Пирамида Маслоу: иерархия и виды потребностей, теория мотитвации

Пирамида потребностей Маслоу: теория и ее применение в жизни

В 1954 году известный американский психолог Абрахам Маслоу, основоположник гуманитарной психологии представил мировому сообществу работу «Мотивация и личность». В ней автор подробно описал собственную теорию, позднее названную пирамидой потребностей. Истории известны пирамиды как архитектурные сооружения – старинные постройки в Гизе, Мачу-Пикчу, пирамиды Кукулькана, вызывающие у человечества огромный интерес. Но пирамида Маслоу – интеллектуальное сооружение, раскрывающее потребности людей по уровням от самых простейших к возвышенным желаниям.

Биография Абрахама Маслоу и история создания пирамиды потребностей

Абрахам Маслоу родился в 1908 году в Нью-Йорке в семье Киевских эмигрантов. С детства он показывал большие надежды в школе и поступил в юридический колледж. Однако с этим направлением его пути разошлись – не отучившись даже года, он познакомился с психологией в Корнеллском университете. В 1928 году Абрахам перевелся в Висконсинский университет и выбрал научного руководителя Гарри Харлоу, который занимался изучением приматов.

Абрахам Харальд Маслоу

Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

Изначально Маслоу относился к бихевиористам, получив соответствующее образование и работая с исследователями этого направления. Особенно его впечатлили исследования Джона Б. Уотсона. Тем не менее с углублением своих познаний в этом подходе, Абрахам анализировал и другие подходы. Как он тогда писал: «Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.»

С 1937 года Абрахам является профессором Бруклинского колледжа, где знакомится с Альфредом Адлером, Эрихом Фроммом, Максом Вертгеймером, Рутом Бенедиктом и другими видными психологами. Благодаря их влиянию Маслоу решил исследовать здоровых людей, что легло в основу теории самоактуализирующихся личностей.

Его исследования позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу.

Напомним, что психологи изначально исследовали людей с отклонениями, на основе которых строили свои предположения и делали выводы. Абрахам же для исследований использовал психически здоровых людей в процессе самореализации. Это позволило ему по-новому взглянуть на человеческую природу.

Правда, эти идеи вызвали негативный отклик в психологическом сообществе, в котором господствовали идеи бихевиористов. Эти теории не принимали во внимание любовь, самореализацию и многие социальные проявления человека. Теория Маслоу, наоборот, строилась на их основе, как например, теория мотивации Маслоу.

Джон Бродес Уотсон, Бихевиорист

Это привело к тому, что его работы не публиковались, а его самого сторонились. Однако постепенно пришло признание его идей. В 1950-е – 1960-е годы оформилось направление гуманистической психологии, в котором работы Маслоу занимают почетное место. В 1967 году он даже был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.

Отметим, что теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, однако в его работах не содержится ни единого графика. Поэтому внешний вид пирамиды, который мы знаем, пришел не от него, а от опубликованного в 1975 году учебника У. Стоппа.

Основная суть иерархии потребностей

Согласно теории Маслоу, потребности человека распределяются на несколько уровней – от базовых нужд до возвышенных стремлений. Автор считал, что лишь после удовлетворения надобностей низшего порядка у людей возникает желание утолить высокие потребности. При отсутствии крова и пищи мысли человека концентрируются на обеспечении себя пропитанием и проживанием. Когда низшие (основные или базовые) нужды полностью удовлетворены, появляется мотивация к созданию семьи, рождению детей, признанию в обществе, карьерному росту и самореализации. Маслоу представил последовательность потребностей человека в таком порядке:

  1. Нужды, связанные с физиологическими особенностями людей. Каждому человеку для нормального существования и жизнедеятельности требуется пища, вода, здоровый сон и отдых. Все это относится к физиологическим (заложенным природой) потребностям.
  2. Необходимость в полной безопасности. После удовлетворения базовых нужд у людей возникает желание оградить себя от внешних угроз, жить без тревоги и страха за свое будущее, быть уверенным в завтрашнем дне. На этом уровне проявляется естественный для человека инстинкт самосохранения, выражаемый через стремление контролировать свою жизнь при помощи личной системы безопасности.
  3. Желание любить и быть любимым, понимать и быть понятым, принадлежать к сообществу единомышленников. На этой ступени пирамиды человек стремится приобрести друзей, создать семью, влиться в коллектив и общность, обзавестись знакомствами с интересными людьми. Здесь мотивирующим фактором становятся чувственные и социальные потребности, необходимость в общении.
  4. Самоуважение и признание обществом. Когда человек сыт, защищен, любим, ему хочется получить признание собственных заслуг и достижений. Он стремится приобрести в обществе определенный вес, желает достичь высокого статуса, респектабельности, престижа. Для индивида приобретает большое значение общественное мнение.
  5. Самоактуализация. Удовлетворенные физиологические нужды, чувственные, социальные потребности, появляется желание разнообразить свой духовный мир. Это выражается в стремлении реализовать собственные таланты, навыки и возможности, заниматься творческой деятельностью и любимым делом.

По мнению автора теории потребностей, люди стараются достичь пятого уровня пирамиды. Позднее в трудах Маслоу появились еще два уровня, которые психолог ставил перед ступенью самоактуализации, – познавательные способности (изучение неизведанного, таинственного, необъяснимого) и эстетические потребности (стремление к прекрасному началу).

Виды пирамиды Маслоу

Графически пирамида Маслоу является диаграммой, на которой в строгом иерархическом порядке представлены потребности людей от низших уровней к возвышенным стремлениям. Автор не оставил схематического изображения в своих работах, поскольку допускал замещение уровней в зависимости от особенностей конкретной личности.

Виды пирамиды потребностей Маслоу (5 и 7 уровней)

Согласно более поздним трудам Маслоу, до уровня актуализации могут быть познавательные и эстетические потребности. Тогда в схематическом изображении пирамиды станет не 5, а 7 ступеней.

В немецкоязычной литературе 70-х годов прошлого века исследователи находят первые упоминания о пирамиде потребностей. В современной научной литературе по психологии и маркетингу также есть отсылки к теории Маслоу. Несмотря на критику со стороны ученых современности в плане актуальности, модель широко применяется в экономической теории мотивации и поведения потребителей. В научное среде есть обоснованное мнение, что Маслоу только оформил общие особенности людей, успешных в жизни и творческой деятельности в виде иерархии потребностей, а пирамиду создали последователи ученого.

Читайте также:
Внимание это определение в психологии, функции, особенности и условия возникновения, основные свойства произвольного, непроизвольного и послепроизвольного, способы развития

В качестве альтернатив теории Маслоу сейчас уже рассматривают новые концепции, среди которых мотивационная теория подкрепления, психотехническая мотивация Мюнстерберга и другие. Отклонение от предложенной иерархии сам Маслоу не исключал, однако мы рассмотрим его классическую версию.

Уровни пирамиды Маслоу

Отправной точкой теории американского психолога стала утверждение, что потребности человека распределяются на пять типов – уровней пирамиды.

Первая ступень – физиологические потребности

Базовым уровнем выступают нужды физиологического порядка. Человеку необходим еда, кров, отдых, вода. Если нет элементарных средств существования и плотских удовольствий, человек не задумывается об удовлетворении желаний более высокого уровня. Его заботит необходимость заглушить чувство голода, жажды, холода, сексуальной неудовлетворенности, порой игнорируя собственную безопасность. Ни о каком признании или самоактуализации (эмоциональном голоде) не может быть и речи, пока человек подвержен физическому голоду, а его поступки, действия, поведение подчинены инстинкту самосохранения.

В пирамиде Маслоу первая ступень – закономерная. Ее нельзя убрать из усовершенствованной позднее модели, поскольку удовлетворение базовых нужд – не прихоть, а жизненная необходимость, «физиологический позыв». В здоровом организме происходит саморегуляция температуры тела, состава крови, насыщения питательными веществами, метаболизма и других физиологических процессов, важных для нормальной работы всех органов и систем.

При дефиците каких-либо веществ, витаминов, макро- и микроэлементов, человек испытывает «парциальный голод», что проявляется специфическим аппетитом. Организм мобилизует все силы на утоление голода, используя для этого ум, память, рецепторы как инструменты удовлетворения насущной физиологической надобности. В такой ситуации человека мало интересует, например, покупка репродукции картины или участие в научном споре.

Чтобы избавиться от чувства пустоты в желудке, человек ест, но это не единственная причина, с чем соглашается Маслоу. Состояние сытости одновременно дает ощущение комфорта. Для удовлетворения потребности в сексе, люди занимаются любовью. Это позволяет не просто избавиться от сексуальной неудовлетворенности, но и достичь близости с партнером, ощутить тепло, ласку, собственную значимость для кого-то еще. Таким образом, через удовлетворение базовых нужд косвенно реализуются другие желания.

Если основные потребности не удовлетворены, это приводит к изменению мироощущения и философии личности. Для голодного человека, измученного недостатком пищи долгое время, райским уголком покажется место, изобилующее всевозможной едой. Доступность пищи в неограниченном количестве в этом случае составляет счастье, и человек в это искренне верит. Пустым звуком становятся слова о равенстве, свободе, уважении и любви. В то же время, регулярное удовлетворение базовых желаний открывает пути для реализации потребностей социального уровня но только до того момента, пока человек не испытывает неудовлетворенность базовыми нуждами.

Вторая ступень пирамиды – безопасность

Упорядоченная жизнь, стабильное существование, спокойная работа, отсутствие тревог и проблем относятся к потребностям второго уровня, которые дают человеку безопасность и уверенность. После удовлетворения физиологических нужд люди задумываются о реализации потребности в безопасности, создании зоны комфорта.

Потребность в защите

По мнению Маслоу, если человек все время живет в ожидании опасности даже при полностью удовлетворенных «физиологических позывах», его не заботит ничто другое, кроме необходимости избавиться от ощущения тревоги. Под влиянием таких мыслей перестраивается личная философия ценностей. Иногда потребность в безопасности приобретает хронический навязчивый характер.

У вполне успешного члена общества потребности второго уровня в основном удовлетворены. Человек, который живет в государстве, где работают законы, соблюдаются права и свободы, экономика и финансы стабильны, чувствует себя в безопасности. Он понимает, что защищен от преступников, бесталанных политиков, хаоса, погодных условий, потери финансов, безработицы и других опасных факторов. Жизнь в стабильном обществе практически лишена тревог, вызываемых внешними причинами. Человек понимает, что стабильны все важные сферы жизни – политическому режиму не грозит свержение власти, банки не ожидают обвала национальной валюты и дефолта, страна не находится в состоянии военного конфликта с другим государством и прочие. В таких условиях потребность в безопасности практически не влияет на мотивацию.

Потребности человека по пирамиде Маслоу: как использовать иерархию в жизни, маркетинге и менеджменте

Иерархия потребностей Маслоу — одна из популярнейших теорий мотивации. У нее есть ряд последователей и противников, на основе этой теории созданы десятки новых концепций, которые сейчас применяют как в обычной жизни, так и в бизнесе. В этой статье мы рассмотрим основы теории Абрахама Маслоу, ее недостатки и преимущества, а также выясним, можно ли ее использовать в современном мире.

Содержание

Что такое пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу — это описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных.

Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он структурировал желания и нужды человека и создал иерархию потребностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Ниже — таблица с описанием уровней теории потребностей от низшего к высшему.

Уровни иерархии потребностей Определения Пояснения
Физиология Удовлетворение жизнедеятельности организма Сон, еда, естественные нужды, здоровье, секс
Безопасность Чувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страхов Крепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь
Любовь и принадлежность Общение, привязанность, семья, дружба — социализация Поиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть
Уважение и признание Желание быть важным и получить признание в обществе Заработать больше и показать свой статус, добиться успеха
Творчество и познание Стремление к новым знаниям Путешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации
Эстетика Поиск гармонии и радости через искусство и красоту Изучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование
Самоактуализация Поиск смысла жизни, переосмысление ценностей Реализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов
Читайте также:
Воспитание, определение в педагогике, цели, задачи и функции воспитания детей как педагогического процесса, виды и формы, факторы влияющие на воспитание ребенка

Классическая пирамида выглядит так:

Пирамида Маслоу. Источник

Мы немного разбавили строгую иерархию эмодзи, чтобы вы могли легко запомнить ключевые моменты:

Пирамида Маслоу — потребности человека

Суть теории

Психолог исследовал стимулы и мотиваторы, а также степень их удовлетворения, которые выступают движущей силой и призывом к действию. Он предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится.

Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:

  • Потребности людей никогда не будут удовлетворены в полной мере.
  • Состояние частичного или полного неудовлетворения побуждают человека к действиям — искать пищу, кров, тепло.
  • Желания людей идут согласно иерархии: от простых к сложным.

Запросы бывают первичными и вторичными, причем в последних какая-либо ступень может быть пропущена. Поэтому теория отражена в виде пирамиды, а не диаграммы.

Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.

Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.

Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.

Например: если вы работаете на износ, ухаживаете за больными родителями и занимаетесь всеми домашними делам, вам некогда размышлять о саморазвитии и познании себя.

Высшие потребности характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам автора теории, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.

Абрахам провел исследование и сформулировал 15 черт, которые присущи самореализующейся личности:

  1. Адекватное восприятие реальности — свободное мышление, независимое от стереотипов и предрассудков, а также отсутствие страха перед неопределенностью.
  2. Принятие себя и окружающих. Люди не приукрашивают реальность и ведут себя естественно.
  3. Спонтанность и простота. Человек принимает спонтанные решения, при этом они гармонируют с его ритуалами и традициями.
  4. Служение. Людей беспокоит жизненная миссия и призвание, а не ситуация в настоящий момент времени. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями.
  5. Отстраненность, уединение. Человек склонен к одиночеству и отстраненности по отношению к происходящим событиям — поэтому он спокойно переносит неудачи и своевременно находит правильные решения.
  6. Независимость и воля. Люди легко воспринимают критику, берут на себя ответственность, быстро восстанавливаются и имеют свою точку зрения по любому вопросу.
  7. Свежий взгляд. Человек постоянно ищет что-то новое в обыденных и знакомых вещах.
  8. Мистические или высшие переживания. Человек концентрируется на проблеме и на собственном «Я».
  9. Чувство идентификации с человечеством. Люди переносят все проблемы других на себя.
  10. Межличностные отношения. Общаясь с людьми, индивид не позволяет вовлечь его в конфликтную ситуацию и всегда настроен на положительный контакт.
  11. Демократичность. Уважение к оппоненту и его точке зрения.
  12. Умение отличать средство от цели. Люди руководствуются чувством этики и моральными принципами.
  13. Чувство юмора. Человек ко многим вещам относится с юмором — к профессиональной деятельности, к себе и окружающим его вещам.
  14. Креативность. Индивид к любому процессу подходит с творческой стороны.
  15. Спорное отношение к культурным традициям. Человек относится к догмам категорично или выбирает что-то близкое для себя.

Преимущества и недостатки

А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.

Преимущества

  • Позволила упорядочить потребности и объяснить простым языком, в чем нуждается человек.
  • Была основой для создания теорий мотивации.
  • Повлияла на все сферы человеческой жизни — ее применяют и в бизнесе, и в повседневной жизни.
  • Помогла понять ценности людей.
  • Удобна для самоанализа, чтобы разобраться в мыслях и желаниях, а также структурировать свои цели.

Недостатки

  • Нет способов эмпирически измерить степень удовлетворения, а значит — теория не может считаться доказательной.
  • Пирамида — упрощенная система она не подойдет для всех и каждого, нужно дополнительно сегментировать желания людей.
  • Модель не учитывает культурные различия и особенности. Также в силу объективных причин, а именно изменения образа жизни человека, она уже устарела и требует доработки и актуализации.
  • Теория не объясняет того, как удовлетворенная потребность может повторно мотивировать человека.
  • Исследование также не помогает в изучении неординарных поступков, а именно — не может объяснить их мотивы.
  • Согласно теории, человек удовлетворяет желания снизу вверх, но он постоянно нуждается в еде, а это значит, что существует и обратная зависимость.

Применение в маркетинге

В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.

К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхии специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.

Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.

Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.

Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:

  • Первый этап: «Проявление потребности». Он сравнивает характеристики и стоимость товара.
  • Второй и третий — «Интерес» и «Исследование». После того, как покупатель познакомился с брендом, он изучает условия гарантии и информацию о доставке.
  • Четвертый — «Покупка». Приобретение товара.
  • Пятый — «Возвращение» или «Проявление потребности». После покупки человек может обнаружить брак или поломку — и либо компания решит эту проблему, либо он продолжит поиск. На всех стадиях покупатель испытывает разные потребности.

Применение в жизни

Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.

Читайте также:
Коллективное бессознательное - понятие, концепция Юнга

Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.

А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.

Автоматизация email рассылок

Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.

Альтернативные теории

Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.

Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».

Теория Альдерфера

Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:

  • Existence, или потребности существования. Это физиологические потребности и обеспечение безопасности.
  • Relatedness, или потребности связи. В этой категории находятся социальные отношения человека, его стремление к признанию и уважению, а также потребность в самоутверждении.
  • Growth, или потребности роста. Развитие личности — желание изучать новое, самоактуализироваться и радоваться жизни.

Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.

Теория ERG Альдерфера

Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.

Теория МакКлелланда

Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.

Потребность во власти Потребность в успехе Потребность в причастности
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников команды Человек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делал Следование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку
Радуются победам и поддерживают соревновательный дух Люди принимают похвалу и отзывы о своей работе Готов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку
Мотивируют других людей Стараются удерживать и прогнозировать риски Избегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности
Желают контролировать все процессы Желание демонстрировать свою компетентность и мастерство Человек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи

Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.

Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.

Теория Герцберга

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.

ССхема двухфакторной теории Герцберга

Основные тезисы концепции:

  • Сотрудники мотивированы работать больше, если им дают интересные проекты, благодарят и предоставляют возможности для решения нестандартных задач. А также возлагают больше ответственности.
  • Служащие теряют стимул, когда не соблюдаются гигиенические факторы — низкая оплата, плохие условия труда, негативные отношения с коллегами или руководителем.

Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.

Теория Портера — Лоулера

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:

  • Затраченные усилия.
  • Восприятие процесса и отслеживание того, как усилия и способности влияют на вознаграждение.
  • Полученный результат.
  • Вознаграждение.
  • Степень удовлетворения.

Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.

Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.

Схема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера

Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.

Заключение

В этой статье мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и варианты ее развития в концепциях мотивации.

  • Теории не являются готовым инструментом для внедрения в бизнес — это материал, который полезно изучить, чтобы понимать ценности людей.
  • Все концепции требуют доказательства и пересмотра идей с учетом современных реалий.
  • В каждой теории есть свои недостатки и исключения.
  • Выбирайте комплексный подход и проводите исследования своей аудитории и персонала.

А полученную информацию можно использовать для общения с клиентами и сотрудниками с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, Viber и SMS оповещений, а также чат-ботов в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!

Пирамида потребностей Маслоу: как использовать в жизни и в маркетинге

Натали Азаренко

Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.

Читайте также:
Психология как наука - принципы, направления, история развития

Отправить рассылку

Пирамида Маслоу последовательно представляет все человеческие потребности, от наиболее простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.

В чём суть иерархии потребностей

Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простейших к высоким. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, когда мы утолим низшие.

Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он тратит много усилий на развитие каких-то своих способностей. Его мысли и усилия направлены на то, чтобы поесть и найти жилье. Но если человек уже обеспечил себе питание и проживание, то у него возникает мотивация создать семью, добиться успеха на работе.

И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре. И человек начинает закрывать эти возвышенные потребности.

Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году — в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:

  1. Физиология. На самом первом уровне человеку нужны пища, отдых и удовлетворение других потребностей, которые нужны для для нормального существования организма.
  2. Безопасность. Здесь возникает желание стабильности, защиты от внешних угроз.
  3. Любовь и принадлежность. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми.
  4. Уважение и признание. На данном этапе возникает потребность в признании со стороны общества. Например, хочется добиться высокого статуса, заслужить уважение окружающих, получить подтверждение своих заслуг.
  5. Самоактуализация. По достижении этого уровня у человека возникает стремление закрыть духовные потребности. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни.

Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня: самоактуализации. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.

Как появилось изображение пирамиды потребностей

Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.

Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей опубликовано в 1975 году — в учебнике У. Стоппа. С тех пор схема употребляется неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу или пирамида потребностей.

Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее к вершине отображаются следующие уровни:

  1. Физиология (голод, жажда и иные естественные потребности).
  2. Безопасность (чувство защищённости, отсутствие страхов).
  3. Принадлежность и любовь.
  4. Уважение и признание (слава, успех, престижный статус).
  5. Познание (получение знаний, умений и навыков).
  6. Эстетика (стремление к красоте, поиск идеалов).
  7. Самоактуализация (реализация способностей и желаний).

Схематичное изображение пирамиды Маслоу

В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Точно также люди нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А что по поводу верхних уровней, то на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.

Обновлённая пирамида потребностей

Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — более нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу считал особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.

Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в рамках социологии исследований, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.

Критика

Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.

В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.

Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.

В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.

В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:

  1. «Дефицитарные» (низшие). Это потребности обусловленные дефицитом чего-либо и, соответственно, насыщаемые.
  2. «Бытийные» (высшие). Этот тип потребностей продиктован ростом и развитием и, следовательно, является ненасыщаемым.

Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.

Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.

Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.

Читайте также:
Эффект Пигмалиона - как проявляется психологический феномен

Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге

В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории по иерархии. Это помогает узнать, какие потребности наиболее сильны у вашей ЦА.

Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы уже знаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.

Представьте ресторан быстрого питания. Его аудитория — люди, которые хотят быстро поесть. У них нет времени на долгое ожидание заказа, они не выбирают ресторан по степени крутости. У аудитории есть физиологическая потребность — утолить голод, желательно быстро и вкусно. И вот именно на этом ресторан делает акцент при размещении рекламы. Примеры слоганов: «Здесь едят и пьют 24 часа», «Лучшая еда для быстрого перекуса», «Большие порции, низкие цены».

Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.

При покупке дорогой машины клиент приобретает не средство передвижения, а возможность повысить статус в глазах окружающих. Поэтому в рекламе элитных авто преобладают слова «эксклюзивный», «лимитированный», «класс люкс», «роскошный», «уникальный».

Плюс реклама авто сопровождается изображениями роскошных мероприятий, успешных личностей и «жизни-мечты». Человек покупает образ, который удовлетворяет потребность в признании. Например, рекламный слоган Bentley Continental GT — «Будь экстраординарным».

Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости потребностей аудитории и отследить динамику изменений. В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.

Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение. Можно анализировать актуальные потребности своей аудитории, чтобы предлагать подходящие товары.

Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга. Теория потребностей — это скорее направление для размышления. У людей действительно существует определённая иерархия потребностей. Но вместе с тем пирамида может быть абсолютно неприменима к отдельно взятому человеку или группе людей. Высшие потребности человека могут преобладать над низшими по разным причинам.

В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для реального решения конкретных задач лучше использовать точные инструменты.

Пирамида Маслоу: Иерархия Потребностей Человека

Каждый слышал, но не каждый точно знает, что такое пирамида Маслоу? Модель пирамиды – это 7 уровней потребностей, которые отражают мотивации поведения и показывают эволюционный путь человека к высшему предназначению.

В статье я расскажу, какие идеи заложены в теории, как на практике работает модель, и так ли однозначно трактует знаменитая пирамида Маслоу потребности человека.

Пирамида Маслоу: что это такое?

Разберём, что значит пирамида Маслоу, по своему значению и построению.

В основе пирамиды Маслоу лежат жизненные потребности человека, которые последовательно формируются с рождения и далее при взрослении. В базовом уровне расположены потребности физиологические — нужда в тепле, утолении жажды, голода. В верхней части пирамиды, у её вершины, находятся другие потребности — эстетические (гармония, красота) и потребности в самовыражение, личностном развитии, реализации своих целей (самоактуализация).

Смотрите видео о пирамиде Маслоу:

Идею наглядно отражает классическая пирамида Маслоу — картинка-диаграмма показывает эволюцию потребностей человека от самых базовых примитивных до «высоких», духовных потребностей другого уровня.

Пирамиду иногда представляют как «треугольник Маслоу» или «таблица Маслоу», где с пятой по седьмую ступень (потребности в эстетике, самоактуализации и познании иногда объединяют в одну — под общим названием «потребность в личностном росте»).

Автор модели А. Маслоу полагал, что пика пирамиды способен достигать лишь очень незначительный процент всех людей. Те, кто входит в этот «процент», достигают высшей степени зрелости, они более независимы, демократичны, креативны. Люди, чьи потребности лежат на вершине уровневой пирамиды, философски воспринимают действительность и продуктивны в разных сферах деятельности.

Вопрос, когда была создана пирамида Маслоу, требует разъяснения. В работе «Мотивация и личность» в 1954 г. автор изложил общие этапы системы формирования потребностей людей, которые достигли успеха. При этом он не заключал свои выводы в какие-либо графики, диаграммы, таблицы.

Идея представить теорию упрощённо, в виде пирамиды, принадлежала не самому Маслоу, а его последователям. Впервые «треугольник Маслоу» опубликован в 70-е годы прошлого века.

Теория потребностей Абрахама Маслоу

▪️Теория потребностей Абрахама Маслоу классифицирует их по иерархии — от низших к высшим. Базовые нужды находятся в основании диаграммы, они самые важные, насущные, доминирующие. Базовые потребности держат всю тяжесть пирамиды. Потребности высшего порядка становятся актуальными и возможными тогда, когда у пирамиды прочное основание, и «низшие» потребности полностью удовлетворены.

▪️Маслоу получил классическое образование в области бихевиоризма. В 30-е годы прошлого века в Америку, спасаясь от гонений нацистов, переехали многие знаменитые европейские психологи. После знакомства с европейскими «светилами» и проникнув их идеями, Маслоу начал работу в направлении гуманистической психологии. Впоследствии будущий автор «пирамиды» возглавил Американскую ассоциацию психологов.

▪️Формирование направления гуманистической психологии явилось переворотом в представлениях об образе человека, его мышлении, концепции ценностей и положении в обществе.

▪️Содержательная теория американского психолога представляет собой схему мотивационной модели иерархии человеческих потребностей. Благодаря психологу Абрахаму Маслоу была сформирована иерархия потребностей человека. На этом основании в экономической науке удалось смоделировать теории поведения и мотивации потребителей.

▪️На основании модели Маслоу маркетологи следят за изменениями потребностей и подстраивают под них работу по продвижению товаров. При определении целевой аудитории продукта маркетологи подчёркивают и выделяют потребность, которую этот продукт способен удовлетворить.

▪️Пирамида Маслоу и теория мотивации в классическом понимании предполагает, что у человека возникает стремление реализовать высокие потребности после того, как мы утолим низшие.

▪️Человек работает менеджером, делает карьеру постепенно, шаг за шагом, обеспечивает себя, семью, строит дом, получает признание в обществе. Реализация этих уровней должна обеспечить человеку возможность получить то, что находится на вершине пирамиды Маслоу. Например, возможность реализовать своё давнее предназначение — начать заниматься рисованием, к которому он стремился с юности.

Читайте также:
Психодиагностика понятие, история развития, виды и классификация

Пирамида Маслоу 5 ступеней

Пирамида Маслоу представляет выразительную иерархию потребностей. Согласно идее, по мере удовлетворения низших потребностей у человека возникают другие желания и стремления, более высокого уровня. Все потребности можно сгруппировать в пять уровней.

Пирамида потребностей Маслоу: 5 уровней

Рассмотрим, каковы 5 уровней иерархии потребностей Маслоу выделяют:

1. Потребности физиологические, основные — удовлетворение голода, жажды, тепла, половых инстинктов. Физическое выживание — базовая потребность. Если не удовлетворить эти потребности, тело человека не сможет полноценно «функционировать». Маслоу выделял важность основного этапа пирамиды.

2. Потребности в чувстве безопасности и уверенности связаны с желанием иметь комфортные условия жизни, избавиться от страхов и неудачи. Людям хочется иметь в своей жизни контроль, предсказуемость и порядок. Человек нуждается в социальной, эмоциональной стабильности, финансовой безопасности, соблюдении закона и порядка.

3. Потребности социальные для человека заключаются в необходимости общения и совместных действий с другими людьми. На этом уровне возникает необходимость в межличностных отношениях — это дружба, любовь, привязанность, доверие.

4. Потребности в признании заключаются в формировании уважения человека к себе (достоинство и независимость), и к окружающим (престиж, статус, положение, высокая оценка других людей).

5. Потребности духовные (личностная реализация) объединяет самовыражение, идентификация, самоактуализация человека. Это высший уровень, высшая потребность реализации человеческого потенциала. Люди по-разному воспринимают эту потребность. Одни приходят к духовному росту, вторые — стремятся стать лучшими в карьере, спорте, искусстве, третьи — реализуют потребность стать идеальными родителями.

☝️Отметим, что 5 ступенчатая модель Маслоу немного позже расширили, в неё включили когнитивные, эстетические и более поздние — трансцендентные потребности индивидуума. С выделением изменений и добавлений получили распространение 7-ступенчатая и 8-ступенчатая модели.

7 уровней пирамиды Маслоу

Рассмотрим, как изменилась таблица в связи с добавлением уровней. И соответственно — каковы 7 основных потребностей человека.

Пирамида Маслоу: 7 уровней, рисунок🔺🔺🔺 с пояснениями🔻🔻🔻

1. Биологические (физиологические) потребности.

► В основании диаграммы — физиологические базовые «органические» нужды и потребности: чувства жажды, голода, сексуальные (половые) желания.

2. Потребности в безопасности и комфорте.

► Ступенью выше расположены потребности человека чувствовать себя комфортно, безопасно защищённой — от агрессии, страха, неудачи.

3. Потребности в любви и принадлежности — дружба, любовь, семья, доверие.

► На третьей ступени человек испытывает потребность в общении, любви, принятии и коммуникациям в социуме.

4. Потребность в уважении других и самоуважении.

► Далее, на четвёртой ступени, лежит потребность человека получать одобрение, признание, уважение и завоевать авторитет у других людей.

5. Потребности в познании — любопытство, тяга к знаниям.

► Ступенью выше расположены потребности к познанию, исследованиям, накоплению разного рода знаний, умений.

6. Потребности в эстетике — стремление к гармонии и идеальной форме.

► На шестой ступени, в верхней части пирамиды расположились эстетические потребности личности — в красоте, порядке, гармонии.

7. Потребности в реализации личностного потенциала. Маслоу называл это желанием «стать всем кем можно стать».

► На пике пирамиды лежат потребности в развитии личности, самовыражении, реализации собственного предназначения.

8-ступенчатая модель пирамиды Маслоу

► Трансцендентные потребности (в треугольнике отмечено зелёным цветом) — глубокая религиозность, мистические практики, максимальное соединение с природой, служение другим людям.

Как работает пирамида Маслоу?

Высший смысл предназначения человека — это выявление и развитие своих личных способностей, талантов и возможностей. Для каждого из нас в конечном счёте в жизни важны личностный рост и самореализация.

Путь человека к высшему предназначению это и есть пирамида Маслоу, для чего нужна наглядная схема движения человека к личностному росту.

Каждый человек достоин и способен на личностный рост, саморазвитие, на формирование и выражение своего уникального «я». Проблемой многих современников является то, что они не могут раскрыть свои таланты и найти себе применения. Часто такие люди прочно «застревают» на низших уровнях пирамиды — довольствуются достигнутыми атрибутами достатка, комфорта и безопасности.

Многие отдают практически всё своё время нелюбимой работе, а для собственного развития не остаётся ни сил, ни времени. При этом человек, закрывая физические потребности, часто не чувствует себя успешным и не ощущает удовлетворения от жизни. Такие люди страдают от того, что их личная реализация в жизни не происходит.

Каждый человека способен подняться на «вершину» пирамиды. По пути к вершине, к самовыражению, человеку мешают многие блокирующие факторы — от отсутствия самоуважения до синдрома жертвы.

Эволюционирование личности может прерваться из-за неудовлетворённости на более низких уровнях. Например, — потеря работы оставляет не удовлетворенной потребность в безопасности, а несчастная любовь или развод — потребность в любви и уважении.

В психологии используют модель пирамиды Маслоу для того, чтобы понять, нереализованность каких этапов мешает достигнуть успеха и тормозит самореализацию. Возможно, двигаться вверх человеку не дают «не закрытые» низменные (низшего уровня) потребности и отсутствие признания в социуме.

Дети в средних школах и студенты, к примеру, испытывают большую потребность в безопасности и уважении к себе в классе или группе. Только в условиях принятия и признания они смогут эффективно развиваться и раскроют свой потенциал.

Когда пирамида Маслоу не работает?

Теория Маслоу об иерархии потребностей пользуется популярностью, но не всегда подтверждается, и от этого подвергается критике. Несмотря на чёткую структуру, которую имеет пирамида Маслоу, применение её может вызвать неточные обобщения.

К примеру, многие великие произведения искусства являлись средством самовыражения автора. При этом их иногда писали люди, не получившие признания в социуме, испытывавшие разочарование в любви, а бывало, — живущие в бедности и голодающие. Получается, что достижение высокого уровня самовыражения и развития не всегда связано с полным удовлетворением базовых потребностей.

Определённая категория людей, пройдя и реализовав первые два уровня потребностей, останавливаются. Таких людей называют «бессознательными», хотя сами они вполне удовлетворены тем, что имеют и не стремятся двигаться к вершине пирамиды Маслоу.

Читайте также:
Делинквентное поведение определение, виды, условия и основные формы

Теорию Маслоу критикуют за то, что она не работает ещё по причине того, что сформулированные потребности не могут быть реализованы и удовлетворены полностью. Это касается, в первую очередь, физиологических потребностей — в еде, воде, сне.

Для своих выводов Маслоу проводил так называемый «биографический анализ» и изучал жизненные пути успешных людей, среди них американский президент Авраам Линкольн, американский дипломат и философ Томас Джефферсон, писатель Олдос Хаксли, физик, учёный-гуманист, обладатель Нобелевской премии Альберт Эйнштейн и другие.

Абрахама Маслоу существенно меньше интересовали биографии успешных женщин. В панели исследуемых были немногочисленные представительницы прекрасного пола, в том числе — святая католическая монахиня Мать Тереза и жена президента и американский общественный деятель Элеонора Рузвельт. Такая избирательность не отражала потребностей большинства людей и неизбежно искажала выводы психолога.

Маслоу вывел схожие черты самореализовавшихся личностей. Все они адекватно принимали себя, реальность, других людей и были заняты заботами о благополучии человечества. Большинство изученных личностей были творческими, отличались спонтанностью действий, имели демократичные взгляды и строгие этические стандарты. Любопытной деталью в характерах людей, успешных на жизненном пути, являлось необычное чувство юмора.

Наглядные примеры, когда пирамида Маслоу не работает, это отшельники или монахи. Таким людям удаётся добиться глубокого самопознания, при этом приходится жертвовать более «приземлёнными» уровнями пирамиды.

В теории Маслоу критике подвергается сама идея, что потребности в любви, признании и самовыражении возникают лишь тогда, когда «закрываются» физиологические потребности низшего уровня. В качестве аргумента можно привести многочисленные народы и народности по всему миру (например, в Африке или Индии), живущие в бедности. При очевидной нехватке еды и комфорта, этим людям ничто не мешает любить, стремиться к признанию и уважению.

Обилие критики и отказ от теории многими специалистами, вызывают вопрос, действительно ли умерла пирамида Маслоу и больше не работает.

Практическое применение модели Маслоу вызывает сложности, модель пирамиды нельзя назвать безусловной. Маслоу не считал свою модель жёсткой, и допускал исключения с учётом особенности личности человека и влияния внешних факторов. Он понимал, что часть людей останавливаются в иерархии развития на низших уровнях, другие — стремятся к самовыражению, жертвуя безопасностью, признанием и некоторыми базовыми потребностями.

Классическая модель пирамиды Маслоу не является строгой классификацией человеческих потребностей. Иерархические уровни следует рассматривать как более и менее значимые для человека.

Физиологические базовые потребности актуальны для большинства людей, но для кого-то высшие потребности будут намного важнее. Порядок потребностей зависит от внешних обстоятельств и индивидуальных особенностей человека и может быть гибким. Иногда потребность в самовыражении затмевает даже элементарные базовые нужды. А потребность в стабильности безопасности и комфорте является «вершиной» мотивации.

В заключение приведу ряд рекомендаций от коучей по личностному росту. Чтобы достичь пика Маслоу и наиболее полно реализовать свой личностный потенциал, человеку можно посоветовать:

1. Жить в переживаниях и любопытстве, похожими на те, в которых вы жили в детстве.

2. Вместо поиска безопасного пробовать новое.

3. Прислушиваться к себе в принятии важных решений, не нужно слепо идти за большинством.

4. Быть собой всегда, в любой ситуации.

5. Быть готовым к непризнанности обществом.

6. Усердно трудиться.

7. Уметь брать ответственность на себя.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Теория мотивации Маслоу

Наиболее известную теорию мотивации предложил Абрахам Маслоу, клинический психолог из США. Он предположил, что каждый человек имеет сложный набор исключительно сильных потребностей, и поведение человека в определенный момент его жизни определяется его самой сильной потребностью. Маслоу выделил 5 видов потребностей человека:

  1. Физиологические потребности: еда, жилье, одежда, вода, воздух, сон и т.д.
  2. Потребности в безопасности: экономическая, физическая, условия жизни.
  3. Социальные потребности: социальные связи, общение, совместная деятельность.
  4. Самоуважение: уважение или признание со стороны других, служебный рост.
  5. Самоактуализация: самовыражение, самоидентификация .

По мере удовлетворения основных потребностей, человек стремится удовлетворить потребности более высокого уровня. Например, если человек не чувствует себя в безопасности на работе, мотивировать его служебным ростом сложно. Поэтому, если основные потребности не удовлетворены, усилия по удовлетворению более высоких потребностей будут отложены.

1. Физиологические потребности

Физиологические потребности включают в себя потребности в продуктах питания, напитках, одежде, жилье, отдыхе и других аналогичных требованиях. Эти потребности также называются базовыми потребностями; поскольку эти потребности являются общими для всех людей. Опять же, эти потребности также называются потребностями в выживании; поскольку выполнение этих потребностей необходимо для выживания или существования любого человека.

2. Безопасность

Требования к безопасности можно разделить на три типа, как показано на следующей диаграмме:

Потребность в экономической безопасности:

  • Человек хочет экономической безопасности, то есть уверенности в удовлетворении своих основных потребностей на постоянной основе. Таким образом, эта потребность являются лишь расширением базовой потребности.

Потребность в физической безопасности:

  • Эта потребность включают защиту от пожаров, несчастных случаев (включая несчастные случаи на производстве), и других видов физических опасностей.

Потребность в социальной защите:

  • К ней относятся потребность в безопасности или защищенности в старости, при наступлении серьезной болезни или потери нетрудоспособности.

3. Социальные потребности

Поскольку человек является социальным животным, а это еще Аристотель говорил, то ему нужно «любить» и «быть любимым».И поэтому социальные потребности являются важными для всех тех, кто живет и работает в обществе других. Эти потребности включают в себя чувство принадлежности к группе, принятие группой, коллективом и т.д.

4. Самоуважение

Эта потребность связана с такими явлениями как самоуважение, уверенность в себе, статус, признание, одобрение, оценка другими и т.д. Удовлетворение этих потребностей вызывает чувство уверенности в себе. Поэтому работников следует оценивать за хорошую работу, поскольку это означает признание их работы и повышает их самооценку.

5. Самореализация

Некоторые люди (не все) имеют желание развиваться. Они имеют потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании, стремлении стать лучше, стремлении взять на себя повышенные обязательства и т.д. Не у всех есть эта потребность, но важно понимать, что если работник, хочет развиваться, он будет испытывать беспокойство, пока не удовлетворит эту потребность.

Читайте также:
Семейный кризис - причины, последствия, способы решения читать онлайн

В теории иерархии потребностей Маслоу существует четыре основные идеи:

  1. Человек — это социальное животное, и он всегда будет хотеть большего. И при этом у него есть разные потребности.
  2. Существует иерархия этих потребностей, т. е. эти потребности расположены в определенной иерархической последовательности. Когда удовлетворена потребность нижнего уровня, её место занимает потребность более высокого уровня. У человека с сытым желудком, появляются другие потребности.
  3. Удовлетворенная потребность не может работать в качестве мотиватора. Только те потребности, которые не еще удовлетворены, действуют как мотиваторы, влияющие на поведение человека.
  4. Физиологические потребности и потребности в обеспечении безопасности конечны, но потребности более высокого уровня бесконечны и могут долго быть мотиваторами.

Что нужно знать руководителю, чтобы мотивировать своих сотрудников? Для разработки и реализации любой схемы мотивации необходимо понимание потребностей людей. Фактически, руководство, осознав основную природу потребностей человека, должно искать неудовлетворенные потребности отдельных людей и инициировать мотивационный процесс.

Пирамида потребностей Маслоу в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к 13 готовым тренингам, 256 слайдам, 112 минилекциям, 619 упражнениям, 41 видео и т.д. Это совсем не дорого.

Пирамида потребностей Маслоу и её применение в жизни

Человечеству известно множество пирамид: пирамиды в Гизе, пирамиды Мачу-Пикчу, пирамиды Кукулькана и другие. Все они феноменальны каждая в своём роде и все вызывают огромный интерес. Но помимо этих уникальных архитектурных сооружений есть и пирамиды иного рода, которые, тем не менее, вызывают далеко не слабый ажиотаж вокруг себя. Их можно назвать интеллектуальными сооружениями. И одним из них является пирамида потребностей Абрахама Маслоу – известного американского психолога, основоположника гуманистической психологии.

На онлайн-программе «Самопознание» с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу представляет собой особую диаграмму, в которой в иерархическом порядке представлены все потребности человека. Однако ни одна из публикаций учёного не содержит никаких схематических изображений, т.к. он придерживался мнения, что этот порядок динамического характера и может изменяться в зависимости от особенностей личности каждого отдельно взятого человека.

Первые упоминания о пирамиде потребностей можно найти в немецкоязычной литературе 70-х годов XX столетия. Во многих учебных материалах по психологии и маркетингу их можно встретить и сегодня. Сама же модель потребностей активно используется в экономике и имеет большое значение для теории мотивации и поведения потребителей.

Интересно также распространённое мнение о том, что сам Маслоу не создавал пирамиду, а лишь вывел общие особенности в формировании потребностей успешных в жизни и творческой деятельности людей. А пирамиду придумали его последователи, стремившиеся наглядно представить идеи учёного. Об этой гипотезе мы поговорим во второй половине статьи. Пока же разберемся в том, что такое пирамида Маслоу в подробностях.

Согласно исследованиям учёного, у человека есть пять основных потребностей:

Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться. Например, если человек сильно хочет в туалет, он наверняка не будет увлечённо читать книгу или спокойно прогуливаться по красивой местности, наслаждаясь удивительным пейзажем. Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом и любой другой деятельностью. Такими потребностями являются дыхание, питание, сон и т.п.

Безопасность (вторая ступень пирамиды)

К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.

Любовь и принадлежность (третья ступень пирамиды)

Здесь речь идёт о социальных потребностях. Своё отражение они находят в таких стремлениях, как завести новые знакомства, обрести друзей и спутника жизни, быть причастными к какой-либо группе людей. Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности.

Признание (четвёртая ступень пирамиды)

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.). И лишь в случае успешной реализации своего потенциала и после достижения признания важных для человека людей, он приходит к уверенности в себе и своих силах.

Самореализация (пятая ступень пирамиды)

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

Читайте также:
Педагогические способности понятие, общая характеристика, виды

Таково описание основных потребностей человека. Насколько эти описания имеют место быть, вы можете оценить самостоятельно, просто постаравшись взглянуть на себя и свою жизнь со стороны. Наверняка, вы сможете найти много подтверждений их актуальности. Но следует сказать, кроме всего прочего, и о том, что в пирамиде Маслоу присутствует несколько спорных моментов.

Авторство

Несмотря на то, что авторство пирамиды официально приписывают Абрахаму Маслоу, к имеющемуся у нас сегодня её варианту он не имеет отношения. Дело в том, что в виде графика «Иерархия потребностей» появилась в 1975 году в учебнике некоего У. Стоппа, о личности которого практически нет информации, а Маслоу умер в 1970 году, и в его работах, как уже говорилось, не было ни единого графика.

Удовлетворённая потребность перестаёт мотивировать

Здесь главным является вопрос об актуальности потребностей для человека. К примеру, самодостаточный человек, безразлично относящийся к общению, не нуждается в нём и не будет к нему стремиться. Тот, кто чувствует себя защищённым, не станет ещё больше стремиться к тому, чтобы защититься. Говоря проще, удовлетворённая потребность теряет свою актуальность и переходит на другую ступень. И чтобы определить актуальные потребности, достаточно лишь определить неудовлетворённые.

Теория и практика

По мнению многих современных психологов, несмотря на то, что пирамида Маслоу является чётко структурированной моделью, применить её на практике довольно сложно, а сама схема может привести к абсолютно неверным обобщениям. Если отбросить в сторону все статистические данные, то сразу возникает ряд вопросов. Например, насколько омрачено существование не признанного в обществе человека? Или, следует ли считать человека, который систематически недоедает, абсолютно безнадёжным? Ведь в истории можно отыскать сотни примеров того, как люди добивались огромных жизненных результатов именно благодаря тому, что их потребности оставались неудовлетворёнными. Взять, например, бедность или безответную любовь.

По некоторым данным Абрахам Маслоу впоследствии отказался от выдвинутой им теории, а в его последующих трудах («К психологии бытия» (1962 год), «Дальние пределы человеческой природы» (1971 год)), концепция мотивация личности была существенно доработана. А пирамида, которой сегодня стремятся найти применение многие специалисты в области психологии и маркетинга, вообще потеряла всякое значение.

Критика

Основной причиной для критики пирамиды Маслоу служит её иерархичность, а также то, что потребности не могут быть удовлетворены окончательно. Некоторые исследователи интерпретируют теорию Маслоу вообще не очень лицеприятным образом. Согласно их трактовке, пирамида говорит о том, что человек является животным, которому постоянно что-то нужно. А другие говорят, что теория Маслоу не может применяться на практике, когда речь заходит о бизнесе, маркетинге и рекламе.

Однако автор и не подстраивал свою теорию под бизнес или рекламу, а лишь пытался ответить на вопросы, в которых, к примеру, бихевиоризм или фрейдизм заходили в тупик. Маслоу просто стремился дать представление о мотивах поступков человека, и его работа носит более философский, нежели методологический характер.

Преимущества и недостатки

Как несложно заметить, пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности, базовые, возвышенные. Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые. Но следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности. Кстати говоря, Абрахам Маслоу придерживался позиции, что пятой ступени достигает лишь 2% всех людей.

Каковы ваши истинные потребности и мотивы? Узнайте на курсе «Самопознание».

4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже

Как швейцарский психолог создал свою теорию интеллекта и изучал детскую речь.

Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще — как мы учимся думать.

Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже — к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.

Метод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.

Что выяснил Пиаже

Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики — это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации — и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.

Стадии развития детского интеллекта

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)

Читайте также:
Психика - определение, структура, основные формы

При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он — нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.

2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)

Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.

  • предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
  • даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
  • ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.

Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению — он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.

Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.

Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».

Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.

3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)

Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.

Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы — просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат — разновидность четырёхугольника, а утка — разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более — логическое мышление. А оно развивается позже.

4. Период формальных операций (после 12 лет)

Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.

Как детское мышление связано с речью

Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок — не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями — та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.

Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы — многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего. Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький — тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет. Главное — не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: