Плюшкин Мертвые души – характеристика героя, описание образа

Образ и характеристика Плюшкина — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Внешность, речь

Рисуя портрет Плюшкина, Гоголь до предела сгущает краски: Чичиков даже не мог «распознать, какого пола была фигура: баба или мужик». Нормального человеческого облика лишила этого помещика его невероятная скупость. Крестьяне окрестных деревень дали ему прозвище «заплатанной».

Одежда Плюшкина была похожа на капот, на голове он носил колпак, какие носят дворовые бабы, так что Чичиков принял его за бабу, но услышав его сиплый голос, всё же решил, что это не женщина. По ключам, висевшим у этой фигуры за поясом и по тому, что она ругала мужика, приехавшего на телеге, Чичиков подумал, что это ключница, но затем решил, что это ключник, так как у него на лице была небритая щетина. Когда выяснилось, что это помещик Плюшкин, Чичиков был удивлён ветхим нарядом этого богатого человека, у которого крепостных крестьян более тысячи. Нельзя было понять, «из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, которая идёт на сапоги». На шее вместо галстука было повязано непонятно что: то ли чулок, то ли подвязка, то ли набрюшник.

Плюшкин был худощавым стариком, ему шёл седьмой десяток. Подбородок его выступал далеко вперёд, а маленькие глазки «бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», которые высунулись из норок и высматривают, нет ли здесь опасности. На лице его постоянно заботливое выражение. Когда он задумывался или был в недоумении, жевал губами, будто что-то ел.

Речь Плюшкина при разговоре с Чичиковым состояла почти из одних жалоб на нищету. Дворовых своих людей он постоянно ругал.

Описание деревни, усадьбы, дома Плюшкина

Деревня, принадлежавшая этому помещику, была большая. Во всём были видны запустение и ветхость. Брёвна мостовой при езде по ним поднимались то вверх, то вниз, как клавиши фортепьяно. Избы были ветхие, с крышами, походившими на решето, с окнами без стёкол. Около изб были огромные клади очень застоявшегося господского хлеба. Цветом они походили «на старый, плохо выжженный кирпич», на их верхушке росли какие-то растения, а сбоку — даже кустарник.

В селе стояли две церкви — опустевшая деревянная и каменная, вся истрескавшаяся, испятнанная. Там, где прервалась цепь изб, был пустой огород, обнесённый городьбою, местами изломанной.

Множество обветшалых строений (погребов, амбаров, и т. п.) стояло во дворе около господского дома, тоже обветшавшего. Помещичий дом был непомерно длинным, местами в два этажа, местами в один. На стенах дома кое-где была видна штукатурная решётка. Окна этого длинного дома были забиты досками или заставлены ставнями, только два были открыты. Всю это безрадостную картину оживлял только большой заросший сад позади дома.

В доме Чичиков увидел ужасный беспорядок, всё было в пыли и паутине. На бюро лежала всякая всячина: засохший лимон, ручка кресла, кусочек тряпочки, пожелтевшая зубочистка и много подобного мусора. В углу комнаты виднелась куча предметов, которые недостойны были лежать на столе. Куча была покрыта толстым слоем пыли. Пыль была и на люстре, висевшей в холстинном мешке и сделавшейся похожей на кокон, в котором сидит червяк.

Характер

Главная черта характера этого богатого помещика — невероятная скупость. Автор пишет, что «подобное явление редко попадается на Руси», Плюшкин — не типичный герой, а своего рода исключительность, «какая-то прореха на человечестве».

Хозяйство Плюшкина разваливается, так как он не заботится о нём, не заботится и о крестьянах, которые от нищеты и голода умирают или сбегают. Плюшкин весь ушёл в скопидомство, в мелочное крохоборство. Он морит голодом своих дворовых и сам недоедает, всех подозревает в воровстве. Плюшкин — раб вещей, скупость изуродовала его личность, его ничего не интересует кроме сбора различных вещей и продуктов. Кладовые у него забиты овощами, сушёной рыбой, холстами и т. д., и всё это портилось. На рабочем дворе скопилось столько дерева и посуды, сколько невозможно было употребить за всю жизнь даже на два таких имения, как у Плюшкина.

Биография

Автор сообщает своеобразную «историю болезни этого помещика». Имя этой «болезни» — скупость. Гоголь рассказывает, как появилась у Плюшкина разрушительная страсть скопидомства. Когда-то этот человек был экономным, бережливым, трудолюбивым хозяином, была у него хорошая семья: приветливая, хлебосольная жена, две дочки и сынишка. После смерти жены его несколько скупой характер обострился от одиночества. Ему пришлось самому заниматься мелкими хозяйственными заботами. Когда разъехались сын и старшая дочь, а младшая умерла, скупость взяла над помещиком полную власть. Эта всепоглощающая страсть стала причиной того, что Плюшкин перестал общаться с людьми, разорвал родственные отношения, детей своих он стал считать расхитителями имущества. Полное одиночество развило ужасную скупость, жажду стяжательства.

Плюшкин утратил способность отличать полезное от несущественного, важного от мелочей. Он перестал обращать внимание на главные части хозяйства, заботясь о сохранении всякой мелочи (бумажек, пёрышек и т. п.). Он подбирал на улицах деревни негодные вещи и складывал в угол своей комнаты.

Покупщики перестали покупать у него зерно, сено, сукно, холсты, так как он был очень неуступчив в торгах. Всё это гнило, ветшало, мука превратилась в камень.

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» — восклицает автор.

Отношение Плюшкина к предложению Чичикова

Предложение Чичикова принять на себя обязанность платить подати за 120 с лишком умерших крестьян Плюшкина изумило и обрадовало. «Ах, батюшка! ах, благодетель мой!» — вскричал растроганный старик. Но радость, показавшаяся на его «деревянном лице», быстро исчезла, и оно приняло заботливое выражение. На предложение Чичикова совершить на мёртвые души купчую крепость, как на живые, Плюшкин ответил, что по купчей будут большие издержки, так как нужно будет платить приказным чиновникам. Услышав от Чичикова, что он и эти издержки примет на себя, Плюшкин решил, что гость глуп, но от радости пожелал «всяких утешений» ему и даже его деткам. Он расщедрился и хотел угостить гостя сухарём из кулича и ликёром из «графинчика, который был весь в пыли, как в фуфайке», но Чичиков отказался.

Читайте также:
Денисов Василий Федорович - характеристика и образ героя в романе

Когда Чичиков узнал, что у Плюшкина 78 беглых крестьян, он согласился их приобрести по 25 копеек за душу. Плюшкин попросил, ради его нищеты, дать за душу 40 копеек. Тут начался торг, в итоге сошлись на 32 копейках. Плюшкин, получив деньги, осторожно уложил их в ящик бюро, где они будут лежать, наверно, до самой смерти владельца. После того, как неожиданный благодетель уехал, Плюшкин решается на невиданный для него поступок: хочет завещать ему свои карманные часы.

Отношение автора к герою

Плюшкин — самый богатый из тех помещиков, к которым ездил Чичиков. Гоголь, подробно описав запустение в его усадьбе и доме, подчёркивает, что «подобное явление редко попадается на Руси, где всё любит скорее развернуться, нежели съёжиться». Так что Плюшкин, по мнению писателя, — личность, нетипичная для России. Он называет его прорехой на человечестве и поражается, до какой ничтожности дошёл этот человек. Гоголь призывает юношей, выходящих в суровую жизнь, забирать с собой все человеческие чувства, иначе старость будет бесчувственна и холодна.

Автор показывает, что в Плюшкине осталась малая искорка живой души. Когда Чичиков спросил, нет ли у него какого-нибудь знакомого в городе, чтобы он совершил купчую за Плюшкина, тот вспоминает, что действительно председатель палаты — его школьный приятель. Старик вспомнил юность, и на его лице появилось «какое-то бледное отражение чувства». Значит, в этой душе, порабощённой страстью к наживе, осталась крошечная живая её часть. Известно, что писатель предполагал показать в следующих частях поэмы возрождение души Плюшкина.

Вывод

Образ Плюшкина, одновременно накопителя и расточителя, представлен в 6 главе поэмы. Этого помещика Чичиков посетил после того, как побывал уже у других помещиков. Образ жизни Плюшкина губителен для его души, но она у него ещё не совсем мертва, поэтому лицо помещичьей России, отражённое в пятерых помещиках, показанных в поэме, становится не совсем омертвевшим.

Характеристика образа Плюшкина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Характеристика и Образ Плюшкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» является самым запоминающимся и ярким среди других не менее интересных, но таких, же порочных героев. Прозвище персонажа говорит само за себя и олицетворяет его характер и сущность. Человек, который годами копит ненужное «барахло», которому сложно расставаться с вещами запоминается настолько, что его имя стало нарицательным и актуально даже в наше время.

Гоголь не просто описывает Плюшкина, как человека безмерно жадного, опустившегося, бездушного и беспринципного, он дает возможность раскрыть этот образ нам, через описание его внешности, через манеру одеваться. То, каким при первом знакомстве увидел его Чичиков, в засаленном халате, тряпкой на шее вместо платка, странным колпаком на голове, больше напоминающего нищего, нежели богатого помещика. Внешний вид выдавал в нем скрягу и нище брода, нежели состоятельного помещика. Скупердяйство и коллекционирование мусора довело его до абсурда. Для этого человека главная цель – приобретать ненужные вещи.

Описание имения и дома, обветшалого, неухоженного, бездушного, как и сам хозяин, производило впечатление, что жизнь здесь остановилась. Некогда процветающее, наполненное радостью жизни, любовью жены, смехом детей, ухоженное поместье со смертью жены приходит в запустение. Такое же запустение и «захламление» происходит в душе хозяина. Еще недавно яркая и сильная личность, к которой приезжали соседи поучиться экономному ведению хозяйства, превращается в существо, поглощенное страстью скупости. Мертвые души Плюшкин продал с радостью, посчитав Чичикова глупцом. Старик, на седьмом десятке неизвестно для кого и чего копил свое состояние. Скупость и злоба сделали его угрюмым, нелюдимым и заточенным в свой одинокий мир.

Куда пропали чувства доброты, семейной радости и отцовства? Он проклял сына, который застрелился из-за того что не смог погасить карточный долг, а нуждающейся дочери и внукам нет желания помогать, несмотря на то, что сено, мука и хлеб гниют в его амбарах. Помещик постепенно превращался в злого, очерствевшего старика, доживавшего свою скудную жизнь в одиночестве и злобе. Конечно, можно было попробовать оправдать Плюшкина, но он не использовал шанс что-либо исправить. Ему совершенно безразличны окружающие люди, он одержим своими целями.

Гниль, характерная Плюшкину, встречается в людях и в наше время. Существование, таких как Гоголевский персонаж людей, совершенно бессмысленно, так как они отравляют своей сущностью, желчью и злобой. Образ Плюшкина в поэме представлен в комическом освещении, который извратился из-за богатства и денег.

Вариант 2

Плюшкин – один из героев произведения Гоголя «Мертвые души», личность странная, противоречивая и не слишком понятная для многих.

Плюшкин – неопрятный несимпатичный старичок шестидесяти с лишним лет. Подбородок у него острый, выдающийся вперед. Глазки – маленькие, постоянно бегающие. Бороденка неопрятная. Одежда заношенная и грязная: халат засален до невозможности и порван сзади, на шее – непонятная тряпочка вместо привычного галстука. На первый взгляд даже пол его определить трудно: скорее, он – баба, а не мужик.

Читайте также:
Подснежник краткое содержание рассказа Бунина - читать онлайн

Но он не всегда был таким: много лет тому назад он был хорошим хозяином, рачительным и экономным. Да, он был не очень щедр, но это была «мудрая скупость». Жена, трое детей, учитель француз для сына и мадам для дочерей. Все изменилось со смертью жены: тщательность перешла в подозрительность, а бережливость – в скупость. Да и дом постепенно стал пустеть: сначала с штабс – ротмистром сбежала старшая дочь. Сын пошел служить, и отпала необходимость в учителе. Мадам прогнали – узнали, что она помогла старшей дочери сбежать. Младшая дочь умерла, и Плюшкин остался один. Но его нисколько не тяготило одиночество: ведь никто не помешает теперь копить, хранить и богатеть.

С годами скупость стала его страстью, страстью жестокой и ненасытной. И хотя Плюшкин каждый день «кормил» эту страсть новыми поступления в свои амбары и закрома, она требовала все больше и больше. Добра было столько, что его нельзя было износить, съесть и потратить за несколько жизней. Ничего не использовалось, а новые поступления не прекращались – оброк собирался по-прежнему, каждый день Плюшкин приносил в дом что-нибудь нужное для него: потерянную шпору или забытое у колодца ведро. Собранное крестьянами добро гнило и пылилось во дворе, найденные Плюшкиным вещи складывались в большую пыльную кучу в углу комнаты. Для изящных вещиц и бумажных клочков было припасено место на бюро и подоконнике.

Постепенно стала пустеть и душа Плюшкина, чувства его притупились. И дом, этот «дряхлый инвалид», как бы чувствуя состояние хозяина, тоже стал меняться: душа Плюшкина закрылась, и закрылись почти все окна в доме, остались только два окна, которые можно было растворить. Остальные были закрыты ставнями или заколочены досками. Крыша дома прохудилась, деревянная ограда и ворота были покрыты плесенью. И сад возле дома был запущен и беспорядочен, хотя и поражал какой-то своей живописностью, какую нельзя выдумать ни природе, ни искусству.

И крестьянское село тоже было в жутком запустении: дома разваливались, дороги рассыпались, барское добро гнило между изб. Во многих домах не было стекол, крыши были дырявыми. Да, везде была «мерзость запустения», но она была очень гармоничной – все было унылым, дряхлым и безнадежным.

Бежавшая когда-то из имения старшая дочь попыталась наладить отношения с папенькой, но ему это было не надо: отвлекало от приумножения богатства. В приезд дочери Плюшкин обошелся «малыми потерями»: подарил внуку пуговицу, вещь в хозяйстве незаменимую. Подарки дочери взял без особой благодарности. Денег не дал. И сыну отказал в деньгах, тем самым перечеркнув все отношения. Так и пошло. Постепенно гости и покупщики перестала ездить к Плюшкину, и он остался совершенно один. Но ему это было только на руку: не надо было кормить чужих лошадей.

Плюшкин очень похож на другого героя из классической литературы – Иудушку Головлева Салтыкова – Щедрина. В обоих случаях – безграничное равнодушие к окружающим и чудовищная скупость. Оба имени давно уже стали именами нарицательными. Только Плюшкин, в отличие от Иудушки, не «пустословит» и не пытается подвести подо все какую-то философскую базу.

Плюшкин, богатейший помещик, живет в нищете: душ много имеет, а обедает «хуже пастуха». Говорят, что нищета является не образом жизни, а состоянием души. Может, в этом виновата старость, бесчувственная и бесчеловечная, по словам Гоголя. А, может, что-то совсем другое.

Сочинение 3

Степан Плюшкин – один из персонажей поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

О прошлом Плюшкина автор рассказал мало. Известно, что он был женат, и у него было трое детей: две дочери и сын. У него было процветающее, красивое поместье. Плюшкин самый богатый человек среди людей в поэме. В его доме часто устраивались балы, а сам он был примером для других в ведении хозяйства. Плюшкин к этому делу подходил с умом и завидной умной экономностью.

Но после смерти жены этот человек стал сильно меняться в худшую сторону. Его неглубокие чувства стали приобретать негативный характер. Экономность Плюшкина превратилась в страшную скупость. Поместье он свое полностью забросил. Его крестьяне все время голодают и умирают от этого. Кто-то сбегает, но все равно умирает в тюрьме. Степану Плюшкину все время кажется, что они воруют его вещи и постоянно обвиняет их в этом. Ремонт поместья не делался очень давно. Из-за погодных условий его дом принял неопрятный и заброшенный вид. Казалось, что там никто не живет. Сено и хлеб, которые он зачем-то берег, гнили. Внутри дома был беспорядок: старые поломанные вещи, которые Плюшкин не выбрасывал, смешались со старой мебелью и мусором. В комнатах было темно, за исключением его комнаты. При всем этом этот человек все равно оставался самым богатым среди всех: у него было около тысячи рабочих людей.

В поэме ему шел седьмой десяток. Когда Чичиков приехал к нему, то издалека он даже не понял, кто к нему идет. Плюшкин был похож на бесполое существо: непонятно было – мужчина это или женщина. Было ощущение, что к нему направляется слуга, но это оказался сам хозяин поместья – Плюшкин. Одет он был в лохмотья. Халат уже не был похож на одежду, а на какую-то тряпку. Рукава были полностью пропитаны сальностью. Сам хозяин, похоже, давно не мылся и забыл, что такое гигиена вообще. У него были жесткие белые волосы. Лицо его не выражало никаких чувств. Имел выступающий вперед подбородок, на который он плевал, когда говорил.

Читайте также:
Ю-ю: краткое содержание для читательского дневника, анализ рассказа Куприна

Плюшкин не любил гостей. Отношения с детьми он давно порвал. Сын сбежал в армию (которого отец позже проклял), одна дочь умерла, а другая поспешила выйти замуж. Им он ничем не помогал.

А когда-то Степану Плюшкину завидовали. Его поместье процветало, и он был прилежным семьянином.

Сочинение Образ и характеристика Плюшкина

Образы помещиков играют ключевую роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Каждый помещик уникален и представляет собой яркий тип личности. По сути всех помещиков того времени можно разделить на эти типы. Важными чертами для характеристики того или иного героя являются его дом, усадьба и реакция на необычное предложение Чичикова о продаже умерших крестьян.

Пестрая галерея господ ужасает неприятными чертами характера. Будто автор специально раскинул череду помещиков по принципу: один пошлее другого. Начинается она «сахарным» Маниловым, чье поместье затягивает нас вместе с главным героем. И заканчивается «прорехой на человечестве» – Плюшкиным. Алчный и низменный, он больше всех поражает читателя. Даже мужики из соседних окрестностей, у которых Чичиков узнает дорогу к поместью, называют последнего барина «заплатанным».

Село, по которому ведет дорога к господскому дому, поражает проезжающих убогостью и нищетой. Обветшалые крестьянские избы, оскудевшие угодья и грязные дворы. Помещичья усадьба не выглядит жилым помещением. Скорее напоминает старинный замок, оплетенный паутиной, который давно покинули люди. Хотя есть свидетельство того, что когда-то и дом, и хозяйство были крепкими, а хозяин зажиточным.

Чичиков въезжает во двор и замечает как не то баба, не то мужик ругается с возницей. Герой, решивший, что это ключница интересуется: дома ли хозяин. Бесполое существо удивляется приезду незнакомого человека и провожает его в комнату.

Чичикова ошеломляет беспорядок внутри. Будто сюда принесли весь хлам и ненужные вещи со всей округи. И, действительно, выясняется, что Плюшкин собирает разные ненужные предметы на улице и складирует их на полу. Это может быть кем-то оставленное ведро, осколки посуды или перышко. Не меньший шок герой испытывает, когда понимает, что встретила его не ключница, а помещик – хозяин дома.

Барин был одет в засаленный, заношенный халат весь в прорехах, а на шее красовались обрывки тряпья. Маленькие глазки бегали, будто сверлили собеседника. Герой был настороженным, подозрительным, неспокойным. Если не знать, что это зажиточный помещик, то можно на улице принять его за нищего. У читателя возникает ужас и жалость к герою.

Плюшкина можно считать самым прописанным образом из всех помещиков. Потому что это единственный герой с историей, своеобразной биографией. Когда-то это был хороший помещик, бережливый хозяин и прекрасный семьянин. Все у него было на своем месте. Его умению экономить можно было позавидовать. Люди из соседних поместий приезжали к нему поучиться вести хозяйство. Но все изменилось, когда герой потерял супругу. А дети нелицеприятным образом, без отцовского благословения, покинули дом.

Скупость росла с каждым годом, пока не заменила все чувства барина. Хозяйство стало пустеть, потому, что герой жалел денег абсолютно на все. Жадность завладела им.

Персонаж радуется возможности получить деньги за умерших крестьян. И даже не осведомляется о законности сделки. В благодарность даже угощает Чичикова сухарем, оставшимся от привезенного дочерью кулича. И стопкой ликера, не раз разбавленного. Для него это великая щедрость и знак особого расположения.

После знакомства с этим героем у читателя остается неприятный осадок. С одной стороны, он вызывает жалость. С другой – отвращение.

Вариант 5

В своем сатирическом произведении «мертвые души» автор нам показывает, много помещиков, которые живут в разных деревнях.

Самый яркий образ для меня это Плюшкин, который из-за своей жалости потерял все человеческие качества. Плохое впечатление производит все имущество Плюшкина. Ему было все ровно на деревенские дома. Ведь бревна, из которых построены дома уже были гнилыми, в некоторых домах нет стекол, и ничего не оставалось, как затыкать тряпками.

Дом Плюшкина тоже выглядел очень нищенски, хотя он был не бедным человеком. Внутри дома было непонятно, что можно сказать – мусорка: валялись исписанные бумаги, стояла рюмка чем-то наполнена, а в ней уже куча мух плавало, какие-то непонятные тряпки валялись на полу. Исходя из этого, можно подумать, что там никто не живет.

Хозяин дома Плюшкин выглядит подстать своего жилища. Лицо обычное, а маленькие глаза бегают как у мышки. Он одет очень бедно, и вещи грязные, непонятно что на нем одето вообще. Глядя на его одежду, трудно определить, мужчина он, или женщина. Плюшкин похож на человека, который просит милостыню. Были времена когда он был очень хорошим хозяином, у него было все и семья, и дети, и уважение других людей к себе.

Все соседи с радостью приезжали к Плюшкину в гости. Но после того как его жена умерла он резко изменился. Он стал жадным, подозрительным, и встревоженным. Его старшая дочка вышла замуж, втайне от отца, за военного человека, и уехала жить в другой город. А младшая дочка умерла.

Плюшкин из-за своей скупости, не вникал в жизнь своих дочерей, и на их просьбы о помощи, всегда отказывал. Его жадность привела его к полному перевоплощению, и он стал похож на бедного человека собирающего всякий хлам. Его дела в убытке никто не хочет иметь с ним никаких дел, покупать у него товар. В итоге этого его хлеб, и сено гнили, холсты превращались в пыль а, мука стояла гнила в подвалах. Но сам Плюшкин все боялся остаться голодным и пойти по миру на старости лет. Гоголь нам показывает, что Плюшкин убил все человеческое, он испортил жизнь себе и людям поднимал налоги, не думая о том, чем люди будут платить.

Читайте также:
Монах в новых штанах краткое содержание - читать онлайн за пару минут

Мне кажется, что он изменился, когда потерял дорогого человека, свою жену и не смог жить дальше без нее. Я считаю нельзя опускать руки и идти только вперед.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Плюшкина в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Добрым человек должен быть потому, что мы пришли в этот мир для того чтобы оставить после себя хорошие воспоминания. Нельзя постоянно делать неприятности другим людям и при этом становиться счастливым человеком.

Тема здоровья и правильного образа жизни вызывает большой интерес у взрослых людей во всём мире. Про неё написано много статей, книг, снимаются передачи.

В силу определенных денежных обстоятельств, Достоевский принял решение заключить соглашение с издательством, согласно которому, роман «Игрок» должен был быть написанным за рекордно короткие сроки.

Писатель Марк Твен в своей повести «Приключения Тома Сойера» описывает увлекательные, забавные и иногда представляющие опасность приключения обычного неугомонного мальчишки Тома и его закадычного друга Гека Финна.

Человек уже очень давно ходит по земле. С его первого появления прошло уже много миллионов лет, но это лишь маленькая песчинка во всей истории планеты Земля. Сама жизнь зародилась ещё раньше, миллиарды лет назад,

Образ и характеристика Плюшкина в поэме «Мертвые души» Гоголя

Фамилия героя стала нарицательной на века. Даже не читавший поэмы представляет скупого человека.

Образ и характеристика Плюшкина в поэме «Мертвые души» – это персонаж, обделенный человеческими чертами, потерявший смысл появления его свет.

Внешность персонажа

Помещику больше 60 лет. Он стар, но его нельзя назвать немощным и больным. Как описывает автор Плюшкина? Скупо, как и он сам:

    Непонятный пол, спрятанный под странным тряпьем. Чичиков долго разбирается, кто пред ним: мужчина или женщина.

Жесткие седые волосы, торчащие как щетка.

Бесчувственное и пошлое лицо.

Одежда героя вызывает брезгливость, на нее совестно смотреть, стыдно за человека, одетого в подобие халата.

Отношения с людьми

Степан Плюшкин упрекает своих крестьян в воровстве. Причин для этого нет. Они знают своего хозяина и понимают, что в поместье уже нечего брать. Все прибрано у Плюшкина, гниет и портиться. Запасы копятся, но использовать их никто не собирается. Много всего: дерева, посуды, тряпок. Постепенно запасы превращаются в груду грязи, лома. Кучу можно сравнить с помойкой, собираемой хозяином господского дома. Правды в словах помещика нет. Народ не успевает украсть, стать мошенником. Из-за невыносимых условий жизни, скупости и голода мужики убегают или умирают.

В отношениях с людьми Плюшкин зол и брюзглив:

Любит поругаться. Вздорит с мужиками, спорит, никогда сразу не воспринимает высказанные ему слова. Он бранится долго, говорит о вздорном поведении собеседника, хоты тот молчит в ответ.

Плюшкин верит в Бога. Он благословляет в путь уезжающих от него, боится Божьего суда.

Лицемерен. Плюшкин пытается изобразить заботу. На самом деле все заканчивается лицемерными действиями. Господин входит в кухню, он хочет проверить едят ли его придворные, но вместо этого съедает большую часть приготовленного. Хватит ли людям щей с кашей, его мало интересует, главное, что он сыт.

Плюшкин не любит общения. Он сторониться гостей. Просчитав, сколько теряет при приеме его хозяйство, он начинает сторониться, отказывается от обычая ездить по гостям и принимать у себя. Сам объясняет, что его знакомые раззнакомились или перемерли, но вернее всего, что к такому жадному человеку просто никто не захотел заезжать.

Характер героя

Плюшкин – персонаж, у которого сложно найти положительные черты. Он весь пронизан ложью, скупостью и неряшливостью.

Какие черты можно выделить в характере персонажа:

Неправильная самооценка. За внешним добродушием скрывается алчность и постоянное стремление наживы.

Желание скрыть от других свое состояние. Плюшкин прибедняется. Он говорит, что у него нет еды, когда полные амбара зерна гниют годами. Жалуется гостю, что у него мало земли и нет клочка сена для лошадей, но это все ложь.

Жестокость и равнодушие. Ничто не меняет настроения скупого помещика. Он не испытывает радости, отчаяния. Только жестокость и пустой черствый взгляд – все, на что способен персонаж.

Подозрительность и беспокойство. Эти чувства развиваются в нем с бешеной скоростью. Он начинает всех подозревать в воровстве, теряет чувство самообладания. Скупость занимает всю его сущность.

Основная отличительная черта – это скупость. Скряга Степан Плюшкин такой, что сложно представить, если не встретить наяву. Скупость проявляется во всем: одежде, еде, чувствах, эмоциях. Ничего в Плюшкине не проявляется полностью. Все скрыто и спрятано. Помещик копит деньги, но для чего? Просто для их сбора. Он не тратит ни для себя, ни для родных, ни на хозяйство. Автор говорит, что деньги оказались погребенными в ящиках. Такое отношение к средству обогащения поражает. Жить впроголодь на мешках с зерном, имея тысячи крепостных душ, огромные площади земель, может только скряга из поэмы. Страшно то что, в России таких Плюшкиных множество.

Отношение к родным

Помещик не меняется по отношению к родным. У него сын и дочь. Автор говорит, что в будущем его с радостью предадут земле зять и дочь. Равнодушие героя пугает. Сын просит отца дать ему денег на покупку обмундирования, но, как говорит автор, тот дает ему «шиш». Даже самые бедные родители не бросают своих детей.

Сын, проигрался в карты и снова обратился к нему за помощью. Вместо этого он получил проклятие. Отец никогда, даже мысленно, не вспомнил о сыне. Он не интересуется о его жизни, судьбе. Плюшкин не думает, живо ли его потомство.

Читайте также:
Души мертвые и живые в поэме Гоголя - кто является мертвыми душами

Богатый помещик живет как нищий. Дочь, приехавшая к отцу за помощью, жалеет его и дарит новый халат. 800 душ поместья удивляют автора. Существование сравнимо с жизнью нищего пастуха.

Мелочность персонажа возмущает. Автор не понимает, как человек, которому дано столько в жизни, смог снизойти до такого существования, стать ничтожным и гадким. Держит на коленях внуков и дает им вместо игрушки старую пуговицу.

У Степана отсутствуют глубокие человеческие чувства. Как говорит автор, чувства, даже если они имели у него зачатки, «мелели ежеминутно».

Помещик, живущий среди мусора, хлама, не становится исключением, выдуманным персонажем. Он отражает реальность российской действительности. Жадные скряги морили своих крестьян, превращались в полу животных, теряли человеческие черты, вызывали жалость и страх за будущее.

Характеристика Плюшкина в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера

Плюшкин.
Художник П. Боклевский

Помещик Степан Плюшкин – один из самых ярких персонажей поэмы “Мертвые души” Гоголя.

В этой статье представлена цитатная характеристика Плюшкина: описание внешности и одежды, характера и личности героя.

Плюшкин впервые появляется в главе VI “Мертвых душ”. В этой главе Чичиков приезжает к Плюшкину за “мертвыми душами”.

Смотрите:
– Все материалы о Плюшкине
– Все материалы по поэме “Мертвые души”

Характеристика Плюшкина в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера


Краткая характеристика Плюшкина

Помещик Плюшкин – скупой, неряшливый и недоброжелательный человек.

Скупость Плюшкина граничит с жестокостью. В его амбарах хранятся горы продуктов, которые гниют за ненадобностью. При этом его крестьяне ходят полуголодные и не смеют взять ни крошки.

Плюшкин – состоятельный помещик с 1000 крепостных душ. Но при этом он живет как бедняк, питается сухарями и носит лохмотья.

По мнению Чичикова, если встретить Плюшкина возле церкви, то его можно спутать с нищим.

Характеристика Плюшкина в поэме “Мертвые души”

Внешность Плюшкина

Плюшкин.
Художник А. Лаптев

“. Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины . “

“. Ой, баба! ой, нет! [. ] Конечно, баба! . ” (Чичиков о внешности Плюшкина)

“. По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница. “

“. это был скорее ключник, чем ключница: [. ] весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей. “

“. такого он [Чичиков] еще не видывал. Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши . “

“. Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было . “

Одежда Плюшкина

“. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть*, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук . ” (* юфть – грубая кожа)

“. если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик . “

Личность и характер Плюшкина

“. На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться. “

(прим.: дочь Плюшкина носит отчество “Степановна”, а значит, самого Плюшкина зовут Степаном)

“. восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха. ” (Собакевич о Плюшкине)

“. Мошенник [. ] Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом. ” (Собакевич о Плюшкине)

“. скрягу Плюшкина [. ] того, что плохо кормит людей. “

“. у него, точно, люди умирают в большом количестве? . ” (Чичиков)

“. Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему. “

“. не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки. “

“. человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине. “

“. С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два. “

“. с каждым годом [. ] мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате. “

“. неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения. “

“. это бес, а не человек. ” (мнение покупателей о Плюшкине)

“. слово «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок». ” (Чичиков о Плюшкине)

Дом Плюшкина

“. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. “

“. домом, который показался теперь еще печальнее. Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. “

“. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками . “

“. кухня у меня низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась: начнешь топить, еще пожару наделаешь. “

Комната Плюшкина

Комната Плюшкина.
Художник М. Шагал

“. он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. ” (впечатление Чичикова)

“. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе . “

Деревня и усадьба Плюшкина

“. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр. “

“. Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами [. ] покосились и почернели даже не живописно. “

Деревня Плюшкина.
Художник А. Лаптев

“. Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, – наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. “

Крестьяне Плюшкина

“Ну, чего ты пришел, дурак,
скажи, чего?”.
Художник А. Агин

“. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба; столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, – все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве. “

“. Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить. ” (Плюшкин о своих крестьянах)

Плюшкин в прошлом

“. А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. “

“. Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты. ” (Плюшкин в прошлом)

“. В доме были открыты все окна . ” (дом Плюшкина в прошлом)

“. две миловидные дочки [. ] сын, разбитной мальчишка. “

“. добрая хозяйка умерла . ” (о жене Плюшкина)

Жадность Плюшкина

Чичиков и Плюшкин
с деньгами.
художник А. Агин

“. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. [. ] Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость [. ] Наконец последняя дочь [. ] умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. “

“. На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, – но ему и этого казалось мало. “

“. сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего. “

Плюшкин «Мертвые души» — характеристика образа помещика

Мы подготовили несколько сочинений-характеристик про Плюшкина из Мертвых душ. Используйте эти примеры для выполнения задания по литературе.

Читайте также:
1984 кратко - читать онлайн пересказ романа-антиутопии Джорджа Оруэлла

Сочинение 1

Один из самых ярких персонажей Гоголя, литературный герой, чье имя давно уже стало нарицательным, персонаж, который запомнился всем, кто читал «Мертвые души» — помещик Степан Плюшкин. Его запоминающаяся фигура замыкает галерею образов помещиков, представленных Гоголем в поэме. Плюшкин, давший свое имя даже официальному заболеванию (синдром Плюшкина, или патологическое накопительство), является по сути очень богатым человеком, приведшим обширное хозяйство к полнейшему упадку, а огромное количество крепостных — к бедности и жалкому существованию.

Этот пятый и последний компаньон Чичикова является ярким примером того, насколько может омертветь человеческая душа. Поэтому название поэмы очень символично: не только прямо указывает, что речь идет о «мертвых душах» — как называли умерших крепостных, но и о жалких, лишенных человеческих качеств, опустошенных душонках помещиков и чиновников.

Характеристика героя

Знакомство читателя с помещиком Плюшкиным Гоголь начинает с описания окрестностей поместья. Все свидетельствует о запустении, недостаточном финансировании и отсутствии твердой руки хозяина: ветхие домишки с дырявыми крышами и окнами без стекол. Оживляет грустный пейзаж хозяйский сад, хоть и запущенный, но описываемый гораздо более позитивными красками: чистый, опрятный, наполненный воздухом, с «правильной мраморной сверкающей колонной». Однако жилище Плюшкина снова навевает тоску, вокруг запустение, уныние и горы бесполезного, но крайне необходимого старику хлама.

Являясь самым богатым помещиком губернии (количество крепостных достигало 1000), Плюшкин жил в крайней нищете, питаясь объедками и засохшими сухарями, что не доставляло ему ни малейшего дискомфорта. Он был крайне подозрительным, все вокруг казались ему коварными и неблагонадежными, даже родные дети. Лишь страсть к накопительству была важна для Плюшкина, он собирал на улице все, что попадалось под руку, и тащил в дом.

В отличие от других персонажей, история жизни Плюшкина приведена полностью. Автор знакомит читателя с молодым помещиком, рассказывая о хорошей семье, любимой жене и троих детях. Соседи даже приезжали к рачительному хозяину для того, чтобы поучиться у него. Но умерла жена, старшая дочь сбежала с военным, сын пошел в армию, чего отец не одобрял, а младшая дочь тоже умерла. И постепенно уважаемый помещик превратился в человека, вся жизнь которая подчинена накопительству ради самого процесса накопления. Все прочие человеческие чувства, не отличавшиеся и ранее яркостью, угасли в нем совсем.

Читайте также:
Вельд краткое содержание рассказа Рэя Брэдбери, анализ произведения, главные герои, основной смысл, проблема доброты и жестокости

Интересно, что некоторые профессора психиатрии упоминали, что Гоголь очень четко и в то же время художественно описал типичный случай старческого слабоумия. Другие же, например, психиатр Я.Ф. Каплан, отрицают эту возможность, говоря о том, что психопатологические черты не проступают в достаточной степени у Плюшкина, и Гоголь просто осветил состояние старости, которое встречал повсюду.

Образ героя в произведении

Сам Степан Плюшкин описан как существо, одетое в неопрятные лохмотья, издалека похожее на женщину, однако щетина на лице все же дала понять, что перед главным героем — представитель сильного пола. При общей аморфности этой фигуры писатель заостряет внимание на отдельных чертах лицах: выдающийся вперед подбородок, крючковатый нос, отсутствие зубов, глаза, выражающие подозрительность.

Гоголь — великий мастер слова — яркими мазками показывает нам постепенное, но необратимое изменение человеческой личности. Человек, в глазах которого в прежние годы светился ум, постепенно превращается в жалкого скрягу, утратившего все лучшие чувства и эмоции. Главная цель писателя — показать, насколько страшна может быть грядущая старость, как небольшие человеческие слабости могут превратиться в патологические черты при определенных жизненных обстоятельствах.

Если бы писатель хотел просто изобразить патологического скрягу, он бы не вдавался в подробности его молодости, описание обстоятельств, приведших к нынешнему состоянию. Сам автор говорит нам, что Степан Плюшкин — это будущее пламенного юноши в старости, тот неприглядный портрет, увидев который, молодой человек отскочил бы в ужасе.

Однако Гоголь оставляет небольшой шанс и этому герою: когда писатель задумывал третий том произведения, он планировал оставить Плюшкина — единственного из всех встреченных Чичиковым помещиков — в обновленном, нравственно возрожденном виде. Описывая внешность помещика, Николай Васильевич отдельно выделяет глаза старика: «маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…». А глаза, как известно, зеркало души человеческой. Кроме этого, Плюшкин, казалось бы, утративший все человеческие чувства, вдруг решает подарить Чичикову золотые часы. Правда, этот порыв тут же гаснет, и старик решает вписать часы в дарственную, дабы после смерти хоть кто-то вспомнил его добрым словом.

Таким образом, не потеряй Степан Плюшкин жену, жизнь его могла сложиться вполне благополучно, а наступившая старость не превратилась бы в такое плачевное существование. Образ Плюшкина завершает галерею портретов деградировавших помещиков и очень точно описывает низшую ступень, на которую может скатиться человек в своей одинокой старости.

Сочинение 2

Фамилия героя стала нарицательной на века. Даже не читавший поэмы представляет скупого человека. Образ и характеристика Плюшкина в поэме «Мертвые души» — это персонаж, обделенный человеческими чертами, потерявший смысл появления его свет.

Внешность персонажа

Помещику больше 60 лет. Он стар, но его нельзя назвать немощным и больным. Как описывает автор Плюшкина? Скупо, как и он сам:

Непонятный пол, спрятанный под странным тряпьем. Чичиков долго разбирается, кто пред ним: мужчина или женщина.
Жесткие седые волосы, торчащие как щетка.
Бесчувственное и пошлое лицо.
Одежда героя вызывает брезгливость, на нее совестно смотреть, стыдно за человека, одетого в подобие халата

Отношения с людьми

Степан Плюшкин упрекает своих крестьян в воровстве. Причин для этого нет. Они знают своего хозяина и понимают, что в поместье уже нечего брать. Все прибрано у Плюшкина, гниет и портиться. Запасы копятся, но использовать их никто не собирается. Много всего: дерева, посуды, тряпок. Постепенно запасы превращаются в груду грязи, лома. Кучу можно сравнить с помойкой, собираемой хозяином господского дома. Правды в словах помещика нет. Народ не успевает украсть, стать мошенником. Из-за невыносимых условий жизни, скупости и голода мужики убегают или умирают.

В отношениях с людьми Плюшкин зол и брюзглив:

Любит поругаться. Вздорит с мужиками, спорит, никогда сразу не воспринимает высказанные ему слова. Он бранится долго, говорит о вздорном поведении собеседника, хоты тот молчит в ответ.

Плюшкин верит в Бога. Он благословляет в путь уезжающих от него, боится Божьего суда.

Лицемерен. Плюшкин пытается изобразить заботу. На самом деле все заканчивается лицемерными действиями. Господин входит в кухню, он хочет проверить едят ли его придворные, но вместо этого съедает большую часть приготовленного. Хватит ли людям щей с кашей, его мало интересует, главное, что он сыт.

Плюшкин не любит общения. Он сторониться гостей. Просчитав, сколько теряет при приеме его хозяйство, он начинает сторониться, отказывается от обычая ездить по гостям и принимать у себя. Сам объясняет, что его знакомые раззнакомились или перемерли, но вернее всего, что к такому жадному человеку просто никто не захотел заезжать.

Характер героя

Плюшкин – персонаж, у которого сложно найти положительные черты. Он весь пронизан ложью, скупостью и неряшливостью.

Какие черты можно выделить в характере персонажа:

Неправильная самооценка. За внешним добродушием скрывается алчность и постоянное стремление наживы.

Желание скрыть от других свое состояние. Плюшкин прибедняется. Он говорит, что у него нет еды, когда полные амбара зерна гниют годами. Жалуется гостю, что у него мало земли и нет клочка сена для лошадей, но это все ложь.

Читайте также:
Души мертвые и живые в поэме Гоголя - кто является мертвыми душами

Жестокость и равнодушие. Ничто не меняет настроения скупого помещика. Он не испытывает радости, отчаяния. Только жестокость и пустой черствый взгляд – все, на что способен персонаж.

Подозрительность и беспокойство. Эти чувства развиваются в нем с бешеной скоростью. Он начинает всех подозревать в воровстве, теряет чувство самообладания. Скупость занимает всю его сущность.

Основная отличительная черта – это скупость. Скряга Степан Плюшкин такой, что сложно представить, если не встретить наяву. Скупость проявляется во всем: одежде, еде, чувствах, эмоциях. Ничего в Плюшкине не проявляется полностью. Все скрыто и спрятано. Помещик копит деньги, но для чего? Просто для их сбора. Он не тратит ни для себя, ни для родных, ни на хозяйство. Автор говорит, что деньги оказались погребенными в ящиках. Такое отношение к средству обогащения поражает. Жить впроголодь на мешках с зерном, имея тысячи крепостных душ, огромные площади земель, может только скряга из поэмы. Страшно то что, в России таких Плюшкиных множество.

Отношение к родным

Помещик не меняется по отношению к родным. У него сын и дочь. Автор говорит, что в будущем его с радостью предадут земле зять и дочь. Равнодушие героя пугает. Сын просит отца дать ему денег на покупку обмундирования, но, как говорит автор, тот дает ему «шиш». Даже самые бедные родители не бросают своих детей.

Сын, проигрался в карты и снова обратился к нему за помощью. Вместо этого он получил проклятие. Отец никогда, даже мысленно, не вспомнил о сыне. Он не интересуется о его жизни, судьбе. Плюшкин не думает, живо ли его потомство.

Богатый помещик живет как нищий. Дочь, приехавшая к отцу за помощью, жалеет его и дарит новый халат. 800 душ поместья удивляют автора. Существование сравнимо с жизнью нищего пастуха. Мелочность персонажа возмущает. Автор не понимает, как человек, которому дано столько в жизни, смог снизойти до такого существования, стать ничтожным и гадким. Держит на коленях внуков и дает им вместо игрушки старую пуговицу.

У Степана отсутствуют глубокие человеческие чувства. Как говорит автор, чувства, даже если они имели у него зачатки, «мелели ежеминутно». Помещик, живущий среди мусора, хлама, не становится исключением, выдуманным персонажем. Он отражает реальность российской действительности. Жадные скряги морили своих крестьян, превращались в полу животных, теряли человеческие черты, вызывали жалость и страх за будущее.

Степан Плюшкин («Мёртвые души»)

Внешность Плюшкина

Степан Плюшкин — последний из встреченных Чичиковым помещиков. Это человек весьма пожилой – ему больше шестидесяти лет. Несмотря на старость, персонаж выглядит достаточно бодрым и здоровым. Его внешность Гоголь описывает скупо, что согласуется с характером самого Плюшкина. Больше всего внимания уделяется одежде помещика, очень старой, засаленной и залатанной.

Усадьба и интерьер дома

Больше всего характеризует Плюшкина, конечно же, его имущество. Вот, например, разорённая и полуразрушенная деревня. Бедные, обветшалые крестьянские избы, с дырявыми крышами, с отвалившимися деталями конструкции, на окнах многих изб нет стёкол, вместо них иногда висят старые тряпки…

Столь же ветхо и уныло выглядит господский дом — длинный, с осыпавшейся штукатуркой, почти все окна закрыты ставнями или даже заколочены досками. Внутри дом напоминает «склад ненужных вещей»; в комнатах в беспорядке хранятся самые разные вещи, материалы, посуда, тряпьё.

В сараях и амбарах Плюшкина полно всяких запасов, однако они гниют и портятся, поскольку барин ими не пользуется и не даёт никому, даже своим крестьянам.

Характер Плюшкина

Ещё одна яркая черта Плюшкина — лицемерие. Он изо всех сил пытается изобразить заботу об имении и о своих подчинённых; но в итоге получается только забота о себе. Так, он входит на кухню, чтобы проверить, что ест его прислуга и вообще хватит ли пищи на всех работников; однако большую часть приготовленного тут же съедает сам.

Плюшкин не любит принимать гостей. Ведь ему кажется, что на это уходит много денег и запасов; гости портят домашнюю утварь, приносят грязь. Сам он тоже старается не ездить по гостям. При этом собеседнику он не желает признаться в своей скупости и заявляет, что все его знакомые или поссорились с ним, или умерли. В действительности, судя по всему, к такому жадному и скупому человеку никто уже давно не хочет ездить.

Лицемерие героя проявляется и в том, что он глубоко верит в Бога — точнее, видимо, просто старается показать это окружающим. Он постоянно упоминает Бога в разговоре, боится «божьего суда». Также Плюшкин прибедняется; он говорит, что у него нет даже элементарных запасов, нет нормальной одежды, хотя, как уже было сказано выше, в его доме хранится абсолютно всё, только не используется по назначению. Одна из его дочерей время от времени приезжает к «бедному старику» и дарит ему что-то из вещей — например, новый халат.

Плюшкин практически не испытывает обычных человеческих эмоций. Он никогда не радуется, не печалится. Его взгляд всегда пустой, чёрствый и злой. Внешне он пытается изображать абсолютное добродушие и участие, однако в действительности он постоянно думает только о наживе.

Прошлое персонажа и его эволюция (точнее, деградация)

Плюшкин давно уже вошёл в поговорку, о нём знают даже те, кто не читал произведение. Однако не все из тех людей, которые читали «Мёртвые души», могут вспомнить, что когда-то Плюшкин был совсем другим. В молодости это был образованный и достаточно умный человек. У него была жена, которую он очень любил, несколько детей.

Читайте также:
Оранжевое горлышко краткое содержание читать по главам

Перемены в его личности начались тогда, когда умерла жена. Плюшкин стал замыкаться в себе и возненавидел людей, даже собственных детей, которые уехали из его дома без благословения. Он с тех пор не интересуется, как живут его дети и внуки, а если те обращаются к нему за помощью, то получают грубый отказ.

Интересно, что такие перемены в личности случаются у многих людей. Так что здесь персонаж описан в высшей степени реалистично. Потеря любимого человека порой оборачивается полным сумасшествием.

Заключение

Образ Плюшкина показывает нам человека, который полностью утратил цель своего существования. Персонаж фактически отошёл от социального взаимодействия, перейдя к аскетической жизни, и такой образ существования ему нравится. Патологическое накопительство Плюшкина тоже лишено всякой цели — он копит вещи просто для того, чтобы копить.

Известно, что в третьем томе «Мёртвых душ» Плюшкина, как и других персонажей, ждало своеобразное перерождение. Из выжившего из ума скопидома он превращался в благодетельного странника, бескорыстно помогающего всем нуждающимся.

Плюшкин в поэме “Мертвые души”: анализ героя, образ и характеристика

Меню статьи:

В поэме Гоголя «Мертвые души» все персонажи имеют черты собирательности и типичности. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков со своей странной просьбой о купле-продаже «мертвых душ», олицетворяет один из характерных образов помещиков гоголевской современности. Поэма Гоголя в плане описания характеров помещиков интересна в первую очередь тем, что Николай Васильевич был иностранцем по отношению к русским людям, ему ближе было украинское общество, поэтому Гоголь смог подметить специфические черты характера и манеру поведения тех или иных типов людей.

Возраст и внешний вид Плюшкина

Одним из помещиков, которых посещает Чичиков, является Плюшкин. До момента личного знакомства Чичиков кое-что уже знал об этом помещике – в основном это была информация на предмет его скупости. Чичиков знал, что благодаря этой черте крепостные Плюшкина «мрут, как мухи», а те, кто не умер, сбегают от него.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием произведения Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”, в котором раскрывается тема патриотизма и любви к Родине.

В глазах Чичикова Плюшкин стал важным кандидатом – у него появилась возможность скупить много «мертвых душ».

Однако увидеть поместье Плюшкина и познакомиться с ним лично Чичиков оказался не готов – открывшаяся перед ним картина ввергла его в недоумение, сам Плюшкин так же ничем не выделялся из общего фона.

К своему ужасу Чичиков понял, что персона, которую он принял за ключницу, на самом деле не ключница, а сам помещик Плюшкин. Принять Плюшкина можно было за кого угодно, но только не за самого богатого помещика уезда: он был непомерно тощий, лицо его было немного вытянутой формы и такое же ужасно тощее, как и тело. Глаза у него были маленького размера и необыкновенно живые для старика. Подбородок был очень длинный. Облик его дополнял беззубый рот.

В произведении Н. В. Гоголя “Шинель” раскрывается тема маленького человека. Предлагаем ознакомиться с его кратким содержанием.

Одежда Плюшкина была абсолютно не похожа на одежду, ее даже с трудом можно было так назвать. Плюшкин абсолютно не уделял внимание своему костюму – он обносился до такой степени, что его одежда стала похожа на лохмотья. Плюшкина вполне возможно было принять за бродягу.

К этому облику прибавились и естественные старческие процессы – на момент повествования Плюшкину было около 60-лет.

Проблема имени и значение фамилии

Имя Плюшкина никогда не встречается в тексте, вполне вероятно, что это сделано преднамеренно. Таким способом Гоголь подчеркивает отстраненность Плюшкина, черствость его характера и отсутствие гуманистического начала в помещике.

В тексте, однако же, есть момент, который может помочь обнаружить имя Плюшкина. Помещик время от времени называет свою дочь по отчеству – Степановной, этот факт дает право говорить о том, что Плюшкина звали Степаном.

Вряд ли имя этого персонажа выбрано в качестве определенного символа. В переводе с грецкого Степан обозначает «венец, диадема» и указывает на постоянный атрибут богини Геры. Вряд ли эта информация была решающей при выборе имени, чего нельзя сказать про фамилию героя.

В русском языке слово «плюшкин» используется для номинации человека отличающегося скупостью и манией накоплять сырьевую и материальную базу без какой-либо цели.

Семейное положение Плюшкина

На момент повествования, Плюшкин – одинокий человек, ведущий аскетический образ жизни. Уже долгое время он вдовствует. Когда- то жизнь Плюшкина была другой – его жена привносила смысл жизни в бытие Плюшкина, она стимулировала в нем появление позитивных качеств, способствовала появлению гуманистических качеств. У них в браке родилось трое детей – две девочки и мальчик.

В то время Плюшкин был совсем не похож на мелочного скупердяя. Он с радостью принимал гостей, был общительным и открытым человеком.

Плюшкин никогда не был транжирой, но его скупость имела свои разумные рамки. Одежда его не отличалась новизной – обычно он ходил в сюртуке, он был заметно поношен, но очень прилично выглядел, на нем не было даже ни одной заплатки.

Причины изменения характера

После смерти жены Плюшкин полностью поддался своему горю и апатии. Скорее всего, он не имел предрасположенности к общению с детьми, его мало интересовал и увлекал процесс воспитания, поэтому мотивация жить и возрождаться ради детей для него не срабатывала.

В дальнейшем у него начинает развиваться конфликт со старшими детьми – в результате они, устав от постоянного брюзжания и лишений, покидают отцовский дом без его разрешения. Дочка выходит замуж без благословления Плюшкина, а сын приступает на военную службу. Такая вольность стала причиной гнева Плюшкина – он проклинает своих детей. Сын был по отношению к отцу категоричен – он полностью прервал с ним контакт. Дочка все же не отказалась от своего отца, несмотря на такое отношение к своим родным, она время от времени навещает старика и привозит к нему своих детей. Плюшкин не любит возиться с внуками и воспринимает их встречи крайне прохладно.

Читайте также:
Ю-ю: краткое содержание для читательского дневника, анализ рассказа Куприна

Младшая дочь Плюшкина умерла, будучи ребенком.

Таким образом, Плюшкин остался одиноким в своей большой усадьбе.

Поместье Плюшкина

Плюшкин считался самым богатым помещиком в уезде, но Чичикову, приехавшему в его поместье, показалось, что это была шутка – усадьба Плюшкина была в ветхом состоянии – ремонт в доме не делался уже много лет. На деревянных элементах дома можно было видеть мох, окна в доме были заколочены – казалось, что на самом деле никто не живет здесь.

Дом Плюшкина был огромен, сейчас он пустовал – во всем доме Плюшкин жил один. Из-за своего запустения дом напоминал старинный замок.

Внутри дом мало чем отличался от внешнего вида. Так как большинство окон в доме были забиты, то в доме было невероятно темно, и разглядеть что-либо было трудно. Единственное место, куда проникал солнечный свет – это личные комнаты Плюшкина.

В комнате Плюшкина царил невероятный беспорядок. Кажется, что здесь никогда не убиралось – все было в паутине и пыли. Повсюду валялись сломанные вещи, которые Плюшкин не решался выбросить, так как думал, что они все еще ему могут понадобиться.

Мусор также никуда не выбрасывался, а складывался тут же в комнате. Письменный стол Плюшкина не был исключением – важные бумаги и документы здесь лежали вперемешку с мусором.

За домом Плюшкина растет огромный сад. Как и все в усадьбе он находится в запустении. За деревьями уже давно никто не ухаживал, сад порос сорняками и мелкими кустами, которые оплел хмель, но даже в таком виде сад прекрасен, он резко выделяется на фоне запустелых домов и полуразрушенных зданий.

Особенности взаимоотношений Плюшкина с крепостными

Плюшкин далек от идеала помещика, он со своими крепостными ведет себя грубо и жестоко. Собакевич, рассказывая о его отношении к крепостным, утверждает, что Плюшкин морит своих подданных голодом, чем значительно увеличивает смертность среди крепостных. Внешность крепостных Плюшкина становится подтверждением этих слов – они излишне худы, безмерно тощие.

Не удивительно, что многие крепостные сбегают от Плюшкина – жизнь в бегах более привлекательна.

Порой Плюшкин делает вид, что заботиться о своих крепостных – он заходит на кухню и проверяет, хорошо ли они едят. Однако делает он это неспроста – пока проходит контроль за качеством питания, Плюшкин успевает от души наесться. Конечно, эта хитрость не скрылась от крестьян и стала поводом для обсуждений.

Плюшкин все время обвиняет своих крепостных с воровстве и мошенничестве – он считает, что крестьяне всегда стараются его обворовать. Но ситуация выглядит совсем иной – Плюшкин настолько запугал своих крестьян, что они боятся взять хоть что-то себе без ведома помещика.

Трагизм ситуации создается еще и тем, что складские помещение Плюшкина ломятся от продовольствия, почти все это приходит в негодность и потом выбрасывается. Конечно, Плюшкин бы мог отдать излишки своим крепостным, улучшим тем самым из жизненные условия и подняв свой авторитет в их глазах, но жадность берет верх – ему проще выбросить непригодные вещи, чем сделать доброе дело.

Характеристика личностных качеств

В старости Плюшкин стал неприятным типом из-за своего склочного характера. Люди стали его сторониться, соседи и друзья стали заезжать все реже, а потом и вовсе перестали с ним общаться.

После смерти жены Плюшкин предпочитал уединенный способ жизни. Он считал, что гости всегда вредят – вместо того, чтобы заняться чем-то действительно полезным, приходится проводить время в пустых беседах.

К слову, такая позиция Плюшкина не приносила желаемых результатов – его поместье уверенно приходило в запустение, пока окончательно не обрело вид заброшенного селения.

В жизни старика–Плюшкина всего две радости – скандалы и накопление финансов и сырья. Искренне говоря, он и одному, и другому отдается с душой.

Плюшкин на удивление обладает талантом замечать любые мелочи и даже самые ничтожные недоработки. Другими словами, он чрезмерно придирчив к людям. Свои замечания он не в силе высказывать спокойно – в основном он кричит и бранит своих слуг.

Плюшкин не способен сделать что-то доброе. Он черствый и жестокий человек. Ему безразлична судьба своих детей – со своим сыном он потерял связь, дочка же периодически пытается пойти на примирение, но старик пресекает эти попытки. Он считает, что они имеют корыстную цель – дочь с зятем хотят обогатиться за его счет.

Таким образом, Плюшкин – ужаснейший помещик, который живет определенной цели. В целом он наделен негативными чертами характера. Сам помещик не осознает истинных результатов своих поступков – он всерьез думает, что он заботливый помещик. На самом же деле, он тиран, губящий и разрушающий судьбы людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: