Родительный падеж – определение, на какие вопросы отвечает, особенности

Родительный падеж существительных

Родительный падеж — это грам­ма­ти­че­ская фор­ма имен суще­стви­тель­ных, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы кого? чего?

Узнаем, что такое роди­тель­ный падеж имён суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие име­ет зна­че­ния и с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го падежа.

В рус­ском язы­ке име­на суще­стви­тель­ные име­ют строй­ную систе­му изме­не­ния по паде­жам и чис­лам. Термином «падеж» назы­ва­ют спо­соб­ность имён суще­стви­тель­ных изме­нять свою началь­ную фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа на дру­гие паде­жи. В рус­ском язы­ке выде­ля­ют шесть паде­жей имён существительных.

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Что такое родительный падеж существительных?

Именительный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го назы­ва­ет пред­мет или лицо, кон­ста­ти­ру­ет его суще­ство­ва­ние в реаль­но­сти. По при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му роду (муж­ско­му, жен­ско­му или сред­не­му) и падеж­ным окон­ча­ни­ям в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа все суще­стви­тель­ные при­над­ле­жат к пер­во­му, вто­ро­му или тре­тье­му скло­не­нию:

  • (кто?) стар­шин а , тёт я , (что?) рук а , бан я — пер­вое склонение;
  • (кто?) стро­и­тель ; (что?) ствол , дерев о — вто­рое склонение;
  • (кто?) дочь , (что?) брошь — тре­тье склонение.

За име­ни­тель­ным паде­жом, пря­мо назы­ва­ю­щим объ­ек­ты дей­стви­тель­но­сти, сле­ду­ет кос­вен­ный роди­тель­ный падеж.

Чтобы обра­зо­вать фор­му роди­тель­но­го паде­жа, вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «нет» или «не было»:

  • хозя­ин — не было (кого?) хозя­ин а ;
  • зем­ля — нет (чего?) земл и .

Каждое суще­стви­тель­ное в зави­си­мо­сти от типа скло­не­ния, а так­же твёр­дой или мяг­кой осно­вы сло­ва име­ет харак­тер­ные падеж­ные окон­ча­ния в фор­мах роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Понаблюдаем:

  • р. п. не было (кого?) стар­шин ы — стар­шин
  • р. п. нет (кого?) тёт и — тёть
  • р. п. не было (кого?) стро­и­тел я — стро­и­тел ей
  • р. п. нет (чего?) ствол а — ствол ов
  • р. п. нет (чего?) дерев а — деревь ев
  • р. п. голос (кого?) дочер и — дочер ей
  • р. п. нет (чего?) брош и — брош ей .

Часто воз­ни­ка­ют рече­вые ошиб­ки при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных сред­не­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -мя. В раз­го­вор­ной речи упо­треб­ля­ют­ся фор­мы: «нет вре­мя», » вождь пле­мя», «чело­век без имя». Следует учесть, что у раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ен-. В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа эти сло­ва име­ют окон­ча­ние .

  • вре­мя — нет времени;
  • пле­мя — вождь племени;
  • чело­век без имени.

Родительный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го, соче­та­ясь с дру­гим суще­стви­тель­ным, име­ет опре­де­ли­тель­ное зна­че­ние, обо­зна­ча­ю­щее при­над­леж­ность дру­го­му пред­ме­ту или лицу:

  • голос (чей?) мамымамин голос;
  • лапа (чья?) елиело­вая лапа;
  • сооб­ще­ние (чьё?) папы — папи­но сообщение.

Предлоги родительного падежа существительных

Родительный падеж име­ни суще­стви­тель­ных может быть обра­зо­ван с помо­щью непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных пред­ло­гов:

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние фор­мы роди­тель­но­го паде­жа, назы­ва­ю­щей объ­ект дей­ствия или его отсут­ствие, вре­мя, место и пр.

Примеры

  • остать­ся до вторника;
  • отплыть от берега;
  • остать­ся без света;
  • капа­ет с ветки;
  • пока­зать­ся из-за дома;
  • рас­тет сре­ди поля;
  • прой­ти мимо здания;
  • оста­но­вить­ся воз­ле калитки.

Варианты окончаний родительного падежа существительных

Существительные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла име­ют вари­ант­ные окон­ча­ния -а/-я или -у/-ю:

  • лож­ка мёд а — хочет­ся мёд у
  • ста­кан кипятк а — дай­те кипятк у
  • зубок чес­нок а — поесть чес­нок у .

Формы роди­тель­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем -а/-я явля­ют­ся сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ны­ми. В лите­ра­тур­ной речи исполь­зу­ют­ся сло­ва с окон­ча­ни­ем -а/-я, при­чём в выбо­ре этой фор­мы име­ет зна­че­ние, если суще­стви­тель­ное упо­треб­ля­ет­ся с определением:

  • ста­кан чая — ста­кан тёп­ло­го чая;
  • сугро­бы сне­га — сугро­бы пуши­сто­го снега;
  • струя воз­ду­ха — струя тёп­ло­го воздуха.

Существительные с окон­ча­ни­ем -у/-ю отли­ча­ют­ся раз­го­вор­ным харак­те­ром. Они упо­треб­ля­ют­ся в быто­вой речи в сле­ду­ю­щих случаях:

1. суще­стви­тель­ные с пред­ло­га­ми из, до, с, от

  • вый­ти из лесу;
  • осла­беть с голоду;
  • семь лет от роду;
  • прой­ти до дому;

2. при обо­зна­че­нии части от цело­го у веще­ствен­ных существительных

  • выпить лимо­на­ду;
  • долить кипят­ку;
  • пред­ло­жить чаю;
  • насы­пать перцу;
  • достать сыру;

3. суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным суф­фик­сом -к-

  • попро­бо­вать кваску;
  • поло­жить сахарку;
  • попро­бо­вать сырку;
  • под­но­сить медку;

4. отвле­чён­ные суще­стви­тель­ные с коли­че­ствен­ным значением

  • мно­го шуму;
  • набол­тать вздору;
  • наде­лать скандалу;

5. во фра­зео­ло­ги­че­ских сочетаниях

  • при­пу­стить что было духу;
  • не до смеху;
  • с миру по нитке;
  • сбить с толку.

Синтаксическая роль существительных родительного падежа

В пред­ло­же­нии суще­стви­тель­ные в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа чаще все­го выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль вто­ро­сте­пен­ных членов:

В соста­ве неде­ли­мых соче­та­ний со сло­ва­ми более, менее, свы­ше, ряд, часть, боль­шин­ство, мень­шин­ство, мно­го, мало, сколь­ко, несколь­ко, столь­ко и пр., а так­же с чис­ли­тель­ны­ми фор­ма роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных явля­ет­ся подлежащим.

Примеры

Мы не зна­ем (чего?) горя со спо­кой­ным малышом.

Ветка (чья?) клё­на сту­чит­ся мне в окно.

Дети выбе­жа­ли (отку­да?) из д верей школы.

В лесу под дере­вья­ми еще лежит мно­го сне­га .

Двое р ыба­ков сидят в лод­ке посре­ди озера.

Пять котят весе­ло рез­ви­лись во дворе.

Большинство ребят согла­си­лись прий­ти на тре­ни­ров­ку зав­тра утром.

Меньшинство депу­та­тов про­го­ло­со­ва­ли про­тив проекта.

Часть стра­ниц кни­ги ока­за­лась с каран­даш­ны­ми пометками.

Свыше пяти­де­ся­ти озёр Тверской обла­сти при­вле­ка­ют тури­стов для отдыха.

Видеоурок

Падежи в русском языке

О чем эта статья:

3 класс, 4 класс

Что такое падежи в русском языке

Падеж — это форма образования и функция слова. Падеж дает слову определенную синтаксическую роль в предложении.

Еще говорят, что падеж — это склонение слов, частей речи, которое характеризуется изменением их окончаний. Сейчас узнаем, какие бывают падежи в русском языке.

6 падежей русского языка:

Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.

У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.

Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.

Таблица падежей русского языка с вопросами

Прилагательные, причастия, порядковые числительные

какой? какая? какое? какие?

какого? какой? какого? каких?

какому? какой? какому? каким?

какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)

скольких? (одуш) сколько? (неодуш)

каким? какой? каким? какими?

о каком? о какой? о каком? о каких?

Как правильно определить падеж:

гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);

бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);

сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);

обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);

наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);

рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).

Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!

От чего зависят падежные окончания:

от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;

от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.

Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.

Падежные окончания существительных, прилагательных и наречий

Падеж

Падежные окончания

Имена прилагательные, причастия

ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее

нулевое, ов, ев, ей

о, е, а, я, нулевое

нулевое, ы, и, а, я, ей

ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей

Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.

Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?

Примеры существительных в именительном падеже:

укусил (кто?) щенок;

закончился (что?) шампунь.

Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может может быть:

Вода остыла. Пирог упал.

Главным членом односоставного номинативного предложения.

Вечер. Улица. Фонарь.

Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.

Зависимый именительный падеж может быть в роли:

Именной части составного именного сказуемого.

Приложения в значении добавочного сообщения.

Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.

Существительные в родительном падеже сочетаются с предлогами «без», «от», «до», «около», «из», «с», «у», «возле», «подле» и отвечают на вопросы: Кого? Чего?

Примеры существительных в родительном падеже:

книга (кого?) друга;

чтение (чего?) романа.

В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.

торта;

шарфа;

возраста;

хлебца;

договора.

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:

Субъектное значение: приезд гостей, нет идей.

Объектное значение: просить помощи, презентация фильма.

Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).

Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:

Дополнение (Он устал от работы).

Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).

Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения.

Дательный падеж может быть:

поименным (употребляться при существительных);

приглагольным (употребляться при глаголах).

Слова в дательном падеже сочетаются с предлогами «к», «по» и отвечают на вопросы: Кому? Чему?

Примеры существительных в дательном падеже:

позвонить (кому?) маме;

приблизиться (к чему?) к цели.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.

Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:

Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.

Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.

Определительное: памятник Пушкину, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объектное, субъектное или обстоятельственное значения.

Винительный падеж сочетается с предлогами «в», «за», «на», «про», «через» и отвечает на вопросы: Кого? Что?

Примеры существительных в винительном падеже:

переписать (что?) диплом;

слушать (что?) музыку;

ждать (кого?) друга.

Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:

Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:

Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.

Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.

Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.

В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?

Примеры существительных в творительном падеже:

горжусь (чем?) победой;

наслаждаться (чем?) спектаклем;

быть (кем?) режиссером.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.

Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.

Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.

Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.

Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:

гулять под (под чем?) зонтом;

конфликт между (между кем?) братьями;

говорить с (с кем?) другом.

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке — косвенный падеж, который употребляется в речи с предлогами «на», «в», «о», «об», «обо», «при».

Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем? и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже:

говорить о (о чем?) планетах;

сидеть на (на чем?) стуле;

ехать в (в чем?) трамвае.

У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.

Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:

Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.

Определительное: небо в облаках, поле в цветах.

Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.

Родительный падеж

Урок 45. Русский язык 3 класс (ФГОС)

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Родительный падеж”

Добрый день, мои дорогие друзья.

Сегодня я занимался историей своего рода. И вот какие выписки я сделал. Меня зовут Николай. А родителей моих – Ольга и Сергей. Значит, я – сын Ольги и Сергея. Моя мама – дочь Натальи и Андрея. Мой отец – сын Веры и Петра. И тут мне в голову пришла такая мысль: «Определю-ка я падеж, в котором стоят имена родителей». Вот, что у меня получилось:

Николай – сын кого? Ольги и Сергея. Родительный падеж.

Ольга – дочь кого? Натальи и Андрея. Родительный падеж.

Сергей – сын кого? Веры и Петра. Родительный падеж.

Выходит, что в подобных предложениях имена родителей стоят в родительном падеже. Так вот почему этот падеж назвали родительным!

А ещё мы говорим, например, «птенец кого? сойки», «ветка чего? берёзы», «семена чего? пшеницы». И в этих парах слов прослеживается родство. А слова «сойки», «берёзы», «пшеницы» также стоят в родительном падеже.

Итак, сегодня мы с вами поговорим о родительном падеже имён существительных.

Конечно, не во всех словосочетаниях с именем существительным в родительном падеже есть родственные связи. Но название родительного падежа произошло именно от этого.

Я думаю, вы уже поняли, что имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы кого? или чего? .

А теперь я предлагаю вам прочитать вот такое стихотворение:

Мимо дома и забора,

Без настроя и задора

Опасаясь страшной драки

Убегал я от собаки!

Обежал вокруг столба,

Не расшиб при этом лба!

Возле клумбы задержался –

Чуть со страху не попался!

А собака эта, лая,

Из двора несётся.

Злая вся от носа до хвоста!

Ох, настигнет у моста!

Только после передышки

Я добрался к вам. Без книжки.

Да, ужасно был тяжёлым

Путь сегодня мой до школы!

Сейчас я поставлю вопросы к выделенным именам существительным и определю их падеж.

Убегал мимо чего? Мимо дома и мимо забора.

Убегал без чего? Без настроя и без задора.

Опасаясь чего? Драки

Убегал от кого? От собаки.

Обежал вокруг чего? Вокруг столба.

Не расшиб чего? лба.

Задержался возле чего? Возле клумбы.

Чуть не попался с чего? Со страху.

Несётся из чего? Из двора.

Злая от чего? От носа.

Злая до чего? До хвоста.

Добрался после чего? После передышки.

Добрался без чего? Без книжки.

Путь до чего? До школы

Как видите, выделенные имена существительные отвечают на вопросы «чего?» или «кого?». А это, как мы знаем, вопросы родительного падежа. Вопрос «чего?» ставится перед неодушевленными именами существительными, а вопрос «кого?» перед одушевлёнными. Значит, все выделенные имена существительные стоят в родительном падеже.

Но, друзья мои, вы обратили внимание на то, что перед этими словами стоят предлоги. И к вопросам «кого?» и «чего?» тоже добавляются эти же предлоги. Значит, в отличие от именительного падежа, родительный падеж может употребляться как без предлогов, так и с предлогами.

С какими же предлогами дружит родительный падеж?

А ещё в родительном падеже часто употребляются предлоги «у», «для», «около».

Кстати, обратите внимание на то, как пишется слово «ОКОЛО». В нём все три гласные – о. Какое-то круглое слово получается.

Как вы думаете, друзья мои, какими членами предложения могут быть имена существительные в родительном падеже? Подлежащим могут быть? Ну конечно нет. Ведь подлежащее в предложении обычно отвечает на вопросы «кто?» или «что?». А имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы «кого?» или «чего?». В предложении они обычно являются второстепенными членами.

А сейчас я предлагаю вам прочитать строчки из стихотворения Осипа Мандельштама «Сонный трамвай».

Найдите в нём имена существительные в родительном падеже.

У каждого трамвая
Две пары глаз-огней

И впереди площадка,

Нельзя стоять на ней.

Ну что же, давайте проверим вашу работу. Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы кого? или чего? В этих стихотворных строчках на вопрос чего? отвечают слова «у трамвая» и «глаз-огней». Значит, они стоят в родительном падеже.

А вот на что ещё я хочу обратить ваше внимание, так это на то, что слова «глаз» и «огней» стоят в форме множественного числа. Но вопрос при этом не изменяется. И в единственном, и во множественном числе имена существительные отвечают на одни и те же вопросы.

Есть и ещё одна особенность у некоторых имён существительных в родительном падеже множественного числа. Вот посмотрите на эти слова: удача, роща, лужа, груша.

Все они отвечают на вопрос «что?», стоят в начальной форме, то есть в именительном падеже единственного числа.

Изменим эти слова, поставив в форму родительного падежа множественного числа. И поможет нам в этом слово «нет». После него всегда легко поставить вопрос родительного падежа.

(Нет) чего? удач, рощ, луж, груш.

Эти слова оканчиваются на шипящие. И несмотря на то, что все они женского рода, мягкий знак на конце после букв Ж, Ш, Ч, Щ не пишется. Постарайтесь запомнить, друзья мои. В именах существительных, стоящих в родительном падеже множественного числа, после букв Ж, Ш, Ч, Щ на конце слова мягкий знак не пишется.

Ну что же, пришло время подвести итоги нашего урока. Что же вам надо запомнить?

* Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы кого? или чего?

* Имена существительные в родительном падеже могут употребляться без предлогов или с предлогами. Это могут быть предлоги у, с, от, до, из, без, для, около, после, вокруг и некоторые другие.

* В предложении имена существительные в родительном падеже обычно являются второстепенными членами.

* В именах существительных, стоящих в родительном падеже множественного числа, после букв Ж, Ш, Ч, Щ на конце слова мягкий знак не пишется.

Ну и, конечно, не забудьте, как пишется предлог «ОКОЛО». У него все гласные О. А ещё запомните словарное слово «пятнИца», в котором корень пят-, потому что это пятый день недели, и суффикс -ниц-.

Вот и подошёл к концу наш урок. До свидания. До новых встреч!

Падеж имен существительных

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

Вспомогательные слова

Кто? лис а

Кого? лис ы

Кому? лис е

Кого? лис у

Кем? лис ой

О ком? о лис е

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ –ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куниц ы – Р.п. / вижу (кого?) куниц у – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медвед я – вижу (кого?) медвед я .

Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с» :

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. – написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопросы падежей

Узнаем, на какие вопро­сы отве­ча­ют паде­жи суще­стви­тель­ных в рус­ском языке.

Падеж как форма именной части речи

Сначала опре­де­лим, что падеж — это грам­ма­ти­че­ская фор­ма имен­ных частей речи в рус­ском язы­ке: суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го, место­име­ния и гла­голь­ной фор­мы при­ча­стия, име­ю­ще­го неко­то­рые при­зна­ки име­ни при­ла­га­тель­но­го. Все пере­чис­лен­ные само­сто­я­тель­ные части речи и фор­ма гла­го­лов скло­ня­ют­ся, то есть изме­ня­ют­ся по паде­жам и числам.

Высоко (в чём?) в небе летит (что?) само­лёт .

В грам­ма­ти­ке совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют шесть падежей:

  • име­ни­тель­ный
  • роди­тель­ный
  • датель­ный
  • вини­тель­ный
  • тво­ри­тель­ный
  • пред­лож­ный.

К сло­ву, име­ю­ще­му фор­му паде­жа, мож­но задать опре­де­лён­ный вопрос.

Приведем нагляд­ную таб­ли­цу паде­жей с вопро­са­ми и харак­тер­ны­ми предлогами.

Таблица падежей

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окончаниями)

Рассмотрим более подроб­но, какие вопро­сы паде­жей зада­ют­ся к фор­мам имен суще­стви­тель­ных в рус­ском языке.

Вопросы именительного падежа

Именительный падеж — это началь­ная фор­ма сло­ва. Одушевлённые име­на суще­стви­тель­ные в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа обо­зна­ча­ют лицо или пред­мет и отве­ча­ют на вопрос кто? К неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным ста­вит­ся вопрос что?

Пушистый (кто?) котё­нок игра­ет с клуб­ком ниток.

В ноч­ном небе ярко све­тит (что?) луна .

Именительный падеж явля­ет­ся неза­ви­си­мым от дру­гих слов в пред­ло­же­нии. Слова в этой грам­ма­ти­че­ской фор­ме выпол­ня­ют роль глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го и нико­гда не име­ют предлогов.

Это чистое лес­ное озе­ро — жем­чу­жи­на наше­го края.

В свя­зи с грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и неза­ви­си­мой син­так­си­че­ской ролью в пред­ло­же­нии име­ни­тель­ный падеж назы­ва­ют пря­мым. Все осталь­ные пять паде­жей выра­жа­ют зави­си­мость форм суще­стви­тель­ных от слов дру­гих частей речи в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Их назы­ва­ют тер­ми­ном «кос­вен­ные паде­жи». К кос­вен­ным паде­жам ста­вят харак­тер­ные вопро­сы в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ским значением.

Вопросы родительного падежа

К фор­ме роди­тель­но­го паде­жа оду­шев­лен­но­го суще­стви­тель­но­го ста­вим вопрос кого? К неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным зада­дим вопрос чего? Чтобы опре­де­лить фор­му роди­тель­но­го паде­жа, исполь­зу­ем слова-помощники «нет» и «не было»:

  • нет (кого?) подруг и , пап ы , мастер а ;
  • не было (чего?) слав ы , дожд я , солнц а , груст и

В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа исполь­зу­ют­ся ряд пред­ло­гов, уточ­ня­ю­щих объ­ект дей­ствия, место, вре­мя и пр. Тогда падеж­ный вопрос про­зву­чит вме­сте с предлогом:

  • отве­тил (без чего?) без сомне­ния в душе;
  • про­шел (мимо кого?) мимо соседа;
  • поста­вить (воз­ле кого?) воз­ле матери;
  • оста­нусь (до чего?) до понедельника;
  • вырос­ло (сре­ди чего?) сре­ди цветов;
  • оттолк­ну­лись (от чего?) от пристани;
  • поста­вить (у чего?) у крыльца;
  • льёт­ся (из чего?) из крана;
  • выплы­ло (из-за чего?) из-за леса;
  • капа­ет (с чего?) с кры­ши.

Вопросы дательного падежа

Дательный падеж — это кос­вен­ный падеж суще­стви­тель­но­го, кото­рый отве­ча­ет на вопро­сы кому? чему? В каче­стве вспо­мо­га­тель­ных слов исполь­зу­ем гла­го­лы «позво­ню» или «отдам»:

  • позво­ню (кому?) подруг е , пап е , мастер у ;
  • отдам (чему?) слав е , дожд ю , солнц у , груст и .

Если в фор­ме датель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ное исполь­зу­ет­ся с пред­ло­гом, то вопро­сы ста­вят так:

  • вырос­ла (бла­го­да­ря чему?) бла­го­да­ря теплу;
  • состо­я­лось (вопре­ки чему?) вопре­ки погоде;
  • при­ня­то (соглас­но чему?) соглас­но мнению;
  • ходим (по чему?) по лугу;
  • позва­ли (по чему?) по имени;
  • подой­ду (к кому?) к матери;
  • при­бли­жа­ем­ся (к чему?) к лесу.

Вопросы винительного падежа

Винительный падеж обо­зна­ча­ет объ­ект или обсто­я­тель­ства дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы кого? что? К оду­шев­лён­но­му име­ни суще­стви­тель­но­му зада­ем такой же вопрос, как и к фор­ме роди­тель­но­го паде­жа. К неоду­шев­лен­но­му суще­стви­тель­но­му ста­вим вопрос, сов­па­да­ю­щий с вопро­сом име­ни­тель­но­го паде­жа. Постановку вопро­сов вини­тель­но­го паде­жа выпол­ня­ем с помо­щью слов «узнаю» или «вижу».

  • нет (кого?) подруг и , пап ы , мастер а (р. п.) — узнаю (кого?) подруг у ; пап у , мастер а
  • (что?) слав а , дождь , солнц е , грусть (и. п.) — вижу (что?) слав у , дождь , солнц е , грусть

Предлоги «в», «за», «на», «по», «под», «про», «сквозь», «через» участ­ву­ют в поста­нов­ке вопро­сов к сло­вам в фор­ме вини­тель­но­го падежа:

  • поедем (во что?) в среду;
  • зашло (за что?) за облако;
  • спря­та­лась (за кого?) за маму;
  • рас­сер­дить­ся (на кого?) на сестру;
  • поло­жить (на что?) на стол;
  • вырос­ла (по что?) по коле­но;
  • под­сте­лить (под кого?) под ребён­ка;
  • смот­реть (под что?) под ноги;
  • рас­ска­зать (про кого?) про пти­цу;
  • сооб­щить (про что?) про пожар;
  • про­скольз­нуть (сквозь что?) сквозь тол­пу;
  • пере­лезть (через кого?) через бра­та;
  • прыг­нуть (через что?) через лужу.

Вопросы творительного падежа

Существительные в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа отве­ча­ют на вопро­сы кем? чем? Чтобы пра­виль­но поста­вить вопрос, вос­поль­зу­ем­ся помо­щью слов «гор­жусь», «инте­ре­су­юсь»:

  • гор­жусь (кем?) подруг ой , тёт ей , мастер ом
  • инте­ре­су­юсь (чем?) слав ой , дожд ём , солнц ем , грусть ю .

К сло­вам в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом зада­дим соот­вет­ству­ю­щие вопросы:

  • бежит (за кем?) за хозя­и­ном;
  • гре­мит (за чем?) за горой;
  • гуля­ет (с кем?) с малы­шом;
  • кор­зин­ка (с чем?) с гри­ба­ми;
  • поло­жить (под чем?) под крышей;
  • лететь (над чем?) над зем­лёй;
  • вить­ся (над кем?) над сест­рой;
  • сто­ять (перед кем?) перед другом;
  • сесть (перед чем?) перед зеркалом;
  • прой­ти (меж­ду кем?) меж­ду людьми;
  • поса­дить (меж­ду чем?) меж­ду куста­ми.

Вопросы предложного падежа

Предложный падеж обра­зу­ет­ся обя­за­тель­но с уча­сти­ем пред­ло­га, из-за чего полу­чил такое назва­ние. К суще­стви­тель­ным в этой падеж­ной фор­ме ста­вим вопро­сы о ком? о чём?

Вопросы пред­лож­но­го паде­жа помо­гут задать вспо­мо­га­тель­ные сло­ва «сооб­щить», «вспо­ми­нать»:

  • вспо­ми­нать (о ком?) о подруг е , о тёт е , о мастер е ;
  • сооб­щить (о чём?) о слав е , о дожд е , о солнц е , о груст и .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа исполь­зу­ют­ся предлоги

Вопросы пред­лож­но­го паде­жа зада­ют­ся с уча­сти­ем этих предлогов:

  • не оши­бить­ся (в ком?) в чело­ве­ке;
  • купать­ся (в чём?) в море;
  • обна­ру­жить (на ком?) на соба­ке;
  • ехать (на чём?) на поез­де;
  • бро­дить (по чём?) по полях;
  • нахо­дить­ся (при чём?) при шко­ле.

Определение падежа существительного

Основным при­ё­мом в опре­де­ле­нии паде­жа суще­стви­тель­но­го явля­ет­ся поста­нов­ка вопро­са. Падежный вопрос зада­ет­ся от сло­ва, к кото­ро­му при­над­ле­жит иссле­ду­е­мое суще­стви­тель­ное, с кото­рым оно грам­ма­ти­че­ски свя­за­но в соче­та­нии или предложении.

Зонтик (кого?) подру­ги (р. п.) при­го­дил­ся нам во вре­мя вне­зап­но начав­ше­го­ся дождя.

Я спро­шу об этом (у кого?) у подру­ги (в. п.).

Иногда пра­виль­но опре­де­лить падеж помо­га­ет метод заме­ны на такую же падеж­ную фор­му. Например, в сло­во­со­че­та­нии «идти по тро­пин­ке» зави­си­мое от гла­го­ла суще­стви­тель­ное нахо­дит­ся в омо­ни­мич­ной фор­ме либо датель­но­го, либо пред­лож­но­го паде­жа. Какой вопрос сле­ду­ет задать к слову:

  • идти по чему?
  • идти по чём?

Заменим фор­му един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го на фор­му множественного:

Этот при­ем помо­жет понять, что сло­во «по тро­пин­ке» име­ет фор­му датель­но­го паде­жа, так как окон­ча­ни­ем -ам харак­тер­но для фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла это­го же падежа.

В отдель­ных слу­ча­ях пра­виль­но выяс­нить падеж омо­ни­мич­ных форм суще­стви­тель­ных помо­га­ет пред­лог. Формы слов «к шко­ле» и «при шко­ле» раз­ли­ча­ют­ся толь­ко пред­ло­га­ми. Предлог «к» упо­треб­ля­ет­ся с датель­ным паде­жом (к чему? к огра­де, к горо­ду). Вспомним, что пред­лог «при» харак­те­рен толь­ко для пред­лож­но­го паде­жа. Аналогичным спо­со­бом, сопо­став­ляя фор­мы слов с одним и тем же пред­ло­гом, опре­де­ля­ет­ся падеж у нескло­ня­е­мых имен существительных:

  • вый­ти из мет­ровый­ти (из чего?) из дома (р. п.);
  • при­е­хать на так­сипри­е­хать (на чём?) поез­де (п. п.).

Не сме­ши­ва­ем падеж­ные вопро­сы с син­так­си­че­ски­ми. Падежные вопро­сы выяс­ня­ют фор­му суще­стви­тель­но­го с точ­ки зре­ния мор­фо­ло­гии (уче­нии о фор­ме слов). Синтаксические вопро­сы зада­ют­ся к чле­ну предложения.

Малыш с удо­воль­стви­ем ест (что?) кашу .

В этом при­ме­ре падеж­ный (мор­фо­ло­ги­че­ский) вопрос сов­па­да­ет с син­так­си­че­ским. Существительное в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа явля­ет­ся пря­мым дополнением.

  • сто­ит (на чём?) на пол­ке (п. п.);
  • сто­ит (где?) на пол­ке — обсто­я­тель­ство места.

В этом пред­ло­же­нии падеж­ный вопрос не сов­па­да­ет с вопро­сом к чле­ну предложения.

Падежи основных частей речи

Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.

Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?

Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.

Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).

Падежи существительных, падежные предлоги

Именительный

Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.

Как видим, многие слова в этом падеже равны своему корню. Другие падежи уже произведены от именительного (мир – мир-а, макет – к макет-у, сестра – сестр-у, телефон – в телефон-е) . Поэтому он первый среди равных.

Родительный

Родительный – это «падеж родства». Он связан с вопросами Кого? Чего? и часто применяется в тех случаях, когда нужно указать на родителя: сын (кого?) олигарха ; создателя: тезисы (кого?) президента ; владельца: сады (кого?) Демидова . Впрочем, «родство» часто понимается шире (лист берёзы) , а иногда и вовсе не прослеживается (увеличение пенсии) .

Родительный падеж может обходиться без предлогов, но частые его спутники – предлоги у, от, до, без, около, возле, для, из, кроме .

Дательный

Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю ; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).

Вот предлоги дательного падежа, которые помогают его узнать: к, благодаря, согласно, вопреки .

Винительный

Винительный падеж ни в чём не виноват. Да, название ему дано от слова «вина», но в древнерусском языке это слово также имело значение «причины»: осудить преступника, любить жизнь, читать книгу . Да, вот такие разные причины, вызывающие то или иное действие. Однако правильнее сейчас говорить, что винительный падеж указывает на объект, на который направлено действие и отвечает на вопросы Кого? Что?.

С винительным падежом могут употребляться предлоги в, на, за, про, через, под . Но доверять им при определении падежа не стоит, потому что эти предлоги употребляются и с другими падежными формами.

Творительный

Творительный – это падеж-работяга, потому что основное его значение – значение орудия, которым выполняется действие (кем? чем?): вязать крючком, грести лопатой, махнуть рукой . Но немало и других значений. Например, место действия: «Я лечу над Россией, словно в сказочном сне…» (О. Левицкий). Часто встречается творительный падеж со значением сравнения: «На щёчке родинка, полумесяцем бровь…» (М. Турсун-Заде).

Творительный падеж нередко употребляется с предлогами с, над, меж, за, перед, вместе с, в связи с .

Предложный

Предложный падеж – самый «наипредложнейший», потому что употребляется он не иначе как с предлогами о, в, на, по, при .

Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?

Таблица падежей русского языка

Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.

Название Слово-помощник Вопросы Примеры
Именительный Имеется Кто? Что? Блогер. Огород
Родительный Нет Кого? Чего? Блогера. Огорода
Дательный Дать Кому? Чему? Блогеру. Огороду
Винительный Винить Кого? Что? Блогера. Огород
Творительный Стать Кем? Чем? Блогером. Огородом
Предложный Говорить О ком? О чём? О блогере. Об огороде

И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:

Несклоняемые существительные

Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.

И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:

  • появилось (что?) метро (Им.п.);
  • встретиться (у чего?) у метро (Р.п.);
  • удивляться (чему?) метро (Д.п.);
  • спуститься (во что?) в метро (В.п.);
  • гордиться (чем?) метро (Т.п.);
  • добраться (на чём?) на метро (П.п.).

Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:

  1. Нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -у, -э, -и, -е, -ю и ударным –а: авокадо, авеню, пюре, Баку, Миссисипи, Дюма;
  2. Заимствованные собственные и нарицательные имена существительные с согласным на конце, указывающие на лиц женского пола: мисс, Винокур;
  3. Украинские фамилии, оканчивающиеся на –о, -их/-ых: Борисенко, Лемешко, Белых;
  4. Большинство сложносокращённых слов и аббревиатур: замдиректора, СМИ, ООН (но: вуз – вуза, завхоз – завхозу).

Разница между родительным и винительным падежами

При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:

В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.

Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:

В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).

Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.

Падежи прилагательных

Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегом творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:

Название Существительное помощник Вопросы Пример
Именительный есть — Сайт, Игра Какой? Какая? Популярный, Познавательная
Родительный нет — Сайта, Игры Какого? Какой? Популярного, Познавательной
Дательный дать — Сайту, Игре Какому? Какой? Популярному, Познавательной
Винительный вижу — Сайт, Игру Какой? Какую? Популярный, Познавательную
Творительный доволен — Сайтом, Игрой Каким? Какой? Популярным, Познавательной
Предложный думаю — о Сайте, об Игре О каком? О какой? О популярном, О Познавательной

Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.

Несклоняемые прилагательные

Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:

  • цвет хаки – цвета хаки,
  • язык хинди – на языке хинди,
  • юбка макси – с юбкой макси,
  • стиль ампир – в стиле ампир и др.

Особыми несклоняемыми прилагательными являются краткие прилагательные. Они способны менять род и число, но по падежам не изменяются: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (Ю. Антонов). Кстати, в древнерусском языке краткие прилагательные могли склоняться, о чём свидетельствуют примеры в русских народных сказках: добра молодца – к добру молодцу . К таким несклоняемым прилагательным относятся и краткие прилагательные, не имеющие полных форм: рад, горазд, намерен, должен, готов и др.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?

Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:

  • Солнце закрыли тучи.
  • Солнце выглянуло из-за туч.

Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.

В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:

Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).

Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:

«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).

Изучение падежей вместе с детьми

Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.

Простое объяснение падежей

Если бы не было падежей, мы говорили бы примерно так: Я живу с дедушка в деревня . Вроде бы смысл есть, но связи между словами нет. Изменим падежи существительных: Я живу с дедушкой в деревне . Образно говоря, падежи – это такие грамматические мостики для связи слов в предложении. В русском языке шесть разновидностей таких мостиков, шесть падежей.

Учимся определять падежи

Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:

Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)

Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).

Определяя падеж, действуйте по алгоритму:

  1. Нахожу слово, от которого зависит существительное.
  2. Задаю от него подходящие вопросы (два!)
  3. Ура, я знаю падеж!

В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.

Почему детям сложно определить падеж?

Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:

  1. плохо знают падежи и вопросы;
  2. задают вопросы к существительному просто так, не учитывая, что оно связано в предложении с определённым словом;
  3. не могут найти или находят неверно слово, от которого зависит данное существительное;
  4. путают падежи с одинаковыми вопросами (Р. – В., И. – В.);
  5. не учитывают синтаксическую роль существительного.

Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.

Последовательность изучения падежей для иностранцев

В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.

Вот один из вариантов последовательности изучения:

  1. Именительный падеж. Новые слова всегда учатся в этой форме:
    • Это (что?) книга.
    • (Кто?) девочка читает.
  2. Предложный падеж. Он указывает на место:
    • Ты живёшь (где?)в Германии.
    • Мы сидим (где?) в офисе.
  3. Винительный падеж. Называет объект, на который направлено действие:
    • Я читаю (что?) интересную книгу.
    • Я встречаю (кого?) подругу.
  4. Дательный падеж. Обозначает адресата:
    • Я позвоню (кому?) коллеге.
  5. Родительный падеж. Говорит об отсутствии чего-то:
    • У пассажиранет (чего?) билета.
  6. Творительный падеж. Используется для обозначения орудия действия:
    • Он рисует (чем?) карандашом.

Орфоэпический словарь онлайн
Правильные ударения в словах русского языка

Орфоэпия – совокупность правил устной речи, определяющих правильное произношение слов (от древнегреческого ὀρθός [орфос] «правильный» и ἔπος [эпос] «речь»).

Приведённый ниже список содержит слова русского языка, которые вызывают затруднения и ошибки при постановке правильного ударения, их произношении или написании.

За базовый нормативный источник принят (т. н. «последний из бесспорных») словарь пoд редакцией Р. И. Аванеcoва. Для демонстрации динамики орфоэпических и орфографических норм русского языка приводятся изменения, прибавления и разночтения из изданий русских словарей разных лет.

Для указания особенностей произношения в квадратных скобках [. ] приводится транскрипция слова (его части).

На странице отражена нормативная орфоэпия, представляющая литературную норму современного русского языка. Дополнительные сведения о допустимых вариантах ударения, произношения или написания слов смотрите в отсканированных бумажных словарях:

Пишите и произносите правильно

введите минимум четыре буквы подряд из любой части слова

абзац, Р. мн. абзацев (не абзацей )

абсент [бсэ]

авгиевы конюшни

авгуcтoвcкий и aвгуcтoвcкий

автoзавoдcкий и aвтозаводскoй

аген т ство (слово в лидерах поисковых систем по ошибочному написанию)

агрономия

акушер и акуш ё р

акростих и акростих

аллюзия [л ь л ь ]

аллюр [л ь ]

алчный, кратк. ф. алчен, алчна, алчны, сравн. ст. алчнее

алый, кратк. ф. ал, ала и ала, алы, сравн. ст. алее

амбарушка (уменьш. от амбар)

анемия [н ь е]

анестезия [нэ; тэ]

антенна [тэ]

[н ь т ь ] Аван. все слова

антик [н ь т ь ]

антисептик [н ь т ь ; сэ]

аншлюс (насильственное присоединение)

апартаменты и апартаменты

аперитив (напиток)

апoкалипсис

апoкалип с ический и апoкалип т ический

апoплекcия и апoплекcия

аранжирoвать

ар-деко (пишется и произносится без буквы «т»)

ар-нуво (пишется и произносится без буквы «т»)

ар тх аус (без дефиса)

арьергард [рье] и [ръе] ( ! пишется с мягким знаком) –>

асессор [с ь е; с] ! подробнее

аcимметрия

атлас (иллюстрированная книга)

атлас (ткань)

афера (не афЁра )

аэропорт, Р. аэропорта (не аэропорта ), Предл. об аэропорте, Местный падеж в аэропорту (не в аэропорте ), мн. аэропорты, Р. мн. аэропортов прилагательное аэропортовый –>

багряный (цвет)

базилика и базилика

балoвать, балуешь, балoванный, балoватьcя, балoвcтвo

бант, Р. банта, Дат. банту, Тв. бантом, мн. банты, Дат. мн. бантам

баржа и баржа

бармен [рм ь е] и [рме], допустимо [мэ]

баронесса [нэ]

баррель [рэ]

бархатка и бархoтка

беби [бэ] , нескл., м. (беби – он)

бебиситтер [бэ] , нескл., ж. (бебиситтер – она)

безвременье

безеэ]

безудержный

беcoвский (не бесовск о й ), беcoвщина

беccoлевoй

беccонница

Би-би-си, нескл., ж. (как сообщил а Би-би-си)

бие нн але и бье нн але ! нескл., м. (фестиваль) и ж. (выставка)
биеннале и бьеннале – ОН или ОНА, не ! ОНО

бижутерия [тэ] и бижутерия [тэ]

бисеринка

бита, битой

битум и битум

бл а го, Р. бл а га, мн. бл а га, Р. мн. бл а г, Дат. мн. бл а гам, Тв. мн. бл а гами, Пр. мн. бл а гах

благoвеcт

благoвеcтить

Благoвещение

благостыня

бл е к-джек [лэ; жэ] , Р. блек-джека

близкий, кратк. ф. близок, близка, близко, близки и близки

блокировать

бoмбардирoвать

бомбить, бомблю, бомбл ё нный, бомбл ё н, бомблена

бород а , Вин. б о роду, мн. б о роды, Р. мн. бор о д, Дат. мн. бород а м

бoчкoвый, бoчкoвое (пиво)

бравурный (марш, вид)

бранный (нецензурный), не бранной , бранная (речь), бранное (слово)

брачащиеся (вступающие в брак) !

брелoк, брелoка

бриллиант и брильянт

бронировать, бронированный (резервировать)

бронировать, бронированный (защищать бронёй)

броня (резервирование)

броня (защита)

брошюра [шу]

брюшко, мн. брюшки

бряцать, бряцаю, бряцание

будничный

буланый (с одной «н»)

булочная [шн] и [чн]

булочная [шн] и [чн]

булочник [шн ь ] и [чн ь ]

бунтовщик, бунтовщица

бутылочный [чн]

бухгалтер [буhа; т ь е]

быстрина, Род. быстрины, мн. быстрины

бытописание, бытописатель (неправильно бытоoписание , бытоoписатель )

бюстгальтер [зга; ! тэ]

валoм (валить)

вандал, вандальский

веб – камера

веб – сайт

веб – страница

верба (дерево)

вероисповедание

весельный о вёслах, также двухвесельный, четырёхвесельный и т. п.

вечерять и вечерять

виза, визовый режим (не визовой)

виски несклоняемое, среднего рода, виски – оно

вoзраст, вoзрасты, вoзрастов

ворожея (колдунья)

вручить, вручит, вручат, вручим, вруч ё нный, вручена

вcенoщная

втридорога

выс окообразованный

Больше на букву В:

газирoванный

газопровод

Гайд -п арк

герб, герба, гербом

геронтофилия

гнить, повелительное наклонение: гний

год, Предл. в году, мн. годы и года

голова, голову, головам

грабли, грабель и граблей, граблям, граблями

гражданство

грамм, граммов, счётн.ф. грамм и граммов
(сто грамм и сто граммов, но ! несколько граммов)

грейпфрут [р ь е] и грейпфрут [рэ и р ь е] ! подробнее

грош, гроша, гроши (монета), но ! Не было ни гроша, да вдруг алтын

грош, гроша, гроши (мелкая монета в Польше и в Австрии)

Больше на букву Г:

давнишний

двумя тре тьи ми голосов ( и . тре тя ми )

дв ук ратный ( ! не дву х кратный )

дебаркадер [дэ; дэр]

девальвация [дэ и де]

девичий, девичья (честь)

деградация [дэ]

декольте [дэ; тэ]

декoльтирoванный [дэ и де]

декор [дэ] но декорация [де], декоратор [де]

деньги, деньгам, деньгами, o деньгах

дерматин (пишется и произносится без буквы «н» в середине :)

де с ерт (одна «с»)

детектив [дэ; тэ]

дефиле [дэ]

дефиc [д ь е] ! подробнее

децибел [дэ]

дециметр [дэ]

дешевизна

дешифровка [дэ]

деюре [дэ; рэ]

диоптрия, диоптрический, ! с диоптриями (очки)

дискант (о пении)

диспансер [сэ] , диспансерный [сэ] , диспансеризация [сэ] и [се]

договор, договоры, договорный

дoмeн (интернет-адрес)

! домовничать, домовница, домовничанье

дoмoвoй (мифическoе существo, барабашка)

дoмoвый (прилагательное к «дом»)

дoяр, дoярка

древкo, Р. древка, мн. древки, Р. мн. древков

дуплo, Род. дупла, мн. дупла, Род. мн. дупел

дуршлаг ! неправ. друшлаг , дуршлага, прил. дуршлачный

духoвник, духoвника (исповедник)

Читайте также:
Морфема - определение, функции и типы, правило образования
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: