Политическая идеология – определение понятия, функции

Понятие, сущность, уровни и функции политической идеологии

Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый Антуан Дестют де Трасси во время Великой французской революции. Он рассматривал идеологию как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта.

С XVIII века по настоящее время ученые и общественные деятели по-разному истолковывают сущность идеологии как духовного явления, ее влияние на политику и социальные процессы. Причем их мнения не совпадают или диаметрально противоположны:

· идеология — форма иллюзорного сознания как отражения противоречивого бытия и социально-политических интересов (К.Маркс);

· идеология — интеллектуальная система «добровольной мистификации», которая сплачивает людей и которой свойственны сознательная ложь, обман, сокрытие истины (К. Маннгейм);

· идеология — разновидность коммуникации, направленной на поддержание сплоченности политического сообщества (Г. Лассуэл);

· идеология есть теоретическое обоснование (выражение) идеалов, ценностей и интересов общества (государства), социальной группы или партии (движения), средство познания и преобразования социально-политической действительности (марксистско-ленинская концепция);

· существование идеологий бессмысленно, неизбежен «конец идеологий» (Д. Белл, Э. Шилс, С. Липсет, Р. Арон);

· необходимо различать две формы идеологии – политическую идеологию прошлых эпох и современную идеологию, возникшую в условиях индустриального общества; последняя свободна от некоторых элементов «ложного сознания» (Ю. Хабермас);

· идеология — система ценностей данного общества, которая легитимирует существующий в обществе порядок господства (Т. Парсонс, К. Ленк).

Причины такого «разброса» мнений в интерпретации социальной роли идеологии:

· идеология всегда выражала интересы господствующих классов, властвующей элиты, служила инструментом политических спекуляций, манипулированная массовым сознанием;

· все известные человечеству идеологии заявляли о своем великом призвании изменить мир, однако провозглашенные ими идеалы и ценности оказались утопичными или реализованными лишь частично;

· известные в истории идеологии нередко служили источником политического противоборства и дестабилизации общественных отношений;

· каждая идеология догматична и авторитарна: задает жесткие модели массового сознания и поведения, требует от человека устойчивой веры в идеалы, принципы и ценности, которые она исповедует.

1.1.3 Политическая идеология

Политическая идеология — это: 1) система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение государства, общественных объединений, социальных групп к политической действительности, проблемам, задачам, средствам и методам преобразования общества; 2) концепции и учения, теоретически обосновывающие идеалы, ценности и цели. Притязания субъектов политики на управление государством и обществом.

Доминирующая в обществе идеология представляет собой систему ценностей, которые усваиваются гражданами, обретают силу веры, выступают в качестве политического мировоззрения и обладают мобилизационным потенциалом. Идеология и политика — взаимообусловленные духовные явления. Идеологические нормы и ценности переводятся на язык политических решений и программ, воплощаются в созидательных делах и поступках субъектов политики. В свою очередь, социально-политическая практика служит основой для корректировки, творческого развития и обогащения идеологических концепций и принципов.

Уровни функционирования политической идеологии:

· теоретико-концептуальный (политическая философия);

· программно-политический (на этом уровне принципы и идеалы преобразуются в политические программы, лозунги и требования властвующей элиты);

· актуализированный (он отражает степень социальной эффективности идеологии — усвоения ее гражданами, меру воплощения идеологических ценностей в общественной практике).

· познавательно-воспитательная (идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической действительности, формированию политической культуры личности и общества);

· нормативно-ценностная (идеология ориентирует личность и общество на усвоение определенных политических идеалов, норм и принципов, усвоение которых «освещает путь» социальной практике;

· интегрирующая (выражая и защищая общенациональные интересы или интересы господствующих социальных групп, обеспечивая ценностную ориентацию сознания и поведения субъектов политики, идеология выступает консоли дующим фактором политической системы);

· мобилизационная (предлагая идеальные модели совершенного общества, идеология побуждает людей к политическим действиям, служит «компасом» в процессе принятия, корректировки и реализации управленческих решений).

Как в структуру мировоззрения, так и в структуру идеологии включаются такие компоненты, как знания, взгляды, ценности, нормативы, убеждения, действия, волевой компонент. Взгляды, представления, идеи об основах социально-политического устройства общества историчны и изменчивы, наполняясь новым содержанием вместе с развитием общества и государства, его политической системой, сменой политических режимов и процессов, становлением и развитием гражданского общества, политических партий, различных политических институтов, избирательных технологий. Несомненно, важную роль в идеологии играет система рационально и логически обоснованных теоретических концепций, идей и взглядов, выражающих сущность общественного строя и его идеалы. В этом плане идеология близка к научно-теоретическому уровнюобщественного сознания. Однако, если бы идеи выражались только в логически четко выстроенном виде, с рационально строгими выводами и теоретическими построениями, они были бы мало доступны широкому кругу людей. Здесь еще важен и эмоционально-чувственный, массово-психологический уровень функционирования и проявления идеологии, когда идеи способны взволновать массы, глубоко и живо затронуть их психологический и нравственный опыт. Сами по себе знания и идеи вне системы идеалов, ценностей и убеждений не обеспечивают целостности идеологии.

Понятие ценность используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Полюсами ценностного отношения человека к миру являются «предметные» и «субъектные» ценности. Ценностные системы формируются в историческом развитии общества. Они не наследуются, а усваиваются в процессе социализации человека.

Важнейший компонент системы мировоззрения и идеологии — убеждение. Убеждение— это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь когда знания становятся убеждениями, они вливаются в «сосуд» мировоззренческих и идеологических приоритетов. Идейная убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью, совершать подвиги во имя определенных идеалов.

В механизмах формирования убеждений наряду с знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет волевой компонент — способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности. Безволие, социальное равнодушие или расхождение реальных поступков с усвоенными знаниями и ценностями, которые человек порою демонстрирует на словах, не обеспечивают действительного мировоззрения человека, его гражданской позиции. Цепочка мировоззренческого и идеологического становления человека, таким образом, включает: знания — ценностные убеждения — воля к действию.

Читайте также:
Антиглобализм - возникновения движения, суть, цели и взгляды

Как и в любом обществе, идеология в белорусском обществе выполняет такие социальные функции, как мировоззренческо-ориентирующую, нормативно-регулятивную, мобилизирующую, познавательную, коммуникативную, воспитательную, аксиологическую, мотивационную, социально-преобразовательную, прогностическую, интеграционную и др.

Осуществляя мобилизующую и интеграционную функции, идеология объединяет людей в социальное целое. Она несет в себе критическую функцию, обладает критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров. Когнитивная функция идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего его общества, идеология содержит в себе знания об обществе, реальные противоречия жизни, проблемы, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.

Конструктивная функция проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.

В нормативной функции фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться.

Идеология не только наделяет действие смыслом, придает ему социальную значимость, но выполняет и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность в наличном бытии.

Политическая идеология(понятие, структура, функции)

Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков, т. е. идеологией.

Политическая идеология (от гр. idea — понятие и logos — учение, слово) — это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Если рассматривать процесс формирования идеологии в исторической перспективе, то можно выделить ряд этапов.

Основные этапы формирования идеологии:

1. XVII—XVIII вв. Общественная мысль активно выступает против феодально-религиозной идеологии, отстаивает идеи общественного прогресса, возможности устройства человеческого общества на разумных и гуманных началах.

2. XIX—XX в. Появляются разнообразные либеральные и коммунистические идеи.

3. XX в. Западная социология начинает широко использовать понятие «идеология» для обозначения сознания, выражающего и обосновывающего интересы классов или социальных групп.

Феномен идеологии проявляется на трех уровнях.

Уровни политической идеологии:

1. Теоретико-концептуальный – формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).

2. Программно-политический – разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).

3. Актуализированный – степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, в результате чего снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе.

Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Она выполняет ряд функций.

Функции политической идеологии:

1. Образовательно-воспитательная – овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская – создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая – сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная – стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах.

Основные идеологии современного мира — консерватизм, либерализм, радикализм — отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

Типы политических идеологий:

1) Консерватизм (от лат. conservaге — сохранять, заботиться о сохранении). Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм (от лат. liberalis — свободный). Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.

3) Радикализм (от лат. radicalis — коренной). Решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.

Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп

Политическая и идеологическая история Европы, по сути, представляет собой историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.

Структура политической идеологии

Политическая идеология имеет трехуровневую структуру своего функционирования:

1) теоретико-концептуальный, который включает разработку и обоснование целей, принципов, ценностей, идеалов. На этом уровне формируется образ действительности, т. е. обобщенное представление группы о своих интересах и целях;

2) программно-политический, на котором общие социально-философские принципы превращаются в конкретные программы, лозунги, лозунги, документы, требования политической элиты. На этом уровне происходит объединение общих политических взглядов с повседневными потребностями, граждане и их объединения выдвигают к власти. Указанные принципы, лозунги, программы, документы составляют идейно-политическую основу для принятия решений, ориентации и стимулирования поведения граждан.

Читайте также:
Партийная система определение, структура, типы и классификация

3) актуализированный (или поведенческий), который свидетельствует о степени усвоения гражданами целей, ценностей, идеалов, принципов политической идеологии, насколько они воплощены в действиях граждан.

Между этими уровнями могут существовать противоречия в трактовке одних и тех же идей, например, между идеалами (свободы, равенства, братства) и средствами их реализации (террор и насилие якобинцев во Франции, большевизма в России, военные акции США во Вьетнаме, Ираке ).

Структурными составляющими политической идеологии являются:

1) политические идеи;

2) политические теории, концепции, доктрины;

3) политические идеалы, ценности, мечты, утопии;

4) оценка политических процессов;

5) гипотезы, лозунги, программы.

Политическая идея – исходный момент теоретического познания и преобразования политической реальности. Время от времени между предыдущими идеями, способами объяснения действительности и новыми фактами возникает противоречие. Если это противоречие не разрешается в новых идеях, то старые идеи тормозят прогрессивные изменения. Политическая идея – это результат постижения мнением предмета познания – политического процесса. Идея содержит в себе как идеальное состояние объекта, так и план (проект) его реализации. Идея является мостиком между мыслью и действием, позволяя энергии мысли превращаться в конкретную активное действие. Здесь потребность (дефицит чего-либо) благодаря идее (мгновенному постижению действительности мнением) превращается в интересы, цели и мотивы социальных общностей и становится руководством для дальнейших действий. Поэтому идеи (свободы, братства, общего блага, мира, равенства, демократии) плохие, а люди несовершенны, потому, постигая идеи своим сознанием, мы их деформируем своей корыстью. Идея президентской формы правления работает в США уже сотни лет, а в Украине вызывает сомнения и оговорки. Поэтому духовная чистота (или ее отсутствие) может существенно влиять на реализацию любой идеи. Так, идея разделения властей была выдвинута еще в античности, восстановлена ​​Дж. Локком, а концентрированно изложена Ш. Монтескье. Придать идее разделения властей концептуального выражения удалось только в XIX в., Когда теоретики демократического либерализма системно обработали ее постулаты. Усилиями теоретиков XX в. удалось достичь удовлетворительного теоретического состояния политической концепции разделения властей. Политологическая наука в своих копилках содержит немало концепций (парламентаризма, плебисцитарной демократии, различных типов демократического правления, политических элит, партий, лидеров).

Политическая гипотеза побуждает отыскивать возможные и вероятные причинно-следственные связи между явлениями. Она позволяет продуктивнее формировать концепции.

Политическая концепция логично объединяет идею или несколько идей в систему суждений. Хотя концепция содержит глубокие и конкретные знания, она уступает политической доктрине и политической теории своей полнотой.

Политическая доктрина – это развитая система идей, взглядов, концепций, выражающих сущность и содержание организации политической власти в государстве, функционирования власти, ведущие тенденции ее развития. Каждое государство разрабатывает собственную политическую, военную доктрины, в которых раскрывается стратегия и тактика политической деятельности на исторический период. Доктрина определяет границы политической власти в обществе, характер политического режима, основные методы реализации власти в государстве, постулаты национальной безопасности, раскрывает содержание политических, идеологических ценностей. Действующая конституция олицетворяет политическую доктрину в форме безоговорочных и обязательных для исполнения норм.

Претендуя на всеобщность, универсальность, знание и отображение истины, идеология включает в себя теоретическое знание. Она испытывает влияние не только нижнего психолого-эмоционального уровня, но и стремится дотянуться до научно-теоретического уровня. Собственно ее никто именно как идеологию не производит. Большинство ищет истину в форме теории. Поэтому логико-концептуальной основой идеологии являются социальные и естественные теории. Теория – высшая, самая развитая форма организации научного политического знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенные связи политической сферы действительности. Но если научная теория приобретает идеологического оттенка, то она теряет свою академическую чистоту, формальную беспристрастность и оплодотворяется коллективной (групповой) волею и групповым интересом.

Политический идеал направляет идеологию на поиск совершенных форм общественной жизни, оценивает современные формы жизнеустройства с позиций будущего.

Политические ценности способствуют формированию стандартов оценки каждой политического действия, поступка, их последствий. То есть насколько данное действие, поступок демократический, соответствует ценности мира, свободы, суверенитета, плюрализма, открытости, честности и тому подобное. Ценности влияют на подбор и иерархию политических приоритетов, определяющих характер аргументации (сторонники плюрализма отстаивать право политической оппозиции на свободу слова в пределах демократического закона, а те, кому свойственна виронетерпимисть, находить аргументы для запрета деятельности “чужаков”).

Структурным компонентом политической идеологии также политические лозунги. Политические лозунги – это руководящие идеи, задачи, требования и директивы политических преобразований. Они побуждениями к непосредственному воздействию, призывом к изменениям (либеральным лозунгом Французской буржуазной революции было “Свобода, братство, равенство”; коммунистической идеологии – “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, “Вся власть Советам”; оранжевой революции – “Свободу не остановить! “). Лозунги транслируют политическую идеологию в массовое сознание, активизируют творчество людей. их принятия или отклонения указывает на действенность политической теории.

Более мимолетными есть политические лозунги (“Мы вместе, нас много, и нас не преодолеть”, “Восток и Запад вместе!”, “Судьям честь!”). Они могут иметь ситуативный характер и менее привязаны к идеологическим идеалов и ценностей.

Идеологиям присущи также политические мифы и политические утопии.

Политическая утопия – это совокупность идей и представлений, которые являются продуктом абстрактного мышления, не основываются на знании реальных политических процессов и предлагают принципиально невозможен при данных условиях проект (призывы к построению коммунизма за два-три десятка лет).

Указанные составляющие политической идеологии (идеи, гипотезы, концепции, доктрины, теории, идеалы, ценности, лозунги, мифы и утопии) в своей совокупности формируют программу политической деятельности политических субъектов.

Политическая программа – это прежде всего план, по которому готовы действовать та или иная партия, блок, социальная группа, класс, нация, мировое сообщество. В ней отмечены основе принципа видение проблем, целей, задач и путей их решения во всех сферах общественной жизни. Программой намечают последовательность действий, средства, методы общественных преобразований, предусматривают темпы и сроки трансформаций.

Политическая идеология

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и общая характеристика политической идеологии

Одним из основных компонентом политической системы, оказывающим непосредственное воздействие как на ход и направленность государственно-властной деятельности, так и на характер и содержание политической культуры общества и личности выступает политическая идеология.

Читайте также:
Государственные символы России - герб, описание флага РФ и обозначение

В современной отечественной и зарубежной литературе предлагаются самые разнообразные подходы к определению понятия политической идеологии. При этом следует отметить, что одной из наиболее оптимальных из них представляется следующая дефиниция:

Политическая идеология – это относительно самостоятельная система взглядов, представлений и идей, отражающих интересы того или иного общества на определенном этапе исторического развития.

Исходя из содержания приведенного определения можно сделать один из основных выводов относительно характеристики рассматриваемой категории, а именно вывод о том, что политическая идеология преимущественно концентрирует свое внимание на изучении и выражении политических идей, теорий и взглядов, тем самым представляя собой определенную концепцию политической жизни, исходящую из сочетания интересов политической элиты и широких слоев населения.

Кроме того, в основу любой политической идеологии положена собственная индивидуальная точка зрения относительно наилучшего политического устройства и направления социально-экономического развития общества, приемлемых методов и средств, стоящих перед обществом задач, и т. д.

В то же время, следует обратить внимание на то, что политическая идеология достаточно подвижна, ее содержание может полностью или частично изменяться под воздействием внутригосударственных и внешних факторов, что, в том числе, превращает политическую идеологию в своеобразное средство проведения собственных интересов со стороны политических элит, стремящихся привлечь на свою сторону максимальное количество приверженцев отстаиваемых ими идей.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции и особенности политической идеологии

Рассмотренное ранее определение политической идеологии, в связи с обозначенными признаками и характеристиками позволяет также сформулировать ряд особенностей, характерных для рассматриваемой категории:

  • Политическая идеология выступает продуктом мыслительной деятельности приверженцев определенных политических идей, обладающих обширными научными познаниями, практическим опытом, собственным видением идеального социально-политического устройства государства, и т.д., и способных, в этой связи, в теоретической форме отразить идеи, направленные на обеспечение интересов тех или иных социальных групп и социальных слоев;
  • Политическая идеология в известной степени последовательна и рациональна, и, например, в отличие от политической культуры или психологии основывается не на чувствах и эмоциях, а на разумных мыслительных началах;
  • Политическая идеология не является статичной, напротив, имея в качестве одной из основных целей последовательное преобразование социально-политической действительности в стране, она находится в постоянном движении, изменении, обусловленном поиском наиболее оптимальных путей соответствующих трансформаций.

Во многом именно этими особенностями предопределяется комплекс выделяемых в настоящее время функций (основных направлений деятельности), реализуемых политической идеологией:

  1. Консолидация и выражение интересов определенной социальной общности (социальной группы, класса, нации, и т.д.);
  2. Выработка и внедрение в общественное сознание собственных критериев оценки окружающей социально-политической действительности, происходящих событий, политической истории государства в целом;
  3. Объединение людей с опорой на общность ценностных ориентаций, политических представлений, общих оценок, и т.д.;
  4. Организующее и регулятивное воздействие на поведение людей, путем утверждения ценности общеидеологических ценностей и норм межличностного взаимодействия;
  5. Легитимизация государственной власти, то есть предложение обществу рациональных обоснований конкретных мероприятий проводимых со стороны политических лидеров, и деятельности государственной власти в целом.

Иными словами, особенностью любой политической идеологии выступает то, что провозглашая определенные цели и идеалы политического устройства, она стремится к их полному восприятию и окончательному утверждению в сознании широких народных масс. В этой связи, любая идеология стремится к определенной универсальности, подавляя в этой связи, все иные идеологии, принижая и опровергая тезисы их сторонников.

Уровни функционирования политической идеологии

Приведенные признаки, функции и особенности политической идеологии позволяют сделать вывод о том, что рассматриваемая категория отличается исключительной сложностью, многоаспектностью и внутренней неоднородностью. В этой связи, в специальной литературе предлагается подход, в соответствии с которым оценку любой политической идеологии наиболее целесообразно проводить исходя из содержания того или иного уровня функционирования политической идеологии, основными из которых выступают:

  1. Теоретический (теоретико-концептуальный уровень), на котором происходит формирование основных положений, идей, идеологических постулатов, а также предлагается обоснование идеалов и ценностей определенного класса, нации или социальной общности, интересы которых преимущественно призвана выражать конкретная политическая идеология;
  2. Программный (программно-политический уровень), в рамках которого соответствующие социально-философские принципы и идеалы преобразуются и на выходе отражаются в рамках программ и лозунгов, происходит формирование нормативной основы принятия политически значимых решений, оказания влияния на политическое поведение граждан, и т.д.;
  3. Уровень актуализации, особенностью которого выступает характеристика уровня освоения гражданами выработанных и внедренных на предыдущих уровнях идей, целей и принципов конкретной политической идеологии. Иными словами, на данном уровне происходит определение и оценка степени влияния идеологии на практическую деятельность и поведения народных масс.

Политическая ИДЕОЛОГИЯ. Структура и функции. Основные виды

Политическая идеология. Идеология — это система взглядов и идей, которые выражают интересы определенного общества. Что касается политической идеологии, то она концентрируется конкретно на идеях и интересах, которые касаются политики. В ней выражаются интересы и цели одной из политических элит. В зависимости от идеологии различают и разные точки зрения на политическое и социально-экономическое развитие общества. В статье мы попробуем разобрать вопрос о том, по каким критериям выделяют виды политических идеологий и что они в себе скрывают.

Структура

Каждая политическая идеология должна иметь определенную структуру, которая определяется так:

  1. Обязательно должна быть политическая идея.
  2. В идеологии должны быть выделены ее концепции, доктрины и принципы.
  3. Кроме этого, выделяют мечты и утопии, ценности идеологии и ее основные идеалы.
  4. Проводится оценка всех политических процессов.
  5. Каждая идеология имеет свои лозунги, под которыми выступают лидеры, освещает программу действий.

Таковой является политическая идеология и ее структура в частности. Политическое движение, которое не имеет хоть одного из вышеперечисленных пунктов, не может называться политической идеологией.

Функции политической идеологии

Прежде чем приступать к характеристике видов политической идеологии, хотелось бы акцентировать внимание читателя на функциях, которые являются общими для любого политического строя.

  1. Политическая идеология выражает, а также защищает интересы определенной социальной группы, нации или класса.
  2. Она внедряет в общественное сознание политические истории и оценку политических событий, которая сделана по собственным критериям.
  3. Проводится процесс интеграции, когда люди объединяются в зависимости от политических представлений, ориентаций и оценок общества.
  4. Принимаются общеидеологические нормы и ценности, на основании которых проводится урегулирование поведения людей и его организация.
  5. Правительство ставит перед обществом определенные задачи и объясняет ему мотивы их выполнения, тем самым мобилизируя социальные общности.
Читайте также:
Законодательный процесс понятие, этапы и основные стадии, общая характеристика

Далее мы рассмотрим понятия и виды политической идеологии. Попробуем разобраться, какие сходства есть между ними и почему некоторые из них активно противостояли друг другу.

Критерии выделения видов политической идеологии

Определить политическую идеологию можно по тому, какую модель общества она предлагает, что ставится на первое место: общество или государство.

  1. Далее внимание стоит обратить на отношение идеологии к национальному вопросу.
  2. Важным аспектом является отношение к религии.
  3. Идеологии имеют свой особый характер, который не повторяется ни в одной из них.
  4. Также существует условная классификация, которая делит идеологии на левые, правые и центральные.

Таковы основные критерии выделения видов политической идеологии.

Либерализм

Эта идеология считается исторически первой. Ее основателями являются Дж. Локк и А. Смит. В основе их идей лежит процесс формирования индивида, который является ярким представителем буржуазии, которая имеет экономическую активность, однако абсолютно бесправна в политике. Но несмотря на это, представители этой группы населения всегда стремились захватить власть.

У этой идеологии есть определенные ценности, которые заключаются в сохранении прав людей на свободу, жизнь и частную собственность. Их приоритеты всегда восходили над государством и интересами общества. В это время главным экономическим принципом считался индивидуализм. Если говорить о социальной сфере, то там он воплощался в том, чтобы утвердить ценность личности человека, а также сделать равными права всех людей. В экономической же сфере шла активная пропаганда свободного рынка, на котором предусматривалась абсолютно ни чем не ограниченная конкуренция. Что касается политической сферы, то здесь звучал такой призыв — должны быть признаны права всех социальных групп и отдельных индивидов, чтобы они могли свободно управлять любыми процессами в обществе.

Консерватизм

Еще одним из основных видов политической идеологии является консерватизм. Здесь главными ценностями выступали стабильность во всем, порядок и традиционализм. Эти ценности не появились сами по себе, а были взяты из политической теории, если придерживаться ее, то можно прийти к выводу, что государство и общество – это результат естественной эволюции. Такое мнение полностью противоречит идеям либерализма, который считал, что они являются результатом договора и объединения между гражданами. Что касается политики, то здесь консерватизм выступал на стороне сильного государства, он требовал наличия четкой стратификации. Это значит, что власть должна регулироваться только в руках элиты.

Коммунизм

Далее хотелось бы выделить такой вид политической идеологии (и ее содержание), как коммунизм. Наверно, ни для кого не секрет, что коммунизм был сформирован на основе марксизма. Марксизм пришел на смену либерализму, господство которого пришлось на девятнадцатый век. Его учение заключалось в том, чтобы построить справедливое общество, где не будет эксплуатации людей другими людьми, а также марксисты стремились к тому, чтобы полностью отойти от любых видов социального отчуждения людей. Именно такое общество было решено назвать коммунистическим. В это время произошел большой промышленный переворот, который стал причиной того, что мировоззрением пролетариата стал марксизм.

Выделяются следующие базовые ценности этого периода:

  • Регулирование социальных отношений осуществлялось на основе классового подхода.
  • Правительство стремилось воспитать абсолютно новых людей, которым были бы неинтересны материальные ценности, но присутствовал огромный стимул для осуществления социального труда.
  • Любой человеческий труд был сделан только для общего блага, на смену индивидуализму пришла серьезная забота об интересах общества.
  • Главным механизмом интеграции социальной культуры выступала коммунистическая партия, которая стремилась полностью срастись с государством.

Что касается вида политической идеологии социализма, то он считается лишь переходный моментом от капитализма к коммунизму. Во время социализма активно призывали ко всему общественному: предприятиям, собственности, природным ресурсам.

Социалистическая демократия

Примером видов политической идеологии является социал-демократизм, который даже сейчас является политической доктриной центристских сил. Внутри марксизма существовало такое течение, как «левая» идеология, и именно на ее основе зарождались идеи социального демократизма. Его главные основы были сформированы уже в конце девятнадцатого века. Основоположником этих основ был признан Э. Бернштейн. Он написал очень много работ по этому поводу, в которых категорически отвергал большинство положений, которые существовали в марксизме. Если быть точнее, то он выступал против обострения буржуазного общества, не поддерживал идею относительно того, что необходима революция, что нужно устанавливать диктатуру со стороны буржуазного общества. В это время в Западной Европе была несколько новая обстановка, и в связи с этим Бернштейн считал, что можно добиться того, чтобы социалистическое общество признали и без насильственного давления, которое в то время оказывалось на позиции буржуазии. Многие его идеи стали составляющими доктрины социал-демократии сегодняшнего времени. На главный план выходили солидарность, свобода и справедливость. Социал-демократы разработали множество демократических принципов, на основе которых должно было строиться государство. Они утверждали, что работать и учиться должны абсолютно все желающие, что экономика должна иметь плюралистический характер и много другое.

Национализм

Довольно часто такой вид и тип политической идеологии, как национализм, воспринимается очень негативно. Но если смотреть по существу, то это мнение является ошибочным. Вообще, сейчас выделяют созидательный и разрушительный национализм. Если говорить о первом варианте, то здесь политика направлена на сплочение определенной нации, а во втором случае национализм направляется против других народов. И при этом появляется риск разрушения не только других наций, но и своей собственной. В этом случае национальность становится верховой ценностью и вокруг этого крутится вся жизнь народа.

Читайте также:
Тоталитаризм - определение, характерные черты, плюсы и минусы

Большинство политиков считают, что нацию объединяет ее этническое происхождение. Существует такое мнение, что если человек называет себя русским, то он говорит о своем этническом происхождении, но если же человек называет себя россиянином, то это уже явный показатель того, что он указывает свое гражданство.

Если более глубоко рассматривать идеологию национализма, то можно увидеть, что здесь сливается идея этноса с идеей страны, которая предназначена именно для этого этноса. Здесь же начинают возникать определенные движения, требования которых предусматривают совмещение границ этнических с политическими. В некоторых случаях национализм соглашается с тем, что в обществе присутствуют «ненационалы», однако в некоторых случаях он активно выступает за то, чтобы такие люди были изгнаны, более того, он может требовать полного их уничтожения. Сейчас национализм считается одним из самых опасных видов политических идеологий по шкале политического спектра.

Фашизм

К основным видам политической идеологии относится фашизм, который очень сильно отличается от либерализма, коммунизма и консерватизма. Поскольку последние на первое место ставят интересы отдельных социальных групп государства, а фашизм, в свою очередь, имеет идею расового превосходства. Он стремится к тому, чтобы интегрировать все население страны вокруг национального возрождения.

В основе фашизма заложен антисеминтизм и расизм, а также здесь опираются на идеи шовинистического национализма. Мнения исследователей относительно развития фашизма сильно расходятся, поскольку одни утверждают, что он является единым феноменом для всех стран, а другие же придерживаются мнения, что в каждом государстве формировался свой, особый тип фашизма. Главным для фашистов всегда выступало государство и его вождь.

Анархизм

Теперь хотелось бы рассмотреть признаки и виды политической идеологии анархизма. Анархизм — это совершенно противоположное фашизму политическое направление. Высшей целью анархизма считается ее стремление достигнуть равенства и свободы через упразднение всех институтов и форм власти. Анархизм выдвигает идеи, которые направлены против государства, а также предлагает пути их воплощения в жизнь.

Первые такие идеи появлялись еще в античности. Но впервые концепцию существования народа без государства предложил Годвин в 1793 году. А вот основы анархизма разработал и воплотил в жизнь уже немецкий мыслитель по фамилии Штирнер. Сейчас же существует огромное разнообразие форм анархизма. Свое внимание хотелось бы остановить на направлениях анархизма. В первую очередь выделяется анархо-индивидуализм. Основоположником этого движения считается Макс Штирнер. В этом направлении активно поддерживают частную собственность. Его приверженцы выступают также за то, что ни один орган государственной власти не может ограничивать интересы отдельного индивида или же группы людей.

Далее внимание стоит обратить и на мутуализм. Он появился еще в далеком восемнадцатом веке среди рабочих Англии и Франции. В основу этого направления легли принципы взаимопомощи, заключения добровольных контрактов, а также возможность предоставления кредитов наличными. Если верить убеждениям мутуализма, то при его власти каждый рабочий не только имел бы рабочее место, но и получал бы достойную плату за свой труд.

Социальный анархизм. Он стоит в одном ряду с индивидуалистическим и является одним из основных направлений этой политики. Его приверженцы стремились отказаться от частной собственности, построение отношений между людьми они рассматривали только на взаимопомощи, сотрудничестве и кооперации.

Коллективистский анархизм. Второе его название звучит как революционный социализм. Его сторонники не признавали частную собственность и стремились к ее коллективизации. Они считали, что добиться этого можно только в том случае, если будет начата революция. Это направление зародилось одновременно с марксизмом, однако его взглядов не разделял. Хотя это и выглядело странно, ведь марксисты стремились к созданию безгосударственного общества, но они поддерживали власть пролетариата, что не совпадало с идеями анархистов.

Анархо-феминизм — это последнее направление анархизма, на которое следует обратить особое внимание. Он является результатом синтеза между анархизмом и радикальным феминизмом. Его представители выступали против патриархата и всей существующей государственной системы в общем. Зародился он в конце девятнадцатого века на основе работ нескольких женщин, в число которых входила Люси Парсонс. Феминистки того времени и сейчас активно выступают против сложившихся гендерных ролей, они стремятся изменить концепцию семейных отношений. Для анархо-феминисток патриархат был всеобщей проблемой, которую нужно было срочно устранять.

Роль идеологии в политике

В идеологии принято выделять те или иные предпочтения определенных социальных слоев, относительно организации государственной власти. Здесь люди могли выражать свои взгляды, осветлять идеи, рассказывать о своих целях и новых концепциях. Политическую идеологию очень долгое время разрабатывают представители определенной политической элиты и только потом несут ее в массы. Их цель — привлечь как можно людей. Это нужно для того, чтобы их идеология могла завоевать власть в государстве.

Большие группы людей объединяются в определенную политическую идеологию для того, чтобы достичь общих целей, которые были поставлены создателями этой идеологии. Здесь очень важно продумать все до мелочей. Ведь идеи каждой политической идеологии должны воплощать в себе идеи не только определенной социальной группы, а всего народа этой страны. Только тогда в этом общественном движении появится какой-то смысл.

Ярким примером является Германия, в которой в тридцатых годах двадцатого века прочно установился фашизм. Ведь Гитлер сумел обнаружить самые серьезные проблемы своего народа и дал обещание решить их в максимально короткие сроки. Такими же радужными обещаниями оперировали и большевики, которые пришли к измученному войной народу и рассказали ему о красивой жизни при коммунизме. И людям ничего не оставалось делать, кроме как поверить и пойти вслед за большевиками. Ведь они были просто обессилены, и сильные мира сего понимали это и воспользовались в своих интересах.

Читайте также:
Что такое политология - что изучает, где учиться и работать

Идеология всегда являлась очень мощным оружием, поскольку она может не только объединять и сплочать людей, но и ссорить их, делать настоящими врагами. Из обычного рабочего класса она может воспитать настоящих воинов, которые не боятся ничего.

Наличие определенной идеологии в государстве является обязательным компонентом. Государство без идеологии считается аморфным. Здесь каждый начинает выступать сам за себя, люди могут объединяться в небольшие группы и враждовать между собой. Такое государство очень легко уничтожить, и для этого даже не придется развязывать войну. Ведь если каждый будет защищать свои интересы, то кто же выступит на стороне государства?

Многие считают, что идеология — это обязательно движение, которое направлено против кого-то, но на самом деле это не так. Ведь люди вполне могут объединяться и действовать в интересах собственной страны, прославлять свое государство, бороться за демографический рост, побеждать бедность и решать множество других внутригосударственных проблем, но только сообща.

Сейчас Конституция Российской Федерации говорит о том, что в стране не устанавливается ни одна идеология на государственном уровне. Однако люди смогли объединиться для будущего страны. И это легко просматривается в их отношении к своему государству, к своей власти, к своим корням. Они стремятся сделать лучше свою страну и при этом не посягают на свободу других.

Политическая идеология

Понятие

Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология. Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований.

Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института.

Идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства. Политические ценности — это представления и понятия субъектов о формах осуществления политики, благах, достижение которых обеспечит та или иная политика, действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества. Ценности чаще всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.

Функции

Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осуществляемые посредством идеологии:

  • ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;
  • мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;
  • интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.

Политическая идеология выступает фактором политического развития общества. Господствующая в обществе идеология закрепляется в конституции страны и становится, таким образом, государственной идеологией. В соответствии с ней государство призвано осуществлять социальные преобразования. Если конституционные установления поддерживаются гражданами, то государственная идеология приобретает статус национальной идеи. Разумеется, объединить всех граждан страны может лишь не очень большой перечень интересов и ценностей. Многочисленные же социальные группы, социальные слои общества имеют собственные представления и понятия о программе необходимых социальных преобразований. Это находит выражение в различных видах политической идеологии.

Особенности политических идеологий

Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций и т.д.), их оценки современного общества, представления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии.

Либерализм (от лат. liberal is — свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны:

  • индивидуализм — на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы;
  • свобода — свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства;
  • разум — самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение;
  • равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение);
  • толерантность — все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм;
  • согласие — политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии;
  • конституционализм — власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции.

В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.

Консерватизм (от лат. conservare — охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:

  • традиционность — уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;
  • несовершенство человека — всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо;
  • иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;
  • порядок — общество может существовать только в том случае,
  • если государство установит в нем закон и порядок;
  • патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;
  • собственность — консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.

В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.

Читайте также:
Европейский союз - какие страны входят, структура, политика

Социалистическая идеология (от лат. socialis — общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются:

  • равенство — всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано;
  • приоритет общества — индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности;
  • коллективизм — все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек;
  • общественная собственность — частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной;
  • массовость — социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма — установление бесклассового общества;
  • плановое хозяйство — экономика полностью регулируегся государством для обеспечения потребностей населения.

Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода — не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.

Коммунистическая идеология — еще один вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924). Коммунисты считают, что реформы не способны привести общество к установлению со- циальной справедливости, так как правящие классы не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому единственно верный путь — революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм. Ленин полагал, что после революции рабочие под руководством коммунистической партии переустроят общество на началах равенства и справедливости. Идеалом для коммунистической идеологии является бесклассовое коммунистическое общество, в котором реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».

Идеология фашизма (от итал. fascio — связка, пучок) сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Для нее характерны милитаристская риторика, культ силы, романтизация героизма и самопожертвования, воинствующий антиинтеллектуализм, призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя. Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик. В целом фашизм пропагандировал идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма. Воплощение идей фашизма на практике привело к гибели десятков миллионов людей.

Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть — это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства — сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.

Помимо перечисленных идеологий можно назвать еще две системы социально-политических взглядов, которые сейчас находятся в стадии формирования: феминизм (от лат. femina — женщина), выступающий за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами; и энваиронментализм (от англ. environment — окружающая среда), призывающий к защите природы. Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.

Основные политические идеологии на рис. 1 расположены в последовательности, отражающей их сходства и различия. По рис. 1 можно определить, какие идеологии относят к левым, а какие — к правым. Как правило, левые с оптимизмом смотрят на природу человека и полагают, что социальной справедливости в обществе можно достичь без чрезмерной опеки государства. Крайне левые — это анархисты, к ним близки коммунисты. Социал-демократы — сторонники более умеренной левой идеологии. Либералы сейчас находятся ближе к центру. Собственно центристами можно назвать и тех, кто совмещает идеи либерализма и консерватизма, — неолибералов и неоконсерваторов. Правые смотрят на природу человека более пессимистично и считают, что стабильность возможна только на основе традиций, надзора, государственного контроля. Консерваторы — в основном умеренно правые, а смещение к крайне правой позиции приводит к фашистской идеологии.

Понятие идеологии. Сущность, структура и функции политической идеологии

Термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение и означает «учение об идеях». Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый Антуан Дестют де Трасси. во время Великой французской революции. Он рассмат­ривал идеологию как науку о законах происхождения челове­ческих идей из чувственного опыта.

Идеология– социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы опред. слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология – систематизированный и объединяющий способ социально-группового мышления.

Соци­альная роль идеологии:

• идеология всегда выражала интересы господствующих классов, властвующей элиты, служила инструментом по­литических спекуляций, манипулирования массовым со­знанием;

• все известные человечеству идеологии заявляли о своем великом призвании изменить мир, однако провозглашен­ные ими идеалы и ценности оказались утопичными или реализованными лишь частично;

• известные в истории идеологии нередко служили источ­ником политического противоборства и дестабилизации общественных отношений;

• каждая идеология догматична и авторитарна: задает же­сткие модели массового сознания и поведения, требует от человека устойчивой веры в идеалы, принципы и ценно­сти, которые она исповедует.

Политическая идеология — это 1) система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение государства, обществен­ных объединений, социальных групп к политической действи­тельности, проблемам, задачам, средствам и методам преоб­разования общества; 2)концепции и учения, теоретически обо­сновывающие идеалы, ценности и цели, притязания субъектов политики на управление государством и обществом. Основное содержание ПИ – политическая власть. В ПИ фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, международным вопросам, опред. ориентиры нац. вопроса. Основные назначения идеологии — выражать в обоб­щенной форме идейно-ценностные основы общественного устройства, давать соответствующие ориентиры социаль­но-политического поведения и действия.

Читайте также:
Органы местного самоуправления - виды, полномочия, структура

Идеоло­гия и политика — взаимообусловленные духовные явления. Идеологические нормы и ценности переводятся на язык поли­тических решений и программ, воплощаются в созидательных делах и поступках субъектов политики. Соци­ально-политическая практика служит основой для корректиров­ки, творческого развития и обогащения идеологических кон­цепций и принципов.

Структура политич. идеологии: 1) политические теории и учения ( благодаря им идеология служит целям политич. просвещения граждан); 2) ценности и нормы, позволяющие не только описать, но и объяснить социальную действительность, оценить ее и выработать к ней определенное отношение.; 3) элементы утопии – совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере; 4) проекты и программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг планов воплощения общественных идеалов; 5) мифологическое начало присутствует в идеологии в силу склонности людей подчинять свои действия и суждения чувствам, связанным со сферой сакрального. Уровни функционирования политической идеологии:

• теоретико-концептуальный (политическая философия);

• программно-политический (на этом уровне принципы и идеалы преобразуются в политические программы, лозун­ги и требования властвующей элиты);

• актуализированный (он отражает степень социальной эф­фективности идеологии — усвоения ее гражданами, меру воплощения идеологических ценностей в общественной практике).

Функции идеологии:

– смыслообразующая (обеспечивает объяснение общественно-политической ситуации и обоснавание адекватного ей способа поведения); – познавательно-воспитательная (идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической дей­ствительности, формированию политической культуры личности и общества);

– нормативно-ценностная (идеология ориентирует личность и общество на усвоение определенных политических иде­алов, норм и принципов, усвоение которых «освещает путь» социальной практике;

– интегрирующая (выражая и защищая общенациональные интересы или интересы господствующих социальных групп);

– мобилизационная (предлагая идеальные модели совершен­ного общества, идеология побуждает людей к политичес­ким действиям, служит «компасом» в процессе принятия, корректировки и реализации управленческих решений); – коммуникативная ( связана с организацией информационного пространства и привнесением в сознание масс определенной политич. ориентиров); -конструктивная ( идеология служит постановке задач и целей, создает модель идеала); -легитимизационная (идеология способна оправдывать и разоблачать власть); – социально-психологическая ( идеология дает человеку готовые мировоззренческие шаблоны, образы врагов и друзей, модели разрешения типичных проблем). Многообразие функций идеологии показывает, что цель любой политической идеологии состоит в овладении массовым сознанием и воздействии на политические ориентации субъектов. Типы политических идеологий:

По отношению к социальным изменениям можно выделить охранительные (защищают то , что существует), контридеологии ( не приемлют того, что есть и требуют радикальных преобразований), реформистские ( включают в себя идеи первых двух). По месту в идейно-политическом спектре идеологии бывают: правые ( за частную собственность, рыночную экономику выступают), левые ( выступают за равенство, солидарность, обобщесвление собственности). В зависимости от иерархии ценностей идеологии бывают: либеральные(Суверенность народа, как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. Принцип управления с согласия граждан и на основе закона.); консервативные (Политическая идеология, ориентиро­ванная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни; приверженность политическим ценностям, выдержавшим ис­пытание временем, апробированным формам социально-поли­тической организации общества.); социалистические (Социалистическая идеология предполагает насильственное разрушение капи­талистического социально-политического строя и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социаль­ного равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности.) и др.

50. Основные политические теории и идеологии: либерализм, консерватизм, социалистическая идеология и национализм.

Мировая политическая мысль выработала множество различных идеологических систем. Все они отражают ин­тересы различных социальных и политических сил, отли­чаются по ориентационно-ценностным идеалам, по степе­ни распространенности и популярности. К их числу относятся либерализм, консерватизм, социализм и др.

Либерализм унаследовал прогрессивные идеи античности и сформировался в конце XVII—XVIII в. на базе политической философии Дж. Локка, Т. Гоббса, Д. С. Милля, А. Смита, И. Бентама, А. Токвиля и др. мыслителей. Либерализм– общ-полит. течение, провозглашающее свободу лич-ти, наряду с огран-ием возм-ти гос-ва. Суверенность народа, как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. Принцип управления с согласия граждан и на основе закона. Три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Фундаментальный принцип либеральной идеологии – свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. Либерализм во всех его проявлениях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинство человеческой личности и терпимости ко взглядом и убеждениям других людей.

Основные идеи либерализма:

• признание самоценности личности, уважение ее прав и свобод; • равенство граждан перед законом, их ответственность пе­ред обществом и государством;

• народовластие и политический плюрализм;

• конституционализм и разделение властей; • свобода предпринимательства и конкуренции в экономи­ческой сфере; • ограничение регулятивного влияния государства на обще­ственную жизнь.

В экономической сфере идеология либерализма основывается на отождествлении свободы и частной собственности, которая рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека.

В духовной области либералами провозглашается свобода взглядов, свобода совести, свобода волеизъявления. Они утверждают, что главными принципами устройства общества является индивидуализм, опоры на собственные силы , а не расчета благотворительность и гарантии государства.

Носителями идеологии либерализма являются политичес­кие партии.

Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг, ХХ в.

Неолибералы выступают за государственное, доступное всем слоям медицинское обслуживание, бесплатное образования, дальнейшие расширение системы социального обеспечения, за политику прогрессивного налогообложения. Неолиберализм проповедует принципы плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных общностей в области политической власти, т.е. речь идет о консенсусе управляющих и управляемых Неолибералы ввели свое понимание политическая справедливость, т.е. равные политические права, все остальное зависит от самого человека.

Консерватизм возник в XVIII в. в Англии в ответ на идеологию либерализ­ма. «Духовные отцы» консерватизма — Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Боналъд, X. Кортес, Р. Пиль.

Консерватизм — это политическая идеология, ориентиро­ванная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни; приверженность политическим ценностям, выдержавшим ис­пытание временем, апробированным формам социально-поли­тической организации общества.

Читайте также:
Типы избирательных систем - сравнительная таблица, плюсы-минусы

Политические идеи консерватизма:

• традиционные нормы жизни общества — главная движу­щая сила прогресса; • исходные ценности — порядок в обществе, стабильность государства; • власть в обществе принадлежит элите (приверженцы «эли­тарной демократии» считают, что политикой должен ин­тересоваться каждый гражданин, но плодотворной поли­тической деятельностью могут заниматься только профес­сионалы); • свобода личности предполагает подчинение государствен­ной власти и лояльность к ней;

• частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство — естественные жизненные начала; частная собственность — гарант личной свободы, защиты социального порядка; • безнадежно несовершенна природа человека, и его пороки неискоренимы (поэтому закономерно неравенство людей в отношении физического и умственного развития, со­циального статуса);

• государство — не «дойная корова»: «социальное попечи­тельство» государства порождает иждивенчество (помощь должна предоставляться только тем гражданам, которые не в состоянии себя обеспечить).

1. Нравственный абсолютизм, неизбежность и вечность нравственных идеалов и ценностей, которые совершенно не зависят от воли человека, а формируются общественно-экономическими и политическими институтами.

2. Отрицание неизбежности социального прогресса. Любые проекты лучшего общества таят в себе неизвестность и должны быть отвергнуты. Реформы только как возможность избежать социальных потрясений.

3. Традиционализм, который предполагает сохранение прошлого как основы единства поколений, гармонической совокупности обычаев, предрассудков и учреждений.

4. Отрицательное отношение к идеи равенства. Консерватизм не приемлет социального равенства исходя из естественной иерархии, элитарного характера управления.

Носителями консервативной идеологии являются консер­вативные партии Великобритании, Канады, Австралии, партии христианско-демократической направленно­сти в европейских странах. Интересы консерва­торов представлены также в Европейском демократическом со­юзе. Неоконсервативные течения связывают с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р.Рейганом, в Великобритании – во главе с М.Тэтчер.

Отличительные признаки неоконсерватизма: Во-первых, он не отрицает полностью идеи демократии. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находиться в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан.Во-вторых отдавая предпочтение сильной власти и сильному государству, неоконсерваторы склоняются к тому, что его вмешательство в экономическую жизнь должно быть ограниченно.В-третьих, признавая бедность, страдание и несправедливость неизбежным злом, они выступают за осторожные и ограниченные социальные реформы. Неоконсерваторы- противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Эта идеология не приемлет уравнительного распределения, она требует сокращение государственных социальных программ. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку от граждан.

Социалистическая идеология получила теоретическое обоснование и оформление в XIX в. Ее основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Социалистическая идеология по своей сути революционная доктрина. Она предполагает насильственное разрушение капи­талистического социально-политического строя и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социаль­ного равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности.

Политические идеи социалистической (марксистско-ленин­ской) идеологии:

• капитализм создает предпосылки для социалистической революции и перехода к социализму; • построение социально справедливого общества невозмож­но без классовой борьбы, социалистической революции, диктатуры пролетариата и коммунистической партии;

• социализм – обобществление + плановая экономика;

• от каждого — по способностям, каждому — по труду;

• всестороннее и гармоническое развитие личности в усло­виях свободы от эксплуатации человека человеком;

• социализм — переходный этап на пути к коммунизму — подлинно справедливому и свободному обществу.

Носители социалистической (марксистско-ленинской) идео­логии — коммунистические партии. В 1980-е гг. они действовали в большинстве стран мира. Драматический исход обусловлен рядом при­чин: внутренней противоречивостью и догматизмом коммуни­стической идеологии; неверным выбором путей, средств и способов достижения гуманных целей; грубыми и непоправи­мыми ошибками политических лидеров; консерватизмом стра­тегии и тактики КПСС, ее монополизмом в коммунистичес­ком движении. Желание коммунистов искоренить социальную несправедливость, достичь вершин демократии насильственными средствами и методами оберну­лось прямо противоположным результатом.

Однако и в наши дни коммунисты продолжают свою деятель­ность и по-прежнему ищут альтернативу капиталистической системе.

Социал-демократическая идеология — доктрина постепен­ного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократиза­ции политической, экономической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия. Ее политический идеал — «демократический социализм», рассмат­риваемый как общество будущего, как принцип деятельности западноевропейских социал-демократических партий. Политические идеи социал-демократической идеологии:

• социализм есть последовательный процесс реформирова­ния капиталистического общества, реализации и обогаще­ния демократических принципов «социального партнер­ства» — свободы, справедливости, солидарности (Э. Бернштейн);

• социализм = смешанная экономика + рыночные отноше­ния + более высокое качество жизни; • государственное регулирование и перераспределение до­ходов в обществе с рыночной экономикой; многообразие форм собственности на средства производства — гаран­тия эффективной экономики и повышения благосостоя­ния общества; • движение к социализму — это творческий поиск, практи­ческое воплощение и обогащение новых форм политичес­кой, экономической (рабочего самоуправления), социаль­ной демократии, укрепление духовно-нравственных основ общественного развития; • движение к социализму предполагает целенаправленное осуществление идеи «государства всеобщего благоден­ствия». Носителями идеологии социал-демократизма в настоящее время являются социал-демократические партии Германии, Швеции, Великобритании, Дании, Испании, Норвегии, др. стран. Они образовали в 1923г. Социалистический интернационал.

В конце XX века национализмстал одним из определяющих факторов политических процессов в различных регионах мира. Современный национализм многолик. В развитых странах он проявляется в деятельности праворадикальных партий, связанные с защитой «отчества» от наплыва иностранцев. В модернизирующихся странах национализм это -идеология этноцентризма и практика этнократических движений, стремящихся к созданию самостоятельных этнически гомогенных государств. В некоторых из этих стран национализм принимает форму государственной идеологии, выражающей и защищающей интересы нации как гражданской общности.
Национализм также обнаруживает себя в идеологии различных политизированных этногрупп или наций как гражданских общностей. Всплеск национализма с одной стороны, был связан с распадом СССР, который привел к росту национального самосознания населяющих его народов, а с другой – с теми процессами, которые развернулись на постсоветстком пространстве. Неустойчивость демократи-• ческих традиций и противоречивость реализации принципов рыночной экономики привели к девальвации государственной идеологии. В многонациональных странах поиск стабильных оснований развития начал осуществляться в направлении этнической идентичности. Этническая принадлежность в трансформируемом обществе выступает мощной консолидирующей силой.Национализм – идеология и политика подчинения одних наций другим, проповедь национ. исключительности, разжигание вражды, недоверия, конфликтов между народами; система верований и символов, выражающая идентификацию с определенным национальным сообщесвом.

Читайте также:
Тоталитаризм - определение, характерные черты, плюсы и минусы

Экстремизм. 1) Радикальный ислам. 2) Радикальный католизм. 3) Фашизм. Цель – получение материальных ценностей.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Государственные символы России – герб, описание флага РФ и обозначение

Раньше двуглавый орел считался одним из символов Византийской империи. Российским гербом он стал только в XV веке, когда царь Иван III женился на родственнице последнего византийского императора Константина XI — Софье Палеолог. Впервые орел встречается на оборотной стороне государственной печати Ивана III.

В последующие годы герб видоизменялся: менялись цвета, положение крыльев и количество корон. Во времена советской власти герб не использовали, поскольку большевики считали его символом самодержавия. Восстановили его в 1993 году — после распада СССР.

Современный двуглавый орел золотой, над его головой — три короны: две маленькие и одна большая. Они символизируют суверенитет как всего государства, так и отдельных субъектов. А скипетр и держава, которые орел держит в лапах, в наши дни олицетворяют не самодержавие, а русскую государственность. В красном щите на груди птицы изображен всадник, поражающий копьем дракона, — Георгий Победоносец. Этого святого с древности считали борцом со злом и защитником Отечества.

Бело-сине-красный флаг в источниках впервые упоминается во времена царствования Алексея Михайловича. В 1667 году его подняли на первом русском корабле «Орел». А самым древним сохранившимся образцом считается флаг, который в 1693 году Петр I поднял на судне «Святой Петр». На фоне трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов был вышит золотой двуглавый орел. Сейчас этот флаг хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

В 1709 году Петр I издал указ, по которому все торговые суда должны были поднимать такой флаг, но без герба. Однако государственным флагом он стал только в 1896 году, при Николае II. После Октябрьской революции советские власти заменили его красным знаменем с золотыми буквами РСФСР, а в 1924 году — полотнищем с серпом и молотом. После распада СССР официальным символом вновь стал триколор.

Историки выдвигают несколько версий, почему используются именно такие цвета. По одной из них, во времена Российской империи белый цвет символизировал свободу, синий — Богородицу, которая своим покровом оберегала всю страну, а красный — державность государства. По другой теории, белая полоса означала мир, чистоту, совершенство; синяя — верность, веру, стабильность; красная — кровь, пролитую за Россию, а также энергию и силу.

Раньше двуглавый орел считался одним из символов Византийской империи. Российским гербом он стал только в XV веке, когда царь Иван III женился на родственнице последнего византийского императора Константина XI — Софье Палеолог. Впервые орел встречается на оборотной стороне государственной печати Ивана III.

В последующие годы герб видоизменялся: менялись цвета, положение крыльев и количество корон. Во времена советской власти герб не использовали, поскольку большевики считали его символом самодержавия. Восстановили его в 1993 году — после распада СССР.

Современный двуглавый орел золотой, над его головой — три короны: две маленькие и одна большая. Они символизируют суверенитет как всего государства, так и отдельных субъектов. А скипетр и держава, которые орел держит в лапах, в наши дни олицетворяют не самодержавие, а русскую государственность. В красном щите на груди птицы изображен всадник, поражающий копьем дракона, — Георгий Победоносец. Этого святого с древности считали борцом со злом и защитником Отечества.

Бело-сине-красный флаг в источниках впервые упоминается во времена царствования Алексея Михайловича. В 1667 году его подняли на первом русском корабле «Орел». А самым древним сохранившимся образцом считается флаг, который в 1693 году Петр I поднял на судне «Святой Петр». На фоне трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов был вышит золотой двуглавый орел. Сейчас этот флаг хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

В 1709 году Петр I издал указ, по которому все торговые суда должны были поднимать такой флаг, но без герба. Однако государственным флагом он стал только в 1896 году, при Николае II. После Октябрьской революции советские власти заменили его красным знаменем с золотыми буквами РСФСР, а в 1924 году — полотнищем с серпом и молотом. После распада СССР официальным символом вновь стал триколор.

Историки выдвигают несколько версий, почему используются именно такие цвета. По одной из них, во времена Российской империи белый цвет символизировал свободу, синий — Богородицу, которая своим покровом оберегала всю страну, а красный — державность государства. По другой теории, белая полоса означала мир, чистоту, совершенство; синяя — верность, веру, стабильность; красная — кровь, пролитую за Россию, а также энергию и силу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: