Право Древнего мира – какие законы существовали читать онлайн

Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые

Содержание:

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История законов

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Основные законы

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Читайте также:
Правопреемство понятие в Гражданском праве, виды, основания, объект

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Рекомендованная литература и полезные ссылки

  • Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
  • Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
  • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
  • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
  • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.

Видео

Право Древнего мира – какие законы существовали читать онлайн

Строгость, непререкаемость обычаев, их общая обязательность – это такие свойства, которые потом, когда созрели необходимые социальные условия, «пригодились» при формировании права. Санкционированные обычаи оказались той готовой социальной формой, при помощи которой определенные правила были возведены в закон. Первые исторические памятники правовых систем – это везде и всюду сборники по большей части обычаев, приспособленных для выполнения общественных задач и санкционированных государством. Отдельные разновидности и социальные формы обычаев явились прямыми предвестниками юридических норм. Особо в этом отношении следует выделить систему «табу» – строжайших запретов, имеющих биологические, стихийно-природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые основания. При помощи табу обычаи первобытнообщинного строя получили необыкновенную силу и непререкаемость (С. Алексеев).

Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г. Гейне, немецкий поэт).

Одно только прямое предписание закона не может повлиять на совесть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных действий и от сознания заслуги или проступка (У. Аллен, английский писатель).

Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защитить его (Т. Маколей, английский историк).

1. Что появилось раньше – государство или право?

2. В чем действенная сила закона?

3. Символы права: смысл и значение. (Речь идет, например, о богине Фемиде, мече, весах, параграфе и других символах права.)

§ 2. Право Древнего мира

В Древнем Вавилоне, наверное, было немало изуродованных людей. Рабов, не желавших мириться со своим положением, жестоко наказывали. На площади перед царским дворцом возвышался каменный столб, на нем клинописью были нанесены законы: «Если раб скажет своему хозяину: «Ты не мой господин», – то тот должен изобличить его как своего раба, а затем его хозяин может отрезать ему ухо». На вершине столба – изображение сидящего в кресле человека, который протягивает другому судейский жезл. Ниже надпись: «Я, царь Хаммурапи, справедливейший из царей…» И все, кто умел читать, узнавали, что эти законы вручены царю богом солнца Шамашем, верховным судией над всеми…

Читайте также:
Право Средневековой Европы - какие существовали законы и кто их приял онлайн

Законы вавилонского царя Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи, XVIII в. до н. э.) – первый из дошедших до нас древних кодексов законов. По содержанию он универсален. Деления законов по отраслям еще нет, но отдельные нормы кодекса можно объединить в группы по областям жизни, которые они регулировали.

Статьи 1–5 в основном посвящены суду, 6—126 – праву собственности, договору займа (обратите внимание на их количество), 127–195 – семье и наследованию, 196–214 – преступлениям против личности, 215–282 – имущественным преступлениям, договорам найма.

Законы Древнего Востока отличались крайней жестокостью. В Вавилоне, например, преступникам отрубали руки, уши, пальцы, язык, их сажали на кол, сжигали, закапывали живыми. Применялся основанный на древнем обычае принцип талиона: надлежало, например, повредить глаз тому, кто причинил вред глазу другого; выбивший зуб у соседа должен был расстаться со здоровым зубом и т. д. Если преступление совершалось против лица, стоявшего ниже на социальной лестнице, талион заменялся композицией – денежным вознаграждением за причиненный ущерб.

По сравнению с законами Хаммурапи, жестокими древнеиндийскими законами Ману, древнекитайскими Шан-шу и другими правовыми системами Древнего Востока право Древней Греции и Древнего Рима отвечало своему предназначению – установлению реальной для того времени справедливости – в значительно большей мере. Римский юрист, сторонник естественного права Ульпиан (ок. 170–228) утверждал: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово «право» (jus); оно получило свое название от justitia (право, справедливость), ибо право – это искусство добра и справедливого равенства».

Право Древней Греции и особенно Древнего Рима считается классическим. Многие древнегреческие мыслители прославляли «меру», «середину» в поступках людей. Исходя из представлений о необходимости соблюдения меры устанавливались и законы. Философ Гераклит (ок. 470–399 до н. э.) грозил всем нарушившим меру наказаниями при жизни и после смерти. «Своеволие следует гасить скорее, чем пожар», – утверждал он.

Законы Хаммурапи: Правосудие по-вавилонски

Царь Хаммурапи записал первые законы в истории

Шестой царь Вавилонии Хаммурапи правил с 1793 по 1750 год до нашей эры. Этот могущественный государь сумел объединить под своей властью земли от Персидского залива до Ассирии. А ведь на момент его воцарения Вавилония была сравнительно скромным и молодым царством. Достигнутые успехи позволили ему хвастливо заявлять в преамбуле к своему знаменитому сборнику законов: «Я — заботливый, покорный великим богам потомок Сумулаэля, могучий наследник Синмубаллита, вечное семя царственности, могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и Аккада, царь, вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар».

Текст на базальтовом столбе

Создание единого свода законов, предназначенных для поддержания порядка в огромном царстве, было не менее выдающимся деянием Хаммурапи, чем успехи в битвах. Царь повелел высечь на каменном столбе высотой 2,25 метра полное содержание всех своих установлений. Он стоял в главном городском храме под названием Эсагила. Но во время бесконечных войн между Вавилонией и Эламом эламский царь Шутрук-Наххунте I (правил примерно в 1185-1155 годах до нашей эры) изгнал вавилонское войско со своих земель. Потом он совершил победоносный поход в Вавилонию, разграбил её города и увёз из Вавилона в Сузы (столицу Элама) богатую добычу. В том числе и камень с высеченными на нём законами.

В 1902 году французская археологическая экспедиция во время раскопок древних Суз нашла три чёрных базальтовых монолита почти цилиндрической формы с клинописными записями почти трёх сотен статей судебника Хаммурапи. Это оказался тот самый столб, разделённый на три части. Именно тогда мир узнал об их существовании и назначении, а парижский музей Лувр стал обладателем, пожалуй, самого прославленного образца вавилонской культуры.

Вверху монолита изображён сам законодатель, стоящий перед богом солнца Шамашем. Он почтительно принимает от божества свод законов, чем демонстрируется их небесное (сверхъестественное) происхождение. А дальше бежит текст, покрывающий весь столб с обеих сторон.

Первый в мировой истории юридический кодекс, определяющий права и обязанности свободных граждан (не рабов — они ещё долго будут считаться не людьми, а имуществом!), начинается историческим вступлением. Хаммурапи объявляет, что боги призвали его управлять «для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, так чтобы я подобно Шамашу восходил над черноголовыми и освещал страну для блага народа».

Читайте также:
Система органов государственной власти в РФ: уровни, функции

За введением следует изложение самих законодательных актов. Всего 282 статьи, охватывающие почти все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Завершается текст проклятием, призывающим всевозможные кары на головы нарушителей законов.

Прежде всего, закон защищал собственность. За кражу имущества полагалась смерть. За порчу — суровое наказание. Если новый корабль давал течь, то корабельный мастер должен был за свой счёт выстроить другой, более прочный. Если кто-нибудь небрежно относился к укреплению дамб и каналов, жизненно необходимых стране, и в результате прорыва плотины заливались чужие поля, то он должен был возместить убытки всем соседям. Закон следил за своевременной уплатой аренды и за возвратом долга.

В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». Осуждённым даже за малейшие проступки прокалывали или отрезали уши, губы, пальцы, а иногда обливали лицо кипящей смолой.

Если врач неаккуратно сделает надрез и причинит смерть пациенту или, снимая бронзовым ножом бельмо, повредит глаз, ему следует отрубить руку. Если архитектор строит для кого-нибудь дом и этот дом непрочен и обрушивается на его владельца, то архитектор достоин смерти. Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью собственного сына.

Воины (царские наёмники) получали от государства земельные наделы, рабов и домашних животных, но обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл. Надел, пожалованный царём, оставался неприкосновенным.

Чтобы не уменьшалось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоёв свободного населения, которые оказались в тяжёлом материальном положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство, которое прежде было пожизненным, тремя годами работы на кредитора. После этого ссуда, независимо от суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год.

Немало места уделялось семье и браку. Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние со стороны мужа считалось преступлением, если он соблазнил жену свободного человека. Это деяние каралось большим штрафом. Но в отношении неверных женщин закон был значительно более суров — утопить. Если муж желал простить неверную жену, не только она, но и её соблазнитель освобождались от наказания.

О наказании нерадивых хозяек сообщалось следующее: «Если она много болтала, если пренебрегала своим домом и не воспитывала своих детей порядочными людьми, то надлежит бросить её в воду!». Что касается отца, он не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления, и обязан был научить их своему ремеслу.

Образец для Ветхого Завета

При Хаммурапи граждан стали судить не старейшины, как в прежние времена, а специальные чиновники-судьи, поставленные царём в каждом городе. Все дела решались в строго определённом порядке. Секретарь записывал весь ход судебного разбирательства. Если дело было сложным и судья не мог вынести решения, преступника под конвоем отправляли в столицу, где дело слушали в главном суде. Недовольные решением могли обжаловать его перед царём.

По сей день учёные спорят о том, содержатся ли в Ветхом Завете прямые заимствования из судебника Хаммурапи. Вероятно да, ведь библейский патриарх Авраам жил как раз во времена вавилонского законодателя. Это значит, что у древних евреев ещё не было своего государства. Но некоторые полагают, что законы Хаммурапи и Пятикнижия опирались на более общие древние правила, укоренившиеся повсеместно на Востоке к началу II тысячелетия до нашей эры.

Сравнивая законы Ветхого Завета и законы Хаммурапи, выдающийся русский востоковед Борис Тураев отмечал их сходство в деталях и в композиции. Так, например, отдельные статьи кодекса Хаммурапи соответствуют ветхозаветному принципу уголовного наказания («глаз за глаз, зуб за зуб» в Книге Исход). Много общего имеют брачные правила в кодексе Хаммурапи и законах Моисея. Похожа этическая направленность обоих кодексов.

Читайте также:
Договор розничной купли продажи - важные условия, форма, предмет

Законы Хаммурапи не идеальны, но ведь они были одними из первых у людей. Древнейший в мире кодекс, хотя и был построен на фундаменте существовавших с незапамятных времён суровых обычаев, предлагал, безусловно, разумные и справедливые нормы права. Самой прогрессивной чертой в вавилонских законах являлось то, что индивидуальную месть за несправедливость, как правило, заменяла месть государственная. Так на смену родоплеменному строю постепенно приходили новые отношения.

п. Право в государствах Древнего Востока

Урок 3. Право 10 класс. Базовый и углублённый уровень

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “п. Право в государствах Древнего Востока”

Одни и те же термины могут употребляться в разных значениях. Например, «восток» в географии – это одна из сторон света, направление, противоположное западу. В истории и других науках, изучающих человеческое общество, со значением этого слова дело обстоит сложнее. Восток для европейца может быть и на юге. А россияне при определённых условиях могут отнести Японию к странам Запада.

Но сузим несколько область поиска определений. Сейчас мы будем говорить о правовых системах Древнего Востока. Именно в этом регионе возникли первые государства, следовательно, и первые памятники права нам следует искать именно там.

Итак, Древний Восток – это достаточно специфическое понятие европейской культуры. Для древних греков и римлян Восток – весь остальной известный им мир. И мы продолжаем следовать античным традициям. Крупнейшие страны Древнего Востока – Древний Египет, Месопотамия, Ассирия, Древняя Индия и Древний Китай.

Шумер и Египет борются между собой за честь быть родиной первого государства. Точнее, об этом до сих пор спорят историки. Но древнейшее централизованное государство, безусловно, возникло в Древнем Египте.

В конце IV тысячелетия до нашей эры Верхний и Нижний Египет были объединены под властью одного правителя. Историки называют условную дату – 3000 год до нашей эры – когда фараон Верхнего царства совершил поход в Нижнее и подчинил его себе. К этому времени наверняка уже сложилась система правовых норм. Но до наших дней не дошло письменных памятников ни этого, ни более близких по времени периодов, где бы эта система была изложена в комплексе. Тем не менее, историки достаточно хорошо знают, что она собой представляла.

Первым источником права в Древнем Египте, как, впрочем, и в других регионах, был правовой обычай. (Про основные источники права мы ещё будем подробно говорить.) Согласно легендам, начало первому законодательству положил бог Тот. Он передал египетским жрецам сорок две священные книги, где оно было изложено. Значительную их часть составляли религиозные нормы. Очень активной была и законодательная деятельность фараонов.

Ещё в древности египетские законы содержали подробные предписания о праве собственности, владении и распоряжении движимым и недвижимым имуществом. Чётко выделялись четыре основные формы собственности: царская, храмовая, общественная (общинная) и частная. Договоры купли-продажи земли и имущества должны были составляться в письменной форме, при свидетелях, зачастую в суде. Постепенно передача собственности превратилась в весьма сложный ритуал, который сопровождался клятвами и обрядом введения покупателя во владение.

Обязательственное право Древнего Египта, кроме договоров купли-продажи, знало также договоры займа, найма, аренды земли, товарищества.

Отдельные нормы регулировали долговые отношения. Так, запрещалось обращение подданных в рабство за долги. А проценты по кредитам не должны были превышать сумму долга.

В семейных отношениях также большую роль играл договор. Он заключался от имени мужа и жены. Хотя женщины утратили равенство в правах с мужчинами, тем не менее закон защищал их. Приданое оставалось собственностью жены. Оба супруга могли свободно развестись. Или завещать своё имущество, независимо друг от друга. В случае отсутствия завещания наследниками по закону становились дети обоих полов.

Уголовное право выделяло несколько видов преступлений. К государственным относились измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны. К религиозным – убийство священных животных, чародейство. Убийство (но уже человека), отступление от правил врачевания, в результате чего наступила смерть больного, – преступления против личности. Кража, обмер, обвес – против собственности. Выделялись также и преступления против чести и достоинства – прелюбодеяния, изнасилования.

Наказания зависели от тяжести преступления и от личности преступника. Скажем, участники восстания подлежали поголовному уничтожению. Обычная кража компенсировалась в двух- или трёхкратном размере. Но если речь шла о храмовом имуществе, компенсация была значительно большей – обычно суд умножал стоимость похищенного на сто. Жестоко казнили грабителей царских гробниц.

Читайте также:
Криминология понятие и предмет, методы и функции системы криминологии

Чего только не придумывали законодатели. Расхитителей били палками, скармливали крокодилам, отправляли на каторгу в рудники и каменоломни, хоронили заживо… Не помогало ничего: практически все гробницы в Долине царей и в Долине цариц были ограблены ещё в древности. Точно так же не могли справиться со взяточничеством. Фараон Рамсес даже издал закон о перенесении части наказания на детей тогдашних коррупционеров. Они лишались всех привилегий и не могли быть принятыми на государственную службу. Сребролюбивых папаш и это не останавливало.

Достаточно развитым было процессуальное право. И гражданский, и уголовный процесс начинался с жалобы потерпевшей стороны. Истец и ответчик, обвинение и защита могли выступать с обращениями к суду, приводить устные и письменные свидетельства. В качестве доказательств использовались клятвы. Суд имел право применить пытки. Законы Древнего Египта требовали милостивого и справедливого суда по отношению ко всем – и к богатым, и к бедным. Но не забываем о том, что высшей судебной инстанцией был фараон. Он имел право принимать любые решения, а не только те, которые основывались на законах. Впрочем, фараон и был главным источником права.

В 1902 году французские археологи проводили раскопки в Сузах. Это один из древнейших городов Месопотамии. Интересных находок было очень много: предметы домашней утвари, остатки орудий труда, глиняные таблички, покрытые клинописью. Но одна из находок стала мировой сенсацией. Это была базальтовая стела высотой более двух метров. Стелой называют плиту из камня, дерева или металла с высеченными на ней письменами или иллюстрациями. На этой стеле был рисунок, изображающий Шамаша (вавилонского бога Солнца), который вручал свиток знатному человеку в царских одеждах. А под рисунком – клинописный свод законов – кодекс царя Хаммурапи.

Сузы – столица древнего Эламского царства. Как там оказалась стела с законами вавилонского царя? Историки считают, что она была вывезена в качестве трофея где-то в XII веке до нашей эры.

До этого она очень долго стояла в Вавилоне: Хаммурапи правил в 1792–1750 годах до нашей эры. Да, этим законам почти 4 тысячи лет!

Кодекс Хаммурапи содержал двести восемьдесят две статьи. Во введении и в заключении к тексту вавилонский царь характеризует себя и своё правление. Хвастается, разумеется: и славный-де он, и богобоязненный, и могучий, и мудрый – в общем, несравненный. Указывается и цель составления законов: чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость. Между восхвалениями и проклятиями нарушителям шли собственно статьи законов.

В те времена ещё не занимались кодификацией права. Кодификацией юристы называют упорядочивание правовых норм, разделение их по отраслям.

Тем не менее, определённый порядок в следовании статей соблюдался. Первые пять были посвящены некоторым вопросам организации судебного процесса. Например, определялось наказание за лжесвидетельствование. Надо сказать, очень суровое:

1. Если кто-нибудь, обвинив другого и бросив на него подозрение в убийстве, не докажет этого, то того, кто его обвинил, должно предать смерти.

Сто двадцать следующих статей включали в себя нормы, связанные с правом собственности и договорами займа. Покушения на собственность относились к числу тяжких. И карались соответственно – чаще всего смертью.

6. Если кто-нибудь украдёт храмовое или дворцовое имущество, то его должно предать смерти…

7. Если кто-нибудь купит или возьмёт на хранение… что бы то ни было… без свидетелей и контракта, то этого человека, как вора, должно предать смерти.

22. Если кто-нибудь совершит грабёж и будет пойман, то его должно предать смерти.

Ну а если грабитель не будет пойман, то тогда действовал древний обычай круговой поруки. Жители той местности, где жертву ограбили, должны были возместить стоимость похищенного. Представляете, насколько они были заинтересованы в поимке преступника?

Законы очень подробно, местами даже нудно, описывали всё, что было связано с осуществлением купли-продажи имущества, с обработкой поля, сада, уходом за скотом.

Около пятидесяти статей посвящались вопросам оформления и возврата долга и залога. Закон разрешал продавать за долги членов семьи. Но долговая кабала ограничивалась тремя годами.

Регулировалось законом и принятие на хранение имущества, как и действия владельца в случае его пропажи.

Следующие шестьдесят восемь статей относились к семейному праву и наследованию.

Заключение брака должно было сопровождаться договором. Неверность супругов наказывалась. Правда, по-разному. Согрешившую женщину казнили – бросали в воду. Ну а мужчина в подобном случае возвращал приданое и свободу своей жене. Закон защищал имущественные права супругов. И обязывал мужа содержать заболевшую жену. Дети, в том числе рождённые вне брака, но признанные отцом, уравнивались в своих наследственных правах. Достаточно детально регулировались и отношения между приёмными детьми и родителями. Видимо, усыновление было распространённым явлением в Древнем Вавилоне.

Читайте также:
Акциз - что это, кто плательщик, перечень акцизных товаров

Двадцать статей были посвящены преступлениям против личности. При этом наказание зависело от того, против кого было совершено преступление. Если и преступник, и жертва были свободными людьми равного положения, то действовал принцип талиона – наказание по своей тяжести равнялось преступлению:

196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему [самому].

Но если жертвой становился кто-то низший по положению, то требовалось денежное возмещение:

199. Если он повредит глаз у чьего-нибудь раба или сломает кость у чьего-нибудь раба, то должен уплатить половину его стоимости.

Последние шестьдесят семь статей описывали последствия нанесения различного вреда имуществу и условия его аренды и найма работников.

Необходимо отметить, что законы Хаммурапи не только детальны и конкретны, но и написаны деловым, доступным для понимания языком. Они исключают двусмысленное толкование, непротиворечивы, не содержат дублирования. Религиозно-этические моменты встречаются лишь в прологе и эпилоге. В этом плане они отличаются от других древневосточных правовых сборников, например Законов Ману.

Законы Ману – сборник предписаний благочестивому индийцу, приписываемый легендарному прародителю человечества. Вопрос датировки этого памятника остаётся предметом дискуссий. Его создание принято относить к периоду между II веком до нашей эры и II веком нашей эры.

Законы Ману состоят из двенадцати глав. Начинаются они с описания истории создания Вселенной, человека (четырёх варн) и человеческого общества. Собственно юридическое содержание имеют восьмая, девятая и десятая главы. В них речь идёт о судопроизводстве, семейных правоотношениях и наказаниях за различные преступления. Последняя глава – описание посмертных мук грешников, совершивших дурные дела в земной жизни.

Подведём итоги.

Основными источниками права в государствах Древнего Востока являлись правовые обычаи и законодательные акты правителей.

Значительная часть правовых норм была посвящена регулированию имущественных отношений и охране прав собственности.

Правовые системы отражали социальное неравенство, существовавшее в древневосточных государствах.

Право Древнего мира – какие законы существовали читать онлайн

Право древнего государства

— это совокупность норм права, устанавливаемых и обеспечиваемых органами публичной власти, посредством которых регулировались общественные отношения в городах, землях, княжествах, волостях, округах, селах.

Характеристика права древнего государства:

1. Представление о нормах права, правилах поведения, правах и обязанностях претерпевают изменения в пользу лиц, обладающих публичной властью.

2. Правовое регулирование общественных отношений осуществлялось на основе норм права, которые разрабатывались лицами, стоящими у власти, органами публичной власти.

3. Правила поведения устанавливаются вождем, князем в своих интересах и без учета общественного мнения.

4. Процесс правового регулирования отношений приобрел осознанную и целенаправленную форму и осуществлялся органами публичной власти.

5. Нормы права древнего государства также закрепляли три способа правового регулирования: запрет, дозволение, обязывание, но в отличие от социальных норм первобытного общества в них более четко проводилась грань различий между правами, обязанностями и запретами.

6. Осуществлялось правовое закрепление социального положения (прежде всего имущественного неравенства) людей в древних источниках права.

7. Нормы права носили казуистический характер, т.е. основой норм были конкретные жизненные ситуации, решения по которым являлись образцами для последующих рассмотрений аналогичных дел.

8. В нормах права древнего государства устанавливалось не только физические (телесные), но и в большей степени имущественные наказания с привилегией по отношению к лицам, стоящим у власти.

9. Оформление принятых правил поведения осуществлялось, закреплялось на различных материальных носителях информации (деревянные или каменные таблички, столбы, береста), как правило, в письменном виде.

Способы формирования источников права древнего государства:

1. Санкционирование обычаев — государство признавало, закрепляло и разрешало в своих правовых документах только те исторически сформировавшиеся правила поведения людей в первобытном обществе, которые отражали интересы лиц, обладающих политической властью.

2. Формирование и развитие юридической практики (прежде всего судебной) — при разрешении конкретных конфликтов и споров судебные органы выносили решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости.

Эти решения являлись ориентирами при рассмотрении в дальнейшем аналогичных конфликтов и споров между людьми.

В результате создавались правовые прецеденты и формировалось прецедентное право.

3. Правотворчество государства – разработка и принятие нормативных документов (договоров, уставов, законов), обязательные для исполнения всеми субъектами и поддерживаемые силой государственного принуждения.

В результате правотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт.

Читайте также:
Источники трудового права понятие, общая характеристика, основные виды

Право древних государств условно можно разграничить в зависимости от их географического расположения.

В этой связи можно назвать: а) древневосточное право, б) античное право, в) древнерусское право и т.д.

Древневосточное право существовало в таких странах как Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.

В нормах древневосточного права закреплялись:

1) патриархальное превосходство в семье; 2) приоритет государственной собственности; 3) ограничения права частной собственности; 4) действие принципа талиона; 5) коллективная ответственность за вину одного человека; 6) казуистический характер норм права; 7) недемократический режим государственного управления.

Источники древневосточного права:

1. Источники вавилонского права

2. Источники индусского права

Источники вавилонского права:

Вавилон – древний город в Месопотамии, государство начала 2-го тысячелетия до н.э. (Р.Х.), располагалось на юге Месопотамии (территория современного Ирака).

Законы царя Хаммурапи (царь Вавилона, правивший в ХVIII веке до н.э.), были высечены на базальтовом (каменном) столбе и содержали нормы по основным отраслям права.

Ученые, для удобства изучения разделили содержание клинописи столбцов на 282 параграфа.

Законы Хаммурапи содержали нормы: -о преступлениях против правосудия; -об охране государственного устройства; -о правовом статусе имущества; -о брачно-семейных отношениях.

Источники индусского права:

формировались в первом тысячелетии до рождества Христова.

Первый этап формирования источников индусского права называют ведической эпохой.

Ве́ды (санскрит — знание, учение) – сборник древних священных писаний индуизма на санскрите (санскрит – древний литературный язык Индии).

В священных книгах — Ведах (знания, содержащиеся в сборниках гимнов и жественных формул) были записаны божественные предписания для верующих индусов.

Структурными элементами Вед являются: Риг-веда – знания о религиозных гимнах; Яджур-веда – знания о жертвенных формулах; Сама-веда – знания о религиозных песнопениях; Атхарва-веда – знания о религиозных заклинаниях.

названы именем мифического прародителя людей Ману, составлены в Древней Индии одной из брахманистских (жреческих) школ между II веком до р. Х. и II веком от р.Х.

Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2684 стихов (шлок).

Законы содержат религиозные и моральные предписания.

Структура законов Ману по главам: I глава содержит сведения о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества; II — правила жизни в период обучения; III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина; V — религиозные нормы; VI — правила жизни отшельника; VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством; VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике; IX-X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн; XI — предписания о покаяниях и искуплении совершённых грехов; XII — описание посмертных воздаяний за плохие дела в настоящей жизни.

Античное право.

Античный — (лат., древний) — относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.

(Афины, Спарта, Древняя Греция, Рим)

В нормах античного права закреплялись: свободные торговые связи; господствующее положение права частной собственности; защита достоинства, чести, прав и свобод; равенство прав собственников; публичное и частное право; материальное и процессуальное право; демократический режим государственного управления.

Источники права Древнего Рима:

1. Кодекс Феодосия – сборник указов императора 4 в.

2. Институции (лат., наставление — юридические элементарные учебники права в Др. Риме, систематически излагавшие основные начала юриспруденции и составленные в Византии в 6 в. от р.Х., имели силу закона) Юстиниана 533 г.

3. Дигесты (лат., «cобранное», располагать в порядке, иначе пандекты) — правовые сборники расположенных систематически кратких извлечений из законов и сочинений юристов, имели силу законов.

4. Законы 12 таблиц — первый сборник кодифицированного римского права, содержащий обычаи и предания, сложившиеся в 8—5 вв. до н.э.

Законы 12 таблиц были построены тематически: судебный процесс, нормы семейного и уголовного права.

В законах обобщены прежние обычаи, закреплены правовые институты (отцовскую власть, семейную солидарность, опеку, собственность, судебную власть, арбитраж — третейский суд и пр.) и формы сделок (усыновление, завещание, манципацию — лат. manus — «рука» и лат. capio — «беру» — в римском праве акт фиксации перехода права собственности от одного лица к другому, при котором отчуждаемая вещь в присутствии пяти свидетелей и весовщика передавалась приобретателю при произнесении строго определённых словесных форм и выполнении обряда с весами с медным слитком и пр.).

История права Древнего мира

ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА

1. Законы Хаммурапи – древнейший памятник права планеты

2. Законы Ману – памятник права и произведение древнеиндийского искусства

3. Демократия и право античной Греции

4. Законы XII таблиц – первооснова римского права

1. Законы Хаммурапи древнейший памятник права планеты

В 1902 году французская археологическая экспедиция проводила раскопки одного из древнейших городов Месопотамии Сузы (на территории современного Ирака). Среди предметов материальной культуры, многочисленных глиняных табличек с текстами, написанными клинописью, была обнаружена сенсационная находка. Один из участников экспедиции вспоминал: “Это была конусообразная базальтовая стела 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стелы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком свод клинописных знаков. “.

Читайте также:
Источники права понятие, виды и классификация, основные признаки и функции

Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права Законник царя Вавилона Хаммурапи.

Свода законов состоял из введения, 282 статей и заключения. Во введении говорилось, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии “справедливость”, мир и благополучие населения.

Законник Хаммурапи был составлен в казуистической форме, то есть в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Пример: “Ст.200. Если человек выбьет зуб равного себе, то должно выбить его зуб”. Законник не имеет сколько-нибудь строгой системы изложения правового материала. Нормы гражданского, уголовного и процессуального права соединены воедино.

Свободное население Вавилона делилось на два разряда: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Ответственность за кражу скота у авилум в три раза больше, чем за кражу скота у мушкенум. Даже если авилум наносил тяжкие телесные повреждения мушкенум, то ему достаточно было уплатить штраф, чтобы освободиться от ответственности. Рабство еще не приобрело классические формы. Раб, хотя и являлся вещью господина, но с согласия последнего мог иметь свое небольшое имущество, вступать в брак, совершать гражданско-правовые сделки. После смерти раба половина имущества оставалась хозяину, а другая половина оставалась у детей умершего.

Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.

Верховным собственником земли являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог ренту. За несение службы воин получал от царя “имущество илку”, в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем данное имущество переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу. “Имущество илку” было изъято из гражданского оборота и не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок.

Значительное развитие в Вавилоне получило обязательственное право. Обязательства возникали: 1) из договора; 2) из причинения вреда. Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был быть действительным ее собственником и мог гарантировать приобретателя от эквиции, то есть от претензии на данную вещь со стороны третьего лица. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех и даже шестикратном размере.

Изменить договор можно было только по обоюдному согласию контрагентов. Исключение из этого правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь. Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы “заложника”, принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма найме домов, судов, повозок и др.

Помимо того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др. При регулировании имущественных отношений закон во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.

Читайте также:
Протокол и как его вести на рабочей встрече, собрании плюс образец

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкупа за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.

В классовом обществе огромную роль играл институт наследования, с помощью которого накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи.

В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила:

1. Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства.

2. Долю умершего наследника получают его дети.

3. Усыновленные лица наследуют на равных основаниях с другими наследниками.

4. Преступники-рецедивисты лишаются права наследования.

Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследователю широкой или в той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений.

В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: “Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев”. Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:

1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности “равным” преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: “Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома должно убить сына строителя”. В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело.

2) Принцип “устрашения” проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях.

3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.

4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родоплеменного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.

Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др. Если данных доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию (“суду божьему”). Суть ордалия заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял “истину”. Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был царь.

Читайте также:
Договор продажи предприятия - особенности его заключения читать онлайн

Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

Административное наказание

Административное наказание: понятие, виды и характеристика

Административное наказание имеет преимущественно профилактические цели, и поэтому ранее используемый термин «административное взыскание» больше отвечал своему предназначению.

Административное наказание – это мера юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которая применяется прежде всего в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами.

Цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП).

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Эта особенность основана на конституционном положении, закрепленном в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ.

Виды административных наказаний:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация;
  9. административное приостановление деятельности.

Административные наказания, перечисленные в п. 3–9, устанавливаются только КоАП.

Основные и дополнительные административные наказания:

1. Предупреждение, администртивный штраф, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.

2. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности.

Общие правила наложения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

  1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  3. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  4. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ (принцип целесообразности).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: