Правила по русскому языку теория по орфографии, синтаксису, пунктуации

Справочник по русскому языку. 5-11 класс

  1. п.3. Непроизносимые согласные в корне и суффиксе
  2. п.4. Двойные согласные в корне слова
  3. п.5. Чередование согласных в корне
  1. п.13. Правописание сложных слов
  2. п.14. Соединительные гласные о и е в сложных словах
  1. п.26. Диалектизмы
  2. п.27. Профессионализмы
  3. п.28. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы)
  4. п.29. Неологизмы
  5. п.30. Жаргонизмы
  6. п.31. Варваризмы
  7. п.32. Интернационализмы
  8. п.33. Экзотизмы
  1. п.43. Официально-деловой стиль
  2. п.44. Публицистический стиль
  3. п.45. Научный стиль
  4. п.46. Разговорный стиль
  5. п.47. Художественный стиль речи
  1. п.51. Понятие о морфемике
  2. п.52. Основа слова
  3. п.53. Корень
  4. п.54. Аффиксы (приставка, суффикс, постфикс)
  5. п.55. Флексии (окончание, формообразовательный суффикс)
  6. п.56. Интерфикс
  7. п.57. План морфемного разбора слова
  1. п.60. Понятие об имени существительном
  2. п.61. Собственные и нарицательные имена существительные
  3. п.62. Категория одушевленности неодушевленности имен существительных в русском языке
  4. п.63. Категория рода. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных. Род аббревиатур. Род имен существительных, пишущихся через дефис
  5. п.64. Категория склонения. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные
  6. п.65. Непостоянные признаки. Категория числа. Категория падежа. Склонение имён существительных (таблица)
  7. п.66. Синтаксическая роль существительного в предложении
  8. п.67. Словообразование имен существительных (таблица)
  1. п.75. Понятие об имени прилагательном
  2. п.76. Лексико-грамматические разряды: качественные, относительные, притяжательные имена прилагательных. Переход имён прилагательных из разряда в разряд
  3. п.77. Степени сравнения качественных имён прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная степень
  4. п.78. Полная и краткая форма качественных и притяжательных имён прилагательных
  5. п.79. Непостоянные признаки: склонение имён прилагательных, несклоняемые имена прилагательные
  6. п.80. Синтаксическая роль имён прилагательных
  7. п.81. Переход имён прилагательных в существительные (субстантивация)
  8. п.82. Словообразование имён прилагательных
  9. п.83. Формы субъективной оценки
  1. п.93. Понятие об имени числительном. Постоянные признаки
  2. п.94. Непостоянные признаки: категория рода, числа, падежа
  3. п.95. Словообразование имён числительных
  4. п.96. Синтаксическая роль имён числительных
  5. п.97. Правописание и склонение количественных, дробных, собирательных, порядковых имён числительных
  6. п.98. Правописание НЕ с именами числительными
  7. п.99. Слитное, раздельное и дефисное написание имён числительных

Подробный справочник по русскому за 5-11 класс

Знакомясь в режиме онлайн со справочником по русскому языку 5-11 класс, вы видите не просто обычное учебное пособие, а издание с доступным изложением материала. Систематизированное содержание дает глубокие познания тем, кто впервые изучает предмет. Выпускники школ и будущие абитуриенты могут закрепить уже имеющиеся навыки. Которые пригодятся не только при сдаче экзамена, но и разовьют способности грамотно писать и изъясняться. Наглядные изображения в виде схем и таблиц облегчают понимание уроков.

Справочник также будет полезен для студентов и взрослых людей, стремящихся постоянно расширять горизонты своей эрудиции и оттачивать разговорную речь. Правильное произношение слов и безошибочное оформление резюме открывают большие возможности на собеседовании при устройстве на престижную работу.

Основные правила русской пунктуации

Пунктуация – обширный и сложный раздел языкознания. Русская же пунктуация имеет множество запутанных правил с целым рядом исключений. Разобраться во всём этом не так просто. Мы, создатели сайта pishugramotno.ru, стараемся представить правила как целую систему, отслеживая закономерности и внутренние взаимосвязи. Ведь таким образом не обязательно зазубривать каждое правило – достаточно лишь понять, что из чего вытекает.

Основные моменты, которые вызывают трудности на письме, – это:

  • вводные слова;
  • причастные и деепричастные обороты;
  • однородные члены предложения;
  • сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Давайте рассмотрим каждый пункт подробнее и выявим основные моменты, которые влияют на постановку знаков препинания.

Вводные слова и предложения

Вводные слова (ВС) и предложения — это слова, сочетания слов, а иногда и целые предложения, которые не являются частью предложения, но связаны с ним по смыслу.

Отличить вводное слово можно по следующим признакам:

  • оно не является членом предложения;
  • выражает эмоции автора, последовательность действий, степень уверенности автора в сообщаемом и т.д.;
  • ни к нему, ни от него к другим словам нельзя задать вопрос;
  • ВС можно без потери смысла и нарушения структуры предложения переместить в другое место или убрать вовсе.
Читайте также:
Заперта ударение - на какой слог падает, примеры предложений

Вот несколько примеров вводных слов и словосочетаний, которые мы используем в повседневной речи:

  • “наверное”,
  • “пожалуйста”,
  • “таким образом”,
  • “в свою очередь”,
  • “например”,
  • “без сомнения”,
  • “безусловно”,
  • “действительно”,
  • “кажется” и т.д.

На письме вводные слова и предложения чаще всего отделяются запятыми, однако в некоторых случаях возможно использование тире или скобок.

Должно быть, во время чтения книги я задремал, потому что, когда я открыл глаза, за окном было уже темно.

Твой доклад, бесспорно, был лучшим выступлением на конференции.

Подготовка домашнего задания – как часто выражался наш классный руководитель – это ответственность ученика, а не родителя.

На тот фестиваль (к счастью) мы так и не попали, потому что в тот день непрерывно шёл проливной дождь.

Причастный оборот

Причастный оборот – это согласованное распространённое определение, выраженное причастием и зависимыми от него словами.

Причастие (одиночное или в составе оборота) имеет следующие признаки:

  • отвечает на вопросы “что сделавший?”, “что делающий?”, “какой?”, от причастия же, в свою очередь, можно задать вопросы к зависимым словам;
  • всегда определяет (отсюда термин “определяемое”) главное слово, которое выражено существительным или местоимением;
  • согласуется с определяемым словом в числе, падеже и роде.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он всегда выделяется запятыми.

Девочка (какая? что делавшая?), перебегавшая дорогу на красный свет, еле успела проскочить перед машиной.

Чай (какой?), налитый для меня, уже успел остыть к тому времени, как я пришёл завтракать.

Если определяемое слово стоит после причастного оборота, то запятые, как правило, не ставятся.

Перебегавшая дорогу на красный свет девочка еле успела проскочить перед машиной.

Налитый для меня чай уже успел остыть к тому времени, как я пришёл завтракать.

Из этого правила существует ряд исключений, подробнее о которых читайте в наших статьях.

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот – это единая конструкция, состоящая из деепричастия с зависимыми словами.

Деепричастный оборот обладает такими признаками:

  • в предложении выполняет роль обстоятельства и обозначает дополнительное действие;
  • всегда относится к сказуемому как определяемому слову;
  • отвечает на вопросы “что делая?”, “что сделав?”, иногда “как?”.

На письме в подавляющем большинстве случаев деепричастие и деепричастный оборот отделяются запятыми.

Сначала сын выбрал машинку, но затем, подумав, поменял её на конструктор.

Котёнок, почуяв запах еды, с любопытством выглянул из своего убежища.

Деепричастие, тесно связанное по смыслу со сказуемым, запятыми не отделяется. В этом случае оно отвечает на вопрос “как?” и является обстоятельством образа действия.

Несмотря на дождь, мужчина шёл по улице (как?) не торопясь.

Выбирать профессию следует (как?) исходя из своих способностей и устремлений.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения – это члены предложения, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию и связанные друг с другом сочинительной связью.

Однородные члены предложения объединяются следующими признаками:

  • они являются одинаковыми членами предложения;
  • относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос;
  • чаще всего относятся к одной и той же части речи;
  • выражают синонимичные либо, наоборот, противоположные понятия, при этом усиливая смысл описываемого или же подчёркивая противопоставление.

Часто однородные члены относятся к одному слову в предложении, которое называется обобщающим. От взаимного расположения однородных членов и этого слова зависит расстановка знаков препинания в предложении:

1. Если однородные члены идут после обобщающего слова, то после него ставится двоеточие.

Чтобы украсить праздник, мы купили множество разноцветных шаров: красных, синих, жёлтых, фиолетовых и зелёных.

2. В предложениях, где обобщающее слово стоит после однородных членов, оно отделяется тире.

Читайте также:
Подчеркивать ударение на какой слог падает и почему

Красные, синие, жёлтые, фиолетовые и зелёныетакие шары мы купили, чтобы украсить праздник.

3. Если же однородные члены стоят в середине предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них – тире.

Множество разноцветных шаров: красных, синих, жёлтых, фиолетовых и зелёных – купили мы, чтобы украсить праздник.

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение (ССП) – это предложение, содержащее в себе две и более грамматические основы, соединённые между собой сочинительной связью.

ССП обладают следующими признаками:

  • его части можно при желании сделать отдельными предложениями, разделив их точкой;
  • его грамматические основы соединены посредством сочинительных союзов (“и”, “но”, “а”, “однако”, “также”, “да” и т.д.) либо бессоюзной связи.

Если грамматические основы в ССП не осложнены причастными, деепричастными и уточняющими оборотами, вводными словами и другими конструкциями, требующими обособления, то между ними ставится запятая.

С приходом осени дни стали прохладными и какими-то звенящими, а воздух наполнился упоительным запахом опадающих листьев.

Я уже собирался выйти из дома, но меня остановил телефонный звонок.

В предложениях с распространёнными частями, где присутствует несколько знаков препинания, может стоять точка с запятой.

Я мчался со всех ног за автобусом, поминутно спотыкаясь, кричал и махал руками в надежде, что водитель меня заметит; но автобус всё удалялся, увозя с собой мой портфель с документами.

В более редких случаях между грамматическими основами может стоять двоеточие, тире или запятая с тире. В исключительных случаях грамматические основы не разделяются знаками препинания.

Именинника у нас обычно поздравляют всем классом – такова наша давняя традиция.

Сегодня нам нужно обязательно убраться и приготовить жаркое: завтра к нам приедут гости.

Сегодняшняя прогулка была прекрасной, несмотря на пасмурную погоду, – мы сходили на пруд и посмотрели на уток, собрали букет из опавших листьев, а под конец зашли в магазин и накупили душистых булочек к чаю.

Кто этот человек и что вы все здесь делаете?

Сложноподчинённое предложение

Сложноподчинённое предложение (СПП) – это сложное предложение, в котором есть одна главная часть и одна или несколько придаточных, которые соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.

Чтобы распознать СПП, нужно отследить, каким образом части предложения связаны между собой. В сложноподчинённом предложении от главного предложения можно задать вопрос к придаточному, а на их границе всегда присутствуют подчинительные союзы:

  • “чтобы”,
  • “когда”,
  • “если”,
  • “пока”,
  • “хотя”,
  • “будто” и т.д.

или союзные слова:

  • “который”,
  • “чей”,
  • “кто”,
  • “где”,
  • “куда”,
  • “откуда” и т.д.

В большинстве случаев между частями СПП ставится запятая, но возможна также постановка точки с запятой, тире, двоеточия.

Нам нужно пораньше выехать из дома, чтобы не застрять в пробке и успеть в аэропорт.

Хоть я и намучилась с этой розой, впоследствии она отблагодарила меня обильным цветением.

Те, кто пришли на экзамен с утра, получили более высокие оценки.

Как ни старался я понять это запутанное правило – оно никак не хотело укладываться у меня в голове.

Перед экзаменом вам следует запомнить несколько вещей: что никто не будет вам подсказывать, что за шпаргалки вас будут немедленно выгонять и что оцениваться будут реальные знания, а не зазубренные правила.

Заключение

Конечно, здесь приведены далеко не все правила пунктуации и далеко не все случаи их использования на письме, ведь охватить такой огромный пласт информации в одной статье просто невозможно. А ведь есть ещё такие случаи, как прямая речь, обращения, уточнения и многое другое. Чтобы более подробно ознакомиться с правилами в каждом отдельном случае, заходите на наш сайт.

Читайте также:
Приставки в русском языке - определение, виды, правила правописания

В заключение хотим сказать, что мы всегда рады новым авторам. Требования просты: филологическое образование, хороший слог и, безусловно, любовь к русскому языку!

Пунктуация в простом и сложном предложениях

Пунктуация в простом предложении

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.
В дверь стучат.
Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

  • двумя существительными: Книга – источник знаний
  • двумя числительными: Пятью восемь – сорок
  • двумя инфинитивами: Жить – Родине служить
  • существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик.
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

  • между двумя и более однородными членами без союзов: Звуки росли, крепли, ширились.
  • между однородными членами с повторяющимися союзами и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то: И берег , и море молчали. Не то север , не то восток .
  • между однородными членами с союзами а, но, да (= но):Он поворчал , но согласился .

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

  • между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да (= и): Красные и синие цветы. Он или я – мне безразлично.
  • внутри группы однородных членов, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.
  • во фразеологизмах: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:
Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

Иногда перед обращением может стоять частица «о». Она отделяется от обращения запятой, только если его можно заменить междометием (ах или ох). Например:
О (=ах!), память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!

Иногда в простом предложении возникает коварный союз «как», перед которым запятая может ставить, а может и не ставить в зависимости от контекста.

Запятая перед союзом «как» ставится:

  • при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.
  • при вводном словосочетании (предложении) как обычно, как всегда, как правило: По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
  • при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!
  • если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь:Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
  • если после слова как следует и: Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.
  • если слово как входит в состав выражений не кто иной, как; не что иное, как: Это был не кто иной, как Рылов.
Читайте также:
Морфологический разбор существительного - порядок и схема

Запятая перед союзом «как» НЕ ставится:

  • если перед сравнительным оборотом стоит отрицательная частица не или слово совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, точь-в-точь, именно и т. д. : Газета вышла не как всегда. Он совсем как ребёнок.
  • если оборот можно заменить на «в качестве»: Ленский везде был принят как жених(=в качестве жениха). Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня (в качестве главного вопроса сегодняшнего дня).
  • если оборот является фразеологизмом: белый как снег, бояться как огня, гол как сокол, видно как на ладони.
  • при двойном союзе как… , так и…: Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.
  • если мы можем заменить оборот существительным в творительном падеже: Он полетел как птица. (= Он полетел птицей.) Мечты рассеялись как дым. (= Мечты рассеялись дымом.)
Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

1. Союзные
2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.
Читайте также:
Читаемый как пишется это слово правильно и почему так?

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что. ”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц.
Синтаксис – греческое слово, оно означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы.

Читайте также:
Перенос слов и деление на слоги - задания, правописание

Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.

Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.

Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Пунктуация содержит систему знаков препинания и правил их постановки. Знаки помогают членить текст на предложения, установить связи и отношения между словами в предложении.

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

К. Паустовский рассказывает, как однажды знакомый писатель принес в редакцию рассказ, который был труден для восприятия, но интересен по теме. Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не приписав ни одного слова… «На следующее утро, – вспоминает К. Паустовский, – я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно все знаки препинания…. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…»

Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами.

Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними.
Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания допускающие пунктуационные варианты, которые обусловлены правилами расстановки знаков препинания.

В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац (написание с новой строки).

Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).

Синтаксис по праву занимает значительное место в школьном курсе русского языка. Он позволяет по-новому, с функциональной точки рения, оценить все средства языка и речи, изученные ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и, особенно, морфологии. Изучение морфологии на синтаксической основе требует внимания к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц. Особенно важно изучение синтаксического строя русского языка в интересах развития речи. Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить сочетания и предложения, обогащать синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки и т.д.

Изучение синтаксического строя русского языка содействует развитию мышления учащихся, вызывает интерес к изучению языка и речи. Синтаксис дает также необходимую базу для формирования многих орфографических навыков, из которых отметим прежде падежные окончания управляемых и согласуемых слов.

Пунктограмма — правильное, соответствующее правилам или тради¬ции употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила; например, запятая при однородных членах, точка в конце предложения и пр. Словесное выражение пунктограммы обычно включает название синтаксической единицы и указание на знак, его функцию. Пунктограмма выражает пунктуационную задачу, знак препинания — результат ее решения, полученный путем применения правила, а также выбранный исходя из коммуникативной целесообразности (если правило допускает варианты).

Читайте также:
Построена как пишется - разбор правила орфографии

Перечень пунктограмм, изучаемых в школе:

1. Знаки препинания в конце предложения.
2. Тире между главными членами предложения.
3. Тире в неполном предложении.
4. Знаки препинания между однородными членами.
5. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
6. Знаки препинания при обособленных определениях.
7. Знаки препинания при обособленных приложениях.
8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
9. Знаки препинания при обособленных дополнениях.
10. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
11. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как.
12. Знаки препинания при обращениях.
13. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.
14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
15. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
16. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
17. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.
19. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.
20. Использование кавычек.

Правила орфографии

Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.

После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.

Читайте также:
«Безусловно» когда выделяется запятыми, обособление вводного слова

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

Читайте также:
Неужели как пишется по правилам русского языка

Пунктуация. Справочник для 5-11 классов

Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

Автор раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В.

Введение: Что такое пунктуация?

§1. Значение термина пунктуация
§2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
§3. Какую роль играют знаки препинания?

Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

Точка, вопросительный и восклицательный знаки
Многоточие в конце предложения

Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

§1. Запятая
§2. Точка с запятой

Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

Зачем нужно двоеточие?
Двоеточие в простом предложении
Двоеточие в сложном предложениии

Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

§1. Тире
§2. Двойное тире

Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

§1. Кавычки
§2. Скобки

Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Тире ставится
Тире не ставится

Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

§1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
§2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

§1. Обособление согласованных определений
§2. Обособление несогласованных определений
§3. Обособление приложений

Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

Обстоятельства обособляются
Обстоятельства не обособляются

Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

§1. Уточнение
§2. Пояснение

Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

§1. Предложения с вводными словами
§2. Предложения с вводными предложениями
§3. Предложения со вставными конструкциями

Глава 12. Пунктуация при обращении

Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

§1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
§2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

Глава 14. Пунктуация при прямой речи

§1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
§2. Пункуационное оформление диалога

Глава 15. Пунктуация при цитировании

Способы оформления чужой речи при цитировании

Глава 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении

Знаки препинания ставятся
Знаки препинания не ставятся

Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения

§1. Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях
§2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными
§3. Случаи, когда запятые не ставятся

Глава 18. Пунктуация бессоюзного сложного предложения

Запятая в бессоюзном предложении
Точка с запятой в бессоюзном предложении
Двоеточие в бессоюзном предложении
Тире в бессоюзном предложении

Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Сложные случаи пунктуации в предложениях с разными видами синтаксической связи:
сочинительный и подчинительный союзы, стоящие рядом
подчинительные союзы, стоящие рядом

Основные правила и особенности орфоэпии

Орфоэпия — что это за наука

Ничто так не характеризует уровень образованности человека, как произношение слова «звонит» вместо «звонит». Но помимо раздражения и нежелания общаться в дальнейшем неправильная постановка ударения может привести к недопониманию и извратить смысл сказанного. Избежать таких проблем поможет раздел языкознания с поэтичным названием орфоэпия.

Термин орфоэпия появился в результате слияния двух древнегреческих слов: ὀρθός, в переводе означающий «правильный», и ἔπος — «речь».

Орфоэпия — это лингвистическая наука, которая изучает совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления.

Читайте также:
Как пишется плачущий по правилам русского языка

Проще говоря, орфоэпия отвечает за правильное произношение. Здесь учитываются не только ударения, но и различные фонетические явления, когда, например, в заимствованных словах буква «е» произносится как «э» или по-разному звучащее сочетание букв «чн».

Правила орфоэпии, нормы ударения и стили произношения

Правила орфоэпии зависят от стилей произношения, которых насчитывают три:

  • литературный;
  • книжный;
  • разговорно-просторечный.

В бытовой неформальной обстановке люди применяют разговорно-просторечный стиль. Для него характерно более быстрое произношение, некое «проглатывание» звуков.

Книжный стиль, наоборот, предусматривает четкую артикуляцию. Актеры, политики, дикторы (все, у кого профессия предусматривает ораторство) должны придерживаться этого стиля.

Литературный стиль произношения основан на норме литературного языка. Надо стремиться разговаривать только так.

Если в разговоре можно сказать «мастерски», то литературная норма – «мастерски».

В русском языке нет такого, что ударение в словах ставится одинаково. Но можно выделить несколько правил:

  1. Сложные слова могут иметь два ударения: основное (сильное) и побочное (слабое). Например, радиоприёмник.
  2. Всегда под ударением звук, обозначаемый буквой «ё».
  3. Несклоняемые иноязычные слова сохраняют ударение языка-источника. Например, жалюзи.
  4. Ударение в односложных заимствованных словах неподвижно. Например, шарф / шарфы. Но есть исключения: зонт / зонты.
  5. Ударение в причастиях и прилагательных зависит от ударения в слове, от которого они образованы. Например, родить (гл.; ударение падает на суффикс) -> новорождённый (прил.).

Запомнить правильное ударение помогают незамысловатые стихи:

Не налезли шорты-

Часто ели торты.

Если есть сомнения, как произносится слово, обращайтесь к орфоэпическим словарям.

Разделы орфоэпии в русском языке

Орфоэпия — в узком понятии — насчитывает четыре раздела:

  • произношение гласных звуков;
  • произношение согласных звуков;
  • произношение специфических грамматических словоформ;
  • произношение заимствованных слов.

Рассмотреть их лучше сразу на примерах.

Примеры употребления

  1. Гласные звуки в ударном положении произносятся четко. Безударные — редуцированно. То есть уменьшается долгота звука, и даже сам звук видоизменяется. Так, звук о после твердых согласных произносится как краткое а: к[а]рова.
  2. Сочетание букв «чн» в большинстве случаев произносится в соответствии с написанием: галстучный, отличный, убыточный. Но в словах «яичница», «конечно», «нарочно» и других звучит [шн]. Также есть слова, где допустимы оба варианта: було[ч’н]ая = було[шн]ая.
  3. Сочетание букв «тс» в глаголах на -ться/тся дает звук [ц]: смея[ц]а.
  4. Двойные согласные в русских словах находятся на стыке приставки и корня (беззаботный) либо корня и суффикса (длинный) и произносятся долго. В заимствованных словах двойные согласные могут быть долгими и в корне слова (масса, гамма). Но по мере их освоения русским языком утрачивают долготу: те[р]аса, а[п]арат. На конце двойные согласные, как правило, не произносятся: криста[л], мета[л].
  5. Для иноязычных слов возможны три варианта произношения:
  • твердое (как в родном языке): ка[фэ];
  • вариантное: [сэ]ссия / [с’э]ссия;
  • мягкое (в соответствии с законами русского языка): [т’э]рмин, [д’э]кан.

Примечание

Сочетания -те-, де-, как правило, звучат твердо: [тэ]мп, орхи[дэ]я, НО компе[т‘э]нция, [д‘э]мос.

На конце неизменяемых слов сочетания -ре-, ме-, -де-, -не-, -пе-, -те- всегда произносится твердо: кана[пэ], макра[мэ], ка[рэ].

Сочетание -ле- всегда звучит мягко, где бы оно ни находилось: [л’э]ктор, ба[л’э]т, дефи[л’э].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: