Пейзаж в романе Толстого Война и мир, пример сочинения

Пейзаж в романе “Война и мир”

Природа для Толстого как высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Роль и художественные особенности пейзажа в романе “Война и мир”. Влияние природы на образ А. Болконского и других героев. Пейзаж в исторических событиях.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.11.2011
Размер файла 25,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пейзаж в романе «Война и мир»

пейзаж толстой роман

1) Природа для Толстого

2) Роль пейзажа в романе «Война и мир»

3) Влияние природы на образ Андрея Болконского и других героев

4) Пейзаж в исторических событиях

Список используемой литературы

Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, т.е. помогать раскрытию идеи произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из основных средств психологического анализа.

1) Природа для Толстого

Для Толстого природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.

С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев.

2) Роль пейзажа в романе «Война и мир»

Большую роль играет пейзаж в романе “Война и мир”, он помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже, кроме неба,– высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И, слава Богу!” Видя теперь так близко своего кумира — Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого “маленького человека”, которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.

Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. ” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,– думал князь Андрей,– пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,– наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

Читайте также:
Ю-ю: краткое содержание для читательского дневника, анализ рассказа Куприна

Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,– подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления”.

Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.

Примечательно отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, они чувствуют свою связь с ней, “духовное родство”. Отрицательные же герои далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой включает описание природы не только как фон, природа — действующее лицо, помогающее раскрыть лучшие качества его любимых героев, подчеркнуть их духовность, высокие порывы и стремления.

3) Влияние природы на образ Андрея Болконского и других героев

Природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.

Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными. суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет пи весны, ни солнца, ни счастья», – и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки. и полетела»). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья. », и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не копчена в тридцать один год».

Читайте также:
Стихи про ночь короткие четверостишия для детей, красивые стихотворения

В «Войне и мире» пейзаж показан и в русле пушкинской традиции – с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли. Земля. сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании. В романе «Война и мир» читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво. Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.

4) Пейзаж в исторических событиях

Освещая исторические события, повлиявшие па ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего, дать ему нравственную оценку. Панорама, увиденная Пьером в утро перед сражением, и описание Бородинского ноля после битвы оцениваются Толстым с позиций историка-летописца, философа, патриота.

Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны как таковой. Писатель был убежденным противником войны, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие над естественным ходом истории. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.

Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте. » В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и ноля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.

Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского ноля, картины охоты и описание старого дуба – Классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.

Таковы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” функции пейзажа, для воссоздания которого автор использовал различные художественные особенности. Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям того или иного образа, или контрастно противопоставлял состояние души героев и природу, чтобы оттенить глубину внутренних волнений персонажей.

Таким образом, пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении

Список используемой литературы

1) Роман «Война и мир»

2) 250 «Золотых сочинений» школьникам и абитуриентам

3) Биография Л.Н.Толстого

4) Гр. Лев Толстой, великий писатель земли русской, в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, каррикатурах и т. д. / Сост. Пл. Н. Краснов и Л. М. Вольф.

Читайте также:
Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени - проблема

Роль пейзажа в романе «Война и мир»

Изображение картин природы отмечено в вершинах произведений русских писателей. Начиная еще с древнерусской литературы, авторы, понимая все величие и силу матери-природы, с поклонением и любовью создавали картины пейзажных образов в собственных произведениях. В шедеврах русского художественного слова традиции использования пейзажных картин отмечены не в значении фоновой декорации основных событий, а в роли полнозначных образов, которые являются олицетворениями идей произведения, органично вплетаясь в сюжетную канву. Эта же функция отведена пейзажу в романе «Война и мир».

Отражение характеристики персонажей через пейзажные образы

Лев Николаевич Толстой, биографические данные и особенности мировоззрения которого свидетельствуют об особом трепетном и уважительном отношении к природе, отвел ей особую роль в романе «Война и мир». Роль пейзажа в романе характеризуется не только отражением основных идей, заложенных автором, но и служит вспомогательным приемом характеристики героев произведения.

Основной прием, использованием которого характеризуются идейные, композиционные особенности и принципы построения системы персонажей, – это антитеза. Путем противопоставления поступков и взглядов героев через отношение к природе природы, автор раскрывает основные идеи произведения.

Одним из аспектов, на основе которых противопоставляются герои романа, является природа. Главные герои произведения, которым импонирует автор, открыты к красоте и величию природы, умеют чувствовать ее, понимать ее знаки. В произведении «Война и мир» пейзаж влияет на формирование мировоззрения тех, чьи души открыты к свету и добру. Напротив, персонажи, поведение и взгляды которых осуждаются в произведении, совершенно холодны к природе, словно не замечая ее существования.

Роль образа неба в формировании мировоззрения князя Андрея

Роль пейзажных описаний в романе Толстого – не только в олицетворение идейного замысла автора и дополнительный прием психологической характеристики героев, но и способ воздействия на осознание главными героями основных ценностей жизни. Наиболее ярко образы природы в произведении направлены на раскрытие образа Андрея Болконского и отражение эволюции его взглядов. Для создания характеристики и развития персонажа князя Андрея автор использует образы пейзажных элементов, ставшими самыми яркими символами в произведении.

Эпизод, раскрывающий мысли Андрея Болконского, смотрящего в небо, служит в роли переломного момента в жизни героя, временем крушения былых идеалов и осознанием истинной сущности человеческого существования. Использование пейзажа как средства психологического анализа в романе позволяет отразить богатство внутреннего мира героя, глубину его терзаний и идейных поисков, желание осознать истинное предназначение своей роли в жизни. Благодаря мастерскому созданию пейзажных картин читатель получает возможность, любуясь пейзажем неба вместе с князем Андреем, осознать глубину идейного замысла Толстого: «всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!

Аллегорический образ дуба

Развитие персонажа Андрея Болконского изображается и при помощи олицетворения его внутреннего состояния при помощи образа дуба. Это дерево, которое является символом силы, мощи и непобедимости в фольклорных традициях Руси, является пейзажным отражением персонажа. Когда герой впервые встретился с дубом, который описан старым и засохшим, читатель осознает подавленность внутреннего состояния Андрея, его безнадежность и разочарование.

Однако когда судьба подарила ему шанс новой любви и духовного возрождения, герой чувствует прилив сил, молодости, уверенности и стремлений. И вслед за возрождением сил и стремлений, чудесным образом оживает и дерево, олицетворяя новую весну жизни Андрея Болконского.

Упоение прекрасными пейзажными зарисовками связанно не только с описаниями образов. Читатель, проходя с героями через многочисленные драматические события войны и мира, параллельно получает удовольствие благодаря возможности прикоснуться к красоте русской природы, картины воссоздания которой сопровождают все сюжетные линии произведения, то динамично, то умиротворенно отражая события, чувства, настроение. В этом и заключаются основные функции пейзажа в романе.

Роль образов природы в художественном противопоставлении войны и мира

Все структурные особенности в нем построены на основе приема антитезы, что символизирует название романа. В параллельном сопоставлении картин войны и мира участвует также и природа. При описании охоты, сельских пейзажей автор создает великолепные мечтательные образы, наполненные солнцем, светом, мерцающей росой и искрами костра. Однако как изменяется природа, созданная пером Толстого в моменты описания боевых действий. Хмурое небо, затянутое тучами, мрачная погода и неприветливая атмосфера отражают весь трагизм войны, обрушившейся на Россию.

Читайте также:
Двадцать первое Ночь Понедельник - анализ стихотворения

В своем сочинении на тему: «Пейзаж в романе «Война и мир» я попытался проанализировать роль природы в произведении, и сделал вывод, что ее влиянием проникнуты все пласты прозаического текста от создания образов персонажей до сущности идейного содержания.

Роль Пейзажа в романе «Война и мир» Льва Толстого

Лев Толстой часто использует затейливые картины природы, как эффективное художественное средство передать чувства персонажа. Роль пейзажа в романе «Война и мир» заключается в возможности понять состояние героя, подчеркнуть атмосферу происходящих событий. Величием, чистотой, естественностью деревьев, облаков, автор передает сущность настоящих жизненных ценностей.

Небо над Праценскими высотами

При Аустерлицком сражении князь Болконский поднимает упавшее знамя, останавливает паническое отступление солдат. Полковнику удается вернуть людей, но он получает ранение, падает на землю. Теряя сознание, Андрей видит перед собою высь. Над человеком, испытывающим боль, плывут мрачные тучи темного цвета.

Автор лаконично делит эпитеты на категории: изображающие форму, передающие эмоциональную составляющую сюжета и подчеркивающие трагичность патриотического поступка командира. Герой анализирует контрастное сочетание небесного пейзажа и кровавой картины, происходящей на земле: поле усеяно телами убитых, страдающих увечьями.

Происходящие внизу войны – это массовые убийства, которые нужны эгоистическим стремлениям правителей. Люди рождаются для других целей – жить созиданием добра, справедливости, мира. Пейзажем Лев Толстой передает не столько описание неба, он оценивает формирующиеся нравственные идеалы героя.

Дуб весной

К образу дуба Лев Толстой обратился, передавая мрачное настроение князя Болконского, переживающего кончину жены, поражения австрийских сражений. Природа просыпалась после зимней спячки. Березы, молодая поросль леса, красовались белизной, почки издавали запах свежести. Трава зеленела особо ярко на фоне весеннего неба и солнечных лучей. Птицы пели, приветствуя теплую пору года. Пестрые цветы застелили лужайки сплошным ковром. Все радовалось приходу весны и оживало вместе с ней.

Перед взором князя возник дуб, старец, по сравнению с березами, выше их вдвое, намного больше по обхвату ствола. Кора, местами кем-то содранная или отпавшая, оставила плешивые пятна, поросшие мхом. Только изуродованные суки торчали, как свидетели богатого жизненного опыта. Силуэт был некрасивый, растопыренный, грустный. Казалось, ничто не интересует этого дуба, ни до чего ему нет дела. Вся радость, бурлившая вокруг, была не для него.

Андрей принял твердое решение не проникаться суетой, дожить жизнь в спокойной душевной пустоте, как дуб, который стоит, но не распускает листья.

Дуб летом

После встречи с юной графиней Ростовой душа героя встрепенулась, ему захотелось жить. По дороге домой, уже в июле, князь искал глазами силуэт знакомого дуба у края дороги. Но чуть не пропустил дерево, потому что оно преобразилось. Крона стала темно-зеленой, листва шумела уверенно, жизнеутверждающе, переливая оттенками в вечерних лучах солнца. Было видно, что дуб согрелся, он довольно колыхал могущественными ветками.

Картина предстала прекрасная, под густой листвой не стало видно ран, обломанных сучьев. Жизнь промелькнула перед Болконским, состоящая из коротких мгновений, как печальных, так и победоносных. Перед ним возникло свежее лицо Наташи Ростовой, которая умела любить всех и все вокруг, раскрывая этим смысл счастья.

С этого момента мужчина меняет свою жизнь. Руководимый желанием делиться боевым опытом во благо государства, Болконский занимается составлением нового военного устава. Вместе с министром обороны Сперанским Андрей осуществляет армейские реформы, начиная новый этап своей жизни. Зерно романтического влечения к девушке Наташе уже брошено в его душу и скоро взойдет. Образ дуба в этом эпизоде автор изобразил, как символ возрождения.

Природа глазами Наташи

Ночь в Отрадном запала в душу Андрею великолепием и одухотворенностью. В ней созидательная сила будущего, вдохновение на новый жизненный этап, который для Болконского является сложным выбором. Фраза, которая заставила мужчину влюбиться еще не осознанно, на уровне чувства, не поднявшегося на поверхность сознания, не оформившейся в мысль, звучала из уст Наташи так:

Читайте также:
Свои и чужие краткое содержание миниатюры Теффи - читать онлайн

Особо трепетно Лев Толстой описывает ночь перед Рождеством, когда семья Ростовых едет на святой ужин. Из-под пера автора дорога превращается в сказочный путь:

Роль пейзажа в романе Л. Толстого «Война и мир»

Русские писатели во все времена использовали описания природных картин в своих произведениях. Они с почтением относились к силам матери-природы и с радостью применяли пейзажные образы для подчеркивания какой-либо сцены и ее значимости. И чаще всего подобные картины выступают не второстепенным фоном, а полноценным персонажем произведения. Именно этот литературный ход использовался в сочинениях Л. Н. Толстого. Роль пейзажа в романе «Война и мир» очень велика.

  1. Характер персонажей и пейзажный образ
  2. Князь Андрей и красота небосвода
  3. Образ дуба как аллегория
  4. Противопоставление войны и мира

Характер персонажей и пейзажный образ

Лев Николаевич Толстой был истинным патриотом. Он любил ее всю, от людей и их характеров, до каждого камушка и травинки в лесу. Именно поэтому в его сочинениях природе уделяется особое значение. Роль пейзажа в «Войне и мире» заключается не только в подчеркивании основных идей, заложенных автором в произведение, но и помогает определить и подчеркнуть характеры главных персонажей.

Основным художественным приемом, которым пользуется автор на протяжении всего сочинения, является антитеза. Он показывает через отношение к природе главные идеи произведения, противопоставление героев друг другу, взгляды их на жизнь.

Основным аспектом, который помогает противопоставить героев друг другу является природа. Персонажи, которые любимы автором, открыты душей всему красивому и светлому. Они способны чувствовать малейшее изменение в настроении природы. Пейзаж помогает формироваться характеру каждого из героев. И совершенно наоборот, те персонажи, которых писатель осуждает, совершенно не умеют ценить красоту окружающего мира, словно не замечая ее вовсе.

Князь Андрей и красота небосвода

Если разобраться с тем какое значение имеет пейзаж в романе, то можно понять, что он важен не только для читателя, который с его помощью может понять настроение персонажей и их основные черты характера. Также природа и ее описание крайне важны для самих героев, которые при помощи красивых пейзажей и взгляда на них принимают наиболее важные решения в своей жизни. Даже первый поцелуй Наташи Ростовой сопровождается ярким солнечным светом и теплым ветерком.

Образы природы огромную роль сыграли в становлении Андрея Болконского и перемене его взглядов на жизнь. Чтобы показать развитие характера князя, автор использует пейзажные образы, которые в дальнейшем стали яркими символами.

Символический смысл имеет взгляд Болконского, направленный в небо, во время обдумывания своих мыслей. В это время молодой человек испытал крушение своих прежних чаяний и идеалов, а также осознание истинной сущности человеческих отношений. Пейзаж помогает показать:

  • насколько глубоки внутренние психологические переживания героев;
  • как сильно они хотят найти своем место в жизни.

Читатель может вместе с князем смотреть в небо и понимать его действие на мысли и переживания молодого человека. Ведь в этот момент нет ничего, кроме этого бескрайнего небосклона, нет ничего важнее тишины и той красоты, которой он восторгается. Именно глядя на то, как плывут белоснежные облака, мужчина понимает, насколько важна жизнь в любом ее проявлении.

Образ дуба как аллегория

Свою роль в становлении характера и его описании играет и аллегория дуба. Это дерево символ силы, мужества, непобедимости русского народа. В романе же он подчеркивает основные черты Андрея Болконского.

Впервые персонаж встречается с деревом в момент, когда его мучили тревоги, он был подавлен и не готов принимать важные решения. В это время дуб показывается старым, чахлым и полностью высохшим. Он так же, как и человек, пережил буран, пургу и ветра.

Читайте также:
Стихи про дочку - подборка самых душевных от лица мамы и папы

Но в скором времени мужчина встречает свою новую любовь. Он обновляется, начинает вновь радоваться жизни и менять что-то в ней. И дерево чудом оживает, распускает листья и начинает отпускать новые ветви. Оно показывает новую весну в жизни человека во всех ее красках.

Но функция прекрасных пейзажей не только в том, чтобы передать настроение героев. Читатель через изображение природы может прочувствовать трагедии и события, которые происходят в произведении, прикоснуться к реалиям жизни, описываемой в повести.

Противопоставление войны и мира

Все события в произведении противопоставляются между собой. Этот прием часто используется в литературе. И в этом противопоставлении участвует и природа. Когда писатель рассказывает об охоте, то он помещает людей в красивые сельские пейзажи, наполненные светом и теплом.

Но при описании боевых действий настроение природы сильно меняется, что показывает каков был настрой людей в битве против врага:

  • небо начинает хмуриться;
  • на нем появляются темные тучи;
  • поднимается ветер.

Столь неприветливая атмосфера отражает трагизм события, которое обрушилось на Россию в виде войны.

Реферат или рассказ, который предлагается написать ученикам в школьной программе, должен передать, насколько трепетно относился автор к своим персонажам и природе. Большую часть сюжетов в романе передает всю красоту пейзажей. Но вместе с тем их описание дает представление о том, как персонажи любят свою Родину. Пушкин в произведении «Дубровский» использовал те же приемы, особенно в финальной сцене.

Сочинение на тему «Роль пейзажных описаний в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Роль пейзажных описаний в романе очень велика. По Толстому, сила жизни, сила природы — в вечном развитии. В природе он видит некую норму жизни. Пейзажи в романе помогают осмыслить внутренний мир героев.

Курагины, лишенные внутренней душевной жизни, не изображаются в единстве с природой. В противовес им князь Андрей, Наташа, Пьер понимают и любят природу.

«Да, это тот самый дуб», — подумал князь Андрей; и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему». Дуб, сначала сухой и уродливый, а потом зеленый, словно помолодевший, — яркая метафора. Душа князя Андрея, как и этот дуб, распустилась, ожила, позеленела. Природа возродила князя Андрея к жизни своей силой.

Под Аустерлицем природа действует на него своим величием, вечностью и бесконечностью, ночью в Отрадном — своей красотой и поэзией. После тяжелого душевного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе князя Андрея Болконского появляются новые проблески жизни. Это происходит ранней весной.

Описание осенней природы связано с охотой в Отрадном. «Вершины и леса… стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей, но… уже были зазимки, утренние морозы заковывали смоченную дождями землю». Эта картина русской осени видна и в сценах охоты, и в пляске Наташи у дядюшки.

Описание зимней лунной ночи своим ярким блеском гармонирует с настроением Николая, Сони, Наташи. «Тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны». «Алмазно-блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон».

Контраст между светлой и ясной природой, дающей радость, и ужасом поля боя очень ярко показан в пейзажном описании утра Бородинской битвы: «Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов». Пьер видит панораму бородинского поля: «Косые лучи яркого солнца… кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальше леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

Читайте также:
Бедная Лиза - краткое содержание повести, история создания

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами на утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и на изнуренных и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Полному изгнанию французов созвучны и пейзажные описания: «Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь». В лесу выслеживали французские отряды партизаны во главе с Денисовым.

Дожди, и затем снег и морозы не ослабляют русскую армию в целом, но слабые, непривычные французы гибнут здесь, вызывая своей беспомощностью, едкие насмешки русских. Но русские солдаты, кормившие полузамершего француза, радовались, забыв, что он недавно был их врагом. «И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой». Словно сама природа сочувствует,проявлению доброго, человеческого чувства.

Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему. Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное небо» — символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков.

Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

  • 1. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого “Война и мир”
  • 2. Тема семьи в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Все похожие сочинения (4) ↓

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Читайте также:
Стихи про радугу короткие четверостишия про радугу и ее цвета

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Читайте также:
Народные приметы о погоде - народные приметы зимы, весны, лета и осени

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Сочинение на тему: Роль пейзажей в романе Льва Толстого «Война и мир»

Автор: Guru · Опубликовано 12.04.2021 · Обновлено 16.04.2021

(624 слова) Льва Николаевича Толстого можно по праву считать писателем, который мастерски изображает пейзажи нашей необъятной Родины. Толстой применяет природные образы для передачи эмоционального состояния персонажей, для того, чтобы отразить мир, который они ощущают.

Большую роль играют пейзажи в известном романе «Война и мир». И там писатель применяет много антитез, для противопоставления взглядов и мировоззрений героев. Кроме того, таким образом показываются различия в поведении, которые они проявляют на природе. Также, при помощи антитез производится раскрытие многих проблем и замыслов в произведении.

Так, герои, которые нравятся автору, наделены особым природным чутьем – они восхищаются и наслаждаются природой, они видят в ней прекрасное. Пейзажи в произведении накладывают свой отпечаток на характеры персонажей, которые любят природу. А персонажи, которым автор отнюдь не симпатизирует, наоборот, к природе относятся равнодушно, они глухи к ней и слепы.

Читайте также:
«Пойман с поличным» краткое содержание произведения Чарльза Диккенса

Так, Наталья Ростова очень любит слушать пение птиц и лунные ночи в поместье Отрадном. Ее тяга к природе и проявляемые при этом эмоции поразили Болконского, который полюбил ее. Она смогла проникнуться природной прелестью и идиллией, стала ближе к гармонии.

А Елизавете не по нраву природа, она не любит деревню и все, что с ней связано. Ее не чарует природа, она не слышит в ней ничего прелестного для себя. Она является манерной и кокетливой несамостоятельной женщиной, которая не может даже родить. В этом противопоставлении можно увидеть, что те персонажи, которые отреклись от своего природного начала, страдают – ведь они утратили связь с естественным миром и внутреннюю гармонию.

Пейзажи еще и олицетворяют собой ценности персонажей произведения. Наиболее располагают к пониманию образа Болконского также картины природы. Ими он раскрывается более подробно – в описании их много ярких разных элементов, которые стали неделимы с ним и произведением.

Природные картины помогают ему понять, что стремление к славе – ничтожно и мелко. Например, небо после боя под Аустерлицем отражает внутренние мысли и переживание Болконского. Перед боем он как бы стоит на перепутье, терзаемый двумя противоречивыми мыслями – он понимает, что особого влияния на исход боя не имеет, и из-за этого мыслит о гибели.

Но его тщеславность побеждает зов разума, и Андрей устремляется впереди всех в бой. Ему мешает знамя, но он его не бросает, а ранение в голову он посчитал за удар палкой. Наконец, тяжелораненый Болконский падает, глядя на небеса. Небеса символизируют собой момент перелома в мировоззрении Андрея. Он осознает, что главный смысл и ценность жизни вовсе не в славе или подвигах, а в обыденном: в небе, в земле, в природе – в этом ее ценность.

Он понимает, что человеку надлежит не губить своих собратьев, а получать наслаждение от единения с природой, тем самым становясь ближе к ней и ощущая полную гармонию. Раненный приходит к выводу, что война – дело абсолютно ненужное и лишнее, и после осознавания очевидного факта его жизнь меняется.

Природа дает героям надежду и возможность начать жизнь с чистого листа. Внутренний мир Болконского показан писателем в образе дуба, который тот видит по пути к Наташе. Дуб испокон веков являлся символом силы и мощи, он показывает всю силу характера и восприятие Болконского. Первая встреча Андрея с дубом прошла не особо хорошо – дуб был засохшим и старым, как и сам Андрей после войны – он был угнетен и подавлен теми событиями.

Повторная встреча Болконского с деревом прошла более оптимистично – дуб стоял живым и полным сил, как и Болконский теперь, влюбившийся в Наталью. У Андрея появилась любовь и новая надежда, в его жизни начался новый этап.

Структура роман – антитеза. И это видно даже по названию – «Война и мир». Картины военных действий и мирной жизни показаны при помощи природных пейзажей. Писатель сотворил замечательные образы, полные мельчайшими подробностями.

Так, мирная жизнь полнится светом солнца и росой, пламенем костра и отличается позитивностью. А война – по-другому. Небо темно и затянуто тучами, природа мертва. Так описываются основные декорации Отечественной войны той поры. На протяжении всего романа встречаются описания пейзажей, которые помогают раскрыть темы и проблемы произведения, а также внутренний мир и характеры главных персонажей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: