Психологический портрет Печорина – стороны героя в произведении

Психологический портрет Печорина

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главным персонажем является молодой офицер Григорий Александрович Печорин. Его психологический портрет занимает весомое место в произведении, раскрывая неоднозначность образа.

С самого детства герой произведения, получивший светское воспитание, был замкнут в себе и годы это не исправили, мир его не понимал. Григорий, обеспеченный дворянин, жил, как говорится, на всем готовом, но к обществу относился без особого интереса. Он глубоко не удовлетворен своей жизнью, что делало его вечно несчастным. Далеко не глупый и образованный человек, метался от светских развлечений к науке, но получал только разочарования. Все силы своей души герой тратил попусту. Обладая несгибаемой силой, он не делал ничего полезного. Печорину не безразлична его судьба, он искал понимания у людей. Имел философское отношение к жизни, но очень импульсивный человек и жаждал движения. Его помыслы кажутся добросердечными, хотя в поступках сплошная противоположность. Пренебрежительное и высокомерное отношение к людям, вновь характеризует его не с лучшей стороны. Все благоразумные мысли Печорина не приносили никакой пользы.

Любивший свою свободу, он боялся, да и не хотел с ней расставаться. Поэтому любовные отношения не складывались и тем более в брак вступать не собирался. Любовь не приносила ему счастья, а была лишь поводом для питания собственной гордости, да и любил он лишь для себя и собственного удовольствия. Печорин терзал и разбивал сердца молодых девушек.

Герой романа признается сам себе, что имеет жалкий характер и это распространяется на окружающих, он делает их несчастными. Он не может найти занятие по душе и все время в каком-то поиске новых впечатлений и даже лучшей жизни. Герой готов бросаться из крайности в крайность лишь бы жизнь приобрела новые краски. А в процессе понимает, что ничего не приносит ему утешение. Его жизнь пуста. Печорин не может найти цели в жизни, и от этого несчастен. Хотя ненавидя себя за это, он все же понимает, что заслуживает лучшей жизни. Но не может найти свою цель в жизни, которая бы стала стимулом для существования. В этом и есть безысходность судьбы героя.

Печорин, безусловно, личность очень яркая, но даже у таких людей нет оправдания на их бесчестные поступки.

Окончательно приняв бессмысленность своей судьбы, он ждет смерти и нашел ее по возвращению из Персии.

2 вариант

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» большое внимание уделяется описанию характера и поступков главного персонажа Печорина. Психологический портрет личности Печорина вмещает в себя множество противоречий. Печорин обладает холодным рассудительным умом, но при этом совершает поступки, труднообъяснимые логикой. Главный герой анализирует то общество и людей, в котором находится, вскоре он разочаровывается в них. Светское общество Печорина тяготит, люди в этом окружении слишком поверхностны, их заботят лишь мелкие интриги, сплетни, балы, они не способны на глубокомысленные рассуждения о жизни.

Главный герой несчастен и сам это осознает, он также понимает, что приносит несчастья и страдания всем, кто его окружает. Печорин пытается получить все возможные удовольствия от жизни, которые можно раздобыть за деньги, но развлечения ему быстро опостылели. Он не чувствовал, что любит тех, кто влюблялся в него. Печорин попытался занять себя ученьем, но это ему также быстро надоело, он решил, что счастливы только невежды, а для успеха достаточно ловкости и удачи.

Печорину не важна дружба, он не верит в ее существование, приятели ему нужны лишь для игры в карты, а наличие врагов еще лучше, это его развлекает.

Отправившись на поиски спасения от скуки, Печорин оказывается на Кавказе во время войны. Для него даже война явилась как нечто скучное, он быстро привыкает к присутствию смерти рядом и шуму рвущихся снарядов. Комары досаждали ему больше чем свист пуль.

Встретив Бэлу, ему кажется, что он нашел спасение, и оно посланное с небес, но её любовь надоедает ему также быстро как любовь и внимание светских барышень. Он испытывает чувство благодарности к ней и готов за нее умереть, но при этом опять скучает. В итоге девушка трагически погибает.

Он понимает, что не может насытиться чем либо, будь то материальные блага, удовольствия или любовь. Пытаясь сбежать от вечно преследующей его скуки, он устремляется в другие страны, потому что только бури и дурные дороги продлевают интерес к жизни, но даже это для него способ найти смерть где-то в пути.

Печорин понимает, что смысл жизни от него ускользнул, он его так и не находит. Возможно, главный герой слишком умен для того времени. Его способность к самокритике и глубокому анализу собственного внутреннего мира приводят его в тупик. В итоге он находит свою смерть где-то во время путешествия, как и хотел.

Сочинение 3

Главным персонажем психологического романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Печорин. Молодой офицер, будучи в поездке на Кавказ вел личный дневник «Журнал Печорина», с которого можно составить его психологический портрет. А также можно узнать его достоинства и недостатки.

Григорий представляется богатым человеком с достойным образованием. Но, не смотря на это Печорин, был совсем недовольный своей жизнью. В нем жило как бы две личности: с одной стороны он энергичный, умный человек, который не может найти применение своим знаниям. А с другой – равнодушный и жёсткий эгоист, который осознает последствия своих действий и это не приносит ему удовольствия. Он никогда не надеялся на случай. «Холодный ум» толкает героя на поступки от которых все страдают. Часто игнорирует тех, кому дорог. Все его дела и начинания непременно заканчиваются скукой. Однажды, для развлечения, Григорий украл девушку Бэлу. Поначалу она не пытала к нему никаких чувств, но когда Бэла полюбила его сразу же стала безразлична ему. Печорин просто потерял к ней интерес. Для молодого офицера было безразлично с чьими чувствами играть. В следующий раз его жертвой стала княжна Мэри. Он добивался ее любви только что бы насолить и взбесить Грушницкого. В конце концов, он разбивает ей сердце. Для Григория было нормой придать любого

Эгоизм, горделивость, самолюбование все эти черты характера присущи Печорину. Из-за своего эгоизма и того что ему быстро надоедают любые чувства и эмоции Печорин не смог сделать счастливой Бэлу. Хотя он честно любил ее илы пытался всем это доказать. Григорий Печорин презирает общество, в котором родился и вырос. Его очень огорчил тот факт, что он стал «кумиром» ненавистного им общества. Это случилось после победы в дуэли с Грушницким. Причиной для дуэли стало именно влюбленность Грушницкого в Мэри. Конечно же, понятие «герой» это карикатурный смысл, который вложил Лермонтов в Печорина.

Читайте также:
Муза анализ, основная тема и идея, жанр, размер

Печорин никогда не верил в дружбу, так как самого чувства преданной и бескорыстной дружбы, по его мнению, не существует. У Григория были и качества, которые привлекали людей. Он умел производить хорошее впечатление, не прилагая никаких усилий. Печорин хорошо понимал психологию людей их поступки и мотивы. Но не использовал это умение для добра, а использовал для игры с их чувствами.

Особенность этого героя еще и в светской безразличности. Ему была неинтересна известность и слава. Он отказался публиковать целый чемодан со своей биографией. С кем он был искренен так это с самим собой. Каждый его поступок вызывает осуждения и апатию.

Также читают:

Картинка к сочинению Психологический портрет Печорина

Популярные сегодня темы

Ревизор – это должностное лицо, которое проверяет работу организаций или других людей. Но почему тогда чиновники так его боятся?

Когда заканчивался очередной учебный год мои родители шутили: Ура! У нас каникулы. И мне было приятно видеть их радостные лица. Все заботы и переживания прошедшего учебного года остались позади, а впереди теплое и беззаботное лето.

Здравствуйте, уважаемый мой президент! Меня зовут Костина Елизавета Ивановна, мне 8 лет. Я учусь в школе, дополнительно занимаюсь балетом, плаванием изучаю языки мира

Повесть «Пиковая дама» – произведение Александра Сергеевича Пушкина, наполненное мистическими событиями и роковыми предзнаменованиями. Ярко и образно описаны характеры героев повести.

Образ города Петербурга очень важен, поэтому поэт уделяет ему отдельное место в своем творчестве. Поэт имел с этим городом довольно тесные отношения, поэтому в душе его осталось много воспоминаний

Печорин («Герой нашего времени»)

Происхождение, род занятий, описание внешности

Григорий Александрович Печорин — молодой дворянин. Служит он офицером в действующей армии на Кавказе. Точный возраст Печорина не называется, понятно только, что ему ещё нет тридцати лет. По своему мировоззрению и психологическому развитию, этот герой значительно опережает физический возраст.

Печорин среднего роста, крепкого сложения (широкие плечи, тонкий стан), у него вьющиеся белокурые волосы и нежная кожа. Взгляд его тяжёлый, проницательный, глаза «не смеялись, когда он смеялся». Походка ленивая, руками он не размахивает, что является признаком скрытности характера.

Психологический портрет Печорина

Этот персонаж Лермонтова сплошь соткан из противоречий. С одной стороны, он холоден и всегда предпочитает действовать по воле здравого рассудка, с другой — эмоции и чувства нередко берут над ним контроль, что иногда даже его пугает. Противоречивость личности героя видна в том, что в непогоду он мог целый день охотиться, а в комнате, если пахнёт ветер, мог простудиться; один на один не боялся идти на кабана, но вздрагивал от стука ставни. Иногда Печорин молчал целый день, а иногда становился разговорчив.

Интересно, как он сам поясняет свой выбор закрыться от других людей и вечно прятать своё истинное лицо: когда-то он пытался быть искренним с другими, но окружающие не смогли постичь всей глубины его души. Тяжело переживая разрыв с обществом, Печорин начинает презирать людей, можно сказать, срабатывает его защитный механизм.

Герой находится не только в состоянии конфликта с другими, но и с самим собой: он постоянно, но тщётно ищет цель и смысл своей жизни. Из дневника Печорина видно, что этот человек склонен к самоанализу.

Воспитанный в богатой дворянской семье, он быстро разочаровался в светской жизни, ему стало скучно проводить время в различных увеселениях. Он хотел, чтобы его жизнь была деятельной, но занимается не полезными, а какими-то мелочными делами. Участие в Кавказской войне не приносит покоя его мятежной душе. Чувство собственной ненужности в конце романа вынуждает его совершить ряд абсурдных поступков. Поэтому можно утверждать, что Печорин — «лишний человек» в жизни русского общества.

Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу

Печорин прекрасно разбирается в женской психологии: ему достаточно пары слов, чтобы понять, какая девушка находится перед ним. Он с лёгкостью заводит романы, но, опять-таки, движимый не любовью, а просто из-за скуки. Один раз в жизни Григорий Александрович всё-таки влюбился по-настоящему, но счастье с избранницей было невозможно: Вера — замужняя женщина.

Других девушек герой Лермонтова уже не может полюбить, относится к ним как к лёгкому развлечению. Считая их скучными и пустыми, он ещё больше уверяется в бессмысленности бытия и человеческого общения.

Отношение Печорина к дружбе скептическое, так как он полагает, что один из друзей всегда бывает рабом другого. Поэтому герой предпочитает поддерживать с некоторыми людьми (например, с Грушницким и Вернером) не дружеские, а приятельские отношения.

Общество (например «водяное общество» в главе «Княжна Мери») Печорин не уважает. Он считает окружающих неумными, ограниченными людьми, и с его мнением можно согласиться, если вспомнить, как вела себя на балу в Пятигорске компания драгунского капитана (глава «Княжна Мери»).

Характер

Печорин — сложная, многогранная личность. Ему свойственны такие черты характера как хладнокровие, сильная воля, решительность, смелость. Это проявилось, например, в том, что он смог обезвредить пьяного казака, зарубившего Вулича (глава «Фаталист»).

Эгоизм Печорина проявляется в том, что он любит манипулировать людьми, преследуя свои цели. Например, стараясь получить Бэлу, дочь черкесского князя, Печорин коварно играл на чувствах Азамата, её младшего брата, который страстно желал, чтобы конь Казбича стал его конём. В итоге Азамат помог Печорину выкрасть Бэлу, а тот помог ему украсть коня.

Герой иногда эгоистично играет на чувствах других людей (например, княжны Мери, Грушницкого) просто потому, что ему скучно и захотелось развлечься.

У Печорина тонкая натура: он чувствует и природу, и психологическое состояние человека. О первом свидетельствует запись в его дневнике в начале главы «Княжна Мери», а о втором — то, что он прочёл на лице Вулича какую-то печать его близкой смерти (глава «Фаталист»).

Читайте также:
Тоска краткое содержание рассказа А.П. Чехова, история создания

Заключение

Есть мнение, что образ Печорина — это литературный аналог самого Лермонтова, хотя автор никак не комментировал вопросы достоверности романа. Печорин не простой персонаж, он крайне противоречив. Стремясь найти своё место в мире, он тратит много времени на рассуждения и философствования, совершает ряд опрометчивых поступков. Печорин — пример того, как человек, потерявший жизненные ориентиры и подвергшийся унынию, уже не может самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Характеристика Печорина показывает расхождение между богатым внутренним миром этого героя и его реальной жизнью.

По мнению некоторых литературных критиков, образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является типичным для русских людей 30-х годов 19 века. Тогда в обществе иногда проявлялось разочарование в самодержавии, и многие люди не могли найти смысл своей жизни, поэтому считали себя «лишними людьми».

Психологический портрет Григория Печорина в романе “Герой нашего времени” (цитаты)

Григорий Печорин.
Художник Д. Шмаринов

Молодой офицер Григорий Печорин – главный персонаж знаменитого романа “Герой нашего времени” Лермонтова.

Ниже представлены цитаты из романа с описанием психологического портрета Григория Печорина в романе “Герой нашего времени”.

Смотрите:
– Все материалы о Печорине
– Все материалы по “Герою нашего времени”

Психологический портрет Григория Печорина в романе “Герой нашего времени”

В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…

Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями; – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно…

Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог. “

“. У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя. “

“. Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мною. Всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки… Я глупо создан: ничего не забываю, – ничего. “

“. я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? или это – магнетическое влияние сильного организма. “

“. я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело. “

“. я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес. “

“. Я долго изучал горскую посадку: ничем нельзя так польстить моему самолюбию, как признавая мое искусство в верховой езде на кавказский лад. Я держу четырех лошадей: одну для себя, трех для приятелей, чтоб не скучно было одному таскаться по полям; они берут моих лошадей с удовольствием и никогда со мной не ездят вместе. “

“. я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. “

Читайте также:
Сочинение Печорин — лишний человек, рассуждение об образе

“. Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины. “

“. Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба. Уж не назначен ли я ею в сочинители мещанских трагедий и семейных романов – или в сотрудники поставщику повестей, например, для «Библиотеки для чтения». Почему знать. Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками. “

“. я люблю врагов, хотя не по христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов, – вот что я называю жизнью. “

“. Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать. “

“. мне, который, кроме их [т. е. женщин], на свете ничего не любит, – мне, который всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию… Но ведь я не в припадке досады и оскорбленного самолюбия стараюсь сдернуть с них то волшебное покрывало, сквозь которое лишь привычный взор проникает. Нет, все, что я говорю о них, есть только следствие “Ума холодных наблюдений / И сердца горестных замет”.

“. Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости. “

“. Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне son coeur et sa fortune; но надо мною слово жениться имеет какую то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже. “

“. Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собою роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает… остается удвоенный голод и отчаяние!

Читайте также:
Стих для 2 лет про новый год: сборник простых стишков для детей

И, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего то нового… Смешно и досадно. “

“. Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или ненапомаженных волос. Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счет Бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нем ревности к усопшему, – Бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей – и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй… второй. “

“. отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится. ” (Печорин о семейной жизни)

“. не люблю останавливаться на какой нибудь отвлеченной мысли. И к чему это ведет. В первой молодости моей я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге. “

“. я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону и стал смотреть под ноги. “

“. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. “

Психологический портрет Печорина – стороны героя в произведении

Можно сказать, что все поступки Печорина мотивированы скукой. В этом мы начинаем убеждаться практически с первых строк романа. Нужно отметить, что композиционно он выстроен таким образом, чтобы читатель мог как можно лучше разглядеть все черты характера героя, с разных сторон. Хронология событий здесь отходит на второй план, точнее, её здесь нет вовсе. Из жизни Печорина выхвачены куски, которые связаны между собой только логикой его образа.

Характеристика Печорина

Поступки

Точно так же, ради праздного интереса, он вмешался в жизнь «честных контрабандистов» (глава «Тамань»), в итоге чего несчастная старуха и слепой мальчик оказались без средств к существованию.

Очередной забавой стала для него княжна Мэри, чувствами которой он беззастенчиво играл, подав ей надежду, а затем признавшись, что не любит её (глава «Княжна Мэри»).

О двух последних случаях мы узнаём от самого Печорина, из журнала, который он одно время вёл с большим энтузиазмом, желая разобраться в себе и… убить скуку. Потом он и к этому занятию охладел. А его записки – чемодан тетрадей – остались у Максим Максимыча. Напрасно он возил их за собой, желая при случае передать хозяину. Когда такой случай представился, они оказались Печорину не нужны. Следовательно, он вёл свой дневник не ради славы, не ради публикации. В этом особая ценность его заметок. Герой описывает себя, нимало не беспокоясь о том, как он будет выглядеть в глазах окружающих. Ему нет необходимости кривить душой, он искренен сам с собой – и благодаря этому мы можем узнать об истинных причинах его поступков, понять его.

Внешность

Свидетелем встречи Максим Максимыча с Печориным оказался путешествующий автор. И от него мы узнаём, как выглядел Григорий Александрович Печорин. Во всём его облике чувствовалась противоречивость. На первый взгляд ему было не больше 23 лет, но в следующую минуту казалось, что ему 30. Походка его была небрежной и ленивой, но при этом он не размахивал руками, что обычно свидетельствует о скрытности характера. Когда он присел на скамью, то его прямой стан согнулся, обмяк, как будто в его теле не осталось ни одной косточки. На лбу этого молодого человека были видны следы морщин. Но особенно автора поразили его глаза: они не смеялись, когда он смеялся.

Черты характера

Внешняя характеристика Печорина в «Герое нашего времени» отражает его внутреннее состояние. «Я давно уже живу не сердцем, а головою», – говорит он о себе. Действительно, все его поступки характеризуются холодной рассудочностью, но чувства нет-нет и прорываются наружу. Он бесстрашно идёт один на кабана, но вздрагивает от стука ставен, может весь день провести на охоте в дождливый день и панически боится сквозняка.

Печорин запретил себе чувствовать, потому что его настоящие порывы души не находили отклика в окружающих: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Читайте также:
«Судьба барабанщика» - краткое содержание повести А. Гайдара, главные герои

Он мечется, не находя своего призвания, цели в жизни. «Верно, было мне назначение высокое, потому что чувствую в себе силы необъятные». Светские развлечения, романы – пройденный этап. Они не принесли ему ничего, кроме внутренней опустошённости. В изучении наук, которым он занялся в желании принести пользу, он также не нашёл смысла, поскольку понял, что залог удачи в ловкости, а не в знаниях. Скука одолевала Печорина, и он надеялся, что хотя бы свистящие над головой чеченские пули спасут его от неё. Но на Кавказской войне его снова постигло разочарование: «Через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего». На что было ему направить свою нерастраченную энергию? Следствием его невостребованности стали, с одной стороны, неоправданные и нелогичные поступки, а с другой – болезненная ранимость, глубокая внутренняя печаль.

Отношение к любви

О том, что Печорин не потерял способность чувствовать, свидетельствует и его любовь к Вере. Это единственная женщина, которая поняла его полностью и приняла таким, как есть. Ему нет необходимости приукрашивать себя перед ней или, наоборот, казаться неприступным. Он выполняет все условия, лишь бы иметь возможность видеться с ней, а когда она уезжает, загоняет до смерти коня в стремлении догнать любимую.

Совсем по-другому он относится к другим женщинам, встречающимся на его пути. Здесь уже не место эмоциям – один расчёт. Они для него – лишь способ развеять скуку, заодно проявив свою эгоистичную власть над ними. Он изучает их поведение, как у подопытных кроликов, придумывая новые повороты в игре. Но и это его не спасает – часто он заранее знает, как поведёт себя его жертва, и ему становится ещё тоскливее.

Отношение к смерти

Ещё одним важным моментом в характера Печорина в романе «Герой нашего времени» является его отношение к смерти. Во всей полноте оно продемонстрировано в главе «Фаталист». Хотя Печорин и признает предопределенность судьбы, он считает, что это не должно лишать человека воли. Надо смело идти вперёд, «ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь». Тут-то мы и видим, на какие благородные действия способен Печорин, если его энергия направлена в правильное русло. Он храбро бросается в окно в стремлении обезвредить казака-убийцу. Его врождённое желание действовать, помогать людям находит наконец хоть какое-то применение.

Моё отношение к Печорину

Какого отношения заслуживает к себе этот человек? Осуждения или сочувствия? Автор назвал свой роман так с некоторой иронией. «Герой нашего времени» – конечно, не образец для подражания. Но он типичный представитель своего поколения, вынужденного бесцельно тратить лучшие годы. «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления», – говорит о себе Печорин и называет причину: «Во мне душа испорчена светом». Последнее утешение для себя он видит в путешествиях и надеется: «Авось где-нибудь умру по дороге». Относиться к нему можно по-разному. Несомненно одно: это несчастный человек, так и не нашедший своего места в жизни. Если бы современное ему общество было устроено иначе, он проявил бы себя совершенно по-другому.

Психологический портрет Печорина

Образ «героя времени» в поэзии Лермонтова. Образ Печорина в «дневниковых главах» романа. Общечеловеческий смысл образа. Определение Печорина как «лишнего человека» во второй половине XIX века. Социальность «Героя нашего времени». Противоречия романа.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.11.2008
Размер файла 20,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Психологический портрет Печорина (по ром. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Лермонтов – психолог исследует процессы духовного искажения личности средой, обращая внимание на определяющие, переломные в жизни героев события. Это касается и образов простых, естественных людей – Казбича, Бэлы, Максима Максимыча, и «честных контрабандистов», и людей печоринского круга – Грушницкого, Вернера, Мери. Создавая психологический портрет Печорина, рисуя процесс внутреннего ожесточения героя, Лермонтов одновременно создает образ «простого человека» – Максима Максимыча – доброго, искреннего, преданного Печорину всей душой. Перед читателем развертывается трагедия человека, своим поведением оправдывающего безнравственные поступки Печорина.

Исследование личности Печорина в «дневниковых» главах романа построено по принципу взаимохарактеристики персонажей. Грушницкий и Вернер не только герои, имеющие свою собственную судьбу и характер, но и своеобразные «зеркальные» отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая и познавая личность других людей.

Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках, но и в характеристике внешности героя. Лермонтов создает удивительно богатый психологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании пластики движений Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова – художника, прекрасно владевшего кистью живописца.

Композиция романа играет важнейшую роль в формировании художественного замысла Лермонтова. Характер Печорина в первых главах романа раскрывается с внешней стороны, его личность проявляется в поступках, в отношении к нему других персонажей. В дневнике Печорина перед нами исповедь героя, дающая объяснение многим поступкам его. Хронологическая последовательность событий в сюжете романа заменяется психологической последовательностью «узнавания» героя читателем. В романе «Герой нашего времени» соединился глубокий психологический анализ напряженной духовной жизни отдельной личности с аналитическим изображением эпохи конца 30-х гг., периода нравственных потерь и общественных разочарований.

Психологический портрет Григория Александровича Печорина

Представленная в романе Лермонтова судьба отдельной личности, изображенная во всей ее конкретной социально-исторической, национальной обусловленности и в то же время в индивидуальной неповторимости суверенного, духовно свободного родового существа, обретала вместе с тем общечеловеческий смысл.

Печорин, говорится в предисловии к роману, – тип «современного человека», каким автор «его понимает» и каким «слишком часто встречал». Вместе с тем это не «массовидный» тип, а «типическое исключение», разновидность «странного человека». Называя Печорина Онегиным своего времени, Белинский отдавал должное непревзойденной художественности пушкинского образа: «Печорин – это Онегин нашего времени», но вместе с тем он полагал, что «Печорин выше Онегина по идее, впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову».

Не оправдывая и не обвиняя Печорина, Белинский замечает, что в нем очень силен «инстинкт истины», но что в силу двойственности его характера он не останавливается перед клеветой на самого себя и на общество. Взвесив достоинства и недостатки характера Печорина, Белинский заключает: «А суд принадлежит не нам: для каждого человека суд в его делах и их следствиях»

Справедливость этой мысли Белинского подтверждает беспощадным судом над собой, который ведет Печорин, взвешивая и оценивая напрасно прожитую им жизнь: «. Верно было мне назначение высокое. Но я не угадал своего назначения . » В этих словах Печорина – ключ для понимания причин трагедии его поколения «умных ненужностей», трагедии русских людей последекабристского времени.

Начиная со второй половины ХIХ века, за Печориным упрочилось определение «лишнего человека», хотя ни сам Лермонтов, ни Белинский, такого определения ему не давали, прежде всего, потому, что такого термина в их время не существовало. Для них Печорин – «герой времени, современный человек, странный человек». Типологическая сущность образа «лишнего человека» в русской литературе трактуется очень противоречиво.

Герцен наиболее точно определил смысл и характерность типа «лишнего человека» для русского общества и русской литературы николаевской эпохи. «Печальный рок лишнего человека, потерянного человека, только потому, что он развился в человека, являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах. Наши литературные фланкеры шпыняют теперь над этими слабыми мечтателями, сломавшимися без боя, над этими праздными людьми, не умевшими найтиться в той среде, в которой жили».

По мнению Герцена, Печорин становится «лишним» потому, что в своем развитии идет дальше большинства, развиваясь в человека, а если точно – в личность, что в условиях обезличенной действительности николаевской России было, по словам Герцена, « одним из самых трагических положений в мире».

По мнению Лермонтова, трагедия его времени не только в том, что «люди терпеливо страдают», но и в том, что «большинство страдает, не сознавая этого». В этом смысле в Печорине запечатлен акт интенсивного развития общественного и личного самосознания в России 30-х годов. Белинский писал: «Знакомя общество с самим собою, то есть, развивая в нем самосознание, она удовлетворяет его главнейшей и важнейшей в настоящую минуту потребности».

Лермонтовская концепция личности расширяла и углубляла возможности художественной типизации. Печорин – типический характер, но особого рода. С одной стороны, он порождение определенных социальных обстоятельств, среды и в этом смысле представляет собою твердо, очерченный социальный тип «героя своего времени», с другой, как личность с ее внесословной ценностью, он выходит за пределы, породивших его обстоятельств, социальных ролей, то есть за пределы социального типа, порожденного определенной эпохой и конкретной средой, обретая всечеловеческую значимость. Личность Печорина шире, целостнее и избыточнее того жизненного содержания, которое вмещает его социальные роли, его социальный статус в целом. Сочетание определенности и неуловимости не закрытости в личности и характере героя Лермонтова, дало основание Белинскому сказать: « Он скрывается от нас таким же неполным и неразгаданным существом, как и является нам в начале романа»

Когда вышел из печати роман «Герой нашего времени», охранительная критика, осведомленная резко отрицательной оценкой Николаем 1, уверяла читателей в том, что в романе нет ничего русского, что его «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов. Дошло дело до того, что вскоре после роковой гибели поэта барон Е.Розен выразил свою «радость» по поводу того, что Лермонтов убит и уже не напишет «второго Печорина». Немало было в отзывах подобных «критиков» полунамеков и прямых намеков на то, что в герое романа автор изобразил самого себя.

Социален ли «Герой нашего времени» несомненно, социален – объективно и субъективно. Объективно потому, что все действия психология Печорина детерминированы временем, условиями существования его поколения среды; многие поступки и свойства характера Печорина зависимы – в большей или меньшей степени – от общественных отношений и нравов, как он сам это и признает. Субъективно потому, что социальный вопрос наличествует в романе как один из объектов исследования. Рядом с центральной фигурой ставится то «простой человек» Максим Максимыч, то «дети гор», то «честные контрабандисты» – социально-экспериментальный характер этого ряда сопоставлений, казалось бы, несомненен.

И все же им не исчерпывается художественная задача писателя. Глубина замысла произведения в том и состоит, что разные стороны общественной жизни ставятся здесь в прямую зависимость от самого человека, как и судьба каждого отдельного человека – от общественно-исторических обстоятельств.

Социальная мотивировка массовых отклонений от человечности. От нравственных высших идеалов акцентируется Лермонтовым при помощи характерного для него композиционного приема. Создавая крупным планом психологический портрет Печорина, писатель в монологах и дневнике ретроспективно набрасывает картину ожесточения души героя, но одновременно он создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение Печорина, как это справедливо отмечал Д.Е.Максимов, а с другой – олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание Печорина.

В целом «Герой нашего времени» сочетал в себе философскую концепцию с живым аналитическим изображением национальной жизни, как глубоких нравственно-психологических противоречий.

Первых читателей «Героя нашего времени» поразила необычность его художественной формы. Белинскому первым из критиков удалось установить, как из нескольких повестей возникает у читателя «впечатление целого романа». «Секрет» этого он видит в том, что лермонтовский роман «есть биография одного лица». О необыкновенной художественной цельности романа Белинский говорит: «Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно: тут все вытекает из одной главной идеи и все в нее возвращается». Современный исследователь Б.Т. Удодов так пишет о композиции романа: «Композиция « Героя нашего времени « не линейная, а концентрическая. И не только потому, что все в ней тяготеет к одному центральному герою. Все части романа являются не столько отдельными сторонами единого целого, сколько замкнутыми кругами, содержащими в себе суть произведения во всем объеме, но не во всей глубине. Наложение этих круга друг на друга не столько расширяет рамки повествования, сколько углубляет его».

Немало споров вызывает и проблема художественного метода. Этот вопрос является одним из самых дискуссионных на протяжении вот уже нескольких десятилетий.

«В изучении творчества Лермонтова, – отмечала в начале 70-х годов И.Е. Усок, – проблема его художественного метода – одна из самых сложных». Существуют различные точки зрения относительно художественного метода. Так, Б.М. Эйхенбаум, размышляя о художественной эволюции Лермонтова, писал: «Принято говорить в общих терминах, относящихся в равной мере и к Пушкину, и к Гоголю «от романтизма – к реализму». Эта формула явно недостаточна. Выходит так, как будто реализм был одинаковым для всех пунктом назначения – надо было только найти путь к нему, а романтизм был всего-навсего только неизбежным «проходом» к этому сборному пункту».

Особенно жарко разгорелись споры о методе «Героя нашего времени» на V Всесоюзной Лермонтовской конференции в 1962году, где этой теме было посвящено сразу три доклада. В одном из них метод трактовался как реалистическое произведение (В.А.Майков), в другом – как реалистическое с элементами романтизма (У. Р. Фохт), в третьем – как романтическое (К.Н. Григорьян). Позже появилась работа, в которой было сделана попытка обосновать четвертую точку зрения на метод « Героя нашего времени « как синтез романтизма и реализма.

Сам факт возможности таких разноречии и таких контрастов, наличие действительных, бросающихся в глаза разногласий в творчестве и творческом методе Лермонтова говорят о многом. Реальные противоречия действительности породили художественный мир Лермонтова.

В повести центральное место занимает психологический портрет Печорина, в котором подчеркивается противоречивость во внешнем и внутреннем мире героя.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Крылатые выражения» из комедии Грибоедова

Таким образом, можно сделать вывод, что в романе Лермонтова «Герой нашего времени» преобладают романтические портреты, что обусловлено творческим методом писателя. Портрет главного героя Печорина — психологический, что обусловлено жанром произведения. Именно он служит средством характеристики героя наряду с другими средствами психологического анализа.

Список использованной литературы

1. Белинский В.Г. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Избран. статьи. М.: Дет. Литра, 1970 г.

2. Долинина Н.. Печорин и наше время. Л.: «Дет. лит-ра.», 1970 г.

3. История русской литературы. Под ред. Е.Н. Купреяновой, Л. «Наука», т. 2, 1981 г

4. Лермонтов М.Ю.в русской критике. Сб.статей /Сост., вступ. Ст. И примеч. К.Н.Ломунова. – М.: Сов. Россия, 1995 г.

5. Рез З.Я. М.Ю.Лермонтов в школе. Л.: Учпедгиз, 1963 г.

6. Удодов Б.Т.. Роман М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени». М.: Просвещение, 1989 г.

Подобные документы

История написания и сюжетная линия романа Мариам Петросян “Дом, в котором…”. Актуализация для учащихся нравственных проблем произведения. Знакомство с основными мотивами романа, анализ образа Дома. Отношение обитателей к нему, его порядок и структура.

курсовая работа [65,3 K], добавлен 29.10.2014

Уровень образованности народа России до второй половине XIX века. Процесс ликвидации неграмотности населения Мордовского края, последовавшего после отмены крепостного права. Становление народного просвещения в период, предшествовавший советскому строю.

реферат [20,1 K], добавлен 05.08.2010

Теории взаимосвязи эмоциональных и органических процессов, влияние эмоций на психику и поведение человека. Факторы, влияющие на возникновение и характер эмоции. Нравственно-психологический образ современного педагога, способности, необходимые в работе.

контрольная работа [21,8 K], добавлен 16.02.2009

Анализ и сущность понятий “здоровье”, “образ жизни”, “здоровый образ жизни”. Особенности процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у первоклассников. Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социально-педагогической работы.

дипломная работа [70,3 K], добавлен 02.08.2011

Возможности рисования в формировании образа человека у детей старшего дошкольного возраста. Особенности представлений о человеке у детей 6-7 лет. Педагогические условия формирования и динамика развития образа человека у дошкольников в процессе рисования.

Читайте также:
Максим Максимыч - краткое содержание главы, анализ, описание

курсовая работа [33,4 K], добавлен 30.01.2012

Учитель, нет другой профессии, которую называют самыми красивыми словами: высокая, благородная, почетная, прекрасная… Воспитание человека, любящего и уважающего свою планету, стало первоочередной задачей нашего времени. Качества учителя России XXI века.

эссе [15,2 K], добавлен 25.01.2011

Сущность понятий “здоровье”, “здоровый образ жизни” в научной литературе. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника. Определение уровня усвоения младшими школьниками правил здорового образа жизни в процессе изучения окружающего мира.

отчет по практике [1,1 M], добавлен 13.04.2014

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Образ Печорина занимает особое место в литературе XIX века. Это сложный персонаж, который вызывает у читателя противоречивые эмоции. В школьную программу входит сочинение по «Герою нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Развернутая характеристика Печорина важна для того, чтобы понять и проанализировать это выдающееся произведение.

Образ Печорина: характеристика, цитаты

Действие романа происходит в 30-е годы XIX века. Это период политической реакции, которая наступила в России после подавления восстания декабристов. Создавая сочинение «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил собирательный портрет молодых людей с общими чертами характера.

Эти «герои нашего времени» впоследствии не раз будут появляться в литературных произведениях. Им свойственно:

  1. Хорошее образование и положение в обществе.
  2. Склонность к критическому мышлению, скептицизм, отрицание традиционных ценностей.
  3. Ощущение потерянности, невозможности реализоваться в общественной и профессиональной деятельности.
  4. Чувство неудовлетворенности жизнью, склонность к эпатажному поведению.
  5. Пренебрежение общественными нормами и чувство собственного превосходства.

Для подобных персонажей в литературе подобрали термин «лишние люди». Они не вписываются в объективную реальность и прожигают жизнь, изнемогая то от скуки, то от тоски по несбыточному. При этом на ходу умудряются ломать судьбы окружающих в силу эгоизма и чрезмерной концентрации на собственной персоне.

Ярким представителем этого типажа является пушкинский Евгений Онегин, параллель с образом которого ощущаются в романе Лермонтова. Но если Онегин после всего содеянного явно терзается, вызывая долю сочувствия, то совсем иная реакция возникает при взгляде на образ Печорина. Сочинение Лермонтова по сей день вызывает неоднозначную оценку читателей и самые разные отзывы критиков.

Сравнивая Онегина и образ Печорина, кратко и емко высказался критик Николай Гаврилович Чернышевский:

Печорин — человек совершенно другого характера и другой степени развития. У него душа действительно очень сильная, жаждущая страсти; воля у него действительно твердая, способная к энергической деятельности, но он заботился только лично о самом себе. Никакие общие вопросы его не занимали.

Фото: wikimedia.org: UGC

Читайте также:
Дон Кихот краткое содержание романа Мигеля де Сервантеса

«Герой нашего времени» — сочинение на злобу дня. Образ Печорина в романе, словно кривое зеркало, в утрированной форме отражает пороки, свойственные современникам писателя. Но для таких персонажей, как Печорин, характеристика не может быть однозначной.

Роман написан в необычной форме. Он состоит из нескольких частей, которые изложены с нарушением хронологической последовательности. Таким образом автор постепенно раскрывает многогранный и сложный образ Печорина. Кратко изложенная структура романа выглядит так:

  • «Бэла». Читатель узнает историю из жизни Печорина, рассказанную бывшим сослуживцем. Первое впечатление о персонаже складывается как о жестоком и эгоистичном человеке, из-за прихоти которого произошла трагедия.
  • «Максим Максимыч». В этой части герой появляется лично и своим поведением демонстрирует пренебрежительное отношение к окружающим. Он отказывается встретиться со старым другом-сослуживцем и уделить ему внимание, чем сильно расстраивает пожилого человека, умеющего видеть в нем доброе.
  • «Тамань». Показан небольшой эпизод, во время которого Печорин вновь рушит жизнь людей, рядом с которыми случайно оказался. Хотя речь идет о контрабандистах, в этот раз он искренне сожалеет о причиненных неприятностях.
  • «Княжна Мэри». Здесь в полной мере раскрывается темная сторона персонажа. В силу нездорового честолюбия Печорин играет чувствами других людей и создает конфликтную ситуацию. В итоге вновь кровавая развязка — на дуэли он убивает друга, параллельно разрушив семью бывшей возлюбленной.
  • «Фаталист». В финальной части краеугольным камнем становится философский вопрос о роли выбора и том, насколько человек в силах повлиять на свою судьбу.

Если оценивать лишь внешнюю сторону, анализ Печорина и его поступков приведет к выводу о том, что это жестокий, беспринципный, лишенный чувств и совести человек. Но этот образ намного сложнее, что блестяще изобразил Лермонтов.

Фото: wikimedia.org: UGC

«Герой нашего времени» — первый в русской литературе лирико-психологический роман. В нем через призму рефлексий и самоанализа героя раскрываются черты, свойственные человеческой натуре вне зависимости от времени.

Портрет Печорина формируется постепенно, частично складываясь из того, что говорят другие герои:

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; … Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц.

Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…

Неоднозначную натуру хорошо описывают цитаты, в которых Печорин сам рассказывает о себе и своем прошлом:

Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать.

Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца, его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить по дороге: авось, кто-нибудь поднимет!

Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины.

Фото: wikimedia.org: UGC

Краски в описание Печорина привносят детали. Благодаря им становится ясно, что за нарочитым цинизмом и жестокостью скрываются истинные чувства, которые ранят героя. Он находит спасение от внутренней пустоты и боли в саморазрушении, при этом не оставляя камня на камне от жизни тех, кого встречает на пути.

Одним их первых положительные черты в этом сложном и поначалу отталкивающем образе разглядел критик Белинский. Проводя анализ Печорина, он нашел подтверждение внутреннего благородства героя и силы его характера. Неблаговидные поступки он объяснил особенностями эпохи и жизненными обстоятельствами.

Анализируя образ Печорина в романе «Герой нашего времени», важно уделить внимание внутренним мотивам героя и тому, как беспристрастно он сам себя оценивает. Его нарочитое безразличие к чувствам других отчасти является защитным барьером и попыткой сбежать от своих страхов и демонов, спрятавшись за ледяной маской сарказма.

Сочинение на тему: «Образ Печорина»

Предлагаем изучить сочинение на тему «Образ Печорина», в основе которого характеристика главного героя:

«Герой нашего времени» — одно из главных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. В нем автор поднимает вопросы, актуальные для поколения мрачного десятилетия — периода после восстания декабристов. Это время породило так называемых «лишних людей», которые не нашли свое призвание и не смогли реализоваться в жизни.

Выстроив повествование в нелинейной структуре, автор постепенно раскрывает многогранную личность главного героя. Уделяя значительное внимание эмоциональной стороне и размышлениям персонажа, Лермонтов создал первый в русской прозе психологический роман.

Главный герой — Григорий Печорин — разочарованный в жизни, циничный молодой дворянин. Он живет одним днем, искушая судьбу и пробуя себя на прочность. Но ничто не приносит радости и не увлекает по-настоящему — жизнь протекает в хандре и тягостных мыслях.

Фото: wikimedia.org: UGC

Печорин живет без любви и стремлений, ему наскучил мир. На все и всех он смотрит с презрением, а в первую очередь — на самого себя. Печорин уверен, что его жизнь не имеет смысла и ценности, а смерть ни для кого не станет утратой.

Читайте также:
История создания Горе от ума - кратко о сюжете и замысле

Состояние героя — результат разбитых надежд и неоправданных стремлений. О его прошлом практически ничего не известно, но в ходе романа картина постепенно вырисовывается. В юности Печорин, подобно многим молодым людям своего времени, был увлечен прогрессивными идеями и хотел бороться за свои идеалы.

Но, столкнувшись с действительностью и осознав, насколько наивны и бесполезны любые попытки изменить мировой порядок, он сломался. Хрупкий внутренний мир идеалиста не выдержал столкновения с реальностью, а болезненный конфликт породил апатию.

Порой активная натура, не терпящая бездействия, прорывается наружу. Печорин словно пытается догнать жизнь и ухватить удачу за хвост в надежде вновь испытать сильные чувства и разнообразить существование. Но это каждый раз приводит к трагическим последствиям.

Будучи эгоистом, замкнувшимся в круге своих переживаний, он не берет в расчет окружающих и всем приносит беду. По его вине Бэла и Грушницкий погибают, контрабандисты бросают на произвол судьбы слепого мальчишку и старуху, княжна Мэри остается с разбитым сердцем, а у бывшей возлюбленной Веры рушится семейная жизнь.

Лермонтов показывает противоречивость образа Печорина через детали. Когда он смеется — глаза не улыбаются, в одиночку может бесстрашно охотится на кабана, но пугается звука хлопнувшей двери.

В отношениях с женщинами Печорин тоже непостоянен. С одной стороны, он добивается расположения дам, только чтобы потешить тщеславие. С другой стороны, когда осознает, насколько ему дорога Вера, мысль о разлуке с ней становится невыносимой.

Печорин не может жить в гармонии с собой и с миром, его метания ни к чему не приводят, он разрушает себя и тех, кто оказывается рядом. «Во мне душа испорчена светом», — объясняет Печорин, подчеркивая пагубное влияние общества и царящих в нем нравов на личность.

Об этом говорит и Михаил Лермонтов, с иронией называя своего персонажа «Героем нашего времени». Но, кроме явно негативных сторон, в образе Печорина показаны черты глубоко несчастного, одинокого человека, утратившего веру и потерявшего жизненные ориентиры.

Нельзя отрицать, что эпоха, общественное устройство и исторические обстоятельства влияют на формирование личности. Но базовые человеческие ценности, вечные вопросы и понятия добра и зла всегда актуальны и лежат в основе литературы и искусства с древних времен. В этом — главная сила и ценность талантливых произведений, к числу которых относится «Герой нашего времени» Лермонтова.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Образ и характеристика Печорина — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является собирательным образом дворянина, которому жить в эпоху 1830-х годов было нелегко и скучно.

  1. Возраст. Происхождение. Род занятий
  2. Описание внешности и психологический портрет
  3. Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу
  4. Черты характера и примеры их проявления
  5. Как к Печорину относятся другие персонажи
  6. Самохарактеристика героя
  7. Отношение автора к Печорину
  8. Оценка героя писателями и литературными критиками
  9. Заключение

Возраст. Происхождение. Род занятий

Печорина звали Григорий Александрович. О нём рассказал своему попутчику-повествователю штабс-капитан Максим Максимыч. Он передал офицеру-рассказчику и дневник Печорина. Максим Максимыч сказал, что познакомился с Григорием Александровичем 5 лет назад, тогда Печорину было лет 25. По происхождению он дворянин, а по роду занятий — военный, офицер, служит на Кавказе.

Описание внешности и психологический портрет

Максим Максимыч так описывает внешность Печорина: «Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

Автор (офицер-повествователь) и сам встретился с Печориным во Владикавказе, около гостиницы (глава «Максим Максимыч»). Повествователь делает более подробное описание внешности Печорина:

  • Рост у него был средний.
  • Сложение крепкое: плечи широкие, стан тонкий. Такое сложение позволяет переносить трудности, встречающиеся в кочевой жизни.
  • Руки его были аристократические, с худыми бледными пальцами.
  • Кожа была по-женски нежная.
  • Волосы Печорина были белокурыми, вьющимися и «живописно обрисовывали бледный, благородный лоб».
  • Несмотря на то, что цвет его волос светлый, брови и усы были чёрные — «признак породы в человеке».
  • Нос был немного вздёрнут, зубы были ослепительно белые.
  • Глаза его «не смеялись, когда он смеялся!» «Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», — замечает автор. Его взгляд был «непродолжительный, но проницательный и тяжёлый». Княжна Мери называла взгляд Печорина тяжёлым, неприятным, наглым.

«В улыбке его было что-то детское». Повествователь не дал бы ему с первого взгляда на лицо более 23 лет, хотя после был готов дать 30 лет.

Походка Печорина была ленива, небрежна, руками он не размахивал — «верный признак некоторой скрытности характера».

Автор даёт психологический портрет Печорина, связывая внешность этого человека с особенностями его характера. При этом используются оксюмороны и антитезы:

  • тяжёлый взгляд, но детская улыбка;
  • светлые волосы, но чёрные усы и брови;
  • крепкое сложение, но нежная кожа;
  • запылённый сюртук, но под ним — «ослепительно чистое бельё».

Таким образом, уже из описания Печорина читатель понимает, что это человек со сложным, противоречивым характером.

Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу

Несмотря на свою молодость, главный герой уже разочаровался в любви, для него отношения с женщинами — лишь способ разнообразить скучную жизнь. Ему интересно добиваться любви женщины, привлекать её своим обаянием, хладнокровно составлять план её обольщения и следовать ему. Но когда становится ясно, что женщина полюбила его и хочет выйти за него замуж, азарт его исчезает, он становится с ней холоден, так как больше всего дорожит своей свободой. Печорин пишет в своём дневнике, что не создан для семейной жизни. Поэтому с Верой, которая не претендовала на то, чтобы стать его женой, он поддерживает продолжительные отношения.

Печорин понимает, что любя женщин, он не жертвовал для них ничем, а только «удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания». Этот человек никому не принёс счастья.

К дружбе Печорин относится скептически, считая, что один из двух друзей всегда раб другого. Поэтому у него друзей нет, он поддерживает с некоторыми людьми только приятельские отношения (например, с Вернером, Грушницким).

Читайте также:
Пересолил краткое содержание рассказа Чехова читать онлайн

К обществу (в частности, к «водяному обществу», в главе «Княжна Мери») Печорин относится без уважения, противопоставляя себя этому обществу, считая себя умнее окружающих. Он считает равным себе по уму только доктора Вернера. Его пренебрежительное отношение к людям можно даже отчасти оправдать, если вспомнить поведение драгунского капитана и его компании на балу в Пятигорске (глава «Княжна Мери»).

Черты характера и примеры их проявления

О странностях и противоречивости личности Печорина сказано уже в первой главе романа. Максим Максимыч говорит своему попутчику-повествователю о странностях Григория Александровича:

  • в дождь и холод он мог целый день провести на охоте, а сидя в комнате, мог простудиться, если пахнёт ветер;
  • ходил один на один на кабана, но вздрагивал и бледнел от стука ставня;
  • иногда был очень разговорчив, а порой молчал по целым часам.

Главный герой романа — незаурядная личность. У него пытливый ум. Из его дневника видно, что он склонен к самоанализу, задумывается над вопросами бытия, пытается найти смысл жизни. Печорин — «лишний человек», потому что жаждет деятельности, но занят бесполезными, мелочными делами. В этом состоит трагедия этого героя.

Он хладнокровен в конфликтах (например, в истории с Грушницким), обладает сильной волей. Его смелость и решительность проявились в том, что он обезвредил казака, убившего Вулича (глава «Фаталист»).

Печорин очень эгоистичен, для своих целей манипулирует людьми. Например, чтобы получить понравившуюся ему дочку черкесского князя Бэлу, он хитро играет на чувствах её младшего брата Азамата, страстно желавшего иметь лихого коня. В итоге Азамат помогает ему украсть Бэлу, а Печорин помогает ему украсть коня у Казбича. Чтобы ему не было скучно, он играет на чувствах других людей (например, Грушницкого, Мери).

Печорин чувствует и любит природу, об этом свидетельствует, например, запись в его дневнике в начале главы «Княжна Мери». Он чувствует и психологическое состояние человека, обладает каким-то инстинктом (в главе «Фаталист» он прочёл на лице Вулича печать его близкой гибели).

Как к Печорину относятся другие персонажи

Главный герой романа раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. В сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется отсутствие связи героя с народной средой. Максиму Максимычу Печорин непонятен, странен, его поступки для штабс-капитана кажутся непредсказуемыми.

В глазах женщин (Бэлы, Веры, Мери) Печорин — романтический герой, который обладает каким-то гипнотическим воздействием на них.

Грушницкий поначалу с восторгом смотрит на Печорина. Когда тот начинает его высмеивать за демонстрацию какого-то псевдоромантизма, Грушницкий раздражается и злится на Печорина.

Приятель главного героя доктор Вернер после убийства Грушницкого отшатнулся от Печорина.

Самохарактеристика героя

В главе «Княжна Мери» в записи дневника Печорина от 13 мая есть характеристика его внешности: «А смешно подумать, что на вид я ещё мальчик: лицо хоть бледно, но ещё свежо; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит…»

Печорин склонен к самоанализу и пишет в своём дневнике (глава «Фаталист»), что раньше был мечтателем с беспокойным воображением, что в мечтаниях «истощил и жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни». Он жалеет, что вступил в жизнь, уже пережив её в мыслях, отчего ему эта жизнь стала скучна.

Чтобы не было скучно и чтобы поддерживать свои душевные силы, Печорин стремится подчинять своей воле окружающих людей, «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха». Это слова из его дневниковой записи от 3 июня (глава «Княжна Мери»).

В своей исповеди Максиму Максимычу (глава «Бэла») главный герой признаётся, что у него «несчастный характер», что если из-за него несчастны другие, то и он сам не менее несчастлив. Он говорит: «…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Печорин осознаёт, что у него есть мелкие слабости и дурные страсти, например, страсть противоречий: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку» (глава «Княжна Мери, запись в дневнике от 11 мая). Там же, 5 июня, он пишет, что любит врагов, но не по-христиански. Ему нравится угадывать их намерения, значение их слов, вводить их в заблуждение, разрушать заговоры — всё это он называет жизнью.

Отношение автора к Печорину

Характеристику главного героя романа Лермонтов даёт весьма иронично. В названии произведения слово «герой», скорее всего, имеет тоже ироничный смысл, хотя в конце предисловия к «журналу Печорина» автор-повествователь пишет, что не знает иронично ли это заглавие.

Оценка героя писателями и литературными критиками

В. Г. Белинский в статье «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова» убедительно доказал, что Печорин является подлинно реалистическим типом, характерным для русской жизни 30-х годов 19 века. Сам роман он назвал грустной думой о нашем времени.

Критик-славянофил С. П. Шевырев негативно оценил Печорина, так как не увидел в нём национально-русских черт. Он считал, что его характер присущ скорее человеку Запада.

Писатель В. В. Набоков считал, что слова М. Ю. Лермонтова, утверждавшего в своём «Предисловии» о том, что портрет Печорина составлен «из пороков всего нашего поколения», не стоит принимать всерьёз. Тем более, что «Предисловие», по мнению Набокова, является искусной мистификацией. Набоков утверждал, что «этот скучающий чудак — продукт нескольких поколений, в том числе нерусских».

Заключение

Образ Печорина, по мнению автора и некоторых критиков, типичен для России 30-х годов 19 века, когда многие разочаровались в самодержавии, ощущали себя «лишними людьми», и находились в конфликте с обществом и окружающими людьми. В то время многие, как главный герой романа, обладали склонностью к рефлексии (самонаблюдению, осмыслению своих чувств и действий), но не могли определить цели своей жизни. Характеристика Печорина показывает трагичность его судьбы, расхождение между внутренним богатством личности и её реальным существованием.

Характеристика образа Печорина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: «Герой нашего времени» — краткое содержание романа М. Ю. Лермонтова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: