Прекрасно как пишется правильно – через и или е и почему?

Правописание слова “прекрасно”: ошибки, грамматика, примеры

Слово «прекрасно» правильно пишется без «т», так как состоит «-красно» (в смысле красиво) и приставки «пре-», выражающей превосходную степень. То есть, общее (прототипическое) значение «прекрасно» – очень красиво, замечательно, выше всяких похвал. Может употребляться в качестве различных частей речи, но писать его неправильно ( «прекрастно» ) значит написать бессмыслицу: ничего «крастного» в русском языке нет. Даже уворованное это украденное, но не украстное. То же самое и с «прикрасно» – здесь неуместна приставка «при-», обозначающая присоединение, приближение и т.п.

Части речи и значения

«Прекрасно», в зависимости от смысла и построения предложений с ним, служит такими частями речи (но не обязательно только ими), наделёнными собственными значениями:

  1. Краткой формой единственного числа прилагательного среднего рода «прекрасное»: «Ваше платье прекрасно! – Неужели прекраснее меня в нём?». (Замена на полную форму не меняет смысла фразы, но лишает её гладкости, элегантности). По числам не изменяется, по падежам не склоняется. В данной форме имеет сравнительную степень прекраснее и превосходную прекраснейше.
  2. Определительным качественным наречием, выражающим высокую степень удовлетворения результатом какого-либо действия: «прекрасно сделано», «прекрасно оформлено», «прекрасно сыграно».
  3. Междометием (возгласом, восклицанием), означающим удовлетворение и/или восхищение чем-либо. В речи хорошо согласуется с другими междометиями, выражающими то же самое: «Как вам мой танец? – О! Прекрасно!»; «Это и есть ваша беседка? Как прекрасно! Не налюбуешься!»; «Вы освободились? Прекрасно! Идёмте-ка погуляем!»
  4. Предикативом, то есть словом – не частью речи, выказывающим (проявляющим) эмоциональное состояние автора и/или дающим его оценку факта, вещи, события, явления. В качестве предикатива употребляется как сказуемое: «До чего же прекрасно у вас в саду! Никак уходить не хочется».

Синонимы к «прекрасно» во всех качествах и значениях «великолепно», «восхитительно», «замечательно», «изумительно», «отлично», «превосходно», «чудесно»; частичный «обворожительно».

Что такое предикатив

«Предикатив» в переводе на русский это какое-то вводное, вступительное слово или высказывание. Есть особые вводные слова (спасибо, пожалуйста), частями речи не являющиеся, поскольку лишены собственного определённого значения. Однако слово или выражение – предикатив в одном предложении может быть «полноправной» частью речи в другом. Предикативы часто используются как вводные слова, задающие, так сказать, эмоциональный настрой предложению, в которое входят; в таком случае отделяются запятыми («Готово? Прекрасно, продолжим»). Но предикатив может играть и роль сказуемого, как показано выше; предикативы-сказуемые знаками препинания не выделяются.

Грамматика

Викисловарь до безобразия неверно даёт состав слова «прекрасно». На самом дело оно состоит из приставки «пре-», корня «-крас-», суффиксов «-н-» и «-о». Неизменяемое слово. Постановка ударения и разделение переносами пре-кра́с-но.

В приложение к прилагательному

В примере к первому значению «прекрасно» приведена сценка из, предположительно, какого-то светского события. К светской жизни многие относятся пренебрежительно (в чём, надо полагать, немалая вина современных светских львов и львиц), а напрасно. Хорошо организованные и пристойно проведенные светские мероприятия оттачивают естественность поведения и выразительность речи, что играет огромную роль во взаимопонимании людей. Надо сказать, что англосаксы в лучшие свои времена достигли в этом высокой изощрённости, большей, чем французы куртуазной поры. К примеру, какой-то из тамошних гламурных журналов (Life, насколько помнится) объявил однажды конкурс со следующим условием: вы на светском рауте разговариваете с приглянувшейся вам дамой. Внезапно вам приспичило в туалет по малому делу. Вы должны объяснить это партнёрше так, чтобы она всё поняла, но ничуть не обиделась, даже посмеялась и обязательно дождалась вас обратно. То есть, без малейших грубостей, пошлостей и неприкрытого натурализма. Первую премию (немалую) получил такой ответ:

Читайте также:
Частицы в русском языке - разряды и виды, примеры, значение, список

«Дорогая, я вынужден покинуть вас на несколько минут по просьбе моего лучшего друга, с которым познакомлю вас позже».

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Как проверить слово «ПРЕКРАСНО»

При про­из­но­ше­нии сло­ва «прекрасно» удар­ным явля­ет­ся глас­ный [а], из-за чего может воз­ник­нуть сомне­ние в напи­са­нии без­удар­но­го глас­но­го в пер­вом сло­ге корня:

  • прекра́сно — корень/окончание

Слово «прекрасно» пишет­ся с бук­вой «е» и не име­ет непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го в корне.

Часть речи слова «прекрасно»

Весной как прекра́сно розо­вое цве­те­ние яблонь!

Рассмотрим дру­гой контекст:

Даже отсю­да я прекра́сно вижу ста­рин­ную башню.

Вижу как? прекра́сно.

Это сло­во зави­сит от глагола-сказуемого и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос. Это Это грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки сло­ва само­сто­я­тель­ной части речи — наре­чия:

  • прекрасно — корень/суффикс.

«Прекрасно» или «прикрасно»?

Какую бук­ву, «е» или «и», выбрать в напи­са­нии инте­ре­су­ю­ще­го нас слова?

Краткая фор­ма един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода обра­зо­ва­на от каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «прекрасный», кото­рое соглас­но сло­ва­рю Т.Е. Ефремовой име­ет сле­ду­ю­щие значения:

  • отли­ча­ю­щий­ся необык­но­вен­ной кра­со­той, очень красивый//Привлекательный внешне, про­из­во­дя­щий очень при­ят­ное впечатление.
  • То же, что и отличный.

    Как видим, зна­че­ние одно­ко­рен­но­го при­ла­га­тель­но­го «пре­крас­ный» и наре­чия «прекрасно» соот­но­сит­ся с при­зна­ком в выс­шей сте­пе­ни, кото­рый мож­но выра­зить с помо­щью наре­чия меры и сте­пе­ни «очень». Вспомним, что смыс­ло­вая при­став­ка пре- как раз пишет­ся имен­но в таких случаях:

    • предобрый — очень добрый;
    • презабавный — очень забавный;
    • премилый — очень милый.

    В мор­фем­ном соста­ве при­ла­га­тель­но­го «пре­крас­ный» и про­из­вод­но­го наре­чия «прекрасно» в совре­мен­ном рус­ском язы­ке эта эти­мо­ло­ги­че­ская при­став­ка уже не выде­ля­ет­ся, но все же, как видим, как память о ней, в без­удар­ном поло­же­нии в их корне пишет­ся имен­но бук­ва «е», как и в словах:

    • прелест­ный, пре­лест­ни­ца, прелестно;
    • упор­но преследовать;
    • зна­ки препина­ния.

    В корне слов «пре­крас­ный», «пре­крас­но» пишет­ся бук­ва «е», кото­рая явля­ет­ся непроверяемой.

    «Прекрасно» или «прекрастно», как правильно?

    В сте­че­нии соглас­ных стн во мно­гих сло­вах име­ет­ся непро­из­но­си­мый соглас­ный [т], кото­рый сле­ду­ет напи­сать, подо­брав про­ве­роч­ное сло­во, как напри­мер здесь:

    • груст­ный взгляд — грусть, он грустен;
    • ненаст­ный день — день ненастен;
    • умест­ный вопрос — вопрос уместен;
    • чест­ный ответ — честь, ответ честен.

    В сло­ве «прекра́сно» так­же рядом нахо­дят­ся соглас­ные «сн», поэто­му по ана­ло­гии может воз­ник­нуть сомне­ние, пишет­ся ли в нем бук­ва «т».

    В корне это­го сло­ва, кото­рое эти­мо­ло­ги­че­ски свя­за­но со сло­ва­ми «кра­са», «кра­со­та», нет непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го «т», что мож­но про­ве­рить, изме­нив фор­му крат­ко­го при­ла­га­тель­но­го:

    • буду­щее пре­крас­но — ответ пре­кра­сен.

    В крат­кой фор­ме муж­ско­го рода при­ла­га­тель­но­го бег­лая глас­ная «е», появив­ша­я­ся меж­ду соглас­ны­ми «с» и «н», про­яс­ни­ла ситу­а­цию в выбо­ре написания.

    Проверочное сло­во к сло­вам «пре­крас­ный», «пре­крас­но»«пре­кра­сен»

    Это было прекра́сно, и при дру­гих обсто­я­тель­ствах его сло­ва, веро­ят­но, польсти­ли бы мне, но я отлич­но пони­мал, что если поз­во­лю ему про­дол­жать, он опять возь­мёт верх (Р.Л. Стивенсон. Сент-Ив).

    И сло­ва его поли­лись рекою. Он гово­рил прекра́сно, горя­чо, убе­ди­тель­но о позо­ре мало­ду­шия и лени, о необ­хо­ди­мо­сти делать дело (И. Тургенев. Рудин).

    Аналогично не име­ют непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го в корне прилагательные:

    • опас­ный поворот;
    • искус­ный мастер;
    • отвес­ная стена;
    • чудес­ный вид;
    • напрас­ный труд;
    • прес­ная вода.

    Предыдущая

    Читайте также:
    Намерение ударение - нюансы произношения слова

    Прекрасный или прекрастный?

    Это прекрасное слово нередко вводит в заблуждение даже вполне грамотных людей: в корень на письме так и просится ненужная там буква Т: прекрасТный. И заблуждение это вполне объяснимо: в русском языке действительно встречается множество слов, похожих в написании, где Т и правда, встречается:

    • страстный;
    • ненастный;
    • грустный;
    • жалостный.

    Причем при произношении каждое из этих слов звучит без Т в середине. Мы к этому привыкли, поэтому нам кажется, что написание без этой буквы «какое-то неправильное». Однако это не всегда так. Разберёмся?

    Прекрастный или прекрасный

    На самом деле, все предельно просто. Чтобы определить, как правильно пишется то или иное прилагательное – а ПРЕКРАСНЫЙ – это именно прилагательное, так как отвечает на вопрос «какой?» — нужно понять, от какого слова оно образовано. Вы ведь помните, что «красна девица» — это не цвет, а определение внешности – девица-красавица. Соответственно, прекрасный, значит «очень красивый»: прилагательное образовано от существительного «краса»: всем нам знакомы героини сказок Василиса Прекрасная и Елена Прекрасная. В этом существительном вообще нет буквы Т – ни реальной, ни воображаемой, значит, и в прилагательном ее тоже нет.

    Точно так же можно подобрать проверочное слово к другим похожим прилагательным:

    • ужас(?)ный – ужас (но никак не «ужасть»!) – ужасный;
    • радос(?)ный – радосТь – радосТный;
    • контрас(?)ный – контрасТ – контрасТный;
    • чудес(?)ный – чудеса – чудесный;
    • прелес(?)ный – прелесТь – прелесТный.

    Правильно пишется

    Таким образом, мы поняли, как правильно пишется слово ПРЕКРАСНЫЙ – без буквы Т:

    — Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

    Что ты тих, как день ненастный?

    Однако в текстах, кроме ошибки в корне, часто встречается хромающее написание приставки: прИкрасный. В этом случае вспоминаем правило правописания приставок «пре/при».

    ПРИ- пишем в случае присоединения, приближения либо неполного действия:

    • приколоченная (присоединение) полка;
    • придвинутый (приближение) стул;
    • приоткрытая (неполнота действия) дверь.

    ПРЕ- пишем в значении «очень» либо когда приставка в прилагательном похожа на приставку ПЕРЕ-:

    • пребольшой – очень большой;
    • прекрасный – очень красивый;
    • преградить – ПЕРЕгородить;
    • преступить – ПЕРЕступить.
    Правило

    Также при написании прилагательного ПРЕКРАСНЫЙ можно использовать способ изменения формы слова, превратив полное прилагательное в краткое: ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСЕН. В этом случае мы сразу видим, что в краткой форме прилагательного появляется буква Е, встающая между С и Н, при этом никакой другой буквы там нет. В полной форме беглая Е выпадает.

    Неправильно пишется

    Если вы до сих пор сомневаетесь, есть в этом слове буква Т или нет, произнесите вслух слова ПРЕКРАСТЕН и, допустим, РАДОСТЕН. И сразу поймете, в каком из слов есть ошибка.

    Соответственно, неправильно пишутся и другие формы слова ПРЕКРАСНЫЙ, если в них есть буква Т: прекрасТная, прекрасТна и так далее.

    Часть речи

    Прилагательное ПРЕКРАСНЫЙ относится к качественным прилагательным, то есть имеет возможность изменяться в той или иной степени:

    • положительная степень – прекрасный, прекрасная, прекрасное;
    • сравнительная степень – прекраснее;
    • превосходная степень – прекраснейший, наипрекраснейший.

    Относительные прилагательные, например, «ненастный», «великовозрастный» такой возможности не имеют.

    Синонимы к слову прекрасный

    Если же вы все-таки не до конца уверены в правильности написания прилагательного ПРЕКРАСНЫЙ, используйте вместо него синонимы. Тем более, что «очень красивый» — это не единственное значение. Чаще ПРЕКРАСНЫЙ используют в таких значениях, как:

    • замечательный;
    • отличный;
    • великолепный.
    Читайте также:
    Диктанты по русскому языку для 4 класса 4 четверти

    Прекрасно или прекрастно

    Независимо от части речи, слова, образованные от существительного «краса», пишутся без буквы Т, в том числе и наречие ПРЕКРАСНО.

    Примеры предложений

    • Все в этом доме было отделано прекрасно: и веранда, и зала, и балкон.
    • Да я и так прекрасно вижу, что ты не вымыл посуду!
    • Прекрасно выглядишь, — не глядя на Катю, буркнул Женька.

    С кратким прилагательным

    • Сегодняшняя ночь была прекрасна, как никогда: чистое небо, низкие звезды и полное отсутствие ветра.
    • Земля была прекрасна, прекрасна и чиста (с)

    Вывод

    Как видим, никаких особых сложностей в написании прилагательного ПРЕКРАСНЫЙ нет. Достаточно найти проверочное слово для корня и вспомнить несложное правило правописания приставок «пре/при».

    Правописание приставок пре и при

    О чем эта статья:

    Приставка пре-

    Приставка пре- пишется в следующих случаях:

    Когда она привносит в слово значение предельной степени действия, качества, превосходящего меру: превосходный, превозносить, преувеличивать, преинтересный. В этом случае еще можно заменить приставку на слова «очень», «весьма».

    Когда она близка по значению к приставке пере- в значении «через», «по-иному»:

    преграда, сравним — «перегородить»,

    преступить черту, сравним – «переступить».

    Теперь мы знаем, когда пишется приставка «пре».

    Приставка при-

    Приставка при- придает словам следующие значения:

    Близости, непосредственного примыкания к чему-то: приморье, прибрежный, придорожный, приволжский;

    Приближения, добавления, присоединения: прибежать, приделать, пристроить, приписать, прикупить;

    Совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок: прилечь, присесть, приподнять, приоткрыть;

    Доведения действия до определенного результата: приготовить, приласкать, примирить, примерить;

    Совершения действия в чьих-либо интересах: приберечь, припрятать, прислушаться;

    В глаголах с суффиксами -ыва, -ива, -ва — значение сопутствующего действия: приговаривать, пританцовывать, припевать.

    Правописание гласных в приставках пре- и при-

    Для удобства оформили правила написания приставок пре- и при- в виде таблицы — удобно сохранить на смартфон или распечатать и хранить в учебнике.

    Правописание приставок пре- и при-

    Близко по значению к слову очень: преинтересный (очень интересный).

    Близко по значению с приставкой пере- : преграда (что-то перегородить), преступник (переступил закон).

    Близость, примыкание к чему-то (около, рядом): прибрежный (около берега).

    Добавление, присоединение: приделать, прикупить.

    Неполное действие или на ограниченный срок: прилечь (ненадолго), приболел (чуть-чуть);

    Завершенное действие: приготовил, примирил.

    Совершение действия в чьих-либо интересах: припрятать, прислушаться;

    Сопутствующее чему-то действие: пританцовывать, припевать.

    Если под рукой нет таблицы, можно использовать вот такой алгоритм написания приставок «при» и «пре»:

    Особые случаи написания пре- и при-

    Интересный факт: гласная в приставке влияет на смысл слова.

    Как различать и писать близкие по звучанию, но разные по значению слова с приставками пре- и при-:

    Презрение — отрицательное отношение к кому-либо или чему-либо.

    Призрение — попечение. Приставку при- легко объяснить — тут есть оттенок принятия, присоединения.

    Приёмник — это аппарат.

    Преемник — человек, к которому перешли чьи-либо полномочия.

    Преходящий — то, что проходит.

    Приходящий — тот, кто приближается.

    Претворить можно мечту. Приставка пре- сходна по своему значению с пере-, то есть мечта перерождается и становится реальностью.

    Притворить можно дверь — прикрыть, закрыть, но не полностью.

    Предать можно близкого человека.

    Придают значение — мотив присоединения.

    Читайте также:
    Одушевлённые и неодушевлённые существительные и их отличия

    Претерпеть — почти то же, что и перетерпеть, переждать.

    Притерпеться — завершить действие.

    Преклоняют колени или голову.

    Приклонить можно ветку к земле.

    Невозможно применить правило написания приставок пре- и при-:

    к заимствованным из других языков словам

    к словам, в которых сложно определить значение приставки

    Такие слова лучше запомнить или уточнять орфографию в словаре:

    прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, примак, приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет

    препятствия, препоны, прелюдия, премьера, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, прелюбодей, камень преткновения, пресмыкаться, преамбула, препарировать, престиж, президент, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, прецедент, префект

    Корни с буквами «и» и «е»

    Особенности написания отдельных корней.

    блес(к, т) – блещ – блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и – перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е – в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́ . Под ударением – е и ё : блеск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

    вис – вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -виса́ть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть); буква е – в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить).

    лип – леп. В словах прилипа́ть, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. – буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка).

    сид – се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и – перед мягким согласным д – в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е – перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. – ё : сёдла), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также – перед мягким д – в производных от слова седло (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под ударением – и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола сесть и приставочных – также а (на письме я): ся́ду, сядь, прися́дут.

    Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

    Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко – в производных словах: снимок, в обнимку .

    Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква я : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

    Читайте также:
    Догмат ударение как правильно ставить и почему?

    Правила чередования букв Е и И в корнях слов

    Буквы Е и И в корнях слов — особенности написания

    Правописание гласных И и Е в корнях слов зависит от следующих факторов:

    • ударения;
    • суффикса, следующего за корнем слова;
    • «беглости» гласной.

    Каждому фактору соответствует свое правило.

    Буква «И» в словах с чередующимися корнями бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -жег-/-жиг-, -блест-/-блист-, -стел-/-стил- пишется в случае присутствия суффикса «-А-» после корня.

    Буква «Е» в словах с этими же корнями пишется только тогда, когда суффикс «-А-» отсутствует.

    Чаще всего такого рода чередования происходят в глаголах.

    «Собирают справки, раздают командировки, делаются извлечения из архивных дел, а «понеже» тем временам спит да спит непробудным сном». (Салтыков-Щедрин М.Е. За рубежом)

    «Выбери меня!» — после корня нет суффикса «-А-»

    «Ручной чижик, серенький с желтым, летал по комнате, точно душа дома; садился на цветы, щипал листья, качаясь на тоненькой ветке, трепеща крыльями; испуганный осою, которая, сердито жужжа, билась о стекло, влетал в клетку и пил воду, высоко задирая смешной носишко. (Горький Максим. Жизнь Клима Самгина)

    «Богач уберет свою постель валансьенскими кружевами; комфорт потребует тонкого и свежего полотна». (Гончаров И.А. Фрегат «Паллада»)

    «Чертили они медленно, часто советовались со стариком и ставили свои значки кружками, крестиками и уголками; с помощью какой-то рыбьей косточки орочи измеряли расстояния и считали число дней пути». (Арсеньев В.К. Рассказы)

    «Перед смертью пришел в рассудок, исполнил свои христианские обязанности, попросил у всех прощения, в чем кого обидел, не намекнул даже письмоводителю, что умирает от его руки, и завещал похоронить себя в рыжем парике, чтобы в гробу ему не было стыдно». (Лажечников И.И. Беленькие, черненькие и серенькие)

    «Старики и старухи, мирно доживавшие свой век в подвальных этажах барского дома, все разом выползли на барский двор, сновали взад и вперед, от амбара к кладовой, от кладовой к погребу, гремели ключами, отпирали, запирали, что-то вынимали, несли». (Салтыков-Щедрин М.Е. Благонамеренные речи)

    «Он воротился в переднюю запереть двери, еще раз отворил их и посмотрел в сенях и наложил только изнутри крючок, а ключ в дверях повернуть все-таки поленился». (Достоевский Ф.М. Вечный муж)

    «Она послала за доктором, послала в аптеку, заставила приехавшую с ней девушку и Марью Николаевну месть, стирать пыль, мыть, что-то сама обмывала, промывала, что-то подкладывала под одеяло». (Толстой Л.Н. Анна Каренина)

    «Среди выродившихся субъектов человеческой породы замечателен был бы экземпляр, настолько сохранивший в себе первоначальный тип человечества, что никакими силами нельзя стереть и уничтожить его». (Добролюбов Н.А. Благонамеренность и деятельность)

    «Все это, прерывая рыданиями, рассказала Николаю Герасимовичу Мадлен и не могла утешиться, несмотря на то, что Савин старался убедить ее, что его обвинение в России — недоразумение, что он не думал поджигать свой дом, что он только был в ночь пожара в своем имении». (Гейнце Н.Э. Герой конца века)

    Читайте также:
    Жесток как пишется - подробное объяснение правила орфографии

    «Он словно выжег рану на сердце своими словами».

    «Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады». (Горький Максим. Детство)

    «. ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус». (Гоголь Н.В. Тарас Бульба)

    «Большие восковые свечи горели тусклым красным пламенем; волны густого дыма от ладана застилали глаза; монотонное чтение раскольничьего кануна нагоняло тяжелую дремоту». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы)

    «Если вы так любите природу, — сказал он ей, — что ж с вами станется, когда всю эту прекрасную картину застелят снега?» (Лажечников И.И. Беленькие, черненькие и серенькие)

    «Тот начинает считать деньги, и вместо двух у него оказывается полтора». (Гиляровский В.А. Москва и москвичи)

    «. я был подвергнут вычету из жалованья в размере пятнадцати копеек в сутки». (Салтыков-Щедрин М.Е. Современная идиллия)

    Этим же правилом регулируется правописание элементов корня «ин», «им», «ир».

    «Мучительная тревога за нее сжимала сердце, юноша ощущал горячую сухость в горле, ему казалось, что из земли в спину и в затылок ему врастают острые шипы, рвут тело». (Горький Максим. Жизнь Матвея Кожемякина)

    «2-й студент. Патриархальность-то хороша под кущами, а в городах нужно пожинать плоды цивилизации». (Островский А.Н. Пучина)

    «Они бегали по песку и иногда замирали в неподвижной позе, вдруг делали прыжки и, схватив какое-нибудь насекомое, тут же принимались пожирать его с жадностью». (Арсеньев В.К. Рассказы)

    Правописание «е» и «и»: корни под ударением, «беглая» гласная

    В корнях с «беглой» гласными «е» и «и» пишутся:

    • суффикс «ек» в том случае, если при склонении «выпадает» гласная «е»;
    • суффикс «ик» пишется, если при склонении гласная не «выпадает».

    «Ключик» при склонении дает форму «ключика»:

    1. «Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отпирать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отпирал крошечный ключик, висевший на той же связке». (Толстой Л.Н. Отрочество)
    2. «Таинственные обогатители сообщали под страшным секретом о существовании какого-нибудь ложка или ключика, где золото гребли лопатами». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Золото)

    «Замочек» при склонении дает форму без буквы «е»:

    1. «Жилец, как нарочно, вошел в свою комнату в ту самую минуту, когда она, сломавши наконец, замочек, подавала Чаликову несколько бумажек, а Чаликов мычал, как параличный, и искал губами, куда бы поцеловать ее». (Чехов А.П. Бабье царство)
    2. «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком». (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени)

    В корне «вис» в безударной позиции.

    «Когда комнаты стояли пустые, в ожидании новых насельников, я зашел посмотреть на голые стены с квадратными пятнами на местах, где висели картины, с изогнутыми гвоздями и ранами от гвоздей». (Горький Максим. В людях)

    В корне «вес» в ударной позиции.

    «Подведет», — испуганно подумал Передонов, быстро снял портрет и потащил его в отхожее место, чтобы заменить им Пушкина, а Пушкина повесить сюда». (Сологуб Ф.К. Мелкий бес)

    В корне «лип» в безударном положении.

    Читайте также:
    Заперта ударение - на какой слог падает, примеры предложений

    «Крошки от ватрушки набились ему под одеяло, прилипали к телу и царапались, а в голову лезли все такие скучные, ненужные и позорные мысли о прошлом». (Куприн А.И. На покое)

    В корне «леп» под ударением.

    «Не повезло здесь богине правосудия: тысячепудовый штукатурный потолок с богатой лепкой рухнул в главном зале храма Фемиды, сшиб ей повязку вместе с головой, сокрушил и символ закона — зерцало». (Гиляровский В.А. Москва и москвичи)

    В корне «сид» в безударной позиции перед мягким звуком «д».

    «Девицы возвращаются в дом, забираются на кухню и долго сидят там на табуретах, созерцая сердитую кухарку Прасковью, болтая ногами и молча грызя семечки». (Куприн А.И. Яма)

    В корне «сед» в безударной позиции перед твердым звуком «д».

    «Фру-Фру вскинула левую ногу на галоп и сделала два прыжка и, сердясь на натянутые поводья, перешла на тряскую рысь, вскидывавшую седока». (Толстой Л.Н. Анна Каренина)

    Слова-исключения

    Исключениями из правила «правописание букв «е» и «и» в корнях слов, после которых следует суффикс», являются слова — сочетание, сочетать.

    «Достаточно указать на тот факт, что наш вкус находит дисгармонию в сочетаниях зеленого и голубого цветов, а природа опровергает наши художественные настроения на каждом шагу, сочетая синеву неба с зеленью леса и травы почти в музыкальную мелодию, особенно на севере, где природа так бедна красками». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Дикое счастье)

    Задания для самопроверки

    Упражнение 1. Посмотрите на текст. Объясните правописание гласных «е» и «и».

    1. «Он начал собирать коллекцию в 1881 г. и за десять лет успел собрать почти всех позвоночных, встречаемых на Сахалине, а также много материала по антропологии и этнографии». (Чехов А.П.) 2. «Собери свои вещи. Мы пойдем сегодня». (Короленко В.Г.) 3. «В соседней комнате г-н Кругликов не торопясь зажигал свечи; серная спичка сначала кинула синеватый, мертвенный свет, потом вдруг загорелась и осветила комнату». (Короленко В.Г.) 4. Огонь выжег все дотла.

    Ответы: собирать (после корня суффикс а), собери (после корня нет суффикса а), зажигал (после корня суффикс а), выжег (после корня нет суффикса а)

    Упражнение 2. Вставьте букву на месте пропуска.

    Бл_стать, ст_рать, соб_рать, выж_г, выч_т, зад_рать, соб_ру, ст_реть, зам_реть, замоч_к, зам_рать.

    Ответ: блистать, стирать, собирать, выжег, вычет, задирать, соберу, стереть, замереть, замочек, замирать.

    Диктанты 8 класс

    Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

    • 1 четверть
    • 2 четверть
    • 3 четверть
    • Итоговый диктант
    По названию и теме диктанта:
    8 класс 1 четверть

    С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку различные строительные материалы, вылечивает многие болезни, украшает жизнь. Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров, ученых, поэтов, художников.

    На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина используется для постройки судов и зданий.

    ✒️ Грамматическое задание:

    1. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи, выполните их разбор
      1 вариант из 1 абзаца;
      2 вариант из 2 абзаца. ;
    2. Выполните морфемный разбор слов:
      1 вариант вылечивает, создавая, лавровый;
      2 вариант дающая, сохраняется, долго.
    8 класс 2 четверть

    Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло , что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.

    Читайте также:
    Пинал или пенал - как это пишется правильно в русском языке?

    Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.

    Поразительно и то, что бани не >исчезли , когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.

    ✒️ Грамматическое задание:

    1. Озаглавьте текст
    2. Объясните орфограммы в подчеркнутых словах
    3. Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)
    4. Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца .
    8 класс 3 четверть

    На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.

    Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.

    Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили границу между Европой и Азией.

    ✒️ Грамматическое задание:

    1. Произведите синтаксический разбор 5 предложения из 1 абзаца
    2. Выпишите два односоставных предложения, укажите их вид
    3. Выполните морфемный разбор любого наречия, глагола, деепричастия.
    Итоговый диктант за 8 класс

    В то утро я впервые услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке. Я смотрел в открытое окно, лежа в постели.

    Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей рубахе, в сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах звенело. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, стали понемногу подходить ближе. А пастух все играл, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса, славившие его игру.

    ✒️ Грамматическое задание:

    1. Озаглавьте текст;
    2. Обозначьте в тексте одно обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и одно определение, выраженное причастным оборотом. Составьте схемы.
    Контрольная работа №1 на тему: «Повторение»

    Подарки лесного царя

    Убавился день, и низкие тучи грозят дождём и снегом. Облетели с веток последние листья. В лесу поселились тишь и пустота, но кое-где оставил лесной царь подарки. Вот у опушки видны кусты шиповника, а в них спрятались плоды. Вот на верхушке орешника прячутся золотче орешки. А вот укрылась под листиком волнушка. На болотистых кочках созрела, но ещё горчит красная клюква.

    Читайте также:
    Как пишется урожай - объяснение правила русской орфографии

    Всё это подарки лесного царя. Они тем, кто любит и знает природу.

    ✒️ Грамматическое задание:

    1. Разобрать по членам предложения и частям речи первое предложение.
    2. Найти подлежащее и сказуемое в предложении «Вот у опушки видны кусты шиповника …»
    3. Найти и обозначить однородные члены в последнем предложении, составить схему этого предложения.
    Контрольная работа №2 на тему: «Повторение»

    В начале ноября солнце редким гостем появляется на небе. Всё чаще проплывают над головой низкие дождевые облака. Дуют холодные ветры. Вот резкий порыв ветра пригнул к земле гибкие стебли травы и сорвал с деревьев увядшие листья. Покружилась лёгкая листва в воздухе и легла на землю мягким ковром.

    С утра моросит дождь. После него на дорожках сада остаются лужи и липкая, как смола, грязь За ночь лужицы покрываются прозрачной, как стекло, корочкой льда. Скоро-скоро первый снежок покроет землю гладкой белой пеленой.

    Задание:

    1. Первое предложение разобрать по членам предложения с указанием частей речи.
    2. Найти и подчеркнуть в них однородные члены предложения, обозначить главное слово.
    Контрольная работа №3 по теме: «Состав слова»

    Враги и друзья пшеничного поля

    Крестьянин вспахал землю. Попало в землю зерно. От влаги оно набухло, проросло и пробилось к свету зелёным листком. Всё поле покрылось нежными побегами. Но тут напали на пшеницу враги – сорняки. Люди начали с ними борьбу. Ведь пшенице надо перезимовать под снегом.

    Пришла зима с морозами и метелями. Мороз был врагом пшеницы, а снег – другом. Съёжились от мороза зелёные листочки. Сгубил бы он пшеницу, но выпал снег и накрыл поле тёплым одеялом.

    Задание:

    1. Разобрать по составу слова: «Проросло, перезимовали, хлебовозка, листочки».
    2. Обозначить приставки в словах в первом абзаце.
    3. Составить схему последнего предложения, подчеркнуть в нём подлежащее и сказуемое.
    Контрольная работа за полугодие

    Это случилось в моё первое путешествие по тайге. Прошли бурелом и поставили шалаш под скалой. Внесли вещи и рухнули от усталости на зелёную подстилку.

    Разбудил нас грохот и треск. Мы выскочили из шалаша и отбежали под сосны. Только тогда поняли причину камнепада.

    У края скалы возились два медвежонка. Они сгребали лапами и сбрасывали их. Булыжники крушили наше жилище. Вдруг появилась медведица и увела своих верхолазов.

    Хороший урок мы получили. Нельзя строить в тайге шалаш под скалами

    Задание:

    1. Разобрать по составу слова «бурелом, камнепад, верхолазов, отбежали, сгребали, скалой».
    2. Разобрать по членам предложения с указанием частей речи предложение «Мы выскочили из шалаша и отбежали под сосны».
    Контрольная работа №5 по теме «Имя существительное».

    О Михаиле Пришвине.

    Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плачущей ивой.

    Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждую травинку.

    Читайте также:
    Догмат ударение как правильно ставить и почему?

    С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

    А вы, ребята, читали его книги?

    Задание:

    1. Написать пять несклоняемых существительных.
    2. Морфологический разбор существительного «заросли ивой».
    3. Разобрать по членам предложения с указанием частей речи предложение «Берега рек заросли плачущей ивой».
    4. Определить склонение существительных в предложении «С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, Карелии».
    Контрольная работа №6 по теме: «Имя прилагательное»

    Каждую ночь медведь приходил к охотничьей избушке и съедал улов рыбы. Мы поставили капкан с зубьями. Сверху навалили рыбьи головы. А медведи снизу капкан ковырнул, он захлопнулся. Зверь спокойно рыбу съел и убежал.

    Зарядили мы ружьё и пошли в тайгу. Вдруг в кустах медвежья голова показалась. Не успели мы ружья вскинуть. Домой мы шли без добычи. У обрыва опять из кустов медведь на нас смотрит. Мы замерли от такого медвежьего нахальства.

    Пусть живёт, раз он такой хитрый.

    Задание:

    1. Морфологический разбор прилагательного «от медвежьего нахальства».
    2. Определить род прилагательных: Заячий след, лисья нора, тюленье стадо, рысьи глаза, медвежья берлога.
    3. Из второго абзаца выписать предложение с однородными членами и нарисовать его схему.
    4. В первом предложении определить падеж прилагательного.
    5. В первом абзаце найти сложное предложение, найти подлежащее и сказуемое, определить, какими частями речи выражены.
    Контрольная работа №7 по теме «Личные местоимения»

    На косогоре жила берёзка. Рядом с ней стояла старая ель. Там белка шелушила орешки и роняла семена. Семечки летели и ложились у ног берёзки.

    Испугалась красавица. Станут семена ёлками – метёлками и закроют от неё солнце. Обратилась она к ветру за помощью. Для него унести семена подальше пара пустяков.

    Растут ёлочки, а берёзка стоит одна далеко от них. Однажды налетел ураган. Испугалась красавица, стала просить ёлочек прикрыть её. Но ёлочки уже не могли летать. Корни их не пускали.

    Задание:

    1. Найти сложное предложение и составить схему этого предложения.
    2. Местоимения «от неё» «для него» разобрать как часть речи.
    3. В первом абзаце найти и обозначить в предложениях однородные члены.
    4. Разобрать по членам предложения с указанием частей речи предложение «Обратилась она к ветру за помощью».
    Контрольная работа №8 по теме «Глагол. Правописание слов с шипящей на конце.»

    Между туч выглянуло солнце. Его последний луч был добрым и грустным. Тихая ночь опускалась на поляну. По листочкам низкого кустарника пробежала едва заметная дрожь. Это ветерок торопился прилечь в мягкой траве. Под корягой чуть журчал студёный ключ. В эту пору цвёл ландыш. Его нежный запах легко узнаёшь. Природа отдыхала. Вдруг на поляну вышел ёж. На колючках он нёс какой-то съедобный груз.

    Куда ты спешишь, малыш? И чего пыхтишь? Тебе помочь?

    Задание:

    1. Третье предложение разобрать по членам предложения с указанием частей речи.
    2. Определить время глаголов.

    Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: