Понимающий ударение – на какой слог правильно ставить читать онлайн

Как ставить ударение в английских словах и предложениях

Нет времени? Сохрани в

Что такое ударение, знают все, даже если не могут четко сформулировать определение этого слова. Насколько важно правильно ставить ударение в английском языке? Может ли неправильное ударение изменить смысл слова? Должны ли все слова в предложении иметь ударение? Давайте разберемся по порядку.

We have too many high-sounding words, and too few actions that correspond with them.
— Abigail Adams

Ударные слоги

Правильная постановка ударения в английском важна прежде всего потому, что многочисленные правила чтения зависят от ударности и безударности слога. Например, если под ударением стоит открытый слог, то гласная в нем читается так, как называется в алфавите: cucumber [‘kju:kʌmbə] — ударение падает на первый слог.

Если предположить, что это слово должно иметь ударение на втором слоге, то оно читалось бы как [kʌ’kju:mbə ], а если на третьем — то [kʌkʌm’bə: ]. Иными словами, неправильно поставленное ударение изменяет звучание слова, а значит, затрудняет понимание. Кстати, нужно помнить о том, что в английской транскрипции знак ударения ставится перед ударным слогом, а не над ним, как в русском. Еще один важный момент: в беглой речи иногда ударение помогает различить похожие слова. Например:

  • PHOtograph,
  • phoTOgrapher,
  • photoGRAPHic.

Эти три слова имеют разные ударные слоги, что позволяет не спутать их при восприятии речи в быстром темпе.

В чем разница между say, tell, speak и talk?

Топ-5 простейших правил

1. Если в существительном или прилагательном 2 слога, то ударение обычно падает на первый слог: «HAPpy», «SOfa», «SISter», «PAper», «SILly», «CLEver».

2. Если в глаголе 2 слога, то ударение часто падает на второй слог: «beGIN», «atTEND», «exPLAIN», «supPORT». Для некоторых слов ударение — единственный способ различить существительное и глагол:

  • a PREsent — to preSENT;
  • an INcrease — to inCREASE;
  • an OBject — to obJECT.

Рекомендуем посмотреть видео на эту тему, чтобы разобраться в деталях.

3. В словах с различными «умными» суффиксами ударение ставится сразу перед суффиксом:

  • -able: enJOYable, dePendable;
  • -ary: LIBRary, DIary;
  • -graphy: geOgraphy, calLIgraphy;
  • -logy: psyCHOlogy, termiNOlogy;
  • -ion: classifiCAtion, inforMAtion.

4. У сложных существительных ударным бывает обычно первый слог, у глаголов и прилагательных — второй:

  • BLACKboard, STRAWberry, MERmaid
  • overCOME, underSTAND, self-CONfident

5. Длинные слова могут иметь два ударения: основное и второстепенное. Как правило, основное, более сильное и четкое, падает на третий слог, а второстепенное — на первый (второстепенное ударение мы обозначим в примерах жирным шрифтом, а в транскрипции значок такого ударения обычно ставится внизу перед слогом):

underSTAND [,ʌndə’stænd ], autoMAtically, unbeLIEvable.

In a language as idiomatically stressed as English, opportunities for misreadings are bound to arise. By a mere backward movement of stress, a verb can become a noun, an act a thing. To refuse, to insist on saying no to what you believe is wrong, becomes at a stroke refuse, an insurmountable pile of garbage.
— Ian McEwan

Английский для аналитиков и финансистов

Фразовое ударение

В английском предложении ударным бывает не каждое слово. Например, служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли), местоимения, вспомогательные глаголы часто остаются безударными:

  • What are you doing? — I am reading.
  • She lives in the village.

Так, в данных примерах ударными будут только выделенные слова.

Фразовое ударение помогает построить своеобразный ритм английской речи, потому что, как правило, ударные слоги произносятся с одинаковым интервалом. Из-за этого безударные слоги должны сокращаться, проговариваться бегло. В общем-то, это одна из причин, по которой иногда так трудно понять разговорную речь. Небольшой видео-урок поможет вам разобраться с этим вопросом.

Oh, God, I don’t know what’s more difficult, life or the English language.
— Jonathan Ames

Кроме того, важно понимать, какое из ударных слов является самым главным в предложении, то есть несет основное логическое ударение.

  • He visits his parents once a week. (not she)
  • He visits his parents once a week. (he does not call them, etc)
  • He visits his parents once a week. (his parents, not his wife’s parents)
  • He visits his parents once a week. (parents, not aunt and uncle, etc)
  • He visits his parents once a week. (once, not twice)
  • He visits his parents once a week. (once a week, not once a month)
Читайте также:
Переходные и непереходные глаголы - в русском языке, правило, примеры

Итак, правильная постановка ударения очень важна, тогда как ударение на каждом слове — четкий признак иностранного акцента. Если вы хотите от него избавиться, научитесь имитировать речь носителей языка, обращая внимание на ритм, темп и фразовое ударение. Всего лишь 5 минут в день значительно изменят ваше произношение в лучшую сторону. Занимаясь английским по Skype, вы сможете выполнить эту задачу (и много других) с легкостью.

Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов!

Привет Пикабу! Я зарегистрировался на этом сайте 10 минут назад и сразу захотелось поделиться чем-то полезным, чего иногда не хватает под рукой. Поэтому держите: правильное ударение в 500 словах:)

Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.

бухгАлтеров, род.п. мн.н

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

Искра знания и искрА зажигания

Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

мЕстностей род.п. мн.ч

стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.

твОрОг (двойное ударение)

фенОмен (необычное явление)

феномЕн (выдающийся человек)

электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)

языкОвая колбаса, языковАя система

Большинство материала взято с этого источника

Всем спасибо за внимание!

Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.

@sarth, не спи, ты – почти нео!))))

Вас теперь двое.

Грамотности пост#6 Жареная или жаренная?

Мускулатура, подмышки и мыши: этимология

Периодически у почтенной публики возникают вопросы, касающиеся такой интимной части тела, как подмышка.

Во-первых, слитно или раздельно она пишется?

Во-вторых, при чём тут вообще мыши?

Начнём от Адама, то есть с этимологии, и ответим сначала на второй вопрос.

Слово “мышка” (под которой подмышка) действительно происходит от слова “мышь”. А ещё от слова мышь происходит слово “мышца” (в древнерусском произносилось как “мышица”, а писалось до падения редуцированных “мъшьца”).

Дело в том, что перекатывающиеся под кожей бугорки когда-то напомнили нашим предкам бегающих зверьков, и их назвали мышками. Соответственно, то, что находилось под мышкой, живущей в плече, назвали “подмышкой”.

Кстати, слово “мускулы” произошло точно так же. На латыни “мышь” – будет “mus”, а “мышонок”, с уменьшительным суффиксом – “musculus”. Но уже в Древней Греции слово “μῦς” означало и мышь, и мышцу.

Ну а теперь первый вопрос – как правильно написать? Это зависит от того, какой частью речи является это слово в каждом конкретном случае – существительным или наречием.

Существительное отвечает на вопрос “что?” и его производные, в этом случае пишем слитно:

чесать (что?) подмышку

гладкие (что?) подмышки

аромат исходит (от чего?) от подмышек

жмёт (в чём?) в подмышках

А наречие отвечает на вопросы “где?”, “куда?” и пишется раздельно:

Понимающий ударение – на какой слог правильно ставить читать онлайн

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (постановка ударения) проверяются в задании 4.

Читайте также:
Верящий как пишется - объяснение правила орфографии на примерах

От учащихся требуется выписать одно из четырёх слов, в котором неверно выделено ударение — ударная гласная обозначена большой буквой. В ответ вписывается слово без изменений, без выделений большими буквами. Обратите внимание на букву Ё: если слово с ошибкой содержало эту букву, её нужно писать и в ответе. Например, из четырёх слов:

первое имеет неверно выделенное ударение. Выписываем это слово в ответ без изменения, с буквой Ё. Обращаем внимание на то, что вопрос о возможном написании Е вместо Ё решается просто: перед каждым экзаменуемым на экзамене будет бланк, в котором указаны ВСЕ разрешённые буквы и знаки. На данный момент времени в образцах бланках буква Ё есть.

Для тренировки в отработке навыка постановки ударения РЕШУЕГЭ предлагает как слова из Орфоэпического минимума ФИПИ (2019 год), так и слова, не вошедшие или вышедшие из него.

В задания с повышенным уровнем сложности наряду со словами с явно ошибочным ударением включены слова, имеющие два варианта ударения.

Орфоэпический словник ФИПИ 2019

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность.Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка — мукА, трУсит — трусИт, погрУженный на платформу — погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).

Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Имена существительные

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге.

бОроду, вин.п., только в этой форме ед. ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род. п. мн. ч., неподвижное ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им. п. мн. ч., неподвижн. ударение

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

мЕстностей, род. п. мн. ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

Читайте также:
Как пишется решающий - разбор слова и правила орфографии

некролОг, см. каталОг

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед. ч. Отрочество, от Отрок — подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию)

сирОты, им. п. мн. ч., ударение во всех формах мн. ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им. п. мн. ч.

созЫв, см. призЫв

столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

Имена прилагательные

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях.

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав —прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Стихи для запоминания ударений в словах

Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи. Часто их рассказывают в детском саду и в начальных классах. Они могут быть полезны не только детям.

Весёлые фразы и стишки были придуманы ещё во времена СССР И. Агеевой, С. Белорусцем, П. Синявским и другими поэтами. Многие стишки в списке новые и составлены командой сайта accentonline.ru.

алфави́т
Заучив весь алфав и т,
Он имел усталый в и д.

апостро́ф
1. Зря он писал так много стр о ф,
Не там поставил апостр о ф.
2. Ох, сколько ж это катастр о ф —
Не там поставлен апостр о ф.

Читайте также:
Как пишется прекрасный - значение, разбор слова

афе́ра
1. Кто ни в чём не знает м е ры,
Тот способен на аф е ры.
2. Мы услышали от В е ры
Про какие-то аф е ры.

балова́ла
Мама сына балов а ла,
Вместо супа торт дав а ла.

бало́ванный
1. Он очень образ о ванный,
И вовсе небал о ванный.
2. Он был немного ск о ванный,
И капельку бал о ванный.

ба́нты
1. Девочки надели б а нты
И играют дружно в ф а нты.
2. Если есть в тебе тал а нты,
Завяжи на праздник б а́ нты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе банты́.
(И. Агеева)

бла́гами
1. А жизнь бежит зигз а гами
И одаряет бл а гами.
2. Вы не машите фл а гами,
Нас одарите бл а гами.

блоки́ровать
1. Реклама начала шок и ровать,
Пора её блок и ровать.
2. Как ни старались мы варь и ровать,
Пришло время блок и ровать.

бряца́ние
На мониторе — мерц а ние,
От гитары — бряц а ние.

букси́ровать
— Вагон дезинфиц и ровать?
— Давай его букс и ровать!

взята́
1. У неё была мечт а ,
Из книжки сказочной взят а .
2. Самолётом высот а
Хорошо была взят а .

включи́м
1. Время телевизору мы отдад и м
На диван приляжем и его включ и м.
2. Нам телефон необход и м,
Быстрее мы его включ и м.

водопрово́д
Он задел громоотв о д
И упал в водопров о д.

восприня́ть
1. Тогда я смог пон я ть —
Мне этого не восприн я ть.
2. Так больно было всё прин я ть
И эту правду восприн я ть.

вручи́т
Курьер доставку облегч и т
И надо дому товар вруч и т.

газопрово́д
1. Возле нас шумит зав о д,
А под ним газопров о д.
2. Ох, добавил мне хлоп о т,
Во саду газопров о д.

герба́
Двойка — была его судьб а ,
Ведь он не знал страны герб а .

гербы́
1. Щедрою волей моей судьб ы
Достались мне фамильные герб ы .
2. Есть у каждой стран ы
Символические герб ы .

граффи́ти
Нет, вы только посмотр и те!
На стене опять графф и ти.

грунтовы́е
Утекают чаев ы е,
Словно воды грунтов ы е.

диспансе́р
Все, кто болеют корью, наприм е р,
Помещены в больничный диспанс е р.

догово́р
Чтобы вдруг не вышел сп о р,
Заключите догов о р.

докуме́нт
Он — начальник
И в мом е нт
Нам подпишет докум е нт.

доне́льзя
Что ж некуда мне д е ться —
Упрям он был дон е льзя.

доска́
1. Этот сон просто тоск а —
Снилась школьная доск а .
2. Хочется тёплого песк а ,
А под ногами лишь доск а .

досу́г
1. У меня хороший др у г,
Проводим вместе мы дос у г.
2. Позову своих подр у г,
Вместе проведём дос у г.
3. Здесь на даче все вокр у г
Украшает мой дос у г.

дремо́та
Как работать неох о та!
Одолела нас дрем о та.

жалюзи́
1. Поскорее привез и
Для окошек жалюз и !
2. Ты нам шторы не воз и ,
Мы повесим жалюз и .

зави́дно
Есть при всех конфеты — ст ы дно!
Поделись, ведь нам зав и дно!

Читайте также:
Древнерусский как пишется - слитно или раздельно и почему?

занята́
1. Что мне вся эта сует а ?
Ведь я делами занят а .
2. Не жди меня, моя мечт а ,
Ведь я сегодня занят а .

заперта́
1. Есть у неё заветная мечт а ,
Но дверь к мечте той заперт а .
2. В доме нашем царит пустот а —
Дверь в наш дом давно заперт а .

звоня́т
Он звонит, они звон я т.
Очень встретиться хот я т.

зубча́тый
1. Не полетит наш самолёт крыл а тый,
Ведь потерялся механизм зубч а тый.
2. Шёл по лесу медведь мохн а тый
И винтик он нашёл зубч а тый.

ико́та
Икота, ик о та,
Уходи на Фед о та.
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.

и́ксы
1. Играли весело рем и ксы,
А мы все вычисляли и ксы.
2. По улице гуляли ф и ксы,
Мы в школе вычисляли и ксы.

инжене́р
Вот, у Коли, например,
Мама — милиционер.
А у Толи и у В е ры
Обе мамы — инжен е ры.

инструме́нт
Предъявите докум е нт —
Мы дадим вам. (инструм е нт).

и́скра
Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́ скра!
(С. Белорусец)

катало́г
1. Ударение в слове катал о г
Падает всегда на третий сл о г!
2. Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу см о г,
В ней бывает картотека,
Специальный катал о г.
3. Подарок выбрать мне пом о г
Один хороший катал о г.

кварта́л
1. Мы прошли нем а ло —
Целых два кварт а ла.
2. В бухгалтерии авр а л —
Завершается кварт а л.
3. День отчётности наст а л,
Время закрывать кварт а л.

кладова́я
— Что стоишь, завхоз, зев а я?
— Опустела кладов а я.

кла́ла
1. Ох, горький чай, не ожид а ла,
Ведь ложку сахару я кл а ла.
2. Бережно я книги протир а ла,
Потом в коробочку их кл а ла.

ко́гтя
В бочке есть и ложка д ё гтя:
Кошки нет без остренького к о́ гтя.

коры́сть
Всё мыши смогут перегр ы зть,
Коль будет с этого кор ы сть.

краси́вее
1. Чем человек счастл и вее,
Тем выглядит крас и вее.
2. Тот из нас счастл и вее,
В ком душа крас и вее.

креме́нь
1. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый д е нь.
Не расколется крем е нь.
2. Я купил себе рем е нь
Крепкий, будто бы крем е нь.

ле́ктор
Будет новый «л е ктор» —
Предупредил прор е ктор.

ло́ктя
1. Царапинка у л о ктя
От кошачьего к о гтя.
2. А собачка не без к о гтя —
Вот царапина у л о ктя!

ломо́та
Тяжела была раб о та —
В теле всём теперь лом о та.

ломо́ть
Жалко весь, но дайте х о ть
Хлеба вашего лом о ть.

мастерски́
Лишь потёр слегка виск и ,
Выпил виски мастерск и .

мозаи́чный
Подарок моза и чный,
Вполне себе прил и чный.

мусоропрово́д
На площадке — хоров о д,
Чистят — мусоропров о д.

нача́в
Я понял весь уст а в,
Только читать нач а в.

нача́вший
1. Он был уже уст а вший
И отступать нач а вший.
2. Хоть он и много повид а вший,
Но чувством проникаться был нач а вший.

Читайте также:
Правила по русскому языку - основные правила, определения и упражнения

нача́вшись
1. Мы разошлись не попрощ а вшись,
Окончился роман и не нач а вшись.
2. Ты ушёл, её и не дожд а вшись,
Встреча закончилась и не нач а вшись.

новорождённый
Я ужасно утомл ё нный,
Брат не спит новорожд ё нный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)

новосте́й
1. Я жду своих гост е й
И с ними новост е й.
2. Услышать я хочу вест е й,
Хороших добрых новост е й.

облегчи́ть
Непросто ударенья зауч и ть!
Стихи задачу могут облегч и ть!

опто́вый
1. Построили в городе н о вый
Красивый магазин опт о вый.
2. Возле улицы сад о вой
Магазин открыт опт о вый.

оркестро́вая
Была уже совсем не н о вая
В театре яма оркестр о вая.

осве́домить
Чтоб территорию иссл е довать,
Жильцов надо осв е домить.

парте́р
1. В доме — чудесный интерь е р,
Возле него цветной парт е р.
2. Премьера фильма про мод е рн,
Билеты взяли мы в парт е р.

плодоноси́ть
1. Хочу я у тебя спрос и ть:
Будет ли яблоня плодонос и ть?
2. Дерево можно исцел и ть,
Будет оно плодонос и ть.

пломбирова́ть
1. Кухня в воде, чего же жд а ть?
Надо трубу пломбиров а ть!
2. Зубик болит. Не горев а ть!
Пошли его пломбиров а ть!

позвони́шь
1. Ну, почему же ты молч и шь,
Ведь я спросила: позвон и шь?
2. Ему ты этим отомст и шь,
Если ему не позвон и шь.

премирова́ть
1. Директор должен напис а ть:
Кого, за что премиров а ть.
2. За труд не надо забыв а ть
Работников премиров а ть.

прину́дить
1. Свет солнечный её разб у дит,
Гулять на улице прин у дит.
2. Холодный ветерок ост у дит,
Одеться потеплей прин у дит.

при́няли
Всё они предпр и няли,
Решение уже пр и няли.

развите́е
1. Учись-ка ты быстр е е,
И будешь развит е е.
2. Считай, читай скор е е,
И будешь развит е е.

реме́нь
Я купил себе рем е нь
Крепкий, будто бы крем е нь.

свёкла
1. Мы у тёти Ф ё клы
Ели борщ из св ё клы!
2. Свёкла плакать начала,
До корней нам о кла:
— Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, св ё кла.
(П. Синявский)

сверли́т
1. У соседей голова бол и т —
Он стену целый день сверл и т.
2. Он на лавочке сид и т,
Взглядом все её сверл и т.

сли́вовый
1. Несу в корзине и вовой
Пирог с начинкой сл и вовой.
2. Сок я сл и вовый купил,
Дома банку я открыл.
Оказался сок томатный,
Ничего мне не понятно.

сори́т
Тот природу не хран и т,
Кто на улице сор и т.

столя́р
Красит здания мал я р,
Мебель делает стол я р.

танцо́вщица
Не пришла к ней ещё бесс о нница,
Не устала ещё танц о вщица.

тво́ро́г
Бабка испекла пир о г
Да забыла про твор о г.

то́рты
1. В музее — натюрм о рты:
На них — цветы и т о рты.
2. Не налезли ш о рты —
Часто ели т о рты.
3. Сперва —
Их на кусочки режьте.
А следом —
Открывайте рты —
И с наслажденьем
Т о́ рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец)

Читайте также:
Морфологические признаки существительного - общая характеристика

трансфе́р
1. Запотел секундом е р —
Столь тяжёлым был трансф е р.
2. Грустил дядя офиц е р,
Не прибыл его трансф е р.

ту́фля
Слово «т у фля» я прочту
С ударением на «т у ».

убыстри́ть
Рисуй, умеешь ты твор и ть!
Известность надо убыстр и ть.

углуби́ть
1. Чтобы было легче ж и ть,
Знания нам нужно углуб и ть.
2. Корабли не смогут пл ы ть —
Канал здесь нужно углуб и ть.

украи́нский
Харчо — суп груз и нский,
А борщ — укра и нский.

уме́рший
1. Он был какой-то потускн е вший,
Как лебедь в опере ум е рший.
2. И сад был полностью сгор е вший,
Наверное, он был уже ум е рший.

фено́мен
1. Вынесли приговор: он невин о вен.
Столь странный это был фен о мен.
2. Зверь этот был просто огр о мен,
Такой загадочный фен о мен.

фети́ш
1. Нет, ему не угод и шь.
Думает, что он — фет и ш.
2. А куда ты так спеш и шь?
Ведь работа не фет и ш.

хво́я
1. Елкё не было пок о я —
Нравилась котёнку хв о я.
2. После солнечного зн о я
Свежестью одарит хв о я.

цеме́нт
Для строителей в мом е нт
Машина привезёт цем е нт.

ша́рфы
А у нашей М а рфы —
Все в полоску ш а рфы.

шасси́
Для приземления прос и
Пилота выпустить шасс и .

щаве́ль
1. Прилетел мохнатый шм е ль
И уселся на щав е ль.
2. Срубили е ль,
Сорвали щав е ль.

щавеля́
На обед с тобой не зр я
Варим щи из щавел я .

Стишки сразу для нескольких слов:

Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла́
И вопрос свой задала́.
(А. Пушкин)

Баба Фёкла копала свёклу,
а Коко Шанель любила щаве́ль.

Речь актера. правила выделения логических ударений

Перечислим правила расстановки логических пауз и ударений.

1.Подлежащее и сказуемое.

В простом нераспространенном предложении на одно из них и падает логическое ударение. Обычно ударение принимает на себя слово, занимающее второе порядковое место.

Например:
«Поля опустели; обнажились леса».

2.Правило о новом понятии:

А) если подлежащим и сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.

Б) если данное понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется

Например:
«Вот дом,
который построил Джек,
а это пшеница,
которая в темном чулане хранится
в доме,
который построил Джек».

Мы видим, что новые понятия: «дом», «Джек», «пшеница», «чулан» – выделяются. При повторении слов «дом», «Джек» ударение с них снимается.

В) сказуемые, смысл которых в тексте заключается в смысле подлежащего, не выделяются в тексте.

Например:
«Сверкнула молния», «прогремел гром».

Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.

Например:
«У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем» – этот год противопоставлен будущему;
«В наших жилах кровь, а не водица» – «кровь» противопоставлена «водице»;
«Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

Если в фразе есть скрытое противопоставление, то член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, обязательно будет под ударением.

Например:
«Это были настоящие цветы» (подразумевается, что они не бумажные).

Читайте также:
Как пишется стеклянный - объяснение правила

4.При сочетании нескольких однородных членов в предложении все они должны быть выделены.

Например:
А) «У человека с бородою было умное, молодое, свежее лицо»;

Б) «Тут ели, спали, любили, дрались, заводили нескончаемый торг, ждали светлого будущего, болели и умирали».

В этом предложении восемь однородных членов, причем такие группы слов, как «заводили нескончаемый торг», «ждали светлого будущего» являются распространенными однородными членами, так как в них выражаются понятия, относящиеся к тому, что делали тут эти люди.

5.Если определение выражено существительным в родительном падеже, то оно принимает на себя ударение.

Например:
«смысл фразы», «сила звука», «идея произведения».

6.В сравнении наиболее ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается.

Например:
«Лицо старухи было сморщено, как высохшее яблоко»,- сморщенное лицо сравнивается с высохшим яблоком, следовательно, ударными будут слова «высохшее яблоко».
7. Местоимение никогда не может быть ударным словом.
Например:
А) «я никогда этого не забуду»;
Б) « я тебе ничего не скажу».

В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.

Например:
«Ты взял яблоко?». Если мы хотим узнать, кто взял яблоко, мы выделяем слово «ты».

Если имеются противопоставления, то и местоимение будет ударным.

Например:
«Если ты не пойдешь в гости, то и меня там не будет».

Одно из ударных слов является основным ударным словом всей фразы, остальные ударные слова выделяются в меньшей степени.

Одни слова в речевом потоке выделяются наиболее сильно, другие – слабее, третьи – слабее, четвертые могут совсем не выделяться.

Например:
«Собираясь уходить / и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если завтра приду за вами, / поедете на вокзал, / прочитать лекцию ///».

В первом такте мы выделим слово «уходить», во-первых, потому что оно стоит в конце такта, во-вторых, потому, что оно вбирает в себя смысл всего высказываемого в такте – «уходя».

Во втором такте незначительно выделяется слово «руку» – потому что оно стоит в конце такта и, кроме того, слова «пожимая руку» означают «прощание».

Подчеркнем в нашем примере наиболее выделяемое слово: самое ударное тремя чертами, менее выделяемое – двумя, еще менее выделяемое – одной чертой.

«Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если я завтра приду за вами, /поедете на вокзал / прочитать лекцию».//

Итак, получился целый комплекс ударений – сильных, средних и слабых.

«Так же как в живописи существуют тона, полутона, светотень, так точно в искусстве речи существуют целые гаммы разных степеней ударений, которые надо скоординировать так, чтобы малые ударения не ослабляли, а, напротив, сильнее выделяли слово, чтобы они не конкурировали с ним, а делали одно общее дело по строению и передаче трудной фразы».
(Слова К.С. Станиславского, цитируемые по книге М. Кнебель «Слово в творчестве актера»).

То же самое мы наблюдаем при ударении звука в слове.

Например:
В слове «кабинет» третий слог «нет» – ударный, второй «би» – предударный, первый «ка» – слабый.

Можно сказать, что степень ударения в слове различна: наибольшая на ударном слоге, средняя – на предударном, меньшая – на слабом.

Иногда ударение настолько незначительно, что гласный звук вообще выпадает, не произносится (в слове «папоротник» звук [о] в третьем слоге выпадает).

Чтобы узнать, какие слова являются главными в речевом такте, можно также попытаться отбросить слова, без которых можно обойтись, и оставить как бы скелет фраз.

Этот прием называется «скелетирование» текста.

К.С. Станиславский рекомендовал после того, как текст разбит на речевые такты, определить в предложении главное слово и выделить его при произношении.
Ударное слово является основным центром мысли.

Читайте также:
Как пишется прекрасный - значение, разбор слова

Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения фразы на речевые такты – смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.

В зависимости от нее в каждой фразе определяются логические центры, т.е. слова, которые раскрывают эту тему.

«Ударные слова – это только придорожные вехи, по которым находит себе верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль. Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь «главного» слова в фразе» (Н.Горчаков «Режиссерские уроки К.С. Станиславского»).

Поэтому никогда не следует начинать работу над текстом с отыскания подлежащих или сказуемых, требующих ударений согласно правилам грамматики.
Возьмем простую фразу «Дай мне яблоко». По правилам грамматики логическое ударение должно быть на сове «яблоко», однако могут быть разные обстоятельства, меняющие смысл фразы, и тогда центр будет меняться, например: «дай мне яблоко», «дай мне яблоко».
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному “заряду” и транслировать необходимую эмоцию, как “орудие” которым ведется конфликт к победе”.

Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только “заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? – персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую информацию или отрицает, то есть помогает “прочитать” внутренний диалог героя.

Ударение в слове «ПОНЯВШИЙ»

Ударение в сло­ве «поняв­ший» пра­виль­но ста­вит­ся на глас­ный звук, обо­зна­чен­ный бук­вой «я», — «понЯвший»

В быто­вой речи суще­ству­ет два вари­ан­та поста­нов­ки уда­ре­ния в слове:

Какое уда­ре­ние вер­но с точ­ки зре­ния акцен­то­ло­ги­че­ской нор­мы совре­мен­но­го рус­ско­го языка?

Чтобы опре­де­лить, куда сле­ду­ет ста­вить уда­ре­ние в этом сло­ве, сна­ча­ла раз­де­лим его на сло­ги. Гласные зву­ки в соче­та­нии с соглас­ны­ми обра­зу­ют три фоне­ти­че­ских слога:

Это сло­во явля­ет­ся дей­стви­тель­ным при­ча­сти­ем про­шед­ше­го вре­ме­ни, кото­рое обра­зо­ва­но от гла­го­ла «поня́ть»:

поня-ть — поня-вш-ий (корень/суффикс/окончание).

Постановка уда­ре­ния в этом при­ча­стии свя­за­на с про­из­но­ше­ни­ем про­из­во­дя­ще­го сло­ва «понять», кото­рое тоже часто достав­ля­ет затруд­не­ние. Сначала выяс­ним, как пра­виль­но гово­рить, «пОнять» или «понЯть»?

Правильное произношение форм слова «понять»

Глагол «понять» име­ет зна­че­ние «осмыс­лить», «сооб­ра­жать», «пости­гать», «раз­би­рать­ся». Это сло­во пра­виль­но про­из­но­сит­ся с удар­ным глас­ным, обо­зна­чен­ным бук­вой «я».

Она вни­ма­тель­но посмот­ре­ла на него, как бы пыта­ясь поня́ть при­чи­ну его сму­ще­ния (Лев Толстой. Анна Каренина).

Произношение гла­го­ла «п о нять» с удар­ным глас­ным [о] в пер­вом сло­ге явля­ет­ся про­сто­реч­ным, не соот­вет­ству­ю­щим акцен­то­ло­ги­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

Отметим, что в фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни это­го гла­го­ла уда­ре­ние ухо­дит на пер­вый слог, то есть на глас­ную «о», кро­ме фор­мы жен­ско­го рода с удар­ным окон­ча­ни­ем. Понаблюдаем за поста­нов­кой уда­ре­ния в ука­зан­ных формах:

  • отец по́нял;
  • мать поня­ла́;
  • дитя по́няло;
  • дру­зья по́няли.

Аналогично раз­но­мест­ным явля­ет­ся уда­ре­ние в фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни сле­ду­ю­щих глаголов:

  • нача́ть — на́чал, нача­ла́;
  • приня́ть — при́нял, приняла́;
  • воссозда́ть — воссо́здал, вос­со­зда­ла́;
  • восприня́ть — воспри́нял, восприняла́.

Произношение слов «пон я л», «п о няла», пон я ло», «пон я ли» явля­ет­ся про­сто­реч­ным, то есть нахо­дя­щим­ся за гра­ни­цей орфо­эпи­че­ской нор­мы совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

На какой слог ударение в слове «понявший»?

Слово «поня́вший» сохра­ня­ет уда­ре­ние на одном и том же глас­ном зву­ке, как и исход­ный глагол:

При про­из­но­ше­нии в рас­смат­ри­ва­е­мом сло­ве удар­ным явля­ет­ся вто­рой слог:

Выведенный из тер­пе­ния и тут толь­ко поня́вший, в чём дело, мулат в поры­ве гне­ва поз­во­лил по отно­ше­нию к сво­е­му гос­по­ди­ну неко­то­рую рез­кость в выра­же­ни­ях, чем силь­но взбе­сил послед­не­го (Майн Рид. Голубой Дик).

Произношение рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва с удар­ным глас­ным [о] пер­во­го сло­га (по́нявший) явля­ет­ся про­сто­реч­ным, то есть не соот­вет­ству­ет орфо­эпи­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

Читайте также:
Как пишется решающий - разбор слова и правила орфографии

Чтобы усво­ить нор­ма­тив­ное уда­ре­ние в сло­ве, про­чтем при­ме­ры предложений.

Примеры

Поня́вший, что он здесь лиш­ний, Пётр встал из-за сто­ла и ушел на веранду.

Поня́вший эту исти­ну еще в юно­сти, он не стал спо­рить с нами.

Брат, поня́вший меня с полу­сло­ва, достал с пол­ки нуж­ную книгу.

Ничего не поня́вший, маль­чик недо­умен­но смот­рел на всех.

3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

План разбора имени существительного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – поезд.
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. – Петербург.
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. – Москва.
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – отделение.
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. – курящий.
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – поручик.
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль приложения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – Климов.
    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: