Паустовский биография, факты из жизни, лучшие произведения

Паустовский биография, факты из жизни, лучшие произведения

1.Константин. Георгиевич Паустовский стал классиком русской литературы ещё при жизни.

Творивший во времена СССР, Константин Паустовский прославился своими рассказами и повестями, которые были переведены на множество языков. Только во Франции было издано больше десятка произведений писателя.

2. Сейчас некоторые произведения Паустовского входят в обязательную школьную программу по литературе как образцы пейзажной прозы.

3. В истории русской литературы хватает мастеров пейзажа, однако, для многих из них пейзаж — лишь средство для создания у читателя нужное настроение. Пейзажи же Паустовского самостоятельны, в них природа живёт собственной жизнью.

4.Писатель за свою жизнь стал очевидцем двух революций и трех войн. Все эти исторические события нашли отражение в его творчестве.

5. В автобиографической «Повести о жизни» писатель как бы вскользь и даже с какой-то меланхолией пишет о расстрелах, голоде и бытовых лишениях.

6. Он и попытке своего расстрела в Киеве уделил едва две страницы. Уж в таких условиях, казалось бы, не до лирики и природных красот. Однако Паустовский видел и ценил красоту природы с детства. А уж познакомившись со Средней полосой России, он прикипел к ней душой.

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ В ЮНОСТИ (КРАЙНИЙ СЛЕВА)

7. Отец писателя Константина Паустовского был железнодорожным статистиком, имевший украинское, турецкое и польское происхождение.

8. Бабушка Паустовского была турчанкой, и до принятия христианства ее звали Фатимой.

9. Константин Паустовский родился в Москве. У Паустовского были двое братье и сестра. Когда мальчику было 6 лет, семья переехала в Киев.

10.Потом уже самостоятельно Паустовский объездил почти весь юг тогдашней России: Одессу, Батуми, Брянск, Таганрог, Юзовку, Сухуми, Тбилиси, Ереван, Баку и даже побывал в Персии.

11. В гимназии любимым предметом Паустовского была география.

12. В 1906 году семья Паустовских распалась. Отец поссорился с начальством, наделал долгов и сбежал. Семья жила тем, что распродавала вещи, но потом иссяк и этот источник дохода — имущество описали за долги.

13. Первым напечатанным произведением Паустовского был рассказ, опубликованный в Киевском журнале «Рыцарь».

14.Когда Костя Паустовский учился в выпускном классе Киевской гимназии, ей как раз исполнялось 100 лет. По этому случаю гимназию посетил Николай II. Он пожал Константину, стоявшему на левом фланге строя, руку, и спросил его фамилию.

15.Присутствовал Паустовский и в театре в тот вечер, когда там на глазах Николая убили Столыпина.

16. Самостоятельные заработки Паустовского начались с уроков, которые он давал, будучи гимназистом.

17.Учебу будущего литератора в Московском университете прервало начало первой из мировых войн. Он оставил занятия и устроился на работу.

18.В 1923 году Паустовский окончательно осел в Москве. Рувим Фраерман, с которым они познакомились в Батуми, устроился работать редактором в РОСТА (Российское Телеграфное Агентство, предшественник ТАСС), и замолвил словечко за друга.

19.Написанная во время работы редактором одноактная юмористическая пьеса «День в Росте» была, скорее всего, дебютом Паустовского в драматургии.

20. Паустовский рассказывал, что огромное влияние на его творчество оказали произведения Александра Грина.

21. Первым литературным наставником и советником Паустовского был Исаак Бабель. Бабель сразу писал короткими, будто топором вырубленными фразами, а затем долго мучился, убирая лишнее. Исаака Бабеля за пристрастие к краткости называли скупым рыцарем литературы.

22.Именно у него Паустовский научился безжалостно «отжимать» из текста лишние слова. Паустовскому, с его поэтичностью, сокращать тексты было легче.

23.Первый сборник рассказов писателя «Встречные корабли» вышел в 1928 году.

24.Первый роман «Блистающие облака» — в 1929 году.

25.Всего из-под пера К. Г. Паустовского вышли десятки произведений. Полное собрание сочинений опубликовано в 9 томах.

26. В первый год Великой Отечественной войны Константин Паустовский полтора месяца служил на юге военным корреспондентом. Затем его с семьей эвакуировали в Алма-Ату для написания новой пьесы для столичного театра.

27. Оба брата Константина Паустовского погибли в один день на разных военных фронтах.

28. Сам Константин Паустовский также побывал на фронте — он служил санитаром, но после гибели братьев был демобилизован.

29. После возвращения с полей сражений писатель успел поработать на нескольких металлургических заводах в Днепропетровске и Новороссийске, а также в рыболовецкой артели на Азовском море.

30. Паустовский был страстным любителем рыбалки и большим знатоком рыбной ловли и всего, что с ней связано. Он считался первым рыбаком среди писателей, а рыболовы признавали его вторым после Сергея Аксакова писателем среди рыболовов.

31.Однажды Константин Георгиевич долго слонялся с удочкой по Мещёре — не клевало нигде, даже там, где по всем приметам рыба была. Неожиданно писатель обнаружил, что вокруг одного из небольших озёр сидят десятки рыбаков. Паустовский не любил вмешиваться в процесс, но тут не выдержал и сказал, что рыбы в этом озерце быть не может. Его подняли на смех, они ему сказали о том, что здесь рыба должна быть, ведь об этом писал сам Паустовский.

32. Писал К. Г. Паустовский только от руки. Причём делал он это не по старой привычке, а потому, что считал творчество делом интимным, а машинка для него была как бы свидетелем или посредником. Перепечатывали рукописи секретари.

33.При этом писал Паустовский очень быстро — солидного объёма повести «Колхида» была написана всего за месяц. Когда в редакции спросили, как долго писатель работал над произведением, этот срок показался ему несолидным, и он ответил, что работал пять месяцев.

34. Писатель не хранил свои рукописи, особенно ранние. Когда кто-то из поклонников в связи с намечавшимся изданием очередного сборника раздобыл рукопись одного из гимназических рассказов, Паустовский внимательно перечитал своё произведение и отказался включать его в сборник. Рассказ показался ему слишком слабым.

35. Всемирное признание пришло к писателю в 1950-х годах, когда он получил возможность выезжать за границу и объездил всю Европу. По результатам соцопроса, проведенного в 1960-е годы, Паустовский был самым популярным писателем в СССР.

36. Паустовский был трижды женат – его первой супругой стала фронтовая медсестра и родственница знаменитого археолога, за ней последовала сестра известного польского художника, а последней стала актриса театра имени Мейерхольда.

37. С первой, Екатериной, он встретился в санитарном поезде. Обвенчались они в 1916 году, расстались в 1936, когда Паустовский встретил Валерию, ставшую его второй супругой.

38.Сын Паустовского от первого брака Вадим посвятил всю жизнь сбору и хранению материалов об отце, которые впоследствии передал в Музей-центр К. Г. Паустовского.

39.Брак с Валерией, длившийся 14 лет, был бездетным.

40.Третьей женой Константина Георгиевича стала известная актриса Татьяна Арбузова, которая ухаживала за писателем до самой смерти.

Читайте также:
Ушинский Константин Дмитриевич биография, вклады в педагогику

41.Сын от этого брака Сергей прожил всего 26 лет, а дочь Арбузовой Галина работает хранительницей Дома-музея писателя в Тарусе.

42. В Литературном институте сразу после войны шли семинары Паустовского — он набрал группу из вчерашних фронтовиков или побывавших в оккупации. Из этой группы вышла целая плеяда известных писателей: Юрий Трифонов, Владимир Тендряков, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов и другие.

43.По воспоминаниям студентов, Константин Георгиевич был идеальным модератором. Когда молодёжь начинала яростно обсуждать произведения своих товарищей, он не прерывал дискуссию, даже если критика становилась чересчур острой. Но стоило автору или критикующим его коллегам перейти на личности, как дискуссия безжалостно прерывалась, а нарушитель вполне мог покинуть аудиторию.

44. Паустовский был прекрасным рассказчиком. Многие из знакомых, слушавших его рассказы, впоследствии жалели, что не записывали их. Они ожидали, что Константин Георгиевич скоро издаст их в печатном виде.

45.Часть из таких рассказов-баек (Паустовский никогда не делал акцент на их правдивости) действительно появилась в произведениях писателя. Однако большая часть устного творчества Константина Георгиевича потеряна безвозвратно.

46. Паустовский входил в список 25 писателей, поставивших подпись под письмом к генсеку Леониду Брежневу против реабилитации Иосифа Сталина. Он также поддержал прошение о выделении жилья Александру Солженицыну.

47. Имя Константина Паустовского носит малая планета под номером 5269, которая была открыта советским ученым в 1978 году.

48. В 1965 году Паустовский едва не стал нобелевским лауреатом, однако в итоге награду получил Михаил Шолохов. По неподтвержденным данным, власти СССР угрожали Швеции экономическими санкциями, поэтому награждать Паустовского передумали.

49.Во время московских гастролей Марлен Дитрих, звезда Голливуда и признанный секс-символ, сообщила, что мечтает о встрече с Паустовским. Когда пожилой писатель вышел на сцену, Дитрих встала перед ним на колени и покрыла поцелуями его руки. Как поясняла сама актриса, ее до глубины души потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». В своей автобиографии она посвятила этой встрече с кумиром целую главу.

За свою работу Паустовский награжден тремя орденами, тремя медалями и почетной польской наградой.

50.В последние годы жизни Паустовский перебрался из столицы в Тарусу на Оке, где начал выпуск собственной газеты. На ее страницах были собраны материалы о писателях, неугодных советскому руководству, а также не прошедшие цензуру творения молодых авторов – например, Окуджавы. Когда «Тарусские страницы» заметили местные чиновники, они изъяли весь не раскупленный тираж газеты и уничтожили его.

51. Паустовский не был партийным функционером, не входил ни в один политический совет и не поддержал ни одного воззвания, где за антисоветские настроения клеймили его коллег-литераторов.

52. Писателя весьма охотно издавали, он был награждён орденом Ленина, но ни Ленинской, ни Сталинской, ни Государственной премий Паустовский удостоен не был. Объяснить это идеологическими гонениями сложно — рядом жили писатели, вынужденные заниматься переводами, чтобы хоть на кусок хлеба заработать. Талант и популярность Паустовского признавали все. Возможно, дело в чрезвычайной порядочности писателя. Нужно было интриговать, вступать в какие-то группы, кого-то подсидеть, кому-то льстить, что для Константина Георгиевича было неприемлемо.

53. Незадолго до смерти Паустовский заступился за Юрия Любимова — он горячо просил не оставлять Театр на Таганке без главного режиссера. Приказ об увольнении Любимова так и остался не подписанным.

54. Писатель, страдавший от астмы и перенесший несколько инфарктов, был похоронен на кладбище в Тарусе. Он является почетным гражданином этого города.

55. Кочевая жизнь К. Г. Паустовского наложила отпечаток и на увековечение его памяти. Дома-музеи писателя действуют в Москве, Киеве, Крыму, Тарусе, Одессе и посёлке Солотча Рязанской области, где также жил Паустовский. В Одессе и Тарусе установлены памятники писателю.За свою работу Паустовский награжден тремя орденами, тремя медалями и почетной польской наградой.

ПАМЯТНИК ПИСАТЕЛЮ В ТАРУСЕ

Паустовский биография ? интересные факты из жизни, лучшие произведения, особенности творчества в детской литературе, семья

Паустовский Константин Георгиевич — российский и советский писатель, журналист, дважды номинант на Нобелевскую премию по литературе. Паустовский — представитель романтизма, но при этом писатель всегда правдиво, с присущим ему юмором описывал жизнь страны в непростой период Гражданской войны и Великой Октябрьской революции.

Ранние годы и родители

Отец, Георгий Максимович Паустовский, мещанин и работник железной дороги, имел украинские, польские и турецкие корни. Он был в неком родстве с гетманом Сагайдачным Петром Кононовичем, состоявшим на службе у Речи Посполитой. Дед писателя, казак, был чумаком (перевозил продукты с Крымского полуострова вглубь Украины). Он и привил внуку любовь к фольклору и казацким песням. Позднее Паустовский этим объяснял свою большую привязанность к Украине.
Рис. 1. Писатель Константин Паустовский Мать писателя звали Мария Георгиевна, в девичестве Высочанская. Ее родители — поляки, жили в Черкассах. Отец Георгий Моисеевич Высочанский был городским нотариусом. Ее мать, Викентия (Wincentia) Ивановна, ревностная католичка, рано овдовевшая, вышла замуж второй раз. Она была сторонницей польского движения за освобождение, и после неудачного восстания поляков в 1863 году, никогда не снимала траура по погибшим мятежникам.

Важно! Влияние бабушки в большой мере отражено во многих произведениях писателя. В автобиографическом цикле “Повесть о жизни” Паустовский описывает ее как строгую, но заботливую женщину.

Родители Константина Георгиевича были православными. Но это не мешало бабушке-католичке брать мальчика на богослужения в католическую церковь, хоть отец Георгий Максимович высказывал по этому поводу свое неодобрение. Семья Паустовских была немаленькой: трое сыновей и дочь. Старших братьев писателя звали Борис и Вадим, а сестру — Галина. Константин появился на свет 19 мая (31 мая по старому стилю) в Москве. Частые переводы по службе отца, заставляли всю семью жить на колесах. Наконец, в 1898 году они поселились в Киеве.

Годы учебы

В 1904 году Константин Георгиевич поступает в Первую киевскую гимназию (Александровская гимназия), о которой у него осталось много теплых воспоминаний. География стала любимым предметом мальчика. Спустя некоторое время отец Паустовского бросил семью, поэтому мама вместе с братом и сестрой вернулись в Москву, а будущий писатель на несколько месяцев поселился у маминого брата, Николая Григорьевича Высочанского, что жил в Брянске. Здесь мальчик посещал Брянскую гимназию. Через год Паустовский возвращается в Киев, где восстанавливается в гимназии и начинает самостоятельную взрослую жизнь. Деньги на оплату обучения Константин Георгиевич зарабатывал сам, давая частные уроки.
Рис. 2. Гимназист К. Г. Паустовский (крайний слева) с друзьями По окончании обучения в гимназии писатель живет у бабушки, Викентии Ивановны, в Черкассах. В этом доме и создаются его первые небольшие литературные работы, которые впервые публикуются в киевских журналах. В 1912 г. в Киевском Императорском университете святого Владимира начинается студенческая жизнь Паустовского. Но не суждено было будущему писателю окончить филолого-исторический факультет, так как пришла Первая мировая война.

Читайте также:
Лермонтов биография, творчество, факты, список произведений

Период Первой мировой войны

В 1914 году начинается страшная мировая война, и Паустовский снова едет к матери и сестре, которые тогда жили в Москве. Почти сразу после перевода в Московский университет он бросает учебу. В такое сложное время они нуждались в деньгах, поэтому будущему писателю нужно было искать работу.

Важно! Как младшего сына и студента его не призывают, к тому же плохое зрение делало его непригодным к воинской службе.

Во время Первой мировой писатель успел поработать в должности кондуктора на трамвае, санитаром на тыловом поезде. На разных фронтах почти одновременно погибают братья Паустовского, и он остается единственной поддержкой для матери и тяжелобольной сестры. Он устраивается рабочим сначала в несколько разных заводов, потом в рыболовную артель. 1917 год и Октябрьскую революцию он встречает в Москве, работает в должности репортера в одной из газет.
Рис. 3. К. Г. Паустовский на Южном фронте. 1941 год Позднее мать и сестра опять переезжают на Украину, за ними следует и Константин Георгиевич. В Киеве его призывают в контрреволюционное войско гетмана Скоропадского. С новой сменой власти журналист оказывается в Красной армии, но вскоре его полк расформировали в связи с убийством офицера, совершенном одним из рядовых. После этого Паустовский объехал всю южную часть СССР, работал журналистом в одесской газете, путешествовал по Крыму, Кавказу и Северной Персии. 1923 год — снова возвращение в столицу. В этот период Российское телеграфное агентство РОСТА предоставляет ему должность редактора, и Паустовский снова начинает публиковаться.

Довоенные годы

В 30-е годы Константин Георгиевич активно пишет для московской газеты “Правда”, а также для нескольких журналов. Он совершает много поездок по СССР и почти из каждой привозит свои очерки, которые публикует в художественно-литературном журнале “30 дней”. В 1931 году его отправляют в Березники (Пермский край), где на тот момент полным ходом строился Березниковский химкомбинат. Об этом строительстве он пишет небольшое собрание очерков, которое получит название “Великан на Каме”. Этот год также ознаменован завершением работы над произведением “Кара-Бугаз”. Эта повесть подарит писателю возможность с головой окунуться в свое творчество, не отвлекаясь на журналистскую деятельность. В тридцатые годы также публикуются повести “Судьба Шарля Лонсевиля” и “Озерный фронт”, очерки “Мурманск”, “Страна за Онегой”, “Подводные ветры”, “Михайловские рощи”. Эти работы — результат нескольких больших путешествий Паустовского по СССР. В эти годы он посетил Петрозаводск, Новгород, Псков, Новую Руссу, Михайловское, а также ходил по Волге и Каспию, несколько раз путешествовал по Мингрелию (Западная Грузия).

Важно! Активная писательская деятельность не осталась незамеченной. В 1931-м Паустовскому был присвоен Орден Трудового Красного Знамени.

Рис. 4. К. Г. Паустовский на узкоколейке Рязань — Тума в Солотче. 1930 годы

Период Великой Отечественной войны

В 1941 г. писатель проводит пару месяцев в должности военного корреспондента на Южном фронте. Но вскоре он отозван в Москву, чтобы создавать пьесы для Московского Художественного академического театра. Позднее прозаик попал в эвакуацию сначала в Алма-Ате, потом в Барнауле. Весной 1943-го в Барнаульском театре поставили его пьесу “Пока не остановится сердце”, пропитанную духом патриотизма. Времени, проведенному в Барнауле, сам Паустовский в дневнике даст название “Барнаульские месяцы”. В эти месяцы также создается роман “Дым отечества” и некоторые рассказы.

Семья

Константин Георгиевич был женат три раза. В первом браке, с Е. С. Загорской, у него родился сын Вадим в 1925 году. Брак распался, жена не смогла простить измены и сама подала на развод. Паустовский ушел к В. В. Валишевской-Навашиной. Она вдохновила его на такие произведения, как “Мещерская сторона” и “Бросок на юг”. Этому браку тоже не суждено было продлиться долго. Позднее Паустовский снова женится. Актриса Т. А. Евтеева-Арбузова подарила ему сына Алексея, который родился в 1950 году.

Мировая известность и конец жизни

После войны писатель поселился в Тарусе (Калужская область). В этот период Паустовский заведует кафедрой литературного мастерства в Литературном институте имени Горького, которому отдаст десять лет жизни. Именно работа преподавателем станет единственным источником дохода, когда писателя перестанут печатать. Его ученицей была писательница Инна Гофф, которая восхищалась учительским талантом Паустовского. В начале 60-х годов писателю приходит давно заслуженное всенародное признание, и он совершает многочисленные путешествия по Европе. В 1966 году Паустовским было подписано “Письмо 25 деятелей советской науки, литературы и искусства Л. И. Брежневу против реабилитации И. В. Сталина”. Он также открыто защищал писателей-диссидентов А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, поддерживал Солженицына. Перед смертью писатель долго страдал сердечно-сосудистым заболеванием, болел астмой, у него случилось несколько тяжелых сердечных приступов. Смерть его застала в Москве 14 июля 1968 года, похороны прошли в Турусе, в соответствии с его последней волей.
Рис. 5. Константин Паустовский и Татьяна Арбузова с сыном

Основные идеи творчества

Сам Паустовский выделял в своей жизни три разных творческих периода: экзотический, северный и период знакомства со средней полосой России. Самым продуктивным писатель считал последний. Творчество Паустовского красочно и точно описывает привычную нам природу, его описания касаются самых глубоких душевных струн читателя. Романтик по натуре, писатель придает обыденным явлениям невероятный поэтизм, от которого веет светлой грустью и некой тоской. Писатель посетил множество разных уголков страны, откуда привез массу впечатлений. Их он переносил на бумагу. Современному читателю он более известен как писатель-натуралист, создатель прекрасных рассказов о природе для детей. Несмотря на то, что природа является важной составляющей его творчества, сам Паустовский воспринимал ее как инструмент, с помощью которого можно лучше разобраться в русской душе и понять ее. Произведения Паустовского, как правило, написаны от первого лица. Композиция простая: события идут одно за другим, в хронологическом порядке. Также редко в прозе этого писателя можно найти по-настоящему отрицательного персонажа. Как правило, писатель помещал “злодеев” в эпизоды и относился к ним, как к неотъемлемой части нашего мира, прекрасного в своем несовершенстве. Одной из ключевых работ Писателя стала “Повесть о жизни”. Это автобиография писателя в шести частях. Почти два десятилетия работы вылились в этот замечательный цикл, где честно и без прикрас рассказана жизнь Паустовского, начиная “далекими годами” детства и заканчивая “скитаниями” зрелого мужчины. Критика творчества прозаика была жесткой. Первая часть автобиографической повести была разгромлена: Паустовский был заклеймен как “певец царской России” и неофициально запрещен к печати. Когда к писателю пришло заслуженное признание, критики, до этого особо не отмечавшие заслуг Паустовского, назвали это простым везением. Но простая удача не может объяснить ту читательскую любовь, которую писатель приобрел в середине прошлого века. В одном из интервью Паустовский назвал вдохновение ключевым фактором в деятельности любого человека. По его мнению, без такого душевного подъема не совершалось ни одного открытия, не начиналось ни одного дела, не создавалось ни одного шедевра. Для него самого одним из мощнейших источников вдохновения всегда была природа. Писатель был убежден, что каждый из нас должен стремиться к гармонии с окружающим миром. Этого принципа придерживался Паустовский и в своем творчестве. Гармоничность структуры произведения, а также соотношения его композиции и содержания стояли для писателя на первом месте. Писательское дело для Константина Георгиевича являлось не ремеслом и не профессией, а призванием. Призвание, миссия писателя — оставаться верным себе и продолжать дело, несмотря на трудности и преграды.
Рис. 6. К. Г. Паустовский и В. В. Навашина-Паустовская на узкоколейке в Солотче. Конец 1930-х годов

Читайте также:
Карамзин биография, хронологическая таблица, жизнь и творчество

Интересные факты

  • Паустовский считал, что настоящий писатель должен быть очень эрудированным человеком, поэтому сам всегда продолжал учиться и узнавать новое.
  • Паустовский относится к природе не как к фону для происходящих событий, но как к еще одному герою. В его рассказах природа не просто красива, она как хороший верный друг — добрая, ласковая, заботливая.
  • Паустовский изначально принял идеи Октябрьской революции. Но, как и многие его современники, быстро разочаровался в его идеалах. Будучи истинным патриотом, писатель понимал, как тяжело приходилось простому русскому человеку, и осуждал многие действия властей.
  • Особую ценность для него представлял родной русский язык. По мнению писателя, сохранение языка и его обогащение является одной из важнейших задач для любого человека.
  • В 1965 и 1967 гг. Нобелевский комитет рассматривает его как кандидата в номинанты на премию. Отклонили его кандидатуру по причине того, что он не являлся очень крупным мировым писателем, и у него были недостатки, которые, по мнению членов комитета, не перевешивали достоинства.
  • Поклонницей таланта Паустовского была немецкая актриса и певица Марлен Дитрих. Ей удалось встретиться с Паустовским в один из своих приездов в Россию, незадолго до смерти писателя. Это была сенсационная встреча, на фото с которых запечатлена легендарная дива, стоящая на коленях перед писателем.

Еще больше интересных фактов из биографии Паустовского узнайте из предложенного ниже видео.

Очаровал Марлен Дитрих и спас театр: 5 фактов о Константине Паустовском

Рассказываем о судьбе знаменитого писателя

Писатель, журналист и педагог Константин Паустовский когда-то был одним из самых читаемых авторов страны. Его произведения до сих пор популярны, а вот биографию мастера вспоминают редко. Мы выбрали самые интересные факты о нем.

Происходил из польско-русско-турецкой семьи

В учебниках Паустовский позиционируется как истинно русский писатель, восхищенный и вдохновленный природой своей родины. Проза автора действительно не оставляет сомнений в глубокой привязанности к земле, на которой он жил. Однако, москвич по рождению и киевлянин в душе (более двадцати лет Паустовский прожил в столице Украины), он происходил из многонациональной семьи. Одна его бабушка — турчанка, привезенная в Россию во время русско-турецких войн. А вторая, по матери, была полячкой-патриоткой:

«Викентия Ивановна всегда ходила в трауре и черной наколке. Впервые она надела траур после разгрома польского восстания в 1863 году и с тех пор ни разу его не снимала. Мы были уверены, что во время восстания у бабушки убили жениха — какого-нибудь гордого польского мятеж-пика, совсем не похожего на угрюмого бабушкиного мужа, а моего деда — бывшего нотариуса в городе Черкассах».

Константин Паустовский, «Повесть о жизни»

Ярая католичка, Викентия Ивановна пыталась «воцерковить» и младшего внука Костю, чем приводила в ярость своего зятя — революционно настроенного атеиста.

«Самое крупное столкновение между бабушкой и отцом произошло, когда бабушка воспользовалась тем, что отец уехал в Вену на конгресс статистиков, и взяла меня с собой в одно из религиозных путешествий. Я был счастлив этим и не понимал негодования отца. Мне было тогда восемь лет.

Религиозность удивительно уживалась в ней с передовыми идеями. Она увлекалась Герценом и одновременно Генрихом Сенкевичем. Портреты Пушкина и Мицкевича всегда висели в ее комнате рядом с иконой Ченстоховской божьей матери. В революцию 1905 года она прятала у себя революционеров-студентов и евреев во время погромов».

Константин Паустовский, «Повесть о жизни»

Это желание спасти ближнего, даже если он не совпадает с тобой во взглядах, передалось и Константину Паустовскому.

Теплый хлеб. Сказки и рассказы Константин Паустовский Твердый переплет 199 ₽ 224 ₽ В корзину В корзину

Начал публиковаться в семнадцать лет

В 1908-м родители Паустовского разошлись, и сам он некоторое время жил у родственников в разных городах. Годом позже юноша восстановился в киевской Александровской гимназии и устроился на работу. К этому же времени относятся и первые публикации юного писателя в местных журналах. Скорее всего, талант рассказчика Паустовский унаследовал от дядюшки по материнской линии:

«Дядя Юзя любил рассказывать, как одним своим чихом он убивал на месте шакалов. На бивуаках в пустыне дядя ложился, подкладывал под голову сумку с продуктами и притворялся спящим. Шакалы подползали, поджав хвосты. Когда самый наглый из них начинал осторожно вытаскивать зубами сумку из-под дядиной головы, дядя оглушительно чихал, и трусливый шакал, даже не взвизгнув, тут же на месте умирал от разрыва сердца.

Рассказы дяди Юзи были для нас интереснее похождений барона Мюнхгаузена. Мюнхгаузена надо было себе представлять, а дядя Юзя был рядом — живой, тонущий в облаках табачного дыма, сотрясающий своим хохотом диван».

Константин Паустовский, «Повесть о жизни»

Но, по мнению Паустовского, уметь рассказывать истории было недостаточно, важно — набить руку. Поэтому после первого успеха в Киеве у писателя наступил период затишья. Окончив гимназию, он поступил в университет, но бросил учебу ради работы. Долго служил санитаром и в этом качестве попал на Первую мировую. Во время Гражданской войны оказался в Одессе, где устроился корреспондентом в газету:

«В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников „Моряка“ были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил у самого моря и много писал, но еще не печатался, считая, что еще не добился умения овладевать любым материалом и жанром. Вскоре мною снова овладела „муза дальних странствий“. Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, пока, наконец, не вернулся в Москву».

Константин Паустовский, «Повесть о жизни»

Читайте также:
Некрасов биография факты, хронология, жизнь и творчество

Мещёрская сторона К. Паустовский Твердый переплет 132 ₽ 144 ₽ В корзину В корзину

Покорил сердце Марлен Дитрих

В столице писатель несколько лет работал редактором РОСТА, публиковался в «Правде», журналах «30 дней» и «Наши достижения», много путешествовал по стране, печатал очерки и рассказы. Параллельно Паустовский преподавал писательское мастерство в Литературном институте им. Горького, в годы Великой Отечественной войны служил корреспондентом на Южном фронте.

Его талант и внешняя лояльность власти привели к тому, что писателя переводили во многих странах. Мировую известность Паустовский получил в 50-х годах. Одной из его горячих поклонниц была актриса Марлен Дитрих:

«. Однажды я прочитала рассказ „Телеграмма“ Паустовского. (Это была книга, где рядом с русским текстом шёл его английский перевод.) Он произвел на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском.

Когда мы подъезжали к моему отелю, я уже всё знала о Паустовском. Он в то время был болен, лежал в больнице. Позже я прочитала оба тома „Повести о жизни“ и была опьянена его прозой. Мы выступали для писателей, художников, артистов, часто бывало даже по четыре представления в день. И вот в один из таких дней, готовясь к выступлению, Берт Бакарак и я находились за кулисами. К нам пришла моя очаровательная переводчица Нора и сказала, что Паустовский в зале. Но этого не могло быть, мне ведь известно, что он в больнице с сердечным приступом, так мне сказали в аэропорту в тот день, когда я прилетела. Я возразила: „Это невозможно!“ Нора уверяла: „Да, он здесь вместе со своей женой“. Представление прошло хорошо. Но никогда нельзя этого предвидеть, — когда особенно стараешься, чаще всего не достигаешь желаемого. По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени».

Марлен Дитрих, «Размышления»

Трижды был номинантом на Нобелевскую премию

Талант Паустовского оценили не только обычные читатели, но и члены Шведской академии. С 1965 года писателя трижды номинировали на Нобелевскую премию. Первый раз награду присудили Михаилу Шолохову, вероятно, по политическим причинам:

«В начале 1960-х гг. проводился социологический опрос о самом читаемом писателе. Паустовский оказался первым, значительно опередив Михаила Шолохова. За эту неподконтрольную популярность Паустовский был отомщен. В 1965 г. в результате довольно сложных дипломатических интриг Советскому Союзу удалось повлиять на решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому. Премия была вручена Шолохову. А в Италии и Швеции уже были изданы в „нобелевской“ серии однотомники Паустовского».

Из воспоминаний Валерия Дружбинского, секретаря Паустовского

В 1967 году кандидатуру Паустовского повторно выдвинул шведский писатель и будущий лауреат премии Эйвинд Юнсон. Тогда получить награду помешало резюме литературного критика Эрика Мастертона:

«В современной русской литературе Паустовский, бесспорно, занимает выдающееся место. Но он не является большим писателем, насколько я понимаю. Паустовский — писатель с большими заслугами, но также и с большими недостатками. Я не нахожу, что его заслуги могут перевесить недостатки настолько, чтобы можно было мотивировать присуждение ему Нобелевской премии».

Впрочем, эта рецензия не помешала членам Академии через год выдвинуть писателя на премию в третий раз. Однако до момента выбора лауреата Паустовский не дожил.

Теплый хлеб. Сказки и рассказы Константин Паустовский Твердый переплет 224 ₽ В корзину В корзину

Спас церкви в Карелии и Театр на Таганке

Бесконфликтность Константина Паустовского, о которой было сказано ранее, — вещь удивительная. Секретарь Валерий Дружбинский писал:

«Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времен и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой. Конечно, Константин Георгиевич считал тогдашние наши порядки неестественными, временными, не принимал их. Но, увы, не в его силах было отделить их от родной земли».

Паустовский не ссорился с властью, но отстаивал то, что считал дорогим и важным. Вместе с Корнеем Чуковским он спас от сноса 116 деревянных церквей в Карелии. В 1965 году он был одним из тех, кто хлопотал за реабилитацию Александра Солженицына и предоставление ему жилья. Также вместе с Чуковским открыто выступил в поддержку писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля.

Незадолго до смерти Константин Паустовский предотвратил увольнение Юрия Любимова, художественного руководителя Театра на Таганке. Режиссер вспоминал о разговоре писателя с Алексеем Косыгиным:

«С вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадётся театр, погибнет большое дело».

Из воспоминаний Юрия Любимова

Константин Паустовский был не только талантливым писателем, но и честным, смелым человеком, который даже в болезни не забывал о других. Автора не стало 14 июля 1968 года.

Паустовский: биография и творчество писателя

Константин Георгиевич Паустовский: YouTube/Краткая биография

Потомок Петра Сагайдачного, любимый автор Марлен Дитрих, путешественник и писатель, которому не дали Нобелевскую премию — все это Паустовский. Биография прозаика полна самых невероятных событий. Паустовский жил в эпоху восхваления вождей, но ни слова не сказал о них в своих произведениях. Все потому, что героем его произведений была жизнь обычного человека.

Константин Паустовский: биография, факты из жизни

Биография Паустовского началась в 1892 году. Будущий российский писатель родился в семье, в родословной которой числились запорожские казаки и турки с поляками:

  • Бабушка по матери — ревностная католичка родом из Польши. Из-за религиозных убеждений часто ругалась с зятем.
  • Дед по отцу нашел невесту во время русско-турецкой войны. Так в семейном древе появилась восточная ветвь.
  • Среди предков отца был бесстрашный предводитель запорожских казаков Петр Сагайдачный.

Константин Паустовский хорошо знал все эти семейные истории, но говорил о них чаще с иронией и не вникал в вопросы национальной принадлежности.

Детство и юность

С детства он много и с удовольствием читал. Так, навсегда врезалось в память романтическое повествование об Ассоли. Гимназистом Паустовский начал пробовать силы в сочинительстве. Тогда он создал рассказ «На воде» — первое сочинение.

Читайте также:
Шуберт Франц биография семья, интересные факты, основные жанры в творчестве, список музыкальных произведений австрийского композитора

Краткая биография Паустовского этого периода такова:

  • Семья жила в Москве, затем переехала в Киев, а потом — в Брянск.
  • В 1908 году родители Константина расстались, он остался с матерью.
  • Через некоторое время пришла весть о том, что отец заболел. Он уже не работал на железной дороге и жил в Белой Церкви. Константин сразу же выехал к нему. Потерю отца позже описал в «Повести о жизни».

Студенческие годы и выбор профессии

После этих событий юноша жил в Киеве. Он стал студентом филологического факультета. Здесь ему встретился профессор философии, похожий на Эмиля Золя. Слушая эксцентричные лекции, Константин пришел к выводу: он во что бы то ни стало займется писательством.

Поддержки родных на выбранном пути Паустовский не встретил. Особенно был против его увлечения литературой старший брат, который усматривал в такой деятельности только развлечение. Однако чтение и писательство все равно стали приоритетом для Паустовского.

Пора безмятежной жизни закончилась в 1914 году:

  • После начала военных действий Константину пришлось бросить учебу.
  • Он переехал в Москву к матери и сестре.
  • Некоторое время был студентом столичного университета, но вскоре стал работать кондуктором в трамвае.
  • На фронт бывшего студента не взяли по причине плохого зрения, а вот его братья погибли на войне.

В дальнейшие годы жизнь и творчество Паустовского тесно переплелись. Путешествия и писательство занимали все его время.

Личная жизнь

Писатель Паустовский: YouTube/Краткая Биография

Что касается личной жизни, то Константин Георгиевич Паустовский был трижды женат:

  • Первую супругу, Екатерину Загорскую, он встретил в 1915 году. В следующем году летом пара обвенчалась под Рязанью. Здесь же в 1925-м родился сын супругов Вадим. Этот брак просуществовал два десятилетия, в течение которых жизнь семьи полностью подчинялась творчеству писателя. Это были непростые годы, но Паустовский сумел добиться признания, а вот сохранить брак не удалось.
  • В 1930-е Константин Георгиевич встретил Валерию Навашину, которая была дочерью художника из Польши и стала для писателя музой. Он посвящал ей свои произведения, но и это счастье закончилось.
  • Решающим событием стало знакомство с Татьяной Арбузовой в 1948 году. У Татьяны был муж — популярный драматург Алексей Арбузов. Это не остановило влюбленного писателя. Спустя два года он стал мужем Татьяны, которая подарила ему сына Алексея.

Долгие годы писателя мучила астма. На закате его жизни заболевание сильно обострилось, но он сохранял активность. Всегда защищал писателей, которых преследовала власть, никогда не атаковал тех, кто не придерживался общего мнения.

Известен случай, когда прозаик отказался подать руку знаменитому критику, написавшему разгромную статью о романе «Доктор Живаго».

Писателя не стало в 1968 году из-за инфаркта. В честь его назвали планету, которую открыли в конце 1970-х.

Константин Паустовский: книги, творчество писателя

Творчество Паустовского впервые открылось читателям журнала «Огни». В нем были опубликованы первые рассказы писателя.

Перед революцией прозаик отправился в Таганрог, где приступил к работе над произведением «Романтики». Книгу он завершил в начале 1920-х, а вот издали ее только в 1935 году. Судьба писателя складывалась так:

Творческое становление и расцвет

Писатель вернулся в Москву:

  • Здесь он нашел себе место корреспондента.
  • По роду службы присутствовал на митингах, которые после революции проходили часто и повсеместно.
  • Писатель поделился воспоминаниями о той поре в «Повести о жизни»: подробно описал политиков и революционеров, в том числе и Александра Керенского.

Из Москвы писатель вскоре отправился в путешествие. Он объездил необъятные просторы страны: посетил Донбасс, Сибирь, Балтику, Среднюю Азию. Автор не только путешествовал, но и пробовал себя в разных профессиях. Каждый из этих периодов давал материал для нового произведения.

Константин Георгиевич Паустовский: YouTube/Краткая Биография

Прозаику пришлась по душе природа Владимирской области с ее глухими лесами, голубыми озерами, заброшенными дорогами. Эти места талантливо описаны в таких произведениях:

  • «Кот-ворюга»;
  • «Сивый мерин»;
  • «Барсучий нос»;
  • «Снег».

Паустовский, произведения которого позже вошли в обязательную для прочтения программу для школьников, создал также ряд сказок с добрыми и поучительными сюжетами: «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Теплый хлеб», «Жильцы старого дома».

Одно из знаковых произведений — «Корзина с еловыми шишками», в которой рассказана история норвежского музыканта Грига и дочери лесника.

По доброму незамысловатому рассказу в 1989 году создали мультфильм. Всего экранизировали 13 произведений, которые написал Паустовский. Стихи он также писал, но предпочтение все же отдавал прозе.

Признание

В 1950-х годах даже за пределами СССР был знаменитым Константин Георгиевич Паустовский. Книги автора переводили на многие европейские языки. Сам писатель в это время заинтересовался педагогической деятельностью. Он стал преподавателем Литературного института, был наставником для будущих классиков советской литературы.

В период хрущевской оттепели писатель начал путешествовать по миру. Он посетил Турцию и Польшу, побывал в Болгарии, Италии, Швеции. Кроме того, его выдвинули на Нобелевскую премию, но ситуация сложилась так:

  • Обладателем награды стал Шолохов — автор «Тихого Дона».
  • Причину отказа раскрыли через 50 лет. Оказалось, что независимый рецензент сказал о творчестве Паустовского так: «Его заслуги не перевесили недостатки».

Интересно, что творчеством Паустовского увлеклась Марлен Дитрих. В мемуарах «Рассуждения» она написала о нем целую главу. Поэтическая проза Константина Георгиевича увлекла немецкую актрису после знакомства с произведением «Телеграмма». Дитрих настолько впечатлилась этим коротким рассказом, что запомнила имя автора.

Когда знаменитость приехала с визитом в Москву, то отыскала писателя и встретилась с ним. Прозаик получил в подарок от известной актрисы несколько фотографий.

Марлен Дитрих и Паустовский: YouTube/Партизан

Неординарный человек, смелый и талантливый — таким был Паустовский. Биография этого человека удивляет и поражает воображение. Он успел сделать очень многое и создал бессмертные произведения, которые и сегодня вызывают восторг читателей.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Константин Паустовский

Биография

Константин Паустовский выгодно выделялся на фоне советских прозаиков. Он не заискивал перед властью, писал по велению сердца. А сердце Паустовского принадлежало простым людям. Торговлю своим талантом он считал самым отвратительным поступком для художника.

Детство и юность

Будущий воспеватель природы русской родился в 1892 году в семье отставного офицера, прослужившего много лет на железной дороге. Отец был потомком Петра Сагайдачного – бесстрашного предводителя запорожских казаков. О родстве с гетманом вспоминал часто, но не без иронии.

Писатель Константин Паустовский

Бабка по материнской линии была полькой, ревностной католичкой. С зятем-атеистом, человеком непрактичным и свободолюбивым, у нее нередко происходили столкновения на идейной почве. Дед по отцовской линии служил когда-то царю, участвовал в турецко-русской войне, благодаря чему и познакомился со строгой восточной женщиной, ставшей впоследствии его женой.

Читайте также:
Биография Островского, хронологическая таблица, факты

В родословной Паустовского есть и запорожские казаки, и турки, и поляки. Тем не менее он стал глубоко русским писателем, посвятил жизнь воспеванию красот родного края. В отрочестве он, как и многие его сверстники, читал запоем. Глубокое впечатление на него произвела романтическая история о мечтательной девочке Ассоль. Но уже в гимназические годы Константина привлекало не только чтение, но и писательство. Первым сочинением юного прозаика стал рассказ «На воде».

Константин Паустовский в гимназии

Ранние годы Константин провел в Москве, затем учился в Киеве, недолго в Брянске. Семья часто переезжала. Распалась в 1908 году, после чего сын редко виделся с отцом. Гимназист, получив телеграмму о болезни родителя, немедля отправился в Белую Церковь. По дороге размышлял об отце, вспыльчивом, самолюбивом, но добром человеке. Незадолго до смерти тот по неизвестным причинам бросил службу на железнодорожной дороге и уехал в усадьбу, принадлежавшую некогда деду.

О смерти отца позже писатель напишет в «Повести о жизни». В книге отражены и другие события из биографии прозаика. Юность Паустовского прошла в Киеве. После гимназии поступил на филологический факультет. Во второй части автобиографии автор вспоминает профессора философии, внешне напоминающего Эмиля Золя. На лекциях эксцентричного преподавателя Паустовский вдруг понял, что единственный жизненный путь для него – писательство.

Константин Паустовский в молодости

У Паустовского была сестра и два брата. Старший не одобрял литературные увлечения Константина, полагая, что проза и поэзия необходимы исключительно для развлечения. Но тот не слушал наставлений брата и продолжал каждодневно читать и писать до изнеможения.

Безмятежная юность закончилась в 1914 году. Константин бросил учебу, уехал в Москву. Мать с сестрой жили в центре города, на Большой Пресне, позже переименованной в Красную. Паустовский перевелся в столичный университет, но проучился недолго. Проработал некоторое время трамвайным кондуктором. На фронт бывший студент не попал из-за близорукости. Оба брата погибли, причем в один день.

Литература

Первые рассказы появились в журнале «Огни». За год до революции Паустовский уехал в Таганрог. В родном городе Антона Чехова начал работу над книгой «Романтики». Только в 1935 этот роман увидел свет. Завершен в начале 20-х в Одессе, где писатель провел несколько месяцев, после чего вернулся в Москву.

Писатель Константин Паустовский

В столице Паустовский устроился работать корреспондентом. Приходилось присутствовать на митингах, ставших в послереволюционные годы обыденным явлением для Москвы. Впечатления тех лет писатель отразил в третьей части «Повести о жизни». Здесь автор подробно рассказывает о видных политиках и революционерах, в том числе и об Александре Керенском. Высказывание писателя о главе Временного правительства:

«Это был больной человек, страдающий достоевщиной, поверивший в свое высокое назначение».

Паустовский где только не бывал: и в Донбассе, и в Сибири, и на Балтике, и в Средней Азии. Писатель перепробовал множество профессий. Каждый период из его жизни – это отдельная книга. Особенно прозаик полюбил природу Владимирской области. Ему нравились и глухие леса, и голубые озера, и даже заброшенные дороги.

Константин Паустовский на войне

Природе этих мест писатель посвятил рассказы «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Сивый мерин», «Снег». Во второй половине XX века в обязательную программу для школьников вошли короткие произведения Паустовского. Среди них «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Жильцы старого дома». Сказки советского писателя поучительные, добрые. «Теплый хлеб» – история о том, как жители деревни понесли наказание за жесткость эгоистичного мальчика.

Персонажи «Корзины с еловыми шишками» – норвежский музыкант Григ и дочь лесника. Это незамысловатая добрая сказка для детей. В 1989 году по расскажу был создан мультфильм. Экранизированы всего 13 произведений Паустовского.

Константин Паустовский

В 50-е годы слава о Паустовском распространилась за пределы СССР. Повести и рассказы перевели на все европейские языки. Константин Георгиевич не только писал, но и преподавал. В Литературном институте прозаик прослыл талантливым педагогом. Среди его учеников – классики советской прозы.

После смерти Сталина писатель посетил разные страны. Он бывал и в Турции, и в Польше, на родине предков. Посетил Болгарию, Италию, Швецию. Паустовского выдвигали на Нобелевскую премию, но награду, как известно, получил автор «Тихого Дона». Согласно правилам, только спустя 50 лет раскрывается причина отказа. В 2017 году стало известно: «заслуги советского прозаика не перевешивают его недостатки». Такое мнение высказали члены шведской комиссии.

Константин Паустовский и Марлен Дитрих

Преданной поклонницей творчества Паустовского стала Марлен Дитрих. В книге воспоминаний «Рассуждения» она посвятила ему отдельную главу. Поэтическую прозу Паустовского немецкая актриса оценила после прочтения «Телеграммы». Этот рассказ произвел на Дитрих столь сильное впечатление, что с тех пор она помнила и произведение, и имя автора, о котором ранее не слышала.

В конце 50-х актриса приехала в Москву. Тогда она и встретилась в первый и последний раз с писателем. Дитрих подарила прозаику на память несколько фото. На одном изображен Паустовский и знаменитая актриса на сцене Дома литераторов.

Личная жизнь

В 1915 году Паустовский познакомился со своей будущей женой. Звали ее Екатерина Загорская. Венчание прошло летом следующего года под Рязанью, в маленькой деревенской церквушке. Так пожелала Екатерина. В этих краях прошли детские годы сына писателя Вадима, появившегося на свет в 1925 году.

Константин Паустовский и Екатерина Загорская

С первой женой Паустовский прожил 20 лет. Согласно воспоминаниям сына, брак оставался прочным до тех пор, пока все подчинялось творчеству Константина Георгиевича. В 30-е годы к Паустовскому пришло признание. К тому времени супруги устали друг от друга, в чём немалую роль сыграли тяжёлые послереволюционные годы.

Константин Паустовский и Валерия Навашина

Когда у Паустовского начался роман с Валерией Навашиной, Екатерина подала на развод. Позже мемуаристы в своих трудах ссылались на личную переписку экс-жены прозаика, в которой были слова «не могу простить ему связь с той полькой».

Вторая жена – дочь популярного в 20-е годы польского живописца. Валерия Навашина стала музой писателя. Ей он посвятил многие произведения конца 30-х. Впрочем, Паустовского вдохновляла на творчество и третья супруга.

Константин Паустовский и Татьяна Арбузова с сыном

Последнее решающее событие в личной жизни писателя произошло в 1948 году. Паустовский познакомился с Татьяной Арбузовой. В то время она была замужем за популярным драматургом. Алексей Арбузов посвятил жене пьесу «Таня». Паустовский женился на Татьяне в 1950 году. В этом браке родился Алексей, проживший всего 26 лет.

Читайте также:
Моцарт биография , самые популярные музыкальные произведения

Смерть

Паустовский страдал астмой. Несмотря на болезнь, обострившуюся к концу жизни, вел активную общественную деятельность. Выступал в защиту опальных писателей, никогда не участвовал в травле «инакомыслящих».

Могила Константина Паустовского

Однажды публично не подал руки именитому критику, выступавшему против создателя «Доктора Живаго» – книги, которую в те времена не ругали только самые смелые. Писатель умер после очередного инфаркта в 1968 году. Имя прозаика носит планета, открытая в конце 70-х.

Константин Паустовский

краткая биография

Роль и место в литературе

Константина Георгиевича Паустовского принято считать великолепным мастером описания природы. В его произведениях пейзаж не просто фон, на котором разворачивается событие, он, скорее, служит материалом для раскрытия характера персонажей. Через описание природы Паустовский показывает психологическое состояние своих героев.

Немаловажной темой в творчестве писателя была тема единения с миром. Паустовский был уверен, что человек не может чувствовать себя счастливым, ограничиваясь только пространством своего внутреннего мира. Ему необходимы такие внешние ценности, как любовь к отечеству, доброжелательность и сочувствие людей, красота окружающей природы.

Дом, где родился писатель

Основная цель литературного творчества по Паустовскому – донести до человека понимание того, что он прекрасен, раскрыть самые светлые стороны его характера, то есть, сделать его нравственнее и добрее.

Происхождение и ранние годы

31 мая 1892 года в Москве появился на свет Константин Паустовский. Предками отца, Георгия Максимовича, были запорожские казаки, сам он, на момент рождения сына служил на железной дороге. Дед Константина по матери, Марии Григорьевне, трудился на одном из сахарных заводов.

Несмотря на приземленную профессию, отец будущего писателя отличался романтическим складом характера. Мать, напротив, была нрава необычайно сурового, что проявлялось в строгом подходе к воспитанию детей.

По воспоминаниям самого писателя, все члены его многочисленной семьи имели свои интересы: одни любили читать, другие были заядлыми театралами, третьи музицировали и брали уроки пения. Детство осталось в памяти Паустовского, как самое светлое и счастливое время. В то время его радовало все – и голубое небо, и аромат луговых трав и солнце, освещающее землю, которая нуждается в любви и заботе.

Отец Константина не любил задерживаться на одном месте, поэтому семья часто переезжала из одного города в другой. После Вильно и Пскова было принято решение осесть в Киеве.

Образование

В 1904 году Константин стал учеником классической гимназии Киева. Когда мальчик перешел в шестой класс, его родители развелись. Чтобы оплачивать образование, он занялся репетиторством. Еще в стенах гимназии появился его первый рассказ «На воде». Кончине отца он посвятил рассказ «Повесть о жизни».

С сыном Вадимом

В 1912 году юноша поступил в Киевский университет, на историко-филологический факультет. Здесь к нему пришло осознание того, что он хочет посвятить свою жизнь литературному творчеству. Проучившись два курса, Константин оставил Киев и перевелся в Московский университет, чтобы быть рядом со своей семьей. Нормальной учебе помешала начавшаяся Первая мировая война. Косте пришлось работать сначала вожатым трамвая, а чуть позже – санитаром военно-полевого отряда.

На фронт он не попал из-за близорукости. Трагическое известие настигло его в 1915 году, когда он узнал о гибели своих братьев. Молодые люди воевали на разных фронтах, но погибли в один и тот же день.

Творчество

Перед окончанием гимназии Паустовский начал писать стихи, которые ему самому совершенно не нравились. Поняв, что это не его стезя, он переключился на написание рассказов, первый из которых напечатали в киевском журнале «Огни» в 1911 году. Подписан он был псевдонимом К. Балагин. Это был единственный раз, когда писатель употребил не свое имя.

Паустовский и М. Дитрих

В 1916 году Паустовский переехал в Таганрог и принялся за работу над романом «Романтики». Через несколько лет произведение было завершено, но вышло в свет только в 1935 году.

В 1923 году Константин вернулся в Москву. Работая на должности редактора Российского телеграфного агентства, ему приходилось присутствовать на всевозможных митингах, которые в то время повсеместно вспыхивали в столице. Этот период вошел в его роман «Повесть о жизни».

Константин Георгиевич совершил множество поездок по стране. Он посетил Среднюю Азию, Сибирь, Балтику, побывал на Донбассе. Больше всего ему по душе пришлась Владимирская область, в природе которой он сумел рассмотреть особое очарование. Ярко-синие озера, заброшенные дороги, дикие леса – все это явилось вдохновением для написания серии рассказов: «Растрепанный воробей», «Кот-ворюга», «Сивый мерин», сказки «Теплый хлеб» и других.

С молодой женой и сыном

В середине 20 века имя Паустовского было известно уже далеко за пределами СССР. Его книги переводились на многие иностранные языки. Его поклонницей была великая немецкая и американская актриса Марлен Дитрих. Ее так потрясло произведение «Телеграмма», что, встретившись с Паустовским в Москве, она встала перед ним на колени на сцене Дома литераторов.

Смерть Сталина дала Паустовскому возможность путешествовать по Европе. Вскоре он был номинирован на Нобелевскую премию, но, по неизвестным причинам ее отдали Михаилу Шолохову.

Главные произведения

Среди основных произведений автора можно отметить «Романтики», роман, написанный в 1935 году, и ставший классикой русской литературы. Своеобразие его в том, что события, которые описывает Паустовский, как бы проецируются на судьбу самого писателя, которая была отражена в его многочисленных дневниках, а также в воспоминаниях сына Вадима.

Дом-музей в Москве

В то же время, роман нельзя назвать полностью автобиографическим, он, скорее, является лирическим дневником писателя и входит в число его лучших творений. Читая это произведение, можно четко определить, что написано оно в собственной манере состоявшегося мастера слова, прекрасно владеющего русским литературным языком.

В 1939 году Паустовский написал повесть «Мещерская сторона». Автор описывает удивительной красоты место, богатое озерами, реками и лесами – Мещерскую сторону, расположенную примерно в двухстах километрах от Москвы. Писатель призывает не отправляться в другие страны в поисках чего-то нового, а оглянуться и найти его рядом, там, где ты живешь.

Памятник в Тарусе

Рассказ «Телеграмма» Паустовский написал в 1946 году. Это пронзительнейшее произведение автора, посвященное вечной теме отцов и детей. Главная героиня рассказа – Катерина Петровна, вынуждена в одиночестве коротать свои дни в старом родительском доме. Дочь Настя строит свою карьеру в Ленинграде и за повседневными делами практически не вспоминает о матери. Та же, в свою очередь, радуясь успехам дочери, предпочитает не докучать ей своим одиночеством.

Памятник в Одессе

В какой-то момент женщина понимает, что может не пережить очередную зиму и посылает Насте телеграмму. Девушка не сразу читает ее и приезжает, когда уже слишком поздно. Сценой раскаяния дочери автор призывает сохранять связь со старшим поколением и не отрываться от своих корней.

Читайте также:
Карл Павлович Брюллов биография художника, факты, произведения
Последние годы

Последние годы писатель жил в Средней полосе России, в небольшом городке Тарусе. Уважение к нему местных жителей проявилось в присвоении ему звания почетного гражданина города. К сожалению, Паустовский много лет страдал от хронического недуга – астмы, к тому же, он перенес несколько инфарктов, последний из которых и явился причиной его смерти 14 июля 1968 года. По его завещанию, тело было перевезено из Москвы и предано земле на кладбище в Тарусе. Его могила представляет собой большой холм в окружении деревьев, с видом на реку Таруску.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) Событие
1892 Год рождения Константина Паустовского
1898 Переезд в Киев
1904 Поступление в Киевскую гимназию
1912 Окончание гимназии. Поступление в Киевский университет
1914 Перевод в Московский университет
1915 Работа вожатым трамвая и санитаром
1916 Увольнение из армии. Продолжение учебы
1917 Работа журналистом в Москве
1918 Работа в газете «Киевская мысль» (г. Киев)
1923 Возвращение в Москву
1924 Работа редактором РОСТА
1925 Выход сборника «Морские наброски»
1930 Первое посещение Мещеры
1932 Путешествие по Карелии
1933-1940 Выход рассказов «Мещерская сторона», «Вторая родина»
1941-1942 Работа на Южном фронте корреспондентом ТАСС
1943 Возвращение в Москву
1947 Окончание романа «Дым отечества»
1948 Работа над «Повестью о лесах»
1949-1954 Написание последних Мещерских рассказов
1955-1965 Работа в Тарусе над «Повестью о жизни»
1962 Награждение Орденом Трудового Красного Знамени
1966 Выход документального фильма о Паустовском
1968 Не стало писателя Константина Георгиевича Паустовского
Интересные факты
  • любимым предметом писателя была география;
  • оба родных брата Паустовского погибли в один день;
  • в начале ВОВ был отправлен в Казахстан для написания пьесы для Московского театра;
  • после фронта писатель работал в рыболовецкой артели;
  • трижды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе;
  • Паустовский был противником реабилитации Сталина;
  • по произведениям писателя было снято множество художественных фильмов, мультфильмов, и сериалов.
Память о писателе

Именем Паустовского в 1978 году названа малая планета.

В 2010 году в Одессе был открыт памятник писателю.

Улицы в Москве, Петрозаводске, Одессе, Киеве, Днепропетровске, Тарусе, Таганроге, Ростове-на-Дону и в Крыму носят имя Паустовского.

В Москве функционирует музей-центр К.Г. Паустовского.

Также музей Паустовского есть в городе Старый Крым, в селе Пилипча (Украина) и в Одессе.

Дом-музей К.Г. Паустовского открыт в Тарусе.

“Увидеть и испытать все, что может человек”: как жил и работал Константин Паустовский

Поцелуй Марлен Дитрих

В фонде музея Константина Паустовского хранится фотография Марлен Дитрих с автографом актрисы — ее она подарила писателю во время визита в СССР в 1964 году. Именно такой, как на фото — в платье, расшитом стеклярусом, и в белой шубе со шлейфом, — была Дитрих в вечер их знакомства: роскошной, затянутой в рюмочку, красивой, несмотря на возраст, дивой. После концерта, на котором присутствовала советская творческая интеллигенция, актрису на сцене спросили об ее отношении к русской литературе, и она сказала, что ее потряс рассказ Паустовского “Телеграмма”.

Кто-то из зрителей выкрикнул: “Так Паустовский в зале!” Публика начала аплодировать и требовать Константина Георгиевича на сцену. Дитрих замялась, писатель — уже пожилой, больной — тоже засмущался, но пошел выручать актрису: поднялся на сцену и поцеловал ей руку, на что кинозвезда ответила поцелуем, склонившись перед мастером на колени. Ее платье было настолько узким, что на пол посыпался бисер, без помощи Дитрих встать не могла. Паустовский же был слишком слаб, чтобы поднять ее. В это время доктор писателя, находившийся в зале, крикнул, что Паустовскому надо лежать, а не стоять на сцене. Зрители зааплодировали и засмеялись, актрису подняли, Паустовского свели со сцены и отправили домой, в постель.

Директор музея Константина Паустовского в Москве Анжелика Дормидонтова рассказывает: происходившее на сцене произвело такой эффект на публику, что даже журналисты растерялись и не засняли момент поцелуя, сохранилось лишь любительское фото кого-то из зрителей, Паустовского на нем можно узнать лишь по виднеющейся сбоку квадратной оправе очков. Конечно, все внимание было направлено на Марлен Дитрих: видано ли, чтобы звезда мирового кинематографа стояла на коленях перед писателем и целовала ему руки?

Сама Дитрих позже вспоминала в автобиографической книге “Размышления”: “Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени… У меня остались его книги и воспоминания о нем. Он писал романтично, но просто, без прикрас. Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его “откроют”… Он — лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно”.

“Телеграмма” — небольшой рассказ, который Паустовский написал вскоре после Великой Отечественной войны, об одинокой умирающей старушке, которая живет в деревне и просит в письме дочку Настю приехать к ней в последний раз. Дочь живет в Ленинграде, работает в Союзе художников, очень занята и уже три года не может выбраться к маме, отписываясь короткими телеграммами и присылая ей деньги. Получив письмо с просьбой матери, Настя не торопится ехать к ней и продолжает заниматься организацией выставки молодого скульптора. На открытии выставки коллеги благодарят и хвалят ее за отзывчивость и участие в судьбе таланта. В это же время она получает телеграмму из деревни, в которой ей сообщают, что мать при смерти. Настя тут же выезжает в деревню, но приезжает слишком поздно: маму уже похоронили.

Марлен Дитрих точно подметила феномен таланта Паустовского — он писал романтично, пронзительно, но просто. В советское время был одним из самых популярных писателей в стране. Его трижды номинировали на Нобелевскую премию по литературе: в 1965, 1967 и 1968 годах.

“Увидеть и испытать все, что может человек”

Паустовский с детства не любил долго сидеть на месте: привычка часто переезжать появилась с ранних лет и осталась на всю жизнь. Отец писателя, железнодорожный статистик, по воспоминаниям Паустовского, был “неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Поэтому среди родственников за ним установилась слава человека легкомысленного и бесхарактерного, репутация фантазера, который, по словам моей бабушки, “не имел права жениться и заводить детей”. Очевидно, из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте. После Москвы он служил в Пскове, в Вильно и, наконец, более или менее прочно осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге”.

Читайте также:
Валентина Владимировна Терешкова биография личная жизнь, муж

В 1904 году 12-летний Константин поступил в Первую киевскую гимназию — одно из лучших учебных заведений Киева. Вместе с Паустовским в то время в гимназии учились Михаил Булгаков, Александр Вертинский, будущие выдающиеся дипломаты, ученые, драматурги. Паустовский писал: “Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых гуманитарных наук — русской словесности, истории и психологии. Почти все остальные преподаватели были или чиновниками, или маньяками. Об этом свидетельствуют даже их прозвища: Навуходоносор, Шпонька, Маслобой, Печенег. Но литературу мы знали и любили и, конечно, больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков”.

Спустя четыре года, в 1908-м, родители Паустовского развелись, отец оставил семью без средств и Константину пришлось зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством. После окончания гимназии Константин поступил на физико-математический факультет Киевского университета. В 1912-м в киевском альманахе “Огни” был напечатан его первый рассказ — “На воде”, подписанный псевдонимом К. Балагин. Через год учебы Константин перешел на историко-филологический факультет, не прекращая подрабатывать домашним учителем. К тому времени мать и брат будущего писателя уехали в Москву, и в 1914 году Паустовский поехал за ними: перевелся в Московский университет, на сей раз на юридический.

Началась Первая мировая война, но Константина, как младшего сына, не взяли на фронт: он скучал на университетских лекциях, “томился в унылой московской квартире и рвался наружу, в гущу той жизни, которую я только чувствовал рядом, около себя, но еще так мало знал”.

Паустовский пристрастился к московским трактирам, просиживал там часами за чашкой чая, наблюдая за разношерстной толпой.

“Кого только я там не встречал! Извозчиков, юродивых, крестьян из Подмосковья, рабочих с Пресни и из Симоновой слободы, толстовцев, молочниц, цыган, белошвеек, ремесленников, студентов, проституток и бородатых солдат — “ополченцев”. И каких только говоров я не наслушался, жадно запоминая каждое меткое слово”.

Чтобы заработать, Паустовский устроился вожатым трамвая, но быстро потерял место и был “разжалован” в кондукторы за то, что врезался в автомобиль с молоком. Но и там он продержался недолго: в октябре 1914 года Паустовский узнал о формировании в Москве тыловых санитарных поездов и поступил санитаром в одну из бригад.

“Все санитары на поезде были студенты, а сестры — курсистки. Жили мы дружно и работали много. Я слышал от раненых множество замечательных рассказов и разговоров по всяческим поводам. Простая запись всего этого составила бы несколько томов. Но записывать у меня не было времени”, — вспоминал позже писатель. — Мы брали раненых в Москве и развозили их по глубоким тыловым городам. Тогда я впервые узнал и всем сердцем и навсегда полюбил среднюю полосу России с ее низкими и, как тогда мне казалось, сиротливыми, но милыми небесами, с молочным дымком деревень, ленивым колокольным звоном, поземками и скрипом розвальней, мелколесьем и унавоженными городами Ярославлем, Нижним Новгородом, Арзамасом, Тамбовом, Симбирском и Самарой”.

Через год Паустовского и его команду перевели из тыловой в полевую: теперь он подбирал раненых вблизи полей боя в Польше, Украине и отвозил их в Гомель и Киев. Однажды из газеты он случайно узнал, что оба его брата были убиты в один день, но на разных фронтах. После этого Паустовский вернулся к матери и больной сестре в Москву, но вскоре уехал на заработки: трудился на заводах в Брянске, Новороссийске, Таганроге. Тогда же он начал писать первую повесть “Романтики”, которую опубликует гораздо позже, в 1930-е.

В Москву Паустовский вернулся в разгар Февральской революции и тут же начал работать репортером:

После Октябрьской революции Паустовский снова “скитается”: сначала по югу России, потом по Украине. Его мать и сестра возвращаются в Киев, а Константина сначала призывают в Украинскую армию гетмана Скоропадского, а затем, после смены власти, в Красную армию, где ему приходится воевать “со всякими отпетыми атаманами — Зеленым, Струком, Червоным ангелом и “таращанскими хлопцами”. Вскоре его полк расформировывают, Паустовский из Киева едет в Одессу и устраивается работать в газету “Моряк”.

“Была блокада. Море было пустынно, но, как всегда, прекрасно. В редакции работало около 70 сотрудников, но никто из них не получал ни копейки гонорара. Платили то дюжиной перламутровых пуговиц, то синькой, то пачкой черного кубанского табака. Время было голодное и веселое”.

В Одессе Паустовский впервые попал в писательскую среду: познакомился с Катаевым, Багрицким, Ильфом, Бабелем, Юшкевичем. Он начинает много писать, но не решается, точнее, “не позволяет” себе печататься, потому что не чувствует еще, что овладел “любым материалом и жанром”.

Следуя за “музой дальних странствий”, Паустовский оставляет и Одессу, переезжает сначала в Сухуми, потом в Батуми. Живет в Тбилиси, Ереване, Баку, путешествует по Ирану, а в 1923 году возвращается в Москву. Период разъездов и “скитаний” заканчивается: Паустовский обосновывается в столице, становится редактором в Телеграфном агентстве РОСТА и начинает печататься.

Неисправимый романтик

К старту своей активной писательской жизни Паустовский подошел с большим и нелегким опытом: он видел к этому времени войну, смерти, знал нищету, был свидетелем крушения империи и революции, сменил десятки профессий. Все это не отразилось на его восприятии жизни: он не стал приземленным, остался романтиком.

В 1925 году Паустовский опубликовал сборник рассказов “Морские наброски”, в 1929-м — роман “Блистающие облака”, в 1932-м — повесть о покорении человеком туркменской пустыни “Кара-Бугаз”. Последняя сделала его известным.

— писал Паустовский. — Примерно в это время я открыл для себя под самой Москвой неведомую и заповедную землю — Мещеру”. По признанию писателя, это произошло случайно — увидел на обрывке географической карты, в которую ему завернули пачку чая в гастрономе. На карте Паустовский нашел все, что ему нравилось в природе средней полосы: леса, озера, реки, заброшенные дороги.

“Я в тот же год поехал в Мещеру, и с тех пор этот край стал второй моей родиной. Там до конца я понял, что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине. Ничто так не обогатило меня, как этот скромный и тихий край”.

Старший сын писателя Вадим позже вспоминал, что первое лето в мещерском поселке Солотча они с мамой и отцом прожили в доме одинокой и религиозной старушки, которую беспрекословно слушались мальчишки-звонари местной церкви. Благодаря ее протекции Паустовским разрешили на Троицу забраться на колокольню. Позже, вплоть до 1940 года, писатель останавливался в доме бывшей усадьбы академика Пожалостина.

Читайте также:
Максим Горький (1868-1936) - биография, кратко самое важное, факты

“После Мещеры я начал писать по-другому — проще, сдержаннее, стал избегать броских вещей и понял силу и поэзию самых непритязательных душ и самых как будто невзрачных вещей”, — писал позже в “Книге скитаний” Паустовский.

В 1930-е годы в Солотче любили часто бывать и друзья Константина Георгиевича: писатели Рувим Фраерман и Аркадий Гайдар. Здесь Гайдар задумал написать “повесть о счастье” — “Чука и Гека”, а Фраерман работал над “Дикой собакой Динго”. Паустовский, по собственным словам, обязан Мещере повестью “Мещерская сторона”, знаменитыми и ставшими программными рассказами о природе — “Заячьи лапы”, “Барсучий нос”, “Резиновая лодка” и другими.

Эти произведения он создал в то время, когда в стране уже заработал маховик репрессий. Позже писателя упрекали в молчании, в игнорировании общественных и политических проблем вокруг. Такие претензии были у современников и в отношении писателя Михаила Пришвина, которого Паустовский очень любил: его тоже обвиняли, что в тяжелые для страны времена он писал “про полянки”.

Далекий от власти и политики

За повесть “Кара-Бугаз”, в которой советский человек побеждает природу на благо других людей, Паустовского не раз упрекали за восхваление советской власти и компромисс. На самом деле Паустовский всю жизнь был беспартийным, Октябрьскую революцию не принял и считал большевиков виноватыми в “уничтожении русского народа”. Паустовский писал в своем дневнике о революции и годах Гражданской войны:

“Уже в 1930-е годы в письмах и дневниках Паустовский пытается осмыслить время, в котором живет, критикует власть”, — рассказывает Анжелика Дормидонтова.

В неопубликованном очерке “Несколько грубых слов” Паустовский написал об “отсутствии мужества и вместе с тем скромности” в современной литературе, пошлости так называемых творческих работников, о “приспособленцах к искусству”, о том, что нужно идти против себя, а не писать “то, что нужно редактору”.

В “Книге скитаний” — одной из частей “Повести о жизни” — Паустовский позже критически рассуждал о сталинском времени, но все отрывки с резкими высказываниями вырезала цензура.

Паустовский тяготился публичными выступлениями среди коллег и предпочитал держаться от власти подальше. Падчерица писателя Галина Арбузова рассказывала, что писатель любил Бабеля и сокрушался, что тот зря дружил с “большими людьми”.

Во время Великой Отечественной войны писатель отправился военным корреспондентом на Южный фронт, а после возвращения в Москву был вновь принят на работу в ТАСС. Период с 1941 по 1942 год Паустовский провел в эвакуации в Казахстане, где работал над пьесой о противостоянии фашистам “Пока не остановится сердце”. По воспоминаниям Галины Арбузовой, именно в Казахстане у писателя и ее матери Татьяны Евтеевой начался роман.

Паустовский к тому времени уже был женат во второй раз, развод в высших кругах не одобрялся. Отчасти из-за сталинской кампании против разводов писателя, который все же развелся и женился в третий раз, его перестали печатать. Причиной опалы стала и первая часть книги “Повесть о жизни” — “Далекие годы”. На нее вышли разгромные рецензии, и следующие четыре года Паустовский зарабатывал на жизнь преподаванием в Литинституте.

Скандал с Хрущевым

В 1956 году на волне оттепели Паустовский и его коллеги Вениамин Каверин, Маргарита Алигер, Эммануил Казакевич и другие выпустили альманах “Литературная Москва”, в котором напечатали в том числе стихи Заболоцкого и запрещенной Цветаевой. В свет вышло всего два номера, после редколлегию вызвали к Хрущеву.

Галина Арбузова вспоминала, что после этой встречи Паустовский пришел домой расстроенный, со слезами на глазах. По его рассказам, Хрущев грубо оскорблял литераторов, кричал на них и топал ногами. После скандала альманах закрыли. Впрочем, потерпев неудачу в Москве, спустя пять лет, уже обосновавшись в Тарусе, Паустовский попробовал издавать журнал “Тарусские страницы”, куда ему снова удалось “протащить” 42 стихотворения Марины Цветаевой, стихи Заболоцкого, прозу Булата Окуджавы и жены Осипа Мандельштама Надежды. Когда новости об издании дошли до властей, выпуск тиража остановили, а уже напечатанные экземпляры изъяли из библиотек.

“Несмотря на противостояние, Паустовский никогда не был запуган, — говорит Анжелика Дормидонтова. — Константин Георгиевич не боялся заступаться за тех, кого считал талантливыми: так, он поддержал прошение о выдачи жилья Александру Солженицыну, заступался за театр Юрия Любимова, просил не снимать режиссера и не закрывать театр, подписал письмо к Брежневу против реабилитации Сталина. Конечно, это был не 1937 год, но для такого поступка нужно быть мужественным человеком”.

“Настоящая работа еще впереди”

Последние годы жизни Константин Паустовский проводил на даче в Тарусе — половину скромной избы купила его жена, Татьяна Алексеевна, вскоре после рождения их сына Алеши в 1950 году. Она руководствовалась тремя требованиями, которые предъявлял к даче писатель: чтобы было поменьше народу и желательно — никакой дороги рядом (потому что уже тогда Паустовского начинали одолевать почитатели), не было комаров и была река — писатель страстно любил рыбалку. Дом в Тарусе соответствовал всем требованиям. Поначалу Паустовский был не в восторге от выбора жены — домик показался ему жалким, но уже после первого лета в Тарусе был очарован жизнью там. Не раз к нему наведывались журналисты и поклонники, Паустовский прятался в доме или в саду за кустами, а жена, не колеблясь, говорила гостям, что Константин Георгиевич уехал в Москву.

Паустовский не смог жить в Тарусе лишь последние два года — он мучился от астмы, перенес несколько инфарктов и не мог далеко уезжать от медицинской помощи. В эти годы он побывал в Европе, в Париже, на острове Капри.

В 1966 году, за два года до смерти, 74-летний Паустовский записал: “Написал я за свою жизнь как будто много, но меня не покидает ощущение, что все написанное только начало, а вся настоящая работа еще впереди. Это довольно нереальная мысль, если принять во внимание мой возраст. Жизнь всегда кажется мне смертельно интересной во всех своих аспектах”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: