Размышления у парадного подъезда – анализ, история, тема и смысл

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 153.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 153.

Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ «Размышления у парадного подъезда» по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Размышления у парадного подъезда.

История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать без указания фамилии Некрасова в журнале Герцена «Колокол».

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Мольбы простого народа никак не пробьются к господам и никогда не пересекутся с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный) анапест.

Жанр – произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: элегии, и сатиры и песни.

Метонимия – «город, одержимый холопским недугом».

Эпитеты – «заветные двери», «пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».

Метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках».

Ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)».

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По её словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное (в доме жил министр государственных имуществ), куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняли палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил её сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил своё творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому «Размышления у парадного подъезда» стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале «Колокол», но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть «Размышлений у парадного подъезда» стала песней студентов.

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие.
Вид лирики по тематике можно определить как гражданская лирика, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущён и равнодушием ленивой знати, и раболепием перед ней людей помельче, и покорностью крестьянства.

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства: оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается «торжественный» день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне, поскольку не протестуют против своего бедственного, бесправного положения – это проблема, поставленная в стихотворении.
В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест: трёх- и четырёхстопные стихи. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрёстную и парную рифмы.

Произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: это и элегия (грустные размышления о судьбе простого народа), и сатира (обличение властьимущих, их равнодушия к народу), есть и черты песни (фольклорные песенные мотивы слышим в конце стихотворения).

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено различными выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие тропы:

  • Метонимия – « город, одержимый холопским недугом».
  • Эпитеты – « заветные двери », « пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».
  • Метафоры – « не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках ».
  • Ирония – « дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) ».

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (« стон песней зовётся », то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляются образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

«Размышления у парадного подъезда», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году. Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Читайте также:
Прометей бог - миф о древнегреческом боге огня, характеристика

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Далее описана история конкретных просителей. Мужики не были допущены к важному лицу швейцаром.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход – проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители. Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта. Выражение «Пошли они, солнцем палимы» стало афоризмом. Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное. Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный. Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

Анализ произведения «Размышления у парадного подъезда» (Н. А. Некрасов)

Автор: Guru · 20.09.2018

«Страстный к страданью поэт» — воскликнет Достоевский после прочтения «Последних песен» Некрасова. Действительно, мотив глубокой скорби красной нитью проходит сквозь всё творчество этого народного автора. «Размышления у парадного подъезда» — одно из его произведений, где мы слышим вечный стон русского народа.

История создания

Некрасову потребовалось всего два часа, чтобы создать этот шедевр. В 1858 году в дождливый осенний день жена позвала поэта к окну, откуда было видно крестьян, которые «желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому», где жил министр государственных имуществ.

Некрасов подошёл именно в тот момент, когда «дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину» (из воспоминаний Панаевой). Сцена сильно подействовала на него и послужила появлению нового стихотворения.

Жанр, направление и размер

Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.

Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).

Образы и символы

Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».

Читайте также:
Критика о романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» статьи об авторе, мнения и высказывания о произведении современных критиков, отзывы читателей

Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.

Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения — тема крестьянской судьбы. Некрасов отразил реальное положение крестьян в пореформенной Руси (в 1861 году была отмена крепостного права). Народ всё так же терпит угнетения со стороны господ, пытается любыми способами достать средства на существование, изнемогая на тяжелых работах. Реформа не помогла им, ведь об адаптации простых людей в новой жизни никто не подумал. Они так и остались зависимыми рабами.

Проблема социальной несправедливости также привлекает внимание автора. Некрасов на примере бедных просителей и влиятельного вельможи показывает, как сильно отличается жизнь богатых и бедных. В то время как одни ведут праздную жизнь, вдоволь едят, устраивают приёмы, другие обуты в «самодельные лапти», имеют «загорелые лица и руки» от постоянного труда под палящим солнцем.

Некрасов в произведении затрагивает и тему сострадания. В последних строках лирический герой обращается непосредственно к народу:

Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».

В произведении настроение лирического героя меняется. Он со злобным пафосом описывает жизнь «владельца роскошных палат», обвиняя его в «глухоте к добру», в бессмысленном существовании. Однако герой по-иному относится к бедным просителям: он проникнут сочувствием к судьбе простого народа, с жалостью говорит об их нищем внешнем виде, их тяжелом положении.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – невозможность крестьян добиться счастливой жизни при социальном неравенстве. Они находятся в сильной зависимости от вышестоящих людей, не способны что-то предпринять для собственного спасения. Простой труженик терпит жестокость, угнетение, несправедливое отношение, а паразит на теле страны, очередной господин, тратит народное достояние на шикарные и праздные будни. Автора возмущает, что все это видят, но никто ничего не делает. Поэтому он решается донести правду до высших слоев общества, показав, что такое отношение к простым людям ведет страну в пропасть.

Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.

Средства художественной выразительности

Произведение Некрасова схоже с рассказом: мы можем проследить последовательность действий, в нём присутствует несколько героев. Однако речь, безусловно, позволяет нам назвать его стихотворением. Это не только рифмующиеся фразы, но и особые тропы:

  • Эпитеты, определяющие не только вид образа, но и авторское отношение к нему: «бедный народ», «убогие лица», «владелец роскошных палат».
  • Анафора (единоначалие) Приём усиливает мотив страдания, человеческого горя: «Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам».
  • Злобный пафос в начале произведения осуществляется с помощью инвективы – резкого обличения зажиточного существования вельможи.
  • Тема социальной несправедливости раскрывается благодаря такому художественному приёму как антитеза: пышному парадному подъезду противопоставляются обычные «убогие лица», приходящие сюда за помощью.
  • Несколько раз автор использует риторический вопрос («Что тебе этот бедный народ? », «Не на них ли нам выместить злобу? »), этой стилистической фигурой и заканчивается произведение. Некрасов обращается ко всему народу, пытаясь призвать его на борьбу с несправедливостью. Эти строки звучат как «вызов».

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова

  • Анализ стихов
  • Некрасов
  • Размышления у парадного подъезда

Николай Алексеевич Некрасов всегда отличался внимательностью и чуткостью к проблемам простого народа. Он всем сердцем и душой, как мог, откликался на зов нуждающихся людей. Немало интересным произведением Некрасова стало «Размышления у парадного подъезда» написанное им в 1858 году. История написания берет начало с того времени, когда писатель из своего окна увидел крестьян, собравшихся около подъезда министра государственного имущества. Им здесь не рады их прогоняет городовой, их в спину гонит даже дворник. Впечатлен этой сценой, ставшей основой, Некрасов создает стихотворение, раскрывая жизнь простого человека и его проблем.

Главной темой произведения Некрасов использует социальные проблемы общества. С первой минуты стихотворения становится понятно, что в одном из городских домов живет барин. К этому барину, со своими просьбами и проблемами приходят горожане, именно они и создают толпу у подъезда. Поэт в свою очередь изображает не только сам подъезд и людей вокруг него. Он смотрит гораздо глубже. Он будто четко описывает отношение власти, к которой в трудную минуту пришел народ. Люди приходят каждый день к своему барину, пытаясь показать ему какие-то сведения или бумаги. Но всегда их здесь встречают сурово и недовольно. Барину словно полностью все равно, что будет с этими людьми.

Читайте также:
Сочинение Мой любимый школьный предмет, почему мне нравится

Барин, изображенный Некрасовым в стихотворении, выступает неприятной фигурой. Ему нет никакого дела до проблем простого населения. Он будто ждет, когда же визит закончится, и он освободится от них. Произведения Некрасова слишком тонко передает неприязнь между богатыми и простыми рабочими. Благодаря использованным метафорам в стихотворении, словно расставляется все по своим местам. Человеческие проблемы, касающиеся низов, и нежелание их замечать у властей.

Само произведение можно поделить на несколько частей, каждая из которых открывает новые проблемы жизни. Первая часть рассказывает об обычной жизни подъезда, которого в обычный день посещают горожане, а в торжества приезжают важные лица. Во второй части идет уклон на жизнь самого барина, и его неприязнь к бедным. Третья часть словно подводит итог сказанного раньше. Автор приходит к мысли, что нет места на земле, где бы ни страдал простой рабочий человек. Общество словно спит, и чтобы изменить свою жизнь ему просто следует проснуться. Ведь как бы там ни было, знать была и будет ленивой и равнодушной, а рабочие крестьяне — должны им повиноваться, не имея при этом никаких прав. Свои стихотворением Некрасов словно обращается к людям, пытается пробудить их сознательность. Автор критикует не только богатое сословие государства, он упрекает еще и других, которые согласны так жить, не имея желание, что-то менять.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Размышления у парадного подъезда.
История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать указания фамилии Некрасова в журнале Герцена “Колокол”.

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Оно никак не пробьется к господам и никогда не пересечется с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный анапест).

Метонимия – “город, одержимый холопским недугом”.

Эпитеты – “заветные двери“, “пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.

Метафоры – “не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках“.

Ирония – “дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)“.


«Размышления у парадного подъезда»: анализ стихотворения Некрасова

К теме родины в широком её понимании Некрасов выходит в целом ряде стихотворений. Одно из них — «Размышления у парадного подъезда», анализ которого мы проведем. Оно было создано в 1858 году.

Вспомните в своё время изученное вами произведение и рассказ А. Я. Панаевой об обстоятельствах его создания. Стихотворению этому суждено было стать едва ли не самым популярным из сочинений Некрасова. Его читали на литературных вечерах и на сценах почти всех русских театров, на заседаниях кружков и в частных залах провинциальных городков. А. И. Герцен напечатал его на страницах «Колокола» в 1860 году с комментарием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». Длительное время оно распространялось в списках. Последняя его часть, начинающаяся словами «Назови мне такую обитель», стала любимой студенческой песней.

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда», анализ которого нас интересует, можно условно выделить три основных части. Первая из них открывается описанием парадного подъезда. Эпическое начало здесь является преобладающим, хотя авторская оценка увиденного, его горькая усмешка, сменяемая состраданием, всё время чувствуется в этих стихах. Образ известного петербургского подъезда дается поэтом в духе популярных тогда физиологических очерков, где описание уголка города соединяется с воссозданием нравов и характеристикой его обитателей. Картина, рисуемая автором, отличается своей контрастностью: подъезд показан таким, каким выглядит он «по торжественным дням» и «в обычные дни». Существенно разнятся и люди, появляющиеся близ заветных дверей в ту и другую пору: нарядные вельможи (внутренне контрастны их самодовольство и «холопский недуг») и «убогие лица». Различна и реакция их на представительный подъезд: преодолеваемый рвением и торжественностью испуг — и плач просителей. Естественно и мотивированно перед домом Муравьева, председателя департамента уделов и министра государственных имуществ, ведавшего делами крестьян, появляется группа мужиков. Их единый образ, как заметил Н. Н. Скатов, теряет конкретность и единичность и приобретает некую символическую всеобщность русского деревенского люда, а за ними предстаёт вся крестьянская Русь, от лица которой они явились. Сострадание поэта растёт, оно ощущается в каждой детали группового портрета и передаётся читателю. Но ещё больше авторское сочувствие проявляется в концовке этой первой части: «И пошли они солнцем палимы…» Равнодушие к крестьянским судьбам и покорность самих ходоков приводят к этому безнадежному итогу.

Крестьянам резко противопоставлен «владелец роскошных палат», образ которого сатирически гневно рисуется во второй части анализируемого стихотворения «Размышления у парадного подъезда». В своей статье «О «владельце роскошных палат»» некрасовед А. М. Гаркави поведал о прототипе этого «владельца» — М. Н. Муравьеве, одном из самых отвратительных представителей реакционной военщины и бюрократии середины века, противнике раскрепощения крестьян, поборнике увеличения налогов и податей с крестьян, самых суровых полицейских мер по отношению к ним. Некрасов хорошо знал облик этого высокопоставленного чиновника, жившего напротив его дома, и этим знанием продиктованы та патетика и то негодование, которые звучат в этой второй части стихотворения. Восклицания и побуждения («Вороти их!») сменяются горестными вопросами («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?») и убийственным по своему сарказму определением — «герой». Но образ «владельца роскошных палат» — собирательный и обобщенный образ. За ним стоит также граф Чернышев, военный министр, проживавший свои последние месяцы жизни в Италии, что получило отражение в заключительных строках второй части. И снова родина, Россия предстаёт перед читателем, читающим саркастическую эпитафию вельможе:

Читайте также:
Как неожиданно и ярко - анализ стихотворения Тютчева, мысль и тема

И сойдешь ты в могилу… герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой.

Некрасовский анапест вторит интонациям гражданского осуждения и негодования.

В третьей части стихотворения «Размышления у парадного подъезда», анализ которого нас интересует, прослеживается окончательная судьба обездоленных ходоков («Всё пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой»). Но теперь поэт воссоздаёт образ всего народа, угнетённого и страдающего в условиях крепостнического рабства. Одновременно от отдельных упоминаний родины поэт переходит к глубокому раздумью о России, которое получает форму обращений к родной земле. Эпическое изображение сливается с лирическим переживанием поэта по поводу горестной доли его народа. Некрасов слышит вседневный и всечастный стон, вырывающийся из груди крестьян в любой обители, в любом уголке отечества. Шесть раз повторяет поэт глаголы, производные от «стон», пять раз он использует анафору «стонет», благодаря чему страдания мужика воспринимаются как повсеместные и постоянные, а этот стон — как непрерывный. Упоминая «подъезды судов и палат», поэт вновь возвращается к исходному образу «парадного подъезда», окольцовывая свою тему. Воззвание к родной земле конкретизируется далее двукратным обращением к Волге. Поэт вводит развернутое сравнение разлива реки с переполненностью просторов земли «великою скорбью народной». И снова набатно звучит это слово «стон», неразрывно сопряженное с народом. Отсюда естественно возникает обращение к нему самому, «сердечному» крестьянскому и рабочему люду. Вслед за рассказом о рабском сегодняшнем положении народа следует размышление о его будущем, получающее форму тревожного вопроса:

Ты проснешься ль, исполненный сил.

Глубокий смысл обретает здесь мотив сна. Если, рассказывая о владельце палат, поэт в основном использовал это слово «сон» в будничном и прямом значении, то ныне, обращаясь к народу, он делает акцент на переносном значении слова. Если юный Пушкин был непоколебим в своей уверенности, что «Россия вспрянёт ото сна…», то Некрасов, как и Щедрин в своей сказке «Богатырь», такой абсолютной категоричности не выражает. Он вопрошает, не исключая и ответ в форме тягостного молчания:

Иль духовно навеки почил?

Но вопросы эти соединены у Некрасова с упреком, неумирающей надеждой и с требовательным призывом. Так стихотворение поэта, объединив раздумья о жизни народа с сатирическим изображением социальных верхов, стало произведением о многострадальной родине.

Некоторые мотивы этого некрасовского шедевра получили развитие в стихотворении «На Волге» (1860). Это и образ Волги, реки «рабства и тоски», и развернутая зарисовка бурлаков с их громким стоном, и напряженные вопросы о жизни («у всех ответа я просил, //На то, что видел…»), и изображение вопиющей бедности народа («лохмотья жалкой нищеты»), и скорбные раздумья о долготерпении народа («Всё та ж покорность без конца»).

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По ее словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное, куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняют палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил ее сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил свое творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому “Размышления у парадного подъезда” стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале “Колокол”, но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть “Размышлений у парадного подъезда” стала песней студентов.

Образы и символы

Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».

Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.

Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства – оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Читайте также:
Хорошее отношение к лошадям - анализ стихотворения, история

Так, в самом начале описывается “торжественный” день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить о милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне – это проблема, поставленная в стихе.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Далее описана история конкретных просителей. Мужики не были допущены к важному лицу швейцаром.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход — проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Это яркий пример жанра гражданской лирики, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущение и равнодушие ленивой знати, и раболепие перед ней людей помельче, и покорность крестьянства.

В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест – трех- и четырехстопные отрезки чередуются. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрестную и смежную рифмы.

Жанр, направление и размер

Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.

Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие приемы:

  • Метонимия – “город, одержимый холопским недугом”.
  • Эпитеты – “заветные двери“, “пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.
  • Метафоры – “не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках“.
  • Ирония – “дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)“.

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (“стон песней зовется“, то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляется образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – невозможность крестьян добиться счастливой жизни при социальном неравенстве. Они находятся в сильной зависимости от вышестоящих людей, не способны что-то предпринять для собственного спасения. Простой труженик терпит жестокость, угнетение, несправедливое отношение, а паразит на теле страны, очередной господин, тратит народное достояние на шикарные и праздные будни. Автора возмущает, что все это видят, но никто ничего не делает. Поэтому он решается донести правду до высших слоев общества, показав, что такое отношение к простым людям ведет страну в пропасть.

Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.

«Размышления у парадного подъезда», или мгновенность некрасовского вдохновения

Меню статьи:

Некрасовское творческое воображение не будет исключением в том, что касается источника вдохновения. Произведение, которые мы собрались проанализировать в этой статье – «Размышления у парадного подъезда» – рождено по следам впечатлений. Личных впечатлений. Вдохновение это – мгновенное и неожиданное, и вот – Некрасов за столом, несколько часов и поэтический шедевр получает жизнь.

Стих выходит в печати, датированный 1858-м годом. Публикует же наш текст журнал «Колокол», издававшийся Герценом. В центре произведения – рассуждения о судьбе россиян – как в целом, так и в отдельности. Особенное внимание писатель уделяет крестьянам, с которыми жизнь наиболее часто обходится несправедливо. Мир разделен на две половины – господа и слуги, и вторая категория людей всегда неизбежно отделена от первой категории стеной: диалог невозможен. Такие выводы делает писатель. Но что в такой ситуации осталось обычному, простому человеку, не аристократу и не дворянину? Ничего, кроме поиска сил внутри себя, чтобы однажды пробудиться ото сна – самому, без помощи, полагаясь лишь на себя.

Читайте также:
Гринев и Пугачев история отношений героев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поступки, судьбы, роль вожатого в произведении

В двух словах об истории написания произведения

Об истории написания этого стиха история литературы знает со слов Авдотьи Панаевой. Как вспоминала женщина, осень 1858-го оказывала странное влияние на Некрасова: писатель подолгу любил смотреть в окна на традиционные и такие привычные для осени ненастья, на соседние дома и подъезды, на посетителей, жителей и гостей, на дворника, что работал во дворе, на городового, который прогонял палками непрошенных визитеров… В подъезде, в Санкт-Петербурге, в доме напротив располагалась квартира министра иностранных дел:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье.

Поэтому желанных гостей – таких же статусных и богатых – здесь привечали, а нежеланных – бедных и несчастных – прогоняли. Унижали, толкали в спины, выгоняя прочь. Некрасова печалило то, что он видел в окно, потому что эта новая действительность поражала писателя до глубины души:

А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут…

Свежие впечатления вдохновили поэта на поэтические записи – так вот родились строки «Размышлений у парадного подъезда». Перед глазами читателя – жанровая сцена, образы крестьян, немного сатиры, немного обобщений. Пара часов – и все готово. Мгновенно и на одном дыхании.

То, что волновало Некрасова, свидетельствует о глубоком волнении писателя о судьбе соотечественников. Но не стоит заблуждаться, что сон охватил лишь одну категорию населения: и крестьяне, и дворяне спят. Однако этот сон не сможет длиться вечно, и однажды готовившаяся катастрофа грянет ужасным взрывом… Как мы знаем, так и произошло. Известно, что художники, писатели, музыканты, словом – люди творческие – всегда раньше других чувствуют приближение перемен. Людей творчества не слушают и не слышат. А между тем, Некрасов еще в середине XIX века писал о необходимости пробуждения. Прошли годы, и стихотворение превратилось в песню, которую любили петь студенты.

О тематике стиха

Итак, читатель с первых строк понимает: нет, этот текст вовсе не о парадном подъезде. Этот текст – о грустной судьбе крестьян Российской империи, о печальном уделе людей, вынужденных просить милостыни у богачей. Такие прошения, как правило, совершенно не приводят к результата, и отвернувшись от ворот очередного господина, крестьянин, поникнув, уходит. Смиренные и униженные люди. Но именно такие люди благословенны. Возможно, живя в такой реальности, общество привыкает к подобным ситуациям, и потому не удивляются и не замечают происходящего. Однако зоркий глаз поэта видит все. Некрасов хочет встряхнуть людей, как следует потрусить это дерево, чтобы оно, наконец, дало плоды. Общество – несправедливо и разнузданно, и это следует понять. Не просто понять, а посочувствовать оскорбленной части населения и постараться улучшить положение дел.

Произведение очень реалистичное, не просто правдоподобное, но правдивое. Стих неприкрыто изображает болезни общества Российской империи. И, как это ни печально, но симптомы этой хвори никуда не исчезли: похоже, народ так до конца и не проснулся, как о том мечтал Некрасов. Безусловно, покорность и умение принять судьбу и примириться с жизнью – порой необходимое и положительное качество. Однако не в этом случае, когда покорность превращена в инертное плавание по течению, в нерешительность и безвольность. Это общество находится в аномии, по выражению известного французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма.

Заметки о композиции текста

В некрасовском стихе – три части. Каждая часть уникальна из-за отдельного сюжета, героев и художественных особенностей. Литературоведы и критики единодушно соглашаются, что Некрасов – мастер создавать композиционно совершенные произведения. И действительно придраться здесь не к чему. Кажется, что части – это три отдельных стиха, однако нет – все здесь связано между собой и едино.

Начало текста – это описание некоего «торжественного» дня. Около подъезда какого-то богача, видимо, готовятся к празднику. Сюда стекаются гости: кто-то – родственник, а кто-то – «вассал» этого нового типа, но все так же – как и всегда в истории – надеющийся на поддержку и предлагающий взамен свои скромные услуги. Конечно, не все визитеры получают желаемые дары, кто-то уходит с пустыми руками. А некоторые просители уходят даже с позором: так, крестьян прогоняют отсюда палками, словно приставучих дворняг:

Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», – говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых…

Первую часть продолжают описания поводов и причин, которые привели к этому роскошному подъезду каждого просителя. Но большинство людей, которым реально нужна помощь, прогоняются швейцаром прочь:

Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!».
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

Во второй части читателю открывается история богатого господина, о котором писалось выше. У парадного уже столпились люди, однако для вельможи это вовсе не причина, чтобы поторопиться. Богач мирно спит в своей роскошной кровати:

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…

Эта история рассказывается от имени героя-наблюдателя. И герой считает, что расточительная и пустая жизнь, подобная жизни этого господина, лишена смысла, содержания и цели.

Читайте также:
«Записки охотника» сборник рассказов И.С. Тургенева краткое содержание

Только смерть исправит эту ситуацию, потому что просто прервет жизнь. Но вряд ли заставит вельможу задуматься о чем-то.

Стихотворение Н. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» – редкий пример того, как писатель отходит от привычного для себя стиля. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием.

Третья часть говорит: нет, эта картина – не уникальна, этот случай – один из сотен и тысяч подобных. Таковы русские реалии. По всей стране. Но сон, который охватил вельможу во второй части, актуален также для крестьян, потому что и те ныне в России уснули.

Жанровая специфика «Размышлений…»

Чем, как не примером гражданской лирики, является этот текст? Конечно, именно такой жанровый «ярлык» (в хорошем смысле) повесили на некрасовский шедевр господа-литературоведы. Здесь наблюдаются все черты, характерные для такого жанра:

  • описание проблем русского народа;
  • раздумья о несправедливости общественного строя;
  • автор также высказывает также собственную позицию: давно пришел час проснуться от иллюзорного сна;
  • читатель видит картину: знать – разленившаяся и обнаглевшая – возмущается, что бедняки и крестьяне смеют приближаться к барским вратам;
  • раскрытие образа равнодушной верхушки общества, безнравственности бюрократической и дворянской прослойки общества;
  • характеристика раболепия «вассалов» и просителей, покорности крестьян, наглости барчуков.

Время для средств выразительности

Ну вот, пришло время поговорить о средствах художественной выразительности «Размышлений…». Некрасов пользуется разностопным анапестом: кое-где присутствует трехстопный, а кое-где – четырехстопный. Что касается рифмы, то здесь наблюдается присутствие как мужской, так и женской ее форм.

В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина рассказывает свою печальную историю жизни. Предлагаем читателям ознакомиться с характеристикой этой героини.

Кроме того, писатель не останавливается на использовании такой «разнокалиберности»: рифмовка в стихе порой кольцевая, иногда перекрестная, а местами – смежная.

Однако нам следует обратиться также и к другим приемам, равно как и к тропам. Среди заметных средств выразительности в некрасовском произведении присутствуют разновидности:

    метонимий (например, «город, одержимый холопским недугом»); особенно много метонимий в последней части произведения, с помощью этого средства выразительности автор описывает болезнь, охватившую общество Российской империи; с помощью метонимии автор взывает к несчастным и обиженным кормильцам – крестьянам, чтобы те, наконец, проснулись от сна, выздоровели от болезни; состояние, когда песня превращается в стон, тоже является значимым для стиха, ведь это слово постоянно отзывается эхом, повторяясь в разных формах.

Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету Божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат…

За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой.

В стихе присутствуют также риторические вопросы: подобный прием, возможно, скрытый, однако вопрос о том, состоится ли долгожданное пробуждение, остается открытым (однако отвечать прямо такого рода вопросы вовсе не обязательно):

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, –
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Ирония, в частности, прекрасно демонстрирует лицемерие, характерное для этого сонного общества. Поэт – мастер создания образов, ярких, насыщенных типажей:

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? –
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…

Так, писатель характеризует крестьян, используя сравнения («стон песней зовется», что значит – песня эта так грустна, что скорее похожа на стенания), а также антитезы. Например, с одной стороны читатель видит причесанных, цветущих, пахнущих и налакированных богачей, которые долго спят, едят любые блюда, которые пожелают. Но с другой стороны – перед нами бедные люди, крестьяне, обутые в самодельные лапти, одетые в рваные платья, измученные, увядшие.

Читайте также:
«Риголетто» краткое содержание оперы Джузеппе Верди на русском языке, история создания произведения, сюжет спектакля

Некрасов глубоко обеспокоен будущим крестьянства, ведь именно простые мужики, сельские жители, которые ныне так сильно презираемы, представляют главный источник жизни для России. Крестьяне – это кормильцы этих самых вельмож и богачей, которые прогоняют простецов со своих красивых порогов. А что же остается таким простецам? Некрасов ясно дает понять: не стоит тешить себя надеждами, что жизнь сама по себе изменится к лучшему. Богачи не захотят видеть на порогах, у парадных подъездов крестьян ни сегодня, ни завтра. Так что пора брать свою жизнь и судьбу в собственные руки. Стоит подчеркнуть, что это не первое некрасовское произведение, посвященное проблемам развития русского общества, культуры, а также крестьянам. Последние выступали одной из главным тем творчества писателя.

Стихотворение и анализ «Размышления у парадного подъезда»

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь – в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам

Всё курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает “трам-трам”,

А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. “Допусти”,- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: “Гони!

Наш не любит оборванной черни!”

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: “Суди его бог!”,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят…

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру…

Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

И к чему? Щелкоперов забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя,-

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны,- как дитя

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу… герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой.

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу?-

Безопасней… Еще веселей

В чем-нибудь приискать утешенье…

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало… да он же привык!

За заставой, в харчевне убогой

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут… Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут бечевой.

Волга! Волга. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля,-

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил,-

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

Краткое содержание

Г. Мясоедов. Земство обедает. 1872

Возле одного помпезного подъезда ежедневно кипит бурная жизнь. Но, право на вход в этот красивый подъезд имеют лишь люди, облачённые в дорогую, красивую одежду. В доме с роскошным подъездом проживает знатный вельможа, не желающий оскорблять свой взор визитёрами, одетыми бедно и скромно: таких людей его слуги безжалостно выдворяют из подъезда.

Слуги являются точно такими же подневольными рабами властного вельможи, как те крепостные крестьяне, которых они выгоняют. А бедные крестьяне вынуждены преодолевать сотни километров, чтобы добраться до парадного подъезда и высказать вельможе свои многочисленные чаяния и проблемы, робко надеясь на его помощь и участие. Выдворенные крестьяне, перекрестившись на купола местного храма, покорно уходят прочь от богатого подъезда.

Читайте также:
История создания романа Герой нашего времени - кратко

Некрасов открыто говорит о никчёмности существования большинства вельмож и мелких чиновников, так как все они являются паразитами на «крестьянском теле». Помещики, утратившие честь и совесть, задорно проживают свою бесполезную жизнь, умирая в глубокой старости на прекрасных берегах Средиземноморья.

История создания

Гражданская супруга Некрасова Авдотья Панаева поведала в своих воспоминаниях о том, как было создано это произведение. По словам женщины, однажды осенью 1858 г. её супруг долго смотрел в окно на противоположный парадный подъезд богатого дома, к которому постоянно стекалось множество просителей. При этом, городовой и дворник не пропускали людей в подъезд, грубо отгоняя палками.

Панаева заметила, что муж был крайне удручён увиденной картиной. Он тут же уселся за письменный стол и быстро набросал жанровую зарисовку, использовав только что увиденные крестьянские образы. При этом он талантливо дополнил их метким обобщением и едкой сатирой. Спустя пару часов произведение было написано.

Эта любопытная история, поведанная Авдотьей Панаевой, наглядно демонстрирует то, насколько Некрасов был неравнодушен к судьбе простого народа. Поэт видел, что крестьяне пребывают точно в таком же «летаргическом сне», как и угнетающие их помещики. Написав это произведение, Некрасов надеялся призвать народ к незамедлительному пробуждению и восстанию.

Позднее писатель публицист А.И. Герцен напечатал данное стихотворение на страницах революционного журнала «Колокол», но без подписи Некрасова под произведением. Спустя несколько лет, заключительная часть этого стихотворения стала популярной студенческой песней.

Жанр, направление, размер

Данное произведение невозможно однозначно отнести к определённому литературному жанру, так как оно успешно совмещает внутри себя:

  • черты элегии (размышления передают грустные раздумья лирического героя от всего увиденного);
  • черты сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»);
  • черты песни (песенные мотивы присутствуют в последней части стихотворения).

При всём многообразии жанровых маркеров можно уверенно определить литературное направление данного произведения – это гражданская лирика, так как в стихотворении лирический герой выражает своё личное отношение к происходящим общественным событиям.

Поэтический размер – разностопный анапест с чередованием трёх- и четырёхстопных отрезков. Рифма разнообразная, мужская/женская. Присутствует чередование различных рифмовок: кольцевой, перекрёстной и смежной.

Композиция

Данное стихотворение является образцовым примером композиционного совершенства: оно чётко разделяется на три самостоятельные части, каждая из которых содержит свою собственную проблематику. Но, вместе с тем, все три стихотворных сегмента объединяются единым смыслом.

  1. Первая часть – описание одного «торжественного» дня возле «парадного подъезда» могущественного вельможи, к которому стремится попасть множество простых людей. Все они рассчитывают на милость и помощь с его стороны. Но, далеко не все просители получают желанную помощь: большинство простолюдинов жестоко прогоняют лакеи, преданно служащие вельможе.
  2. Вторая часть повествует о вельможе, который крепко спит в то самое время, когда возле его роскошного подъезда стоят сотни просителей. Жизнь вельможи с точки зрения лирического героя обеспечена на много лет вперёд, но, при этом, абсолютно пуста и бессмысленна.
  3. Третья часть – в ней повествуется о том, что происходящее у подъезда могущественного вельможи не является исключением. К сожалению, это типичная ситуация для России. При этом на Руси крепко «спят» не только помещики, но и сами крестьяне, не способные к активному сопротивлению власть имущим.
Образы и символы

В данном произведении Некрасов создал четыре важных смыслообразующих образа:

  • образ «парадного подъезда» – центральный. Данный образ выступает символом бед и страданий простых людей, бедных крестьян. К помпезному подъезду постоянно приходят разные просители, чаще всего это «убогие лица». Вельможу не интересуют людские чаяния: он, владея «роскошными палатами», даже ни разу не соизволил выйти к людям, так как «сном был глубоким объят»;
  • образ деревенских мужиков (просителей) – данный образ является собирательным. Автор отразил посредством этого образа трагическое положение всех простых народных тружеников, вынужденных терпеть пренебрежительное отношение со стороны вельможи, трудиться до «седьмого пота» и пр. Именно на деревенских мужиках циничные помещики вымещают свою злобу, не считая их за полноправных граждан страны. Хотя, именно такие мужики и являются настоящей опорой России;
  • образ Волги – данный образ имеет огромное символическое значение. Поэт сравнивает скорбь простых крестьянских мужиков с разливающимися волнами свободолюбивой Волги. Тем самым автор передаёт эмоции глубочайшего уныния и, одновременно, масштабность общекрестьянского народного горя;
  • образ лирического героя – легко заметить, что эмоциональное состояние романтического героя изменчиво. Сначала герой с интонациями гневного пафоса обвиняет циничного вельможу в «глухоте к добру», в никчёмности существования. Вместе с тем, герой абсолютно по иному относится к несчастным просителям: он искренне сочувствует им, сожалеет об их нищенском одеянии, бедственном положении и пр.
Темы и настроение

Главная тема произведения – трагическая доля русских крестьян, вынужденных приходить с челобитными к различным вельможам и уходить ни с чем. Самое обидное для Некрасова заключается в том, что униженные крестьяне смиряются со своей горькой судьбиной, даже не пытаясь что-либо изменить. Сцена, описанная поэтом в произведении, призвана была «разбудить» униженных и оскорблённых людей на реальное восстание против подобных вельмож.

Основная идея

Основная идея произведения – неспособность простых тружеников свергнуть вельмож, добиться восстановления социального равенства. Простолюдины в России находятся в сильнейшей зависимости от вышестоящих помещиков, но они не готовы ничего предпринять во имя собственного спасения. Автора чрезвычайно возмущает подобное положение вещей.

Читайте также:
Стихи о театре для детей - подборка коротких и красивых
Средства выразительности

Данное стихотворение изобилует многообразием различных средств выразительности. В нём присутствуют следующие тропы:

  • эпитеты – «пышный подъезд», «заветные двери», «загорелые лица и руки»;
  • метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках»;
  • метонимия – «город, одержимый холопским недугом»;
  • ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)»;
  • антитеза – нищие крестьянские образы противопоставляются образу богатого вельможи, привыкшему вкусно кушать и сладко спать;
  • анафора (единоначалие) – «стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам»;
  • риторические вопросы – «Что тебе этот бедный народ?», «Не на них ли нам выместить злобу?»

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Разные поэты писали об участи русского народа. Крестьяне часто не имели возможности попасть к господам, поэтому оставались наедине со своими проблемами. Именно об этом рассказывается в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Анализ произведения позволяет лучше понять главную идею. Автор описывает истории трех героев и через них показывает участь крестьян.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Художественные приемы

История создания

Стих был написан в 1858 году. Незадолго до этого Некрасов смотрел в окно и наблюдал за соседним парадным. К нему стекались разные просители. Дворник и городовой прогоняли их палками. Эта картина вызывала печаль у поэта. Некрасов сразу написал черновик стихотворения, добавив обобщения и сатиру. Через пару часов произведение было готово.

Стихотворение наглядно показывает неравнодушие Некрасова к участи народа. Ему было больно видеть плохое отношение к простым людям. В то же время он призывает к пробуждению — и крестьяне, и господа должны проснуться и изменить мир.

Произведение впервые было опубликовано в журнале Герцена, но Некрасов решил не подписываться своим именем. Скоро стихотворение стало популярным среди студентов. Своим произведением поэт хотел заставить людей размышлять над жизнью.

Знать была ленивой и равнодушной, а крестьяне — покорными и бесправными. Но смогут ли эти люди восстать и начать бороться? Именно такой риторический вопрос поднял Николай Алексеевич.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания парадного подъезда. Каждый день к нему приходят люди с просьбами. Среди них можно найти вдову, старика, искателя места в мире и других. Однажды к парадному подъезду подошли простые русские мужики. Они помолились и попросили швейцара пустить внутрь, но тот прогнал их.

В это время владелец дома спал и не беспокоился, что его вынуждены ждать. Его жизнь напоминает праздник и он остается глух к просьбам простого народа. Ему нравятся балы и другие светские мероприятия. Его окружает семья, но на самом деле она ждет смерти вельможи.

Горькая судьба простого народа остается неизменной. Мужики пропивают последние рубли, после чего идут просить подаяния. Так происходит по всем уголкам России. Даже если отправиться на Волгу, то и там можно услышать стоны крестьян. Бурлаки вынуждены трудиться и таскать на себе корабли. Но только людям решать: терпеть им или бороться. Если они выберут первый вариант, то рискуют духовно умереть.

Художественные приемы

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» позволяет лучше понять особенности произведения. Работа написана в жанре гражданской лирики, так как автор описывает проблемы общества и призывает к народному пробуждению. Некрасов возмущен леностью дворян и раболепием крестьян и хочет увидеть перемены во всех социальных слоях.

Произведение написано необычным стихотворным размером, таким как разностопный анапест. Такой прием позволяет создать особую интонацию стихотворения. В композиции можно выделить несколько частей:

  1. День вельможи, который принимает людей и выслушивает их просьбы;
  2. Рассказ о знатном человеке, предпочитающем спать, пока его сутками ждут крестьяне.
  3. Описание типичного положения простых людей в России.

Три части связаны общим смыслом, но в каждой показана отдельная проблема. При написании работы поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — двери «заветные», подъезд «пышный», руки «загорелые»;
  • метафоры — вельможа «держит громы в руках»;
  • метонимия — поэт описывает город, который поражен холопским недугом, т. е. раболепием.

Неслучайно мысль о создании стихотворения возникла у Некрасова при взгляде на парадный подъезд. Анализ стиха показывает, как автор сравнивает грязных и измученных крестьян и богатых, праздных знатных особ. Такая антитеза позволяет лучше понять идею произведения.

Центральная тема работы — печальная участь крестьян. Они вынужден ходить с просьбами к богачам, а потом смиренно уходить ни с чем. Поэт пытался показать несправедливое устройство общества.

Но пока все смиряются с происходящим, все останется как есть — вот о чем думал автор, когда смотрел на парадный подъезд.

Анализ стихотворения Некрасова дает возможность увидеть использованные художественные средства выразительности — это важно для понимания текста.

Произведение Некрасова отражает его отношение к российскому обществу. Он жалеет крестьян и не одобряет поведения богачей. Но исправить ситуацию можно только если люди решат начать восстание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: