Деление слов на слоги
Деление слов на слоги выполняем в соответствии с количеством гласных звуков, а также учитывая особенности звукового состава слов.
В этой статье речь пойдет о фонетическом слоге, о том, как правильно делить слова на слоги. Учтем, что фонетическое деление на слоги не всегда совпадает с орфографическим переносом слов.
Что такое слог?
В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог.
Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:
1. слог составляет один гласный звук:
- а -дрес
- и -дол
- о -стров
- у -кор
- э -тюд
2. слог составляет гласный с согласным:
3. слог образует гласный с несколькими согласными:
Открытые и закрытые слоги
Слоги бывают открытые и закрытые. В словах русского языка большинство слогов являются открытыми. Открытые слоги организуют все гласные в одиночку или в сочетании с согласным звуком:
Закрытые слоги образуют все согласные в конце слов:
- гвоздь
- по-кров
- го-лубь
- па-ро-воз
- сто-рож
Непарные звонкие согласные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут образовать закрытый слог в любой фонетической позиции: в начале, в середине и в конце слов:
- зе р -ка-ло
- бо л -тик
- са-ра й -чик
- са-ра-фа н
Как правильно делить слова на слоги?
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:
- сом
- крот
- вальс
- брод
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:
- ё-жик
- до-мик
- са-лат
- кро-лик
Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:
- во- р он
- ку- л он
- ко- р ысть
- кла- н я-ться (-ться звучит как [ца])
При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:
- но-чник
- кро-вля
- про-бка
- со-зда-ни-е
Только непарные звонкие согласные в середине слова могут закрыть слог:
- а л -фа-вит
- стро й -ка
- ква р -тал
- ла н -ды-ше-вый
- бе-сшу м -ный
Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:
- про-гра-мма
- те-нни-сный
- кро-ссо-вки
- па-ра-ллель
Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.
Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:
- ре й -ка
- хлоп ь -я
- от ъ -езд
- под ъ -ём-ный
Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.
Алгоритм деления слов на слоги
- прочитаем слово;
- подчеркнем гласные звуки;
- посчитаем количество гласных звуков;
- посмотрим, есть ли в слове двойные согласные, непарные звонкие согласные, «ь» или «ъ»;
- разделим слово после каждого гласного на слоги, учитывая указанные особенности.
Примеры
В этом слове имеется 4 гласных звука, которые образуют столько же слогов. В середине пишется мягкий разделительный знак. Разделим слово на четыре фонетических слога. Мягкий знак оставим после согласного, обозначенного буквой «в»:
В этом слове два слога открытые, а третий и четвертый слог закрывают соответственно звонкий согласный «в» и непарный звонкий согласный, обозначенный буквой «й».
В соответствии с этим делением на слоги переносим это слово с одной строки на другую тремя способами:
- со-ловьиный
- соловь-иный
- соловьи-ный
В этом слове укажем 4 гласных звука, которые организуют четыре фонетических слога:
Все слоги открытые. Первый и последний слог образуют гласные самостоятельно. Третий слог составляет гласный с шумными согласными.
В соответствии с этим фонетическим слогоделением слово перенести нельзя, так как одна буква, даже составляющая слог, не остается на строке и не переносится на следующую. Присоединим их к последующему и предыдущему слогу и получим правильный вариант переноса слова по слогам:
Карточки для самостоятельной работы по теме «Перенос слов» по русскому языку для второго класса
Гавриленко Татьяна
Карточки для самостоятельной работы по теме «Перенос слов» по русскому языку для второго класса
Фамилия ___ Фамилия ___
1.Дописать слово, чтобы получилось слово из словаря. 1. Дописать слово, чтобы получилось слово из слова ря.
За___, ___робей, ___нал, ___роз, ___вод. ___пата, ___пуста, ___пор, ___суда, ме.
2. Составить из слогов слова, а из слов 2. Составить из слогов слова, а из слов
предложение-пословицу и записать. предложение-пословицу и записать.
3. Записать, разделяя слова для переноса. 3. Записать, разделяя слова для переноса.
Сентябрь, ветер, быстро, прощай, рисунок, пальто, Дорога, осина, капуста, жёлтый, коньки, погода,
яблоня, ягода, ученик, лопата, пенал, чайник. русский, суббота, заяц, платок, медведь, учитель.
1. Дописать слово, чтобы получилось слово из словаря. 1. Дописать слово, чтобы получилось слово из словаря.
За___, ___робей, ___нал, ___роз, ___вод. ___пата, ___пуста, ___пор, ___суда, ме.
2. Составить из слогов слова, а из слов 2. Составить из слогов слова, а из слов
предложение-пословицу и записать. предложение-пословицу и записать.
3. Записать, разделяя слова для переноса. 3. Записать, разделяя слова для переноса.
Сентябрь, ветер, быстро, прощай, рисунок, пальто, Дорога, осина, капуста, жёлтый, коньки, погода,
яблоня, ягода, ученик, лопата, пенал, чайник. русский, суббота, заяц, платок, медведь, учитель.
Индивидуальный проект по русскому языку «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» для 9 класса ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» Руководитель проекта: Пурклова Наталья Сергеевна МБОУ «Золотонивская СШ».
Презентация «Исследовательская работа по русскому языку для учеников 6 класса» Работу можно использовать в русском языке при изучении разделов “Морфология” и “Лексика в 6 классе, а также при изучении творчества А. С.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.
План подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку № Содержание Сроки выполнения 1. Подбор необходимой учебной литературы для учащихся. (справочники, адреса сайтов) сентябрь 2. Ознакомить.
Спецификация итоговой контрольной работы по русскому языку для 4 класса СПЕЦИФИКАЦИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССА за 2016 -2017 уч. год Назначение контрольной работы Определить.
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.
Тест по русскому языку по теме «Парные по глухости-звонкости во 2 классе по УМК «Школа России» 1 вариант 1. Укажи парные звонкие согласные. 1) Б, В, Г, Д, З, Ж 2) П, Ф, К, Т, С, Ш. 2. Не совпадают согласные звуки и буквы: 1) На конце.
Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.
Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.
Упражнения в делении слов на слоги и для переноса
УПРАЖНЕНИЯ В ДЕЛЕНИИ СЛОВ НА СЛОГИ И ДЛЯ ПЕРЕНОСА
Упражнение №1
Разделите слова для переноса всеми возможными способами. Спишите слова. Выделите орфограммы.
Перебирать – пе-ребирать, пере-бирать, переби-рать.
Волнистый – вол-нистый, волнис-тый.
Прочитали, крокодил, яблонька, волнистый, волноваться, удивительная, разноцветные, звёздочка, зёрнышко, подбирают.
Упражнение №2
Спишите словосочетания. Выделите орфограммы. Во всех словах подчеркните гласные буквы. Разделите все слова на слоги.
Душевный разговор, редкое растение, колыбельная песня, радостное событие, чудесное превращение, аленький цветочек, правильное решение, крепкая дружба, чёрный кот, золотая цепочка.
Упражнение №3
Спишите слова. Выделите орфограммы. Подчеркните одной чертой слова, состоящие из одного слога, двумя чертами – слова, состоящие из двух слогов.
Яблоко, вьюга, слон, зверь, туча, лампа, ручеёк, мальчик, пень, юла, маяк, день, письмо, случай, олень, учитель, тетрадь, орех, заяц, лось.
Упражнение №4
Спишите текст. Выделите орфограммы. В первом и третьем предложениях разделите все слова на слоги.
В далёкие времена на Земле жили огромные мамонты. Потом эти животные вымерли. Тридцать лет назад на севере России в вечной мерзлоте нашли маленького мамонтёнка. Его назвали Дима. Вечная мерзлота сохранила шкуру и шерсть этого животного. Теперь чучело мамонтёнка Димы часто путешествует по всему миру. Ведь всем хочется увидеть мамонта.
Упражнение №5
Спишите словосочетания. Выделите орфограммы. Во всех словах подчеркните гласные буквы. Разделите все слова на слоги.
Петь песню, поднимать груз, снимать пальто, списывать текст, собирать ягоды, заниматься спортом, пришивать пуговицы, воспитывать ребёнка, высаживать деревья, забивать гвозди.
Упражнение №6
Из данных слогов составьте слова. Запишите полученные слова. Выделите орфограммы.
(ней, ли, ка), (ка, чай), (тый, пу, ши), (ма, ши, лы), (у, ни, че, цы), (та, бя, ре), (жай, ро, у), (фай, фу, ка), (даш, ран, ка), (то, я, ис, ри), (ром, ный, ог), (ни, ца, е, ди), (лю, е, ко, чи), (се, ка, ял), (дей, ро, ча).
Упражнение №7
Спишите текст. Выделите орфограммы. В первом, втором и третьем предложениях разделите все слова на слоги.
Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!
Упражнение №8
Спишите слова. Выделите орфограммы. Подчеркните одной чертой слова, состоящие из одного слога, двумя чертами – слова, состоящие из двух слогов.
Ручей, врач, грач, иголка, мышь, окно, пропись, ягода, ель, метель, ястреб, аист, яма, огонёк, дождь, воробей, июль, друзья, змея, коньки.
Упражнение №9
Спишите слова. Подчеркните слова, которые нельзя переносить, одной чертой. Выделите орфограммы.
Тополь, рябина, вяз, осина, клён, ольха, акация, ель, ясень, сосна, ива, берёза, туя, черёмуха, дуб, сирень, бук, пальма, малина, кедр.
Упражнение №10
Уберите у данных слов один слог и получите новые слова. Запишите полученные слова. Выделите орфограммы.
Ма шина – шина, огород – город.
Радуга, лесник, баранка, смородина, буквари, забор, бабочка, стрекоза, платочки, олень.
Упражнение №11
Разделите слова для переноса всеми возможными способами. Спишите слова. Выделите орфограммы.
Перебирать – пе-ребирать, пере-бирать, переби-рать.
Волнистый – вол-нистый, волнис-тый.
Красавица, перелистывать, сиреневая, ежевика, пролетали, медицинский, черепаха, новогодняя, задумался, ёлочка.
Упражнение №12
Спишите слова. Подчеркните слова, которые нельзя переносить одной чертой. Выделите орфограммы.
Щука, окунь, сёмга, лещ, судак, сом, пескарь, хек, акула, карп, налим, омуль, язь, щука, ёрш, карась, сельдь, скат, минтай, лосось.
Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».
Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок повторения;
7.Цель урока: Повторить правила переноса слов и деления слов на слоги.
8.Задачи:
Образовательные: Сформировать умение делить слова на слоги, ставить в них ударение, учить
Развивающие: Способствовать развитию устной и письменной речи, пополнению словарного запаса детей;
Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к родному языку, изучению русского языка, умению слушать и слышать других.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта
по русскому языку
Тема урока: «Деление на слоги. Перенос слова».
(4 «З» класс, программа «Перспектива»).
Подготовила студентка группы 3«Е»
Постнова Светлана Сергеевна
Специальность:
44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Методист: Ситникова Т.В.________________
Классный руководитель: Новикова Н.В.________________
Волгоград, 2019 г.
Технологическая карта урока «Деление на слоги. Перенос слова»
Ф.И.О. учителя: Постнова Светлана Сергеевна
Дата: 27.09.2019г.
Предмет: русский язык;
Тема урока: «Деление на слоги. Перенос слова»;
Место и роль урока в изучаемой теме: урок повторения;
7.Цель урока: Повторить правила переноса слов и деления слов на слоги.
Образовательные: Сформировать умение делить слова на слоги, ставить в них ударение, учить
Развивающие: Способствовать развитию устной и письменной речи, пополнению словарного запаса детей;
Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к родному языку, изучению русского языка, умению слушать и слышать других.
9.Дидактические средства:
для учителя – технологическая карта, учебник , средства ИКТ (презентация), наглядный материал;
для обучающегося – тетрадь, учебник, карточки с заданиями;
Название этапа,
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент. Цель: – Включить детей в деятельность. -Организовать самооценку предстоящей деятельности. – Воспитывать культуру поведения на уроке.
Подготовка к уроку, приветствие.
– Прозвенел уже звонок,
Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь.
Занимают свои места.
(Р) волевая саморегуляция
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
–Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. -Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.
– Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится?
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
– О каком времени года это стихотворение?
– А как вы догадались?
Верно, к нам пришла в гости Осень и решила от нас спрятать слово. Мы сможем его открыть, только выполнив все задания, за каждое правильно выполненное задание, мы получим букву. Вы готовы?
Внимательно слушают учителя
(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Постановка проблемы.
– Добиться понимание и принятия учебной задачи урока.
Составление плана учебной деятельности.
Ребята, в выполнении заданий вам поможет –Карандаш.
– Наш помощник Карандаш, предлагает вам составить красивое предложение с использованием слова Осень.
-Определите сколько слогов в слове осень?
(Считают гласные – 2 гласные – 2 слога.)
– Как определили, сколько слогов в слове?
– Наш помощник Карандаш тоже составил и записал для вас предложение, посмотрите:
«Пришла осенняя по-ра!
-Ребята, у Карандаша не хватило места для написания последнего слова в предложении.
-Как же быть? Если мы уже начали писать какое–то слово на строке, и оно не умещается?
Я пишу: «Мычит корова»
Белым мелом на доске.
Что же делать, если слову
Мало места на строке?
Мне ответит на вопрос
Мой помощник-перенос.
-Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
-А какую же цель мы с вами поставим?
– Что будем повторять на уроке?
-Итак, открываем тетради. Записываем число, классная работа.
-Ребята, как же нам поступить со словом ПОРА?
Послушайте стихотворение-шутку А. Шибаева «Как я перенёс слова».
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Как получил за это «ДВА».
-Как вы думаете, будет у ученика «пять»?
-Почему? Какое правило забыл мальчик?
-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?
-Верно, есть правила переноса, давайте их повторим перед тем, как приступить к заданиям.
-Как определить, сколько в слове слогов?
Правила деления слов на слоги в русском языке
В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
Дети прикладывают ладошку тыльной стороной к подбородку, проговаривают слово осень – 2 слога.
воспользовались правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов
Нужно перенести слово с одной строки на другую
«Деление на слоги. Перенос слова»
Будем повторять правила переноса слова и деления слов на слоги.
-Запись числа в тетрадь
-Перенести с одной строки на другую
Он не знает правила переноса.
Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.
По определённым правилам
-Вспоминают правила деления на слоги
(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
Проектирование и фиксация нового знания.
– построить проект совместно с учащимися для выхода из затруднения с использованием необходимых ресурсов знаний.
Фиксирование нового содержания урока.
-Отлично, мы с вами вспомнили правила деления на слоги и перенос словами теперь готовы с вами выполнять задания Осени. Для того чтобы отгадать первую букву слова, нужно поиграть в игру на странице 48, которая называется «Слова из слова».
-Все молодцы, вы очень креативные и первая буква нашего слова «О»
-Ребята, вы настолько хорошо справились с предыдущим заданием, что Осень решила вам сделать другое, но посложнее, для этого вам нужно будет поработать в парах.
– Вы получили карточки с заданиями. Вам необходимо рассмотреть предложенные слова, сформулировать и озвучить правила переноса.
Рассмотреть предложенные слова: пень, осень, ёж, края, гром, дуб.
Сформулировать и озвучить правило переноса.
Вывод: Нельзя переносить односложные слова и слова, которые имеют иметь слог, состоящий из одной буквы в конце или в начале слова.
Рассмотреть предложенные слова: пеньки, подъезд, коньки, деньки, отъезд.
Сформулировать и озвучить правило переноса.
Вывод: ь и ъ не переносятся на другую строку.
Рассмотреть предложенные слова: зайка, лейка, чайка, змейка, чайник.
Сформулировать и озвучить правило переноса.
Вывод: буква й остаётся на предыдущей строке
Вместе: Рассмотреть предложенные слова: касса, Алла, тонна, аллея, русский
Сформулировать и озвучить правило переноса.
Вывод: удвоенные согласные разделяются
-Вы не оставляете Осени шансов и она вам открывает ещё одну букву «О»!
-После повторения правил переноса слов, выполним задание 63 на странице 48. И получим за него нашу 3 букву.
до-гна-ла-(до-гнала, дог-нала, догна-ла)
о-вес- (Правило переноса: нельзя отрывать от слова только одну гласную букву.)
май-ка-(май-ка) Правило переноса: буква й всегда примыкает к предыдущему слогу, то есть перенос всегда ставят после й.
Правило деления на слоги: й всегда примыкает к предшествующей гласной.
ю-ла-(Правило переноса: нельзя отрывать от слова только одну гласную букву.)
объ-е-хать- (объ-ехать, объе-хать) Правило переноса: буквы ь, ъ всегда примыкают к предыдущему слогу, то есть знак переноса всегда ставят после них.
Правило деления на слоги: ъ всегда примыкает к предшествующей согласной.
при-ня-ла- (при-няла, приня-ла)
мор-ковь- (мо-рковь, мор-ковь)
-Вы это упражнение выполнили с лёгкостью, за это вам Осень дарит 3 букву «Ы»!
-Давайте с вами немного разомнёмся и проведём небольшую физ. минутку.
-Вот мы и размялись, тем временем, наша гостья Осень приготовила нам ещё одно задание и на кону 4 буква нашего слова.
-Давайте постараемся выполнить задание верно, чтобы получить нашу букву.
Упражнение 64 на странице 48
-Отлично, вот мы и исправили ошибки и за наше задание мы получили букву «Д»!
-Чтобы посмотреть, какая же следующая буква нужно правильно распределить слова на имена существительные и глаголы на странице 48 в упражнении 65
Нельзя перенести: уже, что, её, она, как.
Имена существительные: месяц, Каштанка, вечер, обедом, она, незнакомцу, сожителям, жизнь, маслу
Глаголы: прошёл, привыкла, кормили, звали, потекла.
-Ура! Почти все буквы собраны. Осень решила отдать вам предпоследнюю букву за самое сложное задание, которое вы должны будете выполнить самостоятельно.
Выполняют задания в учебнике
Выполняют задания в парах
Задания в учебнике
Задания в учебнике
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;
умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5–6 мин)
– организовать самостоятельную деятельность учащихся.
Самостоятельная деятельность учащихся
-А теперь давайте проведём небольшую самостоятельную работу. Сейчас я раздам вам листочки, на них не забудьте написать имя и фамилию.
– Разделим на слоги и для переноса слова:
Перенести нельзя! аист
Перенести нельзя! ежи
Сдаём листочки
Слушают инструкцию по выполнению задания
Выполняют задания самостоятельно
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию собственной учебной деятельности;
-Вы почти собрали слово и многие уже догадываются, какое оно. Но перед тем как открыть последнюю букву, давайте вспомним:
– Над какой темой вы работали сегодня на уроке?
-Что мы повторили на уроке?
– Из каких частей состоят слова?
– Как определить, сколько в слове слогов?
– Ребята, а если часть слова не помещается на строке, что нужно сделать? (Перенести ее на другую строку.)
– Как правильно нужно переносить слова?
– Как нужно переносить слова с Ь, Ъ и Й?
-Какие задания вызвали у вас затруднения?
-Итак, ребята, давайте прочтём телеграмму от Осени и узнаем последнюю букву в слове.
-Осень раскрыла свой секрет, и открыло нам слово, которое спрятала.
-Раздели слова на слоги, и собери новое слово
Лимоны (2 слог) лодка (1слог) огурцы (3 слог)
-Какое слово прислала Осень? МОЛОДЦЫ!
-Да, действительно, вы молодцы, справились со всеми заданиями и отгадали слово.
Осень так впечатлилась вашими правильными ответами, что хочет знать, как прошёл ваш урок. Для этого она вам приготовила большое дерево и листочки.
Приклейте красный листочек к дереву, если у вас возникали затруднения на уроке.
Жёлтый – было трудно, но я справлялся.
Зелёный – всё получалось на уроке, задания не вызывали трудностей.
Вот и кончился урок,
Снова прозвенел звонок.
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Домашнее задание: Ещё раз повтори «Правила деления на слоги и перенос слова».
-«Деление на слоги. Перенос слова»
-Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
-По слогам. Но одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
-Буквы Ь, Ъ, Й нельзя отделять от предшествующей буквы.
Делят слова на слоги
Клеят листочки к дереву
– рефлексия способов и условий действия (П);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К);
Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
Правила переносов
Орфография
§ 117. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.
§ 118. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
Неправильно | Правильно |
люб-овь | лю-бовь |
дяд-енька | дя-денька, дядень-ка |
реб-ята | ре-бята, peбя-ma |
паст-ух | па-стух, пас-тух |
Примечание 1. При переносе cлов с односложной приставкой на согласную, стоящую пеpeд гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведенным правилом без-умный и бе-зумный; без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и 6e-заварийный.
Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.
Неправильно | Правильно |
раз-ыскать | ра-зыскать, разыс-кать |
роз-ыгрыш | ро-зыгрыш, розыг-рыш |
Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время пpиставка отчетливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом настоящего параграфа, например: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.
§ 119. Кроме правил, изложенных в §§ 117 и 118, необходимо руководствоваться еще следующими правилами:
1. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной.
Неправильно | Правильно |
под-ъезд | подъ-езд |
бол-ьшой | боль-шой |
бул-ьон | буль-он, бу-льон |
2. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
Неправильно | Правильно |
во-йна | вой-на |
сто-йкий | стой-кий |
фе-йерверк | фей-ерверк, фейер-верк |
ма-йор | май-ор |
3. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
Неправильно | Правильно |
а-кация, акаци-я | ака-ция |
4. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласный*.
Неправильно | Правильно |
по-дбить | под-бить |
ра-змах | раз-мах |
5. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога*.
Неправильно | Правильно |
прис-лать | при-слать |
отс-транять | от-странять |
6. При переносе сложных cлов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
Неправильно | Правильно |
пятиг-раммовый | пяти-граммовый и пятиграм-мовый |
7. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
Неправильно | Правильно |
жу-жжать | жуж-жать |
ма-сса | мас-са |
ко-нный | кон-ный |
Это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: сожженный, поссорить (см. п. 5), а также к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: нововведение (см. п. 6).
8. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенного слова.
Неправильно | Правильно |
спе-цодежда | спец-одежда |
9. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами, например: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.
Из изложенных выше (§§ 118 и 119) правил переноса следует, что многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.
Возможные варианты переносов:
шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-cандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра
Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия (§ 119, п. 3), узнаю (§ 119, пп. 3, 5), фойе (§ 119, п. 2).
§ 120. Нельзя переносить сокращенные обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц, например:
§ 121. Нельзя переносить «наращения», т. е. отрывать при переносе от цифры соединенное с ней дефисом грамматическое окончание, например, нельзя переносить:
§ 122. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа и т. п., и пр.,
т. е., ж-д., о-во.
§ 123. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.
§ 124. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.
* Комментарии редакции портала
§ 119, п. 4. Это правило теперь носит рекомендательный характер. Если в группе согласных букв первая принадлежит приставке, при переносе предпочтительно учитывать членение слова на значимые части: приставку целиком оставить на строке и перенести оставшуюся часть. Однако такая группа согласных букв может быть разбита переносом любым образом. Предпочтительные переносы: под‑бить, под‑бросить. Допустимые переносы: по‑дбить, подб‑росить.
§ 119, п. 5. Это правило теперь носит рекомендательный характер. Предпочтительные переносы: при‑слать, от‑странить. Допустимые переносы: прис-лать, отс‑транить и отст‑ранить.
См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и последующие издания). Все правила переноса из указанного справочника можно прочесть в ответе на вопрос № 294651.
Конспект занятия на тему «Деление слов на слоги, Перенос слов»
Конспект занятия «Деление слов на слоги, Перенос слов» предусмотрен для фронтальных занятий с учащимися 2-3 классов, имеющих заключение НЧП, обусловленное НВОНР (1 год обучения).
Конспект занятия на тему: Деление слов на слоги. Перенос.
Цель: Совершенствовать умение детей делить слова для переноса.
Задачи:
- Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов.
- Совершенствовать знания детей о правилах переноса слов.
- Упражнять в правильном переносе слов.
- Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
- Развивать мелкую моторику.
- Совершенствовать координацию движений.
- Развивать логическое мышление.
- Продолжать формировать положительное отношение к занятиям.
- Развивать навык сотрудничества в парах.
Оборудование: картинки, разрезанные на части; карточки с цифрами 1, 2, 3,4 на каждого; ножницы 4 шт.; простые карандаши, цветные ручки; напечатанные слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры; конверты с этими словами и листочками в линеечку; схемы слов; правила переноса; карточки с картинками; индивидуальные карточки с предложениями; карточки для графического диктанта.
Ход занятия:
Оргмомент.
Упражнения на координацию движений.
– Покажи левой рукой правое ухо, правой рукой левое ухо. Давайте выполним упражнение «Ухо-нос».
Называние частей тела.
– Покажите, где у вас находится затылок, бедро, голень, локоть.
Составление картинки, разрезанной на части.
– Вам сейчас нужно соединить, собрать картинку. Что вы сейчас делали? (составляли целое из частей). А что больше — часть или целое? (целое).
– Значит, у картинки части – это те детали, из которых вы ее собрали.
Основная часть.
Определение темы занятия.
Работа проводится в парах.
– Сейчас вы объединитесь в пары. Я вам раздам листочки со словами. Но слова эти непростые, в них буквы перепутались. Вы должны их поставить на место и определить, что это за слова.
Одной группе слово согли, второй – пренос.
– Что у вас получилось? (слоги), (перенос).
– Эти слова вам помогут определить, что мы с вами будем делать на занятии? Подумайте. (Делить слова на слоги и для переноса).
2. Деление слов на слоги на слух.
– Давайте попробуем. Я вам буду говорить слова, а вы определять, сколько в слове слогов? А как это определить, сколько в слове слогов на слух? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
– Давайте поиграем в игру и проверим, как вы умеете слушать. Игра называется «Молчанка». Я называю слово, а вы поднимаете цифру в зависимости от того, сколько в слове слогов.
– Тротуар, носорог, трамвай, ухо, мост, сапог, красивая.
Если кто-то показывает неправильно, то проводится с этим словом следующая работа:
- давайте выделим в слове тротуар гласные звуки, сколько их? (3), какие? (о,у,а);
- а как еще можно проверить сколько в слове слогов? (отхлопать слово);
- давайте отхлопаем (тро-ту-ар).
3. Составление слов из слогов-названий картинок.
– Давайте поиграем в игру «Составь слово». Объединяемся в пары.
– Я вам раздам листочки с картинками. Вам нужно будет составить новое слово. Для этого вам нужно будет разделить слово-название картинки по слогам. Выделить первый слог из каждого названия картинки и составить новое слово.
луна, кошка, колокольчик (лукошко)
снежинка, голубь, виктория (снеговик)
карандаш, радуга, мельница (карамель)
молоток, лошадь, колос (молоко)
4. Деление написанных слов на слоги и подбор слов к схеме.
– Мы с вами делили слова на слоги на слух, составляли новые слова, а теперь давайте попробуем разделить на слоги записанные слова. Ваша задача будет разделить слова на слоги, поставить ударение и найти подходящую схему для этого слова.
Слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры.
Дети по одному приглашаются к доске. На доске висят схемы слов.
– «Берлога». Сколько в этом слове слогов? Как определить? (Сколько гласных букв, столько и слогов).
(3 слога, потому что здесь 3 гласные буквы: е, о, а).
– Подбери подходящую схему. Слово поставь под схемой.
– Для чего мы делим слова на слоги? (Для переноса слов).
– А какие правила переноса вы знаете?
- Слово переносится по слогам.
- Букву «й» нельзя отрывать от предыдущего слога.
- Одну букву нельзя оставлять и переносить.
- «Ь», «ъ» нельзя переносить отдельно на следующую строку.
- Слова с двойной согласной: одну букву оставляем, другую переносим.
Правила вывешиваются на доску в левый верхний угол.
– Теперь давайте разделим эти слова для переноса.
Дети по одному выходят к доске. На местах работают самостоятельно.
– У каждого из вас есть конверт со словами и листочками в линеечку, а также ножницы.
– Давайте разрежем слово «берлога» на слоги. А теперь кто на доске, а кто на листочках покажите, как можно перенести это слово? А по-другому можно? Как?
И так все слова.
5. Закрепление навыков деления слов на слоги и для переноса. Отгадывание ребусов.
– Посмотрите на доску, здесь записаны слова: «мальчик», «дождевые». Разделите сова на слоги и для переноса.
Дети по очереди выходят к доске. На местах работают в тетрадях.
– Открываем тетради, записываем число. В тетрадях делим на слоги и для переноса карандашом.
Дугами делят на слоги, вертикальными палочками для переноса.
– А вот следующие слова зашифрованы. Их сначала надо отгадать.
Ребусы: И100РИЯ, КО100ЧКА, С3Ж, РАС100ЯНИЕ, ОСЕЕЕ, изограф утюг.
– Слово отгадали, запишите, разделите на слоги и для переноса.
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к бокам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Офтальмогимнастика: закрыть глаза, расслабиться, открыть глаза, посмотреть прямо, вверх, вниз, на свой нос и на меня.
7. Деление слов на слоги и для переноса в предложении.
Задание на карточках по степени сложности.
– Вам нужно составить правильно предложения. Каждое слово в предложении разделить на слоги и для переноса.
1 карточка. (Ти, де) надели (зи, ре, но, вую) обувь. (Де, ны, е, жур) (би, ра, у, ли) класс.
2 карточка. Точкилас мяткор ихсво цовптен. (У, тель, чи, ца, ни) (ва, ли, пох, ла) (де, ных, жур).
3 карточка. Они (ли, ва, по, ли) цветы и (ме, под, та, ли) пол.
4 карточка. (бя, та, ре) (ках, конь). Составь предложение с этими словами и запиши его.
– Предложения записывайте в тетрадь.
8. Графический диктант.
– Левая часть нарисована, нарисуй правую.
III. Заключительная часть.
– Что мы сегодня с вами учились делать?
– Что вам было непонятно, трудно выполнять?
– Какие задания понравились?
– В тетрадях нарисуйте кружок. Выберите цвет.
- Ручка зеленого цвета, если вам было все понятно, легко;
- красного цвета – если были трудности при выполнении заданий, ошибки;
- черного цвета – если занятие не понравилось, вам было что-то непонятно и нужна помощь.
– Занятие закончено. Спасибо! До свидания!
Куклева Ирина Михайловна,
учитель-логопед,
МБОУ Воротынская СОШ,
р.п. Воротынец Нижегородской области
Как правильно пишутся слова “изображена”, “изображение”?
Своеобразие русской грамматики состоит в том, что многие лексические единицы произносятся или пишутся одинаково, но имеют разное значение, выступают разными частями речи, разными членами предложения. Они имеют непостоянные признаки, поэтому в конкретном примере, чтобы разобраться с понятием изображена как пишется, то определяться надо только по контексту. В этом понятии надо определиться не только с морфологическими и синтаксическими особенностями, но и с грамматическими, например, сколько написать согласных -н- в конкретном случае. Возникают проблемы с грамматикой в форме мужского рода, как пишется изображен через -о- или через -е-.
Правильно пишется
Рассмотрим правильность написания каждого термина по очередности. Для этого определимся с начальной формой каждой лексической единицы.
Причастие изображена происходит от глагола изобразить. К постоянным признакам относятся: время – прошедшее, вид – совершенный, страдательное. К непостоянным признакам относится число – единственное (во множественном числе окончание -ы), род – женский (может иметь форму мужского рода с нулевым окончанием и среднего с окончанием -о), форма – краткая (в полной форме слово может быть причастием, а может выступать прилагательным).
Какое правило надо применять
Чтобы быть уверенным в слове изображена, как пишется, сколько н надо писать, вспомним о правописании суффиксов -н-, -нн-, в причастиях, которые образовались от глаголов. В краткой форме всегда следует передавать на письме с одной буквой -н-. В форме мужского рода изображен как пишется правильно, надо вспомнить о том, что в суффиксах причастий, образованных от глаголов под ударением, после шипящих, нужно писать букву -е- (провозглашен, вооружен, посвящен).
Лексема изображение подчиняется правописанию имен существительных среднего рода второго склонения с основой на мягкий согласный.
Разбор слова по составу
Проведем разбор по составу слова и-зо-бра-же-на, состоит оно из пяти слогов, при переносе первый слог, состоящий из одной гласной отрывать от основы нельзя. Основа морфемы: изображен, которая разделяется на корень изображ-, суффикс -ен-, окончание -а.
Проведем разбор по составу слова и-зо-бра-же-ни-е, состоящее из шести слогов, при переносе первый и последний слоги нельзя отрывать, тоесть, оставлять в предыдущей строке или переносить на следующую. Основа морфемы изображени-, которая разделяется на корень изображ-, два суффикса -ен-, -и-, в окончании имеем букву -е, которая изменяется в зависимости от числа, падежа.
Морфология лексем
Если рассматривать причастие и его роль в предложении, то оно в краткой форме обычно выступает сказуемым.
Имена существительные могут выступать любым членом предложения, но в большинстве случаев подлежащим или дополнением.
Значение выражений
Термин изображена обозначает передана в каком то образе, виде, форме.
Термин изображение обозначает воспроизведение облика, предмета, явления происходящего, действительности или вымышленного образа художественными средствами: картина, фотография, видео, графика и другие способы. Воспроизведение возможно на определенной плоскости или в пространстве разными средствами отображения и восприятия.
Синонимы к лексическим единицам
Синонимы делают нашу речь более образной, конкретизированной, обогащают словарный запас.
К слову изображена близкими по значению будут: показана, написана, передана, представлена и другие.
К лексеме изображение можно подобрать множество близких по значению слов, в зависимости от его значения, восприятия мира, содержания текста, формы воспроизведения. Поэтому приведем некоторые, часто употребляемые слова: рисунок, зарисовка, фото, баннер, клише, описание, образ, отпечаток, портрет, символ, эмблема, фигура, явление, клип и так далее.
Примеры предложений
Примеры со словами, в роли причастий:
- Мы посетили художественную выставку современных пейзажистов, мне пришлось по душе полотно, где на холсте изображена солнечная весенняя лесная опушка.
- Наши друзья задержались, рассматривая художественное полотно, где было изображено синее бескрайнее небо.
- На купюре номиналом два доллара изображен портрет президента США Т. Джефферсона.
Примеры предложений с именем существительным:
- Больше всего художника вдохновляло при написании картины изображение деталей быта крестьянской избы.
- На картине бросалось в глаза изображение веселых, даже немного озорных, глаз девушки, одетой в простое ситцевое платье.
- Пересмотрев художественный фильм “Кровавая барыня”, меня особенно поразило изображение ужасов крепостного права в русской деревне.
Неправильно пишется
Ошибку при написании термина “изображена” допускают, когда неправильно определяют часть речи: прилагательное и причастие. В причастии написание двух букв -нн- будет ошибочным. Нельзя в причастиях после шипящих в суффиксах под ударением писать букву -о-, изображон, это будет ошибкой.
Вывод
Чтобы не допускать ошибок на письме и в разговорной речи, надо придерживаться основ русской лексики и грамматики, а также уметь пользоваться словарями.