Пьер Безухов – характеристика героя, жена графа, духовные искания

Жизненный путь Пьера Безухова в романе “Война и мир”: духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии

Меню статьи:

Пьер Безухов является тем персонажем, который вызывает чувство восхищения и жалости одновременно. Незаурядный внешний вид молодого человека определенно отталкивает – Пьер выглядит обрюзгшим и некрасивым, однако в противовес к этому он красив душой, и в этом заключается особый трагизм этого персонажа. Толстой неоднократно наталкивает читателя на мысль о том, что хорошо любить красивого, привлекательного человека, в то время как внешне неприятного любить сложно.

Детство и юношество Пьера Безухова

Пьер Безухов был незаконнорожденным наследником графа Кирилла Безухова. Несмотря ни на что, граф Кирилл дал своему сыну достойное образование и воспитание – десять лет Пьер вместе с гувернером живет за границей, где и проходит процесс его обучения.

В 20-ти летнем возрасте Пьер возвращается в Россию. На этот момент граф Кирилл был тяжело болен и находился на грани жизни и смерти. Несмотря на то, что старый граф фактически не принимал личное участие в воспитании Пьера и был для молодого человека чужим и незнакомым, Пьер искренне жалеет отца и переживает за него.

Вернувшись в Россию, Пьер некоторое время пребывал в замешательстве – в виду своего возраста, особенностей воспитания и чувствительности натуры, он рисует себе жизнь, полную ярких красок, бескорыстия и стремления к вечному и прекрасному, но не знает с чего начать.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию описание второй части второго тома романа Л.Н. Толстого “Война и мир” по главам.

Пьер часто появляется в компании с Анатолем Курагиным, также поддерживает дружеские отношения с Андреем Болконским. На первый взгляд кажется, что Пьер в виду своей наивности пытается быть хорошим для всех, но по сути это не так – молодой человек общается с различными по характеру и моральным ценностям людьми, чтобы определить, что подходит ему.

Граф Кирилл Безухов в скором времени умирает, оставляя все свое бесчисленное богатство Пьеру. С этих пор молодой человек становится самым желаемым гостем во всех домах и перспективным женихом. Князь Василий Курагин помогает Пьеру обустроиться в новом для него мире – он способствует зачислению Пьера в дипломатический корпус и присвоению Безухову чина камер-юнкера.
Вскоре князь Василий сумел расположить Пьера к себе и даже женить его на своей дочери.

Женитьба на Елене

Елена Курагина не была типичной «русской женщиной». В ней не было ни застенчивости, ни кротости характера, ни мудрости. Однако, Елена, безусловно, обладала одним из самых сильных оружий – красотой, шармом и жеманством. Многие молодые люди мечтали обладать этой девушкой, поэтому Пьер, который из-за своей внешности не был любимцем прекрасного пола, был пленен Еленой и довольно быстро сделал девушке предложение.

Елена вызывает у Пьера страсть, плотское желание, которого Безухов стыдится – в его понятии это низкие чувства. Пьер убежден, что семья – это нечто возвышенное, основанное на гармонии.

Каковой бы ни была сильной страсть Пьера, умение оценивать ситуацию у него все еще остается – Пьер понимает, что Елена глупа, но просто так отказаться от нее не может. Пока молодой человек раздумывал, нужна ли ему Елена, князь Василий удачно обставил ситуацию так, что Пьер стал неофициальным женихом Елены. Мягкохарактерному Безухову было сложно пойти против общественного мнения, и он сделал предложение Елене, хоть и осознавал, что это не та женщина, которая ему подходит.

Разочарование в семейной жизни не заставило долго ждать – Елена не стала скрывать своего отвращения и напрямую заявила, что она не намерена рожать детей от такого человека, как Безухов.

Дорогие читатели! Предлагаем проследить за характеристикой княжны Марьи Болконской в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”.

В этот момент Пьер начинает осознавать, что его понятие о семье и семейной жизни было утопией. Безухов медленно погружается в хандру и становится абсолютно несчастливым в семейной жизни.
Елена не стала удручаться семейной жизнью и, пользуясь деньгами мужа, стала на путь светской львицы. Скоро в доме у Безуховых стала собираться элита общества. Сам Пьер не брал участие в мероприятиях жены и удачно ретировался из ее жизни. Елена заводит себе любовников, и скоро о ее любовных похождениях начинает говорить весь город. Единственный человек, который был в неведении – Пьер Безухов, он все так же считал свою жену честной и благочестивой.

Известия об изменах жены для Пьера стали неприятным событием. Разгневанный Безухов впервые проявляет характер – в ссоре с женой он не ведет себя как обычно – стеснительным мямлей – гнев и злость вырываются наружу. Пьер перестает жить с женой, но не перестает ее спонсировать, что не могло не радовать Елену.

Со временем Пьер опять сближается с женой, но жить полноценной семьей все же не получается. Елена все также изменяет мужу. Что правда Безухов получает нечто вроде моральной компенсации за такое поведение жены – повышение по службе, которого, впрочем, стыдится. В результате молодые люди полностью исчерпывают себя в рамках совместного брака – Елена принимает католичество, чтобы развестись с мужем, но осуществить задуманное не успевает – женщина умирает. Таким образом, брак Пьера Безухова с красавицей Еленой Курагиной продлился 6 лет.

Толстой не детализирует описание воссозданного эффекта на Пьера этим известием. Смерть Елены происходит во время пребывания Пьера в плену и, как следствие, знакомства его с Каратаевым. Исходя из общей ситуации, можно предположить, что он испытал значительное облегчение, так как смерть Елены позволяла ему вновь обрести свободу и внутреннее равновесие.

Масонство

Сложные отношения в браке и ощущение дисгармоничности себя как личности, способствуют возникновению желания найти себя в этом мире, ощутить себя нужным и полезным.

Пьер был далек от религии – он не верил в Бога, поэтому даже в сложный период своей жизни он не испытывает потребности искать утешение в лоне религии. По воле случая Безухов знакомится с Иосифом Алексеевичем Баздеевым, который состоял в масонской ложе.

Идеи этого общества скоро пленяют молодого человека – он видит в этом возможность обрести счастье. Масоны радостно принимают Пьера в свои ряды. Причина этого радушия кроется в состоянии Безухова – Пьер может вносить существенные сумы в качестве пожертвования. Исходя из такой позиции, разочарование Пьера в масонстве не заставило себя долго ждать. В 1808 году Пьер неожиданно для себя стал главой петербуржского масонства.

Читайте также:
Краткое содержание Шуточка - можно прочитать онлайн на нашем сайте

Смерть Баздеева стала неприятным известием в жизни Безухова – Пьер теряет всякий интерес к общественной деятельности и саморазвитию. В этот же период происходит обручение Наташи Ростовой и Андрея Болконского – Пьер, безусловно, испытывает дружеские чувства по отношению к князю Андрею, но порадоваться за него не может – его симпатия к Наташе не позволяет ему это сделать. В результате Безухов начинает жить как настоящий повеса – его часто можно было заметить в кутежах и пьянках вместе с Анатолем Курагиным.

Пьер на войне

В 1812 году жизнь готовит для Безухова еще один неприятный сюрприз – война с Наполеоном. Это событие для Пьера становится неприятно вдвойне. С одной стороны Пьеру неприятен сам процесс военных событий – по свое натуре он человек миролюбивый. С другой стороны Безухов всегда был восхищен образом Наполеона и как политической личностью, и как полководцем, но после того, как у Бонапарта появляется желание захватить Россию – восхищение Пьера этой персоной улетучивается, и его место занимает глубокое разочарование и даже злость.

Пьер решает послужить Родине – он отправляется на фронт. Благодаря своему состоянию, Безухов обеспечивает материально полк – принимать лично участие в военных действиях Безухов не может, да и в целом, он человек не военный.

Когда все же Пьер появляется на полях сражения, то все вокруг отмечают, что понятие Безухова о войне очень пространственно – его фигура в белых панталонах и отменном костюме выглядит очень комично на фоне всего побоища.

Пьер воспринимает все с какой-то восторженностью и торжественностью. Он отмечает, что лица у офицеров из окружения Кутузова запечатлелось «теплота чувств». Простые солдаты же не воспринимают Безухова столь радушно – на их лицах прочитывается злость и недоумение. Им непонятно, что делает здесь этот господин в изысканной шляпе. Как бы Пьер не был польщен военным дымом, он все же замечает такое отношение солдат к себе и ему становится неловко. У Пьера исчезает это чувство единства с военными, возникшее в самом начале, он понимает, что здесь он лишний.

Однако такая тенденция продлилась недолго – солдаты заметили, что Пьер ходит «под пулями как по бульвару», не боясь ни снарядов, ни смерти и прониклись к этому чудаковатому чужаку симпатией. Вскоре Пьер и вовсе стал любимцем. Когда эйфория прошла, Пьер погружается в сплин – конечно он и раньше понимал и осознавал, что война не бывает без жертв, однако вид умерших солдат, которые еще минуту назад смеялись и шутили, действует на него крайне удручающее.

Под общим воздействием Пьер решается совершить подвиг – убить так некогда горячо любимого ним Наполеона. Однако план Безухова терпит крах. Пьер оказывается в плену. Пребывание во французском плену открыло Пьеру глаза на многие вещи. Благодаря Платону Каратаеву Безухов начинает осознавать жизненные ценности и переосмысливать их. Наконец-то Пьер становится на путь, дающий ему надежду на счастье и гармонию.

Осознание смысла жизни

Действительность пошатнула веру в Бога Пьера, но после разговора Платоном Каратаевым, мировоззрение героя меняется. Платон помог посмотреть на жизнь проще, нашел ответы на вопросы, которые долго не давали покоя Пьеру.

В финале Пьер становиться участником, что бы побороться за свободу, честь и справедливость по отношению к людям. После тревог и разочарований, главный герой наслаждается семейным счастьем, обрел гармонию.

Женитьба на Наташе Ростовой

События войны с Наполеоном стали значимыми в жизни многих людей. Так, Наташа Ростова все-таки осознала свою привязанность к князю Андрею, но обрести счастье с этим человеком ей было не суждено – Болконский получил серьезное ранение и вскоре умер. В период морального истощения Натальи в ее жизни появляется Пьер Безухов, но уже не в качестве хорошего знакомого и друга, а в качестве жениха.

В этот раз Пьер не ошибся в выборе супруги – спокойная и кроткая Наталья стала воплощением его юношеского идеала супруги. Наташа не интересовалась светской жизнью, она редко бывала на людях и неохотно принимала гостей у себя.

В браке Ростовой и Безухова рождается трое дочерей и сын. Наталья полностью посвятила себя семейной жизни.

Характеристика Пьера Безухова

Своей внешностью, и поведением, и мыслями Пьер совершенно не похож на остальных героев рома­на «Война и мир». Пьер легко подчинялся чужому влиянию, этот мужчина мягкотелый и сомнительный человек. Мужчина веселый, наивный, радушный и доверчивый. Пьер не замечает как приходить в плен разгульной и внутренней жизни. Герой сразу не вписался в общественную обстановку, поддерживает взгляды Наполеона и открыто выражает свою точку зрения.

После смерти отца, Пьер получает в наследство все состояние и титул, с такой новостью люди меняет отношение к герою. Сыну жаль отца, но он никогда не был близок с отцом. Наследство становится тяжкой ношей с одной стороны – деньги и титул открывают все двери молодому человеку.

Князь Курагин, одержимый идеей завладеть состоянием Пьера, женил его на своей дочери Элен. Безухов скоро понимает, что совсем не любит свою жену, что она холодная, распутная и расчётливая женщина, и пытается с ней расстаться. Кардинальные перемены произошли в душе Пьера Безухова после поездки в Можайск, встречи с солдата­ми и ополченцами, пребывания на Бородинском поле во время знаменитой битвы. Еще во время встречи московских дворян с императором Александром I в Слободском дворце у Пьера возникло острое желание вырваться из привычного круга великосветской жизни, отказаться от богатства и связанной с ним власти.

Пройдя испытания жизни, он понял и осознал, что «иско­мая цель жизни» не существует. Зато он теперь имел веру… в живого, ощущаемого Бога. Прежде он искал Его в целях, которые он ставил себе. В Финале Пьер, наконец-то, нашёл свой смысл в жизни: любимая жена Наташа и дети. Он счастлив в семейной жизни, и ему нравится жить спокойно в имении, подальше от светского общества.

Пьер и тайное общество

Общественная деятельность Пьера Безухова не заканчивается с началом семейной жизни. в последних главах романа Толстой неоднократно делает намеки на принадлежность Пьера к какой-то тайной организации. По мнению исследователей, под этими намеками подразумевается деятельность в организации декабристов – юношеское стремление Пьера изменить мир к лучшему не покидает его.

Читайте также:
Орестея краткое содержание античной трагедии Эсхила, анализ трилогии, образы, проблематика и основной конфликт

Подведем итог: Пьер Безухов в некой мере является предшественником новой эпохи – гуманизма и гуманных изменений в обществе. Несмотря на все трудности, Пьер не остается в пучине светской жизни, его желание помочь другим, сделать мир лучше оказывается сильнее алкоголя, балов и красоты женщин. Моральная неудовлетворенность Безухова подстегивает его к поиску новых способов реализации себя в социуме. Путь его исканий однозначно, не самый легкий – множество разочарований становятся настоящим испытанием для молодого человека. В конце романа Пьер получает достойное вознаграждение – счастливую семью и возможность помогать другим.

Русская литература. 10 класс

Война и мир

История создания «Войны и мира» . Это произведение было результатом «безумного авторского усилия», которому Л. Н. Толстой отдал почти семь лет, едва ли не самых лучших, из своей жизни. Роман переписывался семь раз полностью (в этом классику помогали его домочадцы, особенно жена), сохранилось более 5 тысяч страниц, исписанных с обеих сторон, исследователи насчитали 34 варианта начала произведения. Всё это указывает на титанический труд, огромные силы, отданные писателем своему детищу. И результат превзошёл все ожидания: И. С. Тургенев, самый популярный в то время прозаик, признал, что «с появлением “Войны и мира” Толстой стал на первое место между всеми нашими современными писателями», потому что «ничего лучшего у нас никогда не было написано никем». И. А. Гончаров ска ламбурил в письме к И. С. Тургеневу так: «Он, т. е. граф, сделался настоящим львом литературы».

Замысел романа возник в 1856 году после встречи с декабристом С. Волконским и его женой, которые вернулись из сибирской ссылки. Впечатление от этих людей было громадным, и Толстой решает написать роман о декабристе, вернувшемся в 1856 году из ссылки и оценивающем себя и своих единомышленников в 1825 году и современный облик России. Так были созданы три главы романа под названием «Декабристы» (1860). Однако самому писателю главный герой был не совсем понятен: почему он имеет право выносить приговор всему обществу и почему ему можно верить? Поэтому время действия произведения несколько раз меняется. Сначала Л. Н. Толстой обращается к 1825 году — эпохе «заблуждений и несчастий» своего героя. Но и в этот период герой не был понятен автору, так как это был уже сформировавшийся человек. Лишь затем писатель переходит к 1812 году — времени, когда формировались характеры и идеалы декабристов. Так появляются наброски к роману «Три поры» (1863), указывающие, что классик задумал трилогию о декабристе, охватывающую 1812, 1825 и 1856-й годы. Но личность главного героя отступила на второй план, интерес писателя привлекли другие персонажи, временные рамки и содержание произведения вновь расширились: «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе против наполеоновской Франции, не описав наших неудач и нашего срама. Итак, от 1856 г . возвратившись к 1805 г ., я с этого времени намерен провести даже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1812, 1825 и 1856 гг.». В 1864 году был написан отрывок «С 1805 по 1814 год. Роман графа Л. Н. Толстого. 1805 год. Часть 1. Глава 1». Здесь главным героем был ещё декабрист и его семья, хотя чётко прослеживается авторский интерес к эпохе наполеоновских войн. Толстой интенсивно изучает в Румянцевском архиве исторические документы, масонские книги, акты и рукописи 1810—1820-х годов, мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских. В роман вводятся реальные исторические фигуры — Александр I и Наполеон, усложняется жанровая структура произведения, оно выходит за рамки семейно-бытовой хроники. Заголовок «1805 год» становится рабочим названием произведения, под которым с 1865 года роман частями появляется в печати. В 1866—1867 годах, после публикации первых двух частей, писатель делает наброски последних частей романа, назвав его «Всё хорошо, что хорошо кончается» , где должен быть счастливый финал, где оставались в живых Андрей Болконский и Петя Ростов. Но Толстого заинтересовала «мысль народная» в истории войны 1812 года. Писатель изучает многочисленные русские и зарубежные источники об Отечественной войне 1812 года, встречается с её участниками, а в сентябре 1867 года посещает Бородинское поле, составляет карту сражения. Именно в этот период возникло нынешнее название произведения — «Война и мир» , а сам роман получил окончательное оформление, соединив черты многих жанров. Бородинская битва становится кульминацией романа.

Произведение печаталось частями, по мере их написания, в журнале «Русский вестник» в 1865—1869 годах. После его завершения Л. Н. Толстой, готовя роман к отдельному изданию, перерабатывает его ещё раз. Меняется структура произведения (вместо шести томов, останутся четыре, часть философских размышлений переместится в эпилог). Автор проводит стилистическую правку: под влиянием критики Н. Н. Страхова, В. Г. Черткова, И. С. Тургенева переводит французский текст на русский язык (впоследствии от этого изменения отказался).

Поскольку роман вызвал колоссальное число откликов, Л. Н. Толстой пишет несколько статей о своём детище: «Наброски предисловия к “Войне и миру”» (1867), «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”» (1868). В них писатель разъясняет некоторые вопросы жанра, структуры, стиля своего произведения, даёт характеристику своим героям.

Жизненный путь Пьера Безухова, духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии | Роман “Война и мир” Толстого

Пьер Безухов.
Художник П. Боклевский

Жизненный путь Пьера Безухова является одной из центральных линий в романе “Война и мир”.

В этой статье представлен духовный путь Пьера Безухова, история жизни и основные этапы биографии в цитатах.

Жизненный путь Пьера Безухова, духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии в романе “Война и мир”

“Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный. “
(том 1 часть 1 глава X)

“Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.” (том 1 часть 1 глава X)

“. отца, которого он почти не знал. ” (том 1 часть 3 глава I)

“. Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером‑аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. “ (том 1 часть 1 глава VI)

“. перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все…” (том 1 часть 1 глава VI)

“. Пьер жил у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля. ” (том 1 часть 1 глава VI)

“Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: “Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на все согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога”. Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал.” (том 1 часть 1 глава V)

“Я только никак не знаю, что мне начать. ” (том 1 часть 1 глава VI)

“. Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге. ” (том 1 часть 1 глава XIII)

“. сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. ” (том 2 часть 3 глава XXIV)

“Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.” (том 1 часть 1 глава IV)

“Нельзя, mon cher , везде все говорить, что только думаешь.” (том 1 часть 1 глава V)

“Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту. ” (том 1 часть 1 глава VI)

Получение наследства и женитьба на Элен Курагиной

После смерти отца Пьер получает огромное наследство (том 1 часть 1):

“. Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым. ” (том 1 часть 3 глава I)

“. ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер-юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта. ” (чин камер-юнкера относился к высокому, V классу в “Табели о рангах” в то время) (том 1 часть 3 глава I)

“Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него.” (том 1 часть 1 глава III)

“. он решил, что женитьба на Элен была бы несчастие, и что ему нужно избегать ее и уехать. “ (том 1 часть 3 глава II)

“. он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых. ” (том 1 часть 3 глава II)


Разрыв отношений с Элен

Брак Пьера с Элен оказывается несчастливым. Вскоре в обществе начинают ходить слухи о том, что Элен обманывает Пьера с его приятелем Долоховым:

“. в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. ” (том 2 часть 1 глава IV)

“Вы… вы… негодяй. я вас вызываю, – проговорил он и, двинув стул, встал из‑за стола. ” (том 2 часть 1 глава IV)

“А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным. ” (том 2 часть 2 глава I)

“. вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно. “ (том 2 часть 1 глава VI)

“Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею. ” (том 2 часть 1 глава IV)

Пьер Безухов и масонство

Пьер чувствует себя несчастным из-за своего неудачного брака. Он не верит в Бога и разочарован в жизни:

“Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, – с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду. ” (том 2 часть 1 глава XI)

“Да, да, я несчастен, – подтвердил Пьер, – но что ж мне делать. ” (том 2 часть 2 глава II)

“Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев. Баздеев был одним из известнейших масонов. ” (том 2 часть 2 глава II)

“. Пьер. с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. ” (том 2 часть 2 глава II)

“На другой день после приема в ложу Пьер сидел дома. ” (том 2 часть 2 глава V)

“Вскоре после своего приема в братство масонов Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян. ” (том 2 часть 2 глава X)

“Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому. ” (том 2 часть 3 глава I)

“Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. ” (том 2 часть 3 глава VII)

“И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена. Летом еще в 1809 году Пьер вернулся в Петербург. ” (том 2 часть 3 глава VII)

После этого Пьер с переменным успехом продолжает масонскую деятельность, но все больше разочаровывается в братьях-масонах.

Возобновление отношений с Элен

Чтобы разобраться в себе, Пьер едет повидать своего благодетеля Баздеева. Тот советует Пьеру занятся саморазвитием, борьбой со своими недостатками. Желая быть добродетельным, как того требует масонство, Пьер соглашается снова жить со своей женой Элен. Супруги живут вместе в одном доме в Петербурге, но как соседи. Элен по-прежнему блистает на балах и нравится мужчинам:

“Я опять живу с женою. ” (том 2 часть 3 глава VIII)

“Я сказал жене, что прошу ее забыть все старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления. ” (том 2 часть 3 глава VIII)

“В душе же Пьера происходила за все это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям. ” (том 2 часть 3 глава IX)

“Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов)..” (том 2 часть 3 глава X)

“. о времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе. ” (том 2 часть 3 глава XXII)

Смерть благодетеля и разгульная жизнь

После продолжительной болезни Иосиф Алексеевич Баздеев, любимый наставник Пьера, умирает. В это же время Наташа Ростова обручается с его другом Андреем Болконским (Пьер влюблен в Наташу, но боится признаться самому себе в этом). Все эти перемены потрясают Пьера. Он снова “опускается” и ведет разгульную жизнь. Жена Элен делает ему замечание, после чего Пьер окончательно оставляет ее и уезжает жить в Москву:

“. после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него.

Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.” (том 2 часть 5 глава I)

“. Пьер был тем отставным, добродушно доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни. ” (том 2 часть 5 глава I)

Война 1812 года и плен

В 1812 г. Пьер живет в Москве. В этом году начинается война с Наполеоном. Перед Бородинским сражением Пьер приезжает на место битвы и наблюдает за ней своими глазами:

“. Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию. ” (том 3 часть 2 глава XXII)

“Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену. ” (том 4 часть 2 глава XII)

“Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла. ” (том 4 часть 1 глава II)

“Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что̀ так поразило его в солдатах в Бородинском сражении — он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве.” (том 4 часть 2 глава XII)

“Он сделался какой‑то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда. ” (Наташа о Пьере) (том 4 часть 4 глава XVII)

“Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена; смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.” (том 4 часть 4 глава XII)

“Свадьба Наташи, вышедшей в 13‑м году за Безухова. ” (эпилог часть 1 глава V)

“. у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын. ” (эпилог часть 1 глава X)

“Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот. ” (эпилог часть 1 глава XIV)

“Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов. мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности. ” (эпилог часть 1 глава XIV)

Таков жизненный путь Пьера Безухова в романе “Война и мир”, история жизни персонажа, основные этапы его биографии в цитатах, духовный путь исканий Пьера Безухова.

Характеристика и образ Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир

В романе Л.Н.Толстого присутствует огромное количество персонажей, широкое разнообразие образов, но одним из основных и первостепенных персонажей является Пьер Безухов.

Пьер – незаконнорожденный сын богатого графа Безухова. Он только что приехал из заграницы и первый раз оказался на светском балу в России, в таком обществе. Он с первых минут не вписался в общественную обстановку: поддерживает взгляды Наполеона и открыто выражает свою точку зрения. Тем не менее, Пьер веселый, наивный, радушный и доверчивый. Во время кутежа с Долоховым и Курагиным много пьет, играет в карты, после был отослан в имение к отцу.

Говоря о семейной жизни героя, Пьер женился на Элен Курагиной, но больше из-за того, что Василий Курагин подтолкнул его на это. Он стыдится своих чувств, воспринимает это как должное. В итоге Элен изменяет ему с Долоховым, а Пьер вызвал его на дуэль, где ранил оппонента. Это происшествие многое в нем изменило: он понимает, что семья Курагиных манипулировала им, он стремится повернуть жизнь в другое русло. Тогда Пьер решил, что уйдет от жены и уедет в Петербург. Желание разобраться в себе и найти свою цель жизни приводит Пьера Безухова к масонству. Во время этого эпизода переосмысления всех жизненных ценностей он начал верить в Бога, разочаровался в семейной жизни.

Стоит отметить отношение Безухова к крестьянам. В своем имении он принимает меры по освобождению крестьян, но из-за недостаточного контроля деньги уходили в пустоту.

Пьер Безухов принимал участие в войне 1812 года, так как его побуждает отправиться туда желание быть полезным для страны. Тогда он счастлив, что он един со своим народом. Под влиянием опыта, приобретенном на Бородинской битве, у него даже появляется идея убить Наполеона. Но из-за драки с солдатами Пьер попадает в плен к французам, где обретает спокойствие. Он понимает, что человек сотворен для счастья, а все несчастье от излишка.

В итоге, Пьер находит свое счастье в лице Наташи Ростовой. Он жениться на ней, и их брак становится исполнением их мечты и целей: Наташа стала матерью, а Пьер нашел свое счастье в том, что понял, что он является своеобразной опорой для более беззащитного человека.. Безуховы живут хорошо, у них четверо детей.

Вариант 2

Пьер Безухов является одним из центральных персонажей шедевра русской классики, романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого.

Впервые в романе этот персонаж встречается в эпизоде, действия которого разворачиваются в салоне Анны Павловны Шерер. Пьер Безухов предстаёт перед читателем двадцатилетним молодым человеком, который не вписывается в общество посетителей вечера мадам Шерер. Он умён, воспитан и любознателен, но при этом, робок и наивен. А члены светского общества привыкли во всём искать личную выгоду, сплетничать и рассуждать на пустяковые темы.

Пьер является незаконнорождённым сыном высокопочитаемого графа Кирилла Безухова. После его смерти Пьер получает в наследство огромнейшее состояние. С 10 лет он воспитывался за границей, но в 20 лет вернулся на родину. Получив в своё распоряжение большое количество денег, он принимается посещать различные светские вечера и ни в чём себе не отказывает. Но очень быстро ему надоедает общество вычурных аристократов.

Пьер женится на Элен Курагиной. Девушка молода и красива, но глупа и Безухова не любит, выходит за него замуж по расчёту. Позднее выясняется, что Элен изменяла ему, а через 6 лет брака она умирает.

Автор описывает Пьера Безухова как исключительно доброго и отзывчивого человека, который даже к слугам относится с уважением и снисходительностью. Его лучший друг, Андрей Болконский, считает, что у юноши золотое сердце. Пьер обладает скромностью и сочувствием к окружающим, но, в то же время, он рассеянный и непрактичен, что позволяет окружающим манипулировать им. К примеру, управляющий его делами обманывает и ворует деньги молодого человека.

Граф не может найти своё место в жизни, ни одно занятие не кажется ему по-настоящему интересным. Во время, описанное в романе, среди людей, происходящих из знатных родов, было принято служить в армии или занимать государственные должности, но Пьер так и не смог определиться с призванием и ничем не занимается.

Что касается внешности Безухова, то автор представляет его читателю как мужчину крупного телосложения с короткой стрижкой, он носит очки и одевается по последней моде.

Во время войны 1812 года Пьер попадает во французский плен, где существенно меняет свои взгляды на жизнь.

По возвращению домой, молодой граф женится на Наташе Ростовой, девушке, с которой дружил с самого детства. У них рождается сын и три дочери. Именно с ней он смог стать действительно счастливым человеком.

Персонаж Пьера Безухова является примером доброты, человечности и искренности.

Сочинение Образ и характеристика Пьера Безухова

«Война и Мир» – одно из самых гениальных произведений во всей мировой литературе. Лев Николаевич создал не просто шикарную историю, а написал про настоящих людей, которые олицетворяют дух того времени.

Персонажи в произведении очень разные. И про каждых из них можно написать отдельную книгу с уникальной историей. Но самый необычный персонаж книги – это Пьер Безухов. Пьер – это добрый, искренний и скромный человек. В начале произведения он противопоставляется аристократическому обществу России, в котором ценится похоть, материальная выгода, лесть, обман и неискренность. Пьер представляется читателю как честный человек, который хочет найти правду.

Когда Пьер становится богатым, он оказывается самым желанным человеком в аристократическом обществе. Он не способен справиться с нависшей над ним ношей. Он никогда не был богатым. И эта неопытность играет с ним злую шутку. Он жениться на Элен Курагиной. Из-за этой свадьбы Пьер разочаровывается в таком социальном институте, как семья. Но он не опускает руки. Каждый день он старается искать себя, чтобы быть полезным людям.

У него не сразу получается найти свое дело. Каждый раз он чувствует разочарование. Например, проникшись идеями братства, он присоединяется к масонству, но и там его ждет неудача. Но Пьер Безухов не был бы самим собой, если бы сразу сдался. Он продолжает поиск себя, веря в то, что он будет полезен людям.

Побыв в плену, Пьер осознает, что сущность счастья – это иметь нравственную и физическую свободу. Пьер понимает, что счастье – это просто. А он все это время искал счастье в философских размышлениях и внутренних переживаниях.

Лев Николаевич все же награждает героя семейным счастьем за все его страдания и скитания. Пьер обретает гармонию, живя с Наташей Ростовой.

Таким образом, Пьер Безухов – это олицетворение чести и искренности в произведении «Война и Мир». Главным предназначением этого образа являлось показать идеальное человеческое счастье в лице одного героя. Семейное счастье, живя в единении с народом, без войн и в родной стране. Именно это показал Пьер Безухов. Именно такие убеждения преследовал и сам Лев Николаевич Толстой.

Сочинение 4

Пьер Безухов один главный героев романа «Война и мир». На протяжении всего романа Пьер ищет смысл жизни, его терзают душевные терзания.

Пьер Безухов открытый и добрый человек, который пытается найти смысл жизни и понять, что же такое счастье. На протяжении всего романа, когда ему кажется что он все таки нашел смысл жизни, он разочаровывается практически каждый раз, но не падает духом и продолжает искать истину.

Впервые с Пьером Безуховым читатель знакомится на приеме у Анны Павловны Шерер. На приеме он привлекает к себе много внимания. В романе образ Пьера противопоставляют к высшему обществу, где присутствует лицемерие, подлость, ложь. Сам молодой Безухов полная противоположность этому обществу.

Пьер Безухов получает наследство и становится наследником большого состояния, тем самым становится завидным женихом. Он жениться на Элен Курагиной и этот брак заставляет его разочароваться в браке и чистоте семенных отношений. Но он не опускает рук т.к. чувствует свою необходимость перед людьми и обществом. Он хочет помогать людям и делать добро. И таким образом он вступает в масонское движение. Пьер разделяет все взгляды этого движение, но спустя некоторое время разочаровывается и в этом деле.

Все его начинания были связаны с желанием помочь обществу и быть полезным России.

В 1812 году начинается война и Безухов понимает, что это для него шанс проявить себя и помочь Родине. Он организовывает полк и оплачивает на него все расходы. Но т.к. он не военный он не может участвовать в военных действиях и пассивное наблюдение ему не нравится. И он решает организовать покушение на Наполеона. Не смотря на то, что когда то он был его кумиром. Пьер так воодушевлен тем, что не продумывает того, что будет потом. Его план провалился, и он попал в плен и снова разочарован. Разочарован в обществе, в людской доброте. Но встреча в плену с Каратаевым меняет его в духовном плане. Именно в плену он находит смысл жизни и понимает, для чего жизнь дана ему. Пьер понимает, какое это счастье быть физически и духовно свободным. Именно, находясь в неволе и повстречав простого рядового Каратаева ему приходит, то что он искал.

В конце романа он живет счастливой семейной жизнью. Его окружает любимая жена и четверо детей.

После того как он осознал и понял в чем смысл жизни, его душевные терзания прекратились. Он обрел внутренний покой и постиг счастье в семейной жизни.

Образ Пьера Безухова является одним из важнейших образов, в котором раскрывается смысл всего произведения «Война и мир» счастье в том, чтоб быть свободным духовно и физически.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Пьера Безухова

Популярные сегодня темы

Рассматривая повесть «Шинель» нельзя не упомянуть об истории, предшествовавшей написанию романа. Сидела компания людей, здесь же присутствовал и Гоголь, и один из мужчин рассказал смешную историю – анекдот про мужичка

Важную роль в мире играют памятники истории, они имеют духовное и материальное выражение. Очень много моментов, случившихся в прошлом, жизни других людей, влиятельных и не очень, память о том, что произошло

Известный писатель Чехов отражает в произведении определенные особенности и выдающийся талант. В названии рассказа читатель заметит особую функцию.

Кого можно назвать человеком труда? Каждого, кто трудиться, то есть приносить посильный вклад в развитие своего государства. При этом труд может быть разный. Рассмотрим данное утверждение на примерах.

Свою картину «Среди волн» Айвазовский писал уже в преклонном возрасте 80-ти лет. Наверное, к тому времени он уже достаточно глубоко изучил море во всех его проявлениях

Пьер Безухов («Война и мир»)

Кто такой Пьер Безухов

Пётр Кириллович (Пьер) Безухов — внебрачный сын богатого графа Кирилла Безухова, подвизавшегося на императорской службе ещё в эпоху Екатерины Великой. Это молодой человек, который долгое время жил в Европе, где получил прекрасное образование. В начале романа он как раз вернулся в Россию и поселился в доме родственника своего отца — князя Курагина.

Пьер Безухов появляется в столичном высшем обществе, где становится объектом критики: петербургских аристократов смущает простота Безухова, его прямота, правдивость слов и поступков. Пьер Безухов, кроме того, является человеком некрасивым — по крайней мере, его внешность не соответствует дворянским «модным трендам» тех лет. Он толстый, массивный, неуклюжий, неловкий.

Тем временем Кирилл Безухов умирает, перед этим пишет письмо императору Александру I с просьбой признать Пьера его законным сыном. Безухов-старший многое сделал для страны, поэтому его просьбу царь удовлетворил. Вследствие этого всё состояние отца переходит Пьеру, и тот становится одним из богатейших молодых людей в России. Он начинает пользоваться успехом у дам, которые внезапно как бы перестают обращать внимание на его внешние недостатки.

Пьер Безухов женится на дочери князя Курагина Элен, которая, однако, начинает ему изменять. Одним из её любовников становится Фёдор Долохов, старый приятель Безухова. Пьер и Долохов ссорятся по этому поводу и участвуют в дуэли, в которой Пьер чудом остаётся жив. После этого Безухов уходит от Элен и пускается в духовные искания, которые приводят его к масонству. Впрочем, вскоре он разочаровался в этом движении.

Во время войны с Наполеоном Пьер Безухов остаётся в оккупированной Москве, чтобы убить Наполеона. Этот замысел ему не удался — он попал в плен. Там он познакомился с простым солдатом крестьянского происхождения — Платоном Каратаевым, в беседах с которым постиг народное мироощущение.

Постепенно Пьер Безухов духовно преображается. Он решил посвятить свою жизнь помощи другим людям. Его новой супругой становится Наташа Ростова, с которой он очень счастлив в браке. У Безухова и Наташи рождаются четверо детей.

Прообразы персонажа и его отца

Отец Пьера, Кирилл Безухов, является литературным «отражением» знаменитого канцлера Александра Безбородко, который сосредоточил на себе всю внешнюю политику России того времени (вторая половина восемнадцатого века).

Многие персонажи романа имеют конкретных прототипов, однако Пьер Безухов является исключением: какого-то одного конкретного прообраза у него нет. Тем не менее, определённые частичные прототипы имеются и у него, и в первую очередь это сам Лев Толстой. Другой прототип — более ранний персонаж писателя Дмитрий Нехлюдов, который, в свою очередь, имеет своего реального прообраза – Дмитрия Дьякова, друга писателя и крёстного отца его дочери Татьяны. Отмечается даже внешнее сходство Дьякова с Нехлюдовым и Безуховым — это был полный молодой человек с добрым характером.

Ещё один вероятный прототип — Пётр Вяземский, известный русский поэт, свидетель Бородинского сражения. Наконец, называют и Матвея Дмитриева-Мамонова — сына екатерининского фаворита; он имел очень много денег, обладал вспыльчивым характером и смог вооружить на собственные средства целый полк. Дмитриев-Мамонов тоже увлекался масонством и обладал высоким ростом.

Особенности персонажа

Пьер Безухов с самого начала очень не похож на других представителей российского высшего света. Те занятия, которыми увлекаются дворяне и вельможи, его не привлекают и наводят на него скуку. Пьер долго и упорно ищет своё место в жизни, осуществляет, в том числе, и духовный поиск. Видимо, Лев Толстой уже с самого начала заложил в него некое изначально позитивное начало. Поэтому в конце, после встречи с Платоном Каратаевым, полноценного «духовного преображения» Безухова всё-таки не происходит: он просто обретает то, к чему шёл и что смутно чувствовал с самого начала.

Литература. 10 класс

Конспект урока

Искания и обретения Пьера Безухова

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Образа Пьера Безухова в романе-эпопее «Война и мир»;
  2. Понятие «диалектика души» как важнейшее средство раскрытия образа;

Внутренний монолог – прямое, полное и глубокое воспроизведение мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.

Диалектика души – детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.

Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа.

Эпизод – небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

Список литературы:

Основная литература по теме

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

Дополнительная литература по теме

  1. Ермилов В. В. Толстой-художник и роман «Война и мир». М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1961. — 357 с.
  2. Кричевская Л. И. Сюжетность детали. Портрет героя: Пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1994. — 186 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят сложный путь духовных исканий. Как передовые люди своего времени, они тяготятся пустой светской жизнью, хотят быть полезными в своей деятельности.

Впервые на страницах романа Пьер появляется двадцатилетним молодым человеком, только что прибывшим из-за границы. Он неловок и рассеян, «не умеет войти в салон» и ещё менее умеет «из него выйти». Хозяйка салона, Анна Павловна Шерер, с беспокойством относится к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в … гостиной». Пьер говорит то, что думает, резко отстаивает свою точку зрения о гениальности Наполеона.

Незаконнорождённый сын графа Безухова в молодости совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы в компании Долохова и Анатоля Курагина, а позже, став наследником огромного состояния, позволяет Василию Курагину женить себя на Элен.

Измена жены становится причиной дуэли Безухова с Долоховым. Случай оставляет не умеющего стрелять Пьера невредимым, Долохов получает ранение. Пьера мучит осознание того, что одна ошибка (женитьба без любви) влечёт за собой другую. Мысль о том, что он едва не убил человека, повергает Пьера в глубочайший кризис.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» – спрашивает себя Пьер и не может найти ответа на эти вопросы, «как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь» (внутренний монолог как один из приёмов психологического анализа образа и проявление толстовской «диалектики души»). Спасение для себя герой находит в масонстве, которое он воспринял как учение о равенстве, братстве и любви. Масоны проповедовали любовь к ближнему, нравственное самоусовершенствование и через него – исправление всего человеческого общества. Именно эту, нравственную сторону воспринял в масонстве Пьер. Это давало ему иллюзию выхода из тупика, открывало дорогу деятельности, по которой он тосковал.

Пьер решил отпустить на волю своих крестьян, а до тех пор облегчить их положение и заняться их просвещением. Но управляющий сумел обмануть наивного Пьера, убедив его в том, что все эти замыслы уже воплощены в жизнь, а крестьяне и так счастливы, без освобождения от крепостной зависимости. Вдохновлённый масонскими идеями, Пьер, навещая своего друга Болконского, утверждает: «И главное, я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать добро есть единственное верное счастье в жизни».

Вскоре герой разочаровывается в «братстве вольных каменщиков». Со смертью духовного наставника Баздеева Пьер погружается в новый кризис: он разуверяется в самой возможности общественно полезной деятельности и превращается в «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».

Этому способствует и помолвка Болконского и Наташи Ростовой. Не отдавая себе отчёта, Пьер тянулся к ней, любя её непосредственность, искренность, внутреннюю красоту.

После разрыва Ростовой и Болконского Пьер, утешая Наташу, неожиданно для себя самого произносит слова: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в
мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». Комета 1812 года, которую видит Пьер мокрыми от слёз глазами, «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягчённой и ободрённой душе».

Война 1812 года пробудила в Пьере патриотические чувства: он снарядил на свои деньги тысячу ополченцев, а сам решил остаться в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы».

Перед Бородинским сражением и во время него Пьер вместе со своим народом. На батарее Раевского он понял «ту скрытую теплоту патриотизма», которая объединяла всех русских людей. Он восхищён мужеством солдат, стыдится своей неловкости, своего страха. Одетый «не по-военному», в зелёный фрак и белую шляпу, он вызывает улыбки солдат, которые «сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью» и дали прозвище «наш барин».

«О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!» – думает Пьер, вспоминая страшные впечатления, «в которых он жил в этот день». Ему хочется быть похожим на тех бесстрашных солдат, «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

Возвратившись в Москву, он не убивает Наполеона, как задумал, но спасает ребёнка на пожаре, защищает женщину от французских мародёров. Он совершает подвиг, даже не осознавая этого, а потом попадает в плен, чувствуя себя «ничтожной щепкой, попавшей в колёса неизвестной ему машины».

В плену Пьер пережил ещё одно потрясение – расстрел французами ни в чём не повинных людей. «С той минуты, как Пьер увидал это убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг сломалась пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора».

Исцеляющее влияние на израненную душу Пьера оказал простой русский солдат – Платон Каратаев. В общении с ним Пьер «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Каратаевское любовное отношение к миру, полное слияние с жизнью, ощущение себя «как частицы целого» помогает Пьеру прийти к более глубокому пониманию смысла жизни: «В плену … Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

«Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям… И людям приятно было в его присутствии». Так меняется Пьер после плена. И писатель дарит своему герою высшую награду – взаимную любовь и семью. В эпилоге у Пьера и Наташи четверо детей, в семье царит любовь и взаимопонимание.

Потребность мысли, анализа вновь вернулись к Пьеру. Он занят политической борьбой, критикует правительство и охвачен идеей организации тайного общества. В финале романа герой приходит к простой и глубокой мысли: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».

Пьер Безухов – один из главных героев «Войны и мира». Своей неудовлетворённостью окружающей действительностью, поисками смысла жизни он напоминает традиционного для русской литературы «лишнего человека». Но Толстой выходит за рамки традиции: его герои живут в великую эпоху, которая «преображает разочарованных героев» (Ермилов В. В.). Так же, как Болконский, Пьер проходит долгий путь, сомневаясь и ошибаясь. Среди его заблуждений – обожествление Наполеона, масонство, несчастливый брак без любви. Но, в отличие от Болконского, этого героя автор приводит к единению с народом, осознанию себя частью мира. Счастье, которым «награждает» Толстой любимого героя в эпилоге, не успокоило в нём дух исканий.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

  1. Единичный / множественный выбор.

В каком сражении Пьер побывал лично и даже вызвался подносить снаряды артиллеристам.

  • Аустерлицкое
  • Бородинское
  • Шенграбенское

Подсказка: автор привёл своего героя на поле битвы и даже показал большую часть происходящего его глазами для того, чтобы дать герою возможность «слиться» с народом перед лицом опасности, грозящей Отечеству.

  1. Восстановление последовательности элементов.

Расставьте цифры в порядке, соответствующем последовательности этапов жизни Пьера Безухова:

  1. Женитьба на Элен и дуэль с Долоховым.
  2. Смерть отца.
  3. Знакомство с Платоном Каратаевым.
  4. Участие в деятельности тайных обществ декабристов.
  5. Бородинское сражение, батарея Раевского.
  6. Увлечение масонством.
  7. Спор с Андреем на пароме в Богучарово.
  8. Пребывание в захваченной французами Москве, плен.
  9. Встреча с Андреем в ночь перед Бородинским сражением.
  10. Женитьба на Наташе.

2, 1, 6, 7, 9, 5, 8, 3, 10, 4.

«Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям… И людям приятно было в его присутствии». Так меняется Пьер после плена. И писатель дарит своему герою высшую награду – взаимную любовь и семью. В эпилоге у Пьера и Наташи четверо детей, в семье царит любовь и взаимопонимание.

Пьер Безухов

Пьер Безухов. Актер С. Бондарчук. Х/ф «Война и Мир». 1967

Пьер Безухов – один из главных и наиболее психологически сложных персонажей романа «Война и Мир». Представление о характере героя читатель получает через его мысли, дела и поступки. На его фоне более полно раскрываются образы остальных героев, а также эпохи, описанной в произведении. Безухов – собирательный образ, вобравший в себя черты многих исторических личностей того времени.

Описание героя

Знакомство с Пьером Безуховым

Первые события романа начинаются в 1805 году. В этом же году, в салоне московской аристократки Анны Павловны Шерер происходит первое знакомство читателя с Пьером Безуховым. Это был обыкновенный, не публичный молодой человек, недавно вернувшийся в Россию после учебы за границей. Все знали его, как незаконнорожденного сына графа Безухова.

Столичный образ жизни Пьера резко отличался от московского. Гусары, пьяные кутежи, подозрительные компании – все это закончилось тем, что Пьера выслали из Петербурга. Теперь ему предстояло войти в высшее московское общество, которое его совсем не привлекало. Он видел весь его эгоизм, лицемерие, ханжество и пришел к выводу что «Жизнь – это что-то более глубокое, значительное, но неведомое».

Внешность Пьера

Так описывает Толстой первое появление Пьера: «вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», «выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками … Пьер был несколько больше других мужчин в комнате».

Образ неуклюжего Пьера у некоторой части публики вызывал легкую ироничную усмешку. Но улыбка молодого человека совершенно преображала его лицо. Оно становилось немного детским, добродушным и начинало светиться какой-то внутренней красотой.

Московская жизнь

Пьер быстро освоился в Москве и вернулся к тому же образу жизни, какой вел в Петербурге. Слабохарактерный от природы, он легко попал под влияние определенных групп московской молодежи, ведущей праздный и разгульный образ жизни. Алкоголь, гусары, женщины, неприглядные поступки – все это теперь занимало большую часть жизни молодого человека.

Перед смертью старый граф Безухов переписал все свое состояние на любимого сына, каким всегда считал Пьера, и в одночасье молодой наследник превратился в неслыханного богача. Отношение к нему света резко изменилось, теперь он для всех не внебрачный сын графа, а самый завидный жених. Интриги, умело сплетенные князем Василием Курагиным, привели к тому, что Пьер женился на его легкомысленной, но очень красивой дочери Элен. Вскоре Пьер понял, что допустил страшную ошибку, связав свою жизнь с этой распутной женщиной. Она оказалась настолько развратной, что Пьеру пришлось отстаивать свою честь на дуэли с ее любовником Долоховым. К счастью, все остались живы, но Пьер не смог простить Элен это унижение.

Пьер и Андрей Болконский

Знакомство будущих друзей состоялось в салоне Анны Павловны Шерер, где собирались сливки петербургского общества. Несмотря на то, что Андрей был завсегдатаем этих приемов, ему была чужда та атмосфера бездуховности, которая там процветала. Для Пьера, оказавшегося впервые в подобной компании, все было странно и необычно. Он с интересом наблюдал за публикой и, даже, пытался поддерживать разговор, но сказывались его неопытность и отсутствие манер. Так, например, нарушив правила этикета, Пьер начал горячо обсуждать Наполеона. Оказалось, что Андрей полностью разделял его мнение об этой великой личности. Но уже потом, пройдя через множество испытаний, друзья одновременно изменили свои представления об этом тщеславном разжигателе одной из самых бесчеловечных войн в истории.

Основой дружбы Пьера и Андрея Болконского было родство их душ. У них совпадали взгляды на жизнь, приоритеты и идеалы, и это делало их близкими людьми. Для Пьера являлось ориентиром мировоззрение Андрея. Болконский же, считал своим долгом на правах старшего указывать Пьеру верное направление, учить его тому, что знал сам. Ему всегда были чужды праздность и безделье, и Пьер поддерживал его взгляды. Целью обоих стало служение обществу, стремление совершать что-то важное и полезное.

Поиски истины

Безухов все чаще начинал задумываться о том, правильно ли он проживает свою жизнь. После событий с Элен и ее любовником он совершенно запутался. Все, что он до этого любил, теперь казалось ему отвратительным и утратившим смысл. К нему начало приходить понимание того, что все эти светские нормы поведения, надуманные правила и условия ужасающе ничтожны перед чем-то настоящим и великим, которое пока еще скрыто от него. Пьер был еще очень слаб и не обладал той духовной силой, которая бы помогла ему приоткрыть завесу к этому таинственному и великому смыслу. Эти мысли истощали Пьера и превращали его жизнь в одно сплошное мучение.

Масонство

При разводе с Элен, Пьер оставил ей приличную часть своего наследства, предоставив право управлять частью имений, сам же решил вернуться в Петербург. На одной из станций ему повстречался человек, от которого Безухов узнал о братстве масонов. По его словам, только этим людям были подвластны все тайны бытия и направление, в котором нужно искать истинный смысл. Измученный своей неопределенностью, Пьер был благодарен судьбе, подарившей ему эту встречу.

В столице он тут же вступил в ряды масонов, пройдя перед этим необходимый обряд посвящения. Поначалу все казалось ему загадочным и увлекательным. Он исправно посещал все собрания и безоговорочно верил всему, что на них говорили. Но постепенно вся эта символика, непонятные взгляды на мир начали казаться ему слишком мрачными и не всегда правильными. Он стал понимать, что не найдет здесь того ключа, который бы открыл ему дверь к истине и тому смыслу, который он мучительно искал все это время.

Попытка преобразований

Постепенно к Пьеру начало приходить осознание того, что отдельно взятый человек не может быть счастлив, когда вокруг столько несправедливости по отношению к обездоленным и бесправным людям. С этой мыслью он затеял преобразования в своих поместьях. Его благая цель по улучшению жизни крепостных почти повсеместно натыкалась на непонимание. Крестьянам был чужд и непривычен тот уклад, который планировал организовать Пьер. Его вновь охватили отчаяние и разочарование. Позже оказалось, что управляющий, воспользовавшись доверчивостью Пьера, растратил огромные суммы, которые были выделены им на проведение реформ.

Цель Пьера – Наполеон

События, происходившие в то время во Франции, и приход к власти Наполеона тревожили всю российскую элиту. Наполеон для части молодежи стал своего рода идолом, которому они были готовы если не служить, то поклоняться. Пьер также восхищался этой личностью, и ему был непонятен настрой тех людей, которые рвались оказать сопротивление этому великому полководцу. В мыслях Безухов был готов присягнуть Бонопарту, но события 1812 года полностью изменили его сознание.

Когда он увидел настоящее лицо войны, его восхищение Наполеоном сменилось на жгучую ненависть и жажду мщения. Безухова начала преследовать одна и та же навязчивая мысль, что именно ему выпала высшая миссия – убить Бонопарта. Теперь только в этом он видел свое земное предназначение. Месть тирану, который принес столько бед на его родную землю, стала для Пьера чем-то вроде наваждения.

Бородинское сражение

Трагические события войны 1812 года не обошли стороной и Пьера. Он решил окончательно покончить со своей пустой, никчемной жизнью и полностью посвятить ее службе отечеству. Война открыла Пьеру глаза на многие вещи, которые были до сих пор неведомы ему. Нахождение среди простых солдат, сближение с ними позволило переоценить собственную жизнь. Особенно великой оказалась в этом смысле роль Бородинского сражения. Шагая в одной шеренге с солдатами, Пьеру открылся их подлинный, не наигранный патриотизм, их готовность, не раздумывая отдать свои жизни за отчизну.

Все ужасы войны – смерть, кровь, трупы и разрушения, моральные страдания подвели героя к духовному возрождению. Внезапно перед Пьером начали четко обозначаться ответы на те вопросы, которые не давали ему покоя все это время. Все вдруг стало простым и понятным. Для Пьера раскрылись двери в новую жизнь, в которую он вступал осторожно, бережно охраняя то новое, хрупкое, непонятное чувство, которое сам пока еще не мог объяснить.

Все последующие события складывались так, словно судьба решила проверить Пьера на прочность. Его намерение убить Наполеона привело к тому, что он был схвачен французами. В плену он подвергся допросу, на котором ему открылась еще одна истина: «все люди – дети человечества». Пьер понял это, встретившись взглядом с французским маршалом, и почувствовав между ним и собой незримую общность. Он остался жив, но стал свидетелем казни пленных русских солдат, которая едва не стала причиной его сумасшествия.

Пьера спасла судьбоносная встреча с простым русским мужиком Платоном Каратаевым. Долгие беседы с ним в арестантском бараке, его философия всеобщей любви вновь пробудили в Безухове ощущение счастья и страстное желание жить. Для Пьера эта встреча послужила близкому приобщению к той народной мудрости, которую он так стремился постичь. Безухов познал «не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей».

Судьба жестоко обошлась с Платоном, одарившим Пьера бесценным опытом понимания жизни. Он заболел, лишился возможности передвигаться, и был расстрелян французскими солдатами. Через некоторое время Пьера освободили из плена русские партизаны.

После плена

Вернувшись из плена, Пьер узнает, что в его отсутствие произошло несколько печальных событий: умерла его бывшая жена Элен, смертельно ранен его друг, князь Андрей. Все это, вместе со смертью Платона Каратаева, вновь будоражит душу Безухова. Он начинает винить себя во всем произошедшем, считая себя причиной всех несчастий.

Внезапно перед глазами Пьера, как это всегда было в трудные моменты жизни, возникает образ Наташи Ростовой. Он понимает, что должен немедленно встретиться с этой женщиной. Встреча происходит в доме княжны Марьи Болконской. Герои долго беседуют, вспоминают Андрея, говорят о Боге. Эта встреча имеет для Пьера огромное значение. Благодаря ей, он вновь обретает уверенность и спокойствие.

Пьер и Наташа Ростова

Впервые Пьер встретился с Наташей, когда та была еще тринадцатилетней девочкой. Он был поражен ее естественностью, «ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему». При каждой новой встрече Пьер все больше осознавал, что полюбил эту открытую, умную, высокодуховную девушку. Позже, узнав об истории Наташи и Анатоля, он всеми силами содействовал восстановлению ее репутации.

Теперь же перед ним стояла совсем другая Наташа – это была грустная, похудевшая женщина с огромными печальными глазами, которые излучали свет мудрости и покоя. В эту минуту Пьер понял «что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире». У каждого из них за плечами был свой собственный опыт, разочарования, любовь и страдания. Но объединяло их богатство их душ, которым они стремились поделиться друг с другом. В 1813 году Пьер и Наташа стали мужем и женой.

Роль героя в произведении

Л.Н. Толстой определил Пьеру Безухову место одного из главных героев романа. Создавая для него определенные ситуации, он старался, чтобы в них наиболее ярко проявились его духовные качества. Через ощущения этого героя, его взгляды и поступки Толстой смог передать свое представление о великих исторических событиях того времени.

Размышления Пьера о смысле жизни – это внутренняя душевная борьба самого Толстого, которую он испытывал до конца своей жизни. По мнению писателя, человек должен все время находиться в поиске, находить, ошибаться и начинать искать снова, потому что «спокойствие – это душевная подлость». Пьер Безухов у Толстого – один из лучших представителей высшего общества, пришедший после долгих и мучительных поисков к понимаю, что смысл жизни заключается в неразрывной связи со своим народом, в абсолютной любви к этому народу.

Развитие героя по мере сюжета

Для Толстого было очень важно, чтобы читатели стали свидетелями не только итогов жизни героя, но и того пути, который ему пришлось пройти от первой и до последней страницы романа. Поэтому для лучшего понимания образа Пьера немаловажен тот путь, который он преодолел в поисках своей собственной истины. На протяжении всего повествования героя мучил философский вопрос о смысле жизни. Надежда получить на него ответ привела Пьера в масонскую ложу, которую он покинул в полном разочаровании.

Постоянно пребывая в нравственном поиске, герой часто ошибался и делал неправильные выводы, но всегда находил в себе силы для признания ошибок. Благодаря этому, он приобретал бесценный жизненный опыт, который с каждым разом делал его сильнее и мудрее.

Духовное перерождение Пьера произошло во время военных действий и, особенно, после знакомства с Платоном Каратаевым. У этого простого русского мужика он научился быть счастливым без привязки к материальному. Он, наконец, нашел ответы на все вопросы и стал ценить каждое мгновение жизни.

После войны читатели видят совершенно другого Пьера. Теперь его главные ценности – это любовь Наташи, семья, близкие люди. Он научился понимать и ценить жизнь, обрел внутреннюю гармонию, душевное успокоение. Все это досталось ему не сразу, а в результате длинного и трудного периода внутренней борьбы. Но, как показывает эпилог, жизнь продолжается, и герой вновь готов к тому, чтобы двигаться вперед. В 1820 году Пьер принимает решение вступить в тайное общество декабристов.

Отношение автора к герою

Образ Пьера Безухова был во многом близок самому Л.Н. Толстому, прежде всего тем, что его герой – философ. Поэтому Пьера можно причислить к одним из самых любимых персонажей писателя. Безухов является для Толстого своим собственным идеалом, потому что заблуждается и совершает ошибки, которые свойственны обычному человеку. В отличие от Андрея Болконского, который всю свою жизнь стремился выглядеть идеальным, Пьер и Наташа уже являются такими, потому что проживают обычную человеческую жизнь, совершают ошибки, исправляют их, идут вперед и в итоге приходят к своему счастью.

Прототипы

У Пьера Безухова нет конкретного реального прототипа. Этот герой в некоторой степени наделен чертами самого автора и исторических личностей времен жизни Толстого и периода войны 1812 года. Некоторые исследователи отмечают в образе Пьера сходство с поэтом и государственным деятелем Петром Вяземским, у которого с Безуховым были некоторые совпадения: он также носил очки, унаследовал большое наследство и участвовал в Бородинском сражении. В работе над романом Л.Н. Толстой использовал его записи.

Экранизации героя

За все время своего существования знаменитый роман Л.Н. Толстого пережил пять экранизаций. Первый фильм производства США вышел на экраны в 1959 году. Роль Пьера Безухова исполнил голливудский актер Генри Фонда. Во второй раз зрители познакомились с экранной версией романа в 1967 году. Этот четырехсерийный фильм стал классикой советского кинематографа и получил Главный приз Московского международного кинофестиваля, а также удостоился «Оскара».

Роль Пьера Безухова в нем исполнил сам режиссер Сергей Федорович Бондарчук. Сначала он не собирался играть, но так и не нашел подходящего актера. На эту роль пробовались Андрей Кончаловский и тяжелоатлет Юрий Власов «с мощной фигурой штангиста и лицом интеллигентного «очкарика». Но сейчас уже трудно представить себе другого Безухова, кроме образа, созданного знаменитым режиссером. Для этой роли Бондарчуку пришлось поправиться на десять килограммов, но возраст Сергею Федоровичу было изменить не под силу, поэтому 20-летнего Пьера играл 40-летний актер.

Это было стопроцентное попадание в образ – у Бондарчука получился тот самый герой, который существует на страницах романа. Ему удалось понять этого робкого, неловкого героя, который везде чувствовал себя чужим, которым часто манипулировали, и который также искал смысл жизни.

В 1972 году вышла очередная версия фильма производства Великобритании, в 2007 году – «Война и мир» совместного производства России, Франции, Германии, Италии и Польши. И, спустя сорок лет, ВВС вновь выпустила на экраны киноверсию романа Льва Толстого. Сериал получился необыкновенно атмосферным, хотя с некоторым «англиканским» налетом.

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: