Почему Солнце светит днем – объяснение простыми словами детям

Окружающий мир

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Солнце у разных народов в древности

В Древние времена люди считали Солнце божеством и поклонялись ему. Тепло и свет, которое светило посылает на Землю, воспринимались дарами свыше. Ярилом называли славяне Бога Солнца, они воображали его мужчиной с золотыми волосами, который каждый день мчится по небу верхом на белом коне.

Древнегреческий Бог Солнца Гелиос тоже объезжает на лошадях свои небесные владения. Его четыре белоснежных коня запряжены в позолоченную колесницу. Сам Гелиос – это красивый статный юноша с длинными, развивающимися волосами и короной на голове.

У египтян Солнце представлялось в образе божества по имени Ра. Это был сокол, большой кот или человек, голова которого была от птицы. На ней возвышался красный диск Солнца. Люди думали, что днем Ра плывет в лодке по реке Нил, освещая своим светом всю Землю, а ночью он пересаживается в другую лодку и плывет по подземному Нилу, поэтому света не видно.

Пылающий шар Солнце каждый народ называл по-разному и превращал его в живое существо. У римлян – Бог Аполлон, у персов – Митра, у японцев – девушка – богиня Аматэрасу.

Так что же такое Солнце?

Все это были научно необоснованные доводы и легенды. Понятие солнце с точки зрения науки выдвинул первым греческий ученый и философ Анаксагор. Он утверждал, что Солнце представляет собой огромный раскаленный шар. Его предположение было воспринято, как лженаучное и Анаксагора посадили в тюрьму.

Солнце – это, действительно, шар, вокруг которого вращается Земля. Днем из-за солнечного света остальные объекты на небе становятся невидимыми, в том числе звезды и Луна. Происходит это из-за того, что солнечный свет гораздо сильнее и ярче звездного. Он затмевает свечение звезд, как только наступает утро. С приходом темноты, они вновь появляются на ночном небе.

Солнце: звезда или планета?

Солнце тоже звезда, хотя существует ошибочное мнение, что Солнце является планетой Солнечной системы. Температура на поверхности Солнца очень высокая, такие показатели свойственны звездам, а не планетам. По цвету можно определить температуру звезды. Если звезда синего цвета, то она очень горячая. На низкие температуры указывает красный цвет. У Солнца средняя температура, поэтому оно желтого цвета. Масса огненного шара превосходит размеры всех других планет. На нем постоянно происходят ядерные реакции, которые не замечены на планетах Солнечной системы, а возможны только на звездах. Все эти факторы указывают на то, что Солнце – звезда. Она расположена к нашей планете ближе других.

Именно Солнце, находящееся в центре и другие планеты, которые вращаются вокруг него, представляют собой Солнечную систему. Кроме планет, вокруг раскаленной звезды вращаются кометы, астероиды и другие космические тела.

Солнечная система

Планеты Солнечной системы располагаются в некоторой последовательности. Самая маленькая и ближе всех расположенная к Солнцу планета – это Меркурий, Земля – третья по удаленности от светящегося шара.Нептун и Плутон дальше всех расположены от огненного светила.

По сравнению с ним планета Земля очень мала. Если внутрь Солнца поместить много планет, размером с Землю, то их получится миллион.

Но суть Солнца заключается в другом. Оно – источник тепла и света для всего живого, что есть на Земле. Кроме того, равномерное вращение поддерживает существование жизни. Ведь если бы Земля постоянно была повернута к Солнцу одной стороной, то на первой половине все живое сгорело бы. А вторая половина замерзла бы от низких температур.

Причины смены дня и ночи

И даже смена дня и ночи происходит благодаря этой огромной горячей звезде. Земля вращается вокруг своей оси, полный круг она совершает за 24 часа.

Планета поворачивается к свету то одной стороной, то другой. На той половине, которую освещают солнечные лучи, длится день. Вот почему днем светло. На противоположной – продолжается ночь. Солнце не попадает на Землю, она находится в тени, вот почему ночью темно.

Ночь и день равны друг другу всего два раза в году, в дни весеннего и осеннего равноденствия. Интересно, что есть места, где ночь на Земле всегда равна дню. Это происходит на экваторе.

Звезды и созвездия

Ночью небо усыпано маленькими светящимися точками, это звезды. Но небольшими они кажутся только с Земли. Есть огромные звезды, размер которых равен всей Солнечной системе, а есть маленькие, которые не разглядеть даже в телескоп.

Что такое звезда?

Понятие звезда заключается в том, что это шар из газа. Под влиянием силы гравитации (или притяжения), газ не распадается. Из-за высоких температур, звезды светятся. Вот почему на небе можно наблюдать мерцающие шарики.

Их скопления образуют некоторые рисунки, фигуры животных или людей. С давних пор такие группы звезд называли созвездиями. Сейчас звездные созвездия в астрономии – это участки небесного пространства, на которых расположены те или иные группы звезд.

На вопрос, сколько известно созвездий, в науке нет точного ответа. В течение нескольких сотен лет, их количество менялось, некоторые созвездия объединяли, другие, наоборот, разбивали на несколько. Так было с созвездием под названием Корабль Арго. Раньше оно считалось самым большим, но в XIII веке его разделили на три созвездия. А после еще добавили одно – Компас. Так из Корабля Арго получилось четыре новых групп звезд.

Читайте также:
Сообщение о тушканчике - фото и интересные факты о животном

Только в 1930 году в науке было определено точное количество созвездий на небе. Ученые подсчитали, что их 88. В это число входят 13 созвездий, относящихся к зодиакальным.

Что значит «зодиакальные созвездия»?

Зодиакальными называются созвездия, через которые в течение года проходит Солнце.

  • овен
  • телец
  • близнецы
  • рак
  • лев
  • дева
  • весы
  • скорпион
  • стрелец
  • козерог
  • водолей
  • рыбы

Большая медведица и Малая медведица

Самые известные созвездия, которые можно наблюдать ночью – это Большая и Малая медведица.

Созвездие медведицы Большой представляет собой скопление семи звезд, расположенных в форме ковша с ручкой. Наблюдать его можно в северном полушарии. Все звезды имеют названия. Это одно из трех самых больших созвездий.

Почему же ковш назвали медведицей?

На самом деле созвездие состоит из гораздо большего количества звезд, но все они тусклые, а некоторые невозможно увидеть даже в астрономические приборы. Та часть, которая напоминает ковш – это хвост и половина спины медведицы. Полностью созвездие как раз напоминает этого хищного животного.

От Большой медведицы можно найти Малую и расположенную на ней Полярную звезду. Для этого от самой яркой звезды Большой медведицы, которая называется Дубхе, провести прямую линию. Она укажет на самую яркую звезду всего ночного небосвода. Это и будет определение Полярной звезды.

Почему Полярную звезду называют путеводной?

Она всегда указывает на Север, по этой причине ее называют путеводной. С помощью Полярной звезды, заблудившийся путник может найти дорогу. Полярная звезда расположена в созвездии Малой медведицы.

У Древних греков существовала легенда о возникновении этих созвездий. Она рассказывает о том, что была царица по имени Каллисто в государстве Аркадия. Каллисто обладала невероятной красотой. Жена бог Зевса разгневалась на Каллисто и заколдовала ее. Превратилась бывшая царица в медведицу и отправилась бродить по дремучим лесам. Однажды увидела она охотника и узнала в нем своего сына. Подошла Каллисто, чтобы обнять его, так соскучилась за время странствий. А сын не узнал мать и хотел убить. Он уже поднял копье, готовясь к удару, но вмешался главный Бог Зевс. И, чтобы избежать трагедии, превратил юношу в медвежонка. А потом отправил царицу и сына на небо, расположив их недалеко друг от друга.

К известным созвездиям относятся такие, как:

  • Кассиопея;
  • Персей;
  • Орион;
  • Андромеда и другие.

Мифы о созвездии Скорпиона и созвездии Лебедя

Популярным считается и созвездие скорпиона, которое относится к зодиакальным.

В нем насчитывается 162 звезды, которые можно увидеть без телескопа. Есть легенда, рассказывающая про богиню охоты Артемиду. Повздорила однажды Артемида с Орионом. Он утверждал, что является лучшим охотником, чем она. Аполлон был братом Артемиды, и решил он заступиться за сестру. Нашел он скорпиона и отправил ядовитого паукообразного к Ориону, на которого был рассержен.

Зевс отправил Скорпиона и Ориона на небо, но разделил их, чтобы они никогда не встретились, и Скорпион не смог бы причинить Ориону вреда.

Вот почему, как только созвездие Скорпион появляется на востоке, Орион виден на западе.

Интересная история есть и у созвездия Лебедь. Оно считается одним из самых древних.

На старинных изображениях птица летит по небу, раскинув крылья и вытянув шею. Самый популярный миф об этом созвездии связан с именем Зевса. Как он, влюбившись в Леду, превратился в лебедя и добился ее расположения. А после улетел от нее на небо и стал созвездием.

Понятие созвездие является изменяющейся величиной. С течением времени звезды меняют свое положение на небосводе. Астрономы предполагают, что через несколько десятилетий изменится даже форма самого популярного созвездия Большой медведицы.

Млечный путь

Через многие созвездия проходит Млечный путь. Его можно увидеть невооруженным глазом. Это бело-туманное пространство со множеством светящихся звезд, его называют галактикой. Наблюдая в телескоп белую полосу Млечного пути, можно разглядеть, что это никакая не туманность, а миллиарды звезд, больших и маленьких. Ученые подсчитали их примерное количество, оно равно 400 млрд.

Кроме звезд, ночью на небе появляется Луна. Но она не является звездой, как Солнце. Тогда почему она светится желтым цветом? Давно, когда люди еще не изучали космические объекты так хорошо, как в наше время, а опирались только на религию, объяснение было простым – Луну считали светилом, разгоняющим ночной мрак.

Светить она не может, но способна отражать свет Солнца. Происходит это благодаря тому, что лунная поверхность наполовину состоит из стеклянных камней. Они, как зеркало, отражают лучи солнца и посылают их на Землю.

Причины смены времен года

Солнце влияет на смену дня и ночи и на смену времен года. Кроме вращения вокруг своей оси, Земля поворачивается и вокруг Солнца. Этот путь она совершает за 365 дней. За это время зима сменяется весной, весна – летом, лето – осенью, осень – вновь наступившей зимой. Планета движется не по кругу, а по овалу, поэтому расстояние до горячей звезды, дающей тепло и свет, меняется.

Но это не главная причина смены времен года. Наступление тепла или, наоборот, морозов зависит от угла наклона оси, вокруг которой вращается земной шар. Ось – это несуществующая линия, воображаемая. Земля под разным наклоном подставляет свою поверхность солнечным лучам.

Когда планета разворачивается к Солнцу той стороной, где находится Северный полюс, то на нем начинается лето, ведь солнечные лучи по максимуму освещают и согревают северное полушарие. В это время на южном полушарии зима, ведь оно отвернуто от Солнца. Через полгода планета поворачивается к светилу Южным полюсом и времена года меняются.

Читайте также:
Кто дышит жабрами и как у животных это получается под водой

Солнце – звезда, ближе всех расположенная к Земле. Благодаря ему на нашей планете существует жизнь, ведь светило дает тепло и свет, необходимые всем живым организмам. С приходом ночи огненный шар становится невидимым, но появляются звезды, которые тоже светятся.

Много загадок и тайн хранит небо – космическое пространство до сих пор до конца не изучено астрономами и исследователями.

Окружающий мир. 1 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 1 класс

Урок 23. Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?Почему Луна бывает разной?

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое солнце?
  2. Почему днём не видно звёзд?
  3. Почему луна бывает разной?

Глоссарий по теме:

Спутник – небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела.

Астроном – учёный, изучающий небесные объекты, такие, как звёзды, планеты, их спутники и прочее.

Телескоп – это прибор, с помощью которого можно изучать небесные объекты, находящиеся очень далеко.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. в 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. Стр.21-23

2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Еще с давних времен люди направляли свой взор к небу. У них было много вопросов: что такое солнце? Почему днём не видно звёзд? Как узнать, где какое созвездие? Солнце дает жизнь всему, что есть на нашей планете: людям, животным, растениям. У жителей Древнего Египта, например, бог Солнца считался главным богом, ему приносились жертвы и возносились молитвы.

Что такое Солнце?

Солнце – это звезда. Как и любая из звёзд, Солнце представляет собой раскалённое небесное тело. Учёные выяснили, что температура на его поверхности очень высокая. Масса Солнца в 333 раза больше Земли. И хотя нам оно кажется маленьким ярким кружочком, Солнце по размеру в соотношении с нашей планетой является великаном. От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Именно это огромное расстояние позволяет солнечным лучам не сжигать нашу планету, а только освещать и обогревать её.

Почему днём не видно звёзд?

Звёзды – это небесные тела.Все они находятся на огромных расстояниях от Земли и поэтому не греют. Если присмотреться, звёзды в ночном небе блестят разными цветами. Они мерцают белым, голубым, жёлтым и даже красным цветом. Самые горячие звёзды – белые и голубые. Их температура намного превышает температуру Солнца. Жёлтые звёзды по раскалённости близки к нашему светилу. Ну, а красные звёзды имеют сравнительно с Солнцем низкий градус нагрева. Так же звёзды между собой отличаются и по размерам. В небе наблюдаются красные гиганты, звёзды нормального размера и звёзды-карлики.

Днём, когда Солнце освещает всё пространство земли и неба, блеск других звёзд не заметен. Вот почему мы не можем наблюдать звёзды днём. Но как только Солнце исчезает с небосклона, они начинают проявляться в ночном небе. Конечно, в течение дня звёзды с неба никуда не уходят. Просто из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их блеск. Особенно хорошо видны звёзды в безлунную ночь. Самые яркие и заметные звёзды ещё в древности люди объединили в созвездия. Каждое созвездие имеет своё имя и место среди россыпи остальных звёзд.

Почему Луна бывает разной?

Часто в ночном небе мы можем увидеть ещё одно светило – Луну. Это и не звезда, как Солнце, и не планета, как наша Земля. Это естественный спутник Земли. Естественный спутник, потому что его создала природа. Луна вращается вокруг Земли, а так же вокруг своей оси.

Во все времена людей интересовало то, что находится в небе. Они наблюдали, как у Луны меняется форма, и не могли найти этому объяснение. То она похожа на круглое яблоко, то на серп, который назвали Месяцем. Много сказок, легенд и мифов было придумано о Луне.

На самом деле Луна имеет круглую форму. Сама она не излучает свет, как звёзды, но отражает свет Солнца. И в течение месяца Солнце с разных сторон освещает Луну. Ведь она всё время оборачивается вокруг своей оси. А нам кажется, что форма Луны меняется.Ведь мы видим только ту её часть, которая освещена Солнцем. Тёмная, неосвещённая часть Луны нам не видна. Луна находится ближе всех к Земле. Космический корабль летит до Луны 3 дня и 3 ночи.

Изучают и наблюдают за всеми небесными телами учёные, которые имеют для этого специальную подготовку. Их называют астрономами. Для наблюдением за самыми дальними объектами астрономы используют такие приборы, как телескопы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Установите соответствие между картинками и названиями.

Солнце — объяснение для детей

Понятное описание Солнца для детей: интересные факты о звезде Солнечной системы, насколько больше Земли с фото, как появилось Солнце, из чего состоит, пятна.

Даже для самых маленьких не секрет, что появлению жизни на нашей планете мы обязаны единственной звезде системы – Солнцу. Родители или учителя в школе могут начать рассказ о Солнце и объяснение для детей с того, что, как и остальные звезды, наша выступает центром и превосходит все планеты по размеру. Если сравнивать с Землей, то оно в 109 раз больше диаметра и занимает 99.8% всей массы системы. Интересно, что в пределах солнечного объема можно разместить примерно миллион таких же планет как наша.

Читайте также:
Где встает солнце и где садится - определение по сторонам света онлайн

Температура видимой части нагревается до 5500°C. И для Солнца это не предел, так как его ядро может накаляться до 15 миллионов °C. Родители должны объяснить детям, что перед ними настоящий ядерный реактор. Чтобы воспроизвести такое количество энергии, потребовалось бы каждую секунду взрывать 100 миллиардов тонн динамита.

Изображение Солнца в видимом диапазоне

Но Солнце можно назвать уникальным только потому, что в пределах его системы зародилась жизнь. Дети должны понять, что в Млечном пути насчитывают больше 100 миллиардов звездных объектов. Несмотря на то, что это центр системы, оно также проходит свой орбитальный путь вокруг галактического ядра (удалено на 25000 световых лет). На один оборот уходит целых 250 миллионов лет.

Солнце входит в состав звездного поколения Население I. Такие объекты богаты на элементы, которые тяжелее гелия, и по возрасту моложе остальных. А вот Население II и, возможно, III – это старшее поколение, представители которых пока остаются неизвестными.

Появление и эволюция Солнца – для детей

Начать объяснение для детей можно с того, что наша звезда родилась 4.6 миллиарда лет назад. Согласно главной теории, вся система образовалась из огромнейшего газового и пыльного облака, которое не прекращало вращаться, – солнечная туманность. Внутренняя сила тяжести активировала процессы разрушения, ускоряя образование и вытягивая его в форме приплюснутого диска. Из-за этого больший объем частиц направился к центру и сформировал Солнце. Ниже астрономия для детей предлагает рисунок процесса развития звезды.

У звезды довольно большой объем топлива, который позволит ей нормально функционировать еще 5 миллиардов лет. Когда оно исчерпает себя, то Солнце запустит процесс разрушения. Звезда разрастется и превратится в красного гиганта. В последствии верхние слоя уничтожатся, а ядро взорвется, перейдя в категорию белых карликов. Спустя большой период времени оно потускнеет, остынет и станет белым карликом.

Внутренняя структура и атмосфера Солнца – для детей

Следует объяснить для самых маленьких, что у любого объекта можно выделить определенные зоны. Внутренняя часть представлена ядром, радиационным и конвективным уровнями. Картинка Солнца для детей предоставляет схему состава и строения звезды.

1/4 дистанции от центра к верхней части достается ядру. При, казалось бы, небольшом объеме (всего 2% от солнечного), оно в 15 раз превышает свинцовую плотность и занимает практически половину всей звездной массы. От ядра и до поверхности (70%) расположена радиационная зона (32% объема и 48% массы). Здесь распадается свет из ядра, так что дети должны знать, что фотону могут понадобиться миллионы лет, чтобы выбраться из этого участка.

Далее к поверхности подбирается конвекционный слой (66% объема и 2% массы). Здесь можно разглядеть множество «конвекционных ячеек» с вращающимся внутри газом. Можно выделить два главных типа: грануляционные (ширина 1000 км) и супергрануляционные (30000 км в диаметре).

Ребенку будет интересно узнать, что в атмосферу входят фотосфера, хромосфера, переходный участок и корона. Кроме всего прочего, есть также и солнечные ветра, выдувающие газ из короны.

На наиболее низком слое расположилась фотосфера. Свет, излучаемый ею, мы воспринимаем как привычные солнечные лучи. При толщине в 500 км значительная порция света приходит из самой низкой части слоя. Здесь температура может варьироваться от 6125°C внизу до 4125 °C вверху.

После нее идет хромосфера. Она намного раскаленнее (19725°C) и полностью состоит из заостренных формирований, достигающих 1000 км в длину и 10000 км в высоту. Далее на несколько тысяч километров расположилась переходная полоса. Корона нагревает ее и также сбрасывает большую часть ультрафиолетовых лучей.

Выше размещена супергорячая корона, состоящая из петель и потоков ионизированного газа. Ее температура достигает от полмиллиона до 6 миллионов градусов (иногда и превышает эту отметку, доходя до нескольких десятков, если случается вспышка). На короне есть вещество, которое распространяется в форме солнечных ветров.

Химический состав Солнца – для детей

Как и прочие звезды, Солнце наполнено водородом и гелием. Но также начитывают еще 7 менее объемных компонентов. На один миллион атомов водорода выпадает: гелий (98000), кислород (850), углерод (360), неон (120), азот (110), магний (40), железо (35) и кремний (35). Несмотря на все эти цифры, дети должны знать, что водород легче всех, поэтому занимает лишь 72% солнечной массы, а вот гелию отведено 26%.

Магнитное поле

Родители могут объяснить детям, что магнитное поле Солнца в 2 раза превышает земное. Но интересно то, что оно действует неравномерно и в некоторых местах может быть активнее в 3000 раз. Подобные «шероховатости» постоянно развиваются, потому что вращение звезды намного быстрее в экваториальной части, чем в более высоких широтах. Поэтому выходит так, что скорость внутри выше чем снаружи. Именно из-за этого мы можем наблюдать солнечные пятна, вспышки и корональные выбросы массы. Самыми сильными будут вспышки, но выброс корональной массы, хоть и не так агрессивен, но задействует большое количество материала (за один раз может освободиться до 20 миллиардов тонн материи). Нижний рисунок для детей показывает влияние солнечного ветра и магнитного поля на Землю, а также их связь.

Пятна и циклы Солнца – для детей

Дети могли заметить, что в некоторых участках Солнце кажется темнее, будто с дырами. Эти особенности называют пятнами. Они достигают формы круга и прохладнее общей поверхности. Появляются в тех регионах, где прорываются плотные сгустки магнитных силовых линий.

Читайте также:
Воздух это что такое простыми словами для детей

Общее число пятен нестабильно и зависит от магнитной активности. Обычно максимум достигает 250, но затем они исчезают до минимума. Подобный цикл занимает около 11 лет. В самом конце этого процесса магнитное поле стремительно изменяет полярность.

История исследований Солнца – для детей

Ребятам будет интересно узнать как можно больше информации про Солнце, потому что это единственная звезда Солнечной системы, от которой зависит жизнь на нашей планете. Поэтому изучение Солнца проводят до сих пор. Необходимо объяснить детям, что еще древние люди понимали, какую важную роль играют в нашем существовании Солнце и Луна. Из-за этого нашли множество наскальных рисунков, а также памятников, которые отображали движение небесных тел. Тогда многие свято верили, что именно Солнце вращается вокруг нас. В 150 г. до н. э. появилась даже геоцентрическая модель, созданная Птолемеем – ученым из Древней Греции. Но Николай Коперник рассмотрел эту теорию и в 1543 году предложил гелиоцентрическую модель (Солнце служило центральной точкой). И в 1610 году его мысли подтвердились, так как Галилео Галилей обнаружил спутники Юпитера, демонстрируя, что мы не являемся центром, так как не все вокруг оборачиваются вокруг нас.

Конечно, человечеству всегда хотелось узнать больше о работе главной звезды. Поэтому они начали использовать ракеты и телескопы с Земли. НАСА отправило 8 орбитальных обсерваторий, которые представляли собою Орбитальную солнечную обсерваторию (1962-1971 гг). Успеха добились 7 из них. Именно им удалось проанализировать звезду в ультрафиолетовых и рентгеновских длинах волн. Кроме того, были рассмотрены снимки супергорячей короны.

НАСА и Европейское космическое агентство решили объединиться и отправили аппарат Улисс в 1990 году, который должен был исследовать полярные районы. Интересно, что аппарату НАСА Genesis удалось добыть образцы солнечного ветра. Первые фото Солнца в 3D были получены в 2007 году от STEREO НАСА (изучение активности Солнца).

На этой серии снимков, сделанных космическим аппаратом SOHO, показана траектория движения кометы, обогнувшей Солнце

Если выбирать по важности, то сейчас первенство отведено Солнечной и гелиосферной обсерватории (SOHO). Ее специально создали, чтобы изучать солнечный ветер. Кроме того, в список интересующих вопросов входят внешние и внутренние слоя звезды. Обсерватории удалось найти корональные волны, измерить ускорение ветра, отобразить карту пятен на подповерхностном уровне, отыскать солнечные торнадо, более 1000 комет, а также улучшить умение прогнозировать погодные условия на Земле.

Следует также вспомнить, что Обсерватория солнечной динамики (SDO) НАСА получила сведения о неизвестном материале, вытекающем недалеко от солнечных пятен, а также разглядеть удивительные и масштабные поверхностные события. Кроме того, с ее помощью ученые смогли впервые измерить в высоком разрешении вспышки в широком диапазоне экстремальных длин волн ультрафиолетового излучения.

Помните, что рассказ о Солнце должен увлечь ребенка, поэтому воспользуйтесь фото и рисунками сайта, а также интересными фактами о звезде. Здесь вы сможете изучить всю Солнечную систему в увлекательной форме совершенно бесплатно.

Интегрированный урок(окружающий мир и технология) на тему “Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?”
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Представлена групповая работа с целью формирования коммуникативных УУД. Ученики должны усвоить, что звезды — огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце — ближайшая к Земле звезда. Представлена практическая работа.

Скачать:

Вложение Размер
данный урок разработан для 1 класса в соответствии с ФГОС 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир + технология

Продолжительность урока: 45 минут.

Тема : Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с применением игровых и мультимедийных технологий.

Вид урока: интегрированный

– стремиться воспитать в детях целеустремленность, инициативность, любознательность;

– способствовать развитию логического мышления, развивать память, умения анализировать и делать выводы, развивать речь учащихся, развивать представления о форме, размерах, цвете предметов;

– обеспечить формирование представлений о звездах и Солнце, показать, что Солнце — ближайшая к Земле звезда, познакомить с созвездием Льва;

– создать условия для формирования познавательной активности, повышения уровня учебной мотивации, интереса к изучению предмета.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звезды — огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце — ближайшая к Земле звезда.

для учителя: компьютер,мультимедийный комплект проектор t, компьютерная презентация “ Солнце ближайшая к Земле звезда”;

для учащихся: учебник “Окружающий мир 1”, автор А.А.Плешаков; рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса; компьютер MacBook,тесты по теме урока; цветная бумага,пластилин 3-х цветов.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы урока.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление и обобщение изученного материала.
  7. Итог урока.
  8. Рефлексия.

1. Организационный момент.

Улыбнись с утра щенку,
И росинке и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
Солнцу в лёгких облаках.

Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

– Сегодня 28 февраля. Что вы можете сказать об этом дне?(последний день зимы. )

Наступает весна, пригревает солнышко. Давайте представим, что наши ладошки-это лучики.Повернитесь к соседу слева, справа и передайте им тепло своих ладошек.

Молодцы! Итак, мы продолжаем.

2. Актуализация знаний.

– И снова у нас урок любознательных. Урок, на котором мы можем задавать наши любимые вопросы-какие?( кто? что? где? когда. )

На прошлом уроке мы закончили изучать раздел «Где и когда?». Давайте поиграем в игру «Вопрос-ответ» – вспомним, как мы отвечали на вопросы Муравьишки Вопросика.

  1. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела.(астроном)
  2. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать.(страус)
  3. Животные, которые вымерли очень-очень давно.(динозавры)
  4. Время года, которое наступает после осени.(зима)
  5. Основная работа этого человека – лечить людей(врач).
  6. В нее одевались первобытные люди.(шкура животных)
  7. Он бывает только зимой. Про него говорят: «Хоть невелик, да сто
    ять не велит».(мороз)
  8. Крупное животное – житель жарких стран.(слон)

3. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы урока.

– Ребята, а какие слова-вопросы вы не назвали?(почему, зачем).

Мы начинаем изучать новый раздел, заключительный в курсе 1 класса.Он так и называется «Почему и зачем?»

– Раздел «Почему и зачем» – самый сложный, но также интересный. Мы сегодня с вами отправляемся в далекое путешествие. А вот с какими словами -предметами отправятся в путешествие 2 наших вопроса Почему? и Зачем?, вы сейчас угадаете.

-игра «Испорченный телефон»(3 группы-3 слова- солнце, небо, звезды)-ответ последнего ребенка.

Что объединяет данные предметы?(солнце и звезды можно увидеть на небе.)

Когда мы можем их увидеть?(солнце-днем, а звезды-ночью). Используя слова солнце, звезды, день, ночь и слово-помощник Почему?, попробуйте сказать: на какие два вороса мы должны сегодня ответить?

(дети-Почему Солнце светит днем, а звезды -ночью?)

Какую цель вы поставите перед собой: изучить, что такое солнце и звезды, выяснить, почему они светят в определенное время суток.

4.Объяснение нового материала.(раскрытие темы урока) .

– А знаете ли вы, что такое солнце? (варианты детей)
Солнце – самый знакомый всем людям астрономический объект. Это наша звезда, дающая нам жизнь.
– Выберите на своих столах тот предмет, на который походит солнце. (работа в группах)
Мяч
Круг
тарелка Апельсин
Круг
крышка Яблоко
Круг
блюдце
-Солнце, как и наша планета Земля имеет шарообразную форму. Оно настолько велико, что его можно сравнить с мячом, нашу планету с горошиной.

-Почему нам днем светло? (освещает солнце)
-Как это происходит?

Опыт 1. Смена дня и ночи. ( Один ученик в роли солнца, второй в роли планеты Земля. У «солнца» светильник. Ученики демонстрируют, как происходит смена дня и ночи) показать модель теллурий.

-Наша планета расположена настолько близко, что лучи солнца хорошо достигают ее поверхности.
-Какой вывод можно сделать? (Солнце само создает день, т.к. расположено близко к планете)

-На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему солнце светит днем)

• -Когда же у нас наступит ночь? (когда планета повернется обратной стороной к солнцу)
-Что же мы увидим на ночном небе? звезды
-Хотели бы вы совершить полет к звездам?
-На чем полетим? на ракете

Но прежде чем полететь, расскажите что вы знаете о звездах. Представьте , что мы находимся на земле и смотрим в ночное небо. Какими кажутся нам звезды?(маленькими светящимися точками, они мерцают).

Перед полетом я предлагаю вам поработать с цветной бумагой и ножницами. Нарисуйте и вырежьте из бумаги звезду в том виде, как вы ее представляете.

(правила работы с ножницами). давайте, посмотрим, какое звездное небо у нас получилось.(показывают).

Учитель:Ну что же, полетели.

5. Физкультминутка.
-Встали и гимнастика для глаз, следим за нашей ракетой.

-Вот ма видим ближайшую к земле звезду. Это солнце. Вот каким оно представлено перед нами (слайд). Это пылающий шар.

-Каждый экипаж( 3 группы) приземляется на своей звезде. Определить сою звезду вы сможете по цвету таблички у вас на столе.(1 группа-Альдебаран, красный, 2 группа-Сириус-синий, 3 группа-Регул, белый.)

Что вы можете сейчас сказать об увиденных звездах?

они имеют форму шара. Это пылающие шары разного цвета и размера.

Каждый экипаж-прочитайте название своей звезды.

Можете ли вы объяснить, почему такие разные звезды? (мнение детей).

На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным.

– Белые и голубые звезды- очень горячие. Они горячее Солнца.

– Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце.

– Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца.

– По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Альдебаран – оранжевая звезда, в 30 раз больше Солнца.

Регул – белая, в переводе с латыни означает « принц», форма сплюснутая

Сириус – голубая, самая яркая из всех звёзд на небе, означает « блестящий», « сверкающий»

Вот летит ракета вниз. А пока она летит, мы немножко разомнемся.

Кто-то утром не спеша(ходьба на месте).

Надувает желтый шар(развести руками)

А как выпустит из рук-поднятьруки вверх, хлопок.

Станет вдруг светло вокруг(поворот)

Что это за шар?(солнце).

Итак, помашем рукой нашим звездам, и садимся на свои места.

-Расскажите, на каких звездах вы побывали?
-(Альдебаран, Сириус, Регул).

-Мы улетели так далеко, что Солнце стало казаться горошиной.

• Работа в группах. -работа с пластилином(правила работы с пластилином)
1 группа. Лепит из целого куска пластилина Альдебаран.

2 группа- из половины белого куска Регул, 3 группа-из синего еще меньше Сириус.

-Мы увидели , как на самом деле выглядят звезды. Это пылающие шары.
• Создание проблемной ситуации.

Как вы думаете,
-Заканчивается ночь и звезды выключают свет, ложатся спать. Правда ли это? (Варианты ответов)
Опыт 2. Светящиеся фонарики.

. Но стоит только, не прекращая освещения изнутри, зажечь в комнате достаточно яркую лампу , и искусственные звёзды на листе бумаги бесследно исчезают: это “дневной свет” гасит “звёзды”.
Вывод. Теперь вы видите, что звёзды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их.
-На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему звезды видны ночью?)

6 Закрепление и обобщение изученного материала.
-Красивое звездное небо. Люди из давно любовались им.

-Посмотрите на звездное небо и посчитайте, сколько звезд.(невозможно сосчитать.)

Что же стали делать люди со звездами? (объединили в созвездия).

-Мысленно астроном соединял линией звезды и воображал какого либо персонажа или предмет. Придумывал названия. Чаще всего давали имена в честь мифических героев. Так появлялись созвездия.

Ваши звезды тоже находятся в созвездиях, прочитайте их название на табличках.

(Альдебаран-Телец, Регул-Лев, Сириус-Большой пес.)

Посмотрите, как выглядят эти созвездия нв ночном небе-слайды.

У вас на столах листочки Соедините линиями точки на рисунке по порядку и увидите, как изображается каждое из созвездий. Показ на доске.

7. Итог урока.
– На какие два вопроса мы сегодня ответили?
-Почему солнце светит днем? ответ
-Почему звезды видны ночью? ответ
8 . Рефлексия.
-Иногда наше настроение зависит от того, солнечный сегодня день или пасмурный. И по тому какое у вас настроение, я пойму по вашим солнышкам. Если на уроке вам было интересно и все понятно нарисуйте веселое солнышко, а если на уроке вам было не интересно и скучно нарисуйте грустное солнышко. Работа в ПО с.21
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами!
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
Спасибо вам за урок!

Я надеюсь, в нашем классе будут всегда гореть 27 звездочек. Это вы. и будете вы пылать, как звезды на небе.

Почему Солнце светит днем – объяснение простыми словами детям

От чего зависит погода? Почему идет дождь и светит солнце? Что такое облака и как рождается буря? Объяснить все эти непростые явления поможет интерактивная книга «Как устроена Земля». Красивые многослойные иллюстрации и познавательные факты раскроют ребенку все тайны природы.

Что такое погода и откуда берется ветер?

Погода включает в себя все явления природы, которые происходят в газовой оболочке Земли — атмосфере: от ветра и дождя до жары или холода. Погода зависит от Солнца: оно нагревает воздух, и тот приходит в движение.

Тёплый воздух поднимается, а холодный движется вдоль земной поверхности, чтобы занять освободившееся место. Это горизонтальное движение воздуха мы называем ветром.

Ветер переносит вместе с воздухом влагу, пыль и тепло.

Солнце превращает в газ воду, которая, поднимаясь в небо в виде пара, образует облака. Светлые облака могут расти и превращаться в тёмные тучи, приносящие дождь или снег, а иногда и грозу.


Иллюстрация из книги

Прогноз погоды

Учёные-метеорологи умеют предсказывать погоду. Они изучают фотографии со спутников и информацию, полученную от метеостанций, которые фиксируют температуру, количество осадков, скорость ветра и другие погодные данные.

Конденсационный след

На большой высоте холодно, поэтому частички пара, который выбрасывает летящий самолёт, превращаются в льдинки. Вот почему за ним тянутся белые искусственные облака — конденсационный след.


Иллюстрация из книги

Какие бывают облака

Вода испаряется с поверхности суши и воды и поднимается в небо. На большой высоте пар охлаждается и превращается в крошечные капельки воды и кристаллики льда, образуя облака. Когда капли или кристаллы становятся достаточно тяжёлыми, они выпадают на землю в виде дождя, града или снега.

Многообразие облаков восхищает!

Перисто-кучевые облака. Похожие на барашков перисто-кучевые облака образуются высоко в небе.

Перистые облака. Лёгкие перистые облака появляются в самых высоких слоях атмосферы и состоят из крупных ледяных кристаллов.


Иллюстрация из книги

Перисто-слоистые облака. Они напоминают тонкое белое полотно. Если перисто-слоистые облака начинают рассеиваться, жди хорошую погоду.

Высококучевые облака. Эти пушистые белые облака образуются в средних слоях атмосферы и состоят из капелек воды и ледяных кристаллов.

Высокослоистые облака. Сквозь покрывало высокослоистых облаков может просвечивать солнце. Они легко превращаются в слоисто-дождевые, которые приносят дождь или снег.


Источник

Слоисто-кучевые облака. Похожие на большие грядки, эти облака образуются, когда влажный воздух плавно поднимается над холодной сушей или океаном.

Кучевые облака. Эти пушистые белые облака-башенки плывут по небу в ясные, солнечные дни. Среди всех облаков кучевые облака — самые большие. Именно из них может пролиться дождь, выпасть град или снег.

Слоисто-дождевые облака. Сплошной слой тёмно-серых дождевых облаков образуется, когда тёплый воздух резко вытесняется вверх холодным.

Слоистые облака. Эти сплошные серые облака состоят из водяных капель, а формируются настолько низко над землёй, что могут переходить в туман.

Радуга

Когда лучи солнца проходят сквозь капли дождя или облако, мы видим радугу — огромную арку из семи цветных полос, на которые разложился солнечный свет.


Иллюстрация из книги

Климат

Погода в определённой местности на протяжении долгих лет называется климатом. В жарких и влажных регионах — тропический климат, в пустынных — засушливый. Там, где тепло летом и холодно зимой, — умеренный. А в холодных регионах климат полярный.

Если усиливается ветер и собираются тучи, возможно, грядёт буря. Во время бури стеной идёт дождь или снег, сверкают молнии, поднимается песчаный вихрь или смерч. Буря обычно возникает, когда тёплый воздух резко поднимается в небо.

Именно ветер разрушает дома. Когда приближается буря, важно найти безопасное место, в котором можно переждать непогоду.


Иллюстрация из книги

Круговорот воды

Вода никуда не исчезает — она лишь перемещается. Круговорот воды начинается с того, что под лучами солнца с поверхности водоёмов испаряется влага. Она поднимается в небо и образует облака, а потом выпадает на землю в виде дождя, града или снега. Вода просачивается в почву и стекает в реки и моря. А затем всё повторяется снова!

Еще больше любопытных фактов в книге «Как устроена Земля».
Обложка поста отсюда.

1-й класс. “Почему Солнце светит днем, звезды — ночью, а на Луне не живут люди”. Культурно-образовательная программа “Радость”

Цель: Формировать представления о звездах, Солнце, Луне, как спутнике Земли.

Оборудование:

  1. Футбольный мяч и горошина;
  2. Рисунки или слайды о Луне;
  3. У каждого ученика – пластилин (синий, красный, белый, желтый), клей, ножницы.

I. Организационный момент.

Повторение изученного материала (учебник стр. 86).

  1. Индивидуальное задание 3 ученикам: Вспомнить по картинкам, какие вопросы задавал Муравьишка Вопросик? Вопросы должны начинаться со слов “где” или “когда” (“Когда придет суббота?”, “Когда наступит лето?”, “Где живут белые медведи?”, “Когда ты станешь взрослым?” и т.д.).
  2. Остальные дети отгадывают кроссворд, который лежит у всех на партах.

По горизонтали:

2. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела.

5. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать.

8. Часть велосипеда.

9. Животные, которые вымерли очень-очень давно.

10. Время года, которое наступает после осени.

11. Основная работа этого человека – печь хлеб

12. В нее одевались первобытные люди.

По вертикали:

1. Первый месяц весны.

3. Излюбленная пища белых медведей.

4. Он бывает только зимой. Про него говорят: “Хоть невелик, да стоять не велит!”

5. Крупное животное, житель жарких стран.

6. Часть велосипеда.

7. Третий день недели.

8. Часть велосипеда.

По горизонтали: 1. Астроном. 2. Страус. 3. Рама. 4. Динозавры. 5. Зима. 6. Пекарь. 7. Шкуры.

По вертикали: 1. Март. 2. Рыбы. 4. Мороз. 5. Слон. 6. Педаль. 7. Среда. 8. Руль.

После того, как дети разгадали кроссворд, слово детям, выполнявшим индивидуальные задания. Ученики выступают в роли учителя. Они по очереди называют вопросы и спрашивают любого ученика.

III. Работа над новой темой.

– Муравьишка приготовил для вас новый вопрос (стр. 88 – прочитать).

Ответы детей.

Учитель направляет: Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звезды.

Отгадать загадку:

По платку катается,

Людям усмехается. (Небо и Солнце).

– Что такое Солнце? (Вспомнить стр. 6 учебника).

– Учитель рассказывает о Солнце.

Cтр. 88 учебника: нарисовать грустное и веселое Солнышко.

Вопросы:

– А почему Солнышко может загрустить?

А когда Солнышко будет веселым?

Отгадать загадку:

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

– В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды?

Ответы детей.

Стр. 88 учебника – чтение текста вверху.

– Так что же такое звезды?

– Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками?

– Рассмотреть рисунок на стр. 88; что можно рассказать о звездах?

Учитель с детьми читает названия звезд и предлагает вылепить их из пластилина (дети лепят, а учитель рассказывает о звездах).

– Что такое звезды?

– Что такое Солнце?

Учебник, стр. 88 (нижний текст). Вопросы по прочитанному:

– Что такое Солнце?

– Что создает нам Солнце?

– Почему днем не видно другие звезды?

– Кто изучает звезды?

– С помощью чего астроном изучает звезды?

Работа в рабочей тетради стр. 35

Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).

Учебник стр.6 + свои наблюдения по “Научному дневнику” (задание 1).

-Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.

Миф о созвездии Льва:

Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.

Работа по учебнику стр.89 (внизу)

-Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь” (домашнее задние: ночью на небе отыскать звезду).

-Из чего состоят созвездия?

-Что такое звезды?

-Что такое Солнце?

-Что вы запомнили о звездах и Солнце?

-Почему днем на небе не видно звезд? Почему они становятся видны ночью?

IV Физкультминутка (учитель читает загадку, дети выполняют движения):

Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)

Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг (поворот).

Что это за шар? (дети хором: “Солнце!”)

V Работа над вопросом : Почему на Луне не живут люди?

-Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то:

Ночью на небе один

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

-Что увидел Муравьишка Вопросик?

-Кто из вас видел Луну? Нарисуйте.

-Еще в древности люди тоже заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумали сказки, легенды, мифы.

Сказка “Почему у месяца нет платья” (сербская сказка).

-А мы с вами сможем объяснить, почему Луна так меняет внешний вид?

-Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…

Учебник, стр.90 (вверху). Узнаем: в чем секрет Луны, как она светит?

-Что изображено голубым цветом?

-Что делает Земля?

-Значит, сейчас какая часть суток?

-Что изображено белым цветом?

–Что делает Солнце?

-Что делает Луна?

-А может ли Луна сама испускать свет?

Стр.90 учебник: “Луна сама не испускает света, она, словно зеркало, отражает свет Солнца”.

-Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле она не меняет своей формы.

-Какую форму она имеет?

Рисунок стр.91 (учебник).

-Вместе с нами на Луну смотрят Муравьишка и Мудрая Черепаха. А каким прибором они пользуются?

-Что мы видим на поверхности Луны?

-Луна – это естественный (природный) спутник Земли.

-Что больше по размерам: Земля или Луна?

-А как еще изучают Луну?

-Что люди посылали на Луну?

-Как они ими управляли?

-Представьте, что вы с друзьями отправляетесь в космическое путешествие на луноходе.

(Работа в рабочей тетради стр.36 №2).

Советы улетающим на Луну (звучит космическая музыка):

  1. Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. Почему? Потому, что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.
  2. Будешь прогуливаться по Луне – смотри под ноги. Вся поверхность усыпана камнями, которые падают из космоса.
  3. Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне 1 день длится 2 наших недели, а потом на 2 наших недели наступит ночь.
  4. Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей – там вообще нет воды. Нет облаков, туманов, радуги. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные.
  5. Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
  6. Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха.
  7. Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130 о , а за длинную ночь охлаждается до -170 о .

Составить рассказ о путешествии на Луну по стр.90-91 учебника.

VI Итог урока.

-Почему на Луне не живут люди?

-Что такое Солнце?

-Почему звезды видны только ночью?

Задание для проверки знаний

Графический диктант.

Условные обозначения: “?”-да, “V”-нет, “–”-не знаю.

-Луна больше Земли.

-Луна сама не испускает света, а отражает свет Солнца.

-Люди уже несколько раз бывали на Луне.

-Солнце – самая большая звезда.

-Звезды – огромные пылающие шары.

-На Луне есть воздух и вода.

-Луна – естественный спутник Земли.

-Солнце – ближайшая к Земле звезда.

-В созвездии Большой Медведицы семь ярких звезд.

-На Луне живут люди.

VII Рекомендации для работы дома

“Научный дневник” задание №2. (наблюдение в течение месяца 1 раз в неделю – в один и тот же день недели).

Культурно-образовательная программа “Радость”

Пояснительная записка

В свое время Дмитрий Менделеев предупреждал: “Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего”. Вот почему, чем богаче знаниями человек, тем острее ставится вопрос его нравственных ценностей, его уровня воспитанности. Сегодня, когда нет ни педагогических установок, нет единой программы воспитания, нет привычного контроля за воспитательной работой школы, появились новые концепции, взгляды, формы, методы, направления воспитательной деятельности. В начале 90-х на “рынке” воспитательной деятельности все чаще и чаще стали публиковаться в специальной литературе “Программы детского движения” (в журнале “Воспитание школьника” даже была такая рубрика). Эти программы предлагались как основа воспитательной работы в школе, внешкольных учреждений так же за основу создания детских организаций.

Программы детского движения были очень интересны, хороши, новы, даже экстравагантны и давали большое поле деятельности. Но постепенно как-то интерес к этим программам поубавился, исчезли публикации об опыте работы в регионах России. После небольшого, но все-таки опыта работы по программам, взяли на себя смелость назвать такие программы “культурно-образовательные программы”. Такое понятие “культурно-образовательные программы” впервые встречается у В.С. Библера в работе “Диалог культур”. Почему культурно-образовательные? Если это название разбить:

культурно – использование в работе форм культурно-досуговой деятельности (представления, праздники, конкурсы, викторины, шоу и др.) с элементами драматизации;

образовательные – в работе по этим программам мы даем определенные умения, навыки а главное – знания, которые выходят далеко за рамки школьной программы.

Вот и получаются культурно-образовательные программы.

Создатели культурно-образовательных программ видят смысл своей жизни, работы в объединении детей на основе идей гуманизма и демократии. В основном они ставят своей целью оказать влияние на формирование характеров, мировоззрения, самостоятельности молодых людей, способствовать развитию личности, формированию навыков общения, а так же ответственного подхода к жизни. Таким образом, культурно-образовательные программы решают следующие задачи:

  • развивать индивидуальность, прививать навыки, необходимые для лучшей адаптации детей в обществе, его социализации и личностного развития;
  • дать практику общения молодых людей в демократической среде, создает определенный социальный иммунитет, помогающий разрешать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении;
  • формировать активную социальную среду и гражданскую позицию у детей и развивать у нее способность и готовность производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
  • развивать способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, диагностировать и корректировать личностные качества и умения; снятие барьеров, мешающих реальной и продуктивной деятельности, изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;
  • развивают: поиск, изобретение, конструирование нестандартных дел, игр, способствующих развитию внутреннего мира личности, формировании нравственных отношений в коллективе.

Проанализировав так называемый “рынок” культурно-образовательных программ, пришли к выводу, что для старшей ступени и ступени младшего школьного возраста выбор программ огромен. В них четко прописаны цели и задачи.

Во-первых, отвечают запросам, интересам детей с учетом психологических, физических способностей, с учетом общеобразовательной программы школы, а это немаловажно, особенно в культурно-образовательных программах для младшего и среднего звена.

Во-вторых, они отвечают требованиям времени.

В-третьих, создана система подготовки, поддержки и обучения организаторов работы по программе.

А вот программ для средней ступени или нет, или они очень слабо прописаны и непонятны, участвовать в них может ограниченный круг детей. Для работы в условиях образовательного учреждения они не подходят. Поэтому созрела необходимость в создании своей, адаптивной программы для средней ступени, которая потом перешла в школьную культурно-образовательную программу “Радость”.

С учетом психических, физиологических и, конечно же, возрастных особенностей детей был составлен план школьных праздников, мероприятий, которые в свою очередь были разбиты по ступеням: 1-я ступень, 2-я ступень, 3-я ступень, куда вошли традиционные праздники в школе.

1-я ступень: упор на соревновательный характер.

2-я ступень: упор на коллективные праздники, дела.

3-я ступень: интеллектуальные игры, вечера отдыха.

Остальные мероприятия планируются с учетом запросов детей, родителей, учителей (внепредметные мероприятия):

  • предметные недели;
  • литературные гостиные;
  • математический клуб;
  • психологический клуб;
  • общество тайных друзей.

В основе всего этого лежит, конечно же, коллективное планирование и, что важно в современных условиях, целенаправленный активный досуг.

Программа “Радость”

ЦЕЛЬ: формирование личности творческой, самостоятельной, гуманной и внутренне свободной, способной адекватно оценивать себя, свои поступки и уважать мнение других.

ЗАДАЧИ:

  1. Организовать внеурочную работу, внеклассные мероприятия с учетом развития самостоятельных возможностей учащихся.
  2. Продолжить формирование качеств каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребенка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей характера и психики ребенка.
  3. Способствовать формированию сплоченного классного коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, через организацию работы по единению, сотрудничеству классного руководителя, коллектива работающих учителей, учащихся и родителей для достижения поставленной цели.

В программе принимают участие все классы..

1-я ступень: 7-9 лет – 1-4 классы под девизом: “Играйте с нами, играйте, как мы, играйте лучше нас!”

2-я ступень: 10-12 лет – 5-7 классы под девизом: “Твори, выдумывай, пробуй!”

3-я ступень: 13-17 лет – 8-11 классы под девизом: “Каждое дело – творчески, а иначе зачем?”

Условия смотра программы “Радость”: ежемесячно подводить итоги и наглядно оформлять на стенде “Экран наших дел” со следующими оценками (критериями):

    • Ну, что же вы? (синий цвет)
    • Подтянитесь! (черный цвет)
    • Так держать! (красный цвет)

Лидеров наградить (вымпелами, грамотами), в конце года отметить учащихся и родителей на “Вечере школьных успехов”.

Дела и мероприятия по ступеням

1-я ступень: Это должен каждый знать обязательно на “5” – сентябрь

Осенний марафон – октябрь

Мульти-пульти – чудная страна – декабрь

Посвящение в первоклассники – ноябрь

Новогодняя сказка – декабрь

Посиделки у Татьяны – январь

Смелые, быстрые, ловкие – февраль

Мисс очаровашка – март

Веселые нотки – апрель

Памяти павших будем достойны – май

А ну-ка, бабушки! – март

Экологическое ассорти – апрель

2-я ступень: Осенины – сентябрь

Улица полна неожиданностей – сентябрь-октябрь

Новогоднее шоу – декабрь

Татьянин день – январь

Во имя прекрасной любви – февраль

Рыцарский турнир – февраль

Игра “Зарница” – февраль

Весенний переполох – март

Ступень к успеху – апрель

Вахта памяти – май

Упор делается в основном на коллективные праздники и дела.

3-я ступень: Осенний калейдоскоп – октябрь

В здоровом теле здоровый дух – ноябрь

Новогодний вечер – декабрь

День влюбленных – февраль

День мужества – февраль

День красоты – март

Апрельская ассамблея – апрель

Общешкольные традиционные дела

Папа, мама, я – спортивная семья

Вечер встречи выпускников

Проводы русской зимы

День открытых дверей

Вечер школьных успехов

День защиты детей

Мы берем с собой в дорогу:

Песни, творчество, мечты.

И в любую непогоду

Веселишься с нами ты.

Наш девиз – не унывать,

Радость людям доставлять.

Наши заповеди:

  • Делай добро!
  • Люби и прощай людей!
  • Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе!
  • Бойся обидеть человека!
  • Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись!
  • Найди свою цель в жизни!
  • Познай себя и мир!
  • Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое!
  • Не теряй веры в себя!
  • Умей дарить радость людям!

Почему бабье лето называется бабьим – славянская и немецкая версии

Что нужно знать о бабьем лете

Понятие « Бабье лето» есть во многих странах , но называется этот период по-разному. В Германии солнечные недели в начале осени зовут Altweibersommer , то есть « летом старых баб», в Болгарии — «цыганским летом», во Франции — «лето Св. Дени», а в США — «индейским летом»…

Бабье лето — вовсе не лето , которое вернулось на недельку-другую в середине октября. Теплые осенние дни — это последние волны Азорского антициклона , благодаря которым воздух и почва не успевают быстро остывать.

Азорский антициклон — огромная зона повышенного давления в Атлантике. Летом он воздействует только на северное полушарие , с 40° по 65° северной широты. Под его влиянием находится США , вся Европа и европейская часть России. Поэтому бабье лето — явление локальное.

С мая по сентябрь антициклоны приносят жару , а в оставшиеся месяцы — холод. Так как погода меняется по синусоиде , примерно раз в 5−7 дней циклон сменяет антициклон и наоборот. В этом отношении сентябрь в средних широтах ничем не отличается от остальных месяцев. Так что « бабье лето» — это всего лишь антициклон , который еще не успел « остыть» к зиме.

Почему бабье лето не длится дольше

Начало бабьего лета в России связывают со следующим днем после дня осеннего равноденствия , который происходит 23 сентября. Но в Европе и США бабье лето приходит значительно позже. В Америке « индейское лето» ожидают с начала октября по середину ноября , а Германии — с конца сентября по начало ноября.

К октябрю воздушные массы Азорского антициклона , который и дарит нам бабье лето , ослабевают. Они уже не могут пересечь Европу и достигнуть России , поэтому в нашей стране в силу вступает континентальный холод. А вот европейские страны еще несколько недель наслаждаются теплом , принесенным с океана.

С чем помогают деревья

Раз циклон сменяет антициклон приблизительно раз в неделю , то почему бабье лето длится дольше? Считается , что в этом виновата… опавшая листва.

Бабье лето приходит на территорию нашей страны после того , как начинаются листопады. Палые листья выбрасывают в атмосферу дополнительное тепло , которое не позволяет почве быстро остывать , и тем самым задерживают бабье лето еще на пару-тройку дней.

Маленькое лето — много названий

Впервые бабье лето было упомянуто еще в XVIII веке в Америке. В США этот период назвали « индейское лето», то ли из-за последних набегов индейцев перед осенью , то ли в честь их боевой раскраски , похожей на цвет осенней листвы. Это название переняли британцы , хотя раньше называли теплые дни « St. Martin’s Summer».

У славян прижилось название бабье лето. Существует несколько версий его происхождения.

Сторонники астрономической теории считают , что бабье лето получило свое названия из-за созвездия Плеяд , которое появляется на небе в сентябре. На Руси его называли « Утиное гнездо» или « Бабы».

Другая версия заключается в том , что бабьим летом назывался период , когда заканчивались все полевые работы и женщины могли , наконец , отдохнуть от забот. На деле окончание сельскохозяйственного сезона лишь означало переход от одной работы к другой — осенью женщины начинали ткать и шить к зиме.

Среди попыток объяснить название « бабье лето» встречаются откровенно мистические. Существует миф , что раньше женщины умели колдовством влиять на погоду и возвращать назад времена года.

Одна из наиболее правдоподобных версий связана с женской « второй молодостью». Когда у женщин в волосах появляется первая седина , похожая на осенние паутинки , она вступает в пору расцвета , который предшествует пожилому возрасту. Точно так же бабье лето предшествует заморозкам и началу зимы. В пользу этой версии говорит немецкое название « Altweibersommer» или « лето старых женщин». В старину название было другим , осеннее лето называли « Weibensommer» от «Spinnweben» — ткать паутину.

О пауках и паутинках

В некоторых странах бабье лето называют « паутинное лето» или « Марьина пряжа». Связаны эти названия с тем , что из-за листопада обнажаются ветки деревьев и незаметная до этого паутина становится видна. Более того , зачастую паутинки срываются с деревьев и отправляются в полет.

Два бабьих лета

До середины XX века считалось , что бабье лето приходит дважды — в конце августа и середине сентября. С каждым из них было связано множество примет , вроде « если в воздухе много тенетника ( осенней паутины), то осень будет ясная , а зима холодная» или « бабье лето сухое — осень мокрая».

Сегодня бабьим летом называют только « старое», приходящее в середине сентября. «Молодое» наступает в августе , когда еще тепло , поэтому зачастую проходит незамеченным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: