Палата номер 6 анализ, характеристика героев, проблематика

Почему с точки зрения Чехова рагин оказался в палате. «Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось…» (Палата №6 А.П. Чехова)

Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1892 год.
История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла свое отражение и с реалиями России времен правления Александра III.

Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.

Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и ее обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

Громов и рагин сравнение таблица. Спор громова и рагина

спросил его, как бы выдать Моисейке сапоги, чтобы он не ходил босой. Никита обещал передать эту просьбу смотрителю. Дверь в палату была открыта. Оттуда послышался возмущенный крик Громова, который кричал, что наконец-то доктор удостоил их своим присутствием. Громов кричал, что его надо убить, как гадину, вора и палача. Рагин был озадачен таким приемом и стал уверять, что он ничего не крал. Громов стал возмущаться, что его держат в таком ужасном месте. “Но ведь вы больны”, — возразил Рагин. Громов же сказал, что тысячи сумасшедших на воле, почему же он отдувается за всех. Над ним командуют люди в нравственном отношении неизмеримо ниже его. Громов просит Рагина, чтобы доктор отпустил его. Рагин говорит, что не может этого сделать, т.к. его тут же задержат и вернут назад. Голос и вид молодого человека понравились Рагину. Он решил утешить больного. Они начинают спорить об истине, целесообразности существования сумасшедших домов и тюрем. Затем разговор перешел к разуму человека. Рагин утверждает, что мыслящий человек может быть везде счастлив, т.к. самодостаточен. Громов же говорит, что ему хочется жить полной жизнью, наслаждаться свободой. Громов интересовался городскими новостями, новыми людьми, потом резко лег, отвернулся от доктора. Рагин попросил убрать в палате. Вспоминая Громова, доктор подумал: “Какой приятный молодой человек! Он первый, с которым можно поговорить. Он умеет рассуждать и интересуется именно тем, чем нужно.” Утром он вспомнил, что вчера познакомился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему еще раз при первой же возможности.

История создания

Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жесткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.

Большое влияние на Антона Павловича оказала и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».

Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло свое отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключенными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жестокое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещенный человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Палата номер 6»

«Палата номер 6» написана в жанре повести, поскольку обладает всеми чертами, характерными для этого литературного жанра: небольшим объемом и количеством героев, логически развивающимся сюжетом.

Как и большинство произведений А. П. Чехова, повесть принадлежит направлению реализм.

Сочинения«Сашка» анализ произведения Кондратьева – проблематика, жанр, история создания, тема рассказа

Сочинения«Война и мир» анализ романа Толстого – история создания, жанр, смысл названия, проблематика произведения

В своем произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоем кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчемной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Тематика произведения

Жизнь маленького больничного флигеля наводит Чехова на необычные размышления. В результате Антон Павлович написал «Палата № 6», затрагивая одновременно несколько тем:

  1. Одиночество. Врач был очень одинок, мужчине было ни с кем общаться. Стараясь спастись от этого, доктор погубил собственную карьеру. Он не мог найти человека, с которым можно было бы спорить и беседовать на научные темы. Жил персонаж небогато, поэтому с него нечего было взять. Аналогичным образом размышляли практически все горожане. Также автор демонстрирует последствия такого образа жизни: люди уходят в мечты, совсем не видя жизни.
  2. Ответственность. К сожалению, все персонажи показывают полную безответственность друг к другу. Врач, чтобы сидеть на месте, не предпринимая никаких действий, приводит целые теории. Доктор искренне сочувствует больным, но не делает попыток вылечить хотя бы одного из них. Его приятель много проигрывает, погружая в бедность своих товарищей, занимая деньги, а затем не отдавая их.
  3. Пошлость. Город живет исключительно потребительскими целями. В беседах обсуждаются обывательские тематики. Там совершенно ничего делать, даже некуда сходить. Люди запираются в своих «футлярах», пренебрегая окружающим миром. Ввиду того что единственным собеседником является Михаил Аверьянович, читатели могут представить, насколько глупее другие жители этого города. Следует отметить, что городская элита живет исключительно со сплетнями, не имея духовной надобности просвещения. Человеческое бытие строится на устаревших догмах и примитивных ценностях.
  4. Призвание. Если бы персонаж самостоятельно выбрал себе путь в жизни, его деятельность оказалась бы гораздо полезнее. Однако герой поступил неправильно. В итоге он не сделал ничего полезного для себя, семьи или окружающих. Этим автор показывает, что каждый должен самостоятельно определять род занятий.

Антон Павлович неспроста выбрал объектом рассказа больничный флигель маленького города. Это помогло автору поднять множество сложных тем и ярче отобразить основную идею повести.

Композиция

Проводя в повести «Палата номер 6» анализ произведения, необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:

  • экспозиция – знакомство с обстановкой психиатрической лечебницей и обитателями палаты номер 6;
  • завязка – подробное описание доктора Рагина, его жизненных принципов, особенностей его мировоззрения;
  • развитие событий – моральная усталость Рагина, его пресыщение работой, знакомство с Громовым;
  • кульминация – неожиданное водворение Рагина в палату для умалишенных, его переосмысление действительности;
  • развязка – смерть доктора.
Читайте также:
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях сравнительная характеристика

Проблематика повести

В повести автор рассматривает множество различных проблем. Он говорит о невежестве, жестокости и безразличии человека к окружающему миру. В произведении врачи наплевательски относятся к больным, судьи к подсудимым и пр. Даже Михаилу Аверьяновичу нет дела до товарища Андрея.

Писатель раскрывает зло человеческого равнодушия — это главная проблема книги. Злоба правит везде и в итоге убивает главного персонажа. Никто не пришел к нему на помощь, ведь за всю жизнь мужчина сам никому не помог, выстраивая теорию оправданий.

Социальная проблема также имеется в повести. Читателям демонстрируется флигель лечебницы, в котором постоянно не хватает лекарственных препаратов. Кроме того, само здание требует срочного ремонта — все это результат халатности местных чиновников. У пациентов нет выбора, поэтому они вынуждены обращаться к безразличным медикам.

Философские темы самоопределения и сути человеческой жизни часто поднимаются в спорах Андрея и Ивана. Один утверждает, что люди должны равнодушно относиться ко всему, что происходит вокруг, якобы в этом и состоит истинная гармония.

Второй считает, что человек создан для свободы и радости, его назначение заключается в саморазвитии. Кто из героев прав, может решить только читатель.

17-18 главы. Новый больной

Краткое содержание «Палаты № 6» Чехова продолжается тем, что к Рагину приходит Никита, приносит ему больничный халат и указывает на его кровать. Андрей Ефимыч садится и начинает убеждать себя в том, что это место не отличается от комнат Беловой. Просыпается Громов и злорадно комментирует положение бывшего доктора.

Отчаяние овладевает Рагиным. Краткое содержание «Палаты № 6» Чехова описывает, как Андрей Ефимыч признается Громову, что окончательно пал духом. Теперь он понял правоту сумасшедшего – философствовать за решеткой не так прекрасно, как на воле. Рагин решает выйти из палаты и начинает стучать в дверь. Но появляется Никита и сильно избивает бывшего доктора. Лежа на своей кровати, герой осознает, что все пациенты палаты № 6 терпели подобное многие годы, а он не хотел даже замечать этого.

10-11 главы. Философские беседы

С этих пор влечет Рагина палата № 6. Чехов находит для своего главного героя достойного собеседника – им оказывается Громов. Доктор часто ходит к умалишенному. Они ведут долгие и оживленные беседы и с увлечением спорят. Рагин получает от этих встреч огромное удовольствие.

О посещении Рагиным палаты № 6 узнает Хоботов. Он подслушивает философскую беседу начальника с сумасшедшим. Никита пребывает в том же недоумении, что и молодой врач. Тогда на следующий день Хоботов приводит Сергея Сергеевича. Слушая разговоры Рагина, они приходят к выводу, что доктор сошел с ума.

Действующие лица

В повести Антона Павловича «Палата номер 6» было несколько главных героев. Краткая характеристика каждого поможет читателю ближе познакомиться с ними:

  1. Иван Громов — антагонист обывательского бытия. Добрый, интеллигентный мужчина с высокими моральными принципами. Это образованный персонаж, интересный собеседник. Он прекрасно разбирается в сущности окружающих людей. Герой — выходец из дворянской семьи, раньше работал судебным приставом и секретарем. Оказался в лечебнице для душевнобольных в результате несчастий в семье.
  2. Андрей Рагин — доктор в лечебнице. Пошел в медицину не по велению сердца, а по настоянию родителей. Это наложило огромный отпечаток на отношение героя к работе. Со временем безразличие привело к тому, что мужчина стал редко появляться на рабочем месте. Общаясь с Иваном, он поражается его здравомыслию, начинает чаще заходить в палату, чем вызывает недоумение со стороны руководства. Вскоре сам становится пациентом лечебницы. В конце произведения скончался от апоплексического удара.
  3. Михаил — почтмейстер, в свое время был зажиточным помещиком, но вскоре разорился. Уважительно относится к Андрею, часто навещает его, вступает в бессмысленные философские дискуссии. Отправляется с Рагиным в Москву, по дороге занимается пьянством и карточными играми.
  4. Никита — бессердечное существо, назвать которое человеком попросту не поворачивается язык — сторож лечебницы. Ради порядка избивает людей, вкладывая зверскую силу в эту процедуру. Помимо избиений, обворовывает больных.
  5. Евгений Хоботов — врач лечебницы, который с особым цинизмом и равнодушием относится к больным. Ему нет дела до боли пациентов. Высокомерный, подлый и лживый герой мечтает стать главным врачом, чтобы воровать еще больше.
  6. Семен — цирюльник, несколько раз в месяц приходит в лечебницу стричь больных.
  7. Дарьюшка — прислуга Рагина. Вместе с Михаилом была на похоронах Андрея.

Повесть Чехова «Палата № 6» затрагивает ряд важных проблем в обществе. Автор повествует о жизни душевнобольных и здоровых героев в психиатрической больнице, поднимает вопросы насилия над людской волей и угнетения разума человека.

Это произведение наглядно демонстрирует пороки общества, которые актуальны по сей день.

15-16 главы. Жизнь на пенсии

Рагин нанял комнаты в небольшом домишке, принадлежащем мещанке Беловой. Здесь он много читал. Иногда ходил в больницу, но оттуда его выгоняли. Пенсии бывшему главврачу не назначили. Изредка к нему приходили Хоботов и Михаил Аверьяныч. Рагин все больше предавался философским размышлениям.

Читайте также:
«Записки охотника» сборник рассказов И.С. Тургенева краткое содержание

История о мыслящих людях и недалеких обывателях – вот что лежит в основе произведения «Палата № 6». Чехов (краткое содержание это подтверждает) избирает героя-философа и помещает его в уездный город, населенный мещанами, озабоченными только низменными проблемами.

Так, когда к Рагину пришли Хоботов и Михаил Аверьяныч, болтающие о всяких глупостях, бывший доктор, уставший от их разговоров, началах кричать на них и в конце концов выгнал. Однако на утро Рагин, промучившись всю ночь, отправился извиняться перед почтмейстером.

А затем бывший доктор оказывается в палате № 6.

Анализ произведения Чехова «Палата номер 6»

Творчество Чехова характеризуется философским осмыслением бытия, глубиной мысли, четким пониманием природы человека. Важнейшие социальные темы и нравственная проблематика в полной мере раскрываются в повести «Палата номер 6». Анализ произведения поможет школьникам подготовиться к уроку русской литературы и сдаче Единого государственного экзамена в дальнейшем.

  1. История написания
  2. Тематика произведения
  3. Жанр и композиция
  4. Проблематика повести
  5. Действующие лица

История написания

Свое произведение «Палата номер 6» автор называл откликом на жесткий режим императора Александра III. В период правления последнего происходило давление на интеллигенцию и инакомыслящих.

Огромное влияние на Чехова оказала поездка на Сахалин. Антон Павлович приехал на остров в 1890 году. Там он занимался изучением жизни ссыльных и каторжан. Итогом путешествия стала книга с одноименным названием, а также ряд произведений, в числе которых оказалась и «Палата № 6».

Изучение тяжелой жизни людей на каторге отразилось в произведении. Герои последнего очень похожи на надзирателей и заключенных, однако в целом атмосфера тяжелая и беспросветная. Важно понимать, что жестокое обращение с больными тесно переплетается не только с судьбой арестантов, но и с состоянием российского общества, где просвещенный человек оказывался абсолютно беспомощным.

Суть названия повести объясняется именно этим: «Палата номер 6» — страшное место, в которое отправляли инакомыслящих за попытки жить по собственному мировоззрению.

Тематика произведения

Жизнь маленького больничного флигеля наводит Чехова на необычные размышления. В результате Антон Павлович написал «Палата № 6», затрагивая одновременно несколько тем:

  1. Одиночество. Врач был очень одинок, мужчине было ни с кем общаться. Стараясь спастись от этого, доктор погубил собственную карьеру. Он не мог найти человека, с которым можно было бы спорить и беседовать на научные темы. Жил персонаж небогато, поэтому с него нечего было взять. Аналогичным образом размышляли практически все горожане. Также автор демонстрирует последствия такого образа жизни: люди уходят в мечты, совсем не видя жизни.
  2. Ответственность. К сожалению, все персонажи показывают полную безответственность друг к другу. Врач, чтобы сидеть на месте, не предпринимая никаких действий, приводит целые теории. Доктор искренне сочувствует больным, но не делает попыток вылечить хотя бы одного из них. Его приятель много проигрывает, погружая в бедность своих товарищей, занимая деньги, а затем не отдавая их.
  3. Пошлость. Город живет исключительно потребительскими целями. В беседах обсуждаются обывательские тематики. Там совершенно ничего делать, даже некуда сходить. Люди запираются в своих «футлярах», пренебрегая окружающим миром. Ввиду того что единственным собеседником является Михаил Аверьянович, читатели могут представить, насколько глупее другие жители этого города. Следует отметить, что городская элита живет исключительно со сплетнями, не имея духовной надобности просвещения. Человеческое бытие строится на устаревших догмах и примитивных ценностях.
  4. Призвание. Если бы персонаж самостоятельно выбрал себе путь в жизни, его деятельность оказалась бы гораздо полезнее. Однако герой поступил неправильно. В итоге он не сделал ничего полезного для себя, семьи или окружающих. Этим автор показывает, что каждый должен самостоятельно определять род занятий.

Антон Павлович неспроста выбрал объектом рассказа больничный флигель маленького города. Это помогло автору поднять множество сложных тем и ярче отобразить основную идею повести.

Жанр и композиция

При анализе произведения становится понятно, что оно относится к жанру повесть, ведь обладает чертами, которые характерны для этого направления: малый объем и количество персонажей, логически развивающиеся сюжетные линии. Как и большая часть произведений Антона Павловича, «Палата номер 6» относится к реализму.

Композиционная структура отличается классическим построением.

Там присутствуют все важные сюжетные элементы:

  1. Экспозиция. Автор знакомит читателей с обстановкой лечебницы и жителями палаты 6.
  2. Завязка — довольно подробное описание Рагина, особенностей мировоззрения и принципов мужчины.
  3. Развитие событий — усталость и перенасыщение Андрея Рагина работой, знакомство с Иваном Громовым.
  4. Кульминация — неожиданное появление Рагина в палате для душевнобольных, его переосмысление бытия.
  5. Развязка — смерть врача.

Проблематика повести

В повести автор рассматривает множество различных проблем. Он говорит о невежестве, жестокости и безразличии человека к окружающему миру. В произведении врачи наплевательски относятся к больным, судьи к подсудимым и пр. Даже Михаилу Аверьяновичу нет дела до товарища Андрея.

Писатель раскрывает зло человеческого равнодушия — это главная проблема книги. Злоба правит везде и в итоге убивает главного персонажа. Никто не пришел к нему на помощь, ведь за всю жизнь мужчина сам никому не помог, выстраивая теорию оправданий.

Социальная проблема также имеется в повести. Читателям демонстрируется флигель лечебницы, в котором постоянно не хватает лекарственных препаратов. Кроме того, само здание требует срочного ремонта — все это результат халатности местных чиновников. У пациентов нет выбора, поэтому они вынуждены обращаться к безразличным медикам.

Философские темы самоопределения и сути человеческой жизни часто поднимаются в спорах Андрея и Ивана. Один утверждает, что люди должны равнодушно относиться ко всему, что происходит вокруг, якобы в этом и состоит истинная гармония.

Второй считает, что человек создан для свободы и радости, его назначение заключается в саморазвитии. Кто из героев прав, может решить только читатель.

Действующие лица

В повести Антона Павловича «Палата номер 6» было несколько главных героев. Краткая характеристика каждого поможет читателю ближе познакомиться с ними:

  1. Иван Громов — антагонист обывательского бытия. Добрый, интеллигентный мужчина с высокими моральными принципами. Это образованный персонаж, интересный собеседник. Он прекрасно разбирается в сущности окружающих людей. Герой — выходец из дворянской семьи, раньше работал судебным приставом и секретарем. Оказался в лечебнице для душевнобольных в результате несчастий в семье.
  2. Андрей Рагин — доктор в лечебнице. Пошел в медицину не по велению сердца, а по настоянию родителей. Это наложило огромный отпечаток на отношение героя к работе. Со временем безразличие привело к тому, что мужчина стал редко появляться на рабочем месте. Общаясь с Иваном, он поражается его здравомыслию, начинает чаще заходить в палату, чем вызывает недоумение со стороны руководства. Вскоре сам становится пациентом лечебницы. В конце произведения скончался от апоплексического удара.
  3. Михаил — почтмейстер, в свое время был зажиточным помещиком, но вскоре разорился. Уважительно относится к Андрею, часто навещает его, вступает в бессмысленные философские дискуссии. Отправляется с Рагиным в Москву, по дороге занимается пьянством и карточными играми.
  4. Никита — бессердечное существо, назвать которое человеком попросту не поворачивается язык — сторож лечебницы. Ради порядка избивает людей, вкладывая зверскую силу в эту процедуру. Помимо избиений, обворовывает больных.
  5. Евгений Хоботов — врач лечебницы, который с особым цинизмом и равнодушием относится к больным. Ему нет дела до боли пациентов. Высокомерный, подлый и лживый герой мечтает стать главным врачом, чтобы воровать еще больше.
  6. Семен — цирюльник, несколько раз в месяц приходит в лечебницу стричь больных.
  7. Дарьюшка — прислуга Рагина. Вместе с Михаилом была на похоронах Андрея.
Читайте также:
Денисов Василий Федорович - характеристика и образ героя в романе

Повесть Чехова «Палата № 6» затрагивает ряд важных проблем в обществе. Автор повествует о жизни душевнобольных и здоровых героев в психиатрической больнице, поднимает вопросы насилия над людской волей и угнетения разума человека.

Это произведение наглядно демонстрирует пороки общества, которые актуальны по сей день.

Анализ «Палата номер 6» Чехов

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 148.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 148.

Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы и предстоящему ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1892 год.

История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла своё отражение и в реалиях России времён правления Александра III.

Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.

Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и её обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жёсткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.

Большое влияние на Антона Павловича оказало и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».

Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло своё отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключёнными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жёсткое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещённый человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.

для самых компанейских –

В своём произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоём кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчёмной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Композиция

Проводя анализ повести «Палата номер 6», необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:

  • экспозиция – знакомство с обстановкой психиатрической лечебницы и обитателями палаты номер 6;
  • завязка – подробное описание доктора Рагина, его жизненных принципов, особенностей его мировоззрения;
  • развитие событий – моральная усталость Рагина, его пресыщение работой, знакомство с Громовым;
  • кульминация – неожиданное водворение Рагина в палату для умалишенных, его переосмысление действительности;
  • развязка – смерть доктора.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Палаты номер 6».

«Палата номер 6» написана в жанре повести, поскольку обладает всеми чертами, характерными для этого литературного жанра: небольшим объёмом и количеством героев, логически развивающимся сюжетом.

Как и большинство произведений А. П. Чехова, повесть принадлежит направлению реализм.

Анализ повести «Палата № 6» (А. П. Чехов)

Автор: Guru · 18.08.2018

Антон Павлович Чехов считается мастером малых литературных форм. Не просто так крылатой стала его фраза: «Краткость – сестра таланта». Его повесть «Палата №6» не раз была признана (в том числе и современниками писателя) его лучшим произведением, ведь в ней он сумел показать всю пошлость затхлой провинциальной жизни в российской глубинке, где человеческая личность неминуемо деградирует.

Читайте также:
С годом Быка: подборка весёлых новогодних стихотворений к Новому Году

История создания

В 1890 году Антон Павлович Чехов путешествовал на остров Сахалин, где изучал быт каторжников и ссыльных. После поездки он написал книгу «Остров Сахалин», а после и ряд повестей, среди которых «Палата №6», изданная в 1892 году. Этот подвиг врача и художника слова стоил писателю жизни, ведь в результате опасного и холодного путешествия без необходимых удобств у него обострилась чахотка. От нее автор и скончается.

В повести заметны отголоски того путешествия. Это и Никита, явно напоминающий жестоких сахалинских надзирателей, и жильцы палаты №6, напоминающие заключенных, да и общая гнетущая атмосфера обреченности, царящая в городе. Жестокие нравы и несправедливое обращение с больными перекликаются с теми жуткими подробностями арестантской жизни, с которыми столкнулся автор.

Жанр, направление

«Палата №6» написана в жанре повести. Однако в России XIX века повестью называли и то, что сегодня соответствует термину «рассказ». Такие понятия как «рассказ» и «новелла» еще не были известны, так что термином «повесть» обозначали все, объем чего был меньше романа.

«Палата №6» целиком и полностью соответствует жанру повести. Объем произведения чуть больше среднестатистического рассказа, но явно меньше романа, к тому же, сюжет хроникален и воспроизводит естественное течение жизни, все это однозначно указывает на повесть.

Написана повесть в направлении реализма, который так характерен для творчества Чехова. Автор воспроизводит события из реальной жизни, все предельно достоверно.

Повесть рассказывает о небольшом больничном флигеле, в котором находится палата №6, предназначенная для душевнобольных. Главный герой – Андрей Ефимыч Рагин – врач этой больницы. Он по натуре своей добрый, воспитанный и умный человек, однако лишенный при этом «характера и веры в свое право». А потому, несмотря на то, что он однозначно недоволен антисанитарией, царящей в больнице, плохим отношением к пациентам и тем, как сотрудники воруют бюджетные деньги и медикаменты, он ничего не предпринимает, смиряясь с происходящим.

Однажды он посещает палату №6, где Громов – один из пациентов – обвиняет его в воровстве и недобросовестности, в результате чего между ними возникает спор. Беседа с Громовым так заинтересовала Андрея Ефимыча, что он приходит в палату снова и снова. Вскоре по больнице распространяется слух о том, что доктор все время навещает душевнобольных, об этом же становится известно и доктору Хоботову, который явно претендует на место Рагина и завидует ему, воображая, что Андрей Ефимыч скрывает целое накопленное состояние. Через некоторое время Рагина увольняют, а еще немногим позже признают невменяемым и упекают в палату №6, где тот вскоре и умирает. Его же персонал доводит несчастного до сердечного приступа.

Главные герои и их характеристика

Основных героев немного, но каждый из персонажей представляет собой цельный, законченный и интересный образ.

  1. Андрей Ефимыч Рагин, как говорилось ранее, человек добрый, но безвольный, не умеющий отдавать приказания и хоть как-то распоряжаться. Он умен, много читает и половину жалования тратит на покупку книг. Жизнь маленького городка кажется ему скучной, как и работа, которую он не выбирал, поэтому к пациентам он относится без должного внимания, оправдывая это «философскими размышлениями», согласно которым все мы все равно смертны, а, как и когда умирать, не имеет разницы. В спорах с Громовым занимает позицию стоиков, утверждая, что страдание – благо, а человек может быть одинаково счастлив и в камере, и в теплом кабинете.
  2. Иван Дмитриевич Громов с позицией Рагина решительно не согласен. Он считает рассуждения доктора не философией, а ленью и «сонной одурью». Громов также считает Рагина некомпетентным в этом вопросе, ведь тот за всю свою жизнь не познал страданий. Самому же Ивану Дмитриевичу в жизни не повезло. Автор достаточно подробно рассказывает нам его биографию. Громов – обнищавший дворянин, в жизни которого 12-15 лет назад началась «черная полоса». Сначала умер брат Ивана, потом был арестован и лишен имущества отец семейства, тогда Громов с матерью остались в нищете, и ему пришлось бросить университет и вернуться домой. В городе он работал учителем и судебным приставом, но вскоре был уволен по болезни. В этот же период у Ивана умерла мать. После смерти матери у Громова появилась мания преследования. Его положили в больницу сначала в обычную палату, а затем — в палату №6. Иван Дмитриевич человек очень умный и начитанный. Когда он был еще здоров, жители города принимали его за «ходячий справочный словарь». Он презирает горожан с их ленивой и «сонной животной жизнью». Рассуждения Рагина кажутся ему вздором оттого, что он не хочет больше страдать, хочет на волю, и с радостью бы променял ужасную палату на теплый кабинет.

Еще два очень важных для повести и весьма интересных образа — образы Михаила Аверьяныча и Евгения Федоровича Хоботова.

  1. Михаил Аверьянович – лучший друг Рагина. Разорившийся некогда богатый помещик, ныне работающий почтмейстером. В отличие от Андрея Ефимыча, он очень любит командовать, и раздает приказы даже тогда, когда этого не требуется. Из-за этой его привычки горожане даже боятся приходить на почту. Он очень шумный, и часто это быстро надоедает окружающим. Он любит громко рассказывать истории, многие из которых сомнительны и вряд ли правдивы. Его попытки «вылечить» Рагина, только раздражают Андрея Ефимыча, как раздражает и шумное поведение Михаила Аверьяныча, и его настойчивость. Как-то раз они поехали в путешествие, и почтмейстер крупно проигрался в карты. Он занял крупную сумму денег у друга, упорно не хотел их отдавать, и в результате после увольнения врач едва сводил концы с концами, на что его приятель отвечал лишь отговорками. Это расточительный и эгоистичный челоек.
  2. Евгений Федорович Хоботов – новый молодой врач, посланный земством на работу в больницу. Он завистлив и жаден. Завидует положению Рагина и деньгам, которые у него якобы есть. Он же и упекает Рагина в палату №6, причем обманом, заманив его на консилиум и насильно удерживая в палате. То, что ради достижения своей цели он готов на такое, говорит о многом.

Жизнь небольшого больничного флигеля наталкивает автора на необычные размышления.

  1. Тема пошлости. Весь город живет потребительскими целями и обывательскими темами для разговоров. Там нечем заняться, некуда сходить, нечего делать. Люди запираются наглухо в своих футлярах, игнорируя мир вокруг. Если единственным возможным собеседником предстает Михаил Аверьянович, можно представить, насколько хуже и глупее остальные жители этого уголка. Да и местная «элита» живет лишь сплетнями и пересудами, у них нет никакой духовной потребности в просвещении, поэтому вся жизнь строится на примитивных ценностях и старых догмах.
  2. Тема одиночества. Доктор был по-настоящему одинок, ему не с кем было поговорить, и, спасаясь от этого, он погубил свою карьеру. Никто не мог разделить с ним ученые споры и беседы, да и дела до него не было никому, ведь герой не был богачом. А если у него нет денег, что с него взять? Так размышляли почти все горожане и служащие. Даже находясь в обществе, можно быть в одиночестве, если с окружением нет взаимопонимания. Видны также и последствия такого замкнутого образа жизни: человек не видит жизни, уходит в иллюзии, будучи непригодным сотрудником, где бы то ни было.
  3. Тема призвания. Если бы герой сам выбрал себе путь, то его деятельность была бы более полезной. Повинуясь отцу, он сделал неправильный выбор. В результате он никому не принес пользы: ни обществу, ни семье, ни себе. Этот пример говорит о том, что человек сам должен определять себе род занятий, иначе толку от его действий не будет вообще.
  4. Тема ответственности. Увы, все герои демонстрируют полнейшую безответственность по отношению друг к другу. Доктор оправдывает свою бездеятельность, приводит целые философские теории, лишь бы ничего не делать. Он искренне сочувствует пациентам, но палец о палец не ударяет, чтобы вылечить хоть кого-то. Его друг и вовсе проигрывает целое состояние, доводя до нищеты своих же товарищей, выпрашивая деньги и не отдавая их.
Читайте также:
Ю-ю: краткое содержание для читательского дневника, анализ рассказа Куприна

Чехов не просто так выбрал объектом повествования больничный флигель небольшого городка. Это позволяет поднять большое количество сложных проблем и ярче выразить основную идею произведения.

Проблемы

В повести Чехов поднимает множество разных проблем. Он пишет о человеческом невежестве, жестокости, о всепоглощающем безразличии людей друг к другу. В «Палате №6» врачи безразличны к пациентам, судьи к подсудимым, даже друг Рагина Михаил Аверьяныч безразличен к нему. Чехов раскрывает все зло людского равнодушия, это основная проблема в книге. Оно правит бал во всех таких местах, оно же, в конце концов, убивает главного героя. Никто не пришел ему на выручку, потому что он за всю жизнь ни разу никому не помог, выстраивая систему оправданий.

Представлена и социальная проблематика. Мы видим больничный флигель, который требует ремонта, в котором не хватает лекарств. Это проблема халатности и вороватости чиновников. Мы видим бедных людей, у которых нет выбора, и которым приходится обращаться в этот самый флигель к безразличным докторам. Это проблема социального неравенства: ради бедняков никто ничего не сделает.

Автор поднимает и философские проблемы самоопределения и сущности бытия: что есть жизнь? Что нужно человеку для счастья? Эти проблемы часто затрагивают Рагин и Громов в своих спорах. Один говорит, что люди должны быть равнодушны ко всему, что их окружает, и в этом безразличии скрыта подлинная гармония. Другой утверждает, что человек создан для радости, свободы и любви, и его смысл в том, чтобы расти самому и развивать этот мир. Кто прав – решает читатель, автор лишь сухо рассказывает основные события.

Смысл

Чехов осуждает людей, безразличных к другим. Он показывает, как много проблем в человеческой жизни возникают из-за безразличия. Он показывает грустные реалии уездной России, где люди бедны из-за безразличия государства, где они же умирают от безразличия врачей, бывают осуждены из-за безразличия судей, даже письмо вовремя отправить не могут из-за наплевательского отношения работников почтового отделения. Главная мысль писателя в том, чтобы показать роковые последствия равнодушия, чтобы открыть людям глаза на необходимость перемен.

Повесть должна быть предостережением и уроком всем нам. Она учит нас быть внимательнее к чужим проблемам, сочувствовать другим, забыть об эгоизме, ведь с маленького эгоизма начинаются проблемы большой страны. Основная идея Чехова – это горячий призыв к людям, которые могут только сообща решить проблемные вопросы. Никто не должен быть в стороне, каждый должен внести свой вклад в то, чтобы жизнь стала лучше.

Критика

Современникам повесть казалась целиком и полностью посвященной критике «толстовства» и «непротивления», философии равнодушия, которой страдало общество. Однако произведение оказалось намного глубже, что стало неожиданностью для самого писателя. Идейно-художественное своеобразие книги потрясло современников.

Николай Семенович Лесков писал:

В Палате № 6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это — Россия. Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата его — это Русь!

Главные герои повести Палата номер 6 Чехова (характеристика)

Рассказ Антона Павловича Чехова «Палата номер 6», описывает социальные проблемы общества, ненужность грамотных, трезво мыслящих людей, понимающих социальное неравенство и беспощадность системы, решающей кто нужен обществу, а кто бесполезен и опасен.

Главные герои

Иван Дмитриевич Громов, добрый интеллигентный человек, наследный дворянин, обучался наукам в университете, легкий в общении с окружающими людьми, из-за семейных проблем бросает учебу и получил место судебного пристава в небольшом городке, расположенном на расстоянии двухсот километров от железной дороги. Жил очень скромно, большую часть жалованья отправлял на содержание матери. Много и запойно читал, притом все, книги, журналы и даже календари. Все знавшие его уважали и за глаза называли Ваней. Однажды увидел, как жандармы вели закованного в кандалы узника, и его воображение поразила мысль, что однажды так могут прийти и за ним. Беспокойство и страх поселились в его сердце, постепенно превратившиеся в манию преследования. Громов даже прятался в подвале и не спал по ночам, в ожидании прихода полиции. Закончилось это помещением Ивана Дмитриевича в палату номер 6, откуда выйти он уже не мог, даже если бы и захотел.

Второй главный герой Андрей Ефимович Рагин, доктор, приехавший в городок на службу в земскую больницу. Профессию врача приобрел по совету отца, поэтому еще первое время ходил по вызовам к пациентам, брал с собой книжку, в которой прописаны болезни и, иногда даже угадывал диагноз, как сообщали пациенты, вел прием в больнице, а затем понял, что это обман людей. Деньги, выделяемые на содержание больницы нещадно разворовываются. Больных практически не лечат, нечем, кормят плохо, полусгнившими овощами. Рагин перестал даже приходить на прием больных. Сидел дома, читал книги и журналы под рюмочку водочки. И был очень удивлен, найдя прекрасного собеседника в лице Ивана Дмитриевича Громова, грамотного и здравомыслящего человека. Стал часто приходить к нему, чем обеспокоил всех окружающих. А затем и сам был помещен в палату номер 6, на излечение. Откуда никто его не отпустил.

Читайте также:
Характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени

Второстепенные герои

Сергей Сергеевич, фельдшер больницы, считает себя более грамотным, чем доктор, ведет прием больных, в отсутствие Рагина, назначения у него просты, летучая мазь, или касторка. Богобоязненный человек, часто читает акафист и обходит все палаты с кадильницей.

Евгений Федорович Хоботов, врач, присланный за два года, до означенных событий. Мужчина лет тридцати, сошелся с фельдшером Сергеем Сергеевичем и казначеем, всех других считал аристократами и сторонился. Очень надеется скоро занять место Рагина.

Михаил Аверьянович, приятель Рагина, приходит каждый вечер для приятного времяпрепровождения. Человек властный. В прошлом разорившийся помещик, любит покрикивать и подгонять. Уговорил Рагина поехать из города на время, проигрался в карты и растратил последние сбережения доктора, доведя его до полной нищеты.

Никита, больничный сторож, один «ухаживает» за больными старого флигеля. Любит порядок, ради него часто поколачивает больных. Отбирает для себя все, что насобирает Моисейка, больной палаты номер 6, уходящий каждый день побираться в город.

Мойсейка, еврей, ранее имевший шапочную мастерскую, однажды сгоревшую, после чего помутился рассудком и попал в больницу. Помогал всем окружающим и был безвреден.

2 вариант

Громов Иван Дмитриевич

Один из обитателей палаты №6. Иван Дмитриевич страдает манией преследования. До болезни герой работал судебным приставом и губернским секретарем. Иван Дмитриевич является начитанным, умным человеком. Громов никогда не отличался крепким здоровьем. Будучи впечатлительным и болезненным он тяжело переживал беды, которые случились с его семьей. Вскоре после смерти матери, Громов был уволен с работы из-за болезни и помещен в больницу для душевнобольных.

Громов вежливый, порядочный, нравственно чистый человек. Он помогает обитателям палаты №6. У Громова вспыльчивый характер, герой не имеет близких друзей. Как отмечает Рагин, несмотря на болезнь, Громов остается одним из умнейших, прогрессивно мыслящих и интересных людей в городе.

Рагин Андрей Ефимович

Доктор в больнице небольшого уездного города. В молодости Рагин мечтал стать священником. Однако его отец настоял на том, чтобы сын пошел по его стопам и получил медицинское образование. Когда Рагин вступил в свою должность, больница находилась в очень плохом состоянии. Андрей Ефимович отнеся к этому равнодушно. Со временем пренебрежение нелюбимой работой переросло в то, что Рагин редко стал посещать больницу. Его основным любимым занятием было чтением. Он читал все подряд, отдаваясь этому занятию без остатка.

Однажды Рагин решает посетить палату №6. Там он знакомится с Громовым, речи душевнобольного поражают доктора. Рагин все чаще приходит в палату №6, ему нравится общение с образованным и интеллигентным Громовым. Странное поведение Рагина не остается без внимания высшего руководства. В скором времени доктора помещают в палату №6 в качестве пациента. Рагин не может перенести этого потрясения, доктор умирает от апоплексического удара.

Второстепенные:

Евгений Федорович Хоботов

Фельдшер больниц, завистливый и лживый человек. Он стремится занять место Рагина. Именно Хоботов доносит до руководства сведения о «помешательстве» Андрея Ефимовича. К своим обязанностям Хоботов относится формально, его действия не приносят пользы.

Михаил Аверьянович

Приятель Рагина, служит начальником почтовой конторы. Посетители почты побаиваются его вспыльчивого характера. Когда почмейстер был зажиточным помещиком, но разорился. Михаил Аверьянович навещает Рагина, приятели ведут пустые философские беседы. Также герой сопровождал доктора в поездке в Москву. По пути в столицу разорил Рагина, потратив все его сбережения.

Сергей Сергеевич

Фельдшер больницы. Рагин боится вида крови, и Сергей Сергеевич проводит за него операции.

Никита

Сторож больницы. Бессердечный жестокий человек, избивает пациентов, издевается над ними. Глупый и бездушный, пользуясь своей небольшой властью наряду со зверскими побоями, сторож обирает больных.

Мойсейка

Обитатель палаты №6. Маленький, подвижный еврей. Мойсейке разрешается выходить на улицу. Герой сошел с ума после пожара в его небольшой мастерской. Мойсейка добрый и услужливый человек, он помогает соседям по палате.

Дарьюшка

Работает у Рагина служанкой. Она и Михаил Аверьянович являются единственными присутствующими на похоронах доктора.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои повести Палата № 6

Популярные сегодня темы

Поэма «Мцыри», написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в одна тысяча восемьсот тридцать девятом году, стала одним из лучших произведений русской классической литературы

Великая Отечественная война сильно повлияла на русскую литературу. После окончания военных действий многие фронтовики становились писателями, поэтами, режиссерами. Они стремились в своих произведениях передать

Русскую народную сказку Заюшкина избушка знают все. И, казалось бы, нет в ней никакого сакрального смысла, потому как предназначена она для самых маленьких. Но это не так.

1873 – появляется на свет в селе Семеново, Новгородская губерния. С раннего возраста обнаружился талант в музыке, практикуется в игре на фортепьяно.

Произведения искусства могут стать бессмертными, если они оказывают огромное влияние на жизнь людей в разных странах. Это касается разных областях искусства: живописи, музыки, театра, балета, архитектуры и многих других.

Анализ произведения «Палата номер 6» (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 31.03.2021

Многие творения А. П. Чехова, обладающего необычайным талантом раскрывать в маленьких своих работах множество актуальных общественных и философских проблем, удивляют своей проницательностью и реалистичностью. Такой является и повесть «Палата №6». В этом произведении мы видим историю, которая способна задеть струны души человека. Автор повести передал в ней свои размышления на разные социальные и нравственные темы. Многомудрый Литрекон предлагает подробный разбор «Палаты №6», который поможет Вам полностью вникнуть в суть и смысл произведения.

История создания

Повесть «Палата №6» стала результатом протеста А. П. Чехова против жалкого образа жизни душевнобольных людей в России. В 1887 году писатель ознакомился с «Отчетом по осмотру русских психиатрических заведений» врача А. П. Архангельского. Большой интерес вызвала у него последняя часть документа, где говорилось об условиях содержания душевнобольных, которых успокаивают при помощи избиений, а сами больницы по описаниям больше походят на тюрьмы. В 1890 году Чехов отправился на остров Сахалин. На этом «каторжном острове» писатель своими глазами увидел весь ужас быта каторжников и ссыльных, был свидетелем отвратительного отношения надзирателей к заключенным, прочувствовал всю ту тяжелую, спертую и мрачную атмосферу подобных мест. Впечатления от узнанного и увиденного отразились в «Палате №6».

Впервые упоминает о повести А. П. Чехов в переписке с журналистом и издателем А. С. Сувориным в марте 1892 года. В письме он немного рассказывает о начатом им произведении, говорит, что в нем преобладают рассуждения и нет любовной линии, а также отмечает, что направление у повести либеральное. Закончил Чехов написание «Палаты №6» уже в мае 1892 года. А впервые напечатано произведение было в ноябрьском номере журнала «Русская мысль» того же года.

Читайте также:
Высказывания о Тургеневе - современники о русском писателе

Жанр, направление

«Палата №6» написана в жанре повести, которая, как правило, по объему больше рассказа, но не дотягивает до полноценного романа. Характерны для повести злободневный сюжет, разворачивающийся вокруг одного главного героя, основной смысл, который раскрывается только в финале произведения, а также описываемые события, происходящие в современные для автора времена. Все это мы можем увидеть и в «Палате №6».

Повесть написана в направлении реализма, которое было популярно в русской литературе рубежа двух веков. Произведение обладает многими чертами данного направления: объективное изображение жизни и быта, ярко выраженные социальные проблемы, типические характеры, обстоятельства, ситуации, конфликты и язык, приближенный к живой речи.

Суть: о чем повесть?

Главный герой произведения – доктор Андрей Ефимыч Рагин. Он – воспитанный, образованный, доброй души человек, но, к сожалению, слабохарактерный. Он сознает, что место, в котором он работает, находится в таком плачевном состоянии, что даже сложно назвать его больницей, но не видит ни малейшего смысла предпринимать хоть какие-то попытки исправить или улучшить ситуацию. Поначалу он пытался лечить пациентов, но со временем приходит к выводу, что толку от этого мало, ведь всех людей в итоге ждет один конец – смерть.

Рядом с больницей стоит запущенный флигель, в котором располагается палата под номером 6. В ней лежат душевнобольные, до которых мало кому есть дело. Как-то раз Рагин заглянул во флигель и завел разговор с одним из пациентов – Иваном Дмитриевичем Громовым – молодым образованным дворянином с манией преследования. Дискуссия с больным так сильно заинтересовала доктора, что он стал постоянно наведываться во флигель. Конечно же, этот факт не обошел стороной персонал больницы, люди стали распускать сплетни о странной дружбе Рагина с пациентом палаты №6.

Вдруг Андрея Ефимыча вызывает к себе городской глава. Герой после понимает, что это была своеобразная проверка его на адекватность. Через неделю после нее доктору мягко намекнули, что надо было бы покинуть пост по собственному желанию. Герой уезжает с другом — почтмейстером Михаилом Аверьяновичем в небольшое путешествие, по возвращении из которого узнает, что теперь его должность главного врача занята молодым фельдшером Хоботовым, и ему срочно необходимо съехать с больничной квартиры. Почтмейстер в путешествии знал у него крупную сумму, но так и не отдал, поэтому все накопления Рагина пошли прахом.

Теперь он постоянно сидит дома, за который отдает свои последние гроши и даже влезает в долги. Ежедневно его навещают Михаил Аверьяныч и Хоботов, которые вскоре надоедают ему, и он с криком выгоняет их. После этого инцидента Хоботов хитростью завлекает Рагина в палату №6 и оставляет его в ней для лечения. Сторож Никита тем же вечером сильно избивает некогда своего начальника. Пролежав в палате №6 лишь одни сутки, герой умирает от инсульта.

Главные герои и их характеристика

Главным героем произведения по праву является главный врач Рагин, но немалую роль в повести играет и его «закадычный друг» больной Громов.

психически больной пациент палаты №6, страдающий манией преследования. ему примерно 33 года, по происхождению дворянин. около 15 лет назад в его жизни началась череда горестей и неудач. сначала у него умер совсем еще молодой брат, а через неделю арестовали его отца, который погиб в тюремной больнице от тифа. после этого иван дмитриевич вместе с матерью остались без дома и имущества. он стал подрабатывать учителем за гроши, после смерти матери сначала какое-то время от горя слонялся без дела, живя на одной воде и хлебе, а потом получил должность судебного пристава. все эти свалившиеся несчастья и послужили причиной разыгравшегося расстройства. с самой молодости герой был весьма хилый и болезненный. он образован, учился в петербургском университете, но учебу закончить не удалось из-за семейных обстоятельств. он очень начитан, но из-за болезни потерял всякий интерес к книгам. громов очень воспитанный, умный, мыслящий и искренний. но одновременно он мнителый, пугливый и несдержанный, ему трудно завести какие-либо отношения с людьми, из-за чего друзей у него нет. презирает людей, живущих в городе, «их грубое невежество и сонная животная жизнь кажутся ему мерзкими и отвратительными».

молодой врач, присланный на подмогу андрею ефимычу. он абсолютно безразличен и циничен по отношению к больным. его работа в больнице не приносит совершенно никакой пользы. надменный, чванливый и двуличный, он пытается хитростью подсидеть рагина, что ему успешно удается сделать.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика «Палаты № 6» весьма своеобразны:

  1. Пожалуй, основной темой повести является тема духовной нищеты. Весь провинциальный город полностью погряз в обывательщине и мещанстве. Его жители не видят смысла буквально ни в чем, каждый день проживают точно так же, как и предыдущий, не развиваются ни интеллектуально, ни духовно. Распускание сплетен, перешептывание за спиной – единственное развлечение, известное им. Весь этот маленький, тусклый и скучный городишко с его невежественными и тривиальными обывателями представляет собой своеобразный кокон, в котором правят устаревшие ценности и порядки. Сам главный герой говорит: «…в нашем городе совершенно нет людей, которые бы умели и любили вести умную и интересную беседу». Насколько плохи дела в этом месте становится понятно, когда единственным интересным собеседником для доктора становится душевнобольной человек.
  2. Из этой темы плавно вытекает другая, а именно — тема одиночества. Одиноки были и Андрей Ефимыч, и Иван Дмитриевич. Им попросту не с кем было разделить свои мысли и чувства, все обитатели города были им чужды и скучны, поэтому они и сблизились друг с другом на какое-то время. Скорее всего, именно одиночество, замкнутость и необщительность привели этих героев в палату №6.
  3. Далеко не центральной, но довольно-таки весомой является тема жизненного призвания. Доктор Рагин пошел в медицину вовсе не из-за желания помогать людям, а по настоянию отца. Сам же герой мечтал стать священником, посвятить свою жизнь религии. Но став врачом из-за напора родителей, Андрей Ефимыч не принес никакой пользы ни себе, ни больным, которым «повезло» лечится у него. Жизнь героя от этого стала еще больше бесцельной, тщетной и печальной.
  4. Кроме этого, в «Палате №6» раскрыто множество важных проблем. В самом начале произведения перед нами сразу же встает социальная проблема безответственности и несправедливости. Мы видим запущенный флигель и больницу, врачей, фельдшеров и медсестер, которые наплевательски исполняют свою работу. Чиновники тратят деньги на «ненужные постройки и лишние должности», хотя могли на эти средства «содержать две образцовые больницы». Но им безразличны проблемы бедных людей, которые вынуждены лечиться в этом ужасной заведении, почему-то названном больницей.
  5. Пересекается с вышеописанной проблемой еще одна – проблема безразличия. Как уже было сказано, медицинскому персоналу наплевать на больных, сторожу Никите наплевать на пациентов палаты №6, Михаилу Аверьянычу наплевать на своего, казалось бы, друга Андрея Ефимыча, да и самому главному герою наплевать и на больницу, и на пациентов, и на свою жизнь в общем. В городе правит всеобщее равнодушие. Никого не заботит кто-то другой, никто не придет на помощь другому, и именно такое отношение людей и губит героя произведения.
  6. Довольно важная проблема раскрывается в спорах между Рагиным и Громовым о сути страданий. Доктор считает, что «мыслящий, вдумчивый человек… презирает страдание», оно ему чуждо. Иван Дмитриевич же придерживается мнения, что только по-настоящему живой человек способен страдать, а тот, кто не испытывает никаких чувств – пропащий человек. Говоря об этом, он показывает на одного из обитателей флигеля – заплывшего жиром, ни на что не реагирующего, даже на побои со стороны сторожа, мужика. Громов утверждает также, что доктор никогда в своей жизни не страдал, поэтому так и философствует. Андрей Ефимыч в полной мере начинает понимать Ивана Дмитриевича только тогда, когда сам оказывается пациентом палаты №6. В первый же вечер он был избит Никитой, именно тогда впервые доктор понял, что такое настоящее страдание, у него проскользнула мысль «…что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете черными тенями… Он не знал, не имел понятия о боли…».
Читайте также:
«И скучно, и грустно»️ анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова, история создания

Смысл

Основная идея А. П. Чехова — это показать читателям, чем чревато безразличие. Мы видим небольшой серый уездный город, который находится в далеко не лучшем состоянии именно из-за наплевательского отношения ко всему людей, живущих в нем. Этот город является прообразом России времен Чехова. Таким образом, писатель хотел всколыхнуть в умах и душах своих современников мысль об изменении себя, об изменении отношения к окружающим людям, к своей родине, к жизни. Для этого он продемонстрировал читателям главного героя, которого на протяжении всего произведения окружают одиночество, жестокость и равнодушие, постепенно приводящие к его смерти.

Главной мыслью, которую хотел донести автор своим произведением является то, что общественные, нравственные и духовные проблемы затрагивают абсолютно каждого из нас, и мы ни в коем случае не должны отнекиваться от них, закрывать на них глаза. Не борясь с ними, любой из нас может так же, как и Рагин, оказаться в «палате №6»

Критика

Произведение имело оглушительный успех среди современников А. П. Чехова. Они отмечали правдоподобность характеров и событий, прозрачность и точность сюжета и важность поставленных вопросов и затронутых тем. Н. М. Ежов в письмах писателю писал, что журналы с повестью быстро скупались со всех прилавков магазинов по всей Москве.

Критик А. М. Скабичевский восторгался повестью, уверяя, что «Палата №6» является одной из самых лучших работ писателя, и после ее прочтения он целый день был под сильным впечатлением. С ним были солидарны также редактор и издатель В. Г. Чертков, писатель-юморист А. С. Лазарев (Грузинский) и писательница С. И. Смирнова-Сазонова.

Художник И. Е. Репин был совершенно поражен и очарован произведением, в своих письмах автору он искренне благодарит его за эту повесть. Л. Н. Толстой в своей оценке был краток и красноречив: «Какая хорошая вещь Чехова «Палата №6″…».

Писатель и публицист Н. С. Лесков смело утверждал, что в своей повести Антон Павлович показал истинную, неприкрашенную Россию: «В «Палате №6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата №6. Это — Россия… Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата его — это Русь!».

Произведение “Палата номер 6” (Чехов): краткое содержание и анализ персонажей

В данной статье будет рассмотрено одно из талантливейших, удивительных, сложных и неоднозначных произведений – «Палата номер 6». Чехов, признанный мастер интеллектуальной и сатирической прозы, как всегда смог заметить и обличить самые ужасные язвы на теле общества.

История создания

Рассказ был написан в 1892 году. Это было еще время правления Александра III, ознаменовавшееся борьбой с интеллигенцией и мыслящими людьми. Откликом на эти события и стала «Палата номер 6». Чехов смог изобразить не только страдания людей, отвергаемых властью, но страх и ненависть к ним простых обывателей. Трагизм, безысходность и отчаяние царят в этом рассказе. Автор демонстрирует, что просвещенный человек оказывается бессилен доказать что-либо людям, чей мозг закоснел в примитивизме.

Краткий пересказ: начало (Чехов, «Палата номер 6»)

Краткое изложение начнем с описания двора больницы и стоящего здесь флигеля. Местный сторож, старый солдат, спит всегда в сенях на куче старого хлама. Никита, так зовут сторожа, невысок ростом, жилист и сухощав, испитое лицо и свисающие брови делают его похожим на степную овчарку, но зато у него «здоровенные кулаки» и внушительная осанка. Он принадлежит к тем тупым и исполнительным людям, которые почитают порядок прежде всего, поэтому убежден: чтобы его соблюсти, необходимо бить своих подопечных.

Обитатели палаты

Во флигеле есть комната с прикрученными к полу кроватями, здесь и содержатся пятеро душевнобольных, один из них принадлежит к благородному сословию, а остальные – к мещанскому. Всегда создавал уникальных и живых персонажей Чехов (рассказы), «Палата номер 6» не стала исключением. Рассмотрим подробнее ее обитателей.

Моисейка – еврей, сошедший с ума, когда его шапочная мастерская сгорела. Он единственный, кого выпускают на улицу, где он получает то копеечку, то еще что-нибудь. Все принесенное евреем отнимает Никита. Моисейка всегда готов помочь товарищам: принести воды, укрыть. Но делает он это, подражая Ивану Дмитриевичу Громову, своему соседу справой стороны. Тот всем помогает, но иногда с ним происходит что-то наподобие лихорадки, и он заговаривает о человеческой тупости, подлости и жестокости, о прекрасной жизни, которая когда-нибудь наступит. Так начинается знакомство читателей с одним из главных героев рассказа «Палата номер 6» (Чехов).

Читайте также:
Высказывания о Тургеневе - современники о русском писателе

История семьи Громовых

Около 12 лет назад жил на главной улице города чиновник Громов с двумя сыновьями – Иваном и Сергеем. Еще студентом Сергей заболел чахоткой и очень быстро умер. А через неделю после этого отца семейства обвинили в растрате казны и подлоге и осудили. Вскорости Дмитрий Громов умер от тифа в больнице тюрьмы.

Как всегда, нисколько не пытается приукрасить действительность Чехов. Рассказы, «Палата номер 6» в их числе, писателя тем и ценны, что отражают жизненную реальность со всей ее жестокостью, грубостью и нелепостью.

Так Иван остался практически один. Чтобы доучиться и еще отправлять деньги на еду матери, он дает частные уроки. Но не выдерживает молодой человек столь тяжелой жизни и уезжает домой. В уездном училище Ивану дали место, но он не смог найти общий язык с товарищами и вскоре уволился. Умирает мать. Полгода Иван сидит на хлебе и воде, пока не удается устроиться судебным приставом. Но и тут долго молодой человек не проработал – уволили по болезни.

О людях, которые не могут найти своего места в жизни, повествует рассказ Чехова «Палата номер 6». Именно таков Иван Громов. Вот как описывает его сам автор: «Он все сводил к одному: в городе душно и скучно… у общества нет высших интересов, оно ведет бессмысленную и тусклую жизнь, разнообразя ее насилием… о женщинах всегда говорил страстно, но ни разу не был влюблен». Однако в городе, несмотря на такое отношение, его любили. Иван был образован, много читал: «набрасывался на все, что попадалось под руку, даже на прошлогодние газеты».

Безумие Ивана

Как-то утром Иван идет по делу к одному мещанину и по дороге видит арестантов, которых ведут под конвоем. Громов думает о том, что и его могут заковать и посадить в тюрьму. На обратном пути Иван Дмитриевич видит городничего, и эта встреча кажется ему подозрительной.

Замечательно, с медицинской точностью изображает постепенное погружение человека в безумие Антон Чехов («Палата номер 6»). Иван не спит ночами, ему кажется, что за ним придут, осудят и посадят. Он всего боится. Весной находят два трупа со следами насильственной смерти. Громов боится, что его заподозрят. Страх доводит его до того, что он запирается в погребе и сидит там два дня, пока его не находят печники. Увидев их, Иван в ужасе выбегает на улицу. Его ловят и вызывают Андрея Ефимыча – доктора. Тот заключает, что Иван Дмитриевич сошел с ума. Так Громов попадает в палату № 6.

Остальные обитатели палаты

Кроме Моисейки и Громова, в палате обитает безымянный «оплывший жиром, круглый мужик с совершенно бессмысленным лицом». На побои Никиты он не отвечает даже выражением глаз. Последний обитатель палаты – блондин с добрым и лукавым выражением лица. Его одержимость заключается в том, что его часто награждают очень редкими орденами. Обычно к больным никто не заходит, кроме Никиты и цирюльника. Но постепенно по городу расползается слух, что умалишенных стал навещать доктор.

История Андрея Ефимыча Рагина

В юности Адрей Ефимыч собирался пойти в священники, но отец настоял на медицинской службе. Внешность у него мужицкая, грубая, «напоминает трактирщика на большой дороге», его руки и ноги огромны: «хватит кулаком – дух вон». Одевается Рагин очень небрежно.

До того как Андрей Ефимыч пришел работать в больницу, в ней царил полный беспорядок и произвол, к чему доктор отнесся совершенно равнодушно. У него не хватило характера что-либо изменить. Поначалу новый врач работает очень упорно, но постепенно опускает руки и приходит к выводу, что нет смысла в том, чтобы мешать больным умирать.

По утрам в приемной Андрей Ефимыч встречается с фельдшером Сергеем Сергеевичем, имеющим в городе практику. Фельдшер – человек религиозный, поэтому по воскресеньям он просит больных читать акафист, а сам обкуривает палаты ладаном. Постепенно на Сергея Сергеевича перекладывается обязанность приема больных – Рагину это надоедает.

Дома Андрей Ефимыч много читает из философии и истории. После обеда ходит несколько часов по комнате и думает. А вечером идет в гости к Михаилу Аверьянычу, почтмейстеру, только компания этого человека не в тягость Рагину. Во время этих посиделок доктор говорит о том, что в городе совершенно не с кем вести умные беседы. Чем больше Рагин читает, тем больше убеждается в том, что его жизнь была омерзительной и противной, а служба – вредное занятие, за которое платят обманутые им люди.

Речи разочаровавшегося, не видящего в будущем ничего светлого человека слышны в рассказе «Палата номер 6». Чехов, оставаясь верным себе, не идеализирует Рагина, но в этом герое воплотилась вся боль писателя о постепенной деградации общества.

Развитие сюжета

Познакомив читателя с основными действующими лицами, Чехов переходит непосредственно к действию рассказа. Итак, в больницу приезжает новый молодой доктор Евгений Федорович Хоботов. Единственная книга, которую читает этот человек – «Новейшие рецепты венской клиники». Он втайне начинает завидовать Рагину и желает заполучить его место.

Как-то на улице Моисейка просит у Рагина денежку на новые сапоги, тогда доктор просит у Никиты выдать обувь. Тут с обвинительными речами на доктора набрасывается Громов. Постепенно между больным и врачом завязывается беседа. На следующий день Андрей Ефимыч приходит поговорить снова.

«Доктор не в себе»

Произведение Чехова «Палата номер 6» в полной мере отразила отрицательные, неприглядные и разрушительные черты человеческого характера. Так, узнав о том, что Рагин стал часто посещать сумасшедших, Хоботов подговаривает фельдшера подслушать их разговоры. В результате они приходят к выводу, что Андрей Ефимыч сам сошел с ума.

Отношение к доктору меняется. Однажды его приглашают в управу, где задают вроде бы безобидные вопросы. Вернувшись домой, Рагин, однако, понимает, что это было психиатрическое освидетельствование. Хоботов советует доктору уйти с работы.

Окончание

Заканчивается рассказ «Палата номер 6» (Чехов). Цитаты, представленные выше, отлично передают весь тот мрачный и безнадежный настрой, который не оставляет шанса на счастливый конец.

Почтмейстер предлагает Рагину отправиться в путешествие. Вскоре Андрей Ефимыч с Михаилом Аверьяновичем оказываются в Москве. Почтмейстер начинает вести себя как барин, за что доктор очень на него негодует и впадает в уныние. В Варшаве почтмейстер проигрывает почти все деньги Рагина.

Андрей Ефимыч возвращается домой, у него нет ни денег, ни работы. Рагина приходят навестить Хоботов, фельдшер и иногда заходит почтмейстер. Доктор всем задолжал, но работы у него по-прежнему нет.

Читайте также:
Ю-ю: краткое содержание для читательского дневника, анализ рассказа Куприна

Однажды Хоботов приглашает его в больницу на консилиум. Рагин удивлен, но соглашается. В результате бывший доктор оказывается заперт в палате № 6. Никита отбирает его одежду, а потом бьет. Вечером следующего дня Андрей Ефимович умирает от апоплексического удара.

«Палата номер 6», Чехов: анализ

Тема и идея произведения неразрывно связаны с историей жизни самого Андрея Ефимыча. Чехов всегда был тем, кто обличал безнравственность, пошлость и попустительскую философию, которую и проповедует Рагин. И вот на примере доктора автор показал, к чему приводит хорошего мыслящего человека безразличие и отказ от борьбы. Пошлость, низость и закостенелость одержали победу и уничтожили единственного, кто выделялся на фоне других в лучшую сторону.

Палата № 6 становится символом общества, где одни мучаются от непонимания, а другие даже не пытаются им помочь. Так, те, кто находится по другую сторону двери палаты для душевнобольных (Никита, фельдшер, почтмейстер, Хоботов), не считают пациентов палаты № 6 за полноценных людей, которые могут страдать физически и морально, о которых нужно заботиться. И это вполне оправдывается их жизненной позицией – все равно все умрем. И Рагин в своих размышлениях тоже приходит к этой простой философии. Однако Андрея Ефимыча все же мучила совесть, он думал о деградации людей, о том, что и сам обманывал пациентов. Постепенно доктор начинает желать лишь одного – найти умного собеседника, который и обнаруживается в палате № 6. И за это свое открытие Рагин платит высокую цену – сам оказывается среди умалишенных и умирает.

Но многое открыла Андрею Ефимычу палата номер 6. Анализ эпизода, когда доктор осознает весь ужас обитания в таком месте, позволяет убедиться, что человек может что-либо осознать, только испытав это сам. Как бы красиво Рагин ни говорил о том, что главное – свобода мысли, потеряв телесную свободу, он впал в апатию и перенес невероятное потрясение.

Таким образом, Чехов затронул такие проблемы, как лицемерие, насилие, незаинтересованность в духовном развитии, бездушное отношение к людям социальных работников и врачей. В рассказе затронуты и философские проблемы: поиск смысла жизни, предназначение человеческого разума и роль страданий в жизни людей. Интересны мысли о том, что отрицание страданий равносильно отрицанию самой жизни, а ум – единственный источник счастья и наслаждения.

Большой успех еще при жизни заслуженно имел Антон Павлович Чехов. «Палата номер 6», отзывы на которую были в основном положительные, никого не оставила равнодушным. Так, например, отозвался Н. С. Лесков об этом произведении: «В “Палате № 6” в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — “Палата № 6″».

Образ Ивана Громова

Требуют особого внимания основные герои («Палата номер 6»). Биография Ивана Дмитриевича уже была подробно описана выше, поэтому приступим сразу к анализу. Громов – интеллигентный, нравственно высокий, добрый и деликатный человек, который очень любит читать книги. По убеждениям его можно отнести к либералам: сострадает бедным, ненавидит сытых и безразличных горожан, верит в светлое будущее, торжество правды и человеческого ума. В последнем он настолько уверен, что убежден – когда-нибудь люди добьются бессмертия.

Даже попав в больницу с диагнозом “мания преследования”, он не утратил своей доброты и желания помогать людям. Настолько сильны были его убеждения. Именно поэтому Рагина привлекает этот сильный персонаж.

Неоднозначно отношение автора к своим героям, как и неоднозначно само произведение «Палата номер 6». Но в одном сходятся критики – Чехов, несомненно, симпатизировал Громову. Неспроста Иван Дмитриевич во многом противопоставляется Рагину: критикует жизнь доктора и его философскую позицию попустительства. У Громова есть и свое представление о человеке. Согласно этой концепции, люди состоят из холода, голода, потерь, обид и страха смерти. Поэтому сама человеческая природа за то, чтобы реагировать слезами – на боль, негодованием – на подлость, а отвращением – на мерзость. Иван Дмитриевич не приемлет рагинскую философию стоицизма, более того, говорит о том, что Андрей Ефимыч не вправе делать каких-либо выводов, потому что не знает настоящей жизни вообще и российской в частности. И действительно, по сравнению с жизнью доктора, Громов успел перенести много потерь, ощутить голод и страх.

Однако страдания самого Рагина не производят на Ивана никакого впечатления, совершенно не трогают его. Громов даже немного злорадствует, призывая доктора вспомнить его прежнюю философию. После смерти Рагина единственным утешением Ивана становится вера в то, что после смерти он будет являться всем тем, кто мучает людей, и пугать их.

Образ Андрея Рагина

Продолжаем анализ рассказа «Палата номер 6». Чехов, герои которого всегда были невероятно реалистичны, создает достаточно распространенный среди интеллигенции тип человека – философствующий о жизни мыслитель. Однако этот мыслитель мало что знает о тяготах действительности. Существование Рагина концентрируется на его внутренних размышлениях.

Доктор постепенно отторгает внешний мир. Чехов с присущей ему лаконичностью изображает, как быстро и в то же время закономерно протекает этот процесс. Сначала Рагин смиряется с беспорядками, царящими в больнице, затем перестает добросовестно относиться к лечению своих пациентов. Постепенно его философия начинает сводиться к одному – зачем что-то делать, если все равно умирать. Любое столкновение с действительностью, которое его не удовлетворяет, приводит к тому, что Рагин впадает в апатию и перестает разговаривать, окончательно замыкаясь в себе.

Автор беспощадно показывает, к чему приводит такое отношение к жизни – не просто к смерти, а к надлому самого человека, его унижению и уничтожению не столько физическому, сколько моральному.

Рагин оказывается не в состоянии выдержать столкновение с действительностью. Именно в этом эпизоде проявила себя прославленная, очень похожая на жизнь ирония Чехова. Его герой, проповедующий стоицизм и ценящий только свободу мысли, оказывается в положении узника. Здесь, казалось бы, и должны в полной мере реализовать себя взгляды Рагина, но он неспособен следовать своей же жизненной концепции. Философия Андрея Ефимыча приводит его самого к гибели.

Выводы

Таким образом, рассказ Чехова «Палата номер 6» предстает глубоко философским произведением, не только отразившим проблемы своего века, но и поднявшим общечеловеческие вопросы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: