканта с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером.

Музыкальный язык рок-оперы

В основу музыкального языка рок-оперы положен именно рок от тяжелого до балладного и даже популярного. В музыке звучат и народные мелодии, и джазовые композиции. Исполнителями рок-оперы стали рок- или эстрадные певцы.

Премьера рок-оперы

Долгие годы рок-опера «Преступление и наказание», которую Эдуард Артемьев создавал более 20 лет, существовала только в аудиозаписи. В мае 2016 года состоялась премьера рок-оперы в постановке Андрея Кончаловского, приуроченная к 150-летию Ф.М. Достоевского.

Проблемные вопросы:

1. Как можно трактовать слова Ф.М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и, ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»?

2. Что же совершил Раскольников? Убил старушку или свою душу?

Словарь понятий и терминов

Рок-опера ( англ. ) – разновидность мюзикла, музыкально

сценическое произведение, написанное в жанре рок-

музыки, возникшей в США в конце 1960-х г. Часто для

исполнения в живую или записи рок-оперы на важные

роли берутся солисты из самых известных рок-групп.

Либретто – пьеса, для постановки на сцене.

Драматургия – сюжетно-образная концепция произведе-

Полистилистика – объединение в рамках одного музыка-

льного произведения различных стилистических элемен-

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: