Проблема воспитания в комедии Недоросль – аргументы к сочинению

Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

В комедии «Недоросль» Фонвизин затрагивает не только социальную и политическую сферу, автор также раскрывает проблему воспитания и образования. В России 18 века недорослем называли молодого человека – дворянина, который не имел тяги к учебе и саморазвитию.

Еще во время правления Петра Великого был принят указ. Согласно последнему обучение дворянских детей мужского пола до 20 лет было обязательным. Необходимо было заставить ребенка получить образование, в противном случае он не сможет завести семью и принести благо Родине.

Проблема воспитания и образования тесно сплетены друг с другом. И на первое, и на второе влияет в первую очередь семейный уклад и окружение. Семейство Простаковых не грамотно и не образованно. Ни один член этой семьи не сможет прочитать даже строчки, ведь это им и не особо нужно. Они все как на подбор – невежи и грубияны.

Простакова – одна из главных героинь комедии. Женщина пылает безумной любовью к сыну – Митрофану, и желает для него только самого лучшего. Для нее не важны способы достижения этой цели. А Простаков – не обладает собственным мнением и во всем слушает супругу, но это его не заботит.

Любимый родителями Митрофан не получает необходимого образования. Его реплика «Не хочу учиться, хочу жениться» характеризует отношение молодого человека к учебе, но указ правителя все же приходится соблюдать. Родители во всем потакают отпрыску: «…коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань».

У юного дворянина мотивация для получения образования полностью отсутствует. Он не видит необходимости учиться. Когда наступает время уроков, сыну Простаковых сразу же становится плохо, и мама разрешает ему пропустить занятия. Митрофан понимает, что за прогул его не поругают, ведь родители слишком любят единственного ребенка, чтобы отчитывать за такую мелочь.

Сын довольно своеобразно относится к отцу и матери. Митрофан не пылает к ним ни любовью, ни благодарностью. Его воспитали приминать все старания родителей как должное.

«Вот и злонравия достойные плоды» – этим изречением Стародума заканчивается пьеса. В комедии этому герою отведена роль резонера, то есть автор через него доносится авторская точка зрения. Последняя заключается в следующем: любовь с жилкой бесчеловечности не сможет сделать счастливыми ни родителей, ни их отпрысков.

Фонвизин убежден, что, если у человека добрая сердце и душа, то он останется человеком при любых обстоятельствах: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него и умный человек чудовище».

Сочинение 2

Центральной фигурой произведения, вокруг которой разворачивается вся комедия, является сын типичного русского дворянина — Митрофанушка. Мальчик олицетворяет собой распространённый образ подростка, принадлежащего к высшему сословию. Жизнь Митрофана наполнена бездельем и ленью. Подросток создаёт видимость какой-либо деятельности, делает вид что учится. А на самом деле его не интересует ничего и занят он ни чем.

Львиную долю своих пороков Митрофан перенял у родной мамы. Простакова не только ухитрилась взрастить в себе все дворянские пороки, но и успешно передать их сыну. Жадность, наглость, невежество, деспотичность и неблагодарность — всё это черты её характера. Не уметь писать и читать — это славная традиция её семьи, признак истинного дворянства. Зачем человеку высокого происхождения быть грамотным? Ведь, при ненадобности, можно подчинённому дать поручение прочитать необходимое письмо. Подобный ход мыслей не чужд и её брату, дяде Митрофана — Простакову.

Получение подростком достойного образования, в доме Простаковых, является всего лишь фикцией, формальностью. Учителя наняты семьёй не для обогащения головы Митрофанушки знаниями, а для соблюдения сложившейся моды на получение образования. Кутейкин пытается обучить мальчика искусству словесности. Математик Цыфиркин учит арифметике. Они оба честно стараются привить Митрофану любовь к наукам. А учитель французского, Вральман, напротив, полностью потакает капризам нерадивого ученика. Свои действия он объясняет тем, что много учиться якобы крайне вредно для неокрепшего ума.

У Митрофана есть няня Еремеевна, которая когда-то была его кормилицей. В её основные обязанности входит защищать воспитанника от всех ударов судьбы и следить за своевременным питанием Митрофанушки. Несмотря на то что Еремеевна много лет самозабвенно служит семейству Простаковых, она неизменно получает от них регулярные выговоры и побои. Благодарность несвойственна обитателям дома Простаковых.

Свое эффективное решение проблемы воспитания автор озвучивает словами Стародума, считающего что хорошее воспитание является неотъемлемым атрибутом благополучного государства. Стародум жёстко делит всех людей на добропорядочных и порочных. Он выступает за строгость и борьбу с дурными наклонностями. В конце пьесы бессовестные помещики получают заслуженные наказания, а Митрофан поступает на службу в армию.

Тема образования и воспитания

На протяжении всей нашей жизни, в социальном обществе происходит стычка между поколением старым и новым. Это всегда было есть и будет. Ф.И. Фонвизин, на примере героев своей пьесы, очень хорошо показывает эту проблему поколений. Противостояние между давно устаревшими устоями и совершенно новыми идеями просвещения.

Скотин и Простаков непосредственные приверженцы старого, так как такой «фундамент воспитания» в них заложен родителями. Их система моральных координат кардинально сбита: насилие по отношение к крепостным, неактуальность обучения, ужасное отношение даже к своим родителям, а также ценность денег, стоящая превыше всего остального. Все эти «замечательные» качества, впитал Митрофан от своей матери – госпоже Простаковой.

За свои шестнадцать лет существования, Митрофанушка не научился ни чему полезному. Учителя, нанятые заботливой мамой, были лишь в качестве массовки. Просто так было заведено государством. Простакова чрезмерно любит своего сына и готова пойти на абсолютно любые действия, ради своего чада. Эта любовь и является одной из проблем воспитания. Взращиваясь в среде постоянных поощрений, но без наказаний, Митрофан не видит ценности в тех вещах, которые делает для него мать. Он принимает все как должное.

Отец парня – господин Простаков. Самый настоящий подкаблучник, во всем потакающий своей супруги. Он не имеет даже малейшего мнения при тех или иных решениях, а ведь когда-то глава семейства был хорошим мужиком. Но его брак полностью перестроил его сформировавшийся уклад. Данную черту, как губка, впитал в себя Митрофанушка. Теперь он тоже человек без собственного «я».

А как можно получить качественное воспитание, когда тебя окружают жестокие, не признающие прелестей образования, жадные до ужаса невежды? Он тривиален. Мальчуган просто впитал в себя все эти качества и теперь он полноценный Простаков.

У медали всегда две стороны. Софья диаметрально противоположный человек. Она имеет хорошее образование, любит литературу и поэзию, стремиться к добродетели. Девушка очень уважительно относится к мнению Стародума, а он в свою очередь относится к ней как к равному.

Произведение прозрачно демонстрирует своему читателю две стороны воспитания человека. Эта проблема актуальна во все времена. Данной пьесой Д.И. Фонвизин жирно подчеркнул проблему воспитания подрастающих, идущих на смену своим родителям, детей. Комедия «Недоросль» позволяет сделать конечный вывод: очень важно правильно воспитать ребенка с самого раннего его периода жизни. Заложить положительные черты и верную систему ценностей.

Читайте также:
Пьер Безухов - характеристика героя, жена графа, духовные искания

Вариант №4

Фонвизина считали тем автором, который желает рассказать читателям поучительную историю. Своими творческими работами Фонвизин пытается показать интересные вещи, которые пригодятся людям.

Давайте рассмотрим вопросы: какая распространённая тема обозначена в творчестве Фонвизина? Почему в произведении «Недоросль» недостаток образования считают основной идеей? Какие трудности будет испытывать будущее поколение? Что отмечают в характере персонажей комедии «Недоросль»? Что считают основной ценностью персонажи в произведении «Недоросль»? Что отразил и раскрыл автор в произведении?

Отмечают, что самой распространённой темой считают воспитание и образование будущего поколения. В его время роль образования в жизни человека принижали. В результате автор считал, что новое поколение не будет подготовлено, которое не думает над ситуацией, а делающие чужие приказы. Ярким примером считают произведение «Недоросль».

В произведении «Недоросль» недостаток образования считают основной идеей. В нём автор отражает общество в его время, его невежественность, рассматривает алчность и злость в обществе. Какие трудности испытает будущее поколение, поэтому автор решает написать данное произведение, обозначая данные темы на передовых позициях. Повествование рассказывает о небольшой семье, в которой есть добрые отношения. Находясь в обществе, они не широко мыслят, поэтому закрыты в привычном мире. Однако они не могут найти выход из ситуации.

Проблемы с воспитанием отмечают во всём произведении, которые зафиксированы в характерах персонажей. Сначала наблюдаем семейство, в котором нет воспитания и культуры. Основной идеей считаются деньги. Желание обладать этими благами затуманивает разу, поэтому они стремятся получить деньги и выгоду. Эти люди не желают совершенствовать интеллект, пытаются обучать новое поколение этим взглядам на жизнь. В результате получается, что они начинают повторять образ жизни своих родителей.

Читатели увидели, что автор раскрыл сложную тему в произведении, используя образы разных персонажей. Даже конкретные примеры не помогли донести до читателя конкретные мысли, которые изменили сознание людей.

Искренне рекомендую использовать эти данные для написания школьного сочинения на тему: «Образование и воспитанность в комедии «Недоросль»». Чтобы учащиеся смогли лучше понять суть произведения.

Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль

Популярные сочинения

Васнецов В.М. любил писать картины, которые повторяют сюжет народных сказок. В 1881 году он написал полотно «Аленушка». В основе картины лежит сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке»

Главным героем произведения Слово о полку Игореве является Святослав. Это полководец, который имел большой опыт и прошел через множество сражений. Особенное значение для человека

Очень многие известные художники брали за основу своего творчества прекрасные русские просторы. Русь-матушка хоть раз вдохновляла почти каждого, кто-то видел свою музу в широких зеленых просторах полей

Тема воспитания в комедии Недоросль Фонвизина (проблемы воспитания и образования)

Название комедии «Недоросль» указывает на то, что тема воспитания в этом произведении является основной. Петр Первый в 1714 году издал указ, по которому дворяне без образования не могли ни работать, ни заключать брак. Слово «недоросль» стало нарицательным для ленивых и не хотящих получать знания людей. Фонвизин критиковал существующую систему образования и считал, что она требует реформ.

Проблема Митрофана в большей степени не в нём самом, а в его семье и в воспитании. Дети смотрят на родителей, близкое окружение и копируют их поведение. Госпожа Простакова негативно относится к письменности, а её брат Скотинин считает чтение скучным. Господин Простаков слабохарактерный, во всём соглашается с женой из-за чувства страха, даже если она не права. Отсутствие образования в семье Простаковых проявляется не только в отсутствии знаний, но и в невоспитанности. Госпожа Простакова применяет физическое насилие по отношениям к своим слугам. Она издевается над подчинёнными, но я считаю, что этим она позорит в первую очередь саму себя и дворянскую фамилию. Её доминирующие черты характера – грубость, жадность и жестокость. Скотинин же гордится своими плохими манерами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофан не только хочет учиться, но и не уважает родителей.

Госпожа и Господин Простаковы искренне любят Митрофана, желают ему только лучшего, но из-за отсутствия хорошего образования не могут отличить хороших преподавателей и плохих. Ведь Вральман (бывший конюх), а Кутейкин (не окончивший семинарию) не были профессиональными учителями. А Митрофан понимая, как его любят родители, использовал их доброту, чтобы лениться.

Фонвизин в своём произведении размышлял о кризисе воспитания в России. Чтобы ребёнок был воспитан, то у него должны быть хорошая семья. Какую семью можно назвать хорошей? В той, которой супруги уважают друг друга, помогают нуждающимся и добиваются успеха только честным путём. Эти мысли можно найти в диалоге Софьи и Стародума.

Таким образом, подобные «митрофаны» появляются из-за отсутствия образованности, культурности и от чрезмерной родительской опеки.

Вопросы о проблемах воспитания и образования – это главные составляющие элементы комедии. Их до сих пор можно считать актуальными, ведь, сколько существует человечество, столько и глупость. Даже сейчас, когда общество достигло технического прогресса, нас окружают много необразованных людей.

2 вариант

Исходя из названия произведения становится понятно основной тематической направленностью комедии является проблема воспитания и образования молодого поколения.

Комедия является произведением классицизма, в котором структура персонажей выстраивается исходя из разделения героев на положительных, просвещенных, умных людей, и отрицательных, невоспитанных персонажей. К первой группе героев писатель относит образы разумных персонажей в качестве Стародума, Правдина, Софьи, Милона. Ко второй группе образов произведения автор причисляет семейство Простаковых в лице главы семьи, его супруги и сына Митрофанушки, а также Скотинина.

На примере второй группы героев писатель раскрывает традиционное существование дворянского общества, стремящегося лишь к личному достатку и удовлетворению личных интересов, не считающего основной жизненной ценностей положения в виде праведности, чести и образованности. Все это прослеживается в поведении и жизни семьи Простаковых, старшее поколение которого не имеет хорошего образования и должного воспитания и, соответственно, точно также растит собственного ребенка.

Противоположностью данным героям изображаются воспитанные персонажи в лице Правдина, являющегося справедливым, разумным человеком, Софьи, кроткой, робкой девушки, Милона, отличающегося честностью и благородством, а также мудрого Стародума. Все эти герои имеют отличное образование и обладают добродетельностью, пытаюсь достичь в жизни большего с целью дальнейшего просвещения своего государства.

Писатель описывает происходящие события с использованием юмора, утверждая в основе произведения необходимость получения молодыми людьми должного образования в качестве правильного будущего жизненного существования. Автор подчеркивает невозможность овладения знаниями при помощи педагогов, которыми выступают необразованные люди, как бывший конюх Вральман либо Кутейкин, неспособный закончить образование в семинарии.

Читайте также:
Обрыв краткое содержание романа Ивана Гончарова - читать онлайн

В вопросе семейного воспитания писатель затрагивает тему о важности обучения ребенка истинным человеческим качествам в виде доброты, милосердия, сострадания, помощи, которые полностью отсутствуют в изображенном семействе Простаковых, презирающих окружающих жадных и злых личностей.

Поднимая в комедии тему воспитания и образования писатель раскрывает острую социальную проблему развития молодежи, разрешение которой необходимо для дальнейшего существования государства.

Сочинение 3

Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.

Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.

Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться». Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя. Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.

Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».

Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их. Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим. Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.

Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.

Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.

По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.

Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.

Образование и воспитание в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» – то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.

Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.

В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.

Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.

Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.

Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, – два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность. Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения. Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема воспитания в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

Роман Александра Пушкина «Евгений Онегин» сталкивает вместе двух совершенно разных личностей. Евгений Онегин и Владимир Ленский полные противоположности друг друга, как огонь и лед. Но, невзирая на разные взгляды на мир, они дружат долгие годы.

Герасимов Александр Михайлович родился в богатой семье из небольшого уездного городка под названием Козлов, 19 июля 1881 года. В 22 года поступил в МУЖВЗ и учился у лучших живописцев того времени

Родина – это самое тёплое и любимое слово каждого человека. Ведь оно ассоциируется с твоим родным домом, где ты родился и вырос. Под ним мы подразумеваем семью, кто нас воспитал и дал нам направления на верный жизненный путь

Эта сказка образовалась из жизненной истории самого Христиан Андерсена, когда он полюбил оперную певицу Йенни, которая относилась к нему как брату. Однако, он пытался её добиться,

Читайте также:
Лунный свет анализ, история создания произведения

Произведение знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова с названием, взятым из стихотворения Пастернака «Единственные дни» (И дольше века длится день), является дебютным

Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Сведения о писателе

Если изучить особенности воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль», можно понять, в какую эпоху жил автор. Денис Иванович родился в апреле 1745 года в Москве. Период его жизни приходится на екатерининскую эпоху. Отец писателя был уважаемым гражданином. Сын им очень гордился и несколько позже воплотил его образ на страницах своей комедии в роли Стародума.

Автор утверждал, что именно этот герой является его любимым, поскольку придерживается принципов и верит в идеалы. После окончания школы Денис Иванович поступил в гимназию при Московском университете, учился хорошо, позже перевелся на философский факультет.

В 1760 году Фонвизин стал одним из лучших учеников гимназии и отправился в Петербург. Именно здесь он знакомится с Ломоносовым. Несколько позже Денис Иванович начинает заниматься переводами.

Одновременно этим Фонвизин стал создавать свои оригинальные произведения. Они были резковаты, но заслуживали внимание читателей и литературных критиков. Проблематика человеческих отношений в них была настолько актуальна, что почти каждый мог увидеть в произведении себя или свою семью.

Специалисты утверждают, что в этот период была создана знаменитая комедия автора, которая стала первоначальным вариантом пьесы, изданной несколько позже. Любимым автором Фонвизина был Руссо. Помимо этого, он увлекался творчеством Вольтера, был под впечатлением французской просветительской идеи. В 1777 году Денис Иванович уезжает во Францию, находится там на протяжении 18 месяцев.

Умение Фовизина грамотно и быстро переводить произведения с разных языков помогло ему устроиться на хорошую должность. Долгое время он был секретарем главы русской дипломатии. Тяжелая болезнь (паралич) довольно рано забрала талантливого человека. Он умер в возрасте 47 лет, но до конца жизни занимался литературной деятельностью.

История создания комедии

Пьеса Дениса Ивановича стала популярной после его смерти и была включена в школьную программу. Однако ученики средних и старших классов не могут сразу понять проблему воспитания в «Недоросле». Аргументы к сочинению можно подобрать с легкостью, если изучить историю создания комедии, ее тему и основной сюжет.

В XVIII веке под термином «недоросль» понимали дворянина, который не получил должного образования и воспитания, а также не имел соответствующего документа, подтверждающего учебу. Таких людей не брали на службу и важные должности, им не разрешали жениться. Они были оторваны от мира образованных дворян.

Идея создания комедии, где действующими лицами стали бы люди из разных слоев населения, зародилась у Фонвизина во время пребывания во Франции. В этот период автор изучал:

  • философию;
  • юриспруденцию;
  • социальную жизнь страны.

Возвратившись на родину, он начал работу над произведением. Это заняло около 3 лет, а в 1782 году комедия была опубликована. Основной задачей автора было показать читателю, как устаревшие понятия препятствуют воспитанию целостной личности.

Подобные откровения, пусть и завуалированные, стали причиной гнева Екатерины II, которая запретила постановку пьесы на сцене. Фонвизин же предпринял попытку достучаться до людей с помощью журнала, в котором хотел излагать свои мысли. Однако императрица запретила его выпуск. Этот факт только подтверждает мысль о том, что правители не желают воспитывать истинных граждан, которые смогут отвечать за свои действия и наставлять других на верный путь.

Действующие лица

Сюжет комедии разворачивается в середине XVIII века. Героями книги становятся люди из разных слоев населения, имеющие свое видение окружающего мира. На страницах произведения можно увидеть социальное неравенство. Главные персонажи:

  1. Терентий Простаков — глава семейства, необразованный и слабовольный человек, старающийся во всем угодить своей невежественной и властной супруге. Любит своего сына умеренно, иногда не может поверить, что это действительно его отпрыск. Несмотря на богатство и положение в обществе, не умеет читать.
  2. Госпожа Простакова — супруга Простакова и хозяйка дома, любящая мать Митрофана. Считается главным отрицательным персонажем, относится к дворянскому роду, поэтому считает, что ей разрешено делать все. На первый план в жизни женщины выходит любовь к своему сыну Митрофанушке. Именно из-за наличия такого персонажа довольно остро стоит проблема воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль».
  3. Митрофан — сын Простаковых, недоросль. Юноша настолько беспечен, ленив и наивен, что не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе. Он не следит за одеждой, не желает учиться и предпочитает только забавы.
  4. Правдин — государственный деятель, направленный в имение Простаковых для проведения расследования, касающегося обращения госпожи со своими подчиненными.
  5. Стародум — основной положительный персонаж в комедии, дядя Софьи, человек высоких моральных принципов. Он учит племянницу жить по правилам, быть образованной и приличной девушкой.
  6. Софья — племянница Стародума, девушка с добрым сердцем.
  7. Милон — молодой и достойный человек, офицер, который помог предотвратить похищение Софьи, своей возлюбленной.
  8. Скотинин Тарас — человек, фамилия которого говорит сама за себя. Является братом Простаковой, очень любит свиней, желает взять Софью в жены, поскольку девушка имеет наследство.
  9. Кутейкин, Вральман и Цыфиркин — учителя Митрофанушки, которые так и не смогли его чему-либо научить.

Помимо основных персонажей в комедии раскрыт образ слуги в лице Тришки, кормилицы Еремеевны и камердинера.

Сочинение 2

Центральной фигурой произведения, вокруг которой разворачивается вся комедия, является сын типичного русского дворянина — Митрофанушка. Мальчик олицетворяет собой распространённый образ подростка, принадлежащего к высшему сословию. Жизнь Митрофана наполнена бездельем и ленью. Подросток создаёт видимость какой-либо деятельности, делает вид что учится. А на самом деле его не интересует ничего и занят он ни чем.

Львиную долю своих пороков Митрофан перенял у родной мамы. Простакова не только ухитрилась взрастить в себе все дворянские пороки, но и успешно передать их сыну. Жадность, наглость, невежество, деспотичность и неблагодарность — всё это черты её характера. Не уметь писать и читать — это славная традиция её семьи, признак истинного дворянства. Зачем человеку высокого происхождения быть грамотным? Ведь, при ненадобности, можно подчинённому дать поручение прочитать необходимое письмо. Подобный ход мыслей не чужд и её брату, дяде Митрофана — Простакову.

Получение подростком достойного образования, в доме Простаковых, является всего лишь фикцией, формальностью. Учителя наняты семьёй не для обогащения головы Митрофанушки знаниями, а для соблюдения сложившейся моды на получение образования. Кутейкин пытается обучить мальчика искусству словесности. Математик Цыфиркин учит арифметике. Они оба честно стараются привить Митрофану любовь к наукам. А учитель французского, Вральман, напротив, полностью потакает капризам нерадивого ученика. Свои действия он объясняет тем, что много учиться якобы крайне вредно для неокрепшего ума.

У Митрофана есть няня Еремеевна, которая когда-то была его кормилицей. В её основные обязанности входит защищать воспитанника от всех ударов судьбы и следить за своевременным питанием Митрофанушки. Несмотря на то что Еремеевна много лет самозабвенно служит семейству Простаковых, она неизменно получает от них регулярные выговоры и побои. Благодарность несвойственна обитателям дома Простаковых.

Читайте также:
Нате! анализ, характеристика и образ героя, основной смысл и тема

Свое эффективное решение проблемы воспитания автор озвучивает словами Стародума, считающего что хорошее воспитание является неотъемлемым атрибутом благополучного государства. Стародум жёстко делит всех людей на добропорядочных и порочных. Он выступает за строгость и борьбу с дурными наклонностями. В конце пьесы бессовестные помещики получают заслуженные наказания, а Митрофан поступает на службу в армию.

Первый конфликт

О воспитании Митрофана в комедии «Недоросль» можно судить уже после прочтения первого действия пьесы. В нем описывается недовольство матери юноши, которое та выражает по поводу работы Тришки. Парень является крепостным и по совместительству занимает должность портного, хотя не получил должного образования. Простакова ругает Тришку за плохо сшитый кафтан, который необходим ее сыну.

Поводом для получения новой вещи стала предстоящая женитьба на Софье, которая была дальней родственницей Простаковых, осталась сиротой и проживала временно в их имении. Однажды во время урока Митрофан сказал матери, что не желает учиться, а хочет жениться на Софье. Мать сразу соглашается с сыном, поскольку девушке в наследство досталось много земель и скота.

Она старается уговорить Митрофана нормально учиться, чтобы доказать будущей супруге свою образованность. Кутейкин и Цыфиркин начинают занятия с юношей, но после трех лет уроков он не в состоянии прочесть даже одну строчку. Это не расстраивает Митрофана и его мать. Последняя говорит, что сын должен отказаться от занятий, если ему они тяжело даются.

Еще одним учителем Митрофана становится Вральман, который должен научить его французскому языку и другим наукам. Никто не догадывается, что учитель является бывшим кучером и не в состоянии передать парню необходимые знания. Здесь Фонвизин дает читателю понять, что Простакова — невежественная и просто глупая женщина, поскольку не способна отличить хорошего педагога от обманщика.

На первых страницах читатель видит нравственное разложение взрослой женщины. Она не может дать своему сыну верные наставления, поскольку сама безграмотна и плохо воспитана. Ее хамство в обращении со слугами раскрывает сущность характера, его влияние на воспитание сына. Проблемный ребенок нуждается в крепкой руке, но отец его слабовольный человек, а мать слишком поглощена собственной любовью к сыну-переростку.

Отношение Простакова к собственной семье становится еще одной проблемой. Он во всем соглашается с супругой, не имеет собственного мнения и не принимает участия в воспитании сына. Митрофан отца не уважает, не прислушивается, иногда повышает голос, но Простаков не предпринимает попыток исправить ситуацию. Его рассуждения напоминают речи крепостного, несмотря на принадлежность к дворянскому роду.

Образование и воспитание в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» — то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.

Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.

В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.

Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.

Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.

Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, — два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность. Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения. Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.

Скрытые мотивы

Второй и наиболее актуальной проблемой, разворачивающейся на страницах комедии, считается дурной пример, который Простаковы подают собственному сыну. Когда мать юноши узнает, что Софья получила письмо от своего дяди Стародума, она пытается уличить девушку в измене или плохом поведении, но не может подтвердить свои предположения, ведь не умеет читать.

Позже женщина узнает, что в письме сказано о наследстве, которое дядя завещает своей любимой и единственной племяннице. Тогда Простакова старается побыстрее устроить свадьбу Митрофана с Софьей, чтобы заполучить деньги Стародума. Подобная корысть отрицательно отражается на воспитании нравственных идеалов юноши:

  • он не понимает, что для получения чего-либо в жизни нужно усердно трудиться, добиваться поставленной цели;
  • Митрофан уверен, что рядом всегда будет человек, который решит все проблемы;
  • парень считает, что получит желаемое в любом случае, при этом не имеет значения, каким способом это делать.

Итог подобного воспитания — невежественный, разбалованный, ленивый, тщеславный юноша, который решает жениться только ради забавы, не испытывая истинных чувств к избраннице. Бедный Митрофанушка уверен, что неблагочестивые поступки не отражаются на личности, а любое средство хорошо для получения желаемого. При этом он возлагает груз ответственности на плечи матери, не заботясь о ее душе.

Читайте также:
«Галоша» краткое содержание рассказа М.М. Зощенко для читательского дневника, анализ произведения, главные персонажи, отзывы

Несмотря на всю любовь, которую отдавала Простакова сыну, он не оценил ее по достоинству. В последнем действии комедии он отмахивается от матери, высказывает претензию, что она слишком навязывается. Именно тогда женщина понимает, что осталась без власти не только над крепостными, но и над собственным ребенком.

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Воспитание — аргументы ЕГЭ

Тезисы

  • Воспитание – неотъемлемая часть жизни каждого человека, и к нему необходимо подходить серьезно.
  • В жизни каждого ребенка есть один авторитет и ориентир – это его родители. Для него они – это весь мир, это все, что у него есть.
  • Ребенок бессознательно копирует поведение своих родителей, перенимает их жизненные ценности, и для этого даже не нужны никакие наставления. Поэтому воспитание — это демонстрация своего примера.
  • Воспитание — это передача моральных правил и ценностей молодому поколению.
  • Воспитание — это влияние родителя на ребенка, цель которого — адаптировать юного члена общества к жизни во взрослом мире.
  • Воспитание — это жизненные уроки, которые ребенку преподают его родители.
  • Проблема воспитания — это вечный вопрос, актуальный во все времена. У каждого поколения людей свои подходы к формированию мировоззрения нового поколения.
  • Роль воспитания в жизни людей нельзя переоценить, ведь именно формирование личности в детстве во многом определяет судьбу человека.
  • Проблема значимости воспитания всегда волновала людей, ведь некоторые из нас пренебрегают им и пускают судьбы детей на самотек, не помогая им развиваться морально и духовно.

Аргументы

Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Ярко проиллюстрировал значимость воспитания Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Митрофанушка, великовозрастное дитя, взлелеянное матерью, вырос таким же, как его родители — безответственным, глупым и жестоким. Госпожа Простакова — грубая крепостница, тиран и деспот. На все ее окружение, кроме любимого дитяти, сыплются оскорбления. Портного Тришку она называет «мошенником» и «болваном», к няньке Еремеевне и вовсе проявляет небывалую жестокость: «По пяти рублей за год, да по пяти пощечин за день», — заявляет героиня. Муж ее совсем не имеет никакого слова в делах семьи. Митрофан же пошел еще дальше своей матери: он научился ловко манипулировать ею, льстя и хитря. Он понимает, что находится в центре вселенной Простаковой, что ему сойдет с рук любой проказ. В конце комедии вскрывается этот «сундук Пандоры», и истинная сущность Митрофана, его жестокость, выходят наружу. В финальной сцене Простакова, потерявшая имение, кидается к своему сыну как к последнему утешению, но Митрофан грубо отталкивает мать, произнося следующие слова: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». А автор заключает: «Вот злонравия достойные плоды».

И.А. Гончаров, «Обломов». От воспитания зависит судьба ребенка. Это доказывает пример из романа «Обломов». В центре повествования находятся два героя — Илья и Андрей. Илья — потомок знатных дворян, которого родители баловали с детства. Они не позволяли ребенку «перетруждать» себя обучением и даже активными играми. Илюша не мог даже надеть носки — в этом ему были обязаны помогать слуги. Образ жизни помещиков вселил в ребенка праздность и инфантильность. Он тоже мечтал спать, есть и забываться в грезах целый день, откладывая все дела «на потом». Поэтому он и стал всего лишь ленивым и апатичным человеком без работы, целей и перспектив. А вот его друг, Андрей Штольц, состоялся в обществе благодаря более суровому и деятельному воспитанию. Его отец не был дворянином и всю жизнь работал, чтобы обеспечить семью. Поэтому он приучил сына к труду и дал ему прикладные знания и навыки, чтобы он сумел добиться успеха. И Андрей всего достиг сам: на службе он получил личное дворянство, а потом ушел в отставку и занялся бизнесом. Он честно заработал капитал, поэтому его уважали даже самые знатные генералы и помещики. Его будущее было предопределено воспитанием: родители сделали все возможное, чтобы их сын стал успешным.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». А.С. Пушкин так же касается темы воспитания. Например, в романе «Капитанская дочка», который по праву можно назвать романом-воспитанием, так как в нем рассказывается о становлении личности дворянского недоросля. Одним из главных моментов в воспитании можно отметить наставление отца Петра Гринева: «Береги платье снову, а честь смолоду». Служба Андрея Петровича быстро закончилось, так как он не хотел продвигаться по карьерной лестнице нечестным способом и, пытаясь уберечь от этого своего сына, отослал его служить не в Петербург, о чем мечтал Петр, а в Оренбургскую губернию. Сам же главный герой был честен и перед собой, и перед всеми: он защищал честь Маши Мироновой, сражаясь со Швабриным, и не встал на сторону Пугачева: «Я присягал государыне императрице. Тебе служить не могу… Не моя воля. Велят идти против тебя – пойду», — говорит Гринев. В данном случае воспитание принесло положительный результат: сын пошел в отца и применил его моральные принципы в деле. Очевидно, что самым эффективным воспитательным методом является демонстрация собственного примера, соответствующего всем наставлениям и советам.

В.Г. Распутин, «Уроки французского». Личный пример всегда является главным орудием воспитания. Это доказывает пример из рассказа «Уроки французского». Мать главного героя овдовела и вынуждена была воспитывать троих детей в одиночку. В голодное послевоенное время женщина работала за двоих, чтобы хоть как-то обеспечить семью. Еды не хватало, как и других необходимых вещей. Но такая тяжелая и безрадостная жизнь не сломала героиню рассказа. Она все равно не сдавалась и делала все возможное, чтобы ее дети не терпели нужду. Поэтому читатель не удивляется, когда видит, как ее сын, несмотря на голод и нищету, получает образование в городе и становится человеком с большой буквы. Володя берет пример с мамы и терпит лишения, чтобы помочь семье. Воспитание личным примером эффективнее всего влияет на ребенка и делает его таким же добродетельным, как его родители.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». В «Евгении Онегине» также говорится о воспитании. Евгений, выросший в Петербурге и воспитанный по всем правилам светскости, ходил на все балы, спал до обеда и совсем не знал никаких забот. Но стоит учесть одну важную вещь: именно из-за этого «безделья» он не мог найти своего места в мире, почувствовать гармонию с ним. Он был оторван от национальной почвы, от традиций, и для него не было ничего святого. Герой как будто находился в какой-то прострации, он не мог определить для себя какие-либо ценности. Дело в том, что «Евгений Онегин» был написан после неудавшегося декабристского восстания 1825 г., и роман этот служил описанием всей дворянской среды, потерявшей политические ориентиры. Это явление в зарубежной традиции называется мировой скорбью, болезнью века, а у нас, в России, попросту хандрой. Истинным идеалом воспитания у Пушкина выступает Татьяна Ларина. Она сильная и цельная личность. Татьяна росла в деревне, слушала народные сказки своей няни, и это народное влияние, по мнению Достоевского, написавшего очерк «Пушкин», является основой ее личности. Героиня имеет понятия о чести и справедливости, у нее есть твердые нравственные принципы. В конце романа, когда одумавшийся Онегин просит о взаимности, героиня отказывает ему в этом, так как понимает, что строить счастье на несчастье других (ее мужа) – это бесчестный и даже подлый поступок. Очевидно, что она воспитана намного лучше, ведь у нее есть свой моральный кодекс, в отличие от беспутного Евгения, который перенял у французского гувернера только стремление к развлечениям.

Читайте также:
Гаев Леонид Андреевич образ и характеристика героя в пьесе А.П. Чехова

Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Говоря о воспитании, стоит упомянуть и поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души». Отец Чичикова навязывал мальчику свои суждения о жизни. Он убеждал сына, что дружбы не бывает, что ради выгоды можно сказать что-угодно, а еще он говорил: «Копи копейку…», — что и делал сам Чичиков. Во все жизненные авантюры он вступал именно с этим намерением. Чичиков прекрасно изучил людей и из любой ситуации мог извлечь выгоду. С раннего детства он угождал всем своим учителям, чтобы добиться их расположения. Далее обещал жениться на дочери начальника и за это получил должность повытчика. Во время работы на таможне ему удалось убедить начальство в неподкупности, обеспечив себе таким образом неплохое алиби, так как за спинами начальников он наладил связь с контрабандистами и нажил себе состояние. Встречаясь с помещиками по делу покупки мертвых душ, он постоянно меняется и копирует манеры своих собеседников для быстрейшего достижения своей цели. Другое дело, что все его авантюры не удаются, ведь все, чем он руководствуется, – подло. Плохое воспитание сделало талантливого человека алчным и одиноким, зацикленным на приобретение состояния.

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Проблема воспитания рассматривается в романе-эпопее «Война и мир». В семье Болконских этому процессу всегда уделялось много внимания и времени. Князь Николай не жалел сил и всегда занимался со своими детьми. Он, в отличие от многих своих современников, не делал исключения даже для девочки. Он дал Марье почти такое же воспитание, как и Андрею, научив ее твердости, принципиальности и упорству. Он преподавал ей даже точные науки, несмотря на то, что в те времена бытовало мнение о ненужности этих знаний для женщин. Князь Николай не верил на слово большинству и руководствовался своими убеждениями в воспитании. Поэтому он не обращал внимания на слезы дочери и ее нежелание заниматься геометрией, а шел по намеченному пути и смог привить ей дисциплину, любовь к знаниям и целеустремленность. После этих занятий его дочь уже не боялась трудностей и брала пример с гордого и сильного отца, который никогда не сдавался. Именно благодаря воспитанию княжна Марья смогла пережить сложные времена и не уронить свое достоинство.

Ф.А. Искандер, «Тринадцатый подвиг Геракла». Порой человек нуждается в суровых жизненных уроках, и только при таких условиях он может добиться в жизни большего. Именно о таком уроке вспоминал уже состоявшийся в профессии рассказчик в произведении «Тринадцатый подвиг Геракла». В детстве он очень боялся ходить на уроки математики, потому что учитель был строг и насмешлив. Те, кто не делал домашние задания и плохо учился, были высмеяны им прилюдно. Харлампий Диогенович ни для кого не длил исключений и добивался высоких показателей знаний среди учеников благодаря своей уникальной тактике. И вот рассказчик придумал хитрость: организовал на уроке прививку, чтобы сорвать занятие и не получить свою порцию едкого юмора. Но учитель обо всем догадался и все-таки сравнил обманщика с Гераклом, подметив разницу: подвиг труса был жалкой пародией на деяния героя. После этого сравнения рассказчик почувствовал стыд и неловкость. К следующему уроку он уже был готов, как и ко всем остальным в дальнейшем. Благодаря этому строгому воспитанию в стенах школы ребенок стал успешным человеком, который питал чувство благодарности к своему наставнику.

Л.Н. Толстой, «Детство». Воспитанию высоконравственного человека помогают любовь, ласка и внимание. Это доказывает Л.Н. Толстой в повести «Детство». Главная героиня, в отличие от многих дворянок, сама воспитывала детей и принимала участие в их обучении. Наталья Николаевна показывала им личный пример, ведь сама свободно владела иностранными языками, много читала, хорошо играла на фортепьяно и танцевала. Героиня получила достойное образование и теперь помогала детям освоить его. Ее поддержка на каждом этапе формирования делала возможными многочисленные успехи детей. Своим участием она поспособствовала и нравственному росту сыновей и дочери. Так, Николай был очень добрым, сострадательным, умным мальчиком, который был способен на глубокие чувства. Володя стал целеустремлённым, сильным и независимым. Люба стала ласковой, доброжелательной и развитой девочкой. Под влиянием матери каждый ребенок раскрылся со своей лучшей стороны и стал многогранной личностью.

И.А. Бунин, «Цифры». Проблема значимости воспитания часто становится недооцененной. К сожалению, многие взрослые применяют неправильные педагогические методы и добиваются сомнительных успехов. Например, дядя из рассказа «Цифры» не поощрил любознательность племянника из-за своей лени. Сначала он соврал ребенку, что этот день не пригоден для занятий. Затем он сорвался на Женю, ведь тот продолжил настаивать на изучении цифр. После ссоры мальчика еще и выгнали из комнаты и оставили одного. Истерика, отрицание, гнев — вот чего добился дядя от племянника. Вместо того чтобы поощрить интерес к математике, герой его подавил. Но в финале рассказа нас ожидает примирение: дядя понял, что мальчик нуждается в новых знаниях, и помог ему освоить цифры. Его ошибка заключалась в том, что он недооценил значимость воспитания. Ребенок нуждался не в отговорках, лжи и уходе от ответственности. Он хотел узнать больше, и это желание нужно было поощрить, чтобы в дальнейшем Женя стал умным и равносторонне развитым человеком.

М. Горький, «Детство». К сожалению, воспитание не всегда бывает хорошим. В некоторых семьях детей делают жестокими, алчными и беспринципными — такими, какими являются взрослые представители этой среды. Такой пример описал М. Горький в повести «Детство». Главный герой оказался в доме деда Каширина — грубого, скупого и злого человека, который выше всего на свете ставил деньги. Хозяин дома подавляет всех родственников и систематически избивает их за малейшую провинность. Под влиянием агрессивного отца сыновья Василия стали такими же аморальными и подлыми. Они тиранили и свои семьи, подсознательно подражая во всем ненавистному отцу. Остатки доброты и порядочности Алеше помогла сохранить только бабушка, которая его защищала. Акулина Ивановна рассказывала внуку народные сказки, а также часто давала хорошие советы. Своим личным примером она привила Алеше трудолюбие, силу воли и отзывчивость. Героиня всегда была надежной опорой для ребенка и сделал для него даже больше, чем родная мать. Только благодаря ее хорошему воспитанию Алеша стал добросовестным и честным человеком.

Читайте также:
Цитаты Стародума - герой Недоросли о воспитании и образовании

Трагедия Софокла «Антигона». Это произведения представляет собой последнюю часть из трилогии, в которую входят «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Перед читателем разворачивается миф о царе Фив Эдипе, который по незнанию убил своего отца Лая и женился на своей матери Иокасте. Эдип понимал, что предсказание оракула сбылось, но не смог принять своих поступков и из-за этого чувствовал очень сильную вину: его мать повесилась на ремне, не смирившись с действительностью. Тогда царь решает выколоть себе глаза бляхами от того же ремня, чтобы не видеть ужаса мира, в котором он живет. Получается, царь Эдип чувствовал свою вину и понимал, что он должен понести наказание за свои поступки. Это говорит о его богатом внутреннем мире и остром чувстве справедливости. Такой же выросла и его дочь Антигона, пример отца подействовал на нее благотворно. Именно ей присущи желание справедливости и любовь к своей семье. От брака с Иокастой у Эдипа было четверо детей; Этеокл, Полиник, Антигона и Исмена. После смерти царя братья стали бороться за трон, и Этеокл вместе с царским приспешником Креонтом изгнали Полиника, который собрал большое войско и пошел на Фивы. В результате этой войны погибли оба брата, но Этеокла похоронили по всем правилам погребения, а Полиника, как предателя и изгнанника, кинули на растерзание зверям. Антигона понимала, что в первую очередь Полиник – ее брат, он заслуживает быть погребенным. Несмотря на то, что Исмена всячески пыталась отговорить сестру идти на рискованный шаг, Антигона решила сама похоронить Полиника, вопреки всем угрозам Креонта: «Хочешь казнить — казни, воля твоя, а правда моя», — говорит Антигона. Таким образом, Антигона переняла стремление к справедливости и честности у своего отца.

Сочинение: Проблема воспитания и образования в комедии «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

(593 слова) В восемнадцатом веке Денис Иванович Фонвизин создал одно из самых известных произведений отечественной литературы – комедию «Недоросль». Известно, что во время своего пребывания во Франции писатель изучал философию и юриспруденцию. Кроме того, за границей ему посчастливилось познакомиться с громкими театральным постановками того времени. Именно после этого у автора и возник замысел создания своего произведения. Над своим трудом Денис Иванович работал на протяжении трёх лет. А в 1782 году книга была закончена. Не секрет, что писатель был сторонником необходимости просвещения. Поэтому центральными проблемами, поднятыми в пьесе, являются проблемы воспитания и образования. Рассмотрим поподробнее, как они раскрываются в комедии.

По мнению Дениса Ивановича Фонвизина, каждый человек без исключения должен быть образованным. Образование должно включать в себя не только занятия с преподавателями, но и постоянное желание развиваться и служить Родине на своем поприще. Но более всего важно нравственное совершенствование. Автор выражает свое мнение устами Стародума:

Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума.

Читатель замечает, что Митрофанушка не становится образованным, несмотря на то, что он занимается с педагогами. Почему? Персонаж сам не желает становиться умным. У него нет нравственного воспитания, которое позволило бы ему понять необходимость просвещения. Глупость героя менее страшна, чем его злонравие.

Кроме того, причина неудачного образования Митрофана состоит в том, что его педагоги сами не являются просвещенными людьми. Главный герой учится у тех, кто сам не имеет никакого представления об образовании. Они не способны дать какие-то знания человеку. В итоге, домашнее обучение не даёт никаких положительных результатов. Учителей, в первую очередь, интересовала плата родителей. Только Цыфиркин, отставной солдат, преподает предмет честно, в меру умений, но отказывается от платы, потому что его ученик не преуспел. Однако его положительный нравственный пример меркнет на фоне других персонажей произведения, которые окружают Митрофана и подают негативный пример.

Проблема образования порождает конфликт между персонажами. Ведь каждый герой имеет собственное мнение по поводу образования молодого поколения. По мнению госпожи Простаковой, накопление знаний нужно, чтобы выбиться в свет. Именно эта причина и заставила госпожу нанять педагогов своему сыну. Таким образом, образование в семье Простаковых — это лишь внешнее проявление ума, формальность. А вот для Стародума и Правдина оно заключается в расширении кругозора, развитии, воспитании нравственных качеств. Читатель видит, как внимательно Софья слушает наставления Стародума. Девушка им соответствует, ведь для положительных героев просвещение — это внутреннее состояние, которое нужно самой личности.

Госпожа Простакова считала образование формальностью, поэтому весьма не удивительно, что Митрофан также равнодушно относится к учебе. Внешняя образованность скрывала полную безграмотность и незнание элементарных правил поведения — такова была цель героини. Именно Простакова являлась главным воспитателем Митрофанушки. Отец персонажа совершенно им не занимался, а наставления госпожи Простаковой никак не поспособствовали развитию в главном герое достойных человеческих качеств. Образ госпожи Простаковой олицетворяет собой самодурство и тиранию. Властный характер героини способствует тому, что близкие люди все время ей лгут. В конце произведения читатель замечает, что у Митрофана отсутствуют элементарные понятия о воспитании. Он без зазрения совести отказывается от собственной матери, несмотря на то, что она его сильно любила.

Можно заметить, что в комедии все персонажи высказываются по поводу проблемы воспитания. Взгляды Скотинина и Простаковой о том, что люди должны стремиться лишь к богатству и чинам любыми средствами, противопоставляются мнению Правдина и Стародума, которые считают, что человек должен быть воспитан в духе чести и высокой морали. Поэтому одни герои похищают человека ради денег, а другие добиваются успеха честными методами. И, конечно, преступники наказываются, а положительные герои получают счастливый финал.

Семья Простаковых символизирует собирательный образ необразованного и невоспитанного дворянского сословия в отдаленных регионах. Денис Фонвизин не просто показал общественный поток, но и продемонстрировал пути решения данной проблемы. Такой способ можно проследить в методах Стародума. Ведь он живет по законам чести и нравственности.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»

Комедия «Недоросль» была написана в переходный для России период – во времена правления Екатерины ІІ. Старые, феодальные устои и нормы были уже непригодны для нового общества, но искусственно поддерживались консервативным дворянством, которое не было готово к отказу от отживших себя ценностей и перенять идеалы просвещения. Наиболее ярко это видно при анализе проблемы воспитания в комедии «Недоросль».

Читайте также:
Сочинение на тему - Героическая смерть Тараса Бульбы, описание

В произведении тема воспитания занимает центральное место и связана с основным конфликтом пьесы, который представляет собой противостояние между новыми идеями просвещения и устаревшими крепостническими устоями. Простакова и Скотинин являются непосредственными носителями последних, так как переняли их с воспитанием от своих родителей. Жестокость по отношению к крепостным, жадность, чрезмерная ценность вещей и денег, отрицание учености, плохое отношение даже к родным – все это «впитывает» в себя и Митрофан, становясь «достойным» сыном своей матери.

Рассматривая воспитательную проблематику комедии «Недоросль» более углубленно, становится понятно, что Фонвизин создал не строго каноничную классицистическую комедию, где герой должен быть либо строго положительным, либо строго отрицательным. Простакова, несмотря на свою жадность, хитрость и грубость, остается любящею матерью, готовой на все ради своего сына. Однако именно чрезмерная опека приводит к плачевным результатам – избалованным Митрофан, которого воспитывали одними «пряниками», не ценит усердий своей матери. При этом трагичность ситуации состоит в том, что сама Простакова, воспитанная по правилам «Домостроя» (вспомним ее возмущение, что девицы теперь умеют читать), просто не может понять, где ошиблась. Возможно, ее судьба сложилась бы по-иному, выйди она замуж за образованного человека, рядом с которым ее практичность была направлена в добродетельное русло. Однако отец Митрофана, Простаков, предстает как безвольный, во всем согласный со своей более активной женой, персонаж. Эту же пассивность мы видим и у юноши, когда тот во всем соглашается сначала с матерью, затем с Правдиным, когда тот собирается забрать его с собой.

Полной противоположностью глупому, грубому Митрофану является Софья. Девушка много читает, внимательно слушает наставления Стародума, стремится к добродетельной жизни. В отличие от Митрофана, для которого жениться – это новое развлечение, девушка воспринимает брак серьезно. Кроме того, Софья не противится решению Стародума выдать ее за достойного человека, который он выберет ей сам, то есть мнение родителя для нее является авторитетным, чего не скажешь о Митрофане.

Ярче всего в комедии Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи-зеркальщики, но и как носители диаметрально противоположных идей. Стародум относится к Софье как к взрослому человеку, ведет с ней беседы на равных, наставляет к добродетели и необходимости образования. Простакова же обращается с Митрофаном не как с состоявшимся 16-летним юношей, а как с маленьким ребенком, которому учение на самом деле не нужно (она же без него хорошо прожила), ведь все блага он и так получит не собственным трудом, а по наследству. Особенно в пьесе интересен момент, что, поддавшись моде, женщина приглашает сыну учителей, но по причине собственно невежества не видит их некомпетентности (как например, в случае с Вральманом) и до конца не понимает, как это может пригодиться в жизни (сцена, где Простакова по-своему решала задачи Цыфиркина).

Обнажая всю отсталость устаревших норм воспитания, Фонвизин не просто осмеивает ситуацию, а подталкивает к возможному решению этой проблемы. Так, червоточина кроется не только в семейной педагогике, где от поколения к поколению передаются отмирающие, неприемлемые в новом обществе идеи. Фонвизин приводит тому ряд связанных с общероссийской проблемой воспитания аргументов. «Недоросль» – это зеркало социальной жизни всей России, которая боится избавиться от старого и открыться к новому. Поэтому в пьесе и появляются гипертрофированные формы воплощения просветительских идей – учителя, которые не закончили семинарию или вовсе не имеют отношения к образованию, портные, которые не имеют понятия, как шить, и молодые люди, которые делают вид, что учатся, потому что это общепринято.

Для Фонвизина, как личности Просвещения, было важно, чтобы читатель или зритель комедии перенял его идеи и поддержал новый шаг развития российского общества. Однако ценность «Недоросля» как значительной вехи в русской литературе состоит в его вневременных идеях – высказанные автором наставления не теряют актуальности и в наши дни, помогая воспитывать сильную, образованную, умную и высокоморальную личность.

Сочинение на тему образования и воспитания в комедии «Недоросль»

Название комедии «Недоросль» указывает на то, что тема воспитания в этом произведении является основной. Петр Первый в 1714 году издал указ, по которому дворяне без образования не могли ни работать, ни заключать брак. Слово «недоросль» стало нарицательным для ленивых и не хотящих получать знания людей. Фонвизин критиковал существующую систему образования и считал, что она требует реформ.

Проблема Митрофана в большей степени не в нём самом, а в его семье и в воспитании. Дети смотрят на родителей, близкое окружение и копируют их поведение. Госпожа Простакова негативно относится к письменности, а её брат Скотинин считает чтение скучным. Господин Простаков слабохарактерный, во всём соглашается с женой из-за чувства страха, даже если она не права. Отсутствие образования в семье Простаковых проявляется не только в отсутствии знаний, но и в невоспитанности. Госпожа Простакова применяет физическое насилие по отношениям к своим слугам. Она издевается над подчинёнными, но я считаю, что этим она позорит в первую очередь саму себя и дворянскую фамилию. Её доминирующие черты характера — грубость, жадность и жестокость. Скотинин же гордится своими плохими манерами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофан не только хочет учиться, но и не уважает родителей.

Госпожа и Господин Простаковы искренне любят Митрофана, желают ему только лучшего, но из-за отсутствия хорошего образования не могут отличить хороших преподавателей и плохих. Ведь Вральман (бывший конюх), а Кутейкин (не окончивший семинарию) не были профессиональными учителями. А Митрофан понимая, как его любят родители, использовал их доброту, чтобы лениться.

Фонвизин в своём произведении размышлял о кризисе воспитания в России. Чтобы ребёнок был воспитан, то у него должны быть хорошая семья. Какую семью можно назвать хорошей? В той, которой супруги уважают друг друга, помогают нуждающимся и добиваются успеха только честным путём. Эти мысли можно найти в диалоге Софьи и Стародума.

Таким образом, подобные «митрофаны» появляются из-за отсутствия образованности, культурности и от чрезмерной родительской опеки.

Вопросы о проблемах воспитания и образования – это главные составляющие элементы комедии. Их до сих пор можно считать актуальными, ведь, сколько существует человечество, столько и глупость. Даже сейчас, когда общество достигло технического прогресса, нас окружают много необразованных людей.

Сочинение 3

Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.

Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.

Читайте также:
Тема родины в творчестве Маяковского - патриотические произведения

Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться». Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя. Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.

Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».

Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их. Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим. Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.

Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.

Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.

По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.

Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.

Сочинение на тему: Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

Все мы знаем, насколько велика роль семьи и родительского воспитания в жизни человека. Будущее ребенка тесно связано с тем, какими способами происходило его воспитание.

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания занимает центральное место. Простаковы и Скотинин – вот люди, воспитывающие новое поколение. Каковы они?

Грубыми, злыми, жестокими и завистливыми воспитали Простакову и Скотинина. Так же они воспитывают и своих детей. Они не способны нарушать общественные нормы и далеки от этих попыток.

Госпожа Простакова до безумия любит сына Митрофана, готова сделать для него все, даже несмотря на нечестные методы. Воспитываясь в среде «пряников» без «кнутов», Митрофан не ценит того, что для него делает мать. Он не испытывает особой любви к родителям и воспринимает все их поступки как должное.

Простаков же не имеет собственного мнения и во всем потакает своей жене. Эту же черту впитает в себя и Митрофанушка. Он во всем соглашается с матерью, а затем и с Правдиным.

Что может получить юноша от людей, не признающих образование, желающих «содрать» все со своих крестьян? Конечно, невежественность, грубость и жадность. Митрофанушка вобрал в себя качества необразованного неуча. Не зря его имя стало нарицательным.

Другое же воспитание получает Софья. Софья образованна, много читает. Она стремится к добродетели. Уважительно относится к мнению Стародума. Он же в свою очередь относится к ней как к умному, взрослому человеку, что позволяет Софье чувствовать себя с ним на равных.

На примере двух героев произведения мы видим, как воспитание влияет на жизнь человека. Комедия заканчивается фразой Стародума «Вот и злонравия достойные плоды». Этим Фонвизин подчеркнул проблему воспитания подрастающего поколения, пытаясь изменить устои общества. Свои мысли и идеи он вложил в речи Правдина и Стародума: нужно иметь доброе сердце и чистую душу. Именно этому и нужно учить детей.

Проблема воспитания актуальна и на данный момент, а комедия «Недоросль» еще в 18 веке указала на то, что важно уметь воспитывать человека с самого детства и делать это необходимо правильно.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» читают:

Сочинение на тему «Дом, который украшает нашу улицу»

Сочинение «Слово как источник счастья»

Сочинение «Характеристика человека», 8 класс

Сочинение по картине «Девочка с ягодами», Рачков (6 класс)

Картина художника Н.Е. Рачкова «Девочка с ягодами» сразу же поразила меня своей открытостью. Этот потрясающий портрет маленькой русской девочки наполнен Читать далее…

Сочинение на тему «Самовоспитание»

В моём понимании самовоспитание – это формирование личности человека при помощи его воли и желания. Для достижения заветной цели нужно Читать далее…

Сочинение на тему «Остап и Андрий – братья и враги», 7 класс

Остап и Андрий – два родных брата, которые впоследствии стали врагами. Виной тому были различия между ними в понятиях любви, Читать далее…

Сочинение про маму, 4 класс

Мама – это самый дорогой для меня человек. Как и все, я считаю, что моя мама самая лучшая на свете, Читать далее…

Сочинение на тему «Милосердие»

Милосердие – это благородное чувство. Милосердный человек всегда готов прийти на помощь нуждающемуся, и не важно в первый раз он Читать далее…

Сочинение на тему «Детство – золотая пора»

Когда мне было около пяти лет, я хотела побыстрее стать большой, чтобы без труда дотягиваться до ручки холодильника. Сейчас я Читать далее…

Образование и воспитание в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» — то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.

Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.

Читайте также:
Орестея краткое содержание античной трагедии Эсхила, анализ трилогии, образы, проблематика и основной конфликт

В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.

Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.

Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.

Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, — два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность. Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения. Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
    Михаил Юрьевич – одинокая и свободолюбивая личность. Этот мир с малых лет воспринимался поэтом, как жестокое и недружелюбное место. Будучи маленьким мальчиком, он потерял мать
  • Характеристика и образ Жеркова в романе Война и мир
    Лев Николаевич Толстой является автором произведения Война и мир. А одним из персонажей, которые сыграли значительную роль в процессе войны является Жерков.
  • Отзыв на рассказ Ася Тургенева 8 класс
    Само произведение мне очень понравилось, но не совсем понравилось поведение главной героини, чьим именем его и назвал автор.

Образы положительных и отрицательных героев

«Недоросль» – классицистическая комедия, в которой соблюдены все единства, в том числе и наличие говорящих имен. Читателю несложно догадаться, что Простакова, Скотинин и Вральман являются отрицательными героями: первая проста как три копейки, второй отличается пристрастием к скоту, третий заврался так, что сам забыл о своем происхождении; на примере другого негативного персонажа, Митрофанушки, автором поднимается актуальная проблема воспитания и образования.

В комедии «Недоросль» Стародум, Правдин и Милон являются носителем добродетели. Они хотят вызволить Софью из деревни Простаковых, и у них это получается. Этим людям было дано лучшее воспитание и они рассуждают о «невеждах без души», таких как Митрофан. Речь положительных героев возвышенна, поэтому читатели цитируют их до сих пор.

Сочинения

Комедия Недоросль и сегодня изучается в школе и до сих пор является актуальной. Ведь автор затрагивает разные проблемы, что волнуют людей и в настоящее время. Одна из таких проблем есть проблема воспитания в комедии Недоросль.

Проблема воспитания в комедии Фонвизина

Тема воспитания всегда не давала покоя Фонвизину, который был за просвещение страны, за то чтобы граждане воспитывались по строгим правилам и были достойными гражданами. Вот Фонвизин и поднимает в своем произведении проблему воспитания, ведь высший свет состоял из дворян, чье воспитание было поставлено дурно. Повсюду было самодурство и вседозволенность. Закрывать глаза на это было попросту невозможно, вот и поднимается автором проблема воспитания в комеди.

Нам же предстоит сегодня написать сочинение по комедии, поднимая проблему воспитания. Достаточно обратить свое внимание на таких героев как Простакова, которая даже читать не умела, и не считала данное умение необходимым. Да и Скотинин тому пример, который с отроду ничего не читывал. Раскрывая проблему воспитания истинного гражданина, автор показал два взгляда на воспитание. Это патриархальный взгляд, которого придерживалась Простакова. И здесь результатом ее деятельности и воспитания мы видим Митрофана, которого решили учить грамоте, чтобы пробиться в высшее общество. Простакова говорит Митрофану, чтобы учился для виду, а он тому и рад, ведь он не хочет учиться, ищет любые поводы, чтобы уйти от учебы.

В итоге, за три года он при упоминании науки истории говорит, что и сам знает несколько историй, а дверь у него может быть как прилагательное, так и существительное. Об арифметике и других науках и вовсе говорить не стоит. Митрофанушка невежда, ничего не знает и не стремится к познаниям. При этом в Недоросли проблема воспитания и образования заключается и в том, что и сами учителя, которые должны были научить молодого человека наукам, не настаивают на учебе. Да и чему они могут научить, когда один из них бывший кучер. Цыфиркин дал все, что знал, а это говорит о том, что нужно полностью менять систему образования.

Благодаря таким героям, как Простакова, Скотинин, Митрофан, мы и можем ответить на вопрос, как раскрывается проблема воспитания в комедии. Именно из-за старых взглядов, из-за лени, из-за отсутствия стремления к познаниям, из-за взрослых, которые являясь примером для подражания, Митрофанушки ведут себя наихудшим образом и будет существовать проблема воспитания. Но, не все так плохо, ведь Фонвизин при этом рисует и других героев, таких как Стародум, Правдин, которые придерживались других взглядов. Они поддерживали просветительство и развитие. При этом и среди молодого поколения есть те, кто хочет развиваться, хочет стремиться к лучшему и здесь появляются образы Софьи и Милона. Эти герои были образованными, честными, добрыми и справедливыми людьми. И пока такие люди есть, страна будет двигаться вперед, ну а Митрофанушки, они были, есть и будут, главное, чтобы мы сами не стали их подобием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: