Последствия коррупции основные причины негативного влияния

Причины коррупции и ее социальные последствия

Коррупция как социальное явление чрезвычайно многолика и в разных странах и регионах она может вызываться различными причинами. Вместе с тем, отмечают исследователи, в государствах с однотипными проблемами и задачами экономического, политического и социального порядка эти причины являются общими. Так, для стран с экономикой переходного периода, а именно к этому типу стран относится современный Казахстан, называют следующие общие причины коррупции[12]: «экономический упадок, политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабость институтов гражданского общества, отсутствие прочных демократических традиций коррупции».

К этим причинам относятся также «субъектный тип политической культуры у подавляющего большинства населения…, слабость судебной системы, неразвитость правового сознания населения, пренебрежение правом в угоду выгоде, подчиненность чиновников не закону, а начальству и инструкциям, безнаказанность при нарушении законодательства».

Важными причинами распространения коррупции в самых широких массах в нашей стране являются бедность и низкий уровень социального обеспечения, труднодоступность бесплатного медицинского обслуживания, отсутствие реальных социальных лифтов.

Среди специфических причин, способствующих росту коррупционных правонарушений, называют: «несовершенство рыночных отношений в экономике, пробелы в законодательстве, проблемы в формировании нравственной позиции граждан, взяточничество в государственном аппарате, неэффективность деятельности правоохранительных органов, затягивание рассмотрения дел судами и т.д.»[13].

Причины, вызывающие распространение коррупции носят как объективный, так и субъективный характер.

Наличие объективных причин коррупции связано со сложностью и многогранностью процесса управления современным обществом, которое осуществляется сетью администраторов различного уровня, наделенных определенными полномочиями и необходимыми ресурсами и действующих на основании специальных законов и правил. И здесь возникают следующие проблемы.

1. Реальная жизнь современного общества многообразна, многостороння и сложна настолько, что практически невозможно предусмотреть в законах и правилах все случаи и коллизии, встречающиеся на практике, а это дает возможность должностным лицам принимать альтернативные решения, в том числе и выгодные для себя.

2.На практике законы и инструкции отстают от реальной жизни – они меняются значительно медленнее, чем внешние условия, что дает должностным лицам возможность действовать по своему усмотрению, отходя от инструкций. В противном случае несоответствие устаревших норм и правил реальной ситуации может затормозить или полностью остановить работу. Но это означает и то, что администратор в такой ситуации может принимать выгодные для себя решения в ущерб руководимому делу.

3. Сложность и многосторонность современного общества делает невозможным всеохватывающий контроль деятельности управленцев всех уровней, что часто дает им возможность самостоятельно и бесконтрольно принимать решения, в том числе и коррупционного плана.

Таким образом, принципы управления в современном обществе объективно содержат в себе потенциальную возможность для коррупции.

На уровень развития коррупции влияет и качество принимаемых законов: их двусмысленность и противоречивость создают широкое поле для принятия чиновниками выгодных для них решений.

Ряд исследователей к объективным причинам коррупции относят «низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором»[14].

В целом, если обобщить многочисленные работы, посвященные данной проблеме, то в странах переходного периода, а Казахстан, повторяем, относится именно к этому типу стран, главными причинами распространения коррупции, являются:

– неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества;

– слабость демократических традиций;

– неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.

При этом, главными причинами из этого перечня называются непрозрачность власти и неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.

Под непрозрачностью власти понимается ее закрытость, отсутствие или ограничение доступа широких масс к информации о деятельности власти, о процедурах принятия властных решений. Непрозрачность власти также связана с затруднительностью, а, в крайнем случае, и с невозможностью для населения влиять на органы власти.

Коррупция затруднена там, где власть прозрачна. «Прозрачность властиэто ее открытость, понятность и возможность влияния на нее (здесь и далее – выделено составителем – Н.М.). Открытость – доступ (в первую очередь к информации о деятельности власти, о процедурах принятия и исполнения властных решений, к самим решениям; доступ в помещения, где находятся органы власти и др.). Понятность – в том, к чему есть доступ (процедуры, решения) можно разобраться. Возможность влияния – возможность использования и изменения того, к чему есть доступ, и что стало понятным (властные процедуры, информация, решения)»[15].

Общественное участие – это участие населения, различных структур гражданского общества в подготовке, принятии и контроле исполнения властных решений. Для его осуществления необходим определенный уровень культуры участников, вызывающий готовность, как властей, так и структур гражданского общества к обоюдному сотрудничеству.

Что касается неэффективного общественного участия в процессах противодействия коррупции, то для стран, вставших на путь транзита от тоталитарного строя к демократии, оно как раз и связано, во-первых, с незаинтересованностью власти в участии общества в своих делах, ее стремлением не допускать к ним «посторонних» и, во-вторых, с низким уровнем политической культуры населения, с его нежеланием или отсутствием мотивации бороться с коррупционными проявлениями.

К субъективным причинам коррупции относится упомянутая выше низкая политическая культура населения, а также низкое качество подготовки государственных служащих.

Коррупция возникает только в таких ситуациях, когда люди начинают ставить свои интересы выше общественных и это есть важная субъективная причина распространения коррупции. В условиях резкого поворота на постсоветском пространстве в сторону культивируемых на Западе ценностей и идеологии либерального индивидуализма происходит сдвиг в социально-психологических установках многих людей, главной ценностью для которых стали деньги, а коррупция – основным средством обогащения.

Указанный сдвиг в социально-психологических установках проявляется в деморализации общества, недостаточной информированности и организованности граждан, общественной пассивности в отношении вседозволенности и своеволия коррупционеров. Существенное различие между объявленными и реальными ценностями формирует у граждан «двойной стандарт» морали и поведения. В этих условиях мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права, религии, общественного мнения и др.

Читайте также:
Профессиональная этика - понятие, задачи, основные функции

Этот сдвиг, с одной стороны, является важной причиной распространения коррупции, а, с другой, – нравственная деградация общества является важным негативным последствием коррупции. Другими словами, коррупция – одна из причин указанной деморализации общества.

В современных условиях коррупция представляет собой главную опасность и угрозу самому существованию общества, разрушая его экономику, аппарат власти и даже само государство, представители которого в лице должностных лиц вместо того, чтобы решать общественные проблемы, работают на себя, решая свои личные проблемы или проблемы отдельных кланов. Она пронизывает все слои общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации.

В.Ю. Мейтус сравнивает коррупцию с раковой опухолью, разъедающей социальный организм. «Коррупция, как рак, разъедает этот организм, его системы функционирования, производства, защиты, нарушая даже генетические элементы общества, а через них и генофонд страны, в котором общество существует. Более того, возникнув в одном месте, коррупция выбрасывает свои метастазы в другие органы, разрушая их работу и отравляя весь организм[16]».

Распространение коррупции приводит к тяжелым экономическим, политическим и социальным последствиям.

Экономические последствия коррупции: неэффективное использование бюджетных средств, повышение цены за счет коррупционных издержек, расширение теневой экономики, снижение эффективности рынка и др.

Коррупция нарушает механизм рыночной конкуренции, предоставляя выигрыш не тому, кто конкурентоспособен, а тому, кто дал взятку; она способствует возникновению монополизма в экономике, снижает эффективность ее функционирования и дискредитирует идею свободной конкуренции. Коррупционное распределение государственных заказов и выделение кредитов, препятствует эффективной реализации правительственных программ.

Важным источником коррупции является приватизация. Значительность экономического ущерба здесь определяется масштабностью приватизации и слабостью контроля над ее ходом. Коррупционные нарушения проявляются здесь в присвоении денежных средств, уценивании приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупке предприятий чиновниками через доверенных лиц и др.

Коррупция в банковской сфере проявляется в получении льготных кредитов, займов, ссуд; она приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

К сожалению, в нашей стране не ведется подсчет экономического ущерба, наносимого обществу и государству от коррупционных сделок. Однако, некоторое представление о масштабах этого ущерба можно получить из данных по другим странам[17].

В России уровень коррупции охватил более 80 % госаппарата, а общий объем привлеченных для этого средств превысил сотни миллиардов долларов.

В Италии после проведения операции «Чистые руки», направленной против коррупции, государственные затраты на строительство дорог сократились на 20%.

По результатам исследований ученых Гарвардского университета подсчитано, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура производит эффект, эквивалентный возрастанию сбора налогов на 20%.

Наиболее распространенный во всем мире источник верхушечной коррупции — государственные заказы и закупки. Для них оценки ущерба (а он, как правило, самый значительный) проводились чаще всего. Согласно оценкам, потери от коррупции в этой сфере часто превышают 30% всех бюджетных затрат по этим статьям.

По словам Удо Миллера, руководителя Счетной палаты земли Гессен (Германия), взятки в этой сфере нередко достигают 20% суммы заключаемых сделок; при этом взятки не выплачиваются наличными, а переводятся соответствующим лицам через подставные фирмы или принимают форму завышенных счетов за выполненную работу. По оценкам экспертов, завышенной является стоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных и коммунальных властей. По утверждению главного прокурора Франкфурта-на-Майне, коррупция в строительстве наносит государству ежегодный ущерб на сумму в 10 миллиардов марок, в частности, путем завышения на 30% реальной себестоимости работ.

Политические последствия коррупции: она способствует сдвигу целей политики от общенациональных к клановым и групповым, подрывая престиж страны на международной арене и вызывая ее политическую и экономическую изоляцию (мало кто из серьезных зарубежных игроков захочет связываться с представителями таких клановых и групповых интересов). Именно из деятелей, прячущих свои коррупционные капиталы за границей, может формироваться «пятая колонна», способная к предательству интересов национальной безопасности страны. «Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства – диктатуре»[18].

Социальные последствия: коррупция вызывает несправедливое перераспределение жизненных благ в пользу узких олигархических групп, возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности, угрожающей политической стабильности в стране. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

Негативные последствия коррупции в государстве

Коррупция – это социальное зло, которое заключается в том, что государственные чиновники и другие высокопоставленные лица используют деньги народа (налоги) на достижение своих целей. В результате, население не получает качественной медицины, нормальной работы правоохранительных систем, социальных служб.

Коррупция есть во всех странах, но у некоторых она обретает характер политической системы, когда злоупотребление положением становится нормой.

Общая информация

Коррупция существует же давно, хотя о ней говорят сравнительно небольшой промежуток времени. Пока есть люди, которые могут принимать решения (а такие будут всегда), найдутся те, кто хочет повлиять на них.

В широком понимании этого термина коррупция являет собой злоупотребление властью с целью получения дохода или получения иной выгоды: захвата власти, лоббирования интересов определенных групп, поддержка своего бизнеса и так далее.

Читайте также:
Институты гражданского общества - виды и описание

Фактически коррупция – это форма мошенничества. Государство присваивает себе не свои деньги. Толкований этого понятия много, но все они видят коррупцию, как уголовно преследуемую деятельность.

Коррупция – явление многоплановое, и она бывает одного из таких видов:

  1. Экономическая. Непосредственно получение денежной выгоды вследствие незаконных действий. Сюда относится подкуп, взяточничество. Также сюда относится лоббизм в негативном понимании этого термина. То есть, преследуются интересы конкретных лиц, а не категорий населения. Когда, например, общественные организации лоббируют интересы групп, которых они защищают (например, права студентов, детей или малообеспеченных), такое лоббирование является положительным. А вот защита интересов чиновников, крупных предпринимателей (более известных, как олигархат) – это коррупция.
  2. Политическая. Сюда входят действия, направленные на узурпацию власти. В качестве примеров можно привести незаконное финансирование партий, подавление прав и свобод граждан, массовые фальсификации на выборах, недопуск независимых кандидатов, ограничение возможностей для рекламы определенным партиям и политикам.
  3. Криминальная. Когда государственные чиновники непосредственно погрязают в криминальных схемах.

Коррупция может затрагивать абсолютно все сферы жизни общества, не только государственное управление. На территории постсоветского пространства она широко распространена в бизнесе, полиции, образовании, религии. Причем часто интересы каждой из этих сфер пересекаются. Например, государство может влиять на религию, чтобы удержать президента на своем посту или же подчинить большую часть общества своей воле.

Вмешательство в религию на государственном уровне практикуется сразу несколькими странами постсоветского пространства.

Последствия

Последствия коррупции обширны:

  • Если государство вмешивается в религиозные дела, это вредит самой религии. Например, во времена раннего СССР батюшки массово докладывали в спецслужбы о грехах своих прихожан. Следовательно, люди не хотели каяться в своих грехах, боясь получить наказание, зачастую несправедливое (поскольку государственная система тоже была погрязшей в коррупции).
  • Некачественное здравоохранение. Поскольку деньги, выделенные на медицину, оседают в карманах чиновников и государственных деятелей разных уровней, на лекарства, научные исследования и обслуживание пациентов остается очень мало денег. Это стимулирует коррупцию в сфере здравоохранения, поскольку взятка для врача остается единственным способом выжить. Поскольку медицина лишается такого мощного источника финансирования, прекращаются исследования в области разработки инновационных методов лечения. Здравоохранение стагнирует, а потом и вовсе деградирует.
  • Плохое образование. Коррумпированное государство выделяет на образование очень небольшие деньги, чем убивает двух зайцев. Во-первых, оно может присвоить деньги себе. Во-вторых, необразованное население не будет критически оценивать действия чиновников и задавать неудобных вопросов. А интеллигенцию нужно подавлять. Это приводит к оттоку мозгов (самого ценного ресурса в 21 веке) за границу. Как следствие, инновации начинают внедряться в других странах. Но коррумпированное правительство интересует только собственная нажива.
  • Разложение правоохранительной системы. Вместо того, чтобы защищать права граждан, полиция начинает оберегать права властимущих, разгоняя митинги, устраивая репрессии. Поэтому настоящие преступники оказываются пойманными. Просто полицейского ресурса на них не хватает, они заняты более «важными» вещами, чем поимка воров и убийц – поддержка политического режима.
  • Упадок предпринимательства. Как-то вести бизнес можно лишь через откаты всем возможным инстанциям. Как следствие, у предпринимателя почти ничего не остается, особенно если бизнес мелкий. В это же время в коррумпированном государстве олигархат только расцветает.
  • Отсутствие открытых социальных лифтов.
  • Деградация экономики. Не развиваются многие отрасли, чудовищная инфляция, недиверсифицированность экономики – это все следствия коррупции. Типичный пример – некоторые страны постсоветского пространства. Тех немногих отраслей, которые в ней действительно расцвели, вполне достаточно для обогащения верхушки. Зачем еще что-то развивать?
  • Развал армии. В конечном итоге, падение экономики приведет к отсутствию денежных поступлений в армию. В коррумпированном государстве финансирование этой сферы останавливается в последнюю очередь, но из-за проблем с экономикой и здесь начинается бедность. Как следствие – вооруженный мятеж.

Вывод

Таким образом, коррупция вредна не только для населения, но и для власти в долгосрочной перспективе. Это подтверждается множеством исторических примеров, начиная падением Римской империи (которое началось именно после роста уровня коррупции) и заканчивая недавним падением некоторых империй мирового масштаба. Коррумпированная власть рано или поздно плохо кончает. Но желание сиюминутной выгоды затмевает все.

лекции по коррупции / Тема № 2. Условия, причины и последствия коррупции

Условия, причины и последствия коррупции

Причины и условия коррупции.

Экономические, социальные и политические последствия коррупции.

Вопрос № 1. Причины и условия коррупции

Формирование государственной стратегии борьбы с коррупцией, порождает необходимость выявления условий, причин и последствий коррупции. Коррупция порождается сложным, многослойным комплексом факторов, причин и условий. Детерминация коррупции представляет собой процесс функционирования системы политических, организационно-управленческих, экономических, социальных, культурных, нравственных, правовых и психологических детерминант (факторов, причин и условий), которые влияют, способствуют и обусловливают существование и развитие коррупционных отношений.

Выясняя причины создавшегося положения, нетрудно заметить, что в современном обществе формируется система отношений, фактически провоцирующих коррупционное поведение в различных сферах общественной жизни как на верхних этажах власти (верхушечная коррупция), так и в обычных житейских ситуациях (низовая коррупция). Причины коррупции коренятся в самой сущности отношений государства и общества, вернее в том, что в этих отношениях участвуют конкретные люди – чиновники и граждане. Таким образом, изначальный исток коррупции – в самом существовании государства, вернее, в фикции государства и подмены его представителями государства, которые имеют собственные интересы, но обязаны при этом представлять чужие. Исходя из природы конфликта интересов, как коррупциогенного фактора, очевидно, насколько он неизбежен. Именно эта система вносит коррупционную составляющую в законотворчество и правосудие, объективно способствует извращению государственной политики, преобразуя ее в политику коррупционную.

Идентифицируя восприимчивость системы власти к коррупции, криминология выделяет, как правило, три сегмента коррупционного фона, на котором она развивается:

Читайте также:
Отношения с соседями - как их строить, чтобы не конфликтовать

наличие рынка коррупционных услуг;

неэффективность государственного управления, отягощенное разрешительными полномочиями и излишним администрированием, что объективно снижает доверие общества к должностному лицу и вызывает необходимость его подкупа;

морально-психологическая атмосфера в обществе, оказывющая серьезное влияние на уровень коррупции в органах власти.

Наличие рынка коррупционных услуг

Одной из основных причин, порождающих коррупцию, является вовлечение государственных должностных лиц в систему экономических отношений.

Феномен коррупции является представляет собой деструктивную форму обменных отношений в системе органов государственного, общественного, хозяйственного управления, как социально опасное явление, представляющее собой противоправный обмен ресурса полномочий должностного лица государственного / негосударственного сектора на благо, что влечет за собой расширение возможностей ведения бизнеса для участников коррупционных отношений и ограничение для тех, кто не является их участником.

Распространение коррупции среди государственных должностных лиц (агентов коррупционных отношений) приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и как вышестоящие, так и нижестоящие должностные лица. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами, в частности, в таможенной, в строительной, инвестиционной налоговой, правоохранительной, судебной сферах, в сфере потребительского рынка. По мере развития коррупции происходит определённая централизация рынка коррупционных услуг, начиная с уровня отдельных ведомств, когда агенты коррупционных отношений вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий коррупционный доход.

Неэффективность институтов власти.

Государственная коррупция развивается в той мере, в которой государство вмешивается в экономическую жизнь. Проблема в том, насколько эффективно осуществляется это вмешательство. Важнейшим фактором, способствующим коррупции, является неэффективность институтов власти (законодательной, исполнительной судебной). Коррупция на современном этапе развития государства выступает своеобразным компенсаторным механизмом там, где не работают законы или институты гражданского общества.

Управленческий аспект детерминации коррупции хорошо просматривается, если соотносить ее с социально значимыми функциями коррупционного поведения субъектов власти, с одной стороны, и публичного управлении – с другой, в контексте эффективности функционирования и выстраивания самой власти с учетом задач и пределов правового регулирования экономической деятельности.

Так, российский криминолог Я. И. Гилинский к социально значимым функциям коррупции, которые она «успешно» выполняет, относит:

упрощение административных связей и процедур;

ускорение и упрощение принятия управленческих решений;

снятие обременительных запретов и ограничений;

консолидацию отношений между потребителями услуг и учреждениями, организациями, их представляющими;

содействие экономическому развитию путем сокращения расходов на бюрократические барьеры;

оптимизацию экономического распределения в условиях дефицита.

Отсутствие социального контроля за принятием властных и управленческих решений.

Одним из существенных условий, способствующих существованию коррупционных проявлений, являются недостатки социального контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции.

Существование недостатков социального контроля – результат просчетов в управлении делами государства и общества, в формировании экономических и организационно-правовых основ функционирования службы в сфере государственного, общественного и частного управления, в распространении психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия как служащих, так и лиц, их подкупающих. Недостатки социального контроля проявляются также и в неполной реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на снижение коррупции (Закона “О государственной службе в Республике Беларусь», Закона «О Борьбе с коррупцией»), в отсутствии четко определенного механизма их исполнения.

Социально-психологические условия коррупции.

Происходящая криминализация общества оказывает негативное влияние на психику людей, деформирует их правовое сознание. Оно характеризуется сложным переплетением двух взаимоисключающих тенденций – позитивного и негативного отношения к праву. Существование таких тенденций в сознании одних и тех же субъектов свидетельствует о дезинтеграции ценностной структуры различных групп населения. Все более нарастает правовой нигилизм – негативное отношение к праву, неверие в его возможность служить эффективным регулятором общественных отношений.

Существующая морально-психологическая атмосфера в обществе оказывает серьезное влияние на уровень коррупции в органах государственного, хозяйственного общественного управления. Большинство должностных лиц рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых они впервые должны сделать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Наиболее часто названные обстоятельства бывают с должностными лицами низшего и среднего звена, работающих в непосредственном контакте с гражданами (при выдаче различных лицензий, разрешений, справок и т.д.). Появление этих обстоятельств зависит как от обсуждавшихся выше проблем и условий, порождающих коррупцию, так и от социально-психологических факторов.

Важной особенностью социально-психологического климата в обществе, способствующей процветанию коррупции является раздвоенность ценностных ориентаций. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается СМИ, официальной государственной идеологией, обыденной моралью.

С другой стороны, в современном обществе наблюдается высокий уровень коррупционной готовности, которая означает психологическую установку на решение различных проблем с помощью коррупционных сделок. Восприятие коррупции как «социальной нормы» (что, однако, не равнозначно признанию ее в таком качестве, просто «все так делают»), в свою очередь, формирует психологическую готовность давать взятки и брать их.

В конечном счете, за названными деформациями общественного сознания скрыта еще более глубокая деформация. В основе ее – признание денег, капитала, собственности главной жизненной ценностью, что и ведет к отчуждению личности от общества и государства, а также к превращению должностных полномочий, общественных и государственных интересов в товар и разменную монету.

Читайте также:
Молодежь основные проблемы молодежи в России, особенности социального положения и молодежной политики, роль в современном обществе, возрастные рамки

К основным детерминантам коррупции социально-социально-психологические следует отнести:

изменения в общественной, групповой психологии и образе жизни в форме вытеснения коллективистских ценностей и утверждения ценностных ориентаций индивидуалистического и личностно-конкурентного характера;

массовая социокультурная аномия с доминированием в общественном и групповом сознании ценностных ориентаций на материальное благополучие, власть, культ денег и материальное потребление;

дегуманизация образа жизни и микросоциальной среды жизнедеятельности, формирование псевдокультурного идеала «нового белоруса» с претензией на элитарность, господство и властность.

деформированное сознание, низкая культура, пренебрежительное отношение к людям, клановость, местничество и невысокий уровень профессионализма государственных служащих.

Таким образом, коррупция как массовое и устойчивое антиобщественное явление закономерно возникает в условиях социальной дезорганизации и социального беспорядка, социальных конфликтов и противоречий, отсутствия правовых и других социальных возможностей удовлетворения потребностей личности и социальных групп, а также успешного решения жизненных проблем в рамках общепринятых, развивающих личность и социум, нравственных и правовых норм и стандартов поведения.

Исходя из этого любые попытки борьбы с коррупцией, которые не окажут влияния на ее причины, будут лишь имитацией этой борьбы.

Вопрос № 2. Экономические, социальные и политические последствия коррупции последствия коррупции.

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны государственного и общественного развития. Описываемые ниже негативные последствия коррупции в большей или меньшей степени находят свое проявление в Республике Беларусь.

Давно доказана тесная связь коррупции с развитием современных форм теневой экономики (скрытая от налогового учета, незаконная, наконец, открыто криминальная). Она нуждается в бюрократической и политической протекции, которая может быть обеспечена только незаконно и только на определенном уровне власти и чаще всего через коррупцию. Эмпирическая связь между коррупцией и долей теневого сектора в экономике подтверждается и является одним из основных механизмов, с помощью которого коррупция «большого денежного мешка» поражает бюрократию государственного управления.

А) Экономические последствия

Экономические потери от коррупции можно разделить на две категории: прямые и косвенные. Прямые потери – это недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства. Косвенные потери – это общее понижение эффективности экономики, сопряженное с коррупцией. Они также имеют два слагаемых. Первое слагаемое – это потери, сопряженные с причинами, порождающими коррупцию. Пример – административные барьеры. Они приводят к коррупции и одновременно снижают эффективность экономики. Второе слагаемое – потери, порождаемые самой коррупцией. Пример – падение притока инвестиций из-за коррупции. Оценка экономических последствий коррупции или, точнее, оценка влияния коррупции на эффективность или неэффективность функционирования экономической системы или хотя бы ее части, отдельных отраслей, организаций, структур, является одним из наиболее важных, но крайне малоисследованных вопросов.

Непосредственной к экономическим потерям коррупции относятся:

Расширение теневой экономика.

Коррупция способствует обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

Нарушение конкурентных механизмов рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

Например, в результате нечестно проведенного тендера заказ поступает недобросовестному исполнителю. Потери, сопряженные с этим обстоятельством намного больше величины взятки, стимулировавшей нечестное решение тендерной комиссии.

Замедление появления эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных (криминальных) банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников.

Неэффективное использование бюджетных средств, в частности – при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

Логика оценки неэффективного использования бюджетных средств такова: сравниваются расходы бюджета до и после проведения антикоррупционных мероприятий Разница между старыми и новыми расходами можно трактоваться как потери, имевшие место до проведения антикоррупционных мероприятий.

Например, по информации Трансперенси Интернэшнл, в итальянском городе Милан после проведения операции «Чистые руки», направленной против коррупции, значительно повысилась эффективность государственных инвестиций. В некоторых случаях изменения были весьма значительными: так километр метрополитена «подешевел» на 57%, а строительство нового международного аэропорта было завершено при расходах на 59% меньших, чем было запланировано. Деятельность муниципальных компаний перестала быть убыточной, что позволило снизить муниципальные налоги.

5. Коррупция повышает издержки товаропроизводителей, перекладывая их оплату путем завышения цен и тарифов на плечи потребителей. В результате этого коррупция приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая коррупционера за счет остальных членов общества.

6. У участников рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

Б) Социальные последствия

Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.

Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

4. В Республике Беларусь государственной власти, в целом удается противостоять агентам теневого бизнеса и бесконтрольной приватизации общенародного достояния и, следовательно, их притязаниям на публичную власть в качестве ее экономической элиты. В этом состоит один из важнейших успехов становления и развития белорусской государственности. Но это не означает, что государственная система обладает иммунитетом от коррупционных проявлений. Наоборот, на фоне элитарного коррупционного опыта ближайших соседей они значительно не без успеха адаптируется к новым условиям и все возрастающим трудностям, предопределенным глобальными экономическими потрясениями. Коррупция является одни из важнейших факторов, благодаря которому государству сегодня государству не удается добиться осуществления поставленных перед ним стратегических задач, поскольку они противоречат интересам связанных с теневой экономикой представителей властно-управленческих структур.

Читайте также:
Виды налогов в России - какие фискальные сборы мы платим?

Коррупция является одним из основных факторов, определяющих существование и расширение сферы деятельности организованной преступности. Последняя заинтересована в существовании коррупции и использует коррупционные связи в целях обеспечения безопасности со стороны государственных органов. Подтверждением является коррупционная деятельность попавших в орбиту уголовной юстиции ответственных должностных лиц таможенных органов, которые длительное время организовывали и контролировали на основе коррупционных соглашений поставку предпринимательскими структурами товаров в Республику Беларусь с неполной уплатой таможенных платежей.

В) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Помимо сырьевых, финансовых рынков появдяются и рынки власти. Коррупция стала механизмом продажи власти на собственном рынке властных структур.

Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов.

Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

Негативно-социальные проявления коррупции Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Алексей Викторович

В статье рассматриваются вопросы негативных проявлений коррупции в политической, экономической и социальной сферах, приводятся примеры из судебной и политической практики, дается авторское определение коррупции , классификация коррупции , предлагаются меры на различных государственных уровнях по минимизации коррупционных проявления , приводятся примеры борьбы с коррупцией в зарубежных юрисдикциях.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов Алексей Викторович

NEGATIVE SOCIAL MANIFESTATIONS OF CORRUPTION

The article discusses the negative manifestations of corruption in the political, economic and social spheres, provides examples from judicial and political practice, provides an author’s definition of corruption , classifies corruption , suggests measures at various state levels to minimize corruption , provides examples of the fight against corruption in foreign jurisdictions .

Текст научной работы на тему «Негативно-социальные проявления коррупции»

G©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10429 СОКОЛОВ Алексей Викторович,

кандидат юридических наук, адвокат,

НЕГАТИВНО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы негативных проявлений коррупции в политической, экономической и социальной сферах, приводятся примеры из судебной и политической практики, дается авторское определение коррупции, классификация коррупции, предлагаются меры на различных государственных уровнях по минимизации коррупционных проявления, приводятся примеры борьбы с коррупцией в зарубежных юрисдикциях.

Ключевые слова: Право, юриспруденция, коррупция, коррупционные проявления, присвоение имущества, злоупотребление служебным положением, правовое государство.

SOKOLOV Alexey Viktorovich,

PhD in law, the lawyer

NEGATIVE SOCIAL MANIFESTATIONS OF CORRUPTION

Annotation. The article discusses the negative manifestations of corruption in the political, economic and social spheres, provides examples from judicial and political practice, provides an author’s definition of corruption, classifies corruption, suggests measures at various state levels to minimize corruption, provides examples of the fight against corruption in foreign jurisdictions.

Keywords: law, jurisprudence, corruption, misappropriation of property, abuse of power, rule of law.

Коррупция (лат. согшр^о – подкуп, продажность) – это сложное социальное явление, зародившееся еще в глубокой древности и дожившее до настоящего времени во всех странах мира. Коррупция, поражая публичный аппарат управления, проявляется в разложении власти [13], продажности политических, общественных деятелей, государственных чиновников и должностных лиц, в использовании авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Коррупция создается в результате намеренно избыточной регуляции со стороны исполнительной власти, которая поддерживаетя судебной практикой и правоприменением1. Это было хорошо также известно и в Библейские времена:

1 Имеется ввиду ситуации, при которых, например, местная администрация создает невыполнимые условия для смены разрешенного использования земельного участка, издавая запутанные и необоснованные локальные акты, а суды при рассмотренииспо-ров предпринимателей с органами местного самоуправления активно применяют «наштампованные» правила землепользования и застройки, правила предоставления земельных участков и так далее, не давая им правовой оценки на предмет наличия злоупотребления правами и властью.

«. судьи должны хорошо исследовать2. усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ними тысячиначльниками, стона-чальниками. ».3 « . И дал я повеление судьям. выслушивайте братьев ваших и судите справедливо. не различайте лиц на суде.».4

Коррупция обладает высоким уровнем адаптивности. Данное качество определяет ведущую позицию в функционировании регулятивных механизмов в социуме. Чем сложнее система цивилизации тем чувствительнее необходимость в эффективных средствах нивелирования тех противоречий, что неизбежно возникают при взаимодействии интересов целого и частей. Коррупция явлется подсистемой правовой и политече-ской «цивилизации».

В отношении коррупции нужно отметить, что статья 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная 12 декабря 2000 года в Палермо, определяет коррупцию как умышленные уголовно-наказуемые деяния, включающие следующее:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

– обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

– вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей1 .

Читайте также:
Отсрочка от армии - как можно получить ее законно читать онлайн

Подобные определения коррупции дают и А.И. Долгова [14], Н.Ф. Кузнецова [15]. Коррупцию также можно определить как общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое умышленное деяние должностного лица или лица, заинтересованного в осуществлении определенных действий (бездействия) должностным лицом, совершаемое исходя из корыстных мотивов, направленное на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для третьих лиц [12].

Американские исследователи М. Джонстон и Дж. С. Наем рассматривают коррупцию как проблему в виде “. поведения, отклоняющегося от того, которое предписано должностному лицу имеющимися правилами, и обусловленного желанием получить материальные или статусные преимущества для себя, своей семьи или связанной с собой узкой группы лиц, а также нарушающего ограничения на вмешательство по личным мотивам в отправление должностных функций” [9]. “Коррупция – злоупотребление публичной властью ради частной выгоды”, – такое краткое и точное определение коррупции дает Ю. Сентура.

В 2016 году большой шум наделал отчет некоммерческой организации GlobalWitness, сотрудники которой сняли на скрытую камеру переговоры с представителями 13 крупнейших юридических компаний Нью-Йорка. На видео, записанном на скрытую камеру, сотрудники представились советниками министра из африканской страны, желающими потратить незаконно нажитые миллионы так, чтобы американские власти не обнаружили источники средств. Результат оказался ошеломляющим, 12 из 13 лучших юридических фирм США тут же предложили рабочие схемы и лишь один юрист отказался обсуждать

1 Конвенция ООН против коррупции. 31.10.2003 Номер: 58/4 Глава III (ст. 15).

отмывание преступных средств из моральных соображений.Но самым удивительным было то, что юридические компании рекомендовали использовать не преступные схемы, а методы (трастовые фонды, подставные фирмы, банковские счета, и даже себя в качестве доверительного собственника офшорного траста), которые ни на гран не нарушали американское законодательство, но при этом позволяли легально сделать то, что в любой другой стране называлось бы преступлением. При этом на бытовом уровне американцы действительно стараются избегать коррупции, поскольку понимают, что система не на их стороне, люди же обладающие большими деньгами, напротив, имеют спектр возможностей и не опасаются серых схем, поскольку осознают, что при наличии средств защиту в США всегда можно обеспечить. В то же время это не значит, что в случае предложения взятки на дороге патрульный в США ее никогда не возьмет. При желании он попросту сделает это иным способом, направив «нарушителя» на определённую станцию СТО, где ему продемонстрируют видимость ремонта, а водитель, в свою очередь, изобразит видимость оплаты сервисных услуг.В остальном же для сокрытия факта коррупции у Вашингтона есть масса пропагандистских мер. В частности, ежегодный Отчет восприятия коррупции, выпускаемый TransparencyIntemational и тиражируемый как основной топ-лист. В нем США неизменно занимают места наиболее «чистых» от коррупции стран мира, что закономерно, если учесть, что одним из главных спонсоров «независимого» НКО выступает ФРС США, не раз замешанная в крупнейших коррупционных скандалах2.

К сказанному можно добавить слова ученого – адвоката А.И. Кирпичникова: “Уровень коррупции – своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества” [11]. JosephSenturia определял коррупцию как злоупотребление публичной властью ради частной выгоды [1].

Иными словами, коррупция означает взяточничество, непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или “своими людьми”), присвоение публичных средств для частного использования [2].

Российский Совет по внешней и оборонной политике и Региональный общественный фонд “Индем”3 подготовили доклад, в котором сказано, что коррупция подразумевает ситуацию, когда должностные лица принимают противоправные решения, морально неприемлемые для обще-

3 Индем – информатика для демократии.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

ственного мнения, когда выгоду извлекает некоторая вторая сторона, а должностные лица получают противозаконное вознаграждение от этой стороны, и обе стараются скрыть свои действия .

При этом действующее уголовное законодательство РФ признает криминальным проявлением коррупции злоупотребление служебным положением, властью (ст.285 УК РФ), присвоение имущества (хищение, растрата или злоупотребление должностным лицом своим служебным положением) (ст. 160 УК РФ), получение (ст.290 УК РФ) и дача взятки (ст.291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ). Если представлять коррупцию как действия или бездействия определенных лиц при перераспределении ресурсов, то выявляется следующее: в этом процессе обязательно участвуют представитель общества, представитель власти и некоторый имеющийся у власти ресурс, которым распоряжается этот представитель власти по своему усмотрению (рис. 1).

Нельзя забывать, какую угрозу для существования государства и общества создает коррупция. Это широкое распространение криминального лоббизма, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, необоснованная передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, оформление несуществующих предприятий, незаконные внешнеэкономические операции, участие в коммерческих организациях государственных служащих, вмешательство в деятельность правоохранительных органов [10].

Нужно заметить, коррупциогенность законодательства вызывает особую тревогу. Не соблюдается процедура принятия законов, что ведет к законодательным решениям, поддерживающим корыстные интересы, для пресечения чего необходимо принятие законов о лоббизме и о процедуре принятия законов. Созданные коммерческими и криминальными структурами технически оснащенные специальные службы безопасности противостоят пресечению коррупции в правоохранительных органах [17].

Таким образом, разлагающее влияние коррупции на все сферы жизни общества (экономику, социальную сферу, политику) приводит к негативным последствиям, препятствуя прогрессивному, поступательному развитию общества и представляя серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны. Коррупция в экономической сфере создает целый ряд негативных явлений и процессов, нарушая механизм рыночной конкуренции, так как выгоду получает не тот, кто конкурентоспособен, а кто смог получить преимущества за взятки [5]:

Читайте также:
Образование, определение в педагогике, функции, содержание, роль образования в жизни человека, уровни, формы, степени и структура общего образования, основные задачи

– Создаются монополистические тенденции в экономике, снижается эффективность ее функ-

ционирования и дискредитируется идея свободной конкуренции.

– Происходит неэффективное распределение средств государственного бюджета (госзаказы, кредиты), препятствуя реализации правительственных программ.

– Несправедливое распределение доходов обогащает субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

– Происходит повышение цен на товары услуги по причине коррупционных “накладных расходов”.

– Создаются благоприятные условия для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Снижаются налоговые поступления в государственный бюджет, происходит отток капитала за рубеж.

– При длительной коррупции государство перестает выполнять свои базовые обязанности: обеспечение безопасности населения, развитие занятости граждан, при возникновении эпидемий аппарат власти не вводит чрезвычайное положение, а придумывает неправовые понятия («самоизоляция», «нерабочие дни» и т.д.) в целях избежания исполнения финансовых обязательств перед обществом.

Недоверие бизнеса к правоохранительным оргнам и судебной системе достигло рекордных значений. Об этом свидетельствуют данные исследования ФСО, которое прилагается к ежегодному докладу, подготовленному уполномоченным при призеденте по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. Всего были опрошены 279 экспертов и 189 предприниателей в 36 регионах. Три четверти респондентов – 74, 3% считают, что ведение бизнеса в России небезопасно. В 2017 году такой точки зрения придерживались 57,1 % Заметно увеличилась доля респондентов не считающих правосудие в России независимым и объективным: с 50% в 2017 г. до 73,8 % в 20201 г.

Далее, социальная сфера также страдает от отрицательного влияния коррупции:

– Заметное различие между объявленными и реальными ценностями создает двойной стандарт морали и поведения. В результате мерой всего в обществе становятся деньги, человек оценивается с этой точки зрения. Растет безразличие к нормам морали, права, общественного мнения и др.

– Несправедливое перераспределение жизненных благ ведет к резкому возрастанию имущественного неравенства среди населения, к обни-

Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

1. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.

2. Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.

3. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

4. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных “накладных расходов” в результате чего страдает потребитель.

5. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества “двойной стандарт” морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.

2. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.

3. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

1. Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.

2. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в “пятую колонну” и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

3. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

4. Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства – диктатуре.

Коррупция – негативное явление современного общества

Коррупция – негативное явление современного общества

На сегодняшний день слово коррупция широко распространено и рассматривается, как глобальная проблема нашего государства.

«Коррупция» (лат. Corruptio) означает подкуп; продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и иных должностных лиц. Определение «corrumpire» в Римском праве понималось самым общим образом, как разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального процесса управления делами общества.

Коррупция является негативным явлением современного общества, требующим постоянного тщательного изучения, системного подхода, комплексного и оперативного противодействия. Уровень и масштабы существующей в стране коррупции сдерживают экономическое развитие, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают имидж страны, международную заинтересованность в сотрудничестве с Республикой Казахстан. В этой связи борьба с коррупцией является основным приоритетом государственной политики Казахстана. Коррупция является не только проблемой нашего государства, но и проблемой всего Мира. Сейчас все страны, включая самые передовые, пересматривают свои модели борьбы с коррупцией с учетом новых вызовов, принимают новые законы и нормы об ужесточении ответственности за коррупцию.

Читайте также:
Становление личности - что это и как происходит читать онлайн

Для Казахстана преодоление коррупции является одним из главных направлений государственной политики, приоритетность которого четко была обозначена Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

Коррупция – незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ.

Основными нормативно-правовыми актами антикоррупционного законодательства в Республике Казахстан являются: Закон РК от 18.11.2015 года «О противодействии коррупции», Закон РК от 23.11.2015 года «О государственной службе в Республике Казахстан», Указ Президента РК от 23.12.2015 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан», Уголовный кодекс РК от 03.07.2014 года. Эти нормативно-правовые акты являются действенным средством борьбы с коррупцией и определяют статус, права и обязанности государственных служащих, требования к их морально-нравственному облику и деловым качествам.

Всеми государственными органами принимаются ведомственные Программы и планы по борьбе с коррупцией, в которых заложены различные антикоррупционные мероприятия.

Противодействие коррупции осуществляется на основе следующих принципов: законности; приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; гласности и прозрачности; взаимодействия государства и гражданского общества; системного и комплексного использования мер противодействия коррупции; приоритетного применения мер предупреждения коррупции; поощрения лиц,

оказывающих содействие в противодействии коррупции; неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений.

Целью противодействия коррупции является устранение коррупции в обществе. Достижение цели противодействия коррупции реализуется посредством решения следующих задач: 1) формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции; 2) выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий; 3) укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции; 4) развития международного сотрудничества по противодействию коррупции; 5) выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.

Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, департаментом государственных доходов.

Не стоит забывать, что введен пожизненный запрет на занятие любых должностей в государственных органах и организациях для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционного правонарушения. Все должны помнить, что совершившие какое-либо противоправное действие полностью лишаются всех привилегий.

Коррупция может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социальных негативных явлений, представляющих угрозу национальной безопасности, ее пагубное воздействие ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства и традиций. Полностью искоренить коррупцию не удалось ни одному государству, но снижение порога коррупционности общества, возможно.

На протяжении последних лет противодействию коррупции в Казахстане уделяется большое внимание на наивысшем уровне государственного управления.

Борьба с коррупцией является предметом постоянного рассмотрения Совета Безопасности при Президенте Республики Казахстан с освещением рассматриваемых вопросов в средствах массовой информации. Вопросы борьбы с коррупцией в судебной системе также являются одним из приоритетных направлений деятельности Верховного Суда РК.

В рамках Антикоррупционной стратегии Верховный суд РК разработал Комплексный план по противодействию коррупции в судебной системе РК на 2018 – 2020 годы. Данный план предусматривает мероприятия по противодействию коррупции, направленные на закрепление основ предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Повышение эффективности профилактики коррупции в судах связывается с широким внедрением электронного правосудия. В целях повышения прозрачности работы судебной системы, упрощения доступа и обеспечения оперативности услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам, а также снижения прямого контакта с населением в электронном судопроизводстве на официальном сайте www.sud.kz. Верховного Суда Республики Казахстан образован электронный информационный сервис «Судебный кабинет» – единое окно для доступа к электронным сервисам судебных органов Республики Казахстан. На указанном сервисе доступна услуга обращения в суды нашей страны путем подачи в суд электронных документов (исковые заявления, ходатайства).

Еще одним важным шагом стало внедрение автоматизированного распределения дел с использованием новых информационных технологий, что позволило автоматически равномерно распределять дела и материалы среди судей в соответствии с текущей нагрузкой и утвержденной специализацией. Автоматизированное распределение дел полностью исключает избирательный подход к этому вопросу и вмешательство в процедуру распределения дел.

Кроме того, полностью завершены работы по оснащению судов новыми системами аудио-, видео фиксации хода судебного заседания, все залы судебных

заседаний по Республике оснащены 100% системами аудио-, видео фиксации. Стороны процесса, их представители могут ознакомиться с записью судебного заседания, а также получить ее копию.

В судах на постоянной основе проводятся различные общественные мероприятия, направленные на повышение имиджа судебной системы и противодействие коррупции, которые играют немаловажную роль в укреплении доверия общества к судебной власти. В настоящее время во всех судах в публично-доступных частях зданий оформлены специальные стенды. На которых размещены плакаты на антикоррупционную тематику, «Правила пребывания граждан в суде», телефон доверия. Так же осуществляется контроль за соблюдением требований пропускного и внутриобъектного режима в зданиях судов.

Борьба с коррупцией – наш общий долг. Только объединив усилия, мы, казахстанцы, можем победить социальное зло – коррупцию.

Читайте также:
Урбанизация - определение, главные общие черты глобального процесса

Главный специалист Темиртауского городского суда Кутыменова Г.М.

Типы семей: их особенности и характеристики

Елена Беляева
Типы семей: их особенности и характеристики

Типы семей: их особенности и характеристики

Семья – это маленькое государство и то, каким образом оно будет управляться зависит от набора основных черт.

Что под собой подразумевает определенный тип семьи? Это характеристика социальной ячейки по какому-либо признаку (состав, уклад, способ ведения родословной). Причем коллективы сходные по одному критерию, по другому могут оказаться семьями разного типа.

Существует множество типологий семьи. Рассмотрим их.

I. По количеству брачных партнёров выделяются такие виды семей:

– моногамные (брак, заключён между одним мужчиной и одной женщиной);

– полигамные (в данной семье насчитывается несколько супружеских партнеров,при этом вариантов таких союзов может быть несколько: при полиандрии одна жена имеет несколько мужей (встречается в Тибете и Индии, а при полигинии мужчина строит отношения более, чем с одной женщиной (широко распространено в мусульманских странах);

– групповой брак, где несколько мужчин и более двух женщин. Встречается крайне редко, так как не свойственно человеческой природе.

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Чаще встречается полигиния.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

II. По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи.

– Бездетная: семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.

– Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

– Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

– семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

– семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;

– семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

– семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ.

III. Если в социалистическом обществе по критерию профессиональной деятельности существовало три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в современных реалиях произошло резкое экономическое расслоение общества. Появились элитные семьи, семьи среднего достатка, бедные семьи.

IV. Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные).

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью. Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж. Патрилинейность– исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х и вплоть до 80-х годов, доминирующей стала детоцентристская семья.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано со снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов).

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Читайте также:
Общественное мнение - что это такое, как формируется и на что влияет

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья. В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

V. Критерием классификации служит то, с кем и где супруги проживают на одной площади. Это может зависеть от материальных возможностей и взглядов на устройство рода. В зависимости от места проживания супругов, различают следующие виды семей:

– Матрилокальная, где молодожены проживают на территории семьи жены.

– Патрилокальная, где супруги живут у родителей мужа.

– Неолокальная. Молодая семья имеет возможность проживать отдельно от родительских семей

VI. По качеству отношений специалисты выделяют такие типы семей:

Благополучная. В такой семье удовлетворяются все базовые, основные и экзистенциальные потребности всех ее членов. Заключая брак, супруги рассчитывают создать именно такую семью. Устойчивая или нормальная. Здоровая и среднестатистическая пара.

Проблемная. Для такой семьи характерны повторяющиеся негативные моменты, которые могут привести к распаду.

Конфликтная. Внутри семьи повсеместно происходят конфликты интересов, которые порождают ссоры, напряжение, дискомфорт и отрицательные эмоции.

Неблагополучная. Семья с низким социальным статусом, в которой обесцениваются основные функции и наблюдаются явные дефекты в воспитании детей.

VII. Типология семьи по семейному стажу:

– Молодая семья.Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная.

– Семья среднего супружеского возраста. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила.

– Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию.

VIII.Типология семьи по составу:

1. Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья», в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

2. Материнская семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

3. Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей:

женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

мужчина с детьми женится на женщине без детей;

оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

XI.Под семьей альтернативного типа следует принимать:

– Однополые браки. Супруги принадлежат к одной гендерной группе.

– Гостевой брак. Подразумевает раздельное проживание и отсутствие совместного быта.

– Открытый брак. Супруги признают право на независимость друг друга, что также касается и половой жизни.

– Пробный брак. Совместное проживания без официальной регистрации.

– Конкубинат. Союз разнополых людей, где мужчина открыто обеспечивает незамужнюю женщину и общего с ней ребенка. При этом он обычно состоит в браке с другой женщиной, ведет с ней общее хозяйство и воспитывает детей.

Фотоотчет «Парад курских семей» 8 июля- День семьи, любви и верности! В нашей стране этот праздник отмечается с 2008 года. Вчера, 7 июля, в нашеи городе впервые отметили.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Фотоотчёт II этапа фестиваля семей «Мы вместе» II этап Фестиваля семей “Мы вместе” Второй этап семей «Мы вместе» проводится в целях: – привлечения к регулярным занятиям физическими.

Фотоотчёт о первом этапе фестиваля среди семей «Мы вместе» Фотоотчёт о спортивном фестивале среди семей “Мы вместе” 13 февраля 2018г. в спортивном зале МБДОУ ДС “Радуга” прошел муниципальный этап.

Круглый стол «Палитра идей для наших семей!» Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста «Палитра идей для наших семей!» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ.

Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого – педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО. Педагогическая характеристика ребёнка является одним из документов,.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: