Пластилинография для детей: как научиться рисовать пластилином

Как рисовать пластилином на бумаге: поясняет воспитатель детского сада

В 1897 году в Англии был создан пластилин. Автором изобретения стал Уильям Харбутт, директор Батской школы искусств и дизайна, а затем владелец собственной художественной школы. Харбутт искал для своих студентов простой в использовании материал, а также долговечный.

Конечный продукт стал результатом многих экспериментов. Не только ученики полюбили «никогда не высыхающую глину», но и дети талантливого англичанина. Малыши наполнили дом пластилиновыми замками, моделями лодок, фигурками солдатиков и кукол, которые лепили из материала, который придумал их папа.

Вскоре пластилин стал любимым материалом многих. Пока дети им пользовались для игры, художники, архитекторы и инженеры использовали в работе.

Совместили лепку и рисование

А знаете ли вы, что пластилином можно рисовать? Это отличный способ совместить рисование и лепку, когда цвет добавляют не краской, а пластилином.

Пластилинография – это живопись с помощью пальцев. Принцип данной техники – создание картин из пластилина на горизонтальной поверхности, – поясняет Елена Агапова, воспитатель детского сада.

© Фото из архива эксперта

Что и как рисовать пластилином

Подобные вопросы обычно задают дети, которые впервые узнают о пластилинографии. Что угодно: дома, деревья, фрукты, овощи, солнце, облака… Фантазия здесь безгранична.

Как создавать рисунок с помощью пластилина:

  • используйте шаблон (распечатку), где уже есть контуры рисунка. Есть и альтернативный вариант, когда рисунок автор придумывает сам;
  • заполняйте рисунок небольшими кусочками пластилина, аккуратно размазывая их на поверхности бумаги;
  • после того, как весь рисунок заполнен, убедитесь, что нет участков с избытком пластилина, так как этот перевес может привести к деформации работы.
© Depositphotos

Я показываю наглядный материал детям. Наглядность оживляет процесс обучения. Далее показываю приемы лепки. Каждое свое действие озвучиваю, – делится опытом рисования пластилином Елена Агапова, воспитатель детского сада. – Когда дети начинают лепить, они, разумеется, могут добавить что-то свое.

Перед занятием мы всегда беседуем с детьми по теме нашей будущей работы с пластилином, читаем художественную литературу: стихи или рассказы. Детей это вдохновляет.

© Фото из архива эксперта

Как с помощью пластилинографии развивать детей

Начинать занятия пластилинографией нужно и важно с раннего возраста, так как лепка является одним из наиболее эффективных занятий для развития мелкой моторики.

Как малыш знакомится с пластилином:

  • мнет пальцами;
  • катает в ладони;
  • греет его пальчиками (это уже дыхательная гимнастика);
  • делает колбаски из пластилина;
  • отрывает кусочки и пытается прилепить к поверхности;
  • рассказывает, какой рисунок создает из пластилина.

Это не только развитие зрительно-моторной координации, но и развитие речи, – подчеркивает Елена Агапова.

На занятиях пластилинографией наблюдаю у детей пробуждение интереса к лепке, усидчивость, аккуратность. Они учатся ориентироваться на листе бумаги: понимают, как это – справа, слева, сверху, снизу, в центре. Закрепляют знания по цветовосприятию и сенсомоторной координации.

© Depositphotos

Каким пластилином рисовать

Воспитатель детского сада советует выбирать для занятий пластилинографией материал, который:

  • имеет хорошее сцепление с основой и между собой;
  • яркий;
  • не твердый;
  • почти не пачкает рук;
  • не сохнет;
  • не осыпается;
  • не оставляет жирных пятен.

Дети понимают, что с пластилином можно работать и в таком формате. И это открытие поражает их, – отмечает детские эмоции после занятий пластилинографией эксперт.

Ваш ребенок умеет рисовать пластилином?

Занятия по пластилинографии для развития мелкой моторики у малышей и школьников

В поисках новых творческих занятий, которые понравились бы малышам и увлекли их, педагоги и родители экспериментируют с хорошо зарекомендовавшими себя техниками и материалами. Пластилинография для детей – пример соединения лепки и рисования, она берет лучшее от каждого из двух видов изобразительного искусства. Возможности этой техники шире, чем у обычной плоскостной лепки, знакомой нам с детства. Заниматься пластилинографией маленькие художники могут уже в 3–4 года.

Польза применения разных техник рисования в занятиях с детьми

Малыши интуитивно стремятся разнообразить свои занятия, ведь им так много нужно всего узнать, стольким вещам научиться! Это оправдано и с точки зрения пользы для развития детей. Смена обучающей и творческой деятельности позволяет тренировать различные когнитивные навыки (память, речь, мышление), пробуждать способность к нестандартному мышлению, воображение.

Рисование — один из самых любимых, доступных, а потому и популярных видов творчества у детей всех возрастов. При этом в изобразительных средствах здесь нет практически никаких ограничений: рисовать можно и карандашами, и пальцем по запотевшему стеклу, и песком, и пластилином. Процесс развития мелкой моторики средствами любой из перечисленных техник имеет свои особенности. Например, использование карандаша или кисти готовит руку к письму, а контакт с песком дает уникальные тактильные ощущения и успокаивает ребенка. Занятия по лепке учат пальчики быть сильными и аккуратными, а главное — дарят бесконечный простор для творчества.

Способы рисования пластилином и необходимые материалы

Пластилин для работы нужно подобрать достаточно мягкий и податливый, чтобы ребенку было легко менять его форму, – например, восковой. Подойдет и любая другая безопасная масса для лепки. Цветов не обязательно должно быть много – важно, чтобы они были яркими и хорошо смешивались. Желательно иметь в палитре белый и черный, чтобы малыш понял принцип изменения насыщенности цвета.

Для начала работы понадобятся также следующие материалы и инструменты:

  • доска для раскатывания пластилина;
  • трафареты, шаблоны или готовые рисунки на картоне, пластике, стекле;
  • стеки, зубочистки, скалочки, формочки, штампы;
  • украшения — бисер, крупы, раскрашенные макароны, мелкие пуговицы, стразы, пайетки, ракушки;
  • шприц для выдавливания колбасок (пригодится для создания масштабных полотен продвинутым мастерам пластилинографии);
  • широкий скотч для заклеивания поверхности рисунка на картоне перед нанесением пластилина, чтобы было удобнее исправлять огрехи;
  • детские влажные салфетки для рук.

Очень удобно в качестве основы использовать одноразовые пластиковые тарелки. Пластилин на них хорошо держится, и в то же время рисунок легко корректировать. Круглая форма смотрится аккуратно, работа приобретает завершенный вид.

Сложность используемой техники должна возрастать поэтапно в зависимости от возраста и способностей ребенка:

  1. Начинающим художникам подойдет такой вариант, как размазывание пальчиками массы для лепки в пределах обозначенного контура.
  2. Детки от 5 лет, которые умеют скатывать из пластилина маленькие шарики или колбаски, смогут делать объемные рисунки.
Читайте также:
Лайфхаки для школы - топ-10 идей для легкой учебы читать онлайн

Плоскостная лепка для самых маленьких

Знакомство с азами пластилинографии лучше всего начинать с рисования мазками. Предложите ребенку произвольно размазать несколько небольших разноцветных кусочков хорошо размятого пластилина на плотной поверхности (картоне или пластиковой доске). После этого можно начинать «раскрашивать» простые рисунки из крупных геометрических форм — солнышко, дерево, цветок, фигуры животных. Обычно малыши используют для работы указательный палец ведущей руки, но полезно подключать и другую руку, большие пальцы. Такие упражнения развивают синхронизацию работы обоих полушарий мозга.

Когда ребенок хорошо освоит прием размазывания, предложите нанести на рабочую поверхность 2–3 слоя пластилина любых цветов, а потом с нажимом поводить по ним пальцами или стеком. В зависимости от силы надавливания на палитре начнут проявляться разные оттенки — эффект поразит воображение малыша.

Мозаика из пластилиновых шариков

Эта техника доступна детям в средней или даже младшей группе детского сада. Как только малыш научился скатывать маленькие шарики из пластилина, можно предложить ему заполнить разноцветными комочками готовый контур, слегка придавливая их к основе. Такие занятия отлично развивают мелкую моторику и воображение. В этой технике можно изобразить что угодно, а любые погрешности легко исправить, просто переместив шарик на другой место.

Это свойство можно использовать. Попробуйте сделать с ребенком пластилиновый мультфильм на основе несложной картинки, передвигая комочки так, чтобы она «двигалась». Для съемок подойдет даже камера на мобильном телефоне, а малыш будет в восторге!




Пластилиновые колбаски и спирали

В старшей группе дети уже могут делать несложные композиции из пластилина, скатанного в тонкую колбаску. Здесь от них потребуется еще больше аккуратности и терпения — именно эти качества развивает работа в такой технике. Комбинируя полоски разных оттенков, ребята могут изобразить космос со звездами и кометами, а расположив слой пластилинового снега на зеленых ветках елей — настоящую зиму. В этой технике удачно получаются осенние деревья, подводный мир, пейзажи. Сложность работы можно повысить, располагая предметы один поверх другого, придавая картине глубину.




Пластилиновые жгутики, свернутые в спирали, похожи на цветы. Из таких заготовок можно собрать целый букет, а можно сделать кудрявую березку или пушистого кота. Палитра рисунков станет богаче, а сами работы — красивее, если скатывать пластилин близких оттенков, не смешивая их до однородного цвета. Чтобы получить нарядный леденец, нужно аккуратно перекрутить между собой два тонких жгутика (лучше – изготовленных с помощью шприца) ярких цветов, после чего свернуть полученную полоску в плоскую спираль или нарезать коротких палочек с крючком на конце.

Расположите среди полос белого пластилина 1–2 голубых, зеленых и розовых, после чего нанесите поперек всех живописные зигзаги стеком-лопаткой. Цвета слегка перемешаются, и получится северное сияние.

Рисование процарапыванием и вмятинами

Даже 3-летний малыш может нацарапать стеком или любой другой подходящей палочкой узоры на поверхности, покрытой пластилином. Получится своеобразная граттография. Ребята постарше используют подобные инструменты для детализации рисунка, придания ему дополнительного объема, реалистичности. Мелкие царапины помогут изобразить пушистые еловые ветви или роскошный лисий хвост, острой палочкой удобно рисовать чешую на разноцветных рыбках.

Малыши могут выдавливать на размазанном пластилине готовые фигурки с помощью специальных формочек. Старшим дошкольникам интересно с помощью этого же приема создавать орнаменты. В этом случае цельные силуэты заменяются маленькими фигурными штампами, в роли которых могут выступать декоративные пуговицы или макаронные изделия интересной формы. Инструмент с наконечником в виде полусферы поможет сделать углубления для глаз у животных или сказочных героев: с таким приспособлением качество картинки сразу повысится.

Купите ребенку набор из разнообразных стеков. Большой выбор наконечников — острых, плоских, круглых, зазубренных — подстегнет фантазию юного художника и вдохновит его на поиск новых образов.

Пластилинография — отличный вариант для проведения творческих занятий как с малышами, так и с ребятами школьного возраста. В этой технике у детей получаются оригинальные открытки для мамы на 8 Марта или папе к 23 февраля, новогодние и конкурсные поделки. Различных приемов и хитростей в исполнении пластилиновых картин очень много, все зависит от фантазии и опыта юного художника.

Картины из пластилина: техники, примеры и мастер-классы для детей

Пластилин — замечательный материал для разнообразных занятий с ребёнком. С помощью него можно надолго увлечь детей раннего возраста.

Читайте также:
Гиперактивный ребенок - правила воспитания, советы родителям читать онлайн

У занятий с пластилином есть огромная польза — они отлично развивают мелкую моторику. Помимо всевозможных поделок, с помощью этого материала можно создать интересные аппликации и красивые картины. Для детей такое времяпрепровождение будет не только интересным, но и полезным.

В конечном итоге поделка станет хорошим подарком или украшением детской. В данной статье будут рассмотрены способы создания картин из пластилина на бумаге и картоне с помощью различных техник.

Развиваем ребенка при помощи пластилина

Знакомить малыша с пластилином можно в возрасте 1-2 года. Для этого нужно выбирать мягкий пластилин, чтобы у ребёнка без проблем получалось его мять. Мы рекомендуем покупать восковой пластилин, он гораздо более пластичный и маленькие пальчики смогут с ним справиться (мы выбираем восковой пластилин компании Луч).

Также, рекомендуем разогревать пластилин в руках перед тем, как давать его малышу. В противном случае ребенок может быстро потерять интерес к лепке, так как самостоятельно размять пластилин ему будет проблематично. Также при выборе стоит обратить внимание на менее токсичные варианты.

Тесто для лепки может заменить пластилин, оно более мягкое и податливое. Однако для приклеивания к бумаге или картону такое тесто подходит плохо.

Поделки из цветного пластилина

Для деток раннего возраста отлично подойдут самые простые варианты поделок из пластилина. Для этого можно нарисовать на бумаге какое-либо изображение, либо скачать шаблон-картинку. Это может быть:

  • Новогодняя ёлка, на которую ребёнок будет лепить шарики-игрушки;
  • Петушок и курочка, которым нужно добавить зёрнышек;
  • Божья коровка, которой стоит добавить чёрных точек на спину;
  • Арбузная долька без косточек — их добавит ребёнок;
  • Дерево без листьев — можно использовать разные цвета для создания кроны;
  • Машинка (и другой транспорт), которой нужно добавить колёса;
  • Цветы без листиков;
  • Лестница без перекладин — здесь задание усложняется и, вместо комочков, ребёнок должен скатать и прилепить тоненькие колбаски;
  • Зебра без полосок — аналогично предыдущему варианту.

В начале следует показать ребёнку, как отщипывать от пластилина маленький кусочек и затем скатать из него шарик.

Эти шарики он должен добавлять на картинку в нужные места. В дальнейшем стоит учить его самостоятельно отщипывать кусочки и скатывать шарики между двух ладошек. Эти движения отлично массируют ручки малыша.

Для детей от 2 лет рекомендуем повторить мастер-класс «Суперчервячок», в котором малышу надо приклеить шарики друг за другом по линии. Мама поможет нарисовать фон, а червячка малыш сделает самостоятельно.

Вот как выглядит ход работ по пластилинографии для малышей.

  1. Рисуем линию.
  2. Формируем кружочки из пластилина.
  3. Лепим кружки друг на друга до конца линии.

Также малышам понравится поделка «Гусеницы на яблоках». Принцип тот же: маленькими кружочками выложить гусениц и приплюснуть их. Также малыш научится делать элементарный узор — дырочки в кружочках.

Рисование шариками из пластилина — мозаичная техника пластилинографии

Освоив технику простых поделок, можно переходит к более сложному — так называемой мозаике из шариков. Такая картинка смотрится интересно, а изготавливается довольно просто.

Для начала нужно на бумаге нарисовать карандашом изображение для будущей картины (например, цветочек). Далее взять пластилин разных цветов. Маленькими кружочками из пластилина следует заполнить изображение изнутри. Для этого следует либо прилеплять к изображению шарики из пластилина, расплющивая их.

Другой вариант: сразу заготовить маленькие кружочки с помощью колпачка от ручки или соломенной трубочки.

Детям от 4 лет будет интересно сделать Рыбку-петушка, Павлина с хвостом из синельной проволоки с использованием мозаичной техники пластилинографии.

Техника колбасок — жгутиковая техника пластилинографии

Такой способ немного более сложный, чем предыдущий. Суть данной техники похожа на рисование шариками, но здесь — рисование тоненькими колбасками. Какой-либо рисунок нужно заполнить внутри пластилиновыми жгутиками. И если у ребенка пока не получается самостоятельно раскатывать тоненькие колбаски, то можно сделать их самому, чтобы он только прилеплял их в нужные места.

С помощью таких жгутиков можно создавать интересные узоры, спиралью или змейкой заполнять внутреннюю часть изображения, а также обрисовывать рисунок по контуру. Такие занятия хорошо развивают усидчивость и наблюдательность, а также фантазию малыша.

Какие бывают аппликации из пластилина и техники их выполнения

Яркие аппликации из пластилина на картоне — простейшие картинки, которые могут сделать дети 4 — 6 лет самостоятельно или с помощью взрослых. Из кусочков пластилина различных форм и цветов можно составить несложные изображения. Например, рыбку, бабочку, дерево, ракету, сову, грибы. Пластилином можно заполнять фон картины, размазывая его тонким слоем по картону. Рассмотрим далее способы, как выполнить картины из пластилина — техника выполнения плоскостной, объемной и жгутиковой живописи.

Виды аппликаций из пластилина

Пластилин — отличный материал для экспериментов. Поэтому ничего удивительного, что появилось много разных техник создания аппликаций из пластилина. На основе простейших методик, можно научиться создавать поразительные картины, которые сделаны из пластилина. Далее будут описаны несколько способов, как из пластилина сделать аппликации на картоне для детей.

Техника объемных аппликаций из пластилина

Это самый простой и распространённый способ создания пластилиновой картины на картоне. Для этого нужно отдельно слепить необходимые детали для своей картины, а затем прилепить их на основу (картон). Такие аппликации могут быть объёмными или же плоскими. Для выполнения плоской аппликации используется техника размазывания.

Читайте также:
Как написать об отсутствии ребенка в школе - инструкции

Для нанесения сложного рисунка, рекомендуется нарисовать на картоне схематичное расположение деталей. Для простых изображений выполнение этих действий не требуется.

Выдавливание пластилина из шприца

Интересный и необычный способ лепки: при помощи шприца из пластилина создаются тоненькие жгутики, с помощью которых можно создавать картины.

Для картины из пластилиновых жгутиков нужно:

  1. Скатать из небольшого куска пластилина колбаску и положить внутрь шприца.
  2. Нагреть шприц в микроволновке или положить в кружку с горячей водой на короткое время.
  3. Выдавить шприцем жгутик.

Удобно будет заранее сделать некоторое количество таких жгутиков всех необходимых цветов. Из этих жгутиков можно выгладывать на картоне интересный узор или же заполнять им изображение, либо делать контур. Процесс создания изображения напоминает квиллинг. Получаются необычные картинки из пластилина, которые увлекают даже взрослых. Очень необычно выглядят картины, полностью выполненные из жгутиков.

Аппликация из пластилина на стекле

Простая и эффектная поделка, которая по силам ребенку — пластилиновая картина, нанесённая на стекло, а другой стороной придавленная картоном. Для изготовления подобной поделки можно взять любую фоторамку со стеклом. Удобней использовать рамку среднего размера. Делается такая оригинальная картина просто:

  1. Из рамки вынимается стекло и протирается ваткой, смоченной спиртом.
  2. Стекло нужно приложить к шаблону или какому-либо изображению.
  3. Чёрным маркером обводится контур желаемой картинки. Для начала лучше выбирать изображение с небольшим количеством мелких деталей. Для этой цели удобно использовать детские раскраски.
  4. Затем рисунок изнутри заполняется пластилином. Для этого используется техника размазывания пластилина. Начинать удобнее с мелких деталей, постепенно переходя к крупным. При сложном контуре удобно использовать стек для пластилина.
  5. Фон можно заполнить пластилином, либо использовать лист цветного картона.
  6. Стекло следует вставить в рамку таким образом, чтобы пластилин оказался внутри.

С подобной пластилиновой аппликацией могут самостоятельно справиться дети младшего школьного возраста, либо дошкольники с помощью родителей.

Для малышей мы рекомендуем заменить стекло на крышку от сметаны. Меньше опасности, что малыш раздавить стекло и поранится.

И смотрятся такие поделки здорово!

Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина

Этот способ подойдёт детям, которые уже умеют держать ручку в руке и достаточно уверенны в своих движениях. На картон нужно нанести пластилин тонким слоем и равномерно его размазать. Для процарапывания потребуются различные предметы: зубочистки, палочки, колпачки от ручки. Этими острыми предметами следует наносить на пластилин разнообразные узоры. Оригинально данная техника выглядит в совокупности с остальными.

В основном данная техника используется для придания рельефности пластилиновым аппликациям. С её помощью возможно добавить изображению большей детализированности. Например, можно нарисовать прожилки на листочках — так картина получится более реалистичной и интересной.

Или таким способом можно передать текстуру шерсти или перьев:

Или передать структуру лепестков у цветка:

Книги по лепке из пластилина

Про пластилиновую живопись написано множество книг. В них подробно описаны различные идеи и способы создания оригинальной поделки. Вы узнаете что нужно для лепки панно из пластилина. Вот некоторые книги на данную тему:

  • Елена Чернова “Пластилиновые картины”;
  • Татьяна Яковлева “Пластилиновая живопись”;
  • Юлия Ленгина “Картины из пластилина”;
  • Марина Иванова “Лепим из пластилина: забавные фигурки и веселые картины”;
  • Марья Новацкая “Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми”;
  • Ольга Кудина “Долина пластилина”;
  • Тихомирова, Лебедева “Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”;
  • Светлана Ляне “Пластилиновая сказка”.

С данными книгами будет полезно ознакомиться всем тем, кто с этим видом творчества незнаком. Кроме того, в них можно найти массу всего интересного и тем, кто уже пробовал создавать картины из пластилина.

Галерея: картины из пластилина

Далее представлены примеры пластилиновой живописи, выполненной мастерами своего дела, а также варианты аппликаций для начинающих. Поделки выполнены с помощью различных техник. Можно полностью повторить картину или же вдохновиться этими работами и придумать что-то своё.

Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды

Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия своему чаду. Довольны и взрослые, и дети! Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Педагоги советуют родителям непременно самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель – не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества.

Знакомимся с секретами пластилиновой техники

В чем заключатся секреты пластилинографии, можно ли обучить им детвору? Педагоги убежденно говорят, что эта техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания. Чтобы не упустить момент, родителям неплохо бы знать, когда начинают заниматься созданием лепных картин с малышами. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина – учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами “азбуки лепки”:

  • Размазывание – самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
  • Раскатывание– возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
  • Сплющивание и вытягивание – наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно – прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.
Читайте также:
Дислексия у детей - что это такое и как ее лечить советы родителям

Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, “Солнышко” (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); “Цветы на траве” (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются “Осенние листья на земле”, “Падающий снег”, “Ежик”, “Разноцветный салют”, “Гирлянды на елочку”. Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например:

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк.
А ромашки, незабудки, лютики-малютки
Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

Мы слепили колобков,
Сплющили их с боков.
Тут же получился блин,
Очень мягкий (пластилин).

Важно: работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

Техника для старших дошколят

Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

  • Заглаживание – прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
  • Прищипывание – используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
  • Примазывание, придавливание – приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
  • Налепливание соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
  • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков – необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, “Снег идет”, “Бабочки на лугу”, “Корзинка с грибами”, “Натюрморт из фруктов”, “Ваза с полевыми цветами”, “Радуга и дождик”. Детям нравится создавать картины из жизни животных (“Обитатели зоопарка”, “Ежик с грибами”, “Собака играет с мячиком”, “Котенок и клубок”), из жизни людей (“Праздник”, “Космос”, “Дети лепят снежную бабу”) или сказочных персонажей. Они могут сами сочинять небольшие веселые стишки и истории, чтобы обыграть свою поделки:

Я леплю из пластилина
Шарик, мячик и пингвина.
А вот это – бегемотик
У него большой животик.
Пластилиновые ушки
Шевелятся на макушке

Важно: Родители! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.

Метод пластилинографии

Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу:

  1. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
  2. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
  3. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
  4. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
  5. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
  6. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
  7. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
  8. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.
Читайте также:
Что должен знать и уметь ребенок к 1 классу - готовимся к школе

Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

  • Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
  • Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
  • Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
  • Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
  • Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

Какой бывает пластилинография

Педагоги, обучая дошколят, применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды. Всем дошкольникам будет доступна прямая пластилинография, в которой лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.

Малыши легко осваивают эту технику уже в двух – трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

Контурная пластилинография – предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

Многослойная пластилинография – представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

Фактурная пластилинография – самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр. bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra – против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.

Пластилиновая живопись

Ход мастер-класса

Можно много говорить о том, какое значение имеет занятия лепкой не только в детском саду, но и в условиях семейного воспитания. И прежде чем мы приступим к нашему мастер-классу, я позволю себе напомнить, что занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка,а именно:

• повышают сенсорную чувствительность;

• развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную

умелость, мелкую моторику;

• синхронизируют работу обеих рук;

• формируют умение планировать работу по реализации замысла.

Из пластилинаможно создавать не только объемные фигурки всевозможных объектов: животных, птиц, рыб, предметов или игрушек, но и картины различной сложности. Другими словами, пластилином можно рисовать, так же, как фломастерами или карандашами.

Читайте также:
Со скольки оставлять ребенка одного дома – пояснение родителям

Существует много способов рисования пластилином, с одним из которых я хочу вас познакомить – это пластилиновая живопись из шприца (создание изображений из жгутиков).

Для создания картины нам понадобиться:

-набор пластилина (мягкий,

-плотный картон для основы картины (можно использовать одноразовые тарелки, виниловые пластинки и т. д.)

-салфетки для рук,

-дощечка для пластилина,

— одноразовый шприц (обрезать узкий кончик, чтобы облегчить работу с пластилином,

-ёмкость с горячей водой.

Основа для лепной живописи

Писать картины пластилином можно на абсолютно разных основах! Зачастую используется обычный картон, который может стерпеть все варианты творческого самовыражения малыша. Для более старших деток в качестве основы для пластилиновой картины подойдет стекло, к которому пластилин надежно фиксируется и долго держится. Особенно хорошо стекло для «обратных картин», когда сюжет налепляется снизу вверх, от светлых тонов к темным, от главных элементов к фону.

Малышам интересно будет пластилиновая живопись на подручных материалах, например, старом диске mp3, скучной белой чашке или обычной пластиковой тарелке. Такая «картина» не требует дополнительного оформления и сможет стать идеальным подарком для любимых взрослых на любой праздник.

Какие существуют техники и приемы рисования пластилином?

Сама техника нанесения пластилина может быть разной. У каждого художника на этот счет свои индивидуальные приемы, свой так называемый стиль, или почерк, по которому можно узнать автора. Здесь хотелось бы остановиться и рассказать немного подробнее о некоторых техниках и приемах рисования пластилином.

Давайте вспомним произведения художников-импрессионистов. Чем именно их картины отличаются от работ других мастеров?

Художники-импрессионисты используют необычную методику накладывания мазков на холст. Они большими сочными мазками передают желаемые формы и объем. А крупные красочные мазки создают иллюзию подвижности, мерцания.

Приблизительно так же можно рисовать и пластилином, нанося пластилиновые мазки на грунтованный картон. Мазки из пластилина выглядят слегка рельефными, но эта своеобразная особенность подчеркивает уникальность выбранного средства для живописи.

Есть другой способ рисования пластилином. Но он больше похож на декоративный прием, так как напоминает нечто среднее между аппликацией и рисованием. Для рисования этим способом нужно вылепливать или частично, или полностью все составляющие детали будущего изображения, нанося их на пластилиновое «полотно».

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Все зависит от художественного замысла автора. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.

Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты. Также можно попробовать использовать для получения более тонких пластилиновых нитей стеклянные или пластмассовые шприцы без игл, можно шприцы для кондитерских нужд.

Для этого нужно извлечь поршень из шприца и туда поместить пластилиновую «колбаску». Затем с края вставить поршень, закрывая доступ в полость шприца. Теперь нужно хорошо нагреть шприц под струей горячей воды. Если выдавливать поршнем размягченную пластилиновую массу, получаются изящные линии, которые придают композиции грациозную утонченность.

По форме составляющие пластилиновой картины могут быть шарообразными, сферическими или цилиндрическими кусочками или мазками, и при общем визуальном восприятии выглядят как мозаика. Пластилиновая живопись чем-то напоминает масляную живопись.

Как правильно смешивать разные цвета пластилинов?

Палитра смешивания красок может быть такой же, как и при обычном смешивании, например, масляных красок, только сам процесс отличается тем, что кусочки пластилина обычно перемешивают прямо в руках до однородного оттенка. Нелишним будет предупредить, что смешивать более двух, в крайнем случае, трех разных цветов нежелательно, так как яркость цветового оттенка может слегка пожухнуть, то есть приобрести некоторую «забитость». С помощью смешивания разных цветных пластилинов можно получить более сложные цветовые оттенки.

Так, к примеру, если цветной пластилин смешать с небольшим количеством черного, то получится более глубокий насыщенный темный тон того цветового оттенка, с которым мы соединили черный. Если же цветные пластилины смешивать с белым, то все они приобретут пастельные тона. Например, при однородном соединении белого и цветного пластилинов, красный станет розовым, зеленый — салатным, синий — голубым, а фиолетовый — сиреневым.

Основные приемы работы с пластилином по элементам

Основными пластилиновым элементом называют маленький неделимый пластилиновый кусочек определенной формы, используемый для создания картины. К элементам относятся:

  • Шар — отщипывается кусочек пластилина и скатывается шарик с помощью пальца на ладошке второй руки или между двумя ладонями. Шар крепится к основе путем нажатия на него по центру и равномерного растирания во все стороны.
  • Капля — пластилиновому шару придается форма капли. Капля переносится на основу путем нажатия на середину и растирания в сторону «хвостика» капли.
  • Жгут получается с помощью растирания кусочка пластилина между ладонями до образования колбаски или с помощью шприца, вытягивающего пластилин в тонкую длинную объемную полоску. В картине жгуты складываются желаемым образом и легким равномерным нажатием пальцев прикрепляются к основе.
  • Улитка — это сложенный по спирали жгут. С ее помощью можно создавать интересные картины, равномерно прижимая элементы к основе по очереди.
Читайте также:
Как заставить ребенка делать уроки - практические советы читать онлайн

Пластилинография для детей 2-3-4-5-6-7-8 лет. Что это такое, шаблоны, трафареты на тему осень, зима, весна, лето, животные

Занятия пластилинографией являются не только эффективным методом развития у детей мелкой моторики, вне зависимости от того, сколько им лет, но и позволяет школьникам младших классов избавиться от физического и психического перенапряжения.

Лепка из пластилина также может помочь малышу в адаптации в детском саду, став для подрастающего человека любимым хобби, с помощью которого он может выражать скапливающиеся у него в течение дня эмоции, разгружая центральную нервную систему и предотвращая возникновение неврозов.

Польза пластилинографии

Пластилинография – это творческий процесс, в ходе которого дети создают объемные картины из пластилина, не задействуя при этом классические инструменты для рисования – кисти, краски или карандаши. Для рабочей поверхности обычно используются листы бумаги, формата А3 и больше, или плотный картон.

Пластилинография для детей весьма полезна в силу положительного влияния на их умственное и физическое развитие

Вне зависимости от того, сколько лет ребенку, 2 или 8, рассматриваемый вид декоративно-прикладного искусства положительно влияет не только на его умственное, но и физическое развитие:

  • восполнение познавательной потребности малышей (особенно актуально для детей от 2 до 4-5 лет);
  • приобретение способности ориентироваться в горизонтальной плоскости;
  • формирование творческой составляющей личности подрастающего человека (пробуждение интереса к творчеству, понимание алгоритма творческого процесса и так далее);
  • развитие фантазии;
  • развитие мелкой моторики рук (положительно влияет на речь ребенка и его общую развитость);
  • расширение кругозора;
  • преумножение чувствительности тактильного восприятия;
  • расширение словарного запаса (если ребенок уже умеет разговаривать) или стимуляция речи (если ребенок еще не разговаривает в силу возраста или задержки в развитии);
  • привитие усидчивости, аккуратности, самостоятельности ребенку во время рабочего процесса.

Цели и задачи

Цели и задачи занятий пластилинографией варьируются в зависимости от возраста ребенка и особенностей их развития.

В возрасте 2-3 лет

Пластилинография для детей 2-3 лет должна быть направлена на развитие мелкой моторики. Это поможет ребенку не только правильно развиваться физически, но и простимулирует его речевые навыки.

Взрослым, предлагая малышам создать картины из пластилина, следует не просто давать задание, а различными методами пробуждать творческие способности ребенка и его интерес к рабочему процессу (например, придумать сказку, включив в сюжет предмет, который затем будет лепить ребенок.

Это может быть цветок, топор или шапка – что-то состоящее из минимального числа деталей и не требующее большого количества времени на свое создание).

Так как дети в раннем возрасте не способны самостоятельно придумывать себе задание для пластилинографии, и достаточно быстро теряют интерес к рабочему процесс, если понимают, что предоставлены сами себе, четкую задачу перед ними в начале занятия должен ставить взрослый.

Пластилинография для детей 2-3 лет должна быть простой в исполнении

Контроль и помощь со стороны старшего товарища необходимо направить на развитие у ребенка аккуратности, усидчивости и сосредоточенности на последовательности действий.

С помощью пластилинографии можно также научить ребенка ориентироваться на бумаге, каждый раз описывая место размещения очередной детали создаваемого объекта. Например, детям 2-3 лет важно проговаривать, где левая сторона, а где правая, подсказывать и направлять их руки к нужному краю рабочей поверхности.

Когда юный творец начнет лучше ориентироваться на горизонтальной плоскости, взрослому следует начать давать указания устно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно определить место, где необходимо расположить очередную деталь итогового изображения.

4-5-6 лет

Пластилинография для детей 4-5-6 лет должна быть направлена на совершенствование навыков работы с пластилином. В таком возрасте у подрастающего поколения зарождается интерес к изобразительной деятельности.

К 6 годам задания по пластилиновым аппликациям можно усложнять

Если родители своевременно поддержат ребенка и предпримут действия для раскрытия его творческого потенциала, им не только удастся укрепить психоэмоциональную связь со своим малышом, став ему поддержкой и опорой, но и дадут ему возможность попробовать себя в искусстве.

Лепка из пластилина для детей 4 – 6 лет также полезна тем, что эффективно развивает глазомер и улучшает координацию движений рук. Это не только делает ребенка более развитым физически, но и благотворно влияет на формирование нейронных связей в его мозге.

В этом возрасте дети предпочитают работать коллективно, а значит пластилинография для них в данном случае станет возможностью улучшить свои навыки общения с другими членами общества – научит объяснять свои намерения, доказывать правоту или корректно выражать несогласие.

7-8 лет

Пластилинография для детей 7-8 лет под своей основной целью подразумевает привитие младшим школьникам новых навыков лепки – надавливание, размазывание, скатывание, выдавливание из шприцов.

Уже обладая базовыми способностями создания изображений из пластилина, юные творцы будут увлечены в процесс, открыв для себя новые грани привычного вида творчества.

Это поможет им отвлечься от негативных мыслей, избавиться от стресса и выплеснуть эмоции, связанные с вступлением в новый коллектив в школе, а также с принятием большой ответственности и требований, предъявляемых к ним со стороны педагогов и родителей.

Читайте также:
Лайфхаки для школы - топ-10 идей для легкой учебы читать онлайн

В возрасте 7-8 лет дети предпочитают работать индивидуально. Создание картин из пластилина станет для них эффективным методом развития фантазии, а также ярким способом самовыражения.

Младшим школьникам не обязательно давать четкий план действий, достаточно просто ограничить их тематикой, например, «Золотая осень», позволив самостоятельно придумать идею и основные этапы для своей дальнейшей работы.

Общие рекомендации

Корректно организовать занятия по пластилинографии у детей можно только с учетом общих рекомендаций:

  • суммарное время на лепку из пластилина должно составлять не более 30 мин. (в противном случае внимание ребенка рассредоточится, а продуктивность, соответственно, снизится);
  • создавать картинки из пластилина необходимо в хорошо освещенном месте, комфортной для ребенка обстановке, исключающей присутствие поблизости отвлекающих предметов, например, смартфона, компьютера, планшета, телевизора или игрушек;
  • в занятиях с детьми 7-8 лет рекомендуется использовать плотный картон, так как обычная бумага будет деформироваться при применении приемов размазывания, раскатывания и сглаживания пластилина;
  • рабочую поверхность рекомендуется перед началом лепки проклеить прозрачным скотчем (это исключит вероятность возникновения жирных пятен и разводов от пластилина);
  • чтобы итоговое изображение сохранило свой первозданный вид как можно дольше, его рекомендуется покрыть бесцветным лаком в 2-3 слоя;
  • во время творческого процесса перед ребенком в зоне досягаемости должны находится не только основные рабочие инструменты для пластилинографии, но и влажные салфетки, нож или ножницы, а также листы плотной бумаги (с ее помощью можно корректировать пластилиновое изображение).

Материалы для работы

Правильная организация занятия по пластилинографии предполагает наличие базового набора рабочих инструментов:

  • Плотный картон или лист бумаги большого формата.

Материалы и инструменты для работы с палстилином

В зависимости от возраста и практических навыков конкретного ребенка или группы детей, на рабочей поверхности можно прорисовать контур объекта, внутреннюю часть которого и предстоит заполнить ребенку.

  • Набор из разноцветного пластилина. Не рекомендуется предоставлять ребенку в пользование больше 7-8 цветов пластилина, так как это может способствовать рассеиванию внимания. Необходимость получить оттенок, которого нет в представленном наборе, будет стимулировать фантазию юного творца, а также побуждать его экспериментировать, смешивая вязкую массу.
  • Салфетки для рук и антисептическое средство. Необходимо для удаления остатков пластилина с кожи рук.
  • Стеки. Специальные небольшие пластмассовые ножи, предназначенные для работы с пластилином.
  • Доска для лепки. На отдельной деревянной поверхности ребенок будет создавать конкретную деталь объекта, раскатывая, нарезая, размазывая пластилин, который в последствие будет переносится на картон или бумагу, используемую в качестве основы.
  • Исходное изображение. Если ребенку дается задание создать конкретную картинку, ему следует предоставить итоговое изображение, продемонстрировав то, что он должен получить в результате своей творческой деятельности.

Способы пластилинографии

Способы пластилинографии в творчестве конкретного ребенка или группы детей должны подбираться с учетом навыков юных творцов, а также их способностей и особенностей развития.

Наиболее часто используемыми из них считаются:

  • Мазки. Небольшое количество пластилина размещается на подушечке указательного пальца или специальном пластмассовом шпателе, после чего резкими хаотично направленными движениями наносится на рабочую поверхность в нужном месте.
  • Шарики из пластилина. Обычно используются при расстановке акцентов на плоском изображении (например, середина цветка) или в качестве основных форм для заполнения внутренней поверхности объекта, схематично изображенного на рабочей плоскости.
  • Расплющивание скатанных шариков. При расплющивании шариков не рекомендуется применять много силы. В противном случае получившаяся фигура деформируется, потеряв таким образом четкие округлые формы.
  • Размазывание на поверхности. Этот прием используется для создания фона или заполнения внутренней части фигуры цветным материалом.
  • Процарапывание узоров на пластилине. Узоры создаются на расплющенном куске пластилина с помощью специального пластмассового ножа или инструментов с уже сформированной резьбой.

  • Скатывание пластилиновых колбасок. Скатывать колбаски можно как для их размещения на итоговом изображении, так и с целью применения в качестве заготовки.
  • Выдавливание пластилина из шприца. Для выдавливания рекомендуется использовать специальный шприц, позволяющий не только с легкостью выдавливать тонкие полосы пластилина, но и извлекать остатки рабочего материала из основного корпуса инструмента.

Мастер-класс по пластилинографии на тему «Времена года»

Пластилинография для детей 2-8 лет, вне зависимости от возрастных особенностей развития юного творца, может быть посвящена обширной тематике «Времена года».

Осень

В качестве осенних картин из пластилина могут быть:

Пластилинография на тему «Зима» может выглядеть так.

Весна

Пластилинография на тему «Весна» может выглядеть так.

Изображения из пластилина на тему «Лето» могут выглядеть так.

Цветы

Наиболее простой способ сделать цветок с помощью пластилинографии:

  • В центре листа бумаги или используемого плотного картона нарисовать очертания раскрывшегося цветка (середина и лепестки).
  • С помощью небольшого количества желтого пластилина, растертого по площади середины цветка, закрасить внутреннюю область бутона.
  • Равномерно растереть красный пластилин, покрыв им внутреннюю часть нарисованных лепестков, не заходя за границы середины.

  • Скрутить несколько колбасок из синего пластилина, после чего с их помощью обозначить границы цветка. В качестве альтернативного варианта лепки дополнительных элементов для создания границ, допускается простейшее растирание синего пластилина по контуру изображения с помощью пальца или специального шпателя.
  • Покрыть изображение 2 слоями бесцветного лака, после чего дать ему самостоятельно застыть.
  • Из середины цветка вывести несколько тонких линий с помощью растирания небольшого количества пластилина, направив их при этом к разным лепесткам.
Читайте также:
Как написать об отсутствии ребенка в школе - инструкции

Космос

Нижеприведенный вариант создания изображения космоса с помощью пластилина подойдет для детей любого возраста. Для малышей до 3-4 лет он станет полноценной поделкой, а то время, как для более старших такая картинка станет фоновой, подразумевающей дальнейшую доработку рисунка деталями.

Пошаговое выполнение:

  1. С помощью голубого и насыщенного синего пластилина сделать множественные мазки по всей площади используемого листа бумаги так, чтобы они выглядели единым целым.
  2. Из белого пластилина скатать маленькие шарики. Разместить их хаотично по сине-голубому фону, после чего слегка расплющить пальцем (небесные светила).

Животные

Для создания изображения животного с помощью пластилина детям потребуются заранее подготовленные шаблоны. Внутренняя поверхность нарисованного зверя заполняется шариками пластилина (цвет рабочего материала соответствует оттенку шкуры животного), располагаемыми вплотную, или закрашивается с помощью его равномерного растирания или создания многочисленных мазков.

Занятия по созданию изображений для детей от 2 до 8 лет с помощью пластилина должны регулярно проводиться под контролем родителей или педагогов дошкольных, школьных учреждений.

Пластилинография помогает представителям подрастающего поколения раскрыть свой творческий потенциал, развить вкус в искусстве, улучшить показатели физического развития, а также параллельно нормализовать состояние собственной нервной системы, минимизировав тем самым возникновение депрессивного настроения.

Эмоциональный интеллект

Было высказано предположение, что понимание чувств других людей позитивно влияет на успех человека в жизни. Но это не отменяло того, что когнитивные способности детей так же важны и играют ключевую роль в их жизни, учебе и дальнейшей карьере.

Рассуждения про роль понимания переживаний других людей явились логичными продолжениями исследований интеллекта. Человек существо социальное, а чувства других людей, их реакции — важная часть социальной реальности. Таким образом, рациональное и чувственное в человеческой природе уравновешено, и нет смысла гадать, какой из этих компонентов является ключевым для успеха.

Структура эмоционального интеллекта

Из каких компонентов складывается ясное понимание человеческих чувств и реакций? Исследователи этого вопроса до сих пор расходятся в мнении относительно этих компонентов. Майер, Соловей и Карузо выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

Восприятие эмоций— способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.

Использование эмоций для стимуляции мышления— способность человека оживлять свой мыслительный процесс, обогащая переживаниями, придумывать новое, быть креативным.

Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем.

Управление эмоциями— возможность выбирать наиболее подходящую к ситуации форму для выражения той или иной эмоции.

В любом случае, важно отметить, что навык распознавания своих переживаний и переживаний других людей — многоплановый, сложный, формирующийся постепенно. Начиная с младенчества, дети погружены в социальную и чувственную реальность, через мимику и жесты происходит взаимодействие ребенка и его близких. Как ребенок обучается улыбкам, смеху, плачу? Есть множество исследований по этому поводу. Исторически считалось, что эмоции — врожденные древние инстинкты, которые одинаковы у всех людей. Но дальнейшие исследования опровергли универсальность переживаний в разных культурных контекстах. Психологи обнаружили, что эмоции — культурный феномен, проявление и развитие которого зависит от обучения. С детства, нам в общих чертах, объясняют, когда люди сердиты, когда — рады. В зависимости от социальной среды ребенок обучается быть более или менее экспрессивным, в том числе, сила выражений эмоций сильно зависит от конституции нервной системы.

Социальный интеллект и успех

Изначально, считалось, что для достижения успеха детям очень важно научиться контролировать себя, уметь заставлять делать трудные операции, отодвигать получение удовольствие на потом, а так же быть умными, интеллектуальными. Проводилось много исследований, подчеркивающих важность IQ. Родители волновались, и старались как можно лучше подготовить своих детей к дальнейшей жизни, развивая их мышление, и обогащая знаниями. Внимание к социальным навыкам человека обогатило эту картину. Выяснилось, что для успеха детей так же важны социальные навыки: умение договариваться, сочувствовать, вступать в отношения, понимать чувства свои и других. Но это вовсе не означает, что всем детям для достижения успеха важно стать эмоциональными и открытыми в выражении своих чувств. Экспериментально не было установлено, что для всех профессий необходим высокий эмоциональный интеллект.

Ребенок и его эмоциональность

У детей есть право отличаться в проявлении своих переживаний. Проведенные исследования эмоций доказали, что у каждого переживания — многообразие форм. Один и тот же человек может в разные моменты и заплакать от злости, и вскипеть, начать кричать. Иногда родителям бывает сложно с эмоциональным характером своего ребенка. Кому-то тяжело, если ребенок чересчур замкнут и закрыт в своих переживаниях. А кому-то, напротив, чрезмерная страстность своего ребенка — тяжелое испытание.

Вектор развития эмоциональности

Неважно, экспрессивен ли ребенок или сдержан, есть общий вектор развития эмоциональной сферы — саморегуляция. Эмоциональная саморегуляция — это важный итог развития многих навыков и процессов. Это способность ясно осознавать свои переживания, давать им имя, и выбирать наиболее адекватную форму выражения, выбирать, когда давать ход чувствам, а когда — контролировать. Научиться грамотно обходиться со своей эмоциональностью — все равно, что научиться управлять сложной и тонко устроенной машиной, которая иногда ломается или едет по скользкой дороге. Ребенок, в течение своей жизни, чувственно усложняется, в подростковом возрасте в арсенале переживаний ребенка те же составляющие, что и у взрослого человека: от эйфории до отчаяния. Ребенку доступны сильные переживания с рождения, дети в младенчестве уже испытывают сильнейший страх или гнев, а так же радость и успокоение. Родителю важно помогать давать переживаниям разные имена, читать литературу, в которой есть различные переживания, рассказывать ребенку про них. Так же важно в рамках разумного объяснять ребенку свои состояния: например, папа расстроен, что у него не получилось взять отпуск, и он не сможет поехать с нами на дачу и поэтому грустит.

Читайте также:
Со скольки оставлять ребенка одного дома – пояснение родителям

Рекомендации родителям

Эмоционально-волевая регуляция — краеугольный камень в процессе взросления ребенка. Очень важно, чтобы ребенок в процессе своего становления научился быть в крепких отношениях с разными людьми, доверять, заботиться, вовремя понимать, что происходит в этих отношениях. Часто мы наблюдаем, либо перекосы в сторону доверия, или в сторону подозрительности. Слишком доверчивые дети воремя не замечают подвоха, и могут легко попадаться на удочки манипуляций, обмана и использования. Подозрительные дети бывают настолько закрыты, что им трудно открываться в отношениях, быть спонтанными, эмоциональными, и они могут страдать от одиночества. Важно эти перекосы вовремя заметить и сгладить. Если ребенок гибок, и чувствителен — то его можно обучить хорошо ориентироваться в отношениях с людьми. Важно обучить технике безопасности, рассказать про манипуляции и обманы, привести примеры диалогов, которые могут насторожить ребенка. Пугливым и закрытым детям может помочь поддержка их экспрессивности, важно поддерживать ребенка на пути выражения чувств, не давить и не стыдить ребенка, дать ему достаточно времени обучиться выражать эмоции. При этом, стоит не забывать, что иногда невозможно застенчивого ребенка сделать эмоционально раскрепощенным и открытым, есть конституциональные отличия и ограничения.

Импульсивность в выражении эмоций так же может мешать адаптации ребенка в коллективе. Можно объяснить ребенку, что его взрывы чувств могут пугать других детей и отталкивать.

Таким образом, можно подытожить, что эмоциональное развитие каждого ребенка уникально, родителю важно быть чутким, и замечать где ребенку нужна поддержка, а где — ограничения. Для развития эмоционального интеллекта необходима активная социальная жизнь ребенка, когда есть взаимодействие с другими и есть возможность обсуждать с родителем плоды этого взаимодействия. Необходимо помнить, что чувственные смыслы и социальная грамотность — результат культуры и обучения, важно разговаривать с ребенком про переживания, давать им имена, обучать взаимодействовать с другими людьми. Не стоит пускать такое важное дело как формирование эмоционального интеллекта на самотек.

Эмпатия и сочувствие.

Эмпатия — вишенка на торте социального интеллекта. Этот навык чрезвычайно сложен и не у всех зрелых людей развит в достаточной мере. Изначально, дети очень слабо умеют сопереживать другим. В их природе — эгоцентризм. Дети хорошо и ясно отстаивают свои интересы, и могут относиться к другим людям потребительски. Как обучать ребенка эмпатии? Для начала, важно понимать реальность, что эмпатия — не возникает сама собой в определенный период. Эмпатия — результат теплых, доверительных отношений ребенка со взрослым. Сначала ребенок усваивает, что к нему относятся с любовью и заботой, и только затем обучается отдавать любовь и заботу сам. Приблизительно в пять лет дети начинают признаваться своим родителям в любви, хотя этот возраст у всех разный. После этого дети учатся новой для них идее, что взрослый — тоже человек, тоже устает, тоже расстраивается, тоже может настаивать на своем. Если в уважительном ключе эту идею получится донести до ребенка — то это положит начало подлинной, а не показной эмпатии. Эмпатия — это возможность переместиться своим сознанием в другого человека, встать на его место. Эта процедура требует довольно большого внутреннего напряжения. Способность встать на место другого, особенно на место своего оппонента в ссоре развита даже не у всех подростков. Этот навык называется децентрация, и развивается он в отношениях, в процессе разговоров и обучения.

Значение эмоционального интеллекта в жизни ребенка

Понимание своих переживаний и умение придавать им необходимую форму выражения — возможность быть свободным, возможность выбирать степень и форму чувствам, а не быть у них в рабстве. Эмоциональный интеллект — важная ступень на пути к зрелости и автономии. Когда ребенок научается ориентироваться в мире чувств и взаимодействий он получает возможность вступать в отношения с другими, дружить и любить, а так же конструктивно конфликтовать в случае необходимости. Для развития эмоционального интеллекта ключевыми являются два фактора: отношения с родителями, их обучение выражать свои чувства и общаться, и разнообразная социальная среда, в которой ребенок может взаимодействовать с другими людьми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: