Печорин и Вернер – характеристика героев в романе Лермонтова

Печорин и Вернер

С Вернером читатель знакомится в главе «Княжна Мери» романа «Герой нашего времени». Это единственный литературный герой, с которым Печорин до конца откровенен и чьим мнением дорожит.

Кто такой Вернер

Доктор Вернер – русский с немецкой фамилией. Печорин отзывается о Вернере как о человеке замечательном, рассудительном. По своем у мировоззрению доктор – материалист. Печорин называет его поэтом, тем самым намекая на его душевность, романтичный склад ума. В этом человеке гармонично уживались материалистический прагматизм и лирическое, поэтическое настроение.

Вернер был беден, и как все бедные мечтал разбогатеть, однако чувство собственного достоинства, порядочность не позволяли ему идти против собственной совести. В отличие от Печорина, он был некрасив. Но под неправильными чертами лица скрывалась особая душевная притягательность, и женщины влюблялись в таких мужчин, как Вернер.

Он был невысокого роста, худощавого телосложения. Одна нога короче другой, что стало причиной хромоты. Голова была несоразмерно большой. Взгляд был цепким, словно Вернер пытался проникнуть в мысли собеседника.

Что сближает Вернера с Печориным, так это, способность видеть людей насквозь, чувствовать их. Доктор не скупился на эпиграммы про своих коллег, за что другие доктора распустили слух, будто он рисовал карикатуры своих пациентов. В результате, доктор Вернер остался почти без практики. Знакомые, хорошо знавшие доктора, и служившие на Кавказе, пытались вернуть авторитет Вернера, но безуспешно.

Непривлекательная внешность, цепкий взгляд и черный цвет одежды стали причиной того, что пятигорская молодежь прозвала Вернера Мефистофелем.

Взаимоотношения Печорина с Вернером

О докторе Вернере читатель узнает из записок Печорина. Григорий Александрович признается, что он и доктор сделались приятелями. Сравнительная характеристика Печорина и Вернера показывает, что между этими литературными героями немало общего, хотя в чем-то они представляли противоположности друг другу. Они были умны, и у них всегда находилась тема для разговора. Они могли философствовать весь вечер, а потом рассмеяться друг над другом. Печорин не считал их взаимоотношения дружбой, потому что он, по собственному его признанию,

а Вернер жил своими знаниями, своим трудом.

Печорин и Вернер научились понимать друг друга с полуслова. Это заметно из диалога, который они ведут, когда автор впервые вывел доктора Вернера на сцену, когда Вернер пришел на квартиру к Печорину.

Только с Вернером Печорин делится своими мыслями и планами. Именно Вернера Печорин просит быть секундантом на дуэли, потому что уверен в его добропорядочности. Григорий Александрович, при всех своих недостатках, превыше всего ставил дворянскую честь и не мог потерпеть козней против себя. Печорин рассказал Вернеру о заговоре, заключенном Грушницким и драгунским капитаном. Дуэль с незаряженными пистолетами могла сойти за невинную шутку. Но Вернер случайно подслушал и узнал о той подлости, которую задумал драгунский капитан. Он решил зарядить пистолет, направленный против Печорина, при этом то оружие, которым должен был стрелять сам Печорин, хотел оставить не заряженным. Это было настоящей подлостью, недостойной дворянина.

Накануне дуэли Григорий не смог заснуть, но не от страха перед смертью. Его до глубины души возмутило людское коварство. Он решил проучить Грушницкого и капитана. Вернера Печорин попросил лишь не мешать ему. О себе он сам говорит:

Вернер не раздваивается. Противоречия сливаются в нем в единое целое. Во время дуэли Вернер беспокоится о Печорине, он порывался прекратить дуэль под предлогом обмана, но Печорин остановил его словами: «Какое вам дело? Может быть, я хочу быть убит…». Конечно же, Печорин не собирался погибать. Он позаботился об устойчивости, чтобы в случае ранения не улететь в пропасть.

Во время дуэли Печорин убил Грушницкого, и на следующий день, встретив Вернера, он ощутил холодность с его стороны.

Возможно, Вернер ждал, что Печорин не станет стрелять, или выстрелит в сторону. Но Печорин был возмущен до глубины души коварством Грушницкого. Он до последней минуты ждал от Грушницкого признания и отказа от дуэли. Печорин был уверен до последнего, что дуэль была надуманной, а Грушницкий был убежден в том, что Печорин ночью слезал с балкона княжны Мери. И поскольку считал княжну чуть ли не своей невестой, не мог простить коварства приятелю. Каждый был прав по-своему.

Вернер предсказал Печорину ссылку в дальний гарнизон, и в действительности так и случилось. Этой ссылкой стала крепость, в которой Печорин познакомился с Максимом Максимычем и Беллой.

Сравнительная характеристика Печорина и Вернера из романа Герой нашего времени

Печорин является военным в возрасте двадцати пяти лет. Внешность приятная, он нравился многим женщинам, всегда опрятно выглядел. Он был умным, но злым, всегда готов что-нибудь съязвить в ответ. Любит женщин, но не хочет связывать себя с кем-нибудь узами брака. Он очень любит себя, эгоист.

Вернер является сорокалетним доктором. Он худощавого телосложения, не очень приятной внешности, но всегда старался выглядеть опрятно. Он умен, но также, как и Печорин, самовлюбленный эгоист.

Между Печориным и Вернером есть как сходства, так и различия. Печорин привык всегда быть в движении и идти к своей цели напролом, чтобы это ему не стоило, а его приятель же наоборот, ничего не делает, чтобы достичь цели.

Оба героя не являются ни положительными, ни отрицательными. В то время. Как Печорину не важны дружба и любовь, но доктор является для него близким человеком, приятелем.

Печорин и Вернер познакомились на Кавказе, первый отправился туда на отдых. Они оба принадлежали к одинаковому кругу общения, были светскими знатоками. У них обоих хорошее образование, они начитаны, любили общаться на философские темы. Оба мужчины не в браке, и даже не хотят жениться.

Главным их отличием является то, что Вернер, как врач, сохраняет жизнь своему пациенту или пытается все сделать для этого. А Печорин являясь военным, наоборот, привык лишать жизни человека, пусть даже врага.

Доктор не любит много говорить и кому-то открывать свою душу, а Печорин часто изливает душу своему товарищу. Любовь к женскому полу у товарищей тоже разная. Например, Вернер способен на длительные романы, он проявляет к женщине свою любовь, а его приятель относится к женщинам потребительки.

Отношение к смерти у героев тоже разное, их объединяет только то, что они оба ее не бояться.

Читайте также:
Тарантьев характеристика героя в романе И.А. Гончарова "Обломов"

Печорин же рискует своей жизнью, он совершает рискованные поступки, а врач просто ждет, когда смерть его заберет. Печорин даже во время дуэли не принимает никаких поступков, чтобы спастись, зная, что ему могут убить. На дуэли он проявил смелость и благородство. Вернер же предал его в тот момент, он знал, что пистолет его приятеля не заряжен, но сохранил это втайне от Печорина.

У героев, как и у всех людей есть и сходства, и различия. Они очень близки в духовном плане, им нравится беседовать друг с другом. Но друзьями они не могут стать, так как Печорин не способен на дружбу. Он считал, что в дружбе один всегда должен является рабом другого, а быть рабом он не хотел, а повелевать было для него утомительным занятием.

2 вариант

Роман «Герои нашего времени» написанный замечательным поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым стал настоящим кладезем философских размышлений, в произведении так же были подняты множество актуальных проблем.

В данном рассказе Лермонтов уверят читателя, что настоящей дружбы в мире не существует. Ведь каждый человек на этой грешной Земле, стремится к удовлетворению собственных потребностей, желаний, а так же старается быть лучше других, уничтожая личности.

В этом сочинении будет предоставлен анализ дружбы Печорина и Вернера. Почему их, как казалось, крепкая мужская дружба затрещала по швам. Неужели эти отношения нельзя было спасти?

Начнём с воспитания и рода занятий. Григорий Печорин и Вернер, по сути, из одного рода — дворянского. Печорин состоятельный потомственный аристократ с великолепным образованием, родом из столицы Российской Империи, он посветил свою жизнь военному делу. Вернер же не столь богат и не был потомственным дворянином, как его названый приятель. Сам он родом из провинции, но отлично воспитанный человек, который посветил жизнь медицине и спасению жизней. Если обратить внимание на внешность, то можно заметить, что Печорин красив и статен по сравнению с незаурядной внешностью сорока летнего доктора Вернера, хотя неопрятным его трудно было назвать. Доктор тщательно подходил к выбору своего гардероба.

Между Печориным и Вернером могла завязаться долгая и хорошая дружба( по мнению доктора) Ведь они были так похожи, например: любили философствовать на различные темы. Вернер относился к Печорину, как близкому человеку и не чувствовал той разницы сословий. Однако, сам Григорий был против всего, что могло ограничить его драгоценную свободу, в том числе и дружба. В один момент Печорин попросит доктора быть секундантов на дуэли, и Вернер соглашается. На этой дуэли Вернер понимает насколько бесчувственен его так называемый друг. Григорий не испытывал ни капли сочувствия. Вот ещё одно различие: аристократ, как и подобает ему всегда холоден и бесчувственен, он любит себя. Доктор же сострадателен и милосерден. Когда Вернер покидает Григория, то в глубине душе ещё надеется, что добро всё равно возьмёт вверх.

Изначально Григорий и Вернер не могли стать замечательными друзьями, хотя их схожесть поражает. Причиной служит не разница в возрасте, а душевное состояние и воспитание и восприятие мира в целом. Вернер благодарит эту жизнь за каждый день и с добротой смотрит на людей, Печорин же одинок по жизни и ищет себе спасенье от поглощающей его тоски.

Сочинение Печорин и Вернер

В романе «Герой нашего времени» отношения между Печориным и доктором Вернером не являются основной сюжетной линией, однако помогают понять характер главного героя.

В основном понимание характера Печорина происходит через сходство этих героев. Они оба живут для себя, не думая о других, оба умные и образованные, оба не полезут в карман за словом. Оба любят женщин, но в то же время эта любовь выражается по-разному: Вернер считает их чем-то мистическим, сравнивает с заколдованным лесом, подразумевая, что никогда не поймет, чего от них ожидать. Печорин же открыто играет с их чувствами, для него они – объект психологических исследований. Бытует мнение, что разница между характерами Печорина и Вернера основывается только на их разнице в возрасте и разном уровне жизненного опыта. С одной стороны это правильно, ведь Вернер смотрит на все сквозь призму прожитых лет. Но с другой стороны это и разница в привычках (влияние профессии и образа жизни), и разный социальный статус, и просто несходство взглядов. Печорин скрытный и циничный, решительный, и всегда доводит начатое до конца. Доктор Вернер не боится высказать свое мнение привселюдно, и, несмотря на то, что часто смеется над недостатками своих пациентов, все же показывает себя как совестливый и тактичный человек. Разница между ними очень заметна в манере одеваться: Печорин всегда одет с иголочки, ухожен и опрятен, он в полной мере пользуется своей красотой и привлекательностью для создания образа интеллигентного человека из высшего общества. Чего не скажешь о Вернере, который не особо следит за тем, какое впечатление производит на людей, хотя и весьма аккуратен в выборе одежды.

Однако самое главное и заметное отличие между Печориным и Вернером – это отношение к своим обещаниям и делам в целом. Доктор Вернер часто жаловался Печорину на однообразие жизни, но в то же время сам он ничегошеньки не делает, чтобы в этой жизни что-либо изменить. Большинство его мечт и желаний – это просто слова, которые вряд ли когда-то станут реальностью. В отличие от Печорина, который почти никогда не тормозит при переходе от слов к делу и всегда доводит начатое до конца.

Образ доктора Вернера отлично вписался в общую картину романа «Герой нашего времени», потому что это один из тех образов, которые помогают читателю намного легче увидеть все сложности характера главного героя и быстрее осознать прочитанное. Сравнение этих двух образов является такой же неотъемлемой частью размышлений над произведением, как и их противопоставление, и помогает современному читателю без проблем понять задумку автора.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Печорина и Вернера

Популярные сегодня темы

В нескольких своих литературных трудах Александр Николаевич Островский затрагивает общесоциальные вопросы. Он постоянно пытается найти людские недостатки. «Грозу» это, без всякого сомнения

Наш город небольшой, развлечений немного, но недавно открылся новый кинотеатр «Дружба». Несмотря на то, что работает он всего пару недель, отзывы о нем только положительные.

Читайте также:
Одним толчком согнать ладью живую - анализ, жанр, основная тема

Из окна моего летом хороший вид. Особенно мне нравится им наслаждаться, когда на улице очень жарко, а у нас дома работает кондиционер. Вот так можно, если мы не в деревне

Во дворе дома играли ребята. Наступил вечер. Все родители уже вернулись домой, и забрали своих детей. Остался только один мальчик. Он сидел и ожидал свою маму, которая почему-то так долго не приходила

Александр Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в дворянской семье. Уже в детстве маленький Саша сочинял стихи на французском языке.

Печорин и Вернер — сравнительная характеристика героев в романе М.Ю. Лермонтова

Характеристика Печорина

Первую информацию об этом персонаже читатель узнает, когда Печорин знакомится с Максимом Максимычем. Они служили вместе в крепости на Кавказе. Это была история женщины, которую звали Бэла. Главный герой поступает с ней нехорошо: от скуки, для развлечения, он крадет девушку-черкешенку. Бэла — красивая барышня, вначале она холодна с Печориным. Со временем молодой человек разжигает в ней любовь к нему, но когда девушка в него влюбляется, он тут же теряет к ней интерес.

Юноша разрушает судьбы иных людей, заставляя их страдать, однако остается равнодушным к последствиям его действий. Бэла с отцом умирает. Молодой человек вспоминает о ней, жалеет ее, прошлое стало в его душе горечью, но это не вызывает раскаянья. Когда она еще была жива, он говорил другу, что еще любит эту женщину, он благодарен ей, но скука так и осталась, именно это чувство все решило.

Попытка найти счастье и удовлетворенность подтолкнула молодого человека на эксперименты, и их Печорин начинает ставить на других людях. Психологические подходы при этом получаются бесполезны: в душе все такая же грусть. Такие же мотивы сопутствуют разоблачению «честных контрабандистов»: поступок главного персонажа не дает положительных результатов, только оставляет слепого парня и старуху на грани вымирания.

Любовь красивой черкески или женщины дворянского происхождения — для Печорина без разницы. Очередной жертвой эксперимента является аристократка — княгиня Мэри. Юноша играет с женщиной, вызывая в ее сердце любовь, но после покидает ее, разбив ей душу.

Случай с Мэри и контрабандистами автор описывает в дневнике, который ведет Печорин, пытаясь понять себя. Но даже собственные записи надоедают главному герою: все новые занятия заканчиваются скукой.

Печорин никакое дело не завершает до конца, не выносит страданий от потери интереса к объекту своей страсти. Записки основного персонажа скапливаются в сундуке, который в дальнейшем попал к Максиму Максимычу. Он чувствует необъяснимую привязанность к Печорину, принимая молодого человека в качестве друга. Он сохраняет дневники, надеется передать тетради товарищу. Но Печорину не нужна слава и популярность, он не хочет опубликовывать записи, дневники для него — просто макулатура. В этой светской незаинтересованности — особая ценность главного персонажа романа.

Понимание дружбы главным героем романа

Понятие дружба Печорин никак не связывает ни с Максим Максимычем, ни с Грушницким, ни с Вернером, ни с кем бы то ни было. Но значит ли это, что он не знает, не понимает истинного смысла слов «дружба», «друг»? Вслед за Лермонтовым, описывающим водяное общество, мы наблюдаем, насколько «в свете» обесценено понятие: «мой друг» – так обращаются друг к другу люди, совершенно равнодушные, или, более того, даже, как драгунский капитан, вовлекающие собеседника в свои подлые дела.

Печорин перед дуэлью обращается к Грушницкому со словами «мы были когда-то друзьями», давая возможность тому одуматься. А когда душевное напряжение достигает накала, герой «чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре». Но не с кем разделить дружбу главному герою – он, опираясь на жизненный опыт и убеждения, отвергает безоговорочно любую привязанность. Анализируя свои поступки и душевные переживания, становится равнодушным и к людям, и к себе.

Осмысливая прочитанное, приходишь к выводу, что такая тема, как дружба в романе «Герой нашего времени» Лермонтова, помогает глубже понять истинную суть характера Печорина и почувствовать его непреходящую современность. Эти размышления особенно актуальны для учащихся 9 классов при написании сочинения на тему «Дружба в жизни Печорина».

Тест по произведению

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов с особым сарказмом высмеивает дружбу. По мнению автора настоящей дружбы быть не может, ибо каждый старается в силу своей индивидуальности поработить другого, переделав его на свой лад.

Сравнительная характеристика Печорина и Вернера в романе «Герой нашего времени» раскроет глубокий, внутренний мир этих персонажей. Поможет понять, почему их дружбе пришел конец, и что послужило поводом для расставания.

Описание Вернера

С этим героем читатель начинает знакомиться в части «Княжна Мери» произведения Лермонтова. Это единственный персонаж, с которым Печерин полностью раскрыт и чье мнение уважает.

Печорин о Вернере отзывается как о мудром и великолепном друге. По своему характеру доктор является материалистом. Главный герой называет его поэтом, отмечая этим самым его романтический склад ума и великолепие души. В нем гармонично уживается поэтическое, лирическое настроение и материалистическая практичность.

Вернер являлся бедным человеком и, как многие, мечтал о богатстве, но чувство достоинства и порядочность не давали возможности пойти против своей совести. Доктор был некрасив по сравнению с Печориным. Однако под неправильными очертаниями лица находилась особая душевная красота, и девушки за это в него влюблялись.

Он был худой и маленького роста. Одна нога была длинней другой, это являлось причиной хромой походки. Голова имела несоразмерно большой вид. Взгляд был цепкий, как будто он хотел прочитать мысли человека, с которым общается.

В чем сходство двух персонажей, так это в способности увидеть человека насквозь, почувствовать его. Он не был скуп на эпиграммы относительно коллег, за это остальные доктора пустили слух, будто Вернер рисовал шаржи на своих больных. Вследствие этого он остался практически без практики. Друзья, которые хорошо знали этого человека и служили на Кавказе, пробовали восстановить ему авторитет, но успехом это не заканчивалось.

Некрасивая внешность, цепкий взгляд и черное одеяние были причиной того, что молодежь в Пятигорске начала называть доктора Мефистофелем.

Отношение к смерти

каждый раз словно искушает судьбу, бросая ей вызов. Его поступки нелогичны, не поддаются никакому объяснению. Он постоянно рискует собой, словно испытывая себя на прочность. Водя смерть за нос, ведет свою игру, не боясь оступиться.

Читайте также:
Маргарита - характеристика и образ героини в романе Булгакова

воспринимает смерть, как что-то само собой разумеющееся. Он спокоен насчет того, что когда-то придется умереть и просто ждет своего часа. Не переживая и не паникуя по этому поводу и уж ем более не испытывает судьбу лишний раз.

Они могли стать хорошими друзьями, но остались приятелями. Образ Вернера в романе способствует в раскрытии внутреннего облика Печорина. Рядом с доктором Вернером Григорий так же чувствует себя одиноким, как и с другими персонажами данного произведения.

Отношения друг с другом

О докторе читателя знакомят записки Печорина, который признается, что он с ним сильно сдружился. Сравнительная характеристика обоих персонажей показывает, что между ними много общего, хоть в чем-то они являлись противоположностями. Оба умны, и у них постоянно была тема для беседы. Могли размышлять о смысле бытия целый вечер, затем посмеяться друг над другом. Печорин не считал их отношения дружескими, поскольку он жил по своему признанию, а Вернер — своим трудом и познаниями.

Оба понимали друг друга с полуслова. Это видно из разговора, когда писатель впервые описывает доктора в романе, в то время как тот приходит в квартиру Печорина.

Лишь с ним он может поделиться собственными планами и мыслями. Именно доктора Печорин попросил стать секундантом на дуэли, поскольку не сомневается в его порядочности. Григорий Александрович, с учетом всех его недостатков, на первое место ставил честь дворянина и не смог терпеть козней в свою сторону.

Печорин поведал доктору о заговоре, который заключили между собой Грушницкий и капитан драгунов. Дуэль с разряженными пистолетами могла стать безобидной шуткой. Однако Вернер случайно услышал разговор и узнал о подлом поступке, который решил задумать капитан. Он захотел зарядить пистолет, который был направлен в сторону Печорина, причем оружие, которое должен использовать непосредственно главный герой, заряжать не стал. Это являлось огромной подлостью, которая была недостойна дворянина.

Перед дуэлью Григорий не мог уснуть, его ранило человеческое коварство. Он захотел наказать Грушницкого и капитана. Доктора Печорин просит только не мешать ему. На дуэли главный герой убивает Грушницкого и после на встрече с Вернером он чувствует холод с его стороны.

Вероятно, доктор ожидал, что его приятель не будет стрелять либо направит оружие в сторону. Однако доктора до глубины возмутило коварство Грушницкого. Он до последней секунды ожидал от того признания.

Печорин был убежден, что дуэль надуманна, а Грушницкий — уверен, что дерзкий юноша ночью уходил по балкону из комнаты княжны Мери. И так как считал ее невестой, не смог простить предательства.

Характер и личность Печорина и Вернера

  • умен. Образован;
  • острый на язычок. Способен ранить человека словом;
  • материалист;
  • молчалив. Скрытен;
  • хороший манипулятор, играющий на чувствах людей;
  • знаток человеческих душ. Тонкий психолог;
  • самолюбив. Эгоистичен;
  • не боится ответственности за поступки;
  • любит женщин, но связывать себя узами брака не спешит
  • любит поразмышлять о смысле жизни.
  • образован. Умен;
  • любит острить. Язвителен;
  • добрый по натуре;
  • материалист;
  • разговорчив. Любит когда его слушают;
  • знаток человеческих душ;
  • обожает женщин. Хорошо разбирается в психологии женских душ;
  • самолюбив. Эгоистичен;
  • боится брать на себя ответственность;
  • категорически против женитьбы;
  • любитель пофилософствовать на досуге;
  • великодушен и непосредственен.

Сравнительный анализ

Сравнение двух образов позволит подчеркнуть характер каждого и сопоставить главных героев. Лучше всего для этого использовать таблицу, в которой можно наглядно рассмотреть их сходство и различие.

Печорин Вернер
Вид деятельности: военный Врач
Возраст: 25 лет 40 лет
Характер: злой, смышленый, язвительный в разговоре, циничный, скрытный, холодный Смышленый, острослов, смеется над некоторыми своими больными, но в тоже время оплакивает умирающего солдата
Внешность: красивый, привлекательный для девушек, создает впечатление аристократичного человека Тонкие пальчики и худощавые руки, опрятность во внешнем облике и в одежде в целом. Удивляет неприятностью с первой встречи, но впоследствии становится намного притягательней. Имеет слабое и худое тело, но в одеянии пытается показать вкус и опрятность
Отношение к девушкам: обожает женщин. Отлично их знает, но не пытается стремиться к настоящим чувствам или созданию семьи. Умеет играть чувствами слабого пола Любит девушек. Сопоставляет их с очаровательным лесом
В общении: любит слушать Любит, если его слушают
Решительность: для достижения целей идет до конца, эгоист, любит только себя Ленивый, говорит лишь о своих желаниях, эгоист, любит только себя

Внешность

среднего роста. Возраст около 25 лет. Крепкого телосложения. Блондин. Волосы слегка вьются. Черные усы и густые, темные брови. Высокий лоб. Руки маленькие. Пальцы худые, длинные. Глаза карие. Походка ленивая, небрежная. Выглядел всегда аккуратно и дорого.

невысокого роста. Среднего возраста. Ему было около 40 лет. Худой. Черные глазки, словно буравчики, сверлили собеседника при разговоре. В облике проскакивала нервозность и внутреннее беспокойство. Ходил, прихрамывая по причине того, что одна нога короче другой. Выглядел неопрятно. Неаккуратен. Производил неприятное впечатление.

Мери Лиговской

, княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном. И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения. Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок. Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви.

О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру

же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями». «Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина. Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.

Читайте также:
Григорий Данилович Римский - образ и характеристика героя

Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, – в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.

Максим Максимыч

Максим Максимыч

, «человек, достойный уважения», как говорит о нем молодой офицер-рассказчик, открытый, добрый, во многом наивный, довольный жизнью. Мы слушаем его рассказ об истории Бэлы, наблюдаем за тем, как стремится он встретиться Григорием, которого считает старым приятелем и к которому искренне привязан, ясно видим, из-за чего он вдруг «сделался упрямым, сварливым». Сочувствуя штабс-капитану, невольно начинаем неприязненно относиться к Печорину.

Вместе с тем при всем своем простодушном обаянии Максим Максимыч – человек ограниченный, ему невдомек, что движет молодым офицером, да он об этом и не задумывается. Непонятным будет для штабс-капитана и холодность его приятеля при последней встрече, обидевшая до глубины души. «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара». У героев совершенно разные характеры, взгляды на жизнь, мировоззрение, они люди разных эпох и разного происхождения.

Как и другие главные герои произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, образ Максим Максимыча подталкивает нас к размышлению о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Возможность дружбы в жизни Печорина

Все персонажи «Героя нашего времени», с которыми сталкивается в романе Печорин, раскрывают нам новые и разные черты главного героя. Так, отношения с Максим Максимычем, Вернером, Грушницким выявляют его понимание дружеских, приятельских отношений. Возможна ли дружба в жизни Печорина, что думает и как понимает ее главный герой?

Каков смысл слова дружба? Значение слова не изменилось со времен Лермонтова. «Дружба, дружество, – читаем у В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка», – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…»

Женские образы романа

На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.

Черкешенка Бэла

, «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях. Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности. Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу. Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».

«Мы сделались приятелями…» (Печорин и Вернер в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Внешность

среднего роста. Возраст около 25 лет. Крепкого телосложения. Блондин. Волосы слегка вьются. Черные усы и густые, темные брови. Высокий лоб. Руки маленькие. Пальцы худые, длинные. Глаза карие. Походка ленивая, небрежная. Выглядел всегда аккуратно и дорого.

невысокого роста. Среднего возраста. Ему было около 40 лет. Худой. Черные глазки, словно буравчики, сверлили собеседника при разговоре. В облике проскакивала нервозность и внутреннее беспокойство. Ходил, прихрамывая по причине того, что одна нога короче другой. Выглядел неопрятно. Неаккуратен. Производил неприятное впечатление.

Печорин о Вернере

Печорин с самой первой встречи нашел в Вернере близкую душу. Несмотря на то что Печорину было комфортно находиться с Вернером, главный герой не считал его своим другом. В том, как относится Печорин к Вернеру, отражается позиция центрального персонажа к дружбе в целом. Для Печорина Вернер был лишь хорошим приятелем, потому что главный герой, по его же словам, был «неспособен» к дружбе, развивая теорию о том, что один друг всегда является рабом другого.

Но не только Печорин не способен к дружбе, она не являлась необходимостью и для самого Вернера. Самолюбивый, равнодушный и эгоистичный характер, присущий обоим героям, не поспособствовал крепкой дружбе Печорина и Вернера.

Характер и личность Печорина и Вернера

  • умен. Образован;
  • острый на язычок. Способен ранить человека словом;
  • материалист;
  • молчалив. Скрытен;
  • хороший манипулятор, играющий на чувствах людей;
  • знаток человеческих душ. Тонкий психолог;
  • самолюбив. Эгоистичен;
  • не боится ответственности за поступки;
  • любит женщин, но связывать себя узами брака не спешит
  • любит поразмышлять о смысле жизни.
  • образован. Умен;
  • любит острить. Язвителен;
  • добрый по натуре;
  • материалист;
  • разговорчив. Любит когда его слушают;
  • знаток человеческих душ;
  • обожает женщин. Хорошо разбирается в психологии женских душ;
  • самолюбив. Эгоистичен;
  • боится брать на себя ответственность;
  • категорически против женитьбы;
  • любитель пофилософствовать на досуге;
  • великодушен и непосредственен.

Схожесть персонажей

Печорин и Вернер были людьми, которых не понимало общество. Поэтому они оба выделялись среди окружающих. И не могли герои не заметить эту несхожесть с обществом, они «отличили в толпе друг друга». Это стало причиной, по которой Печорин и Вернер стали тесно общаться, обсуждать незначительные и в то же время философские вопросы. Взаимоотношения Печорина и Вернера построены на схожести их характеров. Оба героя обладают умом и чувством собственного достоинства, у персонажей одинаковое отношение к обществу, к женщинам, к браку. Вернер благодаря схожему характеру является своеобразным двойником Печорина. Вернер – один из немногих, кому Печорин раскрывает свою душу, историю своей жизни.

Отношение к смерти

каждый раз словно искушает судьбу, бросая ей вызов. Его поступки нелогичны, не поддаются никакому объяснению. Он постоянно рискует собой, словно испытывая себя на прочность. Водя смерть за нос, ведет свою игру, не боясь оступиться.

Читайте также:
Стихи про родителей - трогательные до слез, короткие со смыслом

воспринимает смерть, как что-то само собой разумеющееся. Он спокоен насчет того, что когда-то придется умереть и просто ждет своего часа. Не переживая и не паникуя по этому поводу и уж ем более не испытывает судьбу лишний раз.

Они могли стать хорошими друзьями, но остались приятелями. Образ Вернера в романе способствует в раскрытии внутреннего облика Печорина. Рядом с доктором Вернером Григорий так же чувствует себя одиноким, как и с другими персонажами данного произведения.

«Мы сделались приятелями…» (Печорин и Вернер в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»)

С доктором Вернером Печорин, главный герой ро­мана «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, знакомится в Пятигорске, на лечебных водах. Печо­рин пишет в своем дневнике: «Нынче поутру зашел ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский». Сам рас­сказчик находит доктора «человеком замечатель­ным»: «Он скептик и материалист, как все почти ме­дики, а вместе с этим поэт, и не на шутку,— поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не на­писал двух стихов. Он изучал все живые струны серд­ца человеческого, как изучают жилы трупа, но нико­гда не умел он воспользоваться своим знанием».

Герои абсолютно разные и в то же время в чем-то схожие. Из всего окружения на водах доктор Вернер по духу ближе к Печорину. Им нравится вести разго­воры на философско-метафизические темы, «об от­влеченных предметах». Герои резко отличаются внешне, но есть в портретном описании каждого из них то, что выделяет их из общей массы людей. В Пе­чорине, по словам странствующего офицера, чувство­валась порода: аристократические руки, волосы свет­лые, а усы и брови — черные; «кожа имела какую-то женскую нежность»; «стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение»; не­много вздернутый нос, «зубы ослепительной белизны и карие глаза», которые «не смеялись, когда он смеялся».

Вернер внешне уступает Печорину: доктор «был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг во­лосы под гребенку, и неровности его черепа, обнажен­ные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его ма­ленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли… его худощавые, жили­стые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках».

Отношение в обществе к героям неоднозначно: «за­вистливые водяные медики… распустили слух», буд­то доктор Вернер рисует карикатуры на своих боль­ных, вследствие чего он остался без практики. Печо­рин тоже конфликтует с представителями «водяного общества», но скорее от скуки. Он более удачлив в любви, богат, красив — все это и послужило поводом для конфликта с Грушницким и его единомышленни­ками. И Печорин, и Вернер злы на язык. «Под вывес­кою… эпиграммы» доктора «не один добряк прослыл пошлым дураком…». Печорин же не дает спуску Грушницкому, высмеивая его страсть «декламиро­вать».

Печорин служит, но достаточно богат, чтобы гнать­ся за чинами. Вернер «беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу…». Печорину он говорил, что «скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою бла­готворительность, тогда как ненависть только уси­лится соразмерно великодушию противника». Я ду­маю, что доктору Вернеру неинтересно лечить от мни­мых болезней купцов, их жен, всех представителей «водяного общества» (достаточно вспомнить о лече­нии, которое он назначил обеим Лиговским). «Обык­новенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными», но Печорин однажды видел у как «он пла­кал над умирающим солдатом».

Суждения героев о женщинах сходны: Печорин считает, что «нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои пре­дубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школь­ные правила логики». Вернер, в свою очередь, сравни­вает женщин с заколдованным лесом: «Только при­ступи… на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мне­ние, насмешка, презрение… Надо только не смотреть, а идти прямо,— мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, сре­ди которой цветет зеленый мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет и обернешься назад!». Я думаю, Печорин более удачлив во взаимоотношениях с женщинами, ведь он молод, красив, богат, умен. Но беда в том, что любовь быстро ему надоедает, он не до­рожит этим чувством, а скорее пресыщен им. Его лю­бовь несет лишь страдание. Увлекшись Бэлой, он не задумываясь похитил девушку из родного дома, раз­рушил ее семью; ставит под сомнение честь Веры; без­думно играет чувствами Мери. А вот такие люди, как Вернер, «страстно любят женщин». И как замечает Печорин, «бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов».

Вернер принимает участие в судьбе Печорина. Он соглашается стать его секундантом на дуэли с Грушницким. Во время дуэли доктор настаивает на разо­блачении заговорщиков, беспокоясь о судьбе Печори­на. Но, услышав от Печорина, что тот, возможно, ищет смерти, отступает, предоставляя ему право са­мому распоряжаться своей судьбой. Я считаю, что доктор был более привязан к Печорину, нежели тот к нему. «Мы… сделались приятелями…»,— так опреде­ляет завязавшиеся отношения Печорин. Именно при­ятелями, потому что, как пишет в дневнике сам Печо­рин, он к дружбе «не способен. Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…».

Я считаю, что беда Печорина заключается в том, что он боится настоящей привязанности к кому-либо. Он не любит обнаруживать в себе настоящие чувства. Достаточно вспомнить его размышления по поводу слез, когда он загнал лошадь в погоне за Верой. Рассу­док в нем преобладает над чувствами. Возможно, он понимает, что несет лишь смерть и страдание близ­ким людям и поэтому ищет смерти.

Популярные сегодня темы

Гринев – парень, лет семнадцати – восемнадцати. Именно от его лицо ведется повествование в повести Пушкина « Капитанская дочка». Петр Андреевич Гринев из знатного дворянского рода, его отец, Андрей Петрович

Читайте также:
Черный человек анализ поэмы Сергея Есенина, краткое содержание

Данная картина написана талантливым живописцем Ивановым Андреем Ивановичем. Творец писал картину, основываясь на древние летописи Нестора, о важных событиях которые происходили в 968 году

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые Души» по-настоящему встрепенулось, наверное, каждого читателя. У Гоголя имеется большое количество произведений посещённые мистической тематике

Некрасов Николай Алексеевич – истинно народный поэт, который всегда переживал за судьбу русского человека, жалел его и изучал нравы и быт простых крестьян. Многие произведения его творчества строятся на теме крепостничества

Бунин поведал историю, почти лишенную сюжета. Встречаются на палубе речного парохода мужчина и женщина, между ними завязывается мимолетный роман

Несколько интересных сочинений

Отличительной особенностью произведений писателя является использование в них художественного иносказательного языка, называемого самим автором эзоповым, по имени известного баснописца Эзопа

Существует версия, что написать сказку по народным мотивам предложил Петру Ершову сам великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, который, возможно, написал поэтическое вступление к произведению.

Счастье – непостоянно, нельзя быть всегда счастливым, ведь всегда найдется кто-то или что-то, который смогут спустить вас на землю с небес. Именно поэтому говорят – счастье живет вечно, пока оно незаметно, но если оно на виду

Песня – музыка, способная проникнуть в самую глубину человеческой души, способная вытащить наружу воспоминания. Она может успокаивать или будоражить, вводить в печаль или пускать в пляс.

Еще ни одна вражда между друзьями не привела к хорошему исходу. Очень часто в русской литературе писатели затрагивают человеческие отношения, затрагивают тему вражды и дружбы.

Истинные отношения героев

Презирая общество, Вернер и Печорин сходятся из-за скуки. Они становятся приятелями, потому что другого выбора у героев нет. Печорину и Вернеру интересно друг с другом: они рассуждают между собой и выслушивают мнение, расхожее с общепринятым. Но отношения Печорина и доктора нельзя назвать дружбой, потому что герои не готовы на что-то большее ради друг друга. И Печорин, и Вернер – одинокие по природе своей личности. Они не могут существовать даже с такими же умными и образованными людьми, как они сами. Эгоизм Печорина и Вернера не позволил героям стать настоящими друзьями. Как говорил главный герой, они были «ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Вернер отличался от Печорина главным – отношением к жизни. Центральный персонаж никогда не жалел о собственных поступках, он брал за них ответственность, он был участником своей судьбы. Вернер же был наблюдателем, для которого была важна жизнь и спокойствие. Когда между Печориным и Грушницким происходит конфликт, Вернер становится секундантом центрального персонажа романа «Герой нашего времени» и просит, чтобы «дело обошлось как можно секретнее».

Для Вернера тихая и привычная жизнь важнее необдуманных страстей друга.

После дуэли, в которой был убит Грушницкий, Вернер порывает дружеские отношения с Печориным, отправляя ему записку следующего содержания: «Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута. Все уверены, что причиною его смерти несчастный случай; только комендант, которому, вероятно, известна ваша ссора, покачал головой, но ничего не сказал. Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Отношения Печорина и Вернера», раскроет характер каждого приятеля, который не позволил персонажам романа «Герой нашего времени» стать настоящими друзьями.

Отношения печорина и доктора вернера. Сравнительная характеристика Печорина и Вернера из романа «Герой нашего времени» Лермонтова

Сравнительная характеристика Печорина и Вернера из романа Герой нашего времени

Печорин является военным в возрасте двадцати пяти лет. Внешность приятная, он нравился многим женщинам, всегда опрятно выглядел. Он был умным, но злым, всегда готов что-нибудь съязвить в ответ. Любит женщин, но не хочет связывать себя с кем-нибудь узами брака. Он очень любит себя, эгоист.
Вернер является сорокалетним доктором. Он худощавого телосложения, не очень приятной внешности, но всегда старался выглядеть опрятно. Он умен, но также, как и Печорин, самовлюбленный эгоист.

Между Печориным и Вернером есть как сходства, так и различия. Печорин привык всегда быть в движении и идти к своей цели напролом, чтобы это ему не стоило, а его приятель же наоборот, ничего не делает, чтобы достичь цели.

Оба героя не являются ни положительными, ни отрицательными. В то время. Как Печорину не важны дружба и любовь, но доктор является для него близким человеком, приятелем.

Печорин и Вернер познакомились на Кавказе, первый отправился туда на отдых. Они оба принадлежали к одинаковому кругу общения, были светскими знатоками. У них обоих хорошее образование, они начитаны, любили общаться на философские темы. Оба мужчины не в браке, и даже не хотят жениться.

Главным их отличием является то, что Вернер, как врач, сохраняет жизнь своему пациенту или пытается все сделать для этого. А Печорин являясь военным, наоборот, привык лишать жизни человека, пусть даже врага.

Доктор не любит много говорить и кому-то открывать свою душу, а Печорин часто изливает душу своему товарищу. Любовь к женскому полу у товарищей тоже разная. Например, Вернер способен на длительные романы, он проявляет к женщине свою любовь, а его приятель относится к женщинам потребительки.

Отношение к смерти у героев тоже разное, их объединяет только то, что они оба ее не бояться.

Печорин же рискует своей жизнью, он совершает рискованные поступки, а врач просто ждет, когда смерть его заберет. Печорин даже во время дуэли не принимает никаких поступков, чтобы спастись, зная, что ему могут убить. На дуэли он проявил смелость и благородство. Вернер же предал его в тот момент, он знал, что пистолет его приятеля не заряжен, но сохранил это втайне от Печорина.

У героев, как и у всех людей есть и сходства, и различия. Они очень близки в духовном плане, им нравится беседовать друг с другом. Но друзьями они не могут стать, так как Печорин не способен на дружбу. Он считал, что в дружбе один всегда должен является рабом другого, а быть рабом он не хотел, а повелевать было для него утомительным занятием.

Читайте также:
Шенграбенское сражение в романе Толстого Война и Мир

Печорин и Максим Максимыч

Подобную привязанность видим мы в бесхитростном штабс-капитане – первом, кто рассказывает нам о Печорине. Несмотря на то, что Максим Максимыч считает его странным человеком и явно не одобряет того, как поступает Григорий с Бэлой, он привязан к Печорину и считает того своим другом. «Мы были приятели», «были друзья закадычные», – служа вместе, люди становятся близкими, почти родными, именно в этом искренне убежден Максим Максимыч.

Уже будучи знакомыми с Печориным, мы, читая о предстоящей встрече, сомневаемся, что со стороны Печорина она будет теплой и радостной, – ведь он не скрывает от штабс-капитана своего характера и не обещает дружбы: «глупец я или злодей, не знаю; … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». Но вот встреча состоялась, слова радости и благодарности, что не забыл Максим Максимыч Печорина, произнесены, старый знакомый обнят Григорием дружески, но почему так веет холодом от Печорина, почему обижен и расстроен Максим Максимыч, ради встречи впервые нарушивший правила? «Неужели я не тот же. Что делать?всякому своя дорога…» – говорит герой, и мы понимаем: он никого не собирается обижать, просто встретил старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.

Популярные сегодня темы

Произведение «Мальчики» относится к целому циклу рассказов под названием «Братья Карамазовы». Главные герои – это Николай Красоткин и Илья Снегирев.

Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря

Перед каждым человеком открыты любые двери. Он может стать писателем, художником, юристом и так далее. Главное, чтобы для достижения цели человек предпринимал активные действия, а не просто лежал на диване.

Одним из основных персонажей произведения является Александр Матвеевич Кирсанов, лучший друг главного героя Лопухова.

Летние каникулы всегда были для меня настоящим праздником. Не исключением стал и этот раз. В данном сочинение я расскажу о том, как провел лето.

Популярные сочинения

  • Сочинение Что такое гений
    Я уверен, что гений – это не обязательно деятель искусства или изобретатель, а политик, спортсмен, певец, массажист, да хоть повар! Просто как-то так не привыкли называть представителей всех профессий гениями.
  • Здоровый образ жизни — сочинение
    Множество людей на сегодняшний день не соблюдают правила здорового образа жизни. Несоблюдение такого образа жизни пагубно влияет на здоровье человека. Для соблюдения здорового образа жизни не требуется особых усилий и знаний.
  • Сочинения по творчеству Грибоедова
    Сочинения по произведениям Грибоедова

Сравнительная характеристика Печорина и Вернера сочинение

Главный герой произведения Григорий Печорин, будучи на отдыхе на Кавказе, знакомится на водах с доктором Вернером, являющимся второстепенным персонажем романа.

Мужчины сильно отличаются друг от друга не только внешностью, но и чертами характера, однако имеют между собой большое количество сходных качеств.

Печорин и Вернер представляют собой людей одинакового происхождения, вращающихся в одном и том же кругу и являющихся знатоками светского общества, любящими пофилософствовать и побеседовать на отвлеченные темы.

Оба получили прекрасное образование, обладают логическим мышлением, наблюдательностью, острым умом и злым языком.

Характерными чертами героев является независимый нрав, самолюбие, основанные на собственных принципах, личном мнении, выражающихся порой в скептических и циничных взглядах. При этом мужчины обладают проницательностью и способностью к тонкой психологии, изучающей тайны человеческой души.

Доктор и Григорий наделены изысканным вкусом, к женщинам испытывают неподдельное влечение, но в брак никогда не вступали. Друг к другу герои ощущают взаимное доверие и интерес.

Однако несмотря на сходство мужчин между ними существуют и принципиальные различия.

По возрасту и положению Печорин является молодым богатым человеком, тогда как доктор гораздо старше Григория и относится к кругу обнищавших интеллигентов. Внешне Печорин очень привлекателен, а Вернер не может похвастаться красивой внешностью.

Вернер, являясь по профессии врачом, в силу своей деятельности, стремиться сохранить жизнь пациента, а Печорин, будучи военным офицером, имеет целью отнимать жизнь у других, хотя бы и у врага.

Сочинение Печорин и доктор Вернер

В главе «Княжна Мэри» Печорин знакомится с доктором и их общение позволяет Лермонтову раскрыть черты характера своего героя.

Главный герой произведения и Вернер – люди одного социального слоя, но выбравшие разный род занятий. Сдружится им помогло стремление, присущее обоим разрушать свою жизнь. Печорин за проступки сослан на Кавказ. Вернер растерял свою практику из-за издевательств и насмешек над пациентами.

В главе уделяется большое внимание отношениям Печорина с княжной и его взгляду на женщин. Офицер смотрит на них, как на игрушки.

Вернер введен в роман для демонстрации другого более благородного типа поведения. Он готов многим жертвовать ради любви, стремится завоевывать представительниц прекрасного пола. Печорину достаточно легких побед, причем не столько для обладания женщиной, сколько ради «выигрыша по очкам». Он влюбляет в себя княжну Мэри просто из спортивного интереса, не считая нужным даже объясниться после ее признания в любви к нему.

Отношение к дружбе у Печорина и Вернера также различно. «Лишнему человеку» он не особо нужна, так как отягощает, накладывая обязательства. Кроме того, события, описанные в произведении, происходят в девятнадцатом веке, времени более наполненном романтикой и бурными, выставленными напоказ выражениями чувств. Вернер воспринимает это спокойно, как и большинство своих современников, Печорина, хоть и сошедшегося с ним – это явно тяготит. Открытость и жертвенность ему не просто нужна, поэтому скоро отбрасывается.

Оба героя испытывают некое влечение к смерти, не боятся ее. Однако Печорин, по большому счету, стремится к ней. Офицер совершает рискованные поступки, испытывает судьбу, тогда как доктор Вернер спокойно ждет ее наступления. Он не видит смысла в своей жизни. Перед дуэлью с Грушницким Печорина одолевают мысли о смысле своего существования. Зная, что его пистолет не будет заряжен и соперник может легко его убить, он не предпринимает попыток избежать поединка.

Во время дуэли Печорин демонстрирует свои смелость и благородство. Дав противнику выстрелить первым, он предлагает ему окончить дело миром. Печорин показывает не только свой фатализм и тягу к смерти, не только благородство, без которого в дворянской среде пришлось бы влачить жалкое существование, но и отсутствие жестокости и жажды разрушать. Он не испытывает особой тяги оставаться на этом свете, но и не хочет забирать чужую жизнь. Вернер знает, что пистолет главного героя романа не заряжен, но не озвучивает на дуэли этот факт, фактически, совершая предательство. Его образ служит в романе для того, чтобы оттенить чувства и переживания незаурядного человека.

Читайте также:
В рождественскую ночь краткое содержание читать

Возможность дружбы в жизни Печорина

Все персонажи «Героя нашего времени», с которыми сталкивается в романе Печорин, раскрывают нам новые и разные черты главного героя. Так, отношения с Максим Максимычем, Вернером, Грушницким выявляют его понимание дружеских, приятельских отношений. Возможна ли дружба в жизни Печорина, что думает и как понимает ее главный герой?

Каков смысл слова дружба? Значение слова не изменилось со времен Лермонтова. «Дружба, дружество, – читаем у В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка», – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…»

Несколько интересных сочинений

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» у каждого героя есть своя правда, а именно, по каким законам и как жить. Соня Мармеладова – один из центральных образов романа

Произведение представляется собой переписку нескольких персонажей новеллы в виде трех писем. Главным героем новеллы является Натаниэль, который не может избавиться во взрослой жизни от детских страхов, усугубляющихся постепенно.

Лев Николаевич Толстой – это величайший мировой писатель, который мог своими работами, открыть сущность Руси, быт её жизни и полностью открыть свои чувства ко всему происходящему на тот момент.

Печорин и Вернер

В произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» качества главного персонажа раскрываются за счет сравнения с другими. Печорин не способен обрести настоящую дружбу или любовь, все люди чужды ему. Но доктор Вернер среди всех остальных является самым близким для Печорина человеком. Именно с ним у Печорина сложились максимально приятельские отношения. Печорин и Вернер нашли друг друга и могли бы стать друзьями, но этого так и не случилось.

  1. Таблица сравнения персонажей
  2. Сходства Печорина и Вернера
  3. Различия персонажей
  4. Отношение к дружбе

Печорин и Вернер: сравнительная характеристика и отношения

Внешность

среднего роста. Возраст около 25 лет. Крепкого телосложения. Блондин. Волосы слегка вьются. Черные усы и густые, темные брови. Высокий лоб. Руки маленькие. Пальцы худые, длинные. Глаза карие. Походка ленивая, небрежная. Выглядел всегда аккуратно и дорого.

невысокого роста. Среднего возраста. Ему было около 40 лет. Худой. Черные глазки, словно буравчики, сверлили собеседника при разговоре. В облике проскакивала нервозность и внутреннее беспокойство. Ходил, прихрамывая по причине того, что одна нога короче другой. Выглядел неопрятно. Неаккуратен. Производил неприятное впечатление.

Сочинение Печорин и доктор Вернер

В главе «Княжна Мэри» Печорин знакомится с доктором и их общение позволяет Лермонтову раскрыть черты характера своего героя.

Главный герой произведения и Вернер – люди одного социального слоя, но выбравшие разный род занятий. Сдружится им помогло стремление, присущее обоим разрушать свою жизнь. Печорин за проступки сослан на Кавказ. Вернер растерял свою практику из-за издевательств и насмешек над пациентами.

В главе уделяется большое внимание отношениям Печорина с княжной и его взгляду на женщин. Офицер смотрит на них, как на игрушки.

Вернер введен в роман для демонстрации другого более благородного типа поведения. Он готов многим жертвовать ради любви, стремится завоевывать представительниц прекрасного пола. Печорину достаточно легких побед, причем не столько для обладания женщиной, сколько ради «выигрыша по очкам». Он влюбляет в себя княжну Мэри просто из спортивного интереса, не считая нужным даже объясниться после ее признания в любви к нему.

Отношение к дружбе у Печорина и Вернера также различно. «Лишнему человеку» он не особо нужна, так как отягощает, накладывая обязательства. Кроме того, события, описанные в произведении, происходят в девятнадцатом веке, времени более наполненном романтикой и бурными, выставленными напоказ выражениями чувств. Вернер воспринимает это спокойно, как и большинство своих современников, Печорина, хоть и сошедшегося с ним – это явно тяготит. Открытость и жертвенность ему не просто нужна, поэтому скоро отбрасывается.

Оба героя испытывают некое влечение к смерти, не боятся ее. Однако Печорин, по большому счету, стремится к ней. Офицер совершает рискованные поступки, испытывает судьбу, тогда как доктор Вернер спокойно ждет ее наступления. Он не видит смысла в своей жизни. Перед дуэлью с Грушницким Печорина одолевают мысли о смысле своего существования. Зная, что его пистолет не будет заряжен и соперник может легко его убить, он не предпринимает попыток избежать поединка.

Во время дуэли Печорин демонстрирует свои смелость и благородство. Дав противнику выстрелить первым, он предлагает ему окончить дело миром. Печорин показывает не только свой фатализм и тягу к смерти, не только благородство, без которого в дворянской среде пришлось бы влачить жалкое существование, но и отсутствие жестокости и жажды разрушать. Он не испытывает особой тяги оставаться на этом свете, но и не хочет забирать чужую жизнь. Вернер знает, что пистолет главного героя романа не заряжен, но не озвучивает на дуэли этот факт, фактически, совершая предательство. Его образ служит в романе для того, чтобы оттенить чувства и переживания незаурядного человека.

Характер и личность Печорина и Вернера

  • умен. Образован;
  • острый на язычок. Способен ранить человека словом;
  • материалист;
  • молчалив. Скрытен;
  • хороший манипулятор, играющий на чувствах людей;
  • знаток человеческих душ. Тонкий психолог;
  • самолюбив. Эгоистичен;
  • не боится ответственности за поступки;
  • любит женщин, но связывать себя узами брака не спешит
  • любит поразмышлять о смысле жизни.
  • образован. Умен;
  • любит острить. Язвителен;
  • добрый по натуре;
  • материалист;
  • разговорчив. Любит когда его слушают;
  • знаток человеческих душ;
  • обожает женщин. Хорошо разбирается в психологии женских душ;
  • самолюбив. Эгоистичен;
  • боится брать на себя ответственность;
  • категорически против женитьбы;
  • любитель пофилософствовать на досуге;
  • великодушен и непосредственен.

Таблица сравнения персонажей

Сравнение Вернера и Печорина поможет подчеркнуть качества каждого из них и сопоставить персонажей. Лучше всего для такой цели подходит таблица, где можно наглядно увидеть сходства и различия персонажей.

Читайте также:
Аустерлицкое сражение в романе Война и мир - подвиг князя

Худые руки и тонкие пальцы, опрятность в одежде и внешнем виде в целом.

Отношение к смерти

каждый раз словно искушает судьбу, бросая ей вызов. Его поступки нелогичны, не поддаются никакому объяснению. Он постоянно рискует собой, словно испытывая себя на прочность. Водя смерть за нос, ведет свою игру, не боясь оступиться.

воспринимает смерть, как что-то само собой разумеющееся. Он спокоен насчет того, что когда-то придется умереть и просто ждет своего часа. Не переживая и не паникуя по этому поводу и уж ем более не испытывает судьбу лишний раз.

Они могли стать хорошими друзьями, но остались приятелями. Образ Вернера в романе способствует в раскрытии внутреннего облика Печорина. Рядом с доктором Вернером Григорий так же чувствует себя одиноким, как и с другими персонажами данного произведения.

Печорин и Вернер: сравнительная характеристика и отношения

Сюжетообразующий персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — Григорий Александрович Печорин — фигура вымышленная автором, носящая собирательный характер. Вместе с тем, это своеобразное alter ego, т.е. второе «я» самого поэта. Тот же собирательный характер имеет образ доктора Вернера. Его прототипом, по мнению некоторых историков литературы, был доктор Майер. Лермонтов познакомился с ним во время службы на Кавказе в 1837 году. Образ Вернера играет в романе служебную роль, его функциональное назначение — полнее раскрыть внутреннего мир Печорина. Из трех основных способов ведения сравнительной характеристики Печорина и Вернера выберем тот, что предполагает выявить сначала общее, затем различное у данных действующих лиц. Перед нами говорят и действуют представители дворянского сословия, люди, в целом, одного круга и социального происхождения, с хорошей, даже блестящей образованностью; От природы они наделены острым аналитическим умом, наблюдательностью, не склонны к слепому подражательству, опираются на собственные суждения и жизненные принципы; Оба были когда-то своими в высшем свете, но, пережив глубочайшее разочарование в нём, преисполнились злого скептицизма, стали откровенны-циничны; И тот, и другой нередко склонны к рефлексии, размышлениям о себе и своем месте в мире – при этом с хорошей интуицией, позволяющей им видеть окружающих насквозь; Несмотря на холостой образ жизни, не утратили интереса к прекрасному полу, в состоянии легко влюбить в себя ту или иную даму; Печорин и Вернер не лишены гордыни, самолюбивы, остро переживают собственную невостребованность. Неизбежно встает вопрос – почему тогда их приятельство не стало дружбой, растаяло, как дым, после первого же серьезного испытания? Не потому ли, что отношения Печорина и Вернера ни к чему особо не обязывали, а подлинная дружба всегда предполагает бескорыстие и даже – в исключительных случаях – готовность к самопожертвованию. Ни Печорин, ни Вернер к последнему не готовы. Проводить вместе время, спорить, разбивать женские сердца – пожалуйста, отдать жизнь ради верности убеждениям – извините… И принципиальных различий между ними гораздо больше: Печорин сравнительно молод и знатен, лучшие годы Вернера позади, он привык прозябать в стабильной бедности; Один привык смотреть в лицо смерти и, если потребуется – пресекать чужую жизнь, не желая расставаться с собственной, другой – врач, для которого здоровье пациента, кем бы тот ни был, — основная стезя деятельности; Все эти различия, разумеется, сказывались на отношениях Печорина и Вернера, а посему расставание их предопределено. Эти «умные ненужности» вновь оказываются предоставлены сами себе.

Понимание дружбы главным героем романа

Понятие дружба Печорин никак не связывает ни с Максим Максимычем, ни с Грушницким, ни с Вернером, ни с кем бы то ни было. Но значит ли это, что он не знает, не понимает истинного смысла слов «дружба», «друг»? Вслед за Лермонтовым, описывающим водяное общество, мы наблюдаем, насколько «в свете» обесценено понятие: «мой друг» – так обращаются друг к другу люди, совершенно равнодушные, или, более того, даже, как драгунский капитан, вовлекающие собеседника в свои подлые дела.

Печорин перед дуэлью обращается к Грушницкому со словами «мы были когда-то друзьями», давая возможность тому одуматься. А когда душевное напряжение достигает накала, герой «чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре». Но не с кем разделить дружбу главному герою – он, опираясь на жизненный опыт и убеждения, отвергает безоговорочно любую привязанность. Анализируя свои поступки и душевные переживания, становится равнодушным и к людям, и к себе.

Осмысливая прочитанное, приходишь к выводу, что такая тема, как дружба в романе «Герой нашего времени» Лермонтова, помогает глубже понять истинную суть характера Печорина и почувствовать его непреходящую современность. Эти размышления особенно актуальны для учащихся 9 классов при написании сочинения на тему «Дружба в жизни Печорина».

Тест по произведению

В произведении «Герой нашего времени» Лермонтов знакомит читателя с образом доктора Вернера. Его характер, привычки и воспитание показаны именно в поступках, а не в многословии.

Внешность мужчины в отличие от красавца Печорина, была весьма незаурядной. Он был невысокого роста и не имел армейской выправки. Но зато к выбору одежды всегда относился серьезно и требовательно. Мужчина не позволял себе выглядеть неопрятно.

И Вернер имели много общего. Они вместе любили как пофилософствовать, так и помолчать. Со временем они стали неразлучными друзьями, ну, по крайней мере, Вернер так думал. На самом же деле, его товарищ не признавал дружбу. Печорин презирал все, что могло ограничить его свободу. Это была его индивидуальная черта.

Вернер так же имел не много друзей, так как в его окружении были в основном пациенты. Однако он был очень общительным и бесконфликтным, в отличие от Печорина. Тот, в силу своего «несносного» характера всегда находил себе неприятности и скандалы, участвовал во многих дуэлях, одним словом был, был светским повесой.

Доктор же не относился к высшему «сословию». Он жил без чинов, хотя его круг общения был весьма разносторонен. Его пациенты, относились к мужчине с почтением и доверием, поэтому постоянно делились последними новостями. Доктор в свою очередь все интересные разговоры передавал Печорину.

Доктор относился к нему, как к родному человеку. Он даже стал секундантом на дуэли Печорина и Грушницкого. Сам же военный врач никогда не участвовал в дуэлях, предпочитая сдерживать свои эмоции, чувства и выражения. Нет, он не был трусом, а скорее, он был очень мудрым, поэтому и ловко обходил конфликтные ситуации.

Читайте также:
Гелла - характеристика персонажа из романа Мастер и Маргарита

Он, как и Григорий, осуждали действия Грушницкого, когда тот, принял участие в заговоре. Мужчины посчитали это низостью и подлостью.

Но когда Грушницкий со своими товарищами был разоблачен, то не стал противиться смерти. Хотя оба дуэлянта, включая секундантов, и были готовы закончить спор без мушкетов, но, увы, примирения не произошло. Выдвинутое требования обиженного оппонента не было принято его еще недавним товарищем.

После дуэли Вернер винил себя за этот непростительный поступок, и считал, что Григорий Александрович тоже будет раскаиваться. Но он ошибался. Молодой человек не переживал за убитого. Он понимал, насколько позорным и печальным было положение «отвергнутого», которое все равно довело бы его до самоубийства.

Вернер простился с Печориным навсегда. Он еще долго будет переживать о случившимся, и чувствовать свою вину. Мужчина до последнего будет надеяться на то, что не ошибся в Печорине, и что в его друге осталось еще хоть немного человеческого сострадания.

Его приятель же поместив свой очередной рассказ в дневник, забудет и о добром докторе, и о дуэли, и о Мери.

Оба мужчины очень похожи между собой по характеру, но и в то же время совершенно разные в восприятии мира. Один ищет счастья и все пытается убежать от тоски, временно одолевающей его, а другой наслаждается жизнью и счастлив уже от того, что жив.

Григорий Печорин сводит знакомство с доктором Вернером на водах в Пятигорске. Персонажи очень разные, не только по характеру, но и внешне, при этом они обладают таким количеством общих черт, что Вернера часто называют двойником главного героя.

Доктор Вернер — образ и характеристика героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Внешность

Как и сам автор дневника, Вернер поражает обилием противоречий и во внешнем виде, и в характере. Он русский, но носит немецкую фамилию. Его вид «с первого взгляда поражает неприятно». Но после, когда наблюдатель научится видеть в его лице живую непосредственность мимики, искренность, благородство чувств, Вернер кажется привлекательным. Его маленькие, чёрные глаза способны проникать в мысли собеседника. Живой и быстрый взгляд свидетельствует о сообразительности и наблюдательности. Небольшой рост, худоба, хромота, несоразмерно большая голова не мешали женщинам, имеющим инстинкт «красоты душевной», испытывать к невидному курортному врачу симпатию.

Ум и душа

Молодые друзья доктора называют его Мефистофелем не только за хромоту и приверженность к чёрному цвету в одежде. Для всех очевидно, что этот человек не просто умён, но остроумен, проницателен, прозорлив.

Противоречие между трезвостью, практичностью мышления и душой — главное противоречие Вернера. Он понимает людей, изучил «все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа». При этом он никогда не манипулирует людьми для своей пользы или развлечения, как это делает Печорин. Подмечающий глупые или забавные недостатки своих пациентов доктор иногда остроумно шутит по их поводу в дружеском кругу. Печорин пишет, что у него злой язык, то есть он умеет выражаться точно и язвительно, подмечая самую суть явления. Это дало повод его завистникам распустить сплетню, будто Вернер рисует на пациентов карикатуры, из-за чего клиентура его резко сократилась. Но он искренне сочувствует страданиям больных. Печорин видел, как врач «плакал над умирающим солдатом».

В какой-то степени противоречиво отношение персонажа к своему финансовому положению. Он не богат и должен своим трудом зарабатывать себе на жизнь. Мечтающий о миллионах, которые дали бы ему независимость, Вернер никаких усилий не прилагает, чтобы разбогатеть. Хотя сделать это на модном курорте умному и дельному врачу было бы нетрудно.

В своих высказываниях персонаж склонен к парадоксам — своеобразному упражнению для острого ума. Так рождается утверждение, что дать в долг предпочтительнее врагу, а не другу. Именно на этой почве — любви к парадоксам и оригинально выстроенным логическим построениям — герои сошлись, сразу выделив друг друга из компании, каждый в которой пытался высказаться поумней. Доктор Вернер, как и Печорин, умеет замаскировать шуткой глубокую мысль и уважает это умение в других. Оба они подолгу могут с серьёзным видом нести чушь, морочить собеседника. Это их главное развлечение скучными вечерами.

Участие в интригах Печорина

Невольно подслушав заговорщиков, он настаивает на том, чтобы перед дуэлью открыть правду и потребовать перезарядить пистолеты. Однако Печорину важно загнать Грушницкого в ловушку окончательно: позволить ему совершить очевидную подлость, после которой он уже не сможет считать себя порядочным человеком. Для доктора такие игры неприемлемы. Смерть Грушницкого, к которой привели интриги Печорина, глубоко задела его душу. Конечно, не блещущий умом вчерашний юнкер в какой-то степени сам виноват в том, что случилось. Но смерть слишком страшное наказание за самодовольную глупость. На этом отношения доктора Вернера с главным героем прекращаются.

Вывод

Все персонажи романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (за исключением повествователя в первой части) уступают Печорину в уме, часто превосходя душевными качествами, как Максим Максимыч и Бэла. Доктор Вернер, по собственному признанию Григория Александровича, умён и этим вызывает его искреннее уважение. Однако у скромного провинциального врача есть то, чего лишён «герой нашего времени». Он не только видит, но и понимает слабости и недостатки окружающих. Сочувствует людям, пусть недалёким, слабым, внушаемым, не достойным, по мнению главного героя, уважения. Дар сопереживания, которого лишён Печорин, делает образ доктора Вернера полноценной личностью. Не обладая душевной глубиной, живя только умом, легко стать «топором в руках судьбы». Этой ужасной и вместе с тем жалкой участи Вернер избежал именно потому, что кроме ума у него есть тонко чувствующая, откликающаяся на несправедливость и страдания душа.

Характеристика образа доктора Вернера может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: