Рабство в Древнем Риме – особенности, мотивация, права

Жизнь невольников в Древнем Риме: Истинные масштабы рабства

Введение

Сегодня на страницах Politikus.ru поговорим о рабах в Древнем Риме, всегда рад вашему отклику в комментариях и вашим дополнениям. Рабовладение и эксплуатация человека человекам – тема во все времена острая и всегда полезна к изучению. Какие права были у рабов, кем они являлись и какая судьба была у невольников – всё в нашей статье.

Рабовладение

Наивысшего развития рабство в Риме достигло в III— I вв. до н.э. И связано это было с эпохой завоевательных войн. Главное отличие раба от свободного лежало в сфере права, а точнее в отсутствии каких-либо прав. Поэтому раб воспринимался, как обычная вещь, подобно скамье или лопате, но вещь говорящая. Следовательно, хозяин такой вещи вправе делать с ней все, что угодно по собственному произволу.

Это представление настолько вошло в плоть и кровь римлян, что они не представляли своего отношения к рабу как к человеку. Значит, и нормы поведения, присущие обычным, свободным людям, здесь не действовали.

В самом деле, человек без угрызений совести закалывает поросенка на жаркое, а разбив чашку, не оплакивает ее судьбу, разве что пожалеет об утрате средства для питья. Не потому ли в уголовных делах своих хозяев рабов допрашивали обязательно под пыткой — считалось, что только так их можно заставить сказать правду.

Что имел раб

Будучи вещью, раб не имел личности, т.е. имени, родины, национальности. Часто при продаже им присваивались функциональные имена: Сириец или Галл, Лопата или Ткач. Он не мог обзавестись семьей, составить завещание, обладать имуществом. Правда, господин часто выделял рабам небольшое имущество в пользование — пекулий (нехитрую утварь, немного скота), но и он оставался в собственности хозяина, а при продаже раба отбирался.

Обычным делом было разлучать при обращении в рабство мужа с женой или родителей с детьми.

Даже мысли, и поступки принадлежали не рабу, а хозяину, в личности которого полностью растворялась человеческая сущность раба. И при этом рабы вовлекались в активную деловую жизнь Рима, участвуя в хозяйственных операциях, выполняя ответственные поручения хозяев. Ведь они выступали как их продолжение: если раб покупал какую-то вещь, с юридической точки зрения, ее покупал хозяин посредством раба (вроде монеты или кошелка).

Впрочем, за хорошую службу или из хозяйственной выгоды раб мог обрести свободу и перейти в разряд вольноотпущенников.

Где брали рабов?

Источником рабов были, в первую очередь, войны. При взятии города обычным делом было продать всех его жителей в рабство. Военнопленных нередко продавали с торгов, не отходя от лагеря, — к услугам полководца и квесторов, ведавших добычей, всегда были маркитанты-работорговцы, повсюду следовавшие за армией.

Неустанно пополняли рынок рабов и пираты. Захватывая рыбацкие и торговые суда, нападая на прибрежные селения, пираты доставляли на рынки в конце II — I в. до н.э. по несколько сотен тысяч рабов ежегодно.

Где использовался труд

Основным потребителем рабского труда было сельское хозяйство. Подчас земельные владения знати обрабатывали сотни и сотни рабов. Сельские рабы подвергались самой бесчеловечной эксплуатации.

Срок жизни рабов не превышал трех-семи лет в зависимости от здоровья. Объяснялось это даже не жестокостью хозяев (хотя история сохранила случаи неслыханного изуверства), а практичным стремлением выжать из раба, как из любой вещи, максимум пользы, после чего приобрести новую вещь.

В лучшем положении находились рабы, входившие в состав городской фамилии хозяина: слуги, повара, пекари, носильщики-лектиарии, няньки — а также так называемая рабская интеллигенция: секретари, писцы, учителя хозяйских детей, актеры и управляющие делами или имениями (вилики). Самым страшным наказанием для них за провинности был перевод в сельское имение.

Конечно, положение раба в хозяйстве простого крестьянина и богатого нобиля различались. В первом случае один-два раба жили в той же хижине, что и хозяин с семьей, питались тем же, чем и они. За плохую работу получали нагоняй, но и крестьянин трудился в поте лица рядом с ними, да и берег рабов как главную свою ценность: других не на что купить. В поместьях или городских особняках знати скапливались сотни рабов, и цена рабской жизни целиком зависела от прихоти хозяина.

Даже на ночь рабы заковывались в цепи; работали в поле с рассвета и до заката, получая скудный паек, чтобы только не умереть раньше, чем окупятся затраты на их приобретение. Для лучшего надзора их распределяли по бригадам и за нерадивость одного наказывали всех.

Помимо колодок или бичевания у столба, провинившихся рабов отправляли крутить мельничные колеса: рабы весь день ходили по кругу, привязанные к рычагам с широкими колодками на шее, чтобы не могли сунуть себе в рот горсть муки.

Читайте также:
Раскулачивание в СССР - почему началось, кто такие кулаки читать онлайн

Невольничьи рынки

Большие массы рабов приобретались на невольничьих рынках у варварских племен: галлов, германцев, сарматов, ливийцев. Центрами работорговли были рынки на острове Делос в Эгейском море, в Танаисе, городе в устье нынешнего Дона, и Аквилее на северо-востоке Италии, неподалеку от Венеции.

К примеру, на Делосе, куда свозили рабов со всего Восточного Средиземноморья, за один день нередко продавали 10 тысяч рабов. Оттуда рабов развозили по разным странам, в том числе в Рим, где продавали уже мелкими партиями и дороже.

Обычный раб стоил в середине II в. до н.э. от 500 до 1500 денариев. Но за квалифицированного, образованного раба или просто красивого юношу либо девушку можно было получить до пятидесяти тысяч денариев.

Рабство во все времена его существования было одной из самых отвратительных черт человечества. Оно время от времени возникало в разные эпохи, но всегда носило одинаковый характер: никакого послабления для раба. В наше время рабство сохраняется в некоторых уголках планеты, но это имеет очаговый, не повсеместный характер. Современное человечество пытается с бороться с рабством.

Видео

Рабство в Древнем Риме получило наибольшее распространение по сравнению с другими древними государствами, но зачастую это отвечало интересам тогдашнего общества, послужив важным катализатором его развития.

Основным источником рабов был захват пленных. Именно пленные иностранцы составляли подавляющее большинство рабов в Древнем Риме, о чём свидетельствует анализ многочисленных письменных источников, в частности, надгробных надписей.

Рабство в Риме

Вы будете перенаправлены на Автор24

Жизнь рабов в Древнем Риме

Одной из темных страниц в истории Древнего Рима является рабство. Оно представляло из себя достаточно неоднозначный срез общественной жизни, который существовал на протяжение нескольких веков до нашей эры. Тем не менее, современное понимание работы происходит именно из принципов древнего рабства, а большинство профессий современности строились именно при рабовладельческом строе.

Раб являлся бесплатной рабочей силой, которой владелец был вправе распоряжаться как угодно в соответствии со своими потребностями и ценностями. К тому же, раб мог стать разменной монетой, признаком благополучия хозяев, их власти. Чем больше рабов было у господина, тем более высокое положение он занимал в обществе.

Рабовладение, несмотря на угнетение одной части населения другой, способствовало расцвету как всего Древнего Рима в целом, так и в частности процветанию его институций. Бесчеловечное и жестокое обращение с рабами считалось нормой, жестокость стала обыденностью в Древнем Риме. Таким образом хозяева мотивировали своих подчиненных, регулировали мотивацию и поведение, выстраивали отношение по принципу «хозяин-раб». Рабы наделялись особыми обязанностями, но при этом не имели совершенно никаких прав, кроме как право на постоянную и изнурительную работу на своего господина и во благо его семьи.

Историки сходятся во мнении, что рабами в Древнем Риме владели многие влиятельные граждане. Тем не менее, прослойка была неоднородной, и многие современники являются прямыми наследниками именно рабов. Подневольные люди имели множество обязанностей:

  • Самая грязная и неприятная работа на конюшнях и бойнях;
  • Работа в тюрьмах в качестве надзирателей, которые сами периодически подвергались пыткам и наказаниям за недостаточно хорошо исполненную работу;
  • Распорядители в покоях вельмож;
  • Воспитатели детей состоятельных римлян.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается рабов, которые имели хоть какое-то примитивное образование, то их обязывали обучаться дальше. В дальнейшем невольники становились писарями и учителями, а также переводчиками, которые были очень популярны в тот период. Это считалось более благоприятным занятием, поскольку рабы не были заняты изнуряющим физическим трудом, который мог убить многих из них. К тому же, так они напрямую взаимодействовали со многими видными деятелями и их детьми, что делало невольников вхожими в семьи господ.

В целом, рабы не имели права на гражданство, а также на имущество. Но если они исправно и добросовестно исполняли свою работу, то могли добиться расположения со стороны хозяев. Те их щедро одаривали, позволяли домашним рабам иметь наложниц (так называли сексуальных рабынь того времени). Также рабам в исключительных случаях разрешалось заводить семью.

Специфика рабства в Риме

В Риме, как мы уже отметили, некоторые рабы получали достаточно щедрые подарки от своих хозяев. Иногда им даже удавалось скопить значительную сумму, чтобы откупить от хозяина и жить свободно. Таким образом, в римском обществе возник новый, особый класс, который состоял из бывших подневольных и так называемых «вольноотпущенников». Этот класс стал прослойкой между рабами и вольными. Их специфика заключалась в том, что у них почти не было прав даже после того, как они освободились от своего господина.

Читайте также:
Книгопечатание на Руси - создание и издание первой печатной книги

В целом, жизнь раба не отличалась какими-либо выдающимися событиями. Она была довольно скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий и соответствующей мерой ответственности, которая не позволяла до конца осознавать, что от своей работы можно получать удовлетворение. Более одаренные рабы приобщались к ремеслам и искусству. Но все же требовались физически сильные рабы, чтобы исполнять самую тяжелую и сложную работу. Они становились оруженосцами и гладиаторами, которые выступали в боях на потеху публике.

В таких боях всегда присутствовала смерть. Но смерть раба никого не огорчала – на их место всегда можно было взять другого раба, который также рисковал своей жизнью. Вновь прибывших рабов содержали в жестоких условиях, в кандалах и закрытых помещениях, чтобы они не проявляли агрессии и не могли навредить своим хозяевам и их семье. Тем не менее, сам хозяин не имел права убить своего раба: он мог его перепродать, подарить. Если дело доходило до членовредительства, то со стороны правителей назначались штрафы и наказания самих господ. Калеки и немощные рабы развозились на удаленные острова, где они доживали свои последние дни или минуты, а затем «умирали свободными».

В Риме невольников и невольниц было принято подразделять на несколько отдельных каст:

  1. Слуги, которые жили в доме и обслуживали своих хозяев;
  2. Рабы для осуществления различного рода городских работ;
  3. Привилегированные рабы, которые могли откупиться от хозяина. Также это были рабы, которые жили вместе с хозяином, занимались ремеслом, науками и искусством, учили детей хозяева грамоте и языкам;
  4. Рабы, которые становились собственностью частных лиц;
  5. Рабы, которые специально работали в рамках общественной деятельности и выполняли всю городскую работу во благо своего города.

Несмотря на то, что не всех рабов заковывали в кандалы, именно они стали символом рабства, причем не только в Риме, но и далеко за его пределами. Другой признак раба – проколотое правое ухо, куда вставлялась круглая серьга – признак невольника, принадлежащего хозяину на пожизненную службу и не имеющий права откупиться или уйти. Иногда рабами становились добровольно, ради еды и возможности иметь жилье и элементарную работу. Таких случаев было достаточно много: люди жили в бедности, часто болели и не ели по нескольку дней. Стать рабом было для них не унижением, а спасением, а если хозяин благосклонно относился к ним, то они приобретали лучшие условия жизни. К тому же, добровольные рабы имели право уйти от хозяина после 7-10 лет службы, но это было крайне редко: привыкнув к новому месту жительства и работы, невольники редко сами уходили от господ, так как не хотели возвращаться к старому укладу жизни и неизвестности.

Права рабов, или Как римляне договаривались с невольниками

Римское право не рассматривало раба как личность, но фактически признавало в нём человека. Чтобы побуждать рабов трудиться, им давали «собственность понарошку».

Рабское право — на защите собственности

Когда дело касалось рабов, римское право заботилось исключительно о правах господ. Раб уподоблялся всякой другой вещи, которой мог владеть свободный человек, но всё же закон признавал, что это не просто вещь, а живое существо, способное действовать. Предполагалось, что в идеальной ситуации раб действует только по воле своего владельца и на его благо. В конечном счёте невольник отвечал только перед господином, а все его действия влекли за собой правовые последствия не для него самого, а для его хозяина — собственника. В свою очередь, рабовладелец, чтобы оправдать затраты на покупку раба (а рабы стоили немало) имел право на абсолютное отчуждение труда раба и его результатов, а также на его здоровье и жизнь.

По закону, раб не мог жениться, наследовать что-то или приобретать, но если бы это соблюдалось в полной мере на практике, польза рабства сильно уменьшилась бы. В конце концов, рабов посылали что-то купить или продать, договориться о чем-либо или отыскать выгодную возможность на рынке. Для подобных действий нужна способность принимать решения, а контрагент раба должен быть уверен в том, что сделка будет соблюдена. Чем гарантировалось это взаимодействие? Именем и ответственностью хозяина раба.

По умолчанию, раб мог совершать любые действия, которые приносили благо своему владельцу, даже если тот не знал об этом и не давал такого поручения. Если раб, напротив, продавал что-то, то так как всё в его руках принадлежало его хозяину, то необходимо было ясно выраженное согласие второго. Потому, если хозяин сомневался в честности и верности «живого орудия труда», полагалось объявить, что с его рабом нельзя иметь дело ни при каких обстоятельствах. Историк Анри Валлон пишет: «…раб, имеющий поручение, мог переступить его границы и обеспечить хозяину дополнительные выгоды, но он не мог втянуть его в убытки за пределы поставленных им норм». Если раб кого-то обокрал или обидел, его владелец обязан был возместить нанесённый ушерб. Правда, право и здесь ограничивало размер компенсации. Эти ограничения установили ещё «Законы XII таблиц» (451−450 гг. до н. э.): не более суммы, составлявшей цену раба. Законодатели считали, что «несправедливо, чтобы его вредность [т.е. вредность раба — авт.] стоила его господину больше, чем стоит его тело».

Читайте также:
Узбек хан - годы правления, отношения с русскими князьями читать онлайн

Римская мозаика. Источник: vk.com

Но и господин мог предъявить иск тому, кто украл что-либо у его раба или ранил его. Если раб в результате злодеяния терял свою цену, виновный в этом возмещал убыток. В суде раб мог выступить в качестве допрашиваемого, хотя и здесь свободные ясно указывали на его положение. Это наиболее отчётливо проявляется в практике наказаний. Если свободному за какое-то преступление назначали казнь через отсечение головы мечом, то рабу за то же деяние полагались менее достойные способы — топор, виселица или крест.

Хотя формально раб в Риме — это лишённое всего существо, в действительности даже закон признавал за ним человечность. На деле все понимали, что имеют дело с людьми, и что несвободный человек плохо трудится, если его побуждает лишь страх перед кнутом. Чтобы этого избежать, римляне предлагали невольникам различные пряники — в том числе имитацию права на имущество.

Рабский пекулий — «собственность понарошку»

Имущество раба называлось пекулием (peculium). Если хозяин давал рабу одежду — это всего лишь одежда. Но если он предоставлял эту одежду в вечное пользование и позволял распоряжаться ей по своему усмотрению — это пекулий; то, что настоящий собственник разрешал рабу считать своим. Никаких гарантированных прав на дарованное милостью господина раб, конечно, не имел, но подобная имитация была выгодна. Тем более что сначала давалось обычно нечто не очень ценное для хозяина. Раб мог сэкономить на своём пайке или продать лишние предметы домашнего обихода, затем вложить эти деньги, преумножить их и улучшить условия своей жизни.

Мозаика на стенах римской виллы. Источник: pinterest.com

Хозяин мог дать рабу скот, лавку или участок земли в пекулий с условием, что раб будет регулярно уплачивать определенную сумму, а весь заработок свыше условленного может оставить себе. Так пекулий смягчал главный экономический недостаток рабства — отсутствие позитивной мотивации труда. Имущество служило также некоторым залогом верности — есть что терять. Раб даже мог иметь своего раба, мог заключать сделки, обеспеченные стоимостью его пекулия. Раб с пекулием имел более высокий статус и считался достойнее других. В конечном счёте, нередко невольники договаривались с рабовладельцами — когда их пекулий достигнет определенной цены, они смогут обменять его на свою свободу. Ради этого стоило хорошо поработать.

Мозаика на стенах римской виллы. Источник: pinterest.com

Помимо видимости собственности, рабовладельцы создавали также видимость брака для своих рабов — некоторым они предоставляли жён (конечно, без правовых последствий, а условно). Особенно широко распространилась эта практика на виллах. Чем больше невольник значил для господина, тем больше шанс на милость. Раб-управляющий (виллик) обычно получал жену (виллику) и некоторое собственное имущество, а также право командовать рабами рангом ниже; это обеспечивало его преданность и личную заинтересованность в сохранении своего положения и процветании виллы. Нередко вилликами становились вольноотпущенники господина, отличившиеся прежней службой.

Знатные рабовладельцы, которые относились к рабству с самой прагматической точки зрения, то есть именно как к орудию труда, вроде Марка Порция Катона (234 — 249 гг. до н. э.) или Луция Юния Колумеллы (4 — 70 гг. н. э.), рекомендовали и нематериальное поощрение рабов. Колумелла видел особую выгоду в том, что это ничего не стоит — поговорить с человеком, поинтересоваться его работой, похвалить, чтобы стимулировать старательность. Дозволение брака между мужчинами и женщинами на вилле тоже ничего не стоило, но хорошо подкрепляло покорность. Катон советовал и виллику не отдаляться от других рабов — общаться с ними и делить тот же труд и пищу: «…благодаря такому образу жизни он будет менее склонен к бегству, будет лучше себя чувствовать и лучше спать». Кроме того, виллика старались подбирать не жестокого, но и не слабого, а виллику — благодетельную и трудолюбивую от природы.

Читайте также:
Царства Египта - хронологическая последовательность с древнейших времен

Разнообразие методов манипуляции рабами, о которых писали Варрон и Плиний, Катон и Колумелла, объясняет, как такая неестественная система экономики, как рабовладельческая, процветала несколько веков и лишь раз, во время восстания Спартака, всерьёз поставила под угрозу республику и сам Рим.

Особенности рабовладения древнего рима

Завоеванные римлянами за пределами Италии области были объявлены провинциями (первой была Сицилия). Провинция по-латински – “побежденная страна”. Сенат назначал наместников для управления провинциями. Наместники безнаказанно грабили их. Оправдывала себя римская поговорка: “провинция – это добыча римского народа”. В провинциях – лучшие земли, рудники, каменоломни, соляные промыслы, изделия из драгоценных металлов, произведения искусства – римляне забирали себе. Они обкладывали уцелевшее после войны население тяжелыми налогами, а неплательщиков продавали в рабство. В Италии скопились большие богатства, награбленные в провинциях, и множество рабов.

Особенности рабовладения в Риме. 1. Ни в одной другой древней стране не было такого количества рабов. Главным источником рабства была война, продажа пленных.

2. Нигде рабы не стоили так дешево, как в Риме во времена завоевательных войн. Любой раб был вещью, которой хозяин дорожил или не дорожил, мог распорядиться как пожелает; занятых в сельском хозяйстве рабов римляне называли “говорящими орудиями труда”.

3. Нигде в древнем мире не было столь широкого использования труда рабов в земледелии. Владельцы имений больше всего выращивали оливок и винограда (хлеба сеяли мало, дешевое зерно привозили в Италию из провинций). В каждом имении трудилось по 15-20 рабов – многие были из средиземноморских стран, где производство оливкового масла и вина являлось привычным занятием. Дело свое эти рабы знали, но принудить их к тяжелому труду можно было лишь суровыми наказаниями; особо строптивых держали в оковах.

4. Рабовладение было распространено во всех слоях римского общества. Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедняка были слуги. Дом же богача был ими переполнен.

5. В городах Италии и провинциях строили сооружения для гладиаторских игр – амфитеатры. Гладиаторами называли рабов, обученных в специальных “школах” умению владеть оружием. Они должны были сражаться на потеху публике. Гладиаторские бои римляне предпочитали всем остальным зрелищам.

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит от «рабства» той эпохи, и большинство профессий возникло при рабовладельческом строе. Раб – бесплатная рабочая сила, разменная монета, признак благополучия и власти его хозяев.

Рабовладение содействовало расцвету Древнего Рима и его институций, а бесчеловечное обращение с подневольными людьми воспринималось как норма. Жестокость стала обыденностью в Древнем Риме – так регулировали мотивацию, поведение и отношения между хозяевами и рабами.

Какой была жизнь в рабских кандалах?

Историки склоняются к тому, что рабами владели многие состоятельные и влиятельные граждане Древнего Рима, что большой процент населения Древнеримской империи – рабы и их потомки. Подневольные люди имели должности и обязанности во всех сферах общества того времени – от самой грязной работы на конюшнях и бойнях до надзирателей в тюрьмах, распорядителей в покоях вельмож и воспитателей их детей. Образованные невольники были писарями, учителями и переводчиками.

Рабы не имел гражданства и имущества, но периодически рабовладельцы щедро одаривали своих подневольных и позволяли домашним рабам иметь наложниц (сексуальных рабынь) или семьи. Они могли давать им деньги и предметы личного обихода за верную службу или случаи защиты, связанные с риском для жизни.

Гуманное отношение, нормальное одеяние и питание, необходимое лечение – неслыханная щедрость хозяев.

Иногда рабам удавалось скопить значительную сумму денег, чтобы откупиться и жить свободно. Так возник особый класс бывших подневольных или «вольноотпущенников» – прослойка между вольными и рабами, но прав у них по-прежнему почти не было.

Жизнь невольника была тяжелой, скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий или мерой ответственности. Более одаренным рабам доставались ремесла или искусство, а физическим сильные выполняли самую тяжелую работу – были гладиаторами или оруженосцами воинов.
Смерть раба никого не огорчала – на их место брали других, зачастую это было более прибыльно. Но вновь прибывших приходилось держать в жестких рамках и тяжелых кандалах, чтобы они не представляли угрозы для хозяев.

Убивать рабов запрещалось, но можно было продать, подарить, за увечья и членовредительство налагались большие штрафы. Прокаженных, калек, немощных и неизлечимо больных невольников предписывалось отвозить на удаленный остров Эскулапа, чтобы «умереть свободными».

Невольников и невольниц делили на касты:

  • Familia rustica (слуги в доме);
  • Familia urbana (для городских работ);
  • Управляющие (привилегированные);
  • Servi privati (собственность частных лиц);
  • Servi publici (для общественных и городских работ).
Читайте также:
Конфликт Израиля и Палестины в наши дни

Не все рабы носили кандалы, но они стали символом рабства на все времена. Другой признак – проколотое правое ухо с круглой серьгой. Иногда в рабство продавали себя добровольно, ради еды, тогда при свидетелях невольнику или невольнице прокалывали шилом ухо к двери, вдевая кольцо. Такого раба полагалось отпускать через 7-10 лет по его желанию, но это было крайне редко.

Продавали в рабство и своих детей, красивых девочек и миловидных юношей приучали к проституции. Но могли отпустить на свободу или выгнать смертельно больного раба или престарелого, ставшего обузой в доме – таковы были нравы Древнего Рима.

Некоторые современные названия и профессии произошли в те времена. Например, calculator (калькулятор) – учитель математики, а grammaticus (грамматикус) – учитель языков и грамотного письма. Созвучно с нашим и bibliothecarius – библиотекарь, cocus – повар, кок.

Источники рабства – откуда брали рабов?

Пленные воины и трофейные невольницы во время походов завоевателей на соседние земли – основной источник поставки рабов на невольничьи рынки. Поэтому преимущественно это были иноземцы, притом из разных слоёв общества, вплоть до правителей разного ранга.

Древние историки писали, что в Древнеримскую империю привозили пленников со всего Средиземноморья, Северной Африки и Ближнего Востока. Любой иноземец считался расово неполноценным, зато граждане Рима имели самые большие права и привилегии.

Другие источники захвата рабов:

  • Жертвы пиратов (морской разбой на галерах) и кораблекрушений;
  • Хронические кредиторы (определял суд), которые обязаны были отрабатывать долги много лет наравне с невольниками – долговое рабство;
  • Maxima capitis diminutio – осужденные за тяжкие преступления (обслуживающие тюрьмы рабы, гребцы на галерах, работники каменоломен);
  • Беженцы с других земель после голода и природных катаклизмов;
  • Рожденные от наложниц и рабынь дети – классическое рабство.

Торговать невольниками было выгодно, сделки облагались налогом, и это была прибыльная статья городской казны. Дороже стоили покоренные, специально обученные и образованные рабы, знавшие несколько языков. Расценки на них всё время менялись. Как известно из Библии, за Иисуса (свободного проповедника) фарисеи дали Иуде 30 сребреников, соответственно, раб стоит дешевле. Но это в пределах Римской империи, а в самом Риме, учитывая доставку, пленники становились в разы дороже.

В IV в. до н.э. римляне утвердили «Закон Петелия», запрещавший брать в рабы своих сограждан, жителей Рима. Согласно другому закону, свободная женщина, добровольно вступившая в связь с понравившимся ей невольником, становилась рабыней.

  • Только за 209 г до н.э. в Риме было продано 30 тысяч жителей Апулии;
  • В 167 г. до н.э. завезли 150 тысяч из Греции и Македонии;
  • 146 г. до н.э. в плен попали свыше 50 тысяч жителей Коринфа и Карфагена;
  • Почти 1 миллион галлов захватили в походах при Юлии Цезаре в 58-50 гг. до н.э.;
  • Жители многих городов с территории Испании попали на невольничьи рынки Рима в I в. до н.э.;
  • Даки (румыны) при императоре Трояне пополнили списки рабов – еще 50 тысяч.

Со временем рабство пришло в упадок, стало тормозом для развития общества и трансформировалось в феодальные отношения.

Восстания рабов

Войны и восстания рабов стали потрясением не только для существовавшего строя, но и угрозой для социального устройства поздней Римской республики. Крупнейшие из них:

  • Первое Сицилийское восстание, 135 до н.э. – 132 до н.э., предводительство Евна и Клеона на Сицилии;
  • Второе Сицилийское восстание, 104 до н.э. – 100 до н.э., под предводительством Сальвия Трифона и Афиниона;
  • Восстание Спартака (74 до н.э. – 71 до. н.э.) Италия.

Спартак (Spartacus или Σπάρτακος) – наиболее известная личность среди руководителей мятежников, восставших за социальную справедливость и отмену рабства. Он был физически сильным и образованным рабом-гладиатором, бывшим воином из Фракии. Его импровизированной армии удалось нанести серию сокрушительных ударов римских легионов консульской армии. О восстании Спартака написано немало литературных произведений, снято несколько киноверсий.

Скульптура Спартака есть в Лувре (Париж), в Одессе (современная версия) на Итальянском бульваре и перед одноименным стадионом «Спартак» в Тушино (Северо-Западный округ Москвы).

  • 10 – 11 классы
  • История
  • 8 баллов

Роль народного собрания и особенности рабовладения в Риме

Рабство в Древнем Риме

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит от «рабства» той эпохи, и большинство профессий возникло при рабовладельческом строе. Раб – бесплатная рабочая сила, разменная монета, признак благополучия и власти его хозяев.

Читайте также:
Теракт 11 сентября - подробности взрыва башень-близнецов и версии

Рабовладение содействовало расцвету Древнего Рима и его институций, а бесчеловечное обращение с подневольными людьми воспринималось как норма. Жестокость стала обыденностью в Древнем Риме – так регулировали мотивацию, поведение и отношения между хозяевами и рабами.

Какой была жизнь в рабских кандалах?

Историки склоняются к тому, что рабами владели многие состоятельные и влиятельные граждане Древнего Рима, что большой процент населения Древнеримской империи – рабы и их потомки. Подневольные люди имели должности и обязанности во всех сферах общества того времени – от самой грязной работы на конюшнях и бойнях до надзирателей в тюрьмах, распорядителей в покоях вельмож и воспитателей их детей. Образованные невольники были писарями, учителями и переводчиками.

Рабы не имел гражданства и имущества, но периодически рабовладельцы щедро одаривали своих подневольных и позволяли домашним рабам иметь наложниц (сексуальных рабынь) или семьи. Они могли давать им деньги и предметы личного обихода за верную службу или случаи защиты, связанные с риском для жизни.

Гуманное отношение, нормальное одеяние и питание, необходимое лечение – неслыханная щедрость хозяев.

Иногда рабам удавалось скопить значительную сумму денег, чтобы откупиться и жить свободно. Так возник особый класс бывших подневольных или «вольноотпущенников» – прослойка между вольными и рабами, но прав у них по-прежнему почти не было.

Жизнь невольника была тяжелой, скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий или мерой ответственности. Более одаренным рабам доставались ремесла или искусство, а физическим сильные выполняли самую тяжелую работу – были гладиаторами или оруженосцами воинов.
Смерть раба никого не огорчала – на их место брали других, зачастую это было более прибыльно. Но вновь прибывших приходилось держать в жестких рамках и тяжелых кандалах, чтобы они не представляли угрозы для хозяев.

Убивать рабов запрещалось, но можно было продать, подарить, за увечья и членовредительство налагались большие штрафы. Прокаженных, калек, немощных и неизлечимо больных невольников предписывалось отвозить на удаленный остров Эскулапа, чтобы «умереть свободными».

Невольников и невольниц делили на касты:

  • Familia rustica (слуги в доме);
  • Familia urbana (для городских работ);
  • Управляющие (привилегированные);
  • Servi privati (собственность частных лиц);
  • Servi publici (для общественных и городских работ).

Не все рабы носили кандалы, но они стали символом рабства на все времена. Другой признак – проколотое правое ухо с круглой серьгой. Иногда в рабство продавали себя добровольно, ради еды, тогда при свидетелях невольнику или невольнице прокалывали шилом ухо к двери, вдевая кольцо. Такого раба полагалось отпускать через 7-10 лет по его желанию, но это было крайне редко.

Продавали в рабство и своих детей, красивых девочек и миловидных юношей приучали к проституции. Но могли отпустить на свободу или выгнать смертельно больного раба или престарелого, ставшего обузой в доме – таковы были нравы Древнего Рима.

Некоторые современные названия и профессии произошли в те времена. Например, calculator (калькулятор) – учитель математики, а grammaticus (грамматикус) – учитель языков и грамотного письма. Созвучно с нашим и bibliothecarius – библиотекарь, cocus – повар, кок.

Источники рабства – откуда брали рабов?

Пленные воины и трофейные невольницы во время походов завоевателей на соседние земли – основной источник поставки рабов на невольничьи рынки. Поэтому преимущественно это были иноземцы, притом из разных слоёв общества, вплоть до правителей разного ранга.

Древние историки писали, что в Древнеримскую империю привозили пленников со всего Средиземноморья, Северной Африки и Ближнего Востока. Любой иноземец считался расово неполноценным, зато граждане Рима имели самые большие права и привилегии.

Другие источники захвата рабов:

  • Жертвы пиратов (морской разбой на галерах) и кораблекрушений;
  • Хронические кредиторы (определял суд), которые обязаны были отрабатывать долги много лет наравне с невольниками – долговое рабство;
  • Maxima capitis diminutio – осужденные за тяжкие преступления (обслуживающие тюрьмы рабы, гребцы на галерах, работники каменоломен);
  • Беженцы с других земель после голода и природных катаклизмов;
  • Рожденные от наложниц и рабынь дети – классическое рабство.

Торговать невольниками было выгодно, сделки облагались налогом, и это была прибыльная статья городской казны. Дороже стоили покоренные, специально обученные и образованные рабы, знавшие несколько языков. Расценки на них всё время менялись. Как известно из Библии, за Иисуса (свободного проповедника) фарисеи дали Иуде 30 сребреников, соответственно, раб стоит дешевле. Но это в пределах Римской империи, а в самом Риме, учитывая доставку, пленники становились в разы дороже.

В IV в. до н.э. римляне утвердили «Закон Петелия», запрещавший брать в рабы своих сограждан, жителей Рима. Согласно другому закону, свободная женщина, добровольно вступившая в связь с понравившимся ей невольником, становилась рабыней.

  • Только за 209 г до н.э. в Риме было продано 30 тысяч жителей Апулии;
  • В 167 г. до н.э. завезли 150 тысяч из Греции и Македонии;
  • 146 г. до н.э. в плен попали свыше 50 тысяч жителей Коринфа и Карфагена;
  • Почти 1 миллион галлов захватили в походах при Юлии Цезаре в 58-50 гг. до н.э.;
  • Жители многих городов с территории Испании попали на невольничьи рынки Рима в I в. до н.э.;
  • Даки (румыны) при императоре Трояне пополнили списки рабов – еще 50 тысяч.
Читайте также:
Кровавое воскресенье 9 января 1905 года: причины и последствия

Со временем рабство пришло в упадок, стало тормозом для развития общества и трансформировалось в феодальные отношения.

Восстания рабов

Войны и восстания рабов стали потрясением не только для существовавшего строя, но и угрозой для социального устройства поздней Римской республики. Крупнейшие из них:

  • Первое Сицилийское восстание, 135 до н.э. – 132 до н.э., предводительство Евна и Клеона на Сицилии;
  • Второе Сицилийское восстание, 104 до н.э. – 100 до н.э., под предводительством Сальвия Трифона и Афиниона;
  • Восстание Спартака (74 до н.э. – 71 до. н.э.) Италия.

Спартак (Spartacus или Σπάρτακος) – наиболее известная личность среди руководителей мятежников, восставших за социальную справедливость и отмену рабства. Он был физически сильным и образованным рабом-гладиатором, бывшим воином из Фракии. Его импровизированной армии удалось нанести серию сокрушительных ударов римских легионов консульской армии. О восстании Спартака написано немало литературных произведений, снято несколько киноверсий.

Скульптура Спартака есть в Лувре (Париж), в Одессе (современная версия) на Итальянском бульваре и перед одноименным стадионом «Спартак» в Тушино (Северо-Западный округ Москвы).

Рабство в древнем Риме: краткий исторический экскурс в положение рабов

Содержание:

Рабство и рабовладение – одна из темных и порочных страниц нашей истории. Причем это не одна какая-то страница, а скорее целый ворох темных страниц, так как рабство существовало в разные времена и исторические эпохи. К сожалению, даже в наше время оно продолжает существовать, хотя и вне закона. Что же касается античных времен, то в древней Греции, а затем и в древнем Риме рабство было одним из столпов государственного устройства, и на труде рабов во многом держалась тамошняя экономика и хозяйство. Впрочем, впоследствии это сыграло злую шутку с Римской империей, которая в частности из-за своей зависимости от рабского труда пришла в застой, а затем и упадок. В нашей статье мы поговорим о положении рабов в древнем Риме, о том какой был их социальный статус и права, также коснемся темы восстания рабов.

Общие сведения

Рабство в древнем Риме было повсеместным и общепринятым, все без исключения знатные римляне – патриции имели своих рабов. У богатых патрициев могло быть и по несколько сотен рабов, у более бедных всего пару. Рабы работали во всех сферах: в зависимости от своей квалификации и знаний, не образованные рабы были заняты на грязных физических работах: на конюшнях, в строительстве, в то время как просвещенные, грамотные рабы могли быть учителями и воспитателями детей богатых римлян, переводчиками, писарями. Был среди рабов и условно привилегированный класс – администраторов и надсмотрщиков за другими рабами.

Юридически у древнеримских рабов не было своего имущества, как и гражданства, но, тем не менее, порой хозяева одаривали своих верных рабов теми или иными привилегиями, например, позволяли заводить семьи и собственное имущество. Но высшей милостью хозяина могло стать освобождение раба. А иногда и самим рабам удавалось накопить нужную суму, чтобы выкупить самого себя из рабства.

Впоследствии в Риме появился целый класс бывших рабов, которых стали звать вольноотпущенниками. Хотя вольноотпущенники уже не были рабами, но они по-прежнему не были полноценными гражданами Римского государства и не имели политических прав. Например, вольноотпущенник не мог баллотироваться в сенат. Но при этом в истории Римской империи были случаи, когда некоторые вольноотпущеники становились очень могущественными и влиятельными политическими фигурами. Таким, например, был Тиберий Клавдий Нарцисс, вольноотпущенник самого императора Клавдия. Клавдий сделал своего бывшего раба главой императорского секретариата. Несмотря на свое «рабское» происхождение Нарцисс был настолько умен и талантлив, что стал верным и ближайшим советником римского императора и заодно одним из влиятельнейших людей в империи.

Читайте также:
История майских праздников - читать онлайн

Власть хозяина над своим рабом все же была не безграничной, так убийство собственного раба считалось практически таким же преступлением, как и убийство свободного человека. А за увечья, нанесенные рабу, хозяева наказывались или большими денежными штрафами или ссылкой на рудники. Имея в своей собственности рабов, хозяин нес за них и полную ответственность, ему необходимо было содержать своих рабов, кормить их, лечить в случае болезни, если же рабы совершали какое-то преступление, то и хозяин раба также нес за это наказание.

Это интересно: просвещенный римский патриций Марк Сидоний Фальк написал замечательный труд: «Как управлять рабами». Возможно, это прозвучит немного кощунственно, но некоторые из советов римского патриция не потеряли своей актуальности и в наше время, правда теперь речь идет не об управлении рабами, а об управлении наемными сотрудниками, но частично суть сохранилась. На основании труда Марка Сидония Фалька специалист по античной истории Кембриджского университета Джерри Тонер написал одноименную книгу «Как управлять рабами», в виде учебника по менеджменту от «римского топ менеджера».

Среди советов Марка Сидония Фалька есть и очень умные и практичные. Например, Фальк говорит о том, что нельзя поручать какое-то дело группе рабов, поскольку тогда ответственность за его исполнение будет коллективной, а значит, рабы, скорее всего, его сделают «кое-как» или «спустя рукава». И спросить с них потом будет непросто. Поэтому каждому рабу надо поручать определенное задание, за которое у того будет персональная ответственность, а значит он будет стараться сделать свое дело максимально эффективно. Если подумать, то этот принцип персональной ответственности наемных сотрудников лежит и в основе современного менеджмента на любом предприятии.

Но вернемся опять к древнему Риму и его рабам: была среди них и одна очень особенная каста – рабы-гладиаторы, задачей которых было сражаться на арене Колизея не на жизнь, а на смерть с другими такими же рабами-гладиаторами на потеху зрителей.

Хотя успешные гладиаторы были чем-то вроде «рок-звезд античности», жизнь их была непростой и к тому же смертельно опасной.

Источники рабства

Теперь давайте ответим на вопрос, откуда вообще брались рабы в древнем Риме. Источников пополнения рабов было несколько. Как мы знаем Римская республика, а потом и Римская империя постоянно вели завоевательные войны со своими соседями. В этих войнах римские легионеры брали пленников, которые впоследствии становились римскими рабами.

Помимо военнопленных рабами в древнем Риме становились:

  • Должники, которые не могли расплатиться со своими долгами. Причем рабами такие люди становились по решению суда. Но то были временные, так сказать «долговые рабы», они должны были в течение нескольких лет отработать свои долги, пребывая в рабстве.
  • Беженцы из других стран, обращенные в рабство.
  • Осужденные за тяжелые преступления.
  • Наследственные рабы: дети, родившиеся в семье рабов, также становились рабами.

Иногда в тяжелых экономических условиях люди продавали себя в рабство добровольно за кров и еду.

Также в древнем Риме существовал закон, который точно не понравится современным феминисткам. Если свободная девушка вступала в интимную связь с рабом, то она тоже обращалась в рабство. А вот в обратную сторону этот закон не работал, свободный мужчина мог свою рабыню превратить в собственную наложницу без всяких проблем.

Правовое положение рабов

Согласно правовому положению рабы могли быть как частными, так и «муниципальными». «Муниципальные» рабы фактически принадлежали не каком-то конкретному лицу, а государству и, как правило, были задействованы на общественных работах: строительствах дорог, акведуков, поддержании городской инфраструктуры и т. д.

Освобождение рабов хозяином могло осуществляться по завещанию или с помощью процесса об освобождении, когда в присутствии свидетелей хозяин заявлял о свободе своего раба. Но были и свои ограничения для освобождения:

  • запрещалось освобождать рабов младше 30 лет,
  • можно было освободить не более 100 рабов за раз,
  • хозяин, освобождающий раба должен быть старше 20 лет.

Также освобождение раба могло происходить и без воли хозяина, например в тех случай, когда хозяин не проявлял должную заботу о своих рабах. Например, декрет императора Клавдия от 47 года давал свободу тем рабам, чьи хозяева не ухаживали за ними во время болезней.

От жестокости своих хозяев рабы могли искать спасения в храмах и у статуй императоров. Если удавалось доказать плохое обращение хозяина со своими рабами, то его лишали рабов, а самим им либо даровали свободу, либо продавали другому хозяину. Клеймение и нанесение увечий рабам также сурово наказывалось вплоть до ссылки на рудники нерадивого хозяина.

Читайте также:
Пакт Молотова-Риббентропа - суть, условия, основные положения

Также в редких случаях рабы освобождались:

  • за особенные заслуги перед империей,
  • если донесли о предстоящем бунте,
  • если спасли жизнь своих хозяев.

Хозяину тоже приходилось нести за своих рабов полную ответственность и если рабы совершали преступления, хозяин также наказывался, в зависимости от тяжести их правонарушений наказание могло быть от денежного штрафа вплоть до казни. Наказание самого виновника-раба было разумеется в разы тяжелее чем хозяина.

Но самое ужасное преступление, которое мог совершить раб, и за которое следовало самое жестокое наказание – было убийство собственного хозяина. В этом случае к смерти приговаривался не только раб-убийца, но и все другие рабы убитого хозяина – за то, что не предотвратили убийство.

Восстания рабов

Хотя условия содержания рабов в древнем Риме были относительно не самыми плохими, все же время от времени Римское государство сотрясали восстания рабов. Крупнейшим из них было восстание рабов-гладиаторов под предводительством Спартака в 75 году до н. э. Но были и другие восстания рабов чуть меньших масштабов, например восстание на Сицилии под руководством Клеона и Евна в 136 году до н. е. или восстание Афиниона и Трифона в 105 году.

Но именно восстание Спартака было настолько масштабным, что даже на какое-то время поставило под угрозу само существования Римского государства. Во много тут сыграла личность самого Спартака, который оказался не только сильным гладиатором, но и умным полководцем и талантливым военачальником. Созданная им армия из рабов-гладиаторов, к которой впоследствии примкнули и другие рабы и все те, кто чувствовал себя угнетенным, умудрилась нанести ряд сокрушительных поражений регулярному римскому войску.

Лишь величайшими усилиями и дисциплиной римлянам удалось одержать победу над войском восставших рабов Спартака. Самого его вместе с 6000 соратников распяли на кресте вдоль дороги от Капуи до Рима.

Итоги и последствия рабства

Рабство в древнем Риме было «палкой о двух концах», с одной стороны на нем во много держалась экономика Римского государства, с другой эта зависимость от рабского труда стала одним из факторов упадка и последующего падения Римской империи. Во-первых труд рабов априори был неэффективен, так как раб просто в силу своего положения лично не заинтересован в эффективности своей работы, у него нет личной мотивации, и даже труды на подобии упомянутого нами патриция Марка Сидония Фалька об эффективном управлении рабами не могли существенно улучшить существующее положение вещей.

Если же говорить о военном аспекте, то черед военных поражений на закате существования Римской империи от варварских войск привели к тому, что именно рабы первыми переходили на сторону противника и нередко открывали варварским войскам ворота осаждаемых римских городов и крепостей.

Кризис рабовладельческого строя Римской империи привел, в конце концов, к зарождению новой, и что важно более эффективной экономической формации – феодализма.

Рабство в Древнем Риме

Рабство — это эксплуатация одного человека другим, одно из самых страшных проявлений человеческой алчности и жестокости. В современном мире оно воспринимается как нечто совершенно немыслимое, тогда как раньше покупка раба была таким же обычным делом, как сегодня поход в магазин. Рабы воспринимались не как люди, а как бездушные вещи, и хозяева могли сделать с ними все, что им угодно. В Древнем Риме рабство было распространено повсеместно. Чем больше рабов было у римлянина, тем более богатым и благополучным он считался.

Невольников могли покупать и бедные крестьяне в качестве помощников в сельском хозяйстве. Работорговля способствовала расцвету Римской республики, а позже Римской империи. В это время появилось множество профессий, произошедших от видов работы, которую выполняли рабы. Наибольшего развития рабство достигло в III-I веках до н. э.

Основные источники рабства:

  1. Войны. В эпоху завоеваний именно они являлись главными поставщиками рабов. При захватах новых земель жители целых городов угонялись в рабство, также ими становились военнопленные, которыми могли торговать прямо в военном лагере.
  2. Пираты. Морские пираты ежегодно поставляли на невольничий рынок несколько сотен тысяч невольников путем нападения на мирные судна и прибрежные населения.
  3. Беженцы из других стран. Только римляне имели привилегии, а представители других национальностей всегда были на ступень ниже, следовательно, они легко могли попасть в рабство.
  4. Рожденные рабынями дети. Неважно, кто была мать – наложница знатного вельможи или обычная рабыня, ее ребенок автоматически лишался свободы.
  5. Должники. Бедные крестьяне, попадавшие в долговую яму, нередко сами продавались в рабство. Правда их отпускали после многих лет труда – тогда считалось, что они отработали свои долги.
  6. Продажа родственниками. Нередко бедные родители могли продать в рабство своих детей, к тому же цена за красивого юношу или девушку была выше, чем за простого раба.
  7. Преступники. Люди, уличенные в тяжких преступлениях, продавались в рабство и выполняли самую тяжелую работу. Они могли быть гребцами для галер, работать в каменоломнях или тюрьмах.
  8. Брак с рабом. Если свободная женщина добровольно вступала в связь с невольником, она сама признавалась рабыней.
Читайте также:
Книгопечатание на Руси - создание и издание первой печатной книги

Рабы доставлялись со всего Средиземноморья, Северной Африки и Ближнего Востока. При этом, сами римляне не могли быть рабами за исключением должников и женщин, вышедших замуж за раба. Торговать невольниками было крайне прибыльно, сделки облагались налогами, что приносило большой доход городской казне.

© pocketmags.com

Невольничьи рынки

Основным местом торговли людьми были специальные рынки. Крупнейшие находились на острове Делос, в Танаисе и Аквилее. На невольничьих рынках за день могли продать до десяти тысяч рабов. Обычно рабы стоили от пятисот до тысячи пятисот денариев, образованные и квалифицированные или красивые парни и девушки стоили на порядок больше – за них могли дать до пятидесяти тысяч денариев.

Как жили рабы

Люди, попавшие в рабство, не имели абсолютно никаких прав. Они не только не могли иметь личные вещи и семью, даже самим себе они не принадлежали. Если такой человек купил что-либо, по древнеримским законам считалось, что покупку совершил его владелец, а раб был просто средством совершения сделки.

Имена если и давались рабам, то только по определенным классификациям: по происхождению или виду работы. Не было ничего предосудительного в том, чтобы разделить мужа с женой или родителей с их детьми. Таким образом судьба попавших в неволю людей полностью зависела от их господ.

Работа, которая выполнялась рабами, была очень разнообразной. На тяжелый и неквалифицированный труд отправляли безграмотных и более сильных, самые воинственные могли участвовать в гладиаторских боях и служить оруженосцами. Больше всего везло тем, кто покупался для обслуживания в домашнем хозяйстве: повара, уборщики, управляющие, воспитатели детей хозяев. Образованные рабы становились писарями, переводчиками и учителями. Они представляли собой интеллигенцию среди невольников. Меньше всего повезло тем, кто работал в полях под открытым солнцем – такие не проживали больше 3-7 лет. На ночь их заковывали в кандалы, чтобы предотвратить попытки побега. За малейшую провинность наказывали бичеванием и ношением колодок, помещали в подвальные помещения с окошками сверху.

Нередко за хорошую службу хозяин мог дать рабу в пользование личные вещи, наложницу и деньги. Некоторые, накопив достаточно денег, выкупали самих себя и переходили в разряд вольноотпущенников, которые имели чуть больше прав. Иногда сам господин даровал свободу, но это случалось очень редко, потому что мало кому хотелось отпускать человека, за которого были уплачены немалые деньги.

Восстания рабов

Со временем работорговля стала приходить в упадок и тормозить развитие общества. Первые восстания были настоящим потрясением для социального строя и угрожали самому устройству Республики, а после Империи.

Самые крупные восстания рабов:

  • Первое Сицилийское восстание произошло в 135-132 годах до нашей эры под предводительством Клеона и Евна.
  • Второе Сицилийское восстание в 104-100 гг. до н. э. Бунтом руководили Сальвий Трифон и Афинион.
  • Восстание Спартака в 74-71 гг. до н. э. Третье по счету и самое серьезное в истории восстаний.

© deviantart.com/zhuzhu

Пожалуй, многие наслышаны о Спартаке и его восстании, на эту тему снято немало фильмов и написано немало художественных произведений. Спартак был раньше воином из Фракии, попав в рабство, стал одним из самых сильных гладиаторов. Он сумел собрать вокруг себя народ и объединить их в единое восстание против рабства. Его армия смогла предоставить серьезную угрозу для римских войск. Но восстание было подавлено, сам Спартак погиб на поле боя, выживших после схватки жестоко казнили.

Несмотря на то, что три самых крупных восстания были подавлены, рабство перестало иметь такое широкое распространение в Риме, как раньше. С падением Римской Империи прекратила свое существование одна из самых темных и неблагоприятных сторон Древнего Рима – торговля людьми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: