Песочная терапия для детей – в чем ее полезность читать онлайн

Консультация «Песочная терапия для детей: так ли она полезна, как о ней рассказывают?»

Ольга Чужикова
Консультация «Песочная терапия для детей: так ли она полезна, как о ней рассказывают?»

Консультация: «Песочная терапия для детей».

Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая зона, в которой он учится играть самостоятельно. Мелкие крупицы притягивают, как магнит, ведь с ними можно придумать столько игр! Их можно просеивать, строить тоннели, дома и фигурки.

Занятия с песком детям дошкольного возраста помогают самовыразиться. Малыши еще не умеют говорить, а старшие детки – недостаточно хорошо формируют свои мысли. В песочнице ребенок открывает свое внутреннее «Я».

Это также отличное средство для развития мелкой моторики пальцев. На их подушечках сосредоточено множество рецепторов. Песочные крупицы стимулируют их работу, развивают тактильные ощущения. Кроме того, занятия с песком развивают воображение и креативность ребенка.

Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?

Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.

Главное, что ребенок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.

Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги. Задача мамы и педагогов – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание. Для этого одного занятия мало. Иногда требуются месяцы игровых сеансов.

Цель песочной терапии – не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.

Она имеет такие преимущества:

• Для занятий детям не нужны особые знания, навыки умения, поэтому заниматься с песком могут даже малыши в раннем возрасте.

• В игре исключены ошибки. Каждый играет так, как ему хочется, поэтому поводов для расстройства нет. Творить собственный мир получается у всех!

• Ребенок учится выходить из сложных ситуаций. Он не один. Рядом должен находиться наставник (родители, воспитатели, терапевт, который поможет ему преодолеть трудности.

Песочная терапия детей с песком развивает: внутренний мир ребенка, его логику, умение фантазировать, мыслить образно. На примере песочницы несложно показать разницу между добром и злом, плохими и хорошими поступками.

К основным задачам терапии относят:

• формирование позитивного восприятия мира;

• укрепление навыков коммуникации;

• развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;

• устранение агрессии, замкнутости;

• развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;

• улучшение познавательных процессов (например, памяти и внимания).

Песочная терапия: популярные упражнения и виды игр

Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. От терапии можно получить еще больше пользы, если ребенок будет играть со взрослым в одну из разработанных психологами игр.

Для примера, рассмотрим четыре эффективных упражнения песочной терапии:

1. Чувствительные ладошки. Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).

2. Отпечатки. Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.

3. Секретик. Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.

4. Рисование. С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке цифры, буквы, геометрические фигуры. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.

Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.

Терапевтическиеигры с песком бывают двух видов:

Индивидуальные занятия ребенка помогают определить:

• Наличие внутренних конфликтов, вызванных внешними обстоятельствами (война, катастрофы);

• Агрессивное состояние, его направленность;

• Проблемы внутри семьи. В этом случае песочные фигурки выступают прототипом взрослых, родителей, близких родственников;

• Выявить спрятанные ресурсы личности, внутренние возможности. Например, ребенок создает волшебные предметы, которые помогают решать проблемы;

• Возможную реакцию на затруднения (ребенок может проявлять заботу или, наоборот, равнодушие)

• Уровень развития самовосприятия, склонность к самоанализу, самопознанию.

Игры песком полезны для групп детей дошкольного возраста.Они помогают определить:

• Микроклимат, взаимоотношения между детьми;

• Стиль поведения каждого участника группы.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Если для здоровых детей игры просто полезны, то для малышей с психическими нарушениями – это неотъемлемая часть выздоровления. Коррекционные возможности терапии используются для помощи пациентам с эмоциональными и поведенческими невротическими отклонениями. Она также применяется, как вспомогательный метод развития сенсорики и снятия психоэмоционального напряжения.

Наиболее хорошо упражнения в песочницепоказывают себя в работе с детками с:

• Задержкой психического развития – ЗПР;

• Ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ;

• Общим неразвитием речи – ОНР.

Детей, страдающих этими отклонениями, объединяет неустойчивость эмоциональных проявлений, трудности с самоконтролем, вспышки агрессии, неумение находить общий язык с одногодками, резкая и постоянная смена настроения, повышенная тревожность, грубое поведение с другими, суетливость. Их также преследует страх. Какие есть виды страха, и зачем с ним бороться, можно дополнительно прочитать в статье «Как бороться со страхом?»

Важно, что ребенок в песочной терапии самостоятельно формирует характер своей игры и персонажей-фигурок. Они взаимодействуют между собой, общаются, ведут диалоги. Все эти действия также инициирует малыш. Бывает так, что он подключает к игре взрослого и определяет для него роль. Например, позволяет управлять каким-то персонажем. Задача взрослого – понаблюдать за ребенком и понять его переживания.

Читайте также:
Дислексия у детей - что это такое и как ее лечить советы родителям

Терапия подходит для 2-летних детей с плохо развитой речи. В работе с ними применяется упражнение «Песочная грамота». Ее задача – улучшить восприятие слов, откорректировать произношение, а также развить навыки чтения и письма. Разные игры направлены на устранение разных видов отклонений.

Малыши, отстающие в интеллектуальном развитии, проводят в песочнице около 1 часа. Последовательного сюжета они, как правило, не выстраивают, но четко отслеживается противостояние, раздел песочницы на отдельные зоны, параллельное ведение игры.

Терапия используется не только, как метод лечения невротических заболеваний, но и как профилактика психических отклонений. Разыгрывая воображаемые ситуации и сказки в песке, ребенок получает мощное профилактическое средство от всех видов расстройств. Уделяя таким занятиям больше игрового времени, удается оградить ребенка от негативных эмоций.

Как организовать сеансы в группе?

Для организации песочницы нужен песок,лучшего всего двух типов: сухой и увлажненный. Эксперты советуют использовать мелкофракционный кварцевый песок с крупицами 0.1-0.3 единиц. Оттенок можно выбрать любой – от рыжего до белого. Лучше, чтобы материал был мягким и без труда струился. С ним будет приятней работать.

Потребуется также две больших емкости под песочницы. Одна – с нижней подсветкой. Она пригодится для сухого материала. Вторая – с влагостойким днищем и бортиками. Она нужна для работы с влажным песком. Лучше, чтобы бортики песочницы были повыше.

При работе с песком ребенок сможет использовать различные мелкие игрушки по возрасту. Для детей 2-3 лет потребуются более крупные игрушки, которые они не смогут проглотить. Старшие детки могут брать игрушки типа Kinder.Подойдут также предметы из разных материалов: глиняные, пластиковые, металлические, древесные.

Сеанс терапии начинается с того, что каждый ее участник выбирает себе игрушки, которые пришлись по вкусу. Не нужно торопить ребенка в выборе. Он должен иметь свободу действий и ориентироваться на свои предпочтения. Затем малыш раскладывает игрушки в песочнице на свое усмотрение. Процесс расстановки у всех происходит по-разному, из чего педагог может сделать первые выводы о психоэмоциональном состоянии ребенка.

С песком ребенок играет самостоятельно. Вмешательство взрослого минимальное. Например, он может помочь, если у малыша возникнут трудности или он сам позовет играть.Игры могут быть различные: можно использовать ситуации из повседневной жизни, придумывать сказки, показывать профессии, рисовать растения, лепить животных, предметы быта.

Лучше, чтобы в работе с песком ребенок был сосредоточен на одном задании с определенным типом игрушек. В аудитории, где находятся дети, можно включить приятную, медленную музыку. Допустимо заниматься в тишине. Это зависит от предпочтений детской группы.

Этапы песочной терапии

Итак, пескотерапия – не просто игра, о которой тут же забывают после окончания. Это метод психологической помощи ребенку, поэтому она требует тщательной проработки со стороны педагога или психолога, особенно, если у малыша наблюдается невротическое отклонение.

Суть тренингов с песком и ребенком – раскрыть спрятанные фобии и замаскированные отклонения.

Достичь этой задачи можно,тщательно выполняя такие этапы:

1. Время в песочнице. Специалист или родитель организовывает упражнение с песком и игрушками. На этом этапе происходит наблюдение за подопечным или группой дошкольников.

2. Обсуждение. После окончания игры, происходит анализ воспроизведенных ситуаций. Специалист делает выводы относительно каждого персонажа, который фигурировал в процессе игры. Он объясняет, какова была его роль, что он означает, о каких проблемах сигнализирует. Это позволит родителям подойти к воспитанию малыша более осознано.

3. Повторный сеанс. Конечно, одного занятия недостаточно. Нужно не останавливаться на достигнутом, и заниматься до тех пор, пока тревожные симптомы не исчезнут. Психологическая песочница уместна в любом возрасте, даже взрослом. Чем больше занятий будет проведено, тем лучше можно проработать каждую проблему.

Как дети реагируют на песок?

Многие терапевты настаивают, что воображаемый мир, которые дети создают в песочнице, является примером их взаимоотношений с матерями. Другими словами, в работе с песком ребенок отражает материнское бессознательное.

Неважно, как играет малыш. Одни дети любят полностью опускать руки в песок. Им это нравится. У них появляется довольная улыбка, и сразу наступает умиротворение, уходит агрессия. Ребенок настраивается на спокойный, творческий лад.

Другие дети боятся даже кончиком пальцев потрогать песок. Они недоверчивы и ждут поддержки взрослого. Поначалу им даже трудно довериться родителю, педагогу или психологу. Они постепенно опускают пальцы в песочницу и только после того, как поймут, что в ней не опасно, начинают творить.

В играх с песком ребенок может отдавать предпочтение сухому или мокрому материалу. Бывает, дети наливают много воды, превращая песок в жидкую субстанцию,устраивают в нем прятки: зарывают и откапывают мелкие предметы. В процессе они пытаются почувствовать свою значимость и ценность для взрослого наставника.

Занятия песочной терапии в дошкольных заведениях дают возможность освободить внутренне пространство малыша для его личности. Именно поэтому так важно дать ему свободу выбора в самом начале сеанса. Нужно позволить ему разорвать негативную проекцию семьи и стать самостоятельным творцом своей жизни.

Песочная терапия как метод успешного развития ребёнка Особенности развития детей с ОВЗ свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников и требуют современного подхода в воспитании,.

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому.

Дидактическое пособие «Игрушка шнуровка, зачем она нужна. Как с ней играть?» Игрушка шнуровка, зачем она нужна. Как с ней играть? Почему игрушка шнуровка полезна? Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей.

«Игры с песком или песочная терапия». Консультация для родителей В настоящее время значительно возрос интерес к занятиям с детьми с использованием песка. И это не случайно, при взаимодействии с песком.

Консультация для родителей «Песочная игровая терапия (сендплей)» Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)» Подготовила воспитатель МДОУ №4 г. Можайска, Позднякова Е. А. Внедрение.

Читайте также:
Как научить ребенка завязывать шнурки - читайте полезные советы онлайн

Консультация для родителей «Песочная терапия в работе с детьми с ОНР» Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые.

Консультация «Песочная терапия» ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке.

Консультация для родителей «Песочная терапия» Консультация для родителей на тему: «Песочная терапия». Подготовил педагог – психолог Войтенко Олеся Станиславовна. Цели песочной терапии:.

Песочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Презентация «Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей» Тема «Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей» Содержание Цель работы: • повышение своего.

Что такое песочная терапия

Аналитическая психология утверждает, что истинные возможности и целительные силы для развития индивидуальности находятся именно в бессознательной сфере личности.

Бессознательное более активно общается с нами в виде образов и символов во снах, когда состояние человека сознанием не контролируется. Но также оно активно и днем.

Песочную терапию можно назвать снами наяву, когда подсознание свободно проецируется на песок через активное воображение, а сознание это наблюдает. И задача песочного терапевтапомочь человеку как можно полнее выразить в песочнице свои подсознательные чувства, а затем подвести его к пониманию и осознанию полученной песочной картины для того, чтобы извлечь ресурсы и показать их ему.

Нам сложно описать словами свои переживания, боль от потерь, внутренние конфликты, страхи и тревоги. Но это все легко отразить в юнгианской песочнице.

Суть песочной терапии.

Суть песочной терапии состоит в том, что через песок наше бессознательное пространство трансформируется и переносится во внешний мир в виде образов и символов и выходит в сознание, то есть становится видимым, осязаемым и осознаваемым. Все происходящие внутри нас процессы постепенно перестают пугать и тревожить и создают ресурсное состояние для дальнейшего развития.

Благодаря песочной терапии мы способны вернуться в тревожную, беспокойную ситуацию и переиграть ее, изменив шаблон своего привычного поведения.

Человек сможет ощутить, какими ресурсами обладает, в чем испытывает потребность, что еще необходимо проработать в себе для достижения определенной цели.

При работе с песком, через образы, внутреннее пространство человека высвобождается от негатива (страха, тревоги, агрессии) и наполняется новым ресурсным состоянием. Фигуры на песке позволяют проиграть конфликтные ситуации и найти способы выхода из них, преодолеть барьеры, с которыми он не решается справиться в повседневной жизни.

Что происходит во время сеанса песочной терапии?

Песочная терапия – это очень увлекательный процесс, во время которого клиент окунается в безопасное пространство, убирая любое сопротивление.

Во время составления песочной композиции в человеке запускается внутренний процесс трансформации. Открывается доступ к его заблокированным возможностям. Он заново переживает эмоции и чувства, прорабатывает их на песочном поле, тем самым, приобретает способность увидеть, осознать и проанализировать проблемную ситуацию и сформировать свое новое ресурсное состояние.

Перед человеком открывается возможность построить свой особенный, уникальный мир. Используя ящик с голубым дном и бортами, символизирующими воду и небо, песок, воду, фигурки людей, животных и птиц (диких, домашних, мифических), природные материалы (шишки, палки, ракушки, камни), машины и строения, предметы обихода, клиент создает картину, которая отражает бессознательные процессы его личности. Она четко показывает прошлое, настоящее и будущее: воспоминания, планы, мечты, намерения, возможные тревоги, страхи, препятствия.

Очень часто сознание не отражает истинную проблематику человека, потому что она сидит глубоко в подсознании. Клиент приходит с одним запросом, а в процессе песочной терапии выясняется, что в реальности его беспокоит совершенно другое.

Песочная терапия позволяет

  1. Своевременно отреагировать в затруднительной жизненной ситуации.
  2. Пережить горестные чувства и потерю отношений.
  3. Определить, в каком направлении двигаться дальше.
  4. Осознать, что именно не дает вам реализовать свой проект.
  5. За короткое время услышать свои истинные желания и оценить собственные возможности.
  6. Преодолеть препятствия на жизненном пути.
  7. Выбраться из затяжных проблем и неприятных конфликтов.
  8. Избавиться от страхов и тревог, которые блокируют сознание, в результате чего тело перестает нам подчиняться.
  9. Спрогнозировать дальнейшие действия, если стоите перед выбором и не понимаете, какое решение принять.
  10. Смоделировать допустимую ситуацию, проиграть ее, увидеть и понять возможный конечный результат.

Песочная терапия предусматривает возможность работать индивидуально, в паре, в группе. Хорошо показывает себя при работе как со взрослыми, так и с детьми.

Противопоказания к применению песочной терапии.

  1. Повреждения кожи рук (кожные заболевания, порезы, ссадины, грибок, гнойники на руках).
  2. Психически нездоровые люди (шизофрения, эпилепсия).
  3. Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  4. Легочные заболевания.

Человеческая психика природно настроена на самовосстановление. Но на это могут уйти месяцы и годы.

Современный мир не стоит на месте, темп жизни ускоряется, мы испытываем нехватку свободного времени и вынуждены подстраиваться под динамический рост и нацеливаться на быстрые результаты. Эффективно достигнуть всего этого, сэкономив время и энергию, вы сможете уже сейчас, записавшись на консультацию к песочному терапевту.

Видео – Фигурки для песочной терапии

Если вы решили записаться на консультацию к психологу, контактные данные здесь!

Песочная терапия для детей – в чем ее полезность читать онлайн

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Недаром любую реальную или виртуальную модель, на которой можно испытать все свои идеи, не боясь что-то испортить, называют «песочницей».

Статья:

Недаром любую реальную или виртуальную модель, на которой можно испытать все свои идеи, не боясь что-то испортить, называют «песочницей». Чувство творческой и эмоциональной свободы — вот что значит песочная терапия для детей дошкольного возраста. В этом возрасте запускается процесс активной социализации человека, его эмоции становятся глубже и разнообразнее, но выразить их словами он может не всегда. Зато он может «нарисовать» их на песке.

Читайте также:
Ребенок ворует деньги или мелочь в магазине - читать онлайн что делать

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУТЬ МЕТОДА

О песке как о материале, возвращающем взрослого человека к «архетипу ребенка», говорил еще Карл Густав Юнг, швейцарский ученый-психолог первой половины XX века, а английский врач Маргарет Ловенфельд первой начала использовать подносы с песком и маленькие фигурки в работе с детьми. Автором полноценной методики считается последовательница Юнга и ученица Ловенфельд Дора Калфф, благодаря которой метод песочной терапии обрел окончательную форму.

Фактически это один из видов арт-терапии, который отличается от остальных простотой манипуляций, недолговечностью создаваемых форм, возможностью корректировать их безо всяких ограничений. Особых навыков или умений при работе с этим материалом не требуется, а в создании композиций помогают готовые фигурки людей и животных, природные материалы. Основная задача песочной терапии для детей, с одной стороны, заключается в том, чтобы помочь взрослому (педагогу или психологу) выявить и помочь разрешить проблемы, которые могут скрываться глубоко в детской душе, а с другой — способствовать психоэмоциональному развитию ребенка.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Считается, что взаимодействие с природными материалами благотворно влияет на эмоциональное состояние человека в любом возрасте, при этом одно из главных требований к оборудованию для песочной терапии — натуральность. Коробка для песка должна быть деревянной, а песок — чистым, желательно кварцевым. Можно использовать речной или морской песок, предварительно его просеяв и тщательно промыв. Дно и внутренние стенки коробки традиционно окрашиваются в голубой цвет, чтобы при рисовании песком на плоскости легко было изобразить небо, а при создании объемных композиций — воду.

Настоящая вода также играет важную роль: из увлажненного песка удобнее строить объемные фигуры. Поэтому в кабинете психолога бывает две емкости — одна для сухого песка, другая для влажного. Коллекция фигурок должна быть достаточно богатой: разные люди, животные, символы, всевозможные предметы из реального или фантастического мира — все, что может пригодиться для отражения любых ситуаций и фантазий.

Также обязательно наличие естественных элементов — камней разного размера, формы и текстуры, веточек, ракушек. Все это поможет ребенку освоиться в песочнице, пробудит в нем желание взаимодействовать с предложенными материалами, фантазировать, рисовать и строить. Для строительства идеально подойдет конструктор. Желательно, чтобы его детали были не слишком мелкими, иначе они будут теряться в песке, а сам процесс постройки рискует затянуться и отвлечь ребенка от основного действия.

ПЕСОК КАК СРЕДСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

Даже простое пересыпание песка в ладонях способно успокоить и настроить на мирный лад непоседливого ребенка, а замкнутому и молчаливому поможет расслабиться и раскрыться для общения. Текучесть песка часто сравнивают с убегающим безвозвратно временем, и дети интуитивно тянутся к этой простой и знакомой субстанции, подолгу играя в песочнице. Показательно то, что эти игры всегда носят спокойный, медитативный характер не только в кабинете у психолога, но и на обычной детской площадке — их можно назвать самотерапией.

Песок способен снять внутреннее напряжение не только у детей. В представлении большинства взрослых людей наполненной стрессами повседневности противопоставляется песчаный пляж как символ спокойствия и безмятежности. Основная идея Юнга состоит в том, что через взаимодействие с песком во взрослом просыпается его внутренний ребенок, обнажается первичный эмоциональный источник, который на самом деле не является чем-то пройденным и забытым — он управляет эмоциями и переживаниями человека на протяжении всей его жизни.

Ограничений у таких занятий по возрасту почти нет: уже в возрасте 1 года ребенку будет полезно познакомиться с песком (под присмотром взрослых). Это обогатит его опыт тактильных и зрительных ощущений, что само по себе важно в ранний период развития. Что касается противопоказаний, то они связаны как с физической природой песка — это заболевания дыхательных путей (астма, аллергия на пыль) и повреждения кожи (порезы, царапины, кожные заболевания), так и с некоторыми психическими отклонениями:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • слишком высокий уровень тревожности;
  • невроз навязчивых состояний.

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

При всей своей видимой простоте песочная терапия — мощный инструмент в руках профессионального психолога. Он позволяет специалисту одновременно решать сразу несколько задач.

  • Диагностика — занятия с песком расшифровывают внутренние сигналы ребенка, выявляют причины его страхов и проблем.
  • Профилактика — систематические сеансы способны предотвратить развитие психических нарушений или психологических проблем.
  • Консультирование — отталкиваясь от полученных в результате проведения терапии результатов, специалист дает родителям советы, помогающие им укрепить эмоциональную связь с ребенком, помочь ему разрешить внутренние противоречия.
  • Коррекция — грамотно подобранные упражнения могут в течение серии сеансов изменить поведение малыша, помочь ему преодолеть трудности в общении, научить избегать конфликтов.

Использование песочной терапии не является прерогативой исключительно психологов. Ею успешно пользуются также педагоги, логопеды, дефектологи и другие специалисты, работающие с детьми. Например, на логопедических занятиях игры в рамках этого метода помогают решать множество задач:

  • развитие фонематического слуха;
  • коррекция произношения звуков;
  • развитие грамматически стройной, связной речи;
  • обучение чтению и письму.

В процессе песочных игр и упражнений участники свободно обмениваются идеями, делятся чувствами, что постепенно позволяет построить между ними доверительные отношения. Для развития навыков общения эффективны групповые занятия, когда несколько детей совместно играют в песочнице под ненавязчивым руководством педагога. Подобные игры учат детей примерять на себя определенные роли, работать в коллективе. Для наблюдающего за процессом специалиста важно отмечать то, насколько играющие способны слышать друг друга, могут ли они самостоятельно разрешать конфликты и сообща преодолевать трудности.

Потенциал песочной терапии для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми состоит в том, что ее сочетание с традиционными обучающими методиками дает дополнительный эффект. Возможность учиться в ходе любимой игры значительно повышает мотивацию ребенка к получению знаний, что способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов. Учитывая также аспект релаксации, снятия внутреннего напряжения, можно говорить о комплексном образовательно-терапевтическом эффекте.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Местом знакомства дошкольников с песочной терапией часто является детский сад, где с ними занимается воспитатель.

Читайте также:
Как воспитывать мальчика - какие ошибки важно не допускать читать онлайн

Программа занятия включает три основных этапа.

  1. Знакомство. Ребенку (детям) отводится время на то, чтобы как следует познакомиться с самой песочницей и игрушками, которые могут участвовать в игре. Педагог обращает внимание ребенка на ассортимент фигурок, объясняет, к какой категории относится та или иная группа предметов, отвечает на вопросы.
  2. Создание модели. Это основной этап, на котором играющему предлагается составить какую-либо сюжетную линию и изобразить ее с помощью арсенала подручных средств: фигурок, предметов, самого песка. Ребенку предоставляется полная свобода действий, в которые педагог не вмешивается. На протяжении всего процесса он внимательно наблюдает за действиями ребенка, отмечает его реакции и поведение.
  3. Подведение итогов. Заключительный этап, на котором педагог с искренним интересом рассматривает законченную композицию, слушает объяснения ребенка о том, что, как и почему он расположил на песке, выделяет для себя важную информацию об эмоциональном состоянии маленького художника. При этом взрослому ни в коем случае нельзя в присутствии ребенка самовольно переставлять или изымать фигурки из картины, менять что-то в композиции. Следует также соблюдать осторожность, высказывая свое мнение о постройке.

Такие занятия часто проводятся с группами из нескольких детей с образовательной целью, для совершенствования их навыков общения, для общего развития.

КАК ПРОХОДЯТ СЕАНСЫ У ПСИХОЛОГОВ?

К психологу, как правило, родители ребенка или взрослый клиент обращаются за помощью в решении конкретной проблемы. Поэтому сеанс, хоть и базируется на тех же самых этапах, выстраивается более тщательно, а анализ результатов проводится более глубокий. В кабинете психолога больше, чем где-либо еще, важна утрата пациентом контроля над сознанием, позволяющая волнующей его проблеме материализоваться с помощью песка и вспомогательных фигурок.

Анализ начинается уже на стадии выбора миниатюр для создания песочной картины. Стараясь не шуметь и не попадать в поле зрения ребенка, чтобы не отвлекать его, психолог внимательно наблюдает за всеми его действиями, стараясь не упустить ни одной детали. Это особенно важно при работе с детьми, имеющими трудности с речью.

Время для выбора фигурок не ограничивается, а в процессе творчества их можно убирать или добавлять. Перед тем как начать создание песочной картины, ребенок по просьбе психолога выстраивает все выбранные фигурки и предметы на подносе с песком в том порядке, который сочтет нужным — в этом ряду зашифровано много ценной информации, понятной специалисту. Затем начинается сам процесс моделирования.

Дети любят воплощать в песке сказочные, фантастические сюжеты, вдохновляясь полной свободой самовыражения. Обычно на создание картины уходит не больше часа, после чего психолог может обсудить ее с ребенком: что это за мир, кто его населяет, какой характер у каждого из героев, в каких взаимоотношениях они находятся и т. д. После такого описания психолог может задать вопросы, побуждающие пациента что-то изменить в сюжете, развить его. Например:

  • В этом мире всем хорошо живется или кто-то грустит?
  • Если кому-то из героев плохо, что можно сделать, чтобы ему стало хорошо?
  • Как будут вести себя герои дальше?

Важно, чтобы ребенок не просто рассказывал о развитии событий, а иллюстрировал все это на песочной модели, меняя положение фигур. После каждого такого изменения следует вопрос: «А что будет дальше?» Это продолжается до тех пор, пока проблема героя не разрешится. Если ребенок констатирует, что теперь в этом песочном мире всем хорошо, это будет означать, что его внутреннее напряжение снято на бессознательном уровне. Если же он скажет, что герою плохо, но помочь ему нельзя, психолог предложит ему вновь обратиться к полкам с фигурками и посмотреть, не найдется ли там кто-то, кто спасет ситуацию. Так постепенно специалист «распутывает» клубок детских переживаний, помогая маленькому пациенту найти выход из эмоционального замкнутого круга.

При работе со взрослым человеком психолог также обсуждает законченное творение клиента, задавая вопросы о значении тех или иных конструкций, о том, что могло бы быть по-другому или хотелось бы изменить. В ходе такой беседы к человеку постепенно возвращается утраченное чувство уверенности, он начинает понимать, что именно его тревожит и почему. Наконец он принимает сложившуюся ситуацию. Часто уже после первого сеанса пациенту становится намного лучше, он начинает видеть решение своих проблем там, где раньше царил полный мрак.

ДОМАШНЯЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Говоря о практике песочной терапии в домашних условиях, имеют в виду скорее игровую форму обучения, нежели метод психоанализа. Такой вид совместной деятельности родителя и ребенка принесет массу удовольствия обоим и поможет лучше понять друг друга. Организовать песочницу дома несложно, тем более что для домашних игр с песком не обязательно точно следовать всем научным канонам метода. Основной элемент — свобода творчества — должен остаться неизменным.

Не отказывайтесь, если ребенок попросит вас тоже нарисовать свою песочную картину, ведь ему интересно, что «сотворит» его самый близкий человек.

Для занятий вполне подойдет любая широкая емкость, желательно с высокими бортами и крышкой — так песок будет удобнее хранить. К подготовке песка нужно подойти с большей ответственностью: он должен быть совершенно безопасным. Песок продается в зоомагазинах, но можно набрать его и самостоятельно — главное, хорошо его просеять, промыть и прокварцевать (или хотя бы прокалить в духовке).

Следующий шаг — собрать коллекцию разнообразных миниатюрных игрушек. Она может быть не такой большой, как у профессионального психолога, но все-таки достаточной для творчества. Не стоит забывать и о природных материалах — камнях, перьях, ракушках, шишках, ореховой скорлупе. Может пригодиться мелочь вроде пуговиц или монет, игрушек из шоколадных яиц. Также необходимо приготовить пульверизатор с водой для увлажнения песка.

Можно начинать игру! Например, ребенок с радостью поиграет в пиратов, где нужно будет отыскать зарытый «клад», обозначенный крестиком на нарисованной карте, отмеряя пальчиками «шаги» от ориентира, или построит замок из песка, в котором будет заточена принцесса — здесь все ограничивается только фантазией участников.

Читайте также:
Застенчивый ребенок - причины и что делать

Преимущества занятий с песком для дошкольников

Сыпучесть песка, его приятная на ощупь текстура и возможность песчинок цепляться друг за друга делают песок таким привлекательным для детей и даже взрослых. Невозможно представить себе поход на пляж без строительства песочного замка, прогулку с малышом во дворе без игр в песочнице. Монтессори-родители прекрасно знают, что контакт с натуральными материалами всегда полезнее любых пластиковых игрушек. Когда же речь идёт о песке, преимущества его использования для игр и обучения детей сложно сосчитать. Давайте же разберемся, почему нас так манит песок и стоит ли поддаваться этому влечению.

Какие бывают способы взаимодействия с песком?

В песок можно играть по-разному, начиная от самостоятельных игр в одиночку, заканчивая групповыми занятиями с педагогом или психологом. Сразу скажем, что все эти способы имеют свои преимущества, в том числе и самостоятельная игра ребенка в одиночку или со сверстниками, но, если игры детей в песочнице или на пляже мы можем себе представить, то, что происходит за дверью специалиста по песочной терапии или арт-терапии, знают далеко не все.

В психологической и педагогической практике можно выделить два способа работы с песком: арт-терапия и песочная терапия. В них есть много общего, некоторые специалисты используют оба метода, но здесь мы раскроем каждый по отдельности.

Арт-терапия с использованием песка

«Искусство смывает пыль повседневности с души» – эта цитата великого мастера Пабло Пикассо может стать лозунгом всей арт-терапии. Суть метода заключается в выражении своих мыслей и переживаний с помощью искусства, в нашем случае рисунка песком на специальном планшете. В ходе арт-терапии психолог помогает ребенку назвать и прожить тревожащие его чувства и события, предлагая темы работ и обсуждая созданные картины.

Арт-терапия считается одним из самых эффективных направлений работы с маленькими детьми, так как им пока ближе невербальные образы. В ходе арт-терапии малышам не нужно использовать сложные слова и фразы, чтобы описать своё состояние, а само творчество является для них понятным и знакомым видом деятельности. Использование песка позволяет создавать картины даже не имея особых навыков (в отличии, например, от рисования красками или аппликаций), а также легко вносить изменения в готовую работу в любой момент времени.

На сегодняшний день групповая и индивидуальная арт-терапия используется как для решения широкого спектра проблем (например, тревожность, травматические переживания, нарушения поведения и задержки развития), так и для организации развивающих занятий для детей (развитие воображение, улучшение коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики и расширение кругозора).

Песочная терапия

Песочная терапия уходит своим корнями в аналитическую психологию Карла Густава Юнга, в которой особое внимание уделялось роли символов и бессознательных процессов в нашей жизни. Карл Густав Юнг и его последователи убеждены в том, что использование образного языка позволяет нам глубже понять себя вне зависимости от возраста, а контакт с песком облегчает высвобождение содержания бессознательной части нашей психики.

В песочной терапии кроме песка используются небольшие фигурки предметов, животных и людей, которые позволяют создавать сюжеты и наполнять их личным смыслом. В процессе построения сюжета и рассказа о нём ребенок раскрывает свои переживания терапевту, а тот помогает малышу пережить жизненные трудности и способствует налаживанию контакта в семье. Обычно сам процесс песочной терапии ребенок воспринимает как увлекательную игру с фигурками, поэтому не боится встреч с психологом.

Песочная терапия широко используется детскими психотерапевтами при работе с детьми с нарушениями поведения и эмоциональной сферы (застенчивость, плаксивость, агрессивность, тревожность), пережившими негативный опыт или проходящими период адаптации к новым условиям (например, переезд в другой город или развод родителей), а также для развития когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

Песок широко используется психологами и педагогами в работе с дошкольниками. Занятия с песком позволяют избавиться от поведенческих и эмоциональных проблем, помогают пережить сложные периоды. Многие программы используются также для развития детей: групповые и индивидуальные занятия для дошкольников способствуют развитию когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сфер.

Примеры игр в песочнице и комментарии педагогов можно посмотреть в репортаже ниже:

В чем преимущества занятий с песком?

Занятия с песком (как организованные с участием специалистов, так и самостоятельные игры детей без помощи взрослых) оказывают влияние почти на все сферы развития детей, начиная от развития их органов восприятия, заканчивая усовершенствованиями навыков решения проблем. Мы приведем здесь лишь основные причины, по которым вам стоит выделять время на «песочницу».

Игры с песком развивают тактильное восприятие и мелкую моторику

Если внимательно понаблюдать за детьми в песочнице, можно заметить какое количество самых мелких движений они совершают: они лепят куличики, завороженно наблюдают, как песок утекает сквозь пальцы, делают на ладони шарики из песка и разрушают их, трогают влажный и сухой песок, закапывают свои руки и ноги, трогают тёплый и холодный песок. Все эти бесчисленные операции здорово развивают мелкую моторику ребенка, позволяют ему с легкостью различать предметы с различной текстурой, температурой и формой. Все эти навыки в будущем ещё не раз пригодятся малышу: при обучение письму, овладению навыками использования столовых приборов, ножниц и других инструментов.

Способствуют развитию ловкости и координации

Закапывание частей тела, попытки наступить на куличики или наоборот обойти их, пересыпание песка в формочки и грузовички, высыпание песка из ботинка и многие другие действия развивают представления ребенка о границах и возможностях своего тела, учат малыша расшифровывать его сигналы (например, дискомфорт в ботинке можно исправить, высыпав застрявший песок).

Чем лучше ребенок чувствует своё тело, его границы, сигналы и положение в пространстве, тем лучше он контролирует свои движения, а значит у малыша не будет проблем с ловкостью и координацией.

Улучшают концентрацию и развивают усидчивость

Рисунок на песке или песочный замок требуют времени для создания. Увлеченный строительством малыш учится идти к цели, не отвлекаясь на посторонние стимулы, а ведь именно произвольная концентрация внимания является залогом успеха в будущей школьной жизни крохи.

Читайте также:
Ролевые игры для детей в детскому саду и с родителями

К тому же сам по себе песок действует на детей и взрослых успокаивающе, поэтому особенно полезен при работе с гиперактивными детьми, способствуя их успокоению и сосредоточенности.

Развивают творческие способности

Создание замков, картин и причудливых военных баз из песка требует хорошего воображения. Начиная с простых форм, дети быстро усложняют свои постройки, пытаясь создать что-то уникальное. Эти усердия не проходят даром: именно так развивается креативность малыша, он учится не стесняться выражать себя через творчество.

Учат малыша планировать свою деятельность и решать проблемы

Ни один песочный замок нельзя построить, не имея представления о желаемом результате. Ребенок представляет себе, что он хочет построить, переходит к осуществлению плана, встречается с трудностями (например, слишком высокая башня начинает падать) и вносит изменения в изначальный план. Казалось бы, такое простое занятие, но для дошкольника оно становится настоящей школой жизни, преподавая первые уроки необходимости реалистичных целей и оценки имеющихся ресурсов для осуществления задуманного.

Улучшают пространственное мышление и восприятие

Изучая различные формы, размеры и дистанцию между объектами, дети знакомятся с понятиями глубины и объема. Усилия, направленные на проектирование построек, способствуют развитию пространственного мышления ребенка.

Игры с другими детьми улучшают коммуникативные навыки

Любая мама может подтвердить, что в песочнице кипят нешуточные страсти. Малыши учатся контактировать со сверстниками и старшими в бесконечных конфликтных и игровых ситуациях: можно ли брать чужое и нужно ли отдавать своё, как отреагировать на разрушителя твоих трудов, стоит ли позволять кому-то помогать тебе со строительством, как определить свою территорию и можно ли покушаться на чужую. В песочнице дети начинают усваивать основополагающие правила существования в коллективе: учатся действовать сообща и отстаивать своё, решать проблемы самостоятельно и звать на помощь, обретают первых друзей.

Занятия с песком очень важны для гармоничного развития ребенка. Они развивают его восприятие и мышление, улучшают мелкую моторику, тренируют внимание и учат планировать свою деятельность. Песочница становится одной из первых форм социализации малыша, а мама учится балансировать между «Справится сам» и «Нужна помощь».

О чём нельзя забывать?

Несмотря на все свои преимущества песочница, за которой не ухаживают взрослые, может стать опасной для ребенка. Дело даже не в микробах, для которых песок является естественной средой обитания (в небольшом объеме контакт с ними ребенку даже необходим), песочница в общем дворе может использоваться не по назначению: шумные компании могут оставлять там мусор, собачники могут перепутать её с площадкой для выгула своих четвероногих друзей, а дворники могут скидывать туда снег вперемешку с противогололедным реагентом. Такие искусственные загрязнители уже могут представлять серьезную опасность для ребенка.

Чтобы избежать возможного вреда для здоровья, мы рекомендуем тщательно подходить к выбору песочницы. Желательно, чтобы она находилась на огороженной детской площадке, где нет доступа посторонним и производится регулярная уборка. Если вы посещаете площадку регулярно, следите, чтобы время от времени управляющая компания производила замену песка. Также рекомендуется закрывать песочницу крышкой или плёнкой на ночь, чтобы избежать её загрязнения.

Выводы

Игры с песком занимают особое место в ряду развивающих занятий для дошкольников. Возможно ни один другой материал не сможет сравниться с песком по силе влияния на умственное и физическое развитие ребенка: самостоятельные игры и занятия с педагогами с использованием песка способствуют развитию мелкой моторики, произвольного внимания, координации и мышления ребенка, а игры с другими детьми развивают коммуникативные навыки малыша.

Заключение

К сожалению, далеко не все московские дворики могут похвастаться огороженными детскими площадками с чистыми и просторными песочницами, а создавать филиал песчаного пляжа дома не кажется хорошей идеей.

На помощь приходят занятия «Волшебный песок» в детском Монтессори центре «Созвездие». На индивидуальных и групповых занятиях под чутким, но ненавязчивым контролем профессиональных педагогов и психологов малыши учатся создавать картины из песка и выражать свои чувства через искусство. Занятия с волшебным песком разработаны с учетом возрастных особенностей дошкольников и способствуют их гармоничному когнитивному и эмоциональному развитию.

Запишитесь на пробное занятие, чтобы познакомиться с детским Монтессори клубом «Созвездие» поближе! Мы ждём вас!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

Песочная терапия в работе с дошкольниками с особенностями развития

Е. Павлова учитель-логопед МДОУ д/с № 466, г. Самара

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Идея песочницы великолепна, поскольку песок — тот удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.

Для многих людей облечение мысли в слово — трудно, особенно для детей. Однако существует еще и язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. В рисунке, пластилине рука тоже выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики песочницы.

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Сам принцип терапии песком был предложен еще К.Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для “заботы о душе”, — именно так переводится термин “психотерапия”.

Читайте также:
Какой стол выбрать для первоклассника - читать советы онлайн в нашей статье

Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды, в которой может осуществляться его самовыражение. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Игровые методы могут применяться:

  • с целью диагностики;
  • оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе краткосрочной психотерапии;
  • долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. М. Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. В.В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. Е.С. Слепович — проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих “агрессора” и его “жертву”. Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких людей или разлуки с ними.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии “хаоса” ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через “хаос” происходит постепенное “проживание” психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия “хаоса” может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Читайте также:
Эмоциональный интеллект ребенка: определение и методики развития

Стадию “борьбы” можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии “разрешения конфликта” можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.

Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога — это “активное присутствие”, а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии: приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.

Никонова А. В., старший воспитатель,
Севостьянова И.Л., методист лаборатории,
Павлова Е.Е., учитель-логопед МДОУ д/с № 466, г. Самара

Песочная терапия для родителей и детей

Рассказывает Асотова Алла Валерьевна
Психолог детского медицинского центра «ЧудоДети»

Психотерапия при помощи песка – один из наиболее интересных методов работы, позволяющий решать большой спектр задач развития ребенка и гармонизации психологической сферы в семье. Песочная терапия также дает очень хороший эффект при работе психолога с беременными женщинами.

Практически каждый из нас помнит интересный эффект, когда пишешь на прибрежном песке, и набежавшая волна смывает то, что мы написали, восстанавливая первоначальные свойства песочного покрытия берега. Психологами было подмечено, что такая же ситуация у нас внутри происходит с переживаниями — мы можем вернуть себе утраченное спокойствие через творческое спонтанное самовыражение и соприкосновение бессознательным.

Именно песочная терапия позволяет снять внутреннее напряжение, прикоснуться к своему глубинному «Я», проработать психотравмирующий опыт, подружиться со своим внутренним ребенком.

Песок — это уникальный натуральный материал, взаимодействие с которым приносит ощущение спокойствия, стимулирует к фантазированию, позволяет воссоздать картину мира пациента.

Песок также имеет большую символическую нагрузку – чаще всего он ассоциируется с материнским началом, устойчивостью и одновременно изменчивостью, символом перемен.

История возникновения и применение песочной терапии

Песочная терапия как метод была разработана в рамках аналитического подхода в психологии, основателем которого является известный швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг.

Применение игры с песком, как методики консультирования, впервые описала в начале 20-х годов XX века английский педиатр Маргарет Ловенфельд. Она назвала методику работы с песком «Построение мира», поскольку дети, с которыми она работала, часто называли композиции из песка и фигурок, размещенных на подносе, своим «миром».

Популяризации метода песочной терапии способствовали разработки и практика детского психотерапевта Доры Калфф, которая считала, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Дора Калфф сформулировала основные принципы и стандарты, применяемые в терапии песком и в настоящее время. Она назвала разработанную технику «Sandplay», более известную в настоящее время как «Песочная терапия».

Что помогает корректировать песочная терапия (показания к данному виду терапии):
  • сложности с вербализацией эмоций;
  • ограниченность в проявлении своих чувств;
  • последствия психологической травмы;
  • проблемы в принятии решений, неуверенность в себе;
  • проявления возрастных кризисов.
Противопоказания к проведению песочной терапии:
  • аллергия на пыль и мелкие частицы
  • легочные заболевания
  • кожные заболевания и порезы на руках

Песочная терапия не применяется у пациентов, имеющих ряд психических и неврологических заболеваний.

Описание процедуры песочной терапии

В песочной терапии используется специальный песок, который насыпается в небольшую переносную песочницу или поднос. Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что пациент выбирает наиболее привлекательные для него фигурки и предметы, из специальной коллекции, имеющейся в кабинете психолога. Фигурки размещаются в произвольном порядке на в песочнице и далее проводится сеанс терапии, в ходе которого пациент размещает все так, как ему захочется, организует связи между фигурками, создает свой сюжет, который обсуждается с психологом. Существуют и другие варианты проведения сеансов, каждый из них подбирается индивидуально.

Песочная терапия может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Песочная терапия для детей индивидуально проводится, начиная с возраста 4 лет, для семей с детьми более раннего возраста проведение сеанса возможно только совместно с родителями.

Данный метод позволяет отреагировать эмоции, изменить отношение к значимым событиям, самооценку, освободиться от негативных установок, проработать психотравмирующую ситуацию и многое другое.

Чем полезна песочная терапия для детей:

  • песок способствует тактильной стимуляции, что оказывает положительное влияние на все сенсорные системы организма;
  • работа с песком позволяет безопасно отреагировать эмоции при проблеме их вербализации;
  • песочная терапия помогает открывать и развивать творческие задатки.

Чем полезна песочная терапия для взрослых:

  • позволяет воссоздать свою картину мира, увидеть потенциал развития отношений во всех сферах жизни;
  • песочная терапия также показана для снятия тревожности, нарушениях внимания, памяти, снижения энергетических ресурсов.

Особенно полезной песочная терапия считается для беременных женщин для проработки страхов, связанных с родами, воспитанием ребенка, коррекции проблем в эмоционально-волевой сфере.

Экстернат что это, плюс, минусы. Как на него перейти

Экстернат помогает закончить образование гораздо быстрее, чем предполагается системой. Люди, которые не хотят тратить время на занятия в стенах учебного заведения, решают выбрать экстернат. Благодаря этой форме обучения можно перескочить несколько лет за один год. Как это сделать? Расскажем в этой статье.

Читайте до конца, чтобы узнать, как закончить экстерном школу и вуз. Что легче: ходить в школу или самостоятельно обучаться дома? Выясним дальше.

Что такое экстернат

Кому подойдет экстернат

Как проходит аттестация экстерна

Плюсы закончить учебу экстерном

Экстернат в государственных вузах

Как быстро написать письменные работы

Что такое экстернат

Экстернат – это такая форма обучения, которая проходит в домашних условиях. Обязательными являются аттестации, на которых подтверждаются продвижения и успехи в самостоятельной учебе.

Читайте также:
Ревность детей - в чем причины, от чего зависит, как проявляется читать онлайн

Индивидуальный план учебы составляется самим учеником, либо студентом, а также руководителем. При поступлении в учебное заведение также проводится собеседование или сдача вступительных испытаний наравне со всеми. Учащийся получает все возможности, которые есть в школе или в вузе. Он может пользоваться библиотекой, заниматься через онлайн курсы, если они есть в системе вуза. Также учащийся проходит допускается к сессии или аттестации.

Учащийся может воспользоваться помощью-консультацией преподавателя – 2 часа перед аттестацией. Также он может участвовать в репетициях перед тестированием по обязательным предметам. Разрешается принимать участие в олимпиадах и конкурсах, а также посещать практические и лабораторные занятия.

Преподаватели должны периодически узнавать у подопечного, идет ли он в ногу со своими сверстниками, либо обгоняет их. В последнем случае студент может сдать за 2 года за 1 сессию. Либо школьник сможет пропустить целый класс, если заранее сдаст по нему экзамены.

Поэтому у большинства населения в памяти сохранилось, что экстерном учатся только гении, которые обгоняют программу.

У других людей экстерн ассоциируется с асоциальным поведением подростка.

На самом деле причиной для выбора экстерната достаточно много. Не всегда это желание уединиться, не общаться с преподавателями и сверстниками. Хотя это основание является очень распространенным.

Экстернат необходим тем учащимся, которые могут осилить образовательную программу раньше других. Им не нужно испытывать влияние извне, чтобы учиться и усваивать всю полезную информацию. Некоторые родители сами настаивают на обучении экстерном, поэтому эта форма обучения и была названа «семейным образованием». Родители играют для учащегося роль наставника, воспитателя и учителя.

Кому подойдет экстернат

Более подробно скажем, кому точно подойдет школа-экстернат.

– Тем, кто получает отличное домашнее образование, благодаря родителям и репетиторам.

– Тем, кто вынужден оставаться дома из-за ограничений по здоровью

– Тем, кто не может найти общение сверстниками

– Тем, кто обладает навыками быстрого обучения

– Дети, которые вынуждены вместе с семьей постоянно менять место жительство

– Организованные, дисциплинированные дети, которые могут сами решать за себя

– Дети с уклоном в творчество, успевающие усваивать общеобразовательную программу

Теперь скажем о студентах, которые могут освоить высшее образование быстрее других.

– Выпускники школы экстернат

– Студенты, получающие второе высшее образование

– Организованные, дисциплинированные студенты

– Студенты с ограничениями по здоровью

– Студенты с асоциальным поведением

– Молодые люди с большим количеством увлечений и занятий

Одним словом, экстернами становятся те, кто либо уверен в своих силах, либо вынужден выбрать такую форму обучения по разным причинам.

У человека должна быть крепкая мотивация, чтобы самостоятельно решить за себя. Учащиеся с инвалидностью также могут ходить в школу и в вуз при желании. Они получают льготы при поступлении и могут пройти на бюджет очной формы обучения.

Если учащийся не сможет сдать аттестацию в экстернате, то его могут отчислить. Либо он будет вынужден остаться на второй год в школе. В вузе – студента за незакрытую сессию могут отчислить.

Как проходит аттестация экстерна

Аттестация экстерном в школе и в вузе проходит в два этапа. Сначала проводится промежуточная аттестация, которая определяет успеваемость учащегося, а затем государственная.

Знания школьника или студента должны быть не ниже уровня учащегося очной формы обучения. Однако до проведения испытания необходимо подать заявление на прохождение промежуточной сессии.

Экзамены, которые проводят в учебном заведении не могут быть сложнее, чем для очного отделения. Поэтому следует признать, что все в руках самого ученика. Если он не сдаст экзамен, то у него появится академическая задолженность.

Ответственность за ликвидацию задолженности ложится на плечи родителей и самого обучающегося. Он может быть переведен на следующий год или курс, но условно. Это значит, что если в ближайшее время экзамены не будут сданы, его отчислят.

Аттестация экстерна проводится в обозначенный вузом срок. Чаще всего студент не спорит с выдвинутыми условиями и готовится к сессии и сдаче экзаменов со всеми наравне. Иногда студент может редактировать сроки сдачи промежуточной аттестации. Итоговая аттестация проводится для всех одинаково.

Для школьников обязательными являются ОГЭ и ЕГЭ. Если выпускники не смогут сдать экзамены, они будут вынуждены остаться на второй год.

При поступлении полученные баллы будут учитываться на основе общего конкурса, только если абитуриент не имеет льгот. Также если выпускник школы обладает достижениями, был победителем мировых и российских олимпиад, чемпионатов или международных конкурсов, ему могут предложить бюджетное место.

Самостоятельное или семейное образование не является особым достижением. Студент, который закончил школу экстерном, самостоятельно может получить высокие результаты по ЕГЭ и поступить в вуз в общем конкурсе.

Экстерн, который окончил школу раньше своих сверстников, может поступать в университет при желании. Он также может проходить обучение по программе экстерном, если вуз имеет разрешение преподавать на такой форме обучения.

Абитуриент также должен предоставить в приемную комиссию результаты своих результатов ЕГЭ, сдать вступительные экзамены и ожидать списков зачисленных. Поэтому даже 14-летний подросток может стать студентом.

Экстернат дает возможность не терять время и по мере своих сил добиваться успеха в образовательной деятельности.

Плюсы закончить учебу экстерном

В качестве плюсов экстерната можно назвать следующее.

– Время проводится с умом. Можно самостоятельно распределять нагрузку, делать акцент на тех предметах, которые более интересны и важны для учащегося. Нет траты времени на дорогу в школу или университет. Не обязательно проводить переменки, если урок интересен и т.д.

– Спокойствие и домашний уют. Нет задир из школы, которые могут испортить настроение каждому ученику. Нет преподавателей, которые срывают плохое настроение на студентах. Нет холода и социального дискомфорта. Многим людям не хватает личного пространства. Хотя с детства мы все привыкаем сидеть рука об руку с теми, с кем неприятно. Нужно общаться с теми, с кем не хочется. Поэтому экстернат дарит свободу и волю человеку.

– Развитие организованности и дисциплинированности. Человек, который с самого детства начинает воспитывать себя и распоряжаться временем сам, может добиться больших успехов. Он не может обманывать сам себя, как в школе. Не может прогуливать уроки или саботировать одноклассников или одногруппников. Ответственность за приобретенные знания лежит на самом ученике и на его родителях.

Читайте также:
Агрессивный ребенок - причины злости и методы воспитания

– Поиск новой информации через новые источники. В школе и в вузах учебники уже устарели. У Министерства образования и науки нет бюджета, который смог бы покрыть расходы на новую литературу. Поэтому экстерн учится самостоятельно находить полезную информацию в электронных ресурсах.

Брать книги из библиотеки никто не запрещает, однако отнимает дополнительное время. Чем лучше обучающийся будет разбираться в поиске нужной информации, тем лучше он будет владеть современными технологиями и своей жизнью.

– Самопознание, самосовершенствование и осознанность – это критерии, которые важны для каждого человека. В школе и в вузе всем учащимся преподают одни и те же предметы. Все ученики должны выполнять домашнюю работу, самостоятельные и контрольные, которые есть в программе.

Экстерн сам для себя определяет, что и когда ему делать. Он понимает, в какой предмет ему необходимо углубиться, а чему стоит оставить минимум внимания. Оценок никто, кроме родителей и самого ученика, не ставит. Поэтому боятся осуждения и недовольства не приходится.

Итак, мы перечислили все плюсы экстерната. Можно подвести итог, что экстернат дает обучающемуся возможность самому руководить большой частью жизни. Это, несомненно, даст свои плоды в будущем.

Минусы экстерната

Как ни странно, но у экстерната имеются и свои минусы. Опишем их.

– Отсутствие социализации. Человеку важно развиваться в обществе. Если ученик со школы перестает контактировать со сверстниками он может отстать от развития. В будущем, столкнувшись с отрицательными сторонами общества – человек может оказаться не готовым к противостоянию. Поэтому экстерну нужно общаться со своими одногодками хотя бы на улице.

– Тем, кто не готов к самостоятельному обучению, не обладает высокой организованностью и дисциплиной, будет сложно. Дело в том, что некоторые люди желают быть направленными. Поэтому им нужен наставник в виде учителя, который постоянно будет говорить, что делать.

Можно найти репетиторов, которые будут выполнять функцию учителя, но это обойдется слишком дорого. Легче выбрать очную форму обучения.

– Минус в том, что студент может отстать от программы. Например, если ученик или студент слишком углубились в какой-либо предмет, то им грозит неуспеваемость. В данном случает страдает скрупулёзность и перфекционизм. Люди, обладающие данными качествами, могут довести до совершенства одно дело и отстать в другом.

Мы назвали все минусы, которые свойственны экстернату. Как видите, их намного меньше, чем плюсов. Некоторые эксперты утверждают, что за экстернатом – будущее. Скоро все студенты перейдут либо на заочную форму обучения, либо на дистанционную, либо в экстернат.

Однако пока есть те учащиеся, которым необходима поддержка взрослых – учебные заведения будут работать, как всегда.

Школы экстернат

Экстернат в школе отличается от школы-интернат. На экстерна можно поступить в любой школе, которая получила аккредитацию и лицензию.

Школа-интернат –заведение, в котором ученики должны пребывать в период учебного периода. Так они развивают самостоятельность и творческие способности. Не отвлекаются на внешние обстоятельства, а могут посвятить все свободное время образованию.

И экстерну и интернатовцу свойственны навыки самостоятельности и организации своего личного времени. Но в случае с экстернатом – обучающийся более свободный человек. Он находится до 9 класса на семейном образовании, а с 9-11 предоставлен сам себе.

Ученик школы-интернат должен придерживать графика и распорядка учебного заведения. Поэтому необходимо отличать экстернат и интернат.

Экстернат в государственных вузах

Экстернат также предусмотрен в государственных вузах, которые прошли аккредитацию и имеют лицензию. Любой студент может закончить университет экстерном. Чаще всего учащиеся стараются закончить учебу в вузе как можно раньше. Это дает мотивацию лучше учиться и быстрее выполнять всю работу. Но не всегда есть желание писать какое-либо письменное задание по предмету.

Что делать в таком случае? Расскажем дальше.

Как быстро написать письменные работы

Написать быстро письменные работы получится, если опираться на научные источники. Чем больше библиографии вы используете в своем тексте, тем выше будет ваша оценка. Ставить ссылки и сноски рекомендуется через каждую страницу. Это обогатит работу и сделает ее авторитетной.

В практической части необходимо использовать меньше ссылок и больше применять научные методы исследования. Можно узнать, как изучали подобные темы другие ученые и перефразировать их результаты исследования. Таким образом вы сможете написать отличную работу, которая получит высокую оценку.

Но перед тем как сдать реферат, курсовую, контрольную или дипломную работы. Необходимо проверить процент уникальности. На нашем сервисе вы сможете заказать проверку текста через преподавательский сервис Антиплагиат ВУЗ.

Если работа не показала высокого результата, то советуем повысить уровень оригинальности. За одну минуту вы сможете зашифровать все заимствования в тексте с помощью Антиплагиат Киллер. Это программа, которая увеличивает процент самостоятельности до 80-90%.

Обработка займет 1 минуту, и вы получите готовый результат. Если вы хотите убедиться в эффективности программы, закажите бесплатное повышение документа.

Теперь вы знаете, как быстро написать и сдать на «отлично» свою работу.

Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое экстернат. Плюсов у данной формы обучения намного больше, чем минусов. Однако необходимо в первую очередь убедиться, что ученик сможет самостоятельно организовывать свои занятия. Ведь если человек не готов сам отвечать за свою жизнь – ему необходима поддержка учителя. Поэтому необходимо взвесить все «за» и «против» перед поступлением в экстернат.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: