Рецензия на научную статью – содержание и оформление

Как писать рецензию на научную статью

  • Что должна содержать рецензия
  • Примерный план рецензии
  • Рецензия научного руководителя на статью для публикации в журнале ВАК
  • Образец рецензии на научную статью

На практике у авторов часто возникают вопросы, что примерно должна содержать рецензия на статью, рассмотрим примеры таких рецензий, а также выясним, как написать рецензию на статью. Возникает вопрос, для чего нужна рецензия на научную статью и является ли это обязательным? Необходимость рецензирования научной статьи является требованием, установленным Высшей аттестационной комиссией (далее – ВАК) для публикации статьи в журнале, включенном в перечень ВАК.

Что должна содержать рецензия

Приводится тезисный анализ статьи, дается оценка качеству содержания, соблюдениям требований к оформлению, отражается степень новаторства изыскания, релевантность исследования передовым отраслям науки, значимость данной статьи в практической деятельности.

В заключении рецензент должен написать рекомендации по публикации статьи либо указать о невозможности публикации материала. Отрицательное решение рецензента должно быть мотивировано

В заключение ставится подпись рецензента и соответствующая печать.

Отправленная по электронной почте копия рецензии не является оригинальным документом. Некоторые редакции требуют предоставления оригинала.

Поэтому необходимо заблаговременно отправить оригинал рецензии возможными способами (лично либо почтой).

По общему правилу, рецензия пишется объемом около 4 тысяч знаков (с пробелами).

Для того, чтобы рецензия являла собой стилистически грамотный документ, рекомендуем использовать следующие обороты:

  • значимость данного изыскания неоспорима…
  • проанализировав рецензируемую работу…
  • автором в статье подробно освещена проблема…
  • автор выразил достаточно смелую точку зрения …
  • данная статья является образцом нестандартных методов…
  • работа выполнена на высоком уровне…
  • статья является примером глубокого изучения проблемы…
  • название статьи емко отражает саму ее суть…
  • автор пишет о проблеме.
  • необходимость написать статью по указанной проблематике вызвана современным состоянием…
  • необходимо отметить точно расставленные в статье акценты…
  • автором изучен большой объем фактического материала…
  • из рецензируемой работы следует….
  • суть данной статьи заключается в том, что…
  • автором сделаны весьма логичные выводы на основе полученных данных…
  • выводы работы последовательно доказаны….

Примерный план рецензии

При написании рецензии следует руководствоваться определенной структурой. Рецензент должен писать отзыв, руководствуясь следующими критериями:

  1. Оглавление статьи, должность и фамилия, имя, отчество автора статьи;
  2. Тезисное освещение вопроса, которому посвящена статья;
  3. Актуальность выбранной темы;
  4. Оценка значимости результатов научных изысканий автора;
  5. Рекомендована ли статья к публикации;
  6. Обязательно писать ученое звание либо ученая степень, должность, место работы, ФИО рецензента.

Рецензия научного руководителя на статью для публикации в журнале ВАК

Часто возникает вопрос, как написать научную рецензию на статью ВАК. Такой отзыв обычно пишется по общим правилам составления рецензий, подписывается научным руководителем с печатью учреждения, где научный руководитель работает.

Рецензенты могут быть как внутренними, так и внешними. Первый вид рецензий обычно подписывается научным руководителем. На рецензии ставится печать ВУЗа, где учится, либо работает автор. Второй вид рецензий подписывается должностными лицами сторонних учреждения – редакций, специалисты других ВУЗов.

Необходима объективная оценка статьи, констатируются сильные стороны работы, а также ее недочеты.

Достоинствами статьи, как правило, является логичное и последовательное изложение сути исследования, новаторство в решении проблемы, умение донести в понятной форме суть научных результатов. Рецензенты также отмечают умение в корректной форме выражать свою точку зрения в статье, имеющей форму полемики с научными оппонентами

Также указываются промахи автора, нужно писать и о недостатках, допущенных им в работе, предлагаются пути исправления недочетов. Рассмотрим пример рецензии на научную статью ВАК.

Фрагмент рецензии на научную статью ВАК «Аспекты экономической устойчивости государства». (Пример)

Образец рецензии на научную статью

Рассмотрим образец рецензии на научную статью для публикации в журнале.

Необходимо помнить, что положительная, грамотно составленная рецензия является залогом положительного решения об опубликовании научной статьи, что в дальнейшем позволит претендовать на успешную защиту научного проекта в целом.

Как писать рецензию на научную статью

Требования к рецензии

По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.

Читайте также:
Защита кандидатской диссертации основные особенности и требования

Содержание и стиль

Рецензия на статью должна включать:

  1. Тезисный анализ ее содержания.
  2. Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
  3. Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
  4. Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
  5. Обоснованную критику недостатков статьи.
  6. Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.

В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.

В рецензии на статью недопустимы:

  1. Банальный пересказ текста.
  2. Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
  3. Отклонения от стандартов научного стиля речи.
  4. Высказывания от первого лица.

Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.

При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:

  • в статье автора…;
  • значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в рецензируемой работе…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • в статье на первый план выдвинуто…;
  • автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
  • автор проявил умение анализировать…;
  • работа проведена на высоком научном уровне…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • статья – пример глубокой проработки темы…;
  • написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…
  • безусловная заслуга автора состоит в…;
  • автор изучил большой объем фактического материала…;
  • статью отличает доказательность…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
  • автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
  • автор статьи углубляет наше представление о…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…

Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью

В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.

Редакции солидных журналов не принимают электронные копии рецензий на научные статьи – рассматриваются только оригиналы, отправленные обычной почтой, курьером и т. д. или предоставленные лично.

В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:

  1. Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
  2. Актуальность темы.
  3. Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
  4. Оценка значимости проведенного исследования.
  5. Недостатки работы.
  6. Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.

Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.

Пример рецензии на статью

Для наглядности несколько примеров готовых рецензий на научные статьи:

Рецензия – это не только пропуск для научной статьи к публикации, но и подтверждение профессиональной компетентности ее составителя. Даже если работа, по мнению, пишущего отзыв, недостойна внимания, суждения должны высказываться максимально корректно, без нападок и, конечно же, аргументированно, что продемонстрирует хорошее владение темой и умение рецензента вести научную дискуссию.

Рецензия на научную статью – содержание и оформление

  • О журнале
  • Цели и задачи
  • Авторам
    • Инструкция для авторов
    • Оформление списка литературы
    • УДК
  • Политика рецензирования
    • Рецензентам
    • Как написать рецензию на статью
    • Редакционная коллегия
  • Редакционная политика
    • Публикационная этика

Требования к рецензии

Рекомендуемый объем рецензии составляет 1500-2600 символов без пробелов (1 страницы текста в Word). Шрифт текста – Times New Roman (12-14 кегель, межстрочный интервал – 1,5).

Лист – классический, формат бумаги – А4. Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.

Актуальность научной статьи описывается в 2-3 предложениях.

На описание положительных/отрицательных моментов статьи отводят 2-3 абзаца.

Читайте также:
Топ 100 вузов России - рейтинг лучших университетов, институтов

Выводы и рекомендации к публикации занимают 2-4 предложения.

Внимание! “Слепое” переписывание целых абатцев со статьи НЕДОПУСТИМО.

Такие рецензии приниматься небудут.

Внимание! Редактора в процессе верстки журнала отформатируют статью по требованиям, поэтому на оформление статьи внимание не заостряйте .

Внимание! Загружаемая скан копиия рецензии должна быть обязательно цветной!

Структура Рецензии

Структура рецензии на научную работу состоит из следующих элементов.

Библиографические данные (название, ФИО, научная степень и должность автора, место работы).

Пример

Рецензия

на статью “ПРОЦЕССЫ ТЕПЛОПЕРЕНОСА В ТВЕРДЫХ РАСТВОРАХ (SnSe)1-x-(LnSe)х”, кандидата психологических наук, доцента лаборатории физики, ФГБО ВО РАО Иванова Ивана Ивановича

Краткое описание исследуемой проблемы.

Пример

В статье рассматриваются структура и содержание межпоколенного взаимодействия; изучаются образ своей старости и образ пожилых людей у современной молодежи.

Определение уровня актуальности документа и краткая его характеристика. Рецензент должен писать строго по теме, не ссылаясь на другие источники и не делая лирических отступлений.

Пример

Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку …. используемые методы позволяют…. вопрос рассматривается всестороннее….

Наиболее важные аспекты, раскрываемые автором. Рассматривая работу, рецензент должен подкреплять свои выводы доказательствами.

Пример

Автором проведена серьезная работа по определению образа старости у молодого поколения и его влияния на текущую коммуникацию с пожилыми людьми. Немаловажным является и то, что Ф.И.О. анализирует структуру и содержание общения……

Положительные/отрицательные рекомендации по дальнейшей публикации документа в научном журнале.

Рецензент отражает значимость, новизну и научную ценность статьи. Делает вывод о возможности публикации в конкретном научном журнале или о необходимости доработки.

Пример

Научная статья Иванова Ивана Ивановича “ПРОЦЕССЫ ТЕПЛОПЕРЕНОСА В ТВЕРДЫХ РАСТВОРАХ (SnSe)1-x-(LnSe)х” соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

В конце рецензент указывает информацию о себе: ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать организации(канцилярия либо отдел кадров либо деканат), подпись.

О чем писать в рецензии

Рецензент анализирует статью по следующим критериям, которые могут оцениваться как “достаточный”, “слабый”, “недостаточный”.

Проблематика. Статья рассматривает решение поставленной проблемы, определяет ее, предлагает способы решения.

Актуальность. Тема статьи должна быть актуальной и интересной научному сообществу, иметь перспективы для дальнейшего исследования.

Научность. Автор статьи должен рассмотреть научные аспекты изучаемой темы, даже если она имеет исключительно прикладное значение.

Новизна. Результаты, представленные автором работы, должны обладать научной новизной.

Завершенность. Текст должен начинаться с постановки задачи, а заканчиваться ее решением, которое должно быть достоверным.

Обоснованность. Представленные автором результаты должны быть обоснованы с использованием научного инструментария. Это могут быть математические выводы, эксперимент, математическое моделирование. Только в этом случае результаты будут считаться достоверными.

Структурированность. У научной статьи должна быть четкая структура — общепринятые в научных публикациях разделы, в который говорится об актуальности темы, приводится анализ состояния вопроса, определяется и ставится задача, приводится методика исследования, описываются результаты, обсуждается практическое использование результатов, делаются выводы.

Четкость формулировок. Результаты, полученными в ходе работы, должны быть сформулированы в виде научных положений.

Понятность. Статья должна быть написана понятным среднему специалисту в выбранной области, языком. Автор должен использовать общепринятые термины.

Компактность. Статья должна соответствовать требованию по объему.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ Фразы для рецензии .

Так как рецензия на научную статью относится к официальным научным документам, приветствуется использование клише и канцеляризмов.

Автор в своей работе дает подробный анализ…

Автор грамотно анализирует…

Автор данной статьи акцентирует внимание…

Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области…

Автор на конкретных примерах доказывает…

Автор на основе большого фактического материала рассматривает…

Автор обращает внимание на то, что…

Автор справедливо отмечает…

Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения…

Автором предложены оригинальные идеи…

Актуальность настоящего исследования заключается в…

В качестве основных моментов используемой автором методологии…

В статье автор рассматривает…

В статье анализируются основные подходы…

В статье выявлены и раскрыты основные проблемы…

Читайте также:
Система образования в России ступени и уровни образования в Российской Федерации, виды и принципы образовательной системы, структура и организация, схема

Важным в статье является рассмотрение…

Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.

Данная статья демонстрирует…

Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)…

Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется…

Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.

К положительным сторонам работы можно отнести…

Как положительный факт можно отметить то, что…

Материал статьи основан на детальном анализе…

Особо следует подчеркнуть, что…

Особое внимание в исследовании … уделено…

Особый интерес представляет вывод о…

Отдельного внимания заслуживает…

Практическая значимость данной статьи заключается в…

Предлагаемый подход к изучению проблемы…

Рассмотренная в статье оригинальная концепция…

Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему…

Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.

Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов…

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.

Статья содержит определенную концепцию…

Теоретическая значимость данной статьи заключается в…

Использование речевых шаблонов позволяет структурировать текст и продемонстрировать логику автора.

Шаблон составления предложений/абзатцев для рецензии

В статье исследуется (что?)… Показан (что?)…Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)…В статье дается характеристика (чего?)…Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как…В работе анализируется (что?)…Главное внимание обращается (на что?)…Используя (что?), автор излагает (что?)…Отмечается, что… Подчеркивается, что…В основной части статьи дается (что?)…Раскрываются (что?)… Описываются (что?)…Особое внимание уделяется вопросам (чего?)…В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)…Показывается (творческий) характер (чего?)… Устанавливаются критерии (чего?)…В статье подробно освещаются (что?)… Характеризуется (что?)…Рассматривается (что?)… В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)…Констатируется, что… Говорится о…В заключение кратко разбирается (что?)…

Правила написания рецензии на научную статью

Рецензирование научной статьи – обязательное требование, предъявляемое ВАК к каждой публикации в журналах, включенных в список ВАК. Кроме того, рецензирование статьи проводится во всех иностранных изданиях, индексируемых в базах цитирования Scopus и WoS.

Рецензия должна кратко отразить содержание научной статьи, в рецензии предоставляется информация о значимости работы для практической деятельности, отражается степень новаторства исследования.

Правила написания рецензии на научную статью

Рецензия на научную статью – это мнение эксперта, который дает оценку проведенному исследованию. Правилами ВАК регламентируется не только содержание документа, но и его структура и оформление. Объем рецензии обычно не превышает 4000 знаков.

Написание рецензии на научную статью поручают исследователю, обладающему экспертными знаниями в предметной области. Приступая к написанию рецензии, ученый должен внимательно изучить текст работы, сделать его анализ и вынести свое заключение о материале.

Не нужно пересказывать содержание работы или бездоказательно ее критиковать. Рецензент должен высказывать свое мнение обоснованно, корректно и доброжелательно.

Рецензент должен указать на недочеты статьи, если таковые имеются, – эта информация будет использована автором статьи при доработке. При написании отзыва рекомендуется избегать канцеляризмов, излагая мысли четко, логично, последовательно, доступно и, по возможности, кратко.

Существует целый перечень речевых оборотов, которые рекомендуется использовать при подготовке текста рецензии. Использование фраз-шаблонов поможет существенно ускорить процесс работы над отзывом и сохранить требуемую структуру документа. Не стоит уточнять, что текст отзыва не должен содержать грамматических ошибок.

Работа над рецензией займет некоторое время, поэтому материалы на рецензирование следует предъявлять заблаговременно.

План рецензии на научную статью

Рецензент пишет официальный отзыв о будущей публикации, опираясь на общепринятый план, который должен содержать следующие пункты:

  • краткое описание проблемы исследования;
  • степень актуальности темы работы;
  • анализ наиболее важных аспектов исследования, раскрытых автором в тексте, а также недочетов;
  • рекомендация по доработке статьи или исследования.

План написания рецензии включает описание положительных и отрицательных сторон исследования, ставшего основой статьи. На выводы и рекомендации отводятся 2–4 предложения, актуальность работы также описывается 2–3 предложениями. Также документ должен содержать точную и полную информацию и об авторе публикации, и о ее рецензенте.

Читайте также:
Система образования в Великобритании структура системы, высшее образование

Оформление рецензии на статью по ГОСТу

Оформлять рецензию на статью следует с учетом требований выбранного издания. В этом случае можно с большей уверенностью рассчитывать на то, что исследовательская работа будет одобрена и принята в научный журнал для публикации.

Стандарт, на который нужно ориентироваться в первую очередь, – ГОСТ 7.32–2001. Именно он регламентирует основные положения оформления рецензий.

  1. Размер шрифта должен быть 12 или 14.
  2. Межстрочный интервал – 1,5.
  3. текста – Times New Roman.
  4. Лист – классический, формат бумаги – А4. Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.
  5. Содержание документа:
    • указание полного названия работы, на которую выполнено рецензирование;
    • сведения об авторе статьи (личные данные студента, курс, группа);
    • ФИО и ученая степень рецензента, занимаемая им должность и звание;
    • число, подпись, печать учреждения.

В учебном заведении могут быть собственные правила заполнения рецензии и ее визуального оформления. Обязательно уточните этот момент у преподавателя.

Пример рецензии на научную статью

Список шаблонных фраз для написания рецензии:

  • В статье дан подробный анализ
  • Данная работа демонстрирует…
  • Актуальность исследуемой темы заключается в…
  • Особое внимание в исследовании было уделено проблеме (вопросу, теории, идее).
  • На конкретных примерах автор доказывает, что…
  • Теоретическая значимость статьи заключается в.
  • Автором детально изучены (описаны, рассмотрены, представлены)…
  • Основная концепция статьи – …

Содержание логически взаимосвязано, а теоретические аспекты и выводы подтверждаются цитатами из компетентных источников.

Грамотно написанная рецензия – это не просто представление и оценка исследовательской работы. Этот отзыв демонстрирует ценность проведенного исследования, подтверждает научную состоятельность статьи и глубину проработки темы.

Рецензия на статью для журнала ВАК

Чтобы опубликовать статью в журнале ВАК, вместе с текстом будущей публикации нужно предоставить в издание и рецензию на статью. Рецензенты для статьи ВАК могут быть внутренними или внешними.

В первом случае документ подписывается научным руководителем автора и на нем ставится печать высшего учебного заведения, где учит ь ся или работает исследователь. Внутренняя рецензия на статью ВАК составляется членами аттестационной комиссии, работающими на кафедре, где планируется защита соискателя.

Во втором случае рецензию пишет сотрудник стороннего вуза. Внешняя рецензия делится на два вида:

  • рецензирование осуществляется официальными оппонентами исследователя;
  • рецензирование выполняют члены редакционной коллегии или специальной комиссии непосредственно перед публикацией.

При подготовке рецензии следует отразить проработку исследуемой автором проблемы и дать оценку актуальности методики, выбранной для проведения.

Отзыв научного руководителя на статью

Рецензирование – важная часть в механизме отбора и утверждения научных статей для публикации. Положительный отзыв научного руководителя поможет представить автора в более выгодном свете и увеличить его шансы на размещение статьи в выбранном издании.

Отзыв руководителя – ученого с признанным авторитетом и ученой степенью – позволит более точно оценить уровень статьи. Квалификация научного руководителя уже подтверждена Высшей аттестационной комиссией, поэтому его мнение учитывается при вынесении решения о публикации.

Образец отзыва научного руководителя на статью

При написании отзыва руководитель соискателя ученой степени должен руководствоваться принципом объективного и беспристрастного суждения. Стоит помнить, что статья в обязательном порядке проходит этап рецензирования и качество рукописи будут оценивать и другие эксперты.

Критика статьи должна быть обоснованной, а в заключение приводится мнение о том, заслуживает ли работа быть опубликованной в открытой печати. Отзыв научного руководителя пишется в свободной форме, также указывается вся необходимая информация об ученом, написавшем отзыв.

В научном сообществе отзыв руководителя часто пишут сами авторы публикаций, но стоит помнить, что документ заверяется подписью научного руководителя и именно он несет ответственность за содержание документа.

Написать рецензию на научную статью можно, обладая высоким уровнем компетенций и зная правила оформления этого документа. Автору статей стоит самому попробовать писать рецензии на публикации своих коллег.

Этот навык пригодится в дальнейшей работе, а также поможет развить критическое мышление и способность кратко и емко формулировать содержание научных работ. Как показывает практика, многие ученые, имея большой опыт написания рецензий, начинают заниматься этим на постоянной основе.

Читайте также:
Подробный план сочинения по литературе в 10 классе - формулировка

Как написать рецензию на научную статью

Что такое рецензия на научную статью

Рецензия на научную статью — объективный анализ работы, который подтверждает профессиональную компетенцию автора статьи и рекомендует (или не рекомендует) ее к публикации.

Рецензия определяет место статьи в научных кругах, анализирует содержание работы (актуальность выбранной темы, ее дальнейшие перспективы, целесообразность выбранных методов исследования, внутреннюю логику текста, достоверность полученных результатов, обоснованность выводов) и оценивает оформление.

Рецензия носит статус официального документа. В качестве рецензентов выбирают лиц с ученой степенью по специальности, соответствующей теме работы.

Оформленная и распечатанная рецензия подписывается рецензентом и заверяется печатью организации, в которой он работает.

Если статья готовится для публикации в журналах ВАК (Высшая аттестационная комиссия), то необходимо две рецензии (внутренняя и внешняя). В конце рецензии указывается мнение рецензента о возможности размещения работы в журнале. Если рецензии содержат негативные отзывы, то статья отправляется на доработку.

ВАК имеет право запросить рецензию на любую статью, поэтому редакции научных журналов хранят оригиналы рецензий. Высланная по e-mail электронная копия рецензии не является полноценным документом. Автор статьи должен отправить оригинал рецензии в редакцию по почте.

Виды рецензий на научную статью

Существует два вида рецензий на научную статью.

Нужна помощь в написании работы?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Внутреннюю рецензию составляют члены аттестационной комиссии в вузе или НИИ, где защищается соискатель. Также отзыв на статью может составить научный руководитель.

Шаблон отзыва научного руководителя на научную статью

Научный руководитель в своем отзыве делает акцент на положительные стороны работы (Скачать)

Внешняя рецензия бывает двух видов. Первая пишется официальными оппонентами соискателя, приглашенными из другого вуза или ведущей организации.

А второй вид рецензии — независимая проверка научной статьи членами редколлегии или специальной комиссией перед публикацией.

Структура

Структура рецензии на научную работу состоит из следующих элементов.

Библиографические данные (название, ФИО, научная степень и должность автора, место работы).

на статью “Межпоколенное взаимодействие пожилых и молодых людей: специфика коммуникации и образа старости”, кандидата психологических наук, доцента лаборатории психологии подростка, Психологического института РАО Хузеевой Гузелии Рифкатовны

Краткое описание исследуемой проблемы.

Нужна помощь в написании работы?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В статье рассматриваются структура и содержание межпоколенного взаимодействия; изучаются образ своей старости и образ пожилых людей у современной молодежи.

Определение уровня актуальности документа и краткая его характеристика. Рецензент должен писать строго по теме, не ссылаясь на другие источники и не делая лирических отступлений.

Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку …. используемые методы позволяют…. вопрос рассматривается всестороннее….

Наиболее важные аспекты, раскрываемые автором. Рассматривая работу, рецензент должен подкреплять свои выводы доказательствами.

Автором проведена серьезная работа по определению образа старости у молодого поколения и его влияния на текущую коммуникацию с пожилыми людьми. Немаловажным является и то, что Ф.И.О. анализирует структуру и содержание общения……

Положительные/отрицательные рекомендации по дальнейшей публикации документа в научном журнале. Рецензент отражает значимость, новизну и научную ценность статьи. Делает вывод о возможности публикации в конкретном научном журнале или о необходимости доработки.

Научная статья Хузеевой Гузелии Рифкатовны “Межпоколенное взаимодействие пожилых и молодых людей: специфика коммуникации и образа старости” соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

В конце рецензент указывает информацию о себе: ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.

О чем писать в рецензии

Рецензент анализирует статью по следующим критериям, которые могут оцениваться как “достаточный”, “слабый”, “недостаточный”.

Читайте также:
Виды дипломных работ и их особенности

Проблематика. Статья рассматривает решение поставленной проблемы, определяет ее, предлагает способы решения.

Актуальность. Тема статьи должна быть актуальной и интересной научному сообществу, иметь перспективы для дальнейшего исследования.

Научность. Автор статьи должен рассмотреть научные аспекты изучаемой темы, даже если она имеет исключительно прикладное значение.

Новизна. Результаты, представленные автором работы, должны обладать научной новизной.

Завершенность. Текст должен начинаться с постановки задачи, а заканчиваться ее решением, которое должно быть достоверным.

Обоснованность. Представленные автором результаты должны быть обоснованы с использованием научного инструментария. Это могут быть математические выводы, эксперимент, математическое моделирование. Только в этом случае результаты будут считаться достоверными.

Структурированность. У научной статьи должна быть четкая структура — общепринятые в научных публикациях разделы, в который говорится об актуальности темы, приводится анализ состояния вопроса, определяется и ставится задача, приводится методика исследования, описываются результаты, обсуждается практическое использование результатов, делаются выводы.

Четкость формулировок. Результаты, полученными в ходе работы, должны быть сформулированы в виде научных положений.

Понятность. Статья должна быть написана понятным среднему специалисту в выбранной области, языком. Автор должен использовать общепринятые термины.

Компактность. Статья должна соответствовать требованию по объему.

Как писать рецензию на научную статью

Перед тем, как сесть за написание рецензии, необходимо досконально изучить сам текст статьи.

Далее составляется тезисный анализ статьи, в котором работа рассматривается по всем критериям, указанным в предыдущем разделе.

Нужна помощь в написании работы?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Следующим этапом необходимо ознакомиться со структурой рецензии и оформить работу в соответствии с правилами. В конце готовую работу проверяют на требования ГОСТа по объему, содержанию и оформлению.

Помимо содержательной части рецензент оценивает работу по технических критериям:

  • объем;
  • правильность аннотации;
  • подобранные ключевые слова на русском и английском языках;
  • корректности использования библиографических ссылок;
  • наличие библиографического списка;
  • устанавливает, на сколько тема статьи релевантна теме издания, в котором она должна будет печататься.

Важно! Рецензия должна быть объективной. Не допускается в тексте описание субъективных оценок, использование высказываний: «я предполагаю, я руководствуюсь мнением о том, что… и т.д.», простой пересказ анализируемого текста, использование ненаучного стиля.

Фразы для рецензии

Так как рецензия на научную статью относится к официальным научным документам, приветствуется использование клише и канцеляризмов.

  1. Автор в своей работе дает подробный анализ…
  2. Автор грамотно анализирует…
  3. Автор данной статьи акцентирует внимание…
  4. Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области…
  5. Автор на конкретных примерах доказывает…
  6. Автор на основе большого фактического материала рассматривает…
  7. Автор обращает внимание на то, что…
  8. Автор справедливо отмечает…
  9. Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения…
  10. Автором предложены оригинальные идеи…
  11. Актуальность настоящего исследования заключается в…
  12. В качестве основных моментов используемой автором методологии…
  13. В статье автор рассматривает…
  14. В статье анализируются основные подходы…
  15. В статье выявлены и раскрыты основные проблемы…
  16. Важным в статье является рассмотрение…
  17. Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
  18. Данная статья демонстрирует…
  19. Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)…
  20. Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется…
  21. Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
  22. К положительным сторонам работы можно отнести…
  23. Как положительный факт можно отметить то, что…
  24. Материал статьи основан на детальном анализе…
  25. Особо следует подчеркнуть, что…
  26. Особое внимание в исследовании … уделено…
  27. Особый интерес представляет вывод о…
  28. Отдельного внимания заслуживает…
  29. Практическая значимость данной статьи заключается в…
  30. Предлагаемый подход к изучению проблемы…
  31. Рассмотренная в статье оригинальная концепция…
  32. Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему…
  33. Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.
  34. Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов…
  35. Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.
  36. Статья содержит определенную концепцию…
  37. Теоретическая значимость данной статьи заключается в…
Читайте также:
Как зарабатывать на помощи студентам - советы по работе

Использование речевых шаблонов позволяет структурировать текст и продемонстрировать логику автора.

Требования к рецензии

Рекомендуемый объем рецензии составляет 2000-4000 символов без пробелов (1,5-2 страницы текста в Word). Шрифт текста – Times New Roman (12 кегель, межстрочный интервал – 1,5).

Актуальность научной статьи описывается в 2-3 предложениях.

На описание положительных/отрицательных моментов статьи отводят 2-3 абзаца.

Нужна помощь в написании работы?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Выводы и рекомендации к публикации занимают 2-4 предложения.

Примеры рецензий на научные статьи

Вывод

Рецензия на научную статью — объективный обзор, который может содержать аргументированную критику. Рецензии пишутся для определения научного веса работы и необходимости ее публикации в журналах ВАК.

Рецензии пишутся внешними и внутренними рецензентами: членами аттестационной комиссии, свой отзыв может написать научный руководитель, а также рецензии с более критическим анализом пишут оппоненты соискателя и независимые рецензенты.

Если в рецензии указывает неготовность текста к публикации, его отправляют на доработку.

Грамотная рецензия на научную статью с положительным заключением гарантирует публикацию статьи в журнале ВАК и позволяет соискателю претендовать на научную степень.

Если же в рецензии указано отрицательное заключение, то она позволяет автору научной работы увидеть независимый экспертный взгляд на свою статью и улучшить ее качество.

Как писать рецензию на статью: пример

Обновлено: 25 Марта 2021

  • Что такое рецензия
  • Зачем нужна рецензия на статью
  • Как писать рецензию на статью
    • Структура
    • Объем
    • Стиль
    • Шаблонные фразы и клише
  • Оформление рецензии на статью
  • Как писать рецензию на научную статью
  • Готовая рецензия на статью: образец
  • Что такое рецензия
  • Зачем нужна рецензия на статью
  • Как писать рецензию на статью
    • Структура
    • Объем
    • Стиль
    • Шаблонные фразы и клише
  • Оформление рецензии на статью
  • Как писать рецензию на научную статью
  • Готовая рецензия на статью: образец

Любая выполненная работа, неважно научная или творческая, на этапе старта (запуска проекта, премьеры и т.д.) нуждается не только в своем потребителе, но и в объективной оценке и конструктивной критике. В данной статье вы познакомитесь с ключевыми правилами написания и оформления одной из таких работ — с рецензией.

Что такое рецензия

Рецензией на статью называют официальный документ, подготовленный экспертом в соответствующей научной теме, представляющий собой профессиональную и объективную оценку проведенного автором исследования. Рецензия касается положительных и отрицательных сторон представленного к анализу документа, содержит замечания, рекомендации и уточняющие вопросы к соискателю.

Рецензии бывают двух видов:

  • Внутренняя рецензия — ее готовит эксперт, работающий непосредственно в учреждении, в котором защищается соискатель. Таким специалистом может быть научный руководитель или член аттестационной комиссии, который работает на кафедре вуза
  • Внешняя рецензия составляется независимым специалистом, работающим в ином учреждении. Таким экспертом может выступать оппонент, приглашенный из другого вуза, член редколлегии или специальной комиссии.

Зачем нужна рецензия на статью

Рецензия является обязательным документом для защиты и публикации любой научно-исследовательской работы высшего учебного заведения. Положительная рецензия может существенно повлиять на успешную защиту научного проекта.

Также оба вида рецензии необходимы в случае, если автор хочет опубликовать свой труд в журнале перечня ВАК (Высшей аттестационной комиссии).

Как писать рецензию на статью

В рецензии основная задача автора сводится к высказыванию объективной критической оценки представленного материала. Как правило, приводится тезисный разбор содержания статьи и оценивается качество экспериментальной и документальной базы, при работе с которой автор статьи сделал ключевые выводы в рамках проведенного исследования. Также во внимание принимается степень новаторства, релевантность исследования и значимость статьи для практического использования.

Содержание, стилистика и оформление также оцениваются.

Стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • тема статьи (насколько она сегодня актуальна и интересна, каковы перспективы дальнейшего развития проблемного вопроса);
  • новизна (использовал ли автор новые методики исследования, возможно, сформировал свой уникальный подход к изучению вопроса);
  • обоснованность позиции автора (какими материалами, доказательными фактами, результатами исследований руководствуется автор в целях обоснования своей позиции);
  • критерий завершенности (удалось ли автору статьи ответить на поставленный проблемный вопрос, аргументированно раскрыть тему статьи);
  • четкие формулировки (насколько однозначно выражены мысли и идеи автора, не должно быть двусмысленности или неопределенности, позиция должна быть ясна);
  • объем статьи и оформление (соответствует ли статья общепринятым стандартам, насколько полноценно раскрыты, затронутые проблемные вопросы, возможно, некоторые темы нуждаются в доработке, в то время, как другие структурные компоненты можно сократить; насколько логичен написанный автором текст, доступен для восприятия, правильно структурирован).
Читайте также:
Как сделать шпаргалку - в ворде маленькими колонками, как правильно делать

В результате должен получится отзыв на статью, состоящий из вступления, основной части и заключения, в котором будут тезисно изложены положительные и отрицательные аспекты работы. Все замечания должны быть четко аргументированы, объективны и беспристрастны.

Структура

При написании рецензии стоит обратить внимание на общепринятую структуру, ключевые элементы и критерии. Рецензия должна включать следующие компоненты:

  1. Данные автора статьи

В данной части должно быть указано полное название рецензируемой статьи, далее ФИО автора рецензии и занимаемая им должность с указанием необходимых регалий.

  1. Ключевой проблемный вопрос, затронутый в статье

Эта часть требует тезисного освещения проблемного вопроса, которому посвящено исследование.

  1. Актуальность проблемы.

Анализ и высказывание экспертного мнения о степени актуальности, выбранной для исследования темы, о ее значимости для научной среды и мирового сообщества в целом.

  1. Важные аспекты темы, раскрытые автором

Выявление и аргументированный анализ ключевых отличительных моментов в работе, оригинальных идей и концепций. Выделение эксклюзивных и показательных моментов исследования, которые смог раскрыть автор.

  1. Заключение

Общая характеристика и анализ достигнутых автором результатов, анализ теоретической и практической ценности представленной работы, а также краткая характеристика новизны научного исследования.

Обзор научных материалов, которые использовал автор в своей работе, литературных и иных источников.

Общая оценка оформления, стиля и подачи материала.

  1. Рекомендации

В данной части необходимо выделить ряд нарушений, которые допустил автор работы. Высказать замечания, несоответствия, дискуссионные вопросы и общие рекомендации для доработки.

По итогу рецензии статья может быть рекомендована к публикации или направлена на доработку. Отрицательное решение должно быть четко и доступно аргументировано рецензентом.

  1. Сведения о рецензенте

Рецензия должна заканчиваться ФИО рецензента, его ученым званием, степенью, должностью и местом работы. Документ следует подкрепить подписью и печатью с места работы.

Объем

Фактически, не существует строгого регламента, устанавливающего объем рецензии. Он может варьироваться в зависимости от сложности темы исследования, а также от формы и особенностей изложения самого автора рецензии. Основная задача — чтобы все ключевые элементы структуры были проработаны, а оценка была в достаточной степени развернута и обоснована.

Стандартный объем рецензии составляет от 3,5 до 4 тысяч знаков (с пробелами), это примерно составляет 2 страницы печатного текста формата А4 в Word.

По объему структурные компоненты рецензии должны в общих чертах соответствовать следующим требованиям:

  • актуальность статьи — 2-3 предложения;
  • важные аспекты (отрицательные и положительные характеристики статьи) — 2-3 абзаца;
  • заключение — 2-4 предложения.

Стиль

Рецензия пишется в научном стиле с четким соблюдением структурных норм. Стоит избегать витиеватых формулировок и сложных терминов, рецензия должна быть доступна для восприятия. Также стоит избегать банального пересказа статьи, субъективность оценки и неаргументированного мнения. Использование специфических клише, канцеляризм и жаргонизм недопустимы.

Научный стиль является жанром, который не пересекается со стилем художественного текста, предполагает определенную сухость изложения, емкость и использование профессиональной лексики.

Шаблонные фразы и клише

В целях соблюдения научного стиля изложения можно использовать следующие речевые шаблоны и обороты:

  • в статье автора…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автором в статье подробно освещена проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • необходимость написать статью по указанной проблематике вызвана современным состоянием…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • необходимость написать статью по указанной проблематике вызвана современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…;
  • необходимо отметить точно расставленные в статье акценты…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • из рецензируемой работы следует…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • выводы работы последовательно доказаны…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…
Читайте также:
ГОСы в университете - что это такое, как подготовиться, как проводится

Оформление рецензии на статью

Правила оформления рецензии по ГОСТу включают следующие требования:

  • шрифт — Times New Roman;
  • размер знаков — 12 пт;
  • межстрочный интервал — 1,5.

Текст должен быть равномерным (без двойных пробелов), делиться на абзацы, каждый из которых должен начинаться с красной строки.

Как писать рецензию на научную статью

Можно выделить несколько шагов, которые помогут при подготовке рецензии на научную статью:

  1. Внимательно изучить научную статью.
  2. Составить краткую характеристику работы, исходя из ключевых требований для написания научных статей. Выделить сильные и слабые стороны работы.
  3. Придерживаясь стандартного плана рецензии, написать основную содержательную часть. Рецензия не допускает пересказа статьи автора, в первую очередь, это исследовательская, аналитическая работа, направленная на экспертную оценку научного труда. Следовательно, каждый тезис должен быть подкреплен обоснованиями.
  4. Оформление рецензии на научную статью согласно требованиям ГОСТа.

Готовая рецензия на статью: образец

Также за помощью в написании рецензии можно обратиться в специализированный сервис, например, в Феникс.Хелп, где помогут подобрать рецензента и подготовить качественный материал.

Система образования в России ступени и уровни образования в Российской Федерации, виды и принципы образовательной системы, структура и организация, схема

Образование образует целостную систему, в рамках которой находятся и взаимодействуют друг с другом различные элементы.

Системность образования — одна из важнейших и ключевых его характеристик. Взаимосвязь и согласованность всех элементов единой системы образования позволяет избежать нежелательного дублирования и нестыковок между видами и уровнями образования, различными образовательными программами и тем самым обеспечить его эффективность и качество. Кроме того, система образования создает необходимые условия для непрерывного образования путем реализации основных и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования (ч. 7 комментируемой статьи).

Элементы, образующие систему образования в Российской Федерации, исчерпывающим образом перечислены в комментируемой статье Закона об образовании.

Одни элементы, входящие в систему образования, характеризуют содержательную сторону процесса образования:

а) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования (см. комментарий к ст. 11);

б) образовательные стандарты (см. комментарий к ст. 11);

в) образовательные программы (см. комментарий к ст. 12).

Другие элементы системы образования представляют участников отношений, регулируемых законодательством об образовании.

Эти участники, в свою очередь, могут быть подразделены на тех, кто непосредственно участвует в образовательном процессе, и тех, кто участвует в обеспечении образовательного процесса и в управлении образованием.

Непосредственными участниками образовательных отношений, включенными в систему образования, являются:

а) организации, осуществляющие образовательную деятельность (глава 3 комментируемого Закона);

б) педагогические работники (глава 5 комментируемого Закона);

в) обучающиеся (глава 4 комментируемого Закона);

г) родители или законные представители несовершеннолетних обучающихся (глава 5 комментируемого Закона).

Включённые в законодательное определение системы образования институты (органы, организации), обеспечивающие образовательный процесс и осуществляющие государственное, муниципальное и общественное управление образованием, — это:

а) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

б) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, к которым законодательство относит различного рода научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

в) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования, с целью защиты трудовых и иных прав и свобод участников образовательных правоотношений, проведения общественной и профессионально-общественной аккредитации и выполнения иных задач, связанных с курсом на интеграцию образования, науки и производства.

Читайте также:
Неявка на экзамен уважительные причины отсутствия студента на сессии

В комментируемой статье (ч. 2) выделяются виды образования. Законодательное закрепление различных видов образования является одной из юридических гарантий непрерывности образования, обеспечивающих возможность реализации права на образование в течение всей жизни (Life Long Learning, LLL).

Непрерывное образование представляет собой одну из основных идей развития современного образования, нацеленную на переход от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь».

Комментируемый Закон выделяет следующие виды образования:

1) общее образование;

2) профессиональное образование;

3) дополнительное образование;

4) профессиональное обучение.

Общее образование — основание, на котором строится профессиональное, специальное образование. Законодатель определяет его как вид образования, направленный на развитие личности, приобретение знаний, умений и навыков, формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (ст. 2 п. 11 комментируемого Закона).

Профессиональное образование нацелено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, формирование компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности (ст. 2 п. 12 комментируемого Закона).

Профессиональное образование (vocational education) традиционно было связано с торговлей и ремеслами. Сначала ученики получали профессиональное образование, обучаясь у своих работодателей. Позже профессиональное образование переместилось с рабочих мест в организации среднего и высшего образования.

От общего и профессионального образования необходимо отличать дополнительное образование и профессиональное обучение.

Дополнительное образование способствует всестороннему удовлетворению образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании, но при этом не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2 п. 14 комментируемого Закона).

Профессиональное обучение обеспечивает приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, формирование компетенций, необходимых для выполнения трудовых и служебных функций (определенных видов трудовой и служебной деятельности, профессий) (ст. 2 п. 13 комментируемого Закона).

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Отдельный вид образования может содержать в себе несколько подвидов. Так, например, дополнительное образование включает такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ч. 6 комментируемой статьи).

Еще одним понятием используемым законодателем при описании структуры системы образования является «уровень образования».

Законодательство определяет уровень образования как завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (п. 4 ст. 2).

Два вида образования — общее и профессиональное — реализуются по уровням образования.

Уровнями общего образования в Российской Федерации являются:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

К уровням профессионального образования законодательством отнесены:

среднее профессиональное образование;

высшее образование – бакалавриат;

высшее образование – специалитет, магистратура;

высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Достижение того или иного уровня образования подтверждается соответствующими документами об образовании.

Освоение определенного уровня образования является необходимым условием для продолжения обучения в образовательной организации последующего уровня образования.

Получение определенного уровня профессионального образования является условием для допуска к конкретным видам деятельности, к занятию определенных должностей.

Образовательные реформы нередко приводят к изменениям в системе уровней образования. В этом случае в новом законе об образовании закрепляется соответствие между старой и новой системами уровней образования (см., например, ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») .

Автор – А.Н. Козырин
01 мая 2016 года

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: