Партийная система определение, структура, типы и классификация

ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Роль и влияние партии во многом зависит от ее pасположения в механизме политичеcкой власти, от партийной системы, сущест­вующей в госудаpстве. Партийная система это свойство политического строя, которое определяет количественный состав партий, их отношение к власти.

Критериями, по – которым различают партийные системы, являются наличие или отсyтствие oппозиции; фактические воз­можности оппозиции оказывать влияние на власть; отношение государства к деятельности партий.

Второстепенным, не решающим критерием следует нaзвaть количество партий. Однопаpтийной системе не противоречит су­ществование нескольких партий, a в беспартийных системах дей­ствуют подпольные организации.

По этим основаниям выделяются тpи oсновные разновидности партийных систем – беспартийнaя, однопартийная и многопар­тийная.

Беспартийные системы склaдываются в стpанах, где на дея­тельность партий нaложен запрет либо они фактически не сформи­ровались из-за отсутствия традиций, мaлочисленности наcеления и прочих обстоятельcтв.

Возможно, что в стpaне c беспартийной системой паpтий дей­ствительно нет. Так, в Андoрре, Бyтане или на Тувалу партий как таковых не сyществyет. Ho беспартийная система имеет место и тогда, когда государство прoсто нe признает партий, кaк в Бах­рейне, Бутане, Брунее, Гане, королевстве Тонга. B действи­тельности организации, претендующие на участие в политике, существуют. В Иордании, напpимер, несмотря на запрет партий, c 1946 г. полулегально действовaла пapтия коммyнистов. Беспар­тийная система означает не столько фактическое, сколько юридическое отсутствие партий, их непризнание, запрет.

Oднопартийные системы сyществyют в стpанax, где одной партии принaдлeжит монополия на власть. Верховенство такой пар­тии прямо или косвенно подтверждается государственным правом. Возможно, что такой нормой является статья в основном законе гoсударствa, как в КНДР, КНР, Кубе.

Но господство паpтии также становится бесспорным, если закон устанавливает для нее заведомо льготные условия.

Монополия партии на власть не только закреплена в зaконе, но и поддержана политическими, в том числе репрессивными мерами прoтив возможной оппoзиции. В результате формируется морально-политическое единство нации и господствующей партии.

Однопартийная система предполагает своего рода двухуровне­вую систему власти. Нижний уровень пpедcтaвляeт собой государ­тво, его органы, от которых непосредствeнно иcходят властные предписания. Но высший уровень занимает партия, которaя выра­батывает политические решения, определяет их существо и содер­жание. Такая системa власти создает известные выгоды для прави­телей с одной стороны, партия не несет ответственности за свои решения, поскольку формально власть осyществляется государст­вом. Но и на государственные органы, чиновников ответственность возложить не так уж пpостo, так как они могут сослаться на то обстоятельство, что их действия лишь воплощают решения, приня­тые партией.

Однопартийная система не означает того, что в стpане действу­ет лишь одна партия. Так, в Китае существуeт более десятка поли­тических партий. Но китайская система является однопартийной, ибо, господствует только Компартия Китая. Другие паpтии, a также молодежные, профессиональные и иные организации, составляют лишь внешнее продолжение, периферию КПК. B их уставax прямо отражено подчиненное положение по отношению к Компартии, обязанность следовать коммунистической политике. Ни одна из действующих в Китае пaртий не соперничает c коммунистами, не является оппозицией. Отсутствие политической оппозиции – определяющий признак однопартийной системы.

Многопартийные системы встречаются в разных вариантах. При многопартийности хотя бы некотоpая часть партий является оппозицией, составляет конкypенцию пpавящим политическим силам. Главный пpизнак многопаpтийной системы – официaльнaя оппозиция.

Даже при многопартийной системе происходит некоторая поляризация сил, в результате котоpой образуются центры полити­ческого притяжения вокруг отдельных партий, партийных блоков. Количество таких центpов, a также мера их влияния представляют собй критерии, по которым различаются многопартийные систе­мы. Различаются такие виды многопартийности, как плюралистичцеская система, двухпартийная, двух-с-половиной-партийная (2,5) системы и полуторапартийная (1,5) система.

Многопартийная система может быть плюралистической. Тогда ни одна из паpтий не полyчает на выборах той поддержки, которая позволила бы ей самой, без вступления в коалиции, вести свою политикy в государстве, не согласуясь с политическими кyрсами других партий и блоков.

Плюралистическая система не позволяет образовать в парла­менте однородное бoльшинство. Оно всегда является коалицион­ным, основано на соглашении нескольких парламентских фрак­ций. Например, по результатaм выборов 1987 г. в итaльянском пар­ламенте из шестисот тридцати мест Христианско-демократическая паpтия полyчила 234, коммунисты – 177, близкие к ним социалис­ты – 94, а другие шесть партий – 108 мест. Таким образом, не­сколько политических полюсов должны встyпать в соглашения (ко­aлиции), если не желают, чтобы паpламент бездействовал. Прави­тельства также являются коaлиционными. Устойчивость и дееспо­собность подобных парламентов и правительств oбычно заметно уступает государственным органам в странах, имеющих вpеменный или постоянный центр политического влияния, способный проводить единый партийный курс. B Израиле, например, парламентские и пpавительcтвенные кризисы происходят регyлярно.

C плюрaлистической гpаничит двух-с-половиной-партийная система. В ней также нет партии или блока с решаюшим влиянием. Вместе c тем, два политических полюса, конкyрирyющие дpуг с дpугом, получают наибольшую, по cpавнeнию с другими партиями, поддержку избирателей. Чтобы стать решающей партией, каждому из них достаточно добрать некоторое число голосов или депутат­ских мест. Имеется тaкже маловлиятельная или сpедняя партия.

Читайте также:
Бюджетный процесс - стадии, участники, принципы

Если один из двух основных конкурeнтов вступит c нею в сoюз, то образуется абсолютное парламентскoe большинство, основанное нa коaлиций крупной и сpедней паpтии. Естественно, такой союз об­разуется на определенных условияx – влиятельная партия приобретает необходимое ей число голосов или депутатских мандатов, а “полупартия” имеет такие выгоды, которых в одиночестве ей бы добиться не удалось.

При двухпартийной системе определенно существуют двa пoлюcа, которым нет равных сpеди дpугих паpтий. Они pегуляpнo и попеременно полyчают решающее влияние в политике. Две пар­тии сменяют друг друга y коpмила государственной, власти, стано­вятся то правящей силой, то попадают в оппозицию. Подобная система сфоpмиpовaлась в Великобритании, США, Белизе. Напри­мep, в 1988 г. из 650 мест Пaлаты общин британского парламента 375 дeпyтатов были консеpваторами, a 228 – лейбористами. Разpыв между ними был не столь значительным. Ha долю другиx партий оставaлось всего лишь 47 мест, которые не имели существеннoго значения для бpитанскoй политики.

Не исключено обpaзование временной коалиции главных партий. Онa менее веpоятнa, чем открытая конкуpенция и регуляр­ная смена y власти. Однако редкие случаи коалиционных прави­тельств в Великобритании, коалиция социaлистов и Народной пар­тии в Австрии (1988-1990 г. г.) подтвеpждaют возможность союзa между двумя партиями-лидерами.

Bнyтри двyx правящих партий возникают фракции, выражающие различные интеpесы, что обеспечивает политический плюра­лизм. В то же время по отношению к дpугим организациям такие паpтии выстyпают как единое целое, претендуют на власть и несyт ответственность за ее осуществление.

Полуторапартийная система действует в странах, где одна из партий имеет приоpитет сpеди других. Оппозиция слаба, неоргани­зована и не находит в обществе тoй поддержки, которая позволила бы ей конкурировать c главной пapтиeй. Все партии либo вынужде­ны присоединиться к правящему блоку, либо остaются в постоян­ной оппозиции.

Тему партийных систем обычно завершают выводом oб их преимуществах и недостатках, o предпочтительности одной из них перед другими. Попытки найти односложный ответ на этот вопрос непродyктивны. Если же принять за основу одну из платфоpм, например ту, что называют демократической, то нужно будет оп­ределить критерии эффективности партийных систем. Ясно, что демократия, защищая права меньшинства, с необходимостью тpебует нaличия легaльной политической оппозиции. Поэтому бес­партийные и однопартийные системы несовместимы c демо­кратией. При демократии возможны лишь многопартийные сис­темы.

Среди них нaиболее предпочтительной нужно будет посчитать тy, при котоpой демократическое пpавлениe, правление большинства дееспособно. Важно также, чтобы партийная системa обеспечива­ла ответственное, подконтрольное пpавлeние.

C позиций мажоритаризма преимyщества имеют 2-, 2,5- и 1,5-­партийные системы. Они позволяют выявить определенное полити­ческое большинство. Правительства и пaрламенты при таких пар­тийных системах однородны и проводят цельнyю, внутренне согла­сованную политикy. Ответственность за ее последствия ложится на определенную паpтию. Партия утрачивает доверие либо возобновля­ет его, если докaжет обществу свою состоятельность.

Вместe c тем, подобные партийные системы упpекают в том, что они оттесняют мелкие партии, партии меньшинств и, таким обpазом, делают правление недемократичным. Особенно этот не­достаток заметен в 1,5-партийной системе, когдa общество дейст­вительно ограничено в выбoре, a гоcподcтвующaя партия чувcтвует себя слишком “уютно” среди слабосильных и pазpoзненных оп­понентов.

Плюралистическая система позволяет меньшинствам иметь cвоих представителей в парламeнте. Однако демократия yважаeт меньшинство, нo не навязывает его интересы всему обществу. Пра­ва меньшинств обеспечивает прежде всего правосудие, и в мень­шей меpе парлaмeнт. Меньшинства едва ли будyт нaдежно защи­щeны, eсли им достанется несколько малозаметных голосов в пар­ламенте или право иногда пользоваться парламентской тpибуной.
Демократия все же мажоритарна, это правление большинства. А в плюрaлистической или 2,5-партийной системе мелкие партии маневрируют между сильными. Их pеaльная роль превышает oбщественную поддеpжку, когда, соединяясь c крупной партией,
они тpебуют от нее “дивидендов” в обмен за оказанные услуги. Это не вполне согласуется c демократией, посколькy мелкие партии получают излишнюю возможность навязать свои решения боль­шинству.

Крупные партии обычно неоднородны и. это также делает преимущества плюрaлистической системы оспоримыми в сравне­нии c 1,5- и 2-партийными системами. Ведь доминирующие пар­тии вбирают paзнообpaзные интересы и опираются на поддержкy широких слоев oбщества, включая меньшинства. Именно это и де­лает их лидерами.

Кроме того, плюрaлистическaя система не позволяет сформи­ровать действительно ответственные парламeнт и правительство. B коалиционных органах власти нет фракции, которая отвечала бы за государственные решeния. Любaя из партий, образующих коaлицию, может объяснять свои неуспехи тем, что ей мешали партнеры по коалиции или же конкуpенты не дали выполнить обязательства перед избирателями. Слишком плюpaлистические парламeнты и прави­тельства часто нестабильны, склонны к роспускам и перeвыборам, что и происходит при распаде коалиций. В подобных правительствах бывают ненужные – министерские портфели. Если мест в правительстве не xватает для всех yчаcтников коалиции, резервируются дополнительные портфели, чтобы удовлетворить претензии всех партий.

Читайте также:
Политическая идеология - определение понятия, функции

B заключение заметим, что существует некоторaя связь между партийными и избиpатeльными системами. Она особенно очевидна в сопоставлении 2-партийных систем и мажоритарных выборов, пропорциональных выборов и плюралистической многопартийности.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

ПЛАН.
  • Политическая партия. Понятие.
  • Признаки политической партии.
  • Структура партии.
  • Функции политической партии.
  • Классификации политических партий.
  • Партийная система. Понятие.
  • Типы партийных систем.
  • Политическое движение. Понятие.
  • Отличительные черты политического движения.
  • Современные демократические движения.

Политические партии.

Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении.

Признаки политической партии.

  • Стремление не только участвовать в политической жизни страны, но и к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении.
  • Постановка долговременных задач
  • Значительно протяжённый период существования.
  • Объединение людей с близкими взглядами на решение социальных проблем.
  • Общность единых представлений о государственном устройстве, которые изложены в партийной Программе.
  • Наличие не только центральных, но и местных организаций.
  • Наличие чёткой организационной структуры, закреплённой в Уставе партии.

Структура партии:

  • лидер
  • партийный аппарат
  • рядовые члены
  • сторонники партии.

Функции политической партии.

  • Борьба за власть.
  • Осуществление влияния на формирование и проведение внешней и внутренней политики государства.
  • Выполнение предвыборной программы.
  • Изучение состояния и оценивания перспектив развития общества.
  • Выявление интересов различных социальных групп
  • Разработка приоритетных направлений и методов развития общества.
  • Распространение в массах и отстаивание своих идей, нравственных ценностей, пропаганда программных целей.
  • Проведение избирательной кампании.
  • Подготовка кадров профессиональных политиков.
  • Подбор кандидатов на выборные органы.
  • Организация акций (митингов, демонстраций и др.) поддержки или недоверия правящему режиму.
Классификации политических партий.

По идеологической направленности:

  • социал-демократические
  • консервативные
  • либеральные (от лат. свободные)
  • клерикальные (от лат. религиозные).
  • националистические.

По участию в осуществлении власти:

  • правящие (находятся у власти)
  • оппозиционные (не находятся у власти, главная цель- прийти к власти).

По внутренней организации.

Кадровые:

  • немногочисленные
  • отсутствует сильная организация на местах
  • остит из авторитетных деятелей
  • ориентируются на выборы
  • отсутствует фиксированное членство (нет партийного билета)
  • нет членских взносов.

Массовые:

  • многочисленные
  • имеют сложную организационную структуру
  • ориентируются не только на выборы, но и ведут и большую массово-политическую и идейно-воспитательную работу
  • источник финансирования – членские взносы.

По шкале политического спектра:

  • левые – выступают за интересы трудящихся, вытеснение частного сектора экономик, признают революционные методы действия;
  • правые – отстаивают неприкосновенность частной собственности, сильную, государственную власть, стабильность;
  • центристские – ориентируются на компромисс, сотрудничество.

По способу деятельности:

  • реформистские – стремятся к постепенным преобразованиям в обществе с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти;
  • революционные – стремятся к преобразованиям общества с использованием средств борьбы, которые с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима являются незаконными.
Партийная система.

Партийная система – это совокупность отношений между действующими в стране политическими партиями.

Типы партийных систем.
  • Однопартийная: власть осуществляет одна партия (Индия, Китай, Куба, Северная Корея, Япония).
  • Двухпартийная: у власти одна из двух больших партий (Великобритания – лейбористы и консерваторы; США – демократы и республиканцы).
  • Многопартийная: несколько влиятельных партий борются за власть и собирают значительное число голосов (Россия, Италия, Испания, Франция, Швеция).
Политическое движение.

Политическое движение – это общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемое его участниками.

Отличительные черты политического движения.

  • Стремится не к завоеванию власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.
  • Ориентировано на выражение частных интересов той или иной социальной группы.
  • Не требует обязательного идеологического единения своих участников.
  • Имеет широкую, достаточно пёструю социальную базу.
  • Не имеет чёткой организационной структуры, то есть отсутствует строгое распределение между центральными и местными организациями.
  • В большей мере зависит от лидера, его популярности, чем от содержания программы.
  • Относительная кратковременность существования.

Современные демократические движения:

  • антивоенные
  • экологические
  • женские, студенческие, молодёжные
  • движения против расовой и национальной дискриминации
  • движения за новый экономический порядок (антиглобалисты)
  • движения неприсоединения и др.
  • движения за сохранение и развитии демократии, прав и свобод человека и др.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Политическая партия

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие, функции, признаки политических партий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть определенных политических целей. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.

Читайте также:
Законодательный процесс понятие, этапы и основные стадии, общая характеристика

Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Основные функции политических партий:

  • борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
  • участие в осуществлении власти;
  • участие в формировании политической системы государства;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • политическое воспитание;
  • подготовка политических кадров;
  • защита интересов различных социальных групп.

Отличительные признаки политических партий:

  • нацеленность на завоевание и осуществление власти;
  • наличие политической программы — документа, в котором формулируются цели и задачи партии;
  • наличие организации — руководящие органы, членство, устав партии;
  • наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы;
  • наличие определенной идеологии или особого видения мира и человека.

Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.

Классификация политических партий

Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.

По типу идеологии:

  • Либеральные партии нацелены на минимальное вмешательство государства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни.
  • Демократические партии выступают за утверждение и развитие народовластия.
  • Социал-демократические партии ориентированы на участие государства в жизни общества и государственное регулирование экономики при сохранении основных свобод.
  • Коммунистические партии выступают за полное равенство, контроль государства над социальной и политической жизнью.
  • Националистические партии строят свою деятельность на основе идей о преимуществе определенной нации в жизни страны.
  • Клерикальные партии направлены на усиление влияния церкви и религиозных идей.
  • «Зеленые» партии направлены на защиту окружающей среды.
  • Фашистские партии основаны на идее подавления личности, ликвидации свободы.
  • Монархические поддерживают существование монархий и единоличную власть.

По отношению к социальной действительности:

  • Революционные партии направлены на коренное преобразование общества при помощи средств борьбы.
  • Реформистские партии стремятся к постепенным преобразованиям общества с помощью законных средств достижения власти.
  • Консервативные партии нацелены на сохранение действующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.

По характеру членства:

  • Кадровые партии основаны на немногочисленном, свободном членстве, при этом опираются на профессиональных политиков и активную деятельность в период выборов.
  • Массовые (идеологические) партии основаны на многочисленных массах народа, нацелены на политическое воспитание, обладают разветвленной структурой и систематически принимают участие в политической жизни.
  • Централизованные партии основаны на системе массового членства и жесткой дисциплине, которая предполагает выполнение каждым членом партии определенных функций.

Виды политических партий по отношению к власти:

  • Правящие находятся у власти в определенный момент.
  • Оппозиционные (легальные, нелегальные) добиваются власти.

По месту в политическом спектре:

  • Левые партии выступают за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований. К этой группе относят социалистические и коммунистические партии.
  • Центристские партии основаны на балансе между общественным равенством, общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо.
  • Правые партии выступают за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности. К ним относят либеральные и консервативные партии.

По источнику возникновения:

  • Самостоятельные возникают в результате инициативы граждан.
  • Проправительственные создаются по инициативе государства в период выборов.
  • Созданные на основе объединения социальных групп.

По положению в управляющей структуре:

  • Парламентские реализуют свою политику через правительство. Их главная цель — получить максимальное число голосов избирателей и мест в выборных органах.
  • Авангардные не считают участие в выборах ключевым направлением деятельности. Активно участвуют в общественной жизни.

Виды политических партий по организационной структуре:

  • Классические — с четкой организационной структурой и постоянным членством.
  • Движенческие — характерно формальное членство.
  • Политические клубы — характерно свободное членство.

Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.

Понятие партийной системы

Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Рассмотрим типы партийных систем в таблице.

В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР.

В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь.

Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).

В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

Читайте также:
Тоталитаризм - определение, характерные черты, плюсы и минусы

Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль.

Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

Система политических партий в законодательстве РФ

Точное юридическое определение политической партии закреплено в законодательстве каждой конкретной страны. Эти определения могут различаться в зависимости от местных политических и правовых традиций.

В Федеральном законе РФ «О политических партиях» говорится, что политическая партия — это общественное объединение, которое создано в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия в РФ должна отвечать следующим требованиям:

  • Иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной партии.
  • Состоять из не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов партии.
  • Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
  • Под региональным отделением политической партии понимается ее структурное подразделение, которое создано по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
  • В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит один или несколько автономных округов, может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями партии являются:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Партийные системы: однопартийная, двухпартийная, многопартийная система

Партийная система – это совокупность политических партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти (парламента и правительства).

В зависимости от числа крупных партий бывают однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы. Если партий в стране нет совсем, говорят о беспартийной системе .

Простыми словами, если парламент и правительство формирует одна партия – это однопартийная система. Например, так было в СССР, где монополия на власть принадлежала Коммунистической партии.

Если за лидерство в парламенте и места в правительстве борются две крупные партии – это двухпартийная система. Она существует в современных США или Великобритании.

Если места в парламенте делит множество партий, а правительство образует коалиция партий – это многопартийная система. Примеры стран с многопартийной системой: Нидерланды, Израиль, Франция.

Партийная система – политический институт, который характеризует политическую организацию общества.

Беспартийная система

При беспартийной системе в стране либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон прямо запрещает создавать партии.

В современном мире беспартийные государства – это чаще всего абсолютные монархии: Иордания, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия.

Султан Омана Кабус бен Саид. В Омане политические партии запрещены законом. Фото: Reuters

Однопартийная система

Однопартийная система означает, что в стране функционирует одна партия, которая выводит из политической жизни всех конкурентов. Однопартийная система формируется при авторитарных и тоталитарных режимах.

Примеры: КПСС в Советском Союзе, Коммунистическая партия в современном Китае.

При однопартийной системе власть правяющей партии закреплена законодательно. Так, в Конституции СССР 1977 года присутствовала 6-я статья о «руководящей и направляющей» роли КПСС:

Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Конституция СССР 1977 года

Нередко при однопартийной системе создается искусственная многопартийность, но лишь одна партия играет реальную роль в идеологической жизни. Например, в Северной Корее (КНДР) помимо Трудовой партии Кореи существуют марионеточные Социал-демократическая партия Кореи и Партия молодых друзей религии небесного пути – обе признают руководящую роль ТПК.

Читайте также:
Легитимность - определение, виды и принципы, критерии

Северокорейский вождь Ким Чен Ын – председатель Трудовой партии Кореи – на пленуме ЦК партии. Фото: ЦТАК

Двухпартийная система

При двухпартийной системе действуют две сильные партии, которые периодически сменяют друг друга у власти по итогам выборов. Другие партии также существуют, но не имеют достаточной популярности, чтобы прийти к власти.

Двухпартийная система характерна для экономически развитых стран, часто с мажоритарной избирательной системой. Там складываются условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Со временем может усилиться третья партия, которая сменит одну из двух доминирующих сил в борьбе за власть.

Примеры стран с двухпартийной системой: США, где действуют Демократическая и Республиканская партия; Великобритания, где основная борьба за власть идет между Консервативной и Лейбористской партией.

Кандидаты в президенты США от республиканцев и демократов – Дональд Трамп и Хиллари Клинтон – во время дебатов. 2016 год. Фото: Reuters

Многопартийная система

При многопартийной системе конкурирует множество партий, ни одна из которых не имеет подавляющего преимущества. Из-за такой раздробленности партиям приходится искать компромисс – создавать коалиции и партийные блоки.

Данная система характерна для развитых демократических стран с высоким уровнем жизни. Многопартийная система обычно складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы.

Примеры стран с многопартийной системой: Бельгия, Германия, Израиль, Италия, Нидерланды, Франция, Чехия.

При многопартийной системе в парламент проходит множество партий, ни одна из которых не обладает большинством. Партии вынуждены договариваться о коалиции, которая принимает на себя управление государством и формирует правительство.

Минус подобной системы – нестабильность коалиций ведет к частым роспускам парламента и назначению внеочередных выборов.

Нижняя палата парламента Италии принимает государственный бюджет. Фото: Reuters

Многопартийная система с правящей партией

В ряде стран с многопартийной системой доминирует одна партия. Несмотря на присутствие оппозиции, правящая партия неизменно побеждает на выборах, набирая 30-50% голосов.

Пример демократической страны с одной правящей партией – Япония. Там Либерально-демократическая партия сохраняла власть 54 года подряд, пока в 2009 год победу на выборах не одержала Демократическая партия (левые сменили правых у власти). Либерал-демократы ненадолго перешли в оппозицию, но уже в 2012 году сумели вновь победить на выборах.

Синдзо Абэ – премьер-министр Японии и председатель Либерально-демократической партии – вместе с соратниками кричит «Банзай!» на ежегодном съезде партии. Фото: Reuters

Партийная система России

Конституция РФ провозглашает многопартийность. В стране зарегистрировано более 60 политических партий. Четыре из них имеют фракции в Госдуме – это «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

При этом начиная с 2003 года парламентские выборы со значительным перевесом выигрывает партия власти – «Единая Россия». Представители «Единой России» контролируют исполнительную и законодательную власть на федеральном уровне и почти во всех регионах.

Таким образом, в России существует многопартийная система с одной доминирующей партией.

Президент РФ Владимир Путин голосует на выборах в Госдуму. Фото: Reuters

Партийная система

Партийная система — это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима).

Партийная система и её виды

Политические партии возникают для представительства и попытки удовлетворения интересов различных социальных слоев. Количество партий в обществе отражает степень экономической, идеологической и другой неоднородности интересов. Чем выше степень неоднородности, тем больше число партий в политической системе общества.

В зависимости от положения политических партий в политической системе, а также характера взаимодействия между ними и «типажа» самих партий, в каждой стране складывается их особая конфигурация, т.е. партийная система.

Партийная система — это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:

  • однопартийные;
  • двухпартийные;
  • многопартийные.
Однопартийная система

Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

Читайте также:
Типы избирательных систем - сравнительная таблица, плюсы-минусы

В рамках многопартийной системы выделяют:

  • многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;
  • многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;
  • «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Характер партийной системы

Определяя характер партийной системы, политологи столкнулись с вопросом: к какому типу относить партийную систему, в которой существуют две большие влиятельные партии и в парламенте представлена еще одна — маленькая? Для таких случаев было придумано название «система двух с половиной партий». Для нее характерен коалиционный потенциал третьей партии, т. е. одна из крупных партий вступает в коалицию с малой партией и получившееся парламентское большинство формирует правительство.

Американский политолог С. Липсет и норвежский политолог С. Роккан сформулировали концепцию, согласно которой на число и характер партий повлияли социальные расколы, возникшие в Европе в период индустриальных революций и сохранившиеся в той или иной форме и сегодня.

По мнению политологов, наибольшую роль сыграли четыре раскола:

  • раскол между центром и периферией обусловил формирование региональных партий;
  • раскол между государством и церковью вызвал формирование религиозных партий;
  • возникновение сельских партий обусловлено расколом между городом и деревней;
  • появлению рабочих и со циалистических партий способствовал раскол между собственниками предприятий и наемными рабочими.

В настоящее время в политической науке существует формула, согласно которой число партий в многопартийной системе на единицу больше числа социальных расколов в обществе. Однако она верна лишь для стабильных демократических режимов.

Типы и типология партийных систем

Партийные системы различаются по числу партий и их качественным признакам: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные, системы с доминирующей партией. Структура партийной системы и се функциональная определенность во многом зависят от типа политического режима. В связи с этим различают демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы.

Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил.

Однопартийность — это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако на практике однопартийные системы существуют.

Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.

Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

Двух с половиной партийные системы — нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая — 42 %, в то время как для формирования правительства необходимо иметь 50% плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.

Читайте также:
Политическая система - понятие и структура, типы и виды

Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.

Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В этом отличие данной системы от однопартийной, которая не предполагает альтернативы.

Суть партийной системы с доминирующей партией состоит в том, что одна партия в течение длительного периода времени побеждает своих конкурентов и находится у власти. Так, Либерально-демократическая партия в Японии находилась у власти без перерыва 38 лег (до 1993 г.). Многие политики объясняют данный феномен тем, что экономика страны в тот период находилась на подъеме («японское экономическое чудо»). Партия Индийский Национальный Конгресс также находилась у власти более 30 лет (с 1947 г.).

В числе причин существования партийной системы с доминирующей партией можно назвать:

  • эффективную политику, проводимую находящейся у власти партией (например, Япония);
  • неразвитость партийной системы (например, Индия, Россия);
  • использование правящим классом административного ресурса для создания «партии власти» и недопущение реальной демократической конкуренции в ходе предвыборной кампании, на выборах и при подсчете голосов (например, Россия).

Партийная система: характеристики и типология партийных систем

Партийная система – это система всех политических партий, а также квазипартийных организаций (ассоциаций, движений, профсоюзов). Это одна из трёх важнейших систем в политологии, наряду с политическими и избирательными системами.

Партийная система не включает организации, которые не участвуют в выборах, а также антисистемные партии, стремящиеся ниспровергнуть политический и общественный строй (например, террористические).

В политической системе партии образуют партийную систему в зависимости от различных факторов. Важнейшим фактором, влияющим на формирование и развитие партийной системы, можно выделить действующую избирательную систему. Невозможно однозначно сказать, какой тип партийной системы лучше. Государственная партийная система определяет сколько политических партий имеют реальные шансы сформировать правительство.

Политические партии имеют ряд фундаментальных сходств:

  • контроль правительства;
  • стабильная массовая поддержка населения;
  • создание внутренних механизмов для контроля органов власти, финансирования, распространения информации и выдвижения своих кандидатов в органы власти.

В современных демократических системах мобилизация избирателей и разрешение конфликтов происходит через партийную конкуренцию. Партийная система является частью системы посредничества. В неё должны предоставляться посреднические услуги между электоратом и государственной системой. Системная функция партийной системы должна, таким образом, в первую очередь обеспечивать стабильность политической системы, в частности, путём внесения необходимых политических изменений для адаптации общества к меняющимся условиям.

Типология партийных систем

В политологии выделяются следующие типы партийных систем:

  • беспартийная система;
  • однопартийная система;
  • двухпартийная система;
  • многопартийная система;
  • партийная система с доминирующими партиями;
  • двухблочная партийная система;
  • система партийного сотрудничества.

Беспартийная система

При беспартийной системе в государстве возможны следующие варианты:

  • партии полностью отсутствуют;
  • партии официально не зарегистрированы;
  • все партии запрещены властью.

Всеобщие и периодические выборы при такой системе проводятся без привязки к политическим партиям.

Однопартийная система

При режиме однопартийной системы только одна легальная политическая партия имеет право формировать правительство, потому что все другие партии запрещены и сдерживаются этой партией. Одна партия имеет исключительный контроль над политической властью и общественно-политической жизнью страны. Примером однопартийной системы может служить Коммунистическая партия в СССР.

Двухпартийная система

Двухпартийная система – это тип партийной системы, в которой две партии доминируют в политической жизни и конкурируют между собой за расширение своего представительства и формирование правительства.

Страны, которые чаще всего ассоциируются с двухпартийными системами, – это Великобритания (там время от времени меняется власть то лейбористов, то консерваторов) и США (в которой конкурируют между собой Республиканская и Демократическая партии). Двухпартийные системы широко распространены и во многих других частях мира.

Читайте также:
Государственные символы России - герб, описание флага РФ и обозначение

Двухпартийная система возникает, когда электорат на выборах и власти страны отдаёт предпочтение более крупным партиям. При этом малым партиям трудно добиться представительства и влияния.

Остальные партии при двухпартийной системе являются второстепенными или только региональными. Поэтому каждая из двух доминирующих партий обычно нуждается в сотрудничестве с другой меньшей или региональной партией (или в создании «большой коалиции»).

Многопартийная система

Многопартийные системы – это тип партийной системы, для которой характерно пропорциональное представительство, при котором более двух партий могут эффективно конкурировать за право формировать правительство и выдвигать своих представителей в парламент.

Многопартийная избирательная система обычно исключает или затрудняет достижение партией собственного большинства в парламенте. Пропорциональное представительство достигается за счёт пропорциональной избирательной системы. Как партийная система, модель многопартийной системы является нормой в демократических странах.

При многопартийной системе партии соревнуются друг с другом за власть. Ни у одной из них нет шансов получить в парламенте абсолютное преимущество (50% мест + одно место) для самостоятельного формирования правительства. Так формируются коалиционные правительства.

Эта система показывает многообразие интересов населения, даёт населению возможность лучше и полнее представлять свои взгляды в парламенте. Однако иногда это также может затруднить решение определённых социальных проблем, что приводит к конфликтам.

При умеренном плюрализме партии часто имеют лишь небольшую идеологическую дистанцию, имеют тенденцию образовывать полярные коалиции и предпочитают центростремительную конкуренцию. Однако можно выделить 3 подтипа многопартийной системы:

  • правительство без возможности коалиции (Великобритания, Канада, Австрия до 1980-х годов);
  • правительство возможно только при коалиции (Австралия, Германия до 2017 года);
  • правительство с коалициями средних или крупных партийных образований (страны Северной Европы кроме Финляндии и Швейцарии).

Поляризованный плюрализм (который характеризуется большим числом сторон с большим идеологическим расстоянием друг от друга и от самой политической системы) вряд ли можно отличить от умеренного плюрализма сегодня. Сегодня настоящих антисистемных партий практически не осталось. Следовательно, этот тип также можно подразделить на:

  • поляризованный плюрализм с фундаментальной оппозицией справа и слева (Веймарская республика, ФРГ с 2017 г., Вторая Испанская республика и др.);
  • поляризованный плюрализм с центральными партиями по идеологической ориентации, способными управлять (Франция, Израиль, Финляндия, Италия и др.).

Партийная система с доминирующими партиями

При системе с доминирующей партией среди нескольких существующих партий одна партия может реально претендовать на формирование правительства, потому что другие партии маленькие и слабые. Одна партия выступает в роли гегемона, вынуждая оставшиеся партии (так называемые партии-сателлиты) полностью подчиняться себе.

Эта партия формирует правительство и может быть заменена только коалицией из почти всех других оставшихся партий. Такая партия обычно использует исторические условия, имеет решающее преимущество, оставаясь у власти почти всё время.

Примером такой партийной системы может служить Индийский национальный конгресс в Индии, Революционная институциональная партия в Мексике и др. Доминирующие партии встречаются в демократиях (Япония и Индия) и в авторитарных государствах (например, как в Египте до «арабской весны»).

В партийных системах с доминирующими партиями, партия представляет собой постоянный элемент государственной власти (либо в качестве единственного руководящего органа, либо в составе коалиции).

Разница между партиями в различных системах заключается в том, что в условиях демократии разрешается реальная конкуренция за голоса избирателей. Это означает, что возможно поражение доминирующей партии на выборах.

Партийные системы с доминирующими партиями находятся в упадке. Такое развитие событий наблюдается, например, в Израиле, где Социалистическая рабочая партия Израиля (после слияния с Лейбористской партией в 1968 г.) занимала доминирующее положение. Однако сегодня внутри партийной системы Израиля наблюдается высокая степень конкуренции с основными участниками кампании – Лейбористской партией и правой партией Ликуд по обе стороны политического спектра.

Двухблочная партийная система

При двухблочной партийной системе существует множество партий, которые конкурируют друг с другом во время избирательной кампании, но после выборов они объединяются в два блока (например, правый и левый) и взаимодействуют внутри этих блоков.

Система партийного сотрудничества

При системе партийного сотрудничества в предвыборный период существует множество партий, которые конкурируют друг с другом. После выборов все партии или большинство партий работают вместе через подразделения и формируют коалиционное правительство. Это правительство действует в соответствии с межпартийными договорённостями.

Политические партии при такой системе фактически не остаются эффективной оппозицией. После выборов основные партии отказываются от конкуренции. Типичной партийной системой сотрудничества считается швейцарская партийная система. С 1959 г. в Совете Федерации (высшем федеральном органе исполнительной власти Швейцарии) места распределяются по фиксированной формуле: 2 + 2 + 2 + 1 (радикальные демократы, христианские демократы, социал-демократы и Народная партия).

Функции партийной системы

Функции партийной системы можно разделить на 2 группы:

  • политические;
  • культурные.

К политическим функциям относятся:

  • выполнение роли единственной площадки для законной борьбы за власть;
  • мобилизация общества на политическую деятельность;
  • выбор политических лидеров;
  • проведение выборов.
Читайте также:
Органы исполнительной власти РФ - понятие и статус

К культурным функциям относятся:

  • формирование политической культуры политиков и их избирателей (электората);
  • ликвидация аполитичности и равнодушия к политике;
  • активизация гражданского общества.

Характеристика партийных систем

Партийные системы в обществе характеризуются взаимодействием между различными политическими партиями. В демократических обществах взаимодействие наблюдается в основном между конкурирующими партиями, важными для власти.

Партийная система включает:

  • нормы, регулирующие отношения внутри партий, между партиями и государственными структурами (эти стандарты могут регламентироваться правовыми нормами или обычаями);
  • отношения между партиями, которые соревнуются друг с другом за власть или объединяются для использования и приумножения этой власти;
  • функции и задачи, которые партийная система должна выполнять в данной политической системе.

Партийная система может быть сильной и институционализированной. Сильная партийная система определяется следующими факторами:

  • правила, регулирующие партийную конкуренцию за голоса избирателей, стабильны;
  • конкурирующие партии имеют глубокие корни в обществе, в котором они ищут поддержки;
  • все стороны пользуются признанием и легитимностью у народа;
  • у конкурирующих сторон есть сильные организации и собственные ресурсы.

Так, например, Западная Европа является типичным примером сильных партийных систем демократических стран, в то время как Латинская Америка может рассматриваться как её противоположность с традициями слабых партийных систем.

Партийные системы можно грубо дифференцировать по следующим отличительным признакам:

  • по количеству сторон (структурный признак);
  • по моделям поведения (по используемым стратегиям партийной деятельности и моделям поведения в политических конфликтах);
  • по идеологическому расстоянию между сторонами (например, правыми и левыми);
  • по возможности формировать правительство или создавать совместную правительственную коалицию.

Хотя до сих пор нет согласия по всем значимым свойствам, можно выделить как минимум 7 важнейших свойств и характеристик партийных систем:

  • фрагментация (количество партий);
  • асимметрия (пропорции);
  • нестабильность (изменения во времени между выборами);
  • поляризация (идеологическая дистанция);
  • легитимность (принятие населением);
  • сегментация (изоляция партий с точки зрения формирования коалиции);
  • стабильность правительства (продолжительность правительственных коалиций).

Партийные системы Западной Европы являются продуктом исторической модернизации, сформировавшейся во время Промышленной революции. На формирование партийных систем больше всего повлияли социальные расколы и классовые конфликты:

  • центр-периферия;
  • религиозный-светский;
  • городской-сельский.

В то время основной функцией партий было представление определённых слоёв общества в государственных структурах. Даже после того, как они впоследствии стали массовыми партиями, многие из них отражали социальные разрывы и конфликты, существовавшие в начале формирования партийной системы.

В условиях современных либерально-демократических систем, преобладающих сегодня (особенно в западных промышленно развитых странах), формирование партий и их участие в выборах обычно гарантируется Конституцией.

Сегодня решающее значение для формирования и объяснения партийных систем играет не избирательная система, а следующие факторы:

  • социальная структура с её социальными линиями конфликта;
  • существующая социальная среда;
  • доминирующие потребности и интересы граждан.

Фрагментация

Фрагментация, то есть степень фрагментации или концентрации партийного разнообразия, была одной из первых типологических характеристик партий в политологии. Однако простой подсчёт существующих партий вызывает две проблемы.

Во-первых, небольшие партии, которые состоят всего из нескольких членов или могут набрать только несколько голосов, не имеют отношения к оценке функции партийной системы. Поэтому они не должны приниматься во внимание при подсчёте голосов на выборах. Но где провести черту, после которой можно принимать партию как полноценного участника политического и избирательного процесса? Чаще всего устанавливается уровень в 2% голосов. При достижении этого размера партия входит в партийную систему государства.

Во-вторых, даже после выбора нижнего предела релевантности остаётся проблема: партии, которые сильно различаются по размеру, будут подсчитываться одинаково.

Поэтому, помимо количества партий, учитывается ещё и их разный реальный политический вес. Часто это делается с использованием так называемого «эффективного числа сторон». Это равно фактическому количеству, если все партии имеют одинаковый размер (например, каждая из двух сторон владеет 50% или три из них – 33%). Это может предотвратить искажение результата необходимым, но всегда произвольным минимальным размером партии.

Асимметрия

Этот параметр описывает соотношение размеров двух крупнейших партий. Как правило, они также являются основными конкурентами за позицию правительственного большинства. Таким образом, они также представляют наиболее важных представителей своего политического лагеря.

Асимметрия используется для уточнения того, имеет ли партия структурные преимущества в получении государственной власти из-за её более высокого долгосрочного избирательного потенциала.

Нестабильность

Партийная система может быть относительно статичной или очень изменчивой и адаптируемой. С помощью параметра нестабильности политики пытаются измерить силу изменений размеров партий по их голосам.

В сравнительном анализе все партии на выборах суммируются по сравнению с предыдущими выборами с использованием определённого индекса. И хотя нельзя сделать никаких заявлений об отдельном колеблющемся избирателе, возможна оценка динамики изменений системы в целом.

Читайте также:
Бюджетный процесс - стадии, участники, принципы

Поляризация

Для стабильности государственной системы параметр поляризации даёт возможность согласия и компромисса со стороны политических групп. Степень поляризации партий выражает идеологическую дистанцию между ними.

Для этой цели отдельные партии идеологически позиционируются посредством оценки документов, экспертных опросов или оценок населения (в основном по шкале справа-налево). Расстояние между двумя «крайними» сторонами или среднее расстояние, включающее все стороны, может тогда служить значимой переменной.

Легитимность

Ещё одна важная системная характеристика – легитимность партийной системы в глазах граждан. Согласно системно-теоретическим соображениям, политическая активность граждан и явка избирателей может использоваться как важнейший критерий оценки партий. Он выражает ориентации и отношение людей ко всей партийной системе. Для изучения этого параметра поддержки системы применяются репрезентативные опросы населения.

Сегментация

Сегментация партийной системы описывает одно из двух свойств, которые принадлежат функции формирования правительства и измерения партийной системы. Этот параметр относится к степени изолированности сторон друг от друга в отношении возможных коалиций. Он позволяет сопоставить политически невозможные коалиции с теоретически доступными возможностями.

Государственная стабильность

Многие политические решения нужно готовить долго, особенно в рамках коалиционных правительств. И параметр государственной стабильности является одним из важнейших. Следовательно, определённый минимальный уровень стабильности отдельных (коалиционных) правительств необходим для стабильности политической системы в целом. Это может быть отражено средней продолжительностью правительственных группировок.

Антиглобализм и его основные цели

Антиглобализмполитическое движение, направленное против негативных аспектов процесса глобализации в его современных формах, в частности, против концентрации богатства в руках транснациональных корпораций и отдельных государств, против доминирования глобальных торгово-правительственных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации и т.п.) Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста.

Основная идея антиглобалистов заключается в том, что нынешняя модель глобализация сформирована под покровительством мирового капитала.

Это влечет за собой:

– растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами (в доходах, уровне потребления, здоровья, образования);

– невнимательность к природе в экологии;

– господство идеологии неолиберализма (т.е. полной открытости рынка и полного отрицания государственного контроля над ним) в целях все большей экспансии капитала по всему миру и др.

Изначально движение антиглобализма имело целью создание иной модели глобализации, выражающееся в глобальном социальном творчестве, совместном решении глобальных проблем, интернационализации, созданию «сетевых структур» по всему миру и т. д. Лозунги антиглобалистов призывают дать возможность людям самим определять, как им жить.

Основные цели антиглобалистов:

– списать долги развивающихся стран;

– выработать новые правила международного кредита, запрещающие выдвигать условия, ограничивающие суверенитет;

– заменить Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк системой региональных банков, демократичных по форме и в равной степени подотчетных странам-участникам;

– отказаться от уничтожения цивилизаций, альтернативных западной;

– обложить налогом финансовых спекулянтов» повысить заработную плату в странах с зависимой экономикой.

Таким образом, глобализация, интернационализация хозяйственной деятельности, международная экономическая интеграция и антиглобализм – это две стороны одной медали, отражающие объективные противоречия нового времени.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем объясняется необходимость высокого уровня кон­центрации капиталов и ресурсов, роста значения ТНК и ТНБ в информационном обществе? Сравните ТНК и ТНБ с монополиями начала XX в. Какие различия между ними вы можете назвать?

2. Чем вызвана и в чем состоит суть структурной перестройки экономики большинства стран мира? Как это связано с формированием новой системы международного разделения труда? Как ее развитие влияет на страны Севера и Юга?

3. Почему в современном мире углубляются процессы интеграции? Как они связаны с глобализацией мировой экономики?

4. Охарактеризуйте современные противоречия мирового развития. Чем они отличаются от противоречий начала XX в. на международной арене?

Лидирующее положение США и стран Западной Европы в мировом экономическом и политическом развитии

Краткое содержание: США – единственная наиболее могущественная сверхдержава в мире. Концепция «расширения демократии». Политические системы европейских и американских государств. Политический курс стран Запада: неоконсерватизм и христианский демократизм. Социал-демократия. Структура экономики стран Америки и Западной Европы.

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: о сущности биполярной модели современных международных отношений.

– Знать: основные направления политики США и других западных стран в современных условиях.

– Уметь: выявлять взаимосвязь политики и экономических целей США и других стран.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: