Политическая система – понятие и структура, типы и виды

Политическая система общества: понятие, структура, функции

Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие, структуру и функции политической системы общества, охарактеризовать роль государства и права в политической системе общества, выделить субъекты политической системы. Политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет своё предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения и связывает все субъекты политики в единое целое.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст­венных органов, политических партий, движений, общественных ор­ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует полити­ческая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодейст­вие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Кате­гория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе ис­пользования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы составляют следующие компоненты:

1) субъекты политической организации общества, к которым относятся – госу­дарство, политические партии, общественные организа­ции и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и т.п.;

2) политическое сознание , характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической систе­мы;

3) социально-политические и правовые нормы , регулирующие по­литическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения , складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика , состоящая из политической деятель­ности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элемен­ты в единую политическую систему, является категория «политичес­кая власть».

Сущность политической системы общества наиболее ярко прояв­ляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической систе­мы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социаль­ной группы или для большинства членов данного общества (полити­ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократи­ческие, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает поста­новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов , необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и зада­чи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выра­жения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы раз­нообразных общностей людей);

6) интеграция общества , создание необходимых условий для взаи­модействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, сни­мать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (т.е. формирование политического сознания индивида и “включение” его в работу конкрет­ных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроиз­водство политической системы путем обучения все новых членов об­щества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определен­ной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность).

Читайте также:
Формы государства — виды, принципы и элементы форм

Основная литература:

Конституция РФ. М, 1993.

Закон РСФСР “О милиции” от 18.04.1991.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. – М.: Омега-Л, 2005.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. – М.: Юристъ, 2004.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт, 2005.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник – М.: ПБОЮЛ, 2001.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. – СПб., Юридический центр пресс, 2005.

Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова – М.: ЦОКР МВД России, 2005.

Дополнительная литература:

Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1998.

Вебер М. Избранные произведения. – М.1990.

Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право.1994. №7.

Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом

Разновидности политических систем

  • Что такое политическая система
    • Функции
  • Виды политических систем современности
    • Характеристика, примеры
  • Какие виды политических систем еще бывают
    • На основе общественно-экономических решений
    • На основе степени демократичности власти
    • На основе роли и места государства
    • На основе способов управления обществом

Политическая система — это залог существования государства, основа общественно-политических отношений в любой стране.

Что такое политическая система

Политическая система — это структура государственных и негосударственных организаций, которые при тесном взаимодействии осуществляют управление обществом и страной.

Понятие политической системы включает в себя несколько аспектов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • институты власти и организации;
  • законы и нормативные акты;
  • коммуникация и взаимодействие;
  • идеология и культура.

В институциональном аспекте политическая система рассматривается как тесное взаимодействие государства, политических партий, общественно-политических движений и других политических институтов. В нормативном аспекте политсистема — это конституция, законы, партийные программы и уставы. Коммуникативный аспект предполагает взаимодействие внутри политической системы, коммуникацию политсистемы с другими сферами общества и взаимодействие политических систем разных стран. Культурно-идеологический аспект рассматривает систему политических взглядов и норм политического поведения.

Функциональный аспект рассмотрим подробнее.

Функции

Политическая система выполняет следующие функции:

  • формирование стратегии внутренней и внешней политики страны;
  • государственное руководство и управление обществом;
  • регулирование общественных отношений с помощью законов;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • усовершенствование системы законодательства;
  • контроль деятельности государственных и негосударственных институтов.

Виды политических систем современности

В современном мире существует 4 типа политических систем:

  • англо-американская;
  • континентально-европейская;
  • доиндустриальная;
  • тоталитарная.

Эту классификацию предложил Габриэль Алмонд. Все государства на нашей планете используют какую-то одну из этих систем.

Характеристика, примеры

Англо-американская система строится на четком разделении политических функций между различными институтами власти. В таком типе политсистемы культивируются либеральные ценности (свобода личности, свобода слова, благосостояние и безопасность населения). Большинство граждан разделяют взгляды, ценности и методы управления государством. Такой вид политической системы характерен для США, Канады и Великобритании. Англо-американская система считается наиболее стабильной.

Читайте также:
ООН (Организация Объединенных Наций) — история, состав, цели

Континентально-европейская политсистема также четко структурирована и дифференцирована по институтам власти, но отличается большей раздробленностью общества, наличием нескольких субкультур, которые имеют разные представления о ценностях, идеалах и политической культуре. Такой тип системы характерен для европейских стран (Германия, Италия, Франция). На фоне разногласий в обществе для этих стран не редкими являются правительственные кризисы.

Доиндустриальная — характеризуется слабым и неэффективным разделением власти. Население разобщено, в политической жизни участвует мало. В таких системах большой авторитет у армии, в стране может применяться насилие (Мексика, Бразилия, большинство стран Азии и Африки).

Тоталитарная — отличается от других форм жесткой централизованной государственной системой. Вся власть сосредоточена в руках одной правящей партии, которая осуществляет полный контроль над обществом. У граждан единая, навязанная сверху, идеология и система ценностей. Примером тоталитарного политического режима выступает КНР и КНДР.

Какие виды политических систем еще бывают

В политической науке существуют и другие классификации политических систем.

На основе общественно-экономических решений

Основоположники и последователи марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) выделяли 4 вида систем, отличающихся друг от друга общественно-экономическими решениями. Это:

  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • социалистическая.

Рабовладельческая предполагает четкое разделение общества на господствующих хозяев и подчиняющихся рабов. В основе феодальной системы лежит деление общества на классы: феодалов и крестьян. Капиталистическая — предполагает деление общества на богатых и бедных, главную роль в социуме играет капитал. В социалистической системе отсутствует какое-либо деление между гражданами (классовое, возрастное, половое и т.п.), предполагается честное распределение ресурсов между членами общества.

На основе степени демократичности власти

По степени демократичности власти выделяют 3 вида политсистем:

  1. Тоталитарная. Строится на 3-х главных факторах: одна власть — одна партия — народ подчиняется власти.
  2. Авторитарная. Характеризуется жесткой, неограниченной властью одного лидера или группы лиц, народ подчиняется правящей верхушке.
  3. Демократическая. Предполагает несколько политических партий, власть народа, народные выборы органов государственной власти.

На основе роли и места государства

В зависимости от принадлежности власти народу или олигархии выделяют 2 вида политсистем:

  • демократическую;
  • этакратическую.

В демократической — власть принадлежит народу, граждане участвуют в выборах, государство строится на либеральных принципах. В этакратической — власть принадлежит правящей элите, народ ей подчиняется.

На основе способов управления обществом

Существует классификация по способу управления обществом. В ней выделяют 3 типа:

  1. Административно-командная строится на власти одной партии, исключительно государственной собственности и отсутствии экономической свободы.
  2. Соревновательная характеризуется многопартийностью, политической борьбой и конкуренцией между партиями.
  3. Социопримирительная отличается сотрудничеством конкурирующих политических сил на благо государства. Такой вид системы наблюдается в цивилизованных странах.

6. Политическая система общества. Понятие, сущность, структура, функции, типы политических систем.

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей;

– части составляют единое целое;

– система имеет границы.

Сущность политической системы

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки – плод современного этапа политического знания. Термин “политическая система” встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни.

Читайте также:
Тоталитаризм - определение, характерные черты, плюсы и минусы

В современной политической науке понятие “политическая система” разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа – определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

Функции политической системы

1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная – способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Структура политической системы

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Типы политических систем

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

Читайте также:
Партийная система определение, структура, типы и классификация

7. Гражданское общество. Происхождение, понятие, признаки, функции. Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти

Признаки гражданского общества

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· правовая защищённость граждан;

· определённый уровень гражданской культуры;

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

· конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

Функции гражданского общества

· законность обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым

· способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

· Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· функция социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· коммуникационнуя функция.Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах

· стабилизирующая функция создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Политическая система – понятие и структура, типы и виды

Раздел ЕГЭ: 4.2. Политическая система

Проведение любой политики подразумевает наличие некоторых структурных элементов, идущих один за другим, при последовательном выполнении которых можно достичь поставленной цели.

Политическая система — совокупность всех политических институтов, чья деятельность имеет одни нормы и ценности, их взаимоотношений и действий, направленных на осуществление власти и управление обществом.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ

Политическая система состоит из четырёх элементов в соответствии с главными функциями, которые она несёт в себе:

  • нормативного (нормы и границы допустимого в обществе, такие как обычаи и традиции, политические, правовые, моральные нормы и ценности);
  • организационного (нормальное функционирование политических процессов, таких как государство, группы, политические партии);
  • культурного (развитие культуры и политических идей);
  • коммуникативного (устойчивые связи внутри политических участников и процессов).
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Политическая система выполняет следующие функции:

  • определение целей и задач развития общества;
  • выработка политического курса;
  • распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных групп;
  • объединение общества одними ценностями, формирование его политического сознания и манипулирование ими;
  • утверждение существующего политического строя;
  • формирование, создание и утверждение законодательства;
  • обеспечение связи различным элементам политической системы между собой и обществом.
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Различия между политическими системами определяются разными факторами. В зависимости от характеристик, берущихся за основу при сравнении государств, выделяют несколько видов политических систем.

⊕ По сравнению исторического опыта государства, его традиций, способов управления:

  • командная (принудительные методы управления);
  • соревновательная (соперничество различных политических сил);
  • соцпримирительная (сглаживание и ликвидация социальных конфликтов).

⊕ По характеру взаимосвязей между составляющими элементами:

  • открытая;
  • закрытая.

⊕ По форме политического режима:

  • автократическая (народ практически не задействован в политических процессах, его волю подавляют власти);
  • демократическая (политическая деятельность производится народом и для народа).

Теократия — вид государственного устройства, при котором во главе власти находится Церковь.

Читайте также:
Государственные символы России - герб, описание флага РФ и обозначение
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Государство имеет следующие формы выполнения функций:

  • правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);
  • организационная (организационно-регламентирующая, организационно-идеологическая).

Действующая политическая система напрямую зависит от существующей в конкретной стране формы управления, а также политического режима. Они во многом определяют, каким образом будут проводиться меры по решению тех или иных вопросов.

ЭТАПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Прежде чем принять какое-либо решение об изменении жизни в государстве, государству необходимо пройти четыре этапа.

1) Определить общественные проблемы, их причины.

Проблема: высокое потребление алкоголя на душу населения. Причина: низкий уровень культуры населения, недостаток денежных средств, отсутствие альтернативы, слабая эффективность системы здравоохранения, психологический дискомфорт.

2) Определить цели политики на основе результатов первого этапа.

Целями политики должны стать ликвидация всех причин путём повышения культурного уровня населения, обеспечение его работой с высоким уровнем заработной платы, улучшение качества работы больниц и поликлиник, предложение альтернативы отдыха населения без вреда для здоровья и высокой стоимости.

3) Реализовать поставленные цели и задачи политики государства исполнительными органами власти под контролем Правительства и Президента РФ (система мероприятий по достижению целей политики).

Федеральными министерствами принимаются директивы, федеральные службы контролируют их исполнение.

4) Проанализировать деятельность, результаты и последствия государственной политики.

В результате принятых мер количество потребления алкоголя на душу населения уменьшилось в два раза.

ВИДЫ ГОСУДАРСТВА

Согласно территориально-политическому устройству определяется соотношение государства и его составных частей. Государство может быть:

  • федеративное — союз крупных практически самостоятельных государств, каждое из которых имеет отдельные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, не противоречащие единой федеральной конституции (характерно для многонациональных стран (Российская Федерация, США));
  • конфедеративное — союз самостоятельных государств, которые объединились для достижения конкретных целей (СНГ);
  • унитарное — составные части государства не имеют отдельной государственности, всё население имеет одно гражданство и для него действует одна Конституция (Беларусь).

Вы смотрели конспект «Политическая система».

Контрольная работа: Политическая система: понятие, сущность, структура, функции

Тема: Политическая система: понятие, сущность, структура, функции

Тип: Контрольная работа | Размер: 11.88K | Скачано: 143 | Добавлен 27.01.10 в 18:41 | Рейтинг: +31 | Еще Контрольные работы

Содержание:

1. Понятие и сущность политической системы 3

2. Функции политической системы 6

3. Структура политической системы 8

Список литературы 10

Введение

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета – его акты ограничены его территорией, в случае политической партии – учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

1.Понятие и сущность политической системы

Понятие «политическая система» – это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений – государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Наконец, оно фиксирует существенную связь политических структур и отношений с конкретной территориальной общностью людей.

Читайте также:
Легитимность - определение, виды и принципы, критерии

В современной политологии существуют два подхода к пониманию сущности политической системы:

1) теоретический – это искусственно созданная теоретическая модель, позволяющая выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений (политики в целом, политической жизни, государства, партий и т.д.);

2) эмпирический – это реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, который обеспечивается взаимодействием государства, партий, средств массовой информации, политических ассоциаций и объединений граждан, их взаимоотношениями, политическим сознанием и культурой.

Системный подход в политологии впервые был разработан Д.Истоном в 50-60-е гг. ХХ в. По его мнению, политическая система – это целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой (всем остальным обществом) посредством “входа” (влияния среды на политическую систему) и “выхода” (воздействия политической системы на среду). Г.Алмонд, опираясь на идеи Д.Истона, разработал представление о механизме функционирования политической системы.

Функции “входа” (по Г.Алмонду): 1) политическая социализация ; 2) привлечение граждан к участию ; 3) артикуляция (формулирование, выражение) интересов граждан; 4) агрегация (согласование) интересов граждан, общества и государства.

Функции “выхода”: 1) разработка норм (законов) общественной жизни; 2) применение законов в политической практике; 3) контроль за соблюдением законов.

“Вход” в политическую систему осуществляется в виде:

  • – обращенных к властным органам мнений по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе;
  • – выражения одобрения проводимой в государстве политике.

Виды требований: 1) распределительные (о зарплате, услугах, получении образования и т.п.); 2) регулировочные (о контроле над производством и рынком, обеспечении безопасности); 3) коммуникативные (о предоставлении информации о действиях властей и др.).

Формы поддержки: 1) уплата налогов; 2) выполнение воинского долга; 3) уважение властных институтов; 4) преданность руководству; 5) патриотизм и т.д.

Типы поддержки: 1) поддержка политического режима ; 2) поддержка власти ; 3) поддержка политического сообщества.

Следует иметь в виду, что требования в целом ослабляют политическую систему, а поддержка ведет к ее усилению.

“Выход” из политической системы осуществляется в виде:

1) политических решений – законов, указов, регламентов, субсидий и т.п.;

2) политических действий – мер по реализации решений и решению актуальных проблем.

2. Функции политической системы

По мнению И.А. Мальцева, сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей, реализующейся посредством политической власти и проявляется в ее функциях. Под функциями ПС Мальцевым понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшему ее развитию. Он выделяет следующие функции:

1) политическая социализация (приобщение членов общества к политической жизни);

2) артикуляция интересов (означает предъявление требований к тем институтам политической системы, которые вырабатывают решения и проводят их в жизнь);

3) обобщение интересов (осуществляется на основе анализа разнообразных претензий и требований от людей, социальных групп и оформления их в определенную совокупность);

4) функция применения норм и правил (приведение законов, норм и правил в действие различными органами власти);

5) функция контроля за соблюдением норм и правил (истолкование законов и нормативных актов; действия по определению фактов нарушения норм; наложение соответствующих санкций).

Однако, большинство политологических научных изданий дает несколько иную классификацию функций ПС:

1) определение целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности;

2) законотворческая функция;

3) организация деятельности общества на выполнение целей, задач, программ;

Читайте также:
Политическая идеология - определение понятия, функции

4) согласование интересов государства и социальных общностей;

5) утверждение данного политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности;

6) формирование политического сознания людей или манипулирование им;

7) распределение материальных и духовных ценностей в соответствие с интересами социальных общностей.

3. Структура политической системы

Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют шесть основных подсистем в структуре политической системы:

  1. Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь;
  2. Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества;
  3. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти;
  4. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия;
  5. Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики;
  6. Культурная подсистема – комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.

Заключение

Политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система – это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются прежде всего по характеру присущих им политических структур.

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подхода-ми в понимании нынешних проблем реформирования российского общества.

Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры. На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними. Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами.

Список литературы

  1. Политологи: учебник/А.Ю. Мельвиль [и др.] – М.: МГИМО (Университет) МИД России, ТК Велби, изд-во Проспект, 2007-618с.
  2. Политология: учебник, 2-ое изд. допол. и перераб./под ред. В.С. Комаровского – М.: изд. РАГС, 2006-600с.
  3. Политология: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др./под.ред. профессора В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2001-367 с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Политическая система общества

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Что такое политическая система

Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.

Разберемся, как именно политическая система взаимодействует со средой — обществом. В модели, которую предложил политолог Дэвид Истон, есть два типа связи между ними — вход и выход. Вход — это общественные требования, поддержка и реакции граждан на политическую систему. Выход — конкретные решения этой системы, которые влияют на жизнь общества.

Читайте также:
Органы исполнительной власти РФ - понятие и статус

Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону

Общество влияет на политическую систему, вход

Политическая система влияет на общество, выход

Импульсы, на которые реагирует политическая система

Действия и решения системы, которые управляют обществом

Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии

На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты

По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.

Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.

Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.

Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.

Для чего нужна политическая система

Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:

определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;

следить, чтобы общество выполняло эти задачи;

распределять моральные и духовные ценности;

следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;

воспитывать политическое сознание народа;

следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;

контролировать соблюдение законов и политических норм.

Из чего состоит политическая система РФ

В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Политические подсистемы РФ

Представляет различные политические интересы;

Следит за социальным управлением;

Создает социальные нормы;

Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.

В нее входят: государство, политические партии, общественно-политические организации.

Регулирует политический процесс;

Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали

Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества

Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.

Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:

Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.

Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.

Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.

Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.

Место государства в политической системе

Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:

выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;

может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;

определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;

контролирует деятельность других политических организаций;

обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;

объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.

Проверь себя

Задание 1

Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.

Читайте также:
Европейский союз - какие страны входят, структура, политика

Отношения между политическими системами двух стран.

Задание 2

Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.

Задание 3

Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.

Политические партии входят в функциональную подсистему.

Политическая система связана с другими общественными системами.

Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.

Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.

Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.

Вопросы про определение политической системы и ее признаки встречаются на экзаменах, поэтому каждый, кто планирует сдавать ЕГЭ, должен разобраться в этой теме. Если она ясна не до конца, предлагаем исправить это на курсе по обществознанию для 11 класса. Преподаватели Skysmart помогут укрепить знания и потренироваться на пробных заданиях экзамена. С вас — желание учиться, с нас — бесплатный вводный урок.

Форма государства

Понятие формы государства и её основные элементы

Говоря о форме государства, следует заметить, что в юридической литературе под формой понимают организацию политической власти, т.е. основное внимание уделяется лишь одному из признаков государства, тогда как форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

При этом следует заметить, что в силу экономических, социально-политических, идеологических и других факторов постоянно менялось представление о формах государства. Так, считал Платон, что лучшей формой государства является законная власть небольшой группы лучших и благородных людей, т.е. аристократия, которая может выражаться в тимократию – господство наиболее сильных воинов, последняя, в свою очередь, – в олигархию – строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых. Демократия, как власть народа, в силу «опьянения» последнего свободой сверх меры, может превратиться в свою противоположность – тиранию – самую худшую форму государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие.

Аристотель, же рассматривая форму государства как систему верховной власти в государстве, определял её в зависимости от числа властвующих, как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались им как «правильные», каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму – тиранию, олигархию, охлократию.

Значительное внимание исследованию форм государства уделяется и в современной отечественной и западной литературе. Однако единого толкования этого понятия до сих пор нет. Вместе с тем, понятие формы государства можно сформулировать следующим образом:

Форма государства – это структурный, территориальный и политический способ организации деятельности государства, который включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму государственно-политического режима.

Рассмотрим более подробно каждый из трёх элементов формы государства.

Понятие и виды форм правления

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти и порядок её образования. В юридической литературе в зависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективному выборному органу) различают две основных формы правления: монархия и республика, каждая из которых имеет свои формы правления.

Монархия – форма правления при которой верховная государственная власть принадлежит одному миру (монарху) и передаётся, как правило, по наследству.

В литературе выделяют следующие виды монархической формы правления: древневосточная монархия (первая в истории человечества форма правления); древнеримская (Римская империя); феодальная (включает в себя: раннефеодальную, сословно-представительную и абсолютную монархии); Конституционная – включающая в себя парламентарную и дуалистическую монархии.

Читайте также:
Законодательный процесс понятие, этапы и основные стадии, общая характеристика

Республика – форма правления, при которой власть принадлежит органам государственной власти, избираемой населением на определённый срок.

В зависимости от того, что формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно в литературе различают парламентские, президентские и смешанные республики.

Понятие и разновидности форм государственного устройства

Форма государственного устройства – это внутреннее строение государства, способ его административно-территориального деления, обуславливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

В научной литературе выделяют 3 формы государственного устройства:

1. Унитарное государство – это такое единое государственное образование, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, вооружённые силы, конституция, единое законодательство, судебная система и единое гражданство.

Унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными, национальными (Эстония, Япония) и многонациональными (Китай, Афганистан).

2. Федеративное государство – это такое государство, которое состоит из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные республиканские (субъектов федерации) органы власти.

В научной литературе выделяют два вида федерации: административные (США, Мексика) и национальные (Югославия).

3. Конфедерация – это временный союз суверенных государств, который образуется для совместного решения политических, экономических или временных задач, не имеющий, как правило единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства.

Разновидностями конфедерации являются: межгосударственные союзы; содружества; и сообщество государств. Вместе с тем, следует отмечать конфедерации от коалиций.

Последние представляют собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительных целей при наличии общего противника.

Понятие и виды форм государственно-политического режима

Государственно-политический режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность приёмов, методов, способов и средств осуществления государственной власти.

В научной литературе большинство авторов выделяют два вида политического режима: демократический и анти демократический. Последний, в свою очередь, подразделяется на тоталитарный, авторитарный, органический

Основными признаками демократического режима являются:

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юридическая защищённость и гарантированность;
  • выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность перед избирателями, гласность;
  • наличие свободно формируемых политических партий;
  • существование оппозиции, плюрализм и др.

Для антидемократического режима характерно:

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • запрещение деятельности и оппозиционных партий;
  • отсутствие демократических прав и свобод граждан;
  • отсутствие демократических выборов при формировании органов власти и др.

Тоталитарный режим – представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства. Для него характерно также отсутствие для всех единой обязательной идеологии, одной господствующей партии, массового террора.

Фашистский режим – его основой является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей» расы.

Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием случаев демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких слоёв населения; спора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.

Кроме того, в научной литературе кроме указанных выше режимов, выделяют и такие, как: деспотический; тиранический; либерально-демократический; собственно-демократический и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: