«Поздний час» анализ рассказа Ивана Бунина, краткое содержание произведения, основная тема, главный смысл

Сочинение Анализ рассказа Поздний час Бунина

Рассказ «Поздний час» написан 19 октября 1938 году, в этот период Бунин находился в эмиграции, во Франции. В произведении отчетливо чувствуется тоска по Родине.

В рассказе идет речь о пожилом человек, он спустя долгое время возвращается на Родину, в Россию. Произведение это встреча героя с прошлой жизнью, с жизнью в которой он любил, страной, которая изменилась, молодостью, которая давно прошла. Этот день встречи излучает страдания и тоску. Творение об одном дне вперемешку с воспоминаниями о прошлом.

Мужчина гуляет в летнюю ночь, по родным местам и вспоминает свою молодость. Сначала отчетливо чувствуется грань между реальностью и воспоминаниями, затем все сливается воедино, ведь герой живет прошлым. Главная героиня его воспоминаний, бывшая любимая.

У И.Бунина любовь всегда главное счастливое событие в жизни, а также и несчастье. Он описывает лишь запоминающиеся и остающиеся в памяти черты героини. Живые глаза, стройный стан, каштановые волосы так герой рассказа запомнил свою любовь. Так же автор не описывает подробно их отношения, лишь яркие моменты первые прикосновения, легкие объятья. Самые яркие воспоминания, которые уже не повторятся.

Описание любовной линии перекликается с воспоминаниями о самих улицах, родных местах, где учился, рос и просто проводил свою юность. С воспоминаниями о Родине он сравнивает Париж, в котором он был вынужден жить. Париж герой считает сырым и неуютным, исходя из этого, мы понимаем, что герой душой всецело русский. С какой любовью он говорит об улицах, по которым гулял в детстве, и равнодушно описывает Францию.

С воспоминаниями приходит и осознание того что он пережил всех своих друзей, а главное свою любовь. Его душа погибла в тот момент, когда умерла возлюбленная.

В конце рассказа герой подходит к кладбищу. Здесь захоронена его любовь. Кладбище можно рассматривать как символ конца, финала произведения и в целом окончания жизни, и гибели главного героя.

«Поздний час» бывает в жизни у каждого, читатель на себе чувствует весь трагизм рассказа. Стоит понять, что главная ценность жизни это любовь в любом виде.

Произведение И.Бунин написал, будучи сам в такой ссылке, вынужденно переживая перемены в России, во Франции. И можно сказать, что он описывал свои чувства, будто он и есть герой своего рассказа. Рассказ «Поздний час» одно из самых насыщенных эмоциями произведений Бунина.

Анализ 2

В этом небольшом произведение автор описывает очень трогательные, светлые чувства пожилого человека, томимого тоской по Родине, прошедшей молодости, погибшей любви.

За эту ночь герой вновь переживает свою долгую жизнь. Он вспоминает свою родину, город детства, любимые места, своих родных и друзей, свое взросление, первую, светлую и нежную встречу. Все произведение пронизано любовью и радостью, смешанными с болью разлуки с милыми его сердцу местами. Радость воспоминаний и мучает его душу и позволяет забыть трудности сегодняшнего дня. Простые места детства: мост через реку и улицы в садах, базар, поля и дороги, монастырь и гимназия, все вновь воскресло в усталой, измученной душе путника в эту волшебную ночь. Даже запахи, шорохи природы, детское ощущение праздника, бесконечности жизни вновь вернулись и как живые встают перед его мысленным взором.

Но самый сильный след в его жизни оставила его возлюбленная, уже давно покинувшая его и этот мир. Память о ней дает ему ту внутреннюю силу, которая помогала ему все время и сейчас согревает его, возможно, последние дни жизни. Пройдя вновь весь жизненный путь в своих воспоминаниях, герой отчетливо понимает трагизм каждого человека в жизни. Родившись на свет с горячей верой и жаждой жизни, человек обречен вести трудную, порой полную лишений жизнь, и в конце жизни, оставшись один, без друзей и близких, только воспоминания могут скрасить серые будни существования. И даже посещение кладбища в конце пути, овеяно не только грустью и страхом от непонятного и странного происшествия, но и радостью встречи с далекой молодостью.

Описание старого кладбища, сделанное с такой поразительной точностью и грустью, дает понять, что в конце пути даже посещение столь печального места становиться неким ритуалом, несущим глубокий смысл и наполняющим жизнь впечатлениями. И хотя в его прожитой жизни много радостных моментов, становиться понятно, что жизнь подходит к завершению и только от самого человека зависит, что он унесет с собой из этого мира: радость и покой или боль и разочарование.

Все произведение является не просто описанием чувств и воспоминаний пожилого человека, но и несет в себе глубокий философский смысл. Автор хотел показать нам всю глубину этой многогранной жизни. Ведь рядом с прекрасным и вечным всегда есть грусть и разочарование, боль и утрата, тоска и печаль. Но даже, несмотря на это, надо уметь радоваться жизни здесь и сейчас, ценить каждую минуту, прожитую с любимыми людьми, помнить о своих корнях и семье, хранить память и уважать свою Родину.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Поздний час

Популярные сегодня темы

В пьесе Вишневый сад Чехов описывает безысходность, с которой сталкиваются помещики, а в след за этим и вся Россия.

Рассмотрим образ мелкого чиновника, занимающего нижнюю грань в обществе, У него нет прав в обществе. Он находится на грани бедности. Государственный аппарат поглотил его, и жалкое жалование обрекает на вечную нужду

Читайте также:
Мне голос был - анализ, лирическая героиня, жанр произведения

Сказ Павла Петровича Бажова Малахитовая шкатулки пронзен одной идеей. Через всю историю проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями достойными царицы, подаренная когда-то горняку самой Хозяйкой медной горы.

«Остров сокровищ» бесспорно самый популярный роман известного писателя Р.Стивенсона. Рассказ этой увлекательной истории ведётся от лица Джима Хокинса, молодого человека

Медведев – полицейский, но факт наличия ночлежки с сомнительными персонажами его не пугает. Работа позволяет быть терпимей к людям.

Рассказ Бунина «Поздний час»: краткое содержание и анализ произведения

И.А. Бунин, «Поздний час». Краткое содержание рассказа, анализ произведения. Читать полный текст, слушать аудиоверсию.

«Поздний час» — рассказ И.А. Бунина из цикла «Тёмные аллеи». Написан 19 октября 1938 года в эмиграции.

По сюжету пожилой мужчина приезжает в провинциальный русский город, где когда-то учился в гимназии и был влюблён в неназванную девушку. Гуляя июльской ночью по городу, он вспоминает свои свидания с возлюбленной, а потом идёт на кладбище, где она похоронена.

В основу произведения легли воспоминания Бунина о встречах в Ельце с Варварой Пащенко, которая в дальнейшем стала его гражданской женой.

Варвара Пащенко

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube:

Краткое содержание

Рассказчик, давно не живущий в России, спустя полвека возвращается в провинциальный русский город, где не был с 19 лет. С тех пор прошло полвека, то есть сейчас ему около 70. Он много раз собирался приехать сюда, но решился лишь под конец жизни, потому что другого шанса уже не будет.

Июльской ночью герой идёт по знакомому мосту через реку, замечает вдали пожарную каланчу и вспоминает давний пожар за рекой: в ту ночь он впервые поцеловал руку своей возлюбленной, а она сжала его руку в ответ.

Весь город спит. Мужчина шагает по тротуару, и ночные тени напоминают ему кружевное вечернее платье возлюбленной, в каком он запомнил её много лет назад.

Герой идёт к её дому, но кружным путём: сначала хочет взглянуть на свою старую гимназию. Здание всё то же, но оно не будит в старике ностальгических чувств. Ему кажется, что тем гимназистом был совсем другой человек.

Рассказчик не решается подойти к дому, где когда-то жила его возлюбленная. Дом наверняка не изменился, но вот её давно уже нет, она умерла молодой:

Твой отец, твоя мать, твой брат — все пережили тебя, молодую, но в свой срок тоже умерли. Да и у меня все умерли; и не только родные, но и многие, многие, с кем я, в дружбе или приятельстве, начинал жизнь, давно ли начинали и они, уверенные, что ей и конца не будет, а всё началось, протекло и завершилось на моих глазах, — так быстро и на моих глазах!

Герой садится на тумбу возле какого-то купеческого дома и вспоминает её: юную, красивую, в лёгком летнем платье. Вспоминает начало их романа, время беззаботной радости и ничем не омрачённого счастья. Он прекрасно помнит, как приходил к ней на ночное свидание в сад: они сидели «в каком-то недоумении счастья», он обнимал её одной рукой и видел над яблонями сада одинокую зелёную звезду, «что-то беззвучно говорившую».

Герой понимает, что в действительности шёл не к знакомому дому. Ему нужно побывать на кладбище, чтобы взглянуть на могилу той женщины. Он проходит мимо опустевшего базара, идёт по Монастырской улице, по которой провожают в последний путь покойников. Мужчина вспоминает похоронные обряды в Париже, но здесь хоронят иначе: несут открытый гроб на полотенцах. Так однажды несли и её.

Он заходит на кладбище. Какая-то птица, проносясь мимо, пугает его, и конец пути он проделывает «с остановившимся сердцем». Доходит до конца аллеи, находит могилу у самой кладбищенской стены. Смотрит на узкий могильный камень.

А с неба смотрит та же самая зелёная звезда, что в юности. Но в этот раз она нема и неподвижна.

Иллюстрация Геннадия Новожилова

Анализ рассказа «Поздний час»

Иван Алексеевич Бунин считал «Поздний час» одним из лучших рассказов в цикле «Тёмные аллеи». Это элегическое произведение основано на воспоминаниях писателя о романе с Варварой Пащенко. Бунин влюбился в неё в городе Ельце, где учился в гимназии. Несколько лет они жили как супруги, хотя и не венчались. Варвара Владимировна не стала выходить за Бунина замуж, а в итоге ушла от писателя к актёру Арсению Бибикову.

Умерла Пащенко в возрасте 48 лет от туберкулёза. Узнав о её смерти в 1918 году, Бунин записал в дневнике, что странным образом ничего не чувствует по этому поводу: «Ведь какую роль она сыграла в моей жизни!». Спустя ещё 20 лет Иван Алексеевич написал «Поздний час».

Иван Бунин и Варвара Пащенко в Полтаве, 1892 год

Главный герой рассказа, живущий за границей, в старости возвращается в Россию, чтобы побывать на могиле своей давней возлюбленной. Сам Бунин, уехавший из страны после большевистской революции, был лишён такой возможности. Тем томительнее для него были отразившиеся в рассказе воспоминания о далёком степном городке, о молодости и юношеской любви.

Пожилого героя многое связывает с этими улицами. Но спустя 50 лет он вспоминает не свою учёбу в гимназии, не родных и не друзей, а только первую любовь. Всё — от пожарной каланчи до дороги к монастырю — навевает воспоминания о той девушке, которую он любил и которой больше нет на свете.

Читайте также:
Нате! анализ, характеристика и образ героя, основной смысл и тема

Читатель не знает, как закончилась их любовная история, когда и от чего скончалась та женщина, как сложилась жизнь героя дальше. Теперь это и не важно. Важно то, что почти все близкие рассказчику люди умерли, и сам он готовится последовать за ними. Что же он вспоминает в этот поздний час, оглядываясь на прожитую жизнь? Только любовь, которая полвека назад сделала его счастливым.

Сквозная идея цикла «Тёмные аллеи» состоит в том, что жизнь скоротечна, а любовь проходит как один миг, но именно этот миг, возможно, и есть самое главное в жизни. Ничего более прекрасного человеку испытать не дано, а потому даже спустя десятилетия он будет радостно и мучительно вспоминать главную любовь своей жизни.

Когда-то после ночного свидания в саду главный герой «Позднего часа» клялся своей возлюбленной: если есть жизнь после смерти, они обязательно встретятся, и он будет целовать ей ноги в благодарность за всё, что она дала ему в этой жизни. И вот в старости он приходит на её могилу, понимая: даже если нет никакого рая, он благодарен любимой женщине за чувство, которое осветило всю его жизнь.

Сочинение Анализ рассказа Поздний час Бунина

Суть произведения

Весь рассказ основан на воспоминаниях прошлых лет. Кроме того, в тексте присутствует описание страны, которая изменилась и открывается для героя с другой стороны.

Персонаж прогуливается летним вечером по знакомым местам и вспоминает свою былую жизнь. Сначала он понимает, где прошлое и настоящее, но потом в его голове все смешивается, ведь он до сих пор живет воспоминаниями. Главную роль в них играет женщина, которую он очень любил.

В произведениях Ивана Бунина любовь всегда стоит на первом месте. В его описаниях это самое счастливое и прекрасное чувство в жизни человека, но нередко оно приносит страдания и несчастья.

Лирический герой в своих воспоминаниях описывает черты любимой женщины. Красивые глаза, стройный стан, длинные каштановые волосы — именно такой образ сохранился в его памяти по сей день. Автор не описывает подробностей их отношений, вспоминая лишь яркие моменты и первое прикосновение. В рассказе воспроизводятся чувства и эмоции, которых больше нет и никогда не будет.

Воспоминания героя о любви плавно сливаются с образом родных мест, улиц, по которым он гулял и ходил по ночам на свидания, где рос и учился. Описание родины он сравнивает с жизнью в Париже, ведь именно там он был вынужден находиться. Французскую столицу герой представляет серой и неуютной как днем, так и ночью. Такое проявление доказывает, что автор описывает всецело русского человека с его проблемами.

Герой понимает, что пережил всех своих друзей и даже любимую женщину. Он считает, что его жизнь остановилась и потеряла смысл в тот момент, когда возлюбленной не стало.

В последнем абзаце персонаж, не останавливаясь на ночлег, приходит на кладбище. Здесь покоится его любовь. Эта сцена символизирует финал «Позднего часа». Краткое содержание рассказа дает понять, сколько грусти и печали испытывал герой.

И. А. Бунин писал рассказ, находясь за границей. Можно смело сказать, что он описывал свою жизнь и чувства. Это произведение насыщено эмоциями и патриотизмом.

Анализ 2

В этом небольшом произведение автор описывает очень трогательные, светлые чувства пожилого человека, томимого тоской по Родине, прошедшей молодости, погибшей любви.

За эту ночь герой вновь переживает свою долгую жизнь. Он вспоминает свою родину, город детства, любимые места, своих родных и друзей, свое взросление, первую, светлую и нежную встречу. Все произведение пронизано любовью и радостью, смешанными с болью разлуки с милыми его сердцу местами. Радость воспоминаний и мучает его душу и позволяет забыть трудности сегодняшнего дня. Простые места детства: мост через реку и улицы в садах, базар, поля и дороги, монастырь и гимназия, все вновь воскресло в усталой, измученной душе путника в эту волшебную ночь. Даже запахи, шорохи природы, детское ощущение праздника, бесконечности жизни вновь вернулись и как живые встают перед его мысленным взором.

Но самый сильный след в его жизни оставила его возлюбленная, уже давно покинувшая его и этот мир. Память о ней дает ему ту внутреннюю силу, которая помогала ему все время и сейчас согревает его, возможно, последние дни жизни. Пройдя вновь весь жизненный путь в своих воспоминаниях, герой отчетливо понимает трагизм каждого человека в жизни. Родившись на свет с горячей верой и жаждой жизни, человек обречен вести трудную, порой полную лишений жизнь, и в конце жизни, оставшись один, без друзей и близких, только воспоминания могут скрасить серые будни существования. И даже посещение кладбища в конце пути, овеяно не только грустью и страхом от непонятного и странного происшествия, но и радостью встречи с далекой молодостью.

Описание старого кладбища, сделанное с такой поразительной точностью и грустью, дает понять, что в конце пути даже посещение столь печального места становиться неким ритуалом, несущим глубокий смысл и наполняющим жизнь впечатлениями. И хотя в его прожитой жизни много радостных моментов, становиться понятно, что жизнь подходит к завершению и только от самого человека зависит, что он унесет с собой из этого мира: радость и покой или боль и разочарование.

Читайте также:
Обрыв краткое содержание романа Ивана Гончарова - читать онлайн

Все произведение является не просто описанием чувств и воспоминаний пожилого человека, но и несет в себе глубокий философский смысл. Автор хотел показать нам всю глубину этой многогранной жизни. Ведь рядом с прекрасным и вечным всегда есть грусть и разочарование, боль и утрата, тоска и печаль. Но даже, несмотря на это, надо уметь радоваться жизни здесь и сейчас, ценить каждую минуту, прожитую с любимыми людьми, помнить о своих корнях и семье, хранить память и уважать свою Родину.

Две реальности

Анализ «Позднего часа» Бунина раскрывает тему двух реальностей. Каждая из них имеет свою характеристику:

  1. Первое — это пространство во времени, где пожилой человек решает вернуться в прошлое и пройтись по памятным местам.
  2. Второе — пространство памяти, в котором воспроизводятся образы из прошлой жизни.

Перемещение из одной реальности в другую автор описывает незаметно, поэтому при прочтении можно все объединить в одно целое.

Основной текст начинается с третьего абзаца. Он представляет собой путешествие по ночному городу и посещение дорогих для сердца мест. Из всего рассказа можно сделать один вывод: главный герой был счастлив только в юности, именно тогда он жил полной жизнью.

Сейчас читают

  • Краткое содержание Толстой Анна Каренина
    Потрясающие творения великолепного писателя покорили многие страны мира своей содержательностью. Прекрасный классик XIX века создал замечательные труды, среди которых выделяется «Анна Каренина».
  • Краткое содержание Гераскина В стране невыученных уроков
    Витя Перестукин – ученик четвёртого класса. За один учебный день он получил пять двоек. С такими оценками Вите было стыдно возвращаться домой, поэтому он решил сначала прогуляться
  • Краткое содержание Гюго Гаврош
    Произведение «Гаврош», написанное французским писателем Виктором Гюго, рассказывает о тяжёлой жизни бедных детей во Франции и их участии в революционном движении восемнадцатого века.
  • Краткое содержание Володин Старшая сестра
    Действие пьесы происходит в Ленинграде. Перед нами предстают две сестры Надежда и Лидия, рано потерявшие родителей. В настоящее время Надя трудилась на стройке и одновременно обучалась в средне — специальном заведении. Лида же еще была ученицей.
  • Краткое содержание Байрон Шильонский узник
    Поэма Байрона «Шильонский узник» описывает страдания заключенного в замке человека. Посвящена она Франсуа де Боннивару. Повествование ведется от лица пленника темницы.

Написан 19 октября 1938 году, в этот период Бунин находился в эмиграции, во Франции. В произведении отчетливо чувствуется тоска по Родине.

В рассказе идет речь о пожилом человек, он спустя долгое время возвращается на Родину, в Россию. Произведение это встреча героя с прошлой жизнью, с жизнью в которой он любил, страной, которая изменилась, молодостью, которая давно прошла. Этот день встречи излучает страдания и тоску. Творение об одном дне вперемешку с воспоминаниями о прошлом.

Мужчина гуляет в летнюю ночь, по родным местам и вспоминает свою молодость. Сначала отчетливо чувствуется грань между реальностью и воспоминаниями, затем все сливается воедино, ведь герой живет прошлым. Главная героиня его воспоминаний, бывшая любимая.

У И.Бунина любовь всегда главное счастливое событие в жизни, а также и несчастье. Он описывает лишь запоминающиеся и остающиеся в памяти черты героини. Живые глаза, стройный стан, каштановые волосы так герой рассказа запомнил свою любовь. Так же автор не описывает подробно их отношения, лишь яркие моменты первые прикосновения, легкие объятья. Самые яркие воспоминания, которые уже не повторятся.

Описание любовной линии перекликается с воспоминаниями о самих улицах, родных местах, где учился, рос и просто проводил свою юность. С воспоминаниями о Родине он сравнивает Париж, в котором он был вынужден жить. Париж герой считает сырым и неуютным, исходя из этого, мы понимаем, что герой душой всецело русский. С какой любовью он говорит об улицах, по которым гулял в детстве, и равнодушно описывает Францию.

С воспоминаниями приходит и осознание того что он пережил всех своих друзей, а главное свою любовь. Его душа погибла в тот момент, когда умерла возлюбленная.

В конце рассказа герой подходит к кладбищу. Здесь захоронена его любовь. Кладбище можно рассматривать как символ конца, финала произведения и в целом окончания жизни, и гибели главного героя.

«Поздний час» бывает в жизни у каждого, читатель на себе чувствует весь трагизм рассказа. Стоит понять, что главная ценность жизни это любовь в любом виде.

Произведение И.Бунин написал, будучи сам в такой ссылке, вынужденно переживая перемены в России, во Франции. И можно сказать, что он описывал свои чувства, будто он и есть герой своего рассказа. Рассказ «Поздний час» одно из самых насыщенных эмоциями произведений Бунина.

Главные герои

Персонажей, которых описывал автор в своем рассказе, всего два. Он обозначил их только штрихами:

  • пожилой мужчина;
  • стройная девушка с темными глазами.

«Поздний час» — это не только время, но и ощущение того, что опоздал. Герой рассказа с грустью вспоминает всех, кто был в его жизни, и, возможно, сожалеет, что не успел сказать нужные слова или совершить правильные поступки.

Анализ рассказа ученики могут использовать при написании сочинения по «Позднему часу» Бунина. Описание сюжета и характеристика главного героя помогут им лучше понять основную мысль произведения.

Читайте также:
Образ Аксиньи в романе Тихий Дон - описание внешности, черты

Анализ рассказа И. А. Бунина «Поздний час»

Рассказ И. А. Бунина имеет точную датировку — 19 октября 1938 года. Известно, что в это время писатель жил за границей и отчаянно скучал по родине — России. Этой тоской, горькой ностальгией наполнен рассказ «Поздний час». Произведение представляет собой встречу пожилого человека, долгое время проведшего за границей, со своим прошлым — с бывшей любовью и бывшей страной. Встреча эта наполнена страданием и тоской — нет в живых любимой, ушедшей так рано, нет уже той страны, в которой герою было так хорошо, нет уже молодости — нет счастья. По сути, рассказ «Поздний час» — это попытка героя встретиться со своим счастьем, обрести утерянный им когда-то рай. Однако увы — слишком поздно, «поздний час»: «Надо пользоваться единственным и последним случаем, благо час поздний и никто не встретит меня». Композиционно рассказ построен как описание одной прогулки героя, которую он совершил светлой июльской ночью. Герой идет по хорошо знакомым местам: его наблюдения чередуются с воспоминаниями, которые в начале рассказа отделяют друг от друга указания маршрута: «И я пошел по мосту через реку, далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи», «За мостом я поднялся на взгорье, пошел в город мощеной дорогой». Однако затем прошлое и настоящее перемешиваются, сливаются в сознании героя в единое целое. Это и неудивительно — он живет лишь прошлым, вся его жизнь заключена в воспоминаниях, главной героиней которых является его возлюбленная. Как всегда у Бунина, любовь является главным событием в жизни героя: «Боже мой, какое это было несказанное счастье!». Она сначала сделала его самым счастливым человеком на свете («Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле»), а затем — самым несчастным. Как всегда, Бунин не дает подробного описания возлюбленной героя. Мы узнаем лишь о каких-то деталях ее облика — стройный стан, живые глаза, темные волосы, уложенные в простую прическу, белое струящееся платье… Это то, что запомнилось главному герою, из чего складывался дорогой, навсегда запавший в сердце образ. Писатель лишь «штрихами» описывает отношения героев: первое прикосновение, первое пожатие рук, ночная встреча, полуобъятия… Запах, цвет — все то, из чего складываются воспоминания. Самые дорогие и самые ранящие: «Это было начало нашей любви, время еще ничем не омраченного счастья, близости, доверчивости, восторженной нежности, радости…» Воспоминания о любви перемежаются в рассказе с воспоминаниями о городе — памятных местах, где прошла молодость героя: мост, базар, Монастырская улица. Они тоже вызывают множество эмоций — герой возвращается в прошлое, сравнивает его с настоящим и. что важно, с Парижем, где он сейчас живет. И это сравнение всегда не в пользу французской столицы: «В Париже ночи сырые, темные», «В Париже двое суток выделяется дом…» Мы понимаем, что герою гораздо ближе его родина — он всей душою русский человек: «Тут все другое». С какой любовью он описывает старую улицу, по которой каждый день ходил в гимназию, базар с его многообразием и обилием, старый мост и монастырь! Это, это, все это — его жизнь! Это — и ничего больше. Сам герой осознает такое положение вещей. Он с грустью размышляет о том, что его жизнь прошла — он пережил многих своих друзей, он намного пережил и свою возлюбленную. В финале путешествия герой приходит в самое важное и значимое место — на кладбище. Конечно, на то, где похоронена его возлюбленная. Этот очень символично. Кладбище в «Позднем часе» становится многозначным символом. Оно указывает и на скорый конец жизни героя, и на его внутреннюю смерть, которая случилась с гибелью его возлюбленной, с отъездом из России. Но кладбище — это еще и философский символ финала любой жизни. Я думаю, Бунин и сам печально размышляет о скоротечности человеческой жизни, о том, что все мы бренны. И у очень многих людей в жизни происходит «поздний час», описанный в рассказе. Поэтому герою произведения нужно посочувствовать и пострадать вместе с ним. А также еще раз осознать, что самое главное в жизни — это любовь, любовь во всех ее проявлениях.

Иван Бунин — Поздний час

Иван Алексеевич Бунин

Ах, как давно я не был там, сказал я себе. С девятнадцати лет. Жил когда-то в России, чувствовал ее своей, имел полную свободу разъезжать куда угодно, и не велик был труд проехать каких-нибудь триста верст. А все не ехал, все откладывал. И шли и проходили годы, десятилетия. Но вот уже нельзя больше откладывать: или теперь, или никогда. Надо пользоваться единственным и последним случаем, благо час поздний и никто не встретит меня.

И я пошел по мосту через реку, далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи.

Читайте также:
Чацкий и Фамусов сравнительная характеристика героев в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", отношение к службе и крепостному праву, к богатству и чинам, идеалы, причины конфликта

Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо-древний, горбатый и как будто даже не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости, – гимназистом я думал, что он был еще при Батые. Однако о древности города говорят только кое-какие следы городских стен на обрыве под собором да этот мост. Все прочее старо, провинциально, не более. Одно было странно, одно указывало, что все-таки кое-что изменилось на свете с тех пор, когда я был мальчиком, юношей: прежде река была не судоходная, а теперь ее, верно, углубили, расчистили; месяц был слева от меня, довольно далеко над рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем, дрожащем блеске воды белел колесный пароход, который казался пустым, – так молчалив он был, – хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи на неподвижные золотые глаза и все отражались в воде струистыми золотыми столбами: пароход точно на них и стоял. Это было и в Ярославле, и в Суэцком канале, и на Ниле. В Париже ночи сырые, темные, розовеет мглистое зарево на непроглядном небе, Сена течет под мостами черной смолой, но под ними тоже висят струистые столбы отражений от фонарей на мостах, только они трехцветные: белое, синее, красное – русские национальные флаги. Тут на мосту фонарей нет, и он сухой и пыльный. А впереди, на взгорье, темнеет садами город, над садами торчит пожарная каланча. Боже мой, какое это было несказанное счастье! Это во время ночного пожара я впервые поцеловал твою руку и ты сжала в ответ мою – я тебе никогда не забуду этого тайного согласия. Вся улица чернела от народа в зловещем, необычном озарении. Я был у вас в гостях, когда вдруг забил набат и все бросились к окнам, а потом за калитку. Горело далеко, за рекой, но страшно жарко, жадно, спешно. Там густо валили черно-багровым руном клубы дыма, высоко вырывались из них кумачные полотнища пламени, поблизости от нас они, дрожа, медно отсвечивали в куполе Михаила-архангела. И в тесноте, в толпе, среди тревожного, то жалостливого, то радостного говора отовсюду сбежавшегося простонародья, я слышал запах твоих девичьих волос, шеи, холстинкового платья – и вот вдруг решился, взял, замирая, твою руку…

За мостом я поднялся на взгорье, пошел в город мощеной дорогой.

В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души. Все было немо и просторно, спокойно и печально – печалью русской степной ночи, спящего степного города. Одни сады чуть слышно, осторожно трепетали листвой от ровного тока слабого июльского ветра, который тянул откуда-то с полей, ласково дул на меня. Я шел – большой месяц тоже шел, катясь и сквозя в черноте ветвей зеркальным кругом; широкие улицы лежали в тени – только в домах направо, до которых тень не достигала, освещены были белые стены и траурным глянцем переливались черные стекла; а я шел в тени, ступал по пятнистому тротуару, – он сквозисто устлан был черными шелковыми кружевами. У нее было такое вечернее платье, очень нарядное, длинное и стройное. Оно необыкновенно шло к ее тонкому стану и черным молодым глазам. Она в нем была таинственна и оскорбительно не обращала на меня внимания. Где это было? В гостях у кого?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Краткое содержание Бунин Поздний час для читательского дневника

В рассказе И.Бунина «Поздний час» идет речь о необычной встрече уже немолодого мужчины со своими прошлыми воспоминаниями. Его жизнь много лет проходит за границей, и сейчас герой очень скучает по прежним временам и родным местам, предается ностальгии.

Однажды в светлую летнюю ночь мужчина отправился на прогулку по знакомым улицам. Когда перед его глазами предстают такие близкие и такие родные сердцу пейзажи любимого города – раскинувшийся через реку мост, широкая мощеная дорога, взгорье – героя с новой силой захлестывают старые воспоминания. Теперь он живет только ими, а в центре их сюжета – возлюбленная главного героя. Эта женщина подарила ему подлинное счастье, и если им суждено встретиться в будущей жизни, он готов будет пасть на колени перед ней, целовать ее ноги. В тончайших деталях образ этой женщины запомнился герою, ее темные волосы, живой взгляд, тонкая талия… Но самое важное для него в ее облике было незабываемое белое платье…

В мельчайших подробностях он вспоминает всю прелесть тех отношений, будь то нежное прикосновение, трогательное объятие или романтическая встреча. Герой помнит даже запахи, всю цветовую палитру счастливых мгновений своей жизни. В памяти из множества фрагментов скалывается картина его молодости, которая прошла в разных местах своего города: вот он – тот самый шумный базар, где он гулял еще мальчишкой, вот Монастырская улица и старый мост, вот стены родной гимназии. И какими бы замечательными не были виды Парижа, где сейчас проживает герой рассказа, ни один из них не сравнится с прелестью поистине родных для него мест.

Читайте также:
Жанры литературы определение, виды, описание, основные признаки и особенности, примеры жанров современной и художественной литературы

Мысли пожилого человека вновь и вновь возвращаются к воспоминаниям о прекрасной девушке, которая одним только своим взглядом, одним легким пожатием руки была способна подарить ему настоящее счастье. Но радостным моментам было суждено прерваться. Им на смену пришло большое горе. Жестокая судьба забирает у героя единственную любовь – девушка умирает, а вместе с ней уходит взаимное чувство. Однако в сердце героя оно все еще продолжает жить, несмотря на все тяготы, выпавшие на его долю, несмотря на потерю близких и родных людей. И ничего больше не оставлось в этой жизни – так думает герой, продолжая неторопливую прогулку в полной тишине, в свете яркой летней ночи.

В финале рассказа герой оказывается в месте, которое символизирует конец жизненного пути. На кладбище много лет назад была похоронена его давняя возлюбленная. Это место указывает не только на скорую смерть героя, но также говорит и о внутренней гибели его души, которая умерла еще тогда, в момент ухода любимой и последовавшего затем переезда в другую страну.

Произведение И.Бунина «Поздний час» олицетворяет собой тяжелую тоску по Родине, а именно является, по сути, выражением ностальгических чувств самого автора, который в момент написания рассказа находился за границей.

Читать краткое содержание Поздний час. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Бунин. Краткие содержания произведений

  • Антоновские яблоки
  • Братья
  • Господин из Сан-Франциско
  • Грамматика любви
  • Деревня
  • Жизнь Арсеньева
  • Кавказ
  • Косцы
  • Кукушка
  • Лапти
  • Легкое дыхание
  • Митина любовь
  • Натали
  • Окаянные дни
  • Подснежник
  • Поздний час
  • Сверчок
  • Сны Чанга
  • Солнечный удар
  • Степа
  • Суходол
  • Танька
  • Темные аллеи
  • Холодная осень
  • Цифры
  • Чистый понедельник

Картинка или рисунок Поздний час

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Главный действующий персонаж Альцест упрекает друга Филинта за дружелюбие к почти незнакомому человеку. По натуре прямолинейный, он не желает общаться с людьми, которые чересчур вежливы со всеми посторонними

В начале произведения повествователем является оптимистично настроенный инженер по фамилии Дедов, который прощается со своей профессией. Причиной такого события стала смерть его тети, оставившей в наследство некоторую часть имущества

Действие романа развивается в Москве во время распада СССР и строительства нового российского государства. Главный герой – Вавилен Татарский

Джек Лондон был рожден в Сан-Франциско 12 января 1876 года. Его родители были экстравагантными людьми. Его мама Флора Веллман была дочерью Маршалла Веллмана. Отец адвокат Уильямом Чейни (Чани) В городе его рождения знакомятся родители

История о том, как обычные люди боролись с наглыми, тщеславными, эгоистичными и самовлюбленными правителями, назваными автором Тремя Толстяками

Краткое содержание Поздний час Бунина

Рассказ «Поздний час» представляет собой тоску по родине, так как именно в период его написания Бунин находился за границей.

Здесь показана долгожданная встреча человека в возрасте со своим прошлым, со своей страной. Встреча переисполнена грустью, печалью, потому что любимая давно умерла, страны, которую он любил тоже уже нет, молодость миновала.

Рассказ построен в виде описания прогулки. Главный герой июльской ночью прогуливается по знакомыми местам, которые ему когда – то были дороги, с ними связано много воспоминаний. Он прокручивает их у себя в голове. Но потом прошлое и настоящее смешались в его голове. Он живет своим прошлым и вся его жизнь это только воспоминания, а главная героиня его жизни – это любимая.

Как правило, Бунин ставит любовь на первое место, это самое важное в жизни каждого героя. Так и в этом рассказе у героя была возлюбленная, которая подарила ему счастье, а потом сделала его самым несчастным человеком.

Автор дает подробное и очень красивое описание любимой главного героя. У нее стройный стан, красивые глаза, волосы темного цвета, которые собраны в красивую прическу, белое развивающиеся платье. Такой она запомнилась.

Их отношения описаны штрихами. Воспоминания о любви переплетаются с воспоминаниями о городе, где герой провел лучшие свои годы, где он был счастлив. Он производит сравнение прошлого и настоящего.

Герой с тоской и грустью понимает, что жизнь его прошла, он прожил дольше некоторых своих друзей, но самое главное он пережил возлюбленную.

В конце концов, он приходит на самое важное место в его жизни – это кладбище, где покоится любимая. И оно является многозначным в этом рассказе. Он четко и ясно дает понять, что близится конец жизни, а внутренняя смерть случилась, когда умерла любимая.

У произведения философский финал, в жизни каждого человека случается конец жизни. И автор этим произведением хочет показать, насколько жизнь скоротечна, что нужно ценить каждый ее миг, проведенный в окружении близких и дорогих людей. Ценить любимых и не жалеть добрых слов, потому что может настать «поздний час». И тогда ничего не справишь и не вернешь. Придет конец.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

  • Антоновские яблоки
  • Антоновские яблоки по главам
  • Господин из Сан-Франциско
  • Грамматика любви
  • Деревня
  • Жизнь Арсеньева
  • Кавказ
  • Косцы
  • Кукушка
  • Лапти
  • Легкое дыхание
  • Митина любовь
  • Натали
  • Окаянные дни
  • Подснежник
  • Поздний час
  • Сверчок
  • Сны Чанга
  • Солнечный удар
  • Степа
  • Танька
  • Темные аллеи
  • Холодная осень
  • Цифры
  • Чистый понедельник
Читайте также:
Демон ️ анализ поэмы М.Ю. Лермонтова, творческая история создания

Поздний час. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В данном рассказе А.П. Чехов описывает, как дети играют в настольную игру «ЛОТО». Он четко описывает и дает читателю увидеть состояние каждого ребенка во время данной игры.

Культовый роман известного американского автора содержит собранные воедино повествования, рассказывающие об открытии землянами Марса. Прежде печатавшись отдельными короткими произведениями, позже они собраны

Иван Антонович Ефремов – знаменитый советский писатель, ученый, философ и лауреат Сталинской премии. Настоящее имя этого великого человека – Ефремов Иван Антипович.

Главный герой – мальчик Чарли. Его родители уехали, а он, спасаясь от одиночества, пришел к Старухе, которая приходилась ему родственницей. Женщина была очень странной, постоянно колдовала и носилась с разными зельями

В старом пруду, у мельницы жила семья водяных. Жили они так же, как и люди, вот только кругом была вода, их жилище находилось на самом дне водоема. Однажды, жена сообщила своему супругу

Анализ рассказа И.А. Бунина «Поздний час»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Рассказ И.А. Бунина имеет точную датировку – 19 октября 1938 года. Известно, что в это время писатель жил за границей и отчаянно скучал по родине – России. Этой тоской, горькой ностальгией наполнен рассказ «Поздний час».
Произведение представляет собой встречу пожилого человека, долгое время проведшего за границей, со своим прошлым – с бывшей любовью и бывшей страной. Встреча эта наполнена страданием и тоской – нет в живых любимой, ушедшей так рано, нет уже той страны, в которой герою было так хорошо, нет уже молодости – нет счастья.
По сути, рассказ «Поздний час» – это попытка героя встретиться со своим счастьем, обрести утерянный им когда-то рай. Однако увы – слишком поздно, «поздний час»: «Надо пользоваться единственным и последним случаем, благо час поздний и никто не встретит меня».
Композиционно рассказ построен как описание одной прогулки героя, которую он совершил светлой июльской ночью. Герой идет по хорошо знакомым местам: его наблюдения чередуются с воспоминаниями, которые в начале рассказа отделяют друг от друга указания маршрута: «И я пошел по мосту через реку, далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи», «За мостом я поднялся на взгорье, пошел в город мощеной дорогой». Однако затем прошлое и настоящее перемешиваются, сливаются в сознании героя в единое целое. Это и неудивительно – он живет лишь прошлым, вся его жизнь заключена в воспоминаниях, главной героиней которых является его возлюбленная.
Как всегда у Бунина, любовь является главным событием в жизни героя: «Боже мой, какое это было несказанное счастье!». Она сначала сделала его самым счастливым человеком на свете («Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле»), а затем – самым несчастным.
Как всегда, Бунин не дает подробного описания возлюбленной героя. Мы узнаем лишь о каких-то деталях ее облика – стройный стан, живые глаза, темные волосы, уложенные в простую прическу, белое струящееся платье… Это то, что запомнилось главному герою, из чего складывался дорогой, навсегда запавший в сердце образ.
Писатель лишь «штрихами» описывает отношения героев: первое прикосновение, первое пожатие рук, ночная встреча, полуобъятия… Запах, цвет – все то, из чего складываются воспоминания. Самые дорогие и самые ранящие: «Это было начало нашей любви, время еще ничем не омраченного счастья, близости, доверчивости, восторженной нежности, радости. »
Воспоминания о любви перемежаются в рассказе с воспоминаниями о городе – памятных местах, где прошла молодость героя: мост, базар, Монастырская улица. Они тоже вызывают множество эмоций – герой возвращается в прошлое, сравнивает его с настоящим и. что важно, с Парижем, где он сейчас живет.
И это сравнение всегда не в пользу французской столицы: «В Париже ночи сырые, темные», «В Париже двое суток выделяется дом…» Мы понимаем, что герою гораздо ближе его родина – он всей душою русский человек: «Тут все другое». С какой любовью он описывает старую улицу, по которой каждый день ходил в гимназию, базар с его многообразием и обилием, старый мост и монастырь! Это, это, все это – его жизнь! Это – и ничего больше. Сам герой осознает такое положение вещей. Он с грустью размышляет о том, что его жизнь прошла – он пережил многих своих друзей, он намного пережил и свою возлюбленную.
В финале путешествия герой приходит в самое важное и значимое место – на кладбище. Конечно, на то, где похоронена его возлюбленная. Этот очень символично. Кладбище в «Позднем часе» становится многозначным символом. Оно указывает и на скорый конец жизни героя, и на его внутреннюю смерть, которая случилась с гибелью его возлюбленной, с отъездом из России. Но кладбище – это еще и философский символ финала любой жизни. Я думаю, Бунин и сам печально размышляет о скоротечности человеческой жизни, о том, что все мы бренны. И у очень многих людей в жизни происходит «поздний час», описанный в рассказе. Поэтому герою произведения нужно посочувствовать и пострадать вместе с ним. А также еще раз осознать, что самое главное в жизни – это любовь, любовь во всех ее проявлениях.

Читайте также:
«Нет, я не Байрон, я другой» ️ анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Бунин.Поздний час. Анализ рассказа

Суть произведения

Весь рассказ основан на воспоминаниях прошлых лет. Кроме того, в тексте присутствует описание страны, которая изменилась и открывается для героя с другой стороны.

Персонаж прогуливается летним вечером по знакомым местам и вспоминает свою былую жизнь. Сначала он понимает, где прошлое и настоящее, но потом в его голове все смешивается, ведь он до сих пор живет воспоминаниями. Главную роль в них играет женщина, которую он очень любил.

В произведениях Ивана Бунина любовь всегда стоит на первом месте. В его описаниях это самое счастливое и прекрасное чувство в жизни человека, но нередко оно приносит страдания и несчастья.

Лирический герой в своих воспоминаниях описывает черты любимой женщины. Красивые глаза, стройный стан, длинные каштановые волосы — именно такой образ сохранился в его памяти по сей день. Автор не описывает подробностей их отношений, вспоминая лишь яркие моменты и первое прикосновение. В рассказе воспроизводятся чувства и эмоции, которых больше нет и никогда не будет.

Воспоминания героя о любви плавно сливаются с образом родных мест, улиц, по которым он гулял и ходил по ночам на свидания, где рос и учился. Описание родины он сравнивает с жизнью в Париже, ведь именно там он был вынужден находиться. Французскую столицу герой представляет серой и неуютной как днем, так и ночью. Такое проявление доказывает, что автор описывает всецело русского человека с его проблемами.

Герой понимает, что пережил всех своих друзей и даже любимую женщину. Он считает, что его жизнь остановилась и потеряла смысл в тот момент, когда возлюбленной не стало.

В последнем абзаце персонаж, не останавливаясь на ночлег, приходит на кладбище. Здесь покоится его любовь. Эта сцена символизирует финал «Позднего часа». Краткое содержание рассказа дает понять, сколько грусти и печали испытывал герой.

И. А. Бунин писал рассказ, находясь за границей. Можно смело сказать, что он описывал свою жизнь и чувства. Это произведение насыщено эмоциями и патриотизмом.

Поздний час. И. А. Бунин

Главная → И. А. Бунин → Поздний час

Ах, как давно я не был там, сказал я себе. С девятнадцати лет. Жил когда-то в России, чувствовал ее своей, имел полную свободу разъезжать куда угодно, и не велик был труд проехать каких-нибудь триста верст. А все не ехал, все откладывал. И шли и проходили годы, десятилетия. Но вот уже нельзя больше откладывать: или теперь, или никогда. Надо пользоваться единственным и последним случаем, благо час поздний и никто не встретит меня.

И я пошел по мосту через реку, далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи.

Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо-древний, горбатый и как будто даже не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости, — гимназистом я думал, что он был еще при Батые. Однако о древности города говорят только кое-какие следы городских стен на обрыве под собором да этот мост. Все прочее старо, провинциально, не более. Одно было странно, одно указывало, что все-таки кое-что изменилось на свете с тех пор, когда я был мальчиком, юношей: прежде река была не судоходная, а теперь ее, верно, углубили, расчистили; месяц был слева от меня, довольно далеко над рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем, дрожащем блеске воды белел колесный пароход, который казался пустым, — так молчалив он был, — хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи на неподвижные золотые глаза и все отражались в воде струистыми золотыми столбами: пароход точно на них и стоял. Это было и в Ярославле, и в Суэцком канале, и на Ниле. В Париже ночи сырые, темные, розовеет мглистое зарево на непроглядном небе, Сена течет под мостами черной смолой, но под ними тоже висят струистые столбы отражений от фонарей на мостах, только они трехцветные: белое, синее и красное — русские национальные флаги. Тут на мосту фонарей нет, и он сухой и пыльный. А впереди, на взгорье, темнеет садами город, над садами торчит пожарная каланча. Боже мой, какое это было несказанное счастье! Это во время ночного пожара я впервые поцеловал твою руку и ты сжала в ответ мою — я тебе никогда не забуду этого тайного согласия. Вся улица чернела от народа в зловещем, необычном озарении. Я был у вас в гостях, когда вдруг забил набат и все бросились к окнам, а потом за калитку. Горело далеко, за рекой, но страшно жарко, жадно, спешно. Там густо валили черно-багровым руном клубы дыма, высоко вырывались из них кумачные полотнища пламени, поблизости от нас они, дрожа, медно отсвечивали в куполе Михаила-архангела. И в тесноте, в толпе, среди тревожного, то жалостливого, то радостного говора отовсюду сбежавшегося простонародья, я слышал запах твоих девичьих волос, шеи, холстинкового платья — и вот вдруг решился, взял, весь замирая, твою руку…

Читайте также:
Смысл названия поэмы Гоголя Мёртвые души - основная тема, суть

За мостом я поднялся на взгорье, пошел в город мощеной дорогой.

В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души. Все было немо и просторно, спокойно и печально — печалью русской степной ночи, спящего степного города. Одни сады чуть слышно, осторожно трепетали листвой от ровного тока слабого июльского ветра, который тянул откуда-то с полей, ласково дул на меня. Я шел — большой месяц тоже шел, катясь и сквозя в черноте ветвей зеркальным кругом; широкие улицы лежали в тени — только в домах направо, до которых тень не достигала, освещены были белые стены и траурным глянцем переливались черные стекла; а я шел в тени, ступал по пятнистому тротуару, — он сквозисто устлан был черными шелковыми кружевами. У нее было такое вечернее платье, очень нарядное, длинное и стройное. Оно необыкновенно шло к ее тонкому стану и черным молодым глазам. Она в нем была таинственна и оскорбительно не обращала на меня внимания. Где это было? В гостях у кого?

Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице. И я мог пройти туда другим, ближним путем. Но я оттого свернул в эти просторные улицы в садах, что хотел взглянуть на гимназию. И, дойдя до нее, опять подивился: и тут все осталось таким, как полвека назад; каменная ограда, каменный двор, большое каменное здание во дворе — все так же казенно, скучно, как было когда-то, при мне. Я помедлил у ворот, хотел вызвать в себе грусть, жалость воспоминаний — и не мог: да, входил в эти ворота сперва стриженный под гребенку первоклассник в новеньком синем картузе с серебряными пальмочками над козырьком и в новой шинельке с серебряными пуговицами, потом худой юноша в серой куртке и в щегольских панталонах со штрипками; но разве это я?

Старая улица показалась мне только немного уже, чем казалась прежде. Все прочее было неизменно. Ухабистая мостовая, ни одного деревца, по обе стороны запыленные купеческие дома, тротуары тоже ухабистые, такие, что лучше идти срединой улицы, в полном месячном свете… И ночь была почти такая же, как та. Только та была в конце августа, когда весь город пахнет яблоками, которые горами лежат на базарах, и так тепла, что наслаждением было идти в одной косоворотке, подпоясанной кавказским ремешком… Можно ли помнить эту ночь где-то там, будто бы в небе?

Я все-таки не решился дойти до вашего дома. И он, верно, не изменился, но тем страшнее увидать его. Какие-то чужие, новые люди живут в нем теперь. Твой отец, твоя мать, твой брат — все пережили тебя, молодую, но в свой срок тоже умерли. Да и у меня все умерли; и не только родные, но и многие, многие, с кем я, в дружбе или приятельстве, начинал жизнь, давно ли начинали и они, уверенные, что ей и конца не будет, а все началось, протекло и завершилось на моих глазах, — так быстро и на моих глазах! И я сел на тумбу возле какого-то купеческого дома, неприступного за своими замками и воротами, и стал думать, какой она была в те далекие, наши с ней времена: просто убранные темные волосы, ясный взгляд, легкий загар юного лица, легкое летнее платье, под которым непорочность, крепость и свобода молодого тела… Это было начало нашей любви, время еще ничем не омраченного счастья, близости, доверчивости, восторженной нежности, радости…

Есть нечто совсем особое в теплых и светлых ночах русских уездных городов в конце лета. Какой мир, какое благополучие! Бродит по ночному веселому городу старик с колотушкой, но только для собственного удовольствия: нечего стеречь, спите спокойно, добрые люди, вас стережет божье благоволение, это высокое сияющее небо, на которое беззаботно поглядывает старик, бродя по нагретой за день мостовой и только изредка, для забавы, запуская колотушкой плясовую трель. И вот в такую ночь, в тот поздний час, когда в городе не спал только он один, ты ждала меня в вашем уже подсохшем к осени саду, и я тайком проскользнул в него: тихо отворил калитку, заранее отпертую тобой, тихо и быстро пробежал по двору и за сараем в глубине двора вошел в пестрый сумрак сада, где слабо белело вдали, на скамье под яблонями, твое платье, и, быстро подойдя, с радостным испугом встретил блеск твоих ждущих глаз.

И мы сидели, сидели в каком-то недоумении счастья. Одной рукой я обнимал тебя, слыша биение твоего сердца, в другой держал твою руку, чувствуя через нее всю тебя. И было уже так поздно, что даже и колотушки не было слышно, — лег где-нибудь на скамье и задремал с трубкой в зубах старик, греясь в месячном свете. Когда я глядел вправо, я видел, как высоко и безгрешно сияет над двором месяц и рыбьим блеском блестит крыша дома. Когда глядел влево, видел заросшую сухими травами дорожку, пропадавшую под другими яблонями, а за ними низко выглядывавшую из-за какого-то другого сада одинокую зеленую звезду, теплившуюся бесстрастно и вместе с тем выжидательно, что-то беззвучно говорившую. Но и двор и звезду я видел только мельком — одно было в мире: легкий сумрак и лучистое мерцание твоих глаз в сумраке.

Читайте также:
Почему Хлестакова приняли за ревизора в комедии Н.В. Гоголя

А потом ты проводила меня до калитки, и я сказал:

— Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле.

Я вышел на середину светлой улицы и пошел на свое подворье. Обернувшись, видел, что все еще белеет в калитке.

Теперь, поднявшись с тумбы, я пошел назад тем же путем, каким пришел. Нет, у меня была, кроме Старой улицы, и другая цель, в которой мне было страшно признаться себе, но исполнение которой, я знал, было неминуемо. И я пошел — взглянуть и уйти уже навсегда.

Дорога была опять знакома. Все прямо, потом влево, по базару, а с базара — по Монастырской — к выезду из города.

Базар как бы другой город в городе. Очень пахучие ряды. В Обжорном ряду, под навесами над длинными столами и скамьями, сумрачно. В Скобяном висит на цепи над срединой прохода икона большеглазого Спаса в ржавом окладе. В Мучном по утрам всегда бегали, клевали по мостовой целой стаей голуби. Идешь в гимназию — сколько их! И все толстые, с радужными зобами — клюют и бегут, женственно, щёпотко виляясь, покачиваясь, однообразно подергивая головками, будто не замечая тебя: взлетают, свистя крыльями, только тогда, когда чуть не наступишь на какого-нибудь из них. А ночью тут быстро и озабоченно носились крупные темные крысы, гадкие и страшные.

Монастырская улица — пролет в поля и дорога: одним из города домой, в деревню, другим — в город мертвых. В Париже двое суток выделяется дом номер такой-то на такой-то улице изо всех прочих домов чумной бутафорией подъезда, его траурного с серебром обрамления, двое суток лежит в подъезде на траурном покрове столика лист бумаги в траурной кайме — на нем расписываются в знак сочувствия вежливые посетители; потом, в некий последний срок, останавливается у подъезда огромная, с траурным балдахином, колесница, дерево которой черно-смолисто, как чумной гроб, закругленно вырезанные полы балдахина свидетельствуют о небесах крупными белыми звездами, а углы крыши увенчаны кудреватыми черными султанами — перьями страуса из преисподней; в колесницу впряжены рослые чудовища в угольных рогатых попонах с белыми кольцами глазниц; на бесконечно высоких козлах сидит и ждет выноса старый пропойца, тоже символически наряженный в бутафорский гробный мундир и такую же треугольную шляпу, внутренне, должно быть, всегда ухмыляющийся на эти торжественные слова: Requiem aeternam dona eis, Domine, et lux perpetua luceat eis[1]. — Тут все другое. Дует с полей по Монастырской ветерок, и несут навстречу ему на полотенцах открытый гроб, покачивается рисовое лицо с пестрым венчиком на лбу, над закрытыми выпуклыми веками. Так несли и ее.

На выезде, слева от шоссе, монастырь времен царя Алексея Михайловича, крепостные, всегда закрытые ворота и крепостные стены, из-за которых блестят золоченые репы собора. Дальше, совсем в поле, очень пространный квадрат других стен, но невысоких: в них заключена целая роща, разбитая пересекающимися долгими проспектами, по сторонам которых, под старыми вязами, липами и березами, все усеяно разнообразными крестами и памятниками. Тут ворота были раскрыты настежь, и я увидел главный проспект, ровный, бесконечный. Я несмело снял шляпу и вошел. Как поздно и как немо! Месяц стоял за деревьями уже низко, но все вокруг, насколько хватал глаз, было еще ясно видно. Все пространство этой рощи мертвых, крестов и памятников ее узорно пестрело в прозрачной тени. Ветер стих к предрассветному часу — светлые и темные пятна, всё пестрившие под деревьями, спали. В дали рощи, из-за кладбищенской церкви, вдруг что-то мелькнуло и с бешеной быстротой, темным клубком понеслось на меня — я, вне себя, шарахнулся в сторону, вся голова у меня сразу оледенела и стянулась, сердце рванулось и замерло… Что это было? Пронеслось и скрылось. Но сердце в груди так и осталось стоять. И так, с остановившимся сердцем, неся его в себе, как тяжкую чашу, я двинулся дальше. Я знал, куда надо идти, я шел все прямо по проспекту — и в самом конце его, уже в нескольких шагах от задней стены, остановился: передо мной, на ровном месте, среди сухих трав, одиноко лежал удлиненный и довольно узкий камень, возглавием к стене. Из-за стены же дивным самоцветом глядела невысокая зеленая звезда, лучистая, как та, прежняя, но немая, неподвижная.

19 октября 1933

Благодарим за прочтение произведения Ивана Алексеевича Бунина «Поздний час»!

Читать все произведения Ивана Бунина На главную страницу (полный список произведений)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: