Римский-Корсаков Николай Андреевич биография, семья, жена, интересные факты из жизни и творчества, список опер и симфоний композитора

Николай Римский-Корсаков

Биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков – русский композитор, педагог, теоретик, дирижер, участник музыкального творческого содружества «Могучая кучка». Автор пятнадцати опер, трех симфоний, ряда симфонических произведений, сборников «100 русских народных песен» и «40 народных песен», а также 80 романсов.

Детство и юность

Николай Андреевич родился в городе Тихвин Новгородской губернии в семье потомственных дворян. Прапрадед будущего композитора занимал пост контр-адмирала флота при Елизавете Петровне. Отец Андрей Петрович Римский-Корсаков носил титул действительного статского советника, служил Новгородским вице-губернатором, четыре года занимал пост Волынского губернатора. Мать Софья Васильевна принадлежала к роду помещиков Скарятиных, но была рождена от крепостной крестьянки.

Дом, где родился Николай Римский-Корсаков

В семье воспитывалось двое сыновей – Воин и Николай. Старший сын Воин Андреевич стал впоследствии морским контр-адмиралом. Разница в возрасте между братьями составляла 22 года, поэтому младший брат находился под сильным влиянием авторитета старшего.

Николая с ранних лет готовили к службе на флоте, но отец, сам владеющий игрой на фортепиано, с шести лет привил любовь младшему сыну к музыке. Первоначально Николай увлекался только церковным пением и русским фольклором. В 9 лет мальчик сочинил первое вокальное произведение.

Николай Римский-Корсаков и его брат Воин Римский-Корсаков

В 1856 году подростка определили в Морской кадетский корпус. Переехав в северную столицу, Римский-Корсаков погрузился в культурную жизнь города и стал посещать оперный театр. Николай познакомился с музыкальными произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера, Михаила Глинки, Людвига ван Бетховена, Амадея Моцарта и Феликса Мендельсона.

Юноша стал брать уроки игры на виолончели у педагога Улиха, затем занимался у пианиста Федора Канилле. В1862 году Николай Римский-Корсаков окончил морское училище. В этом же году юношу постигла тяжелая утрата – умер отец будущего композитора. Мать и старший брат перебрались в Санкт-Петербург.

Музыка

В 1861 году состоялось знакомство Римского-Корсакова и Милия Балакирева, основателя содружества «Могучая кучка». Дружба с талантливым музыкантом повлияла на развитие творческой биографии Николая Андреевича. Членами кружка также стали Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Позднее к содружеству присоединился А. П. Бородин. Идеологом «Могучей кучки» стал музыкальный критик В. В.Стасов.

Композиторы «Могучей кучки»

Милий Алексеевич вдохновил молодого композитора на создание крупного произведения – Первой симфонии оp. 1, эскизы к которой уже были созданы. К концу обучения в морском училище Николай завершил три части произведения и отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Медленная часть симфонического цикла была написана спустя полгода после отплытия.

Вернувшись через три года в Санкт-Петербург, Николай Андреевич погружается в творчество. В первые же месяцы состоялась премьера Первой русской симфонии автора в исполнении оркестра под управлением Милия Балакирева на концерте Бесплатной музыкальной школы.

Николай Римский-Корсаков в детстве и юности

Под влиянием наставника Римский-Корсаков углубляется в изучение фольклора и создает симфоническую картину «Садко», музыкальный материал которой позднее был использован в одноименной опере. Новаторство композитора проявилось в использовании программности, а также в изобретении симметричного лада, который придавал музыке фантастическое звучание.

Римскому-Корсакову доставляло удовольствие экспериментировать с системами лада, так как сам композитор от природы был наделен цветным слухом. Тональность до мажор композитор воспринимал в белом цвете, ре мажор – в желтом. Ми мажор стал для Николая Андреевича символом морской стихии, ассоциируясь с оттенками синего цвета.

Позднее из-под пера музыканта появляется сюита «Антар» (Вторая симфония ор. 9). Оперный жанр композитор начинает осваивать с создания оркестровок произведений Александра Даргомыжского и Цезаря Кюи. Первая опера Римского-Корсакова появилась только в 1872 году и получила название «Псковитянка». В основу либретто легла одноименная драма Льва Мея. Премьера оперы состоялась через год в Мариинском театре.

В начале 70-х годов Николай Андреевич получает приглашение от ректората Санкт-Петербургской консерватории и становится профессором учебного заведения, не обладая при этом законченным музыкальным образованием. За 35-летнюю преподавательскую деятельность композитор воспитал плеяду музыкантов с мировыми именами, в число которых вошли Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.

Николай Римский-Корсаков за работой

Вместе со студентами, которым Николай Андреевич преподает композицию, инструментовку и оркестровку, композитор сам совершенствует профессиональное мастерство. Музыкант посвящает первые годы преподавания написанию полифонических, вокальных произведений, создает концерты для фортепиано, кларнета, тромбона, квинтет и секстет для инструментального ансамбля. В 1873 году выходит Третья симфония автора (op. 32).

Читайте также:
Гомер биография, произведения, интересные факты

В 1874 году Римский-Корсаков встает за дирижерский пульт. Спустя шесть лет талантливый музыкант уже выступал с оркестром в Москве, на «Всемирной выставке» в Париже, на «Concerts populaires» в Брюсселе. В середине 70-х композитор готовит к выпуску партитуры опер Михаила Глинки.

В 80-е годы появляются симфонические произведения Римского-Корсакова, которые снискали композитору мировую славу: оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник», а также оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада».

В эти годы Николай Андреевич сотрудничает с Придворной певческой капеллой, руководит Беляевским кружком, управляет «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге.

Портрет Николая Римского-Корсакова

Начало 90-х годов ознаменовалось спадом творческой деятельности композитора. В это время появляются философские и теоретические труды мастера, Николай Андреевич создает новые редакции ряда прежних произведений. В середине 90-х годов начинается новый этап оперного творчества Римского-Корсакова: появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), «Царская невеста» (1898).

В начале XX столетия Римский-Корсаков сочиняет последние сказочные оперы: «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Популярность снискала тема интермедии для оперы «Сказка о царе Салтане» (1900), которая получила название «Полет шмеля».

Номер неоднократно перекладывался для сольного исполнения струнными народными инструментами, а также создавались редакции для фортепиано и гитары. В XX веке появились аранжировки произведения в стиле джаз, рок, хеви-метал.

С началом революционного движения в России в 1905 году Римский-Корсаков выступил в поддержку бастующих студентов вуза, в результате чего был уволен из консерватории, куда вернулся спустя время.

Личная жизнь

Личная жизнь Николая Римского-Корсакова сложилась благополучно. Будучи вхож в дом старшего коллеги А. С. Даргомыжского, на одном из творческих вечеров Николай обратил внимание на пианистку Надежду Николаевну Пургольд. В тот момент молодой музыкант как раз начинал работу над оперой «Псковитянка». Николаю Андреевичу требовался помощник для инструментовки нескольких оперных номеров, и он обратился к Надежде Николаевне.

Николай Римский-Корсаков с семьей

Совместное творчество повлияло на отношения молодых людей, в 1872 году состоялась свадьба. Через год в семье родился первенец – Михаил, который впоследствии стал зоологом и лесоведом. В 1875 году супруга подарила Николаю Андреевичу дочь Софию, будущую оперную певицу.

Спустя три года на свет появился сын Андрей, который позднее освоил профессию музыковеда, стал доктором философских наук. Владимир, младший сын Римского-Корсакова 1882 года рождения, работал альтистом в оркестре Мариинского театра. В 1884 году появилась на свет младшая дочь Надежда. У четы Римских-Корсаковых было еще два ребенка – Святослав и Мария, умерших в младенчестве.

Николай Римский-Корсаков

Супруга пережила Николая Андреевича на 11 лет и скончалась от оспы. Квартира на Загородном проспекте Санкт-Петербурга, где жили Римские-Корсаковы в последние годы, после революции была заселена приезжими. Только в 1971 году там разместился музей композитора, где была восстановлена обстановка времен жизни Николая Андреевича. В квартире размещены рукописи знаменитых опер и фото из семейного архива музыканта.

Смерть

Композитор скончался 8 июня 1908 года по ст.ст. от инфаркта, который получил после известия о том, что опера «Золотой петушок» запрещена к постановке. В это время Николай Андреевич находился в загородной усадьбе в Любенске.

Похороны Николая Римского-Корсакова

Могила музыканта первоначально находилась в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище, потом останки перезахоронили в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Римский-Корсаков Николай Андреевич биография, семья, жена, интересные факты из жизни и творчества, список опер и симфоний композитора

1.Российский композитор Римский-Корсаков обязан своим успехам своему таланту.

Он — один из самых талантливых российских композиторов. «Царская невеста» Римского-Корсакова входит в топ-100 самых популярных опер в мире.

2. Вся его музыка пропитана любовью к родным краям, и именно поэтому его называют «народным» композитором.

3.Римский-Корсаков черпал вдохновение не из тонкостей музыкальной науки, а из красоты русской земли.

4.Конечно, он изучал музыкальную науку, и добился в ней небывалых высот, навеки вписав в историю своё имя, но, наверное, главным его преимуществом было то, что он мог тонко чувствовать окружающий мир. Жизнь его была неразрывно связано с русской природой, он черпал вдохновение в красоте всего, что видел вокруг.

5.Также Римский-Корсаков черпал силы для написания очередного шедевра в русских сказках, традиционных напевах и народном творчестве.

Читайте также:
Крылов биография, факты из жизни, детство, творчество, басни

6.Именно поэтому Римский-Корсаков прославился ещё при жизни не только в России, но и далеко за её пределами.

7.Родился будущий композитор и музыкант в известном дворянском семействе, члены которого из поколения в поколение служили на военно-морском флоте Российской Империи.

8. С детства и маленький Николай мечтал о путешествиях и далёких землях, поэтому отец отдал его на обучение в Морской кадетский корпус.

9. Римский-Корсаков во время военно-морской службы, продлившейся три года, много ходил по морям и посещал разные страны.

10. Кадетский корпус он закончил. Его ожидала судьба морского офицера, о которой он мечтал. Но, ещё учась в этом заведении, он понял, что призвание его – музыка.

КОМПОЗИТОР В ДЕТСТВЕ

11. Очень рано были выявлены у Римского-Корсакова музыкальные способности. Будучи ещё 3-летним ребёнком, он уже попадал в ноты, играя на барабане.

12. Учиться игре на фортепиано Римский-Корсаков начал, когда ему было всего 6 лет.

13. А свои первые музыкальные сочинения Римский-Корсаков сочинил в 11-летнем возрасте.

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ В ЮНОСТИ

14. В бытность свою кадетом Римский-Корсаков попал в Петербург, где познакомился с культурной жизнью столицы, и навсегда влюбился в музыку, решив связать с ней свою жизнь.

15. Петербург дарит ему встречи с истинным искусством. Здесь он узнал «Ивана Сусанина», здесь слушал «Руслана и Людмилу», здесь на него буквально обрушились симфонии Бетховена.

РИМСКИЙ — КОРСАКОВ С ЖЕНОЙ И ДОЧЕРЬЮ

16. Композитор познакомился с очаровательной девушкой, бывшей к тому же талантливой пианисткой, Надеждой Николаевной Пургольд. Молодые люди встретились в доме у А.С. Даргомыжского. Совместная работа над оперой «Псковитянка» настолько их сблизила, что в 1872 году появилась новая семья.

17.Это был счастливый брак, в котором было рождено семь детей. Лишь пятеро остались в живых, трое сыновей и две дочери. Отец лично занимался со своими детьми, несмотря на то, что был очень занят. Все они стали достойными наследниками таланта своего отца.

18. Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.

19. В зрелом возрасте композитор вспоминал, что в детстве не любил музыкальные уроки, и занимался ими только по настоянию родителей.

20.Когда в шесть лет, для него наняли учителя музыки, чью роль поначалу выполняла соседка, потом гувернантка, потом ученица гувернантки, но занятий он не любил.

21.Нотную грамоту, конечно, осилил, но история музыки, композиторы и интересные факты из их жизни не трогали абсолютно. А вот мамино любительское пение слушал, дядино тоже, и монахов, поющих в Тихвинском монастыре.

22.А его учитель, Ф.Канилле, понимая, сколь одарен его ученик, дал совет, который решил судьбу Николая, самому заняться сочинительством. Он же стал инициатором знакомства, которое стало значимым событием в жизни тогда еще будущего композитора, с Балакиревым и его кружком талантливых музыкантов, известным в истории как «Могучая кучка», где он нашел единомышленников, таких же, как он музыкантов, не имеющих специальной музыкальной подготовки.

23.Балакирев готовил молодых коллег к самостоятельной творческой деятельности по собственной методе. Он предлагал тему, затем следовали обсуждения всеми участниками собрания, изучались музыкальные произведения именитых мастеров и постепенно все сложности, которые возникали при сочинительстве, разрешались.

24.И все же характер у Балакирева был настолько тяжелым, что в начале 90-х их общение прекратилось совершенно.

25. Римский-Корсаков стал первым, кто мог передать настроение моря красками музыки. Его даже именовали музыкальным «маринистом».

26. Композитор утверждал, что у музыки есть цвета, и каждой мелодии соответствует определённый цвет.

27.И вообще, он имел цветной слух, иначе говоря, соотносил музыку с цветами. Самый наглядный пример – это ми мажор, который виделся ему синим. И все его произведения морской тематики в Ми мажоре. Им даже придумана собственная гамма, названная его именем.

28. Он сочинял самые разные произведения, но самыми знаменитыми его сочинениями стали сказки. Сам Римский-Корсаков говорил, что работа над ними доставляет ему особое удовольствие.

29. Благодаря нескольким своим сочинениям: «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китиже», операм «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», Николая Андреевича называли сказочником. Сказки были его любимой темой.

Читайте также:
Братья Гримм биография Якоба и Вильгельма, личная жизнь, интересные факты о творчестве, список известных сказок немецких писателей ля детей

30. Римский-Корсаков является 26-м по частоте исполнения оперным композитором во всём мире.

31. Николай Андреевич Римский-Корсаков не только сочинял музыку, но и был великолепным дирижёром, а также виртуозно играл на пианино.

32. События 1905 года оказали на Римского-Корсакова столь значительное влияние, что он покинул Петербургское отделение Императорского русского музыкального общества.

33.Его поддержали коллеги-композиторы и вышли на забастовку учащихся консерватории. Профессора уволили, многих студентов исключили, даже запретили исполнять его произведения.

34.Но запреты нарушались повсеместно по стране, концерты проводились вопреки всем ограничениям. Поддерживая музыканта, его музыку зрители слушали стоя.

35. Его вдова была вынуждена покинуть их большую квартиру в Петербурге после революции. Она стала коммунальной. В ней одновременно могли проживать до десяти семей.

36.Римский-Корсаков был лично знаком с Мусоргским, другим знаменитым композитором.

37. Римский-Корсаков был настолько талантлив, что Петербургская консерватория предложила ему занять должность преподавателя музыки, хотя у него даже не было музыкального образования.

38. В Петербургской консерватории Римский-Корсаков проработал почти 35 лет.

39. На протяжении всей жизни Римский-Корсаков обожал читать. Книги он буквально поглощал одну за другой.

40. Однажды он, будучи приглашённым Львом Николаевичем Толстым, поссорился с ним, так как писатель утверждал, что любая музыка вредна, с чем Римский-Корсаков, разумеется, не мог согласиться.

41. Его опера «Золотой петушок» стала косвенной причиной его смерти. На нее был наложен запрет, потому что в ней образ царя жестоко высмеивался. Когда известие об этом дошло до композитора, случился первый инфаркт. А второй в июне 1908 года стал смертельным. Через год опера уже шла в Москве.

42. Год спустя после смерти композитора его вдова опубликовала очень интересные воспоминания Николая Андреевича под названием «Летопись моей музыкальной жизни».

43. Такие знаменитые композиторы, как Стравинский и Гнесин, были последователями музыкальной школы Римского-Корсакова.

44. Родственники Римского-Корсакова сохранили его вещи, нотную библиотеку и рукописи. Как только появилась возможность, в его квартире появился музей.

45. Современная Санкт-Петербургская консерватория носит имя Николая Римского-Корсакова.

ПАМЯТНИК РИМСКОМУ-КОРСАКОВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Николай Римский-Корсаков

Римский-Корсаков Николай Андреевич — великий русский композитор, музыкальный критик, известный дирижёр, педагог, общественный деятель, участник «Могучей кучки».

Биография

Детство

Родился Николай Андреевич в дворянской семье. Отец, Андрей Петрович, был чиновником. Мать, Софья Васильевна, была запретным плодом любви помещика и крепостной крестьянки.

Образование

Начальное образование Николай получил дома, затем продолжил его в пансионе. Отец отдал двенадцатилетнего сына в Морской кадетский корпус, который Римский-Корсаков закончил с отличием.

Творческий путь

В 1861 году умер отец, семья перебралась в Петербург, где состоялось знакомство юного Римского-Корсакова с Балакиревым. Став членом «Могучей кучки», будущий композитор пробует сочинять свои первые музыкальные произведения.

По окончанию кадетского корпуса Римский-Корсаков проходил морскую службу на клипере (парусном судне) «Алмаз», на котором объездил много стран. Возможно, поэтому в музыкальных произведениях композитора так часто звучит морская тематика.

Возвратившись из путешествия, Николай закончил «Первую симфонию». Музыкальный язык своего первого произведения композитор усовершенствовал в следующих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Сербской фантазии». Развивая в дальнейшем славянские народные мотивы, Римский-Корсаков старался всегда придерживаться исключительно национального колорита.

Открытием в мире музыке стала музыкальная картина Римского-Корсакова «Садко». Это одно из самых ранних программных произведений композитора, в котором он продолжает традиции европейского симфонизма. «Садко» — первое сказочное произведение Николая Андреевича. Именно в нём композитор попытался с помощью оркестра изобразить море. И именно здесь можно наблюдать знаменитую «гамму Римского-Корсакова» — придуманный им самим симметричный лад для изображения фантастического мира.

С 70-х годов начинается общественная жизнь Римского-Корсакова. Он успевает абсолютно везде: преподаёт в должности профессора в Санкт-Петербургской консерватории, исполняет обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, назначается директором Бесплатной музыкальной школы, успевает работать дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей, помогает управляющему Придворной певческой капеллой, возглавляет Беляевский кружок. Усовершенствовав композиторскую технику своих произведений, Римский-Корсаков сочинил «Симфонию № 3 C-dur». В эти годы ведущим жанром композитора становится опера (закончена «Псковитянка»).

В 80-е годы Римский-Корсаков перешёл на симфонические жанры: написал симфоническую сюиту «Шахерезада». Композитор изучает философию, пишет музыкальные критические статьи, редактирует свои ранние произведения. В конце 90-х годов выходят в свет оперы «Садко» и «Царская невеста». Они продолжили ряд его сказочных музыкальных произведений, подтвердив музыкальное прозвище композитора в узких кругах (Сказочник). Римский-Корсаков сумел показать в опере личность, чувства и переживания человека («Моцарт и Сальери»).

Читайте также:
Рональд Уилсон Рейган биография, реформы политики, карьера

В начале XX века продолжает сказочную тематику: оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». В последнем произведении содержалась очень язвительная сатира на самодержавие, так как политические взгляды Римского-Корсакова были определены событиями начала века. Революцию 1905 года встретил с восторгом, поддержал бунтующих студентов и осудил руководство консерватории, за что и был временно уволен.

Личная жизнь

В доме А. С. Даргомыжского Римский-Корсаков познакомился с очаровательной девушкой, талантливой пианисткой Надеждой Николаевной Пургольд, которая помогла ему в создании оперы «Псковитянка». Общая работа сблизила молодых людей, которые вскоре объяснились друг другу в любви. В 1872 году Римский-Корсаков женился на ней. В браке родилось семеро детей, но двое из них умерли в маленьком возрасте от туберкулёза. В живых осталось 3 сына (Андрей, Михаил и Владимир) и 2 дочери (София и Надежда).

Смерть

Оперу «Золотой петушок» запретили — в результате у Римского-Корсакова случился инфаркт. От повторного сердечного приступа композитор умер в усадьбе Любенск (Санкт-Петербург).

Интересные факты о Римском-Корсакове

Многие композиторы обязаны своему успеху своему таланту, как, например, Римский-Корсаков. Жизнь его была неразрывно связано с русской природой, он черпал вдохновение в народном творчестве и красоте всего, что видел вокруг. Конечно, он изучал музыкальную науку, и добился в ней небывалых высот, навеки вписав в историю своё имя, но, наверное, главным его преимуществом было то, что он мог тонко чувствовать окружающий мир. Именно поэтому Римский-Корсаков прославился ещё при жизни не только в России, но и далеко за её пределами.

Факты из биографии Римского-Корсакова

  • Родился будущий композитор и музыкант в известном дворянском семействе, члены которого из поколения в поколение служили на военно-морском флоте Российской Империи.
  • Учиться игре на фортепиано Римский-Корсаков начал, когда ему было всего 6 лет.
  • С детства он мечтал о путешествиях и далёких землях, поэтому отец отдал его на обучение в Морской кадетский корпус.
  • Свои первые музыкальные сочинения Римский-Корсаков сочинил в 11-летнем возрасте.
  • Будучи ещё 3-летним ребёнком, он уже попадал в ноты, играя на барабане.
  • В бытность свою кадетом Римский-Корсаков попал в Петербург, где познакомился с культурной жизнью столицы, и навсегда влюбился в музыку, решив связать с ней свою жизнь.
  • Римский-Корсаков во время военно-морской службы, продлившейся три года, много ходил по морям и посещал разные страны.
  • Однажды он, будучи приглашённым Львом Николаевичем Толстым, поссорился с ним, так как писатель утверждал, что любая музыка вредна, с чем Римский-Корсаков, разумеется, не мог согласиться (интересные факты о Льве Толстом).
  • Он был настолько талантлив, что Петербургская консерватория предложила ему занять должность преподавателя музыки, хотя у него даже не было музыкального образования.
  • «Царская невеста» Римского-Корсакова входит в топ-100 самых популярных опер в мире.
  • В браке у Римского-Корсакова родилось семеро детей, но двое из них умерли ещё в раннем детстве.
  • Он сочинял самые разные произведения, но самыми знаменитыми его сочинениями стали сказки. Сам Римский-Корсаков говорил, что работа над ними доставляет ему особое удовольствие.
  • Римский-Корсаков не только сочинял музыку, но и был великолепным дирижёром, а также виртуозно играл на пианино.
  • Композитор утверждал, что у музыки есть цвета, и каждой мелодии соответствует определённый цвет.
  • Римский-Корсаков был лично знаком с Мусоргским, другим знаменитым композитором (интересные факты о Мусоргском).
  • В зрелом возрасте он вспоминал, что в детстве не любил музыкальные уроки, и занимался ими только по настоянию родителей.
  • Опера «Золотой петушок», в которой высмеивался образ самодержца, была запрещена цензурой. Когда Римский-Корсаков узнал об этом, у него произошёл инфаркт.
  • После Октябрьской революции новые власти отобрали квартиру Римского-Корсакова, поселив в ней десять семей и превратив её в коммуналку. Сейчас там находится музей.
  • Консерватория Санкт-Петербурга носит имя Римского-Корсакова.
  • Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.
  • Римский-Корсаков является 26-м по частоте исполнения оперным композитором во всём мире.
  • На протяжении всей жизни Римский-Корсаков обожал читать. Книги он буквально поглощал одну за другой.
  • В Петербургской консерватории Римский-Корсаков проработал почти 35 лет.
  • Спустя год после смерти композитора его вдова опубликовала очень его интересные мемуары под названием «Летопись моей музыкальной жизни».
  • Такие знаменитые композиторы, как Стравинский и Гнесин, были последователями музыкальной школы Римского-Корсакова.
Читайте также:
Вильгельм Рихард Вагнер биография немецкого композитора

Биография Николая Андреевича Римского-Корсакого

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда, контр-адмирала флота при Елизавете Петровне.

В шесть лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой, но учительницы попадались неинтересные, и занятия не увлекали.

Нике было 12 лет, когда отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Сбылась сокровенная мечта стать моряком. Занимался Ника усердно и ровно. И все же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий «фрунтом», муштры.

В этом же году он начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха. Занятия сводились, главным образом, к совместной игре в четыре руки. В 1858 году Ника начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. Однако старший брат — Воин Андреевич решил их прекратить, считая, что трата времени на музыку может неблагоприятно сказаться на учебе в корпусе. По-своему он был прав 16-летний юноша потерял интерес к морскому делу. Музыка вторглась в его жизнь, отодвинув на второй план все остальное. А тут еще осенью 1861 года произошла встреча с Балакиревым, и молодой Римский-Корсаков стал участником балакиревского кружка. Он оказался вовлеченным в горячие обсуждения и споры. Юноша был счастлив, что его принимают как равного эти талантливые люди, увлеченные музыкой. Творческие радости были омрачены большим горем умер отец. Римский-Корсаков тяжело пережил эту утрату.

А осенью 1862 года на петербургской пристани он простился с провожавшими его Балакиревым, Кюи, Канилле. Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание с твердым намерением продолжать заниматься композицией. Действительно, он сразу взялся за сочинение Анданте для симфонии на тему русской народной песни про татарский полон, предложенной Балакиревым. Это произведение он отправил на суд учителя и получил одобрительный ответ. Однако за время плавания Римский-Корсаков больше ничего не написал.

Радостным было возвращение на родину, где его ждали друзья-единомышленники. Римский-Корсаков оказывается наконец в том мире, который стал для него на всю жизнь единственным. Он много и с жадностью читает, играет на фортепиано, стремясь наверстать упущенное в плавании время. Дружеское внимание, поддержка старших членов «Могучей кучки» помогли Николаю Андреевичу почувствовать и себя их товарищем.

Римский-Корсаков усердно работал над Первой симфонией, дописывал ее, оркестровал, следуя указаниям Балакирева. В октябре 1865 года она была исполнена в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1867 году Римский-Корсаков написал «музыкальную картину» «Садко» для оркестра, принесшую ему заслуженную славу. Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра с океаном-морем. Стоило приступить к сочинению, как ожили воспоминания о плавании на «Антаре» картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, черного южного неба с крупными, блестящими звездами. «Садко» — первая работа, в которой Римский-Корсаков по-настоящему почувствовал собственный творческий пульс. И его охватило желание одолеть высоты, казавшиеся еще недавно недоступными. Тогда зародилась и идея «Антара» — программного симфонического сочинения на сюжет восточной сказки.

История жизни Николая Андреевича Римского-Корсакого

В эти же годы к Николаю Андреевичу пришла большая любовь. В исполнении произведений членов кружка участвовали две очаровательные девушки — Александра и Надежда Пургольд. Римский-Корсаков все чаще бывает у Пургольдов. Он восхищается игрой Надежды Николаевны, и не только игрой. Ему нравится делиться с ней мыслями и жизненными планами.

Летом 1869 года, написав первый хор задуманной оперы, он поспешил на дачу к Пургольдам. Услышав в исполнении Надежды Николаевны пронизанную страхом и тоской мелодию, так странно диссонирующую с перезвоном колоколов, он окончательно понял, что будет писать «Псковитянку».

Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд

Мысль об этой опере неотступно преследовала его уже много месяцев. Написанная в начале 1860-х годов, но запрещенная к постановке, пьеса Мея «Псковитянка» привлекла внимание Балакирева и Мусоргского. Они настойчиво рекомендовали ее Римскому-Корсакову как основу для оперного либретто. Четыре года продолжалась работа над «Псковитянкой». Это было время, до предела заполненное событиями, переживаниями. Многое изменилась в жизни Римского-Корсакова. Умер любимый брат — Воин Андреевич. Душевная близость, возникшая между ним и Надеждой Пургольд в первый год знакомства, постепенно выросла в нежную привязанность. В декабре 1871 года Надежда — милая, добрая девушка, с серьезным нежным лицом и задумчивыми глазами стала невестой Римского-Корсакова.

Читайте также:
Чарльз Роберт Дарвин биография, жена, дети, национальность, теория и закон, основные открытия, труды и вклады в науку, книги и произведения, интересные факты

Разучивание оперы началось осенью 1872 года, когда Николай Андреевич и Надежда Николаевна вернулись из свадебного путешествия по Швейцарии и Северной Италии. В январе 1873 года состоялась премьера. Публика хорошо приняла оперу. За полтора месяца прошло десять спектаклей при полном зале.

Отшумели аплодисменты премьеры, жизнь вернулась в обычную колею. Дел было много. Еще в 1871 году Римский-Корсаков начал преподавать в консерватории. Только приступив к работе, Римский-Корсаков понял, насколько значительны пробелы в его музыкальном образовании. Как часто пытался он объяснить это друзьям. Но ничего не получалось. Его длительный и нелегкий труд по техническому совершенствованию в 1873—1878 годах, неотделимый от освоения классического наследия, не встретил понимания балакиревцев.

Стасов и Мусоргский, горячие поборники эстетических принципов «Могучей кучки», расценивали это как предательство. Мрачные прогнозы балакиревцев будто оправдались, техническое перевооружение не принесло ожидаемых плодов. Новая, Третья симфония, впервые исполненная под управлением автора в феврале 1876 года в зале Дворянского собрания, была встречена сдержанно и публикой и прессой. Не лучшая участь постигла и созданный в 1875 году струнный квартет. По-видимому, новая композиторская техника еще довлела над его стилем письма, мешала свободному полету вдохновения.

Композитор страстно мечтал о том, чтобы писать легко, непринужденно. И вот пришло вдохновение, в ярком и пестром наряде чудесной украинской народной песни, вместе с благоуханием теплой южной ночи, серебристым сиянием месяца над зеркальной гладью прудов; пришло прямо со страниц поэтичнейших гоголевских рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Римский-Корсаков хорошо знал «Майскую ночь», не раз читал в детстве, слушал у Балакирева, где любили читать Гоголя вслух, упивался вместе со своей невестой замечательной поэмой в прозе.

«Майская ночь» создавалась в 1878 году. Составляя либретто, Римский-Корсаков стремился сохранить план повести Гоголя, колоритный язык ее героев. Опера писалась быстро за месяц был создан целый акт. «Майская ночь» заполнена мелодией — полнокровной, идущей от сердца, способной обобщенно выразить и чувство героя, и сценическую ситуацию, и динамику действия. Построение оперы также иное появляются самостоятельные номера — песни, ансамбли, сцены.

«Майская ночь» была закончена, но Римскому-Корсакову не хотелось уходить из мира сказок, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует. Он попросил у знаменитого драматурга Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.

«Снегурочка» увидела свет рампы в начале 1882 года. Н. Ф. Тюменев, ученик Римского-Корсакова, вспоминал о премьере:

«Поставлена «Снегурочка» была роскошно. Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене. Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны. Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно». Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки Чайковского, сказал «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо-страстной героини сказки».

«Снегурочка» наполнила сердце композитора жизненной силой, помогла пережить горе и холод невосполнимых утрат. В феврале 1881 года не стало Мусоргского. Через шесть лет умер Бородин. После смерти Мусоргского и Бородина композитор принялся за сложнейшую работу — завершение их незаконченных произведений. Это Римскому-Корсакову удалось блестяще. Кипучая, интенсивная жизнь Римского-Корсакова в 1880-е годы, его работа над творческим наследием друзей, педагогическая, дирижерская, общественная деятельность отодвинули на второй план сочинение музыки. И все-таки именно тогда Римский-Корсаков создал два великолепных симфонических произведения — «Испанское каприччио» и «Шехеразаду». «Испанское каприччио», произведение, в котором композитор обнаружил удивительное богатство воображения. «Шехеразада» — это сказка в музыке. И хотя она «рассказана» русским композитором, музыка ее носит ярко выраженный восточный характер.

Читайте также:
Бонапарт биография императора Франции, реформы, факты

Весной 1894 года Римский-Корсаков начал сочинять вторую оперу на гоголевский сюжет — «Ночь перед Рождеством» и почти одновременно работал над «Садко». Много лет не давала ему покоя недопетая песня о сказочном гусляре, теперь он решил вернуться к ней, создать крупное эпическое полотно на основе старинных былин и сказаний.

Подобно предыдущим операм, «Садко» был задуман как двуплановое произведение. Но в отличие от них, здесь фантастика не главенствует над реальным миром.

Композитору было уже за пятьдесят, но в душе расцветала весна — праздничная, ликующая, полная вдохновения. Послушный ее призыву, он писал с упоением. Рождались певучие романсы, за ними — две одноактные оперы — «Вера Шелога» и «Моцарт и Сальери», уже зрели мысли о «Царской невесте». Хотелось сделать как можно больше. Быть может потому, что знал теперь не надо просить о постановке. Сумбурный, но талантливый, артистически чуткий директор Частной оперы Мамонтов ждет его новых опер.

Приступая к работе над «Царской невестой», композитор стремился к тому, чтобы стиль оперы был по преимуществу певучим. Поставленной цели композитор добился. Премьера прошла успешно. Аплодисменты, венки, восхищение почитателей, сочувствие публики, торжество театра. Но не обошлось и без ложки дегтя. Холодно встретили оперу «беляевцы» не одобрил Глазунов, вежливо промолчал Лядов, пожал плечами Кюи.

В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Пушкина. Римский-Корсаков принял деятельное участие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

Октябрьским вечером 1900 года сказка ожила на сцене Частной оперы. Она предстала в чудесных декорациях и костюмах Врубеля. Зал был полон. В Москве Римского-Корсакова любили, считали своим. Овациям и венкам не было конца.

Едва закончив «Салтана», композитор начал работать над оперой «Сервилия» на сюжет из эпохи Древнего Рима. Это произведение малоинтересно по содержанию и сценическому решению. Не лучшая участь постигла и «Пана Воеводу» — «оперное интермеццо» из жизни шляхетской Польши, посвященное памяти Шопена.

Напряженная композиторская и педагогическая деятельность сказалась на здоровье Римского-Корсакова. Однако невзирая на мрачные настроения, в 1902 году Римский-Корсаков закончил одно из своих самых новаторских произведений — оперу «Кащей Бессмертный».

Наступил страшный день 9 января 1905 года. Жители Петербурга были потрясены «кровавым воскресеньем». Широкая волна забастовок охватила столицу. В консерватории накалу страстей способствовал вопиющий инцидент один из вольнослушателей — солдат полковой музыкальной команды — бахвалился своими «подвигами» на Дворцовой площади. Студенческая сходка потребовала исключения погромщика. Дирекция отказала. Сходки следовали за сходками, студенты настаивали на прекращении занятий до осени. Римский-Корсаков поддержал требования студентов. В ответ последовало постановление об увольнении Римского-Корсакова. Это событие всколыхнуло общественность. Вслед за Римским-Корсаковым из консерватории в знак протеста ушли Глазунов, Лядов и другие профессора.

Римского-Корсакова не покидала мысль о создании оперы, обличающей царизм. Композитор, никогда не крививший душой, привыкший смотреть правде в глаза, быть честным в помыслах и поступках, решил запечатлеть в музыке тупость и жестокость власти, ставшей врагом и палачом своих подданных. Он знал, что за ним зорко следят, что его произведение в условиях царской цензуры вряд ли увидит сцену, но решил выполнить, возможно, в последний раз, свой долг гражданина. Осенью 1906 года Римский-Корсаков приступил к работе над «Золотым петушком». Пушкинская сказка привлекла композитора отточенностью пародийного жала, бичующим остроумием, антимонархической направленностью. Составивший либретто Вольский также считал, что опера должна стать достойной отповедью наступившему разгулу реакции.

«Золотой петушок» был закончен летом 1907 года. Директор императорских театров Теляковский хотел сразу осуществить постановку в Большом театре, но московский генерал-губернатор воспротивился острота сатиры насторожила ревностного царедворца. Опера так и осталась в портфеле композитора. Она была исполнена позже, в 1909 году, но ее Римскому-Корсакову уже не удалось увидеть.

Незаметно подкралась тяжелая болезнь. Вначале она лишь временно выводила из строя. 21 июня 1908 года окончательно сразила. Душной летней ночью композитор ушел из жизни.

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Николай Андреевич Римский-Корсаков принадлежал к обществу «Могучая кучка» (сообществу русских композиторов «новый музыкальной школы»). Современники вспоминают, что его талант сопровождался добрым характером, уважением ко всем ученикам и друзьям. Николай Андреевич был необычайным и очень талантливым человеком.

Читайте также:
Гумилев биография, факты, хронологическая таблица и творчество

Римский-Корсаков. Биография

Андрей Николаевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в Санкт-Петербургской губернии. Он прославился не только, как композитор, но и как педагог, дирижер, общественный деятель и музыкальный критик. Римский-Корсаков стал автором 15-и опер, 3 симфоний, симфонических произведений, кантат, вокальной и духовной музыки.

В свое время Николай Андреевич пришел преподавать в Первую русскую консерваторию в Петербурге. Он был молод, в те времена было мало 27-летних преподавателей, но Римский-Корсаков уже был известен как автор оригинальных сочинений для оркестра, увертюр на русские темы, фантазий на тему сербских народных песен, симфонической картины по русской былине.

Кроме того, он писал и другие произведения: модные в те времена романсы и восточную сказку «Антар» в форме сюиты. Удивительно, но Римский-Корсаков стал композитором, не имея музыкальный подготовки. Он учился на домашнем обечении, с 6-и осваивал игру на фортепиано, при этом сам больше любил книги, чем музыку. Римский-Корсаков увлекся церковной музыкой и русскими народными песнями позже. Свои первые произведения он написал в 11 лет. Отец отдал его учиться в Морской кадетский корпус. Волей судьбы именно там он понял, что посвятит себя музыке. После смерти отца семья Николая Андреевича переехала в Санкт-Петербург, где Римский-Корсаков вошел в кружок «Могучей кучки».

Одним из важнейших и поворотным в истории жизни композитора стала музыкальная картина «Садко», написаннвя в 1867 году. Это произведение продолжило традиции Европейского программного симфонизма. Благодаря ему Римского-Корсакова стали называть композитором-сказочником, который с помощью музыкальных инструментов мог увести слушателя в мир чудес и волшебства.

Римский-Корсаков успевал преподавать в консерватории, заниматься сочинением музыки, быть дирижером и справляться с должностью инспектора военно-морских оркестров.

Этапы творчества и семья

В 80-х годах у композитора был этап симфонических произведений: «Симфониетта», «Шехерезада». В то время Андрей Николаевич работал в Придворной певческой капелле, позже он вернулся к жанру оперы: «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и др.

Римский-Корсаков любил и вокальную лирику, он переложил на романсы стихи Пушкина, Лермонтова, Фета и других великих поэтов. Его творчество многообразно благодаря тому, что композитор ценил сказочность, народное творчество, но не оставался равнодушен и к реалиям своего времени. Ему удалось создать целую галерею удивительных, прекрасных произведений и ярких образов.

Композитор творил более 40 лет. Все это время он оставался верным своим идеалам. Римский-Корсаков был женат на пианистке Надежде Пургольд, в его семье росло четверо сыновей и трое дочерей.

Андрей Николаевич умер в 1908 году от инфаркта в своей загородной усадьбе, которая стала музейным комплексом композитора. Римский-Корсаков покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.

Произведения

Оперы

  • Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895)
  • Майская ночь (1880)
  • Снегурочка (1881)
  • Млада (1892)
  • Ночь перед Рождеством (1895)
  • Садко (1896)
  • Моцарт и Сальери (1898)
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898)
  • Царская невеста (1899)
  • Сказка о царе Салтане (1900)
  • Сервилия (1902)
  • Кащей Бессмертный (1902)
  • Пан воевода (1904)
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)
  • Золотой петушок (1907)

Симфонические произведения

  • Симфония № 1 (1865; 1884)
  • Сказка (симфоническая пьеса) (1880)
  • Симфониетта на русские темы (1885)
  • Увертюра на темы трех русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончательная редакция — 1880)
  • Антар (первоначально — Симфония № 2) (1868; 1875; 1891)
  • Симфония № 3 (1873; 1886)
  • Шехеразада (симфоническая сюита) (1888)
  • Испанское каприччио, (1897) [en]
  • Светлый праздник (увертюра)
  • Садко, (1896)
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Вокальные работы

  • 79 романсов
  • хоры с оркестром и a capella
  • сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен».(собранных Т. Филипповым) (1882)

Читайте также:

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Фото Все

Видео Все

Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд. Больше, чем любовь

Николай Римский-Корсаков. Биография

Известные люди Николай Римский Корсаков Док фильм

Николай Римский-Корсаков — биография

Шедевры легендарного Римского-Корсакова стали символом России и прославили имя музыканта на весь мир. Он писал великолепные романсы, оперы, симфонии, которые считаются достоянием золотого фонда классической музыки.

Юность и детство

Родился великий композитор в маленьком городе Тихвин. Его родители были дворянами из старинной династии. Один из предков юного Коли работал при императрице Елизавете. Отец будущего музыканта был высокопоставленным чиновником и даже несколько лет занимал губернаторскую должность. Хотя мать также относилась к древнему и славному роду, бабушкой Николая по материнской линии была простая крестьянка. У мальчика был старший брат по имени Воин. Разница между ними составляла более 20 лет. Для маленького Коли старший брат выполнял роль наставника и всегда был авторитетом.

Читайте также:
Чингисхан (Тэмуджин, Темучин, Темучжин) биография, жена, дети, завоевания хана, реформы и последствия, интересные факты о правлении великого хана Монгольской империи

С ранних лет родители планировали, что Николай будет служить на флоте. Отец будущего композитора любил музыку и сам блестяще владел игрой на фортепиано. Вначале мальчик занимался пением в хоре, а потом увлекся фольклором. Коля обожал слушать церковные песнопения и народные напевки, частушки и песни. Увлечение фольклором в будущем определит направление творчества молодого музыканта и подарит ему множество тем для новых композиций. Уже в девятилетнем возрасте Коля сочиняет свое первое музыкальное произведение.

Николай Римский-Корсаков в детстве

В подростковом возрасте Николая отдают в кадетский корпус, в котором обучались будущие моряки. Юноша переезжает в Петербург и приходит в восторг от культурной жизни столицы царской России. Он с удовольствием ходит в оперный театр, знакомится с произведениями самых знаменитых композиторов классической музыки.

Музыка настолько увлекает молодого человека, что он начинает учиться играть на виолончели, а потом и осваивает игру на фортепиано. В середине 19-го века Николай заканчивает обучение в училище. В это же время умирает отец семейства, что стало для будущего маэстро настоящей трагедией. Воин вместе с матерью приезжают в Петербург.

Музыкальная карьера

В 61 году XIX века состоялось знаковое событие в жизни композитора – он знакомится с Милием Балакиревым. Последний в свое время основал организацию молодых композиторов, из которой вышли великие музыканты. Дружба двух талантливых людей во многом определила будущее творчество юноши. В кружок входили и Бородин, и Мусоргский, которые также во многом направляли будущего мастера в его музыкальной биографии.

Николай Римский-Корсаков

Балакирев вдохновляет Николая на написание первого масштабного музыкального произведения. Композиция вышла под названием «Первая симфония ор. 1». У юного музыканта уже были приготовлены эскизы – нужно было только набраться смелости и объединить наброски в единое произведение. Перед окончанием училища у Николая уже были закончены почти все части будущей симфонии. Однако завершающую часть композиции музыканту пришлось дописывать в открытом море – он отправился в кругосветное плаванье в качестве первоклассного моряка.

Через несколько лет Римский-Корсаков возвращается в Петербург. Теперь ему уже ничто не будет мешать создавать шедевры. Композитор полностью погружается в музыкальное творчество. Через несколько месяцев состоится премьера его первой симфонии. Оркестром управлял старый друг композитора, Милий Балакирев.

Николая все больше и больше начинает интересовать фольклор. Под влиянием опытного наставника, он постигает русские народные мотивы, старается переложить их на классическую музыку. Вскоре он создает красочную музыкальную зарисовку, которую называет «Садко». Позже музыкальные материалы будут использованы для создания легендарной оперы, которая тут же прославит своего автора. Публика приходит в восторг, а критики отмечают новаторство Николая в звучании.

Николай Римский-Корсаков в творческом процессе

Композитор был известен своими экспериментами с классическим звучанием, он импровизировал и достигал невероятных результатов. Классическая музыка при его обработке приобрела фантастическое звучание. Николай старался наделить мелодию цветом, создать гармоничную картину, которую зритель мог бы услышать, а не увидеть. Отмечается, что у самого композитора от рождения был цветной слух, каждая нота для него слышалась в определенном цвете. Некоторые тональности он «ощущал» желтыми или белыми, а какие-то ноты у него ассоциировались с морем или синим ночным небом.

После создания первой симфонии молодой музыкант не мог остановиться – он начинает творить. Вскоре выходит его сюита («Антар»). Композитор пишет оперы, внимательно изучая жанр и занимаясь разработкой оркестровок для композиций других авторов. Однако первая опера юного музыканта выходит только 1872 году, называлась она «Псковитянка». Сюжетной основой для композиции стало драматическое произведение знаменитого на тот момент Льва Мея. Спустя год постановка «гремела» в театре.

В 70-х годах Николай становится профессором консерватории по специальному приглашению ректора. Хотя у композитора не было завершенного образования в области музыки, в историю он вошел как великий педагог. Практически 35 лет Николай обучал талантливых студентов, которые в будущем станут знаменитыми музыкантами.

Николай Римский-Корсаков — Портрет Репина

Читайте также:
Чуковский биография, интересные сведения, лучшие произведения

Несмотря на звание педагога, музыкант старался совершенствоваться вместе со своими студентами. Он постоянно изучал что-то новое, стремился улучшить свое мастерство и чувство музыки. В первые годы преподавательской деятельности композитор напишет вокальные и полифонические партии, а также концерты для различных инструментов. В 73 году 19-го века он пишет свою третью симфонию.

Через год маэстро пробует себя в качестве дирижера. Через шесть лет гениальный музыкант дает концерты в царской Москве, в Брюсселе и на выставке в Париже.

Мужчина был очарован фольклорными мотивами, именно они и сделали его имя знаменитым. Композитор создает свои самые известные шедевры – оперы «Снегурочка», «Майская ночь», «Млада», сюиту «Шехеразада» и многие другие.

Не забывал Николай и об общественной деятельности, налаживает сотрудничество с Придворной певческой капеллой. Также композитор управлял знаменитой концертной группой, которая была как никогда популярна в Северной столице.

Николай Римский-Корсаков пишет произведения.

В 1890-е годы в творческой биографии композитора случается новая эпоха – его начинают интересовать философские композиции. Также он активно занимается теорией музыки, редактирует собственные шедевры прошлых лет. Николай пишет новые успешные произведения – оперу «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери», «Садко» и другие.

Первые годы наступившего двадцатого столетия композитор встречает настоящим творческим прорывом, который выразился в написании целого ряда музыкальных шедевров. Он в который раз вдохновляется фольклором и пишет сказочные оперы, которые в будущем будут ассоциироваться у поклонников с русской культурой – «Золотой петушок», «Кащей бессмертный». Одной из самых знаменитых стала интермедия, написанная специально для оперы по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане». Впоследствии композиция была названа «Полет шмеля».

Интересно, что именно эта интермедия впоследствии будет чаще всего исполняться уже в 21 веке. Композиция имеет множество вариантов. Существуют версии с народными инструментами, а также для гитары и фортепиано. Не так давно появились обработки в разнообразных музыкальных стилях – хард рок, джаз и другие.

Революция поставила точку в творческой биографии композитора. В 1905 году Николай принял участие в поддержке бастующих, среди которых были его многочисленные студенты. Консерваторское руководство не оценило такое решение и впоследствии уволило композитора. Постановки великого маэстро запрещаются, а уже этого музыкант никак не мог вынести.

Личная жизнь

В личной жизни, равно как и в музыке, Римский-Корсаков был крайне удачлив. На одном из музыкальных вечеров он увидел юную пианистку по имени Надежда. Отношения будущих супругов начались с рабочего сотрудничества. Юный Коля как раз подыскивал помощницу для инструментовки, поскольку работал над новой оперой. С предложением о совместной работе юноша обращается к Надежде, которая ответила согласием. Молодые музыканты начинают работать вместе и хорошо узнают друг друга.

Николай Римский-Корсаков с женой Надеждой и дочкой

Вскоре рабочие отношения перерастают в любовные, в 1872 году Коля и Надя сочетались браком. Первый сын родился у четы уже через год. В будущем Михаил Николаевич станет прославленным лесоведом и зоологом. Вскоре рождается второй ребенок – дочка София. Девушка станет популярной оперной дивой и будет исполнять самые известные произведения.

Третьего сына назвали Андреем. Мальчика также ждала замечательная судьба – он найдет себя в исследовании истории музыки и в философии, получив звание профессора. Четвертый сын получил имя Владимир, он будет работать в качестве альтиста в Мариинском театре. Младшенькой любимицей родителей станет дочь Надежда, которую назвали в честь матери. Родится в семействе еще два ребенка, но они умрут в младенчестве.

У великого деятеля музыки и педагогики был счастливый брак, который внезапно оборвался смертью супруги. Женщина умерла от оспы, Николай переживет дорогую Надю на целых 11 лет. Любимой супруге композитор посвятит пронзительный романс под названием «Колыбельная песня».

Николай Римский-Корсаков с семьей

В 70-х годах XX века квартира великого композитора превратится в его музей. Будет с тщательностью восстановлена обстановка, которая царила в комнатах во время жизни музыканта и его семьи. В импровизированном доме-музее будут размещены рукописные тексты самых популярных произведений маэстро и его личные фотографии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: