Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы кратко читать

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

21.07.2019

“Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича”

Жанр: древнерусская летопись

Главные герои “Подвига отрока-киевлянина” и их характеристика

  1. Отрок-киевлянин. Молодой юноша, храбрый, находчивый, патриот.
  2. Претич. Воевода. Хитрый и изворотливый.
  3. Князь печенегов. Трусливый, расчетливый.
  4. Святослав. Князь киевский. Жаждет славы.

План пересказа “Подвига отрока-киевлянина”

  1. Осада Киева
  2. Бедственное положение
  3. Смелый отрок
  4. Через лагерь
  5. Решение Претича
  6. Русские ладьи
  7. Испуг печенегов
  8. Слова Претича
  9. Письмо к Святославу.
  10. Возвращение Святослава

Кратчайшее содержание “Подвига отрока-киевлянина” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда был Святослав на Дунае, осадили Киев печенеги и настал в городе голод.
  2. Вызвался отрок переплыть Днепр и к русскому войску добраться.
  3. Пробежал он через лагерь печенегов и в реку бросился.
  4. Решил Претич к Киеву плыть, а печенеги увидели ладьи и испугались.
  5. Схитрил Претич, сказав, что следом Святослав идет, и князь печенегов мира запросил.
  6. Написали Святославу письмо с упреками, вернулся князь и прогнал печенегов.

Главная мысль “Подвига отрока-киевлянина”
Не чужую землю воевать надо, а родную защищать.

Чему учит “Подвиг отрока-киевлянина”
Повесть учит любить Родину, быть патриотом, не жалеть за свою землю собственной жизни. Учит воевать не числом, а умением, применять воинскую хитрость. Учит смелости и отваге.

Отзыв на “Подвиг отрока-киевлянина”
Мне очень нравится это древнерусская летопись. Настоящими героями показали себя безвестный отрок, сумевший переплыть Днепр, и воевода Претич, с малыми силами сумевший обмануть печенегов.

Пословицы к “Подвигу отрока-киевлянина”
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
За родной край и жизнь отдай.
Не числом дерутся, а умением.
Хитростью силу побеждают.

Читать краткое содержание, краткий пересказ “Подвига отрока-киевлянина”
Случилось это в лето 6476 года. Пришли на Русь печенеги, а Святослав был на Дунае. Затворилась Ольга с детьми в Киеве, и обложили Киев печенеги.
И нельзя было выйти из города и даже воды набрать. А напротив, на другом берегу реки стояло русское войско, но не знали в нем, что творится в Киеве.
И кликнули в городе клич, искали храбреца, который отважился бы отправиться к войску и рассказать им о бедственном положении осажденных.
Вызвался некий отрок. Взял в руки уздечку и бросился через стан печенегов. Он умел говорить по-печенежски, и на бегу спрашивал врагов, не видел ли кто коня. Печенеги его за своего принимали, а отрок добежал до Днепра, сбросил одежду и пустился вплавь.
Поняли тут печенеги, что обманул их отрок, стали из луков стрелять, но поздно было. Приняли отрока в ладью русскую, доставили на тот берег.
Рассказал отрок, что если к горожанам на помощь рать не придет, сдастся Киев.
И сказал воевода Претич, что выйдут они завтра на ладьях к Киеву и увезут Ольгу с детьми.
Рано утром отправились ладьи к Киеву и затрубили в рога. Испугались печенеги, решили, что то сам Святослав идет, и бросились прочь от города. А Ольга вышла из стен киевских навстречу ладьям.
Увидел это печенежский князь и крикнул Претичу, спросил, кто идет. А воевода ответил, что воин он княжеский, и следом сам Святослав идет с неисчислимыми полками.
Услышал это князь печенежский и предложил Претичу мир. Обменялись они оружием и отступили печенеги от города.
А киевляне письмо Святославу написали с упреками. О том, что ищет тот славы в чужой земле, а свою покинул. И если не вернется он, то заберут печенеги всех в полон, и не будет у Святослава ни жены, ни детей, ни Родины.
Узнал про то Святослав, вернулся в Киев, обнял родных своих, и прогнал печенегов. И наступил мир.

Краткий пересказ Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича

Напали печенеги на город Киев, пока князь Святослав уехал, так что ни выйти из города нельзя было, ни зайти. Княгиня Ольга с внуками и все жители думали, как им обратится за помощью к дружине,которая на другом берегу.

Один отрок решается идти. Так как он знал язык печенегов, то ему удается пройти через них и проплыть реку. Там он просит дружину помочь и воевода Претич, приходит к городу, говорит печенежскому князю, что за ним идет множество воинов во главе с самим Святославом, что пугает печенегов и они уходят.

Когда возвращается Святослав, то он прогоняет печенегов дальше и царит снова мир.

Таково краткое содержание этого небольшого предания.

Від часу створення трагедії В. Шекспіра «Ромео і Джульєтта» минуло не одне століття, але до цього часу глядачі хвилюються, стежачи за долею закоханих із Верони, а актори, що отримали роль у трагедії, сприймають це як найяскравішу подію у своєму творчому житті. «Ромео і Джульєтта» (1595) належить до першого етапу творчості видатного драматурга, коли письменник створює в основному ліричні комедії. У двох же трагедіях (друга, крім названої,- «Юлій Цезар»), незважаючи на велику кількість похмурих сцен, перемагає все ж світла основа, перемогу святкують честь і справедливість.

Головні герої «Ромео і Джульєтти» молоді, чисті серцем, живуть відчуттям величезної радості буття, а потім – безмежного щасливого почуття. Оптимізм автора в цей період його творчості виявляється сильнішим за людиноненависництво і користолюбство.

Основний леймотив трагедії – розвінчання світу феодальних відносин, ворожих людині, таких, що спотворюють її природні почуття. Ворожнеча вельможних родин Монтеккі і Капулетті, від якої страждає вся Верона, тому що вона розлючує жителів міста, робить загальне життя нестерпним. Крім того, ця ворожнеча являє собою фікцію захисту родинної честі, яку немовби захищають обидва табори. Можливо, колись цей конфлікт і мав реальну підставу, але зараз навіть пам’ять про нього щезла. Ця ворожнеча – пережиток давнього, проте воно ще має силу і здатне заважати утвердженню нової моралі, нового порядку.

Таким чином, у трагедії стикаються дві суспільно-моральні сили: дух феодальної жорстокості й помсти і принципи кохання, гармонії прийдешньої епохи Відродження. Але передусім «Ромео і Джульєтта» – найвизначніший гімн коханню. Юнак і дівчина з ворогуючих родин полюбили одне одного. Їх кохання – не тільки пристрасне почуття, яке не визнає ніяких перешкод, але й почуття, що нескінченно збагачує душу. Шекспір дуже поетично показує народження й розвиток цього високого почуття. Ось Ромео бачить Джульєтту на балу, і її краса вразила юнака:

Читайте также:
Зима недаром злится - анализ, размер стиха, жанр, основная тема

Ее сиянье факелы затмило. Она подобна яркому берилу В ушах арапки… Любил ли я хоть раз до этих пор? О нет! то были ложные богини, Я истинной красы не знал доныне!

Нічна сцена в саду, коли Джульєтта, сидячи біля вікна, мріє про Ро-мео, а він стоячи внизу, чує її зізнання, і їх наступна бесіда, під час якої вони порозумілися,- важко знайти у світовій літературі епізоди, що дорівнюють цьому за силою виявлення почуттів.

Кохання перетворює героїв. Ніколи не вибачив би дотеперішній Ромео пихатому Тібальду в’їдливість і грубість. Люблячий Ромео стає терплячім. Кохання робить його розсудливим і по-своєму мудрим. Тільки коли Тібальд накидається на добродушного Меркуціо, Ромео береться за зброю. Джульєтта по-дитячому безпосередня й відверта. Її почуття ще дрімають. Покохавши Ромео, вона починає краще розумітися на людських взаєминах – краще, ніж її батьки, які бажають бачити нареченим Джульєтти вельможного Париса. Адже ще деякий час тому вона була ладна придивитися до Париса. І, можливо, якщо б не сталася зустріч із Ромео на балу, відбувся б ще один шлюб, досить щасливий, на підставі доччиної слухняності перед бажанням батьків. Але Джульєтта визнає за краще вмерти, ніж одружитися з нелюбим. Дівчина першою починає розмову про одруження, у її

Словах, звернених до обранця, відчувається душевна зрілість і гідність люблячої жінки:

Повір мені, і я вірніша буду, Ніж ті, що хитро удають байдужість.

Те, що Джульєтті лише тринадцять років, ще раз доводить: великі почуття доступні й юним душам. «Любви все возрасты покорны»,- скаже про це пізніше геніальний російський поет. Відданість коханому, віра в Ро-мео, рішучість, горде усвідомлення власної правоти – усе це робить Джуль-єтту найяскравішим символом найпрекраснішого людського почуття.

Герої боряться за право вільного вибору в коханні, однак вони оточені сліпою й ненависною ворожнечею. Із тією ж рішучістю, з якою Джульєтта п’є снодійне зілля, що запропонував їй чернець Лоренцо,- береться вона і за кинджал, тому що знала: коханий наклав на себе руки, бо переконався у її смерті. Розділити з ним його долю – у цьому вбачала Джульєтта свій обов’язок. Дівчина гине, тільки-но зазнавши щастя кохання, про яке мріяла і яке виплекала у своєму серці. Без Ромео життя втрачає смисл, бо двічі кохати неможливо…

Кохання Ромео і Джульєтти – нестримне, чисте й героїчне – триває лише декілька днів і протистоїть давнім поглядам і відносинам середньовічної закляклості, під владою якої перебувають Капулетті й Монтеккі. Це справжній бій за вільне життя й права людини. Трагічна загибель дітей примирила нарешті ворогуючі родини, але якою ціною! Своєю смертю закохані немовби купують перемогу нового життєвого принципу – принципу миру, дружби, кохання. Горе втрати примушує Монтеккі і Капулетті зрозуміти, що безглуздою ворожнечею вони знищили власне майбутнє. У загибелі закоханих народжується нова істина: людські почуття святіші й значніші за вікові станові забобони. Так було й так буде завжди, доки живе людина.

Двое компаньонов, Сэр Джон Уильярд и мистер Блайнбер в ходе раскопок, которые они производили в Египте, обнаружили захоронение фараона Мен-Хен-Ра. Оказалось, что гробница принадлежала фараону Мен-Хен-Ра, одному из мрачных царей Восьмой Династии, при которой начался закат Древнего Египта. .

археологи умирают от казалось бы естественных причин, а затем в Нью-Йорке заканчивает жизнь самоубийством племянник Блайнбера. Пресса тут же тиражирует статьи о проклятиях гробниц и мести оскорблённого фараона. Вдова сэра Уильярда, опасаясь за жизнь своего сына, который находится на раскопках и продолжает дело отца, обращается к детективу Эркюлю Пуаро за помощью

Джон Уильярд — археолог
Мистер Блайнбер — археолог
Мистер Шнайдер — эксперт музея Метрополитен

Жертвы, покончившие жизнь самоубийством

Доктор Эймс — доктор, он же и убийца
Рупер Блайнбер — племянник мистера Блайнбера

Жумбактас

Жила-была Пожарная Машинка. Она был совсем новая, красная, блестящая и очень красивая. Машинка только совсем недавно приехал из завода и была самой красивой в пожарной части.
Когда в городе случался какой-нибудь парад, смотр или другое торжественное мероприятие, Пожарная Машина всегда была в первых рядах, и красовалась перед фотокамерами и журналистами.
Бывало приедет в пожарную часть после очередного такого праздника, заедет в свой гараж, прикроет устало фары и говорит:
– Ах, как я сегодня устала. Как утомляют это постоянное внимание, суматоха. Нужно всегда быть в форме, всем улыбаться, правильно позировать. Это так все трудно.
Старые пожарные машины смотрят на нее, улыбаются и кивают легонько головами. Куда им, с их выгоревшими боками и поцарапанными кабинами понять, как нелегко быть красивой.
Так продолжалось несколько месяцев. Пожарная Машина так привыкла к всеобщему вниманию, что если несколько дней никто не приходил любоваться ее красотой, она начинала хандрить.
Как то раз, прямо посреди ночи в пожарной части послышался тревожный вой сирены.
– Пожар! Пожар! – слышалось со всех сторон.
Пожарная Машинка проснулась от шума, и выглянула из гаража. Старые пожарные машины одна за другой словно по команде выезжали из части, включали сигнальные маячки и уезжали в ночь.
– Эй, – крикнула Пожарная Машина. – А мне что делать? Мне куда ехать?
Самая старая пожарная машина, которая заканчивала набирать воду, обернулась и посмотрела на нее.
– Ты тут оставайся. Это пожар, а не парад. Еще запачкаешься.
И укатила за всеми остальными.
– Как это тут? – Возмутилась Машина. – Там же весь город соберется. И журналисты будут. А я тут, одна? И меня никто не увидит?
Она резко рванула из гаража и со всего духа помчалась следом.
Когда Пожарная Машина прибыла на место пожара, там уже вовсю трудились остальные машины. Одни поливали водой огонь на нижних этажах, а другие вытащили свои длинные лестницы и спасали людей из верхних этажей.
«Что же мне делать?» – испуганно думала Пожарная Машина. Она совсем забыла, чему учили ее в школе пожарных машин. Она же все время только ездила по парадам, да красовалась на смотрах.
– Эй, ты! – Услышала она вдруг под самым ухом. – Давай быстрее сюда, тут надо остановить огонь!
Пожарная Машинка послушно поехала в указанное место. Прямо в лицо ей дунул обжигающий воздух. Машина страшно испугалась: так ведь может облезть ее блестящая краска!
– Чего стоишь?! – Опять закричал тот же голос, – Туши!
Бедная Пожарная Машина совсем растерялась. Она смотрела по сторонам, чтобы понять, как надо тушить. Вот рядом машина достает шланг, и мощная струя воды сбивает пламя. Ага. Пожарная Машина тоже потянулась за шлангом, и когда вода уже должна была хлынуть на огонь, из шланга послышалось только громкое бульканье и шипение.
– Ты что, воды не набрала?! Эй! Отъедь! Только время на тебя потратил!
Несчастная Машина грустно отъехала назад, и, сгорая от стыда, спряталась за огромным грузовиком с песком.
На утро все машины вернулись в пожарную часть. Они все были грязные, у некоторых были обгоревшие бока, и там слезла краска, у некоторых треснули стекла и лопнули шины. Только Пожарная Машина была вся чистая, целая и красивая.
Следом за машинами в часть ввалились журналисты с фотокамерами. Они обступили героев, и наперебой задавали им вопросы. Один из них кинулся также и к нашей Пожарной Машине, но услышал за спиной уже знакомый голос:
– С этой даже разговаривать не стоит – это та, у которой воды не было. Она только посмотреть ездила. Думала, наверное, что парад будет.
Все журналисты дружно захихикали. И никто даже не подошел к ней.
Весь день Пожарная Машина не выезжала из своего гаража. А под вечер она тихонько подъехала к своей соседке с треснутым лобовым стеклом, и попросила ее научить тушить пожар.
Машина улыбнулась и сказала:
– Конечно, научу. Правда, тебе придется хорошенько постараться. Надо будет много тренироваться. И у тебя уже не будет времени ездить на парад, да и краска может облезть.
Пожарная Машина потупилась и тихо ответила:
– Я не хочу больше на парад. Я уже поняла, что главное, не то какая ты есть, а то, что ты делаешь.

Читайте также:
Петя Трофимов характеристика персонажа пьесы А.П. Чехова "Вишнёвый сад"

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича (5 класс, Коровина, 1 часть, стр. 51-53)

Читаем древнерусскую летопись

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок-киевлянин по сути спас Киев, рискуя своей жизнью, он вовремя передал на другой берег Днепра весть о том, что киевляне готовы сдаться печенегам, так как страдают от голода и жажды. У воеводы Претича не было другого выхода, как попытаться спасти княгиню Ольгу с внуками, и он для этого пошел на хитрость, запугав печенегов, что князь Святослав со своими несметными полками рядом, а здесь только передовой отряд.

2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в тексте?

«И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и сто­яли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали. », «И сказал один отрок. », «И ответили ему. », «А тот ответил ему. », «А ты не князь ли?».

Повторяющиеся союзы придают тексту напевность, былинность, торжественность. Они придают тексту ритм и являются средством выразительности.

3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается миром, потому что Святослав, узнав о произошедшем, тут же поспешил домой, собрал войско и выгнал печенегов с родной земли. Для автора мир – это самая дорогая ценность, которую надо беречь и защищать. Именно за то, что Святослав оставил Киев с жителями, матерью и детьми без защиты, а сам уехал куда-то воевать, автор осуждает князя. Мы это читаем в словах: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней забо­тишься, а свою покинул».

Хитрость Претича автор понимает, ведь ложь воеводы спасла жителей Киева. Подвиг отрока-киевлянина автор описывает сдержанно, но в действиях мальчика отражается героизм, потому что пойти на верную смерть может не каждый человек.

Размышляем о героях литературы древней Руси

1. Какое положение занимают герои прочитанного вами лето­писного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость во­еводы Претича»?

Все основные герои, названные в произведении по имени, занимают высокое положение: Святослав – князь киевский, Ольга – его мать, Претича – воевода. А вот человек, совершивший настоящий подвиг, отрок-киевлянин – простой горожанин.

2. Как вы понимаете слова учёного, исследователя древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси»? За что мы должны быть благодарными и как это мо­жет проявляться (в каких делах, поступках)?

Мы должны быть благодарными людям Древней Руси, потому что они сохранили для нас нашу страну. О них писались летописи, повести и жития, потому что они были людьми необыкновенными, совершавшими духовные и ратные подвиги ради людей и Руси. Наша благодарность будет не на словах, а на деле, когда мы будем жить и всегда поступать, осознавая, что мы дети России, что мы должны быть вместе и жить не только для себя, но и для всех людей.

3. Д. С. Лихачёв говорит, что литература Древней Руси повество­вала только о том, что было, существовало в прошлом, и что «прошлое должно служить современности». Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока-киевлянина «слу­жить современности»?

Читайте также:
Лошадиная фамилия, Чехов: читать онлайн бесплатно

Повествование о подвиге отрока-киевлянина является примером самоотверженности и мужественности, тех качеств, которые необходимы людям во все времена. На примере таких подвигов воспитываются и закаляются души молодых людей.

Обогащаем свою речь

1. Вспомните, какими словами начинается повествование о под­виге отрока-киевлянина.

Повествование начинается с даты события: «В лето 6476 (968)».

2. О чём говорят первые слова этого повествования?

Первые слова нам говорят, что летоисчисление на Руси велось от сотворения мира. Далее мы узнаем, что в этот год печенеги впервые пришли на Русь, а князь Святослав в это время находился далеко от Киева.

3. Прочитайте диалоги с отроком. Что для них более характерно (краткость, напевность и т. д.)? Какие ещё особенности по­вествования вы заметили?

Диалоги с отроком очень краткие. Повествование по стилю очень похоже на евангельский текст. Здесь нет описаний, характеристик, переживаний – даются только действия. Строгость повествования как бы говорит о достоверности, непредвзятости.

4. Как вы понимаете слово «отрок»? Составьте предложение с этим словом.

Слово «отрок» можно назвать синонимом слова «подросток». В любом случае это очень молодой человек. В Древней Руси отроками называли и самых молодых членов дружины князя.

Учитель истории был сегодня в хорошем настроении: «Ну что, отроки, готовы к уроку? Кто пойдет к доске?»

5. Подберите синонимы к словам: отрок, осада, дружина.

Отрок – подросток, тинейджер, юнец, мальчик, парнишка

Осада – блокада, окружение, сидение

Дружина – отряд, рать, войско

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите репродукцию картины А. Иванова «Подвиг мо­лодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя.

Картина А. Иванова написана не позднее 1810 года, в то время в живописи еще очень часто художники следовали традициям классицизма, которые основывались на античных сюжетах и отражали гражданственность и патриотизм людей. Вот и здесь мы видим героя картины, который более похож на греческого или римского юношу, чем на киевского отрока. Художник не придерживается исторической точности в изображении деталей, для него главное – передать переживания мальчика и враждебность ситуации, в которой он оказался.

2. Какие краски использовал художник? Какие особенности си­туации и характера героя ими передаются?

Художник использовал два основных цвета: оттеки черного и красный. На картине мы видим момент, когда отрок пробегает через стан врагов с уздечкой в руке (ведь он всех спрашивает о пропавшем коне). Юноша пробегает мимо русского воина, умирающего от ран: одна стрела торчит из груди, вторую витязь держит в руке. Русич с надеждой смотрит на отрока. И красный цвет, символизирующий здесь и кровь, и правоту, и подвиг, мы видим только у воина, отрока (красная накидка) и вечерней зари над русской землей. Все остальное во мраке. Молодой киевлянин торопится, его накидка развевается, он сосредоточен, встревожен, но страха на его лице нет. Даже если он и боится, то не за свою жизнь, а за весь Киев.

Фонохрестоматия

1. Вы прослушали рассказ о тревожных военных событиях, угрожавших городу Киеву разорением, жителям погибелью.

Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, читающий текст, не дают волю чувствам. Как вы думаете почему?

Летопись – это фиксирование исторических фактов. Летописец должен быть беспристрастным, поэтому в тексте нет никаких описаний, а лишь действия и слова людей, поэтому читать с интонацией текст, написанный нейтрально, просто невозможно.

2. Но в одном месте спокойно-торжественное повествование всё же прерывается призывно-взволнованным обращением к князю Святославу: «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул. » Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Лишь один раз во всем тексте автор позволяет себе написать эмоционально: когда посланные из Киева люди обращаются к Святославу. В их словах слышится упрек, боль и обида, поэтому актер и читает эти строки с эмоциональным накалом, который заключен в самом тексте.

3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Основная мысль произведения заключена в последних словах, главным из которых является «мир». Но мир хрупок, его нужно оберегать. Если бы не отрок и воевода, Киев был бы разорен, а княгиня Ольга с внуками оказались в плену. Автор как бы в наставление всем князьям, упрекая Святослава в самоуверенности и желании расширить границы княжества, говорит о необходимость нести ответственность за людей и служить людям, за которых отвечаешь перед Богом, тем более что среди них есть такие, как отрок, готовые отдать жизнь за спасение многих.

4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о под­виге отрока-киевлянина.

– Мне не дает покоя один вопрос: откуда мальчик мог знать печенежский язык? Может, все это выдумка?

– Даже если это и выдумка, то только в том, что мальчик мог говорить по-печенежски. Остальное – правда. И история тому свидетель. За все последующие века разве мало было таких мальчишек, которые спасали людей, жертвовали своими жизнями ради других?! Особенно в военное время. Разве ты не слышал о пионерах-героях, погибших на Великой Отечественной войне, совершая подвиги?

– Убедил! Меня смутила фраза в самом начале, что печенеги впервые пришли на Русь. А сейчас я подумал, что это ведь они с войной первый раз пришли, а так, может, торговля какая была, может, кто-то из печенегов даже в Киеве жил, поэтому отрок и мог знать печенежский язык.

Краткое содержание летописи подвиг отрока киевлянина. Народное – подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича

ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА». ЧЕРТЫ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ

Цели деятельности учителя: дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи, ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока. »; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.

Читайте также:
Полтава - краткое содержание поэмы, история создания, план, сюжет

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.

I. Вступительное слово учителя.

В Х веке на Русь приходит новая вера – христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.

Прежде всего князь Владимир приглашает в Россию ученых филологов из Болгарии – братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность постепенно угасала.

С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.

Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в ХI в. появляются сочинения древнерусских писателей, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» – ХII в., различные «Жития. »

Заканчивается период древнерусской литературы в ХVII в.

«Повесть временных лет» – первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.

Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.

II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» по Л. Дмитриеву (учебник, с. 47).

III. Работа над вопросами и заданиями учебника «Проверьте себя» (с. 47).

IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.

Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?

2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?

3. Что помогло строку справиться с заданием воеводы?

4. Какие черты характера вы увидели в строке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)

5. Какая тема пронизывает это произведение?

Любовь к Родине – вот основная тема повести. Все герои сплотились, все преследуют одну цель – прогнать врага с род ной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость. После чего их действия увенчались успехом.

VI. Составление цитатного плана.

План (примерный):

1. «Пришли. печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце. »

2. «. затворилась Ольга в Киеве со внуками. »

3. «Осадили печенеги город. »

4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону. »

5. «Вышел отрок с уздечкой».

6. «Сообщил о беде дружине».

7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».

8. Хитрость Претича.

9. «И подали они друг другу руки. » (Претич и печенежский князь.)

10. «. послали киевляне к Святославу. »

11. «Святослав. сел на коня и пришел в Киев с дружиною прогнал печенегов. и был мир. »

VII. Пересказ повести по плану.

VIII. Наблюдение над языком повествования.

Разбор вопроса 2 (учебник, с. 51).

IX. Работа над репродукцией картины художника А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».

Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится, совпадает ли их представление героя с видением художника).

Х. Обобщение.

Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева – «Прошлое должно служить современности!» (с. 51, учебник).

Домашнее задание: на усмотрение учителя.

Древнерусская литература. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Возникновение русской литературы относится к концу 10 века, когда на Руси после принятия христианства появились книги, предназначенные для проведения церковных служб. Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения, написанные в 11 – 17 веках.

Начало древнерусской литературы связано с принятием христианства на Руси, с церковным богослужением и проповедничеством. Первые слушатели произведений – знатные люди, собравшиеся в главном храме города.

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 988 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.

Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.

В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве, при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.

Слово «летопись» произошло от двух слов: «лето», т.е. год, и «писать». Таким образом, летопись – это сочинение, где повествование излагается в хронологическом порядке. Повествование начиналось словами «В лето. » (т. е. «В год. ») – отсюда и название летопись.

Читайте также:
Мечта и реальность в романе Мастер и Маргарита, примеры и аргументы

Составители летописей считали себя не авторами, а лишь регистраторами происходящих событий. Поэтому они крайне редко упоминают о себе. Чаще всего древнерусским летописцем был учёный монах.

В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор исправляет, дополняет первые редакции летописи, которая получает название по своим первым строчкам – «Повесть временных лет».

«Повесть временных лет» объединила в себе самые разные материалы – библейские истории, сведения о древних славянах, легенды о первых князьях Древней Руси, тексты договоров Руси с Византией, повести о княжеских междоусобицах, церковные поучения, сочинения о первых монахах Киево-Печерского монастыря.

Перед составителем «Повести временных лет» стояла цель не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов.

Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племён. В «Повести. » подчёркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности, созданной в 9 веке братьями Кириллом и Мефодием.

Летописец обращается к истории первых русских князей, повествует о деяниях их потомков. Из летописи видно, как складывается и крепнет Древнерусское государство, как расширяются его границы, как слабеют его враги.

С середины 11 века Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Начались межкняжеские конфликты, чем пользовались воинствующие соседи Руси. Всё это не могло оставить летописцев равнодушными, и они призывали князей объединиться ради спасения Руси.

В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

Одной из повестей, входящих в состав «Повести временных лет», является повествование о подвиге отрока-киевлянина.

Повествование начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.

В начале повести упоминается князь Святослав, который был очень деятельным князем, освободил вятичей от власти хазар, отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси. В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники – печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.

Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди – «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.

Отрок (так называли княжеского слугу) вызвался перебраться через Днепр, но для этого ему нужно было пройти через стан печенегов. Если бы печенеги узнали, что он киевлянин, то юношу ожидала бы неминуемая смерть. Юноше, который умел говорить по-печенежски, удалось добраться до отряда воеводы Претича.

Претич на следующее утро со своим небольшим отрядом отправился в Киев. Он сказал печенежскому князю, что возглавляет передовой отряд войска Святослава, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Святослав же возвращается с чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчёркивает, что самое главное для человека – это мир.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрелами переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

В «Повесть временных лет» входят и другие народные предания, главными героями которых являются простые русские люди, совершающие подвиги и рискующие собственной жизнью ради спасения Родины.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина являет собой пример мужества и самоотверженности, проявленной ради спасения родной земли.

Литература. 5 класс

Конспект урока

«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. летопись как литературный жанр;
  2. события, описанные в отрывке из летописи «Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»;
  3. мотивы действий героев и их образы;
  4. монах Нестор;
  5. исторические события времён Киевской Руси.

Летопись – свод записей об исторических событиях

«Повесть временных лет» – литературный памятник, описывающий становление древнерусского государства

Киев – столица древнерусского государства

Святослав – великий князь, правил Киевом в 957-972 гг., совершил много военных походов, заключил договор с Византией

Печенеги – кочевые племена, совершавшие набеги на Русь

Воевода – предводитель дружины

Дружина – отряд воинов на службе у князя

Воевода Претич – великий воевода, хитростью помог спасти Киев от печенегов

Отрок – подросток, переплывший Днепр и предупредивший дружину о нападении печенегов

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. «Литература. 5 класс» Учебник. В 2-х частях. ФГОС— М. : «Просвещение», 2015. Ч.1 – 304 с.; Ч.2 – 304 с.

2. Коровина В. Я. Учебник – Литература // Журавлёв В. П., Коровин В. И.– в 2-х частях – 2-ое издание – Москва, Просвещение, 2013 – стр. 303

Дополнительная литература:

Читайте также:
Характеристика Гринева в повести "Капитанская дочка", описание внешности Петра, жизненный путь главного героя, основные черты, рыцарство, дорога чести, судьба, речь

1. Дёмина Е. Н. Повесть временных лет // Перевод: Лихачёв Д. С. – серия классика / подарочное издание – Москва, ОлмаМедиаГрупп / Просвещение, 2015 – стр. 304

2. О. М. Гладкова Первые книги Святой Руси – Москва, Даръ, 2005 – стр. 560

3. Акунин Борис Повесть временных лет. Галицко-Волынская летопись (сборник) // Перевод: Лихачева О. П., Творогов О. В.– Москва, АСТ, 2014 – стр. 304

Открытые электронные ресурсы:

1. Информационно-образовательный портал Гдз-класс.pф URL: http://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/load/5_klass/5 (Дата обращения 03.06.2019)

2. Информационно-образовательный портал Hiztory.ru URL http://hiztory.ru/rus/rus.html (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Считается, что первые, рукописные исторические хроники стали создаваться в конце X века. Именно в это время иноки в монастырях стали вести записи – летописи.

В этих хрониках отражались и повседневные события, например, какой был урожай в этом году или сколько собрано пожертвований; описывались удивительные явления природы, например, солнечные или лунные затмения, а также – выдающиеся военные походы князей, или вражеские набеги на русскую землю.

Монах Нестор жил в Киево-Печерском монастыре (Лавре) на рубеже XI–XII веков. Его называют первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первым памятником древнерусской письменной литературы.

Летопись – это жанр древнерусской литературы, представляющий собой хронику исторических событий.

Разумеется, монах не мог быть свидетелем всех событий, описанных в этой летописи. Он, как и многие иноки, переписывал то, что было написано до него. Ведь печатный станок ещё не был изобретен, и создать ещё одну книгу можно было только тщательно переписав предыдущую.

Иногда переписчики что-то добавляли от себя, приукрашали.

Первоисточники, с которых монах Нестор делал списки, до нас не дошли.

Исследователи отнесли рукопись «Повесть временных лет» к началу XII века.

Повествование начинается со слов «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

Старец Нестор рассказывает об истории становления Русской земли.

Название «Русская земля» упоминается в первых летописях в 6360 году (852 по современному календарю).

Когда русы подошли к Царьграду – столице Византийской империи, самому богатому и влиятельному государству в то время.

Защищать Царьград от нападения русских князей византийцам помогали печенеги – воины-кочевники.

Вы уже заметили, что события в «Повести временных лет» обозначаются двумя датами.

Дело в том, что в летописи летоисчисление велось от библейской даты, которая называлась сотворением мира.

В современном календаре точкой начала нашей эры является Рождество Христово.

Столицей древнерусского государства тогда был город Киев, располагавшийся на высоком холме над рекой Днепр.

Со всех сторон он был обнесён крепостной стеной.

Печенеги вынашивали планы по захвату Киева и ждали удобного момента.

И вот, в 6476 году (968), воспользовавшись тем, что князь Святослав отправился в поход, и его мать княгиня Ольга осталась в Киеве под охраной небольшой дружины, враг осадил город.

Согласно летописи, осада произошла, когда и этой небольшой дружины не было в городе. Войско защитников Киева находилось на другом берегу Днепра.

Княгиня Ольга попросила у горожан совета, как отправить послание о набеге князю и воеводе. Летописец делает акцент на этом обращении к народу – для него важен патриотический подъем, сплочение людей перед общей опасностью вне зависимости от их сословия. Патриотизм присущ многим историям из «Повести временных лет».

В опасную экспедицию отправляется подросток, умеющий говорить на печенежском. Юноша вышел из города и прикинулся, что потерял своего коня. Автор подробно останавливается на опасном пути киевлянина к дружине: вплавь через Днепр под стрелами печенегов. Каждым словом подчеркивается, что он не воин, что он не может противостоять захватчику, но делает все, чтобы спасти родной город.

Именно в этом и есть его подвиг.

Кульминация рассказа: встреча воеводы Претича, спешащего к стенам Киева, с печенежским ханом. Воевода – воин, он готов погибнуть, защищая родную землю. Так в чём его подвиг? Летописец и тут подробно рассказывает, что подвиг воеводы в том, что он не погубил напрасно свою дружину, а смог убедить противника в том, что за ним идут огромные силы князя. Несмотря на суровые времена, описанные в повести, мы видим, что воевода заботится о своих подчиненных, и наши симпатии, как и симпатии автора – на его стороне. Хотя в самом тексте никакими изобразительно-выразительными средствами эта симпатия не выражается.

Сам же князь Святослав всё время, пока разворачиваются события, как бы остается вне нашего поля зрения. Его возвращение в Киев стало развязкой. С одной стороны, это счастливый конец, потому что захватчики разгромлены, а с другой – никто не восхваляет князя. Наоборот, народ укорил его: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих».

Этот монолог народа, передает и нам авторскую оценку события, как бы сам летописец ни старался бы остаться беспристрастным.

Святослав – великий полководец и завоеватель, но его жажда славы и чужих земель могла погубить Киев. Не исключено, что здесь скрытый намёк на бесславную смерть князя Игоря, отца Святослава, которого убили во время сбора дани.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Повесть временных лет» – самый древний литературный памятник, дошедший до наших дней.

Летописи, исторические произведения XI-XVII веков, в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» – отсюда название – летопись. Это важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в летописи излагалась русская история от её начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, об их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с другими народами и странами. Вместе с тем летописи являются предвестниками художественной литературы, потому что в текстах часто проявляется авторская оценка событий.

Читайте также:
Митрофан - характеристика героя Недоросль, описание образа

«В Древней Руси имели огромное значение исторические сочинения: летописи, исторические повести, жития. Литература повествовала только о том, что, по мысли их авторов, было, существовало в прошлом, – вернее, происходило в прошлом, совершалось. Поэтому, для того чтобы показать значительность события, надо было его сравнить с большими событиями прошлого: ветхозаветного, новозаветного или с прошлыми событиями истории Древней Руси…

Героями литературных произведений Древней Руси были по преимуществу люди высоких иерархических положений: князья, иерархи церкви или “иерархи духа”; выдающиеся храбрецы или святые; люди, занимающие высокое положение, даже конкретно высокое… Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.

Прошлое должно служить современности!» (из книги Д. Лихачёва «Земля родная»)

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания/зачёркивания элементов

Подчеркните верный вариант ответа. Чего боялась княгиня Ольга и киевский народ?

Варианты: голода; холода; поражения князя Святослава; нападения печенегов; победы воеводы Претича.

Обучающийся должен вспомнить изученный материал и из представленных вариантов подчеркнуть верный. Он анализирует пройденный урок, вспоминает, какие исторические события описываются в «Повести временных лет», кого опасались правители Руси в то время, и находит нужный ответ. Задание основывается на материале, пройденном на уроке.

Правильный ответ: нападения печенегов.

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите правильный ответ, в чём заключался подвиг отрока-киевлянина.

В чём заключался подвиг отрока-киевлянина? Варианты:

– отрок в одиночку победил всех врагов-печенегов;

– отрок сам притворился печенегом, чтобы переплыть на другую сторогу реки и рассказать о беде киевским воинам;

– отрок разгромил печенегов вместе с воеводой Претичем.

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал, вспомнить, каким именно поступком восхищался монах Нестор, какую хитрость проявил отрок, почему дружина воеводы смогла защитить город, и на основании этих знаний дать ответ на вопрос. После прочтения всех вариантов ученик вспоминает, что отрок-киевлянин говорил на печенежском языке, и это позволило ему прикинуться чужаком.

Верный ответ: отрок сам притворился печенегом, чтобы переплыть на другую сторогу реки и рассказать о беде киевским воинам.

какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чем заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок-киевлянин вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие­ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от­ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Подвиг Отрока Киевлянина И Хитрость Воеводы Претича
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: “Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам”. И сказал один отрок: “Я проберусь”, и ответили ему: “Иди”. Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: “Не видел ли кто-нибудь коня? ” Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: “Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам”. Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: “Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав”. И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: “Кто это пришел? ” А тот ответил ему: “Люди той стороны (Днепра) “. Печенежский князь снова спросил: “А ты не князь ли уж? ” Претич же ответил: “Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество”. Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: “Будь мне другом”. Тот ответил: “Так и сделаю”. И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: “Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих? ” Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.

Читайте также:
Краткое содержание Что любит Мишка читать за несколько минут

Отрок-киевлянин вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие­ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от­ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Подвиг Отрока Киевлянина И Хитрость Воеводы Претича
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: “Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам”. И сказал один отрок: “Я проберусь”, и ответили ему: “Иди”. Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: “Не видел ли кто-нибудь коня? ” Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: “Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам”. Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: “Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав”. И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: “Кто это пришел? ” А тот ответил ему: “Люди той стороны (Днепра) “. Печенежский князь снова спросил: “А ты не князь ли уж? ” Претич же ответил: “Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество”. Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: “Будь мне другом”. Тот ответил: “Так и сделаю”. И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: “Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих? ” Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир. Пожалуйста я вам помогла. Надеюсь у вас всё получится) И получите петёрочку. Поки )))

Отрок-киевлянин вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Подвиг Отрока Киевлянина И Хитрость Воеводы Претича
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: “Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам”. И сказал один отрок: “Я проберусь”, и ответили ему: “Иди”. Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: “Не видел ли кто-нибудь коня? ” Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: “Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам”. Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: “Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав”. И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: “Кто это пришел? ” А тот ответил ему: “Люди той стороны (Днепра) “. Печенежский князь снова спросил: “А ты не князь ли уж? ” Претич же ответил: “Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество”. Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: “Будь мне другом”. Тот ответил: “Так и сделаю”. И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: “Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих? ” Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Мой рабочий день»️ примеры текстов и эссе

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Урок 6. Русская литература 5 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»”

Сегодня на уроке мы:

· поговорим о летописях Древней Руси;

· разберем летописное сказание «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

– Дедушка, – обратился однажды к дедушке Костя, – вот мы с тобой говорили о сказках. Они хранят в себе историю и быт нашей страны.

– Это верно, – согласился дедушка, – мы можем узнать из сказок наше прошлое.

– Но всё-таки сказки – это сказки, – продолжал Костя, – и изучать по ним прошлое нельзя.

– Конечно, нельзя, – ответил дедушка, – но по сказкам никто прошлое и не изучает. Для этого есть летописи и другие документы.

– Летописи? – удивился Костя. – А что это такое?

Летописи – это такие сочинения древних авторов, в которых описаны события, происходившие в давние времена, – объяснил дедушка. – Летописи создавались очень давно – во времена Древней Руси.

События в летописях записывали по годам. А так как в Древней Руси год назывался «лето», то и документы эти получили название летописей, то есть описания лет. Рассказ о каждом события начиналось словами «В лето …», указывался год, а дальше уже излагались сами события, делались комментарии к ним.

Писались летописи обычно при дворе князя или в монастыре, и назывались по месту написания: Киевская летопись, Новгородская летопись, Суздальская летопись, Владимирская летопись. Или же названия давались по имени писавшего: Лаврентьевская летопись.

Разные летописи по-разному изображают одно и то же событие, поэтому учёным приходится сравнивать летописи, чтобы выяснить, что же происходило на самом деле. Получалось это из-за того, что князю, в чьём княжестве писалась летопись, выгодно было себя выставить во всём правым, а соседа своего – виновным. Не говоря уже о том, какими жестокими выглядят в изображении придворного летописца бунтующие крестьяне.

Грамотных людей в те времена было немного, поэтому основными летописцами – людьми, писавшими летописи – были монахи. В монастырях обязательно учили грамоте и письму. Летописи писали на пергаменте – выделанной телячьей коже. На одну книгу уходило стадо телят до нескольких десятков голов. Для иллюстраций использовались дорогостоящие краски, иногда даже серебро и золото.

Монахи терпеливо день за днём выводили гусиными перьями буквы, разрисовывали страницы. Летописные миниатюры – так называются иллюстрации в летописях – не только украшают листы, но много дают для понимания происходивших событий. Работа эта была трудной и долгой. Недаром монах Киево-Печерского монастыря Нестор был канонизирован, то есть объявлен святым. До сего дня православная церковь поминает святого Нестора Летописца.

Чем же он прославился? Им была написана самая известная из всех древних летописей – «Повесть временных лет». Она не только самая известная, но и одна из самых древних. Написана была «Повесть временных лет» в ХІІ веке, около 1113 года в Киево-Печерском монастыре. Сам Нестор так говорит о назначении летописи:

«Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжть и откуда Русская земля начала быть».

Это вовсе не означает, что до Нестора никто ничего не писал, а на происходившее не обращали внимания. Он использовал для работы более древнюю летопись «Начальный свод», в котором цитировались ещё более ранние летописи. Но они не сохранились. Почему? Дело в том, что князья русских княжеств часто воевали между собой, а где война – там пожары и разрушения. Летописи гибли в огне, летописцы погибали или уходили из родных мест.

В «Повести временных лет» описывается всё, что случалось в стране: крещение Руси, взаимоотношение с другими государствами, войны князей между собой, народные восстания, борьба христианской церкви с язычеством и многое другое. Ничего не добавляя от себя, Нестор описывал только реальные события, используя для этого рассказы очевидцев, древние документы, церковные книги.

Читайте также:
Лиза характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", описание образа и характера, в кого влюблена, отношение к Молчалину, судьба, положение в обществе

Кроме исторических событий, в «Повести временных лет» есть различные предания, поучения для потомков, притчи, описание первых путешествий в дальние страны. Есть в ней и сказания.

Летописное сказание – это описание какого-нибудь отдельного события. Например, о пришествии в Русскую землю апостола Андрея, о приезде на Русь Рюрика с братьями, о крещении князя Владимира, о борьбе с извечными врагами Руси – кочевыми племенами хазар и печенегов и так далее.

Вот одно из сказаний «Повести временных лет» – «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». О чём оно? Десятый век, правление князя Святослава.

Князь-воин покинул Киев и ушёл завоёвывать чужие земли, а в это время печенеги осадили его «стольный град». Осада тяжела:

«И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды».

Молодой дружинник, рискуя жизнью, спасает город. Добраться до отряда воеводы Претича, передать призыв изнемогающих киевлян нелегко. Отрок безоружен, только уздечка в его руках. Он прекрасно понимает, что если печенеги разгадают его хитрость, то оружие ему не поможет, а так он просто среди «своих» ищет убежавшего коня.

«Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: “Не видел ли кто-нибудь коня?” Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего».

Не только знание языка помогает юноше. Главное – это любовь к родине, мужество, желание спасти погибающих соплеменников. Сожжённый город, смерть, пленение и рабство ждут осаждённых киевлян при падении Киева. Спасение родной земли, русских людей – вот что главное для отрока. Даже ценой собственной жизни.

Молодому дружиннику повезло: он добрался до отряда Претича целым и невредимым. Но у воеводы Претича, наверное, было не очень много воинов, если понадобилась хитрость для одоления врага. Только воевода не зря назначен воеводой. И с малым количеством людей он смог победить большое войско. Права пословица: «Воюют не числом, а умением»:

«Я… пришёл с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество».

Снятием осады с Киева война не закончена. Печенеги только отступили от города, но не ушли совсем. В любой момент они могут понять истинное положение дел, а уж тогда беды не миновать. Заслуженный упрёк посылают киевляне князю Святославу:

«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»

Стоит отметить обращение воеводы Претича к своим воинам после сообщения отрока о просьбе киевлян:

«Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав».

В отличие от молодого дружинника воевода думает не о городе и горожанах, а о себе. Видимо, князь суров не только с врагами.

В Киеве находятся мать и дети Святослава. Если с ними что-нибудь случится, князь «погубит» виновных. И неважно, что он сам оставил их почти без защиты, уведя основное войско на захват новых земель. Князья всегда бывают только правыми. А виновные найдутся. И вовсе не сказочной будет фраза: «Мой меч – твоя голова с плеч».

Предвидя это, Претич собирается спасать только княгиню и княжичей. Отрок хочет спасти весь Киев. Сравнивая поступки обоих, летопись даёт им определение: отрок совершает подвиг, воевода проявляет хитрость. А князь Святослав гонит врагов прочь, и на земле воцаряется мир:

«И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир».

Летопись поучает не только князя Святослава, но и всех, кто «ищет чужой земли и о ней заботится, а свою покинул». Главное – это мир в родном краю, чтобы потом не «сокрушаться о том, что случилось от печенегов» или от других врагов.

– Ну, дедушка, – с восторгом воскликнул Костя, – как интересно ты всё рассказал!

– Это не я – это летопись, – ответил дедушка. – Надо просто внимательно читать и анализировать. Летописи хранят прошлое. Читая их, мы его узнаём, сравниваем свои поступки с поступками далёких предков, делаем выводы.

– Как жаль, что сейчас другое время, – вздохнул Костя, – Наверное, сейчас летописями интересуются только… историки.

– И историки в том числе, – согласился дедушка. – Но подожди. Я кое-что покажу тебе.

Василий Петрович подошёл к компьютеру, поискал в Интернете. К великому своему удивлению, Костя увидел древнюю историю в современных комиксах.

– По летописям рисуют комиксы?! Но почему? – удивился Костя.

– Подумай, – ответил Василий Петрович.

Немного помолчав, Костя сказал:

– Герои нужны всегда. Родину защищать надо во все времена.

– Вот видишь, – улыбнулся Василий Петрович, – значит, летописцы трудились не зря.

Что же мы должны сегодня запомнить?

Летописи – это такие сочинения древних авторов, в которых описаны события, происходившие в давние времена.

«Повесть временных лет» – самая древняя летопись на землях Руси. Её написал в двенадцатом веке монах Нестор.

В летописях мы можем встретить сказания.

Летописное сказание – это описание какого-нибудь отдельного события.

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» – это сказание, часть «Повести временных лет».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: