Право Средневековой Европы – какие существовали законы и кто их приял онлайн

§ 3*. Право Европы в Средние века и Новое время

§ 3*. Право Европы в Средние века и Новое время

В Средние века единой стройной системы права не было. Действовали нормы так называемых варварских правд: Салической, Бургундской, Алеманнской, Баварской, составленных между V и IX вв. Деления на отрасли права, подобного нынешнему, не существовало. Сложились ленное право (регулировало отношения между сеньорами и вассалами), городское право (определяло правовое положение горожан), цеховое право (цеховые уставы регулировали порядок производства и сбыта ремесленных изделий и отношения между мастерами). В основе средневекового суда также лежал сословный принцип: каждое сословие имело свой суд.

Слова героя шекспировской драмы Ричарда III: «Кулак – нам совесть, и закон – нам меч!» – довольно точно выражают сущность средневекового права, которое часто называют кулачным. Его жестокость общеизвестна.

Право в Средние века находилось под сильным влиянием религии. Церковные догматы придавали правовым нормам силу закона. Гражданские и семейные отношения регулировались нормами канонического (церковного) права.

Широкое распространение имел так называемый Божий суд, или ордалии. Испытание котелком или раскаленным железом доказывало виновность или, напротив, оправдывало заподозренного в преступлении. Той же цели служили судебные поединки.

Суд начинался с попыток обвиняемого доказать свою невиновность. Для убедительности он приносил очистительную присягу, призывая на помощь соприсяжников, которые, в свою очередь, клялись, что обвиняемый не является клятвопреступником. Если клятв было недостаточно, прибегали к ордалиям, в том числе к поединку на кулаках или с применением оружия, и правым зачастую оказывался более сильный и ловкий. Считают, что именно этот варварский обычай сохранялся вплоть до XX в. в форме дуэли, романтизировавшей необходимость защитить честь рыцаря, дворянина, офицера на поединке.

…Принцип рыцарской чести вовсе нельзя считать за что-либо исконное, коренящееся в самой человеческой природе. Это, следовательно, нечто искусственное, и не трудно указать его происхождение. Принцип этот порожден, очевидно, той эпохой, когда больше применялись кулаки, чем головы, и разум был заключен в цепи попов, т. е. это продукт достохвального Средневековья и его рыцарства. В самом деле, тогда люди предоставляли Господу Богу не только заботиться о себе, но и судить за себя. Поэтому трудные юридические вопросы решались ордалиями, или судом Божиим: а суд этот, за немногими исключениями, состоял в поединках, притом вовсе не между одними только рыцарями, но и между простыми гражданами, – чему мы видим интересный пример в шекспировском «Генрихе VI» (часть 2, акт 2, сцена 3). Да и после всякого судебного приговора все-таки можно было еще апеллировать к поединку как к высшей инстанции, именно – суду Божию. А благодаря этому на судейское кресло была посажена собственно, вместо разума, физическая сила и ловкость, т. е. животная природа, и вопрос о правом и неправом решало не то, что человек сделал, а то, что его постигло, – совершенно как и по теперь еще действующему принципу рыцарской чести.

А. Шопенгауэр, немецкий философ

Средневековое право нельзя представить без судов инквизиции. Признавшегося под пытками в совершении преступления «грешника» инквизиторы передавали в руки государства. Перед сожжением осужденных проводили по улицам с петлей на шее. На площади их ждала скамья позора. После траурной мессы несчастным читали приговор, их привязывали к столбу, обложенному дровами. Огонь завершал «дело».

Французский философ-просветитель Вольтер подсчитал, что в Западной Европе было сожжено около ста тысяч «ведьм» и «колдунов». В словах французского инквизитора XIV в. Бернара Ги отразились основы всех тоталитарных расправ над инакомыслящими: «Задача инквизиции – истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики; еретики не могут быть уничтожены, если не будут истреблены вместе с ними их укрыватели, сочувствующие и защитники».

Однако свойственная самой сути христианства и постепенно все возраставшая автономия личности от государства и власти толкала некоторые слои общества к борьбе за некоторые права и свободы. В Англии, например, конфликт между королем Иоанном Безземельным, с одной стороны, и баронами, католической церковью, рыцарством и горожанами – с другой, завершился принятием правового документа под названием Великая хартия вольностей (1215). «Свободные люди» (в терминологии того времени это в первую очередь сеньоры, представители духовенства, горожане) наделялись определенными правами. Значение этого документа не только для своего времени, но и для позднейших веков становится очевидным хотя бы из следующей нормы: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны» (ст. 39). А вот норма, в которой исследователи видят одну из первых формулировок права на свободу передвижения: «Пусть будет каждому позволено впредь выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности…» (ст. 42).

В первой половине XV в. был создан, а в XVII в. утвержден английским парламентом еще один важный исторический документ – Хабеас корпус акт (назван по его первым словам – «Пусть предъявят тело»). Он позволял каждому, кто считал себя незаконно лишенным свободы, обращаться к судье с просьбой приказать задержавшему доставить его в суд.

Великая хартия вольностей и Хабеас корпус акт вошли в качестве законов в неписаную английскую конституцию. Трудно переоценить их роль в развитии идеологии прав человека и практики их реализации.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности средневекового права?

2. Что такое Божий суд?

3. Как складывались взаимоотношения средневекового права и церкви?

Читайте также:
Источники трудового права понятие, общая характеристика, основные виды

4. В каких правовых документах были зафиксированы права и свободы человека?

Латинские названия средневековых законов

Corpus Decretorum (Корпус декреторум) – свод декретов.

Habeas corpus act (Хабеас корпус акт) – начальные слова закона о неприкосновенности личности.

Lex Salica (Леке салика) – Салическая правда.

Magna Chart a Libertatum (Магна карта либертатум) – Великая хартия вольностей.

Выдающиеся мыслители и правоведы Средних веков и раннего Нового времени

Грациан (XII в.) – монах из итальянского города Болонья, автор обширного труда, систематизировавшего каноническое (церковное) право. В дополненном виде этот труд называют Сводом декретов (или Сводом Грациана).

Гроций Гуго (1583–1645) – голландский юрист и общественный деятель. Силе он противопоставлял идею права. Существом права считал естественные права человека. Главный труд Гроция – «О праве войны и мира». Делил войны на несправедливые (захватнические) и справедливые (в ответ на нарушение права). Признавал не только индивидуальные, но и коллективные права человека (право народов на гуманное обращение во время войны).

Макиавелли Никколо (1469–1527) – итальянский теоретик политики. Считал, что благая цель создания и сохранения государства оправдывает даже безнравственные средства. По его мнению, единовластие необходимо при создании и формировании государства. В другие времена продуктивнее республиканское правление.

Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) – философ и теолог, доминиканец. Считал, что государство способствует сохранению мира. В книге «Сумма теологии» выделил вечное право, божественное право, естественное право и позитивное право. Естественное право присуще всем людям, поскольку они – сознательные, моральные и социальные существа. Позитивное право способно помешать людям делать зло.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Итак, поединок истца и ответчика давал в Средние века ответ на вопрос, который должен решить суд: «Кто виноват?» Поединок ушел в прошлое, а дуэли существовали еще очень долго. Культ дуэли сохраняется в сознании некоторых до сих пор. Поклонники дуэлей совершенно игнорируют реальные исторические прецеденты. Некоторые из них хрестоматийны. Разве в споре с Пушкиным прав был Дантес, победивший на дуэли? Разве виновен перед Мартыновым Лермонтов? А сколько дуэлей, к счастью, не состоялось или не завершилось трагическим исходом? Пушкин и Кюхельбекер, Толстой и Тургенев, Гумилев и Волошин… Пуля настигла поэта Николая Гумилева в 1921 г. Но тогда его противником была большевистская ЧК, «дуэль» с которой проиграл не один служитель муз.

В Древнем мире один человек не мог поставить себя вне общества как существо, имеющее отдельную жизнь, независимую от какой-либо политической и социальной общности. Собственно человек еще не существовал или существовал лишь как предмет философских размышлений; на самом деле он был лишь гражданин, и каждый гражданин вкладывал свою душу, обретал принцип индивидуального существования лишь в пределах государства. Христианство дало человеку индивидуальную душу… Оно заронило в его душу мысль о вечном спасении избранных (праведников), объединенных в церковь и живущих по законам Бога, тогда как остальные навеки осуждены гореть в геенне огненной. Так, в Средневековье возникли два мира, неразделимо связанные и в то же время противостоящие друг другу: церковь и государство. Средневековье, в сущности, было сплошной гражданской войной, правда, организованной, но варварской и беспощадной к побежденным. По сравнению с нашей эпохой индивидуальный бунт и предательство были весьма редки, поскольку религиозный дух, царивший в тогдашней Европе, придавал государственным обязанностям мистический характер. Верность и честь считались религиозными добродетелями. Для бунта средневековому человеку нужно было проявить истинный героизм(М. Бакунин, российский общественный деятель).

Темы для проектов и рефератов

1. Развитие государственности и эволюция права Великобритании в Новое время (при подготовке использовать Интернет и свои знания по всеобщей истории).

2. Государственная власть и права человека: связь, противоречия, перспективы взаимодействия.

1. Монархия была единственно возможной формой правления в Средние века: только она могла создать централизованные государства. Так ли это?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

56. Наследственное право в США и странах Европы

1. Понятие, сущность и значение наследственного права Наследственное право как подотрасль гражданского права представляет собой определенную совокупность конкретных правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие при переходе определенного

99. Советское право во время войны

99. Советское право во время войны Советское право во время войны считалось действующим как на не захваченных противником территориях, так и на оккупированных. Поэтому лица, нарушившие советские законы, признавались совершившими преступление. Само право ужесточилось и

Глава 8. СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

Глава 8. СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА Статья 45. Служебное время и время отдыха 1. Служебное время – время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного

Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не

Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не

Статья 11. Служебное время и право на отдых

Статья 11. Служебное время и право на отдых 1. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную

Читайте также:
Право Древнего мира - какие законы существовали читать онлайн

56. Наследственное право в США и странах Европы

56. Наследственное право в США и странах Европы В Российской Федерации, в странах Европы и в США основанием возникновения наследственного правопреемства является либо завещание, либо закон. Наследственное право континентальной Европы отличается от права Англии и США, в

Глава 7 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Глава 7 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА 1. Общая характеристика В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V—XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и

«Новое время – новые песни»

«Новое время – новые песни» XVIII век… Век Просвещения: расцвет музыки и балета, живописи и архитектуры, математики и астрономии, философии и литературы. Время перехода на новые правила, которые устанавливала буржуазия. И не так, как в комедии Мольера «Мещанин во

Варварские правды: судебная практика раннего средневековья

Средневековое право значительно обогатилось благодаря целой плеяде раннесредневековых юридических памятников германских племен – варварских правд.

Варварские правды: зачатки средневекового права

В V веке германские племена вышли на авансцену истории и, казалось, потеснили Римскую Империю по всем фронтам. Отношения двух миров всегда вызывали массу вопросов и споров, но ко времени заката Западной Римской империи один без другого не мог существовать. Тем не менее, римские традиции сильно повлияли на представления о власти у первых правителей варварских королевств. Романо-германский синтез — вещь бесспорная и очевидная.

Однако, когда мы рассматриваем правовые отношения внутри германского мира, появляется ряд существенно важных вопросов. Элементы римского права, которые до сих пор используют современные юристы, перенималось германцами длительное время.

К концу V — началу VI столетия была осуществлена первая запись германских правовых обычаев. Молодые варварские королевства нуждались в регуляторах общественных механизмов: жизнь племён усложнилась и со временем возникали конфликты внутри племенных союзов.

Хрестоматийный пример — «Салическая правда». Свод правовых обычаев франков, который сформировался в народе ещё с архаических времён, был записан на латинском языке. Документ устанавливает наказания и штрафы за преступления, но не дает описания конкретного случая: всё подведено под норму.

Убийство — иное дело: общего постановления для наказания преступника не существует. Вергельд (компенсация за убийство) варьировалась в зависимости от социального положения убитого. К примеру, свободный франк ценился больше, чем представитель галло-римского населения. Нанесённые увечья также отличались «по цене». Кража имущества также не подчинялась общим формам: украденное домашнее животное оценивалось исходя из возраста, пригодности и обстоятельств кражи.

Средневековое право: алеманнская правда, баварская правда и закон лангобардов

Салическая правда стала настоящим эталоном раннесредневекового права, правовые обычаи из которой довольно часто используют исследователи-медиевисты и начинающие историки. Однако, Европа VI-VIII столетий уже была богата правовыми памятниками: законы лангобардов, баварская и алеманнская правды были записаны на пергамене.

Сцена на гобелене из Байо. Источник: www.pinterest.ru

Эдикты лангобардского короля Ротари (636−662 гг.) сохранили довольно причудливые положения.

«Подобно тому, как отцу не разрешается лишать сына без справедливого основания и вины наследства, так же и — сын при жизни отца не может передавать кому-либо или отчуждать каким-либо образом свое имущество, если только он не оставляет законно­ рожденных сыновей и дочерей или незаконнорожденных сыновей, и желает по праву сохранить для них».

Его потомок, король Лиутпрандт (712−744 гг.) в своих законах уже ощущал более яркое влияние римского права. Отдельное внимание следует уделить пункту о совершеннолетии.

«О возрасте. Сколько лет требуется для достижения совершеннолетия. Мы предусмотрели, что до 18 лет человек не вправе отчуждать свое имущество, если только ему не оставил долги его отец. Удотоверив это у принцепса данной территории, он может дать из своего имущества столько, сколько составлял его долг, с тем, чтобы из-за бремени солидов не возрастал ущерб. И тот, кто является в это время принцепсом, должен во имя божье и ради спасения своей души послать какого-нибудь богобоязненного человека из своего окружения, который разумно предусмотрит, чтобы ребенок не претерпел ущерба из-за неблагоразумия и небрежности. И еще мы постановляем и определяем, что если кто-нибудь до достижения указанных 18 лет заболеет и будет считать, что ему грозит смерть, он может ради спасения своей души благочестиво передать святым местам или госпиталям сколько захочет из своего имущества».

Также интересен статус человека, переходящего в клир: «Если лангобард, у которого имеются жена и сыновья и дочери от нее, впоследствии по божьему внушению стал клириком, то сыновья и дочери, родившиеся до его обращения, должны жить по тому праву, по которому он сам жил, когда их породил. И все свои дела они должны решать по этому праву».

В «Правде Алеманнов» было достаточно нетривиально истолковано правовое положение зависимых земледельцев от церкви:

«Сервы церкви платят законный оброк: пятнадцать сиклейпива, одну свинью стоимостью в третью часть солида, хлебного зерна два модия, пять кур, двадцать яиц».

В «Баварской правде» общество выступает против браков между родными: «Мы запрещаем кровосмесительные браки. Поэтому не разрешается женой иметь тещу, невестку, падчерицу, мачеху, дочь брата, дочь сестры, жену брата, сестру жены. Дети же братьев, дети сестер не могут соединяться ни под каким предлогом».

Баварцы в своём законодательном памятнике защищали и домашнюю скотину:
«Если кто-либо выбьет один глаз у коня, быка или какого-либо четвероногого, принадлежащего другому, то он должен оценить это животное и уплатить, в виде композиции, третью часть стоимости».

Варварские правды раннесредневековой Европы — не только увлекательные юридические памятники эпохи, но и довольно причудливые источники по истории повседневности и быта германских племён, которые сформировали облик европейской цивилизации в эпоху Средних веков.

Читайте также:
Судебный прецедент определение, виды, роль и значение как источника права в России, плюсы и минусы явления, примеры

п. Право Европы в Средние века и Новое время

Урок 5. Право 10 класс. Базовый и углублённый уровень

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “п. Право Европы в Средние века и Новое время”

В Средние века и Новое время в Европе сформировались национальные государства и национальные правовые системы. Между ними достаточно много различий, но и много общего. И это неудивительно, ведь они развивались в схожих условиях.

Падение Западной Римской империи означало гибель цивилизации, достигшей наивысшего развития в эпоху Древнего мира. Западноевропейское общество надолго было отброшено назад. Несмотря на утрату многих духовных ценностей, Средневековье не было регрессом в развитии Европы и мира в целом. В это время были созданы новые, неизвестные ни античной, ни восточной цивилизации перспективные формы экономической, социальной и политической жизни.

В итоге они привели западные страны на лидерские позиции в Новое и Новейшее время.

Но сейчас мы изучаем не развитие западноевропейской цивилизации вообще. Нас интересует история права.

Для варварских народов, которые осели на территории прежней Римской империи, античное право не представляло какого-либо интереса. Их общества находились на стадии разложения общинного строя. Тех отношений, которые могли бы регулироваться римскими законами, у них просто ещё не сложилось. Варварам вполне достаточно было собственных правовых обычаев, которые передавались из поколения в поколение в устной форме. Однако формирование государств требовало их письменной фиксации.

В VI–IX веках в варварских королевствах появились собственные сборники законов: Салическая, Бургундская, Саксонская, Баварская, Алеманнская и другие правды. «Правдами» их традиционно называют российские исследователи по аналогии с Русской правдой. Официальное их название другое. Например, Салическая правда называлась Pactus legis Salicae – Салический закон.

Этот сборник законов салических (западных) франков был составлен при короле Хлодвиге Первом в начале VI века.

Первоначальный текст Салической правды дополнялся капитуляриями.

Капитулярии – законы и указы франкских королей из династий Меровингов и Каролингов. Король оглашал их на собрании высших должностных лиц как распоряжение, обязательное к исполнению. Например, «Капитулярий о поместьях» Карла Великого – это инструкции по управлению королевскими земельными владениями. В числе прочего в нём называются 72 растения, которые в обязательном порядке должны были выращиваться на монастырских землях.

Нормы Салической правды – это, в основном, перечисление наказаний за различные правонарушения. Отметим, что на принцип талиона нормы уже не опираются. За все преступления, включая убийство, предусматривается денежный штраф.

«Если кто украдёт молочного поросёнка и будет уличён, присуждается к уплате трёх солидов».

«Если кто ограбит свободного человека, напавши на него неожиданно, и будет уличён, присуждается к уплате шестидесяти трёх солидов».

«Если кто лишит жизни свободного человека или уведёт чужую жену от живого мужа, присуждается к уплате двухсот солидов».

Солид – денежная единица (монета), заимствованная франками у римлян. В VI веке за три солида можно было купить корову – «здоровую, зрячую и рогатую». Так что совершение преступлений было дорогим удовольствием.

Салическая правда предусматривала ответственность семьи за своего проштрафившегося члена. Если убийца не мог уплатить штраф, то эта обязанность переходила на родственников со стороны отца и матери. И только в том случае, если никто в роду не имел таких денег, штраф за убийство оплачивался жизнью.

Законы франков регулировали семейные отношения, наследование, исполнение долговых обязательств, передачу имущества. Предосудительным считалось оскорбление чести и достоинства.

«Если кто назовёт другого уродом, присуждается к уплате трёх солидов».

«Если кто назовёт другого доносчиком или лжецом и не сможет доказать, присуждается к уплате пятнадцати солидов».

Среди норм Салической правды были и процессуальные. Они описывали, как должно проходить расследование, перечислялись наказания за лжесвидетельствование и неявку в суд. Отдельная глава была посвящена выкупу руки от котелка.

Если обычных доказательств или свидетельских показаний не было или не хватало, для того, чтобы принять обоснованное решение, проводилась ордалия – Божий суд.

Обвиняемый должен был доказать свою невиновность, пройдя через испытание. Его руку опускали в котелок с кипящей водой, затем накладывали повязку и опечатывали её. Если через три дня рука заживала, человек признавался невиновным.

Ордалии были широко распространены в средневековой Европе. Это могло быть испытание огнём, раскалённым железом или холодной водой. Последнее часто применялось по отношению к тем, кого обвиняли в ведовстве. Связанного по рукам и ногам человека бросали в воду. Если он тонул, его вытаскивали и оправдывали (если успевали откачать). Если же вода не принимала его, то признавали виновным и казнили.

Разновидностью ордалии были судебные поединки между противостоящими в суде сторонами. Если обвиняли женщину, то за неё мог вступиться любой желающий. Отголоски этих средневековых обычаев нашли отражение в дуэлях, которые продолжались и после того, как ордалии были отменены.

В Салической правде нашло отражение и формирующееся социальное неравенство. Причём речь шла не только о различиях в положении рабов и свободных. Вспомним ещё раз, что за убийство свободного человека присуждался штраф в двести солидов.

Если речь шла о человеке, находившемся на службе у короля, штраф выплачивался в тройном размере – шестьсот солидов. Также оценивалась жизнь священника, а за убийство графа нужно было заплатить тысячу восемьсот солидов.

С развитием феодальных отношений в странах Западной Европы формировалось ленное и манориальное право. Ленное право – комплекс норм, которые регулировали отношения внутри сословия феодалов-землевладельцев: между сеньорами и вассалами. Манором называли феодальное поместье. Манориальное право регулировало отношения феодалов и крестьян, которые обрабатывали их землю.

Читайте также:
Административное правонарушение - понятие и признаки

Особое место занимало каноническое право. Католицизм, получивший преимущественное распространение в Западной Европе, был единой организацией. Поэтому те правила, по которым жила католическая церковь, были универсальными. Это в немалой степени способствовало сближению правовых систем отдельных государств. Каноническое право регулировало не только отношения внутри сословия духовенства, но и многие вопросы духовной и светской жизни мирян. Вспомним хотя бы о суде инквизиции.

Католический церковный суд был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Хотя борьба с еретиками велась и до этого. Апогея деятельность инквизиции достигла в Испании в конце XV века. Великим инквизитором Испании был тогда Томас де Торквемада. В 1559 году был учреждён «Индекс запрещённых книг». В соответствии с ним осуществлялась цензура печатных изданий всего западного христианского мира.

Каноническое право было единственным в средневековой Западной Европе, где сохранялись римские юридические традиции. В XII веке они оказались востребованными не только в церкви.

Второе рождение римского права было связано с оживлением экономической жизни, особенно торговли, в европейском Высоком Средневековье. Правовые обычаи и феодальное право не давали возможности регулировать зарождающиеся буржуазные отношения. Нормы римского права закрепляли понятие частной собственности, имущественных сделок, связанных с торговым оборотом. Неслучайно его возрождение началось в Северной Италии. Торговые города-республики, расположенные здесь, в XI веке переживали экономический подъём.

Важную роль в «открытии» и рецепции (принятии на государственном уровне) римского права сыграли университеты Северной Италии: в Равенне, Падуе, Болонье.

В Средние века начали складываться и принципы будущего буржуазного права.

Развитие ремесла и торговли вызвало у горожан желание покончить с произволом короля и феодалов, добиться надёжной защиты своих прав. Прежде всего права свободно распоряжаться собственностью и заниматься (как бы мы сейчас сказали) предпринимательской деятельностью. Города добивались самоуправления – вооружённой борьбой или деньгами. Наибольшую известность получило Магдебургское право (по названию немецкого города, который первым его добился).

Отношения между ремесленниками и торговцами регулировали особые нормы. Вероятно, вы помните, например, что такое цехи и цеховые правила?

В том же веке, когда сложилось Магдебургское право, в Англии появился ещё один документ, который провозглашал автономию личности от государства и власти. Не всех, правда, личностей, но лиха беда начало! Речь идёт о Великой хартии вольностей 1215 года.

Хартии, дарующие определённые права и привилегии, английские монархи издавали и раньше. Но делали это исключительно по своей доброй воле. Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного вынудили подписать мятежные бароны. Надо сказать, король сам был виноват в мятеже. Чтобы продолжать войну с Францией, вернуть потерянные владения в Нормандии, требовались деньги, большие деньги. В казне их не было. И Иоанн обложил своих подданных новыми поборами. Без всяких оснований лишал своих вассалов феодов, объявлял леса, ранее находившиеся в общественном пользовании, королевскими. Окончательно угробила репутацию короля в глазах подданных капитуляция в конфликте с римским папой. Король вынужден был признать себя его вассалом.

Бароны отреклись от верности Иоанну и подняли восстание. В мае 1215 года они захватили Лондон. Король вынужден был пойти на переговоры и 15 июня поставил свою подпись под петицией баронов.

Хартия подтверждала вольности различных групп свободного населения. Кое-что из них до сих пор имеет юридическую силу в Великобритании.

«Ни один свободный человек не будет арестован или заключён в тюрьму, или лишён владения иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны. Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их».

В документе содержались также запрет на нарушение указанных свобод со стороны короля и его чиновников и гарантии на случай неисполнения хартии.

В 1679 году парламент Англии принял ещё один эпохальный законодательный документ – Хабеас корпус акт.

Он определял правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении. С этого времени каждый гражданин, задержанный правоохранительными органами, мог требовать судебной проверки законности ареста.

Права и свободы личности, гарантия их защиты со стороны государства утверждались в ходе буржуазных революций и закреплялись в конституциях. Но первая конституция Нового времени была принята на другом континенте – в Северной Америке. Об этом мы поговорим в другой раз. А пока подытожим.

Развитие права в средневековой Западной Европе начиналось с письменной фиксации правовых обычаев. Позже они дополнялись законодательными актами монархов.

Единой для всех сословий системы законов не существовало. Отношения в разных сферах общественной жизни регулировали нормы ленного, манориального, городского, канонического права. В разных странах они были во многом схожи, так как развитие западноевропейской цивилизации шло, по большому счёту, в одном направлении.

Общность европейских правовых систем подкреплялась и их опорой (начиная с XII века) на классическое римское право.

В Средние века (раньше всего в Англии) началось постепенное развитие принципов буржуазного права. Окончательно оно оформилось в Новое время.

Государство и право в средневековой Европе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Феодальные формы средневековой Европы

Европейское Средневековье протянулось более чем на тысячу лет – это период становления государственности, общества и права. В период Средневековья была заложена основа быстрого развития и изменения Европы, интенсивной экспансии европейской цивилизации.

Средние века характеризуются единоличной властью. Практически во всех странах Европы царила монархия, также существовали особого рода республики. Как нечто естественное и неоспоримое воспринималась власть царя или короля, власть, полученная от Бога и высших духовных сфер. Издаваемые монархами правовые нормы принимались, как неоспоримое «божественное право», они практически никогда не оспаривались. Король обладал суверенитетом и не подчинялся суду.

Читайте также:
Можно ли бить детей - российские законы и комментарии к ним

В Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее существовало несколько форм монархии:

  1. Раннефеодальная монархия (V—IX вв.). Характерна для периода формирования феодальной собственности, феодалы сосредотачиваются вокруг укрепившейся власти короля. Создаются первые феодальные государства.
  2. Сеньориальная монархия (X—XIII вв.). Расцветает феодальный способ производства и натурального хозяйства. Начинаются процессы, ведущие к феодальной раздробленности, власть переходит от короля к отдельным феодалам. Государственная власть устанавливается на основе вассальных связей.
  3. Сословно-представительная монархия (XIV—XV вв.). Происходит централизация государства, начинают функционировать сословно представительные органы.
  4. Абсолютная монархия (XVI—XVII вв.). Вся полнота государственной власти (законодательные, судебные, исполнительные функции) сосредоточена в руках короля, создан бюрократический государственный аппарат и профессиональная армия. У короля сосредоточены полный контроль и управление над страной.

Характер политического и общественного строя в средневековой Европе определяли поземельные отношения. Владение землей предоставляло право на осуществление властных полномочий на определенной территории. Атрибутом политической власти выступает феодальная собственность.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль феодального класса в становлении государственности

Класс феодалов является господствующим и представляет собой относительно замкнутую группу лиц, наделенных особыми привилегиями — владением монополией на право участия в суде и управлении, правом собственности на землю и крепостных. Феодальные отношения строились на основе взаимоотношений между феодалами – сеньорами и вассалами. Сеньоры предоставляли вассалам земли, гарантировали им защиту. По отношению к сеньорам вассалы были обязаны военной службой и другими повинностями.

Феодальное владение предоставлялось в пожизненное пользование, однако при нарушении вассальных обязательств отбиралось. Земля сдавалась в пользование под ренту или налоги, землю давали за службу. Количество вассалов и земель определяло статус сеньора, его титул и влияние при дворе.

Отношения сюзеренитета-вассалитета формировали сословность, специфическую политическую иерархию. Экономика же основывалась на собственности господствующих сословий на землю и носила натуральный характер. Желание крупнейших землевладельцев получить полную власть над собственными владениями ослабляли силу феодальных держав. Для сохранения своей власти монархи использовали между феодалами соперничество, использовали методы придворной интриги, заключали династические браки.

Сословное деление выражало неравенство между людьми, для каждой группы населения устанавливалось особое юридическое место. Помимо феодалов и зависимых выделяли духовенство, дворянство, ремесленников, купцов, чиновников и банкиров. Для каждого сословия были определены собственные права и обязанности, неисполнение которых вело к лишению прав. Внутри каждого сословия также выделялась иерархическая система. Значительную роль играли корпоративные связи — гильдии, цехи, общины. Большую роль в жизни государства играла община, выполняющая разнообразные функции: административные, фискальные, судебные, хозяйственные.

Средневековые города плохо вписывались в систему феодальных отношений. Горожане в политической жизни по большей части ориентировались на традиционные античные демократические порядки, игнорируя феодальные методы властвования.

Право в средневековой Европе

В Европе в Средние века функционировали главным образом следующие правовые системы: каноническое право, феодальное ленное право, городское право и римское право. Наблюдается взаимное влияние разных систем друг на друга.

Для правовой системы Средних веков характерно:

  • главное место занимают нормы, которые регулируют поземельные отношения, а также нормы, гарантирующие внеэкономическое принуждение;
  • феодальное право в большой мере закрепляло неравенство разных сословий;
  • в феодальном праве не существовало деления на отрасли права; наблюдалось деление на церковное право, ленное право, городское право и др., что определялось его сословным принципом;
  • на феодальное право огромное влияние оказали церковные нормы, часто видоизменяющиеся в нормы права;
  • отсутствовало единое право на всей территории государства, господствовало право, базирующееся на местных обычаях.

В период позднего Средневековья в Европе закладывались основы будущего правопорядка, судопроизводства, которые восходили к позднеантичному римскому праву.

Феодальное право по внутренней структуре, степени разработанности, юридической технике значительно уступало рабовладельческому частному праву (в частности, римскому). В Западной Европе римское право пережило свое «второе рождение», что было обусловлено следующими причинами: римское право предоставляло решение в вопросах юридического выражения процессов и отношений в развивающемся товарном хозяйстве; в римском праве монархи находили правовые нормы, объясняющие их притязания на неограниченную власть. Римское По данной теме мы уже выполнили реферат Римское право подробнее право благоприятствовало преодолению государственных границ, формированию единого ядра европейской правовой культуры.

Право Средневековой Европы – какие существовали законы и кто их приял онлайн

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава I.
ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 3*. Право Европы в Средние века и Новое время

В Средние века единой стройной системы права не было. Действовали нормы так называемых варварских правд: Салической, Бургундской, Алеманнской, Баварской, составленных между V и IX вв. Деления на отрасли права, подобного нынешнему, не существовало. Сложились ленное право (регулировало отношения между сеньорами и вассалами), городское право (определяло правовое положение горожан), цеховое право (цеховые уставы регулировали порядок производства и сбыта ремесленных изделий и отношения между мастерами). В основе средневекового суда также лежал сословный принцип: каждое сословие имело свой суд.

Слова героя шекспировской драмы Ричарда III: «Кулак – нам совесть, и закон – нам меч!» – довольно точно выражают сущность средневекового права, которое часто называют кулачным. Его жестокость общеизвестна.

Право в Средние века находилось под сильным влиянием религии. Церковные догматы придавали правовым нормам силу закона. Гражданские и семейные отношения регулировались нормами канонического (церковного) права.

Широкое распространение имел так называемый Божий суд, или ордалии. Испытание котелком или раскаленным железом доказывало виновность или, напротив, оправдывало заподозренного в преступлении. Той же цели служили судебные поединки.

Суд начинался с попыток обвиняемого доказать свою невиновность. Для убедительности он приносил очистительную присягу, призывая на помощь соприсяжников, которые, в свою очередь, клялись, что обвиняемый не является клятвопреступником. Если клятв было недостаточно, прибегали к ордалиям, в том числе к поединку на кулаках или с применением оружия, и правым зачастую оказывался более сильный и ловкий. Считают, что именно этот варварский обычай сохранялся вплоть до XX в. в форме дуэли, романтизировавшей необходимость защитить честь рыцаря, дворянина, офицера на поединке.

Читайте также:
Унитарное предприятие - особенности, кто собственники, примеры

Средневековое право нельзя представить без судов инквизиции. Признавшегося под пытками в совершении преступления «грешника» инквизиторы передавали в руки государства. Перед сожжением осужденных проводили по улицам с петлей на шее. На площади их ждала скамья позора. После траурной мессы несчастным читали приговор, их привязывали к столбу, обложенному дровами. Огонь завершал «дело».

Французский философ-просветитель Вольтер подсчитал, что в Западной Европе было сожжено около ста тысяч «ведьм» и «колдунов». В словах французского инквизитора XIV в. Бернара Ги отразились основы всех тоталитарных расправ над инакомыслящими: «Задача инквизиции – истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики; еретики не могут быть уничтожены, если не будут истреблены вместе с ними их укрыватели, сочувствующие и защитники».

Однако свойственная самой сути христианства и постепенно все возраставшая автономия личности от государства и власти толкала некоторые слои общества к борьбе за некоторые права и свободы. В Англии, например, конфликт между королем Иоанном Безземельным, с одной стороны, и баронами, католической церковью, рыцарством и горожанами – с другой, завершился принятием правового документа под названием Великая хартия вольностей (1215). «Свободные люди» (в терминологии того времени это в первую очередь сеньоры, представители духовенства, горожане) наделялись определенными правами. Значение этого документа не только для своего времени, но и для позднейших веков становится очевидным хотя бы из следующей нормы: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны» (ст. 39). А вот норма, в которой исследователи видят одну из первых формулировок права на свободу передвижения: «Пусть будет каждому позволено впредь выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности…» (ст. 42).

В первой половине XV в. был создан, а в XVII в. утвержден английским парламентом еще один важный исторический документ – Хабеас корпус акт (назван по его первым словам – «Пусть предъявят тело»). Он позволял каждому, кто считал себя незаконно лишенным свободы, обращаться к судье с просьбой приказать задержавшему доставить его в суд.

Великая хартия вольностей и Хабеас корпус акт вошли в качестве законов в неписаную английскую конституцию. Трудно переоценить их роль в развитии идеологии прав человека и практики их реализации.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте особенности средневекового права. Приведите названия варварских «правд».

2. Обоснуйте своё мнение, почему в Средние века получил распространение Божий суд.

3*. На примерах из художественной литературы и кинофильмов расскажите об инквизиции.

4. Проанализируйте, как складывались взаимоотношения средневекового права и церкви.

5. Когда и в каких правовых документах были зафиксированы права и свободы человека?

6. Используя дополнительные источники информации, в том числе Интернет, охарактеризуйте права и свободы человека, провозглашённые в Великой хартии вольностей и в Хабеас корпус акт.

7*. Аргументируйте своё мнение о значении и роли этих документов в идеологии прав и свобод человека и их реализации

Латинские названия средневековых законов

Corpus Decretorum (Корпус декреторум) – свод декретов.

Habeas corpus act (Хабеас корпус акт) – начальные слова закона о неприкосновенности личности.

Lex Salica (Леке салика) – Салическая правда..

Magna Chart a Libertatum (Магна карта либертатум) – Великая хартия вольностей.

Выдающиеся мыслители и правоведы Средних веков и раннего Нового времени

Грациан (XII в.) – монах из итальянского города Болонья, автор обширного труда, систематизировавшего каноническое (церковное) право. В дополненном виде этот труд называют Сводом декретов (или Сводом Грациана).

Гроций Гуго (1583–1645) – голландский юрист и общественный деятель. Силе он противопоставлял идею права. Существом права считал естественные права человека. Главный труд Гроция – «О праве войны и мира». Делил войны на несправедливые (захватнические) и справедливые (в ответ на нарушение права). Признавал не только индивидуальные, но и коллективные права человека (право народов на гуманное обращение во время войны).

Макиавелли Никколо (1469–1527) – итальянский теоретик политики. Считал, что благая цель создания и сохранения государства оправдывает даже безнравственные средства. По его мнению, единовластие необходимо при создании и формировании государства. В другие времена продуктивнее республиканское правление.

Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) – философ и теолог, доминиканец. Считал, что государство способствует сохранению мира. В книге «Сумма теологии» выделил вечное право, божественное право, естественное право и позитивное право. Естественное право присуще всем людям, поскольку они – сознательные, моральные и социальные существа. Позитивное право способно помешать людям делать зло.

Информация к размышлению

Итак, поединок истца и ответчика давал в Средние века ответ на вопрос, который должен решить суд: «Кто виноват?» Поединок ушел в прошлое, а дуэли существовали еще очень долго. Культ дуэли сохраняется в сознании некоторых до сих пор. Поклонники дуэлей совершенно игнорируют реальные исторические прецеденты. Некоторые из них хрестоматийны. Разве в споре с Пушкиным прав был Дантес, победивший на дуэли? Разве виновен перед Мартыновым Лермонтов? А сколько дуэлей, к счастью, не состоялось или не завершилось трагическим исходом? Пушкин и Кюхельбекер, Толстой и Тургенев, Гумилев и Волошин… Пуля настигла поэта Николая Гумилева в 1921 г. Но тогда его противником была большевистская ЧК, «дуэль» с которой проиграл не один служитель муз.

Читайте также:
Права и свободы человека и гражданина ✔️понятие и классификация, обязанности граждан, право на труд и отдых статья конституции, права человека в современном мире

Исследуем документы и материалы

В Древнем мире один человек не мог поставить себя вне общества как существо, имеющее отдельную жизнь, независимую от какой-либо политической и социальной общности. Собственно человек еще не существовал или существовал лишь как предмет философских размышлений; на самом деле он был лишь гражданин, и каждый гражданин вкладывал свою душу, обретал принцип индивидуального существования лишь в пределах государства. Христианство дало человеку индивидуальную душу… Оно заронило в его душу мысль о вечном спасении избранных (праведников), объединенных в церковь и живущих по законам Бога, тогда как остальные навеки осуждены гореть в геенне огненной. Так, в Средневековье возникли два мира, неразделимо связанные и в то же время противостоящие друг другу: церковь и государство. Средневековье, в сущности, было сплошной гражданской войной, правда, организованной, но варварской и беспощадной к побежденным. По сравнению с нашей эпохой индивидуальный бунт и предательство были весьма редки, поскольку религиозный дух, царивший в тогдашней Европе, придавал государственным обязанностям мистический характер. Верность и честь считались религиозными добродетелями. Для бунта средневековому человеку нужно было проявить истинный героизм

(М. Бакунин, российский общественный деятель).

Монархия была единственно возможной формой правления в Средние века: только она могла создать централизованные государства. Так ли это?

Темы для проектов и рефератов

1. Развитие государственности и эволюция права Великобритании в Новое время (при подготовке использовать Интернет и свои знания по всеобщей истории).

2. Государственная власть и права человека: связь, противоречия, перспективы взаимодействия.

Особенности права и правовой культуры Западной Европы в эпоху Средневековья

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 03.04.2017 2017-04-03

Статья просмотрена: 1842 раза

Библиографическое описание:

Хоружий, В. В. Особенности права и правовой культуры Западной Европы в эпоху Средневековья / В. В. Хоружий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 485-488. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41437/ (дата обращения: 17.11.2021).

Статья посвящена анализу основных характеристик средневекового права и правовой культуры на примере законодательства стран Западной Европы.

Ключевые слова: правовая культура, обычное право, сервы, вассал, рента, оброк, надел, каноническое право, ордалия

Правовая культура западноевропейского средневековья подарила современной мировой цивилизации такие институты как английский суд присяжных, траст (институт доверительной собственности), следственно-розыскной судебный процесс, явившийся более прогрессивной формой, по сравнению с обвинительным процессом. Именно в это время возрождается применение норм римского частного права, принципы и конструкции которого стали источником всей мировой правовой культуры.

Для раннего средневековья было характерно преобладание так называемого обычного права. Средневековье — время, когда каждый человек стал зависеть от своего сеньора. Это подчинение получило правовое основание. В IX-XI вв. в западноевропейских государствах стало общим правилом положение о том, что «нет человека без господина». Например, Законы Этельберта предписывали каждому свободному человеку в Англии найти себе лорда [1, с. 124].

Власть была сопряжена с землевладением. Во Франции право собственности приобрело наиболее классическую форму, свойственную всему средневековому западноевропейскому праву. Для него была характерна иерархическая структура, условность, ограниченный характер. В X-XI веках наблюдается процесс передачи земельной собственности королю, крупным земельным собственникам, церкви с получением их обратно в виде феодов — наследственных держаний.

Наделы лично свободных крестьян — это земельные участки, за которые было необходимо нести повинности в пользу сеньора, которые определялись обычным правом. Земельно-правовые отношения между сеньором и свободным держателем по французскому обычному праву характеризовались следующими чертами:

1) свободный держатель обязан был периодически, когда этого потребует сеньор признавать зависимость своего земельного участка от сеньора; 2) сеньор получал ежегодную подать, а кроме этого мог потребовать десятину или отработку барщины от 3 до 12 дней в году; 3) сеньор имел право на баналитеты, что являлось правом на получение взносов за использование крестьянином мельницы сеньора, чтобы смолоть зерно, возможности давить виноград на его прессе, печь хлеб в его пекарне и т. п.; 4) за сеньором закреплялось исключительное право охоты на крестьянских землях.

Свободный держатель имел широкие права по распоряжению своим наделом: оставить в наследство, подарить, заложить, без разрешения сеньора, который, однако, при перемене владельца получал пошлину. Все повинности в его пользу сохранялись. Обычное право Франции еще не закрепило такого понятия, как право собственности. При рассмотрении споров по вопросам права на недвижимость имелось в виду такое понятие, как владение.

Под владением понимали такое право лица над вещью, которое в случае его несоблюдения можно быто защитить в судебном порядке. Многие поздние обычаи предусматривали передачу владения путем простого оформления соответствующего договора. Одним из самых распространенных договоров был договор займа. Каноническое право запрещало взыскание процентов по займу. Для того, чтобы обойти этот запрет существовало несколько путей. Например, заключался договор об установлении ренты, при котором лицо, приняв в долг определенную сумму денег, обязывалось заимодателю уплатить определенную денежную ренту.

Способом обхода этого запрета являлся также залог, который в XVII—XVIII веках превратился в ипотеку. Кредитор получал земельный участок должника во владение не прямой передачей, а через запись в залоговой книге. И хотя в это время все большее значение при заключении сделок начинают приобретать документы, в крестьянской среде все еще предпочитают следовать обычаям. Например, при переходе земли продолжали призывать 12 свидетелей и 12 мальчиков. Каждому из мальчиков, наблюдавших ввод во владение, драли уши и давали пощечины, чтобы они лучше запомнили происходящее и могли быть свидетелями в будущем.

Правовые обычаи с течением времени записывались и включались в различные письменные документы: хартии, жалованные грамоты и т. п. В них находят четкое определение привилегии сеньоров и обязанности вассалов, горожан, крестьян. Формы регуляции феодальных отношений были сходны в различных правовых обычаях, что даже при сохранении местных различий позволяло выявить тождественность многих институтов и правовых подходов того времени. Это позволяло уже средневековым юристам находить в них определенную систему.

Читайте также:
Закон понятие, основные характеристики, применение судами, кем принимаются федеральные законы, функции закона, признак отличающий закон от иных нормативных актов

Так, в XI веке появляются первые сборники (обычно в городах) с изложением основных принципов феодального права. Примером могут служить «Обычаи Барселоны» (1068 г.), а также работа миланского ученого Умберто де Орто под названием «Обычаи феодов», в которой автор по существу впервые сделал попытку систематического изложения обычного феодального права. В более поздний период появляются другие частные записи правовых обычаев с попыткой их теоретического осмысления («Саксонское зерцало» в Германии и т. д.).

Реально действовавшие вплоть до буржуазных революций правовые обычаи, получившие основательную доктринальную обработку, стали одним из элементов национальной правовой культуры в общеевропейском масштабе.

Другой отличительной особенностью средневекового права стало господство религиозного мировоззрения и верноподданства.

Основой нравственности стала вера и верность. Если античный человек должен быть справедливым, то средневековый — верным. Король Англии Альфред (871–901 гг.) в своем судебнике «Правда Альфреда» прямо говорит, что «Христос приказал, чтобы каждый любил своего господина (глафорда) как самого себя… Так предписываем мы и в отношении всeх людей. кто замыслит на жизнь своего господина (глафорда), тот отвечает своей жизнью и всем, чем обладает, или пусть очистится (в соответствии с) вергельдом своего господина (глафорда)» [1, с. 128].

Карл Великий (768–814 гг.), король Франкского королевства, умножает число земельных дарений — бенефициев людям, чьей верностью он хотел бы заручиться. А Генрих II (1154–1189 гг.) наделяет английских разъездных судей правом принимать от графов, баронов и рыцарей клятву верности королю. Если кто-то отказывался принести присягу, то он подлежал аресту как враг короля.

Философия права эпохи средневековья характеризовалась стремлением к освобождению от земных уз, перенесением идеалов в загробную жизнь. Церковь овладевает человеком при помощи государства, которое она обращает в средство для утверждения своей власти. Государство и церковь сливаются в одно целое, нормы права совпадают с религиозными канонами.

Для средневековых сводов правовых обычаев и законов характерно санкционирование правом предписаний религии, смешение правовых и религиозных норм, регулирование правом чисто религиозных сфер. В введении к англосаксонскому своду XI в. «Правда Альфреда» содержатся обширные извлечения из Ветхого Завета, апостольских посланий, воспроизводятся 10 заповедей. Королевские акты обязывали подданных под угрозой наказания подчиняться решениям церковных судов, которым подлежали прежде всего студенты, учителя, певчие, крестоносцы во время их походов, паломники, сироты, прокаженные. «Если кто-либо украдет что-нибудь в церкви, то возместит он стоимость украденного и (уплатит) штраф, соответствующий этому возмещению, и отрубят руку, которой он это совершил» [1, с. 127].

Силу закона придавали правовые нормы канонам, церковным правилам, предусматривавшим уплату десятины, налога в пользу церкви. Гражданские и уголовные дела рассматривались на основании норм канонического права. Религия господствовала в области правосознания, «преступное» отождествлялось с «греховным» [2, с. 190]. В ряде юридических сборников преступника предписывалось подвергать как уголовным, так и религиозным наказаниям. В судопроизводстве в качестве доказательств обращались к богу. Принося присягу перед судом, в подтверждение правдивости своих показаний и обвинитель, и обвиняемый возлагали руку на Евангелие, клялись именем бога или святого.

Для проверки виновности обвиняемого применялась ордалия — «суд божий»: нужно было достать кольцо из кипятка, прыгнуть в реку с быстрым течением, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т. д. Испытание огнём состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костер, держать руками раскаленное железо. Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший — виновным. Утонувший в реке считался оправданным — Бог его забрал в лучший мир, он раньше попал на небо. Если не утонул, то следовала смертная казнь.

Таким образом, главным доказательством истины было доказательство чудом, в основе которого лежала формула «Бог на стороне правого». Считалось, что чудеса могли случиться в жизни каждого. В знаменитом произведении начала XIII в. «Чудеса Девы» Готье де Куэнси рассказывается о том, как Дева Мария сочувствует и помогает своим приверженцам. В течение трех суток она своими руками поддерживает повешенного вора, сохраняя ему жизнь. Вор же, прежде чем идти воровать, никогда не забывал вознести молитву Марии.

В сознании средневекового человека еще не утвердилось современное представление о том, что преступником может являться только человек. Арестовывали, сажали в тюрьму и судили животных, насекомых и даже неодушевленные предметы. С ними обходились по всем правилам тогдашнего судопроизводства, начиная от обвинения, пыток, следствия, вынесения приговора и заканчивая наказанием. В 1473 году разбиралось дело о майских жуках перед духовным судом Лозанны. Бенедикт Монсеродский, епископ Лозаннский, выслушав жалобу против личинок майского жука, постановил изгнать их, так как они не явились на суд.

Знаменитый средневековый юрист Шасене, президент Прованского парламента, даже приобрел известность, защищая крыс, которых призвал к ответу Отенский епископ. Шасене в защитительной речи начал с того, что не все крысы получили повестки в суд по причине распространенности их жительства. Кроме того, крысы боятся кошек. И наконец, адвокат потребовал, чтобы крыс судили каждую в отдельности, персонально.

Уже в раннесредневековом законодательстве появляется принцип персональности права, чуждый, например, римской юридической традиции. В варварском королевстве люди не подлежали действию единого закона, распространяющегося на всех жителей его территории, но каждого человека судили по правовому обычаю той этнической группы, к которой он принадлежал: франка — по франкскому обычаю, бургунда — по бургундскому, а римлянина — по римскому праву. Отсюда и удивительные расхождения, когда за одно и то же преступление римлянин, например, наказывался смертью, а бургунд — штрафом. Сила традиции, обычая лежала в основе средневекового права. Корни обычая уходили в незапамятные времена и восходили к истокам коллективной памяти.

Читайте также:
Принцип состязательности и равноправия сторон понятие, сущность и значение правовых норм, содержание статей ГПК РФ, примеры

В 1252 году возник конфликт между зависимыми крестьянами собора Парижской богоматери в Орли и канониками. Крестьяне утверждали, что они не должны платить подать, тогда как каноники стали утверждать, что молва говорит обратное. Обратились за помощью к двум старым жителям данной местности, один из них был мэр Корбреза, которому было более семидесяти лет. Он сказал, что, согласно молве, крестьяне должны платить подать, поскольку именно так было «с незапамятных времен». Вторым свидетелем выступил архидиакон Жан, который заявил, что видел «старые свитки», где было записано, что каноники имеют право облагать податью жителей Орли. Он слышал, что такой обычай существовал.

Разобщенность населения и хозяйства, сложная социальная и правовая структура средневекового общества питали тенденцию, характерную для всего средневековья, к обособлению права, к выделению своего особого права для разных территорий, для социальных групп населения — городского, ленного; норм, регламентировавших правовой статус крестьян, ремесленников и т. п. Это явление получило впоследствии название юридического партикуляризма. Исключение составляла лишь средневековая Англия.

Средневековое право систематизировало множество правовых норм. Нельзя не согласиться с тем, что «нормативная сфера культуры фиксирует определенные границы поведения, деятельности, выход за которые ввергает индивида в бессмыслицу. Именно то, что признано в социуме как запрет, идентифицирует принадлежность к той или иной социокультурной группе через их представление о нежелательном и не-должном» [3, с. 82]. Именно эти границы поведения и определяло право в средневековом мире.

  1. Гущина Л. И., Епифанова Е. В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие. Ч.1. Краснодар: Манускрипт, 2015. — 148 с.
  2. Гущина Л.И, Епифанова Е. В. Всеобщая история. Государство и право: учебное пособие. Краснодар: Манускрипт, 2014. — 384 с.
  3. Хоружая, С. В. Смысловая сфера культуры: модусы кризисного развития: дис. … д-ра филос. наук: 24.00.01/ Светлана Владимировна Хоружая; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону, 2008. — 247 л.

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Правовая культура.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Понятие правовой культуры. Правовая культура в узком и широком смысле.
  2. Структура правовой культуры.
  3. Функции правовой культуры.
  4. Уровни правовой культуры.
  5. Формы правовой культуры.
  6. Правосознание: понятие, уровни, виды, структура.
  7. Правовое воспитание, пути и методы.
  8. Виды правовой деформации: правовой нигилизм, инфантилизм, фетишизм.
  9. Правотворчество и его виды.
  10. Законность и правопорядок.
  11. Значение правовой культуры для граждан и общества.
Правовая культура. Понятие.

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Правовая культура в узком смысле – образ мышления, стандарты и нормы поведения конкретных людей.

Правовая культура в широком смысле – уровень развития права в обществе, правовое сознание, правомерное поведение, правовые отношения, правовые учреждения.

Структура правовой культуры:

• состояние правосознания в обществе;

• действенность функционирования правовых органов и учреждений;

• уровень правотворческой деятельности (правотворчества);

  • состояние законности и прочность правопорядка.
Функции правовой культуры.
  • Познавательно-преобразовательная — теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.
  • Праворегулятивная — обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.
  • Ценностно-нормативная — оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.
  • Правосоциализаторская — формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание): уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.
  • Коммуникативная — регулирование общения граждан в правовой сфере: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.
  • Прогностическая — анализ тенденций, характерных для правовой системы общества: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.
Уровни правовой культуры:
  • обыденный — ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
  • профессиональный — свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне — присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
  • теоретический — включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.
Формы правовой культуры.

1.Правовая культура личности – отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя:

  • правосознание человека;
  • привычку к правомерному, законопослушному поведению;
  • правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей.

Проявления правовой культуры личности: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; уважительное отношение к праву; стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм; готовность остановить правонарушение и др.

2.Правовая культура общества — отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.Складывается из правовой культуры отдельных граждан.

Проявления правовой культуры общества: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов; уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина; системность и доступность законодательства; строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

Читайте также:
Договор продажи предприятия - особенности его заключения читать онлайн

3. Правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание.

Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Уровни правосознания:

• обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:

индивидуальное: формируется у конкретного индивида.

групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).

общественное.

Структура правосознания:
  • правовая идеология;
  • правовая психология.

Правовая идеология – это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология – это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения — правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально — разумом, рассудком, но и эмоционально — ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание — целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.

Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

Пути и методы правового воспитания:
  • правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.);
  • правовая пропаганда через средства массовой информации,
  • выпуск разнообразной юридической литературы,
  • создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»).
Виды деформации правосознания:
  • правовой нигилизм– это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;
  • правовой фетишизм– это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
  • правовой инфантилизм– это недооценка роли права, плохое знание права.
Правовой нигилизм. Формы проявления:
  • равнодушное отношение к роли и значению права;
  • скептическое отношение к возможностям права;
  • полное неверие в возможности права и негативное отношение к нему.
Пути профилактики правого нигилизма:
  • обеспечение качества принимаемых законов;
  • упрочение законности и правопорядка;
  • совершенствование юридического образования;
  • наличие в стране действенного и справедливого правосудия;
  • повышение уровня правовой культуры населения, государственных и муниципальных служащих, профессиональной культуры юристов.
Правотворчество.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное правотворчество народа (референдум);
  • правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.);
  • правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.);
  • правотворчество организаций, учреждений, предприятий. Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество)— это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.
  • В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется: — соблюдение и уважение права; — понимание его культурной и духовной ценности. Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка. Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям. Правопорядок характеризуется следующими критериями: Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество) — это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой. В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется: соблюдение и уважение права; понимание его культурной и духовной ценности.
  • Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка. Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям. Правопорядок характеризуется следующими критериями:

— высоким уровнем соблюдения законов; — обеспечением и реализацией субъективных прав; — исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Значение правовой культуры для гражданина и общества:
  • способствует гармоничному развитию человека, созданию правовых ценностей;
  • накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;
  • отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы;
  • является предпосылкой укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: