«Риголетто» краткое содержание оперы Джузеппе Верди на русском языке, история создания произведения, сюжет спектакля

Краткое содержание оперы Риголетто Верди для читательского дневника

В средневековом итальянском городе Мантуе разворачиваются драматические события, достойные пера Шекспира. Молодой и блистательный герцог Мантуанский развлекается на балу, рядом с ним неизменный спутник – шут Риголетто, безобразный и высмеивающий всех придворных.

Веселье омрачается приходом графа Монтероне, который за свою обесчещенную дочь насылает проклятия на головы герцога и шута, издевающегося над горем безутешного отца.

Свою дочь Джильду Риголетто тщательно скрывает от любвеобильного герцога и развращенных придворных в доме на краю города. Он не разрешает ей никуда ходить, кроме церкви. Но как раз в церкви Джильда попадается на глаза герцогу, переодетому студентом, и в ее сердце вспыхивает любовь.

Придворные, думая, что прекрасная девушка является любовницей горбуна, совершают ее похищение и доставляют в герцогские покои. Риголетто с целью отмщения за позор дочери заключает сделку с бандитом Спарафучиле – деньги в обмен на тело убитого герцога.

Но новая возлюбленная герцога Маддалена уговаривает брата вместо прелестного юноши убить первого, кто забредет в ночи в их хижину. Узнав об этом, Джильда отдает свою жизнь за жизнь любимого.

В полночь Риголетто вместо тела врага получает заколотую кинжалом дочь, в предсмертные секунды молящую пощадить герцога. Вдали слышится знакомая песенка герцога о женском коварстве.

Чему учит эта оперная история, созданная два века назад композитором Джузеппе Верди? Любви, преданности, нравственности, человечности, состраданию.

Кратко опера Риголетто

События в опере Верди “Риголетто” разворачиваются в итальянском городе Мантуе.

На балу у графа Мантуанского возникает конфликтная сиьуация со старым графом Монтероне, пришедшим во дворец в поисках пропавшей дочери. Шут Риголетто, безобразный и злой горбун, всячески издевается над графом, а герцог велит заключить Монтероне под стражу. Монтероне в ответ посылает проклятия на головы обидчиков.

Молодой и ветреный красавчик герцог оставляет проклятие без внимания, а вот Риголетто очень остро на него реагирует. Встревоженный шут спешит проведать свою дочь Джильду, которую прячет от людских глаз на окраине Мантуи. Он не разрешает дочери покидать дом, исключение составляет только посещение церкви. Но как раз в церкви юная Джильда встречает и влюбляется в незнакомого красавца, которым является переодетый герцог Мантуанский.

В ночь после бала придворные, желая отомстить Риголетто за его злобные выходки, похищают Джильду, будучи уверенными, что это любовница уродливого горбуна. В процесс похищения они обманным путем вовлекают и самого Риголетто. Отец находит дочь во дворце и клянется отомстить за обесчещенную Джильду, свою единственную привязанность в жизни.

За 20 скуди бандит Спарафучиле соглашается убить герцога. Но его сестра Маддалена просит сохранить герцогу жизнь, убив взамен первого вошедшего в дом. Подслушавшая разговор Джильда спасает неверного волюбленного ценой своей жизни.

Риголетто обнаруживает в мешке раненую кинжалом дочь, просящую у него пощады для герцога. Вдали слышится песенка герцога о женском коварстве. Риголетто падает, сражённый проклятием Монтероне.

Читать краткое содержание Верди – Риголетто. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Оперы. Краткие содержания произведений

  • Беллини – Норма
  • Бизе – Кармен
  • Вагнер – Летучий голландец
  • Вагнер – Лоэнгрин
  • Вагнер – Тангейзер
  • Вагнер – Тристан и Изольда
  • Вебер – Вольный стрелок
  • Верди – Бал-маскарад
  • Верди – Дон Карлос
  • Верди – Набукко
  • Верди – Риголетто
  • Верди – Симон Бокканегра
  • Верди – Травиата
  • Верди – Трубадур
  • Гершин – Порги и бесс
  • Глинка – Иван Сусанин
  • Глинка – Руслан и Людмила
  • Гуно – Фауст
  • Даргомыжский – Русалка
  • Доницетти – Любовный напиток
  • Доницетти – Лючия ди Ламмермур
  • Иисус Христос – суперзвезда
  • Иоланта
  • Кальман – Принцесса цирка
  • Кристоф Глюк – Орфей и Эвридика
  • Леонкавалло – Паяцы
  • Мазепа
  • Моцарт – Волшебная флейта
  • Моцарт – Дон Жуан
  • Моцарт – Свадьба Фигаро
  • Мусоргский – Хованщина
  • Пуччини – Богема
  • Пуччини – Джанни Скикки
  • Пуччини – Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини – Манон Леско
  • Пуччини – Принцесса Турандот
  • Римский-Корсаков – Псковитянка
  • Римский-Корсаков – Садко
  • Римский-Корсаков – Царская невеста
  • Россини – Севильский цирюльник
  • Рыбников – Юнона и Авось
  • Чайковский – Евгений Онегин
  • Чайковский – Пиковая дама
  • Чайковский – Чародейка
  • Шеридан – Дуэнья

Картинка или рисунок Верди – Риголетто

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В повести речь идёт о престарелой даме по имени Пашута. Героиня всю жизнь трудилась на кухне. Ей пришлось проложить не легкий путь от посудомойщицы до заведующей.

В начале рассказа Е. Носова Трудный хлеб представлено удивительное преображение природы, связанное с наступлением осени: листья поменяли цвет на золотой, птицы покинули родной край.

Чиновник 9 класса Поприщин Аксентий Иванович мучительно пытается понять: отчего он именно титулярный советник, а не, допустим, граф?

Густым, ярким, по-деревенски сочным языком написан этот рассказ, как и многие другие произведения Абрамова. Дух старого, деревенского быта, печальные, но в то же время светлые, насыщенные описания повседневности, – основные признаки его рассказов

Генерал адъютант Храпов убит Боевой Группой социалистической революционной партии за доведение до самоубийства политической заключенной Иванцовой. Эраст Фандорин должен был защищать Храпова в Москве

Опера Верди «Риголетто», краткое содержание сюжета и главные герои

В 1851 году итальянский композитор Джузеппе Верди написал свою знаменитую оперу «Риголетто», краткое содержание которой повествует об искренних чувствах, любви и самопожертвовании. Сюжет музыкального произведения наполнен интригами, предательством, изменой и мистикой. Верди впервые отступил от героической тематики и создал пьесу о человеческих пороках, порожденных социальным неравенством.

  1. История создания
  2. Действующие лица
  3. Краткое содержание
  4. Выразительные средства и особенности
Читайте также:
Сочинение на тему: «Крылатые выражения» из комедии Грибоедова

История создания

В основе сюжета музыкального произведения лежит драма Виктора Гюго «Король забавляется». Цензура посчитала, что пьеса подрывает авторитет королевской власти, и запретила ее. После многочисленных судебных процессов, вызвавших большой общественный резонанс, запрет снят не был.

Драма Гюго привлекла внимание Джузеппе Верди свободолюбивым настроением, бурными страстями и динамическим развитием сюжета. В 1850 году композитор разработал подробный план оперы. Для создания либретто он обратился к Франческо Пиаве, с которым сотрудничал много лет.

С содержанием пьесы первыми ознакомились венецианские цензоры. Они посчитали его слишком вольным и настояли на некоторых изменениях. Когда большая часть музыки была написана, Верди пришлось внести ряд поправок:

  • действие сюжета перенесено из Франции в Италию;
  • образ короля заменен герцогом;
  • имя шута изменено вымышленным — Риголетто.

Несмотря на запрет драмы, созданной французским писателем, премьера оперы прошла с большим успехом. Ее неоднократно ставили в ведущих театрах Европы. В России премьера состоялась в 1853 году на сцене Каменного театра в Санкт-Петербурге. Произведение исполняли итальянские артисты. На русском языке опера была исполнена в 1859 году в Большом театре.

Действующие лица

Опера Rigoletto наполнена яркими, контрастными образами. Быстрое развитие сюжета помогает раскрыть их моральный облик, драматизм, настроение и эмоции. Главными героями произведения являются:

  • Герцог Мантуанский — молодой красавец с легкомысленным и ветреным характером.
  • Риголетто — шут при дворе герцога.
  • Джильда — дочь Риголетто, молодая невинная девушка, влюбленная в герцога.
  • Спарафучиле — наемный убийца, имеющий собственные моральные ценности.
  • Джованна — служанка в доме Риголетто
  • Маддалена — сестра Спарафучиле.
  • Граф Монтерононе — пожилой человек, дочь которого обесчестил герцог.
  • Графиня ди Чепрано — возлюбленная герцога Мантуанского.

В центре повествования находится образ старого горбатого шута. Под его уродливой внешностью и грубыми насмешками скрывается тонкое восприятие мира и любящее сердце. Ему суждено выполнять унизительную роль насмешника, ненавидящего и презирающего знать.

В противопоставление ему композитор создал внешне привлекательный и яркий образ герцога Мантуанского, отличающийся душевной пустотой и низменными страстями. Посмеявшись над горем Монтероне, Риголетто становится невольным убийцей собственной дочери. Таким образом, в коварном мире бессмысленное зло одерживает победу.

Краткое содержание

Герцог Мантуанский в своем дворце дает бал. Его внимание привлекает жена одного из придворных — графиня ди Чепрано. Веселую музыку и танцы прерывает появление графа Монтероне. Старик проклинает герцога за то, что тот обесчестил его дочь. Его слова вызывают смех у придворного шута Риголетто. Монтероне угрожает горбуну местью и проклинает его. Шут глубоко переживает случившееся, поскольку суеверен и тоже имеет дочь.

По дороге домой он думает над словами, произнесенными Монтероне, и замечает высокую фигуру. Это наемный убийца Спарафучиле, который предлагает Риголетто свои услуги. Дома старика ждет дочь Джильда. Риголетто очень переживает за нее и старается защитить от недобрых людей. Он приказывает служанке держать двери закрытыми. Дождавшись, когда шут покинет жилище, герцог Мантуанский, переодевшись бедным студентом, проникает в сад. Он платит служанке Джованне, чтобы она пустила его в дом. Встретившись с Джильдой, он пылко признается ей в своих чувствах. Девушка отвечает ему взаимностью.

На улице раздается шум. Это придворные герцога решили, что Джильда — любовница старого шута. Они решают похитить ее. Увидев герцога, они говорят ему, что решили украсть графиню де Чипрано, которая живет неподалеку. Они завязывают глаза Риголетто и просят подержать лестницу. После ухода придворных старик понимает, что случилась беда. Он снимает повязку и обнаруживает, что его дочь похищена. В этот момент он вспоминает о проклятии графа Монтероне.

Придворные сообщают герцогу, что похитили любовницу Риголетто. Он спешит на свидание с ней. Появляется шут, который разыскивает Джильду. Он догадывается, что дочь находится во дворце, но придворные не пускают его в покои герцога. Шут клянется отомстить обидчику. Ночью он встречается со Спарафучиле. В доме убийцы находится герцог, который клянется в любви Маддалене. Узнав об обмане возлюбленного, Джильда приходит в отчаяние.

Риголетто решает отправить дочь в Верону. Он нанимает Спарафучиле, чтобы тот убил герцога. Маддалена умоляет брата убить другого и подменить тело. Их разговор слышит Джильда. Переодетая в мужское платье, она жертвует собой ради возлюбленного. Шут получает мешок с телом. Он не догадывается, что там находится умирающая дочь. Проклятие свершилось.

Выразительные средства и особенности

Опера «Риголетто» — самое известное произведение великого итальянского композитора. Его действие построено на контрастах. В центре драмы находится образ шута. С одной стороны, это язвительный и насмешливый человек, с другой — любящий, нежный и тяжело переживающий горе отец. Ему противопоставлен легкомысленный любвеобильный вельможа, душевная пустота которого контрастирует с преданностью и чистотой Джильды.

Музыкальное сопровождение также наполнено противопоставлениями. Тревожная и трагическая музыка проклятия сменяется легкими и веселыми мелодиями бала и танцев, которые дополняет баллада в исполнении герцога.

Для персонажей композитор выбирает разные интонации. Они помогают раскрыть их характеры и внутреннее содержание:

  1. Герцога характеризуют непринужденные, легкие и изящные итальянские песенки — канцонетты, отличающиеся коротким ритмом и подвижным исполнением.
  2. Образ Риголетто отличает психологическая сложность. В его душе переплетаются противоречивые чувства. Трагизм персонажа предается с помощью кратких, напряженных, ритмичных партий.
  3. Легкие, игривые мелодии, чередующиеся с ариями, помогают создать образ Джильды. По мере развития сюжета вокальные партии главной героини наполняются драматизмом и становятся более насыщенными.
  4. Для описания придворных автор использует танцы — менуэт и ригодон, а также маршевую музыку.
Читайте также:
Сочинение Мой лучший друг, как правильно составить характеристику

Чтобы передать трагический характер музыкального произведения, Верди использует речетатив. Арии героев в начале исполнения имеют быстрый темп, который постепенно сменяется более медленным. Верди заменяет традиционные для итальянской оперы дуэты диалогами, которые имеют развернутый характер и передают индивидуальность персонажей. Содержание оперы Верди можно кратко изложить в читательском дневнике или использовать для сообщения о творчестве композитора.

«Риголетто» краткое содержание оперы Джузеппе Верди на русском языке, история создания произведения, сюжет спектакля

Д. Верди опера «Риголетто»

Опера «Риголетто» написана по мотивам пьесы В. Гюго «Король забавляется». В основе драмы были реальные действующие герои, только перенесенные в оригинальные сюжетные коллизии. После первой же премьеры пьеса была строго запрещена цензурой, как подрывающая авторитет короля. Лишь после падения режима Наполеона III, через 50 лет после первой постановки, драма вновь предстала перед публикой. В России в те времена постановок и вовсе не было, по этическим соображениям. Эта опера показывает истинную и чистую любовь, которая вынуждает молодую девушку пожертвовать собой ради любимого. Кроме того в ней есть измены, предательство, наемный убийца, мистика и глубокая боль отца, потерявшего свою единственную дочь, но вынужденного оставаться в своей маске шута.

Краткое содержание оперы Верди «Риголетто» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Краткое содержание «Риголетто»

Действие оперы начинается на балу у Герцога, где Риголетто надсмехается над придворными, исполняя свою роль шута. Внезапно появляется граф Монтероне, который пришел отомстить любвеобильному Герцогу за свою дочь и проклинает его, а вместе с ним и шута Риголетто. Если Герцог этому не придал значения, то шут испугался и начал видеть в этом причину всех трагедий.

У Риголетто есть красавица дочка Джильда, которая живет далеко в глухом предместье. Он старался всячески уберечь ее от бед, но не учел главного врага – герцога Мануанского, который переодевшись бедным студентом, охмуряет ее и сам признается в любви. Тем временем придворные, пожелав отомстить злому и язвительному Риголетто, выкрали ночью его дочку и доставили в покои к Герцогу. Желая отомстить, отчаявшийся шут нанимает убийцу Спарафучиле, чтобы тот разделался с любвеобильным предателем. Но и тут Герцог оказывается хитрее, он влюбляет в себя сестру наемника Маддалену, сам признается ей в чувствах и она уговаривает брата не совершать убийство.

Спарафучиле договаривается с сестрой убить того, кто первый постучится в дверь. Подслушавшая их разговор Джильда решает пожертвовать собой, лишь бы спасти своего любимого и направляется к убийце. Разыгрывается страшная буря, во время которой и случается ужасная трагедия. Довольный Риголетто спешит в покои, чтобы насладиться местью и находит там труп своей дочери Джильды.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
65 мин. 35 мин. 35 мин.

Интересные факты

  • Опера «Риголетто» успешно ставилась во всех театрах Европы, кроме Франции. Автор первоисточника Виктор Гюго никак не мог смириться с многочисленными правками, внесенными в произведение, и протестовал таким образом. Разрешение на постановку он дал только через 6 лет после премьеры.
  • Первые читатели либретто оперы, нашли его непристойным и потребовали внести ряд изменений.
  • Франческо Мария Пьяве написал всего 10 либретто для Д. Верди, именно он помогал композитору вести сложные переговоры с театральными цензорами.
  • По популярности, опера «Риголетто» всегда занимала лидирующие позиции и на 2012 год, она находилась на 9-м месте в списке самых лучших спектаклей мира.
  • Некоторые итальянские театры, после громкой премьеры «Риголетто», тут же ввели оперу в свой репертуар, правда шла она иногда под другими названиями: «Вискарделло», «Клара Пертская».
  • Верди обращался к творениям Гюго несколько раз, так помимо «Риголетто» он создал еще и оперу «Эрнани».

  • Основная работа композитора над оперой была проделана в период с 1850 по 1851 гг.
  • Несмотря на то, что первоисточник был под запретом, спектакль на его основе широко ставился на всех европейских сценах.
  • Во время первой постановки оперы в России, критики и публика встретили спектакль на удивление хорошо. Именно в это время как раз началось выступление против «засилия итальянщины» и многие произведения подвергались жесткой критике.
  • В отличие от первоисточника, композитор предпочел назвать свое произведение именем главного персонажа – «Риголетто».
  • Впервые спектакль был экранизирован в 1946 году. Режиссером кинофильма выступил К. Голонне, в роли Риголетто предстал Т. Гобби. Фильм-опера возникла лишь в 1983 году, благодаря работе режиссера Жана-Пьера Поннеля. Главные роли исполнили Л. Паваротти, И. Викселл и Э. Груберова.
  • Премьера спектакля была весьма успешна, об этом говорит и тот факт, что публика, расходясь по домам, еще долго напевала и насвистывала знаменитую песенку Герцога.
  • Именно оперу «Риголетто» Верди считал своим лучшим творением.

Популярные арии

История создания «Риголетто»

Удивительно, но Верди приступил к работе над оперой именно в то время, когда пьеса была категорически запрещена. Композитора настолько привлек романтический настрой произведения, что он рискнул. Либретто оперы было поручено Франческо Марии Пьяве. Они понимали, что придется немало потрудиться над сюжетом и поменяли место действия на Италию.

Читайте также:
Улыбка кратко читать рассказ за несколько минут бесплатно

Всяческие указатели на короля Франциска Первого были вычеркнуты из сюжета, массовые сцены сокращены и минимизирована политическая подоплека. Автор драмы В. Гюго был против таких изменений, но Верди оставался непреклонен. Его больше интересовал романтический сюжет, а не политическая игра, да и главным героем выступал у него именно шут, а не гуляка король. Однако, кое в чем композитору пришлось все-таки уступить. Когда опера была закончена, ни один театр не соглашался ее принять в таком виде, все требовали срочно изменить имена героев, чтобы не было каких-либо намеков на известных личностей. Верди пришлось согласиться после долгих отказов практически всех театров мира. Лишь когда Франциск I преобразился в герцога Мантуанского, а его шут Трибуле – в Риголетто, композитор получил согласие на постановку.

Постановки

Долгожданная премьера спектакля состоялась в Венеции 11 марта 1851 года. Публика очень тепло приняла еще один шедевр гениального композитора. Партию Риголетто исполнил Феличе Варези, Герцога – Рафаэле Мирате. Опера сразу же начала свое триумфальное шествие по городам Европы. Публике пришлись по вкусу не только новый сюжет, но и музыка композитора. Необычным был и образ главного персонажа – Риголетто. Его по праву считают самым ярким героем, созданным Верди. Человек, обладающий весьма высоким интеллектом, вынужден выполнять слишком унизительную для него роль при дворе знатного господина. Лишь наедине со своей родной дочерью, он предстает настоящим, без маски.

В России почитатели таланта Верди смогли оценить его произведение 31 января 1853 года в Большом (Каменном) театре в Санкт-Петербурге. Партии исполняли итальянские артисты. Отечественные исполнители представили «Риголетто» лишь в октябре 1859 года в Большом театре в Москве. После этого, опера прочно вошла в репертуар как зарубежных театров, так и отечественных.

В 1925 году режиссеры попытались приблизить версию к первоисточнику и даже поставили оперу с названием «Король забавляется», имена героев также были изменены. Однако эта версия не прижилась на театральной сцене.

Среди современных постановок следует отметить долгожданную премьеру на Новой сцене Большого театра в декабре 2014 года. Режиссер-клипмейкер Роберт Карсен представил свою версию, где действие спектакля разворачивалось под куполом цирка. Вот только эту постановку критики признали провальной, указав именно работу режиссера главной причиной. Более удачной признана версия 2015 года, поставленная в Берлинской Комише-опер. Режиссерская работа Барри Коски отмечена многими театральными критиками. Его версия хоть и наделена некоторыми атрибутами цирка, но пошлость и разврат отсутствуют. Риголетто появляется в первой сцене бала в огромном платье с обручами и маске, с весьма жуткой ухмылкой. Из под его «наряда» постепенно появляются новые герои. Этот прием признан весьма необычным и эффектным.

Еще одну интересную версию представили публике в Парижской опере весной 2016 года. Режиссер Клаус Гут выстроил на сцене настоящую гигантскую коробку, периодически на стенах которой возникали видеопроекции.

Одна из лучших трагедий Гюго «Король забавляется» вдохновила талантливейшего композитора Дж. Верди на написание очередного произведения. В результате, получившаяся опера «Риголетто» по праву признана одной из лучших и с огромным успехом ставится на различных сценах мира. Согласитесь, что знаменитая Песенка Герцога хорошо знакома даже тем, кто далек от мира классической музыки. Предлагаем вам посмотреть знаменитейшее произведение Дж. Верди в оригинальной постановке.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Джузеппе Верди «Риголетто»

Шедевры оперного искусства: «Риголетто» Джузеппе Верди

Автор написал оперу по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Композитор взял за основу сюжетные события из пьесы, но герои произведения были списаны с реальных людей его эпохи. К сожалению, эта пьеса была запрещена после первой премьеры. Цензоры заметили в ней опасность для королевского авторитета, поэтому впоследствии персонаж короля был заменен на герцога. Вновь увидело свет произведение только 50 лет спустя. Сейчас это одна из самых популярных опер.

В произведении речь идет о настоящей любви, жертвенности ради любимого. В «Риголетто» вы увидите искренность чувств молодой девушки, готовой на самопожертвование ради высоких чувств, вы будете сопереживать ее отцу, потерявшему любимую дочь и скрывающему свое горе под маской шута. В опере есть интриги, измены, предательства и даже немного мистики.

В первом действии Риголетто, приглашенный на бал в качестве шута, развлекает публику и посмеивается над всеми. Но появление графа Монтероне меняет его жизнь, граф проклял Герцога и шута вместе с ним. Монтероне хотел отомстить Герцогу, отличающемуся большой любвеобильностью, за свою дочь. По приказу герцога Монтероне был отправлен под стражу. В этой истории шуту досталось больше всего, так как он глумился над чужой бедой. Риголетто отнесся к словам графа слишком серьезно, теперь все свои беды он объясняет проклятием.

У придворного шута есть дочь, прекрасная Джильда, которую он спрятал подальше от дворцовых интриг и всяких бед, в глухой провинции. Однако, герцог Мантуанский переоделся студентом и решил охмурить молоденькую Джильду, признавшись ей в любви. А придворные, ненавидящие ее отца, выкрали ее и привезли к Герцогу, считая девушку любовницей шута. После того, как Джильда, оскорбленная, выбежала из покоев Герцога, Риголетто был доведен до отчаяния. Он решил воспользоваться услугами наемного убийцы. И в то же время, непостоянный в своих чувствах, Герцог влюбился в сестру убийцы Спарафучиле. Маддалена также отвечает ему взаимностью. Именно она уговорила брата не совершать преступление.

Читайте также:
Тема ума в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - понятие образования

Спарафучиле и его сестра решили, что он убьет первого, кто постучится в дверь. В это время дочь Риголетто уже была готова покинуть город, переодевшись мужчиной, но Джильда, зная об измене герцога, случайно подслушала разговор. Понимая, что она все еще любит изменника, решает спасти его. Джильда пошла к двери, где спрятался убийца. В это время в городе началась сильная буря, что мистически связано с ужасными событиями, происходящими в доме. Риголетто рад, что совершится месть, он отправился к Герцогу, чтобы избавиться от трупа и расплатиться с наемником, но нашел в мешке свою мертвую дочь. Последние слова Риголетто над умершей Джильдой были о проклятии Монтероне.

В опере затрагивается тема связи насмешки над человеком и проклятия, оказалось, что горе, над которым посмеялся шут, постигло и его самого. Боль утраты заставила понять его, что в жизни есть вещи, которые нужно воспринимать всерьез. Желание мести показано как низкое чувство, которое порождает все новые несчастья для главного героя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание

Действие первое

Картина первая

Любвеобильный герцог Мантуанский дает роскошный бал в своем дворце. Среди приглашенных много красавиц, но для герцога «всех их прелестней графиня де Чепрано». Герцог принимается увиваться вокруг графини, вызывая вспышки ревности у ее мужа. Масла в огонь подливает Риголетто, который зло подшучивает над графом де Чепрано и советует герцогу этой же ночью похитить прекрасную графиню. Взбешенный дерзостью шута, Чепрано грозится отомстить ему.

На балу появляется граф Монтероне, потребовавший у герцога возвратить ему дочь. Однако Риголетто насмешничает над ним, напоминая, что «слишком поздно за дочь вступаться: честь не воротишь, — чего ж волноваться». Герцог Мантуанский отдает приказ взять под стражу графа, который проклинает герцога и его шута. Риголетто, будучи отцом и глубоко суеверным человеком, услышав это проклятье, в ужасе отворачивается.

Картина вторая

Горбун Риголетто покидает дворец и по дороге сталкивается с наемным убийцей Спарафучиле, который предлагает шуту свои услуги в любой момент, когда ему понадобится. Риголетто ропщет на свою судьбу: «Проклятье — быть безобразным! Проклятье — быть шутом презренным!» Обитая во дворце и вращаясь среди подлых, лицемерных людей, он и сам стал негодяем.

Встретив свою дочь Джильду, старый шут будто вновь оживает. Страстно желая уберечь ее от всех возможных опасностей, он приказывает служанке Джованне тщательно запереть все двери, а сам покидает дом. Однако продажная служанка открывает дверь герцогу Мантуанскому, переодетому бедным студентом. Он пылко объясняется Джильде в любви, но его признание прерывает какой-то шум на улице, и он вынужден скрыться.

Тем временем придворные в масках решают проучить Риголетто и выкрасть Джильду, ошибочно принимая ее за любовницу шута. Они предлагают Риголетто поучаствовать в краже, объясняя, что хотят похитить графиню де Чепрано. Риголетто завязывают глаза, и только когда компания удаляется с похищенной Джильдой, шут понимает, что свершилось нечто ужасное – «Ах! Ах. вот где старца проклятье. »

Действие второе

Герцог взволнован исчезновением Джильды. Входят придворные и радостно сообщают, как ловко они надругались над Риголетто, выкрав его любовницу. Герцог, прекрасно понимая о ком идет речь, спешит увидеть Джильду.

В замке появляется шут, уверенный в том, что дочь спрятана где-то здесь. Он находит ее и клянется, что непременно отомстит герцогу. Джильда же просит отца простить ее возлюбленного.

Действие третье

Риголетто с Джильдой приходят к притону, который принадлежит Спарафучиле. Они замечают, как в трактир входит «герцог в форме простого кавалерийского офицера». Он начинает заигрывать с Маддаленой – симпатичной сестрой Спарафучиле. За его любовными излияниями со стороны наблюдает Джильда. Риголетто старается утешить дочь, обманутую неверным возлюбленным. Он отсылает Джильду собрать все необходимое, чтобы вместе уехать в Верону – город, где их никто не знает.

Тем временем шут нанимает Спарафучиле, чтобы тот убил герцога. Узнав об этом, Джильда умоляет пощадить красивого «офицера» и вместо него убить того, кто первым постучится в дверь их таверны. Джильда становится свидетельницей этого разговора и решает пожертвовать собой ради любимого – «хоть клятвам бесчестно своим изменяет, пусть силу священного чувства узнает».

Спарафучиле оглушает девушку и засовывает в мешок, который передает Риголетто. Шут доволен, что может расквитаться с обидчиком, но вскоре понимает, какая роковая ошибка свершилась. Он молит небеса не забирать у него единственную дочь, но Джильда умирает. Страшное проклятье старца свершилось…


Д. Верди опера «Риголетто»

Опера «Риголетто» написана по мотивам пьесы В. Гюго «Король забавляется». В основе драмы были реальные действующие герои, только перенесенные в оригинальные сюжетные коллизии. После первой же премьеры пьеса была строго запрещена цензурой, как подрывающая авторитет короля. Лишь после падения режима Наполеона III, через 50 лет после первой постановки, драма вновь предстала перед публикой. В России в те времена постановок и вовсе не было, по этическим соображениям. Эта опера показывает истинную и чистую любовь, которая вынуждает молодую девушку пожертвовать собой ради любимого. Кроме того в ней есть измены, предательство, наемный убийца, мистика и глубокая боль отца, потерявшего свою единственную дочь, но вынужденного оставаться в своей маске шута.

Читайте также:
Стихи про ночь короткие четверостишия для детей, красивые стихотворения

Краткое содержание оперы Верди «Риголетто» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица Голос Описание
Герцог Мантуанский тенор гуляка, с легкостью разбивающий сердца девушек
Риголетто баритон шут герцога, скрывающий свои настоящие чувства под маской
Джильда сопрано юная дочь Риголетто, которую он прячет ото всех
Спарафучиле бас наемный убийца, которого приводит Риголетто
Маддалена контральто сестра бандита, влюбленная в герцога Мантуанского
Джованна меццо-сопрано служанка Джильды
Граф Монтероне баритон мстит герцогу за свою дочь и проклинает его вместе с Риголетто
Граф Чепрано бас призывает отомстить Риголетто за его издевки

Краткое содержание «Риголетто»

Действие оперы начинается на балу у Герцога, где Риголетто надсмехается над придворными, исполняя свою роль шута. Внезапно появляется граф Монтероне, который пришел отомстить любвеобильному Герцогу за свою дочь и проклинает его, а вместе с ним и шута Риголетто. Если Герцог этому не придал значения, то шут испугался и начал видеть в этом причину всех трагедий.

У Риголетто есть красавица дочка Джильда, которая живет далеко в глухом предместье. Он старался всячески уберечь ее от бед, но не учел главного врага – герцога Мануанского, который переодевшись бедным студентом, охмуряет ее и сам признается в любви. Тем временем придворные, пожелав отомстить злому и язвительному Риголетто, выкрали ночью его дочку и доставили в покои к Герцогу. Желая отомстить, отчаявшийся шут нанимает убийцу Спарафучиле, чтобы тот разделался с любвеобильным предателем. Но и тут Герцог оказывается хитрее, он влюбляет в себя сестру наемника Маддалену, сам признается ей в чувствах и она уговаривает брата не совершать убийство.

Спарафучиле договаривается с сестрой убить того, кто первый постучится в дверь. Подслушавшая их разговор Джильда решает пожертвовать собой, лишь бы спасти своего любимого и направляется к убийце. Разыгрывается страшная буря, во время которой и случается ужасная трагедия. Довольный Риголетто спешит в покои, чтобы насладиться местью и находит там труп своей дочери Джильды.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
65 мин. 35 мин. 35 мин.

Интересные факты

  • Опера «Риголетто» успешно ставилась во всех театрах Европы, кроме Франции. Автор первоисточника Виктор Гюго никак не мог смириться с многочисленными правками, внесенными в произведение, и протестовал таким образом. Разрешение на постановку он дал только через 6 лет после премьеры.
  • Первые читатели либретто оперы, нашли его непристойным и потребовали внести ряд изменений.
  • Франческо Мария Пьяве написал всего 10 либретто для Д. Верди, именно он помогал композитору вести сложные переговоры с театральными цензорами.
  • По популярности, опера «Риголетто» всегда занимала лидирующие позиции и на 2012 год, она находилась на 9-м месте в списке самых лучших спектаклей мира.
  • Некоторые итальянские театры, после громкой премьеры «Риголетто», тут же ввели оперу в свой репертуар, правда шла она иногда под другими названиями: «Вискарделло», «Клара Пертская».
  • Верди обращался к творениям Гюго несколько раз, так помимо «Риголетто» он создал еще и оперу «Эрнани».

  • Основная работа композитора над оперой была проделана в период с 1850 по 1851 гг.
  • Несмотря на то, что первоисточник был под запретом, спектакль на его основе широко ставился на всех европейских сценах.
  • Во время первой постановки оперы в России, критики и публика встретили спектакль на удивление хорошо. Именно в это время как раз началось выступление против «засилия итальянщины» и многие произведения подвергались жесткой критике.
  • В отличие от первоисточника, композитор предпочел назвать свое произведение именем главного персонажа – «Риголетто».
  • Впервые спектакль был экранизирован в 1946 году. Режиссером кинофильма выступил К. Голонне, в роли Риголетто предстал Т. Гобби. Фильм-опера возникла лишь в 1983 году, благодаря работе режиссера Жана-Пьера Поннеля. Главные роли исполнили Л. Паваротти, И. Викселл и Э. Груберова.
  • Премьера спектакля была весьма успешна, об этом говорит и тот факт, что публика, расходясь по домам, еще долго напевала и насвистывала знаменитую песенку Герцога.
  • Именно оперу «Риголетто» Верди считал своим лучшим творением.

Популярные арии

Баллада Герцога из первого акта «Та иль эта – я не разбираю» — слушать

Ария Джильды из второго акта «Сердце радости полно» — слушать

Монолог Риголетто «Мы с ним равны» — слушать

Песенка Герцога из четвертого акта «Сердце красавицы» — слушать

Ария Герцога из третьего акта «Вижу голубку милую» — слушать

История создания «Риголетто»

Удивительно, но Верди приступил к работе над оперой именно в то время, когда пьеса была категорически запрещена. Композитора настолько привлек романтический настрой произведения, что он рискнул. Либретто оперы было поручено Франческо Марии Пьяве. Они понимали, что придется немало потрудиться над сюжетом и поменяли место действия на Италию.

Всяческие указатели на короля Франциска Первого были вычеркнуты из сюжета, массовые сцены сокращены и минимизирована политическая подоплека. Автор драмы В. Гюго был против таких изменений, но Верди оставался непреклонен. Его больше интересовал романтический сюжет, а не политическая игра, да и главным героем выступал у него именно шут, а не гуляка король. Однако, кое в чем композитору пришлось все-таки уступить. Когда опера была закончена, ни один театр не соглашался ее принять в таком виде, все требовали срочно изменить имена героев, чтобы не было каких-либо намеков на известных личностей. Верди пришлось согласиться после долгих отказов практически всех театров мира. Лишь когда Франциск I преобразился в герцога Мантуанского, а его шут Трибуле – в Риголетто, композитор получил согласие на постановку.

Читайте также:
Эпилог Преступление и наказание кратко о самой сути

Постановки

Долгожданная премьера спектакля состоялась в Венеции 11 марта 1851 года. Публика очень тепло приняла еще один шедевр гениального композитора. Партию Риголетто исполнил Феличе Варези, Герцога – Рафаэле Мирате. Опера сразу же начала свое триумфальное шествие по городам Европы. Публике пришлись по вкусу не только новый сюжет, но и музыка композитора. Необычным был и образ главного персонажа – Риголетто. Его по праву считают самым ярким героем, созданным Верди. Человек, обладающий весьма высоким интеллектом, вынужден выполнять слишком унизительную для него роль при дворе знатного господина. Лишь наедине со своей родной дочерью, он предстает настоящим, без маски.

В России почитатели таланта Верди смогли оценить его произведение 31 января 1853 года в Большом (Каменном) театре в Санкт-Петербурге. Партии исполняли итальянские артисты. Отечественные исполнители представили «Риголетто» лишь в октябре 1859 года в Большом театре в Москве. После этого, опера прочно вошла в репертуар как зарубежных театров, так и отечественных.

В 1925 году режиссеры попытались приблизить версию к первоисточнику и даже поставили оперу с названием «Король забавляется», имена героев также были изменены. Однако эта версия не прижилась на театральной сцене.

Среди современных постановок следует отметить долгожданную премьеру на Новой сцене Большого театра в декабре 2014 года. Режиссер-клипмейкер Роберт Карсен представил свою версию, где действие спектакля разворачивалось под куполом цирка. Вот только эту постановку критики признали провальной, указав именно работу режиссера главной причиной. Более удачной признана версия 2015 года, поставленная в Берлинской Комише-опер. Режиссерская работа Барри Коски отмечена многими театральными критиками. Его версия хоть и наделена некоторыми атрибутами цирка, но пошлость и разврат отсутствуют. Риголетто появляется в первой сцене бала в огромном платье с обручами и маске, с весьма жуткой ухмылкой. Из под его «наряда» постепенно появляются новые герои. Этот прием признан весьма необычным и эффектным.

Еще одну интересную версию представили публике в Парижской опере весной 2021 года. Режиссер Клаус Гут выстроил на сцене настоящую гигантскую коробку, периодически на стенах которой возникали видеопроекции.

Одна из лучших трагедий Гюго «Король забавляется» вдохновила талантливейшего композитора Дж. Верди на написание очередного произведения. В результате, получившаяся опера «Риголетто» по праву признана одной из лучших и с огромным успехом ставится на различных сценах мира. Согласитесь, что знаменитая Песенка Герцога хорошо знакома даже тем, кто далек от мира классической музыки. Предлагаем вам посмотреть знаменитейшее произведение Дж. Верди в оригинальной постановке.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

Джузеппе Верди «Риголетто»

Тест по опере

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Риголетто» краткое содержание оперы Джузеппе Верди на русском языке, история создания произведения, сюжет спектакля

“Риголетто” Верди и “Король забавляется” В. Гюго.

Краткое содержание оперы

Литературный источник “Риголетто” – одна из лучших трагедий Виктора Гюго “Король забавляется”. Впервые представленная в Париже 2 ноября 1832 г., она сразу же после премьеры по распоряжению правительства была исключена из репертуара, как пьеса, “оскорбительная для нравственности”. Причиной тому стало обличение в пьесе распутного французского короля Франциска I.
Верди работал с таким напряжением, что написал оперу за 40 дней. Премьера “Риголетто” состоялась 11 марта 1851 г. в венецианском театре “Ла Фениче. Спектакль имел огромный успех, а песенка герцога, как и предполагал композитор, произвела настоящий фурор. Расходясь из театра, публика напевала или насвистывала ее игривый мотив

После постановки оперы композитор сказал: “Я доволен собой и думаю, что никогда не напишу лучшего”. До конца жизни он считал “Риголетто” своей лучшей оперой. По достоинству ее оценили как современники Верди, так и последующие поколения. “Риголетто” и теперь – одна из самых популярных опер во всем мире.

Опера в трех действиях (четырех картинах)
Либретто по драме В. Гюго Король забавляется” написано Ф. Праве.
Первое представление состоялось 11 марта 1851 г. в Венеции.

Герцог Мантуанский . тенор
Риголетто, придворный шут . баритон
Джильда, дочь Риголетто. сопрано
Спарафучиле, бандит . бас
Маддалена, его сестра. меццо-сопрано
Джиованна, служанка Джильды . меццо-сопрано
Граф Монтероне. бас
придворные
Марулло. баритон
Борса. тенор
Граф Чепрано. бас
Графиня Чепрано . меццо-сопрано
Паж. сопрано
Офицер. баритон
Придворные, пажи, слуги.
Действие происходит в XVI веке в Мантуе.

Картина первая. Блестящий бал во дворце герцога Мантуанского. За окнами уже белеет рассвет, однако праздник продолжается: смех, музыка, танцы, великолепие придворных и улыбки красавиц – все смешалось в хаосе безудержного веселья, интриг и разгула.
В центре всеобщего внимания – сам герцог. Молодой красавец, пустой и ветреный, он славится на всю Мантую своими любовными похождениями. Сейчас, в кругу друзей, герцог с увлечением рассказывает о милой простушке, очаровательной девушке из предместья, которую он лишь недавно случайно повстречал в церкви.
Рядом с герцогом – его любимец, неизменный спутник всех легкомысленных забав, остроумный и несносный горбун Риголетто. Риголетто – придворный шут, урод, немощный старик. Это тройное несчастье озлобило его, восстановило против всех. Лицемерно потакая герцогу во всем, он втайне ненавидит своего властелина за красоту молодости и ничтожество души, он ненавидит вельмож за их чванство и богатство и всех людей – за то, что у них нет горба на спине. Его оружие – смех, его единственное развлечение – интриги, его цель – месть.

Читайте также:
Сочинение на тему: «В чём истинная красота человека?»️ рассуждение

В группе придворных, толпящихся возле герцога, приближается графиня Чепрано. Покидая бал, она намеревается поблагодарить хозяина за приятно проведенное время.
Увидев подле себя гордую красавицу, герцог, со свойственным ему непостоянством, сразу забывает о своей незнакомке, и в сердце его вспыхивает новая страсть – к прекрасной графине. Нашептывая нежные признания, он пытается увести ее с собой на глазах у супруга. Разгневанный граф Чепрано хочет помешать герцогу, но дорогу ему преграждает Риголетто. Издеваясь над ревностью мужа, шут советует своему повелителю нынче же ночью овладеть прелестной графиней.
Выходка горбуна переполняет чашу терпения придворных. Узнав от Марулло, что шут скрывает в уединенном загородном домике свою возлюбленную, они тайно решают похитить ее для герцога и, тем самым, отомстить коварному Риголетто. Оскорбленный граф Чепрано присоединяется к заговорщикам.
Неожиданно веселье бала нарушает появление графа Монтероне. Старик пришел, чтобы вступиться за честь дочери. Бесстрашно обличая герцога в преступлениях, он требует возмездия.
Герцог взбешен. Он приказывает заключить Монтероне под стражу. Риголетто, уверенный в своей безнаказанности, глумится над горем отца.
В бессильном гневе граф Монтероне проклинает шута и его господина.

Картина вторая. Поздний вечер. Безлюдная улица на окраине города освещена неверным светом луны. За высокой оградой в глубине сада виднеется дом. У калитки, погруженный в тягостное раздумье, стоит Риголетто. Здесь, в уединенном квартале, скрывает шут свою единственную горячо любимую дочь Джильду. Он растит ее для добродетели, воспитывая в вере и целомудрии. Томимый глухим предчувствием, весь во власти мыслей о проклятье старика Монтероне, Риголетто поспешил сюда, встревоженный судьбой дочери.
Размышления горбуна прерывает наемный убийца Спарафучиле, предлагающий шуту свои услуги. Но нет, Риголетто пока не нуждается в помощи бандита. Если же она потребуется, он будет иметь в виду его предложение. Спровадив незваного собеседника, горбун скрывается за калиткой.
Наконец-то он дома! Только здесь он бывает счастлив и спокоен, только здесь преображается из жалкого, презренного шута в человека и чувствует себя способным любить, мечтать и радоваться!
Навстречу отцу с веселым смехом выбегает Джильда. Она так соскучилась, ведь все время ей приходится проводить одной. Разве в церковь она иногда ходит с Джиованной. Однако беззаботный щебет девушки скоро умолкает – сердце подсказывает ей, что отец чем-то расстроен. Тщетно пытается Джильда узнать о причине его печали. Риголетто избегает ответов.
Легкий шум шагов привлекает к себе внимание Риголетто. Он спешит на улицу, чтобы выяснить причину шума. Притаившийся по ту сторону ограды герцог незаметно проскальзывает через отворенную калитку в сад и прячется за деревом. Никого не обнаружив, возвращается Риголетто. Однако тревога не покидает его сегодня. Нежно простившись с дочерью, он строго-настрого приказывает служанке беречь молодую госпожу как зеницу ока.
Оставшись одна, Джильда невольно обращается мыслями к прекрасному юноше, которого она недавно встретила в церкви. Как он хорош и как скромен! Сердце девушки полно любви и нежности. Из-за деревьев неожиданно появляется герцог. Да ведь это тот самый незнакомец, о котором она только что думала! Назвав себя бедным студентом Гвальтьером Мальде, герцог пылко говорит Джильде о вечности своего чувства. Сладостно, звучат в ночной тиши его речи, и доверчиво внимает ласковой паутине любовных клятв очарованная девушка. В минуту прощанья, не в силах сдержать своего счастья, Джильда обещает Гвальтьеру, что отныне и на всю жизнь сердце ее будет принадлежать только ему, ее прекрасному возлюбленному!
Герцог, в сопровождении подкупленной им Джиованны, уходит, и Джильда, окрыленная новым для нее чувством, вновь остается одна.
Тем временем за оградой дома собираются придворные, задумавшие в эту ночь привести в исполнение свой коварный замысел: похитить красавицу, которую все они считают любовницей ненавистного им горбуна. Однако внезапное возвращение встревоженного Риголетто чуть не нарушает их планы. Чтобы рассеять его подозрения, вельможи убеждают шута, что явились сюда похитить для герцога графиню Чепрано, дворец которой находится рядом.
Риголетто охотно соглашается участвовать в этой, забавной, на его взгляд, проделке. Только он хочет, чтобы и его лицо было скрыто под такой же маской, как у его сообщников. Надевая на Риголетто маску, один из придворных незаметно повязывает поверх нее платок. Теперь шут глух и слеп. Несколько раз обведя его вокруг убежища Джильды, заговорщики велят ему поддерживать лестницу, по которой сами пробираются в дом его дочери и похищают ее.
Прождав некоторое время, Риголетто пытается поправить спадающую маску и тут обнаруживает повязанный поверх нее платок. Смутно предчувствуя предательство, он в ужасе срывает повязку и видит, что держит лестницу у ограды собственного дома. Дикий крик разрывает ночную тишину. Отец бросается на поиски дочери, но Джильда исчезла. Вот оно, возмездие! Не на придворного шута, злого и безжалостного, а на человека, отца, имеющего сердце, страстно любящего свое дитя, пало проклятье графа Монгероне.

Покои во дворце. Герцог расстроен: неизвестные похитили его возлюбленную, и он готов жестоко наказать виновных.
Собираются придворные. Желая развеселить господина, они с хвастливой гордостью рассказывают ему о приключениях минувшей ночи: в своем неведении шут помог им украсть собственную любовницу! Теперь она спрятана здесь, во дворце.
Чутьем влюбленного герцог догадывается, что речь идет о Джильде. Не дослушав рассказа, он спешит взглянуть на красавицу.
В это время во дворце появляется Риголетто. Пытаясь скрыть свое страдание под маской равнодушия, он напевает, но его веселая песенка полна сейчас тревоги и боли. Вельможи насмехаются над шутом, спрашивая, кого он ищет. По их шуткам отец догадывается, что дочь его находится где-то рядом. Он бросается к дверям, ведущим в спальню герцога, но придворные загораживают ему дорогу.
Из дверей смежной комнаты вся в слезах выбегает Джильда и бросается в объятья отца. Только ему расскажет она все! Под властным взглядом Риголетто придворные один за другим выходят, и отец с дочерью остаются вдвоем.
С нежностью и трепетом рассказывает Джильда о чистоте своей первой любви, о радости первых встреч, в смятении вспоминает страшную ночь похищения и последовавшее за ней утро.
Риголетто пытается утешить свое дитя: только ради нее он терпел издевательства над собой. Но за поруганную честь дочери он отомстит. Лишь кровь врага смоет теперь их позор!
Услышав угрозы, Джильда, и в несчастье верная своей любви, умоляет отца о милосердии к герцогу. Но Риголетто непреклонен – если не кара Бога, то месть человека накажет виновного за его преступленье!

Читайте также:
Мифы Японии - кому поклонялся народ в древности, какие существа описывают читать онлайн

Поздний вечер. Пустынный берег реки. К полуразрушенной лачуге, притону Спарафучиле, приближаются Риголетто и Джильда. Отец нарочно привел сюда дочь, чтобы она собственными глазами убедилась в измене герцога, который явился на свиданье к красотке Маддалене. Сквозь щели в стене Джильда видит ярко освещенную комнату и в ней своего неверного возлюбленного, расточающего клятвы в верности кокетливой сестре Спарафучиле. Джильда в отчаянии.
Риголетто отправляет дочь домой. Переодевшись в мужской костюм, она должна немедленно покинуть Мантую и выехать в Верону. Через несколько дней они снова встретятся и заживут спокойно и счастливо в этом незнакомом городе, где никто не знает их прошлого.
Отослав Джильду, Риголетто подзывает к себе вышедшего из дома Спарафучиле и заключает с ним сделку. Вручая убийце задаток, горбун обещает вернуться в полночь за телом своего врага.
Возвратившись в притон, бандит готовится совершить убийство. Однако Маддалене приглянулся красивый юноша, и она умоляет брата пощадить его. Спарафучиле озадачен – он честный убийца и должен выполнить дело, раз получил за него деньги. Вот разве кто-нибудь случайно забредет в их лачугу. Тогда, пожалуй, он может, в угоду сестре, убить незнакомца вместо полюбившегося ей красавчика.
К месту, где готово совершиться преступление, в мужском костюме и черном плаще возвращается Джильда. Услышав разговор брата с сестрой, она решает пожертвовать собою ради жизни любимого. Собрав все свое мужество, девушка входит в дом.
Стихает гроза. Где-то далеко часы бьют полночь. В дверь лачуги стучится Риголетто. Спарафучиле, получив обещанную плату, выносит шуту мешок с трупом.
Сгибаясь под тяжестью ноши, горбун спешит к реке, чтобы собственноручно завершить свое мщенье. Он торжествует, но вдруг откуда-то издали до его слуха долетает знакомая легкомысленная песенка герцога.
В ужасе Риголетто разрывает мешок и при вспышке молнии видит умирающую Джильду. На мгновение придя в чувство, дочь умоляет отца простить ее и герцога, за которого она отдала жизнь.
Итак, возмездие совершилось – проклятье отца-Монтероне пало на Риголетто-отца.

«Риголетто» — краткое содержание оперы Джузеппе Верди на русском языке

Над оперой «Риголетто» (Rigoletto, либретто написано на итальянском языке) Джузеппе Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi) работал в 1850—1851 годах. В основе произведения драма настоящих людей, перенесенная на сюжетные коллизии. После премьеры произведение имело колоссальный успех, несмотря на то, что первоисточник был подвергнут цензуре и запрещен за подрывание авторитета короля. Прочитав краткое содержание «Риголетто» на русском, читатель сумеет разобраться во всех особенностях и тонкостях оперы.

Герои оперы

Все действующие лица можно разделить на главных и второстепенных персонажей. К главным героям относятся:

  • Риголетто — старый придворный шут.
  • Герцог Мантуанский — молодой красивый мужчина, любящий заводить много связей с разными женщинами.
  • Джильда — прекрасная дочь шута, его единственное утешение в жизни.

    Второстепенных персонажей в тексте не так много. Их образы служат для того, чтобы детальнее раскрыть характеры и особенности поведения главных героев. К ним относятся:

  • Графиня ди Чепрано — увлечение герцога.
  • Джованна — продажная служанка шута.
  • Спарафучиле — убийца, нанятый Риголетто.
  • Граф Монтерон — старый граф, что проклял шута за его издевки.

    Помимо того, в пьесе появлялись придворные и Маддалена — красивая сестра наемного убийцы. С этой девушкой герцог заигрывал сразу после того, как клялся в любви Джильде.

    Действие первое

    Опера начинается с бала в величественном дворце герцога Мантуанского. К нему приехали самые достопочтенные граждане королевства.

    Первая картина

    Среди прибывших на бал, много прекрасных девушек, но Мантуанского больше всего интересует графиня де Чепрано. Герцог ведет себя с женщинами неподобающе. Так, он начинает чересчур ухаживать за милой женщиной, вызывая тем самым негодование ее стоящего рядом супруга. Риголетто, придворный шут, лишь накаляет ситуацию, отпуская злорадные шутки в стороны графа Чепрано и советуя герцогу украсть графиню этой темной ночью. Возмущенный подобным поведением в свой адрес граф, грозит отомстить несносному шуту.

    Читайте также:
    Цыганы - краткое содержание поэмы А.С. Пушкина, история создания

    Внезапно в самый разгар веселья и танцев на бал заявляется граф Монтероне. Он требует у хозяина бала вернуть ему его дочь. Затем Риголетто смеется над нежданным гостем, приговаривая, что вступаться за девушку уже поздно, ведь ее честь он возвратить не сможет. В следующий момент герцог Мантуанский приказывает страже схватить графа. Тот в бешенстве проклинает хозяина дома и его шута. Риголетто — человек суеверный и сам отец, поэтому услыхав проклятье, он с ужасом на лице уходит.

    Вторая картина

    Скакун Риголетто быстро покидает замок. По дороге он натыкается на Спарафучиле — наемного убийцу. Тот сообщает, что в любой момент, если понадобиться, он может оказать услугу. Риголетто корит свою несчастную судьбу и говорит, что проклятье быть некрасивым и неуважаемым человеком, шутом. Ведь живя в замке, среди лицемерных и подлых людей, он сам превратился в одного из них.

    Встретившись со своей дочерью Джильдой, мужчина, кажется, вновь оживает и обретает жажду жизни. Он так сильно жаждет уберечь ее от всех невзгод, что приказывает служанке запереть все двери дома, а сам уезжает.

    Но его служанка оказалась продажной. Женщина открыла дверь герцогу Мантуанскому, что переоделся в несчастного бедного студента. Мужчина страстно объясняется в любви Джильде, но его громкие речи обрывает странный шум с улицы. И тогда герцог удаляется, чтобы скрыться.

    Одновременно с этим придворные в масках решают проучить шута за его острый язык и похитить Джильду, по ошибке приняв ее за любовницу Риголетто. Но в своем подлом замысле они идут дальше и предлагают самому Риголетто принять участие в похищении, убеждая его в том, что хотят украсть графиню де Чепрано.

    Старому шуту завязывают глаза, и лишь когда придворные покидают его, взяв с собой Джильду, он понимает, что произошли ужасные вещи.

    Второе действие

    Герцог переживает об исчезновении Джильды. В зал к нему входят придворные и с упоением рассказывают, как ловко поглумились они над шутом, похитив его молодую любовницу. Мантуанский же быстро понимает про кого конкретно идет речь и спешит скорее повидаться с Джильдой.

    Но тем временем, во дворец заявляется Риголетто полный уверенности, что его любимая дочь спрятана где-то в его стенах. Он опережает герцога и быстро находит ее. Тогда он клянется Джильде и себе самому, что отомстит герцогу. Девушка же душевно просит отца простить ее возлюбленного.

    Третье действие

    Риголетто вместе с Джильдой подходят к кабаку, принадлежащему Спарафучиле. Они видят, как в притон заходит герцог в форме простого кавалерийского офицера. Мужчина начинает флиртовать с Маддаленой — прекрасной сестрой Спарафучиле. За тем, как он вьется вокруг нее со стороны наблюдает бедная Джильда.

    Риголетто спешит утешить дочь, обманутую легкомысленным герцогом. Он приказывает Джильде поехать домой и собрать все необходимые вещи, чтобы вместе отправиться в Верону — город, в котором их двоих никто не знает.

    После этого шут нанимает хозяина таверны, чтобы тот убил герцога. Услышав об этом, Джильда приходит к убийце и быстро, и кратко, пока есть время, молит пощадить возлюбленного. Спарафучиле решает вместо герцога убить того, кто первым постучит в дверь его кабака. Джильда, став свидетельницей этого диалога, принимает решение принести себя в жертву ради любимого человека. И все равно, что он не держит своих клятв, но возможно, так он познает силу любви.

    И девушка стучится в дверь притона. Спарафучиле оглушает ее и помещает в мешок. Его он переедает старому шуту. Риголетто был счастлив, что может отомстить обидчику, но вскоре он осознает, какая беда случилась. Он молится и просит небеса не отнимать его любимую дочь, его кровинушку, но Джильда погибает у него на руках. Проклятие, которое наслали на шута, свершилось.

    Анализ произведения

    По жанру «Риголетто» — это драматическая опера. Основная идея произведения — обличить порочность светского общества и социальное неравенство.

    История создания оперы берет свое начало в 1850 году. Тогда Джузеппе Верди решил написать оперу по мотивам драмы «Король забавляется» Виктора Гюго. Либретто к опере было написано Франческо Мария Пьяве, который долгие годы общался и работал с Верди.

    Премьера состоялась годом позже, 11 марта 1851 года в оперном театре «Ля Фениче» в Венеции.

    Под влиянием цензуры в пьесе образ короля был заменим на условного герцога, а его настоящий шут Трибуле был сменен на некого Риголетто. Изначально его хотели сделать обычным по тем временам красавцем. Таким образом, автор хотел избежать запрета на свое произведение, как это случилось с Гюго в 1832 году. И это помогло. Несмотря на запрет первоисточника, опера на его основе ставилась во всех театрах Европы.

    Опера стала первой работой в творчестве Верди, в которой творец отклонился от привычной героической тематики и уделил внимание конфликтам, созревшим как результат социального неравенства разных слоев общества.

    Произведение состоит из трех действий, через которые проходит одна сюжетная линия, объединяющая историю Джильды, ее отца Риголетто и герцога. Для произведений Джузеппе свойственно сосредотачиваться в своих работах исключительно на главных персонажах и их истории.

    Опера учит тому, что за все свои плохие мысли и проступки человек все равно будет наказан. Поэтому милосердие и сострадание к ближним никогда не должно уступать собственным прихотям. Подробную информацию о композиторе, этом и других его произведениях можно найти в интернете, в том числе в Википедии.

    Читайте также:
    Сочинение на тему: «Крылатые выражения» из комедии Грибоедова

    Краткое содержание «Риголетто»

    Средняя оценка: 4.5

    Всего получено оценок: 144.

    О произведении

    Романтическая драма французского писателя Виктора Гюго «Король забавляется» была опубликована в 1832 году. После первой постановки пьеса была запрещена. В России её содержание знакомо зрителям по либретто оперы Верди: сюжет драмы Гюго лёг в основу «Риголетто» Верди (1851 г.).

    Опера в трёх действиях объединяет в себе арии, знаменитые неаполитанские песни и баллады. Здесь по сравнению с литературной основой акцент смещён на личные взаимоотношения героев в психологически острых ситуациях.

    Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Риголетто» («Король забавляется»), которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

    Главные герои

    • Герцог Мантуанский – молодой, красивый, любвеобильный молодой человек, ветреник.
    • Риголетто – шут, старый горбун, насмешник.
    • Джильда – красавица-дочь Риголетто, его единственное утешение в жизни.

    Другие персонажи

    • Джованна – подкупная служанка Джильды.
    • Спарафучиле – наемный убийца, с собственным кодексом чести.
    • Маддалена – сестра Спарафучиле.
    • Граф Монтероне – старый граф, отец обманутой герцогом дочери.
    • Графиня де Чепрано – одна из пассий герцога Мантуанского.

    Краткое содержание

    Действие первое

    Картина первая

    Любвеобильный герцог Мантуанский дает роскошный бал в своем дворце. Среди приглашенных много красавиц, но для герцога «всех их прелестней графиня де Чепрано» . Герцог принимается увиваться вокруг графини, вызывая вспышки ревности у ее мужа. Масла в огонь подливает Риголетто, который зло подшучивает над графом де Чепрано и советует герцогу этой же ночью похитить прекрасную графиню. Взбешенный дерзостью шута, Чепрано грозится отомстить ему.

    На балу появляется граф Монтероне, потребовавший у герцога возвратить ему дочь. Однако Риголетто насмешничает над ним, напоминая, что «слишком поздно за дочь вступаться: честь не воротишь, — чего ж волноваться» . Герцог Мантуанский отдает приказ взять под стражу графа, который проклинает герцога и его шута. Риголетто, будучи отцом и глубоко суеверным человеком, услышав это проклятье, в ужасе отворачивается.

    Картина вторая

    Горбун Риголетто покидает дворец и по дороге сталкивается с наемным убийцей Спарафучиле, который предлагает шуту свои услуги в любой момент, когда ему понадобится. Риголетто ропщет на свою судьбу: «Проклятье — быть безобразным! Проклятье — быть шутом презренным!» Обитая во дворце и вращаясь среди подлых, лицемерных людей, он и сам стал негодяем.

    Встретив свою дочь Джильду, старый шут будто вновь оживает. Страстно желая уберечь ее от всех возможных опасностей, он приказывает служанке Джованне тщательно запереть все двери, а сам покидает дом. Однако продажная служанка открывает дверь герцогу Мантуанскому, переодетому бедным студентом. Он пылко объясняется Джильде в любви, но его признание прерывает какой-то шум на улице, и он вынужден скрыться.

    Тем временем придворные в масках решают проучить Риголетто и выкрасть Джильду, ошибочно принимая ее за любовницу шута. Они предлагают Риголетто поучаствовать в краже, объясняя, что хотят похитить графиню де Чепрано. Риголетто завязывают глаза, и только когда компания удаляется с похищенной Джильдой, шут понимает, что свершилось нечто ужасное – «Ах! Ах. вот где старца проклятье. »

    Действие второе

    Герцог взволнован исчезновением Джильды. Входят придворные и радостно сообщают, как ловко они надругались над Риголетто, выкрав его любовницу. Герцог, прекрасно понимая о ком идет речь, спешит увидеть Джильду.

    В замке появляется шут, уверенный в том, что дочь спрятана где-то здесь. Он находит ее и клянется, что непременно отомстит герцогу. Джильда же просит отца простить ее возлюбленного.

    Действие третье

    Риголетто с Джильдой приходят к притону, который принадлежит Спарафучиле. Они замечают, как в трактир входит «герцог в форме простого кавалерийского офицера» . Он начинает заигрывать с Маддаленой – симпатичной сестрой Спарафучиле. За его любовными излияниями со стороны наблюдает Джильда. Риголетто старается утешить дочь, обманутую неверным возлюбленным. Он отсылает Джильду собрать все необходимое, чтобы вместе уехать в Верону – город, где их никто не знает.

    Тем временем шут нанимает Спарафучиле, чтобы тот убил герцога. Узнав об этом, Джильда умоляет пощадить красивого «офицера» и вместо него убить того, кто первым постучится в дверь их таверны. Джильда становится свидетельницей этого разговора и решает пожертвовать собой ради любимого – «хоть клятвам бесчестно своим изменяет, пусть силу священного чувства узнает» .

    Спарафучиле оглушает девушку и засовывает в мешок, который передает Риголетто. Шут доволен, что может расквитаться с обидчиком, но вскоре понимает, какая роковая ошибка свершилась. Он молит небеса не забирать у него единственную дочь, но Джильда умирает. Страшное проклятье старца свершилось…

    Заключение

    Произведение Верди учит тому, что человек за все свои дурные поступки и мысли непременно будет наказан. Необходимо учиться милосердию, доброте, всепрощению, состраданию к ближним.

    После ознакомления с кратким пересказом «Риголетто» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.

    Тест по опере

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: