Психология как наука – принципы, направления, история развития

История становления психологии как науки

Психология – это выражение словами того, чего нельзя ими выразить.
Джон Голсуорси

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) — таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах.

Эти представления в дальнейшем явились основой принципиально противоположных философских направлений, между которыми велась постоянная борьба взглядов и подходов.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа — движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник — мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

К началу XVII века, когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением. Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергну-ты математической обработке Г. Фехнером. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования. Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом открытого кризиса.

Причин, приведших психологию к кризису, было немало: отрыв психологии от практики, использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования, невозможность изменить ряд психологических проблем. Многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально.

Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII – XIX вв. – предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк.

XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.

Читайте также:
Направленность личности - определение, виды, структура

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура) – отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Четвертый этап 1910 – 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию. Юнг описал архитипы которыми обладает личность – это архитипы: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.

Позиция Адлера. В концепции Адлера одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности. (Чужой реферат)

Представления о душе как предмете психологии.

Античная психология – система взглядов на психику, которая развивалась в рамках философских учений о душе.

Первобытное понимание души: это особо тонкий материальный предмет (начало), которое соединено с телом, но способно отделяться от тела. Душе приписывались голос, видимый облик, ничтожный вес, возможность быстро перемещаться в пространстве. Потеря сознания, обморок – временное отделение души от тела. Смерть – отступление души от тела.

В античности не было единого учения о душе. Два главных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) иидеализм (Платон, Аристотель).

  1. Демокрит Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из мелких круглых, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа продукт распределения атомов. Душа смертна. Ее обновление происходит с каждым дыханием (часть атомов входит, часть покидает тело).

Панпсихизм – душа принадлежит всем, даже мертвым телам. Больше всего атомов души у человека, но они есть и у камня.

Болезнь – это изменение пропорции атомов.

В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены к внешнему восприятию. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он – место высших душевных функций, способности к познанию. Орган благородных страстей – сердце, чувственных желаний и вожделений – печень. Душа не существует вне тела. Она сама особое тело. Если душа движет телом, то она сама телесна, т.к. механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка.

Разработка идей Демокрита у Эпикура и стоиков.

Эпикур – душу могут иметь только те существа, которые могут ощущать.

Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (у человека – разум, у животных – инстинкт); зрение (пневма, распространяющаяся от управляющей части до глаз); обоняние; слух; осязание; вкус; воспроизводящая пневма, распростряняющаяся от управляющей части до органов деторождения; голос.

Как проходило становление психологии в качестве самостоятельной научной области

Зарождение психологии как науки

Становление психологии и начало ее развития в качестве самостоятельной науки происходило, как считается, с 1879 года, когда немецким физиологом, философом и психологом Вильгельмом Вундтом (1832- 1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория при Лейпцигском университете. Спустя 2 года на основе данной лаборатории формируется Институт экспериментальной психологии, в стенах которого проходили обучение многие выдающиеся мировые психологи, включая российских ученых В. М. Бехтерева, Г. И. Челпанова, Н. Н. Ланге. В этот же период Вундт основал первый психологический журнал и провел в Париже в 1889 году первый международный психологический конгресс с учреждением научного психологического сообщества.

Становление психологии как самостоятельной науки связано с развитием ее предмета, который, по представления Вундта, уникален и заключается в непосредственном опыте субъекта. Этот опыт он постигает через самонаблюдение, интроспекцию, то есть особую процедуру наблюдения субъекта за процессами, происходящими в сознании. После определения «простейших элементов сознания» в форме ощущений и элементарных чувств, Вундт за основную задачу психологии принял установку связи между элементами и «законами» душевной жизни.

Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) создал структурную психологию, развивая концепцию интроспективной психологии Вундта. За основной метод изучения ученый принял аналитическую интроспекцию, особенность которой состояла в том, что испытуемые давали результаты самонаблюдения терминами элементов структуры сознания, а не понятиями предметов внешнего мира или стимулами. Элементы сознания, по мнению Титченера, включали ощущения, представления и простейшие чувствования. Из них, как из кирпичиков, формировалось все разнообразие душевной жизни человека.

Читайте также:
Пирамида Маслоу: иерархия и виды потребностей, теория мотитвации

Другим последователем Вундта, немецким психологом и философом Освальдом Кюльпе (1862-1915), была основана Вюрцбургская школа. Эта школа развивала интроспективный метод, который отличался от методов Вундта и Титченера. Они одновременно рассматривали собственно сознательный опыт и процесс наблюдения за содержательной стороной данного опыта. Систематическая же интроспекция Кюльпе обладала больше ретроспективным характером, ведь испытуемые решали предложенную задачу, впоследствии подробно описывая ход психических процессов при ее решении. Здесь основной объект исследования представлял собой процесс мышления, а не его результат.

Развитие различных направлений психологии

Вместе со структурной психологией Вундта происходило развитие другого подхода к исследованию сознания — функционального. Основным представителем этого знания становится психолог и философ, американец Уильям Джемс (1842-1910), рассматривающий сознание с позиции важной приспособительной функции к среде. Ученый описывал психическую жизнь, включая ее динамичность изменчивость, непрерывность в качестве «потока сознания». Он становится автором теории личности, вводит именно «личностное» измерение сознания: Я «познаваемое» и Я «познающее».

На конец XIX века становится очевидно, что метод интроспекции имеет ограничения, при этом круг психических явлений нельзя рассматривать только с позиции феноменов сознания.

На этом этапе признание находят идеи создания «другой» психологии. В своей работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» немецкий философ и психолог Вильгельм Дильтей объяснял существование не одной психологической науки, а двух, включая объяснительную (современная интроспективная психология) и описательную. Каждая их них обладала собственным предметом и методами. Описательная психология строится на других основаниях, стремясь, в первую очередь, к пониманию душевной жизни индивида, включая ее целостность и уникальность. Дильтей полагал, что психологию можно отнести не к циклу наук о природе, а к гуманитарным дисциплинам, включающим историю и культурологию. По этой причине естественно-научный, экспериментальный метод в психологии не применяется, а методом гуманитарных наук должен становиться метод понимания, где исследователь должен прочувствовать исследуемый объект. Одновременно с этим понимающая психология не занимается отвержением методов объясняющей психологии. На сегодняшний день введенное Дильтеем различие в объяснительной и описательной психологии не теряет актуальности. Проблема определения, к какому типу наук можно отнести психологию (естественные или гуманитарные), в том числе определение принципов построения познания человеческой души, остается открытой, не имея однозначного ответа.

Интенсивная эволюция экспериментальной психологии в начале прошлого века способствовала расширению круга исследуемых аспектов, что сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода в ходе объяснения душевной жизни индивида. Произошло и изменение и самого представления о сознании, оно больше не рассматривалось в качестве замкнутого в себе внутреннего мира, который доступен познанию только самого субъекта.

Становление предмета психологии характеризовалось тем, что появилась потребность принципиально пересмотреть на него взгляды. Это проявилось в появлении нескольких конкурирующих концепций, отстаивающих свои позиции на то, чем должна заниматься психология.

Учение Фрейда

На заре прошлого века была разработана очень важная для психологии теоретическая концепция, называемая психоанализом. Ее автором был австрийский психолог и психиатр З. Фрейд. Не только дальнейшее развитие психологии, но и искусства, литературы, медицины, происходило под влиянием этой теории. Фрейд получил медицинское образование и занимался изучением природы невротических расстройств и способов их лечения. После стажировки во Франции в клинике «Сальпетриер» под началом врача Ж. Шарко, Фрейд начинает применять гипноз в процессе лечения истерических расстройств. При анализе состояния гипнотического транса пациентов и эффектов постгипнотического внушения, ученый при исследовании психической жизни человека, основное внимание сосредоточил скрытых от сознания (неосознаваемых) явлениях.

Идея о том, что психику нельзя ограничивать только областью осознаваемого, были высказаны задолго до возникновения психоанализа. Но именно Фрейдом бессознательное было поставлено в качестве предмета психологии. Первоначально метод создавался для лечения истерических неврозов, впоследствии Фрейд применил его к объяснению психической жизни здоровых людей. По его теории движущая сила поведения развитой личности представлена неосознаваемыми, иррациональными влечениями, основой которых является влечение к жизни и смерти. Психика включает 3 области: бессознательное, предсознательное и сознание. Источник, придающий мотивационную силу поведению, представлен бессознательным, насыщенным энергией либидинозными влечениями, подавленными и вытесненными из области сознания под влиянием «цензуры», запретов и табу общества. Вытесненные влечения характеризуются большим энергетическим зарядом, тем не менее, они не допускаются в область сознания. Сознание сопротивляется, по этой причине содержание бессознательного способно проникнуть в сознание в искаженном, измененном виде.

Фрейдом были определены 3 формы проявления бессознательного: сны, ошибочные действия (описка, оговорка и др.) и невротический симптом. Исходя из этого, он разработал оригинальные методы, позволяющие получить исходный материал о содержании глубинных структур психики индивида. Они включали анализ снов, свободные ассоциации, анализ описок, оговорок, забывания. Интерпретация данного материала и представляет собой суть метода психоанализа.

Метод нашел широкое применение во всем мире, его приверженцами стали не только психологи, но и представители других областей науки и культуры. Степень плодотворности концепции Фрейда проявилась еще и в том, что его учениками, соратниками и последователями были сформированы свои оригинальные концепции и направления исследования (аналитическое направление К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера).

Учение бихевиористов и гештальт терапия

Формирование психологии в начале XX века происходило под влиянием бихевиоризма, начало которого было положено публикацией Джоном Уотсоном статьи «Психология с точки зрения бихевиориста». Предпосылки возникновения этого направления сформировались задолго до того. Этому способствовали достижения в сфере изучения психики и поведения животных Ж. Леба и Э. Торндайка, концепция И. П. Павлова об условных рефлексах.

Бихевиористы отказываются рассматривать субъективный мир человека как предмет психологии. Таким они предлагали считать поведение человека и животного, относя к данной категории все объективно наблюдаемые реакции организма на внешнее воздействие. В соответствии с концепцией бихевиористов, задача психологии заключается в выявлении закономерностей и связей стимулов и реакций, а цель состоит в предсказании поведения субъекта и управлении им. Бихевиористы отказываются от метода интроспекции, заменяя его объективным наблюдением и экспериментом. Важнейшей темой экспериментального исследования становится проблема научения и выработка навыков. Это определило возможность сбора фактов, подверженных тщательной статистической обработке. Тем не менее, основная масса экспериментов проводилась на животных (белых крысах), а закономерности и законы, полученные в результате исследований, легко переносились на поведение людей.

Читайте также:
Теория Пиаже о стадиях развития детского интеллекта основные положения

До 60-х гг. XX в. данное направление, наряду со сменившим его необихевиоризмом, господствовали среди концепций американской психологии. Они повлияли на развитие психотерапии, социальной психологии, методов обучения, психологии рекламы и др. Вместе с этим механицизм бихевиоризма и игнорирование им сознания вызывают жесткую критику последователей других теоретических направлений.

В Германии в 1910-30 гг. получило развитие психологическое направление гештальтпсихологии, основными представителями которого стали сотрудники Берлинского университета М. Верттеймер, В. Кёлер, К. Коффка. Гештальтпсихология не отказалась от исследования феномена сознания и метода феноменологического самонаблюдения, но понимала само сознание в качестве некоего динамического целого, «поля», каждая точка которого взаимодействует с остальными. Единица анализа этого поля — гештальт, который представляет собой целостную образную структуру, которую невозможно свести к сумме составляющих его ощущений. В сфере изучения восприятия и творческого мышления достижения гештальтпсихологии составили золотой фонд мировой психологии. После того, как к власти пришел Гитлер, школа распалась по причине эмиграции ее основных участников. Тем не менее, их идеи оказали существенное влияние на развитие психологии.

Выводом лекции является то, что в начале 20 века в психологии сформировалось большое количество конкурирующих, порой несовместимых и несопоставимых направлений, включая психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихологию, динамическую психологию К. Левина, генетическую психологию Ж. Пиаже и др. Нельзя было говорить о существовании единой науки, присутствовали различные концепции, обладающие собственным предметом исследования, методами и принципами. Такую уникальную ситуацию назвали открытым кризисом психологии, положительное содержание которого состояло в активной работе в области создания психологической теории, способной ответить на запросы интенсивного социально-экономического развития общества.

История развития психологического знания и основные направления в психологии

История развития психологического знания и основные направления в психологии

Впервые представления о предмете психологии были сформулированы античными философами. В то время психология называлась наукой о душе.

Демокрит определял мир как движущуюся материю. По его мнению, все вещи состоят из бесчисленного множества движущихся в пустоте атомов.

Платон, считая душу бессмертной, понимал ее как особую сущность, не выводимую из материального, как невидимую часть некой мировой души.

Аристотелю принадлежит первая работа, посвященная психологии, – трактат «О душе». Аристотель считал душу своего рода формой тела, подобно отпечатку некоего предмета на воске.

В эпоху Средневековья в Европе установились христианские взгляды на душу, были постигнуты многие стороны душевной жизни личности, страждущей высшего смысла и нравственных абсолютов.

В XVII веке начинается новая эпоха в развитии психологического знания, характеризующаяся попытками осмыслить душевный мир человека с общефилософских умозрительных позиций.

Психология конца XIX века исходила из постулата Декарта, утверждавшего, что самое первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Следовательно, основная задача психологии заключалась в анализе состояния и содержания сознания. «Новая психология» рассматривала человеческое сознание как свой основной предмет.

В. Джеймс ввел понятие «поток сознания», описывающее его движение, непрерывное изменение его содержаний и состояний. Невозможно остановить поток сознания, а минувшее состояние сознания никогда не повторяется снова.

В. Вундт обратил внимание на ритмичность сознания. При этом исследователь заметил, что ритм может быть организован произвольно и непроизвольно. К простейшим элементам сознания В. Вундт относил его объективные элементы (отдельные впечатления).

Со второй половины XIX века предпринимались попытки количественной оценки психологических явлений. Здесь можно назвать законы П. Бугера – Э. Вебера, М. Вебера – Г. Т. Фехнера, С. Стивенса, основывавшиеся на использовании математических формул, с помощью которых отображались связи между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

К концу первой четверти ХХ столетия развитие психологии сознания по ряду причин замедлилось. Имеется в виду ограниченность исследований узким кругом явлений, неоправданная сложность идеи разложения психики на простейшие элементы, ограниченность единственно возможного с точки зрения психологии сознания, метода интроспекции.

Во втором десятилетии ХХ века изменился предмет психологии, поскольку на место сознания пришло поведение человека и животных. В период кризиса психологии начала ХХ века сформировались несколько влиятельных школ (направлений) психологической науки, такие как бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ.

Американский ученый Д. Уотсон заложил основы бихевиоризма. Он утверждал, что психология как наука должна заниматься поведением, а не сознанием или душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению. Поведение же рассматривалось как результат научения или заученный «репертуар» навыков. Последователи ученого выяснили, что прямая связь между стимулами и поведенческими реакциями отсутствует, что они опосредствованы «промежуточными переменными» – знаниями (контролирующим механизмом).

Гештальтпсихология возникла в Германии. Т. Вертгеймер, В. Келер и К. Левина выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Данное направление психологии выступило против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера. Понятие о гештальте (от нем. gestalt – форма, образ) появилось в процессе изучения сенсорных образований, когда выявилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Построение сложного психического образа происходит с точки зрения гештальтпсихологии в инсайте – особом психическом акте мгновенного «схватывания» отношений (структуры) в воспринимаемом поле.

Читайте также:
Стресс понятие, виды и характеристика, причины, фазы, факторы и признаки процесса

Австрийский психиатр и психолог З. Фрейд заложил основы психоанализа. Фрейд выделил в психике три образования – «Я» (в сознательном), «Сверх – Я» и «Оно» (в бессознательном). «Оно», по мнению Фрейда, составляло движущую силу поведения, источник психический энергии, мощное мотивационное начало. «Я» – это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, то есть сознание. Основная функция «Я» – соизмерение в интересах самосохранения вышеназванных влечений с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы. Система требований «Я» к «Оно» образует «Сверх – Я» (внутренний «надзиратель», «критик»), формирующееся, как правило, бессознательно в процессе воспитания и проявляющееся в виде совести.

Последователи Фрейда А. Адлер и К. Юнг доказали, что психическое развитие личности определяется или чувством неполноценности и необходимостью компенсировать этот дефект или коллективным бессознательным (архетипами), вобравшим в себя общечеловеческий опыт (а не сексуальными влечениями, как настаивал З. Фрейд).

Неофрейдисты К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм попытались связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни.

Основоположник отечественной психологии И. М. Сеченов выяснил, что схема психологических процессов во многом сходна с рефлексами. Они начинаются во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью.

Огромный вклад в развитие отечественной психологии внесли Г. И. Челпанов, В. М. Бехтерев и И. П. Павлов. Главная заслуга Г. И. Челпанова состоит в создании в России психологического института. В. М. Бехтерев развивал экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования.

И. П. Павлов посвятил себя изучению условно рефлекторных связей в деятельности организма. Под влиянием его работ изменилось понимание физиологических основ психической деятельности.

К основным направлениям психологической науки относятся:

1. Социальная психология, направленная на изучение социально-психологических проявлений личности человека, анализ его взаимоотношений с людьми, с группой, исследование психологической совместимости людей и пр.

2. Предметом педагогической психологии является исследование закономерностей развития личности в образовательном процессе.

3. Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду.

В психологической науке выделяется и ряд отраслей, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности человека.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники.

Авиационная и космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика или космонавта.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Клиническая психология исследует проявление и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека. Входящая в нее патопсихология изучает отклонения в развитии психики и распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология исследует физиологические основы психической деятельности.

Предмет дифференциальной психологии – индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, психические проблемы формирования личности преступника).

Список можно продолжить: военная психология, психология рекламы, психология религии, экологическая психология, психология перевода.

К прикладным областям психологии (практической психологии) относят клиническую психологию, школьную психологию, промышленную психологию, педагогическую психологию, эргономическую психологию и психологическое консультирование.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Другие направления развития немецкой психологии

Другие направления развития немецкой психологии Вундт недолго имел монополию на новую психологию: в Германии открывались и другие научные лаборатории. В первые годы существования экспериментальной психологии Вундт, безусловно, был лучшим организатором и

Глава 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ

Глава 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ Расставания/встречи супругов. «Прощание

2. Этапы развития социально-психологического знания

2. Этапы развития социально-психологического знания Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов

3. История развития западной социальной психологии ХХ в. и ее основные теоретические подходы

3. История развития западной социальной психологии ХХ в. и ее основные теоретические подходы В западной социально-психологической науке в ХХ в. получили развитие следующие теоретические подходы:1) социокультурный подход Э. Росса – источники социального поведения людей

3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕРВЫЙ ЭТАП

3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕРВЫЙ ЭТАП Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. В этом вопросе мы рассмотрим первый этап развития психологии.Первый этап характеризуется как этап науки о душе.В данный период

4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАПЫ

4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАПЫ Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. Первый этап связан с существованием науки о душе, второй – науки о сознании, третий – науки о поведении,

История развития западной психологии

История развития западной психологии Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями; но ее

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей

Читайте также:
Интеллект - понятие и разновидности в психологии, измерение IQ

История развития психологического знания и основные направления в психологии

История развития психологического знания и основные направления в психологии Впервые представления о предмете психологии были сформулированы античными философами. В то время психология называлась наукой о душе.Демокрит определял мир как движущуюся материю. По его

История развития психологического знания и основные направления в психологии

История развития психологического знания и основные направления в психологии Впервые представления о предмете психологии были сформулированы античными философами.Демокрит определял мир как движущуюся материю: все вещи состоят из бесчисленного множества движущихся в

Основные направления психологического развития и роста

Основные направления психологического развития и роста Как мы уже не раз говорили, психологическое развитие человека происходит в процессе его общения с другими, и особенно это касается женщин. Процесс общения предполагает взаимную эмпатию. Когда один человек находит в

Психология как наука. История развития психологии

1.3. Психология в системе научного знания

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

На рис. 1.9 показана диаграмма Ганта, отражающая основные этапы становления и развития психологической науки.

Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе.

Демокрит (460 – 370 до н.э.) подходил к изучению души с материалистической точки зрения; он считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и подчиняется ее законам.

Платон (428 – 348 до н.э.), основатель идеалистического направления в философии, считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Аристотель(384 – 322 до н.э.) является автором первой известной работы по психологии “О душе”, в которой были систематизированы и развиты идеи античных философов о душе как о бестелесной сущности живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит.

В работах средневековых ученых Авиценны (980 – 1037), Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и других раскрываются знания об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ его психики.

Второй этап развития психологического знания – психология как наука о сознании, относится к “эпохе Нового времени” (XVII – XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650), который изучал механизмы поведения человека и сравнивал их с законами механики; он же ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Джон Локк (1632 – 1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д.

Начало третьего этапа – становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века. Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. В. Вундт изучал физиологию органов чувств и анатомию нервной системы, применяя в качестве основного метода интроспекцию.

Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) – основатель структурной психологии, считал основной задачей психологии изучение структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления связи психологической структуры сознания с физиологической организацией человека.

Уильям Джеймс (1842 – 1910), основатель функциональной психологии, в противоположность приверженцам структурализма, считал предметом психологического исследования функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого организм адаптируется к окружающей среде.

К концу XIX – началу XX вв. в психологии оформились современные самостоятельные направления: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.

Основателем гештальтпсихологии является Макс Вертгеймер (1880 – 1943); большой вклад в развитие данного направления внесли также Курт Коффка (1886 – 1941) и Вольфганг Кёлер (1887 – 1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения целостных структур (гештальтов), свойства которых несводимы к сумме свойств их составляющих элементов.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать.

Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и получила дальнейшее развитие в работах Альфреда Адлера (1870 – 1937), Эриха Фромма (1900 – 1980), Эрика Эриксона (1902 – 1994) и др. В рамках данного направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) возникла в начале 1960-х гг. и изучает когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Представители данного направления – Джером Брунер (род. в 1915), Жан Пиаже (1896 – 1980), Ноам Хомский (род. в 1928 г.) и другие исследуют проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений.

Представители гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Гордон Олпорт (1897 – 1967) разработали холистический (целостный) подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на таких явлениях, как человеческий потенциал , творчество, свобода воли, самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют “третьей силой”, в отличие от двух более традиционных подходов психологии – психоанализа и бихевиоризма.

Читайте также:
Перфекционизм - что это такое и чем опасно читать в статье онлайн

1.5. Понятия “индивид”, “личность”, “субъект” и “индивидуальность” в психологии

В психологии понятия ” личность “, “индивид”, “субъект”, “индивидуальность” относятся к базовым категориям. Рассмотрим сущность и содержание указанных базовых категорий психологии ( рис. 1.10).

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [1, C. 232]);
  • “социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения” [10, С. 122];
  • “качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду” (А.В. Петровский, [8, C. 282]);
  • “отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением” [4, С. 416];
  • “формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом” (Ю.В. Щербатых, [`3 С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

Методы психологических исследований: наблюдение, интроспекция, метод эксперимента, психодиагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование , генетический метод и другие.

Основные направления современной психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Базовые категории психологии – понятия ” личность “, “индивид”, “субъект”, “индивидуальность”.

Основные направления психологии

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

• бихевиоризм;
• психоанализ, или фрейдизм;
• гештальтпсихология;
• гуманистическая психология;
• генетическая психология;
• индивидуальная психология;
• и другие.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Психоанализ, или фрейдизм – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

Читайте также:
Эффект Пигмалиона - как проявляется психологический феномен

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Предмет и методы изучения

Психология — самостоятельная наука, которая изучает закономерности, механизмы, факты психической жизни. Если говорить об истории, она может рассказать о том, как теории, основные направления постепенно открывались человеческому уму.

  1. Изучение личности, ее индивидуального развития относительно самой науки.
  2. Исследование различных законов психики.
  3. Изучение социальных, биологических свойств личности.

Методы, которые используются исследователями истории психологии, отличаются от техник, применяемых общей психологией. Основные методики:

  1. Анализ научных ссылок. Исследователи определяют какие исторические документы, теории, фигурировали в определенный временной промежуток, как они влияли на развитие общества.
  2. Изучение архивных материалов. Нахождение древних источников информации, их расшифровка, снабжение примечаниями, сносками.
  3. Интервьюирование — изучение биографии знаменитого ученого. Для этого ему задают ряд предварительно составленных вопросов, позволяющих получить информацию о человеке, не спугнув его.
  4. Категориальный анализ. Учет определенных условий в обществе, способствующих развитий тех или иных концепций, школ.
  5. Систематизация научных высказываний, их расшифровка зависимо от сделанного открытия, окружающего положения в определенный момент времени.
  6. Теоретическая реконструкция. Описание научных систем прошлого, их анализ.
  7. Автобиографический, биографический метод изучения. Метод, предназначенный для воссоздания атмосферы, в которой жили определенные ученые.
  8. Историко-функциональный метод. Выполняется анализ идей, высказываемых учеными в разные временные периоды.
  9. Историко-генетическое изучение. Исследование развития науки в определенные временные эпохи, факторы, воздействующие на появление новых открытий.

История общей психологии — важная наука, при изучении которой используют следующие источники:

  • психиатрия, медицина;
  • художественная литература;
  • военная практика;
  • искусство в различных его проявлениях;
  • практики воспитания, обучения;.
  • документы, написанные психологами в прошлом;
  • исторические материалы;
  • этнография, антропология.

Методы, с помощью которых выполняются историко-психологические исследования, бывают трех типов — планирование, интерпретация, доказательство.

Выделение в отдельную науку

История возникновения и становления психологии занимает огромный промежуток времени, который длится тысячелетия. Как отдельная наука психология начала выделяться только ко второй половине 19 века. К этому моменту скопилось большое количество разрозненных психологических знаний, которые нужно было систематизировать, отделить от других учений, направлений.

Основателем психологической науки был В. Вундт. Его труд «Основы физиологической психологии», который был написан в 1873–1874 годах, объединил в себе множество накопленных знаний в отдельное учение. Ученый назвал его физиологической психологией.

В 1879 году Вундт основал в Лейпциге экспериментальную психологическую лабораторию. Затем появились первые психологи-экспериментаторы. Главным предметом, который изучали начинающие специалисты, стало изучение собственного сознания, поведения.

Другой психолог У. Джеймс распространил объединенные знания Вундта по всей территории Америки. Впоследствии он стал первым профессором этой науки в Гарвардском университете.

Еще один известный ученый, который внес вклад в историю психологии — Э. Титченер. Он окончил Оксфордский университет, после этого работал на Вундта. Переняв от учителя знания, он вернулся в Америку и создал при Корнуэльском университете научную школу экспериментальной психологии.

Что изучает психология

Давайте ответим на главный вопрос — что изучает наука психология? В первую очередь все психические процессы и их составляющие. Исследователи установили, что данные процессы можно разделить на три вида: воля, чувства, познание. К их числу относятся и мышление человека, и память, и эмоции, и цель, и принятие решений. Отсюда появляется второе явление, которое изучает наука — психические состояния. Что изучает психология:

  • Процессы. Внимание, речь, чувствительность, аффекты и стресс, чувства и мотивы, представление и любознательность.
  • Состояния. Усталость и эмоциональные всплески, удовлетворенность и апатия, депрессия и счастье.
  • Свойства. Способности, уникальные черты характера, типы темперамента.
  • Образование. Привычки, навыки, области знания, умения, приспособленность, персональные черты.

Давайте теперь начнем формулировать ответ на главный вопрос — как возникла психология как наука? Изначально исследователи обращали внимание на простые явления психики, за которыми и стали вести наблюдения. Было замечено, что любой психический процесс может длиться как всего несколько секунд, так и более, порой достигая 30-60 минут. Это вызвало неподдельный интерес, и впоследствии вся психическая деятельность людей была отнесена к сложным мозговым процессам.

Сегодня наука изучает каждого индивидуума по отдельности, выявляя все новые психические явления, хотя раньше все было разделено на несколько видов. Чувство подавленности, причины раздражения, рассеянность, перепады настроения, формирование характера и темперамента, саморазвитие и эволюция — это лишь малая часть того, что повлияло на развитие психологии как науки.

Читайте также:
Воспитание, определение в педагогике, цели, задачи и функции воспитания детей как педагогического процесса, виды и формы, факторы влияющие на воспитание ребенка

Основные представители и школы

Существуют разные школы, который образовались с течением времени:

  1. Фрейдизм. Это школа, основанная Зигмундом Фрейдом в начале 20 века. Этот ученый обратил внимание на бессознательное (то что скрыто за рамками сознания), начал проводить исследования по его изучению. Фрейд утверждал, что далеко не всегда субъект может контролировать свои поступки, изменять поведение. Существуют действия, которые являются неосознанными. Их изучение выполняется трактовкой непроизвольных движений, расшифровкой сновидений.
  2. Рефлексология. Основоположниками этой школы являются И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. Оба ученых изучали процессы, происходящие в головном мозге, изменения состояния нервной системы при воздействии посторонних раздражителей.
  3. Генетическая психология, разработанная психологом из Швейцарии Ж. Пиаже. Он создал собственную теорию развития интеллекта. Психолог утверждал, что только умственное развитие может дать человеку правильно представление об окружающем мире.
  4. Классический бихевиоризм. Основоположником этой школы считается Дж. Уотсон. Он называл человеческое поведение комплексом врожденных, приобретенных реакций. При этом бихевиоризм не разделял людей, животных на отдельные группы, практически полностью отрицал важность сознания в жизни людей.
  5. Когнитивная психология. Эта школа психологической науки появилась под влиянием быстрого развития компьютерных технологий. Когнитивная психология изучает зависимость поведенческих реакций людей, от имеющихся в их распоряжении когнитивных карт.
  6. Гештальтпсихология — теория, которая пытается защитить целостность психики. Сторонники этой школы утверждали, что в мозгу постоянно возникают электромагнитные поля, которые взаимодействуют между собой.
  7. Описательная психология. Основоположником этой школы считается В. Дильтей. Он утверждал, что жизнь — это совокупность творческих инстинктов, которые образуют единственную реальность.
  8. Гуманистическая психология. Появилось это направление в 60-х годах 20 века. Оно строится на оптимистических мировоззрениях. Гуманисты верят в творческие возможности любого человека, его способность самостоятельно выбирать свою судьбу.

Наиболее выдающиеся представители психологии, которые внесли большой вклад в развитие науки:

  1. Пиаже Жан — годы жизни от 1896 до 1980. Является основоположником генетической эпистемологии. Длительное время изучал развитие, мышление детей. После этого начал изучать степени развития интеллекта.
  2. Айзенк Ганс Юрген — годы жизни от 1916 до 1997. Психолог из Англии, который основал клинико-психологическое направление исследований. Руководил собственной лабораторией в Лондоне.
  3. Вундт Вильгельм — годы жизни от 1832 до 1920. Известный ученый из Германии, который изучал психологию, философию, физиологию, различные языки. Первым объединил психологические знания в отдельную науку, создал лабораторию для практических занятий.
  4. Уотсон Джон Бродус — годы жизни от 1878 до 1958. Ученый из Америки, который стал основоположником бихевиоризма. Призывал других исследователей опираться на объективные методы исследований.
  5. Зигмунд Фрейд — годы жизни от 1856 до 1939. Психолог из Австрии, который создал психоанализ. Он длительное время занимался практической медициной, в результате чего сделал вывод, что многие боли зависят от психологического состояния человека.
  6. Юнг Карл Густав — годы жизни от 1875 до 1961. Ученый из Швейцарии, который изначально сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но позже создал собственное направление — аналитическую психологию. Он определил, что на поведение, развитие людей влияют не только индивидуальные особенности, но и воздействие общества.
  7. Павлов Иван Петрович — годы жизни от 1849 до 1936. Изучал деятельность мозга, нервной системы. Впервые выделил условные рефлексы. Создал собственную международную научную школу.
  8. Рубинштейн Сергей Леонидович — годы жизни от 1889 до 1960. Известный философ, психолог, который был корреспондентом АН СССР. Разработал принципы личностного подхода, детерминизма. Обобщил некоторые достижения психологической науки.
  9. Выготский Лев Семенович — годы жизни от 1896 до 1934. Один из ученых, который начал распространять психологическое учение по СССР. Заложил главные основы отечественной психолингвистики.
  10. Бехтерев Владимир Михайлович — годы жизни от 1857 до 1927. Ученый, изучавший невропатологию, психологию, физиологию. В России открыл экспериментальную лабораторию, а после этого основал Психоневрологический институт, который существует по сей день.

Это далеко не все известнейшие ученые, которые внесли вклад в развитие психологической науки.

С. Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн — это один из основателей новой школы в психологии. Работал в начале XX века в Московском государственном университете, был преподавателем и параллельно проводил исследования. Основной вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна был сделан в педагогическую психологию, логику и историю. Он подробно изучал типы личностей, их темперамент и эмоции. Именно Рубинштейн создал всем известный принцип детерминизма, который обозначал, что все действия и поступки человека напрямую связаны с внешним (окружающим) миром. Благодаря своим исследованиям был награжден многочисленными медалями, орденами и премиями.

Сергей Леонидович подробно описал свои теории в книгах, которые впоследствии поступили в тираж. К ним относится и «Принцип творческой самодеятельности», и «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса». Во второй работе Рубинштейн рассмотрел общество как единое целое, которое следует по единому пути. Для этого ученому пришлось провести глубокий анализ советского народа и сравнить с зарубежной психологией.

Сергей Леонидович также стал основоположником исследования личностей, но, ко всеобщему сожалению, не смог закончить работу. Однако его вклад заметно продвинул развитие отечественной психологии и укрепил ее статус как науки.

Развитие в разный период

На протяжении всей истории психология развивалась во многих странах, появлялись новые школы, теории, направления. Выделяется несколько основных исторических этапов, без которых невозможно представить эту науку в том виде, в котором она есть.

Античные времена

Первые сведения о новой зарождающейся науки появились 7 веке до нашей эры. Тогда новые учения относились к натурфилософии, которая изучала закономерности всего сущего в мире. Люди того времени считали, что все вокруг имеет душу — как живые организмы, так и неодушевленные предметы. В становлении науки большую роль сыграло учение Гераклита.

Читайте также:
Общение - типы в психологии, структура, уровни и компоненты

На более поздних периодах античности исследователи утверждали, что душа — источник нравственности, разума. При этом главный фактор — культура. Постепенно появилась психология сознания. Ее разработали Аристотель, Платон. Ученые выделяли два направления:

  1. Рационализм — его приспешники говорили о том, что получить всеобщие знания возможно только с развитием разума.
  2. Сенсуализм — знания, которые базируются на ощущениях.

Только к периоду эллинизма исследователи дошли до изучения отношений между индивидом и социумом.

Средние века

Во времена средневековья любая наука была тесно связана с религией. Психология не исключение. В период с III по IV век на территории христианского мира античные концепции находились под запретом. Они считались языческими и любой, кто прибегал к их изучению, отлучался от церкви, становился изгоем или подвергался казни. Школы философии сначала закрыли, а затем вытеснили с территории Европы. Возвратились философские, психологические учения только к IX веку.

Начиная с XII века, на территории Европы начинают появляться первые университеты. В XIII веке психологи начали изучать телесную душу человека, не затрагивая духовную, которую защищала церковь. К XV веку труды античных авторов получили огласку, стали доступны для обычных крестьян.

Новое время

В период Нового времени на развитие психологической науки большое влияние оказали новые научные подходы — рациональность, доказательность теорий. Психологи перестают изучать внешние проявления человеческой деятельности, интересуются вопросами развития сознания. Началась активная борьба между рационалистическим, сенсуалистическим подходами.

Ученый Р. Декарт создал специальную теорию рефлекса, в которой описывал непроизвольные движения, совершаемые человеком, особенности поведения животных. В дальнейшем он ввел понятие света разума или рациональной интуиции.

XVIII век

На развитие психологической науки в XVIII веке оказали сильное влияние идеи прогресса. В 1750 году появляется первая направление психологии — ассоцианизм. Это было автономное направление психологической науки, которое оставалось единственным до XX века. Д. Беркли, Д. Юма, Ш. Бонне активно развивали это направление.

Немецкий психолог Х. Вольф издал труды — «Эмпирическая психология», «Рациональная психология». Ж. Ж. Руссо писал о том, что любой человек от рождения добрый, но общество со временем прививает ему множество негативных сторон, которые влияют на его поведение, дальнейшую жизнь.

ХIХ — начало ХХ вв.

Ученый О. Конт составил классификацию разных наук, в которую не вошла психология. Связано это было тем, что она не обладает научной парадигмой. Из-за этого психологическая наука встала перед пропастью потери статуса отдельного направления. Второй вариант касался слияния этой науки с социологией или биологией. Для сохранения автономного статуса, необходимо было разработать методологию. В коротки сроки было предложено несколько практических методик:

  • экспериментальный подход;
  • генетическое наблюдение;
  • логический метод;
  • освоение, анализ проб-ошибок.

Когда появилась теория Дарвина, произошел полный отказ от механистического детерминизма. В психологической науки начали появляться новые отрасли:

  • зоопсихология;
  • генетические исследования;
  • дифференциальные исследования.

К началу ХХ века психологическая наука состояла из множества школ, представители которых преследовали индивидуальные цели, пользовались собственными методиками получения новой информации.

ХХ — начало ХХІ вв.

Период с 1910 по 1930-е годы является кризисным для психологии. В это время появилось множество несоответствий теоретической базы, накопленной с течением времени. Из-за этого начали появляться новые направления, которые распределили накопленные знания между собой:

  • социологически-ориентированная психология;
  • психоанализ, созданный Фрейдом;
  • аналитическая психология Юнга;
  • гештальтпсихология;
  • бихевиоризм.

В середине ХХ века появилось еще несколько направлений:

  • когнитивная психология;
  • логотерапия;
  • гуманистическая психология.

Каждое из представленных направлений развивалось независимо друг от друга. Их последователи разрабатывали новые методики, собирали интересующую информацию, проводили эксперименты.

Настоящее время

Существует огромное количество психологических учений, каждое из которых имеет определенные особенности, изучает отдельные аспекты человеческой жизни, поведения.

Психология стала отдельной наукой только во второй половине 19 века, но впервые учение появилось еще в Древней Греции. Со временем накопилось множество теоретических знаний, которые нужно было распределить по отдельным направлениям, систематизировать. После этого появились психологические школы, занимающиеся исследованиями разных аспектов человеческой жизни.

Как поднять настроение – простые, но действенные способы читать онлайн

Иногда чувствуешь, что день не задался. Всё валится из рук, люди кажутся злыми и неприветливым, а погода — хмурой. Что делать: держаться до вечера и быстрее лечь спать? Необязательно. Держите десять способов, которые помогут повысить настроение прямо сейчас.

Магия объятий

Когда мы подвержены стрессу или чувствуем себя в опасности, наш организм вырабатывает гормон кортизол. Избыток кортизола приводит к истощению организма, усталости и неспособности контролировать эмоции. Некоторые пытаются найти способ утешить себя с помощью пищи с высоким содержанием углеводов.

Но уровень кортизола уменьшается при физическом контакте.

Попробуйте регулярно выполнять что-то из списка:

  • обнимитесь с другом;
  • сходите на массаж;
  • покачайте ребенка (но сначала спросите разрешения у его родителей);
  • подержитесь за руки с любимым;
  • погладьте собаку или кошку;
  • займитесь сексом;
  • сходите на танцы.

Притворитесь

Оказывается для того чтобы стать счастливым, необязательно быть им изначально. Попробуйте улыбнуться, засмеяться, расслабить плечи и разгладить хмурый лоб. В этот момент произойдут две любопытные вещи:

  • Мозг отреагирует выделением эндорфинов — гормонов любви, и окситоцина — гормона заботы. В тот же момент вы почувствуете себя более позитивно и расслабленно, покажетесь себе привлекательнее.
  • Окружающие также станут реагировать на вас более позитивно.

Таким образом вы приучаете мозг к ощущению счастья, даже если изначально были от него далеки.

Читайте также:
Педагогические способности понятие, общая характеристика, виды

Хюгге-совет

Если плохое настроение стабильно приходит, создайте свой «набор для расслабления»: теплые носки, свечи, успокаивающий травяной чай, качественный шоколад. И доставайте его не только по особым случаям, а каждый день, чтобы заботиться о себе.

Лесная ванна

Японские ученые изучали эффект от практики, называемой синрин-ёку — «лесные ванны». Половину участников исследования отправили в лес, а другую половину — в город. У вернувшихся из леса выявили «меньшую концентрацию кортизола, снижение частоты пульса и кровяного давления».

Если вам грустно, выясните, есть ли в вашем районе парк или лес, и отправляйтесь туда (если на улице светло). Гуляйте медленно, в тишине, внимательно наблюдайте за всем, что происходит вокруг, за растениями и животными. И выключите телефон — необязательно вести прямой эфир с прогулки в соцсетях. Побудьте «здесь и сейчас».

Заполните страницы дневника

Высказать свои эмоции можно письменно. Возьмите ручку, блокнот и просто напишите о том, что вас так огорчает. Не бойтесь и не думайте — просто рассказывайте историю. Если вы не хотите писать о своем настроении, возьмите одну из тем наших ежедневников. Вот несколько вопросов, на которые можно ответить. Возможно, они поднимут вам настроение.

  1. С кем бы ты поменялся местами на один день?
  2. Где ты чувствуешь себя как дома?
  3. Кто для тебя родственная душа?
  4. Кто бы мог сыграть тебя в кино? О чем был бы этот фильм?
  5. Какая из твоих фотографий нравится тебе больше всего?
  6. Что ты сейчас читаешь?
  7. Палатка или отель?
  8. Какое вкусное блюдо ты открыл для себя недавно?
  9. Кто твой любимый литературный герой?
  10. За что стоит сказать спасибо этому дню?

Цвет настроения

Цвет — один из быстрых способов поднять настроение. Ученые из Амстердамского свободного университета изучили, как цвета влияют на настроение.

Если вы от всего устали, не поддавайтесь искушению «спрятаться» за черной одеждой. Наденьте яркую, красочную вещь и раскрасьте свой день! Вы наверняка сразу почувствуете себя лучше, а окружающие заметят вас и тоже улыбнутся.

Плейлист счастья

Выберите десять песен или композиций, которые вызывают у вас самые положительные эмоции.

  • Составьте список. Запишите, как вы себя чувствуете при прослушивании этих песен. Если они вызывают приятные воспоминания, запишите, какие именно.
  • Запишите диск или создайте плей-лист — это будет ваше «быстрое счастье» на случай, когда понадобится помощь!
  • Создайте плей-лист для друга — пусть и он станет немного счастливее.

Рисуем как дзен-буддист

Это один из самых простых и приятных способов повысить настроение и заодно помедитировать — рисовать без цели и намерения. Возьмите белый лист или любимый блокнот. Обведите стакан несколько раз, чтобы на бумаге появились круги. Они могут наслаиваться друг на друга или наоборот, не касаться. Разделите их несколькими произвольно нарисованными линиями. Не думайте о том, как будет лучше их провести. Просто рисуйте и раскрашивайте. Сосредоточьтесь только на движениях карандаша.

Обнимите своего внутреннего ребенка

Есть такое упражнение — «Внутренний ребенок». Отнеситесь к нему серьезно. Выполняйте его наедине с собой, в спокойной обстановке. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что с вами рядом сел ребенок того же пола, что и вы. Какого он возраста? Как он выглядит? Это — вы. Не говорите с ним, просто сидите рядом и смотрите в одну сторону. Насладитесь тем, что вы вместе. Если вы испытываете сильные чувства, как страх или гнев, это нормально. Попробуйте обнять ребенка и почувствовать, чего ему не хватает. Постарайтесь помочь ему, отведите в безопасное место или поблагодари его.

Мини-практика

Чтобы почувствовать счастье, не надо пятьдесят лет медитировать в пещере. Надо просто быть здоровым эмоционально, ментально и духовно. И попробовать мини-практику: каждый день нужно делать что-то ОДНО из следующего списка.

  1. Поспать восемь часов.
  2. Поесть два раза вместо трех.
  3. Не включать телевизор.
  4. Не питаться фастфудом.
  5. Целый день ни на что не жаловаться.
  6. Не сплетничать.
  7. Поблагодарить друга.
  8. Посмотреть смешной фильм.
  9. Написать список идей — про что угодно.
  10. Удивите кого-нибудь.
  11. Подумайте о десяти людях в вашей жизни, за которых вы благодарны этой жизни.
  12. Простите кого-нибудь. Необязательно говорить об этом человеку. Просто напишите на бумажке, что прощаете такого-то, и сожгите ее. Оказывается, это так же способствует выработке окситоцина в мозге, как прощение при личном разговоре.
  13. Поднимитесь по лестнице, а не на лифте.
  14. Когда вы поймаете себя на мыслях о конкретном человеке, который доставляет вам неприятности, мысленно произнесите: «Нет». Если снова станете о нем думать, мысленно крикните: «Нет!» Опять? Скажите шепотом: «Нет». Опять? Произнесите вслух. Прокричите. И так далее.
  15. Прочитайте одну главу из биографии человека, который вас вдохновляет.
  16. Если вы ловите себя на мысли: «Без меня всему миру было бы лучше», подумайте: «Это же замечательно. Теперь я могу делать что пожелаю и отложить эту мысль на какое-то время, может быть, даже на несколько месяцев». Потому что какой от нее толк сейчас? Через несколько месяцев, может, и нашей планеты не будет. Кто знает? С этими-то вспышками на Солнце.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: