Родина – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова, история создания

Анализ стихотворения «Родина» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.06.2020 · Обновлено 17.06.2020

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» по плану, где описываются основные содержательные, композиционные и художественные особенности произведения.

История создания

Первые шаги в литературе М.Ю. Лермонтов сделал, будучи подростком, в 13-14 лет. Почти вся лирика Лермонтова наполнена грустью, дисгармонией с окружающей жизнью. Но, как истинный поэт, Лермонтов говорил в своих стихах не только о самом себе, своих чувствах и переживаниях, но и об окружавшем его мире. Автора, как и его лирических героев, не устраивает действительность, и они бросают ей вызов.

В своей лирике Лермонтов рассуждает о предназначении поэта и поэзии, описывает боль и тоску от неразделённой любви. Но главная любовь в жизни поэта ─ это любовь к родной земле.

Стихотворение «Родина» написано в последний год жизни Лермонтова. В марте 1841 года поэт вернулся с Кавказа и собирался подать в отставку и полностью посвятить себя литературе. В стихотворении «Родина» он признаётся в любви к своей стране. В нём поэт, по сути, подвёл итог своему творчеству и попрощался с Россией, сам не зная об этом. В красочном описании природы заметна радость автора от встречи с родной землёй. Долгое время он видел не леса и степи средней России, а горы Кавказа. В произведении он также косвенно намекнул о причине своей отставки — «слава, купленная кровью» ему чужда, поэтому он больше не собирался воевать и преумножать ее.

Жанр, направление, размер

По жанру «Родина» ─ лирическое стихотворение, элегия. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, переходящим в шестистопный. Используются кольцевая и перекрёстная рифмы, преимущественно женская рифма.

Направление творчества Лермонтова — романтизм. В каждом произведении автора проявляются его основные признаки. Даже «Родину» поэт начинает с отрицания: сначала он перечисляет ее недостатки, то, против чего выступают его разум и честь. Он начинает признание в любви с бунта против нее — таков истинный поэт-романтик!

Композиция

Стихотворение «Родина» состоит из двух строф, разных по объёму.

  1. В первой части поэт описывает то, за что другие люди любят свою страну. Его, в отличие от них, не волнуют военные успехи, покой просторов Руси и ее «темные преданья».
  2. Зато он до безумия, вопреки рассудку, любит ее красоту, ее природное очарование. Об этом и говорится во второй части произведения.

Образы и символы

Лирическим героем в стихотворении «Родина». выступает сам автор, рассказывающий о своих чувствах. Родина для поэта ─ это, прежде всего, сама страна, её природа и народ, а не государство с его интересами.

Образ родины в стихотворении представлен воплощением дикой и необузданной красоты, первозданной свободы. Автор любит не только ее внешние стороны, но и ощущения. Ему нравится двигаться по проселочным дорогам, нравится участвовать в народных гуляниях, нравится ночевать под открытым небом. Все эти ощущения связывают его с родиной невидимыми нитями, которые не осмыслить и не объяснить логически. Эта связь возникает в душе.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Родина» изложены ниже максимально кратко:

  1. Основная проблема в стихотворении «Родина» — это ненастоящая, показная любовь, насаждаемая мнимой славой. Поэта не радуют «ни тёмной старины заветные преданья, ни слава, купленная кровью». В то время как в мрачную и суровую эпоху правления Николая I было принято восхвалять победы русского оружия, не вспоминая при этом о том, чего они стоили народу, а в отечественной истории видеть только светлые стороны, доказывая тем самым необходимость для России самодержавия и крепостничества.
  2. Другая проблема — царизм в России, против которого неизменно высказывался автор. «Ни полный гордого доверия покой» ─ строка, направленная против самого императора. Именно он в каждом своём манифесте объявлял о покое, который дарует России.
  3. Основная тема — красота и необыкновенность России. «Родина» ─ необыкновенный по красоте гимн русской природе. Автор рисует захватывающие дух картины, «лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям». «Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз, и на холмах, средь жёлтой нивы, чету белеющих берёз». Этот пейзаж навсегда остался не только в литературе, но и в живописи, став своеобразным символом нашей страны.
  4. Народ — это еще одна тема стихотворения. Автор любит родину и за то, что ее населяют такие чудесные люди. «С отрадой, многим незнакомой», поэт видит «полное гумно» ─ символ благополучия крестьянина. До полночи он готов смотреть на «пляску с топотом и свистом». Здесь автор говорит о своём единстве со всем народом, в том числе и с простыми людьми. Об уважении к труду и быту простого человека.
  5. Настроение автора одновременно и грустное, оттого, что в России много несправедливости («печальные деревни»), и у неё много врагов, в борьбе с которыми приходится проливать кровь. И в то же время счастье оттого, что он — сын этой земли. Восхищение её бескрайними просторами.
Читайте также:
Агафья Пшеницына характеристика героини в романе И.А. Гончарова "Обломов", описание внешности, характера и качеств, отношения с Обломовым, роль в жизни Обломова, судьба, образование, воспитание

Основная идея

Странная любовь Лермонтова к родине означает недовольство настоящим и пожелание лучшей доли для России. Рассудок заставляет поэта ненавидеть ту Россию, которую в другом стихотворении он назвал «немытой страной рабов и господ». Россию ─ государство с его правительством, а не страну. Но рассудок не может победить истинный патриотизм. Да и в самой ненависти к государству тоже скрывается горячая любовь к своему народу, переживание за его судьбу. Такова главная мысль стихотворения «Родина».

В «Родине» Лермонтов доказывает, что Россию, как говорил Тютчев, умом не понять и аршином общим не измерить. Поэтому свое отношения к ней он выразил в ощущениях. Невозможно понять их и объяснить, возможно лишь ощутить то же самое, поверить и почувствовать ее близость. Таков смысл стихотворения «Родина».

Средства выразительности

В стихотворении «Родина» используются следующие тропы:

  1. эпитеты («безбрежные леса» «заветные преданья» «тёмная старина», «вечером росистым»);
  2. метафора («слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой»), олицетворения, один из видов метафоры («степей холодное молчанье», «печальных деревень», «чета белеющих берёз»);
  3. сравнение («разливы рек её, подобные морям»).

До Лермонтова никому из русских поэтов не удавалось создать столь гармоничный образ человека и гражданина. Не было до него и такого глубокого размышления о жизни и человеческих поступках. Наследник и ученик Пушкина, Державина, Жуковского, Лермонтов придал русской поэзии новый облик, оказавший влияние на её дальнейшее развитие.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану

1. История создания

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта, ссылаясь на плохое здоровье, выхлопотала встречу с внуком, который в тот момент находился в действующей армии на Кавказе.

Лермонтов получил отпуск и пробыл в Петербурге и Москве три месяца – с середины января до середины апреля 1841 года. Именно тогда и было написано стихотворение «Родина» (в рукописи – «Отчизна»).

В апреле того же года оно было опубликовано в «Отечественных записках» (том 15, №4).

Стихотворение привело Белинского в восторг. 13 марта 1841 года в письме к В.П. Боткину он называет его не просто «пушкинским», а подчёркивает: «из лучших пушкинских».

2. Литературное направление

«Родина» относится к романтическому литературному направлению.

3. Род

Литературный род – лирика.

4. Жанр

По жанру – элегия, поскольку содержит эмоциональный элемент философских размышлений.

В то же время произведение можно отнести и к думе с элементами пейзажной лирики.

5. Проблематика

Что такое любовь к Родине, что такое истинный патриотизм? Каковы реальные ценности в жизни человека и страны? Что важнее – гордиться завоеваниями предков, заветными преданьями «тёмной старины» или радоваться тому, что у крестьян «полное гумно» и крепкая, крытая соломой изба, «с резными ставнями окно»?

В своём стихотворении поэт словно пытается разрешить все эти проблемы.

В чём-то ему это удаётся. Впервые в русской поэзии был явлен читателям не трескучий казённый патриотизм, а истинное, выраженное простыми словами чувство любви к своей стране. Хотя проблема неоднозначного, противоречивого отношения к отчизне осталась.

6. Тематика

Главная тема произведения – любовь к Родине.

Поэт пишет о том, что окружало его с раннего детства, о том, что ему дорого, что трогало его душу. В стихотворении ясно выражена глубокая привязанность к русской природе, чувство родства с взрастившей его землёй, связь со своим народом.

По словам Н.В. Добролюбова Лермонтов «понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно». И добавляет: «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».

7. Идея

Идея или главная мысль произведения заключается в том, что любви и уважения достойны не только «заветные преданья», «слава, купленная кровью», великие победы прошлого, но и простая повседневная жизнь народа, которую поэт воспел во многих своих произведениях.

Его «странная» любовь – это противопоставление чувства глубокой привязанности к русской природе и причастности к жизни народа парадному, салонному патриотизму.

8. Пафос

Эмоциональность стихотворения не оставляет читателя равнодушным. Живые и яркие картины российских просторов встают перед его глазами, когда поэт перечисляет то, что он любит – степи, леса, широкие реки, «дрожащие огни печальных деревень»…

Читайте также:
Сочинение Слово о полку Игореве русская земля - примеры

9. Система образов

  • образ лирического героя (автор);
  • образ Родины, неразделимо связанный с образами сельского пейзажа и скромной красоты русской деревни.

10. Центральные персонажи

К главным персонажам можно отнести лирического героя — автора.

11. Лирический герой

В образе лирического героя произведения мы видим самого автора, от лица которого и ведётся повествование.

12. Сюжет

В основе сюжета – исповедь лирического героя, посредством которой он пытается понять двойственность, неоднозначность своего отношения к родине.

13. Композиция

В произведении две части.

Противоречивое начало, где лирический герой признаётся, что он любит отчизну, но «странною любовью». То, чем было принято гордиться в его кругу, не находит в его душе отклика, «отрадного мечтанья».

Во второй части он перечисляет то, что вызывает у него истинную любовь, необъяснимое, не «рассудочное» чувство.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение «Родина» было необычным для своего времени и поэтов его круга.

В салонах редко звучали такие стихи – лирические философские раздумья и признания в любви к бескрайним просторам родины, к её природе и к народной жизни.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Родина» написано – шести-, пяти- и четырёхстопным ямбом.

Преобладает перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Используется, главным образом, женская рифма.

16. Средства художественной выразительности

  • Эпитеты: “заветные”, “холодное”, “безбрежных”, “дрожащие”, “печальных”, “белеющих”, “резные”, “росистым”.
  • Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”.
  • Сравнение: “разливы рек, подобные морям”.
  • Олицетворение: “степей холодное молчанье”.

В начале стихотворения используется возвышенный стиль с соответствующей лексикой и выражениями: “гордого доверия покой”, “заветные преданья”, “отрадного мечтанья”.

Во второй части торжественный стиль повествования меняется на более разговорный.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в поэтическом багаже автора. Указывая на поэтические достоинства «Родины», он сравнивал это стихотворение с лучшими произведениями Пушкина.

18. Актуальность

Несомненна актуальность стихотворения и в сегодняшнем мире. Ценность произведения в том, что оно воспитывает в человеке чувство прекрасного и, – что ещё важнее, – способность ощущать себя частью великой русской культуры, умение видеть и любить родной край и родной язык, ценить своё прошлое, без которого невозможно будущее.

19. Моё отношение

В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.

20. Чему учит произведение

«Родина» воспитывает чувство патриотизма. Учит пониманию того, что нет лучше земли, где ты родился, учит видеть прекрасное в простом.

Презентация по теме «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина»

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»

История создания Стихотворение «Родина» было написано Лермонтовым в 1841 г. Первоначально было названо автором «Отчизна». Считается полемическим ответом на стихотворение «Отчизна» Хомякова, который был крайним сторонником славянофильства и отстаивал идеи смирения русского народа и его верности православной вере.

История создания Лермонтову были присущи более демократические взгляды. Слишком вольные мысли поэта были причиной того, что стихотворение долго не печаталось российскими издательствами.

История создания Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Лирическое стихотворение, наблюдение и размышления автора о своей Родине. Жанр

Тема стихотворения Основная тема стихотворения – ощущение неразрывной связи поэта со своей страной. В «Родине» Лермонтов признается, что сам не понимает причин своей безграничной любви к Отечеству.

Лермонтова восхищает неприхотливый русский пейзаж. Если дворянам претит сама мысль о поездке в простой телеге по ухабистым российским просторам, то поэт находит в этом особую привлекательность. Тема стихотворения

Тема стихотворения Поэт не дает прямого противопоставления, но оно чувствуется в произведении. Великолепный бал он с радостью променяет на «пляску с топаньем и свистом». Поэт призывает высшее общество обратиться к национальным корням, обратить внимание на тех, чьими усилиями создается истинное величие России.

Вступительные шесть строк произведения задают весь его тон. Лермонтов заявляет о своей любви к Родине, которая не имеет границ и каких-либо конкретных причин. Композиция стихотворения

Вторая часть стихотворения – лирическое описание русской природы и крестьянского быта, сквозь которое проступают размышления и чувства автора. Композиция стихотворения

Шестистопный ямб, который к концу меняется на свободный размер рифмовки. Размер стихотворения

Для описания русского пейзажа Лермонтов использует выразительные эпитеты: «холодное», «безбрежных», «дрожащие». Выразительные средства

Обобщенный взгляд на всю Россию представлен развернутыми метафорами («степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье») и ярким сравнением («разливы рек. подобные морям»). Выразительные средства

Читайте также:
Тоска краткое содержание рассказа А.П. Чехова, история создания

Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень.

Постепенно язык упрощается, становится более конкретным. Тем самым увеличивается эмоциональное воздействие. Стихотворение становится более душевным, воздействующим непосредственно на чувства человека. Выразительные средства

С отрадой многим незнакомой Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.

Главная мысль стихотворения – беззаветная любовь к Отчизне, которая слагается из простых, на первый взгляд незаметных, деталей. Лермонтов убежден, что это чувство возникает непроизвольно в душе каждого русского человека. Идея стихотворения

Анализ стихотворения «Родина» М.Ю. Лермонтова

История создания

Стихотворение «Родина» в автографе имеет дату 13 марта 1841 года и называется «Отчизна». Но опубликовано оно было при жизни поэта в том же году в журнале «Отечественные записки» под названием «Родина». Это изменение названия, очевидно, связано с тем, что слово «отчизна» воспринималось как декабристский термин, связанный с идеей гражданского долга. Такое значение не соответствовало идее, которую автор вкладывал в стихотворение, отказываясь от всех существовавших понятий патриотизма. Показательно, что написанное на Кавказе стихотворение рисует пейзажи среднерусской полосы. Известно, что незадолго до создания этого произведения Лермонтов на короткий срок приезжал из действующей армии в Петербург. Его впечатления от путешествия через Россию и легли в основу стихотворения.

Жанр и композиция

В стихотворении «Родина» преобладают реалистические тенденции, которым соответствуют принципы изображения. Стиль лишен патетики, но в соответствии с художественной идеей он неоднороден. Стихотворение можно условно разделить на две неравные части: 1-я часть — полемическая, она составляет начальные шесть строк стихотворения; 2- я часть — элегия, в которой выражены патриотические чувства поэта как глубоко личные. 1-я часть представляет общий тезис, особенностью которого является то, что он дается не в виде утверждения, а как отрицание всего того, что не может для автора быть объяснением его любви к родине. Он трижды дает отрицание того, что могло для других стать таким объяснением. Вся вторая часть стихотворения и есть это объяснение, но оно особое. Это не система доказательств, не подбор соответствующих доводов, а эмоциональная, пропитанная авторским лиризмом картина родной страны. Здесь преобладает описание, а не рассуждение, причем композиция этого описания тоже весьма необычна. Взгляд автора идет от общего плана, чему соответствует как бы «взгляд сверху», при котором возможно обозревать «ее степей холодное молчанье, / Ее лесов безбрежных колыханье, / Разливы рек ее, подобные морям». Затем точка зрения смещается: вместе с лирическим героем взгляд «спускается на землю», и тогда появляются «проселочный путь», встреченные по дороге «дрожащие огни печальных деревень», увиденная им «на холме средь желтой нивы» «чета белеющих берез». Затем движение взгляда как будто останавливается, сосредоточиваясь на деталях той картины, которая окружает поэта: «полное гумно», крестьянская изба, «с резными ставнями окно». А в конце лирический герой перестает быть только наблюдателем и сам становится участником того, что происходит в глубинах жизни родной страны:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Так уже композиционная организация стихотворения показывает, насколько необычны были идеи, заложенные в нем.

Основные темы и идеи

Особенности мировосприятия Лермонтова в известной степени предопределило его «странную любовь» к Родине, выраженную в этом стихотворении. О том, насколько иррационально его чувство, дают представление патриотические мотивы, которые прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1828) Лермонтов совершенно неожиданно от описания всего того, что возмущает его в стране, «где стонет человек от рабства и цепей», переходит к утверждению: «Друг! Этот край… моя отчизна!» Позже он напишет известное стихотворение, где назовет свою родину «страна рабов, страна господ». А если и находятся в поэзии Лермонтова положительные образы, связанные с родиной, то они отнесены к ее прошлому, как в стихотворении «Бородино» или в «Песне… про купца Калашникова». Вот почему так важно, что в конце творческого пути, отвечая на упреки тех, кто обвинял его в отсутствии патриотизма, он пишет стихотворение, главная тема которого — любовь к Родине. Не случайно в одном стихотворении поэт четыре раза употребляет слово «люблю» и один раз «любовь». Ведь он доказывает, что это чувство иррационально, его можно показать, выразить в образах, «заговорить» словом как заклинанием, но невозможно объяснить. В самом начале поэт резко отрицает все то, что могло бы посчитаться объяснением. Он пишет:

Читайте также:
Белая гвардия - краткое содержание романа, история создания

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Трижды повторенное отрицание — это весомый ответ всем тем, кто пытался присоединить Лермонтова к своей позиции. Так, несмотря на уважительное отношение к декабристам и их гражданскому подвигу, о чем поэт писал во многих стихотворениях, он не согласен с тем, что идея гражданского служения — причина его любви к отчизне: потому это слово и заменено им в названии. Затем он последовательно отрицает как официальную версию патриотизма в духе лозунга «самодержавие, православие, народность», так и славянофильское представление о патриотизме как любви к прошлому России. Лермонтовское стихотворение и явилось своеобразным откликом на стихотворение «Россия», написанное одним из лидеров славянофилов А.С. Хомяковым.

Но вместо всего этого поэт трижды повторит другую, самую важную для него идею — его любовь к Родине «странная». Это слово становится ключевым в стихотворении «Родина»:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой…

Но я люблю — за что, не знаю сам…

Такое чувство, не имеющее объяснения, сродни самым личным, интимным чувствам человека: нельзя любить за что-то, скорее можно любить вопреки. Нечто сходное имеется в патриотическом чувстве, о котором пишет Лермонтов. Он выражает его через те картины родной страны, которые особенно близки его сердцу. И возникает удивительная вещь: поэт-романтик, который так много, с таким восторгом писал о Кавказе, говоря о любви к Родине, видит совсем иные картины. Перед его мысленным взором проносятся бескрайние просторы России, с которыми связан мотив пространства, близкий по духу лирическому отступлению Гоголя о богатырях из поэмы «Мертвые души», также завершенной в 1841 году. В то же время нет никакой патетики в том, как Лермонтов описывает природу своей страны, наоборот, он очень сдержан и реалистичен. Перед нами встает типичный пейзаж средней полосы России, с ее проселочными дорогами, «печальными» деревнями, дымком, идущим от спаленной жнивы, ночующим в степи обозом. Особое чувство поэта вызывает образ, ставший символом подлинно народной России: «и на холме средь желтой нивы / Чету белеющих берез».

Неоднократно исследователи отмечали, что завершающая это описание народной России картина показывает, насколько Лермонтов близок здесь пушкинской традиции. Достаточно сравнить такие строки из «Родины» Лермонтова и «Евгения Онегина» Пушкина:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи…

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака

Перед порогом кабака.

Все это свидетельствует о том, что в позднем творчестве, к которому относится стихотворение «Родина», происходят значительные перемены в мировосприятии Лермонтова. Вот почему патриотическое чувство поэта оказывается сродни тому, которое испытывают простые русские люди. И стихотворение, в котором поэт пытается определить природу своей странной любви к родине, завершается полным погружением лирического героя в самую глубь народной жизни и народного сознания.

Художественные особенности

В соответствии с общей концепцией стихотворения, оно лишено патетики — лишь первая часть звучит более торжественно, а потом язык становится все проще. Соответственно меняется и размер: легко и естественно поэт переходит от несколько тяжелого, замедленного 6- и 5- стопного ямба к привычному, «пушкинскому», 4-стопному. Основным художественным средством здесь является точный эпитет (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, с резными ставнями окно, дрожащие огни печальных деревень) и сравнение (разливы рек ее, подобные морям).

Значение произведения

Стихотворение «Родина» стало знаковым для русской литературы — так о патриотизме еще никто не писал. Уже после Лермонтова Толстой в романе «Война и мир» выдвинул идею о «скрытой теплоте патриотизма», а Тютчев написал знаменитые строки «Умом Россию не понять…». Идея иррациональности судьбы России, ее особой миссии в мире на рубеже веков была положена в основу одной из важнейших философских концепций, нашедшей отражение в творчестве Блока, а тему любви к глубинной, народной России со всеми ее странными и неоднозначными явлениями сделал главной в своем творчестве Есенин. Не сразу современники Лермонтова поняли глубину мысли, заложенной в этом стихотворении, но наиболее чуткие критики уже тогда отмечали ее значимость. Белинский назвал «Родину» Лермонтова «пушкинской» и признал «одной из лучших», а Добролюбов отметил, что в этом произведении поэт «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». И этому великий русский поэт учит наших современников.

Читайте также:
Комедия или драма «Горе от ума»️ сочинение о жанре произведения А.С. Грибоедова, особенности и признаки пьесы, основной смысл и сюжетная линия

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 198.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 198.

В стихотворении Лермонтова “Родина” выражена любовь к русскому народу и природе, передан личный глубокий патриотизм. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта, для которого характерны философские размышления. Полный и краткий анализ “Родина” по плану поможет в подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.

История создания – стихотворение написано как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм.

Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.

Метафоры“слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Эпитеты“тёмная старина”, “заветные преданья”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Сравнение“разливы рек её, подобные морям”.

История создания

В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.

Оно написано 13 марта и первоначально было названо “Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на “Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы, крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную” , потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему надоели “законы” высшего общества, интриги, чинопоклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.

Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное, неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно-торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.

Стихотворение написано в жанре элегии, поскольку это грустные размышления на философские темы. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам “факт любви” . Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.

Читайте также:
Хождение за три моря кратко - читать онлайн пересказ для читательского дневника

Средства выразительности

Яркие живые эпитеты использует автор в своём признании: “тёмная старина”, “заветные преданья”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер” .

Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз “.

Сравнение: “разливы рек её, подобные морям” .

Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Её степей холодное молчанье, её лесов безбрежных колыханье…”.

Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»

История создания

Любимым местом Лермонтова был Кавказ. Посещать его поэту доводилось не только по собственной воле, но и по долгу службы. Военную карьеру писатель планировал завершить, чтобы без остатка посвятить себя литературе. Добившись отпуска, Михаил Юрьевич покинул Тенгинский пехотный полк и отправился в Петербург, хлопотать об отставке. По дороге из Кавказа в столицу и было написано стихотворение «Родина».

У автора была возможность во время пути по-другому взглянуть на страну, а также было время в долгой дороге и поразмыслить о судьбе России. Есть версия, что изначально стихотворение называлось «Отчизна» и задумывалось как ответ на произведение поэта Хомякова, где автор призывает не гордиться завоеваниями, а помнить о высшем предназначении.

Жанр, направление и размер

Традиция обращения к теме родины берёт своё начало ещё в творчестве первых классических русских поэтов – Тредиаковского и Ломоносова. Стихотворение написано в жанре думы, что восходит к поэзии декабристов, в частности к творчеству К.Ф. Рылеева. Философская лирика на протяжении многих лет привлекала Лермонтова, именно в этом ключе написано и одно из его последних сочинений.

В поздний период творчества поэт отступает от некоторых правил строгого силлабо-тонического стихосложения. Так, в этом стихотворении Михаил Юрьевич использует вольный ямб, а способы рифмовки выбирает различные: перекрестный, парный и кольцевой. Всё это указывает на импровизационный характер произведения.

Композиция и построение стиха

Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. Композиционно стихотворение делится на 3 части:

  • 1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
  • 2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
  • 3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.

Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма. Она была нужна Лермонтову для создания эпифоры – повторения последних слогов:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.

Композиция

Композиция стихотворения двухчастна. В начале Лермонтов заявляет о своей любви к отчизне, но тут же поясняет, что его патриотизм отличается от общепринятого. Лейтмотивом первой части становится отрицание. Перелом происходит с помощью противительного союза «но»:

Но я люблю — за что, не знаю сам

Далее Лермонтов упоённо рассказывает, что для него есть настоящая Россия. Об этом свидетельствует повторяющееся «люблю», а также подробность «с отрадой … я вижу».

Двухчастная композиция позволяет автору наиболее ярко подчеркнуть контраст противопоставления. Можно заметить, что составляющие стихотворения не равны, но едва ли это является структурным недостатком. Скорее наоборот: это авторский способ сказать нам, что наша страна гораздо прекраснее, чем принято думать, просто её прелесть нужно уметь видеть не только в достижениях, но и в бытовых деталях.

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

СТИХОТВОРЕНИЕ «РОДИНА» (1841)

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ Часть 1 Изображена официальная Россия со славой, «купленной кровью». Часть 2 Россия предстаёт уже не приукрашенной, но всё равно горячо любимой:

Но я люблю — за что, не знаю сам, Её степей холодное молченье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям …

Читайте также:
Образ Аксиньи в романе Тихий Дон - описание внешности, черты

Лирический герой воспринимает родину всеми чувствами: ⦁ зрением: «Взором медленным пронзая ночи тень»;

⦁ обонянием: «Люблю дымок спалённой жнивы

⦁ слухом: .»На пляску с топаньем и свистом // Под говор пьяных мужичков».

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: любовь к родине. ⦁ Идея: суть любви к родине — в истинном чувстве, а не в официальном, казённом патриотизме.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

О стихотворении В. Г. Белинский писал, что фразы отличаются «алмазной крепостью». ⦁ Эпитеты: печальные деревни, безбрежные леса, дрожащие огни, жёлтая нива. ⦁ Метафоры: слава, купленная кровью, полный гордого доверия покой, взором медленным пронзая ночи тень.

Стихотворение «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Под влиянием увиденных российских просторов — от Кавказа до Балтийского моря, — а также своих впечатлений и раздумий поэт написал это ·стихотворение. Его можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике.

Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы и лирического стихотворения. В основе построения стихотворения «Родина» лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. В первой части поэт отвергает казенный патриотизм.

Во второй — признаётся в любви к России, к её природе, к её народу. Поэт размышляет о своём отношении к отчизне — о любви к ней. И в первых же строчках говорит о «странностях» своей любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой.

Почему он считает свою любовь к России странной? Его любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт привязан к простым картинам русской природы, русской деревни, и это высокое чувство не дано победить рассудку.

Странной свою любовь к родине Лермонтов называет, наверное, потому, что такой она может показаться тем, кто не понимает, как и за что можно любить « степей холодное молчанье… » .

Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала поэт даёт официальное восприятие родины («слава, купленная кровью»; «полный гордого доверия покой» ; «старины заветные преданья»), затем следует общее изображение русской природы («степей холодное молчанье»; « лесов безбрежных колыханье»; «разливы рек её» ).

После этого следуют детали, связанные с народным бытом («дрожащие огни деревень»; «дымок спалённой жнивы»; «полное гумно»; «изба, покрытая соломой»; «с резными ставнями окно» ).

В финале картина ещё более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт — путешественник « смотреть до полночи готов » . В каждой изображаемой картине поэт использует различную лексику.

В первых шести строках — отвлечённые, общие слова: отчизна, рассудок, слава. Затем он употребляет слова, которые обозначают объекты широкого масштаба (географического и топографического характера): реки, леса, степи, просёлочная дорога.

А во второй половине стихотворения «Родина» лексика более конкретна: изображены частности (это показано даже грамматически — слова употреблены в единственном числе): обоз, нива, изба, гумно. В своих стихах о природе Лермонтов предпочитает цветовые эпитеты.

В «Родине» прямых цветовых эпитетов немного (жёлтая нива; белеющие березы), и всё же впечатление цветного изображения русской природы присутствует: голубой цвет — реки и моря; зелёный — леса; черный — ночь; жёлтый — огни, нивы, солома; белый — берёзы.

Зато как метафоричны эпитеты «печальные деревни» и «безбрежные леса»! И даже лёгкий оттенок грусти вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением стихотворения.

Поэт использует также и другие средства художественной выразительности: метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой; не шевелят во мне отрадного мечтанья; взором медленным пронзая ночи тень), олицетворение (степей холодное молчанье), анафору (Её степей … Её лесов); аллитерацию (разливы рек её, подобные морям); ассонанс (полный гордого доверия покой.

Стихотворение «Родина» написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую.

Образы и символы

Образ родины двулик: с одной стороны, он романтический, с другой — реалистический. Чаще всего страну восхваляют за военные успехи, следование традициям, великую историю. Лермонтов не отрицает, что весь этот комплекс качеств присущ и России, но это лишь внешний облик. Есть и внутренний образ родины, который также заслуживает внимания.

Примечательно, что Лермонтов — один из первых поэтов, кто обратился к берёзе как к символу России. Эта линия будет продолжена авторами ХХ столетия, в особенности С. Есениным.

Вероятно, это стихотворение написано ночью или поздним вечером. Образ ночи создаётся частым упоминанием этого времени суток (ночи тень, до полночи, ночлег), а также косвенными указателями: холод, огни деревень.

Читайте также:
Цитаты Стародума - герой Недоросли о воспитании и образовании

У лирического героя чуткое сердце, он проницателен и способен восхищаться мелочами. Его не привлекает наружная маска, он способен видеть то, что немногие способны заметить. Потому и его отрада «многим незнакома».

Темы и проблемы

  1. Тема родины раскрывается в стихотворении в деромантизированном ключе. Автор стремится представить отчизну в её истинном обличии, к которому относятся не величие и не доблесть, а просёлочные дороги, деревни, жнивы.
  2. Присутствует в стихотворении и мотив одиночества. Лирический герой признаётся в своей непонятости, мало кто способен понять его. Любовь поэта к родине отличается от того чувства, что испытывает большинство его соотечественников, ведь он совершенно иначе видит страну и ощущает дух народа.
  3. Проблема ценностей поднимается автором. Он видит главное достоинство страны не в богатой казне, а в полном гумне простых крестьян. Его радует, что пшеница убрана, а год был урожайным. В сравнении с этим вспоминается стихотворение Н. Некрасова «Несжатая полоса».

Жанр и композиция произведения

Условно «Родину» можно поделить на две неравные части. Первые шесть строчек – полемические, остальные – элегия. В первой поэт говорит о Родине в общем, о том, какая она большая и красивая. Он вводит в произведение мотив пространства, чтобы показать всё великолепие России. Благодаря сонорным согласным стихотворение звучит очень поэтично. Лермонтов с удовольствием использует гиперболу, аллитерацию, чтобы усилить впечатление читателя.

Далее точка зрения лирического героя меняется – он спускается на землю, видит на холме чету белеющих берёз, деревенские огни. Он подмечает каждую деталь картины, развернувшейся перед ним. Это крестьянская изба со ставнями, полное гумно. К концу стихотворения лирический герой прекращает наблюдать и сам принимает участие в деревенском празднике. Таким образом, композиция стихотворения показывает нам, насколько новы и неожиданны впечатления, которые поэт вкладывает в произведение.

Смысл

Идея стихотворения в том, чтобы предложить читателю другой взгляд на родину. Поэт изображает пейзажи своей страны, национальный дух. Странность любви Лермонтова к родине проявляется в том, что ему нравятся не только положительная сторона: леса, реки, праздники, — но и отрицательная: холодные степи, печальные деревни. Поэт любит родину абсолютно за всё, искренне, всем сердцем.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что воспевания в стихах достойны не только великие победы, открытия или деяния государственного масштаба, но и простые жизненные мелочи. В них тоже необходимо видеть прекрасное и почитать их. Поэт твёрд в своих убеждениях, его не прельстят «слава, купленная кровью» или «заветные преданья».

Взросление, фатальность и жизненный опыт писателя

Повзрослев, Лермонтов стремился к любви, желая обрести свободный образ жизни. Но выход в свет для вспыльчивого юноши оказался не слишком успешным. В школе прапорщиков Лермонтова считали циником и остряком. Будущий писатель показывал успехи в учебе, но держался слишком независимо и дерзко. Порицания высшего общества вызвал и стих «Смерть поэта», написанный Лермонтовым после смертельной дуэли Пушкина. Впервые юный поэт резко обвиняет в смерти Пушкина высший свет Петербурга и персон, приближенных к трону. Император Николай первый отправляет поэта в ссылку на Кавказ.

Ссылка продлилась недолго, друзья поэта и бабушка Елизавета Арсеньева приложили усилия для того, чтобы вернуть Лермонтова домой. Чуткая душа творческого человека уже впитала в себя широкий спектр ощущений и эмоций.

Высшее общество кажется Лермонтову мелочным, погрязшим в вечных интригах. Поэтому скоро из-за участия в дуэли поэт снова отправляется на Кавказ. Личная неприязнь императора к Лермонтову послужила причиной ссылки. И на этот раз непосредственно на передовую.

О разных видах любви: любовь к Родине

Любовь – загадочное чувство, и, пожалуй, самые искушенные в чувственности люди, самые мудрые философы, ученые и художники (в широком смысле этого слова) до сих пор бьются над вопросом, что же такое любовь? В санскрите существует 99 слов для того, чтобы описать любовь, в украинском языке – два слова, в древнегреческом – как минимум пять слов. Античный мудрец Теренций говорил, что «когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же». Вот так и с родиной: любовь к отечеству – тоже разная, как слова, обозначающие это чувство, разные.

Разные ипостаси любви

Средства художественной выразительности

Эпитеты в стихотворении Лермонтова служат важными уточняющими элементами, придают дополнительные смыслы изображаемым объектам. Почему «молчание степей» именно «холодное»? Это может говорить о суровом климате, а также о равнодушии. Любопытно наблюдать, как перечисление объектов влияет на художественные средства: автор думает о лесах, реках, и первым даёт определение «безбрежные», а реки сравнивает с морями. Но не только ассоциации использует поэт. Подобно живописцу, он раскрашивает образы: желтая нива, белеющие берёзы.

Читайте также:
Смысл названия поэмы Гоголя Мёртвые души - основная тема, суть

Обращается автор и к олицетворениям: молчание степей, пронзая взором, преданья не шевелят. Лермонтов применяет смешанный троп — олицетворяющий эпитет (печальные деревни, дрожащие огни).

Выстроить композицию стихотворения помогает такая фигура речи как анафора, а используется она в первой части и в начале второй.

Критика

В.Г. Белинский считал «Родину» прекраснейшим стихотворением и ставил его в один ряд с шедеврами А.С. Пушкина. В целом позднее творчество Лермонтова критик оценивал очень высоко.

Для традиции русской литературы «Родина» также имеет большое значение. Если в эпоху классицизма были приняты помпезные восхваления страны в одах, то романтизм предлагает совершенно иное, субъективное восприятие отчизны. Лермонтов продолжает линию, начатую ещё Байроном, его произведением «Англия», на русской почве эту традицию продолжает Пушкин в «Медном всаднике» и поклонник Лермонтова Якубович в стихотворении «Люблю я, Дон, твои станицы…». Новым для этих авторов было не восхваление, а признание в любви к родине.

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовь-филиа

Так древние греки называли глубокую душевную привязанность, близость между самыми родными людьми, которая основывалась на общих интересах, бытовых вопросах, повседневности и целях. Любовь-филиа близка к ощущению полноценного счастья. Это постоянное чувство новых и свежих эмоций, ярких впечатлений, которое при этом еще и отличается стабильностью.

Любовь-агапэ

Наиболее возвышенную разновидность любви античные мыслители назвали любовью-агапэ. В узкой трактовке – это любовь к Богу. Любовь-агапэ трактуется и в более широком контексте. Красота, высшая духовность, идеал – характерные черты агапэ. Чувственность при такой любви становится жертвой, чувственность игнорируется. Описываемая Лермонтовым патриотически-фатальная любовь к отечеству вполне может расцениваться как любовь-агапэ.

Любовь-маниа

В контексте отношения к родине, любовь-мания – это выражение радикального, нездорово гиперболизированного чувства. Мания – это желание властвовать, преобладать и обладать предметом вожделенной любви.

Страшнее всего – изменить любимому в чувствах, в эмоциональной привязанности. Например, такова любовь эмигранта, который, физически покидая родную страну, все же остается верным отечеству, поддерживая в своем локальном мире традиции родной культуры, продолжая говорить на родном языке.

Любовь-сторгэ

Деликатность, такт, подчеркнутая рыцарская вежливость, направленная на главную цель – поддержать компромисс и гармонию в отношениях. Античные мыслители считали, что если любовь-агапэ – это выражение любви к Богу, то сторгэ – это идеальная форма семейных отношений. Дружба, нежность, человечность во всех ее проявлениях. Но сторгэ не приемлет грубости, эгоизма, неискренность и черствости. Это полная сострадания и сочувствия любовь.

Любовь-прагма

Это чувство, которое основывается на рассудочности. Крайняя форма любви-прагмы – желание получить выгоду из предмета своих чувств, например, воспользоваться благами, ресурсами родины для того, чтобы реализовать собственные интересы. Пожалуй, с любовью-прагмой мы встречаемся чаще всего. Именно это чувство скрывается за красивыми лозунгами. Любовь-прагма возникает из логики, из определенного расчета и схематизма, поэтому такая привязанность проходит достаточно быстро. Любовью-прагмой трудно «заболеть», но от кратковременной хвори на эту любовь легко излечиться.

Любовь-людус

Впервые любовь-людус, то есть любовь-игру, описал канадский социолог и писатель Джон Алан Ли. С тех пор термин «любовь-людус» прочно вошел в современную социальную психологию. Это чувство не отличается глубиной или вдумчивостью, напоминая скорее детскую забаву или, возможно, первую влюбленность. Главная ориентация любви-людус – это получение удовольствия. Может ли человек относится к родине подобным образом? Безусловно. Это любовь времен социального кризиса, упадка и торжества инфантилизма. Обычно это чувство не «гуляет» наедине с собой, объединяясь с любовью-прагмой, сторгэ, а порой – манией.

«Родина» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, средства выразительности, лирический герой

Стихотворение Лермонтова “Родина” изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Родина” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.

История создания – стихотворение написано, как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм, окантованный картинами родной природы.

Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине с перечислением картин родной природы.

Жанр – дума. Вторая строфа очень близка к элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.

Читайте также:
Краткое содержание Зверь - читать пересказ книги Н. Лескова онлайн

Метафоры“слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Эпитеты“тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Сравнение“разливы рек её, подобные морям”.

История создания

В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.

Оно написано 13 марта и первоначально было названо “Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на “Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную”, потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему опостылели “законы” высшего общества, интриги, чинопреклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.

Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство, как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно, торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.

Лирическое стихотворение близко к жанру думы, который был свойственен творчеству декабристов. Вторая строфа – самая большая по объёму – отвечает всем требованиям жанра элегии. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным, и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам “факт любви”. Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.

Средства выразительности

Яркие живые эпитеты использует автор в своём признании: “тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Сравнение: “разливы рек её, подобные морям”.

Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье…”.

Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: