Раневская Любовь Андреевна характеристика героини из пьесы А.П. Чехова “Вишневый сад”, описание образа и характера, отношения с другими персонажами, история жизни

Любовь Андреевна Раневская

Любовь Андреевна Раневская – главная героиня знаменитого произведения Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Разорившаяся помещица, мать двух дочерей, оказавшаяся, во многом по своей вине, в тяжелом материальном положении. У героини нет реального прототипа. Ее образ списан автором с богатых аристократок, прожигающих деньги на европейских курортах.

Описание героини

Внешность и краткая история жизни

Любовь Андреевна Раневская. Актриса Анна Вартаньян. Фильм «Сад». 2008

В пьесе «Вишневый сад» образ героини раскрывается из ее собственных воспоминаний, из характеристик остальных действующих лиц и из авторских ремарок. Уже в первом действии читатель узнает, что Любовь Андреевна только что вернулась в родовое поместье из Парижа, где провела последние пять лет. Ее приезд связан с неотложной ситуацией, которая возникла после того, как их с братом имение было выставлено на торги из-за огромного долга.

Девичья фамилия Любови Андреевны – Гаева. Леонид Андреевич Гаев – ее родной брат. У Раневской две дочери – приемная, Варя (24 года) и родная – Аня (17 лет). Самой героине около сорока лет. Годы практически не наложили отпечатка на ее лице и фигуре – она все так свежа, молода и красива. Щедрые комплименты, которыми сыплет в адрес Раневской купец Лопахин, дают еще большее представление о ее внешности: «все такая же великолепная», «у Вас удивительные, трогательные глаза». Помещик Симеонов-Пищик отмечает, что за годы отсутствия Любовь Андреевна даже похорошела. Одевается Раневская по последней парижской моде, и ее гардероб говорит о безупречном вкусе его хозяйки.

Когда-то Раневская была замужем за присяжным поверенным и, по словам ее брата Гаева, «вела себя, нельзя сказать, чтобы очень добродетельно». Муж ее, в неумеренных дозах потреблявший шампанское, умер шесть лет назад, а месяц спустя на Раневскую обрушилось еще одно страшное горе. Во время купания в реке утонул ее любимый сын Гриша, которому было всего семь лет. Ощущая себя виноватой и не в силах находиться в местах, где произошла трагедия с ее мальчиком, Раневская решает навсегда поселиться за границей. Оставив в имении Аню и Варю, она перебирается в Париж, куда за ней следом приезжает и ее любовник, в которого она имела несчастье влюбиться после смерти мужа.

Однако этот роман был обречен изначально: ослепленная любовью Раневская не рассмотрела в обожаемом ею мужчине прохвоста и афериста. Обобрав доверчивую женщину, он ее «бросил и сошелся с другой», чем довел героиню до попытки суицида.

Характер и поступки героини

Кадр из фильма «Сад». 2008

При всех своих достоинствах, как внешних, так и внутренних: красоте, интеллигентности, образованности, доброте, Раневская не лишена недостатков. Но ее недостатки обладают особенным свойством: они, скорее, похожи на пороки, поэтому так резко бросаются в глаза. Об этом говорит и ее брат: «Она хорошая, добрая, славная…» но она «порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении».

Все знают о транжирстве Любови Андреевны, она и сама этого не отрицает: «Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…». Раневская живет, ни в чем себе не отказывая. В отличие от своих практичных родственников, она буквально сорит деньгами. Например, не колеблясь, готова отдать деньги незнакомому человеку, пьянице, вместо того, чтобы помочь старым, преданным слугам, и, несмотря на то, что Варе приходится экономить на всем, чтобы прокормить домочадцев.

Поначалу создается впечатление, что Раневская – человек сопереживающий и глубоко чувствующий. Однако, это очередная видимость. Судя по ремаркам автора, она всеми силами избегает волнующих моментов и заменяет их состоянием, которое может принести ей хорошее настроение. В этом смысле показательна сцена ожидания Раневской брата, который должен вернуться с аукциона. Свои переживания она маскирует тем, что напевает лезгинку. Этим самым она дистанцируется от реальности и продолжает существовать в том мире, где ей спокойно и комфортно.

Любовь Раневской к вишневому саду и ее трогательная встреча с ним после долгой разлуки вызывают у читателей чувство сопереживания. Свой восторг при виде сада она выражает словами: «О, сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…». В то же время, героиня не делает даже шага для его спасения. Так, она категорически отвергает предложение Лопахина поделить имение на участки и продать их дачникам. Сама же не вносит ни одного дельного предложения. Наоборот, продолжает транжирить: обедает и ужинает в дорогих ресторанах, щедро платит музыкантам, сорит деньгами, раздавая их незнакомым людям. На протяжении всего повествования Любовь Андреевна уповает на какое-то чудо, лелеет надежду, что все утрясется само собой, избегая, тем самым, своего участия в судьбе имения.

Не менее странным можно назвать отношение Раневской к дочерям. Приемная дочь Варя горит желанием уйти в монастырь, но не может этого сделать, так как не имеет даже ста рублей, которые необходимо внести в качестве пожертвования. Из-за этого ей приходится наняться экономкой в соседнее имение. Раневская же, словно не замечает такого положения вещей. Младшая, Аня, которую Любовь Андреевна оставила почти ребенком, уехав в Париж, обещает работать и помогать матери: «…я буду работать, тебе помогать…», – такие слова произносит совсем юная девушка, сама еще не видевшая жизни.

Может показаться, что в основе характера главной героини лежат многочисленные противоречия. Однако, поступки ее логичны именно с точки зрения ее внутреннего состояния, хотя и кажутся неоднозначными. С одной стороны, она очень привязана к Родине, но покидает ее с твердым намерением никогда не возвращаться. Раневская любит своих дочерей, но совершенно не озабочена их будущим. Зная, что они лишены средств, снова уезжает за границу к любовнику, присвоив перед этим деньги, которые передала бабушка Ани. Ее любовь к имению и вишневому саду также очень сомнительна. Ведь это ее беспечность, неорганизованность, страсть сорить деньгами приводят к тому, что усадьба продана за долги. А ее безразличие к судьбе старого, верного слуги Фирса, которого она оставляет без обещанного лечения, говорит о том, что Раневская – крайне эгоистичная личность, у которой на первый план выходят собственные интересы. Это еще раз подтверждает то определение, которым ее характеризует родной брат – «порочная». А.П. Чехов не ставит своей целью отслеживать дальнейшую судьбу героини, но, по его словам: «Такую женщину может угомонить только смерть».

Читайте также:
Духовные ценности сочинение - несколько вариантов

Роль героини в произведении

Антон Павлович Чехов писал одному из своих приятелей: «Без женщины повесть, что без паров машина». Поэтому огромное значение в своих произведениях он придавал женским образам, и Раневская в этом смысле не является исключением. Автор тонко и искусно через манеры, жесты, поведение, речь раскрывает внутренний мир и поступки героини.

Раневская в комедии Чехова – символ окончательного упадка и недееспособности русского дворянства. Наступают новые времена деятельности и созидания, а простое любование вишневым садом, безделье и расточительство остаются в прошлом. В гибели вишневого сада виновны такие люди, как Раневская. Если бы не ее инфантилизм, безалаберность и полное равнодушие, сад и имение не ушли бы с молотка. Это понимает и сама героиня, которая считает потерю имения расплатой за грехи, совершенные как ею лично, так и всем ее родом.

Развитие героини по мере сюжета

На протяжении сюжета образ Любови Андреевны Раневской остается статичным, не происходит никакой трансформации или эволюции героини. Вишневый сад для нее – это символ счастливой ушедшей жизни. Вернувшись в имение после долгого отсутствия, Раневская надеется, что ей удастся начать новую жизнь. Однако ее беспомощность и неспособность к решительным действиям убивают в ней эту надежду. Так и не сумев повлиять на дальнейшую судьбу имения, она возвращается в Париж.

Отношение автора к героине

Отношение А.П. Чехова к своей героине неоднозначно и противоречиво. С одной стороны, автор, используя всего несколько ремарок, убеждает читателя в неискренности чувств Любови Андреевны. Все ее переживания преподносятся им в гротескной форме: «Я не могу усидеть, не в состоянии» (вскакивает и ходит в сильном волнении) «Я не переживу этой радости…»; «Смейтесь надо мной, я глупая…»; «Шкафик мой родной» (целует шкаф).

В то же время, можно уловить и симпатию автора по отношению к героине. Он описывает ее, как женщину добрую, с широкой душой, способную на глубокое, искреннее чувство. Подтверждением этому служат слова, которые автор вкладывает в уста Лопахина: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Вместе с тем, Чехов не снимает с героини вины в создавшемся положении. Ее праздная жизнь, расточительство, нежелание трудиться, некоторая холодность к судьбам людей – все это лишает героиню какого-либо сочувствия. На примере образа Раневской автор показал, что дворянству не суждено стать сословием, идущим в ногу со временем. Грядущие изменения предполагают активный труд и созидание, и те, кто этого не понимают, могут в дальнейшем остаться ни с чем.

Прототипы

Образ Любови Андреевны Раневской явился обобщенным воплощением характеров и поведения чеховских современниц, которых он встречал во время своих поездок за границу в конце 1900 – начале 1901 годов. В частности, в Монте Карло ему довелось наблюдать ту праздную, расточительную жизнь, которую вели русские барыни, проматывавшие свои состояния. Очень ярко и точно описывает Чехов этих женщин в письме к О.Л. Книппер: «А какие ничтожные женщины, ах, дуся, какие ничтожные! У одной 45 выигрышных билетов, она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет, бывает часто в Monte-Саrlо, где играет трусливо, а под 6-е января не едет играть, потому что завтра праздник! Сколько гибнет здесь русских денег, особенно в Monte-Саrlо».

Экранизации героини

Самая первая экранизация пьесы «Вишневый сад» состоялась в 1936 году, в Японской Империи. Режиссер Минора Мурата пригласил на роль Раневской популярную в те годы японскую актрису Тиэко Хигасияма. После этого пьесу многократно экранизировали в таких странах, как Великобритания, ФРГ, Франция, Испания, Швеция, Португалия, Италия, Венгрия и многих других.

В 1999 году состоялась экранизация «Вишневого сада», в которой приняли совместное участие кинематографисты Франции и Греции. Режиссером ленты стал Михалис Какоянис, он же явился и автором сценария. Фильм прекрасно обрамляет волшебная музыка Петра Ильича Чайковского, а роль Раневской представлена талантливой британской актрисой Шарлоттой Рэмплинг.

В 2008 году российский режиссер Сергей Овчаров представил на суд зрителей свое видение знаменитой пьесы А.П. Чехова. Фильм носит название «Сад» и включает в себя только часть пьесы. Также в сценарий вошли наброски некоторых незаконченных произведений Чехова. Роль Раневской исполнила популярная актриса Анна Вартаньян.

  1. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  2. Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
  3. А.П. Чехов. Вишневый сад: анализ текста, основное содержание, сочинения. 3-е изд,, стереотип. М.: Дрофа, 2001.
  4. Афанасьев Э.С. «Вишневый сад» А.П. Чехова: ироническая комедия / Э.С.Афанасьев // Литература в школе. — 2001. — № 2.
  5. Вишнякова Н. «Вишневый сад»: в ожидании катарсиса / Н. Вишнякова // Литература: изд. дом Первое сентября. — 2010. — № 1.
  6. Гусарова К. Вишнёвый сад — образ, символ, персонаж: план-конспект сочинения / К. Гусарова //Литература — Первое сентября. — 2002. — № 12.
Читайте также:
Тихое утро краткое содержание рассказа Ю. Казакова

Образ и характеристика Любови Раневской — героини пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Судьба Раневской

Любовь Андреевна — уже немолодая, но, по словам купца Лопахина, «всё такая же великолепная». В начале пьесы она приезжает из Парижа и узнаёт, что её имение с вишнёвым садом в августе будут продавать, потому что в банк не заплачены проценты. Оно не приносит дохода, и его обитатели живут на деньги, взятые в долг.

В молодости Раневская, как говорит её брат Леонид Андреевич Гаев, «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина» и «вела себя, нельзя сказать, чтобы очень добродетельно». Шесть лет назад умер её муж, злоупотреблявший шампанским, а через месяц в реке утонул её семилетний сын Гриша. Любовь Андреевна очень переживала. Чтобы не видеть реки, напоминавшей утончённой даме о гибели её сына, она насовсем уехала за границу, оставив в имении своих дочерей: Аню, которой тогда было только двенадцать лет, и приёмную дочь Варю, которой было девятнадцать лет. Её не тревожила судьба дочерей, за границей она продолжала сорить деньгами.

Во Франции Раневская купила дачу, чтобы там жил её заболевший любовник, который приехал вслед за ней из России. Три года она ухаживала за больным. Затем дача была за долги продана. Раневская уехала в Париж, и там любовник её обобрал и бросил. Любовь Андреевна пробовала отравиться, затем её, оставшуюся без денег, потянуло на Родину.

Она вспомнила, наконец, о своей младшей дочери, вызвала её в Париж для того, вероятно, чтобы Аня привезла ей деньги на дорогу. Семнадцатилетняя девушка, отправившись с гувернанткой за матерью, тяжело перенесла дальнюю дорогу. По дороге домой Любовь Андреевна снова сорила деньгами, на вокзалах заказывала самые дорогие блюда, лакеям давала большие чаевые. Аня переживала, чтобы хватило денег доехать до дома. Раневская за дорогу потратила всё до копейки.

Такова история жизни Раневской до начала пьесы, рассказанная ею самой, Гаевым и Аней.

Черты характера, поступки

У Раневской, как и у Лопахина, противоречивый характер, поэтому противоречивы и поступки:

  • Она любил Родину, но пять лет назад уехала во Францию с намерением не возвращаться в Россию.
  • Любит дочерей, но не думает об их будущем, оставляет их без средств, присвоив себе деньги, которые прислала Анина бабушка. Уезжая к любовнику во Францию, она оставляет свою несовершеннолетнюю дочь и, скорее всего, больше не вернётся к ней.
  • Любит вишнёвый сад, но именно её легкомыслие, безалаберность, склонность к транжирству привели к тому, что сад и всё имение продали за долги. Раневская отказывается сдавать имение в аренду дачникам, так как это кажется ей пошлым.
  • Раневская понимает, что грешна, молит Бога простить её за грехи и продолжает грешить, оставляя дочерей без средств.

Противоречивость характера Раневской видна и в том, что она добра, ласкова, но эгоистична и нетактична. Любовь Андреевна спрашивает Петю Трофимова: «Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?»; говорит и Гаеву, и Фирсу, что они постарели.

Любовь Андреевна — щедрый человек, но отдаёт последние деньги какому-то пьянице, не думая о старых слугах, которые живут в людской уже впроголодь.

Непрактичная, бездеятельная, ленивая Раневская вообще не думает о деньгах и надеется на чудо, которое спасёт вишнёвый сад от продажи за долги.

Безрассудность и доверчивость Любови Андреевны позволили любовнику обобрать её, но она не хочет об этом думать и снова едет к нему во Францию.

Отношение к окружающим

Раневская относится к дочерям ласково. Своего брата Гаева она упрекает в том, что он говорит много и всё некстати, а Петю упрекает в том, что он ничего не понимает в любви, неоднократно говорит ему, что он некрасивый.

Лопахина Раневская считает хорошим, интересным человеком, желает, чтобы он женился на Варе.

Отношение окружающих к героине

Конечно, Раневская хороший, «лёгкий, простой человек», как говорит о ней Лопахин, но её легкомыслие, склонность к транжирству стали причиной гибели вишнёвого сада, который она очень любит.

У неё такие «удивительные, трогательные глаза», что окружающие не замечают её эгоизма.

Лопахин относится к Раневской очень хорошо. Он признаётся, что любит её больше, чем родную, и благодарен ей за то, что она когда-то сделала для него много хорошего. Он удивляется её легкомыслию, нежеланию отдать сад и землю в аренду, чтобы спастись от разорения. Когда сад был продан на аукционе за долги, Лопахин жалеет разорившуюся Раневскую.

Жалеет мать и Аня, она её очень любит, не упрекает, что Раневская пять лет назад уехала за границу, оставив дочерей. Аня хочет после окончания учёбы трудиться и помогать матери.

Вывод

Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» помогает понять, что на рубеже 19–20 веков русское дворянство стало окончательно недееспособно. Время господства этого класса в России прошло. Раневская осознаёт, что разорение, утрата вишнёвого сада — это расплата за грехи и личные, и всего её рода.

Характеристика образа Любови Раневской, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Раневская Любовь Андреевна — характеристика героини из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Помещица глазами окружающих

Знакомство читателя с главной героиней происходит после её приезда из Франции, где она прожила 5 лет. Любовь Андреевна Раневская (девичья фамилия — Гаева) встречается с родственниками.

Брат чеховской Раневской — Леонид Андреевич Гаев. Также у неё есть двое детей:

  • старшая взрослая дочь Варя, приёмная, ей 24 года;
  • младшая дочь, жившая с матерью в Париже, Аня, ей 17 лет.

У женщины был и сын, но он утонул в раннем возрасте. Тоска по ребёнку и чувство вины заставили героиню искать отвлечения за границей, откуда ей пришлось вернуться из-за денежного вопроса.

Среди домашних она встречает также слуг — гувернантку Шарлотту Ивановну, горничную Дуняшу, старого и молодого лакеев Фирса и Яшу. Кроме того, появляются и старые знакомые — купец Ермолай Алексеевич Лопахин и помещик Борис Борисович Симеонов-Пищик.

Читайте также:
Хронологическая таблица Маяковского - периоды жизни и творчества

Внешние данные

Высказывания окружающих о Раневской дают представление о её внешности. Купец Лопахин называет её «всё такой же великолепной», помещик Симеонов-Пищик вторит, что она даже похорошела. Мужчины обращают внимание, что женщина одета по парижской моде. Это подразумевает под собой её хороший вкус. Ближе к финалу, когда хозяйке придётся навсегда покинуть родной дом, станет понятно, что речь шла о её шляпе и пальто.

Далее Лопахин продолжает делать даме комплименты. Цитата этого персонажа «у вас удивительные, трогательные глаза» говорит читателю о высоком мнении окружающих о внешности Любови Андреевны. Таким образом, можно сделать вывод о ней, как о красивой, хотя и немолодой женщине с тонким чувством прекрасного. Её возраст не озвучивается, но Раневской не менее 40 лет.

Положительные личные качества

Женщина хороша не только внешне. Она любит обеих дочерей, как родную, так и приёмную. Раневская всегда ласкова с ними, как и они с ней. Приветлива она и со слугами. В особенности она внимательна к 87-летнему лакею Фирсу.

Есть в её душе и любовь к отечеству. Её до слёз трогают родные пейзажи, которые она видит из окон поезда.

Люди охотно отзываются о её качествах следующим образом:

  • «хороший, лёгкий и простой человек» говорит о ней Лопахин;
  • за доброту и славность любит Раневскую её брат;
  • о чрезмерной отзывчивости и щедрости сокрушается Варя, когда мать отдаёт прохожему золотой, несмотря на то, что дома людям есть нечего.

Слабые стороны

Проблема, двигающая сюжет, состоит в беспокойстве главной героини и её близких по поводу разорения помещицы. Она полностью растратила имевшееся у неё состояние так, что денег едва хватило на дорогу из Франции до родины. Но несмотря ни на что, привычка сорить деньгами у неё сохраняется. Это отмечают окружающие:

  • Гаев высказывает недовольство тем, что сестра одалживает 240 рублей Симеонову-Пищику;
  • Аня беспокоится, что в дороге мать требовала самые дорогие блюда на обед и давала слишком щедрые чаевые лакеям.

И вот уже читателю открываются слабые стороны героини. Ведь отсутствие экономии вредит не только ей самой, но и окружающим людям. Есть за что осуждать помещицу и другим действующим лицам. Это угадывается в их репликах:

  • легкомысленной, неделовой и странной решается назвать её Лопахин, когда она никак не может понять его мысль о необходимости сдачи имения в аренду;
  • глупость и наивность отмечает студент Трофимов, ведь влюблённая в негодяя помещица не видит, что её просто используют.

Последнее высказывание абсолютно справедливо. Для возлюбленного Любовь Андреевна не жалела ничего, даже брала деньги, предназначенные для младшей дочери. Но роман длился недолго. Мужчина обирал Раневскую, бросал и сходился с другими женщинами, но она всегда возвращалась к нему.

Судьба Раневской

Любовь Андреевна — уже немолодая, но, по словам купца Лопахина, «всё такая же великолепная». В начале пьесы она приезжает из Парижа и узнаёт, что её имение с вишнёвым садом в августе будут продавать, потому что в банк не заплачены проценты. Оно не приносит дохода, и его обитатели живут на деньги, взятые в долг.

В молодости Раневская, как говорит её брат Леонид Андреевич Гаев, «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина» и «вела себя, нельзя сказать, чтобы очень добродетельно». Шесть лет назад умер её муж, злоупотреблявший шампанским, а через месяц в реке утонул её семилетний сын Гриша. Любовь Андреевна очень переживала. Чтобы не видеть реки, напоминавшей утончённой даме о гибели её сына, она насовсем уехала за границу, оставив в имении своих дочерей: Аню, которой тогда было только двенадцать лет, и приёмную дочь Варю, которой было девятнадцать лет. Её не тревожила судьба дочерей, за границей она продолжала сорить деньгами.

Во Франции Раневская купила дачу, чтобы там жил её заболевший любовник, который приехал вслед за ней из России. Три года она ухаживала за больным. Затем дача была за долги продана. Раневская уехала в Париж, и там любовник её обобрал и бросил. Любовь Андреевна пробовала отравиться, затем её, оставшуюся без денег, потянуло на Родину.

Она вспомнила, наконец, о своей младшей дочери, вызвала её в Париж для того, вероятно, чтобы Аня привезла ей деньги на дорогу. Семнадцатилетняя девушка, отправившись с гувернанткой за матерью, тяжело перенесла дальнюю дорогу. По дороге домой Любовь Андреевна снова сорила деньгами, на вокзалах заказывала самые дорогие блюда, лакеям давала большие чаевые. Аня переживала, чтобы хватило денег доехать до дома. Раневская за дорогу потратила всё до копейки.

Такова история жизни Раневской до начала пьесы, рассказанная ею самой, Гаевым и Аней.

Высказывания о себе

Раневская сама прекрасно осознаёт собственные недостатки и по ходу пьесы неоднократно говорит об этом с окружающим и выражает свои переживания в монологах. Она признаётся брату, что всегда тратится «как сумасшедшая», считает это грехом и глупостью. Но понимание проблемы не решает её. Раневская понимает, что деньги у неё уходят бессмысленно, тогда как более экономной дочери Варе приходится кормить домочадцев одним только молочным супом и давать старикам на кухне горох. Но и это не может остановить помещицу.

Читайте также:
Цифры, Бунин: читать онлайн бесплатно

Критичное отношение к себе ситуацию нисколько не облегчает. Возможно, в этом даже есть некая доля артистизма. Раневская очень легко переключается от одного к другому. Героиня высокопарно провозглашает любовь к родине, но тут же перебивает саму себя обыденным высказыванием о кофе. Женщина рада приезду домой, но больше внимания уделяет своей обстановке, чем судьбам людей, населяющих дом.

Цитаты

«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».

«О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай. »

«Неужели это я сижу? (Смеется.) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив».

Мнение автора

Хотя автор поместил многие характеристики своей героини в уста окружающих её персонажей, не воздерживался он и от личных комментариев по её поводу. Сам он, как можно судить по письмам близким и знакомым, видел Раневскую как пожилую даму, даже старуху. Эта женщина у него добрая, ласковая, приветливая и очень рассеянная. При этом угомонить её может только смерть.

Сам образ Раневской в пьесе «Вишнёвый сад» по сути задумывался как шарж. Примерно так Антон Павлович видел своих независимых современниц. Весь сюжет должен был стать комедией абсурда. Но герои едва ли не зажили своей собственной жизнью. Образ Любови Андреевны неожиданно показался пленительным, сподвиг реальных молодых дворянок бежать из разорённых домов, забыв обо всём.

Сущность образа

Интересно, что первое и последнее действия проходят в «комнате, которая до сих пор называется детскою». Автор делает ненавязчивый намёк на неспособность хозяйки дома повзрослеть, расстаться с детством.

Изящная, красивая, добрая и неглупая женщина имеет непостижимую власть над окружающими. Её все любят, словно ребёнка, оберегают от неприятностей и хлопот, боятся ранить неосторожным словом. Любовь Андреевна олицетворяет лучшее в прошлом дворянских усадеб: утончённость, мечтательность, чувствительность тургеневских девушек, атмосферу дворянских гостиных, далекую от грубой реальности, возвышенность чувств, мыслей и отношений.

Никто вокруг не замечает, что в разорившейся помещице прекрасная дворянская Россия окарикатурена, нелепа и пошла. Эмоциональность, богатый внутренний мир героинь Тургенева и Пушкина оборачивается полной оторванностью от жизни, самообманом, истеричностью. Любовь превращается в пошлый роман с мошенником и авантюристом. Привязанность к семье и родному дому – абсолютным нежеланием бороться за сохранение имения. А Варя и Аня, на которых и без того лежала забота о беспечной матери, в финале остаются без денег (мама всё забрала с собой) и с весьма туманными перспективами.

Окружённое ореолом духовности и красоты прошлое в настоящем выглядит смешным и уродливым, как и сама Раневская. Только память, искажённая детской, наивной впечатлительностью, не позволяет персонажам видеть вещи такими, как они есть.

Кое-кто из героев иногда говорит Раневской неприглядную правду. Петя Трофимов просит «не обманывать себя, хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза». Лопахин упрекает в нежелании задуматься о реальном спасении поместья. Ермолай Алексеевич говорит об усадьбе своей мечты: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». В отличие от других, потомок крепостных понимает, что изящная гармония дворянской жизни создавалась тяжёлым трудом неотёсанных мужиков.

Образ героини странно притягателен. Он пробуждает воспоминания о чудесных временах, когда девушки в белых платьях бродили по цветущим садам с книжкой в руках. Молодая дворянка могла приветливо улыбнуться избитому подростку, ласково поговорить с ним. Все проблемы решались сами собой, и всё было хорошо, все были счастливы. Но Петя прав: это время прошло и не возродится. Надо научиться смотреть в глаза беспощадному настоящему и приближающемуся будущему. Раневская не способна на это, и ей нет места в новом мире.

Место действия

Главным действующим лицом пьесы является Раневская. Однако критики отмечали необыкновенный символизм произведения. Место, в котором происходят все события, являет собой центральный образ, отражение дворянского государства. Об этом прямо говорит афоризм из текста «Вся Россия наш сад».

Принадлежит имение с вишнёвым садом Раневской, но в августе уже назначен аукцион, на котором соберутся богачи. Избежать безвозвратной потери родного дома можно, как считает Лопахин, если сдавать сад и землю в аренду под дачи. Это не только сохранит имение за хозяйкой, но и будет приносить 25 тысяч годового дохода.

Однако это решение совсем непростое. Мало того, что помещица считает сдачу земли в аренду дачникам пошлой, так и в рамках этого проекта придётся снести старые постройки и вырубить деревья. А свой сад Раневская считает самым замечательным и интересным местом во всей губернии, хотя он и запущен. С ним в своих воспоминаниях она соотносит молодость, мечты, счастье и вообще жизнь.

Однако ни принимать предложение, ни искать других решений Раневская и Гаев не торопятся. Они всё надеются на какое-то чудо. Дело закономерно заканчивается продажей дома на торгах. Покупает его Лопахин. Он же без всякой сентиментальности приступает к вырубке вишни.

И вот здесь, казалось бы, купец показал себя главным злодеем. Он не посчитался с чувствами бывших хозяев дома и претворил свою задумку в жизнь. Но с другой стороны, он решительно шёл к цели и знал, чего хотел. Раневская же привела свою жизнь к такому печальному повороту самостоятельно. Не пытаясь экономить, легкомысленно относясь ко всему и надеясь на чудо, она потеряла возможность что-то исправить. Мягкая, щедрая, добрая — всё это про неё. Но инертность и нежелание решать собственные проблемы — качества, оказавшиеся роковыми в её судьбе.

Читайте также:
Нам не дано предугадать анализ стиха Тютчева и история создания

Место героини в пьесе

Любовь Андреевна, без сомнения, центральный образ комедии. С её приезда начинается действие, сразу после отъезда — заканчивается. Большая часть живущих в доме связана с Раневской родственными узами. Те, кто приезжает в имение, появляются тут ради неё. С вишнёвым садом, немым заглавным героем, у неё особые отношения. Здесь прошла самая счастливая пора её жизни. Сад и сейчас наполнен призраками её юности. Характерно, что, пока Раневская, пусть номинально, оставалась владелицей сада, он жил и цвёл. Стоило ей утратить статус помещицы, сад погибает: отъезд бывшей хозяйки проходит под стук беспощадного топора.

Значение пьесы и образа

«Вишнёвый сад» стал последней пьесой Чехова и едва ли не самой известной в его творчестве. Об описанной в ней истории написано множество сочинений, цитатных характеристик, отзывов критиков и рецензий.

По необыкновенно популярному произведению было создано множество театральных постановок. Первая прошла в 1904 году в Московском художественном театре. Затем постановки продолжались в досоветской России, во время СССР и после его развала. Свои адаптации создавали в Англии, США и других странах. По сюжету произведения создано более 30 экранизаций.

В литературной форме фигура Раневской была довольно спорной. Режиссёры привносили в сценарий своё видение, что напрямую влияло на впечатление зрителя. В одних постановках главная героиня заслуживает жалости и сочувствия, в других — вызывает лишь недоумение или даже осуждение. Но в том и сила первоисточника текста Чехова, что он даёт широкий простор для интерпретации персонажей.

Лопахин

Далее характеристика Раневской («Вишневый сад») указывает на то, что она эгоистична и очень непрактична, да она и сама о себе говорит, что она ниже любви. Однако в ней есть что-то очень женственное, легкое и притягательное, она мила, добра и отзывчива. Но постепенно все это вместе с чувством прекрасного угасает.

Лопахин искренне относится к Раневской, он сочувствует ей и разделяет ее увлеченность необыкновенной красотой вишневого сада, и все потому, что он очень чувствительный и мягкий человек.

Характеристика: Любовь Раневская («Вишневый сад»)

В этой пьесе Раневская и ее брат Гаев являются представителями прошлого, Лопахин — настоящего, Аня и Трофим — будущего.

Все события произведения происходят в имении Любови Андреевны Раневской, где большие земельные угодья занимает вишневый сад. Все продается из-за многочисленных долгов хозяйки. Она вернулась из-за границы домой как раз к весне, когда весь сад стоит в белом цвету, поют игриво скворцы, небо сине-голубое. Природа обновляется, и вместе с ней Раневскую окутывают надежды на новую и счастливую жизнь. Она восхищенно любуется: «Весь, весь белый! О, сад мой!».

Для будущего владельца, купца Лопахина, этот вишневый сад — не только объект выгодной сделки, но и нечто большее. Он говорит, что прекраснее этого имения он ничего больше не встречал, ведь его дед был здесь крепостным.

Невосполнимая утрата

Однако Раневской не суждено спасти дорогой для ее сердца сад, так как в ней нет той коммерческой жилки и она не сможет его опять сделать доходным, каким он был почти полвека назад. Этот факт подчеркивает ее реплика «…Бывало, сушеную вишню возами возили и отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!».

В итоге Раневская продает вишневый сад и ту красоту, которая не может защитить сама себя. И поэтому все должно исчезнуть, а вместе с этим безвозвратно уходит нечто очень важное и сокровенное.

Таким же беспомощным выглядит и ее брат Гаев, который только в собственных глазах остался в высшей степени аристократом. Лопахина он практически не замечает и считает его хамом, которого надо поставить на место.

Представители нового поколения

Образ вишневого сада в пьесе «Вишневый сад» дорог лишь тем героям, у которых с ним связаны важные воспоминания. Представителем нового поколения в является Петя Трофимов. Судьба сада его и вовсе не интересует. Петя заявляет: «Мы выше любви». Тем самым он признается в том, что не способен испытывать серьезные чувства. Трофимов смотрит на все чересчур поверхностно. Он не знает настоящей жизни, которую пытается переделать, основываясь на надуманных идеях. Аня и Петя внешне счастливы. Они жаждут новой жизни, для чего стремятся порвать с прошлым. Для этих героев сад — это «вся Россия», а не конкретный вишневый сад. Но можно ли полюбить целый мир, не любя своего родного дома? Петя и Аня теряют корни в стремлении к новым горизонтам. Взаимопонимание между Трофимовым и Раневской невозможно. Для Пети нет воспоминаний, нет прошлого, а Раневская глубоко переживает потерю усадьбы, поскольку она родилась здесь, ее предки также здесь жили, и она искренне любит поместье.

Образ и характеристика Любви Раневской в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

Среди всего творчества А. П. Чехова особняком стоит пьеса «Вишневый сад». Она отмечена критиками, как вершина творчества писателя-драматурга. Помимо этого, после ее написания произошел настоящий прорыв в искусстве драматургии. В пьесе использованы абсолютно новые принципы построения сюжета, композиции и приемы.

Главной героиней произведения является Любовь Раневская. Она является представительницей дворянского общества и воплощает в себе основные его черты.

Раневская – довольно зрелая женщина, которая обладает привлекательной внешностью. Также героиня имеет двух дочерей – Аню и Варю. Варя была не родной дочкой Раневской. Суть пьесы состоит в том, что героине, чтобы рассчитаться с долгами, необходимо продать вишневый сад. Что же довело ее до такой ситуации? В Париже ее возлюбленный разоряет ее и находит следующую жертву, а женщина остается ни с чем. В доме своем она появляется спустя пять лет, после отсутствия на родине. Природа вишневого сада как бы дает надежду на душевное обновление и обретение счастья после серьезных любовных разочарований. Но с долгами необходимо рассчитываться, поэтому единственным решением является продажа сада.

Читайте также:
Родина - анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова, история создания

Характер этой женщины достаточно противоречив и неоднозначен. Она сочетает в себе самые разнообразные черты. Она расточительная и безвольная натура, но при этом, одновременно, это добрая, щедрая женщина, которая глубоко понимает искусство, людей.

Чехов любит героиню, но явно показывает читателю абсурдность и нелогичность ее действий. При том, что у нее большие финансовые трудности, Раневская умудряется затеять бал. Автор винит в гибели сада именно ее. Бездумное, пустое расточительство довело Раневскую и ее семью до полного краха. Она искренне верит в то, что финансовые проблемы решатся сами собой, она даже не принимает активного участия в вопросах продажи сада. В тот момент, когда состоялись торги, женщина решает уехать к некогда бросившему ее возлюбленному. Она не думает ни о дочерях, ни о последствиях своих действий.

Раневская идет на поводу у своих желаний и прихотей, но при этом она достаточно добра, умна и образованна. Образ данной героини действительно очень интересный и противоречивый.

Вариант 2

Раневская Любовь Андреевна является главной и самой яркой героиней пьесы «Вишневый сад». Женщина средних лет, но достаточно привлекательна, с весьма противоречивым характером, имеет двух дочерей, одну родную, другую приемную, является владелицей огромного поместья с вишневым садом.

Раневская образованная героиня, щедра, добра к окружающим, воспитанная, самая настоящая аристократка. Вначале пьесы она кажется читателям и зрителям милым и привлекательным человеком, но затем открываются и плохие черты ее характера. Она очень расточительная и легкомысленно относится к деньгам. Женщина привыкла думать только о себе, ее не волнует, чем занимаются ее дети, чем они питаются. Она совсем не участвует в судьбе вишневого сада, она даже не думает о последующих последствиях. Но несмотря на это, люди все же к ней тянутся.

Раневская абсолютно пустая внутри, она привыкла жить в роскоши, есть дорогую еду, носить дорогую одежду и украшения, и совершенно не приспособлена к другой жизни. Но она также упрекает себя в том, что слишком легко и безответственно относится к своему кошельку, но не пытается что-то изменить. А в то время Варя наоборот, экономила на всем и кормила всех молочным супом.

Ее большим кошельком пользуются практически все, даже слуги, она очень наивна и может дать денег кому-то без расписки, несмотря на то, что ее уже обманывали. И она даже не задумывается, что может остаться в нищете, и потом ей никто не сможет помочь. Любовь Андреевна беспомощна и очень легкомысленная женщина. Она мечтает о жизни за границей, о своем любовнике, который раскаялся. Но также она является сентиментальной женщиной, отзывчивой.

Раневская является жертвой альфонса, но тут же наступает на те же грабли. Также вызывает жалость к себе, так как погиб когда-то ее сын.

Раневская хоть и добрый человек, но очень эгоистичный. Она ничего не заметила и не увидела на своем пути, в погоне за роскошной жизнью. Она совершенно не думала о будущем, о завтрашнем дне и именно поэтому она потеряла вишневый сад и все самое ценное, что с ним связано. Именно на ней вина гибели сада. Ведь она думала, что финансовые проблемы решатся сами по себе. И именно в тот момент, когда проходили торги, она уезжает к своему любовнику, не подумав ни о саде, ни о дочерях, ни о последствиях. Она отказалась от сдачи дач и не хочет рубить сад. Она верила, что все наладится само и что в этом ей помогут родственники. Хочет жить ярко и насыщенно и ничего не хочет решать.

Сочинение Образ Раневской в Вишневом саде

В начале века, 1901 году Антон Павлович Чехов задумал написать комедийную пьесу или водевиль. Об этом свидетельствуют его наброски и письма. И вот уже больше века на подмостках страны и всего мира идет последняя пьеса Чехова «Вишневый сад», вызывающая вокруг себя споры.

Пьесу принимают скорее как драму, хотя сам автор упорно считал, что это комедия. Сюжет достаточно прост: за неуплату долгов продается дворянское поместье. В начале двадцатого века газеты пестрели подобными объявлениями. Разорившиеся дворяне и купцы вынужденно закладывали имущество, которое шло с молотка. Сами Чеховы пострадали таким образом. Его отец вынужденно бежал из Таганрога в Москву, а дом был за бесценок продан, причем купил его близкий друг Павла Чехова Селиванов Г. П.

Итак, уже немолодая помещица Любовь Андреевна Раневская возвращается домой из Парижа, чтобы решить судьбу поместья, в котором раскинут прелестный вишневый сад. Интересно, что вишневые деревья красивы лишь весной, во время цветения. Раневская и ее брат Гаев уверены, что их вишневый сад — это самой лучшее и интересное, что есть в губернии. Поэтому на предложение Лопахина продать сад под участки для дач им кажется пошлым. Ведь весь цветущий белый сад напоминает им молодость, красоту, беспечные дни, проведенные с родителями.

Чехов писал, что Любовь Андреевну играть легко, нужно лишь найти правильный тон. Однако в этом вся сложность. На первый взгляд она кажется доброй, легкой в общении с другими, веселой, а с другой — эгоистичной, взбалмошной, расточительной. Но это не так, Раневская цельная натура, верная себе. Для нее смысл жизни заключается в любви. Она вышла замуж не за дворянина, видимо по большой любви, который оказался пьяницей и мотом. Шампанское погубило его здоровье, что в итоге привело к ранней смерти.

Читайте также:
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - образ и характеристика

Оставшись одной, Любовь Андреевна встречает другого человека. В это же время от несчастного случая погибает ее сын подросток. В ужасном горе она уезжает во Францию, так как все напоминает ей о сыне. Раневская покупает дом во французской провинции, но влюбленный в ней человек следует за ней.

Из мимолетных фраз можно сделать вывод, что этот человек оказывается альфонсом, разоряет ее и даже бросает ради другой женщины. Раневская это страшно переживает и пытается покончить с собой. К счастью для нее попытка проваливается и вот уже вполне справившись с проблемой немолодая, но достаточно привлекательная женщина возвращается домой.

Раневская счастлива возвратиться, по дороге домой она плачет, так как безмерно любит родину. Это женщина любит и целует всех, кто ее ждет и встречает. Ее невозможно не любить, несмотря на такие недостатки как мотовство и легкомыслие.

В итоге получив небольшую сумму от жадной тетки, Раневская решает вернуться в Париж, к возлюбленному, которому она не в силах отказать в помощи. Судьба ее родной дочери Ани, вынужденной идти работать и приемной дочери Вари, устроившейся экономкой у богатых людей, а также преданного слуги Фирса ее слабо волнует. Ведь она верна себе и своей любви.

Характеристика

Основной героине пьесы Антона Чехова «Вишневый сад» Любови Андреевне Раневской приходится вернуться в родное имение, поскольку поместье рискует оказаться проданным из-за долгов. До этого момента женщина в течение длительного времени проживала в столице Франции после потери младшего сына.

Но Любовь Андреевна терпит полнейшую неудачу, она не в силах уберечь ни дом, где протекло ее детство, ни вишневый сад, с которым у Раневской также связано множество приятных воспоминаний. Помещица и ее семья теряют имущество, реализованное на торгах, полученные средства используются исключительно для погашения солидных задолженностей. Деньги, которые Любови высылает тетушка, женщина намеревается потратить в Париже, продолжая прежнее беззаботное существование вместе с возлюбленным.

Раневская вызывает неоднозначные и противоречивые чувства. Невозможно не испытывать сострадания к матери, лишившейся собственного ребенка, однако Любовь Андреевна без колебаний меняет оставшихся у нее дочку Аню и воспитанницу Варю на своего избранника и легкую, полную развлечений жизнь за границей. При этом Раневская искренне любит дочерей, однако она предпочитает убежать от житейских трудностей вместо того, чтобы найти возможность сохранить имение для девушек и постараться дать Варваре и Ане полноценное образование.

Но Любовь Андреевна в итоге убеждается в том, что нельзя убежать от самой себя, точно так же никуда не исчезают и финансовые трудности, несмотря на то, что женщина на протяжении долгого периода пытается об этом не задумываться. Человек, с которым Раневская поддерживает романтические отношения, неожиданно заболевает, и Любовь вынуждена о нем заботиться. Но мужчина, выздоровев, легкомысленно растрачивает все имеющиеся у помещицы деньги, в результате чего Раневская сталкивается с необходимостью продажи дачи в Париже, чтобы избежать окончательного погружения в нищету.

Однако и средств, полученных благодаря расставанию с недвижимостью, хватает ненадолго, поскольку Любовь Андреевна абсолютно не умеет экономить, рассчитывать и хотя бы немного заглядывать в будущее. Полностью разорившись, Раневская возвращается на родину.

Оказавшись в семейном имении, женщина придается согревающим душу воспоминаниям о детских и юношеских годах, она категорически не желает прислушиваться к предложению купца Лопахина вырубить вишневый сад, который ей чрезвычайно дорог. Будущее дочерей Раневской зависит именно от ее решения, но Любовь вовсе не спешит что-либо предпринимать, надеясь, что ситуация улучшится и без радикальных действий.

Беспечность героини, ее склонность к легкому существованию без всяких забот о завтрашнем дне, неумение и нежелание решиться на значительные перемены приводят к самым печальным последствиям для самых близких помещице людей. Варваре приходится идти служить к чужим людям, у нее фактически не остается шансов на создание своей семьи. Совсем юная и еще почти не знающая жизни Аня тоже теряет наследство, и неизвестно, как сложится судьба наивной девушки без поддержки взрослого и умудренного опытом человека.

В то же время Любовь Андреевна опять отправляется в Париж к тому же человеку, по вине которого она уже оказалась в прошлом в крайне тяжелом положении. Раневская по-прежнему предпочитает не справляться с трудностями собственными силами, а убегать от них, не сделав никакого вывода из случившегося. Эгоизм и слабоволие женщины, печально отразившиеся на ее дочках, однозначно заставляют осудить ее поведение и поступки, хотя иногда по отношению к Любови Андреевне возникает и несомненное сочувствие.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Любви Раневской в пьесе Вишнёвый сад

Популярные сегодня темы

Поэму «Медный всадник» А.С. Пушкин написал осенью 1883 г. в Болдине. Но напечатана она была много позже, уже после смерти великого поэта.

Семья у меня большая – бабушка, мама, папа, я и две моих сестренки. Вы, наверное, заметили, что первой в этом семейном списке я назвал бабушку? А знаете почему? Потому что она в нашей семье самая главная!

«451 градус по Фаренгейту» – это роман-антиутопия американского писателя Рэя Бредбери, который был впервые издан в 1953 г. Сюжет романа развивается в ближайшем будущем американского общества

В этом произведении, конечно, показано много природы. Собственно, мальчик Вася оказывается в окружении этой самой природы. И он мечтает только вырваться оттуда, снова увидеть родных, поселок, даже пойти в школу.

Читайте также:
Афоризмы из пьесы На дне - цитаты Сатина, Луки, Бубнова

Иван Алексеевич Бунин – классик русской литературы, однако вышедшие из-под его пера многочисленные произведения всегда привлекали внимание и провоцировали обсуждения всех отечественных филологов.

Характеристика Раневской из “Вишневого сада”: противоречивый характер героини

Пьеса “Вишневый сад” стала жемчужиной творчества А. П. Чехова. Литературоведы продолжают спорить о том, что символизировал вишневый сад. А созданные характеры персонажей вызывают противоречивые мнения, но читателей они не оставят равнодушными. Ниже будет представлена характеристика Раневской из “Вишневого сада”.

История героини

Начать характеристику Раневской из “Вишневого сада” нужно с ознакомления с историей ее жизни. Это позволит лучше понять характер героини. И в самой пьесе читатель узнает о событиях ее жизни от самой Любови Андреевны. В самом начале говорится, что Раневская возвращается из Парижа вместе со своей младшей дочерью Аней. В этом городе Любовь Андреевна провела пять лет, и вернулась она не от тоски по России.

Ей пришлось вернуться из-за того, что их родовое имение с вишневым садом могли продать за долги. Замуж Раневская вышла за какого-то присяжного поверенного, который не был дворянином. Муж делал только одно – много пил, и умер от злоупотребления алкоголем (а именно – шампанским). Читатель понимает, что замужество с таким человеком едва ли сделало героиню счастливой.

У нее случается скоротечный роман. Ее сын, будучи маленьким, тонет, и, испытывая чувство вины, Любовь Андреевна уезжает за границу. Но любовник уезжает вслед за ней, и после нескольких лет страстного романа он без сожалений бросает ее. При этом он обирает ее, оставляя без средств к существованию. После его предательства Любовь Андреевна пыталась отравиться, но, к счастью, попытка не увенчалась успехом.

За ней отправляется ее дочь Анна. И как бы ни казалось странным, но эта ранимая и впечатлительная девушка понимает и жалеет свою мать. В России Любовь Андреевна прожила всего 5 месяцев, а после продажи имения возвращается в Париж к своему любовнику. Такова печальная история Раневской из “Вишневого сада”.

Внутренний мир героини

Давая характеристику Раневской из “Вишневого сада”, нужно постараться раскрыть противоречивый характер героини. Любовь Андреевна привлекательная, добрая, имеет чувство юмора, но в то же время ее нельзя назвать умной и рассудительной женщиной. Ведь она никак не стремится изменить то положение, в котором она оказалась. Разумное решение, которое позволило бы не только спасти родовое имение, но и поправить финансовое положение, она отвергает.

Конечно, с ее стороны это было недальновидно, но это показало ее как сентиментальную женщину, которая не могла согласиться на то, чтобы продать дом и вырубить вишневый сад из-за воспоминаний, связанных с ним. Любовь Андреевна – женщина весьма легкомысленная, потому что она не задумывается о будущем, что будет с ее дочерьми, для нее существует любовь, из-за которой она и возвращается в Париж. И это можно рассматривать не только как ветреность и глупость с ее стороны, но и надежду на то, что и у нее будет счастье. Вот поэтому образ Раневской в пьесе “Вишневый сад” получился таким противоречивым.

Взаимоотношения с другими персонажами

В характеристике Раневской из “Вишневого сада” следует дать краткое описание ее отношений с другими героями. Наиболее близкие отношения у нее сложились с младшей дочерью, которая в силу своего возраста натура впечатлительная и понимает и жалеет мать. Близкие отношения у нее с братом, Гаевым, потому что их связывают общие воспоминания и родство. Лопахин – полная противоположность Любови Андреевны, он руководствуется разумом, а она – эмоциями. Несмотря на различие характеров, все сочувствуют Раневской и пытаются ей помочь спасти имение.

Отношение к имению

В характеристике Раневской из “Вишневого сада” следует рассказать и о том, как она относится к самому саду. Для Любовь Андреевны он связан с ее самой счастливой порой в жизни – ее детством, молодостью. Гуляя по нему, Раневская видела себя маленькой девочкой, радующейся жизни. Поэтому она не могла согласиться на его продажу, возможно, это было единственное, что связывало Любовь Андреевну с Россией. Раневская – это один из главных персонажей пьесы с противоречивым характером, поэтому она является одной из ярких чеховских героинь.

Образ и характеристика Раневской в пьесе “Вишневый сад”, описание в цитатах

Раневская, Лопахин и Фирс.
“Вишневый сад”.
Художник Б. Йогансон

Разорившаяся помещица Любовь Андреевна Раневская – главная героиня пьесы “Вишневый сад” Чехова.

В этой статье представлен образ и характеристика Раневской в пьесе “Вишневый сад”, описание ее личности и характера, роль вишневого сада в жизни Раневской и т.д.

Смотрите:
– Краткое содержание пьесы “Вишневый сад”
– Все материалы по пьесе “Вишневый сад”

Образ и характеристика Раневской в пьесе “Вишневый сад”, описание в цитатах

Полное имя Раневской:
“. Раневская Любовь Андреевна. ” (Девичья фамилия Раневской – Гаева, как у ее брата)

Внешность Раневской:
“. Вы все такая же великолепная. ”
“. Даже похорошела… Одета по‑парижскому…”
“. ваши удивительные, трогательные глаза. ”
“. Ей подают шляпу и пальто. ”

Любовь Андреевна Раневская – разорившаяся помещица. Она растратила свое состояние. Теперь у нее нет денег:
“. у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали.
“. У меня в самом деле нет ничего. ”
“. Нет у меня денег, голубчик. “

Раневская – хороший, простой и легкий человек:
“. Хороший она человек. Легкий, простой человек. “

Госпожа Раневская – добрая, славная женщина:
“. Она хорошая, добрая, славная. “

Читайте также:
Стихи про октябрь 🍁 короткие четверостишия для детей, красивые стихотворения русских поэтов про осень

Любовь Андреевна является отзывчивым, щедрым человеком:
“. Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если бы ей волю, она бы все раздала. ”
“. Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой. “

Раневская привыкла сорить деньгами. Она не умеет экономить:
“. Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая. ”
“. Сестра не отвыкла еще сорить деньгами. ”
“. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю. “

Госпожа Раневская понимает, что сорит деньгами, но не может остановиться:
“..(глядит в свое портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как‑то бессмысленно…”

Раневская называет себя грешной женщиной:
“. Уж очень много мы грешили…” (Раневская о себе)
“. О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая. “

Также Любовь Андреевна называет себя глупой женщиной:
“. Что ж со мной, глупой, делать! Я тебе дома отдам все, что у меня есть. “

Раневская – легкомысленная и неделовая женщина, по мнению Лопахина:
“. Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете. “

Госпожа Раневская – глупая, доверчивая женщина. Она влюблена в какого-то негодяя, который использует ее:
“. Ведь он негодяй, только вы одна не знаете этого! Он мелкий негодяй, ничтожество…” (о возлюбленном Раневской)

Любовь Андреевна любит своих дочерей:
“. Родные мои… (Обнимая Аню и Варю). Если бы вы обе знали, как я вас люблю. “

Раневская ласкова со своими дочерьми:
“. Ненаглядная дитюся моя. (Целует ей руки.)..” (Раневская и Аня)
“. Ты все такая же, Варя. (Привлекает ее к себе и целует.)..”

Раневская ласкова со старым лакеем Фирсом:
“. Спасибо, мой старичок. (Целует Фирса.)..”
“. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив. “

Раневская любит Россию. Когда она едет домой из-за границы, она плачет в поезде:
“. Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. “

Раневская и вишневый сад

Вишневый сад принадлежит Раневской и ее брату Гаеву:
“. Действие происходит в имении Л. А. Раневской. “

Имение с вишневым садом выставляют на аукцион за долги:
“. вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги.
“. двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона. ”
“. Ваше имение собирается купить богач Дериганов. На торги, говорят, приедет сам лично. “

Купец Лопахин предлагает Раневской вырубить вишневый сад и сдавать землю в аренду. Так можно выплатить долги:
“. выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода. ”
“. снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…”

Но Раневская считает, что вырубать вишневый сад – это пошло и жестоко:
“. Дачи и дачники – это так пошло, простите. ”
“. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что‑нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад. ”

Для госпожи Раневской вишневый сад – это жизнь, молодость и счастье:
“. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай. Прощай. “

Раневская и ее брат Гаев не делают ничего, чтобы спасти вишневый сад. Они надеются на чудо:
“. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет. “

В итоге имение продается на торгах. Лопахин покупает его и вырубает вишневый сад:
“. этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами. ”
“. Слышно, как вдали стучат топором по дереву. “

Характеристика Раневской в письмах Чехова

“. старуха. ” (к О. Л. Книппер, 28 декабря 1902 г.)

“. пожилая дама. ” (к О. Л. Книппер, 11 апреля 1903 г.)

“. Умна, очень добра, рассеянна; ко всем ласкается, всегда улыбка на лице. ” (к О. Л. Книппер, 14 октября 1903 г.)

“. Угомонить такую женщину может только одна смерть. ” (к О. Л. Книппер, 25 октября 1903 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Раневской в пьесе “Вишневый сад” Чехова, описание личности и характера Раневской, роль вишневого сада в ее жизни и т.д.

А.П.Чехов. «Вишнёвый сад». Любовь Андреевна Раневская. Цитатная характеристика.

Любовь Андреевна Раневская.

Цитаты. Комментарий.
Любовь Андреевна Раневская, помещица.
«Хороший она человек. Легкий, простой человек». О ней Лопахин.
«Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла, без оглядки… (Вздрагивает.) Как я ее понимаю, если бы она знала!» Аня о трагедии в семье.
«Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе.» Высокопарные слова о любви к родине Раневская тут же прерывает обыденными фразами о кофе. Много в её речи и поведении артистизма, показного.
«…не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой».Гаев. А без тебя тут няня умерла. Любовь Андреевна (садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали. Рада приезду домой. Но снова всё показное: любовь к вещам и равнодушие к судьбам людей . Слишком спокойно восприняла смерть няни.
«О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!» Прошлое тяготит душу героини.
Гаев. Да, и сад продадут за долги, как это ни странно… Раневская словно не слышит этих слов брата о судьбе сада, ничего не пытается предпринять, чтобы спасти имение.
«Вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении». Гаев говорит о сестре очень противоречиво.
Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно. Раневская просто сорит деньгами. В то время, когда в семье нет денег даже на нормальный обед.
«Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги». Критично относится к себе.
«Вы смело смотрите вперед, и не потому ли, что не видите и не ждете ничего страшного, так как жизнь еще скрыта от ваших молодых глаз? Вы смелее, честнее, глубже нас, но вдумайтесь, будьте великодушны хоть на кончике пальца, пощадите меня. Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом… (Обнимает Трофимова, целует его в лоб.) Ведь мой сын утонул здесь…» Трофимову.

Общий вывод.

  • Любовь Андреевна Раневская – помещица , одна из хозяек родового имения. Когда-то она была богата, сорила деньгами. У неё на вечерах танцевали генералы и бароны. Цветущий вишнёвый сад для неё — это символ прекрасной прошлой жизни.
  • Однако это время давно прошло. Её муж пил, умерев от этого, она поехала за любовником за границу, но и тот её обобрал. В начале пьесы автор показал, как она с дочерью Аней возвращается в родное имение. Но его вот-вот должны продать за долги.
  • У героини две дочери — Аня, ей 17 лет, и Варя, приёмная дочь, её 24 года.
  • Она очень рада возвращению, ей дорого в доме всё, ведь это напоминает ей о детстве, о родителях, о погибшем сыне Грише. Ей кажется, что она способна начать новую жизнь.
  • В Раневской много привлекательных черт: доброта, обаяние, восторженность, любовь к природе, музыке, эмоциональность.
  • Однако Раневская не способна к решительным действиям. Так, она и слушать не хочет о предложении Лопахина продать имение дачникам. Продолжает сорить деньгам: ест в дорогом ресторане, заказывает музыкантов, раздаёт деньги прохожему и мужикам. Раневской, как и её брату Гаеву, кажется, что всё как-то решится само собой, что что-то произойдёт и имение снова будет принадлежать им.
  • Она очень легкомысленна, даже беспомощна в решении бытовых проблем. Их за неё кто-то должен всегда решать.
  • По характеру это добрая, внимательная женщина. Не случайно Лопахин всю жизнь вспоминает, как она в детстве его успокаивала после побоев отца. Её любят крестьяне, слуги, все жалеют, когда она снова уезжает за границу.
  • Однако ничего серьёзного в судьбе своих близких она не предпринимает. Раневская оставляет детей (Аня будет учиться, работать, Варя поступила на службу к помещикам), не довела до конца дело с Фирсом, ведь его так и не положили в больницу. Столько незавершённых дел, а она уезжает. Это безразличие, любовь только показная, внешняя, на первом план е- её интересы и чувства.
  • Раневская эгоистична, живёт чувства. Не случайно всё же брат называет её «порочной».
  • Отношение к героини неоднозначное. Она вызывает сочувствие, ведь судьба была порой так жестока к ней. В то же время она сама во многом виновата в своём положении: неумение трудиться, праздная жизнь, неприспособленность к жизни, некоторое равнодушие к судьбам людей, хотя и при доброте к ним – всё это не может вызывать сочувствия. Автор показал, что время дворянства, как сословия, не способного идти в ногу со временем, уже ушло. Надо меняться, иначе просто можно оказаться ни с чем. А именно это ждёт Раневскую через определённое время, когда закончатся деньги.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: