Пьер в плену – анализ эпизода по роману Война и мир, описание

Анализ эпизода, когда Пьер Безухов оказался в плену

Предыстория эпизода

Действие романа охватывает события наполеоновской войны, повлиявшей на судьбы всех героев. И Болконский, и Безухов изначально были увлечены личностью Наполеона, он казался им великим и разумным правителем. И только лишь оказавшись в самой гуще военных событий, оба героя пересмотрели свои взгляды: князь Андрей был ранен, а Пьер оказался в плену.

Безухов — человек, который никакого отношения к военной службе не имеет. Встретил войну Пьер в Москве, занятой французами. Тем удивительнее его решение уйти из дома и, переодевшись, чтобы не быть никем узнанным, пойти воевать. Объяснением этого поступка может послужить разочарование в любви (неудавшийся брак с Элен) и последовавшее за ним одиночество и утрата смысла жизни.

Оказавшись на Бородинском сражении, он вместе с простыми людьми сталкивается с ужасом и животным страхом. Поняв глубину своего заблуждения о личности Наполеона, он решается на дерзкий шаг — убить вражеского императора в осаждённой Москве. Как человек, единожды державший пистолет в руке, он не мог закончить эту авантюру. Хоть и не став доблестным воином на поле сражения, Пьер всё же действовал геройски:

  • спас девочку из пожара, когда Москва начала гореть;
  • защитил женщину от нападок пьяных французов.

Он и Наташа Ростова в этом плане похожи. Иногда геройство заключается не только в смелости на поле битвы, но и в обычной жизни — заступиться за слабого или, как Наташа, отдать нужные себе подводы раненым.

Описание главного героя

Пьер Безухов — ключевой персонаж. Его портрет воплотил в себе духовность, счастье и гармонию. Читатель наблюдает за его жизненными разочарованиями, житейскими трудностями, переживаниями.

Краткое содержание

Л. Н. Толстой показывает Безухова крупным и довольно сильным человеком, с короткой стрижкой и очками. Пьер немного неуклюж, считается непривлекательным, но при этом вызывает симпатию. Это улыбчивый, дружелюбный, робкий и умный мужчина, очень наблюдательный. Главный герой проживал за границей в течение 10 лет. Там он получил образование, а в 20 лет вернулся на родину.

Пьер Безухов — внебрачный ребенок богатого и знатного вельможи. После смерти отца ему перешло все его наследство. Это сделало графа богатым и завидным женихом. В светском обществе героя недолюбливали из-за его странного поведения, простоты. Этим он отличался от светских бездельников и лицемеров.

Вместе со своим другом Болконским он считал Наполеона важным и великим деятелем в истории, но спустя время изменил свое мнение. После получения наследства его дядя задумал провернуть сделку. Он решил женить Безухова на своей дочери Элен. Эта женщина оказалась изменницей. Их брак был несчастен. Разочарования в семейной жизни натолкнули героя на вступление в масонство. Со временем он выйдет из этой организации, так как не получит то, что искал.

Безухов участвовал в боевых действиях под Бородино. Он решил, что его главная жизненная миссия — убить Наполеона. Но она оказалась невыполнима, так как герой попадает в плен. Там он знакомится с простым русским солдатом Платоном Каратаевым, который сильно изменил его взгляды на жизнь и мировоззрение.

Выйдя из плена, Безухов признается Наташе Ростовой в своих чувствах и предлагает ей выйти за него замуж. Они женятся и заводят 4-х детей. Пьер обрел счастье рядом с близкими. Семья стала для него смыслом жизни. Безухов и Наташа оба чувственные и добродушные. Они благородны и патриотичны. Эпизод с подводами, когда Наталья их отдала солдатам, доказывает это.

Черты характера

Безухов — противоречивая натура, так как он благороден, но при этом поддается разным безумствам, он добр, но подвержен вспышкам гнева. Примером могут стать ситуация во время ссоры с Элен, разговор с Курагиным. Ему присущи следующие черты:

  • мягкость;
  • добродушие;
  • отзывчивость;
  • вспышки гнева;
  • благородство;
  • преданность;
  • отвага;
  • сопереживание;
  • аналитический склад ума;
  • подверженность чужому влиянию;
  • бескорыстие.

Его противоречия порой доводят до неприятностей (например, когда Пьера выслали из Петербурга за дебош). Безухов — единственный герой, который близок следующим персонажам:

  • Болконскому;
  • Ростовой;
  • Каратаеву.

Он одновременно эмоционален и рационален, близится к народу. У него происходит духовное развитие на фоне борьбы внутренних чувств и интеллекта.

Значение заточения

Взятого в плен Безухова приговорили к расстрелу за то, чего он не совершал. И именно это событие стало отправной точкой изменения мировоззрения героя. На поле боя он видел настоящее мужество солдат, их героизм и самопожертвование. Бок о бок с ними шла смерть, несправедливо отнимающая жизни этих людей.

Пьера сковывал страх, о котором он в заточении вспоминал: «…Как ужасен страх, и как позорно я отдался ему!» Но он помнил и о том, как простые люди стойко держались и шли в бой, не заботясь о собственной жизни. После этого Пьер и захотел сблизиться с ними, понять их и «проникнуться тем, что делает их такими».

В плену исчезли все противоречия и различия между людьми, стали неважны принадлежность к сословию, уровень богатства, воспитания или образования, русский ты, венесуэлец или француз. У пленников общая беда, сострадание друг к другу и желание помочь. Из заточения Пьер вышел крепким молодым человеком, полнота ушла, пришла сила не только физическая, но и моральная. Его страхи улетучились, он понял, что «на свете нет ничего страшного».

Граф Безухов у врага

В заточении герой переживает чувства человека, приговоренного к смерти за преступление, которого он не совершал. Безухов видит расстрел своих соотечественников, венесуэльца и уже сам готов принять смерть. Реакция героя на происходящее — ужас, смешанный со смирением. Однако когда очередь доходит до Безухова, казнь прекращают и он остается в плену. Эта сцена — одна из самых эмоциональных в романе.

Платон Каратаев

Ключевым поворотом в судьбе Пьера стала встреча с Платоном Каратаевым. Этот герой по замыслу Толстого олицетворяет весь русский народ. Автор описывает его словом «круглый». Каратаев показывает Пьеру другое отношение к жизни. Он считает, что жизнь нужно принимать такой, какая она есть и не пытаться противостоять судьбе.

Злоключения каждого человека заключаются не в недостатке денег или других средств, а в их избытке.

Новое понимание счастья

Благодаря Платону Каратаеву и пребыванию в заточении граф понял, что счастье заключается в приобщении к народу и естественной правде. Эта истина помогает Безухову принять себя, смириться с тем, что его взяли в плен.

Читайте также:
Хождение за три моря кратко - читать онлайн пересказ для читательского дневника

Пьер Безухов в неволе находит смысл жизни, который он так долго искал в браке или в масонстве. Счастье для графа теперь заключалось в отсутствии страданий.

Роль Каратаева в судьбе героя

Так же, как Пьер, попал в плен и Платон Каратаев — простой крестьянский мужик с собственной философией человеческого существования. Никто другой не смог объяснить Безухову, что настоящий смысл жизни — в детях и работе, в благодарности и любви. Простые слова, на которые Пьер посмотрел другими глазами. Не в деньгах счастье — это правда, если понять, что многие проблемы людей не из-за недостатка средств, а из-за их излишества.

Деятельный Каратаев даже в плену всегда занят делом:

  • готовит еду;
  • постоянно что-то чинит;
  • латает порванные вещи;
  • развлекает разговорами (например, подсказывает другу, как поберечь своё здоровье).

Поведение Безухова мало объяснимо, когда его друг заболевает: он не хочет лишний раз к нему обращаться, не подходит и не поддерживает, прекрасно понимая, какая участь того ждёт.

Толстой явно симпатизирует этому персонажу. Образ Платона Каратаева отражает жизненную позицию самого автора: никогда не сдаваться, идти своей дорогой, учиться, ошибаться и ещё учиться. Общаясь с Каратаевым, Пьер и сам начинает на жизнь смотреть спокойнее, прислушиваться к себе, своим эмоциям, а не к разуму. В беседах с простым мужиком Безухов успокаивается и понимает, что счастлив здесь и сейчас, зачем лишний раз переживать.

Речь Платоши

Речь может многое рассказать о таком герое, как Платон Каратаев. «Война и мир» — характеристика психологического мира персонажей, так как в этом романе Толстой очень много внимания уделяет особенностям языка и поведения тех, о ком хочет рассказать более подробно.

Первые слова, с которыми наш герой обратился к Безухову, наполнены простотой и лаской. Речь Платона Каратаева напевная, она пронизана народными поговорками и присказками. Его слова не просто отражают собственные мысли, но и выражают народную мудрость. «Час терпеть, а век жить», — так говорил Платон Каратаев.

Характеристика этого персонажа невозможна без упоминания о его повествовании про купца, который был приговорен к каторге за чужое преступление.

Речь Платона Каратаева, его высказывания — это отражение идей христианской веры о смирении, справедливости.

Жизнь после пленения

Месяц в неволе сильно изменил характер Пьера Безухова. Он, наконец, перестал искать высший смысл, руководящий его жизнью, для него стало ценным каждый прожитый день, а на смену разочарованию пришло смирение и мудрость. На всю жизнь он запомнил сцену казни пленных в первый день своей неволи, он видел реакцию французов и не мог понять, почему совершается такое зло. Трагичность событий, ужас неизбежности останутся с Безуховым навсегда. Кратко изложенный роман всегда включает в содержание главы, посвящённые Безухову, попадающему в плен, и смысл его пребывания там.

После освобождения из плена Пьер ещё долгое время старается жить, придерживаясь каратаевских принципов. Краткая встреча Безухова с Каратаевым стала знаковой. Однако, его энергичная натура не позволяет просто принимать данность жизни. Он продолжает искать себя, но ко всему происходящему он относится намного проще.

В конце романа герой кардинально отличается от себя самого, но более раннего. Да, он стал заботливым семьянином, но и общественные интересы для него имеют первостепенное значение, что он с присущим ему рвением доказывает и в масонской ложе, и в кругах аристократов.

Знакомство читателя с Пьером

Образ Пьера Безухова кратко описать и понять очень непросто. Читателю надо пройти с героем весь его

Знакомство с Пьером отнесено в романе к 1805 году. Он появляется на светском приеме у Анны Павловны Шерер, московской высокопоставленной дамы. К тому времени молодой человек ничего интересного для светской публики не представлял. Он был незаконнорожденным сыном одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что Пьер был выслан из столицы. С этим жизненным багажом он и появляется в Москве. В свою очередь, высший свет тоже не привлекает молодого человека. Он не разделяет мелочность интересов, эгоизм, лицемерие его представителей. «Жизнь — это что-то более глубокое, значительное, но неведомое ему», — размышляет Пьер Безухов. «Война и мир» Льва Толстого помогают понять это читателю.

Бородинское сражение

Отечественная война 1812 года сломала сложившийся устой, став настоящим испытанием для страны и ее граждан. Это трагическое событие напрямую коснулось и Пьера. Бесцельная жизнь в богатстве, удобстве была без раздумий оставлена графом ради служения отечеству.

Именно на войне Пьер Безухов, характеристика которого до сих пор не была лестной, начинает по-другому смотреть на жизнь, понимать то, что было неведомо. Сближение с солдатами, представителями простого народа, помогает переоценить жизнь.

Особую роль в этом сыграло великое Бородинское сражение. Пьер Безухов, находясь в одном строю с солдатами, увидел их настоящий патриотизм без фальши и наигранности, готовность без раздумий ради отчизны отдать жизнь.

Разрушения, кровь, и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Вдруг, неожиданно для себя, Пьер начинает находить ответы на вопросы, мучившие его так много лет. Все становится предельно ясно и просто. Он начинает жить не формально, а всем сердцем, испытывая, незнакомое ему чувство, объяснение которому в этот момент дать еще не может.

Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого Война и мир, т. IV, ч.1, гл. XI, XII)

Предыстория эпизода

Действие романа охватывает события наполеоновской войны, повлиявшей на судьбы всех героев. И Болконский, и Безухов изначально были увлечены личностью Наполеона, он казался им великим и разумным правителем. И только лишь оказавшись в самой гуще военных событий, оба героя пересмотрели свои взгляды: князь Андрей был ранен, а Пьер оказался в плену.

Безухов — человек, который никакого отношения к военной службе не имеет. Встретил войну Пьер в Москве, занятой французами. Тем удивительнее его решение уйти из дома и, переодевшись, чтобы не быть никем узнанным, пойти воевать. Объяснением этого поступка может послужить разочарование в любви (неудавшийся брак с Элен) и последовавшее за ним одиночество и утрата смысла жизни.

Читайте также:
Добро и зло в романе Война и мир - проблема раскрытия темы

Оказавшись на Бородинском сражении, он вместе с простыми людьми сталкивается с ужасом и животным страхом. Поняв глубину своего заблуждения о личности Наполеона, он решается на дерзкий шаг — убить вражеского императора в осаждённой Москве. Как человек, единожды державший пистолет в руке, он не мог закончить эту авантюру. Хоть и не став доблестным воином на поле сражения, Пьер всё же действовал геройски:

  • спас девочку из пожара, когда Москва начала гореть;
  • защитил женщину от нападок пьяных французов.

Он и Наташа Ростова в этом плане похожи. Иногда геройство заключается не только в смелости на поле битвы, но и в обычной жизни — заступиться за слабого или, как Наташа, отдать нужные себе подводы раненым.

Пьер Безухов в плену (по роману «Война и Мир»)

Безухов в плену

(по роману «Война и Мир»)

Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.

У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.

Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они… они все время до конца были тверды, спокойны”… — подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону… «Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.

Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “… в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось…”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.

В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. «… Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого».

Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».

В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.

В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.

«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

Читайте также:
Пикник на обочине кратко - читать онлайн содержание произведения

В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».

Информация о работе «Пьер Безухов в плену (по роману «Война и Мир»)»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 5978 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Нравственные и философские изыскания Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»

… Долохову удается стать своим человеком в среде людей-масок, но его не принимают в свою среду Ростовы, вынесшие ему приговор устами Наташи. В чем же человек по мысли Толстого, может найти утешение? Весь роман “Война и мир” — это гимн человеческому единению. Всякий раз после описания разрушительных начал, таящихся в светском обществе, Толстой обращается к характерам, стремящимся к единению. Толстой …

Богатство душевного мира героев А.Н. Толстого в романе «Война и Мир».

живания, а также и их внутренний мир, душевное богатство. Примером могут служить любимые герои Толстого, такие, как князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Писатель показывает нам духовные искания Андрея и Пьера, их отношение к жизни, их любовь, подвиги на войне. Князь — добрый, честный, благородный человек, который прекрасно относится к женщинам, особенно к своей любимой …

Образы русских женщин в романе «Война и мир»

… светским человеком, говорит о ее неопытности. Наташа — натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце. Наташа — это пленительный образ русской женщины, одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлекает ее, и в этом помогает ему его развратная сестра …

Дворянское общество в романе «Война и мир»

… как боевой офицер, разумеется, понимал значимость и заслуженную славу этого ордена. Как раз в пору создания «Войны и мира» император Александр II возложил сам на себя орден Георгия 1-й степени, чем вызвал бурю возмущения в обществе и армии. Уничижительное отношение к Георгиевскому кресту в романе не имеет реальных оснований и может быть объяснено только с точки зрения идейной позиции автора. …

Значение заточения

Взятого в плен Безухова приговорили к расстрелу за то, чего он не совершал. И именно это событие стало отправной точкой изменения мировоззрения героя. На поле боя он видел настоящее мужество солдат, их героизм и самопожертвование. Бок о бок с ними шла смерть, несправедливо отнимающая жизни этих людей.

Пьера сковывал страх, о котором он в заточении вспоминал: «…Как ужасен страх, и как позорно я отдался ему!» Но он помнил и о том, как простые люди стойко держались и шли в бой, не заботясь о собственной жизни. После этого Пьер и захотел сблизиться с ними, понять их и «проникнуться тем, что делает их такими».

В плену исчезли все противоречия и различия между людьми, стали неважны принадлежность к сословию, уровень богатства, воспитания или образования, русский ты, венесуэлец или француз. У пленников общая беда, сострадание друг к другу и желание помочь. Из заточения Пьер вышел крепким молодым человеком, полнота ушла, пришла сила не только физическая, но и моральная. Его страхи улетучились, он понял, что «на свете нет ничего страшного».

Решение убить Наполеона

Влияние масонов, разочарование в браке, дикое одиночество и непонимание смысла жизни толкает Пьера на странный необдуманный поступок. Безухов попадает на поле Бородинской битвы, он ощущает страх и вместе с тем единение с простыми людьми, которые делают историю. Он считает, что сможет избавить мир от тирана и пытается прорваться в логово французов в оккупированной Москве. Естественно, что человек державший оружие в руках лишь однажды (во время дуэли с Долоховым) не был готов к такому шагу.

Пьер попадает в плен, его приговаривают к расстрелу за то, чего он не совершал. Всё происходящее герой видит по-новому: существует смерть, несправедливость, дикий животный страх, настоящая смелость и самопожертвование. Именно время, проведённое в плену, влияет на всё то, что было огромной неразрешённой проблемой для героя – Пьер начинает ценить жизнь, перестаёт искать некий высший смысл, учится мудрости и смирению.

Роль Каратаева в судьбе героя

Так же, как Пьер, попал в плен и Платон Каратаев — простой крестьянский мужик с собственной философией человеческого существования. Никто другой не смог объяснить Безухову, что настоящий смысл жизни — в детях и работе, в благодарности и любви. Простые слова, на которые Пьер посмотрел другими глазами. Не в деньгах счастье — это правда, если понять, что многие проблемы людей не из-за недостатка средств, а из-за их излишества.

Деятельный Каратаев даже в плену всегда занят делом:

  • готовит еду;
  • постоянно что-то чинит;
  • латает порванные вещи;
  • развлекает разговорами (например, подсказывает другу, как поберечь своё здоровье).

Поведение Безухова мало объяснимо, когда его друг заболевает: он не хочет лишний раз к нему обращаться, не подходит и не поддерживает, прекрасно понимая, какая участь того ждёт.

Толстой явно симпатизирует этому персонажу. Образ Платона Каратаева отражает жизненную позицию самого автора: никогда не сдаваться, идти своей дорогой, учиться, ошибаться и ещё учиться. Общаясь с Каратаевым, Пьер и сам начинает на жизнь смотреть спокойнее, прислушиваться к себе, своим эмоциям, а не к разуму. В беседах с простым мужиком Безухов успокаивается и понимает, что счастлив здесь и сейчас, зачем лишний раз переживать.

Жизнь после пленения

Месяц в неволе сильно изменил характер Пьера Безухова. Он, наконец, перестал искать высший смысл, руководящий его жизнью, для него стало ценным каждый прожитый день, а на смену разочарованию пришло смирение и мудрость. На всю жизнь он запомнил сцену казни пленных в первый день своей неволи, он видел реакцию французов и не мог понять, почему совершается такое зло. Трагичность событий, ужас неизбежности останутся с Безуховым навсегда. Кратко изложенный роман всегда включает в содержание главы, посвящённые Безухову, попадающему в плен, и смысл его пребывания там.

Читайте также:
Я научилась просто, мудро жить анализ - тема, идея стиха Ахматовой

После освобождения из плена Пьер ещё долгое время старается жить, придерживаясь каратаевских принципов. Краткая встреча Безухова с Каратаевым стала знаковой. Однако, его энергичная натура не позволяет просто принимать данность жизни. Он продолжает искать себя, но ко всему происходящему он относится намного проще.

В конце романа герой кардинально отличается от себя самого, но более раннего. Да, он стал заботливым семьянином, но и общественные интересы для него имеют первостепенное значение, что он с присущим ему рвением доказывает и в масонской ложе, и в кругах аристократов.

Путь исканий Пьера Безухова

После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.

Анализ эпизода “Пьер в плену”

Участники сцены расстрела и их изображение в романе Толстого “Война и мир”. Мысли Пьера о бессилии человека изменить неизбежный роковой порядок, установленный помимо него. Платон Каратаев как предельное выражение мыслей автора о границах свободы.

Рубрика Литература
Вид разработка урока
Язык русский
Дата добавления 22.01.2014
Размер файла 16,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ эпизода Пьер в плену

Плен оказался для Пьера предпоследним этапом его исканий. В одном из своих писем Толстой утверждал, что “мысль о границах свободы и зависимости” была главной в романе. Доказательству этой мысли посвящены и картины расстрела “поджигателей”.

Анализ эпизода

– Кто участники этой сцены и как их изображает Толстой? (Участники этой сцены – французы, поджигатели и толпа. “Большая толпа народа” состояла из русских, немцев, итальянцев, французов и стояла полукругом. Французские войска расположились “двумя фронтами”, поджигателей расставили “по известному порядку”).

– Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом? (“… все торопились, – и торопились не так, как торопятся, чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело“).

– Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя? (“Острожные, подойдя к столбу, остановились и… молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника”. “Фабричной не мог идти. Его тащили под мышки, и он что-то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк…, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь, оглядывался вокруг себя…”. Обратим внимание на характер повторяющихся сравнений).

– Братская связь между людьми разорвана: одни люди превратились в “подбитых зверей”, а другие? охотников).

– Как же чувствуют себя эти “охотники”? (“Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что-то делали у ямы”. “У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть…”).

– Почему? Что понимали все без исключения, и казнившие, и казнимые? (“Все, очевидно, несомненно знали, что они были преступники, которым надо было скорее скрыть следы своего преступления”).

– Какой вопрос мучит Пьера? (Да кто же это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?).

Значит, не они, а кто-то другой или, точнее, что-то другое создало весь этот кошмар. Человек – щепка, которую влечет поток истории.

– Как эта мысль подействовала на Пьера? (“С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось…, и все завалилось в кучу бессмысленного сора”).

Но в этот момент совершенно необходим в развитии Пьера. Чтобы принять новую веру, надо было разувериться в старых верованиях, отказаться от веры в человеческую свободу. Вся сцена расстрела, даже более страшная, чем сцена Бородинского сражения (вспомним описание закапывания фабричного), призвана была показать и Пьеру, и читателям, как бессилен человек изменить неизбежный роковой порядок, установленный кем-то помимо него.

– С кем встречается Пьер в плену? (С солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым).

Мы подходим к идейному центру романа. В Платоне Каратаеве – предельное выражение толстовских мыслей о границах свободы и зависимости. Надо внимательнее вчитаться во все, что сказано о Платоне Каратаеве. роман сцена толстой

– Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева? (Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое…).

– Что же так подействовало на Пьера, что заинтересовало в этом человеке? (Круглые движения, запах, занятость Платона, завершенность, слаженность движений).

– Какова манера речи Каратаева? (Язык его – народный).

Проанализируем вместе одну из реплик Платона Каратаева (Э, соколик, не тужи, – сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!). На какие особенности речи обратили внимание? (Просторечия; насыщенность пословицами и поговорками; манера общения).

Работа по вариантам:

I вариант: просторечия, элементы фольклора (буде, картошки важнеющие, гошпиталя, сам-сем, животов полон двор и др.).

II вариант: пословицы и поговорки (Час терпеть, а век жить, Гед суд, так и неправда, Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае, Не нашим умом, а Божьим судом и др.). О смысле этих поговорок мы еще поговорим, сейчас же отметим лишь наличие этих пословиц как особенность речи Каратаева.

Читайте также:
«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание произведения, история исследования времени, анализ, жанр, характеристика

III вариант: манера общения с собеседником (“… сказал он с нежно-певучей лаской…”, со “сдержанною улыбкой ласки”, “был огорчен тем. что у Пьера не было родителей”).

Он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые (!) кто-то заинтересовался не пленным Безуховым, а человеком Безуховым. В голосе у Платона – ласка.

– Опишите внешность Каратаева. (“Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые).

Когда-то Наташа сказала о Пьере, что он четвероугольный. Пьера привлекает эта “круглость” Каратаева. И сам Пьер должен как бы срезать углы в своем отношении к жизни и тоже стать круглым, как Каратаев.

– В чем смысл рассказа Каратаева о том, как он попал в солдаты?

Все совершится, как надо, и все – к лучшему. Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья. Каратаев выражает толстовскую мысль о том, что правда – в отказе от своего “я” и в полном подчинении судьбе. Все пословицы Каратаева сводятся к этой вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное – лучшее.

Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае – это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадает раньше капусты. Это – вера в неизбежность совершения Божьего суда. Сразу же в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит это, Платон отвечает “не нашим умом, а Божьим судом”.

– В этой поговорке – основа каратаевщины: чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по Божьей воле.

Если признать истинной эту философию (квиетизм), тогда можно не страдать от того, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире.

Толстой пытается доказать это, но жизнь опровергает эту философию.

– Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера? (Пьер “чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе).

– В чем же нашел теперь счастье Пьер? (Счастье теперь в отсутствии страданий, удовлетворении потребностей и “вследствие того свобода выбора занятий”… “Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием…”).

Мысль пытающаяся поднять человека над его непосредственными потребностями, лишь вносит путаницу и неуверенность в душу человека. Человек не призван делать более того, что касается его лично. (Пьеру … не приходило и мысли ни о России, ни о войне, ни о политике, ни о Наполеоне). Человек должен определить границы своей свободы, говорит Толстой. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в нем самом.

– Как отзывается Пьер на грубое требование часового не выходить из рядов пленных? (“И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!”).

Почувствовав внутреннюю свободу, став безразличным к внешнему течению жизни. Пьер находится в необычайно радостном настроении, настроении человека, открывшего наконец истину.

Заключение

К этой истине был близок князь Андрей на Аустерлице (бесконечное высокое небо). Бесконечные дали открывались и перед Николаем Ростовым, но они остались ему чуждыми. А теперь Пьер, познавший истину, не только видит эту даль, но чувствует себя частицей мира. (“Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. “И все это мое, и все это во мне, и все это я!” – думал Пьер”).

Так выразил Толстой ту мысль, которая, как он писал Погодину, была ему наиболее дорога в романе. Мы можем не соглашаться со взглядами Толстого на границы свободы и зависимости человека, но понять их мы должны.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История создания романа “Война и мир”. Система образов в романе “Война и мир”. Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика “несправедливой” войны 1805 года.

курсовая работа [71,5 K], добавлен 16.11.2004

Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого “Война и мир”. Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

контрольная работа [20,1 K], добавлен 31.05.2010

Тема истинной любви и душевной красоты как одна из основных в романе “Война и мир”. Отличие чувств Пьера Безухова от любви князя Андрея. Главная причина душевной апатии героини. Семья Наташи и Пьера как образ идеальной семьи по мнению Льва Толстого.

сочинение [12,6 K], добавлен 06.10.2013

Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

реферат [47,6 K], добавлен 06.11.2008

Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого. Добро и зло в романе “Преступление и наказание”. Стремление к нравственному идеалу. Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе “Война и мир”. Тема “маленького человека” в романах Достоевского.

курсовая работа [42,1 K], добавлен 15.11.2013

Анализ эпизода, когда Пьер Безухов оказался в плену

Пьер Безухов — один из любимых героев Льва Толстого. Пусть и не самый красивый, этот незаконнорожденный сын знатного господина привлекает автора не с внешней, а с внутренней стороны. Видно, как развивается его образ на протяжении всего романа. Лучше понять характер и объяснить поступки позволит анализ эпизода Пьера Безухова в плену.

  1. Предыстория эпизода
  2. Значение заточения
  3. Роль Каратаева в судьбе героя
  4. Жизнь после пленения
Читайте также:
“Капитанская дочка”: краткое содержание романа А. С. Пушкина по главам

Предыстория эпизода

Действие романа охватывает события наполеоновской войны, повлиявшей на судьбы всех героев. И Болконский, и Безухов изначально были увлечены личностью Наполеона, он казался им великим и разумным правителем. И только лишь оказавшись в самой гуще военных событий, оба героя пересмотрели свои взгляды: князь Андрей был ранен, а Пьер оказался в плену.

Безухов — человек, который никакого отношения к военной службе не имеет. Встретил войну Пьер в Москве, занятой французами. Тем удивительнее его решение уйти из дома и, переодевшись, чтобы не быть никем узнанным, пойти воевать. Объяснением этого поступка может послужить разочарование в любви (неудавшийся брак с Элен) и последовавшее за ним одиночество и утрата смысла жизни.

Оказавшись на Бородинском сражении, он вместе с простыми людьми сталкивается с ужасом и животным страхом. Поняв глубину своего заблуждения о личности Наполеона, он решается на дерзкий шаг — убить вражеского императора в осаждённой Москве. Как человек, единожды державший пистолет в руке, он не мог закончить эту авантюру. Хоть и не став доблестным воином на поле сражения, Пьер всё же действовал геройски:

  • спас девочку из пожара, когда Москва начала гореть;
  • защитил женщину от нападок пьяных французов.

Он и Наташа Ростова в этом плане похожи. Иногда геройство заключается не только в смелости на поле битвы, но и в обычной жизни — заступиться за слабого или, как Наташа, отдать нужные себе подводы раненым.

Значение заточения

Взятого в плен Безухова приговорили к расстрелу за то, чего он не совершал. И именно это событие стало отправной точкой изменения мировоззрения героя. На поле боя он видел настоящее мужество солдат, их героизм и самопожертвование. Бок о бок с ними шла смерть, несправедливо отнимающая жизни этих людей.

Пьера сковывал страх, о котором он в заточении вспоминал: «…Как ужасен страх, и как позорно я отдался ему!» Но он помнил и о том, как простые люди стойко держались и шли в бой, не заботясь о собственной жизни. После этого Пьер и захотел сблизиться с ними, понять их и «проникнуться тем, что делает их такими».

В плену исчезли все противоречия и различия между людьми, стали неважны принадлежность к сословию, уровень богатства, воспитания или образования, русский ты, венесуэлец или француз. У пленников общая беда, сострадание друг к другу и желание помочь. Из заточения Пьер вышел крепким молодым человеком, полнота ушла, пришла сила не только физическая, но и моральная. Его страхи улетучились, он понял, что «на свете нет ничего страшного».

Роль Каратаева в судьбе героя

Так же, как Пьер, попал в плен и Платон Каратаев — простой крестьянский мужик с собственной философией человеческого существования. Никто другой не смог объяснить Безухову, что настоящий смысл жизни — в детях и работе, в благодарности и любви. Простые слова, на которые Пьер посмотрел другими глазами. Не в деньгах счастье — это правда, если понять, что многие проблемы людей не из-за недостатка средств, а из-за их излишества.

Деятельный Каратаев даже в плену всегда занят делом:

  • готовит еду;
  • постоянно что-то чинит;
  • латает порванные вещи;
  • развлекает разговорами (например, подсказывает другу, как поберечь своё здоровье).

Поведение Безухова мало объяснимо, когда его друг заболевает: он не хочет лишний раз к нему обращаться, не подходит и не поддерживает, прекрасно понимая, какая участь того ждёт.

Толстой явно симпатизирует этому персонажу. Образ Платона Каратаева отражает жизненную позицию самого автора: никогда не сдаваться, идти своей дорогой, учиться, ошибаться и ещё учиться. Общаясь с Каратаевым, Пьер и сам начинает на жизнь смотреть спокойнее, прислушиваться к себе, своим эмоциям, а не к разуму. В беседах с простым мужиком Безухов успокаивается и понимает, что счастлив здесь и сейчас, зачем лишний раз переживать.

Жизнь после пленения

Месяц в неволе сильно изменил характер Пьера Безухова. Он, наконец, перестал искать высший смысл, руководящий его жизнью, для него стало ценным каждый прожитый день, а на смену разочарованию пришло смирение и мудрость. На всю жизнь он запомнил сцену казни пленных в первый день своей неволи, он видел реакцию французов и не мог понять, почему совершается такое зло. Трагичность событий, ужас неизбежности останутся с Безуховым навсегда. Кратко изложенный роман всегда включает в содержание главы, посвящённые Безухову, попадающему в плен, и смысл его пребывания там.

После освобождения из плена Пьер ещё долгое время старается жить, придерживаясь каратаевских принципов. Краткая встреча Безухова с Каратаевым стала знаковой. Однако, его энергичная натура не позволяет просто принимать данность жизни. Он продолжает искать себя, но ко всему происходящему он относится намного проще.

В конце романа герой кардинально отличается от себя самого, но более раннего. Да, он стал заботливым семьянином, но и общественные интересы для него имеют первостепенное значение, что он с присущим ему рвением доказывает и в масонской ложе, и в кругах аристократов.

Пьер Безухов в плену в романе “Война и мир” Толстого: описание, анализ

Пьер Безухов
(актер Сергей Бондарчук)

Граф Пьер Безухов является одним из главных героев знаменитого романа “Война и мир” Толстого. Пребывание Пьера в плену у французов является одним из ключевых эпизодов в его биографии.

В этой статье представлена краткое описание жизни Пьера Безухова в плену в цитатах из романа “Война и мир” Толстого, анализ событий.

Пьер Безухов в плену в романе “Война и мир” Толстого: описание в цитатах

Как Пьер Безухов попадает в плен?

Осенью 1812 г. французская армия занимает Москву. Пьер Безухов остается в городе и 3 сентября 1812 г. отправляется на поиски Наполеона, чтобы лично расправиться с ним:

“— Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? — спросила его Наташа, слегка улыбаясь. — Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?

Пьер признался, что это была правда. ” (том 4 часть 4 глава XVII)

“Пьер проснулся 3-го сентября поздно.” (день попадания в плен, том 3 часть 3 глава XXXIII)

“На вопрос, что̀ он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu’il avait sauvé des flammes* (*спасенного им из пламени). — Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что. Его остановили: это не шло к делу.” (том 4 часть 1 глава IX)

“Нет, я пошел на пожар, а тут они схватили меня, судили за поджигателя.” (том 4 часть 1 глава XII)

“Тут приехал разъезд и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.” (том 4 часть 4 глава XVII)

Подробнее о причинах попадания Пьера в плен читайте в томе 3 части 3 главах XXXIII и XXXIV.

“Преступников расставили по известному порядку, который был в списке (Пьер стоял шестым), и подвели к столбу. Несколько барабанов вдруг ударили с двух сторон и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души.” (том 4 часть 1 глава XI)

“Повели пятого, стоявшего рядом с Пьером — одного. Пьер не понял того, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни.” (том 4 часть 1 глава XI)

“Перед вечером, караульный унтер-офицер с двумя солдатами вошел в церковь и объявил Пьеру, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных.” (том 4 часть 1 глава XII)

“Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминания тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными.” (том 4 часть 3 глава XII)

“В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было 23 человека пленных солдат, три офицера и два чиновника. Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского доброго и круглого.” (том 4 часть 1 глава XIII)

“Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.” (том 4 часть 1 глава XIII)

“— Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека — дурачка.” (воспоминания Пьера, том 4 часть 4 глава XVII)

“Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену. Несмотря на то, что французы предлагали перевести его из солдатского балагана в офицерский, он остался в том балагане, в который поступил с первого дня.” (том 4 часть 2 глава XII)

“Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке его прежнего платья, солдатских порток, завязанных для тепла веревочками на щиколках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки. Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел всё тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно-готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергическою, готовою на деятельность и отпор — подобранностью. Ноги его были босые.” (том 4 часть 2 глава XI)

Несмотря на все трудности, именно в плену Пьер обретает спокойствие и довольство собой, которые безуспешно искал в масонстве, светской жизни, любви и т.д.:

“И именно в это-то самое время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что̀ так поразило его в солдатах в Бородинском сражении — он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве.” (том 4 часть 3 глава XII)

“Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, т. е. образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека. Здесь, теперь только, в первый раз Пьер вполне оценил наслажденье еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, сна, когда хотелось спать, тепла, когда было холодно, разговора с человеком, когда хотелось говорить и послушать человеческий голос. Удовлетворение потребностей — хорошая пища, чистота, свобода — теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием, а выбор занятия, т. е. жизнь, теперь, когда выбор этот был так ограничен, казались ему таким легким делом. ” (том 4 часть 3 глава XII)

“В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных, человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину — он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что как нет на свете положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был вполне несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка. ” (том 4 часть 3 глава XII)

“6-го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинною, на коротких, кривых ножках, лиловою собаченкой, вертевшеюся около него.” (том 4 часть 2 глава XI)

“. как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и согревая другую; что, когда он бывало надевал свои бальные, узкие башмаки, он точно так же страдал как и теперь, когда он шел уже совсем босой (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками.” (том 4 часть 3 глава XII)

“Из всего того, что потом и он называл страданием, но чего тогда он почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие его, согревали его тело). Одно было тяжело в первое время — это ноги.

Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал, что невозможно ступить на них; но когда все поднялись, он пошел прихрамывая и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру еще страшнее было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.” (том 4 часть 3 глава XII)

“Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Всё сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул.” (том 4 часть 3 глава XV)

“Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из 330-ти человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста.” (том 4 часть 3 глава XII)

“Его убили почти при мне. — И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.” (воспоминания Пьера о Каратаеве, том 4 часть 4 глава XVII)

“В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.” (том 4 часть 3 глава XI)

“Перед восходом солнца его разбудили громкие, частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.

— Les cosaques!* (*Казаки!) — прокричал один из них и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.

Долго не мог Пьер понять того, что̀ с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.

— Братцы! Родимые мои, голубчики! — плача кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали, кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и плача целовал его.” (том 4 часть 3 глава XV)

“В день своего освобождения. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. В тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Всё это Пьеру казалось тогда только странно.” (том 4 часть 4 глава XII)

“Пьер, как это бòльшею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел, и на третий день своего приезда, в то время как, он собрался в Киев, заболел и пролежал в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел.” (том 4 часть 4 глава XII)

“Но как только он приехал в Орел, он заболел.” (том 4 часть 4 глава XII)

“В конце января Пьер приехал в Москву и поместился в уцелевшем флигеле. Все торжествовали победу; всё кипело жизнью в разоренной и оживающей столице.” (том 4 часть 4 глава XV)

“Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года. ” (эпилог часть 1 глава X)

“— Говорят: несчастия, страдания, — сказал Пьер, — Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или с начала пережить всё это? Ради Бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, что как нас выкинет из привычной дорожки, всё пропало: а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, — сказал он, обращаясь к Наташе.” (том 4 часть 4 глава XVII)

“Все мечтания Пьера теперь стремились к тому времени, когда он будет свободен. А, между тем, впоследствии и во всю свою жизнь, Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время.” (том 4 часть 2 глава XII)

Это было краткое описание жизни Пьера Безухова в плену в цитатах из романа “Война и мир” Льва Толстого, анализ событий.

Читайте также:
Сентиментализм в литературе - основные темы и идеи, герои и характеры

Пьер Безухов в плену (по роману “Война и Мир”)

Пьер Безухов в плену

(по роману “Война и Мир”)

Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.

У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.

Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они. они все время до конца были тверды, спокойны”. – подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. “Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

Читайте также:
«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание произведения, история исследования времени, анализ, жанр, характеристика

Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.

Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “. в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось. ”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.

В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. “. Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого”.

Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».

В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.

Читайте также:
Вельд краткое содержание рассказа Рэя Брэдбери, анализ произведения, главные герои, основной смысл, проблема доброты и жестокости

В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.

«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».

Пьер в плену (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. IV, ч. 1)

Пьер Безухов – один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера – это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер – натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта.

Главная черта героя – искание успокоения, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.
Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель

Постоянный портретный признак – массивная, толстая фигура Пьера Безухова, может быть в зависимости

У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое – детское, доброе. В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни.
С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер – поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека. С другой стороны, Пьер участвует в кутеясах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов.

Чувственное сначала одерживает верх над духовным: он женится на чуждой ему Элен. Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина.

В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя.

Читайте также:
Я научилась просто, мудро жить анализ - тема, идея стиха Ахматовой

Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона.
Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэли, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: “Глупо… глупо! Смерть… ложь…” – твердил он, морщась. Глупо и ложь – это опять относится только к нему самому.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.
Разорвав с женой, Пьер по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (вечные) вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?

Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Здесь он встречает масона Баздеева.

В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью.

Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире… Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов – этих ничтожных людей – интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.
Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего.

Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий.
Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя – принятое им решение убить Наполеона. В одной из иллюстраций Шмаринов хорошо передает эту черту: Пьер изображен переодетым в простонародное платье, делающее его неуклюжим, мрачно-сосредоточенным.

По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке: Толстой находит его в слиянии с народом и природой.
Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми. В плену Пьер обретает это спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде.

Здесь он узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей… Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решение вопроса о смысле жизни: он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянной светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки, все обманули его. И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в Каратаеве – верность и неизменность.

Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер.
В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков.

Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. Деятельная добродетель, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса.

Необходимо объединение честных людей.
Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него.

При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.
Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: